Мариано Фортуни-и-Мадрасо – биография и фото платьев

Мариано Фортуни. Плиссированная революция

Мариано Фортуни (1871 – 1949) — испанский дизайнер первой половины ХХ века. Эксперты называют его одним из ведущих дизайнеров своего времени, наряду с Жаком Дюсе .

Мариано вырос в атмосфере искусства: его отец был художником, мать — дочерью художника.

После ранней смерти отца Мариано с матерью и сестрой переехал в Париж, а затем в Венецию. Он рано начал интересоваться живописью, но вскоре его увлекли ткани и история моды, благо в семье была большая коллекция текстиля из разных городов Европы. Однако, среди его увлечений были также фотография, сценическое освещение, скульптура, архитектура. С 1901 по 1934 год Фортуни запатентовал более 20 изобретений.

1900 г. Мариано Фортуни

Самым большим вкладом Фортуни в искусство моды стали платья в греческом стиле и мелкая плиссировка, для которой он сам придумал технологию. Многие годы никто не мог повторить её. Кроме того, на основе старинных рецептов он изобрел новую технологию окрашивания тканей и печати узора, благодаря чему его модели отличались такими небывалыми цветами.

Первый греческий “дельфос” он создал в 1907 году и назвал его так в честь античной статуи “Дельфийский возничий”. По тем временам это был вполне революционный наряд. Такое платье можно было надеть дома, но выйти в нём на улицу решилась бы далеко не каждая. Оно давало свободу движений, облегало фигуру и отменяло корсет (который молодые модницы снимут только в 1920-х годах). Вероятно, поэтому подобный фасон пришелся по душе актрисам и танцовщицам.

В 1920-х годах “дельфос” уже надевают на домашние приемы, а в 1930-х он становится вечерним платьем. В 1978 году Лорен Бэколл получала в нём “Оскара”.

Вторым направлением Фортуни была смесь эпохи возрождения, византийских и восточных мотивов. Простой силуэт не отвлекал от роскошного бархата с изысканным узором.

Фортуни сам придумывал узоры и печатал их на ткани с помощью своего же деревянного пресса.

Платья Фортуни продавались в специальных коробках в скрученном виде. Каждый “дельфос” шился из единого отреза ткани и окрашивался многократным погружением в краску растительного происхождения.

По бокам платья идут бусины из муранского стекла. Они выполняют декоративную функцию, а также служат “грузиками”, удерживающими невесомый шёлк.

Начало 20 в. Вечернее платье.

1910 г. Айседора Дункан с дочерью и Сергеем Есининым.

1910-е г. Пальто в японском стиле.

1920-е г. Ансамбль.

1920-е г. Вечернее пальто.

1920-е г. Светская львица Наташа Рамбова.

1920-е г. Вечернее платье.

1920-е г. Актриса Лилиан Гиш.

1920-е г. Вечерняя накидка.

1920-е г. Графиня Элзи Ли Гоцци.

1920-е г. Накидка.

1930-е г. Домашний халат.

Конец 1920 – начало 1940-х годов.

1930-е г. Вечерний жакет.

1935 г. Модель на фоне ткани, автор которой также М. Фортуни. Фотосессия для журнала Vogue.

1930-е г. Вечернее пальто.

1930-е г. Вечернее пальто.

Начало 1950-х г. Вечерние платья.

Ткани

1927 г. Шелковый бархат.

Автор публикации — Ольга Дмитриева, “Лето на даче”

О гениях и детях гениев: Мариано Фортуни-де-Мадразо — дизайнер, художник, изобретатель.

Недавно мы вели разговор об испанских импрессионистах. Одновременно с ними в середине XIX века в стране творили другие талантливые художники, например, такие известные мастера более классического жанра, как Мариано Фортуни и Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета.

Художник Мариано Фортуни-и-Марсал (1838-1874 гг.) за свою короткую жизнь (прожил 36 лет) смог достичь большого успеха, став одним из лидеров так называемого романтического ориентализма, видным представителем испанской классической школы в живописи. Уроженец Каталонии и сирота с детства, он воспитывался дедом – формовщиком терракотовых статуэток. В 14 лет мальчик пешком отправился в Барселону где, благодаря своему таланту, получил возможность бесплатного обучения в Высшей школе изящных искусств. Затем юноша продолжал образование в Риме и работал во многих городах Испании, а также во Франции и Марокко. Большую роль на полотнах Фортуни играют старинные вещи, – мастер был увлеченным антикваром. Творчество Фортуни оказало большое влияние на зарождение модерна, а его произведения представлены в музеях Нью-Йорка, Бостона, Балтимора, Москвы (музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) и Санкт-Петербурга (Эрмитаж).

Мариано Фортуни-и-Марсал. Испанская свадьба

А вот живописца Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета (1841-1920 гг.) принято относить к последователям академического классицизма с элементами реализма. Этот мастер начинал свое обучение искусству в Королевской Академии Сан-Фернандо в Мадриде, после чего уехал в Париж, где копировал шедевры музеев Лувра и Люксембурга. Мадрасо-и-Гаррета начинал с исторической живописи, позже перейдя к небольшим жанровым сценам и портретам. В его картинах чувствуется влияние роккоко и японского искусства. Этот испанец особенно любим американскими коллекционерами, и некоторые из его картин сейчас можно увидеть в музее Метрополитен в Нью-Йорке. Также большая коллекция его картин хранится в испанском музее Прадо.

Читайте также:
Индийские платья Tarun Tahiliani с элементами сари


Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета. Внутри церкви. Исповедь.

Итак, как же связаны между собой два этих испанских художника — Мариано Фортуни и Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета, кроме того, что они были современниками и оба – живописцами жанровых сцен, портретов, ярких изящных деталей интерьеров и туалетов?

Они были родственниками. Дело в том, что Мариано Фортуни был женат на дочери Мадрасо-и-Гаррета, и именно этот союз двух творческих семей наградил Испанию особенным гением, о котором у нас и пойдет речь сегодня. Имя этого человека – Мариано Фортуни-де-Мадразо. Среди его талантов и увлечений – живопись, скульптура, фотография, архитектура, постановка освещения на театральной сцене. Он был творцом, дизайнером, изобретателем, подлинным человеком-оркестром. Но обо всем по порядку.

Итак, Мариано Фортуни-и-Мадразо был сыном упомянутого выше Мариано Фортуни-и-Марсал и внуком Мадрасо-и-Гаррета. Многим он известен в основном в качестве модельера. Он действительно отличился на этом поприще, – открыл свой дом моды в 1906 году и продолжал карьеру дизайнера одежды до 1945 года, но это далеко не основной из его талантов и умений.

Будущий мастер родился 11 мая 1871 года в Гранаде. Его знаменитый отец умер, когда ему было три года. Тогда вдова Фортуни (дочь Раймундо ле Мадразо и Гаррета) переехала с семьей в Париж, а в 1889 году – в Венецию.


Надо сказать что, несмотря на то, что мальчик почти не знал своего отца, так рано ушедшего их жизни, Фортуни-старший успел создать для сына целый мир, сформировавший вкус и художественное чутье будущего мастера. С детства Фортуни-младшего окружали родительские коллекции живописи и тканей, купленных в разных уголках Европы, различные предметы искусства, даже рыцарские доспехи прошлых времен, которые при жизни собирал Фортуни-отец. С рождения любующийся прекрасными артефактами, молодой Фортуни полюбил путешествия по Европе в поисках новых источников вдохновения. И одним из таких источников для юноши стал великий Рихард Вагнер. После знакомства с немецким композитором и с основанным им театром (дело в том, что в городе Байройте Вагнер учредил собственный театр для постановки своих опер), Мариано загорелся идеей погрузиться в театральное дело с самых азов. Силясь вникнуть в каждую деталь нового «мира», Фортуни прошел через все должности, начиная с осветителя, архитектора, художника-декоратора и заканчивая директором театра.

Особенно отличился мастер своими экспериментами со светом в театре. Он выяснил, что свет меняет оттенок и интенсивность, отражаясь от разных поверхностей. Так в постановках, например, начало «оживать» «небо» – оно становилось закатным, рассветным, пасмурным, любым.

В 1897 году в Париже Фортуни встретил свою будущую жену — Анриетту Негрину. И тот факт, что наиболее известные достижения Фортуни были сделаны в области дизайна модной одежды, – не в последнюю очередь заслуга его супруги. Анриетта была портнихой и часто помогала мужу в конструировании моделей. Большую часть жизни супруги прожили в старинном палаццо в Венеции, который дизайнер наполнил шедеврами своего отца и произведениями искусства из родительских коллекций, а также другими вдохновляющими его предметами и артефактами.


Анриетта Фортуни

Вероятно именно живопись, которой в свое время окружили его родители, и которой он продолжал окружать себя сам, помогла Фортуни так тонко чувствовать цвет и свет, что нашло свое применение в фотографии, в театральном деле и в деле создания костюмов.

За создание тканей и моделирование костюмов мастер берется как-раз после свадьбы. Увлечение древнегреческим и венецианским стилями и унаследованная от отца любовь ко всему азиатскому, привели Фортуни к большим открытиям в дизайнерском искусстве.

Читайте также:
40 платьев белого цвета, без которых не обойтись этим летом

В конце 1890-х гг. он всерьез увлекся набойкой тканей и создал коллекции парчи, бархата и гобеленов в венецианской технике XIV-XV вв, а в 1901 году представил сшитые из этих материалов модели в Париже. Одним из его первых экспериментов в дизайне одежды были, так называемые, «Кносские шарфы» или «Кносские шали» (1906 г.) – своеобразное покрывало похожее на индийское сари. Прямоугольное полотно с геометрическим узором можно было обернуть вокруг тела, создавая различные комбинации, не стесняющие движений. Так шарф мог стать жакетом, туникой, юбкой. Стремясь подчеркнуть естественные изгибы женского тела, Фортуни был противником лишних деталей и аксессуаров, отвлекающих взгляд от естественной красоты.


Кносские шали

В 1907 году Фортуни создает свое бессмертное платье «Delphos” («Дельфос») – платье-тунику из плиссированного шелка. Колоннообразный силуэт и свободный покрой платья, по замыслу автора, «ничего не показывает, но ничего и не скрывает». Сначала «Дельфос» стало одеждой танцовщиц, так как оно было слишком «открытое» для носки вне сцены, но в то же время свободный покрой оказался удобен для движения. В 1909 году Фортуни получает на свое изобретение патент и создает целую серию таких платьев. «Дельфос» соответствовало духу эпохи модерн, на него начинают ориентироваться другие дизайнеры, так появляется различное множество его вариантов — с рукавами длинными, короткими, узкими, широкими, без рукавов. Часто рукава представляли из себя подобие крыльев летучей мыши, дополнялись широким вырезом горловины и шнурком, позволяющим регулировать плечи. Подол платья нередко украшался мелким венецианским стеклярусом. Кроме эстетической функции такой орнамент нес еще и функцию практическую, — под тяжестью бусинок плиссированный шелк четко струился вдоль фигуры, а не лежал как попало.

Платье стало настоящим открытием и спасением для туго затянутых в корсет женщин, однако долгое время оно считалось «чайным» или домашним, в нем принимали гостей в узком семейном кругу. И только в 20-е годы, когда мода дала добро на частичное обнажение женского тела, дамы осмелились вынести «Дельфос» за пределы домашних стен, и оно превратилось в настоящий революционный тренд. Именно тогда это платье приобрело статус вечернего наряда, хорошо знакомого нам по эстетике «Великого Гэтсби». Помните красоток «эпохи джаза» в мерцающем плиссированном шелке? Фортуни, еще на театральных подмостках детально изучивший свойства освещения, сумел наградить свои шелковые творения магией хамелеона — платья меняли свой цвет и оттенок в зависимости от освещения.


Платье «Дельфос» в сериале «Аббатство Даунтон»

Как мы уже знаем, Фортуни вдохновляли стили прошлого, особенно Древней Греции, отсюда эти одежды, струящиеся вдоль естественных изгибов тела. Причем плиссировка всегда выполнялась Фортуни собственноручно, и воссоздать ее также безупречно никому не удалось. Кроме того, используя древние методы, мастер сам производил пигменты и красители для окраски тканей. Так он красил бархат и шелк, используя пресс, который сам разработал. Сегодня многие платья авторства испанского маэстро в качестве произведений искусств находятся в музеях и частных коллекциях.


С 1909 года Фортуни открывает в Венеции демонстрационный зал, успешно продает свой текстиль и одежду. С 1920 года открываются магазины в Париже и Милане. Охваченный искусством, а не жаждой мгновенной наживы, Фортуни создавал проекты не сиюминутные, а действительно вечные, не подвластные времени и законам коммерческого рынка. Удивительный факт, но сама мода никогда не интересовала Фортуни. Его увлекал именно процесс создания, изобретения, а не рождение нового модного веяния, не внедрение новой идеи. Фортуни – инженер и изобретатель вещей, а не идей, он ремесленник, конструктор и практик, в том числе и в области костюма. На протяжении своей жизни Фортуни-дизайнер воздерживался от радикальных изменений своих моделей, поэтому сложно говорить о каких-то этапах его творчества. Если работы других модельеров так или иначе учитывали специфику времени, неизбежно для них было и устаревание, – это непреложный закон моды. Работы же Фортуни оказались вне времени, как чистое искусство, они актуальны поныне.

С 1901 по 1933 год Фортуни получил 18 патентов на свои изобретения, причем в самых разных областях. Так запатентованный создателем метод плиссировки шелка до сих пор носит название «плиссировка Фортуни». Еще несколько патентов принесли ему разработки в сфере декоративного и театрального освещения. Например, из шелка собственного изготовления Фортуни создавал абажуры для светильников. Ткань для них он производил на специально открытой для этих целей фабрике в Венеции. Знатоки не перепутают абажуры Фортуни ни с чем другим: опаловый цвет, узнаваемые узоры, шелковые шнуры с кистями и стеклянными бусинами.

Читайте также:
Красные платья на Новый год – 30 лучших моделей

Вскоре в Париже и Лондоне появились салоны Фортуни, в которых выставлялись ткани, одежда и светильники. Производство оригинальных абажуров, к которому приложил руку сам мастер, закончилось в конце 1920-х. Ни одна из венецианских фабрик позже не решалась повторить «Фортуни» из-за технической сложности и проблем с патентами.


Испанский дизайнер и изобретатель умер в мае 1949 года у себя дома в Венеции и был похоронен в Риме. Сегодня в венецианском палаццо четы Фортуни располагается музей гениального испанца и проходят различные выставки. Приобретя этот дом в начале XX века, творец называл его своим «мозговым центром» – именно в нем он прожил большую часть своей жизни и сделал многие свои открытия. Дом-музей по сей день посещают поклонники творчества маэстро. Известно, что жизнь и работа Фортуни были источником вдохновения для француза Марселя Пруста и многих других известных людей со всего мира, а сага о жизни этого мастера была запечатлена в новелле Пире Гимферерр «Фортуни».


Вот теперь и нас уютный свет абажура, мерцание джазовых платьев-туник и даже мелкий венецианский стеклярус будут отсылать к личности тонкого художника и виртуозного изобретателя из испанской Гранады.

Мариано Фортуни или как одно гениальное платье может сделать автора бессметным

Мариано Фортуни-и-Мадрасо родился 11 мая 1871 года в Гранаде в творческой семье: его отец, Мариано Фортуни-и-Марсель (Mariano Fortuny y Marsal) был известным жанровым живописцем, а мать — дочерью другого известного испанского художника Раймундо де Мадрасо-и-Гаррета (Raimundo de Madrazo y Garreta). После смерти отца, Мариано не исполнилось тогда еще и четырех лет, семья переезжает из Испании во Францию, в Париж. С раннего детства становится ясно, что юный Мариано унаследовал талант своего отца.

Во Франции он проводит время, обучаясь живописи. Однако в 1889 году семейство снова меняет место жительства: на этот раз они переезжают в Венецию. Обладая недюжинными способностями в области живописи, фотографии, скульптуры и архитектуры, молодой человек начинает путешествовать по Европе в поиске выдающихся творцов искусства. Так в 1882 году в Париже он впервые знакомится с Рихардом Вагнером (Richard Wagner). Вдохновившись его работами, Мариано едет в Германию, в город Байройт, где немецкий композитор построил особый театр специально для постановок своих опер. Его творчество настолько заворожило Фортуни младшего, что по возвращении в Венецию, тот решает нарисовать несколько сцен специально для Вагнера.

Особенность вагнеровской драматургии состояла в том, что абсолютно все составляющие, включая декорации, архитектуру, песни, танцы и поэзию, были тесно взаимосвязаны между собой и шли к общей цели. Это новшество, позволяющее театральной постановке создать особую атмосферу, было совершенно в духе Фортуни. Он буквально загорелся идеей поучаствовать в жизни театра нового типа, где дизайнерские и технические решения шли бы рука об руку, начиная с самого рождения идеи и заканчивая ее реализацией. Фортуни справедливо полагал, что качество абсолютно любой продукции, как материальной, так и не материальной, можно в значительной степени улучшить, если иметь доскональное представление о процессе в целом, грубо говоря, если знать, что мы имеем в начале и что и как мы можем получить из этого в конце.

Костюмы Мариано Фортуни на сцене

Следуя данной концепции, в театре Вагнера Фортуни постарался вникнуть в наибольшее количество деталей: он побывал и осветителем, и архитектором, и изобретателем, и художником декораций, и даже директором. Одними из самых выдающихся изобретений Фортуни для театра явились его эксперименты со светом. Как дизайнер, он мечтал о простом способе, позволяющем сменять декорации, не прибегая к физической перестановке заднего плана. Проведя несколько опытов, Фортуни выяснил, что, отражаясь от разных поверхностей, свет может изменять оттенок, интенсивность и некоторые другие свои свойства. Взяв все эти особенности на заметку, он изобрел специальное устройство, позволяющее при помощи света создать в постановке абсолютно любое «небо» — от заката до рассвета.

Читайте также:
Платья в клетку из коллекций 2021

Фрагмент костюма Отелло, ок. 1930 г.

Несмотря на то, что это и некоторые другие его «театральные» изобретения позволили мировой драматургии сделать большой шаг вперед, имя Мариано Фортуни-и-Мадрасо осталось в памяти потомков, прежде всего, благодаря его дизайнерским изысканиям.

Портрет Генриетты Негрин Фортуни

В 1897м году Фортуни женится на Генриетте Негрин. Жена Мариано имела большой опыт в портняжном деле, и именно она на первых порах помогала своему возлюбленному воплощать в жизнь многие его задумки. Семейная чета жила в собственном палаццо в Венеции. Практически все помещение было заполнено картинами: здесь были работы отца Мариано, а также работы других художников, которые его отец коллекционировал. Позже к ним прибавились работы, собранные уже самим Мариано Фортуни.

Айседора Дункан в платье “Дельфос”

Живопись вдохновляла Фортуни, именно она помогла ему научиться тонко чувствовать цвет, что не могло не найти отражения уже в другом его увлечении – моделировании одежды и создании ткани. Надо сказать, что Фортуни, как дизайнер, испытывал на себе два серьезных влияния — одно внутреннее, другое внешнее. К внешнему влиянию можно отнести модернизм, главенствующий в начале 20-го века абсолютно во всех областях искусства, а также столь обожаемые Фортуни древнегреческий и венецианский стили. К внутреннему же влиянию относится унаследованная им от отца любовь ко всему арабскому и азиатскому.

Платья Мариано Фортуни 1910-1915 гг.

Одной из особенностей характера Фортуни являлось то, что его совершенно не интересовала мода. Он шил платья ради искусства, а не на продажу. Несмотря на то, что он имел прекрасную возможность основать собственный Дом моды, он отклонил эту затею. Следуя своей эксцентричной натуре, Фортуни и в моде пытался изобрести что-то новое. Одним из его первых экспериментов в этой области явились так называемые «Кносские шарфы» (1906 год), представляющие собой большой кусок материи с геометрическим узором, навеянным Фортуни искусством Киклад. По существу это были даже не шарфы, а полноценный наряд, так как прямоугольное полотно можно было связать, обвернуть вокруг тела и использовать в самых различных комбинациях, создавая одеяния, совершенно не стесняющие движений. При желании простой шарф мог превратиться и в жакет, и в юбку, и в тунику. При создании вещей Фортуни стремился подчеркнуть исключительную красоту женского тела, его изгибы и формы, поэтому он был ярым противником излишних украшательств, которые могли бы все это скрыть.

Несмотря на то, что «Кносские шарфы» выпускались вплоть до 1930-го года, главным открытием Фортуни в области женской моды явились вовсе не они. В 1907 году дизайнер представляет на суд публики платье «Дельфос», ставшее настоящим революционным событием для затянутых в корсет женщин того времени. Платье простого покроя из плиссированного шелка, свободно спадало с плеч, облегая фигуру, подчеркивая естественные линии женского тела. Платье отличалось значительной оригинальностью и прекрасно соответствовало духу эпохи модерн. Появляется множество вариаций: с короткими рукавами, с длинными рукавами, с широкими рукавами, собранными к запястью, или вовсе без рукавов.

Оригинальные платья «Дельфос» имели рукава, напоминающие крылья летучей мыши, широкий вырез «лодочкой» и всегда, независимо от формы, шнурок, позволяющий регулировать плечи. Кроме того, подол платьев неизменно украшался мелким венецианским стеклярусом, что преследовало двойную цель: во-первых, это было великолепным украшением, а во-вторых, бусинки прижимали платье к полу, позволяя запатентованному плиссированному шелку мягко струиться вдоль изгибов тела, а не лежать, как попало. Однако в своем дизайнерском решении Фортуни намного опередил свое время, и женщины просто не отваживались носить его платья в качестве повседневного наряда. Долгое время платье «Дельфос» считалось домашним платьем или так называемым «чайным» платьем, в котором можно было принимать гостей, и лишь спустя несколько лет, в 1920 году женщины осмелились носить его вне дома.

Изобретенный Фортуни метод плиссировки шелка оказался очень эффективным. До сих пор платья, созданные по этой технологии, обладают первозданной свежестью, как будто их только что сшили. Кроме того, платья можно хранить в скатанном виде, что делает их необычайно удобными в транспортировке, к тому же они не нуждаются в утюжке.

Читайте также:
Платья с декольте – фото из коллекций 2021

Кроме экспериментов с шелком Фортуни увлекался набивкой рисунка на бархатных тканях, из которых он также шил платья, жакеты или накидки, которые он предлагал носить поверх платьев «Дельфос». Для всех своих моделей Мариано Фортуни лично изготавливал особые краски по старинному рецепту. При помощи этих красок и изобретенного им самим устройства, Фортуни набивал нужный ему рисунок на шелковых и бархатных тканях. К сожалению, на протяжении всей своей жизни Фортуни воздерживался от радикальных перемен в дизайне своих моделей, поэтому практически невозможно проследить точную хронологию его творений.

Вечерние и чайные платья, 1930е гг.

Для Мариано Фортуни мода являлась тем же искусством, его неизменной частью, не подвластной законам коммерческого рынка. Несмотря на то, что многие современники Фортуни предлагали миру моды не менее инновационные проекты, все они были рассчитаны на специфику самого времени, и это автоматически обрекало их на постепенное устаревание. Одежда Фортуни отличается своей «вневременностью», и именно поэтому она не стареет. Элегантная простота, совершенный крой и необычный чувственный цвет – вот основа их неизбывной красоты. Все эти элементы делают платье от Фортуни не просто предметом одежды, но предметом искусства. Вот почему до сих пор различные музеи мира и частные коллекционеры стремятся заполучить в свое распоряжение хоть одно такое платье и готовы отдать за него практические любые деньги – на аукционах сумма может доходить до 40 тысяч долларов.

Сегодня в доме этого выдающегося человека, в Венеции, где он прожил большую часть своей жизни, располагается музей. Фортуни приобрел этот дом в начале 20-го века. Именно здесь он сделал большую часть своих открытий, именно это место он называл своим «мозговым центром». Теперь здесь часто проходят всевозможные выставки.

Платья, первая половина ХХ века

В 1919 году Фортуни на острове Джудекка в Венеции открыл фабрику по производству шелка. Также он создавал абажуры для светильников из шёлка собственного производства. Эти объекты до сих пор считаются маркером Фортуни благодаря узнаваемому опаловому цвету абажуров, узорам и шёлковым шнурам с кистями и стеклянными бусинами. Производство оригинальных ламп закончилось в конце 1920-х.

Фортуни не был модельером, но именно ему удалось создать платье, ставшее поистине бессмертным.

Умер Фортуни 3 мая 1949 года в Венеции, похоронен в Риме.

МАРИАНО ФОРТУНИ. СТИЛЬ ВНЕ ВРЕМЕНИ. часть 1: плиссировка

Имя Фортуни, конечно, связано не только с 20-ми годами, но на то время пришелся самый пик его популярности.
Очень не хочется повторять здесь всем известную информацию о Фортуни, но вдруг, кто не знает? Поэтому, копирую из Википедии:

«Сын известного художника-ориенталиста Мариано Фортуни-е-Марселя (1838—1874). Остался без отца в трёхлетнем возрасте, в детстве жил с матерью в Париже и Венеции, много путешествовал по Европе, был подающим надежды художником, скульптором, архитектором, фотографом, но предпочёл стать дизайнером. В 1897 году женился на Анриэтте Негрин.

В конце 1890-х Фортуни увлекся набойкой тканей и создал коллекции парчи, бархата и гобеленов в венецианской технике XIV—XV веков, а в 1901 году представил сшитые из этих материалов модели в Париже.

Немного позднее он запатентовал способ плиссировки шёлка, которая с тех пор носит название «плиссировка Фортуни»».

Википедия правильно указывает на две важные вещи в творчестве Фортуни, как дизайнера одежды: плиссированные платья «Delphos» (платья – хитоны в греческом стиле) и набивной бархат.
Плиссированные платья были придуманы им в 1907 году, а в 1909 – запатентованы. Художник не считал себя модным дизайнером, ему было интересно работать с тканью, формой, цветом и фактурами. Тем не менее, его платья были невероятно популярными.

Изначально, «дельфосы» носили дома – в качестве чайного платья. Напомню, что начало ХХ века – это корсеты и сложные силуэты, а модели Фортуни категорически исключают корсет. Но, как раз, чайное платье позволяло дома ходить в удобном и красивом наряде.

Разумеется, первым популяризатором этого платья была жена и муза дизайнера.

Но потом, его полюбили многие женщины. Самые известные клиентки Фортуни – актрисы: Сара Бернар, Айседора Дункан и Наташа Рамбова. Они стали появляться в подобных нарядах на публике, с тех пор, платье-дельфос от Фортуни стало ассоциироваться с артистичной женщиной, независящей от чужого мнения. А еще позже – стало модно и престижно обязательно иметь в гардеробе подобное платье.

Читайте также:
Платья Анны Винтур - современные фото и в молодости

Айседора Дункан и Сергей Есенин

Метод его плиссировки с одной стороны – понятен, но, с другой стороны, неповторим. Есть версия, которая мне кажется сомнительной, что вручную шелк сметывали в мелкие складочки, обрабатывали специальным составом, а потом прогоняли через горячие фарфоровые валики. Но добиться такого же результата, как у Фортуни, в наше время не смог никто.

Для подобного платья брали в 5 раз больше шелка, ведь плиссировка сжимает объем ткани. Для утяжеления края и подола Фортуни нашивал бусины из муранского стекла

Помимо плиссировки и подражания античным образцам меня в этих платьях восхищает их цвет.

В то время уже использовались анилиновые красители. Фортуни же красил свои шелка вручную и только с помощью натуральных красок.

На первый взгляд кажется, что такие платья сделать просто. Но на самом деле, качество работы Фортуни заключается в неповторимости: для каждой клиентки специально создавался новый оттенок. Учитывалось и то, как движение и свет влияют на цвет.

Одним из его источников вдохновения был венецианский художник Карпаччо.

Вертикальная плиссировка делала ткани похожими на современный трикотаж: они становились эластичными и легко, словно струи водопада, стекали по женской фигуре, повторяя все её изгибы.

Как все просто и вместе с тем – восхитительно красиво! Такие платья хранились и продавались в скрученном состоянии в коробке, напоминающей шляпную.

«Дельфосы» не стирали, а если нужно было почистить – возвращали в мастерскую Фортуни, где их приводили в порядок и даже реставрировали складки.

Именно такой вариант одежды «от Фортуни» использовали художники по костюмам в фильмах «Крылья голубки» и «Возвращение в Брайдсхед», чтобы подчеркнуть в них независимость и артистическую склонность.

Возвращение в Брайдсхед”

Его платья вне времени, потому что имеют свой стиль.

Наталья Водянова на вечеринке

Известная модель и коллекционер винтажной одежды от кутюр Татьяна Сорокко

Во второй части я немного расскажу о набивных тканях Фортуни.

Мариано Фортуни-и-Мадрасо

Можно ли назвать этого человека модельером? Пожалуй, нет, это было бы слишком узкое определение. Несмотря на то, что родился и жил он в Новейшее время, его скорее можно назвать человеком эпохи Возрождения, настолько обширны были его интересы и разнообразны таланты. Изобретатель, художник, дизайнер, коллекционер, он обращался то к скульптуре, то к фотографии, то к архитектуре, то к театру. Его вдохновляли Восток, Древняя Греция, Египет, Индия… И всё же в историю он войдёт в основном как человек, создававший изумительные платья, которые обессмертил в своих романах Марсель Пруст…

Мариано Фортуни-и-Мадрасо родился в 1871 году в Испании, в Гранаде, в творческой семье. Отец, в честь которого его и назвали, был известным художником, мать, Сесилия, была дочерью художника Раймундо де Мадрасо, который был в то время директором Королевского музея. Год спустя родители переехали в Рим, где у Мариано-старшего была мастерская, а затем делили время между Римом и Парижем. В 1874-м, когда сыну было всего три года, отец скончался — Мариано Фортуни-и-Марселя унесла малярия, когда ему было всего тридцать шесть лет. Это стало огромной потерей как для коллег и тех, кто восхищался его творчеством, так и для семьи — Мариано-младший всю жизнь будет трепетно хранить память об отце. Тот оставил ему прекрасное наследство, которым сын воспользуется в полной мере — талант художника, страсть к восточной экзотике и коллекцию тканей и редкостей.

Сесилия решила жить в Париже, вместе с сыном и дочерью. Художественные способности проявились у Мариано достаточно рано — в семь лет он уже увлечённо рисовал. Что ж, Париж предоставлял великолепные возможности для образования в этой области, и Мариано не упускал случая побродить по музеям, наслаждаясь работами старых мастеров. Увы, выяснилось, что у него проблемы со здоровьем — астма и, что ещё больше осложняло положение, сенная лихорадка; аллергические приступы вызывали лошади, а если учесть, что в ту эпоху они были основным средством передвижения… И в 1889 году, забрав Мариано и его сестру Марию-Луизу, Сесилия уехала в город, в котором фактически не было лошадей, в Венецию с её водными каналами.

Читайте также:
Платья на Новый год 2021 – фото лучших моделей

Великий город станет главной любовью Фортуни и будет для него главным до конца жизни. Семья поселилась в одном из палаццо на Большом Канале, палаццо Мартиненго. По вечерам Мариано посещал занятия в Академии, где усердно копировал работы старых мастеров. Однако спустя несколько лет судьба направила его не по пути живописца, как уже можно было предположить…

В 1892 году Фортуни посетил знаменитый оперный Байрейтский фестиваль, который проходил в театре, специально построенном для вагнеровских опер. Великолепное зрелище так его заворожило, что он увлёкся театром, вот только театр ему нужен совсем другой, новый, представляющий собой плод сплочённой работы целой команды, — Фортуни полагал, что дизайнер должен разбираться во всём и работать совместно с теми, кто непосредственно выполняет его задания. Он превратился одновременно и в инженера, и осветителя, и архитектора, и художника-декоратора. Он постоянно экспериментировал, и ему удалось создать систему, которая позволяла менять декорации с куда меньшими затратами и требовала меньше рабочих рук, — так называемый «панорамный купол Фортуни». В частности, в 1922 году такой купол был установлен и в знаменитой миланской опере «Ла Скала». Всего же список изобретений Фортуни весьма длинный, их более двадцати.

В 1897 году, в Париже, Фортуни повстречал женщину, которая станет и верной подругой, и музой, и женой — Анриэтту Негрин. Мать не одобряла этот брак — Анриэтта уже успела побывать замужем и развестись. В 1902 году она переехала в Венецию, и они с Мариано поселились отдельно, в палаццо XIII века Пезаро Орфеи. Комнаты, в которых они жили, были достаточно небольшими и скромными, а более просторные помещения были отведены для работы и размещения коллекции тканей и всевозможных редкостей — унаследованное от отца собрание Фортуни постоянно пополнял, это, наряду с работой, было его страстью.

Считается, что с модой он соприкоснулся где-то около 1906 года. Он нарисовал эскизы нескольких костюмов для спектакля «Франческа да Римини», которые получили вполне благожелательный, но не восторженный отзыв. Куда больший успех ожидали созданные немного позже так называемые «кносские шарфы». Это были прямоугольные куски тонкого шёлка с геометрическими, асимметричными узорами, на которые Фортуни вдохновило искусство Киклад. Их можно было использовать в качестве аксессуаров или костюмов — создавались они для одного балета, поставленного на парижской сцене, и позволяли окутанному им телу свободно двигаться. Считается, что именно с того времени можно отсчитывать начало карьеры Фортуни в качестве творца моды.

Чтобы проявить особенную, необычную красоту «кносских шарфов», нужны были подходящие наряды. И около 1907 года Фортуни создаёт разновидность платья, которое навсегда войдёт в историю моды, — «Дельфос». Покрой был прост — длинное платье с короткими рукавами «летучая мышь» мягко облекало тело, подчёркивая его линии, но при этом не стесняя, — в патенте на наряд говорилось, что носить его и подгонять под фигуру очень просто. Главная же прелесть была в ткани…

До сих пор не очень ясно, каким образом Фортуни создавал на ней мелкие складки, которые были очень изящны и отлично держали форму, — и в наши дни эта плиссировка выглядит почти так же, как полвека и век назад. В историю эта технология вошла как «плиссировка Фортуни». Чтобы сберечь её, платья хранились свёрнутыми, как мотки пряжи. По бокам, вокруг отверстий для головы и рук, вшивались шёлковые шнуры, на которые были нанизаны бусины муранского стекла — они утяжеляли лёгкие платья и заставляли их не парить отдельно от тела, а следовать за его контуром. Окрашивались «Дельфосы» в разные оттенки — каждое по отдельности, порой несколько раз, отчего цвет приобретал особую глубину.

Об этих необычных нарядах писали: «Платья Фортуни надеваются через голову, вырез для головы — единственный, и с помощью шёлкового шнура, продёрнутого вокруг него, вырез можно делать больше или меньше. Платья бывают цвета чёрного золота и тонов старинных венецианских красок. У вас может быть целая дюжина, и всякий раз, в любом окружении, платье будет выглядеть очень живописно, хотя эпикуреец счёл бы, что лучше всего они выглядят, когда их специально подбирают к окружающей обстановке. Чёрные платья от Фортуни потрясающе шикарны, и смотрятся отлично с длинными серьгами в восточном стиле и ожерельями из цепочек и бусин, по меньшей мере с одной нитью, спадающей до пояса».

Читайте также:
Фиолетовое платье – модные образы 2021

Каждый «Дельфос», разумеется, создавался исключительно вручную, как и все материалы, которые были для него нужны, — все, кроме бусин, которые делали в знаменитых мастерских на венецианском острове Мурано, издавна славящемся своими великолепными изделиями из стекла. Разумеется, у таких платьев не было карманов, и Фортуни предлагал своим клиенткам к ним небольшие сумочки из бархата.

Эти наряды были крайне далеки о того, что предлагала женщинам тогдашняя мода, с её многослойностью и жёсткими корсетами. Поначалу, разумеется, их носили только дома, например, как платья для неофициальных домашних приёмов, однако в этом качестве они пользовались большим успехом. Парижские кутюрье не признавали Фортуни своим коллегой, а вот та часть публики, что шла в ногу со временем, с радостью приняла его работы, которые одновременно отвечали определённым чаяниям общества — в частности, стремлению сделать одежду более удобной, — и были вне времени благодаря своей классической красоте. Дань ей отдавали и великая актриса Сара Бернар, и танцовщица Айседора Дункан, и многие другие.

Мастер свои эксперименты с текстилем начал с китайского и японского шёлка, который приобретал неокрашенным, а затем стал работать и с бархатом который выписывал из Франции, из Лиона. Он углублялся в самые разные источники, в том числе и старинные, посвящённые окраске тканей, и в результате получал цвета, редкие по красоте. Для нанесения узоров на ткани Фортуни использовал разные технологии — и набивку с помощью деревянных валиков, и ручную роспись, и шаблоны. Шёлковые и бархатные платья, плащи, покрывала, чехлы для подушек, светильники с шёлковыми абажурами, аксессуары — работы Фортуни стали пользоваться всё большим успехом, и, начав с открытия магазинчика на первом этаже своего палаццо, он открыл ещё несколько; кроме того, эти вещи можно было приобрести и в определённых местах за пределами Венеции, в том числе и в Париже, где Фортуни действовал через торговых агентов.

Нельзя сказать, чтобы его интересовала мода как таковая. Он действительно был не модельером, а художником, и создание одежды послужило продолжением интереса к цвету, рисунку, ткани. Его не интересовал модный бизнес и всё, с ним связанное. Попытки приписать Фортуни к тому или иному художественному направлению тоже не очень осмысленны, поскольку он с головой уходил в свою работу, мало обращая внимания на то, чем занимаются его современники. Словом, случай Фортуни совершенно уникален в истории моды…

После Первой мировой войны его наряды оказались не менее востребованными, чем раньше, — теперь осмелевшие женщины могли носить их в качестве вечерних нарядов, и «Дельфосы» отлично вписались в моду эпохи джаза. Кроме того, Фортуни открыл фабрику — туда доставляли качественный хлопок, сделанный в Англии из египетского сырья, и печатали на нём узоры. Эти ткани пользовались огромной популярностью, в частности, в Америке, где открылся специальный магазин.

А вот следующее десятилетие оказалось для мастера тяжёлым. В 1932 году умерла его мать, в 1936-м — сестра. В 1933 году он из-за долгов едва не лишился своей фабрики, и только с помощью Элси Макнейл, американского декоратора, которая и занималась продажами продукции Фортуни в США, ему удалось выкупить её обратно. Во время Второй мировой фабрика вновь закрылась, а когда открылась, то производство значительно сократилось. В 1949 году Мариано Фортуни не стало…

Его забыли почти на тридцать лет, и интерес к его работам вновь вспыхнул только в 1980-е. Зато он не утихает до сих пор… Ведь, как написал один из его биографов, Фортуни удалось «создать моду вне моды, моду, которая не меняется, моду как искусство».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

АСУЭЛА, Мариано (Azuela, Mariano, 1873–1952),

АСУЭЛА, Мариано (Azuela, Mariano, 1873–1952), мексиканский писатель 345 Революцию готовят мыслители, а совершают бандиты. «Мухи» (1918), роман о мексиканской революции ? Tripp, p. 549 Ср. также высказывание французского мыслителя Антуана де Ривароля (1753–1801): «Даже если заговор составляется

Читайте также:
40 Блестящих платьев, для изысканных образов

АСУЭЛА Мариано (Azuela, Mariano, 1873—1952), мексиканский писатель

АСУЭЛА Мариано (Azuela, Mariano, 1873—1952), мексиканский писатель 103 Революцию готовят мыслители, а совершают бандиты.«Мухи» (1918), роман о мексиканской революции Эта мысль имеет давнее происхождение. Французский публицист конца XVIII в. Антуан де Ривароль писал: «Даже если заговор

Мариано Фортуни-и-Мадрасо: какие шедевры создал последний человек эпохи Возрождения

Биография

Мариано Фортуни (полное имя Мариано Фортуни-и-Мадрасо) родился 11 мая 1871 года в Гранаде, Испания. Он был человеком, посвятившим свою жизнь искусству и прославившимся во всем мире своими тканями в стиле модерн, которые украшали лучшие музеи, церкви, дворцы и дома с 1906 года. Фортуни был опытным дизайнером-новатором, архитектором, изобретателем, кутюрье и светотехником. Его отец, Мариано Фортуни-и-Марсал, также был художником и коллекционером древних восточных тканей и ковров, редких гончарных изделий и металлического оружия.

Мальчик лишился отца в 1874 году, поэтому вместе со своим дядей переехал в Париж, где обучался живописи. В 1889 году он вместе с матерью переехал в Венецию и прожил там всю оставшуюся жизнь. Увлекаясь живописью, Фортуни также интересовался фотографией и сценографией. Под влиянием всех этих ремесел он научился контролировать все процессы в своих проектах. Например, для театра он создал новаторские техники освещения, изобрел свои собственные красители и ткани для декораций, а также машины для печати на ткани. В совокупности Фортуни получил более 20 патентов на свои изобретения.

Платья Фортуни

Примерно в 1907 году платья Фортуни, которые были вдохновлены древнегреческой культурой (туника и пеплос), стали чрезвычайно популярными среди высших кругов Парижа. Это были великолепные и легкие шелковые платья с нежной окраской и свободой движений. Одни из этих платьев были просты в исполнении, в то время как другие имели сотни крошечных складок, простирающихся от шеи до стоп.

В том же 1907 году Фортуни создал свое самое эффектное платье в стиле модерн – «Дельфос». Оно было выполнено из плиссированного шелка и получило популярность благодаря театральным легендам Айседоре Дункан и Саре Бернар. Созданные в революционной форме и вдохновленные древнегреческим стилем, длинные платья были простыми и свободными, искусными и очень комфортными. Края изделия обычно отделывались бусинами из цветного венецианского стекла, которые были одновременно декоративными и функциональными. Весь плиссированный и набивной шелк, платья и шарфы были сделаны вручную в его мастерской, так же как и разноцветный бархат, атласная подкладка, шелковая нить и ремни.

Лампы Фортуни

На рубеже веков он экспериментировал с применением электрического света в оформлении сцены, а также работал со знаменитым итальянским писателем Габриэле Д’Аннунцио. Для внутреннего убранства он создал элегантные лампы Фортуни, которые рассеивали тонкий свет через опалесцирующие шелковые плафоны, натянутые на тонкую проволочную форму. Шелк был расписан вручную с использованием золотых мотивов, вдохновленных восточным искусством, а в качестве завершающего штриха лампы были украшены стеклянными бусинами и шелковой нитью.

Шарф Фортуни

В начале 1900-х годов Фортуни создал «шарф Knossos», выполненный из шелка прямоугольной формы с геометрическим асимметричным принтом. Для создания изделий шелка окрашивали во всевозможные цвета, нанося различные рисунки или цветовые комбинации. Фортуни создавал одни из самых замечательных и неподвластных времени шелковых платьев со складками и бархатных шарфов. До сих пор остается загадкой: как именно были получены столь нежные и тонкие складки на шелке? Шарфы давали женскому телу большую свободу движений. Они были созданы в попытке объединить форму и ткань. Красота изделий Фортуни заключается в элегантной простоте, идеальном крое, превосходном качестве материала, а также богатстве цветов. Все эти аспекты, идеально сочетающиеся друг с другом, делают одежду Фортуни настоящим произведением искусства.

Живопись Фортуни

При всем обилии изобретений невозможно не отметить живопись Фортуни, ведь это главная любовь мастера! Его работы были вдохновлены цветочными узорами османского текстиля, роскошной вышивкой эпохи Возрождения и абстрактными узорами, яркими цветами персидского искусства.

В Италии Мариано Фортуни основал свою мастерскую-лабораторию в великолепном дворце Палаццо Пезаро Орфей, который позже стал Палаццо Фортуни, а ныне Музеем Фортуни. Мариано Фортуни-и-Мадрасо умер в своем венецианском дворце в 1949 году и был похоронен в Римской церкви Верано.

Читайте также:
Кружевные платья осень-зима 2021, фото

Модные платья, весна-лето 2021: тренды и новинки (50 фото)

Скучаешь за свободой движений и летящими силуэтами? Наконец теплеет, и можно снова смело доставать что-то кроме свитеров и шарфов. А чтобы ты всегда оставалась в тренде, рассказываем, какие платья будут самыми модными весной-летом 2021 года!

1. Ажурные платья

Звездный час для любительниц вязаных вещей! Дизайнеры превратили те самые бабушкины салфетки на комоде в удивительные романтичные платья. Чем сложнее узор – тем лучше. Основные оттенки – белый, бежевый и пастельный. Но и черные ажурные платья хороши.

2. Цветочный принт

Какая весна без нежных цветочных принтов? Они могут быть совершенно любыми – от полевой россыпи крошечных бутонов до гигантских тропических цветов. Теперь это не только наряд для отпуска у моря!

3. Однотонные минималистичные платья

На фоне всевозможных принтов, вышивок и аппликаций свежо и стильно выглядят простые однотонные платья. Минималистичный крой, чистые линии и натуральные природные оттенки – а что еще нужно на каждый день?

4. Персиковые платья

Вместе с бежевыми плащами и белыми кроссовками к весне 2021 в моду ворвались персиковые платья. Форма, материал и длина второстепенны, но этот оттенок в течение сезона будет встречаться все чаще и чаще.

Свадебные платья 2021: тренды и новинки (60 фото)

5. Платья-рубашки

Один из самых универсальных и повседневных фасонов для обычной городской жизни – свободное платье-рубашка. Рекомендуем покупать его хотя бы на размер больше или сразу выбирать модели оверсайз.

6. Объемные рукава

Рукава-фонарики в 2021 году встречаются практически везде, где возможно. Конечно же, с платьями они смотрятся максимально элегантно и изящно. Особенно – с платьями в винтажном стиле.

7. Платья-бандо

Тут речь идет об особом крое лифа, который напоминает купальник или бюстгальтер бандо. Основные силуэты – карандаш или солнце, а вот оптимальная длина для такого верха – как минимум чуть выше колена.

Женские брюки, весна 2021: модные новинки и тренды (50 фото)

8. Длинные прозрачные платья

Интересное сочетание закрытого фасона с прозрачным материалом мгновенно привлекает внимание. Такие платья очень легкие и струящиеся, с минимумом плотных вставок.

9. Животные принты

Если растительные мотивы актуальны всегда, то любительницам животных принтов рекомендуем поторопиться! Леопарды, зебры и другие экзотические рисунки пока что точно будут с нами.

10. Кожаные платья

Кожаное платье смотрится очень ярко и эффектно даже без дополнительных аксессуаров. Но и тут лаконичные классические фасоны все чаще сменяет причудливая асимметрия, необычные расцветки и смелый декор.

Модные женские кроссовки, весна-лето 2021: новинки и тренды (50 фото)

11. Тонкие лямки

Платья на тонких изящных бретелях в бельевом стиле выглядят максимально женственно и сексуально. Они безупречно подчеркивают фигуру, особенно когда пошиты из гладких скользящих тканей, вроде шелка или атласа.

12. Платья с бахромой

Этот тренд придется по душе любителям этнических мотивов и бохо. Чаще всего бахрома сочетается с причудливыми плетениями, кружевами, кисточками, вязаными элементами и другим креативным декором.

Платья, весна-лето 2021 – фото и идеи

Тренды так быстро сменяют друг друга, что сейчас уже сложно определиться, какие фасоны считать классическими и универсальными. Именно поэтому мы уверены, что у каждой модницы должно быть несколько разных платьев на разные случаи жизни!

Понравилась публикация? Подпишись на наш канал в Яндекс.Дзен, это очень помогает нам в развитии!

Интернет-сайт с полезными советами и идеями для жизни. Все права на фотографии принадлежат их авторам.
При правомерном использовании материалов с данного ресурса, гиперссылка на LAFOY.RU обязательна!
Материалы, отмеченные знаком «Реклама», публикуются на правах рекламы.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18 лет. О проекте Правообладателям Контакты Наш канал: Яндекс.Дзен

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *