Оренбургский пуховый платок и Украшения

Оренбургские пуховые платки

Пуховые платки из Оренбурга всемирно известны, горячо любимы и необычайно востребованы. Российские женщины всех возрастов понимают, насколько это ценный предмет и как он уместен в женском гардеробе. Обязательно ли ехать за “пуховым золотом” в Оренбург? Теперь нет!

Купить оренбургский пуховый платок в Москве и других городах по цене производителя можно при помощи интернет-магазина нашего производственного объединения Мастеров промысла. Приобрести такое изделие – значит, получить настоящий уникальный шедевр работы потомственных мастериц, фактически, стать обладательницей брендовой вещи. Если по каким-то причинам вы еще не знаете всех достоинств этого аксессуара, наш небольшой мануал для вас.

Причины популярности оренбургских платков

Популярность вязаных платков из натурального пуха обусловлена сразу несколькими факторами. Разумеется, главным является способность защитить от сильных морозов, а они в Оренбургском крае нередко достигают отметки в – 40 градусов.

Для зимнего использования платки вяжут объемными, плотными в средней части. По краям изделие украшают фигурной каймой. Кстати, это уже второй фактор популярности оренбургских шедевров – неповторимая красота и изысканность. Если в зимнем варианте особый интерес вызывают рисунки, расположенные по периметру, то в более легком (летнем или межсезонном исполнении) уникальные рисунки распределяются по всему полотну.

Третий положительный фактор – необычайная нежность. Так приятно в прохладное время укутаться в теплый мягкий платок! Он, в отличие от шерстяных или полотняных изделий, никогда не вызовет дискомфорт, не станет причиной раздражения даже самой нежной (детской) кожи.

Пух способен «дышать». Парадокс, но в теплом пуховом платке вспотеть просто невозможно! Женщины по достоинству ценят это исключительное качество. Так важно чувствовать свежесть после длительно ношения зимней одежды. Меховые шапки не способны соперничать с оренбургскими пуховыми платками. После них укладка испорчена, а платки ей ничуть не повредят. Вот и четвертый замечательный фактор.

Не стоит забывать и о целебных свойствах пуха оренбургских коз. Под его воздействием быстрее проходят простудные заболевания, снимаются боли в суставах и позвоночнике.

Одним словом, пуховые платки поистине многофункциональны, поэтому женщины от них никогда не откажутся!

Немного из истории пухового платка

Животноводы издавна умели использовать теплый пух оренбургских коз. Из него делали тонкую прокладку между слоями ткани, простегивая их, чтобы волокна оставались на отведенном им месте. Приезжие поражались способности местного населения стойко переносить суровые морозы и ветра в тонкой одежде. Они даже предположить не могли, что в суровом климате можно защититься от холода легким пухом. Привычка требовала наличия толстых меховых тулупов. А тут такое чудо!

Пуховязание стало активно развиваться в Оренбургском крае после того, как в нем «осели» казаки. Их жены и раньше занимались вязанием, но такого прекрасного материала у них еще не было. Пуховая нить была настолько приятна, настолько прочна и красива, что возникало желание создавать прекрасное. Так рождались новые узоры, подсказанные самой природой: листья, цветы, снежинки…

Для себя рукодельницы вязали теплые платки, не отличающиеся особым изяществом. На продажу же шли головные уборы необычайной красоты. Желающие пуховый платок купить знали: чем интереснее был рисунок, чем чище цвет платка, тем дороже он стоил.

Ажурные платки приобретали люди богатые, их с удовольствием покупала придворная знать. Оренбургские изделия ценились и за границей, особенно там, где по велению моды дамы обнажали плечи. Носить модные платья, и в то же время не дрожать от холода помогали легкие пуховые платки, привезенные из Оренбургского края.

Рукодельницы Южного Урала прославили свои изделия более двухсот лет назад. С тех давних времен пуховязание стало процветать. Сегодня пуховые головные уборы изготавливают не только вручную. Создана целая фабрика по переработке сырья, получаемого от парнокопытных животных.

Хотите купить пуховый платок – выбирайте!

Интернет приблизил покупателей к торговцам и производителям. Сегодня необходимость в посещении конкретных фирменных магазинов отпала. Виртуальный шопинг стремительно набирает обороты. Купить оренбургский пуховый платок в интернет-магазине – самое простое и правильное решение в наши дни.

Компания “ОренбургШаль” специализируется на продаже вязаных изделий из пуха. После увлекательной виртуальной прогулки вы не сможете «выйти из магазина» без покупки.

Мы предлагаем десятки моделей оренбургских платков. Одни отличаются «солидностью» – толстые и плотные платки согреют даже в самый сильный мороз. Другие – более тонкие, более изящные – станут незаменимы в межсезонье.

Важно знать, приообретая оренбургский пуховый платок цена зависит от:

Платки, связанные вручную, всегда дороже, машинные – дешевле. Содержание пуха – и в тех, и в других – примерно одинаково. Машинные рисунки повторяются, встретить аналогичный аксессуар можно у коллеги по работе или у соседки. Ручные работы всегда уникальны, второго идентичного платка найти просто невозможно. Кроме того, машинные изделия несколько грубее ручных и их «полный расцвет» когда волокна окутывают платок, наступает позже.

Правильный уход продлит платкам жизнь

Платки, связанные из пуха, очень носки. Их срок использования насчитывает десятилетия. Однако неправильный уход может превратить хорошую вещь в «непонятно что» уже после первой стирки.

Современные стиральные машинки обладают режимом бережной стирки. Не стоит полагать, что автомат способен сохранить нежное пуховое полотно. Платки нужно стирать только вручную!

Читайте также:
Плиссированные платья и юбки 2021 года

Как это сделать?

Налейте в таз теплой воды, добавьте в нее немного шампуня, опустите в раствор платок, оставьте на несколько минут. Легкими движениями без трения и растягивания простирайте платок, слегка отожмите. Прополощите изделие в теплой воде несколько раз. Не выкручивайте платок, отожмите большую часть воды. Пусть остальная влага покинет его самостоятельно, впитавшись в махровое полотенце, на которое следует положить платок в расправленном состоянии.

По мере намокания полотенце (или простынь) нужно сменить. Нельзя сушить пуховые вещи на солнышке, на батареях отопления и вблизи открытого огня.

В то время, когда головной убор не используется, его следует хранить завернутым в хлопчатобумажную ткань. При этом платок не должен быть примят другими вещами. «Отдохнувшее» изделие достаточно встряхнуть, его ворс поднимется, и пуховый платок будет готов вновь согреть и украсить свою владелицу.

Оренбургское пуховязальное ремесло

Крупнейший оренбургский пуховый платок в России, 4/4 м

Один из самых известных пуховязальных промыслов России

Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и др.).

Создатель ремесла

Создателем ремесла, а впоследствии и промысла считается И.П. Рычков. Академик П. П. Пекарский составил описание жизни Рычкова и назвал его «создателем того кустарного промысла в Оренбургском казачьем войске, который кормит не одну тысячу народа уже второе столетие».

Истоки

Три века назад на Южном Урале, обжитом скотоводами, преобладал резкий континентальный климат. Чтобы выдержать морозы, местные жители вычесывали пух и вязали из него поддевки и шарфы. С появлением в тех местах русских переселенцев, вступивших с аборигенами в торговые отношения, связаны первые сведения о предметах одежды из козьего пуха.

А во Франции не удалось

Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области.

Попытки французов в XIX веке вывезти из Поволжья оренбургскую козу не удались: тонкий пух козам нужен для сохранения тепла, а мягкий климат Франции этому не способствовал.

Оренбургские козы во Франции выродились, превратившись в обычных коз с грубым толстым пухом.

В XVIII—XIX веках Франция импортировала десятки тысяч пудов оренбургского пуха, который ценился выше кашмирского. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.

Виды оренбургских платков

Оренбургские платки бывают нескольких видов:

  • простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
  • паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
  • палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.

О тонкости

Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.

Оренбургский пуховой платок в искусстве

  • Песня «Оренбургский пуховый платок». Автор текста Боков В. Ф., композитор Пономаренко Г. Ф., исполнитель Людмила Зыкина
  • Скульптура «Песня «Оренбургский пуховый платок» скульптора Петиной Н. Г.

История

Пуховязальный промысел зародился в Оренбургском крае примерно 250 лет назад, ещё в XVIII веке. По другим данным, вязание пуховых шалей из козьего пуха коренным населением этих мест уже было до образования Оренбургской губернии.

У его истоков стояли не только рукодельницы-пуховницы, но и ученые, исследователи, энтузиасты искусства. Первым, кто обратил свое внимание на оренбургские пуховые платки, был П. И. Рычков.

За пределами Оренбурга пуховые платки стали широко известны после заседания Вольного Экономического общества 20 января 1770 г.

Оренбургские пуховые платки за рубежом были впервые представлены на Парижской международной выставке 1857 года. Тем самым Оренбургский платок вышел на международный уровень и получил там признание. В 1862 году на Лондонской выставке оренбургская казачка Ускова М. Н. получила медаль «За шали из козьего пуха».

Самый тонкий пух

Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина пуха оренбургских коз — 16-18 мкм, ангорских коз (мохер) — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие.

Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти.

О платках

Пика популярности оренбургские паутинки достигли на закате развития Российской империи. В это время в Англии начали изготавливаться изделия с пометкой «Имитация под Оренбург».

Но и в наше время, за рубежом выходит не только множество заметок и статей в иностранных СМИ, но и публикуются целые книги об истории промысла и вязании Оренбургских пуховых изделий.

Читайте также:
Модные образы от Alberta Ferretti осень-зима 2021

Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение.

Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки. Носится такой платок очень долго.

Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

О других изделиях

В Оренбургской области вяжут не только платки. Носки, варежки, ажурные перчатки, жилеты — это далеко не весь перечень разнообразных изделий.

При этом вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы.

Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Известность

Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств.

Одной из известных пуховниц Оренбургской области является Магинур Абдуловна Хусаинова из с. Сакмара. Ее работы хранятся в музеях России, Японии и Малайзии, в частности, в Музее исламского искусства в Куала-Лумпуре и Музее искусства Азии при Университете Малайя.

Изделия местных мастериц награждали медалями, искусству их вязания посвящали научные статьи и даже книги, составляли из платков музейные коллекции.

О платке пела в популярной некогда песне Людмила Зыкина. Как любой бренд, их подделывали и имитировали. Но мало кто знает, что именно принесло им такую славу.

Авторские права

Вы можете приобрести изделия народных художественных промыслов в магазине «Русские ремёсла»!

Магазин «Русские ремёсла» — интернет-магазин единичных и редких изделий, подарков и сувениров народного искусства России. Мы предлагаем традиционные произведения русских народных художественных промыслов, изготовленные лучшими авторами и мастерами в разных регионах России.

Мы гарантируем подлинность народного искусства, эксклюзивность представленных изделий и уникальность каждого предмета.

Уникальность оренбургского платка

Оренбургский пуховый платок – изящное, изысканное и нежное произведение искусства, которое не имеет аналогов во всем мире. Изделие является одним из символов России наряду с хохломой, матрешкой и тульским самоваром. Название художественных промыслов произошло от места их зарождения. На сегодняшний день пуховые платки создают также в Воронеже и Пензе, но величия Оренбурга они затмить неспособны.

История возникновения

Древнейший промысел зародился более двухсот лет назад. Согласно старинным преданиям платки начали создавать в восемнадцатом веке. Оренбургские шали делают из тончайшего пуха козы. В основе вязания лежат нити из шёлка или хлопка.

Однако есть поверье, что техника создания изысканного изделия зародилась задолго до образования Оренбургской губернии. Заниматься промыслом начали коренные жители степей.

Пуховые платки обрели широкую известность и популярность, когда в губернию перебрались казаки-переселенцы. До этого момента местные скотоводы занимались разведением коз исключительно для того, чтобы получить мясо и молоко. Шерсть животных пускали на изготовление теплых вещей, которые в холодное время года помогали согреться.

Представляете, как удивились казаки, когда увидели пастухов, которые рассекали степные просторы в тонком одеянии в холодные дни. Самое удивительное, что чабаны не замерзали и чувствовали себя прекрасно. Любопытство одолевало переселенцев, и они решили разузнать у «аборигенов» их секрет.

Тайна оренбургских пастухов заключалась в том, что они носили вязаные вещи из козьей шерсти. Надевали их под верхнюю одежду.

Местные рукодельницы владели искусством вязания, но изделия были далеки от шедевров. Они создавали самые простые и примитивные вещи (безрукавки, платки), которые хорошо сохраняли тепло и не доставляли дискомфорта при ношении. По мнению оренбургских дам, изделия из шерсти предназначались исключительно для роли «обогревателя».

С наступлением весны казаки предложили чабанам привести коз в порядок, расчесать шерсть. «Хитрецам» заплатили вычесанным пухом, остались довольны обе стороны. Пастухи получили красивых козочек, казаки необходимое сырьё.

Когда спустя год переселенцы вновь обратились к аборигенам с аналогичной просьбой, те заподозрили, что дело здесь нечисто и непроста к ним обращаются с подобным предложением две весны подряд. Пастухи стали продавать пух за определенную плату.

Спустя некоторое время казачки и оренбургские девушки объединились и стали обмениваться знаниями об искусстве вязания. Точнее переселенцы делились тайнами по созданию ажурных вещей невероятной красоты. В итоге ученицы превзошли преподавателей, до сих пор им нет равных по производству пуховых платков.

Читайте также:
Российская неделя моды весна-лето 2021

В 1857 году на выставке, проходившей в Париже, впервые презентовали продукцию из Оренбурга. После этого к платкам пришла всемирная слава и признание. Пух оренбургских коз считается тончайшим на всей земле. Его толщина доходит до восемнадцати микрон. То есть даже меньше, чем объем человеческого волоса, который составляет до ста микрон.

По этой причине изделия получаются легкими, изящными и нежными. В то же время пух является одним из самых крепких материалов. По достоверным данным, он прочней всех разновидностей шерсти.

Тонкости и нюансы изготовления

Выделяют несколько типов платков:

  • Плотные шали из пуха серого или белого оттенка, предназначенные для ежедневного использования.
  • Тонкие «паутинки» с добавлением шелковой нити и уникальным орнаментом. Их надевают на праздничные мероприятия.
  • Ажурные шарфы-палантины. Также носили только в торжественные дни.

Удостовериться в тонкости готового изделия легко. Если оно проходит через кольцо или помещается в яйцо гусыни, то шаль соответствует стандартам.

Из чего делают оренбургские пуховые платки? Из козьей шерсти. Работа, связанная с созданием аксессуара невероятно сложная и кропотливая. На нее уходит много времени и сил, требуются особые навыки и умения.

Первым делом сырьё очищают от волосков, прочесывая несколько раз. Затем на веретене прядут нити и объединяют шелковую «паутинку» с пуховой. Полученную пряжу скручивают в клубок, после плетут шаль. Готовый аксессуар повторно чистят и отбеливают.
Вернуться к оглавлению

Преимущества оренбургских платков

Чем объясняется невероятная популярность изделий? Во-первых, они имеют оригинальные ажурные узоры. Во-вторых, несмотря на небольшой вес и тонкость, являются прочными и эластичными.

  • На создание аксессуара из пуха уходит от пары дней до нескольких недель. Оренбургский платок, связанный на фабрике выглядит плотней и имеет менее ажурный орнамент.
  • Тонкую паутинку из козьей шерсти можно использовать в качестве дополнения к вечернему наряду. Он элегантно прикроет обнаженные плечи. А вот фабричное изделие лучше согреет в холодные дни.
  • Каждый платок обладает неповторимым орнаментом. Если присмотреться, можно разглядеть сказочные узоры, снежинки и затейливые мотивы. Поэтому изделие является уникальным, не имеющим мировых аналогов.
  • Аксессуар обладает нежной текстурой, не доставляет дискомфорта и не колется. В платок можно укутать малыша, не опасаясь за его нежную кожу. Пух считается гипоаллергенным материалом и не вызывает раздражения.
  • Вязаное изделие способно «дышать». Это еще одно неоспоримое преимущество перед «конкурентами».
Платочные аксессуары станут прекрасной альтернативой шапке, если необходимо сохранить прическу. Они невероятно теплые, поэтому вы точно не замерзнете. Изделия из пуха рекомендовано носить при простуде и болях в спине. К тому же шаль хорошо справляется с ломотой в суставах.

Как выбрать пуховый платок

Чтобы купить оригинальное изделие, обращайте внимание на следующие нюансы:

  • При тщательном рассмотрении аксессуара можно увидеть, что оно создано из двух нитей разной пряжи. На «просвет» хорошо заметно, что пуховая нить лежит вдоль шелковой, а не «налеплена» кусками.
  • Максимальный вес изделия в виде «паутинки» – сто грамм. А вот толстая шаль примерно 300 гр.
  • Некоторые производители вместо козьего пуха используют ангору. Ее пух в несколько раз тяжелей и плотней, поэтому готовое изделие весит больше.

Оренбургская шаль чаще всего белая и серая. Местные рукодельницы в шутку говоря: «Мы цветных козочек не разводим».

  • Отличить ручную вязку от машинной просто. В первом случае петли получаются воздушными и разного размера. Машинная вязка отличается по плотности, петельки ровные и тугие.
  • Опытная мастерица создает одну шаль на протяжении двухсот часов. Соответственно, такой товар не будет стоить копейки. Да и козий пух не самое дешевое сырьё, ведь животное за год выдает всего триста грамм. Один оренбургский платок стоит в районе трех тысяч рублей.
  • При приобретении шали обратите внимание на «пушистость». Она становится «лохматой» лишь в процессе эксплуатации, но никак не в период лежания на прилавке. Если вы увидели пушистый платок, значит, его специально начесали. Подобная шаль не прослужит долго и быстро «облысеет».

Как определить качество пухового платка

Чтобы изделие из козьего пуха прослужило много лет и согревало свою владельцу в холодные дни, необходимо знать несколько правил его выбора:

  • Прежде чем покупать шаль, кончиками двух пальцев возьмите за пух в середине изделия и подержите на протяжении нескольких секунд. Качественный платок останется в руках, а вот подделка выпадет, оставив на память ворсинки.
  • Проверить натуральную пряжу можно с помощью огня. Оторвите от шали несколько пушинок и подожгите. Настоящее сырье мгновенно сгорит и оставит запах сожженной шерсти. Искусственное волокно начнется плавиться и скатываться в шарик. При этом появится «аромат» пластмассы.
  • Если с края аксессуара потянуть за ниточку, качественная нить не оборвется.
    Также нелишним будет проверить орнамент изделия на симметричность и целостность.

С чем сочетать платок

В последнее время оренбургская шаль вновь начала завоевать сердца модниц. Особым спросом она пользуется у любителей ажурных изделий. Однако мало кто знает, как правильно носить аксессуар, чтобы подчеркнуть природную красоту.

Дизайнеры советуют сочетать шаль вместе с одеждой однотонного цвета, чтобы акцентировать внимание на сущности своей обладательницы. Дамам невысокого роста стоит остановиться на изделие холодных оттенков. Он придает облику нежность и выразительность. А вот темные расцветки «крадут» сантиметры.

Читайте также:
Японские Украшения для волос кандзаси и модные тренды

Если пуховой аксессуар повязать чуть ниже талии, он замаскирует узкие плечи и широкие бедра. Светлые оттенки шали помогут верно расставить акценты в образе и добавят элегантности.

Молодым девушкам рекомендуется носить ажурную шаль большого размера, которые подчеркнут стройную фигуру и нежным облаком окутают юную особу.

Из видеоролика вы узнаете, как правильно носить оренбургский платок в холодные дни.

Как ухаживать за аксессуаром

Чтобы изделие из козьего пуха долго сохраняло первоначальный вид, придерживайтесь простых советов:

  • Оренбургский платок славится своей неприхотливостью в уходе и хранении. Одно из главных достоинств изделия – он не линяет, соответственно, всегда сохраняет изначальный цвет.
  • После зимы аксессуар необходимо почистить. В пыли собирается огромное количество микроорганизмов, которые за короткий срок могут привести вещь в непригодность.
  • После обработки шали, положите ее в холщовый мешочек и уберите в шкаф. Желательно поместить туда средство от моли и насекомых. Некоторые женщины опасаются, что после длительного хранения платок может обзавестись специфическим запахом. Не переживайте! Ведь современные средства – это не бабушкин нафталин. Они не только эффективно борются с разной живностью, но и обладают приятным ароматом.
В летний период изделие можно вынести на солнышко и просушить его. Отлично, если будет дуть легкий ветерок.

Как правильно стирать платок

Пуховой аксессуар не любит горячую воду, максимальная температура для водных процедур – тридцать градусов. Для стирки изделий используйте специальные жидкие моющие средства. Допускается очищение с применением детского шампуня.

Аксессуар погрузите в таз с водой, чтобы изделие полностью «утонуло». Оставьте на десять минут, затем аккуратно простирните. Ни в коем случае сильно не трите и не выкручивайте шаль. Когда вода загрязнится, выньте платок и осторожно выжмите.

Полоскайте до тех пор, пока не исчезнет пена. Отожмите аксессуар между ладонями и просушите, используя махровое полотенце. Отжатое изделие поместите на ровную поверхность. При сушке следите, чтобы на шаль не попадали лучи солнца.

Заключение

Оренбургский платок – одно из самых популярных направлений среди многочисленных русских промыслов. Талантливые мастерицы с Урала создают настоящие шедевры из козьего пуха. Шаль отличается легкостью, при этом хорошо сохраняет тепло. Ажурные изделия можно носить в летний период, а вот толстая шаль прекрасно подойдет для зимней стужи.

Об истории пухового аксессуара вы узнаете из видеоролика.

История обычных вещей: оренбургский пуховый платок

Автор: Наталия Горюшкина

Фото. Так начинается платок. Автор работы – V.E.

на страницу →

Он считается брендом Оренбургской земли и достоянием всей России, его воспевают в песнях и изображают на картинах. Он известен во всех странах мира как “русское чудо” благодаря своей красоте и нежности. Вы наверняка догадались о чем речь? Да, это знаменитый оренбургский пуховый платок – произведение народного искусства. В создание каждого вложена вся душа и все мастерство, возможно еще и поэтому они такие теплые и ласковые.

Кстати, много лет назад эти платки часто назвали “казацкими”. Потому что вязали их жены оренбургских казаков. Оренбургское казачье войско было учреждено Указом императрицы Елизаветы Петровны в 1746 году – необходимо было защитить юго-восточные окраины России. Казаков переселяли в Оренбуржье целыми семьями – с женами, стариками и детьми. А пока мужья месяцами были на государевой службе – женщинам приходилось вести дом и хозяйство. Но местные каменистые земли не позволяли прокормить семью земледелием, и жены и вдовы казаков (как их называли “армейки”) нашли себе дополнительный заработок – из козьего пуха длинными зимними вечерами огни вязали теплые платки.

Фото. А. И. Овчинников “Оренбургские пуховницы”, 1956 г.

Тут надо сделать маленькое отступление. Считается, что пух оренбургских коз — самый тонкий в мире: толщина каждой пушинки — 16-18 мкм. Для сравнения пух ангорских коз, из которого производят знаменитый мохер – 22-26 мкм. Именно поэтому платки, палантины и шали из оренбургского пуха получаются особенно нежные и мягкие. И, что особенно ценно – тонкие и легкие. Поэтому их часто так и называют – паутинки. При этом они остаются очень теплыми.

Причина – в особой природе оренбургских степей: суровые зимы с очень сильными морозами и метелями здесь сочетаются с богатым степным разнотравьем летом. вот и получается очень тонкий, но при этом необычайно прочный пух, из которого можно соткать очень тонкие нити.

Надо сказать, неоднократно предпринимались попытки вывести оренбургскую козу в других странах и регионах (особенно старались это сделать французы), и каждый раз они заканчивались неудачей. Ведь тонкий пух козам нужен для сохранения тепла зимой, а мягкий климат Франции этому не способствовал: знаменитые оренбургские козы через несколько поколений превращались в обычных домашних с грубым и толстым пухом.

Почему платки? Потому что до XX века платок для женщин был самым важным предметом гардероба – его использовали вместо халата, его накидывали вместо плаща на улице, им укрывались. А особый пух местных коз позволял делать даже очень большие платки довольно легкими. Промысел неожиданно оказался очень выгодным, и скоро платки вязали целыми селами и станицами.

Читайте также:
Белорусская женская одежда весна-лето 2021

Фото. Старинное веретено – с него начинается создание платка.

В конце XVIII века казацкие платки вышли на российский рынок и стали . оренбургскими. В 1766 году известный краевед и географ Петр Рычков организовал экспедицию по Оренбургскому краю, результатом которой стало исследование “Опыт о козьей шерсти”. В нем
он с восторгом описывал уникальные свойства пуха местных коз, достоинства изделий из него и даже предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. Этот труд был представлен на заседании Вольного Экономического общества 20 января 1770 г. , в результате автор был награждён золотой медалью “В знак благодарности за оказанное усердие к обществу собиранием изделий из козьего пуха”, а в оренбургских платках стали щеголять модницы Москвы и Санкт-Петербурга.

К концу XIX века оренбургский платок завоевал уже международное признание. В 1857 году на международной выставке в столице Франции они вызвали всеобщее восхищение. А в 1862 году на Всемирной выставке в Лондоне оренбургская казачка Ускова М. Н. даже получила медаль “За шали из козьего пуха”. Такое высокое одобрение и первые награды поспособствовали появлению ажиотажа на западных рынках. После чего Англия начала импортировать оренбургскую козью шерсть, а английская фирма “Липнер и Кон” из Бирмингема на своем предприятии выпускали платки, которые честно называли – “Имитация под Оренбург”. Изделия пользовались огромным спросом и хорошо продавались. Но тут грянула Октябрьская революция и поставки пуха прекратились. Англичане попытались заменить российское сырье аналогом из Кашмира, но изделия получались более толстыми и потеряли свою уникальность. И спрос на них упал. Чего, кстати, не случилось с оригинальными платками из Оренбурга – они по-прежнему популярны во всем мире.

Фото. Н.П. Ерышев “Оренбургский платок”, 1986 г.

Не удивительно, что этот уникальный платок вдохновлял поэтов и художников.

Из книги Николая Павловича Ерышева “Рисунки с натуры”:

“. Решил написать картину об оренбургском пуховом платке. Жить, работать в Оренбурге и не написать на эту тему? Но, сколько ни старался, сколько ни сочинял – не выходило. Римма советует: «Поезжай туда, где вяжут платки, – там, на месте, что-нибудь придумаешь». Куда ехать? Конечно в село Желтое.

– Там все вяжут платки. Итак, еду в поезде в село Желтое и грустно так размышляю, почему одни художники быстро и, надо сказать, замечательно хорошо пишут. Другие, такие как я, работают медленно, трудно, с ошибками и переделками в порой уже законченной картине… Остановка поезда. Еще немного надо пройти по зимней дороге, и вот оно – село Желтое. Знаменитое село пуховязальщиц. Уже вечер, темнело, морозило сильно, и поэтому одно желание было – поскорее попасть в тепло, устроившись на ночлег. Нашел комнату для приезжих. Постучал – открыла хозяйка. Все занято, мест нет. Посоветовала пойти к председателю сельского Совета – он поможет. Кстати, пока мы разговаривали, она, не отрываясь, вязала платок – только спицы мелькали.

На ночлег устроился в доме одного маленького старика. Окошки с занавесочками, как раз такие, какие мне для картины нужны, зеркало узкое, высокое, с резной верхушкой – тоже мне подходит. Круглый из цветных лоскутов половичок – он тоже потом попал в картину… Срисовал и то, что было в другой комнате – печь, окна, часы старинные, занавески, стол-лежанку с покрывалом.

– Нужна старуха? Моя сгодится. Нужна прялка? Да у моей старухи и прялка есть! Пришли вовремя. Старуха жарила большие по размеру, но очень плоские пирожки с картошкой… Нарисовал и старуху, и прялку. Через день-два по “протекции” моего хозяина-деда рисовал везде и вскоре собрал весь материал для картины. И композицию придумал. Вернувшись в Оренбург, картину написал быстро. Картине “Оренбургский платок” везло – была представлена на всесоюзной выставке, на всемирной выставке произведений молодых художников в Париже. Теперь картина находится в Третьяковской галерее. Спасибо деду маленькому и его дому, спасибо деду большому и старухе его с прялкой, спасибо селу Желтому, где узнал, как вяжут знаменитые оренбургские пуховые платки.

Фото. Н.П. Ерышев “Оренбургские платки”, 1986 г.

Еще одна картина художника была написана под впечатлением от поездки на оренбургский рынок, где накануне праздника Русской зимы мастерицы продавали свой товар, а покупательницы выбирали. Время от времени над толпой взлетали и опускались, словно большие птицы то один, то один, то другой платок – так мастерицы показывали свой товар. И над всем этим легкой паутинкой кружились снежинки. Красивая картина, правда? Все это художник сумел перенести на холст.

Фото. Оренбургский пуховый платок. Паутинка “Снежинка”, Федорова О.А. 1989 г. (из коллекции Оренбургского областного музея изобразительных искусств).

Не менее интересна история создания одноименной песни, ставшей настоящим гимном оренбургскому пуховому платку. В 1958 году в Оренбурге создавался русский народный хор. А раз есть хор, то должен быть и репертуар. И чтобы создать этот самый репертуар сотрудники местной филармонии пригласили в Оренбург известного музыканта и композитора Григория Пономаренко и поэта-песенника Виктора Бокова. Они написали для хора несколько песен, но вот песню, которая стала бы сердцем программы, сочинить не получалось.

И как обычно это бывает, помог случай. Как и все гости Оренбурга Виктор Боков выбрал на местном рынке для своей мамы в подарок самый тёплый и красивый оренбургский платок. Выбрал и отправил посылкой в далекий Загорск (сейчас — Сергиев Посад).
“Я представил себе, — вспоминал поэт, — как в зимний, холодный вечер на ее плечи ляжет эта теплая, затейливая, пушистая вязь. И тут, словно ниточка в пряже, потянулись одно за другим слова искомой песни. Не выходя из здания почты, на бланке телеграммы я записал весь ее текст.” Пономаренко, прочитав эти известные всем нам строки тут же начал напевать мелодию, и к утру на свет родилась песня.

Только вот первая репетиция песни . провалилась. Когда Виктор Боков пришел в репетиционный зал и начал диктовать текст песни, а Пономаренко наигрывать мелодию на баяне, девушки-хористки всем хором . дружно заревели. Все они приехали в далекий Оренбург по распределению, очень тосковали о родных городах и селах, о мамах, а песня так напоминала о родном доме.

Прошло много лет, но от этих незамысловатых слов по-прежнему щемит сердце и становится тепло на душе.

В этот вьюжный неласковый вечер,
Когда снежная мгла вдоль дорог,
Ты накинь, дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый платок.
Я его вечерами вязала
Для тебя, моя добрая мать,
Я готова тебе, дорогая,
Не платок, даже сердце отдать.

Ветер шарит, как странник, по ставням,
За окном завывает метель.
Для тебя самовар я поставлю,
Для тебя отогрею постель.

В этот час одинокий вечерний
Мне с тобой хорошо говорить.
Как мне хочется лаской дочерней
Все морщины твои удалить,

Чтобы ты в эту ночь не скорбела,
Прогоню от окошка пургу.
Сколько б я тебя, мать, ни жалела,
Все равно пред тобой я в долгу.

Пусть буран все сильней свирепеет,
Мы не пустим его на порог.
И тебя, моя мама, согреет
Оренбургский пуховый платок.

Вы наверняка знаете, как проверить подлинность оренбургского платка – настоящее изделие оренбургских мастериц без труда проходит через обручальное колечко, благодаря тонкой нити и особенному особенному плетению. Традиции древних мастериц живы до настоящего времени. Из-под рук современных вязальщиц выходят не менее удивительные шедевры.

Много интересного про оренбургские традиции вязания паутинок можно найти в сборнике “Оренбургский пуховый платок”, составитель Ирина Бушухина. Тут можно прочитать про историю промысла, узнать про технологию обработки пуха, найти схемы основных узоров, а также – стихи, повести и песни про оренбургские платки.

Фото. Рисунок оренбургского пухового платка. Почтовая марка России, 2013 г.

Кстати!
На Осинке есть целая тема, которая так и называется: Оренбургский платок! В ней мастерицы делятся друг с другом своим опытом создания восхитительных платков, шалей и паутинок из тонкой козьей шерсти. А со всеми нами – своими легкими ажурными творениями, наполненными теплом души. Но об этом – в следующий раз.

Оренбургский пуховый платок

Оренбургский пуховый платок – красивое, нежное и ажурное произведение искусства, которое не имеет себе равных во всем мире.

Оренбургский платок, тульский самовар, хохлома, гжель, матрешки, уральский малахит – все это относится к российской символики и ничего подобного больше нет во всем мире. Названы эти народные художественные промыслы, в честь места своего происхождения. Так и оренбургский пуховый платок, получил свое название. Пуховые платочные изделия, также производят и в Воронеже, и в Пензе, но славу и величие оренбургского чуда, никто до сих пор не смог затмить.

Краткая история оренбургского платка

Оренбургские платки – производятся из тончайшего козьего пуха. Основой для вязания которого берется хлопчатобумажная или шелковая нити.

По приданию пуховый промысел в Оренбурге зародился в 18 веке. Но, есть и другие исторические сведения, что коренное население степей, начало заниматься вязанием пуховых платков, до образования Оренбургской губернии.

Свою популярность пуховый аксессуар начал приобретать с появлением на оренбургских землях казаков переселенцев. До этого времени, местные скотоводы разводили коз, только для получения мяса, молока и шерсти. Причем, шерсть животных уже тогда использовалась в целях изготовления теплой одежды.

Какого же было удивление казаков, когда они заметили, что местные пастухи в холодное время года, скачут по степям в тонких одеждах и при этом совсем не мерзнут. Любопытные переселенцы выведали секрет местных жителей и пошли на хитрость.

А секрет сохранения тепла чабанов заключался в самых обыкновенных вязанных изделиях из шерсти коз, которые одевались под низ верхней одежды. Местные рукодельницы владели искусством вязания, но на самом примитивном уровне. Вязали они тогда, простые, но очень теплые и удобные вещи (безрукавки, шарфы, плотные платки). Как считали местные хозяйки, вязанные изделия предназначались только для тепла и его сохранения и не более того.

Наступившей весной следующего года, казаки предложили пастухам привести в порядок запущенных коз, то есть расчесать и привести таким образом их шерсть в должный вид. На что те с радостью согласились и оплатили работу хитрецов вычесанным пухом. Причем способ оплаты предложили сами переселенцы.

Когда, на следующий год, по весне казаки вновь предложили свои услуги по вычесыванию коз чабанам, до них дошло, что не просто так они предлагают свои услуги. И уже за определенную плату стали продавать тем козий пух.

Постепенно, казачки и местные жительницы стали объединяться и делиться своими знаниями и искусством вязания. Вернее, казачки стали передавать свой опыт по изготовлению тончайшего ажурного изделия. Местные рукодельницы, со временем настолько овладели ажурным искусством, что до сих пор, им нет равных по производству пуховых изделий.

В 1857 году, на международной выставке в Париже, впервые были представлены оренбургские платочные аксессуары. Именно, после этого выхода на международный подиум, платок получил всемирное признание и уважение.

Оренбургский козий пух, считается самым тонким в мире. Толщина его 16-18 микрон, если сравнивать с человеческим волосом, то она колеблется от 80 до 100 мкн. Поэтому, изделие из козьего пуха, отличаются своей изящностью и нежностью. При этом пух имеет достаточную прочность, по проверенным данным, он прочнее всех видов шерсти.

Преимущества оренбургских платков

В чем же заключается преимущества пуховых оренбургских аксессуаров. В первую очередь, они отличаются своей оригинальностью исполнения красивейших ажурных узоров. Во-вторых, несмотря на свою невесомость и тонкость, они очень прочные и эластичные, что проверено не одним поколением любительниц ажурных изделий.

  • На изготовление пуховых аксессуаров ручной работы уходит несколько дней, а то и недель. Фабричные изделие выглядят плотнее и рисунок у них не такой ажурный, но и те, и другие имеют свои преимущества.
  • Тонкую ажурную белую паутинку легко можно использовать в виде дополнительного аксессуара для вечернего наряда, которая элегантно прикроет открытые плечи. Зато фабричная шаль отлично согреет в зимнюю стужу.

  • Каждый вязаный пуховый аксессуар отличается своим индивидуальным и неповторимым рисунком. В нем легко можно рассмотреть сказочные узоры, снежинки, затейливые и витиеватые своеобразные мотивы. Поэтому оренбургский платок, не имеет себе равных и является величайшим произведением искусства.
  • Платочные аксессуары имеют очень нежную структуру, не колются и не раздражают кожу. Даже закутав малыша в такое воздушное чудо можно оставаться спокойной, за его нежную кожу. Пух не вызывает никаких кожных реакций и считается гипоаллергенным.

  • Способность вязаного изделия из козьего пуха «дышать», еще один фактор, который дает фору другим платочным аксессуаром.
  • Пуховые вязаные платочные аксессуары, теплые и воздушные, что в самое холодное время года не только могут заменить шапку, но и сохранить шикарную прическу, оставляя ее в первозданном виде.
  • Вязаными изделиями из козьего пуха пользуются во время простудных заболеваний, также они хорошо прогревают суставы и помогают при болях в спине.

Преимущества оренбургского произведения на этом не заканчиваются, но пора поговорить о том, как не ошибиться при выборе и покупке настоящего пухового изделия.

Как выбрать пуховый платок

Для того, чтобы приобрести настоящую оренбургскую шаль, необходимо знать несколько нюансов:

  • Если внимательно присмотреться, к готовому изделию, то можно заметить, что оно изготовлено из двух нитей пряжи. На «просвет» будет видно, что они отделены друг от друга. Причем пуховая нить равномерно лежит вдоль шелковой, а не «налеплена» на нее кусками.
  • Паутинка, весит не белее 100 граммов, шаль потолще и потяжелее, весит уже около 300 гр.
  • Недобросовестные производители, часто вместо изделия из козьего пуха выдают подделку из пуха ангорской козы. У которой пух тяжелее и плотнее, за счёт этого готовая шаль имеет совершенно другой вес и плотность.
  • Цвет у шали из Оренбурга в основном белый и темно-серый. Как говорят местные мастерицы: «У нас цветных коз не разводят».
  • Отличить машинную вязку от ручной не сложно. При ручном вязании петли изделия воздушные и не всегда одинаково ровные. Машинная вязка более плотная, а петли ровные и тугие, как будто изготовлены из нежной шерсти.
  • На изготовление шали, у опытной рукодельницы уходит около двести часов работы. Соответственно, такое произведение дешево не может стоить. Козий пух, тоже не дешевый, так как коза в год дает его всего триста грамм. Отсюда вывод, настоящий оренбургский платок ручной работы стоит дорого, по последним данным на 2018 год, не менее 3000 рублей.
  • При покупке платки, обязательно надо учитывать «пушистость» изделия. Паутинка также, как и платок, становятся пушистыми, только во время эксплуатации, но никак не раньше. Если изделие заранее пушистое, то его в такое состояние приводят мастерицы, с помощью специальной расчески. Именно, этот фактор указывает на то, что вещь может прослужить не долго и быстро облезет.
  • Основным тестом для паутинки на оригинальность, считается «прохождения» ее через золотое обручальное кольцо, но это не является главный показатель, об этом тоже надо знать. Большие платки и теплые изделия, такому тестированию не подвергаются.

Как определить качество пухового платка

  • Для того, чтобы пуховые платки прослужили долгую службу, всегда радовали и согревали своим теплом необходимо знать небольшие тонкости и секреты при его выборе.
  • Прежде, чем приобрести вязаное пуховое изделие возьмитесь двумя пальцами за пух на середине изделия и подержите несколько секунд. Качественный аксессуар останется в руке, а некачественный упадет, оставив свои ворсинки.
  • Натуральная пряжа проверяется огнем. Для этого надо оторвать от изделия несколько пушинок и поджечь из. Натуральная ткань сгорит и оставит после себя запах паленной шерсти. Ненатуральное волокно плавиться и скатываться в шарик, при этом явно будет пахнуть пластмассой.
  • Если с края платка помянуть за нитку, качественная нить не порвется и наоборот.
  • И в заключении осмотра, рекомендуется проверить рисунок шали на целостность и симметричность.

Настоящая оренбургская паутинка должна вмещаться в скорлупу гусиного яйца.

Воспользовавшись этими нехитрыми советами, можно приобрести качественную и шикарную шаль, которая прослужит верой и правдой долгие годы, а можно и связать крючком самостоятельно используя пошаговые советы тут.

С чем сочетать платок

Пуховая шаль, в последнее время снова стала центром внимания в модных коллекциях. Особым спросом стали пользоваться, среди любительниц ажурной красоты, оренбургские платочные изделия.

К сожалению, не многие знают, как правильно носить шаль, чтобы она выгодно подчеркнула естественную красоту. Несколько советов по ношению оренбургского платка.

Модельеры советуют в первую очередь, для чтобы аксессуар выгодно смотрелся и отражал всю сущность образа своей обладательницы, надевать его с одеждой выдержанных однотонных цветов.

Женщинам невысокого роста желательно выбирать шаль холодных оттенков. Такой аксессуар придаст нежность и выразит силуэт, в отличие от темных тонов, которые принижают рост.

Если пуховый платок повязать на шее, то он спасет обладательницу узких плеч и широких бедер. Светлых тонов аксессуар правильно расставит все акценты и предаст образу классическую элегантность.

Юным особам рекомендуются ажурные платки больших размеров, которые нежным облаком окутают нежную молодость и подчеркнуть красивый силуэт.

Как модно носить оренбургский платок

Самым популярным видом ношения паутинки, является набрасывание ее на плечи различными способами:

Варианты накидывания платка на платья в стиле ретро, отлично смотрятся в дополнении с туфлями на высоком каблуке.

Вариант ношения пухового изделия в виде арафатки, наиболее популярен среди молодежи. Хорошо сочетается с водолазкой, джинсами и туфлями на невысоком каблуке.

Платочный аксессуар в спортивном стиле одежды выгодно подчеркивает фигуру, а также отлично подходит для кожаных курток.

Используется платочный аксессуар и в виде шарфа. Для этого его надо сложить по горизонтали несколько раз и завязать на шее любым известным способом.

Еще вариант, сложить платок по диагонали, накинуть на грудь, концы завести назад и оставить лежать их в свободном падении.

Теплые пуховые аксессуары используются в виде головного убора. Легко заменят шапку, при этом надежно защитят еще и шею.

Под шикарную шубу, как правило, очень сложно подобрать головной убор. В таком случае на выручку придет оренбургская паутинка, которая выгодно подчеркнет красоту меха и в то же время сделает образ обладательницы нежным, женственным и элегантным.

Белоснежная шаль подойдет к любой шубе и расцветки. А вот сочетать цвета платка и шубы не следует. Для светлых меховых тонов подойдёт более темная расцветка аксессуара и наоборот.

  • Варианты надевания платка, как самого главного элемента наряда.
  • Накинуть паутинку поверх однотонного платья и спереди зафиксировать красивой брошью.
  • Сложить платок по горизонтали. Накинуть на плечи, концы заправить под ремешок.
  • Накинуть аксессуар на плечи, немного сдвинуть его в сторону и один конец зафиксировать брошью.
  • Сложить платок по горизонтали и накинуть на плечо.

Как ухаживать за платком

  • Для того, чтобы платок из козьего пуха прослужил долго и всегда оставался в неизменном первоначальном виде необходимо знать несколько правил по его уходу:
  • Платочные изделия из натурального пуха, отличаются своей неприхотливостью в уходе и хранении. Главным их плюсом является то, что они вообще не линяют. А это значит всегда будут того цвета, который был в момент приобретения.
  • После зимнего периода, пуховый аксессуар надо обязательно очищать от грязи и пыли. В пыли содержаться мельчайшие паразиты и микроорганизмы, которые способны привести вещь в непригодность, за короткое время.
  • После того как аксессуар пройдет определенную стадию обработки, его желательно поместить в холщовый мешочек и убрать на хранение в шифоньер. Для спокойствия туда можно поместить и средство от насекомых и бабочек. Кстати, не переживайте за запах, который может появиться на аксессуаре после длительного хранения. Это не нафталин, который спасал от моли в сундуках вещи наших прабабушек. Современные средства, умеют не только избавлять от бабочек и всякой мелкой живности, но и придают изделию приятный запах.
  • Пару раз в жаркий летний день, изделие можно достать и просушить на солнышке. Отлично будет, если еще и с ветерком.

Как постирать пуховый платок

  • Пуховые изделия не любят горячую воду, поэтому ее температура не должна превышать 30 градусов.
  • Для стирки изделий из шерсти и пуха, существуют специальные жидкие моющие средства, которые надо использовать для приведения аксессуара в порядок.
  • Как альтернативный вариант, для стирки изделия можно использовать детский шампунь, в нем меньше различных добавок, которые могут отрицательно сказаться на аксессуаре.
  • Прежде чем опустить платок в подготовленную воду, заранее разведите в ней моющее средство.
  • Пуховый аксессуар погрузите в таз с водой. Так чтобы он был полностью покрыт жидкостью.
  • Замоченная вещь должна оставаться в воде не более 10 минут.
  • Затем, осторожными движения постирайте изделие. Сильно тереть и выкручивать нельзя.
  • Когда увидите, что вода в тазу достаточно грязная, платок вынуть, отжать не выкручивая.
  • Полоскать аксессуар в нескольких водах, пока полностью не исчезнет пена. В последнее полоскание добавить специальное средство для придания шерстяным вещам свежести и пушистости.
  • Отожмите платом между ладошками и просушите с помощью махрового полотенца.
  • Отжатую вещь, разложить на ровной поверхности или натянуть на специальную рамку, закрепить и дать полностью высохнуть.
  • Сушить изделие, избегая прямых солнечных лучей.

  • Чтобы изделие после высыхание было пушистым, его можно расчесать специальной расческой. Но, после расчесывания платок может стать немного тоньше, имейте это ввиду.
  • Нельзя стирать платочные пуховые аксессуары в стиральных машинах. Стирка таким способом приведет изделие совершенно в непригодное состояние
  • С помощью советов, которые были изложены выше, вы легко сможете приобрести себе красивейшее произведение искусства должного качества. А правильный уход и хранение, позволят наслаждаться красотой платочного аксессуара долгое время.

Стильные пуховые платки

Тончайшее пуховое изделие пуша, не только сделает образ модным и стильным, но и отлично согреет в холода и морозы.

Стильные, модные, неподражаемый и такие красивые оренбургские пуховые платки, подарят своей обладательнице, не только красоту, но и бережно сохранят тепло тела. Зарубежные красотки, давно оценили неповторимый русский стиль пухового платка, и активно используют его в создании своих образов.

Оренбургский пуховый платок: народный промысел

Одним из популярных во всем мире русских промыслов являются такие известные изделия талантливых уральских мастериц как знаменитые оренбургские пуховые платки и шали. Создавались эти тончайшие, легкие и воздушные шедевры из пуховой нитки, созданной из пуха особой местной породы коз. Благодаря уникальным особенностям этого пуха мастерицы создавали из пушистых, тончайших нитей полупрозрачное, воздушное, невесомое, словно легкая паутинка-ажур из бабьего лета изделие, отличающееся не только сказочной красотой, но и теплотой, мягкостью, особой нежностью и завидной прочностью.

История возникновения

(Клубки для вязания платка)

Древний Оренбургский промысел вязания пуховых платков и шалей появился более двухсот лет назад. Переселившиеся на Урал казаки обратили внимание на верхнюю войлочную одежду местных калмыков и казахов. Известные скотоводы и кочевники в лютый мороз рассекали верхом, одетые в тонкую на вид одежду из козьих шкур и войлока, а защищали их зимней стужи, как потом узнали наши предки, пуховые нижние поддевки и повязанные вокруг поясницы шарфы. Теплые и прочные изделия были связаны «вглухую», т.е. без особых изысков и не отличались особой красотой, зато были очень теплыми и практичными.

Русские казачки, владевшие секретами вышивки ажурных и затейливых узоров и умевшие ткать кружева, быстро освоили и усовершенствовали технологию вязания платков и шалей из шерсти местных овец, явив на свет настоящее произведение русского искусства – оренбургский пуховый платок, который был воспет заслуженной народной артисткой СССР Людмилой Зыкиной в 60-х годах прошлого века. Красота и нежность теплого оренбургского платка вдохновили поэта-песенника В. Бокова и композитора Г.Пономаренко на создание пронзительно нежной и лирической композиции, воспевающей любовь к матери, при исполнении которой на глазах и слушателей и исполнителей наворачивались слезы.

(Платок из козьего пуха)

Постепенно пуховязание стало настолько популярным и прибыльным делом, что им занимались целые семьи, а его секреты передавались от одной мастерицы к другой. Уральские платки связанные талантливыми руками оренбургских мастериц пришлись по душе даже российскому императорскому двору. Существует легенда что шаль созданная уральской казачкой для Екатерины Второй, настолько ей понравилась, что она приказала сделать мастерицу слепой, чтобы та уже никогда не смогла создать такое же уникальное изделие и никто не смог бы повторить её шедевр. Однако дочь, обученная своей матерью, поведала секреты пуховязания другим казачкам, так что платки с уникальными узорами и дальше появлялись на Урале и радовали всех своей неповторимой красотой.

Пиком популярности этих изделий стала середина 18 века, когда к ним привлек внимание всей общественности знаменитый исследователь и историк Оренбургского края П.И Рычков, опубликовавший свой труд «Опыт о козьей шерсти» в 1766 году. А уже менее чем через 100 лет произведения оренбургских тружениц выставлялись на международных выставках, получали призовые места, завоевывали любовь и признание миллионов людей по всему миру.

Тонкости и нюансы изготовления

Считается, что пух оренбургских коз один самых тонких, его толщина 16-18 мкм, тогда как козы ангорской породы – 22-24 мкм. Также он отличается особой прочностью и отличной способностью сохранять тепло. Выделяют несколько разновидностей оренбургских платков:

  • Плотные пуховые шали серого (иногда белого) цвета на «каждый день»;
  • Тонкие ажурные платки–паутинки из пуха с использованием шелковой нитки и красивыми узорами для особых моментов;
  • Ажурные шарфы-палантины, использовавшиеся, как и платки-паутинки в особо торжественных случаях.

(Платок легко проходит через тонкое колечко)

Особую тонкость изделия проверяли тем, проходит ли оно через кольцо или помещается в гусином яйце. Работа, связанная с вязанием пуховых платков очень трудоёмка и кропотлива, занимает много времени и усилий, требует особых навыков и умений. Сначала пух очищают от волоса, вычесывают его несколько раз, прядут на веретене нитку, затем соединяют пуховую нитку с шелковой, сматывают полученную пряжу в клубки, потом уже плетут изделие, которое нужно будет в результате еще почистить и отбелить.

(Расходящиеся ромбовидные узоры от центра платка)

В соответствии с выбранной мастерицей композицией узора платки могут быть однокруговые остальные элементы (в сердцевине находится крупный ромб, от него отходят), пятикруговые (центарльная фигура – крест, состоящий из пяти ромбов), с наличием сплошной середины (центр платка образован одним или несколькими элементами). Ромб – основная геометрическая фигура в узорах ажурных оренбургских платков, также традиционны узоры под названием косорядка, рыбка, соты, ягодки, горох, кошачья лапка, узоры посложнее – бантики, снежинки, сосенки.

id77

Здравствуйте уважаемые.
Продолжаем с Вами разговор о русских народных промыслах. В прошлый раз вспоминали крестецкую вышивку:https://id77.livejournal.com/1786394.html, ну а сегодня немного поговорим о оренбургских платках пуховых. Как-никак – один из символов России :-)) Ему даже песни посвящают :-) Помните?

Оренбургский пуховый платок – это вязаный платок из козьего пуха и нити-основы (хлопчатобумажной, шёлковой и т.д).Вся суть именно в пухе, который собирается с особых коз, которые водятся только в Оренбургской области.

Многие специалисты утверждают, что пух оренбургских коз — самый тонкий в мире16-18 мкм. Для сравнения у тех же ангорских коз толщина заметно больше — 22-24 мкм. Поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие.

Оренбургский пуховый платок – это защищенный бренд по наименованию места происхождения товара. Называться оренбургскими пуховыми платками имеют право только изделия “ОренбургШаль” (ИП Уваров А.А.) и “Фабрика Оренбургских пуховых платков” (ООО “Шима”). Первая специализируется на изделиях ручного производства с соблюдением сложившихся в ходе развития промысла и исторических канонах технологиях, вторая на изделиях, произведенных на станках.

Оренбургские платки бывают нескольких видов:
Простой пуховый платок (или шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.

Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шёлка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.

Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через обручальное кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз предпочитая более толстую нить тонкой.

В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.

История платка связана с оренбургским казачеством, а те в свою очередь подсмотрели у калмыков и киргизов.
Особый толчок развитию промысла дал Пётр Иванович Рычков. В 1766 году он опубликовал исследование «Опыт о козьей шерсти», предлагая организовать пуховязальный промысел в крае. И все завертелось :-)

Впоследствии оренбургские платки по своей цене и качеству смогли составить конкуренцию даже кашемирским. И это не удивительно.
Производство платка не очень простое. Хороший платок ручной работы вяжут из сучёной пряжи: мастерица сначала прядёт плотную нить из козьего пуха, а затем напрядает её на шёлковую (хлопчатобумажную) нить-основу. Такой платок — паутинка или шаль — изначально не выглядит пушистым. Изделия начинают пушиться в процессе носки.

Носится такой платок очень долго.
Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На изготовление платка большого размера или платка с рисунком или надписью уходит месяц и более. Каждый платок — это оригинальное художественное произведение, в которое вложено немало творческого труда и терпения мастериц-пуховязальщиц.

В Оренбургской области вяжут не только вручную, но и на машинах. Машинные изделия красивые и менее дорогие, но не могут сравниться с платками ручной работы. Машина при вязке «рубит» пух, и изделие становится более грубым. Такой платок больше похож на платок из очень мягкой шерсти. Впрочем, серединка платка некоторыми мастерицами вяжется именно на машинке, так как в этом случае середина изделия получается более ровной, однако ручная работа и в этом случае ценится выше.

Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
Приятного времени суток.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: