Часовой завод Ракета и Туполев создали часы Летчик Ту-160

Модель часов «Летчик ТУ 160»

Петродворцовый Часовой Завод «Ракета» совместно с разработчиками сверхзвуковых бомбардировщиков ТУ160 — ПАО «Туполев», создали модель часов «Летчик ТУ 160». Часы разработаны специально для пилотов сверхзвукового стратегического бомбардировщика – ракетоносца, известного также как «Белый лебедь». При совместной работе была создана модель идеально соответствующая всем техническим требованиям и строгому дизайну, присущему военной авиации. Петродворцовый Часовой Завод «Ракета» и «Туполев» — это исторические предприятия России, которые объединяют не только традиции и уникальное ноу-хау, но и прочная связь с русской историей, которые могут позиционировать себя как исконно русский бренд. Часы «Летчик Ту-160» созданы на базе уникального механизма «Ракета-автомат». Они предназначены для тех, кто работает в тяжелейших условиях, когда день сливается с ночью и невозможно определить время суток. В модели часов используются люминесцентные элементы на стрелках «Суперлюминова» и объемные элементы на цифрах, которые дают возможность проверить время в темных условиях. Кстати, «Ракета»— одна из редких мировых мануфактур, производящих собственные часовые механизмы от А до Я, включая спираль и баланс.

Швейцарский часовой бренд Swatch представил произведение искусства в миниатюре. Творческий дует Лео Чичио и Даниэля Джанноне создали полотно с ручной вышивкой — «Selva Blanca». А теперь они перенесли орнамент на ремешки, вручную вышив каждые часы! TIME PIOLIN’S — лимитированная модель, названная в честь любимого домашнего животного аргентинских мастеров. Приглядитесь к циферблату — маленькие таксы стали стрелками

Но и на этом сюрпризы от Swatch не заканчиваются. Этой осенью к ярким часам на запястье добавятся элегантные браслеты, и не только! Кольца, ожерелья и серьги с прозрачными и цветными кристаллами из коллекции Swatch Bijoux идеально сочетаются с часами из осенне-зимней коллекции Swatch 2016. Разнообразные формы украшений, с кругами, сверкающими сердечками, звездочками, пузырьками разбавят и внесут изюминку в любой образ.

Бренд TOUS представляет в новом сезоне Day Dreams — одну из самых классических своих коллекций. Компания по-новому взглянула на свою историю, выбрав изделия, которые принесли ей известность. Ведь, несмотря на их современный и обновленный дизайн, они по-прежнему великолепно сочетаются с классическими вещами. Коллекция ICON PAVE призвана выделить легендарные символы TOUS: медвежонка, тюльпан, сердце и звезду — с бриллиантовым паве и драгоценными камнями. Такая комбинация была впервые использована в коллекции OSO Bubble. Теперь она вернулась, заявив о себе с новой силой. В коллекции сочетаются различные размеры, покрытия из желтого золота и мульти сапфиры разных диаметров. А в коллекции NEW COLOR появилась новая версия легендарного кольца, созданного в 2006 году в форме символа TOUS — медвежонка. Ну а в линии ICON PEARL изменился стиль некоторых деталей из коллекции с жемчужиной OSO Perla, которые с 1995 года по сегодняшний день остаются лидером продаж и любимым ювелирным украшением тысяч женщин.

Испанский ювелирный бренд UNOde50 в честь своего 20-летнего юбилея оживил 20 изделий, каждое из которых символизирует каждый год существования бренда. Избранные украшения — это рассказ команды дизайнеров о бренде, который произвел революцию в мире ювелирных украшений. За всю историю существования бренда, не смотря на различные тенденции, UNOde50 никогда не отказывался от собственного видения, своего уникального стиля и ручной работы. Для тех, чей жизненный девиз— «Оставайся собой», идеально подойдут украшения Be Unique, сочетающие в себе концептуальность и дух мегаполисов — олицетворение ДНК бренда. А поклонники ручной работы по достоинству оценят линию Natural Soul, в элементах которой особый акцент сделан на мельчайших деталях, выполненных вручную. Завершением линии стало создание 21-ого изделия – уникального ожерелья, выпушенного специально, как символ 2016 года.

И несколько мужских новинок в заключении. Braun представляет самую эффективную бритву в мире для исключительно комфортного бритья. Непревзойденный дизайн, новейшие технологии, исключительная эффективность и комфорт сочетаются в бритве Braun Series 9, задающей новый стандарт качества и созданной с единственной целью — стать лучшей бритвой в мире. Синергия пяти оригинальных бреющих элементов в сочетании с возможностями интеллектуальной технологии SyncroSonic позволили создать самую умную бритвенную систему Braun. Более четырехсот деталей обеспечивают эффективность и комфорт при бритье. Мощный мотор с линейным приводом генерирует 10 тыс ультразвуковых микровибраций и 40 тыс режущих движений в минуту. Это значит, что при каждом движении Braun Series 9 срезает больше волосков, чем любая другая бритва. Пять элементов, предназначенных для различных типов щетины, с легкостью удаляют волоски, прилегающие к коже или растущие в разных направлениях: Триммер с титановым золотым покрытием приподнимает и срезает волоски, даже плотно прилегающие к коже. Две режущие сетки срезают волоски максимально близко к коже для идеально чистого бритья, результат которого сохраняется надолго. Система адаптируется под контуры лица.

Согласно последним исследованиям, во время бритья мужчины проводят бритвой по коже около 170 раз. Причем 120 из них — повторные движения в тех местах, где геля для бритья уже не осталось. Это основная причина, по которой, несмотря на продвинутые технологии изготовления лезвий, большинство мужчин все равно испытывают ощущение раздражения кожи. Вместо того, чтобы ждать, пока люди изменят свои привычки, Gillette усовершенствовал свою лучшую сменную кассету. Новая технология сменных кассет Gillette Fusion ProShield со смазывающими полосками до и после лезвий эффективно защищает кожу от раздражения, как бы часто мужчины не брили один и тот же участок кожи. Инновационная технология FlexBall позволяет бритве следовать контурам лица и сбривать буквально каждый волосок. Сменные кассеты ProShield полностью совместимы со станками Fusion и ProGlide.

Читайте также:
Как выбрать подвеску – ювелирное украшение на шею

А компания Huawei объявляет о том, что бренд Honor становится спонсором популярного ток-шоу «Вечерний Ургант» на Первом канале. В первом совместном выпуске программы смартфон Honor 8 был представлен как «новый друг» шоу. Нативный формат интеграции в контент программы, яркие шутки и искрометные диалоги ведущих позволят зрителям программы постепенно познакомиться со смартфоном и раскроют все его основные характеристики.

В честь 100-летнего юбилея BMW Group в Музее русского импрессионизма прошла презентация BMW Individual 7 серии THE NEXT 100 YEARS, выпущенного ограниченной серией в 100 автомобилей по всему миру. В пространстве музея была воссоздана атмосфера ателье BMW Individual, где из автомобилей делают настоящие произведения искусства, а также демонстрировались необычные инсталляции.

Именной состав Московского метрополитена «Поэзия в метро» с экспозицией «Шекспировские страсти» начал курсировать по Арбатско-Покровской линии. Одним из первых в нем совершил поездку загадочный пушистый пассажир — чистокровный британский кот, точная копия одного из персонажей тематического оформления яркого поезда.

Петродворцовая Ракета

Александр Носков

История часов под маркой «Ракета», вчера и сегодня через призму личных воспоминаний. Продукты тоже посмотрим.

Личные воспоминания о ПЧЗ

Довольно трудно вспоминать то время, когда нога автора вступила на территорию завода ПЧЗ (Петродворцовый часовой завод) в далеком 1992 году. Оно и понятно, ведь сделано это было не по собственной воле, а в рамках необходимой отработки практики «УПК» школьной программы. Учился я в 10 (из 11) классе, и от мысли, что необходимо весь июнь работать на заводе каждый рабочий день по 4 часа, слегка колдобило, поджимало и трясло.

Типичная школьная мода начала 90-х. Свитер-спортивка-свитер-футболка-свитер =)

Первые плоды капиталистической революции – жвачки «Турбо», дерматиновые галстуки «Алиса» и лимонад «Кока-Кола» уже не вызывали былого энтузиазма, хотелось просто отдохнуть летом, покататься на велосипеде с друзьями, а то и махнуть в деревню.

Вместо этого комок подступил к горлу, а нога ступила на территорию завода. Веселое было время, а самое веселое было то, что нам с приятелем выдали по станку, и мы прекрасно выполняли монотонную работу под гул электродвигателей и матные частушки, которые сами же и пели. Тогда мы еще не знали, что начальница цеха, сидящая за стеной, прекрасно их слышала, но даже пальцем не пошевелила, чтобы нас одернуть, настолько они нравились ей и ее помощницам. В нашу задачу входило: получить железный ящичек с заготовками основы часового механизма (внутри лежала бумажка с их количеством), сесть за стан с крутящимся горизонтально механизмом и вставлять в крепления детальки, на которые потом сверху набрасывались сверла и делали 13 отверстий разного калибра.

Примерно в таком цехе прошел месяц, по 4 часа в день

Пройдя полный круг, стан не выплевывал заготовки в автоматическом режиме, необходимо было их вручную снимать и бросать в другой ящичек. Работа вроде и простая, но нужно было следить – сверла частенько ломались, и чем раньше обнаружишь этот факт, тем быстрее заменишь сверло и закончишь сверление всей партии. Простая работа в веселом коллективе привела к тому, что с завода уходить совсем не хотелось, да и особо уставшими мы за 4 часа не становились. Выданные за работу деньги покрывали потребности растущего организма в лимонаде, но больше их ни на что не хватало (инфляция была бешеная), ну разве что еще они порождали чувство гордости честного трудяги. Вот и все, что помнится о том ПЧЗ начала 90-х.

Старый ПЧЗ был государственным, примерно в 2000-2001 годах началась процедура банкротства, корпуса завода были сданы сторонним компаниям и использовались как магазины и складские помещения. Вот такой грустный конец.

Советские часы «Ракета»

Зная старые часы «Ракета» изнутри, могу в полной мере утверждать, что они были полностью металлические, никаких пластиковых основ или, прости господи, шестерней. Номенклатура была широчайшая: мужские и дамские, детские и школьные – часики носили все.

Дизайн был классическим, а часовые мастерские были в каждом районе и радовали жителей низкими ценами. Заменить разбитое стекло наручных часов стоило 60 коп., с чем я нас всех и поздравляю.

Читайте также:
Жемчужные ожерелья – стильные примеры Chanel

Современный завод «Ракета»

Вторым рождением Петродворцового часового завода надо считать 2009 год, когда за его возрождение взялись иностранные инженеры-часовщики (имевшие опыт работы в Rolex, Breguet и Hautlence) и русская модель Наталья Водянова. Забавно, да? Погибший завод вытащила из пепла за кончик часовой стрелки модная модель.

В 2013 году, когда на международных выставках появились новые часы «Ракета», к дизайну которых приложила руку Наталья Водянова, ими заинтересовался специалист направления «Спираль и баланс» (говорят, самая сложная часть любых часов) Жан-Клод Кене (Rolex, Franck Muller, создатель компании Dimier).

Жан-Клод Кене, фото Chronoscope

Вот часть его интервью издательству Chronoscope, первые впечатления от посещения завода:

«Здесь невероятное количество остроумных инженерных решений. Есть удивительные станки! Я работал в Rolex, и оборудование у нас было самое лучшее. Так вот, на “Ракете” есть станок, который выполняет те же задачи, что и тот, которым я пользовался на Rolex. Российский работает с такой же точностью и такой же производительностью, но по размеру он не больше швейной машинки, а швейцарский был размером с автомобиль! Еще мне показали цех, в котором ставят камни. Я ожидал увидеть в нем нескольких рабочих с засученными рукавами. Но обнаружил всего одного сотрудника, а все камни вставлялись машинами. Это удивительно!».

Интерес вырос в плодотворное сотрудничество, приведшее к появлению в 2014 году нового (первого со времен СССР) фирменного механизма, 100% аутентичного и изготовленного из местных материалов – «Ракета-Автомат». Когда мы говорим о механических часах, то если у вас нет собственного механизма, вы сборочный цех, а не полноценная мануфактура. Есть чем гордиться.

Один из первых новых механизмов «Ракета-автомат»

В 2015 году в ЦДМ «на Лубянке» появились огромные часы – да, все правильно, их сделали на заводе «Ракета», и многие считают этот часовой механизм самым большим в мире.

Кроме того, завод обслуживает интересы морского и авиационного транспорта, принимает заказы на изготовление тонких деталей.

Вот и все про историю завода, предлагаю перейти к продуктам и сравнить их с конкурентами.

Современные часы

Самые дешевые часы стоят 6 500 рублей. По сути, это базовая модель с типовым водонепроницаемым корпусом (5 атмосфер), кварцевым механизмом и органическим стеклом. Разнообразие предложения достигается применением различной графики на циферблате и расцветкой текстильного ремешка. Можно встретить как военно-спортивную тематику, так и женское розовое оформление.

В верхнем ценовом сегменте (120 000 рублей) гордо стоят часы «Моряк». Очень мило звучит фраза «Если на судне из строя выйдут навигационные приборы, циферблат на 24 часа можно использовать в качестве солярного компаса. Достаточно направить часовую стрелку на солнце, и метка “24” укажет на Север». К другим достоинствам относятся корпус из нержавеющей стали, сапфировое стекло, механизм «Ракета-автомат» и водозащита в 20 атмосфер.

В серединке уместились все остальные часы, кварцевые и механические, мужские и женские, строгие и пижонские. Включая часы лимитированных серий, такие, например, как «Ту-160», реклама которых еще недавно прерывала эфир телеканалов и YouTube. Под тревожные звуки рекламы хочется крикнуть: «Кракен освободился, спасайся кто может!».

Что про «Ту-160» можно точно сказать, так это то, что за 85 000 рублей покупатель получает часики в отличной коробочке.

Увы, но умных часов завод не делает, оставаясь в парадигме механического бытия. С кем приходиться бороться бренду «Ракета» на отечественном рынке?

Конкуренты и вопросы

Есть ли конкуренты у отечественного завода, который победил последствия перестройки? Вопрос риторический. По мне, так нет, но это слишком личное мнение, поэтому судить не берусь.

А как вы думаете? Какие часы предпочитаете? Важно ли место, где произведены часы, и их история? Бывают ли в вашей жизни ситуации, когда механические часы являются необходимым предметом туалета, кроме свадеб и похорон?

Часовой завод Ракета и Туполев создали часы Летчик Ту-160

No products in the cart.

The Kosmos on your wrist

Can you read the cosmic time?

60 years of space conquest on your wrist!

This is not a watch: this is art in motion!

Made from metal of the submarine “Leopard K-328″

Most will hate it. Few will love it.

Antarctic. Station Vostok.

Own movement from “A” to “Z”

Engineered in cooperation with Tupolev

Сuriosity

Russia has always been at the avant garde. From art and music, to revolutions and science, it has always been a nation that has done things differently. Thus, Raketa makes watches with round and triangular hands, backwards movements and inventive designs opening new horizons for time reading.

During the Soviet period, Raketa produced watches for the army, navy, airforce and space industry: institutions that cared about reliability and toughness above all else. This legacy continues to this day in modern Raketa watches for Russian cosmonauts, pilots, polar explorers and submariners.

Читайте также:
Разные серьги в паре в ушах – модная тенденция

Classic

One of the most famous Soviet watch designs to have crossed the iron curtain and to have conquered the hearts of the western capitalist world was certainly the Raketa “Big Zero” watch. This bold black & white minimalistic design with large numerals crowned with a big zero, gives this watch a unique and timeless quality. It has become a Raketa classic!

A unique sound

Raketa’s mechanical movement is very Russian by its engineering design. It is also very Russian by the materials used: all the metal as well as the 24 rubis stones of the movement come from Russia. Even the hair-spring, the very heart and most complicated part of the movement, is cast from a secret Soviet alloy. All of this gives a very distinctive acoustic signature that is quite different from that of Swiss movements.

Assorted watches

Cosmos

The cosmos has always been a central part of Raketa’s DNA. The brand Raketa (meaning “space rocket” in Russian) was created in 1961 in tribute to mankind’s first ever spaceflight by Yuri Gagarin. Since then, the Raketa Watch Factory engineered watches that were used by Soviet cosmonauts and watches that celebrate the cosmos. Today, we continue this legacy.

24 hour watches

The iconic Raketa 24-hour movement was first engineered by the Raketa Watch Factory in 1970 for Soviet polar explorers. It allowed them to tell the time in regions where it is difficult to distinguish night from day. Since then, its use was extended to other professionals working in similar conditions, such as submariners, cosmonauts & Russian pilots flying at stratospheric altitudes.

Белый лебедь с ядерной дубинкой: история бомбардировщика Ту-160

На планете Земля только две страны — Россия и США — имеют в составе вооружённых сил так называемую «ядерную триаду» — стратегическую авиацию, межконтинентальные ракеты и атомные подводные лодки. Такое распределение ядерных боезапасов по различным носителям необходимо для того, чтобы в случае внезапного нападения и уничтожения каких-то видов вооружения, ответный удар был гарантированно совершён другими способами.

Во времена правления Никиты Хрущёва основная ставка делалась на развитие ракетной техники, и поэтому к началу 1970-х годов СССР располагала только бомбардировщиками Ту-95 «Медведь» и М-4 «Бизон», которые не могли гарантированно преодолеть зону ПВО НАТО из-за своей тихоходности. В то же время США начали разработку сверхзвукового стратегического бомбардировщика B-1, который должен был заменить устаревающий B-52. После того как отставание СССР в этой сфере стало очевидно, был объявлен конкурс на создание такого самолёта и у нас.

Подковёрные игры с самолётами

С созданием Ту-160 связана загадочная история. В те времена в нашей стране работало несколько конструкторских бюро, которые могли «потянуть» такой сложнейший проект. Это было ОКБ Сухого, которое работало надо проектом Т-4 — бомбардировщика, который мог стать самым быстрым самолётом в мире с максимальной скоростью 3200 км/ч, ОКБ Мясищева, разрабатывавшее проект М-18 с изменяемой стреловидностью крыла. Старейшее конструкторское бюро Туполева, которое уже имело опыт разработки сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144 и бомбардировщиков Ту-95 и Ту-22, в конкурсе не участвовало.

Победителем был признан проект ОКБ Мясищева, но отпраздновать победу конструкторы так и не успели: через некоторое время правительство приняло решение о закрытии проекта в ОКБ Мясищева и передаче всей документации по М-18 в… ОКБ Туполева, которое подключилось к конкурсу со своим «Изделием-70» (будущим Ту-160).

Мнений, почему было принято именно такое решение, бытует несколько. По одной из версий, правительство сочло, что в ОКБ Мясищева нет достаточных мощностей, чтобы осуществить такой сложный проект. По другой — что самолёт не понравился командованию ВВС. Есть мнение, что Андрей Туполев при личной встрече с Леонидом Брежневым уговорил его передать проект и документацию в его ОКБ. Стоит отметить, что Ту-160 действительно в чём-то похож на М-18, но о прямом «передирании» речи, конечно, не идёт.

Лебединая песня СССР

По сути, Ту-160 является последним масштабным проектом в СССР, который был осуществлён до его распада. Между началом проектирования самолёта в 1972 году и первым полётом машины прошло 9 лет: 18 декабря 1981 года машину поднял в воздух с аэродрома «Раменское» лётчик-испытатель Борис Веремей. На вооружение бомбардировщик поступил в 1987 году.

Стоит отметить, что этот срок для создания такого проекта был минимален и показывает, какой мощной была авиационная промышленность на закате СССР: сегодня создание подобного самолёта в России если и возможно, то при консолидации всех сохранившихся предприятий.

Читайте также:
Модная бижутерия в фотографиях

Быстро разработать машину туполевцам позволил опыт создания Ту-22 и Ту-144: многие элементы этих самолётов переходили в Ту-160 без изменений. Однако многое приходилось создавать и с нуля. Главной проблемой было обеспечение дальности полёта, которая должна была составлять более 12 000 км без дозаправки в воздухе (для примера — протяжённость экватора Земли составляет 40 000 км), и максимальной скорости полёта более 2000 километров в час. Эта проблема была решена путём применения крыла изменяемой стреловидности: большую часть полёта, до зоны ПВО противника, Ту-160 проходит на дозвуковой скорости (около 900 км/ч) с почти прямыми крыльями, а преодолевает её на сверхзвуке, «сложив» их.

Интересно, что Ту-160 — один из самых комфортных боевых самолётов. На протяжении 14-часового полёта пилоты могут встать и размяться. На борту есть кухня со шкафом для разогревания пищи и туалет, которого до этого не было на стратегических бомбардировщиках. Именно вокруг санузла при передаче самолёта военным разыгралась настоящая война: они не хотели принимать машину из-за несовершенства его конструкции.

Вооружение Ту-160 составляют 12 крылатых ракет X-55, которые имеют радиус действия до 2500 км. Координаты целей программируются в ракеты до вылета бомбардировщика, а после пуска она идёт к ней, огибая ландшафт местности, и сбить её практически невозможно. Таким образом, Ту-160 может совершить пуск ракет и не заходя в зону ПВО противника. Однако в случае необходимости он способен и прорвать её: высокая скорость делает его очень сложной мишенью как для зенитных ракет, так и для истребителей. Мощность каждой из ядерных боеголовок составляет 200 килотонн (в 15 раз больше, чем у бомбы, сброшенной на Хиросиму).

Трагедия на Украине

К моменту распада СССР было произведено 34 самолёта, причём большая часть из них (19 бомбардировщиков) находилась на базе в Прилупках на Украине. Вскоре выяснилось, что эти машины слишком дороги в эксплуатации и для небольшой украинской армии не нужны. В. Захарченко, который тогда занимал пост военного атташе Украины в России, заявил: «Перед вооружёнными силами Украины не стоят задачи, для выполнения которых требуются такие самолёты». В 1995 году начались переговоры между Россией и Украиной по продаже Ту-160, однако с украинской стороны последовали странные требования.

Украина предлагала передать России 19 Ту-160 за списание долга за газ (от чего категорически отказался «Газпром») или взамен транспортных самолётов Ил-76 из расчёта 1 к 2. Выполнить второй пункт было невозможно по той причине, что, обменяв Ту-160 на свои Ил-76, Россия фактически лишалась бы транспортной авиации, а их производство в СССР велось на заводе в Узбекистане, который после распада СССР практически перестал функционировать.

Впрочем, очень скоро стало понятно, почему Киев не идёт на уступки в отношении Ту-160. В 1998 году министерства обороны Украины и США подписали соглашение об уничтожении 44 бомбардировщиков, в том числе 19 Ту-160, а также тысячи ракет X-55. 16 ноября два «Белых лебедя» в присутствии представителей минобороны США были уничтожены при помощи экскаватора и специальной гильотины. Стоимость работ по уничтожению машин была оплачена американскими деньгами: по 1 млн долл. за самолёт (при стоимости одного Ту-160 порядка 250 млн долл.). Всего было приведено в нелётное состояние 11 Ту-160, а оставшиеся 8 переданы в Россию в счёт долга за газ. В данный момент на Украине нет стратегической авиации.

Ту-160 как средство влияния

На вооружении России состоит 16 Ту-160, каждый из которых имеет своё собственное имя. Самолёты носят имена главного маршала авиации СССР Александра Новикова, авиаконструктора Игоря Сикорского, русского богатыря Илья Муромца и других исторических деятелей России.

Самолёты нередко совершают полёты вдоль линии ПВО разных стран, что вызывает шумиху в прессе и раздражение политиков. Но на самом деле это не столько способ показать мощь российской авиации, сколько возможность понять, насколько быстро реагируют на такие полёты перехватчики: они всегда «сопровождают» Ту-160.

Ракетоносец, разработанный ещё в СССР, по-прежнему остаётся одним из самых современных в мире, и с появлением у США бомбардировщиков B-2 ситуация изменилась не сильно. Боевые столкновения в Югославии показали, что технология «Стелс» далеко не всегда спасает при прорыве линии ПВО: малозаметный истребитель F-117 всё же был сбит зенитно-ракетным комплексом С-125 «Нева».

Слабым местом Ту-160 сегодня является его устаревшее бортовое оборудование, однако в следующем году планируется провести его модернизацию на всех 19 машинах. Кроме того, в 2009 году начались работы по Перспективному авиационному комплексу дальней авиации (ПАК ДА) — самолёту, который должен прийти на смену Ту-95. Первый полёт намечен на 2019 год, а начало эксплуатации — на 2025.

Проткнуть звук: рассказ казанского пилота Ту-160

В летной книжке испытателя 1-го класса Виктора Короткова столько освоенных типов самолетов, что, кажется, он летал на всем, что было в Советском Союзе. В 1986-м его перевели на Казанский авиазавод. В интервью «БИЗНЕС Online» испытатель рассказал о полетах на таких эпохальных машинах, как Ту-160 и Ту-22М3, о едва не закончившихся трагедией испытаниях борта для Ельцина и о том, как в 90-е зарабатывал на жизнь, летая по всему земному шару.

Читайте также:
Как сочетать oversize с ювелирными Украшениями

Виктор Коротков: «Мы летали на всем тяжелом, что только было» Фото: Андрей Титов

ПОБЛИЖЕ К РОДНЫМ КРАЯМ

— Виктор Алексеевич, до Казани вы вели столь впечатляющую испытательскую жизнь, что невольно возникает вопрос: почему решили сменить ее на трудную, почетную, но все же более спокойную службу заводского испытателя?

— Да, в Ахтубинске (Государственный Краснознаменный НИИ ВВС, ныне Государственный летно-испытательный центрприм. ред.) мы летали на всем тяжелом, что только было. Но у меня вдруг появилась проблема: замучила аллергия — в Астраханской области специфический климат. Могли списать с летной работы. Что делать? Порекомендовали перевестись поближе к родным краям (а я из Марийской ССР), например на авиазавод в Самару. Но перед этим мне предложили поехать годика на три на Казанский авиазавод.

— Не хватало летчиков?

— Тогда уволился старший группы испытателей военного представительства, другого летчика перевели в Самару, еще одного — в Харьков. Кстати, в то время счастьем было попасть на Украину, которая процветала. Я туда часто летал: так, если в Ахтубинске элементарных «подушечек» было не найти, то там — 10 сортов шоколадных конфет, дочери одежду только на Украине и покупал…

10 ноября 1986 года я прилетел на завод. А знаете, кто меня привез? Азат Хаким, который тогда часто летал на Як-40 в Ахтубинск (ныне Хаким — председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп», а тогда — летчик-испытатель ОКБ «Сокол»прим. ред.).

— Так понимаю, желание перебираться в Самару постепенно исчезло…

— Спустя какое-то время мне позвонили из Москвы и сказали, что освобождается место в Самаре, но я решил здесь остаться: друзья появились, завод мне нравился — огромный, отлично отстроенный, а Виталий Егорович Копылов был выдающимся директором. В 1989 году старшего группы, Владимира Юсупова, тоже из Ахтубинска, перевели в Москву, а меня поставили вместо него.

«Ту-160 очень простой в управлении и для освоения самолет: с первого полета садись налево (имеется в виду место командира — прим. ред.) и лети» Фото: «БИЗНЕС Online»

ЧТО ТАКОЕ САМОЛЕТ БЕЗ НЕДОСТАТКОВ

— Из строившихся в Казани ракетоносцев вам какой больше нравится — Ту-160 или Ту-22М3?

— Конечно, Ту-160. Что интересно, с ним я познакомился за несколько лет до этого, и сам того не зная. В самом начале 80-х из Ахтубинска летчиков стали вызывать в ЦАГИ (Центральный аэрогидродинамический институтприм. ред.). Там нас гоняли на стенде с минимальным набором пилотских приборов и ручкой управления. Как потом выяснилось, это было тестирование управления Ту-160 (он стал первым в СССР тяжелым самолетом, на котором применили не штурвал, а ручку управления,прим. ред.).

— Понятно, что это ваш любимый самолет, а недостатки у него были?

— Нет. Можно было средней квалификации летчика посадить, и он бы спокойно справился — очень простой в управлении и для освоения самолет: с первого полета садись налево (имеется в виду место командираприм. ред.) и лети. А вот Ту-22М3 я только с четвертого полета, побывав и слева, и справа, «схватил».

— То есть самолет вообще без недостатков?

— Что касается пилотирования, надежности, ни одного недостатка не знаю. Разве что по части специфического радиоэлектронного оборудования (типа системы самообороны) у военных были вопросы. Как-то прилетает экипаж, ребята рассказывают: «Мужики, идем над Северным Ледовитым, вдруг смотрим — откуда ни возьмись, уже стоят слева и справа двое „ребят“ (перехватчики НАТОприм. ред.), а у нас даже ничего не пискнуло».

Выкатка модернизированного дальнего бомбардировщика-ракетоносца Ту-22М3М на территории Казанского авиационного завода им. Горбунова Фото: «БИЗНЕС Online»

— Максимальной скорости какой достигали?

— Где-то 1,5–1,6 Маха.

— Ощущается такая скорость?

— Нет. Чтобы проткнуть звук, набираешь 8 тысяч, крыло переставляешь на 65 градусов, включаешь форсаж (последовательно внутренние и внешние двигатели), ручку — на себя, набираешь 11600, переводишь в горизонт (горизонтальный полетприм. ред.) и, как с горки, до 11100 — не ниже. Стрелка через единицу (1 Мах, зависит от высоты полета, температуры воздуха, влажности и так далее, эталонная единица у поверхности земли — 1198,8 км/чприм. ред.) прошла — и ничего, потом — раз! — высота чуть скакнула и опять на 11100. Все. Никаких ощущений, что идешь на сверхзвуке.

Читайте также:
Часы Vacheron Constantin к Новому 2021 году

— Что скажете о разговорах, будто Ту-160 слизали с американского В-1?

— Аэродинамическая схема один в один. Может, потихонечку и подглядывали друг за другом.

НИКОГДА НЕ ГОВОРИ СЛОВО «ПОСЛЕДНИЙ»

— Недавно мы видели страшные кадры катастрофы Ту-22М3 в Оленегорске, когда самолет при посадке разломило надвое. Что думаете о причинах?

— Потеряли скорость, а когда это поняли, перевели движки на взлетный режим, но, пока они выйдут на взлетную тягу, 4–5 секунд проходит, поэтому, конечно, ударились. Недосмотрел командир. Кстати, что я заметил: нередко, если я что недосмотрел и влез в сложную ситуацию, ни второй, ни штурман — никто не подскажет. Как зашоренные. Но это не только в авиации… А в Оленегорске самая простая ошибка летчика.

— Отказы у вас случались?

— Только самые элементарные.

— Что скажете о пилотских суевериях?

— Как у всех: например, нельзя говорить последний полет — только крайний или заключительный. На заводе показательная история произошла с Героем Советского Союза Борисом Машковцевым. Они облетывали Ту-22М2. А летчику самому тяжело надеть боковые обхваты парашюта. Техник ему стал помогать, а последний тому: «Не надо — все равно последний полет». И просто не надел подвесную систему. В районе Саратова у них отказ электрооборудования. Самолет резко переходит в пикирование, и Машковцева, поскольку он не пристегнут, придавило к «потолку», он никак не мог спуститься, чтобы надеть парашют. А у них и минуты не было. Командир Гарри Сасин дал команду катапультироваться. Штурман-оператор Алексей Старостин ушел нормально, а у штурмана-навигатора Владимира Мещерякова не отстрелился фонарь. Машковцев все никак не мог надеть систему. Командир ждал-ждал и катапультировался, только когда до земли оставалось метров 200: парашют не успел наполниться — и Сасин весь поломался. Ему штук 30 операций сделали.

В Ахтубинске один летчик раз катапультировался — живой остался, второй раз — живой. Ему говорят: «Володя, уходи, тебе было два звонка». — «Да не, все нормально!» А на третий раз погиб. Если летчик катапультировался два раза, он, как правило, уходит с летной работы. Это звоночек.

«Если летчик катапультировался два раза, он, как правило, уходит с летной работы. Это звоночек» Фото: «БИЗНЕС Online»

— Домашние как относились к вашей работе?

— Абсолютно нормально. Родители поняли выбор, а жена всем говорила: «Это его работа. Вот ваш муж пошел на работу, и мой пошел». Но, было, меня «хоронили». Уже когда летал в гражданской авиации, мы перегоняли Ан-32 по маршруту Кишинев — Алеппо — Луксор — Хартум, а за нами по этому же маршруту шел другой Ан-32 и разбился при заходе на посадку. Об этом сказали по телевизору. И вот рано утром к моей жене заходит сосед по даче: «Галя, Виктор погиб!» Она как закричит! А дочка Танюшка из другой комнаты: «Мама, не верь, папа живой!»

ПЕРЕПРЫГНУТЬ ГРОЗУ

— Вы ведь здесь и гражданские Ил-62 испытывали…

— Были и просто гражданские, и, например, салон Горбачева, который облетывали уже для Ельцина. Как-то идем на нем со стороны Перми, перед нами сплошной грозовой фронт. Мне бы спиралью набирать высоту, а я решил просто верхом обойти — там такое «молочко» виделось. И вот попадаем мы в это «молочко», нас какая-то сила хватает и бросает с 11 до 9 тысяч. Кругом черным-черно — мы же летели днем, без света в кабине. И тут все аварийные лампочки вспыхнули. Штурман мне сзади: «Только без кренов, только без кренов!» Автопилот-то вырубился, и я штурвал руками удерживал изо всех сил. Тут инженер Андрей Пономаренко, который сидел посередине, прыгнул на место второго пилота (тот в это время в салоне Горбачева отчет писал) и РУДы (рычаги управления двигателямиприм. ред.) на взлетный режим поставил. Нас подняло на 12500. Светло. Пронесло. И тут нас еще раз на 9000. И так три раза. В третий я думаю: неужели убью 17 человек (с нами пятерыми еще и гражданские летели)? Но тут мы фронт прошли. Включил я автопилот, и руки у меня ходуном заходили — пришел испуг, а до этого сидел спокойный как удав. Руки спрятал — ноги стали дрожать… Вертикальные скорости были очень большие, но самолет выдержал — спасибо сталеварам.

— На каком самолете вам хотелось бы полетать?

— На С-130 (американский военно-транспортный самолетприм. ред.). О, как он мне нравится! Нет красивее машины!

Зато я летал на одном необычном самолете. Стабилизаторы для Ту-160 делал Иркутский завод, и мы их возили на Ил-76. Для этого в фюзеляже ставили три мощных столба, которые пробивали «крышу», на них сажали стабилизатор, и у самолета появлялась вторая пара крыльев. Ил-76 мне очень нравился. Вообще самолетам Илюшина я бы отдал предпочтение — продуманные и надежные.

Читайте также:
Серьги из СССР – фото советских украшений из золота

«Ил-76 мне очень нравился. Вообще самолетам Илюшина я бы отдал предпочтение — продуманные и надежные» Фото: ©Александр Кряжев, РИА «Новости»

— А вот по красоте, мне кажется, первенство у Антонова…

— Я много летал на Ан-26, Ан-32, Ан-12 в Африке, особенно на Ан-32. Согласно нормам, с полной заправкой (5,5 тонны) можно было взять только 3,8 тонны груза, а мы грузили по 11,2. В Луанде нам хозяин отдал все, что выше 8 тонн, то есть за 8 тонн деньги его, а все, что выше, — наше. Мы и загрузились. И вот бегу по полосе (а она длиннющая — 4 тысячи метров в сторону Атлантики) и думаю: «Только бы движок не „чихнул“!» Ведь дальше — обрыв в океан. И только оторвались, самолет вниз провалился метров на 15 и оттуда уже пошел.

— Стоило оно того?

— Деньги надо было зарабатывать, да и интересно.

— Что, так хорошо платили?

— Да не особо. Самый большой заработок у меня был — 5 тысяч долларов в месяц. Много не заработал: дом построил, квартиру и машину купил.

НЕ ХОДИТЕ, ДЕТИ, В АФРИКУ ГУЛЯТЬ

— Как вообще попали в Африку?

— Когда уволился из армии, как раз организовалась компания «Аэростан» — та самая, в которой летал «кандагарский» экипаж. Попросился — сказали: «Возьмем, но только вторым пилотом». Что ж, когда командиры вводятся, им нужен опытный второй пилот. Кстати, после того как ребята убежали из плена, я там стал летным директором.

— Много стран вы облетели?

— Не был только в Японии, Новой Зеландии, Австралии и Северной Корее.

— Что это были за авиакомпании?

— Тот же «Аэростан», но уже перешедший сначала под английскую фирму Heavylift, а потом под российскую компанию «Волга-Днепр». А потом друг Фарид Сабиров говорит: «Пошли со мной в Африку, на Ан-32. Вот сколько ты получаешь как летный директор в „Аэростане“? Сколько?! Будет в 5 раз больше». И поехало: Ангола, Конго, Того…

В Конго случилась занятная история. Нам рассказали, что загадочная группа террористов летает с одного аэродрома на другой и крошит всех подряд из автоматов. И вот прилетаем в Киквит, заруливаем, а народа на перроне вообще нет, хотя обычно толкотня, зато видим — в канавах по обеим сторонам полосы автоматчики залегли. А с нами были два негра (пассажиры), так их аж затрясло. Только зарулили, нас окружили плотным кольцом. Пассажирскую дверь открывать не стали, только рампу. Я спокойно вышел: «В чем дело?» — «Кэптан, вы одни?» — «Да». Автоматчики так аккуратненько заглядывают за рампу. Пошли-пошли, говорю, посмотрите. Оказывается, они подумали, что мы и есть те самые террористы.

А мои друзья и в плен попадали. Членов экипажа Фарида Сабирова в Конго несколько недель где-то держали, три раза их водили на расстрел, но потом французы выручили.

— В тамошних скитаниях с Виктором Бутом не пересекались?

— Нет, но много слышал о нем, и говорили, что в его компании работалось очень хорошо. Зато пересекались с другим нынешним американским узником — летчиком Константином Ярошенко. Симпатичный такой мужик…

— Сколько вы налетали с учетом заграничной эпопеи?

— Более 18 тысяч часов. Летал до 66 лет.

— Что чувствуете, когда на праздниках видите над Казанью свой любимый Ту-160?

— То, что я сегодня мог бы летать. Впрочем, продумываю сейчас один вариантик…

Коротков Виктор Алексеевич родился 22 марта 1949 года в лесоучастке Черное Озеро Звениговского района Марийской АССР. Среднюю школу окончил в 1967-м в деревне Степное Гутово Новосибирской области.

1967–1971 — учеба в Барнаульском высшем военном авиационном училище летчиков.

1971–1978 — летчик-инструктор Оренбургского военного авиационного училища летчиков.

1979–1980 — слушатель центра подготовки летчиков-испытателей Государственного краснознаменного НИИ ВВС.

1980–1986 — старший летчик-испытатель службы летных испытаний дальней авиации.

1986–1989 — летчик-испытатель военного представительства КАПО им. Горбунова.

1989–1994 — старший летчик-испытатель военного представительства КАПО им. Горбунова.

Летчик-испытатель 1-го класса. Полковник.

Ныне — специалист 1-й категории военного представительства министерства обороны РФ на Казанском авиазаводе им. Горбунова – филиал ПАО «Туполев».

Гений неба: как Минобороны России возрождает производство легендарного бомбардировщика Ту-160

Российские вооружённые силы скоро получат новые сверхзвуковые стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-160М2. Планируется, что серийный выпуск новой модификации знаменитого «Белого лебедя» начнётся после 2021 года. А первые опытные образцы новой машины появятся в 2019 году. Глава Минобороны РФ Сергей Шойгу 2 июня сообщил, что первоочередные агрегаты Ту-160М2 уже запущены в производство. Эту информацию министр озвучил во время селекторного совещания в оборонном ведомстве. Как сообщила в конце мая пресс-служба ПАО «Туполев», на Казанском авиационном заводе была начата сварка крупных элементов нового самолёта серии Ту-160.

Читайте также:
Как правильно выбрать жемчуг
Вернуть утраченное

Для нужд Минобороны ПАО «Туполев» должно произвести около 50 самолётов Ту-160М2 — этот объём закупок нового бомбардировщика ранее анонсировал замминистра обороны РФ Юрий Борисов. В настоящее время на вооружении ВКС России стоят десять самолётов Ту-160, произведённых ещё в советский период. Часть уникальных ракетоносцев была просто уничтожена в 1990-е годы. Оставшиеся после распада СССР на украинской территории машины были распилены в рамках программы США по «совместному уменьшению угрозы». Правда, часть самолётов Москва смогла получить у Киева в обмен на украинские долги за газ в 1999—2000 годах.

Кроме Ту-160, на вооружении ВКС России стоят стратегические бомбардировщики Ту-95 («Медведь»). Самолёт был разработан после Второй мировой войны, первый полёт Ту-95 совершил в 1952 году. До сих пор этот турбовинтовой самолёт удерживает лидерство среди машин своего класса и способен нести самые современные ракеты.

Но технологии не стоят на месте, а военный арсенал нуждается в постоянном обновлении. Ту-160М2 должен со временем заменить самолёты, сконструированные ещё в прошлом веке. Параллельно идут работы над перспективным авиационным комплексом дальней авиации (ПАК ДА), в котором будут частично применены технологии Ту-160М2.

В работы по созданию Ту-160 в той или иной степени было вовлечено около 800 советских заводов и организаций. Чтобы разработать и запустить в производство новую модификацию самолёта, также необходима координация целого ряда предприятий. В марте 2016 года был дан старт программе переоснащения Казанского авиационного завода (КАЗ) им. С.П. Горбунова для разработки Ту-160М2.

Как пояснил СМИ заместитель гендиректора компании «Туполев» Валерий Солозобов, для работы над Ту-160М2 привлечены инженеры всех ведущих авиаконструкторских школ: Туполева, Сухого, Яковлева, Бериева, Микояна.

«Конструкторы в разных частях России заняты проектированием разных частей планера и крыла. Это поможет кардинально ускорить изготовление узлов и агрегатов «стратега» на современных станочных обрабатывающих центрах», — заявил Солозобов.

Венец советского ВПК

Ту-160 — сверхзвуковой стратегический ракетоносец с изменяемой геометрией крыла (возможностью менять угол крыла к корпусу самолёта ). Бомбардировщик может нести как ядерные, так и обычные снаряды, радиус поражения превышает 7000 км. Дальность его полёта без дозаправки — почти 14 000 км.

Ту-160 — самый мощный стратегический бомбардировщик, совокупная тяга его четырёх двигателей — 100 000 кгс, он может нести боевую нагрузку до 40 тонн. Для сравнения: мощность американского стратегического бомбардировщика B-52 — всего 61 680 кгс.

Новые модели стратегических бомбардировщиков разрабатываются в России с прицелом на будущее. Сегодня российские машины такого класса заметно опережают иностранные аналоги по большинству параметров. В конце 1990-х годов американская компания Northrop Grumman разработала многоцелевой бомбардировщик B-2 Spirit. Применение стелс-технологий позволило сделать машину менее заметной для радаров, чем Ту-160.

Однако цена B-2 Spirit — $2 млрд (в то время как один Ту-160 обходится в $250 млн) — обнулила достигнутое преимущество.

В оборонном ведомстве РФ рассчитывают, что модификация Ту-160М2 будет вдвое эффективнее старой модели дальнего бомбардировщика. По словам главкома Воздушно-космических сил РФ генерал-полковника Виктора Бондарева, глубина модернизации ракетоносца достигнет 60%.

В частности, будет коренным образом обновлена авионика (электронная «начинка» самолёта). Конструкторы намерены реализовать интегрально-модульный принцип — элементы бортовой электроники будут взаимозаменяемыми. В случае выхода из строя одного компьютера его функции будут перераспределены между другими звеньями системы.

Самолёт будет оснащён принципиально новым комплексом радиоэлектронной борьбы. Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) оснастит Ту-160М2 бортовым комплексом «Гималаи», ранее поставленным для истребителей пятого поколения Т-50. «Белый лебедь» будет защищён от ракет ЗРК, а также от авиационных ракет.

Разработчики заявляют, что комплекс радиоэлектронной защиты укроет самолёт практически от 100% угроз.

Рассчитывать курс Ту-160М2 будет при помощи инерциальной навигационной системы БИНС-СП-1. Система, оснащённая тремя лазерными гироскопами и кварцевыми акселерометрами, определяет положение машины в пространстве с точностью до 100 м и может работать в любых широтах, включая арктические.

Планируется, что новые двигатели НК-32-02 позволят поднять потолок полёта «Белого лебедя» до 22 км. Это позволит вывести бомбардировщик из радиуса действия американских ЗРК Patriot, дальность поражения которых не превышает 20 км.

Двигатели для самолётов линейки Ту-160 прежде производились на Куйбышевском моторостроительном заводе им. М.В. Фрунзе (сейчас это ПАО «Кузнецов»).

Самолёт «судного дня» и локальных конфликтов

Как пояснил в интервью RT военный эксперт Михаил Ходарёнок, Ту-160 не имеет равных ни по дальности полёта, ни по взлётному весу, ни по размеру, ни по вооружению.

«Но в авиации есть такой закон — когда подходит к концу установленный срок действия того или иного агрегата, его нужно менять. Продолжать поддерживать парк существующих стратегических бомбардировщиков нужно, но требуется и обновление. В принципе, Ту-160М2 будет новым самолётом, от изначального Ту-160 останется только планер. Пока будет готов перспективный комплекс дальней авиации, пройдёт ещё немало времени, а Ту-160М2 можно построить намного быстрее. Хотя и эту задачу простой назвать нельзя — чего только стоят работы по переносу бумажных чертежей 1970-х годов в электронный вид, который «понимают» современные станки», — рассказал эксперт.

Читайте также:
Камея как ювелирное украшение и история камеи

Выпуск Ту-160М2 позволит обновить воздушный флот РФ до появления сверхсовременного ПАК ДА, на создание которого нужно на порядок больше времени и средств. Стратегическая авиация — один из самых эффективных видов оружия, поэтому затраченные на её модернизацию усилия более чем оправданны.

Как пояснил RT военный эксперт Виктор Мураховский, дальняя стратегическая авиация имеет целый ряд преимуществ, которые делают её актуальным и востребованным оружием. Для ракеты наземного базирования, например, нужно абсолютно точное целеуказание, кроме того, такие ракеты не могут соперничать по оперативности реакции с дальним бомбардировщиком.

«Ракету после пуска уже нельзя перенацелить, а бомбардировщик может менять боевую задачу непосредственно во время полёта. По опыту применения дальней авиации, например во время операций Советского Союза, такие ситуации нередко возникают. Бомбардировщик может барражировать вблизи района применения и при появлении цели мгновенно её поражать из положения дежурства. Опыт свидетельствует о том, что стратегические бомбардировщики находят применение и в локальных конфликтах. Использование вместо них крылатых ракет наземного базирования было бы очень дорого и неразумно», — резюмировал Мураховский.

Драгоценный камень алмаз – свойства

С древнейших времен драгоценные камни притягивали взгляд человека, восхищали и очаровывали. В символике драгоценных камней огромную роль играет цвет. Вдохновленные самой природой, люди избрали алмаз символом света.

Однако благодаря своей твердости он не сразу завоевал пальму первенства среди своих собратьев – драгоценных камней. Но всегда алмазы стоили дорого. Когда технические достижения в огранке позволили открыть красоту камня, стоимость алмаза, а теперь уже бриллианта, возросла в десятки раз. Так, как же оценивается «несокрушимый и сверкающий»?

Мера массы драгоценных камней – карат составляет около 0,2 грамма. Термин карат произошел от итальянского carato, которое в свою очередь – от греческого keration. Это древняя единица измерения веса, соответствующая массе семян цератонии (Ceratonia siliqua). Семена использовали в качестве меры веса. Впоследствии в 1907 году в Париже на 4-ой Генеральной конференции по мерам и весам карат был принят официально.

Если сравнить алмазы в 1 и 10 карат, то последний будет стоить в сто раз больше первого. Это называется правилом Тавернье, в котором цены двух различных по массе алмазов соотносятся, как квадраты их весов. Есть еще одна единица измерения веса, для камней меньше 1 карата, называется она пойнт (point) 1 карат = 100 пойнтов.

Цвет алмазов

Большинство алмазов имеют цвет, хотя многим из нас они кажутся бесцветными. Бесцветные алмазы встречаются крайне редко. Для определения оттенка ювелиры используют градацию цвета (diamond color grades).

Буквенные обозначения градации приняты Геммологическим институтом Америки. Например, камни D и Е – бесцветные, F и G – с голубоватым оттенком, H, I и J – чуть тронутые желтизной, К и L – с бледной желтизной, M и N – немного желтоваты, O, P, Q, R – желтые, S – Z – насыщенно желтые. В России градацию обозначают цифрами – от 1 до 9, где под цифрой 9 скрывается коричневый цвет.

Учитывается вес камня и количество граней. Например, мелкие камни с 17-ю гранями имеют всего 4 категории, а более крупные с 57 – ю гранями – 7 категорий.

Ювелиры считают бесцветные бриллианты более ценными, чем другие, так как они лучше отражают весь цветовой спектр. Бриллианты в зависимости от цвета получают оригинальные называния, например светло-бежевые камни называют шампанскими, причем, и здесь происходит разделение – на камни цвета светлого шампанского, среднего и темного. А еще есть алмазы цвета светлого и темного коньяка.

Среди алмазов, имеющих подобные оттенки, есть известные своей красотой камни, то есть камни с именем. Среди них есть уникальные по красоте и весу камни. Голубые бриллианты тоже находятся в числе дорогих бриллиантов. В природе они встречаются редко. В качестве примера приведем знаменитый бриллиант Хоуп.

Бриллиант Хоуп

Есть много бриллиантов, которые носят имена. В их числе немало тех, место пребывания которых в настоящее время неизвестно. О таких бриллиантах можно только читать и восхищаться красотой, глядя на оставшиеся фото. А иногда и фото не остаются. Что поделаешь, такова жизнь. Ведь и от многих достойных людей, не остается памяти в сердцах других.

А вот зеленый бриллиант – один из редких и дорогих разновидностей до сих пор хранится в коллекции драгоценностей Грюнес Гевёльбе («Зеленые своды») в Дрездене. В 1741 году он был приобретен королем Саксонии. Известно, что зеленый цвет, крайне редкий среди алмазов, может быть получен под действием облучения альфа-частицами. В природе источником такого излучения может быть радон.

Читайте также:
Камень аквамарин – 14 самых дорогих украшений

Есть и красные алмазы, тоже крайне редко встречающиеся в природе. Однако современные технологии позволяют многое. Вот и оказывается, что красный алмаз можно получить обработкой потоками электронов и нагреванием в вакууме до температуры 1100 °C при одном условии – алмаз должен содержать примеси азота.

Есть алмазы, окраска которых никак не вписывается в стандартную градацию, их называют фантазийными. Трудно поверить, но среди них встречаются фиолетовые и даже черные камни. А вообще-то, используя современные технологии, алмазам можно придать любой цвет, подвергая их воздействию различных факторов: давления, высоких температур, облучения и т.д. В международных правилах при продаже таких бриллиантов обязательно указывается то, что они облучены.


Чистота бриллианта

Чистота бриллиантов определяется пятью группами. Критерии на каждую группу также разработаны Геммологическим институтом Америки.

Высшая группа – внутренне-безупречные, или IF – Internally Flawlles. В эту группу входят камни, у которых дефекты незаметны при 10-кратном увеличении.

Следующая группа – VVS (Very, Very Small inclusion – Очень, очень мелкие включения). В этой группе имеются еще две подгруппы: VVS1 и VVS2, далее следует группа VS также с двумя подгруппами. Камни менее качественные по чистоте попадают в группу SI – Small inclusion, в которой мелкие включения видны невооруженным глазом. И наконец, последняя группа – I – Imperfect – Несовершенные, в которой дефекты видны также невооруженным глазом через площадку.

В России чистота определяется посредством 12-балльной системы, в которой под цифрой 12 находятся камни более дефектные. Алмазы худшего качества можно визуально облагородить, для чего трещины и прочие дефекты заполняются с помощью стекла или эпоксидной смолы.

Выращивание и имитация алмазов

Алмазы можно выращивать, то есть получать синтетические алмазы синтезом из графита при высоком давлении и температуре. Размер ребра кристалла получают от 0,1 до 1,5мм при температуре 1000 – 2500°C – время воздействия около часа. Для выращивания алмаза с ребром 8 – 10мм воздействие может продолжаться несколько суток. Есть и другие способы получения. Но все синтетические алмазы используются в основном в технике.

Существуют много имитаций алмазов. Например, кристаллы горного хрусталя, которые прозрачны, как слеза, и сами по себе очень красивы. Чем не замена бриллиантов. Есть еще прозрачный кварц, именуемый алмазом Геркмайера, по имени городка в штате Нью-Йорк, возле которого было обнаружено месторождение прозрачного кварца.

Для имитации используются и фианиты. Фианиты – это выращенные в лаборатории кристаллы диоксида циркония. Их название дано по сокращенному названию института, в котором они были выращены – ФИАН – Физический институт Академии наук. Кстати, выглядят они так, что многие из нас (не специалисты в ювелирном деле) не смогут отличить их от алмазов.

Имитацией алмазов могут послужить и гранаты. Но одна из лучших имитаций алмазов – это выращенный кристалл карбида кремния – SiC. Эти кристаллы называют муссанитами по имени ученого Г. Муссана, который в 1893 году заинтересовался химическим составом метеорита, упавшим 50 тыс. лет назад в штате Аризона.

Синтетические муссаниты появились в продаже в 1996 году, изготовлением их занимается американская ювелирная фирма «Чарльз и Колвард». Игра света у муссанитов даже выше, чем у алмазов. И если хотят спрятать от покупателя это достоинство муссанита, то камень располагают в глухой закрепке. С алмазом так не поступают, через него свет должен проходить.

И еще одна зацепка, по которой можно отличить алмаз от муссанита. У муссанита линии полировки на гранях проходят в одном направлении, а у алмаза – в разных. И наконец, самое главное отличие всех имитирующих материалов от алмаза. Вы догадываетесь, конечно. Это твердость алмаза, которую нельзя превысить, поистине он – Непобедимый.

Для того чтобы отличить алмазы от их имитаций, используются специальные приборы – даймонд-тестеры. Эти приборы могут различить параметры алмаза и большинство его имитаций по измерению электро- и теплопроводности. И опять исключением здесь явился муссанит, который в лабораторных условиях от алмаза можно отличить, применяя ультрафиолетовый свет. Однако, мы не забыли и четвертое С, то есть Cut – это огранка камня. Но это большая история, которая кратко уже рассказана в Милитте. Именно благодаря огранке алмаз сумел проявить себя как бриллиант.

Так что вы теперь ознакомились с важными четырьмя «Си», которыми следует руководствоваться при покупке бриллиантов. Остается только купить украшения с этими прекрасными камнями. Однако от их имитации не отказывайтесь, если, конечно, ваша гордость и тщеславие позволяют.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *