Белорусские куклы и орнаменты в Волшебной лавке

Волшебная лавка – о белорусских куклах и орнаменте

Волшебная лавка – о белорусских куклах и орнаменте

Куклы. Куклы смотрят на нас с полок магазинов. Самые разнообразные куклы – от китайских фарфоровых, маскирующихся под европейских паненок XIX века, до соломенных народных.


Куклы-обереги

Белорусские народные традиции очень древние. Те сувениры, которые любой турист привезет из Беларуси – соломенные куклы или куклы из ткани, глиняные поделки (кувшины, колокольчики, фигурки), не так просты, как кажется на первый взгляд. За ними века истории и весьма богатая символика еще с языческих времен. И если даже это не глиняная игрушка-коник, сделанная точно так же, как и сотни лет назад, а фигурка бабки и деда на печи, традиции их изготовления все равно те же.


Сувенир из глины

Гуляя по ТЦ «Столица», рядом с вокзалом, около Красного костела и Площади Независимости, вот уж где точно бывают туристы, я набрела на Волшебную лавку. Лавку, которая была спрятана в самом низу, около эскалатора. Лавка как лавка – магниты с приевшейся надписью Минск, русские матрешки (если итальянец не доедет до Москвы, матрешку он все равно купит), бусы и браслеты из различных камней. Но вот если присмотреться, есть сувениры и поинтереснее – обереги из соломки и глины, куклы-обереги.


Волшебная лавка

На куклах и остановимся. Традиционные белорусские куклы могут быть двух видов (если не считать глиняную игрушку – куклы из глины тоже были, но чаще всего все же лепили фигурки животных) – соломенные (в Беларуси вообще очень было распространено соломоплетение) и из ткани.

Куклы из ткани, такие как на фото выше, являлись исключительно оберегами. Они были очень простыми, у них не было лиц. Такие куклы могли сделать не только взрослые женщины, но и девочки.

Делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась от старой одежды, что тоже важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было потому, что считалось будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест – как символ жизни и солнца.


Кукла-колокольчик из глины (аналогия на тряпичные куклы)

Куклы из ткани делились на несколько видов.

Очистительные куклы или куклы-обереги могли вешаться около двери, таким образом, защищая дом от злых духов. «Зольная» кукла называлась так, потому что в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбу, брали с собой в дорогу, на новое место жительства. Кукла на счастье – такую куклу всегда шили в подарок, по размерам она была не большой – 4-5 см.


Кукла в шубе

Время внесло свои коррективы в изготовление кукол из ткани. Современные сувенирные куклы уже не закручиваются, а сшиваются, бывает, появляются у них и лица, а их одежда зачастую украшается стилизованным белорусским орнаментам. Есть и еще большие исключения – к примеру, куклы могут одеваться в самые различные костюмы, как вот эта, на фотографии, в дорогую шубу.

Белорусский орнамент

, который можно увидеть на белорусском народном костюме, флаге, сувенирных куклах или же вот на таком глиняном колокольчике в форме куклы, как на фото выше, вещь также весьма древняя, языческая. Каждый узор орнамента, зачастую геометрический, несет определенное значение.


Белорусский орнамент

Вот значения некоторых из узоров:

1 – символ женской доли 2 – Мать и святое древо 3 – символ крепкой семьи 4 – символ солнца 5 – символ богатого человека 6 – символ Берегини 7 – Купалле. Хоровод 8 – Купалле. Огонь 9 – Купалле. Купалинка в танце 10 – Купальская трава с 3-мя цветами 11 – символ детей (защиты от несчастий) 12 – символ Матери 13 – оберег 14 – символ песни любви 15 – знак девушки-березы 16 – символ бога Ярылы 17 – свадьба 18 – символ предков 19 – символ начала любви и символ любви в расцвете 20 – символ невзаимной любви и символ память про любовь 21 – Древо жизни, символизирует вечность, бессмертность 22. – Ярыла на коне. Славянский бог урожая и жизненных сил природы 23 – Жытняя баба. Символ урожайности и жизни 24 – символ пробуждения природы весной 25 – символ солнца


Обереги из глины и соломы – магниты


Сувенир из глины

Будете в Минске – заходите в Волшебную лавку:)

Куклы-обереги

Ещё с древнейших языческих времён люди делали кукол. Первых из них изготавливали из золы, позже стали делать из ткани. У славян рукоделие считалось с родни творению мира, когда из хаоса получалось что-то гармоничное. Кусочки ткани складывались в систему, что придавало изделию целостность. Необработанные края подчёркивали связь с хаосом. Такие куклы-обереги довольно легко изготавливаются, их просто разобрать на тряпочки. Это говорит о том, что человек легко и на время приходит в этот мир. В каждой такой кукле мудрость и сила предков. Согласно мифологическому сознанию, тряпичная кукла – это магический предмет, являющийся посредником общения между человеком и иным миром. В древности куклы-обереги помогали устанавливать связь с высшими энергиями.

Таких куколок у славянских народов было огромное множество. Сначала они являлись элементами ритуальных обрядов, оберегами для дома, от сглаза и болезней. На них возлагались надежды по сохранению богатства, защите урожая и привлечению благополучия. Позже появились куклы-игрушки, которые имели ценные воспитательные качества.

Куколки делались по случаю народных праздников, например, для масленицы или дня Ивана-Купалы, в качестве подарков или обрядовых символов для отмечания семейных событий, таких как свадьба или рождение ребёнка, а также просто изготавливались в качестве спутниц-хранительниц спокойствия, здоровья, достатка, любви. Куклу-Берегиню можно сделать на любовь и верность, благополучие в семье, успешное замужество, счастливое материнство, удачу в дороге и путешествиях, денежную прибыль, успешную карьеру, успехи в бизнесе и многое другое.

Читайте также:
Кася Туск – модный блоггер из Польши

У кукол-берегинь нет лица. Делалось это для того, чтобы через куколку невозможно было перенести злые поступки и мысли на её владелицу или владельца. Также белый цвет лица образно выражал чистоту помыслов её хозяев. Кукол-берегинь делали без применения иглы, ножниц, ножа, клея, чтобы не нанести вред тем людям, чьё здоровье и благо они должны были хранить. Нитки обрывали руками или перекусывали зубами. Если что-то надо было обрезать, то сначала резали, а потом только прикладывали к кукле. Во время её изготовления строго придерживались определённых правил.

Во время изготовления кукол-берегинь не допускалось присутствия мужчин в помещении, где происходило это таинство. При изготовлении куклы-оберега была важна не сама техника, а образы, вкладываемые в этот процесс. Например, крутит мастерица пальчиками кукле головку и приговаривает: «светлая головка, чистая, добром и любовью наполненная». Делает грудь кукле и при этом вкладывает в неё образы счастливого материнства, доброты владелицы, достатка в её семье. Если в процессе работы что-то не ладилось – нитка обрывается, складка не получается – говорили: «несчастье на куклу придёт, а меня (или имя человека, которому делается оберег) обойдёт».

Славянские куклы-обереги всегда были сильными помощницами в быту, в личной и социальной жизни наших предков. Каждая из кукол наполнялась особым смыслом и имела определённое предназначение.

Представьте себе быт наших предков – ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов – вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности. К различным событиям, таким как новый урожай, уход зимы и другим жизненно-важным этапам года делались обрядовые куколки, и каждая из них наполнялась своим смыслом и имела своё личное предназначение – какая-то куколка сжигалась как символ очищения, а какая-то наоборот, наполнялась крупами и ставилась на видное место, чтоб в дом достаток привлекать. Куколки бывали самые разные, не только из ткани – и из глины делались, и из соломы, даже из золы.

Если в семье случалось доброе событие – свадьба или роды, то наши предки обязательно делали куколок – чтобы отвадить сглаз, порчу, злых духов и другие беды от новорождённого ребёночка или чтобы специальная куколка для молодожёнов «неразлучники» помогала сохранять цельность единства новой семьи. Секрет настоящих неразлучников в том, что они делались из одного неделимого квадрата ткани с общей ручкой, и при изготовлении красная нить судьбы ни разу не обрывалась — тогда по поверью семья никогда не разрушится — у них общая основа и общая судьба. Только когда появлялся ребёночек, привязывалась отдельная петелька. Неразлучников иногда наряжали в красивые праздничные одежды.

На свадьбе повивальная бабка или взрослая родственница сажала на колени невесте куклу «пеленашку», чтобы обезопасить будущего ребёночка даже ещё до зачатия, чтобы злые духи, караулящие семейную пару, увидели «спелёнутого ребёнка» и вселились в него вместо настоящего. Также пеленашка «согревала постельку» ещё до рождения ребёнка, и служила первой игрушкой и оберегом для малыша.

Делались куколки и по разным другим поводам – например, если муж надолго уезжал, то вместо него делалась обережная кукла хозяина и сажалась на почётное место в доме. А если в семье женщина никак не могла родить, то изготавливалась другая куколка — Московка, чтобы помогала своей статностью и великолепием принести и воплотить в семье дух счастливого материнства и отцовства. А если жёнушка запланировала ребёночка, то чтобы он скорее появился, она делала себе «беременную куклу», и результат не заставлял себя долго ждать. Секрет беременной куклы прост — делалась обычная куколка, а в подол к ней пряталась маленькая «пеленашка».

Чтобы в доме царило здоровье, чтобы ничто не могло ему повредить, делалась «кубышка» — красивая куколка, сидящая на мешке с целебными ароматными травами. Если кто-то заболевал, то мешочек тёрли пальцами, проходя с ним по всему дому, а потом кубышку клали к больному в постель, чтобы дух болезни испугался и исчез.

Для того чтобы в дом всегда приходили хорошие и радостные новости, делались куклы «колокольчики» и развешивались по нескольку штучек сразу. Кукла «день-ночь» берегла сон и дарила дневную радость и энергию. Также эта куколка несла и философский смысл бытия — нужны и день и ночь, и дождь и солнце, и зима и лето, и белобог и чернобог — всё нужно для чего-то, любить нужно всё.

Если человек собирался в дальнюю дорогу, ему давали с собой «подорожницу». Эта маленькая куколка умещалась на ладошке и держала в руках узелочек. В нём была щепотка крупы, чтобы в дороге всегда быть сытым, и красная ниточка, чтобы всегда найти дорогу домой.

И помимо всего вышеуказанного, каждому человеку также изготавливались персональные куколки – обереги из ткани методом связывания, обмотки и скручивания. Такие куколки отвечали за все аспекты жизнедеятельности, помогали во всех начинаниях, уберегали от всех недугов. Это были личные куколки взрослых людей, их неутомляемые берегини.

Когда куколки приходили в негодность и начинали разваливаться на части от долготы службы, её не выбрасывали целиком. Разбирали на тряпочки и сжигали их, тогда вместе с ними сгорал весь негатив, который старательно собирала и накапливала куколка-берегиня. А куколку не так уж и просто разобрать, как кажется на первый взгляд. Резать и использовать острые предметы нельзя, только руки и зубы — это всё, чем можете пользоваться.

Читайте также:
Что дает обладание любимыми брендами

Возможно сейчас в куклы-обереги не вкладывается столько сакрального смысла, но ведь самое главное во все времена – это вера. Всё, во что мы верим, может сбыться. Куколка, конечно, не гарантирует вам исполнение всех желаний, но, если поверить, может стать счастливым талисманом. Не зря ведь наши мудрые предки вкладывали в них столько света и надежд. Быть может, в сумбурном вихре развития цивилизации мы не только что-то приобрели, но и потеряли…

Евгения ЛЯХОВЕЦ.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Like Like Love Haha Wow Sad Angry

Старинная народная кукла Купавка. История и мастер-класс

Наталья Плахтеева

Старинная народная кукла Купавка. История и мастер-класс

Эта старинная народная кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.

Праздник «Ивана-Купала» до крещения Руси знаменовал собой летнее солнцестояние, которое приходится на 20-22 июня. После принятия христианства и при переходе на новый стиль датой праздника стал день 7 июля.

В царской России это был любимый всенародный праздник, связанный с земледелием и плодородием.

На Аграфену Купальницу (6 июля) мылись и парились в бане, заготавливали веники на весь год. Утром 6 июля люди радостно пели:

Приехала Купаленка

На семидесяти тележках.

Привезла нам Купаленка

Добра и здоровья,

Богатства и почестей.

На Руси в некоторых местностях в этот день девушки надевали свои лучшие наряды, ходили по соседским домам и просили: «Умойте».

В переводе это означало — дайте что-нибудь из девичьих украшений: серьги, ленточки, бусы.

В честь Аграфены Купальницы девушки и женщины делали куклу Купавку. Основой ей служат две берёзовые веточки, перевязанные крестообразно. Наряжали куклу в красивые одежды. На руки Купавки вешали цветные ленточки или ниточки -заветные девичьи желания, потом куклу пускали плыть по реке. Чем легче кукла -тем лучше она будет плыть. Чем больше на её руках разноцветных тесёмок — тем больше желаний может сбыться. Люди верили что ленточки, завязанные на руках куклы, также забирали с собой все несчастья и невзгоды.

Вот такое значение наши предки придавали очистительной силе воды. По тому, как поплывет кукла, предсказывали, каким будет год. Закружит ли её водоворот, прибьет ли к берегу, поплывет ли она свободно — таких жизненных ситуаций и надо ждать в году.

Предлагаю очень простой способ изготовления старинной народной куклы Купавка.

Для изготовления куклы мне понадобились:

— две березовые веточки;

— нитки цветные, кружево, тесьма;

Способ изготовления куклы

Сначала надо сложить две веточки в виде креста и перевязать их красной ниткой

Верхний конец длинной веточки обмотать ватой, накрыть квадратным белым лоскутом ткани и, сформировав голову, закрепить ниткой в районе шеи

Приложить к телу куклы тесёмки сарафана и закрепить ниткой по линии талии. Надеть на куклу юбку и тоже закрепить ниткой

На голову надеть очелье, на руки прикрепить разноцветные нитки или ленты

На голову повязать платок

Поговорки и приметы к празднику Аграфены Купальницы

Купаленька — ночь маленька!

Репу сей на Аграфену — хороша репа будет.

На Аграфену и старики закупываются.

Мойся белее, будешь милее.

Пар костей не ломит, души вон не гонит.

Считалось, что к этому дню травы и коренья в самом соке и обладают большой целительной силой. Поэтому люди украшали дома вениками, пучками душистых трав и букетами полевых цветов.

Творческий тандем из Белоруссии: чудесные куклы Янины Юревич и Надежды Сойко

В одной из папок я бережно храню виртуальную коллекцию кукол белорусских художников Юревич Янины и Сойко Надежды

Обе они — выпускницы Белорусского государственного университета культуры (отделение Народные ремёсла) и уже много лет работают в творческом тандеме, специализируясь на изготовлении сувенирных и интерьерных кукол. Постоянная экспозиция их кукол и игрушек из пластика, керамики и текстиля располагается в Минске — в артгалерее Балаганчик, что находится в троицком предместье — старой части города, уцелевшей от бомбежки.

Надежда Сойко, художник-кукольник:
«Сначала возникает идея, которую мы сразу же переносим на бумагу, получается простой эскиз. В голове сразу же продумывается, из чего он будет состоять. Голова, ручки и ножки у нас керамические. Это трудоемкий процесс, потом сушим и обжигаем, параллельно готовятся костюмы из ткани. Потом собирается сама кукла: волосики, ручки, ножки, все пришивается. Для нас все куклы добрые, мы стараемся, чтобы они приносили позитивные эмоции. Мой любимый образ — баба Яга. Во многих странах баба Яга — очень хороший символ. В Италии это символ женского счастья, хранитель домашнего очага. Она сор из избы выметает, ей приписывают много функций.»

Мне довелось познакомиться лично с Надеждой на одной из выставок. Не было посетителя, который прошел бы мимо их стенда, не задержавшись. Забавные ангелочки, растопырив свои тонюсенькие ручонки, буквально разлетались направо и налево.

И зачем нам иствикские ведьмы? У нас своих хватает!

А вот деффчонки устроили небольшой девишник:

Ну чем не ангел?

Говорят, что когда женщине подрезают крылья, она пересаживается на метлу. ну, или на другой вид транспорта.

Ведьмочки, феечки — они прочно обосновались в мире людей. в образе кукол.

Каждая фея отвечает за определенную эмоцию, поэтому их очень много и все они разные.

Помощницы в рукоделии:

И заядлые кофеманки:

И даже музыкальные:

Эти прелестные создания уже достаточно популярны не только в Белоруссии, но и далеко за ее пределами. Главным образом благодаря выставкам.

А вот таких колоритных дам покупают мужчины в подарок своим избранницам.

Читайте также:
Кератин для волос

Создают девушки не только кукол-девочек, но и кукол-мальчиков. Надо сказать, весьма колоритных мущин 🙂

А вот такая воздушная композиция радует меня в моей мастерской:

Другие персонажы Янины и Надежды не менее колоритны.

На самом деле, это не все куклы которых создали Надежда и Янина. Их гораздо больше и кто-то наверняка встречал их и на просторах интернета, и в магазинах авторских работ. А те, кто уже знаком с этими талантливыми художниками, наверняка получили удовольствие (ну, я на это сильно надеюсь) от просмотра фотографий, потому как впервые публикую их в широком доступе.

Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»

Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Фотоотчет «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Беларуси»

В наше неспокойное время, полное противоречий и тревог, когда привычными стали слова «насилие», безнравственность, бездуховность, мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Не получим ли мы в их лице «потерянное поколение», не имеющее никаких нравственных ценностей.

Чтобы этого не произошло, надо с самого раннего возраста надо научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, т. е. воспитывать в них те нравственные качества, которые и у многих взрослых сегодня отсутствуют.

Лучше нет пути, чем знакомство с народными традициями, народными промыслами Беларуси, мастерством народных умельцев и белорусским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре. Именно дошкольный возраст представляет благоприятные перспективы формирования у детей патриотизма.

В соответствии с принципами государственной политики в сфере образования, Кодексом Республики Беларусь об образовании, учебной программой дошкольного образования и образовательными стандартами дошкольного образования воспитание гражданственности и патриотизма является неотъемлемой частью воспитания подрастающего поколения.

Учебной программой дошкольногообразования в старшей группе определены следующие задачи в данной области:

воспитывать: патриотические чувства; чувства любви к родному краю и гордости за него;

• воспитывать желание и стремление самим активно участвовать в создании предметов рукотворного мира и обогащении предметно-развивающей среды (оформление интерьера группы, создание игрушек и предметов для игровой, театрально-художественной деятельности).

• Формировать представления о декоративно-прикладном искусстве Беларуси, о наиболее значимых ремеслах (вышивка, ткачество, керамика, изделия из соломки, льна, дерева, лозы); красоте и целесообразности эстетики быта, культуры белорусов.

Для себя мы конкретизировали эти задачи:

• показать разнообразие декоративно-прикладного искусства Беларуси, его характерные особенности, своеобразие.

• Вовлекать ребят в художественно-творческую деятельность;

• Приобщать к эстетической культуре;

• Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

• Развивать мелкую моторику рук детей;

• Обогащать словарный запас детей.

С целью ознакомления детей с декоративно – прикладным искусством Беларусимы создали необходимые условия работы: подобрали литературу, изделия декоративно-прикладного искусства Беларуси и создали мини музей, изготовили дидактические игры, подобрали наглядный иллюстрационный материал.

Всю работу проводим в 3-х направлениях:

Первое направление: ознакомление с определённым видом народного декоративно-прикладного искусства.

Второе направление: обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства.

Третье направление: формирование детского декоративного творчества, умения создавать узоры, предметы.

Для ознакомления с определённым видом декоративно-прикладного искусства в группе оформлен национальный уголок с предметами декоративно-прикладного искусства Беларуси,

имеются наборы открыток «Белорусский национальный костюм»,

«Декоративно-прикладное искусство Беларуси»,

тематические альбомы «Белорусский узор» и «Белорусская игрушка».

Знакомство детей с декоративно – прикладным искусством осуществляем практически во всех видах деятельности детей. Например,

• На занятиях по развитию речи дети составляли описательные рассказы по игрушкам.

• На занятиях по математике дети упражнялись в составлении узоров из геометрических фигур.

Ознакомление с народными промыслами дополняем знакомством с народной музыкой, обрядами, что обогащает представления детей, способствует повышению интереса к народному искусству.

С целью формирования знаний о культуре белорусского народа провели:

• Занятия в форме сюжетных игр «Художественный салон»,

«Выставка народного творчества», «Музей народного искусства».

• занятие «В гости к народным мастерам» с использованием электронной презентации.

• Занятие по патриотическому воспитанию «Традиции и обычаи белорусского народа» с использованием электронной презентации.

С целью обучения декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе подлинных предметов народного искусства проводили:

• занятие по лепке «Конiк – беларуская глiняная цацка»,

• Занятие по аппликации «Украшение рушника»

• Занятие по рисованию «Слуцкiя паясы»

• Занятие по ручному труду «Изготовление куклы-оберега из соломки».

• итоговое занятие «Экскурсия в музей белорусского искусства» с использованием электронной презентации

В ознакомлении с народным искусством Беларуси большую роль играет детская художественная литература. В уголке юного книголюбителя собраны детские книги «Гучыць родная мова».

С целью формирования детского декоративного творчества, умения создавать узоры,предметы большое внимание уделяем организации свободной деятельности воспитанников:

• Предлагаем игры-задания «Линии в белорусском орнаменте», которые способствовали укреплению координации, подготовке руки детей к письму.

• Для развития мелкой моторики рук «Белорусские раскраски»,

• Организуем беседы об истории создания предметов народного искусства,

• Выставку детских работ по декоративно-прикладному искусству;

• Рассматривание познавательной литературы

• Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;

• Интересны детям виртуальные экскурсии к народным мастерам (с помощью электронной презентации) «Работа на прялке»,

«Как сплести корзину из лозы», «В старинной кузне», «В гончарной мастерской».

В свободной деятельности также использовались серии альбомов для обогащения детского художественного творчества «Белорусский узор», «Белорусская игрушка».

Читайте также:
Духи Amouage – ароматы востока и селективная парфюмерия

Знания, полученные в специально организованной деятельности закрепляем в дидактических играх по ознакомлению детей декоративно-прикладном искусством. В группе оформлены

дидактические игры «З чаго гэта зроблена?»,

«Укрась одежду, обувь».

Особый интерес вызывают у детей дидактические игры в сопровождении электронной презентации.

Например: дидактическая игра «Найди лишнее»

Дидактическая игра «Художественные часы»

В группе составлена картотека дидактических игр по ознакомлению с народным искусством Беларуси. Материалом для игр служат фотографии, открытки, альбомы, рисунки детей, предметы декоративно-прикладного искусства.

Именно разнообразная игровая среда, созданная в группе, интеграция разных видов детской деятельности способствует повышению знаний детей о народном искусстве Беларуси.

Важным условием эффективной реализации задач патриотического воспитания дошкольников является тесная взаимосвязь с семьями воспитанников. Родители принимали активное участие в обогащении образовательной среды группы.

Для повышения компетенции родителей по проблеме подготовлены

тематическая папка «Как воспитать маленького патриота»,

«Музей белорусского народного искусства в деревне Раубичи»,

консультации «Воспитание детей через приобщение к народной культуре», «Как правильно организовать поход в музей с ребенком?».

С помощью родителей собраны:

• библиотека детских книги на белорусском языке

• картотека белорусских раскрасок

• фонотека белорусского музыкального фольклора

• иллюстрации для рассматривания с детьми

• оформлены презентации «Виртуальный музей народного белорусского народного творчества», «Азбука белорусского орнамента для детей»

• приобретена познавательная литература для детей

Декоративно-прикладное искусство как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Педагогическая разработка на тему: «Декоративно -прикладное искусство, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного.

Конспект НОД по знакомству с русским декоративно-прикладным искусством — вышивка «Веселая ярмарка» (старшая группа) Основная образовательная область – Социально -коммуникативная Интеграция областей: .Познавательное, художественно-эстетическое; физическое,.

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством (старшая группа) Программное содержание: развивать у детей интерес к народному декоративно-прикладному искусству. Способствовать развитию эстетического вкуса,.

Ознакомление детей второй младшей группы с декоративно-прикладным искусством — одна из форм ознакомления с социальным миром Цель: Воспитание юного патриота и развитие творческих способностей детей через ознакомление с декоративно – прикладным искусством «Дымка».

Ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством мордовского народа Декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры, признано одним из действенных средств развития детей. Мордовское.

Семинар — практикум для педагогов. «Ознакомление с декоративно-прикладным искусством». Цель семинара-практикума: формирование гражданско-патриотических чувств у педагогов посредством ознакомления их с народными промыслами Орловского.

Творческий проект «Ознакомление детей старшего возраста с декоративно-прикладным искусством» «Голубая Гжель» Содержание проекта 1. Название проекта. 2. Руководители проекта. 3. Интеграция образовательных областей. 4. Вид проекта. 5. Продолжительность.

Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке» Занятие-беседа «Знакомство дошкольников с декоративно-прикладным искусством «Украсим платок и передник матрёшке»». Цель: познакомить.

Знакомство детей с искусством Задача педагога прежде всего воспитывать интерес к произведениям искусства. Постепенно он воспитывает у детей способность эстетического.

Знакомство детей с искусством: «Что такое натюрморт?» Конспект занятия по НОД ОО «Художественно – эстетическое развитие» для детей старшей группы 5-6 лет. Знакомство детей с искусством: «Что.

Белорусские народные игрушки

Белорусские народные игрушки

Белорусская народная игрушка является отражением белорусской народной культуры, зеркалом жизненного уклада белорусов, их национальных художественных традиций и эстетических потребностей.

История народной игрушки начинается в глубокой древности и тесно связана с творчеством народа, с народным искусством, фольклором. Если всмотреться в образцы игрушек всех народов и времён, невольно поражает их сходство друг с другом, в котором, как в зеркале, отражается единство внутреннего мира человека на всём пространстве земного шара. Почти все они создавались, в общем-то, одинаково, по бесхитростной технологии, чаще всего из двух самых распространённых и дешёвых материалов: глины и дерева. В образах народной игрушки, её росписях, узорах, тиснениях можно прочесть зашифрованные послания с пожеланиями добра, света, благополучия.

У детей в ладошках птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.

Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят.

Мастер глину замесил

И игрушек налепил.

После высушил, и в печь,

Чтобы их там все обжечь.

А потом он краски взял

И игрушки расписал.

Вот они какие — в ряд

Разноцветные стоят:

Цвет малиновый, цвет синий,

Жёлтый — яркий и красивый.

Зайцы, птички, петушки —

Боярыни и всадники.

Те игрушки, спору нет,

Покорили целый свет!

Свистульки разных сортов и мастей — наиболее распространённый вид белорусской глиняной игрушки. Делали их преимущественно в местечке Раков на Минщине и в деревне Городная на Брестчине. Белорусские мастера лепили погремушки, по-местному “бразготки”, свистульки в виде птичек, лошадок, фигурки животных и людей. Небольшие по размеру, простые по форме, без лишних подробностей, они передавали самое существенное: крутая шея с гривой у лошадки, загнутые рога у барана, плоский клюв у уточки, хвост баранком у собачки. В самобытном художественном творчестве белорусских мастеров нашли отражение не только реальные образы окружающего их мира, но и вымышленные (полулошади, полуптицы), представляющие собой настоящие чудеса фантазии. Игрушки покрывали тончайшим слоем стекла — глазурью, по-местному “поливой”. Чаще всего использовали “муравлёные” (зелёные) и “цениные” (синие) глазури, от которых рельефные украшения становились более выразительными.

Белорусская народная игрушка из дерева

Мастера-умельцы здесь обращали внимание не на скульптурную проработанность изделий, а на то, чтобы придумать оригинальный механизм, который их оживит. К таким игрушкам относятся “Конники”, “Цыплята клюют зерно”, “Медведь-гимнаст” и др. Техника деревянных народных игрушек была простой и доступной детскому пониманию, построенной по простейшим законам механики. Кроме двигающихся игрушек делали из дерева птичек, которых подвешивали над детской колыбелькой, различные человеческие фигурки, игрушечную мебель, посуду, орудия труда. Народные игрушки из дерева, забавляя ребенка, одновременно знакомили его с окружающей жизнью, трудом взрослых.

Куклы-обереги

Белорусские народные традиции очень древние. Те сувениры, которые любой турист привезет из Беларуси – соломенные куклы или куклы из ткани, глиняные поделки (кувшины, колокольчики, фигурки), не так просты, как кажется на первый взгляд. За ними века истории и весьма богатая символика еще с языческих времен. И если даже это не глиняная игрушка-коник, сделанная точно так же, как и сотни лет назад, а фигурка бабки и деда на печи, традиции их изготовления все равно те же.

Делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась от старой одежды, что тоже важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было потому, что считалось будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест – как символ жизни и солнца.

Куклы из ткани делились на несколько видов.
Очистительные куклы или куклы-обереги могли вешаться около двери, таким образом, защищая дом от злых духов. “Зольная” кукла называлась так, потому что в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбу, брали с собой в дорогу, на новое место жительства. Кукла на счастье – такую куклу всегда шили в подарок, по размерам она была не большой – 4-5 см.

Кукла в шубе

Читайте также:
Перья страуса для платьев шляпок и юбок

Время внесло свои коррективы в изготовление кукол из ткани. Современные сувенирные куклы уже не закручиваются, а сшиваются, бывает, появляются у них и лица, а их одежда зачастую украшается стилизованным белорусским орнаментам. Есть и еще большие исключения – к примеру, куклы могут одеваться в самые различные костюмы, как вот эта, на фотографии, в дорогую шубу.

Кукла-колокольчик из глины (аналогия на тряпичные куклы)

Елочные игрушки

Солома полюбилась белорусам за красоту и тепло, ведь при умелой обработке она превращается в необыкновенные произведения искусства. Для народных обрядов из соломы плели венки, вязали снопы, мастерили фигурки. В конце XVIII – начале XIX вв. на белорусском Полесье создали знаменитые царские врата – плетеные соломенные иконостасы, распространенные лишь в нашей стране. Пожалуй, больше нигде в мире нет такого разнообразия в использовании этого необычного материала, дарящего энергию солнца.

Народная игрушка вызывает искреннее любопытство, радость, удивление. Она лишилась той среды, для которой была рождена, превратившись в музейный экспонат или в памятный подарок, дорогой тем, что ощущается в нём теплота ручного труда и почти детская наивность, чистая и откровенная. Народная игрушка и есть сама Сказка — вечное детство.

БЕЛОРУССКАЯ КУКЛА-ОБЕРЕГ. Традиционная тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом. — презентация

Волшебная лавка – о белорусских куклах и орнаменте

Куклы. Куклы смотрят на нас с полок магазинов. Самые разнообразные куклы – от китайских фарфоровых, маскирующихся под европейских паненок XIX века, до соломенных народных.

Белорусские народные традиции очень древние. Те сувениры, которые любой турист привезет из Беларуси – соломенные куклы или куклы из ткани, глиняные поделки (кувшины, колокольчики, фигурки), не так просты, как кажется на первый взгляд. За ними века истории и весьма богатая символика еще с языческих времен. И если даже это не глиняная игрушка-коник, сделанная точно так же, как и сотни лет назад, а фигурка бабки и деда на печи, традиции их изготовления все равно те же.

Гуляя по ТЦ «Столица», рядом с вокзалом, около Красного костела и Площади Независимости, вот уж где точно бывают туристы, я набрела на Волшебную лавку. Лавку, которая была спрятана в самом низу, около эскалатора. Лавка как лавка – магниты с приевшейся надписью Минск, русские матрешки (если итальянец не доедет до Москвы, матрешку он все равно купит), бусы и браслеты из различных камней. Но вот если присмотреться, есть сувениры и поинтереснее – обереги из соломки и глины, куклы-обереги.

На куклах и остановимся. Традиционные белорусские куклы могут быть двух видов (если не считать глиняную игрушку – куклы из глины тоже были, но чаще всего все же лепили фигурки животных) – соломенные (в Беларуси вообще очень было распространено соломоплетение) и из ткани.

Куклы из ткани, такие как на фото выше, являлись исключительно оберегами. Они были очень простыми, у них не было лиц. Такие куклы могли сделать не только взрослые женщины, но и девочки.

Делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась от старой одежды, что тоже важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было потому, что считалось будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест – как символ жизни и солнца.

Кукла-колокольчик из глины (аналогия на тряпичные куклы)

Куклы из ткани делились на несколько видов.

Очистительные куклы или куклы-обереги могли вешаться около двери, таким образом, защищая дом от злых духов. «Зольная» кукла называлась так, потому что в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбу, брали с собой в дорогу, на новое место жительства. Кукла на счастье – такую куклу всегда шили в подарок, по размерам она была не большой – 4-5 см.

Читайте также:
Профессии дизайнера одежды и модельера

Время внесло свои коррективы в изготовление кукол из ткани. Современные сувенирные куклы уже не закручиваются, а сшиваются, бывает, появляются у них и лица, а их одежда зачастую украшается стилизованным белорусским орнаментам. Есть и еще большие исключения – к примеру, куклы могут одеваться в самые различные костюмы, как вот эта, на фотографии, в дорогую шубу.

Белорусский орнамент

, который можно увидеть на белорусском народном костюме, флаге, сувенирных куклах или же вот на таком глиняном колокольчике в форме куклы, как на фото выше, вещь также весьма древняя, языческая. Каждый узор орнамента, зачастую геометрический, несет определенное значение.

Вот значения некоторых из узоров:

1 – символ женской доли 2 – Мать и святое древо 3 – символ крепкой семьи 4 – символ солнца 5 – символ богатого человека 6 – символ Берегини 7 – Купалле. Хоровод 8 – Купалле. Огонь 9 – Купалле. Купалинка в танце 10 – Купальская трава с 3-мя цветами 11 – символ детей (защиты от несчастий) 12 – символ Матери 13 – оберег 14 – символ песни любви 15 – знак девушки-березы 16 – символ бога Ярылы 17 – свадьба 18 – символ предков 19 – символ начала любви и символ любви в расцвете 20 – символ невзаимной любви и символ память про любовь 21 – Древо жизни, символизирует вечность, бессмертность 22. – Ярыла на коне. Славянский бог урожая и жизненных сил природы 23 – Жытняя баба. Символ урожайности и жизни 24 – символ пробуждения природы весной 25 – символ солнца

Обереги из глины и соломы – магниты

Будете в Минске – заходите в Волшебную лавку:)

Мастер класс по созданию-мотанок своими руками

К изготовлению куколок допускались только женщины, что связано с древним периодом матриархата. Хозяйка дома наделялась светлой, очистительной энергией, которую передавалась и готовому изделию. Женщина считалась хранительницей домашнего очага и традиций рода. Девочки учились у старших и делали игрушки для себя, подсознательно усваивая древние традиции и знания.

Особенности мотания

При изготовлении кукол-мотанок нельзя было пользоваться ножницами, иглой. Иногда даже не завязывались узлы. Ткань на лоскуты не резали, а рвали. При изготовлении оберега важным было каждое действие: нитки старались закручивать по спирали с востока на запад по ходу движения солнца. Края ткани не подшивали, чтобы подчеркнуть связь изделия с хаосом, иным миром. Концы нитей не обрезали, а перекусывали. Нельзя сшивать части изделия.

Голова куклы должна быть покрыта. Чаще всего используется треугольный лоскут в виде платочка. Мастерицы делают волосы из ниток, соломы. К мотанкам привязывали мелкие предметы: маленькие узелки с крупами, зерном, травами, веничек, младенчиков, блин из материи.

Во время работы женщина не должна не только прерываться, но и переделывать куклу, выполнять одно действие дважды, иначе это лишит предмет защитной силы и свяжет его с потусторонним миром.

Основные правила при работе

Изготовление куклы-мотанки — настоящий обряд. Женщина следовала установленному ритуалу, наделяя изделие энергией веры.

Время изготовления

Важное значение имело время создания. Обрядовые куклы делали перед ритуалом, реже во время события. Так, в Пермском крае роженица в перерывах между схватками делала на коленях двенадцать небольших куколок-закруток, которые должны были защищать ребенка.

Опасным периодом считалась ночь: с полуночи до рассвета и святки. Люди верили, что грань между человеческим миром и потусторонним стирается и злые духи свободно разгуливают по земле.

В этот период делали только очистительных кукол, в том числе всем известную масленицу. Изделия вбирали в себя негативную энергию, а после этого сжигались.

В Дрибине показали традиционные белорусские обереги из ниток и ткани

В Коровчинском доме ремесел мастерицы хранят и передают секреты изготовления кукол-оберегов. Их можно было увидеть во время «Дрибинских торжков».

Тяжело найти человека, в доме которого не было бы сувениров. Что-то мы привозим из поездок, что-то дарят друзья, что-то просто вешаем «от сглаза» или «на удачу». А если заглянуть в недавнее прошлое Беларуси, то мы обнаружим, что на любые случаи жизни наши предки создавали своими руками из подручных материалов обереги с особой энергетикой.

О значениях кукол-талисманов рассказала Валентина Викторовна Моисеева, методист Дома ремесел деревни Коровчино Дрибинского района.

Образ жизни в Беларуси в древние времени во многом зависел от поры года, урожая, природных условий – некоторые обереги олицетворяют именно это.

«Зерновушка» – очень важный символ среди всех, это символ хлеба. Внутри этой куклы – зерно. Под праздник Покрова, когда уже закончен сбор урожая, наши земляки собирали зерно в мешочек, декорировали его таким образом и ставили в доме под образами. «Зерновушки» оберегали семью от голода и помогали пережить зиму. Весной самым первым в землю шло зерно из прошлогодней «зерновушки», а в конце года делали новую.

А это – «мартинички». Эти две фигурки плели в марте из красных и белых ниток. Они символизируют смену сезонов с зимы на весну, победу солнца, новый сезон урожая.

Конечно, здоровье всегда было одной из главных ценностей белорусов, а уж если человек заболевал, использовали все средства. Например, есть кукла «на здоровье». Ее плели для заболевшего человека из белых и красных ниток, обязательно льняных, и клали в его кровать. Считалось, что она забирает в себя болезнь, плохую энергию. Когда человек выздоравливал, куклу сжигали.

Заклинание вуду на деньги

Существует простое заклинание вуду на деньги, но его прочтение обязательно требует наличия маски или фигурки духов Лоа. Это — ваше связующее звено с высшими силами вуду. Для того, чтобы попросить помощи в денежных вопросах, ночью в полнолуние нужно капнуть своей крови на маску или фигурку с такими словами: Следующее заклинание можно читать в любое время и в любой обстановке. Даже в том случае, если у вас нет масок или статуэток божеств вуду. Но читают его только в случае крайней необходимости, если денежные дела действительно требуют помощи от высших сил: В целом, магия вуду довольно сильна. Она способна помочь справиться с любыми денежными проблемами. Однако ритуалы вуду достаточно сложны в исполнении, а также часто требуют наличия компонентов, которые нелегко приобрести в обычном или даже эзотерическом магазине.

Читайте также:
Ароматы Killer Queen, Purr Katy Perry и Meow Katy Perry

Куклы обереги

Куклы у славян появились не одну тысячу лет назад. Большинство из них ведет к языческим временам. Тогда это была важная составляющая жизни наших предков. С ними не только играли. Их просили о помощи, делились переживаниями, использовали в качестве оберегов. Последние годы возрождается интерес к могущественной магии кукол.

Материалы для кукол

Славяне изготавливали куклы из природных материалов: ткани, дерева, лозы, ниток, соломы, различных трав. В качестве наполнителей использовали золу, крупу, травы. Осина — отгоняла от злых духов, оберегала дом от нечисти. Куклы из березового полена считались оберегом семейного счастья. Травы были средством для профилактики болезней, а зола — от отпугивания нечисти.

Особенности кукол

Чаще всего кукол делали безликими, т.е. без носа, глаз, рта, чтобы в них не поселилась нечистая сила. В каждой семье куклы отличались, их делали по-разному. Игрушки всегда ценились, поэтому дети к ним относились бережно.

Кукла в быту

Игру в куклы всегда поощряли взрослые. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Благодаря им дети учились вести хозяйство, обретали образ семьи. Значительную часть игрушек составляли обрядовые. Их использовали в преддверии важных праздников, например, Масленицы, Ивана Купалы, а также для семейных мероприятий: свадьбы, родов.

Наиболее распространенные куклы-обереги в Беларуси

Желанница — помогает исполнять желания. Ее нельзя было никому показывать. Куклу изготавливали из ткани, украшали лентами и бусинами. Делать игрушку нужно было самостоятельно, при этом никто не должен был присутствовать при ее изготовлении. Но стоит учесть, что Желанница не выполняет злые помыслы. желания обычно загадывали на растущую луну за пару дней до полнолуния.

Желанница. Изображение использовано в качестве иллюстрации
Столбушка (Берегиня). Текстильная кукла. Охраняла жилье от порчи, сглаза, темных сил, горя и печали. В качестве защиты жилища Столбушку ставили напротив входной двери несколько выше головы человека. Часто мать специально изготавливала игрушку и клала в кроватку, чтобы согреть место еще не рожденному малышу. После кукла оставалась в люльке, в дальнейшем ребенок мог с ней играть. Также куклу ставили рядом с роженицей.

Берегиня. Изображение использовано в качестве иллюстрации
Десятиручка. Название куклы говорит само за себя — у куклы десять рук, чтобы все успевать. Считалось, что это оберег хозяюшек. Кукла помогала справляться с домашними обязанностями, придавала бодрость и вдохновение. Часто куколку дарили зрелым женщинам и девушкам, собирающимся выйти замуж. Изготавливали куклу из лыка или соломы, которые перетягивали красными нитками или лентами. Ее нельзя было использовать для игр.

Десятиручка. Изображение использовано в качестве иллюстрации
Неразлучники. Их дарили на свадьбу. Они считались символом крепких и долгих отношений между супругами. Куколок ставили на видное место, а когда появлялись трудности в отношениях, просили о помощи. Изготавливали куклу из ткани, основой для рук была палочка. Важной особенностью было то, что куклы держались за руки. Причем их не скрепляли, а делали цельными изначально. То есть для рук использовали одну палочку, на которую надевали фигурки мужчины и женщины. Оберег ни в коем случае нельзя было выбрасывать.

Неразлучники. Изображение использовано в качестве иллюстрации
День-Ночь. Защищала семью и жилище. Имела два образа — дневной и ночной, чтобы защищать семью в светлое и темное время суток. Изготавливали оберег из ткани. При этом можно было сделать одну куколку с двумя сторонами, а можно было изготовить две, но одного размера. Одна сторона обязательно делалась из темного материала, другая — из светлого. Традиционно первый проснувшийся менял образ оберега на дневной, при этом желая всем добра и удачи. А тот, кто ложился спать последним, поворачивал темной стороной и желал хороших снов.

Истоки появления талисмана

Кукла мотанка появилась с момента изобретения ткачества и создания первых материалов более 5000 лет назад. Игрушки делали для исполнения магических обрядов на календарные и семейные праздники и события. Позже появились куклы-обереги, которые защищали род от нечистой силы, болезней, сглаза, помогали вести хозяйство, оберегали детей.

Традиция изготовления игрушек имеет глубокие языческие корни, когда люди наделяли магическими свойствами все природные явления. На этом этапе кукла-мотанка играла роль медиатора между нашим и потусторонним миром: через нее можно было что-то попросить богов, обмануть злую силу.

Ярким примером служит традиция использования игрушек-пеленашек во время рождения ребенка. В русской культуре роды воспринимались пограничным состоянием между двумя мирами. Беременная женщина отправлялась в баню, чтобы не привести нечистого духа в дом. Во время родов муж в предбаннике имитировал поведение роженицы, чтобы отвлечь злые силы от жены и младенца. В некоторых областях мужчина сидел на лукошке с яйцами, после чего ему подкладывали куклу-пеленашку. Был и такой обычай: сразу после рождения ребенка прятали, а матери подкладывали игрушку. Иногда роженице приходилось переодеваться в мужскую одежду и выполнять работу по хозяйству, пока ее муж лежал в постели с куклой-пеленашкой. Цель этих традиций одна — защитить новорожденного и мать от злых сил.

Читайте также:
АНА - кислоты в косметических средствах для кожи

В народных куклах сохранились древнейшие обычаи предков, восходящие к индоевропейскому периоду. Так, на свадьбу делали двойную игрушку жениха и невесты, основа которой — палочка с разветвлением. Источник этой традиции — древний миф о Мировом древе, общий для всех народов Европы, который представляет мироздание как дерево.

Магия вуду на богатство — ритуал с копилкой

Этот ритуал потребует наличия гвоздичного масла (гвоздика принадлежит к денежным растениям). Кроме этого нужны 13 монет одинакового достоинства. Монеты подбирайте такие, которые используются в данный момент в любой из стран мира. Необходим небольшой отрез ткани натурального происхождения, желтая или золотая шерстяная нить и копилка из глины в форме свиньи — именно такими были самые первые копилки.

Обряд начинается в полночь. Он проводится при свете луны или свечей. Указательный палец левой руки обмакните в масло и крест накрест проведите им по каждой из 13 монет с обеих сторон. Каждую монету после смазывания кладите на ткань. Когда закончите с маслом сделайте сверток, завязав ткань желтой или золотой ниткой. После этого скажите заклинание вуду на деньги: Сверток лучше всего поместить внутрь копилки. Часть современных изделий имеют открывающееся дно. Но если это невозможно, оставьте сверток возле копилки на ночь под лунным светом. Утром заверните копилку и сверток в бумагу и ткань так, чтобы ни один солнечный луч не попал на них — это нужно сделать до рассвета. Хранить магические атрибуты нужно в укромном месте дома.

Через семь дней достаньте сверток и копилку. Проколите палец аптечным инструментом для забора крови и капните ею в отверстие для монет на копилке. При этом нужно говорить имена богов, которые указаны в заклинании — Урбине, Мериде и Каридузе. Это делается только под открытым небом – вудуисты считают, что это обязательное условие для обращения к богам. Кровь необходима после обряда, а также каждый раз, когда нужно очередное вмешательство свыше в денежные проблемы.

Волшебная лавка – о белорусских куклах и орнаменте

Волшебная лавка – о белорусских куклах и орнаменте

Куклы. Куклы смотрят на нас с полок магазинов. Самые разнообразные куклы – от китайских фарфоровых, маскирующихся под европейских паненок XIX века, до соломенных народных.


Куклы-обереги

Белорусские народные традиции очень древние. Те сувениры, которые любой турист привезет из Беларуси – соломенные куклы или куклы из ткани, глиняные поделки (кувшины, колокольчики, фигурки), не так просты, как кажется на первый взгляд. За ними века истории и весьма богатая символика еще с языческих времен. И если даже это не глиняная игрушка-коник, сделанная точно так же, как и сотни лет назад, а фигурка бабки и деда на печи, традиции их изготовления все равно те же.


Сувенир из глины

Гуляя по ТЦ «Столица», рядом с вокзалом, около Красного костела и Площади Независимости, вот уж где точно бывают туристы, я набрела на Волшебную лавку. Лавку, которая была спрятана в самом низу, около эскалатора. Лавка как лавка – магниты с приевшейся надписью Минск, русские матрешки (если итальянец не доедет до Москвы, матрешку он все равно купит), бусы и браслеты из различных камней. Но вот если присмотреться, есть сувениры и поинтереснее – обереги из соломки и глины, куклы-обереги.


Волшебная лавка

На куклах и остановимся. Традиционные белорусские куклы могут быть двух видов (если не считать глиняную игрушку – куклы из глины тоже были, но чаще всего все же лепили фигурки животных) – соломенные (в Беларуси вообще очень было распространено соломоплетение) и из ткани.

Куклы из ткани, такие как на фото выше, являлись исключительно оберегами. Они были очень простыми, у них не было лиц. Такие куклы могли сделать не только взрослые женщины, но и девочки.

Делались куклы из ткани и ниток. Ткань бралась от старой одежды, что тоже важно, ведь одежда была пропитана энергетикой того, кто ее носил. Куклы не сшивали, а закручивали и перевязывали нитками. Лица у них не было потому, что считалось будто бы через лица кукол в них могут проникнуть и поселиться злые духи. Иногда на месте лица из ниток и лент делался крест – как символ жизни и солнца.


Кукла-колокольчик из глины (аналогия на тряпичные куклы)

Куклы из ткани делились на несколько видов.

Очистительные куклы или куклы-обереги могли вешаться около двери, таким образом, защищая дом от злых духов. «Зольная» кукла называлась так, потому что в ее головку была помещена зола из очага родного дома. Такую куклу дарили молодоженам на свадьбу, брали с собой в дорогу, на новое место жительства. Кукла на счастье – такую куклу всегда шили в подарок, по размерам она была не большой – 4-5 см.


Кукла в шубе

Время внесло свои коррективы в изготовление кукол из ткани. Современные сувенирные куклы уже не закручиваются, а сшиваются, бывает, появляются у них и лица, а их одежда зачастую украшается стилизованным белорусским орнаментам. Есть и еще большие исключения – к примеру, куклы могут одеваться в самые различные костюмы, как вот эта, на фотографии, в дорогую шубу.

Белорусский орнамент

, который можно увидеть на белорусском народном костюме, флаге, сувенирных куклах или же вот на таком глиняном колокольчике в форме куклы, как на фото выше, вещь также весьма древняя, языческая. Каждый узор орнамента, зачастую геометрический, несет определенное значение.


Белорусский орнамент

Вот значения некоторых из узоров:

Читайте также:
Парфюмерная вода и духи с ароматом мирабилиса

1 – символ женской доли 2 – Мать и святое древо 3 – символ крепкой семьи 4 – символ солнца 5 – символ богатого человека 6 – символ Берегини 7 – Купалле. Хоровод 8 – Купалле. Огонь 9 – Купалле. Купалинка в танце 10 – Купальская трава с 3-мя цветами 11 – символ детей (защиты от несчастий) 12 – символ Матери 13 – оберег 14 – символ песни любви 15 – знак девушки-березы 16 – символ бога Ярылы 17 – свадьба 18 – символ предков 19 – символ начала любви и символ любви в расцвете 20 – символ невзаимной любви и символ память про любовь 21 – Древо жизни, символизирует вечность, бессмертность 22. – Ярыла на коне. Славянский бог урожая и жизненных сил природы 23 – Жытняя баба. Символ урожайности и жизни 24 – символ пробуждения природы весной 25 – символ солнца


Обереги из глины и соломы – магниты


Сувенир из глины

Будете в Минске – заходите в Волшебную лавку:)

Почему куклы обереги делают без лиц?

Внешняя особенность таких обережных вещиц – это отсутствие лиц и много разноцветной красивой одежды, волос, сплетенных в косы, тесьмы, бус, лент, цветов и прочих атрибутов. Если на кукле нет лица, знайте, это посыл на то, чтобы не персонифицировать и обезличить вещь, которая должна выполнить свою функцию на энергетическом и ментальном плане.

По древним поверьям считалось, что если на кукле изображены глаза, рот, нос, брови, уши, щеки, подбородок, то она якобы будет привлекать больше внимания злых духов. Считалось, что такие куклы больше притягивают низкие вибрации и силы, опосредованные целью паразитировать на людях.

Безликая же кукла не только признавалась неодушевленным предметом для нижних миров, но еще и недоступным для влияния на нее разносторонних нежелательных сил. Предполагалось, что кукла имеет множество эмоций, что она живет почти как человек, испытывая и горе, и радость. Потому и конкретные эмоции изображать на ней бессмысленно.

Магия вуду на деньги — ритуал с 80 свечами

Вуду — не самый простой раздел колдовства. Он часто бывает связан с труднодоступными компонентами, дороговизной атрибутов и другими трудностями. Так, один из обрядов магии вуду на деньги требует наличия 80 свечей.

Сорок свечей нужно связать в одну, а остальные — расставить по комнате, в которой будет проходить ритуал вуду на деньги. Зажгите все 80 свечей. Нарисуйте мелом круг на полу — в нем вы будете сидеть все время, пока не завершите обряд. В круг возьмите с собой связку из 40 свечей, а также тарелку с горстью монет одного цвета.

Итак, сядьте в круг, положите руки на колени и поставьте перед собой тарелку. Глядя вверх, читайте: Мелочь с тарелки переместите в заранее заготовленный отрез ткани. Ему необязательно быть большим, но желательно подбирать натуральные ткани. Целый год мешочек должен храниться в доме. Никто не должен видеть его и уж тем более брать в руки. Найдите укромное место и поместите сверток туда. Отдавать эти монеты кому-либо или тратить их нельзя год. Через год ритуал потеряет свою силу, его придется повторить.

Белорусски — мои куклы в народных костюмах, история белорусского костюма

Наряд моих кукол Белоруссок состоит из следующих элементов:

кашуля – сорочка белого цвета с вышивкой,

фартук, украшенный полосами из тесьмы геометрического узора,

гарсет – жилет, также украшенный геометрической вышивкой и тесьмой,

Мои куклы в белорусском народном костюме:

Костюмы, послужившие примером моему белорусскому костюму.:

Народные костюмы любой страны являются прямым отражением его истории.Традиционный народный костюм – это не просто предметы одежды, которые можно надевать по своему усмотрению, это исторические артефакты, изучая которые, можно прийти к лучшему пониманию условий жизни, культурных ценностей, этнических особенностей наших предков.

Первые упоминания о белорусском народном костюме появляются в начале первой половины X века. Они достаточно нечеткие и имеют фрагментарный характер, однако археологические раскопки позволили воссоздать сам «строй», именно так еще называется ансамбль национальной одежды, и соотнести летописные сведения о требованиях тех времен к мужскому и женскому костюму в их различных вариантах, в зависимости от происхождения человека, его социального статуса, вида деятельности, региона (насчитывается около 30 вариаций костюма, соотносимых с определенной местностью), места проживания (город или село), возраста, семейных отличий.

Окончательно классический вид белорусского традиционного костюма закрепился лишь в начале 20 века. Следует также учитывать тот факт, что белорусский национальный костюм, используемый горожанами, не просто отличался от сельского варианта, но имел характерные признаки ярко выраженного влияния европейской моды. Именно поэтому принято считать образцом национального костюма Беларуси костюм сельчанина, как сохранивший черты подлинной самобытности и самоидентификации.

Особенности

Комплекс одежды белорусского национального костюма возник в далекое от нас средневековье, постепенно формируясь под влиянием сразу нескольких «соседних» культур: русской, украинской, литовской, польской, сохранив, однако черты, присущие только белорусскому народу: доминирующий белый цвет (благодаря которому, как говорят, белорусы и получили свое этническое наименование).

Декор в виде полос, сложный многовидовой орнамент, имеющий характерные особенности в каждом из шести регионов Беларуси, которые в свою очередь, делились на конкретные местности, также вносившие свою лепту в формирование самобытности национального костюма.

Характерным элементом украшения одежды являлась яркая вышивка, в которой преобладали геометрические узоры, а затем прочно вошли в обиход и растительные мотивы. Как правило, для вышивки покупалась красная пряжа, иногда специально дополнительно подкрашиваемая для достижения более насыщенных и глубоких оттенков. В отдельных случаях, например, для расшивания головных узоров и при наличии должного достатка обладательницы применялись серебряные или золотые нити.

Читайте также:
Летние брючные костюмы – фото и стильные советы

Орнаментальный узор как бы переходил с одной детали одежды на другую, создавая тем самым единую композицию.

Головные женские уборы также были разнообразными – девушкам полагались венки или разноцветные ленты, макушка при этом оставалась непокрытой. Замужние обязаны были убирать волосы под чепец, поверх которого повязывался платок или намитка (наметка). В некоторых регионах можно было увидеть и кичку – рогатистый женский головной убор, характерный для большинства славянских народностей. Женская обувь – лапти, чаравики (кожаные башмачки), сапожки, валенки. Праздничная: этот вид национального костюма отличался от повседневного лишь яркостью, пышностью декоративной вышивки, более тонкими и богатыми тканями, используемыми для его пошива, и выбором обуви – если позволяла возможность, то по праздникам вместо лаптей надевалась кожаная обувь. К женскому костюму в праздничные дни добавлялись разнообразные нарядные аксессуары: кольца, браслеты, подвески, стеклянные бусы, заушницы (аналог современных серег), поясные пряжки, фибулы (застежки). Яркой отличительной особенностью женского белорусского костюма является намитка – головной убор, знаменующий становление девушки женщиной в свадебном обряде. Этот старинный белорусский головной убор представлял собой длинный отрез ткани,который навивался поверх легкого деревянного обруча, надеваемого на голову. Несмотря на его простоту, женщины ухитрялись повязывать намитку самыми разнообразными способами, характерными не просто для каждого региона, а даже для каждого села. Намитки шились из тонких дорогих тканей и украшались кружевом, богатой вышивкой.

Куклы из льна своими руками

Куклы из льна своими руками

Скачать файл — Куклы из льна своими руками

Куклы-обереги своими руками: делаем Берегиню, Желанницу и Счастливицу

Ликвидация предприятия 2017

Кодифицированный нормативный правовой акт его структура

Королева Падме Амидала Наберри и ее костюмы

Под новый год всем хочется не только верить в сказки, но и погрузиться в их атмосферу – смотреть, слушать сказки. Почему бы и нет? Укутаться в плед и слушать, как в детстве, когда тепло и уютно. Сегодня мы расскажем вам сказку. И даже покажем. Сказку о костюмах королевы, придуманной Джорджем Лукасом, и жившей когда-то давным-давно в далёкой-далёкой галактике.

Королеву звали Падме Амидала и появилась она в первых трёх эпизодах «Звёздных войн», снятых, как известно, самыми последними. И в каждом из данных трёх фильмов персонаж, чью роль исполнила очаровательная Натали Портман, Падме, королева, а затем сенатор Галактического сената, возлюбленная Энакина Скайуокера (в будущем того самого Дарта Вейдера), не переставала удивлять своими великолепными костюмами. Эти костюмы ещё не раз впоследствии будут появляться на страницах модных журналов.

Костюмы Падме стали самой настоящей фантастической, футуристической эклектикой, смесью всех традиций, всех веяний в традиционном, народном костюме, позаимствованных у различных народов планеты Земля. В её образах можно увидеть элементы национального костюма Японии, Непала, Тибета, Индонезии. Можно найти в нарядах Падме и заимствования из русского национального костюма.

В первом фильме под названием «Звёздные войны. Эпизод I. Скрытая угроза» у королевы был двойник, и поэтому наряды королевы чаще всего были сложны и на лице много грима, чтобы королева беспрепятственно могла меняться местами со своим двойником. К слову, двойником королевы Падме Амидалы была девушка по имени Сабе, а двойником Падме-сенатора – девушка по имени Корде, роль Корде сыграла Кира Найтли.

Во втором эпизоде – «Звёздные войны. Эпизод II. Атака клонов» наряды Падме Амидалы стали немного проще, без излишнего грима и сложнейших причёсок, однако в них появилось множество декоративных элементов, к примеру, вышивки, что сделало данные наряды весьма трудоёмкими в изготовление – многие из них шились исключительно вручную.



Костюмы Королевы Падме Амидала Наберри – 25 фото




Так кто же стоял за столь великолепными образами королевы-инопланетянки? Руководила работами по созданию всех костюмов Падме Амидалы Триша Биггар (Trisha Biggar) – художник по костюмам из Великобритании. Впоследствии она напишет книгу, рассказывающую о создании костюмов для первых трёх эпизодов «Звёздных войн», под названием «Dressing a Galaxy: costumes of Star Wars». Концепт-дизайнером проекта выступил Iain Mccaig. Работы над костюмами к первому эпизоду «Звёздных войн» начались за три года до его съёмок. Для создания костюмов использовались исключительно самые лучшие ткани – шёлк, винтажное кружево, бархат.

Первый эпизод снимался в Англии, там же и были пошиты все костюмы к нему, над их созданием работало более 100 человек. А вот к третьему эпизоду всё производство переехало в Австралию, где и проходили съёмки третьей части «Звёздных войн».

Костюмы, пошитые для Падме Амидалы, вполне можно объединять в коллекцию и демонстрировать на подиуме, ведь в данной коллекции будет и своё собственное свадебное платье, которое было пошито для третьего эпизода – «Звездные войны. Эпизод II – Месть ситхов». Как мы уже отмечали, все платья, пошитые для Падме, – это платья ручной работы. Так, свадебное платье, к примеру, было отделано бисером, его отделка стала самой трудоёмкой и продолжительной по времени.

В третьем эпизоде Падме Амидала носит платья более тёмные и скрывающие своими объёмами фигуру – она беременна. Её дети станут главными героями последних, или же первых, по хронологии их съёмки, эпизодов «Звёздных войн». Сама же Падме в конце третьего эпизода умирает. А её возлюбленный становится Дартом Вейдером. У сказки получился печальный конец…

Что же касается костюмов, пошитых для Падме Амидалы, то они вдохновили, и ещё не раз будут вдохновлять, многих дизайнеров одежды, да и многих фотографов, а, возможно, и художников. Ведь созданы они действительно с любовью и талантом.










Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *