Тлетворное влияние знаменитостей на моду
Если говорить о рекламе косметики с участием звёзд кино и шоу-бизнеса, то люди убеждены, что звёзды действительно продают рекламируемые товары [3, 24]. Поскольку нас окружают явные свидетельства вездесущего присутствия звёзд, целесообразно будет оценить степень влияния знаменитостей на наш образ жизни.
Поклонение кумирам уходит в далёкое прошлое. Уже в средневековье короли и королевы, герцоги и герцогини и прочие представители благородных сословий, приближённые ко двору, были законодателями моды и стиля, образцами поведения, законодателями обычаев (охота как развлечение, отдых на природе (при Людовике XIV)). Подобные примеры можно встретить и в совсем недавнем прошлом. Так, в начале XX столетия их величествам королю Георгу и королеве Мэри настолько полюбился высококлассный шоколад марки Rowntree, что они разрешили использовать свои образы в его рекламе [3, 169].
Знаменитости влияют на огромное количество аспектов повседневной жизни. Самый распространенный способ влияния знаменитостей на повседневную жизнь людей – это средства массовой информации – кино, ТВ, газеты, журналы и радио. Средства массовой информации подпитываются за счёт культа звёзд и способствуют укреплению этого культа. Кино – и музыкальная индустрия в целом, шоу-бизнес в частности Шоу-бизнес – (англ. show business) бизнес, связанный с организацией и проведением зрелищных представлений, выступлений актеров, певцов и т.п. , специализируются на создании знаменитостей. Популярные актёры, певцы и певицы, шоумены продолжают оказывать огромное влияние на многие поколения кинолюбителей и любителей музыки. Шоу-бизнес – это настоящая фабрика звёзд, истинный апофеоз этого глобального явления. Публика «голосует» за обожаемых актёров и актрис своими кошельками, а те, расталкивая друг друга, карабкаются вверх по лестнице популярности.
Сегодня, благодаря вездесущим средствам массовой информации, возможности заглянуть в личную жизнь звёзд постоянно увеличиваются. Это означает, что люди могут вплотную приблизиться к своим идолам. Если бы жизнь знаменитостей не была так важна для миллионов представителей человеческого общества, за ними не гонялись бы постоянно легионы фанатов, и, следовательно, звёзды не получали бы таких огромных гонораров. Таким образом, создание таких символических фигур, поклонение им и их низвержение – глубоко укоренившаяся в человеческой природе потребность.
Средства массовой информации буквально напичканы рассказами и репортажами о знаменитых людях, они буквально пестрят материалами о звёздах – о них кричат передовицы газет, их портреты красуются на обложках журналов, в рекламе различных брендов – косметики, одежды. И хотя, притягательность телевизионных программ и публикаций о звёздах в огромной мере обусловлена фактором развлекательности, такое внимание к знаменитостям может иметь вполне конкретную цель. Рекомендация звезды действует как свидетельство высокого качества товара или услуг и способна значительно повысить репутацию бренда. Ведь звезда, с которой себя ассоциирует тот или иной человек, видит её (его) блистающим на экранах, с всегда свежим лицом и стойким макияжем, и понимая, что звезда также в жизни сталкивается с жёсткой водой, волосы «борятся» с непогодой, а мужчины тоже где-то учились мастерству очарования женщин, люди доверяют бренду, товару, надеясь что они тоже будут такими же успешными в жизни (всё зависит от образа, используемого в рекламе (об этом ниже)). Или же, пользуясь продуктом, который ассоциируется с той или иной звездой, потребители получают некоторую добавленную ценность с точки зрения образности, устремлений и развлекательности.
Однако, не факт, что такое довольно прямолинейное и функциональное объяснение привлечению звёзд к участию в рекламе объясняет суть этого экстраординарного явления. Один из самых мощных факторов, определяющих человеческое поведение, – это желание подражать кому-либо, и подражать как можно точнее [3, 16]. Люди делают это для самоутверждения, а также и из – за желания подняться выше по лестнице успеха (экономического или социального).
Успешность – это в высшей степени субъективное понятие, особенно когда оно касается представителей противоположного пола; мнения людей изменяются вместе с модой, т.е. тем, что считается красивым или желательным во внешнем виде, поведении или избранном стиле жизни. Человек считает кого – то красивым, преуспевающим, и его взгляды в значительной степени обусловлены тем, как к объекту его желания относятся неформальные лидеры Неформальные лидеры – члены группы, которые официально не имеют руководящей должности, но из- за своих личностных качеств, жизненного опыта и поведения заняли особое поведение – лидерское., а со временем и основная масса людей.
Значимость знаменитости в жизни людей объясняется не только обычной человеческой страстью к подглядыванию; звёзды, по сути, становятся объектами для чрезвычайно важных исследований и моделей развития, как отдельных личностей, так и общества в целом [3, 17]. Люди используют образы звёзд в качестве ролевых моделей и руководства к действию. Неформальный опрос, выявил, что 84% респондентов слышали от друзей или знакомых, что они похожи на какую – то звезду [3, 17]. Судя по всему, люди проникаются чувствами к знаменитостям определённого типа, именно к тем, на которых они хотя бы чуть – чуть похожи или на которых стремятся быть похожими. Когда эта звезда меняет стиль одежды, причёску, люди могут ощущать некую связь и тоже будут стремиться к подобным изменениям, подражая своему кумиру, ведь звезда живёт в определённом смысле «параллельной жизнью».
Истинная знаменитость – обладает чётко определёнными личностными характеристиками и собственной репутацией: она известна тем, что невероятно хорошо умеет делать что-то, в жизни, на экранах, откуда её видят люди, и именно благодаря её выдающимся навыкам и умениям в какой-то области она становится известна широкой публике и превращается в объект поклонения и уважения. Это звёзды кинофильмов, прославившиеся какой – то определённой ролью: умением «выжить» в реальной жизни и остаться героем, столкнувшись с несправедливостью, добившись успеха в жизни. Или же, это певицы (певцы), или участники поп – группы, которые знамениты просто потому, что знамениты песнями, стилем жизни. Популярность звёзд вполне можно использовать в рекламе брендов.
Тлетворное влияние знаменитостей на моду
В любом обществе, не важно феодальное оно, капиталистическое или социалистическое, основное желание большинства людей, независимо от положения и возможностей — быть состоятельным и успешным. Именно состоятельные и успешные представляли интерес публики во все времена: их стиль жизни считался эталоном, а наряды, пища и развлечения были предметом обсуждения и вожделения. Но если бы моду диктовали только «сильные мира сего» все было бы слишком просто. Так кто или что диктует нам моду? Хороший вопрос, пусть однозначного ответа на него и не существует. Моду нам диктует сам ход истории: войны, экономическая ситуация, прогресс, дизайнеры, знаменитости, улица.
Наука
До определенного момента полнота считалась красивой. В нынешнее время с его культом худобы в это крайне сложно поверить! Что повлияло на столь радикальные перемены?
Когда отец семейства вывозил свою жену и детей в публичное место, не только дорогое платье супруги и нарядные костюмчики отпрысков сигнализировали окружающим «Вот идет почтенный отец способный достойно содержать жену и детей», но и полнота. Полнота была своего рода визитной карточкой успеха и достатка, а все потому, что еще буквально 100 лет назад не было ни возможностей, ни знаний, позволяющих сохранять пищу продолжительное время. Да и самой пищи было не так уж и много.
Продуктовое изобилие обрушилось на жителей экономически благополучных стран с появлением консервантов, усилителей вкуса и современных способов заморозки – еда существенно подешевела. Мир охватила новая проблема — ожирение средних и низших слоев общества: полнота перестала быть уникальным свойством доступным только состоятельным, а значит перестала быть ценной. Сейчас достаток и успех символизирует стройность.
Впрочем, с ростом популярности во всем мире пышнотелых поп-исполнительниц, «семейки Кардашьян» и моделей plus-size мода на полноту стала поднимать голову после многолетнего диктата худобы.
На показе коллекции Balmain осень-зима 2016-2017 модели надевали накладки на бедра, чтобы сымитировать модную нынче округлость.
Технический прогресс
Без преувеличений, одним из самых знаковых изобретений человека, ставшим причиной эпохальных перемен в обществе, можно считать велосипед. По мнению одной из американских суфражисток, велосипед сделал для эмансипации женщин гораздо больше, чем все остальные меры вместе взятые. Как так?
Веками женщины не снимали корсетов и длинных юбок, менялись фасоны, длина, материалы, но суть оставалась та же – женщину вгоняли в жесткие рамки представления о красоте и привлекательности. Веками женщины не носили брюк несмотря на явное удобство, но с появлением велосипеда женщины, пусть и не все, стали отказываться от корсетов и изыскивать способы трансформировать привычную и приличную в обществе юбку в что-то более приемлемое для передвижения.
Так в конце 19 века в моду входят шаровары для езды на велосипеде. Это еще специальная, а не общепринятая одежда, но уже большой прорыв в общественном сознании.
Однако полностью избавила женщин от корсетов, юбок, длинных волос и утонченности — первая мировая война. Именно мировые войны являлись, и, к сожалению, будут являться, главнейшими двигателями развития прогресса и экономики и моды.
Ход истории
В 1910 году умирает Английский монарх Эдуард VII. Что бы почтить его память на знаменитые скачки в Эскоте все подданные являются в черном.
Это событие на годы стало одним из знаковых в мире моды. Воодушевленные примером знати, простые женщины, потерявшие на войне мужчин, носят «пышный траур» подобно гостям «Черного Эскота». Но война затягивается и женщины, вынужденные заменять мужей, братьев и отцов у заводских станков, на стройках и сельских полях окончательно расстаются с корсетами, примеряют комбинезоны и даже отправляются на фронт.
Стиль одежды тех времен можно охарактеризовать как «Военный»: пальто, напоминающие шинели, вместо пышных меховых воротников строгие лацканы, узкие юбки сменяются просторными юбками миди, а вскоре появляется и вовсе универсальная одежда — платье, которое, в отличии от довоенных нарядов, можно было носить и утром, и днем, и вечером.
Женский костюм, 1915 год
Так что популярность маленького черного платья обусловлена не столько гениальностью Шанель, сколько историческими предпосылками: мир ждал и хотел такое платье, универсальное, не затратное и элегантное, хотя и «родилось» оно гораздо позже.
Кристиан Диор, New Look ? Закончилась Вторая Мировая война, люди пришли в себя от потерь, голода и лишений и захотели красоты, роскоши и женственности.
Коллекции Андре Куррежа и Пако Рабанна и Пьера Кардена 60-х годов?
Наступила эра освоения космоса и дизайнеры не могли пройти мимо.
Технические достижения последнего времени позволили создавать новые материалы и 3D одежду.
Селебрити
Поп звезды, известные спортсмены, музыканты, актеры и другие публичные персоны оказывают на моду колоссальное влияние. Одни из самых знаковых личностей 20 века, Майкл Джексон и Мадонна, так густо наследили в музыкальном мире, что до сих пор вся поп – индустрия «едет» на художественных решениях, внедренных ими, что уж говорить про моду?
Именно Мадонна начинает активно использовать в своих сценических образах и костюмах образ проститутки, приобретая огромную популярность среди поклонников и зарождая основы стиля «порношик». Неудивительно, что столь яркие персонажи находят поддержку в лице модельеров: Жан-Поль Готье создает для Мадонны знаменитый треугольный бюстгальтер, ставший ее визитной карточкой.
А кто вдохновлял саму Мадонну? Приглядитесь, ответ очевиден.
Нередко знаменитости транслирующие и вдохновляющие модельеров на новые формы и решения блистают только под лучами таланта выдающихся дизайнеров. Живой пример — певица Леди Гага. Яркая, самобытная и неземная Гага после смерти гениального Александра МакКуина стала блеклой пародией на саму себя. Без маэстро МакКуина нечего стало транслировать.
Модные блоггеры
Это отдельная категория, являющаяся одновременно и потребителями и создателями моды. Молодые, талантливые люди, нередко имеющие отношения к дизайну или искусству выражают себя и свой внутренний мир посредством одежды. Явление это стало возможно и популярно только благодаря глобальной сети интернет, ставшей платформой для демонстрации творчества тысяч людей по всему земному шару.
Это только попытка кратко обрисовать причины возникновения тех или иных модных явлений. Надеюсь, теперь многим станет понятно, почему телесные прозрачные колготки еще недавно символизировавшие элегантность и вкус на какое-то время стали признаком антимоды и безвкусицы?
Еще по теме:
Фото: storyfiles.blogspot.kr, super.ru, nicki-minaj-mp3.ru, historyfashion.ru
glamourdaze.com, mylitta.ru, glamlemon.ru, bolod.mn, crossfashion.ru
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии
Требует жертв: 8 раз, когда мода заставляла знаменитостей страдать
Новости моды
Вспышки камер и всеобщее внимание — на красной ковровой дорожке у знаменитостей нет права на ошибку: любая оплошность сразу же окажется на страницах прессы и будет бурно обсуждаться в сети. Подготовиться к выходу им помогает целый штат стилистов и визажистов — как правило, публика получает идеальную картинку, но вот самим звездам приходится и пострадать ради этого. SPLETNIK.RU предлагает вспомнить несколько случаев, когда знаменитости признавались, как мода заставляла их страдать.
1. Ким Кардашьян
Появление звезды соцсетей Ким Кардашьян на Балу Института костюма в этом году явно стало одним из самых эффектных и обсуждаемых. Интересовало публику, впрочем, не столько платье от Mugler, столько то, как Ким удалось его надеть в принципе и не были ли удалены в процессе несколько ребер. Такие хирургические вмешательства Кардашьян, конечно, отрицала, но призналась, что готовить организм к этому выходу ей пришлось долго и основательно.
Так, за семь месяцев до Met Gala она начала дыхательную гимнастику, чтобы правильно дышать в корсете. Кроме того, на 10 дней перед мероприятием знаменитость полностью отказалась от продуктов, содержащих сахар. От мучений на красной ковровой дорожке ее это, увы, не избавило.
Я в жизни не чувствовала такой боли! У меня на спине и на животе остались следы,
— рассказала Ким в интервью WSJ.
2. Кайли Дженнер
Немалой выдержки потребовал Бал Института костюма и от сестры Ким, Кайли Дженнер. Еще одна представительница знаменитого клана намучалась со своим нарядом в 2016 году.
Расшитое тысячами блесток и кристаллов платье от Balmain не только сковывало движения (подняться по лестнице Кайли помогали ассистенты), но и изрядно поцарапало ноги — фото Дженнер запостила в соцсети.
Фото из Instagram Кайли Дженнер
3. Белла Хадид
Еще один жертвенный выход на Met Gala состоялся у Беллы Хадид в 2018 году. Готический образ модели был одним из самых ярких на мероприятии, главной темой которого стали мода и религия.
Эффектный образ, однако, стал настоящей головной болью звезды подиума — в прямом смысле этого слова! Виной тому шлейф весом в 4,5 килограмма. Усложнял ситуацию и хитрый крой наряда — увесистая деталь фактически была “пришита” к голове Хадид.
4. Николь Кидман
Впрочем, не только выходы на красную ковровую дорожку требуют крепкого здоровья — мириться с неудобными костюмами приходится и актерам на съемочной площадке. Так, Николь Кидман даже получила травму на съемках фильма “Мулен Руж” (Moulin Rouge). Наряды у ее героини были роскошными и от них буквально нельзя был отвести взгляд, но вот примерки проходили не так гладко.
Николь Кидман в фильме “Мулен Руж”
Я сломала ребро, когда надевала корсет. Я хотела утянуть талию до 45 сантиметров, как у Вивьен Ли в фильме “Унесенные ветром” (Gone with the Wind). Поэтому я все повторяла: “Туже, еще туже”,
— призналась Кидман в интервью Грэму Нортону.
Съемки в итоге пришлось прервать на две недели, а после этого — значительно перестроить съемочный план: многие сцены после травмы Кидман играла сидя в инвалидном кресле.
5. Дакота Фаннинг
Непростыми съемки были и у Дакоты Фаннинг — на прочность актрису тоже испытал корсет. Носить эту вещь почти постоянно ей приходилось во время работы над сериалом “Алиенист” (The Alienist).
Я действительно потеряла сознание во время моей первой примерки. Это сразу дало мне некоторое представление о том, каково это было — носить корсет!
— делилась впечатлениями Дакота.
6. Эль Фаннинг
Тут, казалось бы, можно было вздохнуть с облегчением, что эти ужасные корсеты остались в прошлом, но нет! Модницы продолжают страдать от них и сегодня. Например, сестра Дакоты Эль Фаннинг упала в обморок из-за корсета не на съемочной площадке, а на одном из светских приемов во время Каннского кинофестиваля в 2019 году. На данном киносмотре Эль, которая была членом жюри, явно стала и одной из главных звезд модной хроники, но один наряд все-таки подвел девушку.
Лиф бежевого платья от Prada с вышивкой в виде цветов был таким тугим, что Эль стало плохо. Произошло это во время гала-ужина Chopard Trophy — по сообщениям репортеров, Фаннинг просто упала со стула. Позже актриса успокоила своих поклонников, сообщив в соцсети, что действительно потеряла сознание, но уже чувствует себя хорошо.
7. Сара Джессика Паркер
Туфли были настоящим фетишем Кэрри Брэдшоу! И за эту страсть героини приходилось расплачиваться актрисе, исполняющей эту роль в сериале “Секс в большом городе” (Sex and the City). Сара Джессика Паркер рассказывала, что не раз повреждала ноги на съемках и была вынуждена обращаться к врачу, а он в свою очередь диагностировал ей некоторые изменения в стопе.
С твоей ногой происходит то, что не должно происходить. Вот эта кость, она не должна быть здесь,
— процитировала Сара слова своего врача.
Актриса также вспоминала, что буквально бегала на каблуках по 18 часов в сутки — столько обычно длились съемки. Несколько раз она поскальзывалась, что оканчивалось вывихом лодыжки.
8. Эмма Стоун
Актриса Эмма Стоун — еще одна жертва корсетов. На съемочной площадке фильма “Фаворитка” (The Favorite) актриса стремилась соблюдать историческую точность в образе ее героини, а потому настоящий корсет стал неотъемлемой частью ее сценических нарядов.
В первый месяц я просто не могла дышать! Чтобы не упасть в обморок, я нюхала ментол, и это на какое-то время создавало впечатление, будто я где-то на свежем воздухе,
На этом, впрочем, неприятности не закончились. Еще через пару месяцев постоянного ношения у Стоун сместились внутренние органы — такое, на самом деле, происходило и в реальности с дамами, когда корсет был обязательной частью женского гардероба. В случае с Эммой изменения, к счастью, носили лишь временный характер.
А вам приходилось носить неудобные вещи ради эффектного образа?
Убийственная мода прошлого: как в XIX веке люди гибли из-за нелепых фасонов и ядовитых тканей
В XIX веке некоторые способы производства одежды и аксессуаров, фасоны и даже сам образ жизни не просто вредили модникам, но даже угрожали их жизни. Публикуем конспект книги Элисон Метьюс Дейвид «Жертвы моды. Опасная одежда прошлого и наших дней».
Заразные платья
Сомнительная гигиена, грызуны и скопление нечистот были не единственным источником эпидемий в городах. Опасность в себе таила даже одежда.
Современное фабричное производство позволило изготавливать новые ткани каждый день. Но раньше это был трудоёмкий и долгий процесс. Каждый отрез ценили, перешивали и перепродавали. В XIX веке многим приходилось покупать подержанные вещи у старьёвщиков и уличных торговцев. Но это не было похоже на секонд-хенды, которые мы знаем сегодня. Тогда продавцы не особо пеклись о дезинфекции одежды перед продажей.
В 1879 году французский доктор Жибер утверждал, что вирусы часто приносили на своей форме солдаты, возвращающиеся с войны. Прачки распространяли их среди населения. А торговля подержанной одеждой и ветошью была главным виновником эпидемии оспы.
В 1899 году доктор Фини, главный санитарный инспектор Нью-Йорка, обнаружил, что из северных штатов Америки в южные поставляют на продажу одежду утопленников и умерших от инфекций. Одежда могла быть источником не только оспы, но и скарлатины, кори, чесотки, экземы, дерматита.
Источником заразы были и дамские юбки.
На протяжении XIX века периодически возникала мода на юбки со шлейфом. Девушки буквально «подметали» ими улицы и приносили в дом инфекции с прогулок.
Городские дороги были покрыты экскрементами собак и лошадей, плевками, мокротой и другими выделениями, не говоря уже о пыли.
Один лондонский врач пытался ввести в дамский туалет короткие юбки для прогулок. В 1890‑х годах в США женщины даже создавали «Клубы Дождливого Дня» в их поддержку. Но модные журналы, в частности Harper’s Bazaar, задавались вопросом: «А как же женское предназначение быть прелестной?». Компромиссом между заботой о здоровье и красотой стали «зажимы для юбок», запатентованные в 1902 году.
Впрочем, постепенно юбки избавились от шлейфа и чрезмерной длины. Их укорачивание часто связывают с борьбой за равноправие. Но гигиенические соображения также сыграли важную роль в этом, о чём часто забывают.
Ядовитый зелёный цвет
20 ноября 1861 года девятнадцатилетняя Матильда Шуэрер умерла от «внезапного» отравления. Девушка трудилась в мастерской господина Бержерона в центре Лондона. Она «взбивала» искусственные листья для венков, покрывая их порошком зелёного цвета. Великолепный оттенок для платьев и аксессуаров получали, смешивая медь и окись мышьяка. Сама того не зная, Матильда вдыхала яд и съедала его со своих пальцев во время обеда.
Смерть Шуэрер описали во всех подробностях: её рвота была зелёной, белки глаз тоже позеленели. За несколько часов до смерти она билась в конвульсиях, лицо «выражало крайнюю степень тревоги», а изо рта, носа и глаз шла пена. Вскрытие показало — мышьяк проник в желудок, печень и лёгкие девушки.
За дело Шуэрер взялись несколько благотворительных организаций, включая аристократок из «Дамской санитарной ассоциации». Одна из них, мисс Николсон, ещё до гибели девушки посещала чердаки и цеха, где производили искусственные цветы.
Она опубликовала рассказ о полуодетых девочках, которые собирали в мастерских листья и цветы в букеты. Их руки и лица покрылись язвами, а носовые платки были в крови. Юные работницы понятия не имели о ядовитых свойствах мышьяка, который пропитывал красивые искусственные листья.
После случая с Матильдой Шуэрер дамская санитарная ассоциация заказала химику Августу Вильгельму Гофману изучить искусственные листья с женских наколок. Гофман поделился результатами исследования в лондонской The Times. Он заключил, что мышьяком, содержащимся в одном украшении для волос, можно отравить двадцать человек.
«Зелёный тарлатан [хлопчатобумажная ткань], столь модный нынче для пошива бальных платьев, содержал мышьяк в половину собственного веса. В одном бальном платье, сшитом из 18 метров этой ткани, было около 900 гран мышьяка. За один вечер с него осыпается не менее 60 гран мышьяка. Четыре — пять гран смертельны для взрослого человека»
Во Франции врач Анж-Габриэль-Максим Вернуа посетил несколько производств, чтобы исследовать технологию использования мышьяка. В мастерских он обнаружил, что местные работники смертельно больны — токсичная зелёная пыль разрушала их руки и тела. Она забивалась под ногти, вызывала нарывы на коже и с немытых рук попадала в еду. Вернуа отмечал, что в таких ателье не было ни грызунов, ни кошек.
В документальном фильме «Под знаком Шанель» одна из сотрудниц модного дома говорит, что «портнихи не любят зелёный». Несмотря на то, что свойства ядовитого зелёного со временем открылись, отношение к цвету осталось не самым приятным. Так зелёный надолго стал плохой приметой.
Так мышьяк разъедал лицо, руки и ноги работников мастерских по изготовлению искусственных цветов. Хромолитография из книги Максима Вернуа
Синдром длинного шарфа
Вечером 14 сентября 1927 года в Ницце знаменитая танцовщица Айседора Дункан села на пассажирское сиденье спортивного автомобиля «Амилкар». Она дважды обернула вокруг шеи длинный красный шарф, перекинула свободный конец через плечо и крикнула: «Прощайте, друзья, я отправляюсь к славе!».
Сиденья в спортивной модели автомобиля располагались слишком близко от спицованных колёс. Как только автомобиль тронулся, шарф намотался на ось, притянул Дункан к заднему колесу машины, переломил ей шею и разорвал сонную артерию. Через несколько мгновений Айседора была мертва.
Шелковый шарф Дункан вручную расписал художник-оформитель Роман Шатов. Американская подруга танцовщицы Мэри Дести подарила его Айседоре как памятный сувенир 1 мая 1927 года, в день рождения её погибшего сына Патрика.
Четыре месяца спустя красный шарф стал полицейской уликой, и Дести легко узнала его. Хотя он и был насквозь пропитан кровью.
В 1970‑х в моду вошли многие элементы стиля 1920‑х годов, в том числе длинные шарфы. Такой носил Том Бейкер в роли Доктора Кто в одноимённом телевизионном сериале. Его персонаж носил длинный шарф в путешествиях по отдалённым галактикам. Но дело не раз заканчивалось летальным исходом для тех, кто подражал ему.
В 1971 году молодую американку вытянуло из кресла горнолыжного подъёмника, когда её шарф обернулся вокруг кресла, двигавшегося навстречу. Девушка погибла от удушения, пока её тянул вниз кресельный подъёмник. Подобные случаи получили в медицинской практике название «Синдром длинного шарфа». Врачи пришли к выводу, что эти происшествия заканчивались смертью в 45% случаев.
Что ещё влияло на моду
Хромая юбка
«Хромая юбка» вынуждала владелицу передвигаться семенящими шажками. Есть даже легенда о том, как появилась эта опасная для здоровья и жизни одежда.
В 1908 году деловой представитель американской компании братьев Райт в Европе миссис Харт О. Берг убедила Уилбора Райта позволить ей принять участие в демонстрационном полёте на аэроплане. Посмотреть это представление собралась большая толпа французских зрителей, в том числе журналисты. Берг стала первой женщиной-пассажиром аэроплана. Она поднялась в воздух на две минуты и семь секунд вместе с Уилбором Райтом 7 октября 1908 года.
Миссис Харт О. Берг и Уилбор Райта. 7 октября, 1908 года, Франция.
На одной из фотографий её можно увидеть в тёмном костюме с юбкой. Чуть ниже колен она крепко перевязана бечёвкой, чтобы её не раздуло встречным ветром и чтобы юбка не застряла в механизме. Согласно легенде, местный французский модельер вдохновился хромающей походкой миссис Берг, когда та спрыгнула с сиденья и прошла несколько шагов с обвязанными верёвкой ногами. Так в дамском гардеробе появилась «хромая юбка».
Пик популярности пришёлся на 1910–1914 годы. Но фасон был настолько непрактичный, что девушки даже отказывались от прогулок, чтобы лишний раз не мучить ноги.
«Хромые юбки» действительно вызывали хромоту. Они плотно облегали колени и туго стягивали лодыжки. Диаметр подола был меньше метра.
Хуже всего то, что эти юбки стали причиной нескольких смертельных случаев. В сентябре 1910 года на ипподроме Шантильи близ Парижа нестреноженная лошадь понесла и врезалась в толпу зрителей. Под её копыта упала женщина, которая не смогла вовремя отбежать в сторону из-за узкой юбки. Волосы зацепились за подкову, и лошадь потащила её за собой. Женщина погибла от переломов костей и черепа.
Через год в северной части штата Нью-Йорк восемнадцатилетняя Ида Гойетт шла по мосту через канал Эри. Она попыталась переступить через шлюзовые ворота, но запнулась из-за юбки и перевалилась через низкие перила. Девушка утонула, прежде чем подоспела помощь.
Не все несчастные случаи были смертельны, но из-за узких юбок случались переломы и страдало чувство собственного достоинства их обладательниц. Особенно сложно давалась дамам посадка в трамвай. Из-за юбки они просто не могли поднять ногу, чтобы достать до ступеньки вагона.
«Хромая юбка» стала участницей суфражистского движения. Шарлотта Перкинс Гилман, писательница-феминистка и спортсменка, написала статью, в которой обвиняла юбки вообще и «хромые» в частности.
«Конечно, женщины в юбках могут сидеть в томных позах или некоторое время стоять в равновесии… но при любом движении, требующем полной активности ног, женщина в юбках оказывается физически ограничена точно так же, как был бы ограничен в её положении мужчина. Семенящая трясущаяся походка, считающаяся якобы «женственной», не имеет ничего общего с полом»
Позже фасон «хромой юбки» признали «гротескным» и даже опасным. Постепенно она вышла из моды, и такие узкие фасоны больше не появлялись в женском гардеробе.
Огненные костюмы
В XVIII — начале XIX века развитие торговли между странами внесло значительные изменения в мужской и женский гардероб. Мужчины стали носить мрачные чёрные костюмы, сшитые из плотных шерстяных тканей. В женских нарядах потные, но зато более огнестойкие шёлковые ткани уступили место модным тонким и лёгким хлопковым муслинам из Индии.
Тюль-бобинет, шёлковый и хлопковый газ, тарлатан широко использовали в изготовлении вечерних платьев. Лёгкие ткани придавали образу воздушность. Чтобы создать ещё больший объём, материал укладывали слоями и пропитывали крахмалом.
Платье из таких материалов было красивым, но огнеопасным. Оно сгорало меньше чем за 40 секунд. А крахмал, которым пропитывали ткань, — это углевод, который быстро обугливается. Это усиливало горючесть платьев. Опасная одежда приводила к ужасным происшествиям, когда вечерние платья дам сгорали вместе со своими обладательницами от случайной искры свечи или камина.
Пожар: ужасы кринолина и уничтожение человеческой жизни. Раскрашенная вручную литография. Библиотека Веллкома, Лондон
Один из памятников таких трагедий хранится в музее-библиотеке Парижской национальной оперы. В маленьком саркофаге лежат изорванные клочья — остатки балетного костюма 21-летней прима-балерины Эммы Ливри.
Во время костюмной репетиции балета-оперы «Немая из Портичи» Ливри села на скамейку в ожидании своего выхода. Танцовщица не хотела мять накрахмаленные пышные юбки и подняла их над головой. Как веер, они направили воздушный поток таким образом, что он раздул пламя газовой лампы в кулисах.
Лёгкая газовая ткань пачки Эммы тут же вспыхнула. С криками она выбежала на сцену, ещё больше раздувая пламя. Один из дежурных пожарных бросился к Ливри, чтобы потушить пламя одеялом. Но уже около 40% её тела было покрыто ожогами.
Балерина прожила ещё восемь месяцев в страшных мучениях и умерла в 1863 году.
Подобные случаи происходили и ранее. Поэтому 27 ноября 1859 года вышло специальное постановление для французских театров. Декорации и костюмы должны были обрабатывать специальным раствором французского химика Жан-Адольфа Картерона. Он действительно защищал ткань от огня, но также делал её жёсткой на ощупь и поношенной на вид.
Ливри отказалась носить уродливые костюмы и написала письмо директору Парижской оперы: «Я настаиваю, господин директор, на том, чтобы танцевать во всех премьерах балета в моей обычной балетной юбке, и беру на себя всю ответственность за всё, что может случиться». Так танцовщица предпочла красоту собственной безопасности и обрекла себя на смерть.
Гибель балерин послужила стимулом к инновациям в пожарной безопасности театров. Вскоре изобрели газовую лампу с обратным пламенем, а в театрах стали устанавливать резервуары с водой и заготавливать в кулисах мокрые одеяла.
В 1863 году, ссылаясь на случай Ливри, химик Эжен Шеврель опубликовал образцы огнестойкой газовой ткани в журнале Le Teinturier Universel. Он показал, как печатники по ткани делали лёгкие материалы негорючими без ущерба для красоты их цвета.
А что сегодня?
Если вам кажется, что с прогрессом в медицине и технологиях опасная одежда осталась в прошлом, то всё не так оптимистично. Современная мода тоже иногда наносить вред своим обладателям и окружающей среде.
Радиоактивные шипы
В 2009 году дизайнер Александр Маккуин выпустил линейку аксессуаров с шипами в стиле панк. Эти модели производили в Индии, купить аксессуары можно было в интернет-магазине ASOS. Агрессивные с виду украшения были больше опасны изнутри. Пояс-баска из чёрной кожи оказался радиоактивным. В шипах моделей содержался металл кобальт-60.
Угрозу обнаружили на границе США в декабре 2012 года во время радиационного контроля. Через несколько месяцев пояса отозвали и поместили в специальное хранилище.
Токсичный зелёный
Хотя зелёный цвет символизирует природу, он был и остаётся одним из самых токсичных в производстве. Один из самых популярных оттенков сегодня создают с помощью химического красителя — малахитового зелёного. Им окрашивают хлопок, кожу, продукты, бумагу, косметику, лекарства.
В 2012 году химики Массачусетского технологического института выяснили, что когда малахитовый зелёный попадает в организм, химия тела преобразует его в более токсичную форму, известную как лейкооснование малахитового зелёного. Оно может оставаться в организме до пяти месяцев.
Несмотря на то, что токсичность малахитового зелёного научно доказали, его совершенно легально используют в производстве тканей и бумаги. Дело в том, что до сих пор неизвестно, выделяется ли вещество из текстильных изделий. Поэтому малахитовый зелёный регулярно появляется на подиумах и в наших гардеробах.
Футболки с химическим принтом
Мы любим футболки с рисунками, логотипами, призывами и лозунгами. Но многие из этих слов и символов нанесены с помощью токсичных, вызывающих гормональные сбои химикатов.
В 2012 году Greenpeace закупила 141 предмет одежды с надписями и логотипами и протестировала их. Две трети содержали этоксилаты нонилфенола и фталаты, размягчающие пластики для трафаретной печати на тканях. Во время стирки они выделяют вещества, вредные для человека и животных. Среди опасных товаров, выявленных Greenpeace, можно найти одежду брендов Calvin Klein, C&A, Zara, Mango и Emporio Armani.
Прошлое показывает, как иногда погоня за новизной одерживает верх над безопасностью и здоровьем. Светлое будущее подразумевает производство одежды, которая будет защищать нас, а не подвергать риску.
🛒Делаем моду безопаснее для себя и окружающих
От подражания кумирам до моды на естественность: почему эра лайков скоро пройдет
Стоит сразу напомнить, что ярлык каждого поколения служит сокращенным обозначением почти 20-летнего опыта и отражения экономических и исторических событий. Немногие люди идентифицируют себя непосредственно как поколение X, Y или любое другое. Но общие поколенческие тенденции у определенных возрастных групп заметны и оказывают большое влияние на рынок и систему в целом.
От подражания кумирам до моды на естественность
На протяжении веков людям было свойственно подражать. Поколение миллениалов (Y) всего за 30 лет прошло путь от любви к постерам над кроватью и вырезания понравившихся интервью из газет до вдохновения образами блогеров в социальных сетях. С появлением открытых площадок для самовыражения, путь к популярности резко сократился. Миллениалы перестали превозносить одного кумира и захотели сами стать заметными и яркими. Началась эпоха идеальной картинки для Instagram и «украшения себя»: маски, ретушь, бьюти-фильтры с чистой кожей, большими глазами и длинными ресницами.
У современных подростков сегодня иные приоритеты. Согласно исследованию Pew Research за 2018 год, поколение Z является самым технологичным из всех, кого мы когда-либо видели: 45% подростков говорят, что они находятся онлайн «почти постоянно». Они, как прирожденные хамелеоны, растут в быстро меняющемся духе времени, который заставляет их поколение адаптироваться к новым технологиям и тенденциям. В этом потоке информации и вариативности молодые люди больше не хотят идентифицировать себя только с одной группой и подражать ей. Для того чтобы обезопасить свою психику, им нужно было научиться опираться на себя. Отсюда и вырос один из главных принципов поколения Z — стремление к аутентичности. Эта глубокая потребность в подлинности у юного поколения сводится к желанию видеть реальную картинку и доверять контенту. Главными словами этого периода становятся «этичность», «уникальность», «самовыражение» и «доступность».
Например, по данным MediaCom, более половины потребителей поколения Z задумываются о том, насколько заслуживает доверия бренд, прежде чем взаимодействовать с ним. Зумеры ищут реальных моделей, честных рекомендаций, неотредактированные фотографии с изъянами. Они хотят верить картинкам, которые не выглядят как продуманная и гламурная фотосессия. Любимые бренды зумеров зачастую создают контент на улице или у себя в спальне, не стесняются делиться неловкими моментами и признавать свои ошибки. В ответ на это стремиться к аутентичности сегодня начали и прогрессивные гиганты индустрий. Например, бренд уходовой и декоративной косметики Olay заявил, что к 2021 году полностью откажется от ретуши кожи в своей рекламе.
Мода циклична
Фактор начала очередного модного цикла — ностальгия. А для тех, кто вырос с iPhone в руках, период свободы от интернета и социальных сетей представляется туманным образом блаженного невежества. Каждое поколение сталкивается со своими уникальными проблемами, и для зумеров — это отсутствие детства и ощущения легкости и беззаботности.
Тонко чувствующие настроение дизайнеры, такие как Marine Serre, Balenciaga и Gucci, используют моду, чтобы выразить одновременно тоску по прошлому и страх будущего. Поколение Z включает вещи и настроения начала 90-2000-х годов в свою современную одежду, образ и предметы быта. Самые удачные шоу Netflix про подростков как будто вырезаны из журналов 80-х: мальчики на велосипедах в поло и вельветовых джинсах и девочки с кассетными плеерами на роликах. Самые популярные фильтры для Instagram и TikTok от Prequel — Polaroid, под кассеты VHS и с различными засветами. Общая цветовая гамма визуального оформления — палитра пленочных фотографий, где все понятно, предсказуемо и неспешно. На контрасте с огромным количеством изменений в современной реальности этот мир дает ощущение безопасности и тепла.
Тренд на осознанность
В 2020 году поколение Z составляло 40% всех потребителей. Они хотят изменить мир к лучшему, склонны больше осознавать экологические и социальные проблемы и поддерживают различные общественные движения. По сравнению со взрослыми, подростки с большей вероятностью (49% против 57%) будут платить компаниям, поддерживающим значимые для них идеи.
Изменение климата, расовое и гендерное равенство (#BlackLivesMatter, #MeToo), права работников (#WhoMadeMyClothes), цифровая конфиденциальность и автоматизация — это лишь некоторые из проблем начала 21 века, которые влияют на жизнь и сознание поколения Z. Неудивительно, что зумеры отчаянно требуют честности и открытости во всем.
И бренды осознают эти приоритеты. Например, Nike использует свой маркетинговый вес в пользу кампании #BlackLivesMatter, а Patagonia направляет все $10 млн экономии, полученной администрацией Трампа от снижения федеральных налогов, в поддержку борьбы с изменениями климата и сохранения окружающей среды.
Осознанность проникает во все сферы жизни и становится философией этого поколения.
Это отражается и на образе в социальной сети — им нравится смотреть на естественные лица, поддерживать бодипозитивные настроения и вдохновляться прошлым, стилизуя реальность в стиле какого-то года.
Конец эры лайков
Королевское общество общественного здравоохранения (RSPH), образовательная благотворительная организация Великобритании, еще в 2017 году опубликовала отчет #StatusOfMind, в котором исследуются положительные и отрицательные эффекты социальных сетей на здоровье молодых людей, включая рейтинг платформ в зависимости от их влияния на психическое здоровье. YouTube возглавлял таблицу как самая положительная социальная сеть, а Instagram и Snapchat считаются наиболее опасными для благополучия подростков. Главными отрицательными факторами этих приложений считаются система лайков/дизлайков и ориентация на имидж, которые вызывают ощущение неполноценности и неудовлетворенности.
Поколение Z намерено отойти от этих принципов. Уже сейчас наблюдается тренд на равноправие, эмоциональную поддержку и позитивную оценку любых проявлений самовыражения. Принцип «поддержи или пройди мимо» постепенно набирает популярность как в Instagram, так и в TikTok. Сами площадки также поддерживают нетоксичное общение, борьбу с буллингом и взаимоуважение.
Будущее стоит за теми продуктами, которые стирают границу между пользователем и системой. Почему так резко взлетел Clubhouse? Он, как никто другой, поддерживает эти настроения. Любой участник может зайти в комнату с Илоном Маском или Олегом Тиньковым и послушать их разговор в реальном времени, задать свой вопрос. Каждый может стать спикером и собрать комнату на 1000 слушателей. Продукты, которые дают ощущение равных возможностей, будут популярны всегда.
В моде интеллект: пять стартапов, меняющих fashion-индустрию
В моде интеллект: пять стартапов, меняющих fashion-индустрию
Знаменитости, которые выступают за осознанное потребление
Последняя крупная роль Эммы Уотсон датируется 2017 годом — премьерой новой «Красавицы и чудовища». Запомнилась она, правда, не только и не столько ее актерской работой, сколько серией образов Уотсон во время пресс-тура — в исключительно экологичных брендах. Уотсон посвятила этим выходам целую страницу в инстаграме, воспоминаний о которой хватит всем неравнодушным для того, чтобы дождаться новых красных дорожек, приуроченных к премьерным показам «Маленьких женщин» (декабрь 2019). С помощью аккаунта @the_press_tour актриса застолбила за собой позицию главного селебрити-популяризатора осознанного потребления, устойчивого развития и экологичной моды, — и этого ей вполне хватает для того, чтобы оставаться на виду.
В отличие от многих других коллег по цеху, которых также живо волнуют проблемы перепотребления и вреда, который модная индустрия причиняет экологии, Уотсон не ограничивается решениями выбрать для красной дорожки платье эко-френдли бренда или прийти в винтажном Ralph Lauren на Уимблдон (что само по себе уже заявление). Актриса действует системно — она не только подает пример и вдохновляет, но и образовывает. В ее личном инстаграме солидная часть постов посвящена результатам исследований («23% одежды всех лондонцев выбрасывается, даже не будучи ни разу надетой! Это 123 миллиона вещей!»). Она курировала номер Vogue Australia, посвященный эко-моде, в качестве приглашенного редактора. Ее последний контракт — отнюдь не с этичной линией масс-маркет гиганта, а с приложением Good On You, которое позволяет измерять этичность разных брендов или вещей.
Журналисты шутят над тем, что Руни Мару на интервью не разговорить, если не задать вопрос про веганство. Американская актриса держится подальше от таблоидов, и единственная тема, для освещения которой она осознанно использовала свой медийный потенциал, — это запуск марки одежды Hiraeth. Естественно, с приставкой «экологичная». Но разве мало знаменитостей, которые попытались на этом тренде заработать или получить лояльность поклонников? Исключительность Hiraeth в том, что за ней стоит глубоко личная история Мары. Около девяти лет назад она перешла на строгий веганский образ жизни, который предполагает не только отказ от продуктов животного происхождения, но и одежды, — и сейчас помогает сделать его чуть легче для всех остальных.
«Я не хочу причинять вред животным, но зачем я тогда их ношу? Так я перестала покупать кожу. Мех я даже до этого не покупала. В какой-то момент я поняла, что не хочу носить кожаные вещи, которые уже висят у меня в шкафу, не хочу, чтобы они соприкасались с моей кожей», — вспоминает актриса о том моменте, когда приняла решение поменять образ жизни и вместе с ним гардероб.
Марка появилась только год назад, но уже способна удовлетворить запросы тех, кто лишился любимых вещей, приобретя новые принципы. Корсеты под кожу, косухи и тяжелые мотоботинки — все это можно найти у бренда актрисы, которая готова поддерживать всех, кто решится на перемены.
Чешская модель была одной из первых, кто загорелся идеей выходов на красные дорожки в экологичных образах. Отдельных брендов в этом сегменте тогда почти не было — в большинстве случаев приходилось работать с дизайнерами в частном порядке, но даже это не всегда спасало. Сейчас в интервью Петра с облегчением говорит, что наконец-то есть из чего выбрать, потому что еще недавно выбирать можно было только из платьев изо льна.
Петра видит большой потенциал у красных дорожек в качестве важной площадки для высказывания: «Существует ложное представление о том, что осознанное потребление — это про кэжуал, футболки из органического хлопка. Мы должны помочь людям избавиться от этих стереотипов, показывая им красивые и экологичные платья на красных дорожках». На Каннский фестиваль в прошлом году в рамках Green Carpet Challenge она приехала с несколькими чемоданами, набитыми платьями Ronald van der Kemp, Celia Kritharioti, Elie Saab, Georges Chakra и Cristina Ottaviano. Каждое — создано в условиях ответственного производства и/или из экологичных тканей.
Разумеется, вместе с сезоном красных дорожек и Каннским фестивалем осознанность для Петры не заканчивается. В обычной жизни она часто носит одни и те же вещи, признаваясь, что некоторым из них уже больше 10 лет: «Я с ними не расстаюсь, потому то они хорошо сделаны и потрясающе скроены. Если покупать качественное, можно носить его до бесконечности, и это и есть ответственное потребление». Даже в инстаграме она не пытается удивлять подписчиков новыми нарядами и нередко выкладывает посты в духе: «Да, я опять в том самом жакете».
Фаррелл Уильямс — счастливый обладатель компании по переработке пластика из океанских вод Bionic Yarn. Да, в интервью он говорит чаще о музыке, чем о переменах, необходимых для того, чтобы избежать климатической катастрофы, но это не значит, что он ничего не делает в этом направлении. Делает — еще как.
В 2013 году нидерландский бренд джинсов G-Star подписал контракт с Bionic Yarn, а годом позже музыкант выразил инициативу создать линию денима из переработанного океанического пластика RAW for the Oceans. Западные медиа называют их «самыми экологичными джинсами в мире». Можно было бы счесть это преувеличением или маркетинговой уловкой, если бы не «золотой» сертификат C2C, который свидетельствует о непрерывности жизненного цикла вещей.
Количество дизайнеров, которые придерживаются принципов устойчивого развития, с каждым годом становится все больше. Еще в 2001 году ситуация была кардинально другой — в тот год Стелла Маккартни запустила по сути первый бренд одежды, который во главе всего ставил экологичность. Неудивительно, что сейчас ее имя стало практически синонимично ответственному производству и потреблению. Маккартни перерабатывает, информирует, призывает и критикует. Из крупных игроков только у нее хватает смелости открыто говорить о том, что натуральная кожа — самое большое зло, которое производит модная индустрия. Что отказ от использования в коллекциях экзотической кожи — в большинстве случаев не больше, чем попытка создать инфоповод, потому что экзотическую кожу сейчас почти никто не покупает. И чем вообще кожа живой змеи отличается от кожи коровы? Почти за 20 лет борьбы за счастливое экологическое будущее планеты Маккартни не растеряла ни полемического запала, ни убежденности в возможности и необходимости перемен. «Никаких компромиссов», — сообщает официальный сайт марки, за все время своего существования ни разу не посмотревшей в сторону кожи, перьев и меха.
Потенциал герцогини Сассекской как глобального инфлюенсера сейчас сложно переоценить — в чем бы она ни вышла, эту вещь сметают с онлайн-прилавков буквально за пару часов. Показательно, что Меган Маркл, прекрасно осознавая всю мощь своего влияния, в первый тур в качестве герцогини в Австралию и Океанию взяла вещи сразу нескольких этичных брендов: Outland, Maggie Marilyn, Rothys и, конечно, Stella McCartney.
С учетом того, что только за тот тур у герцогини было 76 официальных мероприятий и образы приходилось менять по три раза за день, ее подход сложно назвать абсолютно ответственным. Точно так же как и поведение поклонников, которое она провоцирует (пусть и ненарочно), — осознанным. В конце концов, импульсивный шопинг — одно из проявлений перепотребления. Но Меган делает другое важное дело — привлекая внимание к небольшим брендам с локальным производством, она, во-первых, делает их видимыми, а во-вторых, косвенно увеличивает их прибыль, а вместе с ней и количество рабочих мест.
Эксперт назвал плюсы и минусы изменения климата для России
Проблема изменения климата у всех на слуху — ей посвящены многочисленные исследования, регулярно проводятся конференции ученых, ООН объявила ее главным вызовом XXI века. Называть изменение климата «вселенским злом» без учета географического и социально-экономического аспектов слишком опрометчиво, считает климатолог, один из лауреатов Нобелевской премии мира, присужденной большому коллективу Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата, Олег Анисимов. Эксперт назвал в комментарии ФАН позитивные и негативные последствия изменения климата для России.
«Не стоит смотреть на это, только как на вселенский вызов. Да, действительно, для многих стран некоторые из последствий изменения климата, например, подъем уровня моря, — это проблема — для островных государств, для Нидерландов. У нас же имеет место баланс рисков и потенциальных выгод. Можно сказать, что, борясь с потеплением Россия делает это больше для других, чем для себя, чтобы дружить со всем миром. Многим плохо от изменения климата, и мы готовы взять на себя часть их проблем, пусть и в ущерб своим потенциальным выгодам», — заявил эксперт.
Таяние ледников
Изменение средней температуры на Земле приводит к таянию ледников и повышению уровня мирового океана. По словам Анисимова, ценность ледников как природных объектов для России не так велика, как для Швейцарии, где горнолыжные курорты приносят значительный доход экономике и являются достоянием страны. Исчезновение ледников может быть опасным для южных горных районов, таких как Памир, где единственный источник воды — это талые воды.
В России изменение климата приводит к расширению территории Арктики, пригодной для жизни и северного земледелия. Кроме того, отступление льда увеличивает период навигации по Северному морскому пути — с полутора-двух месяцев еще в 80-х годах до трех месяцев в настоящий момент. За три месяца можно перевезти гораздо больше грузов, чем за полтора, поэтому экономические выгоды на лицо, отметил эксперт.
Изменение температурного режима также способствует более равномерному распределению стока рек, что благоприятно для гидроэнергетики. Реки на севере России летом настолько мелеют, что по ним не могут ходить суда. Навигационный период по северным рекам был ограничен небольшим периодом высокой воды. Сейчас же период высокой воды стал более протяженным, что значительно упрощает логистику.
«Период, когда лед прошел, а вода еще не спала, увеличился. Сейчас сток распределен более равномерно, а это колоссальный плюс для грузового судоходства», — подчеркнул климатолог.
Энергетика
Увеличение зимнего стока приносит значительную выгоду гидроэнергетике, поскольку зимой энергия гораздо нужнее. Гидроэлектростанции вырабатывают около 20% электроэнергии в России, изменение температуры значительно повышает их продуктивность.
Ощутимую пользу потепления могут заметить и простые граждане — из-за относительно теплой зимы расходы на отопление снижаются.
«За последние 30 лет у нас сократился отопительный период недели на две-три. По всей стране нужно топить на 10–15% меньше не только по времени, но и по суровости. Одно дело топить, когда за окном -25, а другое дело, когда -5. Это колоссальное экономическое преимущество, сколько экономится на энергии!» — отметил Анисимов.
Лесное хозяйство
Природа оживает, когда температура повышается на 5 градусов, лес активно прирастает. Раз продуктивность растет, то лесное хозяйство может активнее его использовать. Этот период сейчас удлиняется, в том числе и в тех районах, где идет лесодобыча и лесопереработка. Лесное хозяйство как промышленная сфера получает ощутимую выгоду.
Сельское хозяйство
Анисимов объяснил, что для выращивания в России культур — картошки, капусты, моркови — нужно иметь в году 90 теплых дней. По сравнению с 1960-ми годами зона, где есть такое тепло, сильно расширилась и продолжает устойчиво нарастать.
Здоровье населения
Изменяются волны жары и холода. Число смертей из-за сердечно-сосудистых заболеваний увеличивается при волнах холода больше, чем при волнах жары. Поэтому потепление зачастую благоприятно для здоровья населения России.
Климатолог подытожил, что в России позитивных факторов, связанных с изменением климата, довольно много. Но это не отменяет тех климатических рисков, которые оно несет.
Опасные последствия
Среди опасных последствий изменения климата прежде всего выделяют таяние мерзлоты. Оно может нанести ущерб объектам инфраструктуры, построенных в зоне вечной мерзлоты на Крайнем Севере.
«Есть и экологический аспект: когда мерзлота тает, выделяются парниковые газы — углекислый газ и метан. Это характерно для заболоченной территории, а в Сибири их много — примерно 700 тысяч квадратных километров. Метан усиливает потепление, но не раз доказывали, что эффект не драматичный», — заявил климатолог.
Кроме того, потепление приводит к изменению атмосферной циркуляции — то, что определяет различия между севером и югом. Когда она начинает работать по-другому, то циклоны заходят туда, где раньше их не было. Атмосферная циркуляция меняется, из-за этого начинают происходить явления, которые раньше не наблюдались, например, тайфуны.
«Изменение климата — очень сложно устроено, здесь может быть эффект бабочки. Известно также, что при изменении климата учащаются экстремальные события, систему трясет. Это действительно так», — добавил Анисимов.
Эксперт заявил, что средняя скорость ветра в последнее время заметно снижается: 30 лет назад средняя скорость ветра была 3,5 метра в секунду, а сейчас 2,5. Чаще стали возникать экстремальные, сильные ветры, которых раньше не было. Но для наших краев тайфуны не характерны.
«Умная политика заключается в том, чтобы уменьшать риски, связанные с изменением климата. Для этого нужны инвестиции. А где их взять? На это можно пустить потенциальные выгоды от отопления, уборки снега, эффективности гидроэнергетики и лесного хозяйства», — заключил Анисимов.
Подводя итог, эксперт отметил, что изменение климата приносит России как выгоды, так и потери. Проблема в том, что если риски приходят сами, то для реализации потенциальных выгод нужно много работать, перестраивая экономику и жизненный уклад.