Ароматы прошлого Советская парфюмерия сделано в СССР

Любимые ароматы наших бабушек и мам (чем пахла советская эпоха)

Первая советская парфюмерия появилась в 20-х годах прошлого века. Производство было основано на старинных фабриках французской парфюмерии, которые существовали в России с 19-го века.

«Товарищество Брокар и К°» ведет свою историю с 1864 года. Ее основатель Генрих Брокар, француз по происхождению, потомственный парфюмер и открыватель технологии получения концентрированных духов, признан создателем русской парфюмерной школы. К началу 20 века фабрика стала «Империей Брокара»- крупнейшим производством в Европе.

В 1914 году Брокар был «Придворным Поставщиком Русского Императорского и Испанского Королевского дворов», обладателем 8 золотых медалей на международных выставках.

В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке из цветочного одеколона фирма Брокара представила фонтан, который вызвал настоящий фурор у публики, его назвали «Душистый Генрих». В 1889 году на всемирной выставке в Париже Брокар получил золотую медаль за создание духов «Персидская сирень». Он создал эти духи в подарок жене ко дню их серебряной свадьбы.

Флаконы от духов Брокара, в том числе флакон от «Персидской сирени».

Флаконы от духов фабрики Брокара.

С приходом советской власти фабрики были национализированы и переименованы. Выпуск парфюмерии был поручен специальному тресту «Жиркость» и вскоре на флаконах парфюмерии стала появляться революционная символика и рельефное обозначение «ТЭЖЭ». Сокращенное название треста «ТЭЖЭ» звучало как-то по-французски и приманивало миллионы советских женщин, скупавших парфюмерию этого синдиката. Одной из самых известных была парфюмерная фабрика Брокара, переименованная после Октябрьской революции в «Государственный мыловаренный завод № 5» а в последствии в «Новая заря». В то время на фабрике работал знаменитый парфюмер Август Мишель, создавший в начале 20-го века известный аромат «Букет Императрицы».

В 1925 году этот аромат был трансформирован с добавлением новых синтетических ингредиентов в совершенно другие духи – «Красная Москва», а упаковка и флакон создана известным графиком Андреем Евсеевым. Дизайн остается неизменным до сегодняшнего времени.

Аромат «Красной Москвы» состоял из огромного количества компонентов и включал в себя ароматы жасмина, розы и пряностей. Название многие связывают с советской символикой, но это не совсем точно. Изначально в русской истории слово «красное» означало что-то красивое (красна девица, красно солнышко), и именно этот смысл был вложен в название «Красной Москвы». Духи были очень популярны в 20-е и 30-е годы, но имели один недостаток – ими «пахли все». «Красная Москва» стала визитной карточкой не только советской парфюмерии, но и всей страны.

В 1958 году на Международной выставке-ярмарке в Брюсселе «Красная Москва были удостоены «Золотой медали». А в 2000-м году (42года спустя!) на Международной выставке-ярмарке парфюмерной продукции в Москве – снова Гран-при. «Любимый аромат Императрицы» оказался воистину бессмертным.

Другим известным ароматом страны стали духи «Красный мак», выпущенные в 1927 году к 10-летию Октябрьской революции. Их пряный опиумный запах был связан не только с Китаем, но и с премьерой балета «Красный мак». Но в отличие от балета, духи з авоевали народную любовь и очень долго продавались в сталинскую эпоху.

Среди мужской парфюмерии того времени следует выделить «Тройной одеколон». Изначально «Тройной» появился в Европе в конце 17 века под названием «Кельнская вода», которой приписывалось множество лечебных свойств. В 1810 году Наполеон издал декрет, требующий открыть рецепты всех лечебных средств. Для сохранения секрета «Кельнской воды», в нее были добавлены ароматические компоненты и объявили одеколоном. А благодаря трем составляющим компонентам: лимону, бергамоту и нероли, одеколон стал «Тройным».

В Россию «Тройной одеколон» попал во время войны 1812 года, и, не смотря на конкуренцию со стороны других парфюмерных изделий, он стал символом эпохи. Помимо прямого парфюмерного, ему нашли и другие применения. Советские женщины обрабатывали им ссадины и порезы, мужчины в основном принимали его внутрь, для поднятия настроения. А Сталину поставляли «Тройной» в огромных флаконах в виде фляги: говорят, что это был единственный парфюм, не вызывавший у вождя аллергии. Во время Великой Отечественной Войны его отправляли в госпитали в десятилитровых баллонах.

Более дорогим одеколоном считался «Шипр», который по ГОСТу 1971 года входил в группу одеколонов «Экстра» класса с содержанием массовой доли этилового спирта не менее 70%. Мало кто знает, что он был создан известным французским парфюмером Франсуа Коти. Побывав на Кипре, Коти решил сохранить в памяти ароматы острова, создав легендарный одеколон «Chypre» или по-русски «Шипр». Советский вариант одеколона значительно отличался от парфюмерии Коти, но все же обладал сильным и стойким ароматом с нотами бергамота, сандалового дерева и дубового мха.

Читайте также:
Голые купальники бежевого цвета – модная тенденция

Флаконы от одеколона “Шипр” советской эпохи.

Конечно, помимо перечисленных ароматов, в Советском Союзе выпускалась и другая парфюмерия, но выбор был не большой. «Советская аристократия» предпочитала французские духи, среди которых были дорогие Guerlen, Chanel и более популярные Коти.

Еще одним ароматом времени стали духи под энциклопедическим названием «Ландыш серебристый». Они начали выпускаться ленинградской фабрикой «Северное сияние» в начале 1940-х гг. и, в отличие от шикарной «Красным Москвы», считались ширпотребом.

Это был типично дневной парфюм – с душистым, свежим и в то же время стойким цветочным ароматом лесного и садового ландыша. В нем, как и в других отечественных духах, содержался немалый процент чистого спирта, поэтому на его основе народные умельцы готовили алкогольные коктейли.

Пользовались этими духами и в лечебных целях. Считалось, что их запах успокаивающе действует на центральную нервную систему и избавляет от головной боли, поэтому надушенными «Ландышем» носовыми платками советские дамы часто лечили мигрени.

Были в 70-х годах концентрированныедухи “Лесной ландыш”, стоили 6 рублей.

В советскую эпоху в конце 50-х годов появляются парфюмерные наборы, оформленные как дорогие шкатулки: «Голубой ларец», «Черный ларец», «Кремль».

Это «фантазийные» ароматы, созданные фантазией парфюмера, связана она с внешним оформлением, формой флакона.

А вот парфюмерный набор, который выпустили к юбилею А.С.Пушкина:

В Советском Союзе были популярны духи “Пиковая дама”, я помню у бабушки моей точно были, вот такие:

Оказывается, в насквозь стандартизированном и распланированном Советском Союзе объем парфюма зависел исключительно от дизайна флакона! Не дизайн подгоняли под объем, а наоборот.

Был еще и такой набор «Кремль»:

Парфюмерный набор «Огни Москвы».

Честно говоря, испытываю ностальгию по красивому оформлению парфюма…Как хочется взять коробочку-шкатулку, открыть, а там на блестящем атласе лежит и ждет меня чудо-чудесное… Вот как духи «Малахитовая шкатулка»:

В наборе «Малахитовая шкатулка» в коробочке под малахит на атласе располагались три флакона «Алмаз», «Сапфир»,«Аметист».

Согласитесь, красота! Или вот:

Духи «Лель» , одна коробочка чего стоит! У меня такая была, мы ей играли…Выбросить рука не поднималась…

Были и совсем простенькие духи и одеколоны «Саша», «Наташа»

Были наборы духи и помада, например, «Напевы», я такой набор маме подарила, когда училась в 3-м классе, только футляры у помад были золотые и коробочка золотая с красным, помню очень хорошо!

Очень популярны были духи с ароматом сирени:

Самыми популярными были «Рижская сирень»,флакон стилизован под листок сирени. Дефицит был, привозили из Прибалтики. У моей мамы были,как я обожала вдыхать этот аромат!

Это фабрика Дзинтарс, которая славилась многими ароматами: «Тайна Рижанки», «Дзинтарс-21», «Колдунья», «Кристина», одеколон «Стратег».

Нельзя не вспомнить такие популярные духи «Новой зари» как «Тет-а-Тет», стоили 15 рублей, обычно сбрасывались и дарили на 8 марта или день рождения.

Еще были популярны духи “Елена”, их тоже часто дарили.

Мне такие лет в 14 подарили одноклассницы, аромат был такой “взрослый”, я их не любила.

Вот еще до боли знакомые: «Сардоникс»

«Ноктюрн» “Признание” были созданы на “Новой Заре” и посвящены театру.

Парфюмерная фабрика «Северное сияние»- это духи «Золушка». Созданы женские духи парфюмерами старейшей советской фабрики г. Ленинграда «Северное сияние» в 30-ые годы 20 века. Духи «Золушка» отражают призрачность ночи, мягко перетекающей в утренний рассвет. Драгоценная жидкость прозрачного нежного аромата заключена в обтекаемом флаконе, увенчанном пробкой нежного цвета зари.

Хорошо помню оделон “Северное сияние”, бутылка с медведем – произведение искусства.

Такие духи были у многих молоденьких девушек (это Азербайджанская фабрика “Гюльшан”).


Нельзя не вспомнить любимые духи всего Советского Союза «Быть может», Польша. Продавались в «Ванде»,стоили 1 руб.20 коп.,но аромат имели очень приятный.

Читайте также:
l'oreal revitalift laser x3 для глаз – мой отзыв

А из дорогих «Пани Валевска», духи и крем.

А «Сигнатюр», с голубым бантиком ! Это Болгария. А розовое масло в деревянном флаконе.

Ну и, наконец, духи, которые обожали все советские женщины «Клима» (Climat) , Это-Франция, стоили 25 рублей за флакон духов, туалетная вода, парфюмированная вода появились гораздо позже, тогда были только духи!

Эти духи были мечтой. Потом кто-то придумал, что это любимые духи французских проституток!

Были еще «Же о Зе», «Мажи нуар», «Белый Лен», «Нина Риччи», «Тайна Роша», «Мадам Роша», «Турбуленс» , «Диориссимо»и другие.

«Белый лен» духи скисточкой и в белом мешочке (восторг!)

А вот “Диорисимо” :

Еще были популярные арабские духи: «Каир», «Нефертитти». Аромат – волшебный, на натуральных маслах!

Надеюсь, будет приятно вспомнить то время, когда родители были молодыми, а бабушки и дедушки еще полны сил.

Лучшие духи советских женщин

Время от времени каждый из нас мысленно возвращается в прошлое, вспоминая былые времена. У многих это происходит под Новый год. Но сегодня мы не станем предаваться ностальгии, философствовать, грустить и тосковать. Сегодня предадимся воспоминаниям наиболее приятным, которые у большинства из нас вызовут самые теплые чувства.

Мы вспомним, какими духами пользовались наши мамы и бабушки. Какие духи любили женщины в СССР? Читатели Милитты, кому 30+, помнят ароматы, стоявшие на туалетном столике мамы или бабушки.

В основном у многих женщин 60-х 70-х еще на туалетных столиках стояли ароматы наших отечественных производителей. Такие духи, как «Красная Москва», «Белая сирень», «Ландыш Серебристый». Постепенно они стали легендой в советской парфюмерии, и долго пользовались успехом у женщин. А когда-то появление их становилось целым событием в советской жизни.

10 лучших парфюмерных ароматов советского времени

Духи «Красная Москва» были по достоинству оценены в Европе в 1958 году, через 33 года после выпуска в продажу. Тогда они получили Гран-при в Брюсселе. «Красная Москва» – визитная карточка советской парфюмерии, настоящий шик, и аромат с историей.

Духи «Белая сирень» появились в 1947 году. Еще в памяти у всех были трагические события минувшей войны. И вдруг – этот запах, будто взметнувшийся над разоренной страной запах весны, свежести, как торжество победы. Но духи «Белая сирень» остались неведомы в Европе.

Духи «Ландыш серебристый» стали также классикой советской парфюмерии, и одним из самых востребованных ароматов той эпохи. В 50-х, в какой-то степени, благодаря Диору, женственность стала идеалом, а «Ландыш серебристый» олицетворял этот стиль. Эти духи стали визитной карточкой ленинградской парфюмерной фабрики «Северное сияние».

Запахом ландышей повеяло с разницей в полтора года – сначала в СССР, а потом во Франции. Аромат скромных лесных цветов – это сочетание многих душистых веществ. «Ландыш серебристый» в СССР появился в 1954 году, а в 1956 году запах ландышей услышали во Франции от Диора. Это был «Diorissimo». Йозеф Штефан Еллинек написал о них: «Так ландыши пахнут только в раю». «Diorissimo» появился в СССР только в 70-х.

Для советских женщин импортные духи были предметом мечтаний. Большей частью это были духи из «братских» социалистических стран. Но и этих ароматов было совсем немного, чаще всего это были духи из Польши и Болгарии. И купить их было счастьем. Потому что наши духи «Белая сирень», «Ландыш серебристый» и многие другие, которые появлялись в самом лучшем качестве, постепенно упрощались из-за изменения композиций. А делалось это для увеличения выпуска продукции (план пятилеток надо было выполнять, и лучше досрочно).

Наиболее популярными в 70-х годах стали польские духи «Пани Валевска» и «Быть может».

Духи «Пани Валевска» были выпущены в 70-х годах в Кракове. Мария Валевская – польская возлюбленная императора Франции Наполеона Бонапарта. Внешность Марии так описывается современниками: «Очаровательная, она являла тип красоты с картин Грёза. У нее были чудесные глаза, рот, зубы. Улыбка ее была такой свежей, взгляд таким мягким,…»

Духи «Пани Валевска» стали в 70-х – 80-х невероятно популярными. Поэтому для многих женщин того времени они остались воспоминанием молодости и роскоши. В композиции аромата были жасмин, ландыши и роза, окруженные богатым шлейфом. Сегодня духи «Пани Валевска» можно приобрести, они, по-прежнему выпускаются, причем, в трех версиях. Одна из них называется Pani Walewska Classic.

Читайте также:
Лучшая косметика на лето

Духи «Быть может». Эдди Рознер считался лучшим джазовым трубачом Европы. Польский еврей во время Второй мировой войны оказался в Белоруссии, где собрав музыкантов-беженцев, организовал белостокский джаз, ставший впоследствии Госджазом БССР. Первые концерты, – и сразу же успех.

Когда джаз появился в Москве, возле билетных касс возник ажиотаж. Комедия «Карнавальная ночь» была озвучена музыкантами оркестра Рознера. Советский эстрадный оркестр под управлением Эдди Рознера выступал в Кракове в 1955 году. Его солисткой была начинающая певица К.Лазаренко, она исполнила песню под названием «Может быть», которую Рознер написал для нее.

Песня так понравилась полякам, что через некоторое время они выпустили духи с тем же названием. А духи в свою очередь стали любимым польским ароматом в России. Композиция цветочно-шипровая. Сегодня эти духи выпускает парфюмерная фабрика «Miraculum», но аромат, все же, отличается от своего предшественника.

«Сигнатюр» Болгария

«Сигнатюр» – производство болгарской фабрики «Ален Мак» (Алый мак). Эти духи так же завоевали сердца поклонниц парфюмерии, как и польские ароматы. Запах отражал эпоху, в моде теперь была элегантность и изысканность. В композиции болгарская роза в сопровождении ароматов тюльпана и мандарина, с роскошным шлейфом ириса.

Climat Lancome

Помимо аромата «Diorissimo», советские женщины смогли услышать запах еще одного французского шедевра – Climat от Lancome. Эти духи были выпущены в 1967 году, а в СССР их можно было приобрести только в конце 70-х, и то не всем. Стоили они по тому времени серьезных денег, и к тому же являлись дефицитом. И все равно, находилось немало женщин, которые покупали потрясающий аромат.

Глубокий и нежный аромат парфюма, в композицию которого входили фиалка, персик, ландыш, жасмин, альдегиды, розмарин, сандал, бобы тонка, казался достойным этой стоимости и его при возможности приобретали. Climat был ароматом роскоши. Сегодня его можно приобрести в винтажном варианте, и цена его, по-прежнему, остается высокой. Как видим, за воспоминания приходится платить.

Несомненно, пользовались успехом и духи производства СССР.

Духи «Елена» фабрики «Новая Заря» пользовались огромной популярностью у советских женщин 80-х. Загадочная композиция была выпущена в 1978 году. Духи принадлежат к фруктово-цветочной группе. В них ощущается легкость и свежесть, романтичность и таинственность. Женщина этого аромата должна обладать неповторимостью, элегантностью и совершенством. А еще она должна быть милой, нежной и чувствительной особой.

Эти духи подходят женщинам любого возраста – как зрелым и серьезным дамам, так и юным, нежным созданиям. Утонченная композиция очаровывает всех. В ней листья и ягоды черной смородины, ландыш, роза и жасмин, виргинский кедр, мускус, лист табака, сандаловое дерево и амбра. Сегодня можно приобрести винтажные духи «Елена» фабрики «Новая Заря».

Духи «Тет-а-тет»

Эти духи были выпущены в 1978 году парфюмерной фабрикой «Новая Заря» совместно с французскими парфюмерами. Они пользовались особой благосклонностью советских женщин. Духи больше подходят к фантазийной, восточной группе ароматов.

Первоначальный выпуск «Тет-а-тет» можно охарактеризовать как нежные, мягкие, они навевают мечтательность. В них переплетаются свежие ноты зелени и мандарина с насыщенным ароматом иланг-иланга и жасмина. Оттенки розы добавляют нежность и очарование. Шлейф аромата – ветивер, пачули, мускус, амбра, мох и сладкая ваниль. Винтажные духи «Тет-а-тет» – для мечтательных и чувственных женщин.

Нельзя забыть ароматы, любимые советскими женщинами, от латвийской парфюмерной фабрики Dzintars. Например, «Тайна рижанки», «Комплимент», «Каприз», «Кокетка» и многие другие. Эти духи вызывали у женщин трепет почти такой же, как и французские духи. И, как тогда говорилось, достать (не купить, а именно достать) было их легче, чем французские духи, и стоимость их была ниже, хотя и немалая.

Аромат «Тайна рижанки»

Основные компоненты – роза с фиалкой на фоне цветов ландыша, жасмина, ириса, магнолии с богатым шлейфом мускуса и сандала. Духи были выпущены в 1987 году, их продолжают выпускать и сегодня. Раньше в 90-х его считали классикой. Еще находясь на заключительном этапе разработки, духи «Тайна Рижанки» были оценены на международном конкурсе в Париже. Это был страстный, волнующий аромат с таинственной ноткой горечи.

Читайте также:
Японский стиль, платья и другая одежда в японском стиле

Что говорят о них те, которые их помнят в 90-е? Большинство женщин считают, что современный аромат отличается от того, с которым они встретились в юности. Говорят, что он не такой теплый и чувственный. Однако заметьте, что мы ведь тоже изменились со времен 90-х. Одно только ясно – одним нравятся, другим – нет. Но духи элегантные и женственные.

В настоящее время перед нами огромный выбор парфюмерии и вообще тех вещей, которые делают нас неповторимыми и оригинальными. Вы можете выбрать дорогой и эксклюзивный парфюм, прикоснуться к волшебной магии. Чарующие ароматы всегда были в моде. И сегодня они доступны многим из нас.

Современным женщинам не трудно быть привлекательной. А вот нашим мамам и бабушкам было гораздо сложнее. Им приходилось «доставать» качественные и модные вещи, в том числе и парфюм.

Сейчас некоторые из ароматов 50-х – 90-х продолжают свою жизнь. Может быть, они существуют для тех, кто их помнит и старается сберечь свою утраченную юность, прикасаясь к этим ароматам…

«…Еще как будто берегу
В душе утраченную юность…»

«…Пусть сердцу вечно снится май
И та, что навсегда люблю я.»

Сделано в СССР: легендарные ароматы для женщин

Советские женщины и мечтать не могли о том богатом разнообразии парфюма модных западных брендов, какое доступно нам сегодня. Однако отечественные парфюмеры достойно держали марку. Духи, которыми пользовались наши мамы и бабушки, сегодня стали легендами. Именно так для них пахнет молодость, приятные воспоминания и счастье с легким оттенком светлой грусти. Самые популярные винтажные советские ароматы — в нашем традиционном обзоре.

Духи «Красная Москва» — легендарный аромат, подлинный символ советской эпохи. Принято считать, что фирменную композицию создал известный французский парфюмер Генрих Брокар еще до революции для императрицы Марии Федоровны. Он преподнес монаршей особе восковые цветы, источающие приятный аромат. Государыня была настолько впечатлена, что лично посетила парфюмерную фабрику во Франции. Брокар в знак признательности назвал духи «Любимый букет императрицы». Мария Федоровна загорелась идеей открыть филиал фабрики в России.

Это событие действительно произошло, только уже без ее участия в 1921 году. Фабрика получила название «Новая заря», а возглавил ее Август Мишель. Ему и пришла в голову мысль возродить аромат, который понравился русской императрице. Так появилась «Красная Москва». Основу духов, как и прежде, составили роза, жасмин и сладкие пряности, главной же изюминкой стал густой шлейф из ириса и ванили.

Аромат в классическом исполнении выпускают по сей день. Среди его поклонников — российская икона стиля Рената Литвинова. Актриса признаётся:

«Мне ужасно нравятся духи „Красная Москва“. Это наше, родное, ни с чем не спутаешь. У меня еще бабушка ими пользовалась. Они чуть приторные, концентрированные, но зато у этих духов есть свое лицо. А если приторность использовать в меру, то они любую французскую линию духов за пояс заткнут».

У фабрики «Новая заря» существовала незыблемая традиция — выпускать новый аромат к очередному юбилею Октябрьской революции. Легендарные духи «Красный мак» увидели свет в 1927 году. В это самое время страна широко праздновала десятилетие Красного Октября и затаив дыхание смотрела балет Рейнгольда Глиэра «Красный мак».

Главный парфюмер фабрики Давид Грабер вдохновлялся образом главной героини Тао Хао, которая воспылала пламенной любовью к капитану советского судна.

Назвать «Красный мак» пролетарскими духами сложно, они скорее были предназначены для элиты. Основу аромата составили густые восточные аккорды, душистая амбра и сладковатая корица. Флакон для него придумали особенный, напоминающий сосуд с магическим эликсиром. На толстом матовом стекле были выгравированы маки, а венчала флакон массивная стеклянная притертая пробка. На сегодняшний день выпуск аромата прекращен. Отыскать его можно разве что в магазинах винтажной парфюмерии.

Еще одна визитная карточка фабрики «Новая заря» — духи «Тет-а-тет», выпущенные в 1978 году. Они стали совместным творением «Союзпарфюмерпрома» и французской марки Marbel. Разумеется, такая коллаборация не могла остаться без внимания советских модниц.

«В 70-е иметь „Тет-а-тет“ считалось настоящим шиком. Эти духи предназначались для выхода в свет. Помню, у мамы на туалетном столике стоял маленький квадратный флакончик с позолоченной круглой крышечкой. Она пользовалась этими духами, когда шла с папой в театр или приглашала в дом гостей на день рождения».

Читайте также:
Zac Posen - коллекция женской одежды 2021

Оригинальный букет открывается пульсирующими нотами мандарина и свежей зелени. Затем он распускается оттенками жасмина, иланг-иланга и розы. В шлейфе чувствуется выразительный ветивер, мускус и древесный мох с примесью ванили. «Тет-а-тет» продолжают выпускать и сегодня. Правда, знатоки аромата сетуют, что он бесконечно далек от оригинала.

Духи со звучным притягательным названием «Злато скифов» появились в нашей стране в тяжелые безрадостные послевоенные годы. И моментально произвели фурор. Так не похожи они были на весь тот однообразный непритязательный парфюм СССР. Уникальными духи делало то, что изготавливались они из натуральных компонентов, что по тем временам было неслыханной редкостью.

При всем богатом разнообразии компонентов аромат получился гармоничным. В одном букете собраны бархатистый сандал, терпкий бергамот, ласкающий иланг-иланг, женственное пачули и чарующая ваниль. Ощущение восточной сказки усиливал необычный дизайн флакона. Прозрачный сосуд в форме полумесяца, наполненный янтарного цвета духами, внешне напоминал массивное золотое украшение на шею.

Между прочим, старания советских парфюмеров были оценены по достоинству. В 1958 году духи «Злато скифов» были удостоены награды на международной парфюмерной выставке в Брюсселе. В обновленной версии их выпускают и сегодня. Правда, по всеобщему признанию, с прототипом они вряд ли сравнятся.

Ленинградская парфюмерная фабрика «Северное сияние», извечный конкурент «Новой зари», исправно радовала советских женщин. Поистине всенародным хитом стали духи «Ландыш серебристый». Неудивительно, ведь цветочная тематика доминировала в советской парфюмерии, а букетик ландышей рада была получить любая женщина.

«Выпускать „Ландыш серебристый“ стали еще в 40-е годы, — рассказывает Элеонора Пешкова. — Первоначально духи разливали в высокие флаконы вытянутой формы с рельефным узором в виде ландышей. В одном варианте у них была обычная винтовая крышечка, в другом, более нарядном, — притертая пробка и крошечный зеленый бантик на горлышке».

Аромат получился легкий, прохладный, с выразительными цветочными акцентами и благородными горьковатыми нотками в шлейфе. Это были одни из самых популярных дневных духов на каждый день. Примечательно, что фабрика «Северное сияние» больше не выпускает этот аромат. А вот в коллекции «Новой зари» его еще можно отыскать.

Более позднее творение фабрики «Северное сияние», появившееся уже в 80-е годы, — памятные для многих духи «Визави». Этот аромат тоже выпускали в двух версиях. В первом, повседневном, варианте духи разливали в бесхитростный квадратный флакон с «плечиками» и металлической позолоченной шарообразной крышечкой. В качестве презента можно было выбрать эти же самые духи, но уже в элегантном высоком флаконе с притертой пробкой. Сам флакон помещался в эффектный футляр с распахивающимися створками.

Поклонники аромата «Визави» любят сравнивать его с легендарными Chanel № 5. Надо признать, нечто схожее в композициях духов в самом деле есть. В верхних нотах букета советских духов ощущаются альдегиды, ноты гальбанума, иланг-иланга и нероли. Сердце аромата объединяет розу, сандал, жасмин и медовые оттенки. В базовых нотах угадываются ветивер, мускус и дубовый мох. Отыскать оригинальные духи «Визави» сегодня можно только на специализированных сайтах или в магазинах винтажной парфюмерии.

Ароматы фирмы «Дзинтарс», знаменитой латвийской парфюмерной фабрики, приобрели в СССР небывалую популярность.

«Для советских женщин духи „Тайна рижанки“ марки „Дзинтарс“ были воплощением подлинной роскоши, почти таким же, как настоящие французские духи, — говорит Элеонора Пешкова. — Кроме того, достать их было намного проще. Если флакон французского парфюма стоил 30–40 рублей, целое состояние по тем временам, то рижские духи можно было купить за 15–18 рублей. Для сравнения, „Красная Москва“ стоила всего 5–7 рублей».

Как и «Злато скифов», духи «Тайна рижанки» производились из натуральных компонентов, за что ценились очень высоко. В цветочном букете доминировали акценты фиалки и выраженные чуть менее ярко оттенки майской розы, ириса, белого шиповника и ландыша. Сердце аромата переливалось нотами садовой лилии и мимозы. В легком, но стойком шлейфе можно было ощутить приятную горчинку цитрусов. Найти духи «Тайна рижанки» в свободной продаже сегодня большая редкость. Они давно сняты с производства.

Читайте также:
Лучшие способы визуально скорректировать фигуру

Эти и многие другие советские винтажные духи достойны места в рейтинге ста легендарных ароматов XX века. Само собой разумеется, мы упомянули в нашем обзоре далеко не все. А вы помните, каким парфюмом пользовались ваши мамы и бабушки? Быть может, у вас дома до сих пор хранится флакон раритетных духов? С нетерпением ждем ваших рассказов в комментариях.

От «Красной Москвы» до «Свердловска»: какими ароматами пользовались женщины в Советском Союзе

Парфюмерия СССР… От одного этого словосочетания у многих моментально возникает неописуемо-яркое ощущение чего-то насыщенного, сбивающего с ног и ушедшего в далекое прошлое. Предлагаем вспомнить, как же обстояли дела с ароматами в дефицитные советские годы.

«В руках пустой флакон ”Красной Москвы”. Закрываю глаза и нюхаю. Как прекрасно! В памяти встает прежний, старый, сытный мир. Ужины с музыкой и тонкими винами. И даже когда летом 1942 года в Ленинград завезли духи, у парфюмерных магазинов выстраивались очереди! Флакончик стоит 120 рублей, но люди покупают, и мне купили. Я очень обрадовалась. Я так люблю духи! Я надушусь, и мне кажется, что я сыта, что я только вернулась из театра, с концерта или из кафе. В особенности это относится к духам ”Красная Москва”. Передо мной действительно проносится Москва…»

Воспоминания, подобные этим, после ленинградской блокады обнаруживали в дневниках огромного количества женщин. Да, как бы страшно это ни звучало, но даже в самые невыносимо-тяжелые времена хочется красоты, и даже маленький флакон духов способен на волшебство — мысленно перенести свою обладательницу туда, где благоухают цветы, где мир, покой и счастье.

В этой связи вряд ли удивит тот факт, что сразу после Великой Победы советские парфюмерные заводы в несколько раз увеличили свои производства, стремясь выпустить духи для абсолютно всех желающих. Ароматы дарили непокоренному народу утраченное чувство безмятежности и свободы — и заставляли хотя бы на мгновение забыть о боли и горечи пройденных испытаний.

Души моей столица

Если верить сохранившимся данным, то самым популярным ароматом конца 1940-х и 1950-х стала всем нам знакомая «Красная Москва». Кажется, эти духи всплывут в воспоминаниях даже совсем юных особ: ведь заветный флакон с яркой крышкой десятилетиями стоял на сервантах у всех мам, бабушек и (особенно) прабабушек страны. А еще «Москву» очень любили иностранцы — в 1958-м композиция была удостоена почетного приза на Всемирной выставке в Брюсселе.

«Красная Москва» — специфичный аромат. Наверное, если бы не реалии Советского Союза, тягучий и довольно насыщенный запах с отчетливыми нотами душистых фиалок и ириса не снискал бы такой поразительной славы.

Но тогда выбирать было практически не из чего — если вы, конечно, не жительница прогрессивной столицы.

«Красную Москву» завозили даже в крохотные магазины в сельских поселениях — точнее, ее более дешевый и ненасыщенный аналог, с годами выведенный благодаря искусственным компонентам.

Что удивительно, главный душистый символ советской эпохи был создан еще в царские времена. Просто об этом никто не любил упоминать. По легенде, будущую «Красную Москву» получила в подарок мать Николая II, императрица Мария Федоровна, — в честь 300-летия царствования дома Романовых в 1913 году. Тогда известная на весь мир русско-французская семья парфюмеров Брокар преподнесла императрице восковую фигуру в виде букета из фиалок, розы и жасмина. Композиция источала невероятный аромат и вскоре начала выпускаться в форме духов под названием «Любимый букет императрицы».

Дальше грянула революция. Желая защитить свое детище, Брокары пошли на поводу у требований нового времени. Скрепя сердце, они переименовали свою престижную фамильную компанию в… «Замоскворецкий парфюмерно-мыловарный комбинат № 5». Лишь со временем комбинат получил более поэтичное название «Новая заря» и стал главным поставщиком парфюмерной продукции для всего СССР. Но главное и самое прекрасное: он продолжает функционировать до сих пор.

К слову, «Букет императрицы» стал «Красной Москвой» в 1925 году, но, как говорят, претерпел некоторые изменения, чтобы превратиться в полноценную композицию, независимую от оригинала.

Читайте также:
Плохая кожа лица или почему прыщи на лице у современных девушек

Радость для глаз

Бытует мнение, что «Красной Москвы» в Советском Союзе было так много, что ей пользовались даже мужчины. И все же доверия к таким байкам не очень много — особенно учитывая до сих пор неплохо продающиеся легенды мужской парфюмерии вроде «Шипра» и «Тройного одеколона». Да, товары для красоты были в дефиците, но у многих находились дальние родственники или приятели, обладающие таинственным умением находить редкие и желанные вещи.

Кажется, именно с тех пор флакон духов стал считаться самым лучшим подарком. И разве есть дело, какой букет в нем заключен? Главное — ощущение чего-то неземного и праздничного, и неважно, какое парфюмерное изделие его дарит — «Ландыш серебристый», «Свердловск» или менее распространенные «Тет-а-тет» и «Визави», созданные уже в последние десятилетия СССР под чутким надзором иностранных парфюмеров.

Советские ароматы

Время от времени каждый из нас мысленно возвращается в прошлое, вспоминая былые времена. Давайте вспомним какими духами пользовались наши мамы и бабушки. Какие духи любили женщины в СССР?

Важный элемент образа советской женщины – аромат духов. С отечественной парфюмерной продукцией в СССР особых проблем не было. А вот дорогие французские духи не просто покупали, а «доставали» с большим трудом, причем их цена была сравнима с месячным заработком рабочего. Французские духи во времена СССР невероятно ценились. О них мечтали все девушки, а те, кому они доставались, использовали их очень экономно. Они пахли “по-заграничному”, оставляя шлейф загадочности и принадлежности к какой-то другой, лучшей жизни. Причем, было не так уж и важно, как назывались твои духи, главное, чтобы они были французскими.

Ну а отечественная промышленность трудилась, не покладая рук: производством парфюмерии занимались московские фабрики “Новая Заря”, “Рассвет”, “Свобода”; ленинградское “Северное Сияние”; рижское предприятие “Дзинтарс”; украинские “Алые паруса” и ряд других фабрик. В основном у многих женщин 60-х 70-х еще на туалетных столиках стояли ароматы наших отечественных производителей. Такие духи, как «Красная Москва», «Белая сирень», «Ландыш Серебристый». Постепенно они стали легендой в советской парфюмерии, и долго пользовались успехом у женщин. А когда-то появление их становилось целым событием в советской жизни.

Духи «Красная Москва» были по достоинству оценены в Европе в 1958 году, через 33 года после выпуска в продажу. Тогда они получили Гран-при в Брюсселе. «Красная Москва» – визитная карточка советской парфюмерии, настоящий шик, и аромат с историей.

Духи «Белая сирень» появились в 1947 году. Еще в памяти у всех были трагические события минувшей войны. И вдруг – этот запах, будто взметнувшийся над разоренной страной запах весны, свежести, как торжество победы. Но духи «Белая сирень» остались неведомы в Европе.

Духи «Ландыш серебристый» стали также классикой советской парфюмерии, и одним из самых востребованных ароматов той эпохи. В 50-х, в какой-то степени, благодаря Диору, женственность стала идеалом, а «Ландыш серебристый» олицетворял этот стиль. Эти духи стали визитной карточкой ленинградской парфюмерной фабрики «Северное сияние». Запахом ландышей повеяло с разницей в полтора года – сначала в СССР, а потом во Франции. Аромат скромных лесных цветов – это сочетание многих душистых веществ. «Ландыш серебристый» в СССР появился в 1954 году, а в 1956 году запах ландышей услышали во Франции от Диора. Это был «Diorissimo». Йозеф Штефан Еллинек написал о них: «Так ландыши пахнут только в раю». «Diorissimo» появился в СССР только в 70-х.

Для советских женщин импортные духи были предметом мечтаний. Большей частью это были духи из «братских» социалистических стран. Но и этих ароматов было совсем немного, чаще всего это были духи из Польши и Болгарии. И купить их было счастьем. Потому что отечественные духи, которые появлялись в самом лучшем качестве, постепенно упрощались из-за изменения композиций. А делалось это для увеличения выпуска продукции (план пятилеток надо было выполнять, и лучше досрочно).

Наиболее популярными в 70-х годах стали польские духи «Пани Валевска», «Быть может» и болгарские «Сигнатюр».

Советские женщины в конце 70-х смогли услышать запах французского шедевра – Climat от Lancome. Эти духи были выпущены в 1967 году, а в СССР их можно было приобрести только в конце 70-х, и то не всем. Стоили они по тому времени серьезных денег, и к тому же являлись дефицитом. И все равно, находилось немало женщин, которые покупали потрясающий аромат.

Читайте также:
Модная одежда для малышей из Испании

Глубокий и нежный аромат парфюма, в композицию которого входили фиалка, персик, ландыш, жасмин, альдегиды, розмарин, сандал, бобы тонка, казался достойным этой стоимости и его при возможности приобретали. Climat был ароматом роскоши. Сегодня его можно приобрести в винтажном варианте, и цена его, по-прежнему, остается высокой. Как видим, за воспоминания приходится платить.

Нельзя забыть ароматы, любимые советскими женщинами, от латвийской парфюмерной фабрики Dzintars. Например, «Тайна рижанки», «Комплимент», «Каприз», «Кокетка» и многие другие. Эти духи вызывали у женщин трепет почти такой же, как и французские духи. И, как тогда говорилось, достать (не купить, а именно достать) было их легче, чем французские духи, и стоимость их была ниже, хотя и немалая.

Сейчас некоторые из ароматов 50-х – 90-х продолжают свою жизнь. Может быть, они существуют для тех, кто их помнит и старается сберечь свою утраченную юность, прикасаясь к этим ароматам…

Запомнившиеся духи советской эпохи (часть 1)

Пусть парфюмерная продукция СССР и не отличалась красивыми флаконами и великохудожественным оформлением упаковки духов для массового потребителя, это не мешает ей в наши дни пользоваться огромной популярностью у коллекционеров и тех, кто еще помнит ту эпоху. Образцы советской парфюмерии, с безупречной рецептурой и оригинальным звучанием, сегодня можно найти лишь в частных руках, на аукционах и в специализированных магазинах. В нашей статье мы решили вспомнить, какие духи носили наши мамы и бабушки.

О том, что визитной карточкой советской парфюмерии всегда была и остается «Красная Москва», знают практически все. О ней уже достаточно много написано, поэтому мы не включили эту композицию в свой обзор.

Духи «Белая сирень»

Прозрачные, обманчиво-простые духи «Белая сирень» были выпущены в Ленинграде на фабрике «Ленжет» (впоследствии — Ленинградская парфюмерная фабрика «Северное сияние») в 1947 году. Появление духов в полуразрушенном после блокады городе, в котором только-только начинает налаживаться жизнь, стало символом мира, весны и торжества победившей страны. Именно молодые парфюмеры И. Г. Вольфсон и Б. Л. Гутцайт предложили использовать в качестве главной ноты аромат сирени, такой знакомый и милый русскому человеку запах весенних цветов.

Духи «Белая сирень» в экспортном исполнении,

Ленинградская парфюмерная фабрика «Северное сияние», 1970-е

В основу композиции вошли исключительно синтетические душистые соединения: получилась полная иллюзия запаха цветущей сирени из палисадника. Яркий, густой, мощный, свежий и прохладный аромат быстро обрел народную популярность. «Белую сирень» очень любила супруга замечательного актера цирка и кино Юрия Никулина — Татьяна, для которой он частенько просил друзей привезти духи из Ленинграда. Там их легче было найти. В 1970-е годы духи стали делать на экспорт, разливая их в первоначальные флаконы и упаковывая в элегантные белые коробки с золотым основанием и наклейкой «Made in USSR». Отечественному покупателю «Белую сирень» поставляли в простых флаконах с шарообразной пробкой.

Духи «Ландыш серебристый»

К классике советской парфюмерии также можно отнести духи «Ландыш серебристый» фабрики «Северное сияние». Безумно популярный и недорогой аромат, который почти всегда можно было свободно купить в магазине. Сочинила благоухающую композицию Б. Л. Гутцайт. Холодный, тонкий, немного влажный запах ландыша с чуть горьковатым оттенком зелени сопровождал богатейший букет из нот жасмина, розы, иланг-иланга, фиалки, гиацинта, амбры, мускуса и альдегидов.

Духи «Ландыш серебристый»,

Ленинградская парфюмерная фабрика «Северное сияние», 1950-е

Изначально духи выпускались в удлиненном флаконе с рельефными (позже гравированными) веточками цветов по бокам и с притертой крышкой. Затем флакону придали торжественности, сделав его овальным и плоским. И уже в 1970-х годах «Ландыш серебристый» разливали в стандартные флаконы с винтовой крышкой. Чтобы удовлетворить покупательскую потребность, духи стали выпускать дополнительным тиражом на Николаевском парфюмерном комбинате. На коробках можно встретить два варианта написания духов: «Ландыш серебристый» и «Серебристый ландыш».

Духи «Пиковая дама»

Еще одни культовые духи советской эпохи «Пиковая дама» были выпущены на фабрике «Новая Заря» к 150-летнему юбилею классика русской литературы А. С. Пушкина. Для юбилейного аромата парфюмеры выбрали название повести А. С. Пушкина «Пиковая дама», по сюжету которой П. И. Чайковский написал одноименную оперу. Духи долго пользовались популярностью и выпускались до конца восьмидесятых. Фридман характеризует их как более сухой и сладкий шипр с насыщенными тонами бергамота, пачули и дубового мха. Эти вечерние духи в четырехгранных флаконах с притертой крышкой ценили за горьковатый пудровый аромат ирисов в окружении роз, ароматических трав, амбры, дубового мха и сухого дерева.

Читайте также:
Как Скинорен помогает вылечить акне

Духи «Пиковая дама», парфюмерная фабрика «Новая заря», 1950-е

На грани флаконов методом штамповки наносили изображение игральных карт, горлышко закрывали резиновой пробкой под алюминиевым колпачком и привязывали притертую пробку. В начале 1970-х годов «Пиковую даму» стали разливать на тбилисской фабрике «Иверия» во флаконы с завинчивающейся бакелитовой крышкой белого цвета. Композиция зазвучала более мягко и пудрово, растеряв шипровость. В 1980-х годах парфюмеры «Новой зари» решили осовременить «Пиковую даму»: в результате пудровые оттенки корня ириса превратились в свежий цветок, пряные травы стали зелеными, а сухое дерево сменилось свежей кедровой древесиной.

Духи «Лель» и «Снегурочка»

Духи и одеколон «Лель» — интересные издания «Северного сияния» 1940-х годов, выпускавшиеся до 1970-х в высоких матовых флаконах с проштампованными елочными деревцами и притертой пробкой в форме елочки. Флакон помещался в цилиндрический футляр светло-зеленого цвета со сказочным рисунком и изображением пастушка, играющего на рожке. Позже дизайн изменился: флакон был стилизован под ствол березы с насечками, а крышку поменяли на завинчивающуюся пластмассовую. На темном фоне лакового футляра палехский художник-график Е. Пашков нарисовал красочный рисунок (его подпись можно рассмотреть на упаковке в траве). Духи пахнут свежей замерзшей хвоей, ландышами, фиалками и немного… лесным ветром.

Духи «Лель», 1970-е и духи «Снегурочка»,

1950-е Ленинградская фабрика «Северное сияние»

В послевоенные годы в дуэте с «Лелем» на фабрике выпускали духи «Снегурочка» в таком же флаконе с притертой елочкой-пробкой и «вырубленным» лесом по низу. Восьмигранный цилиндрический футляр был голубого цвета, с нарисованной в нижней части деревушкой, падающим снегом и красиво выведенным каллиграфическим почерком названием. Фридман описывает запах духов «Снегурочка», как свежий, сильный, прохладный, с ландышевым направлением. Эти духи являются коллекционной редкостью.

«Международный день 8 марта»

В СССР было принято приурочивать выпуск парфюмерии к каким-либо праздникам или событиям. Неудивительно, что Международному женскому дню посвящено много композиций, но самым пафосным и торжественным изделием принято считать набор «8 Марта» 1950-х годов, куда вошли одеколон, духи и пудра в фантазийных флаконах тяжелого матового стекла с рельефом из роз. Золотистая коробка с тисненым зеленым узором из роз и красным ложементом была великолепным подарком на праздник.

Подарочный набор «Международный день 8 Марта»,

парфюмерная фабрика «Новая заря», 1950-е

В начале 1960-х годов от подарочного набора «8 Марта» остались только духи, которые стали выпускать во флаконах, позаимствованных у других композиций. Дополнительные тиражи духов выходили на региональных фабриках, и аромат постоянно менялся: то уходили жасмин и зелень, то добавлялись медовые или цитрусовые нотки. Фридман описывает оригинальные духи «8 Марта» 1950-х годов, как светлый, радостный, изящный и запоминающийся запах с нотами жасмина, мускуса и сандала. Духи оставались популярными до восьмидесятых годов, пока их не перестали выпускать.

Когда надо делать ринопластику носа

История одного носа
В культуре мировых цивилизаций нос не раз оказывался в центре внимания. Вспомним знаменитую сказку В. Гауфа «Карлик Нос», повесть «Нос» Н.В. Гоголя, скульптуру «Нос майора Ковалева» в Санкт-Петербурге или «Парфюмера» П. Зюскинда, где главное действующее лицо обладало уникальным обонянием. И это неслучайно!

Нос для человека не только инструмент дыхания. Он выполняет ряд важнейших функций: дает возможность различать запахи, оказывает бактерицидное действие, фильтрует вдыхаемый воздух за счет волосков, участвует в формировании тембра голоса и слезоотведении.

Дыхание – вот основополагающий физиологический процесс, при малейшем дискомфорте мы испытываем трудности с прохождением воздуха через носовую полость, что может привести к разного рода недугам и заболеваниям.

Читайте также:
Льняное масло для здоровья и красоты

Ринопластика, на мой взгляд, – самая сложная категория пластических операций, поскольку одинаковых носов не существует. Это только студенты художественных вузов веками рисуют один и тот же эталонный нос Давида. У нас, врачей, каждый нос – это целая история! Всякий раз доктор проделывает колоссальную работу, чтобы сделать максимально схожим нос своей пациентки с моделью того носа, который она хотела бы иметь.

Когда ринопластика – прихоть человека, а когда – необходимость? Вот два ярких признака того, что человеку показана пластическая операция на нос.

Эксперт: Данила Кузин, пластический хирург

1. Медицинские показания

Основной источник проблем – это искривленная форма перегородки носа. Лишь 5% населения может похвастаться идеально ровной перегородкой. Она разделяет нос на две симметричные полости и в строении имеет хрящевую и костную ткань. Иногда искривлённую перегородку видно невооружённым глазом, если произошла деформация хрящевых тканей, близких к передней части, или в костном отделе вверху у переносицы – симметрия носа утрачивается.

Внутреннее искривление часто выражается в хроническом синусите, аллергическом рините, носовых кровотечениях из-за истончения слизистых оболочек в суженной ноздре, становится одной из причин храпа, хронических головных болей, недосыпа и усталости, повышенной утомляемости и т.д.

Когда проблема ясна, мы определяемся со способом и методом операции. Существуют открытая и закрытая ринопластика. Как при закрытой, так и при открытой методике операция выполняется максимально точно и эффективно. Вопрос – в технических привычках и спокойствии хирурга.

Открытая ринопластика осуществляется при сложных реконструкциях. Нельзя выделять ни один метод как принципиально лучший. Это разные школы, достигающие нужных результатов с одинаковой эффективностью. При проведении открытой ринопластики разрез выполняют по колумелле (перегородка, кожный участок складки, расположенный между ноздрями носа). Также разрез могут сделать на крыльях носа в области их соединения с верхней губой.


2. Стойкие комплексы по поводу своего носа

Каждый нос можно сделать лучше, а тем более, если вы живете с мыслью, что ваш нос – помеха для достижения целей. Обрести уверенность можно только тогда, когда при виде своего отражения вы полностью принимаете свою красоту и природу. Поэтому, если при изучении своего зеркального двойника возникает диссонанс, то это может стать причиной для изменения той части тела, которая смущает. В нашем случае – для изменений формы носа.

Пациент приходит с одной целью – усовершенствовать форму носа. На консультации мы в деталях обсуждаем, какие именно пожелания у пациента: заузить кончик носа или спинку, убрать горбинку, приподнять кончик вверх или уменьшить его.

Часто сталкиваемся с тем, что девушка в попытке объяснить, каким хотела бы видеть результат работы доктора, отвечает: «Хочу, чтобы было красиво». Именно в этот самый момент задача пластического хирурга – максимально точно зафиксировать, какой должна быть эта красота.

Пусть не повсеместно, но постепенно начинается внедрение в консультационный процесс 3D-моделирования, когда через специальные очки можно воссоздать желаемое и до малейших штрихов обрисовать прогнозируемый результат. Просто и эффективно можно использовать обычный «Фотошоп» или фотографии носов, чтобы выбрать, какие пациенту нравятся. Главное – понять стилистические пожелания и уже тогда не трудно смоделировать на операции гармоничный индивидуальный нос.

Безусловно, процент женщин, стремившихся улучшить свою внешность посредством ринопластики, преобладает над мужчинами – 97% против 3%. Особенность мужского носа – это наличие толстой кожи, поэтому сильно заузить и кончик носа, и его спинку довольно тяжело.

Существуют, конечно, и ограничения. Например, толстая кожа. Ещё 30 лет назад хирурги отменяли операции вовсе, если к ним обращался обладатель толстой кожи. Причина – из-за толщины не будет виден результат хирургического вмешательства, поскольку кожу мы резать не можем.

Врачи работают с внутренними хрящами и костями. А толстая кожа накрывает их, эффект становится невидимым. Сегодня все изменилось, и толстая кожа не является противопоказанием. Появились эффективные хирургические приемы и терапевтическое лечение, позволяющие достигать нужных результатов у пациентов с толстой кожей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *