Ингмар Бергман и его наследие в моде и искусстве

Ингмар Бергман и мода

Искусство – это матрешка. Существует множество видов искусства – например, литература, музыка, живопись, кино, фотография. Мода – это тоже искусство. И если вы думаете, что разные виды искусства никак не соприкасаются друг с другом, то это совершенно не так.

Все виды искусства взаимосвязаны друг с другом. Литература влияет на кино, например. Живопись на фотографию, а фотография, в свою очередь, оказывает влияние на живопись.

Шведский режиссер Ингмар Бергман никогда не интересовался модой, иконой стиля его также нельзя назвать. Ингмар Бергман чаще всего носил вельветовые брюки, фланелевую рубашку в клетку, кожаную куртку. Цветами его одежды были коричневый, бежевый и зеленый

Так, в начале ХХ века картины художников-модернистов появились именно благодаря фотографии. С изобретением в XIX веке фотоаппарата необходимость в реалистичных портретах или же пейзажах ушла в прошлое, и многие из художников пришли к выводу о том, что цель живописи – показывать истинную невидимую глазу сущность вещей и отражать идеи и взгляды самих художников. То есть картина как философия.

Кстати, первая выставка импрессионистов (а именно художники-импрессионисты считаются первыми модернистами) проходила в фотоателье известного фотографа-портретиста Надара, а в истории не бывает случайностей.

Искусство – это как матрешка. Вы смотрите фильм – и это, допустим, большая матрешка. Потом вы находите книгу, по которой был снят данный фильм, и это матрешка поменьше. А затем вы идете на показ коллекции дизайнерской одежды, которую дизайнер создал под впечатление от просмотренных фотографий, сделанных фотографом по мотивам фильма. И это еще одна маленькая матрешка.

Если научиться разбираться в «матрешках», то мир искусства становится гораздо более увлекательным и интересным. Нам же нравится решать головоломки и отгадывать загадки, читать детективы. Так вот, при правильном подходе, поход на выставку, чтение книги и просмотр фильма может стать для вас самым настоящим «местом преступления», с которого стартуют ваши поиски улик-матрешек в других произведениях искусства.

Сто лет со дня рождения Ингмара Бергмана

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения известного шведского режиссера Ингмара Бергмана (год рождения режиссера – 1918). Его фильмы – «Сцены из супружеской жизни», «Персона», «Седьмая печать».

В честь столетия Бергмана в десятке стран прошла выставка «Ингмар Бергман и его наследие в моде и искусстве», организованная Шведским Институтом. С конца ноября и до середины декабря данная выставка будет проходить и в городе Минске (Беларусь). В каждой стране у этой выставки есть свои особенности – местные дизайнеры и фотографы, например, могут создать свои произведения по мотивам творчества Бергмана.

На выставке «Ингмар Бергман и его наследие в моде и искусстве», которая проходит в Минске, можно увидеть очень интересный сплав кино, фотографии и моды. Три матрешки. Самая большая матрешка – это кадры из фильмов Ингмара Бергмана, наглядно демонстрирующие тот самый «бергмановский» стиль.


Остров Форё на фотографиях Л.Христесевой и Сандры Мюрберг

Матрешка по середине – это фотографии. На выставке представлены фотографии белорусского художника Л.Христесевой и шведского фотографа Санды Мюрберг, посвященные острову Форё. Это остров в Балтийском море, который служил местом вдохновения для Ингмара Бергмана. Данный остров режиссер нашел во время поисков места для съемок своих фильмов. Затем на острове Форё Бергман построил дом, в котором и умер в 2007 году в возрасте 90 лет.

Также на выставке представлены фотографии одежды от шведских модных брендов, созданной под впечатлением от фильмов Бергмана.

Маленькая матрешка – это коллекция одежды от белорусского бренда Historia Naturalis (дизайнеры Полина Воронова и Лариса Атаманова). В данной коллекции с одной стороны сохраняется узнаваемый стиль бренда Historia Naturalis, в том числе в формах одежды, с другой же стороны через графические принты на одежде парафразируется кинематографический язык Бергмана.

Читайте также:
Выставка легкой промышленности в Крыму - Красная Нить


Принты на одежде из коллекции бренда Historia Naturalis, посвященной фильмам Ингмара Бергмана


И, наконец, самая-самая маленькая матрешка – это рождественские елки, украшенные цитатами Ингмара Бергмана.

Данная выставка – это интересная и во многом уникальная возможность увидеть различные виды искусства, объединенные одной тематикой, в одном месте и проследить взаимосвязи между ними.

Ведь, например, если бы показ коллекция бренда Historia Naturalis проходил отдельно от выставки, то совсем не многие посетители данного показа стали бы искать смысл принтов на одежде. Покупая дизайнерскую одежду, мы нечасто пытаемся узнать о том, как появилась идея ее создания, да и откуда дизайнер черпал вдохновение. А, возможно, стоило бы. Ведь так гораздо интереснее.


Historia Naturalis

Ингмар Бергман — «величайший художник с момента изобретения камеры»

Рубрика: личности, Люди, Октябрь 26, 2015 – 13:16, Tags Ингмар Бергман, персона, седьмая печать

Если, читая эту статью вы завтракаете, пьете чай или кофе – прервитесь, сейчас мы расскажем вам о высоком и мало аппетитном, о Ингмаре Бергмане.

«Искусство – это набитая муравьями змеиная кожа. Сама змея уже мертва и лишена яда, но оболочка полна суетливой жизнью и продолжает жить». Оригинальный взгляд на вечное, но в этом весь Бергман. Как о нем говорили: «величайший художник с момента изобретения камеры». Хотя, трудно давать определение тому, кто сам не знал, кто он и откуда. Творчество Бергмана в той или иной степени основано на его детских впечатлениях.

«Все что имеет хоть какую-то ценность уходит корнями в мое детство», — пишет он в своих мемуарах.

Ну что же, тогда начнем с детства. Родился Ингмар 14 июля 1918 года в шведском городе Уппсала. С самого начала ему казалось, что окружающие оказывают слишком мало интереса к его персоне и он всячески старался обратить на себя внимание. Например, рассказывал истории о своих тайных подвигах, а его никто не слушал. А когда обиженный неразделенными фантазиями ребенок превратился в оскорблённого мечтателя — было уже поздно.

«Я всегда живу во сне и лишь иногда посещаю реальность. Стаи черных птиц, тревога, стыд, сожаление, тоска – часто прилетают ко мне, чтобы составить компанию» — говорил Бергман.

Все было отнюдь не так мрачно. Дом Бергманов не был адом, в нем часто звучали смех и музыка, дети могли приводить друзей и заниматься творчеством, но это пока их отец оставался в хорошем настроении. Когда же он впадал в депрессию, то карал за малейшую провинность, или даже по подозрению. Часто наказания принимали весьма изощренные формы. Итак, сначала преступник признавался в содеянном в присутствии гувернанток и матери, затем допрос с пристрастием вел уже отец и наконец наступало время порки. При чем, преступник сам называл количество ударов, которое он заслужил. Подобные методы создали благоприятную среду для возникновения неврозов. Его брат в конце концов сломался, а Ингмар выстоял. Он притворялся перед родителями таким, какими они хотели его видеть и врал без зазрения совести, ему было не трудно. Примерно в тот же период мальчик открыл для себя кино.

Однажды в гостях у друга он увидел кинопроектор и даже покрутил ручку, позднее он признался, что ним овладела лихорадка, которая так никогда и не прошла. На Рождество Бергманы приобрели собственный аппарат демонстрации фильмов, владельцем которого стал не Ингмар, а его брат. Не выдержав подобного, Ингмар хитростью и ловкость выменял проектор у брата и началось.

Читайте также:
Обувь на флатформе – как выбрать и с чем носить

В магазине игрушек продавалась использованная нитратная кинопленка, она стоила очень дешево. Ингмар быстро нашел ей применение. Он погружал 30-40 метров пленки в раствор соды, эмульсия растворялась, и пленка становилась кристально чистой. Теперь, тушью разных цветов, Бергман мог рисовать свои картинки. Шли годы.

К лету 41-го Ингмару исполнилось 23 и он приехал жить к бабушке подальше от людей. Несколько раз его призывали в армию, после чего у него появилась язва и «белый билет». В то же время, он начал пытаться писать пьесы. Оувен, известный в те времена театровед, прочитал опусы и вернул их с рецензией: «Настоящего писателя из тебя никогда не выйдет, но не сдавайся».

Все изменилось, когда поставили его «Смерть Каспера» на сцене студенческого театра. Премьера прошла удачно, это было признание. Молодого автора пригласили в сценарный отдел ведущей киностудии Свенгс фильм индастри. Совсем скоро у него появилась возможность снять свой собственный фильм, с характерным названием «кризис», где он случайно потерял контроль и над группой и над процессом. Бергман усвоил много уроков из процесса съемок этого фильма. После премьеры фильма ему позвонил независимый продюсер Лоренц, признавшись, что хуже «Кризиса» фильмов не видел. Тем не менее, им удалось снять вместе несколько лент, самой удачной из которых стала «Тюрьма». В 1951 году кинообщественность протестует против завышенного налога на зрелища и останавливает выпуск фильмов. Чтобы хоть как-то выжить и прокормить шестерых детей, он делает серию рекламных роликов мыла «Бриз», которое разъедало кожу до костей, и осталось камнем на его совести до конца жизни.

Как бы это не звучало странно, но Ингмар состоялся, как режиссер в жанре комедии. Это все случилось из-за безденежья, он считал, что только комедия заставит его по-настоящему заработать. В отличие от своего старшого брата, Ингмар не обладал общепринятым чувствам юмора, а его первые попытки не то, что не вызывали улыбок, а скорее отталкивали и пугали. К съемкам комедии «Улыбки летней ночи» он готовился в Швейцарии, горы оказывали на него гнетущее впечатление, его начали одолевать мысли о самоубийстве. Не смотря на специфический юмор, лента «Улыбки летней ночи» удостоилась специального приза на «Канском кинофестивале». Бергман прославился и сразу приступил к съемкам новой картины «Седьмая печать», в жанре отнюдь не комедии. «Седьмая печать – это фильм, который нигде не жмет и не натирает», — говорил автор об одном из своих лучших творений.

В 1956 он снимает «Земляничную поляну», фильм в котором переплетается сон и явь, фантазия и действительность. Главный герой фильма пристаревший профессор – отображение самого Бергмана. И хоть ему на тот момент было всего 37, чувствовал он себя стариком.

В личной жизни, режиссера царил хаос. Бергман был женат много раз, и как говориться: «всякий раз удачно». Но… он смутно представлял, как выглядят его дети, не ориентировался в собственном доме, хотя подвигом было уже то, что он его купил.

«Все мои фильмы могли быть черно-белыми, все, кроме «Шепоты и крики»» — говорил Ингмар. В фильме преобладает красный цвет, именно в этот цвет переодевали в его семье детей, которые уписались ночью, чтобы пометить неудачника.

Спустя совсем немного времени, Ингмар знакомится с американским продюсером Дином и подписывает контракт о съемках психологического триллера. Благодаря этому мир увидел 4-х серийный фильм «Лицом к лицу», о женщине-психиатре, умирающей от психической болезни. Дин оказался разочарованным, вместо триллера ему подсунули галлюцинацию. Сказать, что он был зол, нет, он проклял Ингмара. И вот 30 января 1976 года, его прямо со съемочной площадки увозят в участок, а оттуда в психиатрическую больницу. Но это было связано с налогами. Дело в том, что Бергман действительно не платил налоги, он искренне не понимал, кому, а главное за что должен их платить. Спустя три месяца обвинение было снято. Первая реакция Бергмана – эйфорическая и он уходит в работу с головой. И если в детстве ему снились кошмары и ужасы, то ближе к старости – ему снились красочные театральные постановки. Справившись с творческим кризисом и сняв гениальный телефильм «Фани и Александр», автор пишет: «я создал плохие фильмы, которые близки моему сердцу, и объективно хорошие, которые мне безразличны».

Читайте также:
Блузки и юбки с бантами 2021

На самом деле невозможно оценить весь вклад, привнесенный этим человеком в искусство кинематографа. Но возможно описать, его же фразой: «Посреди размолотых в щебни модных течений возвышаются одинокие скальные камни».

Бергман. Метаморфозы. К
100-летию великого

Любите ли вы Ингмара Бергмана так же, как его люблю я? Мне кажется, с режиссёрами такого уровня есть одна проблема. Очень часто люди любят их за то, что они так круты, за то, что их вклад так велик. Но немногим доступна истинная глубина содержания. Другими словами, слишком часто люди любят режиссёров за их громкое имя. Примеров много: «Я люблю Тарантино», «А я обожаю Тарковского» – слышится часто в культурной среде. И Бергман тут, увы, не исключение. Увы, потому что редко любовь идёт дальше того, чтобы посмотреть «Седьмую печать» или «Земляничную поляну». Встаёт вопрос, а что же делать? Откуда взять знания?

Что ж, можно читать. Читать и смотреть. Много. Биографию, анализ, работы киноведов, философов, а учитывая специфику бергмановского творчества, и религиозную литературу. Да, можно пойти таким путём, но можно сделать иначе и выбрать путь постмодернизма и деконструкции, интерпретаций и отсылок. И есть с чего начать.

В этот год отмечается столетие со дня рождения Бергмана. Это неплохой повод устроить выставку. И её устроили. Государственная галерея на Солянке с одобрения посольства Швеции. Называется она «Бергман. Метаморфозы», и действительно хороша. Но обо всём по порядку.

В своём творчестве режиссёр часто обращался к одним и тем же темам. Он постоянно задавал вопросы. Некоторые из них можно сформулировать так. Что такое смерть? Есть ли Бог? Существует ли мир вокруг нас, или всё есть сознание? Так вот, эти и другие вопросы на этой выставке вы не найдёте. Зато вы найдёте там несколько большее. Наследие? Возможно.

На открытии присутствовал сам посол Швеции в Москве Петер Эриксон и он сказал несколько слов о выставке, о Бергмане. Самым важным, по его словам было не просто «поставить очередной памятник гению», было решено собрать множество работ современных художников из разных стран, объединённых общим знаменателем, и представить их зрителю. Таким образом показать, как сильно повлиял на современных творцов Ингмар Бергман. Начиная от его личности и биографии, и заканчивая киноязыком, эстетикой его работ, характерными приёмами – всё было разобрано, деконструировано и переосмыслено в самых различных формах.

Здесь есть картины, фотографии, арт-объекты, инсталляции, видео-арт. Спонсор мероприятия, ABSOLUT, даже создал специальный коктейль в честь именинника. И при всём разнообразии форм, сквозной линией проходило влияние великого режиссёра. Лично я не могу сказать, что мне понравились абсолютно все работы, однако очень многие действительно впечатляют. Не буду вам всего рассказывать, но один пример всё же приведу, чтобы пробудить побольше любопытства.

Читайте также:
Лазерное удаление татуировки: к чему нужно быть готовым

Это работа испанской художницы Кристины Лукас, и на её примере я покажу, как работает эта выставка. За основу видеоарта взята история о Микеланджело. Да, о той самой черепашке, которая расписала купол Сикстинской капеллы. Существует история, будто бы художник, работая над своей скульптурой Моисея, ударил её по правому колену. Произведение вышло таким реалистичным, что художник пытался заставить его заговорить. Правда это или нет – мы уже не узнаем, но говорят, что на колене статуи действительно есть небольшая вмятина.

Мы же видим Кристину Лукас крушащей кувалдой статую Моисея. Она разбивает её буквально вдребезги, откалывая руки, голову. Зачем? Сначала может показаться, что это старое доброе цитирование – основной приём постмодернизма. Но всё не так просто. Ведь не просто так эта работа на выставке о Бергмане. Здесь тонкой нитью проходит один из главных мотивов творчества режиссёра. Вспомните, например «Седьмую печать» – это мотив вопрошания Бога и ответного молчания. Такой вопрос проходит сквозь все фильмы Бергмана, потому что вопрос о Боге не давал ему самому покоя. Поэтому его творчество имеет такой сильный религиозный подтекст.

Этот же вопрос можно сопоставить с историей о Буонаротти. Создавая образ человека в скульптуре, он сам являлся Творцом. И удар по готовой скульптуре вполне можно интерпретировать философски как вопрос. Я создал образ, который идеален. Равен ли я Творцу? Или, может, не на кого равняться? Лукас же возводит этот вопрос в абсолют, уничтожая творение и отдавая дань такой важной части творчества великого режиссёра.

И вы можете прийти и окунуться в мир не только Ингмара Бергмана, но и его наследия в современном искусстве. Выставка «Бергман. Метаморфозы» открыта до 27 января.

Новая, скандальная биография Бергмана: лжец, лжец

Прочитав книгу Тумаса Шеберга о великом шведском режиссере, Антон Долин нашел ее возмутительной и восхитительной одновременно.

Не проходите мимо этой книги. Казалось бы, с одной стороны, для любителей Бергмана биография, написанная популярным в Швеции журналистом Тумасом Шебергом, лишь еще одно жизнеописание кумира, каждую деталь судьбы которого они давно выучили наизусть (хотя на родине режиссера книга стала бестселлером). С другой же — тем, кому Бергман до лампочки, это издание тем более должно показаться неинтересным. Ошибаются и те и другие. Для бергманолюба работа Шеберга — сенсация, включающая колоссальное количество редкостей: письма, признания, интимные дневники. Для остальных — просто невероятно увлекательный документальный роман, в документальность которого иногда и поверить невозможно. Не жизнь респектабельного гения режиссуры, а какая-то возмутительная санта-барбара: десяток романов с комическим или трагическим завершением, бесконечные измены, комплексы, колоритные персонажи любого пола. Шведская семья, какой она вам снилась по ночам. Не оторваться.

Биографии — специализация Шеберга: он написал книги о короле Швеции и самых известных в стране футбольном тренере, телеведущем, бизнесмене и дипломате
Фотография: twitter.com/sjotunga «Ингмар Бергман. Жизнь, любовь и измены» — труд заведомо эпатажный. Уже в предисловии автор, цитируя близко к тексту свою же давнюю ревизионистскую статью о Бергмане, прямо говорит о том вреде, который тот причинил и близким людям, и шведской культуре в целом. Тут же Шеберг заявляет, что не намерен разбирать фильмы и спектакли режиссера, — уж лучше покопаться хорошенько в его увлекательной личной жизни, далеко не все детали которой попали на страницы откровенной автобиографической прозы Бергмана. Те, кто читал хотя бы книгу «Латерна магика», сразу насторожатся: ведь там Бергман рассказал и о женах с любовницами, и о тяжелых отношениях с родителями, и о неприятностях с налогами, и даже о хронической диарее. Куда дальше? Шеберг уверяет: есть куда. И не подводит.

Читайте также:
Платья свободного кроя – модные тенденции и фото

Главное, в чем он обвиняет Бергмана (хотя звучит это не как обвинение, поскольку морализаторства книга лишена начисто, а как констатация), — чрезмерная и не всегда мотивированная ложь как окружающим, так и самому себе. Начиная с поэтичного рассказа режиссера о его мучительном рождении — как выясняется, в реальности он был совершенно здоровым ребенком — и заканчивая трудными отношениями с родителями (оказывается, суровый отец души в нем не чаял), методично разрушается миф о несчастливом детстве. О родителях в книге вообще немало интересного: Бергман явно взял от них больше, чем хотел показать. Сексуальное становление, о котором с удовольствием повествовал и сам режиссер, предстает здесь в деталях, мягко говоря, неаппетитных, а самое главное — имеет подробное продолжение в зрелом возрасте героя, о чем тот в собственных книгах скромно умалчивал. В общем, при ближайшем рассмотрении оказывается, что самый близкий к личности автора его персонаж — Дон Жуан из «Ока дьявола». Кстати, о дьяволе: эпизод с поездкой юного Бергмана по обмену в нацистскую Германию, описанный в книге «Латерна магика» с милым самокритичным юмором, здесь превращается в детальную и довольно страшную эпопею об увлечении всего семейства идеологией Гитлера. В частности, в книге приводится снимок письма Бергмана матери, которое заканчивается дружелюбным «Хайль Гитлер».

Шеберг с явным удовольствием перечисляет тех близких Бергмана, которые отказали ему в помощи. Он, ничуть не смущаясь, использовал их уже опубликованные мемуары. Также Шеберг не упускает возможности пнуть фонд Бергмана, сотрудники которого не сочли нужным сотрудничать с автором именно такой биографии. Их всех можно понять: многие явно восприняли «Жизнь, любовь и измены» как святотатство. Нельзя предположить, что автор книги не был готов к такой реакции. Напротив, он шел к этой работе много лет и даже протестировал публику на прочность в своей опубликованной пять лет назад биографии правящего короля Швеции, где рассказывал о его привычке ходить по публичным домам и других пикантных подробностях. Атаковал монарха и выжил? Что ж, теперь можно замахнуться и на самого Бергмана. Швеция все-таки страна демократическая, поворчат и успокоятся, а тиражам это только на пользу.

Вопрос лишь в том, на пользу ли наследию Ингмара Бергмана подобное посягательство, выполненное по стандартам самой блестящей «желтой» журналистики — так нагло и бойко, что новеллы «Каравана историй» рядом с этим покажутся прозой Вересаева. Интересный вопрос, на который придется ответить утвердительно. Шеберг настолько демонстративно избегает анализа творчества Бергмана, оставаясь строго в рамках скандальной биографии, что параллели возникают уже у читателя, парадоксально возбуждая его воображение и достраивая отсутствующие мосты. Например, оказывается, что в семье Ингмара ласково называли Малышом — в точности как героя любимых всеми повестей его старшей соотечественницы Астрид Линдгрен. Подобно Малышу, Бергман был одинок — хотя рос в большой семье — и много выдумывал. Выходит, все жуткие фантомы из его фильмов, включая Смерть из «Седьмой печати», своего рода Карлсоны, жужжащие моторчики материализовавшихся маний и фобий.

Натренировавшись искусно лгать любимым женщинам, родителям, коллегам — то есть всем, — Бергман научился тому, что считал залогом гениальности в кино: способности безболезненно переходить из реальности в грезу, а потом обратно. Он перестал разделять вымышленное и подлинное «я», раздвоившись, как лица героинь «Персоны», его любимого фильма. А жертвы тех, кто делил с ним это полуфантомное бытие, были осознанными: ведь почти всегда они были актрисами его театра и кинематографа, неотъемлемыми частями мира-миража бесконечно субъективной действительности. Кто виноват? Кто угодно, только не сам Малыш-Ингмар. Может, Гитлер, не выполнивший данных всему миру обещаний, а может, любимый писатель Стриндберг с его «Игрой снов», чьи пьесы юный Бергман ставил еще до дебюта в кино, задействовав в одной главной роли жену, а в другой — любовницу. Теперь и не разберешь.

Читайте также:
Как создавать красивые образы цвета морской волны

Причиняя боль тем, кто знал и любил Бергмана, эта иконоборческая книга должна освободить остальных: прежде всего зрителей, которые находятся под гнетом бергмановского величия и теряют способность адекватно воспринимать его картины. Честно говоря, некоторые из них мне — при всей любви — всегда было страшновато и неуютно анализировать. Взять хоть «Сцены из супружеской жизни». Как он смог такое сделать, ну как? Теперь вопрос снят. Ответ — в главах с шестой по шестнадцатую.

  • Издательство Corpus, Москва, 2015, перевод Н.Федоровой

Читайте также: Антон Долин о ключевых картинах в фильмографии Ингмара Бергмана

Выставка к 100-летию Ингмара Бергмана в УФ ГЦСИ

  • Текст:

17 октября в Уральском филиале ГЦСИ откроется выставка «Начало, конец и почти всё между ними», посвященная 100-летию со дня рождения шведского режиссера Ингмара Бергмана и подготовленная совместно с посольством Швеции в России. Также к выставке и юбилею будет приурочена ретроспектива фильмов шведского режиссера в «Колизее» и специальный проект «Бергман и его наследие в моде и искусстве» в ТЦ МЕГА Екатеринбург.

Выставка «Начало, конец и почти всё между ними» куратора Светланы Усольцевой раскрывает влияние Ингмара Бергмана не только на мировой кинематограф, но и на визуальную культуру в целом. В одном выставочном пространстве представлены работы современных художников и архивные материалы — фотографии со съемочной площадки и частной жизни режиссера, предоставленные Шведским институтом, фондом Ингмара Бергмана, посольством Норвегии и Норвежским институтом кино. Их объединяют темы, характерные для фильмов Бергмана: одиночество, отношения с окружающими, отношения с собой, монологи и диалоги.

Приемы и стиль, выработанные режиссером, проникли глубоко в культуру, и выставка в ГЦСИ обнаруживает это через ассоциации и скрытые цитаты. Так, в работе «Волшебство и утрата» шведская художница Йоханна Биллинг ищет ответ на вопрос, что происходит, когда человек исчезает, а его личное пространство постепенно разбирается на составляющие. Другой шведский художник Томас Броме провел три месяца в доме Бергмана на острове Фаро, и его видео «Блуждающий» — это физическое, шаг за шагом, исследование дома шведского гения. Работа «Мое дыхание» российского художника Виктора Алимпиева детально рассматривает дыхание, его звучание и ритм, а также присутствие другого человека во вдохе и выдохе.

Одной из площадок проекта станет торговый центр МЕГА Екатеринбург, который входит в шведскую группу компаний IKEA. 14 октября в МЕГЕ откроется выставка «Бергман и его наследие в моде и искусстве», также приуроченная к 100-летию Ингмара Бергмана. Экспозиция, включающая в себя фотографии, короткометражные фильмы и документальные видеоролики, позволит проследить, какое влияние оказало творчество великого мастера на современную моду, театр, танец и музыку. Выставка будет работать до 3 ноября.

Партнером Уральского филиала ГЦСИ в рамках этого проекта стал кинотеатр «Колизей». 17 октября в 19:30 торжественно откроется ретроспектива Бергмана. В течение недели зрители смогут посмотреть самые известные киноленты мастера и документальные фильмы о нем: «Персона» (1966), «Земляничная поляна» (1957), «Фанни и Александр» (1982) и др.

В ноябре состоится премьера театрального эскиза по мотивам сценария к фильму «Стыд». Работать над ним будет режиссер Дмитрий Зимин, а историю расскажут актеры Свердловского театра драмы. Вслед за Бергманом, екатеринбургский режиссер предлагает разобраться в человеческой природе под влиянием сложных обстоятельств.

Читайте также:
Почему умер модель Zombie Boy

Специальный проект «Бергман и его наследие в моде»

14 октября — 3 ноября, ТЦ МЕГА Екатеринбург (ул. Металлургов, 87)
Торжественное открытие — 14 октября в 18:00. В церемонии открытия участвует Посол Швеции в России Петер Эриксон

Ретроспектива фильмов Бергмана и о Бергмане

17–23 октября, кинотеатр «Колизей» (пр. Ленина, 43)
Торжественное открытие — 17 октября в 19:30.

Расписание показов (все сеансы начинаются в 19:30)

17.10 — Седьмая печать (1957)
18.10 — Земляничная поляна (1957)
19.10 — Персона (1966)
20.10 — Сарабанда (2003)
21.10 — Фанни и Александр (1982)
22.10 — Bergman Island (2004)
23.10 — Вторжение к Бергману (Trespassing Bergman, 2013)

Театральный эскиз «Стыд»

2, 9, 16 и 23 ноября
режиссер — Дмитрий Зимин

дата — 17 октября – 25 ноября 2018 года
время — 12:00-20:00
место — Екатеринбург, ул. Добролюбова, 19А (УФ ГЦСИ)
партнеры — МЕГА Екатеринбург, кинотеатр «Колизей»
куратор — Светлана Усольцева (УФ ГЦСИ)

открытие выставки проводится по приглашениям, в остальные дни — по билетам
выставка продлится до 25 ноября 2018.

Полное расписание будет опубликовано на сайте Уральского филиала ГЦСИ.

Также дополнительная информация в паблике посольства Швеции.

Календарь “Сплетника”: 20 шедевров Ингмара Бергмана

Календарь

14 июля 1918 года на свет появился Эрнст Ингмар Бергман. Сегодня исполняется 96 лет со дня рождения великого режиссера. Вспоминаем его культовые работы.

Бергман учился в Стокгольмском университете, а свой творческий путь начинал как театральный режиссер. Кино и театр для него всегда были где-то рядом: в своих фильмах он предельно концентрировался на человеке (отсюда, например, много длинных крупных планов), а не просто на визуальной концепции.

В начале 1940-х Бергман написал свой первый сценарий, а в середине того же десятилетия начал снимать и сам. В 1948-м его работа была впервые представлена в конкурсе Венецианского кинофестиваля. Речь о ленте “Музыка во тьме”. Бергман рассказал историю музыканта, который потерял зрение, его самоопределения и любви.


Кадр из фильма “Музыка во тьме”

В 1950-х Бергман уже заслуженно считался одним из самых заметных европейских режиссеров. В 1955-м он создал свой ранний шедевр – “Улыбки летней ночи”. Удивительная картина о любви – точнее, о влюбленности – мгновенно сыскала признание публики и профессионального сообщества. В частности, лента была признана лучшей лирической комедией на кинофестивале в Каннах в 1956-м году.


Кадр из фильма “Улыбки летней ночи”

Спустя два года после “Улыбок. ” Бергман создал одну из сильнейших лент раннего периода своего творчества – фильм “Седьмая печать“. Сложнейшая лента основана на пьесе Бергмана “Роспись по дереву”. Название фильма же отсылает зрителя к “Откровению Иоанна Богослова”. Воссоздавая мир средневековой Европы, режиссер поднимает важнейшие для себя вопросы существования Бога и кризиса веры.


Кадр из фильма “Седьмая печать”

В том же 1957-м Бергман создал еще один легендарный фильм – “Земляничная поляна”. В этой ленте режиссер через героя Исаака Борга (его инициалы, кстати, такие же, как у постановщика) и его воспоминаний пытается приблизиться к ответу на вопрос “в чем смысл жизни?” и отделить в прошлом персонажа зерна от плевел. Картина удостоилась двух наград Берлинского киносмотра, в том числе, получила Золотого медведя. Кроме того, “Земляничная поляна” – первая работа Бергмана, которую заметили американские киноакадемики.

Читайте также:
Круглые сумки 2021 – модная тенденция


Кадр из фильма “Земляничная поляна”

В 1958-м Бергман снял фильм “У истоков жизни”. Режиссер все глубже погружается в размышления о человеческом существовании. На этот раз, его главным “предметом исследования” становится женщина (точнее, три женщины), которая, собственно, эту жизни дает. Главные героини – пациентки роддома. И судьба каждой складывается уникальным образом, и отнюдь не вегда так, как они того желают. В Каннах эта работа принесла Бергману награду за лучшую режиссуру.


Кадр из фильма “У истоков жизни”

В том же году Ингмар Бергман исследовал тему художника, его места в обществе и сути его существования. Действие фильма “Лицо” развивается в XIX веке. Главный герой – фокусник, который путешествует со своей труппой по провинции. Из повествования, местами полного своеобразного юмора, рождается настоящая притча о духовной бесконечности творца.


Кадр из фильма “Лицо”

В 1960-м году Бергман впервые снял картину в тандеме с оператором Свеном Нюквистом (они сотрудничали и раньше, на съемках “Вечера шутов”, но не так полнокровно, как в фильме, о котором речь пойдет ниже). Этот дуэт так и останется нерушим и войдет в историю кино как пример идеального соавторства режиссера и оператора. Первый фильм Бергмана, снятый камерой Нюквиста – “Девичий источник”. Картина основана на средневековой легенде о девушке, которая была изнасилована, когда ехала в церковь, а позже на том месте возник источник. Лента стала этапной в творчестве Бергмана – он перешел в новую эпоху своей биографии, которая была полна гораздо более, чем прежде, мрачными работами.


“Девичий источник” признали шедевром по обе стороны океана – фильм, в частности, удостоился пермии “Оскар”

В 1961-м Бергман начинает работу над своим циклом, который принято называть “трилогией веры”. Первым фильмом трилогии стала лента “Сквозь темное стекло” (также в цикл вошли “Причастие” и “Молчание”). Лента рассказывает о девушке, только что вышедшей из клиники для душевнобольных, но продолжающей мучаться галлюцинациями. Ей кажется, что ее посещает сам Господь. Она ждет этих видений еще и оттого, что чудовищно одинока, несмотря на то, что ее окружает семья – отец, муж, брат.


Кадр из фильма “Сквозь темное стекло”


Кадр из фильма “Причастие”


Кадр из фильма “Молчание”

В 1966-м году родился фильм “Персона”. Это ключевая работа не только для творчества Бергмана, но и для всего мирового искусства. Картина многослойна и охватывает чуть ли не все стороны человеческого бытия. Сюжет же лаконичен – знаменитая актриса замолкает прямо во время спектакля и больше не говорит ни с кем. Она попадает в больницу, но выясняется, что психиатрический диагноз ей поставить невозможно. Вместе с медсестрой героиня отправляется к берегу моря. На примере двух одновременно похожих и непохожих женщин мастер исследует человеческую душу в целом.


Кадр из фильма “Персона”

В 1968-м Бергман снял фильм “Стыд”, в котором камерное пространство других режиссеров вдруг открылось. Фильм рассказывает, как в тихую жизнь супружеской пары (к слову, фильм снял на острове Форе в Балтийском доме, где режиссер провел последние годы жизни) вторгается война. Бергман рассказывает не просто войне, но об Апокалипсисе, от которого человечество может спасти лишь чувство стыда. Этот фильм явно повлиял на позднее творчество еще одного классика кино – Андрея Тарковского. В частности, на его фильм-завещание “Жертвоприношение”.


Кадр из фильма “Стыд”

1972-й ознаменовался для культурной Европы выходом картины “Шепоты и крики”. Ингмар Бергман через тему смертельной болезни исследует интимный мир отдельного человека и отношений людей, в том числе, внутри семьи. Фильм удостоен технического гран-при в Каннах, а также был удостоен “Оскара” за операторскую работу (разумеется, Свена Нюквиста).

Читайте также:
Курсы по стилю – Весеннее обновление


Кадр из фильма “Шепоты и крики”

В 1973-м Бергман выпустил телесериал, а потом и его киноверсию “Сцены из супружеской жизни”. Шесть сцен рассказывают, как муж и жена пришли к решению о разводе, но именно оно сплотило их и заставило вспомнить истинные чувства друг к другу. Главные роли блестяще исполнили муза Бергмана Лив Ульман и актер Эрланд Юзефсон.


“Сцены из супружеской жизни” в исполнении Лив Ульман и Эрланда Юзефсона

В 1975-м Бергман “экранизировал” собственный спектакль по опере Моцарта “Волшебная флейта”. Это не только новый этап в кинотворчестве великого режиссера – с середины 1970-х его работы, так или иначе, начинают “светлеть” – но и признание в вечной любви к театру.


Кадр из “Волшебной флейты”

В 1976-м Бергман продолжил свои телевизионные опыты и снял фильм “Лицом к лицу” (он также имеет и киноверсию). Картина рассказывает о женщине-психиатре, которая находится в тяжелейшей депрессии, совершает попытку самоубийства и все глубже погружается в мир собственного отчаяния. Главную роль вновь исполнила неподражаемая Лив Ульман.


Работа над фильмом “Лицом к лицу”

В 1978-м режиссер попытался еще раз ответить на вопрос, на чем вообще основаны семейные узы, каков механизм их разрыва и, самое главное, может ли у художника быть настоящая семья. Все это отражено в картине “Осенняя соната”, которая была очень хорошо принята, как в Европе, так и в Америке – ленту номинировали на “Сезар” и “Оскар”, также она получила “Золотой глобус”.


Кадр из фильма “Осенняя соната”

В основу сюжета картины “Из жизни марионеток” легла криминальная история о том, как успешный бизнесмен убил проститутку. Этот случай породил размышления режиссера о непознанных глубинах человеческой души, о стремлении каждого человека к пониманию и ужасе, в который приводит одиночество.


Кадр из фильма “Из жизни марионеток”

Тему рушения семьи Бергман поднимает и в 1982-м – в фильме “Фанни и Александр”. Эта работа тоже сначала появилась на телевидении, а затем обрела сокращенную киноверсию. Действие картины о детстве, о безвозвратно утекающем времени и, конечно, о семье разворачивается в начале двадцатого века и исследователи видят в истории семейства Экдаль видят начало семейной истории самого режиссера. Фильм был осыпан премиями, на его сцету – “Сезар”, награда Венецианского кинофестиваля (приз международной ассоциации кинокритиков), “Золотой глобус” и несколько “Оскаров”.


Кадр из фильма “Фанни и Александр”

“Фанни и Александр” считается последней крупной работой Бергмана, хотя он снимал и после – в том числе, документальное кино, а также телеспектакли. В 2003-м же вышла лента, которая действительно стала его последней полноценной работой – “Сарабанда”. Среди картин нового времени, быстро развивающихся технологий и меняющейся моды на кино Бергман, конечно, остался прежним (разумеется, в лучшем смысле). Он создал неспешную темпоритмически вдумчивую ленту, в которой вновь вернулся к теме семьи и отношений между поколениями. В своей последней работе Бергман проявляет интерес к тому, что всегда считал главным – к человеку, отсекая таким образом все лишнее.


Кадр из фильма “Сарабанда”

Ингмар Бергман скончался 30 июля 2007 года, через две недели после того, как ему исполнилось 89 лет. Вместе с ним ушла целая киноэпоха. Он повлиял на многих великих мастеров кино, многих из которых, увы, уже тоже нет. Однако то, что Бергман успел принести в мировое искусство, не умрет никогда.


Ингмар Бергман

Как провести неделю с умом? Выбор Onliner

Первая декабрьская неделя. Можно греться вечерами не только батареей с пледом, но и походами на разного рода события. В программе новое кино Ларса фон Триера, которое получило неоднозначную оценку критиков и зрителей, лекция про балет «Ромео и Джульетта», встреча с креативщиком, готовым поделиться своим мнением о человеческих ценностях в условиях современного информационного проекта, ну и благотворительность ближе к выходным.

Читайте также:
Армани отказался от натурального меха в своих коллекциях

«Корпус» говорит про перемены в человечестве

«Корпус» не замолкает, что, безусловно, хорошо. Сегодня в 20:00 вещает литовец Кристапс Чирулис, креативный директор и соучредитель ADDICTED #positioningagency, партнер Collective Tech Hub. Тема — «Let’s Transcendence — перемены в человечестве за последнее десятилетие и почему понимание ценностей человека сейчас важно как никогда».

Почему стоит идти?

Потому что количество фейковых историй успеха бесконечно растет, оттого возвращение к реальности, к истокам — к базовым ценностям человека — становится важнее, чем когда-либо раньше. Так считают организаторы. Говорят, лектор поделится лайфхаком, как использовать эту ситуацию во благо себе и своей компании, и расскажет, как определение ценностей повысит эффективность вашей работы.

Новый фильм Ларса фон Триера

Новый фильм датского режиссера Ларса фон Триера «Дом, который построил Джек», говорят, для людей с крепкими нервами. Лента была представлена на Каннском кинофестивале, получила неоднозначную реакцию критиков и зрителей из-за жестокости сцен насилия. В Минске прокат начинается 6 декабря. Главного героя зовут Джек. Он маньяк. Строит дом и попутно убивает людей. Для Джека преступления становятся формой творчества. Мужчина составляет композиции из тел, хранящихся в холодильной камере, пока не приходит наконец к более крупным формам.

Почему стоит идти?

Это Ларс фон Триер. Считается, что под «мясом» скрывается глобальная идея. Несмотря на жестокость и натуралистичность сцен, после окончания фильма зрительский зал в Каннах аплодировал стоя. Хотя не надо забывать, что хватало людей, которые покинули его, не дожидаясь конца показа.

Лекция про балет

5 декабря на сцене Большого дают премьеру новой редакции балета «Ромео и Джульетта» в постановке Валентина Елизарьева. Партитура Сергея Прокофьева считается классикой музыкального театра прошлого века. Однако современниками музыка была воспринята неоднозначно, получив самые противоречивые оценки. 4 декабря в 19:00 (сбор гостей в 18:30) за 15 белорусских рублей в галерее ДК можно будет послушать лекцию «Нет повести печальнее на свете». Про постановку, сравнение с другими версиями и музыку.

Почему стоит идти?

На лекции сравнят разные постановочные интерпретации «Ромео и Джульетты», что даст возможность осознать новизну и оригинальность минского спектакля в постановке Валентина Елизарьева.

Ингмар Бергман и его наследие в моде и искусстве

С 29 ноября по 14 декабря в ZAL #2 галереи «Арт-Беларусь» проходит выставка «Ингмар Бергман и его наследие в моде и искусстве». На примере четырех знаковых фильмов разных десятилетий — «Седьмая печать» (1957), «Персона» (1966), «Сцены из супружеской жизни» (1973), «Фанни и Александр» (1982) — можно проследить, какое влияние оказала деятельность великого творца кино и трендсеттера на современную моду и искусство. Выставка включает в себя фотографии и видеоинсталляции, предметы одежды, олицетворяющие фирменный Бергмановский стиль.

Почему стоит идти?

Помимо чисто киношной составляющей молодые белорусские дизайнеры представят модели одежды, на создание которых их вдохновили картины Бергмана. В рамках выставки запланированы лекции киноведов и искусствоведов. Все пройдет за бесплатно на втором этаже Дворца искусства. Выставка идет до 14 декабря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *