Авторское рукоделие, вышивка крестом, фото и история

Вышивка крестом: историческая справка

История вышивания крестиком уходит корнями в глубокую древность. Еще первобытные люди использовали схожий прием шитья при изготовлении одежды, но тогда он применялся не с целью украшения, а для получения прочных и простых в исполнении швов.

  • Статья
  • Советы
  • Сервисы
  • Материалы

Где и когда появилась вышивка крестиком впервые

Точно назвать место и время появления непосредственно вышивки крестом нельзя. Вероятно, это искусство стало развиваться с того момента, когда таким швом начали соединять части одежды, используя еще костяные иглы. Стремление людей к украшению вещей привело к тому, что начали использоваться для сшивания цветные нити или жилы, которые и стали первыми декоративными элементами. Подобием крестика начали создаваться простые орнаменты или линии. У разных племен эти узоры отличались, постепенно преображаясь по мере развития искусства рукоделия, превращались в более сложные и замысловатые. Таким образом, датой возникновения вышивки можно назвать время, когда древние люди начали шить себе одежду.

Древнейшие вышивки на ткани датируются 6 веком до нашей эры. Найдены они в Китае. Точно сказать, что они впервые выполнены на тканевой основе, нельзя. Однако это старейшие найденные работы на ткани. Первые упоминания о вышивке относятся к куда более ранним временам.

Расселение людей привело к тому, что техника создания узоров крестом распространилась достаточно широко. В зависимости от местной культуры она получила свои особенности. У всех народов есть орнаменты, которые вышиваются крестом на одежде и являются обережными.

Сегодня вышивка крестом относится распространенному хобби. Она прошла длинную историю развития. Крестики, первоначально используемые для простейших орнаментов, теперь позволяют создавать нитками сложнейшие картины, которые даже могут копировать известные произведения живописи.

История вышивания крестом на Руси

На Руси искусством вышивки крестом владели все женщины. Связано это было не только со стремлением уметь украсить свою одежду, но и со старообрядческими укоренившимися поверьями, которые наделяли вышивку обережными качествами.

У славянских народов особые орнаменты для украшения мужской и женской одежды в подавляющем большинстве случаев связаны с языческими божествами Земли и Солнца, а также образами хозяина леса. Из-за этого основными мотивами являются определенные геометрические орнаменты, а также стилизованные изображения животных и птиц.

Крест воспринимался как особая защита для человека, поэтому в вышитых узорах всегда, в том числе вместе с другими стежками, использовались крестики. Такая вышивка являлась оберегом, отгоняющим злых духов и болезни. Поэтому именно вышивка крестом стала основной для создания народных узоров на одежде и предметах быта.

Обучать девочек мастерству вышивки крестом начинали с возраста 5-6 лет, а к 13-15 годам каждая должна была подготовить свое приданое, которое состояло из вышитых крестом подзоров, полотенец, скатертей и головных уборов. Непосредственно перед свадьбой его публично показывали как свидетельство того, что невеста трудолюбивая и умелая в вышивке.

По мере развития контактов с Византией влияние этой культуры преобразило классические вышивки на Руси. В узорах стали появляться заимствованные в Византии мотивы.

В зависимости от района проживания изменялись наиболее распространенные сюжеты вышивки и цветовые предпочтения. В северных регионах Руси чаще всего вышивку делали на белом полотне из льна или хлопка нитками красного цвета. В южных областях преобладали разноцветные вышивки, которые чаще имели тоже белую основу.

Кроме креста, в узорах применялись швы козлик, косичка и счетная гладь. У богатых людей вышивка чаще всего дополнялась речным жемчугом и самоцветами, а нити для ее создания использовались шелковые.

По мере развития рукодельного искусства и появления более дорогих материалов вышивка из обережной перешла в разряд декоративной, которая применялась уже только для украшения одежды и предметов интерьера. С этого момента особо умелые мастерицы начали высоко цениться, так как материалы, которыми они пользуются, дорогие и их порча нанесет заказчику значительный урон. Зарождаться такая вышивка начала еще в 13 веке.

Вышивка крестом в современности

Сегодня вышивка крестом стала особым прикладным искусством. Толчок для его развития дало появление разнообразных красителей, которые помогают получить нитки всевозможных цветов и оттенков. Кроме традиционных, стали использоваться новые основы и вспомогательные материалы, облегчающие процесс и позволяющие создать многоцветную картину даже без наличия навыков.

Для сюжетной вышивки крестом существует большое количество схем разного уровня сложности. Разрабатываются специальные дизайны, предназначенные для украшения одежды. Они внешне намного интереснее и сложнее, чем старинная вышивка, но благодаря новым материалам, намного проще в исполнении.

Активное развитие данного направления рукоделия произошло в последние 20 лет, когда популярность его стала расти. Это послужило толчком для перехода вышивки на качественно новый уровень, когда стали появляться особенно сложные схемы для вышивания картин.

Кроме классической вышивки крестом, на основе этой техники возникли ее необычные разновидности:

  • Алмазная – этот вид рукоделия появился как смесь приемов вышивки крестом и мозаики. На основу нанесена такая же схема, как для вышивания, но вместо крестиков по ней выкладывают кристаллы, что приводит к схожести с мозаикой.
  • На металлических поверхностях – вместо канвы или полотна используют металл, вышивку по нему ведут нитками или цветной проволокой. Такое рукоделие не относится к популярным.
  • На пластиковой канве – это направление сегодня широко распространено. В данной технике создают вышитые сумки, шкатулки, а также различные объемные игрушки и декоративные фигурки.
Читайте также:
Мстёрская гладь и английская белая гладь для Украшения одежды

История вышивки крестом насчитывает тысячелетия. Она никогда не теряла своей востребованности и популярности, совершенствуясь со временем и изменяя свое основное предназначение.

Вышивка крестиком: история, обзор, фото

Вышивка крестом – это один из самых распространенных и древних видов рукоделия и народного искусства. Такое способ предполагает вышивание на канве рисунка с помощью цветных ниток мулине техникой полукрест или крест.

Из истории вышивки крестиком

Историки считают, что история вышивки крестиком началась с той минуты, когда первобытные люди сделали первые стежки каменными иглами при шитье одежды из животных шкур. В качестве первых материалов для вышивки служили следующие элементы:

— льняные нитки;
— конопляные нитки;
— жилы животных;
— хлопковые нитки;
— натуральные волосы;
— шерстяные нитки.

Нитки для вышивки крестиком

Начиная с первобытных времен, вышивка крестиком использовалась в декоративных целях – для украшения жилища, обуви и одежды.

Самые древние вышивки, которые сохранились до наших дней, относятся к шестому-пятому веку до нашей эры – они были найдены на территории Древнего Китая.

Русская вышивка тоже имеет многовековую историю. Находки археологов говорят о том, что вышивка на Руси существовала с девятого-двенадцатого столетия. Люди издавна старались передать окружающую их природу и свои чувства через символику и узоры – линиями, крестами и ромбами. Через символы древние люди старались также выразить свое восприятие к окружающему миру и к непонятным природным явлениям.

Народные поверья гласили, что вышивка крестом способна уберечь от любого зла, сглаза. Это не только изысканный способ украсить предметы быта, обувь и одежду. Особенно в этом плане ценились обыденные полотенца. Над украшением одного такого полотна могло работать сразу несколько мастериц-рукодельниц – девушки принимались за работу до рассвета и заканчивали трудиться до захода солнца.

Тогда, как считалось, вышитое полотенце способно уберечь от различных заболеваний, стихийных бедствий и злых сил.

Изначально искусство вышивки на Руси было доступно только для представителей знати и монахов. Вышивали крестиком тогда на шелке и бархате. В качестве материалов использовались драгоценные камни, золотые и серебряные нитки и жемчуг. Такая вышивка украшала одежду представителей царской семьи, бояр и священнослужителей. Вышивка украшала церковное убранство. Дочь русского царя Бориса Годунова, Ксения, была одной из самых искусных мастериц-вышивальниц Руси. До наших дней сохранилось вышитое царевной для царского престола полотно.

Начиная с восемнадцатого столетия, вышивка переходит в разряд занятий, которые стали обязательными для девушек-крестьянок. Теперь вышивка — это не только дворянское занятие. Крестьянские девушки вышивали не золотом и серебром, а материалами попроще, но не менее старательно подбирали узоры, выполняли стежки и сочетали цвета, создавая невероятной красоты вышитые полотна.

Девочки начинали вышивать с трех-пяти лет, к тринадцати-пятнадцати годам каждая девушка должна была вышить себе приданое – полотенца, головные уборы, скатерти и подзоры.

Перед тем, как сыграть свадьбу, невеста должна была публично показать свое готовое приданое. Это был показатель ее трудолюбия, мастерства, аккуратности.

Канва для вышивки крестиком

Основой вышивки крестиком является канва – это специальное полотно, которое особым образом выработано на фабрике и таким образом размечено в клеточку, что каждая клетка канвы будет местом для нанесения нитками крестика.

Канва производится из большого количества разнообразных материалов, в частности:

— изо льна;
— из шелка;
— из пластика;
— из смеси;
— из хлопка.

Канва для вышивки крестиком

Основной характеристикой канвы является клеточная размерность. Для расчета клеточной размерности используется тканевый дюйм. Самые распространенные размерности канвы – это восемнадцатая и четырнадцатая. Это говорит о том, что на один тканевый дюйм приходится четырнадцать или восемнадцать клеточек. То есть, это 5,5 клеточек на один сантиметр и 7,2 клеточек на один сантиметр.

Встречается еще такая разновидность канвы, как страмин. Это более жесткая ткань, которая имеет крупные дырочки. Страмин используется при работе в технике ковровой вышивки и вышивки крестиком шерстяными нитками. Страмин идеально подходит для начинающих вышивальниц, потому что ниткой с иголкой проще работать при крупных дырочках. Страмин, в основном, используется при вышивке гобеленов, подушек и ковриков.

Помимо традиционной канвы, для вышивки может использоваться также ткань равномерного переплетения. Ее основное отличие от канвы заключается в том, что эта ткань не размечается в клеточку. Смешанные льняные ткани и лен состоят из одиночных ниток, с переплетением, в котором нитка проходит под перпендикулярной ей ниткой и над следующей перпендикулярной.

Встречаются ткани со следующими переплетениями нитей на один дюйм (2,54 сантиметра):

— двадцать пять;
— восемнадцать;
— двадцать восемь;
— тридцать шесть;
— сорок.

Также еще встречается накладная канва. Такое полотно необходимо для вышивания на тканях, которые не имеют равномерного переплетения.

Кроме того, для вышивки крестиком используется также водорастворимая канва. Когда работа над вышивкой закончена, ткань нужно опустить в теплую воду – и канва в ней растворится.

Техника «печатного креста»

Сегодня стали очень популярны наборы для вышивки, в которых на канву наносится рисунок. Впоследствии рукодельница заполняет картинку вышитым крестиком. Такая техника вышивания называется «печатный крест». Такой крестик бывает также водорастворимым.

Читайте также:
Красивый бисер, виды бисера – информация и фото

Как правило, в такие наборы входят:

— канва для вышивки;
— нитки мулине нужных цветов;
— вышивальные тонкие иглы;
— схема для вышивки.

ткани для вышивки

Если же на канве не прорисована картинка, то эта техника называется счетным крестиком. В этом случае вышивальнице необходимо самостоятельно отсчитывать количество нужных ей для вышивки крестиков.

Виды вышивальных техник

Существует большое количество всевозможных вышивальных техник крестиком. Самая простая и распространенная из них – это простой крестик. Суть этой методики состоит в том, чтобы сверху справа вышивать по диагонали вниз налево крестики. Завершать работу нужно снизу справа по диагонали – вверх налево. Верхние стежки нужно делать ровно и в одном направлении. Нижние стежки нужно выполнять в противоположном направлении.

Полукрест является первым стежком вышивания «простого» крестика.

Стоит отметить технологию удлиненного креста. В этом случае вышивается простой крестик, только крестик заполняет две-три клетки канвы вертикально, а не одну клетку, как в простом крестике.

Также есть еще вариант вышивки чередующимися крестиками – это простые крестики вместе с прямыми. Вышиваются крестики слева направо. Основная нитка проводится через четыре вертикальные нитки и идет сверху вниз между четырьмя горизонтальными нитками.

Очень оригинально и пышно смотрится «болгарский», двойной, крестик. Это чередование простых крестиков с маленькими прямыми между ними.

Не менее красиво получается итальянский вариант крестика. Он состоит из восьми стежков. Первые четыре повторяют «болгарский» крестик. Другие как бы окаймляют крестики по клеточному периметру. Таким образом, меду собой соединяются нижние, верхние, левые и правые углы вышивки.

Интересен и крест «Левиафан». В отличие от простого крестика, такой шов усложняется двумя линиями – горизонтальной и вертикальной, — которые между собой перекрещены.

Необычно смотрится вариант прямого крестика. Такой шов состоит из горизонтальных и вертикальных линий.

Стоит отметить удлиненный крестик со строчкой – это удлиненный в высоту крестик с маленькими горизонтальными стежками по центру.

Еще одна разновидность традиционного крестика – это рисовый шов. Он выполняется следующим образом. Сначала фон вышивается широкими крестиками через четыре и четыре нитки. Потом выполняется непосредственно сам рисовый шов. Нитка проходит через концы четырех разветвлений большого крестика. Получается, что эти разветвления как бы сходятся между крестиками в одном пространстве, формируя новый крестик. Для первых крестиков лучше всего взять толстые нитки. Вторые крестики лучше вышивать ниткой другого цвета и более тонкой по толщине.

Вараинтом традиционного крестика считается шов «Звездочка». Это перекрещивание, состоящее из прямого креста. На него сверху происходит наложение четырех диагональных наклонных стежков такого же или меньшего размера.

Также одна из разновидностей традиционного крестика – это «сакнитский» («саккинин») крест и «славянский» крест (удлиненные наклоненные крестики, которые между собой перекрещивается).

Методы вышивания крестиком

Существует два основных способа вышивания крестиком, в частности:

— «парковкой» или рядками;
— по цветам.

При вышивании рядами, работа цветом ограничивается одним столбиком и не может продолжаться, пока полностью не будет закончен рядок. Вышивание рядками лучше всего использовать для работы, где используется небольшое количество цветов. Также рядками лучше вышивать более простые схемы.

Вышивание по цветам – последовательное. В этом случае путь нитки проходит в вышивальной схеме по всей непрерывной области данного цвета. Этот метод очень удобен, если работать приходится с большим количеством цветов ниток.

Основные принципы и правила вышивания крестиком

Вышивка крестиком – это кропотливая работа, которая требует точности и аккуратности. Основное правило вышивки крестиком гласит о том, что изнанка должна быть обязательно гладкой. Не должно быть в работе никаких узелков и «протяжек». Крестики с лицевой стороны тоже должны быть ровными и сделанными в одном направлении.

Вышивание

Золотошвейка, Государственная Третьяковская галерея

Насколько вышивание является древним ремеслом — точно не определено, но оно всегда популярно

Главные слова в вышивании

Слово вышивка — произошло от более древних слов — «шить», «шити», употребляемых в славянских языках. Издавна на Руси для обозначения этого рукоделия использовали такие слова, как письмо, шитьё.

Узор не вышивали, а чеканили, писали, точили. Слово орнамент — латинское, обозначает украшение, узор, состоящий из ритмически повторяющихся элементов.

Слово узор произошло от слов узы, узреть, увидеть. По узорам можно было определить из какого роду-племени был человек, на узоре увидеть его статус и возраст. По узорам определяли замужем ли девушка, просватана или свободна.

О появлении вышивки

Самыми древними видами вышивальных швов считаются швы роспись, набор и строчевая вышивка. Древняя славянская мастерица могла с помощью простых швов создать объемный, многослойный удивительно сложный сакральный узор.

Развитие вышивания в России Вышивка – искусство древнее. Материалы Армиевского могильника дают образец вышивки в виде косых крестов по гладкому полю ткани. В Курманском могильнике мы находим те же кресты и круги, исполненные цветной нитью по гладкому полю ткани полотняного переплетения.

В Крюково-Кужновском могильнике, как бы вторя узору ломаной саржи, на ткани вышиты ромбы. Все образцы вышивки выполнены кручеными вдвое шерстяными цветными нитями по шерстяной ткани иного, чем нити, цвета.Эти находки свидетельствуют о раннем происхождении вышивки у древних славян.

Читайте также:
Цветы их кожи своими руками – мастер-класс

Из поколения в поколение

Все женщины на Руси, из поколения в поколение, передавали не только свое мастерство, но и знания узоров, их сакральное значение и использование на тех или иных бытовых предметах.

Обучались вышивке девочки с 5-6 лет, как только могли держать иголку в руке. Свой сундучок невесты девочка готовила сама, повторяя узоры своего рода для своей будущей семьи, тщательно складывая вышитые и сотканные предметы в сундучок, который переезжал вместе с ней в дом мужа.

С развитием христианства и строительством монастырей на Руси и появлением моды на византийский стиль, при храмах и монастырях появились вышивальные мастерские. Девочки стали обучаться вышивке у монашек, обладающих большими знаниями.

Вышивка XVII-XIX веков

В эпоху Петра I, с приходом моды на европейский стиль и тонкие вышивки и кружева, изменился интерес к вышивке. Параллельно с народной и церковной вышивками появилась светская – городская мода.

XVIII-XIX вв. В начале XVIII века после издания немецкой книги сказок братьев Гримм (1810 г.) на традиции крестьянской культуры стали обращать внимание ученые во всех странах мира, в том числе и в России. Этнографы, художники, фабриканты стали собирать коллекции народного орнамента.

В дворянских усадьбах появляются светлицы, изготавливающие вышитые работы по задумкам художников и западным альбомам. Интерес к вышивке охватил все слои населения. Городская мода изменялась в соответствии с появлением различных стилей и направлений в искусстве.

По вышивкам можно проследить моду на барокко, классицизм, ампир, модерн и др. в светских кругах русского общества. В крестьянской среде также проходили изменения. В каждой губернии сложились свои традиции. Искусствоведы и этнографы сегодня разделяют русскую вышивку на северную и южную.

По названию губернии называют и типы вышивок — владимирский шов, московский шов и др. Свои особенности в вышивке создали Олонецкая, Нижегородская, Псковская и др. губернии. Особый национальных колорит сохранили мордовские, марийские, угорские и др. народы. Конец XIX-начало XX вв.

В это время вышивание достаточно распространилось в России как промысел. Было образовано немало артелей, где специально обученные мастерицы выполняли работу по заказам на продажу. Отдельные крестьянки, отучившись в дворянских мастерских самостоятельно зарабатывали своим ремеслом, сдавая скупщикам готовые работы.

Появлялись специализированные школы и земские училища в местах развития вышивальных мастерских. В Москве при музее народных промыслов действовали такие курсы. Под предводительством императрицы Марии Федоровны были созданы женские курсы, способствующие развитию вышивального промысла.

Сегодня – это Высшая школа народных искусств (ВШНИ) в Москве и Санкт Петербурге. В 1910 г. в Кадоме была открыта кружевная школа-мастерская, в которой активно внедрялись образцы ажурной вышивки «вениз». В 1904 г. местная помещица М.А. Новосельцева организовала приемный пункт кружева от крестьянок окрестных сёл, а затем организовала обучение и сбыт продукции, которая высоко ценилась по всему миру.

В нижегородской области были созданы артели, ставшие основой создания нижегородского (горьковского) гипюра. Не только народная В XVIII-XIX века, вышивка стала очень популярной среди знатных дам. Они вышивали картины на религиозные темы, романтические и лубочные сцены, портреты.

Материал использовали разный — нити от шёлка до шерсти, хлопка и волоса, бисер, бусины, жемчуг, золото и серебро. Пяльца впервые появились в городе и из-за дороговизны были недоступны крестьянским женщинам. Но они ловко управлялись и без них.

Городская мода изменяла и крестьянскую вышивку, куда переносились все модные рисунки. Это поспособствовало исчезновению издревле существующих сакральных узоров. Уже немногие мастерицы могли рассказать о значении русских узоров. Классификация вышивальных швов. Вышивальные швы делятся на две основные группы:

  • «строчка», то есть вышивки по ткани с предварительно вырезанными или выдернутыми на отдельных её участках нитями. К ней относятся филейные вышивки и мережки.
  • «глухая» вышивка, то есть по целой ткани. Для нее характерны крест, гладь, набор, роспись, тамбур и другие. Рисунок с геометрическими формами выполняется преимущественно счётной вышивкой, а криволинейный рисунок — «свободной» вышивкой, по нанесённому заранее нанесенному контуру.

Более 200-ми видами вышивальных швов владели наши славянские женщины. Технология многих из них сегодня потеряна. В современной вышивке чаще других стали использоваться такие виды швов, как крест, полукрест, тамбур, строчевая вышивка (филе), мережка, цветная и белая гладь, ришелье и другие.

Применяемые как по отдельности, так и в различных комбинациях друг с другом, они позволяют создавать уникальные вышивки от совсем плоских до выпуклых, от легчайших контурных или ажурных сетчатых, кружевных до «ковровых», плотно укрывающих всю поверхность изделия.

Вышивать можно различными материалами — лентами, разными нитками, бисером, бусинами и даже волосами, войлоком, мехом, кожаными шнурами, проволокой и др. материалами. Сегодня на помощь мастерицам пришла техника. Инженеры еще в прошлом веке создали вышивальные машины.

В последнее время стали популярными аппараты с программным и компьютерным управлением, способные самостоятельно выполнить любой заранее заданный узор.

Инструменты и материалы

Вышивать возможно на любых материалах, через которые проходит игла. Помимо традиционных тканей, вышивают по валяному войлоку, коже, бумаге, картону, пластмассе.

Читайте также:
Как сделать домашнее мыло своими руками, фото и советы

Применяют для этого всё, что можно пришить или протянуть через ткань с помощью шила или иглы. Иглы для вышивания очень разнообразны. Тонкие и толстые, с большим ушком или с маленьким. Раньше, когда металл был в дефиците, иглы делали из костей птиц или животных.

Есть техники вышивания, выполняемые с помощью шила или вязального крючка. Помимо этого бывают нужны пяльца. Они бывают небольшие, их держат в руке, а бывают стационарные, в виде станка на ножках.

Вышивание в современности В наше время вышивание так же популярно, как в былые, давние времена. Есть масса курсов, школ, его основы преподают детям с детского сада, много пособий в печатном виде и в Интернете.

Доказано благоприятное влияние занятия вышивкой на нервную систему, координацию движений, на развитие внимательности и усидчивости. Много товаров, необходимых для занятия вышиванием, продаётся в специализированных магазинах.

Схемы, наборы игл и ниток, специальные пяльца и лампы, различные приспособления — чего только нет в продаже.

Испытание берестяной посуды

Вышивание в наше время

Продолжаются традиции народных художественных промыслов, связанных с этим искусством. В Торжке продолжают заниматься золотным шитьем, работает фабрика «Кадомский вениз», сохранились строчевышивальные артели в Городце, Чкаловске, Катунки Нижегородской области, продолжают традиции и индивидуальные мастера.

Вновь создаются вышивальные мастерские при храмах и монастырях, продолжая тысячелетнюю традицию вышивального ремесла.

Материалы статьи

В статье использованы материалы из книг Н.А. Маясовой, И.П. Работновой, Н.Т. Климовой.

И царицы вышивали

Хорошие вышивальщицы были богатыми невестами и всегда могли заработать своим ремеслом для семьи хорошие деньги. Лучшие мастерицы-вышивальщицы были в царских золотных мастерских.

Отлично вышивали сами царицы и царевны, своим терпением и усердным трудом показывая пример другим знатным женам и простым крестьянским девушкам. Вышиванием занимались и царицы, и дочери.

Сохранилась вышивка, предположительно выполненная руками дочери Бориса Годунова, Ксении. Это покровец для изголовья гробницы Сергия Радонежского, на котором царевна вышила рублевскую «Троицу». Лучшие работы царских девиц и жен можно увидеть в Государственном Историческом музее, Сергиевопосадском музее-заповеднике, Третьяковской галерее.

Лучшие работы цариц увозились за рубеж в Афонские монастыри, продавались за золото и драгоценные камни в другие страны, пополняя государственную казну Руси. Головные уборы, покрывала, хоругви, ризы вышивали золотом, шёлком, атласом, добавляя драгоценные камни и жемчуга. Во многих православных храмах можно встретить вышитые иконы. Появилось особое искусство — русское лицевое шитьё, рисунки для которых выполняли знаменитые в то время художники, такие как Андрей Рублев.

В эпоху Ивана Грозного на замену дорогим золотой и серебряной нитям пришла золотная нить и с этого времени вышивка золотом распространилась на крестьянские сословия, сделав народный русский костюм уникальным, а развитие русской золотной вышивки разделилось на крестьянскую и церковную.

Придание

К своему совершеннолетию, к 15-16 годам, крестьянская девушка должна была иметь приданое, приготовленное собственными руками.

Будничная и праздничная одежда, скатерти, постель, столешники, рушники, полотенца — словом всё, что необходимо для будущей жизни.

Кроме того вышивались специальные полотенца, которыми одаривались на свадьбе почётные гости и родня мужа.

Таких полотенец должно было набраться до ста штук. Их как правило хранили, поэтому их образцы и дошли до нас.

Легенды о вышивании

Есть множество легенд о вышивании, вот одна из них.

В Азии это искусство широко процветало уже гораздо ранее того, чем оно стало известно грекам и римлянам, хотя греки и приписывают изобретение вышивания Минерве, Афине-Палладе.

Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав её на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Минерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась и была богиней превращена в паука.

Изобретение вышивальной машины

С некоторых пор ручной труд для простых вышивок почти совершенно вытеснен машинным шитьем. Первая вышивальная машина появилась во Франции в 1821 г., но имя изобретателя осталось неизвестно, и вообще не осталось никаких сведений относительно её механизма.

В 1854 г на французской выставке появилась машина Гейльмана, которая возбудила всеобщий восторг и произвела целый переворот в производстве вышивок.

В машине Гейльмана было сделано несколько незначительных изменений, но принципиальная идея и механизм машины Гейльмана остались те же.

И военные вышивают

В 2013 году Министерство обороны объявило о проведении первого Всероссийского интернет-конкурса военной вышивки «Суровая нитка».

В конкурсе принимали участие все желающие, кто любит и умеет вышивать.

Участвовали произведения, в которых представлены любые виды вышивки на темы, связанные с историей, традициями и современностью Вооруженных Сил. Допускалось использование различных материалов и техник.

«Этим конкурсом мы хотим напомнить об очень интересных и с исторической, и с художественной точек зрения традициях военной вышивки. Это поистине национальное достояние России» — рассказал начальник Управления культуры Министерства обороны Российской Федерации Антон Губанков.

История вышивки крестом

Сегодня, среди многих мастериц, особой популярностью пользуется искусство вышивки. Носившая когда-то сугубо бытовой характер, вышивка превратилась в одно из самых прекрасных хобби, помогая создавать удивительные мотивы с помощью простых ниток и иголки. Еще много тысяч лет назад первобытные «рукодельницы» придумали прекрасный способ привлечения внимания — украшение нарядов вышивкой. Однако у всего есть своя предыстория, и вышивка не является исключением.

Читайте также:
История происхождения бисера и мода

История вышивки

Когда-то наши далекие предки жили в пещерах, грелись у костров, ходили на охоту и понятия не имели о том, что такое высокая мода или простой вышитый узор. Они просто скрепляли обрезки шкур, дабы получить изделия, способные прикрыть тело и подарить тепло. И вот тут-то, возможно, совершенно случайно, одна из первобытных модниц придумала украсить невзрачную одежду совершенно особым способом, используя для этого непривычные, открытые взору швы.

Время шло, появлялись новые способы создания узора на материи, менялись и совершенствовались инструменты мастериц: каменное и костяное шило заменила тонкая игла, шкуры животных — изящные и легкие ткани, а простая строчка из ниток превратилась во множество разнообразных вариантов наложения стежка. Одним из самых популярных стал и до сих пор является шов крестиком, наверное, именно поэтому история вышивки крестом является одной из самых интересных и познавательных.

В наше время, украшение готовых изделий вышивкой пользуется особой популярностью. Вышитые изделия смотрятся не только красиво и необычно, но и помогают модницам более ярко выражать свою индивидуальность.

Конечно же, работа выполненная руками мастерицы, ценится гораздо больше, но в наш век развития технологий, альтернативой ручному вышиванию стало машинное.

Ручная вышивка гладью

Мотивы, создаваемые умелыми руками вышивальщиц, также менялись со временем. Когда-то на одежде красовались обереги, мотивы для которых были взятые из повседневной жизни и окружающей природы.

При этом в работе использовались все подручные материалы: волосы, красивые камешки, бисер, ленты, ракушки, травы и сухие цветы. Сохранившиеся мотивы работ рукодельниц из прошлого, являются настоящим историческим наследием, дающим нам более полное представление о жизни наших далеких предков.

Современным умелицам приходится гораздо проще, в магазинах и интернете представлен огромный выбор инструментов для вышивки и различных ниток всевозможных цветов и оттенков.

Вышивка — это не только красота, созданная для души, но и прекрасная возможность понять обычаи того или иного народа, познакомиться с его культурой и ценностями, узнать о событиях, которые когда-то происходили с ним. Можно сказать, что древние работы являются способом общения между национальностями и даже целыми поколениями, попыткой предков донести до потомков самые важные жизненные мудрости.

Откуда же пришло это волшебное искусство? Ученые считают, что родиной вышивки является Китай. Именно там были обнаружены самые древние работы, датируемые пятым веком до нашей эры.

Прошло время, а вышивка до сих пор просматривается в интерьере и одежде современных людей. Осмотрите свой дом, и вы обязательно найдете вышитые элементы в самых необычных местах. Именно поэтому, данный вид искусства стоит наряду с живописью и скульптурой.

История возникновения вышивки крестом на Руси

Какова же была история вышивки крестиком на Руси? Искусство вышивания на Руси было известно с незапамятных времен, а доказательство этому факту можно найти в книгах. Читаете ли вы сказки или произведения классиков, везде и всюду описанные в книгах рукодельницы занимались вышивкой. Вспомните ту же Царевну-лягушку, которой за ночь нужно было вышить полотенце ( в некоторых вариантах сказки — ковер или рубаху) царю в подарок.

Держать иголку в руке девочек учили с самого раннего возраста, и к моменту взросления девушка уже могла создавать работы, ничуть не уступающие по красоте работам сказочной королевны. Готовые полотна украшались мотивами, подчеркивающими красоту и самобытность русской природы, глубину рек и озер, тень лесов и простор полей. Глядя на них, тяжело не влюбиться в необычную и Великую Русь.

Однако зарождение вышивки на Руси носит более глубокий характер, нежели простое желание скрасить быт и выглядеть привлекательно. Вышивка крестом является одним из символов жизни наших предков. Крест для славян всегда был оберегом, помогающим отогнать злых духов и защитить, а потому мастерицы, вооружившись иглами и нитками, создавали на одежде и предметах домашнего обихода настоящие шедевры.

Начало истории возникновения вышивки крестом среди Русичей доподлинно неизвестно, но найденные на территории древнего государства полотна, датируемые девятым — двенадцатым веками, свидетельствуют о том, что уже в то время искусство вышивания было не просто развито, но находилось на высочайшем уровне. Чаще всего люди украшали предметы быта: простыни, покрывала и скатерти. Среди одежды вышивка красовалась на головных уборах, рубахах и сарафанах. Особое место вышивка крестом занимала на обрядовых вещах: свадебные наряды, украшения для священных деревьев и могильных крестов, полотнища для украшения языческих капищ.

Вышивка полотенец также являлась делом ответственным и кропотливым, так как для наших предков они играли наибольшую роль, нежели для нас. С того момента, как молодая жена переступала порог дома своего мужа, в семье пользовались только полотенцами, сделанными руками новой хозяйки. Кроме того, они являлись неотъемлемым атрибутом свадебного торжества, на них ставили иконы и покрывали красный угол в избах. Эту крайне ответственную работу доверяли лишь самым искусным мастерицам, чье умение было просто поразительным.

Не стоит думать о том, что умение наших предков заканчивалось на вышивке старославянских символов. Рукодельницы прекрасно справлялись с изображением бытовых сцен, животных и различных пейзажей.

Читайте также:
3D печать модной одежды и украшений

В 988 году молодое русское государство сделало огромный шаг вперед, свергнув язычество и приняв христианство, символом которого также является крест. Благодаря этому, история вышивки крестиком получила дальнейшее развитие, а работы, выполненные в этой технике стали атрибутами православной жизни, заняв свои почетные места на иконостасах и алтарях.

Особую ценность приобретали изделия, выполненные в определенное время: начало работы приходилось на восход солнца, а последний узелок завязывали с последним лучом заходящего солнца.

Так как предполагаемый на данный период фронт работ был огромен: обереги к рождению, крестинам, свадьбе и другим значимым событиям делали одновременно несколько вышивальщиц. Считалось, что выполненные таким образом обереги приобретали особые магические свойства и могли не только помочь в быту, но даже отвести смертельные недуги.

Рисунки для вышивания крестом несли в себе особый, сакральный смысл: крючки, овалы, ромбы — все эти фигуры символизировали определенные вещи, встречающиеся в повседневной жизни. Например, ромб с крючком считался символом плодородия, точно так же, как и изображение единорога. Расшифровать такую вышивку мог только знающий человек, а на сегодняшний день таких знатоков практически не осталось.

Если посмотреть на картины мастериц прошлых веков, то можно увидеть, что сюжетами для вышивки служили не только мотивы повседневной жизни, магические талисманы, но и таинственные животные и существа. Многие работы, дошедшие до наших дней, были украшены серебряными и золотыми нитями, жемчугом и другими драгоценными камнями, вышиты на бархате и шелке. Как один из видов рукоделия, вышивка крестом с момента своего возникновения считалась занятием для знатных особ. Дело в том, что используемые при этом материалы были просто не по карману простому народу.

Готовые изделия, вышитые шелком и драгоценностями, служили украшением для царских палат, храмов и церквей. К сожалению, лишь имена единиц вышивальщиц того времени стали известны предкам.

Одной из самых искусных мастериц 16-17 веков была дочка Бориса Годунова по имени Ксения. Ее работы покорили не только самого царя, но и всех тех, кто хотя бы раз видел их.

Намного позже, а именно в 18 веке, вышивка стала обычным занятием деревенских девушек. Естественно, что материалы и нитки, используемые ими, были гораздо дешевле. Однако при всей дешевизне материала и отсутствии украшений, вышитые ими работы превосходили по своему мастерству многие купеческие. Недостаток дорогостоящих камней, нитей и жемчуга для украшения работ, девушки компенсировали непревзойденным умением подбирать цвета и подчеркивать в работах самые важные детали.

История вышивки крестиком очень насыщенна, а узоры, вышитые в этой технике украшали множество вещей, в том числе и приданое для невесты. Приданое для девочки начинали готовить с самого раннего детства. Уже в семь — восемь лет крестьянские девушки начинали задумываться о свадьбе, ведь к моменту замужества нужно было подготовить массу необходимых вещей: одежда для праздников и повседневного быта, скатерти, полотенца и другие вещи, которых должно было хватить на первые пару лет семейной жизни. При этом все изделия должны были быть выполнены идеально, ведь уже на другой день после совершения помолвки, невеста должна была предоставить свое приданое на суд народа.

Делалось это не просто так, данная традиция помогала жениху и его родственникам по достоинству оценить аккуратность и трудолюбие будущей родственницы. Самый главный атрибут намечавшегося торжества — свадебное платье, выполненное руками русской красавицы, являлось необычным зрелищем и представляло буйство красок и великолепно вышитых мотивов. Белый цвет на Руси считался цветом чистоты и святости и именно поэтому не использовался в качестве основы подвенечного платья.

Независимо от того, кто выполнял работу, всю вышивку можно разделить на северную и среднерусскую. В чем же отличие изделий, выполненных мастерами разных широт? Дело в том, что умельцы разных областей использовали разные материалы, цвета и даже мотивы. Среднерусские работы отличаются большей красочностью, как ниток, так и основ. Северные народы являлись более сдержанными, отдавая предпочтение белым и красным цветам. Наиболее часто в своих работах они использовали такие приемы вышивки, как крест, роспись, белая строчка, сквозное шитье, а так же белая и цветная гладь.

Еще одной отличительной чертой вышивки среднерусских мастериц является применение зеркального эффекта. Изображаемые ими орнаменты как будто отражаются в зеркале, повторяясь несколько раз. Вышивка крестом картин предполагала изображение женских фигур, ящериц, змей, петухов, кур и других птиц. Кроме того, в качестве узора очень часто выступали непокрытые вышивкой цветные части тканей. Чаще всего украшения располагалась в местах сгибов и швов на одежде, подолах сарафанов и платьев, а также по краю разрезов. В своих работах мастерицы среднерусских широт не ограничивались каким-либо одним видом швов, так же, как и северяне, для придания изделию оригинальности и уникальности они использовали такие швы, как гладь, козлик, косичка, мережка, крест и другие, сохранившиеся до сих пор.

Благодаря проведенным исследованиям, стало известно, что на развитие вышивки на Руси оказала немалое влияние культура Византии. Разглядывая работы наших предков, можно заметить, что вся их оригинальность, самобытность и необычность — это следствие смешения множества стилей.

Читайте также:
Высшая школа искусств и технологий моды ESMOD

Несмотря на то, что вышивка крестом имеет многовековую историю, она не потеряла популярность и в наши дни. И с каждым годом у этого хобби появляется все больше поклонниц и поклонников.

Авторское рукоделие, вышивка крестом, фото и история

Автор: Наталия Горюшкина

Вышивка – это очень древнее рукоделие. Историки считают, что оно появилось одновременно с шитьем. Просто однажды какой-то первобытной мастерице пришла в голову гениальная мысль: использовать стежки не только для сшивания деталей, но и для их украшения. Наверняка и первыми вышитыми изделиями были шкуры животных, а в качестве ниток и бусинок использовались волокна растений, жилы животных, камушки и ракушки. Зато теперь нам известно великое множество разновидностей вышивки. Мы сегодня поговорим о самых простых и древних – счетных вышивках.

Они называются “счетными”, потому что выполняются по счету нитей основного полотна. Такие техники были тесно связаны со структурой ткани, ведь могли выполняться преимущественно на тканях с регулярным переплетением. Счетные вышивки были удобны тем, что но не требовали от мастериц никаких дополнительных приспособлений, зато давали простор для фантазии и творчества.

Сейчас трудно установить точно, откуда пошла эта традиция. Предметы одежды, интерьера, домашнего текстиля, декорированные счетными стежками, были и в Древнем Египте, и в Древней Персии. Считается, что оттуда они распространились по Европе.

Не стала исключением и Россия. На Руси вышивка была самым известным и преобладающим видом народного творчества. Как справедливо отмечал В.С.Воронов “Художественная культура старого крестьянского быта с особенной яркостью и богатством может быть прослежена в обширнейшей области бытовой вышивки, являющейся хранительницей древнейших и глубочайших художественных образов и мотивов русского искусства”. Она применялась для украшения скатертей, полотенец, подзоров, праздничного и повседневного костюма, А позднее – и для декорирования церковного облачения и утвари.

Фото. А. Г. Венецианов “Крестьянская девушка за вышиванием” (1843). Холст, масло. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Геометричность счетной техники давала широкий простор для творчества. Узоры складывались из геометрических фигур или контуров, получаемых из различных комбинаций стежков – так появились первые орнаменты. Основой для них могло стать все, что окружало древних мастериц, например морозные узоры на окнах, снежинки, цветы и листья. Позднее такие вот простые геометрические элементы складывали в более сложные – стилизованные изображения деревьев, фигур животных и человека, сюжетных сцен.

Рисунку в народном творчестве вообще придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми “оберегами”, которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед.

Понятно, что ни книг не было, ни курсов рукоделия в те времена не было. Мастерицы учились друг у друга, перенимая понравившиеся приемы. Поэтому в каждом регионе, в каждой губернии рождалась своя, отличная от других техника вышивки. Эти традиции дошли и до наших дней. Даже непосвященные легко могут отличить тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити.

Фото. Рушник. Счетная одноцветная гладь. Автор работы – соколиха.
Фото. Вышивка в технике олонецкая роспись.
Фото. Орнамент. Счетная вышивка и болгарский крест. Автор работы – llyra.

Вышивка в разных регионах России различалась не только по виду, но и по цвету. В северных губерниях (Вологодской, Архангельской, Новгородской, в Карелии) вышивка выполнялась преимущественно красной нитью, символизирующей солнце, южнее – в Курской, Воронежской – к ней добавлялась черная. Чем южнее, тем ярче и многоцветнее была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Это объяснялось тем, что красители в те годы были исключительно растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше красильных растений оказывалось в распоряжении мастериц, и тем богаче была цветовая гамма в их работах.

Счетная вышивка, выполненная по цельной, непрореженной ткани, называется “верховой”, потому что узор при этом словно “рисуется” рабочей нитью, наложенной поверх полотна (нити основы в создании узора при этом не участвуют). Наиболее распространенный вид счетной верховой вышивки — двухсторонний шов. Он выполнялся мелкими стежками цветной, обычно красной, нитью. Тончайший узор ложился на поверхность белого холста, создавая причудливый и тонкой геометрический узор или заполнял более сложные изображения. Причем, рисунок был одинаков с обеих сторон ткани. Этот тип вышивки, имеющий несколько разновидностей (“роспись”, “клетка”, “шашка” и т. д.), был широко распространен в Олонецкой, Архангельской и Вологодской, Тверской и Новгородской губерниях. Кроме геометрических узоров, росписью вышивали изображения женских фигур, всадников, птиц и зверей.

Для большей выразительности узора при украшении полотенец, рубах и подзоров мастерицы часто объединяли роспись с другими видами счетной вышивки — гладью и набором.

Фото. Оберег, вышитый в технике “набор”. Автор работы – Nika_S.

Набор покрывает ткань плотно прилегающими друг к другу рядами стежков, выполненными швом “вперед иголку”. Название произошло от самой технологии: мастерица словно набирает на иглу с рабочей нитью определенное число нитей основы. Такой вид вышивки также называли “браное шитье” (от слова “брать, набрать”).

На изнаночной стороне рисунок получается негативным, поэтому эта техника широко применялась для двухсторонних изделий – полотенец и рушников, салфеток, поясов, лент, но ею часто украшали и скатерти, подолы одежды.

Читайте также:
Фантазийные цветы из ткани, фото цветов из ткани

Фото. Орловский спис.

Одной из разновидностей наборного шитья является “орловский спис”. Характерная его особенность – рисунок “обводился” по контуру тамбурным швом, а внутри заполнялся наборной вышивкой, выполненной в виде орнаментов. Очень интересны названия проемов узорного заполнения площадей в такой вышивке (так называемых “бранок”): “вороний глаз”, “сосна”, “волна”, “дробнушки” и т.д. Поэтично, не правда ли?! Но самое примечательное – это декор такой вышивки: в орнаменте традиционно преобладают образы деревьев (древо жизни, древо познания), птиц, всадников, языческих символов в виде крестов и ромбов.

При вышивке счетной гладью стежки, заполняющие детали орнамента, укладываются параллельными рядами плотно друг к другу с двух сторон полотна. Этот вид вышивки был особенно распространен в Рязанской, Орловской и Архангельской (г. Каргополь) губерниях. Каргопольской вышивкой украшали полотенца, подзоры, скатерти, свадебные ширинки, рубахи, передники. Одним из самых распространенных сюжетов каргопольской вышивки является композиция с изображением женской фигуры в окружении двух всадников (или барсов). К более древним мотивам можно отнести изображение древа жизни, двуглавой птицы-ладьи и “рожаницы”. Как и во всей русской народной вышивке, в каргопольской одним из самых популярных мотивов были птицы-павы с пышными хвостами.

Эта вышивка традиционно выполнялась красной нитью по белому полотну, иногда ее оттеняли желтым, синим или коричневым. Хотя во многих регионах была популярна т.н. “белая гладь”, выполняемая нитками в цвет полотна (это позволяло создавать рельефные узоры, что стало мостиком к возникновению всевозможных разновидностей вышитого кружева).

Другим способом “заполнить цветом” фигуры на ткани был крест (или полукрест). Его тоже выполняли по счету нити полотна основы, а позднее – по наложенному на него особому полотну с редким переплетением – канвы. Крест мог быть прямой или наклонный, известна и особая техника двойного “болгарского креста”. Вышивка крестом была наиболее распространена в южных регионах России и на Украине. Там она традиционно используется и до сих по при украшении рушников и для декора одежды (рубахи-вышиванки).

Фото. В. Э. Борисов-Мусатов “Леди вышивает” (1901). Холст, темпера. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Как и все виды искусства, вышивка постоянно развивается. Особая дата в истории счетной вышивки, как и всего декоративно-прикладного искусства – конец XIX века. Стиль модерн, господствующий в русской культуре, повлиял и на рукоделие: мастерицы того времени стремятся сочетать, сопоставлять в своих работах различные фактуры и техники: например, шитый крестом узор и шитье счетными швами, тамбурный шов и полотно, вышитое набором.

Особую популярность вышивка крестом приобрела в XX веке, постепенно вытеснив другие приемы. Возможно, это связано в широким распространением принтованных тканей, которые уже не нужно было украшать вышивкой.

Именно тогда вошли в моду вышитые картины, оклады для икон и сами иконы, а вышивка постепенно из утилитарного занятия простых крестьянок превращается в хобби для богатых. Умение вышивать крестиком становится обязательным навыком для девушки из любой знатной семьи.

Но года идут, а старые традиции не умирают. Уже современные мастерицы все чаще используют их для украшения домашнего текстиля, одежды и аксессуаров (и даже обуви – вышитыми валенками сегодня никого не удивишь!)

И это радует. Ведь именно счетная вышивка стала прабабушкой для . многих видов кружев. Но об этом – в следующий раз.

Наборы для вышивания крестом — подробности и полезные советы

Если для вас фраза «Поставить крест на всем» – это не признак отчаяния, а синоним отдыха и творчества, значит, вы уже знаете, что такое вышивка крестиком. Но в курсе ли вы, что за последние годы в продаже появились не только специальные нити или канва для любимого вида рукоделия, но и готовые наборы для вышивания крестом в формате «бери и делай»? Возможно, мастерицы со стажем возразят, что заранее собранные коробочки – это для детей, которые только знакомятся с иглой и пяльцами. Но знаете ли вы, что первые наборы, созданные по принципу «все включено», появились еще в древности и были предназначены для цариц? Давайте узнаем все подробности о вышивке: виды и техники, историю и секреты.

История вышивки крестиком: от Византии до Древней Руси

Да-да, вышивать искусные картины драгоценными нитями раньше была привилегия лишь знатных особ. И хоть впервые освоили крестик еще первобытные люди, сшивая таким способом шкуры животных, но уже в Древней Византии стало популярным дорогое шелковое шитье – серебряное и золотое. Прилагать руку к нему имели право лишь дочери царей и придворные дамы, помогавшие им. Монаршая дева, прежде чем приступить к рукоделию, получала от нянек все нужное: от канвы до иглы. Ну чем не первый набор для вышивания? Но и России есть, чем гордиться: именно в Древней Руси возник так называемый «славянский крест» – перекрещивающиеся с наклоном удлиненные стежки, которыми и по сей день украшают традиционные полотенца-рушники и свадебные скатерти. Считается, что эти крестики приносят здоровье и удачу. Но в этом нет особой магии: просто все, что сделано с любовью, дарит тепло и заботу, так было и будет всегда.

Сборник русских народных схем-узоров для вышивки крестом.

Читайте также:
Модная пряжа и вязаные вещи, фото

Такая разная вышивка крестом

Техника вышивания крестиком может быть самой разнообразной. Современные Марьи-искусницы различают счетный крест, печатный крест, несчетный крест и длинный вертикальный стежок:

Счетный крест – самый сложный, т.к. рисунок при этом не наносится на канву, а высчитывается самой умелицей, но при этом и самый интересный и популярный: почти все производители выпускают наборы в этой технике.

Печатный крест гораздо легче в исполнении, т.к. схема позволяет не вести сложные расчеты, а сразу же вышивать по нанесенному на канву контуру с символьными обозначениями. Совсем немного сюжетов от Dimensions.

Несчетный крест – самый простой, потому что на канве уже есть цветной рисунок, по которому и нужно вышивать, не считая крестики вовсе.

А длинный вертикальный стежок, хоть и не является вышивкой крестом в чистом виде, позволяет сделать каждую работу более четко и фактурной, а при надобности даже сымитировать классическую вышивку гладью.

Во основном, именно сочетание двух техник делает готовое изделие поистине уникальным, а еще дает возможность наносить на вышивку дарственные или поздравительные надписи с помощью иглы и ниток, что особенно популярно на юбилейных и свадебных вышитых открытках.

Рисунок на канве и типы заполнения

Вышивка крестом также отличается типом нанесения рисунка на канву, и тогда наборы маркируются так: не нанесен, нанесена схема, нанесен рисунок и схема, нанесен фон, тонированная канва с нанесенным фоном, нанесен водорастворимый рисунок, нанесен фоновый рисунок. Чтобы понять, чем они различаются, достаточно запомнить, что схема – это символическая разметка полотна (как правило, однотонная), рисунок – это понятное разноцветное изображение, по которому и нужно вышивать, а фоновый рисунок подразумевает, что вышивается только «задник» изображения, а отдельные детали остаются свободными, за счет чего достигается дополнительный выразительный эффект а-ля «фотонегатив».

Заполнение вышитой картины может быть как полным (вышивается все полотно целиком), так и неполным (вышивается лишь главное изображение, к примеру, бутон розы, а все полотно остается не вышитым).

В нашем каталоге есть подробнейшая система фильтров, с помощью которой можно подобрать набор по вкусу.

Радуга брендов: особенности производителей

Готовые наборы для вышивания крестом производят такие известные компании, как: Белоснежка, Color KIT, Dimensions, RTO, Риолис, Магия канвы, Чарiвниця, Чудесная игла, МП-студия, Палитра, Овен, Алиса, Вышимания и Астрея (Глурия). При этом каждый бренд стремится охватить самые разные целевые аудитории. Так, Риолис выпускает серии наборов «Сотвори Сама» (разнообразные дамские и романтические сюжеты рассчитаны на женщин), «Premium» (красота и эксклюзивность всех составляющих набора, от канвы до ниток, понравится опытным мастерицам с высокими запросами) и «Веселая пчелка» (эти простые и смешные рисунки малых форматов будут под силу даже детям 6-8 лет).

Наборы от Dimensions славятся самым большим выбором тем, от портретов до пейзажей и натюрмортов, а каждая готовая картина смотрится будто живая, ведь все продумано до мелочей. Подборки от RTO удивят самыми лучшими нитками мулине, которые не выцветают, не линяют и не перекручиваются. А остальные фирмы порадуют оптимальным сочетанием цены и качества, ведь любимое хобби должны быть доступно каждому!

Коллективный «крестовый поход»: выбираем сюжеты для всей семьи

Любая вышивка различается по сложности, у креста этих сложностей всего 5: работы бывают очень легкие, легкие, средние, сложные и очень сложные. А еще она подразделяется на самые разнообразные сюжеты, которые понравятся как женщинам, так и мужчинам. Не удивляйтесь, в Средневековье лучшими вышивальщиками в Европе были не только леди, но и джентльмены, ведь заказов от знати было столь много, что нежные женские ручки просто не справлялись с колоссальным объемом работ. Вот и сегодня все чаще можно встретить рисунки для вышивки, которые порадуют сильный пол: современная архитектура и легендарные города, экзотические морские пейзажи и дикие животные. Конечно же, не забыты и дети, которым наверняка понравится вышивать домашних питомцев, яркие цветы и аппетитные фрукты. Но чтобы ребенок действительно полюбил вышивать крестиком, он должен практически сразу увидеть результат своей работы. Как вы понимаете, быстро можно вышить лишь набор с частичным заполнением или же небольшой брелок.

Бисер: крошечный материал с огромными возможностями!

Бисер представляет собой стеклянные или пластиковые бусинки различных размеров и форм с одним или двумя отверстиями, через которые они пришиваются или нанизываются на нить или леску.

Бисер – материал, который используется и в вышивке, и в плетении, и в создании украшений, и в качестве дополнения к другим видам рукоделия.

В магазинах встречается множество видов бисера. Давайте разберемся, чем отличается рокайль от шарлотты, что такое дропс, лентил и при чем тут кирпичики.

Итак, классифицировать можно по нескольким критериям: страна-производитель, форма, окрас.

Производители бисера

Япония

Дорогой, но у него масса преимуществ: он очень легкий, с крупным отверстием и гладкими краями. Все бисеринки в партии одинакового размера, цветовая палитра обширная и насыщенная. Самый лучший из всех вариантов.

Японский бисер отличного качества с множеством форм и размеров

Чехия

Наиболее популярный, поскольку его ценовая категория немного ниже. По сравнению с японским бисером, у чешского отверстие меньше, поэтому он не подходит для некоторых видов плетения. Бисеринки однородные, но встречаются бракованные. Также следует учитывать, что в различных партиях цветовая гамма немного отличается.

Читайте также:
Декоративные подушки ручной работы в интерьере

Классический вариант с отличным соотношением цена-качество

Тайвань, Индия

Имеет ряд недостатков – неодинаковая форма, острые края, хрупкий, малый выбор цветов. Но он дешевый, поэтому подойдет новичкам для тренировки.

Индийский бисер некалиброванный, поэтому подходит
только для пробных работ новичков

Китай

Имеет недостатки аналогично тайваньскому. Однако, есть калиброванный китайский бисер, который ровнее и однороднее и работы из него получаются аккуратнее.

Бисер ровный, яркий, но неоднородный

Классификация классического бисера по форме

  • Рокайль. Это самый распространенный вид бисера – круглый. Японский похож на бочонок, а чешский более приплюснутый.

Розовый – чешский, голубой – японский

  • Шарлотта. Чешский рокайль, у которого есть одна отполированная грань, от которой отбивается свет, за счет этого изделие искрится.

Прозрачная и непрозрачная Шарлотта играет светом благодаря плоской грани

  • Рубка или цилиндрический бисер. Изготавливается рубкой трубочек–заготовок на цилиндрики длиной не более 5 мм, от этого он и получил свое название. Края у чешской рубки острые, а у японской гладкие.
  • Стеклярус. Похож на рубку, но более длинный, вплоть до нескольких сантиметров. Края острые, благодаря чему создается четкий плотный рисунок. Кроме круглого, стеклярус бывает треугольного, квадратного, шестигранного сечения, а также с перекрученными гранями.

У рубки и стекляруса края могут быть прямые или косые.

Рубка и стеклярус

Японские и чешские производители соревнуются в производстве уникальных форм бисера, поэтому для оригинальных работ можно использовать:

  • Фарфаль (арахис, берри). По форме напоминает бабочку с приплюснутой серединкой и округлыми краями.

Необычная форма фарфаля похожа на фасолину

  • Дропс, Магатама представляет собой каплевидную бисеринку со смещенным отверстием. Эффектно смотрятся края броши, оформленные такими капельками.

  • Лонг магатама – такая же капелька, только более длинная, похожая на лепесток.

Колючки этого ежика оформлены из лонг магатамы
и смотрятся очень эффектно

  • Облонг – крупные кирпичики, встречаются даже изготовленные из натуральных камней.

Отдельную группу составляют виды чешского бисера с двумя отверстиями:

  • Твин, Супердуо – овальной формы;

Твин всех цветов радуги для ярких работ

  • Рулла – цилиндрический;
  • Тила – плоская плитка, такая форма есть и у японских производителей;
  • Брикс – кирпичики;
  • Лентил – напоминает двояковыпуклую пуговицу.

Мастер Алла Масленникова интересно использовала
фигурный бисер для оформления окна

Очень необычно выглядит геометрический бисер: трех-, четырех- или шестигранный с круглым, квадратным или треугольным отверстием. Из-за больших размеров эти виды больше относятся к бусинам.

Классификация бисера по внешнему виду

По внешнему виду бисер бывает глянцевый, матовый и жемчужный, а по степеням окраса подразделяется на:

  • Непрозрачный. Поскольку изготовлен из непрозрачного стекла, он не выгорает и не боится химического воздействия.
  • Прозрачный. Не боится химического воздействия, не выгорает на солнце. Бывает подкрашенный изнутри: по поверхности отверстия нанесена краска цветная или металлизированная.
  • Радужный. Переливается несколькими оттенками. Также бывает непрозрачный, прозрачный и прокрашенный изнутри.

  • Металлизированный. Поверхность с напылением, поэтому склонен к выцветанию и неустойчив к химическим воздействиям. Этих недостатков лишен японский бисер.

Блестящий жемчужный или сдержанный матовый –
впечатляющий эффект гарантирован

Овладевать приемами работы можно на простом окрашенном бисере. Он недорогой, но при контакте с одеждой, при стирке краска стирается, а также выгорает на солнце.

Если вы достигли определенных высот, то можете потратиться на более дорогой гальванизированный бисер, поверхность которого покрыта никелем, серебром, золотом, палладием. Такие изделия точно не останутся незамеченными.

Блестящая поверхность с металлическим блеском
подойдет для создания эффектных украшений

Советы по выбору размера бисера

Безусловно, в этом разнообразии форм легко потеряться. А ведь бисер выпускается еще и разного размера. Как подобрать нужный? К сожалению, у производителей нет единой шкалы типоразмеров. Для новичков дадим несколько советов:

  1. С увеличением номера уменьшается размер бисеринок.
  2. Номер 10 чешский и японский не совпадают, но близки, а из похожего бисера немного разного размера можно создавать интересные композиции.
  3. Основная шкала размеров создавалась под чешский бисер. Критерием оценки выступает диаметр – сколько бисеринок в ряд поместится в одном дюйме (около 2,54 см). получается, что для №12/0 это 20 шт, а для №6/0 всего 10 шт.
  4. Чем мельче бисер, тем больше его в 1 грамме.

В таблице дано лишь примерное соответствие:

Продавцы товаров для рукоделия более оказались более мобильны и придумали шкалу, в которой классифицировали бисер по группам независимо от производителя:

  • Crow-beads – бусины или очень крупный бисер с диаметром от 4 мм;
  • E-beads – крупный бисер диаметром от 2,5 мм;
  • Pony-beads – средний, его диаметр от 2,3 мм;
  • Seed-beads – мелкий бисер.

Важно! У разных производителей один и тот же номер отличается по размеру! Это следует учитывать при покупке материала.

Сравнение бисера разных производителей

Это лишь самые распространенные виды бисера. И вполне уверенно можно сказать, что производители на этом не остановятся, и скоро появятся новые, еще более причудливые формы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *