Central Fashion Market, одежда белорусских дизайнеров, фото

15 дизайнерских брендов из Беларуси

Если закупаться беларусским трикотажем в ГУМе или однотипными вещами в масс-маркете не хочется – пора выходить на новый уровень шопинга. В Беларуси, к счастью, есть множество классных дизайнерских брендов одежды и аксессуаров. Не удивимся, если после этого материала многие начнут гонять в Минск за обновками.

Начать знакомство с беларусской дизайнерской одеждой стоит с Kardash. Все, что создает основательница марки Ольга Кардаш, неизменно вызывает восторг у любителей и любительниц помодничать. Особого внимания заслуживают коронные вышивки бренда: чего стоят одни только аисты на свитшотах (от € 45) и платьях (от € 110), которые уже успели стать культовыми. Это качественно, ультрасовременно и про Беларусь.

Где купить: на сайте или в шоу-руме Kardash (пр-т. Машерова,9, Корпус 8) .

У Юлии Бабий – архитектурное образование, и это чувствуется в каждой ее коллекции: четкие линии, ясный крой и сложные цвета. Если хочешь собрать интеллектуальный и минималистичный женский образ – обрати внимание на классические шерстяные пальто, блузки с интересным кроем и юбки из шелкового бархата. В Париже или Лондоне за них просили бы целое состояние!

Где купить: связаться с Юлией напрямую в Instagram.

Если хочется чего-то андеграундного и совершенно неповторимого – тебе к Tsu Ran. Наташа Цуран презентует коллекции на неделях моды в Беларуси и Украине и не перестает удивлять своими идеями: то вдохновляется Фридой Кало, то выпускает антигламурную коллекцию «Сметнiк». Одежда Tsu Ran подойдет для любого случая: есть и легкие платья на выход, и удобные бомберы, и теплые шерстяные пальто. Коллекции только женские.

Где купить: в мастерской (Куйбышева,22, оф.403) – но не забудь предварительно списаться в Instagram.

Дизайнерский дуэт Натальи Жук и Александра Борщева создает качественную женскую и мужскую одежду. В коллекциях бренда есть место сложно сплетенным платьям, минималистичным костюмам и дождевикам, расчерченным линиями антициклонов. А если хочется чего-то аутентичного, обязательно обрати внимание на свитшоты с вышитыми зубрами и соломенными лошадками – это отличная вещь на память из Беларуси.

Где купить: в шоу-руме (ул. Куйбышева 22, 4 этаж) или заказать в Instagram.

Любителям брендов streetwear наверняка понравится эта марка. У SAVVA можно найти разные вариации на тему трикотажных костюмов, свитшотов и платьев. Все это с крутейшими принтами совушек, беларусских лесов и замысловатых орнаментов. Тот самый случай, когда утром можно сходить на пикник, а вечером не переодеваясь выдвигаться на модную тусовку.

Где купить: связываться с дизайнерами через Facebook.

Найти приличное шерстяное пальто или расшитый вязаный свитер не так-то просто – всегда есть риск выглядеть, как модель из советского журнала по рукоделию конца 80-ых. Но не в случае с ZIBRA – дизайнеры бренда мастерски сочетают фактуры и ткани и создают современную одежду с легким налетом ретро. Только посмотри на пальто с огромными рюшами на карманах и мохнатые свитера с вышивкой – это просто мастхэв.

Где купить: в SHOWROOMby (ул. Раковская, 18, оф. 6).

Сказочница беларусской моды Таня Тур делает такое, что вряд ли раньше приходилось видеть даже самым искушенным fashionista, и уж тем более подиуму Belarus Fashion Week. Все эти платья с зайцами и белками, рубахи с редисками, брюки с мухоморами и пальто с надписями «КО-КО» – просто взрыв. Вещи Тани действительно неповторимы: они созданы, связаны и вышиты вручную. Маловероятно, что в одежде TUR ты окажешься когда-нибудь в одном помещении с человеком в таком же наряде.

Где купить: связывайся с дизайнеркой через Instagram.

Ярким принтам и драным джинсам предпочитаешь классику и шик? Тогда тебе сюда: идеально сидящие брюки, легкие блузы, струящиеся платья и другие вещи вне времени, которые никогда не выйдут из моды и не растянутся после первой стирки. Бренд Boitsik – одна из визитных карточек беларусской моды и прекрасный образец современного прет-а-порте. Вжух – и ты королева бала!

Где купить: заказать в Instagram.

Табуретки и стулья, которые Анна вырисовывает на своих пальто и других предметах одежды, действуют на всех неравнодушных к моде (да и на равнодушных, что уж там) просто гипнотически. Это настоящее современное искусство, которое можно носить на себе. Гарантированно поднимает твою крутость на 100-ый level.

Где купить: в магазине Spot2.55 (Городской Вал 12/2).

Когда все надоело и хочется просто скрутиться калачиком и смотреть любимое кино, залезай в уютный костюм от HELMI. А добрый лось Иосиф, изображенный на свитшотах бренда, позаботится о том, чтобы ты выглядел или выглядела в это время стильно.

Где купить: в «Канцэпт краме BFM» (ТЦ «Метрополь», ул. Немига, 5, второй этаж) .

Бренд славится своими интересными идеями и небанальными сочетаниями: здесь и милитари рубашки в комплекте с кружевными юбками для женщин, и удлиненные свитшоты для мужчин. А еще у Tikota Unique есть классные повседневные вещи из денима и платья для выхода на красную ковровую дорожку.

Где купить: в шоу-руме бренда (Первомайская, 2) , предварительно договорившись в Instagram.

Есть большая вероятность, что по приезде в Беларусь тебя потянет на васильки и вышиванки. Поэтому сразу сообщаем, что Honar только и делает, что вдохновляется беларусской культурой и шьет современную одежду с национальными мотивами. Тут тебе и мужские свитшоты с «Погоней» (от € 30), и женские платья с цветочным орнаментом (от € 40). На сайте бренда есть также прекрасные сумки Farbotka из войлока и другие классные аксессуары.

Читайте также:
Книги о моде и стиле, истории моды и костюма

Где купить: заказать на сайте с доставкой по почте или списаться в Facebook.

Если решишь купить сумку, которая вряд ли сносится или морально устареет ближайшие лет 10, эта марка идеально тебе подходит. Беларусский бренд дизайнерских сумок выпускает продукт такого высокого качества, что можно смело рекомендовать любому заграничному другу. Кстати, по словам самого дизайнера, большие рюкзаки (от € 210) чаще всего покупают для себя именно девушки-путешественницы.

Где купить: в «Канцэпт краме BFM» (ТЦ «Метрополь», ул. Немига, 5, второй этаж) .

Глазастые рюкзаки и зубастые сумки – классная альтернатива уныло висящим на плече скучным вещмешкам. Бренд сумок Holywool создает кожаные сумки для тех, у кого все в порядке со вкусом и чувством юмора.

Где купить: заказать через сайт.

Демократичные тканевые рюкзаки и поясные сумки всех мастей – то, что нужно путешественникам. Вся ручная кладь точно поместится!

Где купить: связаться через сайт или Instagram.

Фото – официальные страницы брендов.

*Цены указаны для ознакомления, точную стоимость узнавай у дизайнеров.

Большой модный маркет. Одежда и аксессуары белорусских дизайнеров

Торговый центр «Метрополь» на Немиге 5 устроил в эти выходные подарок всем влюбленным парам (а также одиночкам, влюбленным в самих себя и просто, в жизнь))) распродажу от белорусских дизайнеров — SALE with LOVE. Большой Модный Маркет в Минске вновь порадовал серьезными скидками на одежду, аксессуары и украшения. Подарки ко Дню влюбленных там можно было найти на любой вкус!

Уникальные дизайнерские вещи ручной работы, тематическая фотозона и домашняя выпечка – я просто не могла этого пропустить! К тому же, у меня была конкретная цель – купить теплое пальто-халат по незаоблачной цене. Предлагаю посмотреть, что из этого получилось.

До сих пор считается, что белорусский fashion не дотягивает – хороших дизайнеров мало, а цены на дизайнерскую одежду космические. На самом деле, как стилист-имиджмейкер, и просто как человек, давно интересующийся белорусской модой, могу сказать, что это не совсем так. И профессионалов у нас много, и цены разные, надо лишь знать кого и где искать)) В этот раз в Большом Модном Маркете участвовало более 70 дизайнеров одежды и аксессуаров, и все они делали хорошие скидки на свои коллекции. Хотите выглядеть стильно и не как все, добро пожаловать на сайт u3.by, следить за обновлениями.

К сожалению, я не могу в этой статье рассказать обо всех дизайнерах и их коллекциях, у меня просто нет такой возможности, да и намерения, в принципе тоже. Самое главное, и я буду считать свою миссию выполненной, если мне удастся заинтересовать Вас белорусским fashion-маркетом. Жаль, фотоаппарат у меня был с собой не для профессиональной съемки, и многие фотографии не смогли передать всего того, что я хотела запечатлеть. Но главное отразить, надеюсь, удалось))

Начну с одежды Юлии Ачинович (бренд Yulya Achinovich). Платье, которое у меня в руках понравилось и кроем и дизайном, кстати, оно предлагалось в нескольких цветах (и в любимом красном). Впрочем, юбка и пуловеры выглядели не менее классно, хотелось поскорее примерить и пойти “выгулять”))

NAVY. Симпатичное пальто прямого силуэта я отыскала у Navy, а кроме него много других замечательных вещей. Коллекция Limited Edition – мой фаворит. Утонченные, и в то же время сексуальные вещи, до сих пор не дают мне нормально спать)) Я хочу платье, и боди, и жакет, и много чего. А зайдя на их сайт, нашла пальто, о котором я мечтала..

Интересные вещи заметила у Skiper design. Белорусский молодежный бренд особенно запомнился качественными рубашками и платьями с креативными принтами. Несколько фото с сайта skiperdesign.by Y дизайнера Яны Кович (бренд Yana Kovich) я оценила стильное oversized пальто. Присмотрела классные кардиганы и другие не менее замечательные вещи.

Еще один замечательный белорусский бренд, возле стенда которого я не могла равнодушно пройти мимо – LIMITED. Их дизайнерские платья просто покорили меня. Остальная коллекция бренда не менее интересная.

HISTORIA NATURALIS впечатлил своей яркостью и стильным дизайном. А сегодня я прочла, что концепция бренда – стремление к естественности и натуральности. Дизайнеры HISTORIA NATURALIS используют в одежде свободные силуэты и только 100% натуральные материалы. В наше время это особенно похвально!))

Как я писала в начале, качественной и красивой одежды было очень много, как и модных аксессуаров и украшений. Еще несколько фото

А против такой красоты я не устояла! Решила порадовать себя, и купила стильное украшение цвета бирюзы (в центре) всего за 80 000 рублей.

Благодарю дизайнера за скидку! Мой день определенно удался))

Купляем беларускае! Собираем модные образы от белорусских дизайнеров с консультантом по стилю

«Купляйце беларускае!» – не просто громкий слоган, в Беларуси сейчас действительно есть, что покупать. МТБлог с консультантом по стилю изучил белорусские бренды одежды и собрал три женских образа на все случаи жизни.

Любовь Гордей занимается организацией фэшн-съемок и имеет сертификат стилиста в школе модной индустрии FASH’ON. Вместе с Любовью мы отправились в Trend Park, чтобы внимательно изучить предложения белорусских дизайнеров и прицениться.

Trend Park – пространство в ТРЦ Galleria Minsk, где белорусские дизайнеры могут выставить на продажу собственные вещи. Здесь представлены бренды разных стилей, ценовых сегментов и назначений. Пока что свободное место есть, но оно постепенно заполняется.

Любовь Гордей отмечает: «Минус белорусских брендов и дизайнеров, в отличие от масс-маркета, сейчас только в цене. Если ты хочешь купить оригинальную вещь, в которой не будет ходить половина Беларуси, а то и стран СНГ, лучше поднакопить и купить дизайнерскую, брендовую одежду. Она будет отличаться от других не только своей индивидуальностью, но и качеством – в большинстве случаев оно будет выше, чем у вещей из масс-маркета».

Итак, мы со стилистом отправились на охоту. На входе в Trend Park расположились стеллажи бренда DOT . Летящие платья, костюмы, жакеты, топы и аксессуары по приемлемым ценам. Разнообразие моделей позволяет собрать гардероб для работы в офисе, повседневной городской жизни.

Мы остановились на белом платье в черный горох с квадратным декольте и завязками на рукавах и поясом. Стоимость 179 бел. руб. Идеально для вечернего коктейля или прогулки по городу. Такое платье будет хорошо сочетаться с мюли, туфлями-лодочками. Сверху можно накинуть джинсовку-оверсайз, косуху или свободный жакет.

Джут на фото – LEUSHINA. Стоимость – 550 бел. руб. Магазин 7.11

Далее мы решили взять базовый костюм с широкими брюками и свободным жакетом от SUNITSA . Широкие брюки в пол удлиняют ноги, высокая посадка подчеркивает талию. Их можно сочетать с рубашками и топами – и смело идти на работу в офис. Жакет можно носить отдельно с платьями и другими штанами. Спокойный серо-бежевый цвет позволяет сочетать вещи с любыми другими базовыми предметами. А костюм целиком в комбинации с шикарным белым топом можно надеть на любое светское мероприятие. В комплекте идет защитная маска из той же ткани. Стоимость – 270 бел. руб.

В ассортименте бренда сейчас есть летние летящие платья, коктейльные платья на выход, топы, шорты, другие строгие костюмы.

Топ на фото – GRAPHITE . Стоимость – 140 бел. руб. Магазин 7.11.

Гардероб для офиса можно пополнить и другими белорусскими брендами:

  • Lakbi . Вещи немного дороже, чем в масс-маркете, но материалы и качество пошива гораздо лучше.
  • La Vela . Платья от 100 до 200 BYN.
  • NOCHE MIO . Еще один брестский производитель женской одежды. Офисные, праздничные и повседневные наряды.
  • KIARA . Цены выше среднего, качество европейское, элегантность и стиль – так одним предложением можно охарактеризовать этот бренд.
  • NOVA LINE . Одежда в первую очередь для офиса. Женственная и хорошо скроенная.
  • BURVIN . Стильная база, необычный крой повседневной одежды и милая домашняя коллекция. Бренд растет и расширяет свой ассортимент. Цены выше среднего.
  • LEORGOFMAN – это стиль с шиком. Бренд позиционирует себя как sustainable fashion – устойчивую или осознанную моду, которая сочетает в себе экологичность, практичность и долговечность. Цены выше среднего, но ведь оно того стоит.

После работы стоит и отдохнуть. Мы собрали летний уличный образ из вещей разных брендов. Джинсовая юбка-карандаш от SEMYAKINA цвета асфальта с яркими солнечными оранжевыми заклепками стройнит и сочетается с любыми кроссовками, кедами, босоножками. Стоимость – 260 BYN. Магазин 7.11.

100%-хлопковая белая майка с от EMMJ подвернутым рукавом и вышивкой – маст-хэв в гардеробе каждой девушки. Стоимость – 125 бел. руб. Магазин 7.11.

Укороченный черный джут EMMJ с кисточками и необычными оборками на рукавах – трендовый силуэт сезона 2020. Стоимость – 280 бел. руб. Магазин 7.11.

Для жаркого лета достаточно шорт и футболки. Главное, чтобы они были современными и отвечали вашему настроению. Бунтарский образ, как на фото ниже, обойдется в 235 бел. руб. Шорты с оборками MOSHE из эко-кожи стоят 150 бел. руб., футболка I’M IN VOGUE от 7.11 – 85 бел. руб. Образ подойдет для прогулки по городскому парку, летнего фестиваля и тусовки на Зыбицкой. И в пир, и в мир, как говорится!

Для тех, кто сидит дома в самоизоляции, но хочет выглядеть модно на прогулке с собакой или во время похода в магазин, мы выбрали уютный и мягкий домашний костюм из хлопка от LIMI . Абстрактная и очень необычная вышивка точно привлекут внимание, свободный крой и качество изделий сделают эти вещи любимыми в гардеробе. Стоимость джемпера – 260 бел.руб., брюки – 120 бел.руб. Можно заказать вещи, не выходя из дома, здесь .

Советуем обратить внимание:

  • Белорусский кэжуал отлично представлен брендом favorini . Всегда модные силуэты и цвета, натуральные ткани и приемлемые цены (за вещь в районе 100 рублей).
  • Colors of Papaya . Огромный выбор летних платьев и сарафанов от 150 BYN и выше.
  • Полностью обновить гардероб на все случаи жизни можно в MUA shop . Цены доступные соотносительно масс-маркета, ткани натуральные, образы свежие и актуальные.
  • ZNWR (ZEN WEAR) каждый сезон готовят новую комфортную одежду для обоих полов (а еще и детскую). Здесь спортивные костюмы, трикотаж, футболки, топы, платья, куртки и все это в разных цветах. Цены средние, а качество высшее.

Так как в Trend Park аксессуары были представлены крайне скупо, стилист поделилась своими любимыми белорусскими дизайнерами.

  • LILIA SHUTOVA натуральная кожа, современный дизайн, базовые цвета и модели. Стоимость от 75$.
  • LESS аксессуары из натуральной кожи (ключницы, сумки, клатчи, рюкзаки, кошельки, ремни). Стоимость сумки 110-180 бел. руб.
  • Holy Wool Bags сумки из натуральной кожи ручной работы. Стоимость за поясной клатч – 170 бел. руб., стоимость за сумку – 265 бел. руб.
  • MASHKOVA сумки ручной работы. Стоимость сумки среднего размера – 440 бел. руб.
  • PRUTIK эксклюзивные сумки из Минска. Ручная работа, доставка по всему миру и премиальные материалы. Здесь не только изделия из кожи, можно найти жаккард, мех и даже перья. Стоимость от 130$ до 160$.
  • COTTORI доступные и актуальные авоськи по 30 рублей. То, что должно быть у каждой девушки летом.
  • BLISKAVICA ACCESSORIES серьги, ожерелья, кольца, цепи, пояса. Изделия преимущественно из стали, жемчуга, кристаллов и стекла. Цены по запросу. Серьги в среднем 60-70 BYN.
  • OLGA KOROL авторские серьги, броши, кольца и браслеты из дерева, металла и кристаллов. Интересные серьги можно купить за 40-60 BYN. Дизайнер из Гомеля, но участвует в модных маркетах, сотрудничает с минскими магазинами. Можно заказать доставку или подождать ближайшего фэшн-мероприятия.
  • KARAVAI – дизайнерские аксессуары. Металлические кольца, браслеты, цепочки и серьги с дополнениями из жемчуга, перламутра, бусин, кристаллов, камней. Подойдет к любому базовому гардеробу, отлично сочетается с кэжуалом. Стоимость кольца – 70 BYN, браслет-чокер – 85 BYN.
  • Mila Ignatik специализируется на лепке из пластичной глины. Проводит мастер-классы, обучает, а еще делает модные аксессуары. Ее серьги-ракушки попали на страницы глянцевого журнала и стали хитом. А нежное ожерелье из бисера и цветочные ободки станут прекрасными дополнениями к вечерним образам.
  • Teaser shoes – индивидуальный пошив обуви ручной работы. Мюли, туфли, босоножки из натуральных материалов по демократичной цене. 110-120$ – не так и дорого за оригинальную обувь, сшитую на заказ, не так ли?

Конечно, мы не охватили в одном материале все бренды, представленные даже в Trend Park, не говоря уже обо всех белорусских дизайнерах и брендах. Любовь Гордей советует посещать Fashion Market, который проходит раз в 2-3 месяца в течение нескольких дней:

«На таких мероприятиях собираются белорусские дизайнеры и бренды не только одежды, но и аксессуары, сумки, украшения. Здесь можно найти вещи со всех уголков Беларуси. Даже те, кто обычно работает только на доставке, приезжают на такие события. Тут можно сразу посмотреть, примерить и купить, а не ждать посылку почтой».

Белорусские производители одежды уверенно завоевывают сердца своих клиентов. У нас в стране уже есть локальные бренды разных ценовых категорий, стилей и направлений. Фэшн-индустрия, как и вся экономика, сейчас замедлилась, мероприятия не проводятся, но можно с уверенностью сказать, что эта ниша только набирает обороты.

Mark Formelle, Elema и Nelva – бренды, к которым мы уже привыкли. Не останавливайтесь на достигнутом, пробуйте новое и открывайте лучшее для себя и своего гардероба.

Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!

Знакомимся с известными белорусскими дизайнерами

В наш список попали наиболее успешные и модные белорусские дизайнеры, развивающие авторскую моду. Они регулярно повышают своё мастерство оттачивают навыки, а также принимают непостредственное участие в международных показах и выставках модной одежды.

Содержание:

Итак, список белорусских дизайнеров, творчество которых достойно внимания и уважения со стороны любителей авторской моды.

Алена Горецкая

Одна из известных дизайнеров Беларуси. Владелица дома моды «Papilio».

Создаёт элегантную женскую одежду (как повседневную, так и нарядную). Ограниченное количество нарядов именитого брестского дизайнера только увеличивают спрос на коллекции автора.

Лариса Балунова

Создатель женской одежды прет-а-порте. Постоянная участница известных выставок и модных показов. Одежда этого дизайнера популярна среди женщин разных возрастов и с разными фигурами. Кроме этого, разрабатываются коллекции одежды и обуви для мужчин.

Так же, информация о фирме Balunova здесь.

Николай Морозов

Жестко контролируя каждый этап создания моделей, дизайнер создает каждую коллекцию в малых сериях. Авторская мода Николя Морозова удовлетворит как женщин, так и мужчин.

Дизайнер участвовал в международных выставках и показах, а его коллекции известны и пользуются огромной популярностью во всем мире.

Наталья Ляховец

Эпатажный дизайнер из Бреста. Участвовала в конкурсе «Мельница моды», после которого стала известной на всю Беларусь. Работает со многими звездами белорусского шоу-бизнеса. Не приемлет «дешевого блеска» (перьев, страз и т.п.). Ее наряды отличаются особым изыском и неординарностью.

Валерия Аксенова

Валерия создаёт дизайнерскую одежду и сумки в единственных экземплярах. Аксенова – постоянная участница «Мельницы моды».

Карина Галстян

Дизайнер делает главный акцент на индивидуальную красоту. Участвует в Белорусских Неделях Моды, а также показах в России, Австрии, Чехии и др. европейских странах.

Юлия Латушкина

Юлия создает уникальную одежду и обувь для женщин и мужчин. Ее авторская мода отличается сочетанием практичности, функциональности, элегантности, брутальности и роскоши. Дизайнер регулярно участвует в модных показах и конкурсах в Беларуси, России, Украине, Германии.

Ирина Бойтик

Ирина является членом Союза дизайнеров, постоянным участником Белорусской Недели Моды. Одежда Ирины Бойтик не пестрит излишеством украшений. Элегантные платья и комбинезоны достаточно комфортны в носке. Практически каждая вещь отшивается в одном экземпляре.

Коллекции Ирины Бойтикучаствуют в модных показах в Москве и Львове и на выставках в Восточной Европе.

Павел Панаскин

Создатель модных женских сумочек, для которых характерны авторский дизайн, умелая ручная работа с фактурой и пластичностью. Дизайнер участвует международных фестивалях и выставках («Мамонт», «CPM»).

Иван Айплатов

Один из самых известных белорусских дизайнеров. Его творения носят знаменитости со всего мира.

Людмила Лабкова

Дизайнер создаёт одежду класса «люкс». Насыщенность цветовой гаммы, драпировки, струящиеся ткани – всё это можно найти в моделях платьев для любых случаев. Кроме уникальных единичных нарядов дизайнер создаёт промышленную линию женской одежды.

Дизайнерская одежда от модных белорусских кутюрье продается в специализированных шоу-румах, магазинах, мультибрендовых маркетах и интернет-ресурсах.

Видео-обзор белорусских дизайнеров одежды:

Чем живет fashion-индустрия Беларуси?

В какой «экосистеме» сейчас работает белорусская fashion-индустрия?

Будем откровенны – в Беларуси нет Haute Couture. Большинство дизайнерских брендов работает в среднем ценовом сегменте и представляет на Belarus Fashion Week коллекции prêt-à-porter. У нас нет Домов мод с многолетней историей и большими архивами. Есть семейные fashion-бренды с 25-летней историей. Этим уже можно гордиться.

Пока нет сильной дизайнерской школы, кроме авторитетного Витебского Технологического Университета, который, к сожалению, уже не соответствует запросам. Зато почти у всех наших успешных модельеров в портфолио есть опыт стажировок, обучения или работы в зарубежных брендах и специализированных учебных заведениях. Безусловно, это оказывает значительное влияние на дизайн одежды в Беларуси.

Еще одна особенность Беларуси — крайне узкий локальный fashion-рынок и, как следствие, высокая конкуренция. Выдерживают ее только те, кто балансирует между авторским, креативным дизайном и грамотной коммерческой стратегией.

Например, Марина Давыдова, дизайнер из Витебска. У нее своя мастерская, где работает несколько человек. Она использует технику шелкографии, а именно переносит на ткани свой авторский принт. Одежда Davidova не имеет аналогов, это уникальный продукт, уникальный принт. Каждые полгода она создает новую коллекцию. Другой пример Historia Naturalis – бренд, который также работает с технологией шелкографии, и использует только натуральные ткани – лен, хлопок, шерсть. Такие коллекции очень заметны в Европе. Это редкие, ценные и специализированные вещи. Но попасть на модные фестивали, как, например, International Fashion Showcase в Лондоне, не просто. К нашему удивлению, British Fashion Council отказал в участии проекту Historia Naturalis, несмотря на то, что девушки дошли до финала. По их мнению, в коллекции «нет коммерции». Никто даже не говорит о массовости! Нужно работать хотя бы в сегменте 50 изделий одной модели. Даже этого потенциала у многих креативных и талантливых дизайнеров нет.

В слове «fashion» уже скрыто слово «бизнес»?

Да, и самую уникальную сумку, самый необычный ремень – должны купить. Когда «революционеры» моды одели женщину в мужской костюм, они тоже хотели продать. Они хотели, чтобы к ним приходили клиенты. С другой стороны, чтобы обосновать высокую стоимость вещей, необходимо пройти долгий путь и доказать покупателю ценность и уникальность своего дизайнерского продукта, а также наценку за громкое имя. А для многих fashion-деятелей пока нет разницы в понятиях «дизайнер» и «портной».

А какая разница? Портной в ателье уже превратился в дизайнера или нет?

Нет, портной в ателье как работал на заказ с клиентом, так и работает. А дизайнер говорит: «Я хочу работать сам/сама на себя и создавать свои коллекции. В моей работе я — автор. Я не хочу чтобы ко мне приходили с журналом и говорили: «вот такое платье мне сшейте!». Это не конфликт. Дизайнер заинтересован в продажах. Он рискует и делает ставку на свою целевую аудиторию. Приучает ее к потреблению уникального продукта. Он последовательный и не бросается из сезона в сезон в крайности со словами: «сейчас модненько вот это!». Дизайнеров единицы, и именно за ними идут клиенты.

Можно ли сказать, что Belarus Fashion Week — драйвер fashion-индустрии в Беларуси? Какие факты это подтверждают?

В первом сезоне Belarus Fashion Week участвовало около 30 малоизвестных для широкой аудитории дизайнеров. С каждым последующим сезоном их количество росло в геометрической прогрессии, повышался и их профессиональный уровень. Сформировалось само понятие «одежда от белорусского дизайнера». По мере того, как Неделя моды приобретала авторитет европейского мероприятия, участие в ней становилось все более престижным и «добавляло баллов» дизайнерским маркам в глазах их потенциальных клиентов. Кроме того, показав свои дебютные коллекции на подиуме , многие бренды, которые сейчас успешно продаются за границей, получили мощную поддержку (в том числе и информационную), стали популярны и востребованы. Так начали свою карьеру Апти Эзиев, Александра Жук, Дарина Водопьянова (Zibra) и другие.

На сегодняшний день в Belarus Fashion Week постоянно участвуют около 35 дизайнеров и дизайнерских брендов, все они также являются членами Республиканской Общественной Организации «Белорусская палата моды» и представляют Беларусь на различных международных выставках, конференциях и дипломатических событиях.

Кроме того, у нас очень много проектов, направленных на открытие новых имен (New Names, Fashion Idea Festival). Не стоит забывать и о смежных профессиях, которые благодаря Belarus Fashion Week также активно развиваются в стране — фотографы, fashion-журналисты, стилисты. Поэтому Belarus Fashion Week не просто двигатель индустрии. Мы заставляем двигаться всех вокруг, развивая fashion-среду. К нам приезжают представители европейских медиа, мы открываем для них новые имена и новый рынок. Объединившись, мы заметнее, чем поодиночке. Это мировая практика.

Что было самым заметным событием на Belarus Fashion Week в 2018 году?

Кроме традиционно насыщенного расписания показов, было много новых проектов. Один из них – социальный проект «Новые возможности», организованный вместt с ОО «БелАПДИиМИ». Хотелось показать, что через моду мы можем привлечь внимание к трудоустройству людей с инвалидностью.

See Now & Buy Now – много говорили о том, что клиенты хотят покупать то, что видят прямо сейчас. Поэтому наши коллеги в Милане, Лондоне показывают в расписании Недели Моды именно такие коллекции, коммерческие.

Etical Fashion Show вернул дизайнеров к культурным истокам и наглядно продемонстрировал, что национальные мотивы могут быть гармонично вплетены в современный контекст.

Для брендов очень важно внутреннее национальное присутствие. Бренд может выйти на международный рынок, когда ему в этом будет помогать его государство. Когда дома будет поддержка. Ведь производители обеспечивают рабочие места здесь – где они создавались.

Какую поддержку белорусские бренды ждут от государства?

Информационная и логистическая поддержка, кредиты – когда компании хотят расшириться, купить оборудование, им нужны гарантии.

Но хотелось бы, что была финансовая поддержка в виде субсидий на участие в выставках. Успешный бренд представляет имидж страны, и характеризует страну как место, где развивается успешный бизнес.

Государство рассматривает fashion как крупного игрока, работодателя?

Сложный вопрос. Я не являюсь сотрудником госструктуры. Но опираясь на факты, скажу, что частный fashion-бизнес в Беларуси количественно и качественно выражен лучше, чем в Украине, в Грузии, в Молдове. Производство одежды в Беларуси — очень сильный сегмент.

Как это отражается на индустрии?

Например, в 2010 году сделать Неделю моды в Минске было трудно. Собрать всех вместе и показать коллекции, узнать своих коллег, быть не конкурентами, а партнерами — это все давалось очень нелегко. Мы инициировали вручение Belarus National Fashion Award и сказали участникам, что никто не выбирает лучшего из вас. Вы выбираете друг друга! Это было непривычно. Сейчас атмосфера внутри fashion-сообщества изменилась. Все стали общаться, знают друг друга, наблюдают за работой коллег в социальных сетях.

Как вы продвигаете белорусских дизайнеров за границей?

Каждый сезон я посещаю недели моды в разных странах в качестве обозревателя. Ищу то новое, что можно привнести в проект Belarus Fashion Week. Помимо показов, мы организуем различные форумы, семинары, где спикерами выступают представители модного бизнеса из Италии, Франции, Великобритании, России, Польши и др. Проходят встречи в формате В2В, воркшопы, публичные выступления. Традиционно по моему личному приглашению на Belarus Fashion Week приезжают журналисты и редакторы отделов моды таких изданий и телеканалов как: VOGUE (Италия), Harpers Bazaar (Польша, Украина), Schön Magazine (Великобритания), JNC magazine (Германия), ZOE Magazine (Италия), Elle (Италия, Украина), Not Just a Label (Великобритания), Fashion One, ID Fashion, Modeyes, Fashion TV, Fashion Channel, Years TV, FF Channel и прочих.

Все это дает возможность дизайнерам наладить деловые контакты, договориться о сотрудничестве или, как в случае со СМИ, получить информационную поддержку.

Я уже косвенно упоминала о том, что наши дизайнеры не могут делать ставку исключительно на креатив. Поэтому отличительной особенностью их изделий является высокое качество и, зачастую, наличие определенного процента кутюрных элементов (как правило, декор). Это всегда очень удивляет моих иностранных партнеров. Они отмечают, что аналогичные премиальные вещи у них стоят сотни, а то и тысячи евро.

Мои любимые дизайнеры: Лариса Балунова, Lakbi, Alena Goretckaya, Emse, Татьяна Ефремова, Марина Давыдова, Historia Naturalis и многие другие. Я сама являюсь амбассадором многих белорусских марок и в рабочих командировках неизменно получаю комплименты по поводу своих образов, что также формирует положительный имидж нашей моды.

Какие темы вы считаете наиболее актуальными для образования fashion-сообщества?

Все наше обучение направлено, во-первых, на работу с молодежью, со студентами 4-5 курсов и теми, кто закончили вузы, швейные колледжи. Например, Технологический университет в Витебске, Гродненский университет им. Янки Купалы, Академию искусств, Институт современных знаний в Минске и др. Мы учим их быть активными, креативными, взаимодействовать с театрами, мыслить шире, чем просто сшить платье и продать его на модном маркете.

Вторая часть — это бизнес-образование. Мы приглашаем дизайнеров, индивидуальных предпринимателей и помогаем им адаптироваться к белорусскому, европейскому и российскому рынкам. Всегда лучше повторить. Почти всегда темы посвящены взаимодействию с рынками стран ЕС: какие инструменты «срабатывают» в fashion-сегменте, как готовить визуальный контент, как создать сайт и сделать промо в социальных сетях, как определить и коммуницировать со своей целевой аудиторией. Все тренеры и спикеры учат продавать.

Сейчас столько подмены понятий и стереотипов. Например, многие думают: «я шью, значит я — дизайнер». Мой ответ: «Нет, ты не дизайнер. Ты просто шьешь».

«Я умею красиво одеваться, — я стилист». Мой ответ: «Нет, ты не стилист». Дизайнеры и стилисты живут с нами в одном мире, но они мыслят по другому, шире. Они создают уникальный продукт. Понятно, что таким людям нужно находится рядом с коммерческими партнерами. Стилиста нанимает коммерческий бренд и говорит: «У тебя классные идеи, но их надо вписать в наше ТЗ. У нас – черное платье, женщина 35 лет». Креативный стилист сработает правильно, маркетологи обрежут все лишнее. Это командная работа.

Достичь рынок со своим продуктом — очень сложная задача…

Нет, не сложная, просто надо знать рынок, чувствовать его, работать со специалистами и постоянно искать. Когда к нам приходят молодые дизайнеры и говорят, что не знают как увеличить продажи, я советую дать рынку то, что люди хотят купить. Но чтобы так работать, надо примерно понимать, что люди будут покупать через пять лет. А для этого нужно платить за образование, вкладываться в развитие бизнеса, а не ждать мгновенной прибыли от дизайнерского продукта.

С другой стороны, большие амбиции и нежелание масштабировать бизнес часто губительно сказываются и на творческом процессе.

Belarus Fashion Week активно популяризует культуру страны, этно-стиль и национальные мотивы. В каком направлении будете двигаться дальше? Что считаете успехом?

Самая большая проблема — это стереотипы. Один из них о том, что белорусский дизайн заканчивается воротом льняной рубашки-вышиванки. Конечно, это некий символ Беларуси, но далеко не единственный. И сегодня есть отличные примеры интеграции наших национальных кодов в актуальные наряды. К примеру, супер-успешная коллаборация Анастасии Васюченко и Марии Стариковой с Mark Formelle, посвященная роду Радзивиллов.

С целью продемонстрировать это, мы подготовили показ Ethical Fashion Show в рамках Belarusian Fashion Week, в котором приняли участие ведущие дизайнеры: Полина Картовицкая, Наталья Кострома-Андреюк, Екатерина Кобанова. Их работы уникальны, поскольку они работают в стиле Artisan (ручной труд) при создании fashion-товаров.

Наше культурное наследие очень богатое и многообразное. Просто переходный период от национального костюма до современной одежды, пришелся на очень тяжелый для страны период — XX век. Война, последующие неблагоприятные социально-экономические условия оставили нас далеко позади европейских коллег.

Неужели в образах наших женщин сегодня видно, что была война?

Да, потому что наши женщины покупают сегодня универсальные и практичные вещи и откладывают деньги для чего-то другого, но не для моды. Даже те, у кого есть деньги, тратят их на что-то другое. Это привычки, которые складываются исторически. Нам передали их мамы, мамам — бабушки. Моя мама, например, не тратит деньги на одежду так, как я. Я выбираю ярче цвета, смелее краски. А не серый джемпер, джинсы, сапоги. Дело даже не в цене.

Сегодня Н&М, ZARA и другие относительно недорогие бренды дают подросткам возможность экспериментировать. Взрослея, благодаря этому эксперименту, они будут выбирать хорошие дорогие дизайнерские вещи. Масс-маркет играет очень большую роль.

Прекрасно, что наш белорусский масс-маркет становится ярким, крепким. И это только начало. Например, Mark Formrlle находится сейчас в переходном состоянии – от белья к одежде для улицы. Conte — бренд который раньше производил только колготки, но сегодня – это коллекции нового уровня. К сожалению, и те и другие мечтают о Европе, а не о том, чтобы «завоевать» Беларусь. Нужно оставлять хороший качественный продукт на территории той страны, где производятся эти вещи.

Что будет популярно в будущем? Появятся ли новые материалы, что измениться? Что мы будем носить?

Сейчас сколько бы мы не говорили про искусство, про вечное, все равно все хотят потреблять. Те, кто покупали вещи из премиального сегмента, продолжат их покупать. Они не будут вникать в новое, важное, «эко-продукт» и переработку. Никто не думает «вот я купила сумку из экокожи, и этим принесла пользу. » Искусственный мех — да, это модно, на острие, но натуральный мех как покупали, так и будут покупать.

Товары должны быть дешевле, спецэффекты ярче. Люди не хотят ждать полгода новую коллекцию. Люди хотят дешевых продуктов, и хотят сейчас. Человек сегодня увидел, а завтра утром он хочет купить.

Сейчас мы добились того, что дизайнеры на Неделе моды показывают коллекции на полгода вперед. И это очень правильно. Это всех держит в тонусе. И тех, кто работает с малыми ателье, и тех, кто с большими предприятиями. Когда ты планируешь свою работу на полгода вперед, это значит, что не будет стресса, проблем для коллег и партнеров. Сейчас мы в Беларуси стараемся формировать правильное понимание «Недели моды». Но даже здесь мы проигрываем. Потому что показы в торговых центрах — яркие, классные, люди увидели — пошли и купили. Поэтому и мы вынуждены это делать — фестивали, маркеты.

Вы вступили в Ассоциацию менеджеров культуры. Что культурный менеджер делает в мире моды?

Мода — это материальная культура, отражение времени и потребностей людей. Нельзя разделять эти понятия. Все происходящие в мире находит свое отражение в модных трендах. Чтобы в этом убедиться, достаточно немного изучить историю моды, например, послевоенный new look или исламизацию моды в 2015 году и др.

У нас уже были совместные проекты с художниками, фотографами. Один из них – фотопроект с Аликом Замостиным «Сила белого», сотрудничество с Британским Советом в рамках International Fashion Showcase, работа над выставкой Иргмана Бергмана совместно с дизайнерами Historia Naturalis, а также работа в инклюзивном направлении. Во всех культурных проектах мы делаем акцент на истории, ручном труде, традициях при создании образов экспозиций или моделей показа.

Моя задача как культурного менеджера заключается в том, чтобы сформировать у общественности мнение о белорусской моде, как о важной составляющей нашей современности. Сфера моды только на первый взгляд эфемерна и легка. Спустя много столетий, изучая цифровые архивы, потомки будут делать выводы о нас, в том числе и по этой части бытия.

8 белорусских брендов одежды, на которые стоит обратить внимание

Nowwon, @nowwon_life

Nowwon — белорусский бренд уличной одежды, который создала Лейла Мирзоева. Одежда бренда — это натуральные ткани и цвета, простые линии и формы. В ассортименте свитшоты, плащи, куртки, панамы, футболки.

Доставка по миру.

Где купить: г. Минск, ул, Комсомольской, 33

г. Москва, ул. Новодмитровская, 1/1, универмаг «Хлебный»

Ceremony, @ceremony.official

Ceremony — белорусско-японская марка уличной одежды, которую придумали Роберт Воронецкий из Минска и его друг Такаши из Осаки.

Здесь есть лихие летние пижамы для прогулок, спортивные пижамы, поясные сумки, тренчи из экокожи, ремни и даже подвески.

Где купить: ceremonybrand, доступна доставка по миру.

Zvonko, @zvonkomadewithlove

Одежда дизайнера Ирины Звонко — это нежные худи, платья, пиджаки с широкими плечами и пальто.

Где купить: заказ можно сделать в инстаграм-аккаунте, доступна доставка по миру.

Kseniya Romanova, @kseniyaromanovaofficial

Бренд модной женской одежды, базирующийся в Минске. В 2015 году вошел в восьмерку финалистов в рамках конкурса New Names по версии журнала Sobaka.ru.

Колекции бренда — это синтез sci-fi и экстремального спорта, футуристической эстетики и урбанистических субкультур.

Где купить: г. Минск, ул. Немига, 3, LETKA

Доступна доставка по миру.

ZABELINA FASHION BRAND, @zabelina.design

ZABELINA отвечает за яркое пятно — завершает образ и подчеркивает индивидуальность. Базовые принципы: ручная работа, эксклюзивность и натуральные материалы высшего качества.

Фантазийный и ироничный стиль ZABELINA узнается с первого взгляда: мотивы с изображением комнаты стали визитной карточкой марки, а пальто с табуретом — бестселлером.

Доступна доставка по миру.

FAB by Mary P., @fabroom.by

Главная идея бренда — любовь к деталям и уникальным элементам в базовых и удобных вещах.

Можно купить женственные костюмы, бомберы, пальто, худи, рубашки и платья.

Где купить: г. Минск, ул. Румянцева, 13 или в онлайн-магазине.

Доставка по миру до 14 дней.

LSD clothing, @lsd.clothing

LSD clothing означает Lifestyle Simple Design — повседневная комфортная одежда.

Основатель марки дизайнер Дарья Лебедева делает акцент на функциональности, удобстве и продуманности каждой единицы в коллекции.

Все коллекции создаются по принципу конструктора, где вещи легко сочетаются между собой, и в то же время являются самодостаточными предметами гардероба.

Одежда бренда LSD clothing отличается визуальной простотой, лаконичностью цветовых решений и умеренностью в работе с силуэтами.

Доставка по городам.

Где купить: г. Минск, ул. Немика, 5, ТЦ «Метрополь», «Канцэпт Крама» / ул. Комсомольская, 11, «Магазин 711»

г. Москва, ул. Рочдельская, 15/31, ROCH_15/31, lsd-clothing

Limitedminsk, @limitedminsk.by

Дизайнерский бренд одежды семейной пары из Беларуси.

У марки есть как понятная, нескучная одежда вроде черных бомберов или коротких платьев, так и более острые комплекты.

Где купить: г. Минск, ул. Куйбышева, 22 или в онлайн-магазине.

Русские дома моды в европейской культуре начала XX века Текст научной статьи по специальности « Искусствоведение»

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Семенова Ольга Сергеевна

Статья посвящена культурологическому анализу деятельности Русских домов моды в европейской культуре. Подчеркнута взаимосвязь Русских Сезонов С. П. Дягилева в Париже и их влияние на интерес к русской живописи, музыке, прикладному искусству, русской моде.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Семенова Ольга Сергеевна

Текст научной работы на тему «Русские дома моды в европейской культуре начала XX века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 20 (201). Философия. Социология. Культурология. Вып. 18. С. 66-69.

РУССКИЕ ДОМА МОДЫ В ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Статья посвящена культурологическому анализу деятельности Русских домов моды в европейской культуре. Подчеркнута взаимосвязь Русских Сезонов С. П. Дягилева в Париже и их влияние на интерес к русской живописи, музыке, прикладному искусству, русской моде.

Ключевые слова: эмиграция первой волны, русский дом моды, женщина-кутюрье.

В последнее двадцатилетие интерес к эмиграции как историческому и социокультурному явлению заметно возрос1, хотя феномен российской эмиграции первой волны привлекал внимание ученых, политиков и общественных деятелей как отечественных, так и зарубежных на протяжении всего существования русского зарубежья2.

Первой волной эмиграции принято называть исход в период с 1917 до середины 20-х годов. Ее причинами стала революция семнадцатого года и последовавшая вслед за ней гражданская война. Первая волна эмиграции осталась в истории с определением «культурная», хотя в эмиграции оказались представители различных сословий, а не только аристократии и интеллигенции (интеллигенция составляла не более трети потока). «Первая волна» эмиграции – самая многочисленная из всех: существуют различные данные о численности покинувших в то время родину. Традиционно считается, что в эмиграции, начиная с 20-х годов, находилось около 2 млн россиян.

Эмиграция первой волны представляет собой явление феноменальное – подавляющее большинство эмигрантов (85-90 %) не вернулось впоследствии в Россию и в полной мере не интегрировалось в общество страны проживания – они были уверены в скором возвращении на родину и старались сохранить культуру, язык, традиции и бытовой уклад. Когда надежды на скорое возвращение стали угасать после поражения белого движения в 1922 году, эмигрантам предстояло организовать существование свое и своих соотечественников за пределами Родины: в столицах русской эмиграции (Берлине и Париже) было создано огромное колличество всевозможных профессиональных объединений, касс взаимопомощи и союзов.

По всему Парижу открывались русские клубы, рестораны, закусочные, кабаре и мастерские, что давало русским беженцам до-

полнительные рабочие места. О предпринимателях русского зарубежья известно значительно меньше, чем о писателях, политиках, художниках, философах и деятелях Православной Церкви, проживавших после революции в странах Европы.

Важным средством адаптации, а также методом сохранения русской культуры в эмиграции стала деятельность, связанная с модой, в частности, открытие русских домов моды в крупных европейских городах (Париже. Берлине, Лондоне) – таким образом, мода, являясь культурным феноменом, приобрела важное социальное значение в условиях эмиграции, прежде всего, дав работу, а также возможность самореализации немалому числу эмигрантов. Первым, кто подробно исследовал эту тему, стал А. А. Васильев в своей книге «Красота в изгнании. Русские дома моды»3.

Первая волна эмиграции пришлась на время перемен в Европейской моде – Первая мировая война оказала огромное влияние на формирование моды начала XX века: военное время способствовало тому, что из женского обихода исчезли корсеты, силуэты одежды стали проще, платья и юбки короче, замысловатые прически остались в прошлом, завершив предшествующую эпоху Belle Epoque. Центральной фигурой мира моды начала XX века, несомненно, являлся Поль Пуаре, ознаменовавший новый этап в развитии моды. Поль Пуаре способствовал тому, что фасоны военного времени прижились в мирной повседневной жизни. Он сделал много для пропаганды на Западе стиля ар деко, основанного на смешении различных течений в искусстве и дизайне 1900-х годов, таких, как модерн, венский Сецессион, немецкий союз дизайнеров Веркбунд, русский конструктивизм и голландское движение «Де Стайл», а также модернистские достижения в живописи, такие, как абстракционизм и кубизм4. Отличительные черты данного стиля –

этнические геометрические узоры, роскошь, шик, дорогие материалы.

В начале 20-х годов в Европе появляется целая плеяда женщин-кутюрье, создавших собственные дома моды (вообще 20-е годы можно назвать расцветом домов моды на Западе): Мадлен Вьонне, сестры Калло, Жанна Ланвен, мадам Пакин, Эльза Скьяпарелли (и в наши дни это имена самых престижных фирм в мире моды), но неоспа-римой законодательницей моды становится Габриэль Шанель (Коко Шанель). «Она ввела в моду посетителей Отеля Риц вязаную куртку апаша, сделала элегантными воротничок и манжеты горничной, использовала шейный платок землекопа и одела королев в комбинезоны механиков»5.

Стоит отметить, что 20-е года XX века были очень удачным периодом для создания русских домов моды и распространения русского стиля на Западе, основу которого заложил Сергей Дягилев еще в 1906 году на Осеннем салоне – большой ретроспективной выставке русского искусства с участием произведений

А. Н. Бенуа, И. Э. Грабаря, П. В. Кузнецова. Ф. А. Малявина, И. Я. Репина, В. А. Серова, А. Г. Явленского и других художников объединения «Мир искусства». Но по-настощему новая мода вступила в силу, когда с постановки оперы «Борис Годунов» Мусоргского начались гастроли группы С. П. Дягилева в Париже – знаменитые на весь мир «Русские сезоны».

Трудно переоценить ту, роль, которую русский балет оказал на искусство начала ХХ века: если кубизм придал ар деко его характерные формы, то русский балет дал ему цвет6. Декорациями и костюмами к балетам работы

А. Я. Головина, А. Н. Бенуа, Н. К. Рериха и Л. П. Бакста восхищались не меньше, чем достоинствами хореографии «Русских сезонов», а именно Поль Пуаре помог распространиться в широкие массы фасонам, навеянным труппой русского балета.

Так называемый, стиль «а-ля рюс» был широко распространен на Западе уже к началу 20-х годов – ведущие парижские дома моды «Шанель», «Поль Пуаре», «Агнесс» и «Люсиль» создавали целые коллекции в русском стиле. Модели носили трудно произносимые для европейцев названия: «мужик» (дом моды «Алис Бернард»), «бабушка» (дом моды «Мартиаль и Арманд»), дом моды «Владимир» в 1922 году представил в Лондоне блузу «казак», а кокошник и всевоз-

можные его модификации стали непременными атрибутами вечерних туалетов и парадных платьев европейских модниц.

Важно отметить, что до 1922 года эмигранты не имели в Европе официального статуса, что существенно ограничивало их экономическую деятельность. Лишь после введения нансенского паспорта – удостоверения личности эмигранта, признанного в 38 государствах, выходцы из России получили возможность открывать собственные предприятия.

Однако уже по прибытии эмигранты, преимущественно женщины (которые составляли около 35 % от общего потока), занялись модным производством на дому или в гостиницах, где они жили первое время. Первоначально изделия кустарного производства русских эмигрантов сбывалась через выставки-продажи, организованные западными благотворительными фондами. Позже их сбытом занялись люди из среды эмигрантов. В апреле 1921 года Великая княгиня Мария Павловна Романова, кузина последнего русского Государя, устроила в Париже благотворительную распродажу предметов русского кустарного производства.

С ростом кустарного производства и расширением ассортимента изделий возникла сеть сбыта готовой продукции. Кустари объединялись в артели, поставлявшие товар в магазины, которые специализировались на предметах, созданных вручную. Зачастую эмигранты поставляли свои произведения в знаменитые парижские дома моды или прибегали к услугам пласьержек – агентов по распространению товаров. Создавались школы и курсы по обучению ремеслам. В Париже была открыта русская художественная школа Н. В. Глоба, где преподавалась вышивка в русском стиле, рисунок и техника шитья.

Новым этапом в развитии модного бизнеса русских эмигрантов стало создание домов моды, ставших впоследствии в один ряд с крупнейшими французскими фирмами. Среди них – дом вышивки «Китмир», основанный в 1921 году великой княгиней Марией Павловной, русские дома моды «Имеди», «Поль Каре» княжны Лобановой-Ростовской, «Анна Сергеева», «Пьер Питоев» и «Тао» княгини М.С. Трубецкой, «Итеб» баронессы Гойнинген-Гюне, бывшей фрейлины импера-трицыАлександрыФедоровны,«Ирфе»княги-ни Ирины и князя Феликса Юсуповых, «Бери» княгини А. Р. Романовской-Стрельницкой,

«Арданс» и «Валентина» В. С. Саниной, дом белья «Хитрово» и «Адлерберг» графини Л.

В. Адлерберг, «Лор Белен» и другие7, в которых создавались такие исконно русские предметы одежды, как кокошник и сапоги; появились «казацкий» и «кавказский» стили покроя костюмов и пальто. Эти тенденции в моде сохранялись на протяжении целого десятилетия, вплоть до начала 30-х годов, и имели важное моральное значение для социальной адаптации российской эмиграции.

Особо следует отметить дом вышивки «Китмир», объединивший русских вышивальщиц работавших на дому. Европа познакомилась с искусством русской вышивки еще в 1905 благодаря выставке, организованной Марией Клавдиевной Тенишевой в Париже в зале Общества современных художников на рю Комантэн. Вышивки крестьянок села Талашкино (место, где находилось родовое имение М. К. Тенишевой) наряду с редчайшими иконами, русским фарфором, резьбой по слоновой и моржовой кости и историческими реликвиями смотрелись особенно выигрышно на фоне полотен Рериха, Билибина и проектов церквей работы Рериха и Покровского.

Предприятие было названо «Китмир». Мария Павловна продала оставшуюся часть фамильных драгоценностей и арендовала помещение на заднем дворе богатого особняка на авеню Франциска I, неподалеку от Елисейских Полей. Наняла двух русских девушек, отправила их за свой счет на курсы, которые сама окончила, и купила три вышивальные машины. Первый заказ Дом «Китмир» получил от Коко Шанель – на партию блузок, туник и пальто, которая тогда уже имела весьма солидную репутацию и клиентуру. Было известно, что русская культура была близка в то время Шанель: она находилась под обаянием «Русских сезонов» Дягилева и выделяла значительные средства не только на поддержание, но и на возрождение и расширение русского балета. Кроме того, на данный период ее связывали близкие отношения с князем Дмитрием Павловичем, братом Марии Павловны, что во многом предопределило отношение Шанель к Русской эмиграции8. В довершение, в начале 20-х годов Шанель широко использовала в своих коллекциях экзотические вышивки, так, например она импортировала с Фарерских островов вязаные свитеры в надежде перенести их орнамент на свои шелковые блузы.

Мария Павловна собственноручно расшила большую часть изделий первого заказа Шанель,

выполнив вышивки в серых тонах с красными вкраплениями. Эти модели стали частью коллекции Шанель, после демонстрации которой «Китмир» приобрел статус эксклюзивного поставщика Дома моды «Шанель».

«Китмир» ежегодно расширял и менял ассортимент. Мария Павловна внимательно следила за изменениями тенденций в мире моды и, почувствовав ослабление интереса к историческому псевдорусскому стилю, стала вводить в свои вышивки орнаменты персидской керамики, китайского фарфора и коптских тканей. Ее модели 1922 года были расшиты уже не только золотом и шелком, но также бисером, бусами и блестками. Успех был огромным, предприятие расширялось, «Китмир» едва справлялся с потоком заказов. В августе 1923 года Мария Павловна для расширения производства сняла целый особняк, где на первом этаже располагался выставочный зал, а на двух других – мастерские, штат, которых составлял уже более 50 человек, его пополнили несколько француженок – профессиональных вышивальщиц. В «Китмир» обращались и другие парижские дома моды с предложениями сотрудничества, в частности дом Жана Пату, но Шанель запрещала работать Марии Павловне с конкурирующими фирмами.

В 1923-1924 годах рынок начал меняться. Находка Картером гробницы Тутанхамона породила моду на Египет. Господство «стиля рюс» ослабевало. «Китмиру» приходилось осваивать геометрические орнаменты на египетскую тематику. Свой звездный час «Китмир» пережил в 1925 году на всемирной выставке современного декоративного и прикладного искусства «Ар деко» в Париже -«Китмир» получил золотую медаль и диплом участника выставки, выписанный на имя «месье Китмира». Признание на парижской выставке укрепило репутацию «Китмира». Модные журналы Франции «Жардан де мод», «Вог», «Ар, гу, боте» постоянно публиковали рисованные рекламы дома «Китмир»9.

Несмотря на успех производства почти на всем протяжении существования дома моды Мария Павловна испытывала трудности организационного характера. Одна из очередных финансовых трудностей в 1928 году, связанная с тем, что вышивка стала выходить из моды вместе со стилем ар деко, закончилась тем, что «Китмир» был поглощен французской фирмой вышивки «Фитель и Ирель».

Другим крупным русским домом моды был дом «Ирфе», созданный князьями Ириной и

Феликсом Юсуповыми, который просуществовал в Париже с 1924 по 1931 год.

Стоит отметить, что, только обосновавшись в Париже, князь Феликс Юсупов, пользуясь своими европейскими связями, начал помогать неимущим соотечественникам заработать на жизнь: так, например, организованная им контора по трудоустройству в первые годы эмиграции помогла многим беженцам. Кроме того, по инициативе князя был открыт салон красоты, где русские дамы под руководством парижских специалистов осваивали основы массажа и макияжа, чтобы открыть собственное дело. Он же стал организатором и главным инвестором «Школы прикладных искусств им. Строганова», готовившей учеников для работы на эмигрантских художественных предприятиях. Но дом мод «Ирфе» стал, пожалуй, самым крупным творческим проектом князя с целью создания рабочих мест для соотечественников.

В 1924 году на рю Облигадо в Париже, в небольшой квартире русской художницы были созданы первые платья «Ирфе» (по сочетанию первых слогов имен его основателей Ирины и Феликса). В работе над коллекцией, которая состояла из расшитых или расписанных от руки платьев и блуз, о которых весьма лестно отозвался парижский журнал «Вог», принимали участие князь Никита Романов, Мария Воронцова-Дашкова, княгиня Елена Трубецкая.

Успех сопутствовал «Ирфе» на протяжении 7 лет, за которые Феликс и Ирина открыли 3 филиала – в Туке, популярном курорте Нормандии, Лондоне и Берлине. В 1926 году Феликс выпускает духи «Ирфе» – для белокурых, темноволосых и рыжих покупательниц. Русские модельеры дали новое направление французской моде, привив ей любовь к орна-менталистике, меху, жемчугу и боярской роскоши, дав новые цветовые сочетания.

«Ирфе» был закрыт, как и многие европейские дома моды, в 1931 году во время мирового кризиса, вошедшего в историю под названием «Великая депрессия» (19291933), начавшейся после биржевого краха в США 1929 году на Уолл-стрит. В результате Великой депрессии уровень промышленного производства был отброшен к показателям начала XX века, то есть на 30 лет назад, более половины предприятий малого и среднего бизнеса вынуждены были закрыться, в том числе и большинство домов моды, созданных русскими эмигрантами.

Таким образом, просуществовав не более десяти лет, русские дома моды, созданные выходцами из самых родовитых семейств России, приобрели солидную репутацию и авторитет во всемирных столицах моды, дали удивительные плоды, которые навсегда останутся непревзойденным примером творческой энергии, стиля и трудолюбия русских модельеров, так сильно повлиявших на развитие мировой моды на много десятилетий вперед.

1 Аронов, А. А. Воспроизводство русской культуры в условиях эмиграции (1917-1939 гг.) : сущность, предпосылки, результаты. М., 1999; Волкогонова, О. Д. Образ России в философии русского зарубежья. М. : РОССПЭН, 1998; Доронченков, А. И. Эмиграция «первой волны» о национальных проблемах и судьбе России. СПб., 2001; Пивовар, Е. И. Российское зарубежье : социально-исторический феномен, роль и место в культурно-историческом наследии. М., 2008; Раев, М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919-1939. М. : Прогресс-Академия, 1994 (на английском языке вышла в 1990 г.); Русское зарубежье. Золотая книга русской эмиграции. Первая треть ХХ в. : энцикл. биогр. слов. М., 1997; Костиков, В. В. Не будем проклинать изгнание. (Пути и судьбы русской эмиграции). М. : Междунар. отношения, 1990 и другие.

2 Иоффе, Г. З. Крах российской монархической контрреволюции. М., 1987; Шкаренков, Л. К. Агония белой эмиграции. М., 1981; Комин,

B. В. Крах российской контрреволюции за рубежом. Калинин, 1977 и другие.

3 Васильев, А. Красота в изгнании. Русские дома моды. М. : Слово, 2008.

4 Филичева, Н. В. Арт Деко – стиль времени // Российская массовая культура конца ХХ века : материалы круглого стола (Санкт-Петербург,

4 дек. 2001 г.). СПб. : Санкт-Петерб. филос. о-во, 2001.

5 Моженок, Т. Женщина и искусство Art Deco // Вопросы Отечественного и зарубежного искусства. Вып. 5 / под ред. Н. Н. Калитиной. СПб., 1996. С. 115-116.

6 Хиллер, Б. Стиль XX века. М. : Слово, 2004.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *