Древние застежки фибулы и брошь-фибула – фото и история

Фибулы и броши римского периода

М еталлическая застежка-фибула — важная деталь костюма древнего населения Европы. Ее основное назначение — скреплять между собой отдельные части верхней одежды и одновременно служить эффектным украшением. Возникнув на рубеже XIV – XIII вв. до н.э. во фрако-иллирийской среде, такие изделия быстро распространились по всей Южной Европе, проникли в Малую Азию и на Кавказ. В IX – VIII вв. до н.э. они становятся неотъемлемой частью туалета гальштатских племен и начинают массово поступать в глубь Европейского континента. Однако по-настоящему общеевропейским типом украшений фибула стала только в латенскую эпоху (V – I вв. до н.э.). Переработав ее внешний вид и создав классическую застежку с двусторонней симметричной пружиной, кельты распространили свое изобретение повсеместно в Европе, передав практически всем европейским народам. В последующий почти тысячелетний период (в эпоху Римской империи и в раннем средневековье) фибулы известны всюду от Испании до Урала и от Италии до Скандинавии, после чего, с конца I тыс. н.э., стали постепенно выходить из употребления.

В античное время более или менее массово они использовались только в городских центрах Северного Причерноморья. Здесь, судя по многочисленным изображениям на надгробиях и посвятительных надписях, плащ одевался поверх традиционного причерноморско-варварского наряда — куртки или кафтана и был частью мужского парадного туалета. Конструктивно причерноморские плащи ничем не отличались от римских и были представлены теми же типами, что и в Империи, — сагумом, палудаментумом и лацерной.

Время появления и широкого распространения фибул римского периода в северном Причерноморье – первая половина I в. н.э., т.е. почти одновременно с началом распространения этих нарядов в самой Италии и резким усилением римского влияния в припонтийском регионе. «Фибульную» одежду составляли не менее разнообразные одеяния в виде древнегреческих хитонов. Последние, как и плащи, изготавливались из прямоугольного куска ткани, который перегибался вдоль короткой оси и охватывал фигуру с трех сторон — левого бока, груди и спины, но не поверх рук, а под ними на уровне подмышек. Накинутый таким образом хитон скреплялся на плечах двумя застежками так, чтобы между ними и углами ткани оставались отверстия для свободного прохождения рук. Правый бок фигуры в результате оставался открытым. Чтобы его прикрыть, края ткани напускались друг на друга или сцепливались между собой фибулой или брошью, а весь наряд перехватывался на талии поясом, часто для красоты накрытым складками одежды.

Главная функциональная часть любой фибулы — игла. Она, по сути, одинакова у всех фибул — прямая и круглая в сечении. Конкретные ее размеры — длина и толщина, зависели исключительно от габаритов изделия и той механической нагрузки, которую застежке предстояло нести. Все остальные части — корпус, приемник и пружинное устройство, в зависимости от модных течений, сильно варьировали. Наибольшим многообразием отличался корпус фибулы. По его форме выделяют собственно фибулы и фибулы-броши («щитковые»). В фибулах-брошах, обязательным конструктивным элементом, является щиток. Щиток является элементом украшения, поэтому на нем зачастую были нанесены изображения (методом чеканки, литья), а также щиток мог быть инкрустирован драгоценными металлами и драгоценными или полудрагоценными камнями.

Место соединения корпуса фибулы с пружинным устройством традиционно называют «головкой», его противоположный конец — «ножкой». На ножке располагался приемник фибулы. Его назначение — удерживать иглу в застегнутом положении и скрывать ее острый конец, делая его безопасным. Формы приемника также разнообразны. Самым распространенным был сплошной приемник, отгибавшийся от бокового края ножки или отливавшийся сразу вместе с ней. Конец такого приемника часто украшали завитком, кнопкой, фигурным навершием и прочие.

Самая сложная конструктивная часть фибулы — пружинное устройство. Его назначение — плотно застегивать иглу и удерживать ее в таком положении. Различают собственно пружину и шарнир. Шарниры бывают двух типов: трубчатые и из двух стоек. Для устройства первого края головки фибулы закручивались в трубочку, в которую укладывалась ось с надетой на нее иглой. Игла специальным выступом упиралась в головку фибулы и пружинила только при ее застегивании.

Материал, из которого делали фибулы, различен — железо, серебро, золото, но чаще всего применялись разнообразные медные сплавы. Среди последних известны бронзы оловянистые, оловянисто-свинцовые, оловянисто-цинковые, оловянисто-свинцово-цинковые, оловянисто-свинцово-мышьяковые, цинково-мышьяковые, мышьяковые и собственно латунь — медно-цинковый сплав. К сожалению, малочисленность металлографических анализов пока не позволяет проследить закономерности в территориальном распределении фибул, изготовленных из различных материалов, и тем более идентифицировать их с определенными производственными центрами.

Металлические фибулы и броши – это те предметы, которые чаще всего привлекают внимание историков – исследователей. Фибулы, броши и застежки – крайне чутко реагируют на моду, давая нам возможность проследить тенденции моды тех времен. Благодаря этому фибулы – являются для исследователей крайне надежным хронологическим индикатором. Помогают датировать не только отдельные археологические комплексы, но и целые культуры. Во многих случаях, именно благодаря фибулам и брошам – археологам удается датировать памятник. Еще столетие назад на территории Крымского полуострова сформировалась достаточно большая коллекция фибул и брошей римского периода, однако детальное изучение и систематизация данных предметов, началась только во 2 половине XX века. Первым большим сводом, в котором описаны многие найденные фибулы и броши на территории Крыма, стала работа Анатолия Константиновича Амброза под названием «Фибулы юга европейской части СССР», издана данная работа в 1966 году.

При исследовании Херсонеса исследователи отводят большую роль в изучении брошам и фибулам римского периода. Некоторые типы данных изделий – совершенно не типичны для материальной культуры северного Причерноморья, из чего можно сделать вывод, что эти изделия использовали не местные жители, а выходцы из римских провинций. Поэтому они являются: 1.показателем контактов города с различными частями Римской империи; 2. является важным доказательством о пребывании римлян в Херсонесе. Но среди находок, присутствую и те фибулы, которые достаточно обширно распространены на указанной территории, этот тип фибул – можно считать объектом торговли.

Читайте также:
Украшения к Новому году - бижутерия в зимнем стиле

При изучении некрополя Лучистое-2 — пока единственный известный в районе Южного берега Крыма археологический объект с погребальными комплексами раннеримского времени, было получено общее представление о размерах и хронологической позиции памятника, а также о погребальном обряде, этнографическом костюме и культурных связях использовавшего могильник населения. Среди найденных функциональных элементов костюма было несколько фибул и брошей. Сам некрополь Лучистое-2 расположен в центре Южной части Горного Крыма, на северо-восточной окраине села Лучистое, в северной части Алуштинского горно-приморского амфитеатра, в левом борту долины речки Демерджи.

В могиле №1 были найдены две броши: 1) с круглым щитком, украшенным сюжетным изображением с орнитоморфным щитком. Первый предмет — кружок из тонколистовой бронзы (размер — 2,68 х 2,92 см, толщина — 0,02 см) с тисненым по твердой модели изображением. Вероятно, был снабжен припаянным с тыльной стороны «смычковым» игольным аппаратом. Орнаментальное поле щитка обрамлено точечным ободком и заполнено сюжетной композицией. В её центре — стоящая женская фигура анфас, обращенная влево. Брошь относится к варианту «простых» типа 1 («округлые броши с пружиной или «шарниром» из проволочной петли») группы 8 по классификации А. К. Амброза.

В комплексе обнаружены пять проволочных одночленных фибул с высоким и узким пластинчатым приемником, прямой спинкой и 4-витковой пружиной с нижней тетивой («смычковые») (размеры — 2,36–3,82 х 0,23– 0,36 см). На спинках двух видны остатки припоя. Видимо, они использовались как застежки брошей. Подобные изделия относятся к группе 14 по А. К. Амброзу. Они характерны в основном для Крыма и особенно многочисленны на юго-западе полуострова.

Из захоронений происходит одиннадцать одночленных фибул с пластинчатым приемником, украшенным завитком, с треугольной плавно изогнутой пластинчатой спинкой и 4-витковой пружиной (размеры — 3,28–4,09 х 0,51– 0,82 см). Они незначительно отличаются материалом, конструкцией и декоративным оформлением спинки и завитка. Большинство застежек бронзовые, одна изготовлена из белого металла. Семь из них — с нижней, четыре — с верхней. У пяти фибул завиток S-видный, у двух — спиралевидный, у четырех — обломан.

В могиле найдены две бронзовые одночленные фибулы с 4-витковой пружиной с верхней тетивой и пластинчатым приемником, украшенным «кнопкой». Одна застежка с широкой выпуклой спинкой, на внешней стороне которой по длинной оси расположена линия «накатанного» штампом «жемчужного» орнамента (длина 6,61 см, ширина спинки — 1,34 см). У второй фибулы спинка пластинчатая, на её внешней стороне — орнамент в виде трех продольно ориентированных субпараллельных часто «изломанных» линий, «накатанных» штампом (6,84 х 0,99 см). Такие застежки относятся к вариантам 4а и 4б группы 12 («пружинные фибулы с гладким корпусом и кнопкой на конце пластинчатого приемника») по А. К. Амброзу.

Также стоит отметить находку фибулы-броши, обнаруженную в 2009 году при раскопках цитадели городища Артезиан в Восточном Крыму, погибшего в самом начале римско-боспорской войны 45–49 гг. н.э. Брошь была найдена в кладе, при исследованиях цитадели городища Артезиан. Кроме броши было найдено 244 бронзовые боспорские монеты конца I в. до н.э. – первой половины I в. н.э., 10 серебряных денариев императоров Августа и Тиберия, а также разнообразные золотые, серебряные и бронзовые ювелирные украшения и стеклянные сосуды.

Круглая серебряная брошь с изображением в низком рельефе бюста Афродиты с двумя фигурками эротов по сторонам, у правого и у левого плечей. Прическа богини оформлена по краю лица валиком с косыми насечками, обозначающими пряди волос. На голове – накидка, края которой спадают на плечи. На шее – ожерелье с подвесками. Правая рука с обозначенной на ней браслетом прижата к груди. Справа от обреза бюста по диагонали – прямой жезл с косыми насечками. По краю напаяна рубчатая проволока с концами встык. Щиток броши вытиснен штампом из тонкого серебряного листа. На диске представлено изображение Афродиты с эротами, относящееся к варианту, сложившемуся в Северном Причерноморье в I в. н.э. и особенно характерному для этого региона: богиня изображается с прижатой к груди правой рукой и держит в левой – жезл или скипетр, размещенный по диагонали и украшенный косыми насечками (при этом существовал другой иконографический тип, на котором богиня была представлена без жезла, восходящий к иконографии эпохи позднего эллинизма).

Медальоны этого типа, имеющие за редкими исключениями размеры от 2,9 до 4,6 см, как правило, выполнены из золота (реже из серебра, в виде исключения из бронзы). Они использовались преимущественно в качестве щитков брошей, а так- же в виде элементов ожерелий. Рассматриваемые медальоны получили особенно широкое распространение на территории Боспора.

В качестве застежки броши из Артезиана была использована припаянная к его обороту бронзовая смычковая фибула. Также можно отметить, что брошь из Артезиана, скорее всего, является продуктом боспорской ювелирной мастерской. Не исключено, что она была изготовлена при помощи тех же штампов, что и броши из погребений некрополя Горгиппии середины I в. – начала II в. н.э. Находка из Артезиана позволяет датировать появление иконографического типа Афродита с жезлом и двумя эротами не позднее второй четверти I в. н.э.

Фибула

Поиск

Новенькое на блоге

  • Мой первый поиск с металлоискателем. Первая старинная монета!
  • Какая она катушка sniper от Mars MD?
  • Гривенник Екатерины. Лысая, как и все.
  • Зачем покупать металлоискатель с официальной гарантией
  • Металлоискатель TREKER GC-1012

Комментируем

Лучшие статьи блога

  • Фибула 522 просмотра
  • Старинные перстни 435 просмотров
  • Гильза кайнокъ 387 просмотров
  • Возможен ли поиск зимой металлоискателем 383 просмотра
  • Серебро или алюминий? 375 просмотров
  • Металлоискатель TREKER GC-1028 178 просмотров
  • Какое питание для металлоискателя лучше 1 просмотр
  • Бронзовые наконечники стрел 157 просмотров
  • Солид – не простая и интересная монета для металлоискателя. 155 просмотров
  • Лимесный денарий 146 просмотров
  • Поиск в дождь 132 просмотра
  • Сравнение и тест Fisher F44. Ответы на вопросы. 123 просмотра
  • Minelab X-Terra 305 – мой первый грунтовый металлоискатель. 104 просмотра
  • Металлоискатель TREKER GC-1032 104 просмотра
  • Энколпион 93 просмотра
Читайте также:
Ошейники чокеры и другие Украшения на шею

Фибула – металлическая застежка одежды.

Как часто на поисках артефактов с металлоискателем выкапываете предмет, предназначение которого вам не известно? Я вот частенько над ямкой кручу в руках неизвестную загугулину и думаю, что же это могло быть и как это применяли. Но, мне позволительно, ведь я «молодой искатель» и в находках по старине для меня есть много еще чего нового и неизученного.

Как вы идентифицируете неизвестную находку? Лично я использую 3 варианта:

  1. Спросить у более опытного камрада.
  2. Попытаться задать правильно вопрос Гуглу.
  3. Спросить на форуме, предварительно создав соответствующую тему в соответствующем разделе.

В идентификации находки использую все три метода в том порядке, в котором выше написал. В 99% случаев принадлежность и даже приблизительную стоимость найденного предмета удается определить. А вот тот 1%, о котором никто и ничто не знает зову просто: хрень. С «хренью» поступаю так: выбрасываю в металлолом или кладу в соответсвующую коробочку.

Серебряная фибула.

Когда на поле с очевидной находкой подхожу к камраду и спрашиваю его «что это?», он рассматривает предмет в своих руках, смотрит мне в глаза и говорит: «вчіть історію…». Отдает мою находку и уходит продолжать поиск артефактов. Уже знаю – если он так делает, тогда я только что поднял дейсвительно редкий предмет. Сделав не болшую выдержку, снова подхожу к нему с тем же вопросом. Он уже добрее и рассказывает пренадлежность моего предмета.

За час до того, как выкопал свою долгожданную находку, под мою трехчастотную Торнадо впервые залетела двухпластинчатая серебряная фибула.

только выкапаная двухпластинчатая серебряная фибула ЧК

Так как этот предмет видел впервые, то сначала подумал что выкопал современную заколку. И когда камрад в руки взял мою свеженькую находку, то через несколько секунд отдал со словами «вчіть історію…». Конечно, потом объяснил, что это фибула из серебра и пластинки у нее очень тоненькие – легко ломаются.

Дома, попытался определить возраст фибулы – IV – V вв н. э.

Теперь ты, мой читатель, знаешь, как выглядит двухпластинчатая фибула времен Черняховской культуры. К слову, эти фибулы в основном сделаны из бронзы, но иногда попадаются и из серебра (как в моем случае). Так что будьте внимательны, по незнанию не перепутайте редкий артефакт с современной заколкой.

Строение фибулы.

На копе может попасться любая часть фибулы. Поэтому нам обязательно нужно знать ее строение, чтобы с легкостью идентифицировать свою находку, и заодно блеснуть знаниями перед камрадами.

И так: древние фибулы состоят из 5-ти частей: спинка, ножка, приемник, пружина и игла. Схематически это выглядит так:

строение фибул

Спинка – корпус фибулы.

Ножка – задняя часть корпуса, на которой находится приемник.

Приемник, фиксирует иглу и прикрывает ее острый край.

Пружина, предназначена для более плотного застегивания.

Игла, скрепляет части одежды.

Нам искателям важно знать, как выглядят эти составные части древних заколок, чтобы выкопав их, легко определить принадлежность находки. Целыми фибулы попадаются редко (мне ни разу), но вот составные ее элементы частое явление под катушкой многих металлоискателей.

Рассмотрим реальные примеры копаных частей фибул.

Спинки. Без ножек и пружин.

спинки (кликабельно)

Ножка и приемник. Эти части, как правило, находят вместе.

ножка и приемник (кликабельно)

Игла и пружина. Частенько игла и пружина сделаны из одного куска проволоки, поэтому эти две части находят вместе. Если корпус, пружина и игла изготовлены из одного куска металла, то это одночленная фибула, если же из двух (корпус с одного куска, а пружина и игла из другого), то это двухчленная .

игла и пружина из двухчленных фибул (кликабельно)

Спинка и ножка. Это самая частая находка искателей с металлоискателем. Разные формой, типом изготовления, нанесенным рисунком и размером – корпус фибулы специалистам расскажет многое. Нам же копателям хватит и того, что это часть старинного предмета, которой может быть с два десятка сотен лет.

спинка и ножка корпус (кликабельно)

Реже попадаются корпуса фибул с остатками пружин.

корпус с пружиной (кликабельно)

Общая информация о фибулах.

Древние фибулы в большей своей части делали с помощью ковки, намного реже выплавкой.

Металл, который использовали в изготовлении старинной застежки: железо, медь, бронза, серебро, золото. Чаще всего, с металлоискателем находим бронзовые фибулы, реже серебряные, а вот золотые, это большая редкость.

фибулы из разных металлов: железо, бронза, серебро, золото (кликабельно)

На основе различия основных признаков фибулы делятся на большие группы: фибулы раннелатенской, среднелатенской и позднелатенской схемы, одночленные «воинские» фибулы, провинциальные шарнирные фибулы и броши, различные фибулы с гладкой дужкой и украшенным приемником (украшен кнопкой или завитком), смычковые, сильно профилированные, подвязные (лучковые и прогнутые), двучленные «воинские», двучленные с очень высоким приемником, т-образные и двупластинчатые.

Так как я простой копатель, то описать различные группы фибул не могу – нет у меня таких знаний. Мне достаточно того, что могу идентифицировать свою находку как «фибула», а потом, уже смотря на ее состояние, решить, что с ней делать – продать или оставить себе.

Найти старинные фибулы на территории современной Украины в основном можно таких культур: зарубинецкой (зк) 3 век до н. э. – 2 век н. э.; черняховской (чк) 2 век н. э. – 4 век н. э.; киевской (кк) 2 век н. э. – 5 век н. э.; пеньковской (пк) 6 век н. э. – 8 век н. э. Конечно, фибулы, принадлежащие той или иной культуре, между собой отличаются, соответственно, можно приблизительно узнать возраст находки.

На Ютубе нашел не большой ролик, в котором показан процесс изготовления одночленных старинных фибул ковкой. Кому интересно – смотрим:

Если кто-то, читая мой опус древних застежек для одежды и смотря их фотографии, задался вопросом: «а как выглядит современная фибула?», то, кликнув по этой ссылке, увидит ее.

Древние фибулы очень красивые и уникальные в своем роде предметы. Поэтому я некоторые часто встречающиеся на копе экземпляры собрал в нижеприведенной галерее.

Читайте также:
Украшения и бижутерия к Новому году и Рождеству

23 Отзывa для “ Фибула ”

Очень интересная статья. Спасибо! Находки часто неоднозначные. Если это часть фибулы (не целая), новички копа их даже не узнают.

Андрюха молодец) Реально wekipedia отдыхает)

И вам спасибо, что читаете 😉
Я старался сделать статью для новичка максимально полезной, познавательной и интересной. Части фибул частая находка, но вот то, что это именно от древней застежки, многие копатели могут просто и не знать…

darwin, спасибо – статью 2 недели писал 🙂 тема ведь и для меня не совсем раскрытая была – пришлось много читать и даже тратить деньги 🙂

Сегодня на копе, под катушку Торнадо залезло две фибулы: одна железная, а вторая бронзовая.
Железную, нашел на поверхности – металлоискатель ее увидел, а я, опустив глаза в место обозначение прибором находки, обнаружил торчащую из земли пружину.

Бронзовая же фибула, попалась на слабом цветном сигнале. Это явный пропуск камрадов, которые то место до меня выбили. Частота работы детектора была 18,75 кГц.

Всем привет .
Действительно , иногда попадается под катуху – непонятный предмет .
Итак. 13 февраля, морозец немного спал, появилось солнышко – уже как дня четыре , и решено – ЕХАТЬ , только недалеко , + с новыми ( для меня) комрадами .
Отьехали от города 20 км ( договорились с напарником наши места пока не светить , а поехать побегать по старым дорогам и новосаженным совдеплесам- народ новый и посмотреть как себя покажут) , свернули в лесок , по нему километра три и мы на месте – рядом колодец старый, обозначенный на Шуберте. вышли , собрались и разбрелись вокруг дороги , ну и – бухарские динарики, настрел ППШ , пара совдепиков , в общем полные карманы шмурдяка- сошлись с комрадом , он пустой вообще ( хотя он самый опытный , да и везёт ему всегда почти) – говорит – пошли в ту сторону( деревня) я говорит- по низинке , я ему – а я в тот лесок , и попер по дороге ( лесная по ней лес пи…т( крадут) ) , иду , прошёл буквально метров пять – сигнал , нечёткой такой , думаю- дай копну- у пеня так ППШ звенят с ржавой пулей( вди нет) , из земли вывешивается какая- то хрень с гайкой, я кричу- Паша иди сюда я какую-то часть от карбюратора наверно нашёл бронзявую( до конца ещё вещь из земли не выколупал- замерзшая маленько) , он подходит , берет , колупнул палкой- вытягивает сигарету , стоит курит ( я ни тудой ) потом жмет мне руку, я ему – ты говорю чего, он- ты грит понял что ты копнул , я ему – хрень какую-то , он мне – это фибула и старая , походу Рим ( он давно копает , это я за пять лет выезжал раз сорок ) я говорит по ПК дернул 6-7 век , эта постарше , короче дальнейшие поиски у него не пошли – мой был день ещё копуха 1924, пятналик 1911 , до реформа и ходячка.
Фибула была поломана машинами – гнутая и разорвана + из морозной земли лезла , но два месяца неспешных работ и готово .
Результат, если кому интересно на arkaim.co в галерее по антике – фибула позднеримская луковичная , шарнирная ( бронза в позолота) сейчас у человека в коллекции , не продана – отдана .не все деньгой меряется .
Гугл по запросу …позднеримская луковичная фибула , картинку тож выдаёт .

Всем отменных сигналов под катуху .


Очень красивая – таких, я даже и не видел. Поздравляю с супер находкой

Благодарю – хотя честно , радости и небыло, ходил расстроенный долго – из за того- что цепанул , она лежала в окружении чермета( прибор Терминатор от dendetect) и я её лопатой докорежил , после машин – она лежала в колее на 10-15 см всего , прям под колесами грузовиков , на границе песок( сверху)- земля , и по ней долго катались .
Кореша успокаивали – главное что нашёл , говорят ,и всю в сборе , типа- сделаешь , руки не из жопы .
Ну- сделал , потом вроде отпустило .
В Луганской обл , мне говорили – Рима вообще быть не должно ( это мы в личке Аркаима с админом переписывались ,) и тут – статусная вещь – через две недели спора .

Блог интересный , уже внёс в закладки .
Успехов .

Да кстати , для более точного определения ( ну кроме картинки с диптрихом Флавия Стилихона ) , в итоге отписывался в РАН – ведущему специалисту по эпохе ВПН( в Украине не нашёл к кому – хотя он бывший наш соотечественник) , он и дал ответ , ну и он тоже под….л ,хотя при гунах народ гонял туда- сюда много где .
Больше по Риму там не поднял ничего ( хотя был разговор с челом – о нахождении в окрестностях захоронения по Риму, но только он не в теме – просто слышал рассказ) перепашка в 60 см , выходил раз восемь в те места – но я не отчаиваюсь и изредка опять туды выбираюсь .

а с каким металлоискателем ходите там?

Терминатор Про , катуха 14кГц ей и поднял , разделение хорошее ( 12иногда , у меня их два((30*14кГц, 25*12кГц),(30*12кГц)+ АСЯЕвро) катуха 30 см.

Хм, не пробовал и даже не встречал этот прибор.

Если интересно , на Райберте огромная тема :
Обсуждение работы Терминатора от Dendetekt, к сожалению ссыль закинуть не могу – в России , а тут – Райберт , это экстремистский сайт ,от сель не зайдешь .
И форум шурф. Info ( churf.info) это форум автора прибора – только молодой есчо , даже не форум задумка- а клуб , где можно писать – что хошь , и никто не одернет – ну в рамках приличия правда ( типа альтернативы райберту) .
Так вот он тему по прибору потихоньку с Райберта переносит , после его полуслияния с Виолити .

Читайте также:
Аксессуары и ювелирные Украшения в виде бабочек

Ну порадовало что снимки целых фибул мои , это моя тема и занимаюсь как реставрацией так и целыми .. фотками пользуйтесь , нежалко
Но в целом аматорски написано
В Украине встречаются самые ранние типы , РЖВ , древние греки … .Датировать можно в самых узких пределах , особо легко дело обстоит с Римскими и Кельтскими так как они наиболее изучеы .
Есть литература по теме , авторы : Амброз ,Альмгрин.

Закину табличку с фибулами ранних словян ПК

Спасибо. Реставрируете очень классно – я бы и сам хотел научиться так делать.
Кстати, если не тяжело, можете мне написать на почту сколько будет стоить купить у вас несколько отреставрированных фибул, так сказать, на прямую, чтобы без посредников в виде торговой площадки. a.vremenami@yandex.ua

А с классификацией фибул, мне, как аматору, было трудно разобраться какая к какому периоду принадлежит.

Приветствую .
На Hobby detekting опять конкурс, историю с фибулой туда запустил , (тринадцатое хорошо и не очень)

Помогите, пожалуйста, определить, какого периода фибулы?

Самые обыкновенные спинки фибул времен черняховской культуры ( 2 – 4 век н. э.).
Поштучно не продаются – только скопом от 10-ти штук и более.

Нашел такую часть фибулы.
Ориетир стоимости?

Что это может быть ?

Это не старинный предмет.
Скорее всего часть какой-то техники, или приспособления. Но в любом случае более 200 лет этому предмету нет. Такие у меня отправляются в металлолом

Фибула: виды и формы первой застежки на одежде предков

Фибула представляет собой старинный аналог застежки для соединения деталей одежды. С помощью нехитрого аксессуара – древнейшего предка булавки – фиксировали накидки на плечах, драпировали платья и кафтаны. Изначально фибулы имели исключительно функциональный характер и простое оформление. Позже их стали носить в качестве изысканного украшения-застежки оригинального дизайна.

Общие сведения и назначение

Выясняя, что такое фибула,стоит знать, что ранние образцы застежки принадлежат железному и бронзовому веку. Им древние предки скрепляли одежду – накидки и плащи – из кожи или грубого полотна. Аксессуар использовали и женщины, и мужчины. Оригинальные версии изделия присутствуют в музейных экспозициях античной эпохи, не менее интересны фибулыиз погребений на территории древней Руси,образцов скандинавских и других культур.

Аксессуар считается предшественником всех современных вариантов застежки. Фибулавыполняет функцию пуговицы, булавки, брошии предназначена для скрепления элементов одеяния. Данным аксессуаром закалывали накидки на груди или плечах, женщины иногда использовали изделие для драпировки подола платья. Фибулыможно увидеть в образах воинов доисторических времен, туниках римских ораторов, роскошных нарядах знати древней Руси.

Древняя заколка для одежды состоит из иглы и корпуса, который чаще всего выполнен в виде обода с разомкнутыми концами. Подковообразная конструкция с загнутыми или шарообразными концами обуславливает прочную фиксацию иглы в нужном положении. Обод предусматривает богатое оформление с применением кристаллов, гравировки, витых элементов.

Исторически аксессуару свойственна двойная функция. Так, застежка-украшение щедро декорируется, зачастую изготавливается из драгоценных металлов. К примеру, шотландские кельты предпочитали золотые заколки с самоцветами. Если воин погибал, не оставив после себя ничего, продавали фибулу и на вырученные деньги устраивали похороны.

Как выглядит Фибула

Аксессуару также присваивали магические свойства и использовали в качестве оберега. Видимо именно этим обуславливается сакральное значение булавки, которую носят от сглаза и порчи. Примечательно, что изначально латинский термин «fibula» применялся в качестве названия тонких грифельных костей лошади. В доисторические времена именно они выполняли функцию крепления на одеяниях предков.

Строение и принцип действия

Заколку-фибулу изготавливали из металла. Это крепкая застежка, с помощью которой удобно фиксировать грубые полотна, кожаные накидки, одеяния плотной фактуры. В основе конструкции лежит двухсторонняя пружина, которую изобрели в начале бронзового века. У английской булавки – современного аналога застежки – пружина односторонняя.

Конструктивные составляющие аксессуара:

  • корпус в виде квадрата, круга или дужки;
  • иголка или штырь с острым концом;
  • иглодержатель в виде желобка или примитивного замочка;
  • пружинный механизм, соединяющий иглу с корпусом.

Простейший вариант конструкции представляет собой скобу и иглу. В корпусе предусмотрен иглодержатель в виде узкого желобка, в который вставляется острый конец штыря. Основание иглы имеет пружинный механизм для плотной фиксации на корпусе.

Принцип работы первого аналога застежки:

  • с помощью иглы прокалывают материал, соединяя концы накидки на плечах или груди;
  • фиксируют конец иглы, вставляя его в специальный иглодержатель в корпусе.

Механизм английской булавки предусматривает фиксацию материи лишь в вертикальной плоскости. Наличие обруча в древнем варианте застежки позволяет крепить ткань еще и горизонтально, придавливая сверху.

Виды и формы фибул

Известные варианты аксессуара классифицируются по разным признакам, в том числе по форме, датировке, месту раскопки:

  1. Римская фибула по конструкции наиболее близка к подковообразной модели, имеет округлую форму, притом обод не разомкнут, и предусмотрен желоб в качестве держателя острия.
  2. Венгерская фибула представляет собой конструкцию из цельной металлической проволоки и напоминает традиционную английскую булавку. Механизм застежки заключается в том, что один конец после спирального витка представляет собой иголку, а второй конец выполняет функцию иглодержателя.
  3. Скандинавская фибулавотличие от цельной венгерской застежки имеет отдельные элементы, которые насаживаются друг на друга.
  4. Греческаяфибула-брошьпредусматривает 2 или 4 спиральных круга, игла-штырь выходит из одной спирали и закрепляется в другой, прихватывая одежду.

Венгерская фибула

Пренестинская разновидность древней застежки для одежды относится к венгерскому виду. На артефакте, найденном на раскопках древнеримского города Пренесте, обнаружена надпись, которую считают наиболее древним свидетельством латинской письменности.

Разновидности италийских фибул

Италийские варианты имеют различные формы дужки и впечатляют разнообразием механизма конструкции. Ранние образцы предусматривают схожее с венгерскими моделями строение спиралевидного иглодержателя. Поздние италийские версии выполнены с держателем в виде плоской пластины круглой формы.

Италийские модели старинной застежки по форме дужки делятся на следующие группы:

  • полукруглые. Модель относится к самим ранним образцам. Дужка выполняется в виде детали одной толщины по всей длине или же с уплотнением на отдельных участках. Корпус имеет гладкую поверхность или оформляется полосами, украшается бусинами;
  • ладьевидные. Дужка полой дугообразной конструкции с утолщением посередине имеет различные варианты иглодержателя;
  • змеевидные. Встречаются образцы с изогнутой в причудливых формах дужкой, как и другие вариации.
Читайте также:
Почему мужские браслеты из натуральных камней лучше кожаных

Чертрозские фибулы, обнаруженные при раскопках Чертрозы, имеют вытянутую дужку, конец которой представляет собой желоб-иглодержатель с пуговкой и завернутым концом.

Интересные образцы фибул италийских форм обнаружены в могильнике Хальштатта:

  • очкообразные. Изделие выполнено в виде пары спиралевидных кружков, соединенных между собой острием-креплением;
  • арбалетовидные. Застежка предусматривает множество спиралевидных витков с перпендикулярным расположением по отношению к дужке.

Впечатляет оформление отдельных арбалетовидных застежек, в которых окончание держателя выполнено в виде миниатюрной головы животного либо человека.

Подковообразные фибулы

Изделия по форме напоминают подкову, варианты различаются по сечению тулова и оформлением концов.

Спиралеконечные

Изделия выполнены с концами, загнутыми в трубочку. По оформлению дужки делятся на плоские, прямоугольные, круглые, четырехгранные, треугольные. Чаще всего спиралеконечные модели отлиты из латуни и многокомпонентного сплава с преобладанием цинка.

На раскопках на территории Руси в могильниках Тимеревском и Михайловском, Гнездове, во владимирских и приладожских курганах найдены спиралеконечные фибулы, родиной которых считается Швеция. В Новгороде обнаружено 6 подковообразных застежек, которые датируются Xвеком и считаются древнейшими образцами.

С ромбовидными концами

Найденные в Ярославской губернии и новгородских курганах массивные литые образцы с ромбовидными концами датируются X-XI веками. Ромбы покрыты серебром. Подобные варианты изделия встречаются исключительно в погребениях мужчин, у плеча.

В новгородской коллекции можно увидеть также следующие варианты подковообразных фибул:

  • с многогранными головками;
  • с воронкообразными концами;
  • ромбического сечения с гранчатыми головками;
  • с маковидными головками;
  • с конусовидными головками.

Впечатляет оформление подковообразных застежек с зооморфными концами, которые представлены в виде головы дракона. Находка из погребений X века выполнена из латуни, из слоев XIV века – из бронзы.

Кольцевидные фабулы

Модель представляет собой пластинчатый или круглопроволочный обруч. Найденные в Новгороде, Полоцке и Карелии пластинчатые кольцевидные образцы изготовлены по восковой модели и датируются XII-XIV веком. Некоторые из них гладкие, есть экземпляры с насечкой, косыми штрихами, растительным ажурным узором.

Кольцевидные фабулы

Сердцевидные фабулы

В контуры ажурной литой застежки, обнаруженной в слое XIIIвека в Новгороде, вписаны две человеческие фигуры визави. Предполагаемым местом изготовления экземпляра считается Германия, а по манере изображения фигуры напоминают Тристана и Изольду.

Другая сердцевидная застежка из бронзы с растительным орнаментом датируется XII-XIIIвеком.

Фибула в наши дни

Массово использовали фибулу в бронзовом веке, аксессуар имел популярность до конца средневековья. После изделие применялось исключительно для прихватывания ткани и оригинальной драпировки, также в качестве броши-застежки с богатым декором.

При желании дополнить наряд винтажным украшением подходящим вариантом считается фибула, выполненная своими руками. Чтобы самостоятельно изготовить подковообразную римскую застежку, в качестве основы используется пара шпилек для волос:

  1. Одну шпильку выпрямляют, далее оформляют в форме кольца. Полученный обод нужно обшить кожей.
  2. Концы другой шпильки несколько раз перекручивают и выполняют своеобразную «иглу». Далее для нее изготавливают кожаный чехол, учитывая, что нужно сделать нижнюю грань длиннее верхней. Это необходимо в качестве детали для фиксации к кольцу.

При необходимости металлический обруч можно обшить плотной тканью, для декора использовать бусины, камни, бисерную вышивку.

Виды брошей – античные и современные

Слово «брошь» (англ. brooch) происходит от французского «broche», что в переводе означает «длинная игла». Такое название объясняется первоначальным назначением броши – скреплять одежду. А необходимость скреплять одежду появилась тогда, когда человек впервые надел на себя что-то побольше, чем набедренная повязка. Поэтому не удивительно, что история броши практически равна истории человечества.

Фибулы и аграфы – самые древние разновидности броши

Первый аналог броши появился более 5 тысяч лет назад в бронзовом веке. Он не только отличался от современной броши своей конструкцией, но и имел другое название – фибула (англ. fibula). Фибула изготавливалась из металла и чаще всего представляла собой круг с двумя отверстиями, через которые продевался массивный изогнутый штырь, скрепляющий ткань. Но он быстро портил ткань, и вскоре люди додумались до безопасной конструкции фибулы с штырем в виде шипа. Фибула имела много конструктивных разновидностей. Так, например, венгерская фибула изготовлялась из цельной металлической проволоки и своей конструкцией напоминала традиционную английскую булавку. А греческая фибула состояла из двух или четырех спиральных кругов, соединенных вместе. Игла при этом выходила из одной спирали и закреплялась на другой.

Примеры античных брошей — фибул:

В Средневековье помимо фибул появились аграфы (англ. agraffe)– заколки, которыми скрепляли воротник нижней рубахи или просто надевали в качестве украшения. Позже их стали использовать и как заколки для волос. В эпоху Возрождения, в связи с радикальным изменением моды, фибулы и аграфы сдали свои позиции, поскольку стали не нужны, а в моду вошли подвески.

Примеры античных брошей — аграф:

Брошь Севинье — родоначальница современных видов брошей

В нынешнем понимании брошь появляется только в XVII веке благодаря французской писательнице и фаворитке короля Людовика XIII мадам де Севинье. Именно она ввела в моду брошь как аксессуар. Мадам де Севинье посчитала, что привязывать ленточками или пришивать к платьям подвески – работа, которая занимает слишком много времени. И она придумала первую брошку в виде банта с прикрепленной к нему подвеской. Такую брошку можно было легко пристегнуть в нужное место на платье. Брошь мадам де Севинье вызвала настоящий бум среди французских модниц, и каждая дама высшего света считала делом чести иметь в своем арсенале несколько разных брошек (подробнее об украшениях эпохи барокко). Популярность этого аксессуара объясняется еще и тем, что придворные дамы начали использовать броши для передачи «тайной» информации. Надев условленную брошь, дама, например, сообщала определенному человеку, что может принять тайного гостя, или о получении важного известия.

Портреты мадам Севинье в броши ее изобретения:

Так, с легкой руки мадам де Севинье, вошел в моду этот прекрасный аксессуар и остается популярным по нынешний день.

Читайте также:
Украшения ручной работы – бижутерия Gulsina

Какие бывают ювелирные броши?

Есть несколько критериев, по которым различают виды брошей.

В зависимости от материала изготовления, броши различают:

  • Ювелирные броши из драгоценных металлов. Они могут быть как со вставками, так и без них. Вставки выполняются драгоценными или полудрагоценными камнями, жемчугом, эмалью.
  • Бижутерные броши из латуни или других сплавов. Такие броши инкрустируют полудрагоценными камнями, стразами, стеклярусом или кристаллами Сваровски.
  • Броши, выполненные из других материалов — полимерной глины, пластика, кожи, бисера, дерева, текстиля, валянные из шерсти. Эти украшения часто выполняются вручную (броши в технике хендмейд), что придает им особенную прелесть.

Броши также различают по типу декоративной обработки и разделяют на такие виды:

Ажурные броши, материалом для которых служит металл, кость, пластические массы и другие. Металлические ажурные броши изготавливают методом выпиливания ажура или же штампованием, а также техникой филиграни. Броши из кости, пластика или других поделочных материалов изготовляют методом резьбы ажурного орнамента.

Гладкие броши. Гладкие броши в основном состоят из одного крупного поделочного камня, например, пейзажного или ландшафтного агата. Часто также вокруг камня размещают множество оттеняющих его мелких камушков.

Броши-геммы — выполненные в виде рельефов на камнях. Геммы с барельефами (то есть выпуклым, выступающим изображением), называются «камеи». Напротив, броши-геммы с «горельефным», утопленным изображением называли «инталии». Подобные украшения высоко ценились не только как драгоценности (часто исполненные из ценных пород камней или раковин), но еще более как произведения искусства — миниатюры с разнообразными сюжетами, портретами и жанровыми сценами.

Броши-камеи (англ. cameo brooch)– вечная классика ювелирного искусства. Это изображение, выполненное на драгоценном или полудрагоценном камне овальной формы в технике барельефа с тщательно вырезанными деталями. Барельеф камеи обычно светлый – белый, молочный, слоновой кости, бежевый, а основа-овал темный, обычно черного, синего, коричневого или красного цвета. Наиболее распространенный сюжет для камеи – нежный профиль женской головки с четкими гранями волос, шеи и лица. Но также на камеях изображают портреты известных личностей, ангелов, небольшие сюжеты античной мифологии, бытовые сценки, цветы.Сегодня камеи изготавливают из разных материалов, но традиционно они выполнялись из агата, яшмы, оникса, разных кварцев. Овал камеи оправляли драгоценным металлом, украшали жемчугом и драгоценными камнями. Большой любительницей камей была императрица Екатерина II, которая свою любовь к этим украшениям называла «каменной болезнью». Именно из-за большой любви императрицы к камеям были начаты массовые разработки драгоценных и полудрагоценных камней Уральских гор.

Броши-инталии (англ. intaglio). Это также разновидность геммы, и противоположность камеи, так как изображение выполняется в технике углублённого (отрицательного) рельефа. Вырезают инталии на драгоценных или полудрагоценных камнях или стекле. Овал инталии также часто оправляют металлом, украшают камнями или жемчугом.

Эмалевые броши. Основания таких брошей изготавливаются из золота, серебра, меди, реже латуни. На основу налаживается эмаль. Используют разные техники наложения – живописную эмаль, воспроизводящую различные рисунки (например, знаменитая ростовская финифть), перегородчатую эмаль (техника клаузане), выемчатую эмаль (так называемую технику шамплеве). Эмалевые броши часто являют собой тонко выполненные художественные миниатюры, которые дополняют украшения по периметру (подробнее о ювелирных украшениях с горячей и холодной эмалью).

Мозаичные броши. Их обычно изготовляют из смальты – стекла специальной варки, которое обладает большим разнообразием цветов. Мозаика составляется из мелких кусочков смальты, которые, соответственно с композицией, вклеиваются в основание броши при помощи специальной мастики. Поверхность мозаики полируется. Эту технику называют микромозаикой.

Выделяют также особо еще некоторые разновидности этого аксессуара:

Броши разделяют и по типу крепления:

Брошь-булавка. В последнее время этот вид броши особенно популярен. Как понятно из названия, – это булавка, на которую нанизаны различные дополнения. На такую брошь можно нанизать много разных камушков, подвесок и цепей, что позволит почувствовать себя дизайнером.

Брошь-заколка. Она прикрепляется как зажим на край одежды. Также такую брошь используют в качестве заколки для волос.

Брошь-игла (пин — от английского pin), которая крепится с помощью специальной безопасной иголки.

Древние застежки фибулы и брошь-фибула – фото и история

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • Друзья
  • Личная информация
  • Memories

Кельтские украшения: торквес, брошь, фибула.

Посидоний при описании кельтских народов отмечал их пристрастие к роскоши.
Особое место среди украшений занимала шейная гривна, древнее название которой торк, торквес означало собственно гривну, сплетенную из нескольких прядей.
Ожерелье из бронзы, золота, драгоценных металлов, которое кельты носили вокруг шеи, талии, поперек груди, как браслеты. В живописи и скульптуре торк является идентификатором «кельтского мира».

«Умирающий галл», самая известная мраморная скульптура кельтского воина, древняя римская копия (на Капитолии) потерянной эллинистической скульптуры. Статуя изображает умирающего кельта, представленного как галльский воин с типичной галльской прической и усами, за исключением торка на шее, галл совершенно голый.

Кельтский бог опознан как Цернуннос на Гундеструпском котле по торквесам вокруг шеи и на руке. Древние авторы, в том числе и Посидоний, упоминали отличительные торквесы кельтов. Древнегреческий историк Полибий писал, что римские войска испытывали смятение при столкновении с кельтскими воинами, у которых на шее были торквесы из золота, а на руках браслеты. Торк был известен египтянам, персам, ранним народам британских островов, римлянам через памятники и кельтские монеты, что означало, что торквес в кельтском мире являлся значительным символом, олицетворявшим силу и власть. В ходе археологических раскопок на землях когда-то принадлежащим кельтам было обнаружено много торквесов, изготовленных их разных металлов, различных форм, многообразно декорированных.

Кельты не только наслаждались красивыми украшениями, как говорит Посидоний, но и верили в мистические полномочия торквесов. Изображение кельтских воинов в искусстве и их описание в исторических источниках свидетельствует о том, что кельты носили торквесы на полях сражений. Торквес на статуе из Гальштата (Австрия, Гальштатскую культуру, 900-400, связывают с кельтской культурой) подтверждает статус воина изображения. Королева Боудика кельтского народа иценов, которая повела свой народ против римлян, носила большое золотое ожерелье по описаниям древних авторов. Торквесы сложной работы из драгоценных металлов принадлежали особам королевских кровей, что подтверждают и археологические исследования, в то время как простые кельтские воины носили бронзовые ожерелья. Есть предположения, что кельты носили торки вокруг головы или «связывали» ими волосы, как символ царской принадлежности. В контексте битв и сражений большие, показные торквесы очевидно воплощали королевское достоинство, могущество. Торквесы являлись хорошими трофеями, в случае поражения кельтов. Свое прозвище видный римский политический деятель Тит Манлий Торкват получил от золотого торвеса, снятого с убитого им в единоборстве галла. Исторический эпизод подтверждает значение кельтского ожерелья для древних народов.

Читайте также:
Как носить массивные ювелирные Украшения и бижутерию крупных размеров

Кельтские мифы обращаются не только к вере во власть торквеса самих кельтов. В одном мифе рассказывается о провозглашении императором Юлиана Отступника. Во время церемонии кельтский воин по имени Маурсус снял со своей шеи торквес и возложил его на голову нового императора. Таким поступком он продемонстрировал признание Юлиана, как властителя и соответственно утвердил его в том, что император может рассчитывать на поддержку кельтов. В одной из многочисленных легендах о Святом Брендане Клонфертском также говорится о кельтской безграничной вере в мистические возможности торка. Король Тары, которого в легенде упоминают по имени, увидел во сне ангелов. Они сняли с короля его торквес и отдали незнакомцу. Когда позже пути пути короля Тары и Брендана пересеклись, король узнал в Брендане незнакомца из сна. Согласно интерпретации рассказчиков, король вынужден вскоре был отказаться от власти. С введением христианства торк наделялся многими характеристиками, а в некоторых случаях считался иногда пережитком языческой веры. Британский церковный историк и писатель Гиральд Камбрийский в двенадцатом веке рассказывал о торке, когда-то принадлежавшем Мо-Хоноку (почитаемому мученику валлийскому), сыну легендарного короля королевства пятого века Брихейниог (Уэльс) Брихана (Святой Брихан). Торк из золота состоял из четырех секций спаянных вместе и разделенных посередине декоративной головой собаки, у которой была оскалена пасть. Гиральд Камбрийский пишет, что клятву, данную перед торком, люди боялись нарушить, веря в неизбежное возмездие. На торке, якобы осталась вмятина из-за произведенного удара железным молотком. Это работа человека, который польстился на золото. Но он, как продолжает историк, был наказан полной слепотой и остаток своей жизни провел в одиночестве и полной темноте.

Итак, для древних кельтов торк являлся символом мощи, власти, защиты в схватках с противником, принадлежности к избранному народу. В христианстве он претерпел изменения в значениях и был наделен божьими полномочиями, освящать клятвы и карать неверующих.

Если торквес как драгоценное украшение олицетворял форму высшей власти, то броши являлись для кельтов самым популярным и любимым украшением. Их носили как женщины, так и мужчины. Брошь, объединявшая в себе декоративную и утилитарную функцию в то же время могла содержать и магический подтекст, выступать в качестве амулета.

Фибула (лат. fibula – шпилька, застёжка), металлическая застёжка для одежды, одновременно служившая украшением. Фибулы разнообразных форм были распространены с бронзового века до раннего средневековья. Развитие фибулы в латенское время. Фибула как популярное украшение является чувствительным хронологическим показателем и потому по её форме можно часто датировать и другие археологические

В Ирландии и Великобритании был распространен тип броши, имевшей форму почти сомкнутого кольца (у броши был лишь маленький промежуток) с прикрепленной длинной булавкой, скользившей вокруг кольца. У исследователей нет однозначного мнения о происхождении формы. Кто-то считает, что она развилась от провинциальных римских моделей. Другие уверены, что это родная для Ирландии и Великобритании форма, существовавшая в неизменном виде с железного века.

Кельты на территории Ирландии и Великобритании носили броши в форме почти сомкнутого кольца приблизительно с третьего столетия, на плечах или груди. Броши могли быть маленькими и большими. Их делали из бронзы, железа или меди, украшали драгоценными камнями и позолотой. В самой своей простой форме брошь напоминала все тот же торк, но с дополнением в виде вертящейся булавки. В христианские годы украшения стали сложнее, головка булавки расширилась, её часто инкрустировали драгоценностями. Кроме того, концы броши увеличились, формируя намного более широкую дугу, чем верхняя часть кольца. В некоторых случаях кольцо было полностью замкнуто, и брошь присоединялась к одежде посредством булавки.

Кельтская брошь Хантерстоун

Самый ранний образец такой формы кельтской броши на территории Ирландии и Великобритании – великолепная брошь Хантерстоун, найденная в 1830-х годах в Хантерстоуне (Эйршир, Шотландия). Брошь, изготовленная в 700 году, действительно особенный объект. Из твердого серебра с детализированной золотой и серебреной филигранной работой и янтарными гвоздиками, которые указывают на то, что брошь была скорее всего из королевства Дал Риада (на западном побережье Шотландии), где янтарь был очень популярен. Было предположено и то, что Брошь Хантерстоун – работа англосаксонского художника, произведенная для кельтского заказчика. Строгие детали, внимание к математической пропорции указывает на то, что художник был хорошо знаком с германской технологией обработки металлов.

На обратной стороне броши добавленные через 200 лет рунические надписи, которые называют имя владельца, норвежского викинга. Брошь демонстрирует синтез ирландских, англосаксонских и пиктских художественных элементов. Стиль броши, роскошно украшенной орнаментами животных, напоминает представления пиктов о зооморфных существах. В центре броши две головы абстрактных птиц, каждая с большим глазом и крючковатым клювом, окружающие прямоугольную группу с вырезанным кельтским крестом.

Одно из самых известных драгоценностей кельтского мира – Брошь Тара, сохраняется в Национальном Музее Ирландии в Дублине. Несмотря на такое название, открытие броши не состоялось на территории Холма Королей (Тара). Брошь была найдена на восточном побережье Ирландии в деревне Беттистаун (графство Мит) в 1850 году. Просто ювелир, который изучал брошь, учитывая её изящную природу, сделал предположение, что могла она принадлежать кому-нибудь из окружения Высоких Королей древней Ирландии. Согласно популярным историям, брошь, которая находилась в деревянной коробке, нашли два мальчика, игравшие на берегу. Их мать продала её за гроши местному часовщику, тот в свою очередь перепродал брошь ювелиру Джорджу Уотерхаусу. Брошь кольцеобразной формы замыкает сама себя. Изготовленная из позолоченного серебра с добавленным янтарем, цветным стеклом и медью, она декорирована криволинейным орнаментом из сложных завитков, пастей и хвостов невероятных животных.

Читайте также:
Камень чароит – редкий, красивый и пока доступный

Миниатюрная работа дополнена четырьмя лепными «головками» из янтаря. Филигранной работы орнамент, проходящий по поверхности. Орнаменты на броши часто сравнивают с мотивами из Линдисфарнского Евангелия, одним из щедро иллюстрированных кельтских рукописей. Мотивы в значительной степени абстрактны, не содержат характерной для кельтского искусства прямой языческой ссылки. Подобное декоративное оформление можно увидеть на ассимилированных в христианский период ]кельтских крестахКниге Келлс, на Чаше Ардагх. Отмечено, что первоначально, нижняя сторона была из ряда красной меди на серебреном фоне. Относительно недавно брошь восстановили в лабораториях Британского Музея, в результате были идентифицированы мелкие подробности эскизов человеческих лиц. Тара – крошечный предмет (22.5 см), созданный при помощи великолепных технологий обработки металла – а это не только эмаль и гравюра, но также литье и инталия (вырезанные изображения), филигрань, – и украшенный стеклом и янтарем.

Брошь Тара олицетворяет высочайшее качество ирландских брошей Раннего Средневековья. Она служит прекрасным примером навыков восьмого века, и была скопирована неисчислимое количество раз. Брошь Тара – одна из двух брошек, которые носили в паре, чтобы, связав их цепью, удерживать плащ на плечах.

Посидоний (Ποσειδώνιος, 139/135 год до н. э., Апамея — 51/50 год до н. э., Рим) —
древнегреческий философ-стоик, историк, географ, астроном.

Фибулы

Металлические застежки — фибулы — обычная находка в погребениях и в культурном слое античных памятников Северного Причерноморья II в. до н. э.—IV в. н. э. Много их в Пантикапее, Фанагории, Кепах, Ольвии, Херсонесе, Танаисе и других городах, а также в некрополях сельских поселений. Картографирование показывает, что кроме общих для всего Северного Причерноморья форм фибул (табл. CLIV, 13, 14, 19, 22, 30, 36, 39) есть формы, характерные для отдельных районов (табл. CLIV, 7, 27—29, 35, 37, 39) и редкие вне их. Северопричерноморские фибулы попадали к народам Кавказа, степей, даже лесной зоны восточной Европы и вызвали там подражания. Но эти местные «варварские» изделия почти не попадали в античную зону и поэтому здесь не рассматриваются (кроме фибул на табл. CLIV, 43—45, относящихся уже к IV в.). Учитывая значение эллинского компонента в культуре Северного Причерноморья, можно было ожидать, что он будет заметен и в развитии местных фибул. Известно, что при изготовлении золотых фибул применялись рельеф, филигрань, инкрустации камней. Об античных фибулах говорят письменные данные, броши изображены на рельефе Парфенона, на расписных сосудах VI—IV вв. н. э., но в археологических находках метрополии они не найдены. Вероятно, и здесь их носили, но не было обычая помещать их в могилу. Этот обычай был у крымских скифов, у меотов и сармат, в некрополях которых сохранились разнообразные подражания эллинским брошам (Кубань) и даже отдельные, возможно, настоящие эллинские фибулы (табл. CLIV, 2) и золотая ромбическая брошь из мавзолея Неаполя Скифского. Простые пружинные броши удержались до I в. н. э. в быту эллинизированных крымских скифов и периферийного Танаиса.

Таблица CLIV. Типы фибул II в. до н. э. — IV в. н. э.
Привозные фибулы: 1 — кельтского типа; 8—10, 15—17, 23—26, 31—34, 40 — из римских провинций на Дунае и Галлии (23—26, 31, 32, 34 — — с цветной змалью); 41 — североевропейская. Местные фибулы: 2, 3, 11 — пружинные броши; 4—7 — вариации латенских фибул; 12, 20, 21 — с завитком на конце
приемника; 13, 14, 22, 30, 37—39 — лучковые подвязные разных типов; 18, 27, 35 — боспорские сильно профилированные; 19, 36 — с кнопкой на конце приемника; 28, 29 — смычковые; 42 — двупластинчатые; 43—45 — прогнутые подвязные. Составитель А. К. Амброз

Широкое появление фибул в некрополях античных городов со II—I вв. до н. э. связано с варваризацией не только погребального обряда, но и внешнего облика горожан: в течение I в. н. э. окончательно исчезли пружинные броши, отражавшие эллинские традиции, и их место заняли варварские дужковые фибулы с двусторонней пружиной. Их появление в античной среде связано с интенсивным проникновением латенских вещей. Сыграли роль не только передвижения кельтов и гетов на западных рубежах Северного Причерноморья, но и еще мало изученные для этого периода контакты с областями к югу от нижнего Дуная. На основе принесенных вещей и, вероятно, новых традиций развилось местное производство проволочных дужковых фибул (табл. CLIV, 4—7, 12—14, 18—21, 28). Среди принесенных с запада фибул кельтские изделия II—I вв. до н. э. редки (табл. CLIV, 1). С I в. н. э. приток западных фибул увеличился, чему способствовало вхождение Северного Причерноморья в сферу воздействия Рима. В Галлии и дунайских провинциях романизируемое население, сохранившее некоторые латенские традиции, создало разнообразнейшие формы фибул, отразившие и кельтские, и римские вкусы. На территорию Северного Причерноморья в большом количестве попадали оттуда фибулы I в. н. э., с рельефной дужкой, в том числе имеющие латинскую надпись «Авцисса» (табл. CLIV, 8), а во II—III вв. фибулы с цветной эмалью (табл. CLIV, 23—26, 31, 32, 34). Большинству этих предметов известны точные аналогии в западных римских провинциях. Для провинций характерны также различные фибулы с рельефными украшениями (табл. CLIV, 10, 15, 17), многие из которых могли проникать в причерноморские города не только путем торговли, но pi с людьми, приезжавшими с запада (солдатами, торговцами, ремесленниками). Ввоз провинциальных фибул продолжался до IV и отчасти V вв., когда излюбленным мужским украшением римлян стали тяжелые литые фибулы с кнопками в виде луковиц (табл. CLIV, 40).

Читайте также:
Украшения на Хэллоуин – чокеры, кольца и ожерелья

Местное производство фибул в Северном Причерноморье, кроме брошек II в. до н. э.—I в. н. э., ограничилось сравнительно простыми коваными проволочными фибулами. Их материал— золото, серебро, сплавы меди. Среди местных северопричерноморских типов фибул выделяются лучковые подвязные (табл. CLIV, 13, 14, 22, 30, 37—39), фибулы с кнопкой (табл. CLIV, 20,21), смычковые (табл. CLIV 28, 29). Для Боспорского царства характерны, главным образом, сильно профилированные фибулы (табл. CLIV, 18, 27, 35), а также двучленные подвязные с вертикально пластинчатой спинкой (табл. CLIV, 37), для юго-западного Крыма — тан называемые «инкерманские» (табл. CLIV, 38), отличающиеся от других подвязных не только своеобразными приемами изготовления, но и некоторой грубоватостью. Попадая к соседним народам, северо-причерноморские фибулы послужили основой для появления там новых вариантов фибул. Судя по ареалу боспорских фибул, сфера боспорского влияния была особенно обширной, достигая Прикамья и Дагестана.

Опустошительные вторжения варваров в середине и второй половине III в. ярко отразились и на производстве фибул. Местные формы фибул исчезли к концу III в., изредка встречаясь в могилах IV в., в Южном Крыму. Население заимствовало фибулы северных пришельцев (табл. CLIV, 42—45), распространившиеся раньше всего в не подвергшейся разгрому округе Херсонеса (со второй половины III в.), позднее в IV в. на территории Боспора и в Ольвии. Постепенно сложились местные крымские варианты этих фибул (табл. CLIV, 44, 45). Основная масса крымских фибул IV в. тождественна фибулам Черняховской культуры не только по форме, но даже по рецепту металла, новому для Северного Причерноморья, но связанному с Северо-Восточной Прибалтикой. Изредка в городах Северного Причерноморья находят чуждые «Черняховским» прибалтийские фибулы (табл. CLIV, 41), также фибула с шариком на головке из Танаиса и накладные кольца на крымских фибулах — (табл. CLIV, 45).

Новогодние броши в Москве

Материал: бижутерный сплав, вставка: эмаль

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Queen fair Брошь Новогодняя сказка снеговичок.

Материал: бижутерный сплав, отделка: чернение

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Queen fair Брошь Снежинка новогодняя 3445925

Авторская работа в единственном экземпляре

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь Елочка Новогодняя TOV-0184 ручная работ.

Брошь “Новогодняя сказка” по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь “Новогодняя сказка”

ТМ Queen fair — это яркий пример сочетания бессмертной классики и актуальных трендов в мире аксессуаров. Металлические цепи, серьги-кольца, украшения со стразами, яркие броши — вы всегда найдёте подходящий аксессуар. Queen fair включает огромный ассортимент бижутерии, а.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь новогодняя “Ёлочка”, цвет кра.

Брошь из дерева в минималистичной форме черной кошки. Изготовлен из массива настоящего дерева. Ручная резка и обработка. Эта продукция является частью благотворительного проекта “Купи значок – помоги сиротам”. Чистая прибыль полученная от продажи будет направлена на зак.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь значок из дерева “Любовь и котики&.

Артикул: 1209-819. Высота: 0.9 см., Длина: 5.5 см., Ширина: 3.5 см., Вес: 22 гр., Вставка: Стразы, Размер упаковки: 5 x 1.5 x 6.5 см., Цвет фурнитуры: Цвет золота, Цвет: Разноцветный, Длина, см: 5.5, Набор: Нет, Вид: Брошь, Бижутерия с открыткой: Да, Тематика праздника.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь новогодняя “Оленья упряжка”.

Набор из 2 шт. материал: пластик, текстиль высота: 18 см диаметр: 8 см

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Набор шаров SNOWMEN Е70408

Набор из 2 шт. высота: 16 см

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Набор елочных игрушек SNOWMEN Е70022

Брошь новогодняя “Оленёнок” снежный, цвет белый в золоте по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь новогодняя “Оленёнок” снежный.

Материал: бижутерный сплав, вставка: эмаль

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Queen fair Брошь Новогодняя сказка 2291782

ТМ Queen fair — это яркий пример сочетания бессмертной классики и актуальных трендов в мире аксессуаров. Металлические цепи, серьги-кольца, украшения со стразами, яркие броши — вы всегда найдёте подходящий аксессуар. Queen fair включает огромный ассортимент бижутерии, а.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь новогодняя “Белый медведь”, ц.

Набор из 8 шт. материал: пластик, металл диаметр: 6 см

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Набор шаров SNOWMEN Е60378

Вид: Брошь Размер: 3,5 см × 5,5 см × 0,9 см Набор: Нет Склад: КИУ 3 Состав: Стразы, эмаль, бижутерный сплав Цвет: Разноцветный Серия: Новогодняя бижутерия Страна-производитель: Китай Вставка: Стразы Категория: Ассорти Длина, см: 5.5 Материал: стразы Торговая марка: Quee.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь новогодняя «Оленья упряжка», цветная в.

В последние годы броши захватили позицию одного из главных аксессуаров. Это украшение не обязывает Вас подбирать под него наряд, скорее наоборот, под любой свой образ Вы можете подобрать брошь из обилия видов. Стразы, эмаль или бусинки, а может быть текстильный элемент.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

ТМ Queen fair — это яркий пример сочетания бессмертной классики и актуальных трендов в мире аксессуаров. Металлические цепи, серьги-кольца, украшения со стразами, яркие броши — вы всегда найдёте подходящий аксессуар. Queen fair включает огромный ассортимент бижутерии, а.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь новогодняя “Снеговик” обнимаш.

ТМ Queen fair — это яркий пример сочетания бессмертной классики и актуальных трендов в мире аксессуаров. Металлические цепи, серьги-кольца, украшения со стразами, яркие броши — вы всегда найдёте подходящий аксессуар. Queen fair включает огромный ассортимент бижутерии, а.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь “Новогодняя сказка” звездочки.

Брошь новогодняя “Снеговичок” на метле, цветная в золоте по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь новогодняя “Снеговичок” на ме.

Материал: бижутерный сплав, вставка: эмаль

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Читайте также:
Короны и ободки для волос Dolce & Gabbana

Queen fair Брошь новогодняя Носочек 4965499

Брошь на лацкан Новогодняя елочка 51926 (Зеленый, Игла, Бижутерный сплав). Крепление безопасного типа “Игла”. Можно носить как на лацкане пиджака или пальто, так и на платье или блузке (или любом другом элементе гардероба). Даже самый обычный пиджак или блузка в.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

OTOKODESIGN Брошь на лацкан Новогодняя елочка.

Материал: бижутерный сплав, вставка: эмаль

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Queen fair Брошь новогодняя Коровка 4978935

ТМ Queen fair — это яркий пример сочетания бессмертной классики и актуальных трендов в мире аксессуаров. Металлические цепи, серьги-кольца, украшения со стразами, яркие броши — вы всегда найдёте подходящий аксессуар. Queen fair включает огромный ассортимент бижутерии, а.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь новогодняя “Дед Мороз” HOHOHO.

Вид: Брошь Размер: 4,8 см × 2,3 см × 1,2 см Набор: Нет Склад: КИУ 3 Состав: Стразы, бижутерный сплав Цвет: Разноцветный Серия: Новогодняя бижутерия Страна-производитель: Китай Вставка: Стразы Категория: Ассорти Длина, см: 4.8 Материал: стразы Торговая марка: Queen fair.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь «Ёлка» нарядная, цветная в золоте (Quee.

Табличка Merry Christmas с подсветкой из коллекции Замороженный лес (Frozen Forest) создаст в вашем доме ощущение праздника на Новый год и Рождество. Украшение сделано из натурального дерева белого цвета прямоугольной формы. На поверхности таблички имеется надпись с пож.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Новогоднее украшение Suki Frozen Forest Merry.

Набор из 3 шт. материал: пластик, текстиль диаметр: 8 см

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Набор шаров SNOWMEN Е70411

Материал: бижутерный сплав

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Queen fair Брошь новогодняя Бык 4978944

Брошь выполнена из качественного бижутерного сплава и украшена кристаллами. Размер броши – 3,4х2,4 см. Вес броши – 4,7 гр

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь Елка, символ Нового Года (Броши)

Материал: бижутерный сплав

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Queen fair Брошь новогодняя Бык с кольцом 497.

Металл бижутерия, вставка шпинель иск., стекло ювелирное, покрытие серебрение с оксидированием, проба ПЮЗ Красная Пресня

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Материал: бижутерный сплав, вставка: эмаль

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Queen fair Брошь Новогодняя сказка Подарок 43.

Материал: бижутерный сплав, вставка: эмаль

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Queen fair Брошь Новогодняя сказка Сапожок 43.

Материал: бижутерный сплав

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Queen fair Брошь новогодняя Елка каскад 49654.

Ювелирный сплав “Мельхиор”не вызывает аллергию

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Броши Брошь с майоркой в мельхиоре, цв.белый.

Брошь новогодняя “Носочек”, цвет красный в золоте по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь новогодняя “Носочек”, цвет кр.

ТМ Queen fair — это яркий пример сочетания бессмертной классики и актуальных трендов в мире аксессуаров. Металлические цепи, серьги-кольца, украшения со стразами, яркие броши — вы всегда найдёте подходящий аксессуар. Queen fair включает огромный ассортимент бижутерии, а.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь новогодняя “Оленья упряжка”.

Материал: бижутерный сплав, вставка: эмаль

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Queen fair Брошь новогодняя Снеговик с леденц.

Украшения из натурального камня ручной работы. Камни установлены в оправу из мельхиора

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Броши Брошь бирюза “Веточка” больша.

Еще Коко Шанель говорила, что брошь не нуждается в компании других аксессуаров. Глядя на это изящное украшение в виде осенних листьев, понимаешь, что так и есть. Золотая брошь с жемчугом поможет обыграть ту или иную вещь по-новому. Поэкспериментируйте и с расположением.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь Осенняя листва с белыми жемчужинами

Артикул: 1170-208. Высота: 1 см., Длина: 1.5 см., Ширина: 3 см., Вес: 9 гр., Размер упаковки: 8 x 2 x 9 см., Набор: Нет, Длина, см: 3, Вставка: Стразы, Цвет: Разноцветный, Цвет фурнитуры: Цвет чернёного золота, Бижутерия с открыткой: Да, Вид: Брошь, Тематика праздника.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь новогодняя “Ёлочка”, цвет кра.

Материал: бижутерный сплав, вставка: эмаль

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Queen fair Брошь Новогодняя сказка 4311355

Носить броши в идеале рекомендуется на лацкане твидового пиджака, в сочетании с джинсами или классическими брюками. Брошами можно украсить даже свитер или красиво аранжировать на вязаном шарфе. Не менее стильно яркие броши выглядят на белой хлопковой блузке, в сочетании.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь “Божья коровка” 1260-30 золот.

ТМ Queen fair — это яркий пример сочетания бессмертной классики и актуальных трендов в мире аксессуаров. Металлические цепи, серьги-кольца, украшения со стразами, яркие броши — вы всегда найдёте подходящий аксессуар. Queen fair включает огромный ассортимент бижутерии, а.

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь новогодняя “Коровка” весёлая.

Материал: бижутерный сплав, вставка: эмаль

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Queen fair Брошь новогодняя Олененок снежный.

Брошь выполнен путем новейшей технологии, фотопечати на камне, под лаком

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Броши Брошь из селенита овал “№7” 4.

Материал: бижутерный сплав, вставка: эмаль

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Queen fair Брошь 4311287

Брошь Новогодняя “Олень”, цвет белый в золоте по выгодной цене

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Брошь Новогодняя “Олень”, цвет белы.

Материал: бижутерный сплав, вставка: эмаль

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Queen fair Брошь Новогодняя сказка снеговичок.

Брошь выполнена из качественного бижутерного сплава и украшена кристаллами. Размер броши – 3,8х4,0 см. Вес – 8,1 гр

Самовывоз, Почта РФ, Курьером, Логистическая компания

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *