Фильм Мария-Антуанетта и история моды

Фильм Мария-Антуанетта и история моды

Если вы ищите вдохновения среди серых будней и при этом еще ни разу не смотрели фильм «Мария-Антуанетта», то в таком случае определенно настало время для его просмотра.

Ведь, как говорила последняя французская королева, «если у них нет хлеба, пусть едят пирожные». За что, собственно говоря, и лишилась головы. После просмотра фильма «Мария-Антуанетта» вы также рискуете потерять голову. Но исключительно из-за невероятной красоты данной кинокартины.

Фильм «Мария-Антуанетта» 2006 года выпуска повествует о событиях, связанных с жизнью французской королевы Марии-Антуанетты, супруги Людовика XVI – французского короля XVIII века. Последнего французского короля, в итоге свергнутого с престола в ходе Великой французской революции.

Данный фильм в первую очередь стоит посмотреть из-за его костюмов. Впрочем, и само время Марии-Антуанетты славилось сосредоточением внимания лишь на внешних атрибутах придворной жизни – богатство интерьеров, костюмов, сложность придворного церемониала. И ничего серьезного, никаких размышлений о менее привлекательной и совсем не легкой жизни за стенами дворца.

Как известно, изучать историю костюма можно по книгам, а также по портретам определенного времени. Еще одним источником могут стать фильмы, посвященные тому или же иному историческому событию. Но в случае с фильмами всегда стоит быть осторожными и никогда не забывать о том, что не во всех фильмах с историческим сюжетом костюмы соответствуют эпохе.

В случае с фильмом «Мария-Антуанетта» костюмы героев находятся в полном порядке. И это просто потрясающие костюмы. Ведь время, в которое происходят события фильма, это время стиля рококо. Самого пышного, яркого и красочного стиля в истории европейского костюма.

По некоторым данным, 80% бюджета кинокартины было потрачено на подготовку костюмов для героев. Художником по костюмам фильма «Мария-Антуанетта» стала Милена Канонеро. Первоначально Милена Канонеро сотрудничала со Стэнли Кубриком.

Учитывая имя режиссера, согласитесь, уровень работ Милены Канонеро всегда был на высоком уровне. Милена Канонеро делала костюмы для таких фильмов Стэнли Кубрика, как «Заводной апельсин» и «Барри Линдон». За костюмы к последнему фильму она получила награду киноакадемии.

И костюмы к фильму «Мария-Антуанетта» авторства Милены Канонеро также получили высокую награду – премию «Оскар».

Костюмы полностью соответствуют историческому крою, что, скорее, исключение для работ Милены Канонеро. Так как во многих своих кинокартинах она сознательно отходила от точности в передаче внешнего облика костюмов определенной эпохи. Единственное «но», в фильме «Мария-Антуанетта» Милена Канонеро все же убрала чересчур избыточную отделку костюмов стиля рококо.

Картина французского художника XVIII в. Антуана Ватто
На картине платье со «складкой Ватто» – такая складка на платьях была названа в честь художника

Кадр из фильма
Платье со «складкой Ватто»

При просмотре фильма «Мария-Антуанетта» можно получить самое настоящее эстетическое удовольствие от созерцания пастельной гаммы костюмов героев фильма, а именно пастельные цвета являются одной из особенностей стиля рококо, а также от легкости и воздушности нарядов в сочетании с невообразимой сложностью конструкций (очень широкие каркасы для юбок, сложные высокие прически на каркасе).

В фильме присутствуют и некоторые визуальные цитаты с портретов того времени.

Режиссер фильма София Коппола в одном из своих интервью отметила, что она хотела столкнуть в фильме историю и реальность, в какой-то мере рассказать исторический сюжет современным языком. И это еще один повод посмотреть данный фильм. Фильм очень динамичен, в нем звучит много музыкальных композиций из 1980-х. Фильм не выглядит монументальным историческим полотном, от него веет духом молодости.

И со зрительными образами режиссер тоже хулиганит. Так, в сцене примерки Марией-Антуанеттой обуви в кадре внимательные зрители смогут заметить кеды. Это не было «киноляпом», а являлось вполне сознательным ходом со стороны режиссера кинокартины. Кстати, обувь, как и костюмы, также специально создавались для фильма по историческим образцам. В фильме была использована обувь от Маноло Бланик.

Читайте также:
Fendi роскошная кутюрная коллекция осень-зима 2021

Фильм «Мария-Антуанетта» относится к тем фильмам, которые стоит смотреть очень внимательно. А по-другому, смотреть и не получится. Так как основа данного фильма – именно визуальный ряд. Сам сюжет фильма отходит на второй план, центром внимания являются лишь зрительные образы. И зрительные образы подвижны и изменчивы. Даже цвет платьев изменяется под влиянием событий из жизни Марии-Антуанетты.

Молодая королева беспечна и весела. И ее платья пошиты из легких летящих тканей. Затем в жизни Марии-Антуанетты при французском дворе возникает ряд проблем и трудностей, которые находят свое отражение в виде аксессуаров – ярких и тревожных. А к концу фильма наряды Марии-Антуанетты и вовсе становятся темных тонов. Сгущаются и краски вокруг…

Фильм «Мария-Антуанетта» хорош не только своими костюмами, хотя во многом и именно благодаря им. Великолепны также и сами интерьеры, в которых происходят события кинокартины. Съемочная группа фильма получила от французского правительства разрешение на съемку в Версале. И даже в Зеркальном зале, который тогда находился на реставрации, съемочной группе удалось заснять сцены свадебного бала Марии-Антуанетты и Людовика XVI.

Так что если вы хотите увидеть что-то наполненное яркими и красочными зрительными образами, запоминающееся и прекрасное, но при этом не лишенное серьезного сюжета, то фильм «Мария-Антуанетта» режиссера Софии Копполы определенно стоит смотреть.

Еще одна “Мария – Антуанетта”. С Нормой Ширер.

[box][quote] Фильм “Мария – Антуанетта” Софии Копполы известен многим. А вот «Мария Антуанетта» с Нормой Ширер в главной роли уже многими позабыта, хотя в конце 30–х и в 40-х гг прошлого века эта картина была не менее популярна, чем «Унесенные ветром». Понимаю, многие из вас не видели, а некоторые даже и не слышали об этом фильме, но тем не менее, советую, как минимум, полюбоваться на роскошные фотографии, как максимум, скачать и посмотреть фильм. Это “золотая эпоха Голливуда”, где красота костюмов – причесок – декораций была доведена до нереальных высот! [/quote][/box] Фильм о жизни известной французской королевы был специально задуман для голливудской звезды Нормы Ширер, которая в то время была женой главы студии Metro-Goldwyn-Mayer Ирвинга Тальберга. При бюджете около двух миллионов долларов, «Мария – Антуанетта» стала одним из самых дорогих фильмов 1930-х годов и одним из самых успешных в прокате.

К производству фильма приступили в 1933 году. Три года ушло на исследование периода правления Марии – Антуанетты. В Европу были посланы эксперты для сбора антикварных гравюр, чертежей, реальной одежды того времени, и аксессуаров. А в 1936 году Тальберг умирает от пневмонии. Тем не менее, Норма Ширер, его вдова, настояла на том, чтобы съемки фильма были закончены.

Меня этот фильм привлек не роскошью костюмов и интерьеров, а красотой и обаянием актрисы, исполняющей главную роль. Глядя на обворожительную, “фарфоровую” Норму Ширер, трудно поверить, что ее путь на голливудский олимп был тернист и сложен. Для того, чтобы стать кинозвездой мировой величины Норме пришлось проделать над собой гигантскую работу, а, главное, всегда верить в себя. Её история – это сказка о гадком утенке, превратившемся в прекрасного лебедя.

Норма Ширер родилась в Монреале в 1902 году в достаточно обеспеченной семье. Но родители ее развелись, отец обанкротился. Мать забрала дочерей и уехала жить в Нью-Йорк.
Норма правдами – неправдами устроилась работать в знаменитое «Шоу Зигфельда». Сам Зигфельд при этом считал ее некрасивой, коротконогой. В довершение всех бед, у Нормы слегка косил один глаз. Тем не менее, она узнала, что на студии Universal Pictures ищут красивых девушек – статисток и отправилась туда. И ее приняли! Уже работая на студии, она обратилась к известному офтальмологу, который разработал для нее комплекс упражнений, которые позволили исправить косоглазие. По вечерам Норма ходила на спектакли и изучала приемы игры известных актрис – на актерские курсы у нее просто не было денег. Чтобы свести концы с концами, она много снималась в качестве модели, рекламируя мыло и разные другие повседневные вещи.

Читайте также:
Красивые платья, которые идеальны для праздника

[box][quote]Наконец, в 1923 году ее заметили боссы студии и предложили серьезный контракт в кино. А 29 сентября 1927 года она и влиятельный продюсер Ирвинг Тальберг сыграли свадьбу. Путь к венцу тоже был сложен и долог, более того, Норма даже перешла в иудаизм, но брак их был счастливым, хотя, увы, недолгим.0_69038_feead9a6_XL Положение жены главы студии дало ей не так уж много преимуществ, как могло бы показаться.
Вспомните, это была эра самых красивых и известных актрис – легенд из истории мирового кинематографа: Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Глории Свенсон. Свое место в этом списке нужно было заслужить и не только красотой. Но Ширер старалась и в 1930 году она получила Оскар за роль в фильме «Развод», этим закрепив за собой статус звезды.
[/quote][/box]

Актриса имеет еще 3 номинации, и одну из них – за роль Марии – Антуанетты. К фильму «Мария – Антуанетта» привлекли самого лучшего художника по костюмам студии, одевавшего только женщин – звезд, в том числе Гарбо, Адриана. Адриан как никогда серьезно отнесся к этому фильму. Обычно, ни его, ни студию не волновала аутентичность эпохи. А тут он в 1937 году даже посетил Францию и Австрию для сбора материала. Адриан рассказывал, что под микроскопом изучал на картинах вышивки платьев Марии – Антуанетты. Он купил во Франции большое количество шелка и вышитого бархата, который специально для фильма соткали на фабрике в Лионе. Сотни ярдов золотых и серебряных кружев, сложной отделки дизайна 18 века были приобретены Адрианом на фабриках в Австрии и Италии.

Восемь вышивальщиц специально были привезены из Венгрии для украшения костюмов самой изысканной ручной вышивкой. Десятки копий туфель времен рококо с пряжками были сделаны вручную. Вышитые перчатки, ювелирные изделия – практически все было настоящим.

Эти костюмы к фильму были самыми дорогими и роскошными за всю карьеру Адриана в MGM. Гардероб главной героини состоял из 34 платьев. Некоторые из них были чрезвычайно тяжелыми из-за количества вышивок, оборок и «драгоценных камней». Самым тяжелым было свадебное платье Марии Антуанетты, которое весило 50 кг, поскольку было сшито из больше чем 450 метров (!) чистого белого атласа, вышитого вручную блестящим серебром и мелкими жемчужинами.

При этом, наряды все – равно далеки от подлинных платьев французской королевы, они скорее, стилизация 30-х годов под моду рококо.

[box][quote] Фильм черно – белый, но поскольку сначала собирались снимать в цвете, то гамма нарядов была продумана, например, костюм Ширер и меховая отделка на плаще были окрашены в точный оттенок ее глаз. Этот костюм, как и многие другие платья из этого фильма, был продан на аукционе Д. Рейнольдс за 11000 $. [/quote][/box]

Причем, как всегда, один сказал – все повторяют, что цвет глаз у Нормы был голубым, дескать, и костюмы были голубыми. Вовсе нет, у Нормы Шерер были зеленые глаза.

В музее Лос-Анжелеса хранится еще один красивый наряд главной героини, который в свое время вышивали блестками более 50 женщин. Сейчас специалисты занимаются его реконструкцией.

Читайте также:
Армани осень-зима 2021

[box][quote] Видимо, этот портрет Марии – Антуанетты послужил для Адриана источником вдохновения. То, что в фильме платье такое блестящее – в черно – белом кинематографе, при невозможности раскрыть характер персонажа через цвет, большое значение придавали фактурам тканей. [/quote][/box]

Одно из самых запоминающихся в фильме платьев – это бальный наряд Марии – Антуанетты, расшитый страусовыми перьями. Художник специально добивался визуального контраста между легкостью и воздушностью образа королевы и тяжестью пафосного черно – золотого безвкусия ее соперницы – мадам Дюбарри.

[box][quote] И конечно, платья платьями, но какая Мария – Антуанетта без гигантских париков, украшенных перьями и лентами?! Тут очень кстати Ширер пришлись приобретенные в шоу у Зигфельда навыки ношения гигантских головных уборов. [/quote][/box]

Вообще, парики для фильма изготавливала компания Max Factor. Они сшили более 900 париков для основных персонажей и 1200 для статистов. Но для Нормы Ширер, ее 18 париков были сделаны главным парикмахером MGM, Сиднием Гиларовым (он родился в Лондоне в семье иммигрантов – евреев из России). Сидни был стилистом по прическам всех звезд Голливуда тех лет. Он работал и с В. Ли на фильме “Унесенные ветром”. При создании париков для Ширер, Гиларов специально изучал портреты Марии – Антуанетты, но в итоге, пошел другим путем.

Настоящая императрица носила достаточно высокие и расширяющиеся кверху парики, Норме такие объемы не шли, поэтому Сидни сделал свои варианты – более узкие, в эстетике конца 30-х. Головные уборы, как и все в этом фильме, тоже роскошны. Тут снова не обошлось без русских – для контроля над изготовлением шляп была приглашена лучшая шляпница бывшего русского Императорского музыкального театра (правда, не пишут ни ее фамилии, ни названия театра).

[box][quote] А это украшение для волос в виде клетки с поющей внутри механической птичкой меня просто очаровало! Что же, на самом деле, фильм получился очень красивым. Думаю, если вы его скачаете и посмотрите, то получите свою порцию удовольствия: от костюмов, от актеров, от Версаля (в который, впервые за всю его историю, впустили кинематографистов). Так что, приятного просмотра [/quote][/box]

Костюм и повествование: о чем рассказывают платья «Марии-Антуанетты»

Наряды, цвета и даже музыка в драме Софии Копполы отсылают нас к современной поп-культуре. Зачем это режиссеру? Как дизайнеру удалось достичь компромисса между модой XVIII века и современной? Разбираемся подробно.

Можно ли рассказать историю только через костюмы героев? Передать через наряд мысли, чувства и жизненную ситуацию персонажей? Можно, если за дело берется итальянская художница по костюмам Милена Канонеро. Что она и доказала в картине «Мария-Антуанетта», где платья главной героини являются неотъемлемой частью повествования. Лента вышла в 2006 г. Она принесла Милене третий «Оскар» за дизайн костюмов.

В начале фильма Марию-Антуанетту будят и одевают слуги. Эта бытовая сцена ничего не добавляет к действию — в другом фильме ее бы не показали. Но здесь она подчеркивает важность костюма для повествования. Процесс облачения в фильме становится метафорой становления личности. Здесь очень важно, что героиню одевают другие люди, а не она сама.

В самом начале, по приезде во Францию, девушка одета очень скромно. Но французские придворные сразу же с энтузиазмом переодевают ее в нарядные одежды. Посыл ясен: в новой стране ей придется стать совершенно другой личностью, из ребенка превратиться в женщину. Перемена эта, по сути, вынужденная, она не пройдет без последствий — в будущем героиня потеряет над собой всякий контроль и придут годы безудержного веселья.

Читайте также:
Весна-лето 2021 фото гостей с Недели высокой моды

Мария-Антуанетта в австрийском платье.

. и переодетая на французский манер

Такой современный версальский двор

Милена Канонеро, конечно, опирается на то, как выглядели настоящие платья XVIII века. Но в то же время она видоизменяет их таким образом, чтобы они играли определенную роль в повествовании и в визуальном ряде фильма. В итоге мы получаем на первый взгляд странное сочетание моды рококо и современной популярной эстетики.

Небывалый в XVIII веке оттенок розового

Например, этот тон розового никогда не использовался в XVIII веке, однако он распространен в современной поп-культуре. Зачем такая неуместная вставка? Этим художница хочет показать, что быт версальского двора и современный стиль жизни имеют много общего: от идеи, что красота может существовать ради самой красоты (результат — повальное увлечение китчем) до уверенности, что в жизни следует «просто веселиться».

Королева при дворе – предмет декора

Фильм можно условно разделить на четыре части — четыре периода в жизни Марии-Антуанетты. Каждому из них соответствуют свои декорации, визуальный ряд и, конечно, наряды. В первые годы при дворе героиня носит платья светлых пастельных тонов, создающих «весеннее» настроение. Почему так? Потому что при дворе девушка — это предмет декора, который должен состоять из приятных цветов и плавных линий.

Именно поэтому многие платья Марии-Антуанетты чем-то напоминают пирожные. Тема еды, особенно выпечки, очень важна в фильме, где хорошенькую девушку так и называют — «пирожное». Присмотревшись, в кадре можно найти платья-маффины и платья-макаруны.

Увлечение светло-радужными расцветками платьев навевает ассоциации с макарунами

Пусть едят пирожные!

Второй период жизни Марии-Антуанетты — это годы непрерывных вечеринок, время ярких цветов и смелых нарядов. Декольте становятся глубже, парики выше, шлейфы дольше. Появляются насыщенные желтые, синие, розовые цвета. Художники становятся все раскованнее — одновременно с героиней. Высокие парики выглядят неустойчиво, как сама ее жизнь.

Годы веселья: высокие парики и яркие цвета

В этот период происходит постепенное растворение личности Марии-Антуанетты в суете Версаля. Мы понимаем это каждый раз, когда узор ее платья сливается с орнаментом стены, или когда она одета точно так же, как другие женщины рядом с ней.

Марию-Антуанетту едва видно на фоне стены

Главное предназначение женщины и королевы – стать матерью

Третий период — это годы материнства, когда Мария-Антуанетта отдает предпочтение струящимся линиям, ангельски-белым и кремовым тонам. Она наконец-то получила право жить, как хочет — в пасторальных платьях на лоне природы. Почему? Потому что она исполнила предназначение, которое считалось главным для женщины и королевы в то время — стала матерью. Теперь ей не обязательно мимикрировать под виды Версаля, мучаясь от собственной неполноценности, — можно быть просто собой.

Материнство облачило Марию-Антуанетту в наряды сельской простоты

Этот перелом в развитии героини совпал с реальным поворотом моды XVIII века, которая в начале 1780-х под влиянием идей Просвещения обратилась к простоте, естественности, деревенским мотивам. Даже когда героиня возвращается из деревни в Версаль, она не надевает прежние яркие платья. Теперь это другая женщина.

Возвращение в Версаль не стало для Марии-Антуанетты возвратом к прежнему стилю

Период траура

Под конец наступает период траура, мрачных и тусклых платьев, унылых зимних тонов — по мере того, как революция набирает силу, а героиня переживает смерть матери. Художники выбирают для Марии-Антуанетты темно-пурпурные, черные, темно-синие оттенки, приглушенные тона лилового и голубого. Розовый теряет свой блеск. Линии приобретают лаконичность, ткани становятся тяжелее.

Траурные наряды Марии-Антуанетты

Историческая составляющая

Там, где это не мешает повествованию, Канонеро позволяет себе быть исторически точной. Например, голубое платье с розовыми бантами, в которое Мария-Антуанетта одета в начале фильма, практически скопировано с одного из ее ранних и самых известных портретов.

Читайте также:
История Домов высокой моды в фотографиях начала XX века

Портрет юной Марии-Антуанетты.

. и платье, вдохновленное этим портретом

Персиковое платье с бантами тоже взято с одного из ранних портретов.

Мария-Антуанетта в персиковом платье на портрете…

Наряды для венчания и коронации исторически точны в том смысле, что там героиня щеголяет в панье — каркасах, которые надевались под юбку, делая ее чрезвычайно пышной по бокам, но оставляя довольно плоской спереди и сзади. Панье бывали и другой конструкции, но именно такие предписывались этикетом французского двора в 1780-х. Надевать их следовало только в особых случаях, поэтому все остальные наряды королевы имеют более узкий и удобный в быту крой.

Свадебный наряд Марии-Антуанетты

Королевская чета в день коронации

Не только панье, но и другие модные силуэты 18 века были перенесены с портретов на экран. Среди них повседневное «английское платье» и «английское платье» с подкатанной юбкой, «турецкое платье» и навеянный мужским костюмом редингот. И конечно, белое муслиновое «платье по-королевски», очень деревенского вида, которое Мария-Антуанетта ввела в моду в 1780-х.

Многие наряды, которые кажутся эксцентричными выдумками Канонеро, существовали на самом деле. Например, черно-белая шуба королевы.

Чёрно-белая шуба королевы в фильме…

Даже розовая пудра, которой на экране посыпаны парики Марии-Антуанетты, действительно использовалась некоторыми модницами XVIII века. Вот до каких вершин исторического правдоподобия может довести художника хороший бюджет фильма.

Фильм “Мария-Антуанетта” и мода рококо.

Сегодня я хочу рассказать о, на мой взгляд, интересной работе известного голливудского художника по костюмам Милены Канонеро.

Она имеет 3 “Оскара”: за фильм Кубрика «Барри Линдон» (1975), за фильм «Огненные колесницы» (1981), режиссёра Хью Хадсона и за фильм «Мария-Антуанетта» (2006).

На ее счету большое количество работ, самые известные из которых – “Солярис”, “Биовульф”, “12 друзей Оушена”, “Дик Трейси”, “Из Африки”, все не перечислить.

Милена Канонеро мыслит нетрадиционно и не настаивает на точностях эпохи, даже если снимает костюмный фильм. Например, в «Заводном апельсине» Кубрика она одела персонажей субкультуры в белое, потому что в лондонском кафе она почувствовала “что-то такое в воздухе”. Ну а в фильме “Мария-Антуанетта” художник сохранила исторический крой, но убрала избыточность в отделке.

Мысль же «одеть» всю картину в красивые пастельные тона пришла в голову Милене Канонеро, когда она увидела коробку миндального печенья «макарони», присланную ей режиссером.

Кстати, цвета рококо, благодаря живописи той поры, часто нами воспринимаются именно такими пастельно-зефирными. А фактуры легкими и пушистыми.

Мода рококо – это мода на все изящное и грациозное. Ткани были легкими, нежными и пластичными, в то время использовали много нежных кружев, лент и шелковых цветов.

Самой популярной модницей того времени была маркиза де Помпадур.

Во время рококо огромное значение придавали деталям – веерам, табакеркам, муфтам и перчаткам.

Драгоценностей носили много и с удовольствием. Ими расшивали одежду, как мужскую так и женскую (особенно вечерние наряды – освещение было тусклым, и отблеск серег – склаважей на густонабеленных щеках дам придавал им особенную загадочность).

Бриллиантами украшали табакерки и веера, а также коробочки – блохоловки, поскольку при всей визуальной роскоши, мыться было не модно.

Популярны были парики, смазанные салом и посыпанные рисовой пудрой или мукой, нередко под ними заводились паразиты – на этот случай всегда под рукой находилась изящная инкрустированная драгоценными камнями специальная палочка (чтобы почесаться).

Очень модно было все китайское, даже появился такой термин «шинуазри». В моде это тоже нашло свое отражение. Например, популярны были рукава “пагода”.

Читайте также:
28 свадебных платьев 2021 года из Кутюрных коллекций

Само платье той поры по силуэту напоминало перевернутую рюмку. Сначала небольшая по объему, юбка со временем стала “расти” вширь и сплющиваться. Ширина стала такой большой, что пришлось увеличивать дверные проемы.

Для поддержания такой формы был придуман каркас “панье” (в переводе с французского – “корзина”), позже придумали механическое панье, которое с помощью скрытого под юбкой механизма можно было складывать, дабы пройти в дверь! На этом техническая мысль не успокоилась и была придумана накладная грудь – заполненные воском и обшитые кожей подушечки, которые можно было с помощью другого механизма приводить в действие и “грудь” начинала “взволнованно дышать”!

У дам был очень популярен фасон платья с летящей спинкой, который называют “складки Ватто” по имени художника, увековечевшего его в своих картинах.

Когда в ширь поползли юбки – в высь поползли прически.

Их украшали цветами, лентами, чучелами птиц (например, набитой тушкой любимого попугая), моделями кораблей, а иногда сооружали целые мизансцены.

Позже, увлечение идеями Дидро и Руссо привело к возникновению пасторальной моды, дамы с наслаждением играли в пастушек, а Мария – Антуанетта собственноручно доила коров и стряпала королю и дофину омлет с шампиньонами.

(справа – портрет Марии – Антуанетты в роли садовницы)

В фильме много визуальных цитат с портретов того времени. Персонажи фильма, словно сошли с полотен 18 века. И тем не менее, в своих интервью режиссер говорила, что хочет столкнуть в фильме историю и реальность, переложить фильм на язык, близкий современникам. Отсюда и маленькое хулиганство со стороны режиссера и художника по костюмам: в сцене примерки Марией – Антуанеттой обуви (созданной для фильма Маноло Блаником) мы в течение секунды видим – кеды!

Что касается драматургии костюма главной героини – то тут все просто.

Сначала ее легкомыслие и беспечность подчеркивается летящими, нежными тканями.

По мере появления у нее серьезных, взрослых проблем в костюме появляются тревожно яркие аксессуары.

К концу фильма гамма платьев королевы заметно темнеет.

предвещая нам печальный конец.

Визуально фильм получился настолько красивым и притягательным, что многие дизайнеры в 2007 году позаимствовали идею рококо для своих коллекций. Например, Гальяно для Диор.

И еще немного фото с выставки, посвященной фильму “Мария – Антуанетта”.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Мария-Антуанетта: рок и рококо

Как София Коппола показала Францию XVIII века глазами тинейджеров.

Мария-Антуанетта:
рок и рококо

Как София Коппола показала
Францию XVIII века глазами тинейджеров.

Традиционно в исторических фильмах большинство режиссеров стремятся к достоверности и соревнуются в академической точности воссоздания малейших деталей, присущих той или иной эпохе. Франция XVIII века в кино при всей пышности стиля рококо наполнена бежевыми, желтыми и глухими коричневыми оттенками, так привычно обуславливающими свет от свечей. Эта перманентная желтизна и мрачность исторических фильмов создает своеобразный эффект сепии.

2006 году София Коппола выпускает фильм «Мария-Антуанетта», в котором применяет абсолютно противоположный подход к работе с исторической эпохой. Коппола не хотела делать строгий академический фильм, она решила показать Францию XVIII века глазами тинейджеров, для большинства из которых в 16 лет (неважно, в каком им повезло родиться веке) веселье и юношеские переживания — дела гораздо более важные, чем финансы, политика и прочие государственные заботы.

В «Марии-Антуанетте» София Коппола устроила свой маленький бунт на поле исторического кино. Революция началась с цвета и музыки. Для такой рискованной задачи режиссеру нужны были лучшие профессионалы и в первую очередь выдающийся художник по костюмам. София пригласила на площадку Милену Канонеро, а в качестве референса преподнесла ей коробку макарон Ladurée, цветовая палитра которых затем отразится во всех костюмах и мизансценах фильма. От пастельного мятного и нежно-голубого, до совсем нетипичных эпохе фуксии, мадженты и канареечно-желтого — костюмы героев буквально напоминают пирожные из старейшей французской кондитерской.

София пригласила на площадку Милену Канонеро, а в качестве референса преподнесла ей коробку макарон Ladurée

Милена Канонеро, прославившаяся своей работой над фильмом Стэнли Кубрика «Заводной апельсин» и получившая к тому времени уже две премии «Оскар» (за костюмы к кубриковскому «Барри Линдону» и за фильм «Огненные колесницы» Хью Хадсона) говорила:


Для каждой конкретной ткани и цвета в фильме есть своя причина.

Коппола и Канонеро выстроили четкую логику деталей. Через цветовую гамму платьев можно легко проследить внутреннюю трансформацию Марии-Антуанетты. От светлых голубых оттенков детского периода к провокационным ярко-розовым платьям разгульной версальской юности и до романтического натурализма, нежных цветочных венков на светло-розовых волосах и простоты легких белых платьев, определяющих период умиротворения Марии-Антуанетты в кругу своих маленьких детей.

Специально, чтобы создать уникальную обувь для сцены покупки новых нарядов, Канонеро пригласила легендарного Маноло Бланика. Несколько десятков пар обуви были созданы вручную под чутким руководством мастера с использованием натуральных тканей, меха и драгоценных камней. В свою очередь, Канонеро и Коппола решили столкнуть в лоб рококо и панк-культуру: в сцене королевского шоппинга, в которой так удачно смонтированы драгоценности, сладости и туфли Manolo Blahnik, появляется кадр с лиловыми кедами Converse.

Через цветовую гамму платьев можно легко проследить внутреннюю трансформацию Марии-Антуанетты

Еще до начала съемок София Коппола послушала огромное количество музыки в поисках вдохновения. Идея наполнить саундтрек постпанком и нью-вейвом дополнила и определила некоторые визуальные составляющие картины. Настоящим оммажем андеграундной культуре Лондона середины 1970-х стала сцена маскарада: во время бала, на котором под Hong-Kong Garden группы Siouxie and the Banshees танцует весь французский двор, Мария-Антуанетта впервые встречает графа Акселя фон Ферзена, своего будущего любовника. А вдохновением для создания образа шведского графа в исполнении Джейми Дорнана послужил главный красавчик ранней панк-сцены Адам Ант из группы Adam and the Ants. Наряд Марии-Антуанетты в этой сцене заметно отличается от всех остальных, это также не случайность. В 1970-е годы произошла столь же судьбоносная встреча Адама Анта и Памелы Рук — главной модницы лондонской панк-тусовки, известной под псевдонимом Джордан. Памелу Рук знали все, она долгое время работала в магазине Sex Вивьен Вествуд и Малькольмк Макларена, а также участвовала в концертах Sex Pistols. Ее фирменный стиль — черная одежда, высокая копна платиновых волос и черная полоса теней на глазах — был ее константой и, очевидно, стал основой для костюма Кирстен Данст в этой сцене.

Главным достоинством «Марии-Антуанетты» является то, что при заданной свободе и отрицании канонов исторического фильма ничто в картине не случайно. Каждое цветовое решение, каждый элемент саундтрека и каждый предмет продуманы и символичны. Через них мы видим атмосферу глазами юных героев, «золотых» мальчиков и девочек, для которых XVIII век, укутанный в шелк, бриллианты и пирожные, был настоящим и будущим. Свежесть цветов, яркое освещение, громкая музыка и современный подход к деталям преобразили сценарий, впервые сделав историю XVIII века созвучной самоощущению подростков XXI века с их безразличным отношениям к традициям, беззаботной страстью к материальным вещам, романтическим приключениям и бесконечным вечеринкам.

Костюм и повествование: о чем рассказывают платья «Марии-Антуанетты»

Наряды, цвета и даже музыка в драме Софии Копполы отсылают нас к современной поп-культуре. Зачем это режиссеру? Как дизайнеру удалось достичь компромисса между модой XVIII века и современной? Разбираемся подробно.

Можно ли рассказать историю только через костюмы героев? Передать через наряд мысли, чувства и жизненную ситуацию персонажей? Можно, если за дело берется итальянская художница по костюмам Милена Канонеро. Что она и доказала в картине «Мария-Антуанетта», где платья главной героини являются неотъемлемой частью повествования. Лента вышла в 2006 г. Она принесла Милене третий «Оскар» за дизайн костюмов.

В начале фильма Марию-Антуанетту будят и одевают слуги. Эта бытовая сцена ничего не добавляет к действию — в другом фильме ее бы не показали. Но здесь она подчеркивает важность костюма для повествования. Процесс облачения в фильме становится метафорой становления личности. Здесь очень важно, что героиню одевают другие люди, а не она сама.

В самом начале, по приезде во Францию, девушка одета очень скромно. Но французские придворные сразу же с энтузиазмом переодевают ее в нарядные одежды. Посыл ясен: в новой стране ей придется стать совершенно другой личностью, из ребенка превратиться в женщину. Перемена эта, по сути, вынужденная, она не пройдет без последствий — в будущем героиня потеряет над собой всякий контроль и придут годы безудержного веселья.

Милена Канонеро, конечно, опирается на то, как выглядели настоящие платья XVIII века. Но в то же время она видоизменяет их таким образом, чтобы они играли определенную роль в повествовании и в визуальном ряде фильма. В итоге мы получаем на первый взгляд странное сочетание моды рококо и современной популярной эстетики.

Например, этот тон розового никогда не использовался в XVIII веке, однако он распространен в современной поп-культуре. Зачем такая неуместная вставка? Этим художница хочет показать, что быт версальского двора и современный стиль жизни имеют много общего: от идеи, что красота может существовать ради самой красоты (результат — повальное увлечение китчем) до уверенности, что в жизни следует «просто веселиться».

Фильм можно условно разделить на четыре части — четыре периода в жизни Марии-Антуанетты. Каждому из них соответствуют свои декорации, визуальный ряд и, конечно, наряды. В первые годы при дворе героиня носит платья светлых пастельных тонов, создающих «весеннее» настроение. Почему так? Потому что при дворе девушка — это предмет декора, который должен состоять из приятных цветов и плавных линий.

Именно поэтому многие платья Марии-Антуанетты чем-то напоминают пирожные. Тема еды, особенно выпечки, очень важна в фильме, где хорошенькую девушку так и называют — «пирожное». Присмотревшись, в кадре можно найти платья-маффины и платья-макаруны.

Второй период жизни Марии-Антуанетты — это годы непрерывных вечеринок, время ярких цветов и смелых нарядов. Декольте становятся глубже, парики выше, шлейфы дольше. Появляются насыщенные желтые, синие, розовые цвета. Художники становятся все раскованнее — одновременно с героиней. Высокие парики выглядят неустойчиво, как сама ее жизнь.

В этот период происходит постепенное растворение личности Марии-Антуанетты в суете Версаля. Мы понимаем это каждый раз, когда узор ее платья сливается с орнаментом стены, или когда она одета точно так же, как другие женщины рядом с ней.

Третий период — это годы материнства, когда Мария-Антуанетта отдает предпочтение струящимся линиям, ангельски-белым и кремовым тонам. Она наконец-то получила право жить, как хочет — в пасторальных платьях на лоне природы. Почему? Потому что она исполнила предназначение, которое считалось главным для женщины и королевы в то время — стала матерью. Теперь ей не обязательно мимикрировать под виды Версаля, мучаясь от собственной неполноценности, — можно быть просто собой.

Этот перелом в развитии героини совпал с реальным поворотом моды XVIII века, которая в начале 1780-х под влиянием идей Просвещения обратилась к простоте, естественности, деревенским мотивам. Даже когда героиня возвращается из деревни в Версаль, она не надевает прежние яркие платья. Теперь это другая женщина.

Под конец наступает период траура, мрачных и тусклых платьев, унылых зимних тонов — по мере того, как революция набирает силу, а героиня переживает смерть матери. Художники выбирают для Марии-Антуанетты темно-пурпурные, черные, темно-синие оттенки, приглушенные тона лилового и голубого. Розовый теряет свой блеск. Линии приобретают лаконичность, ткани становятся тяжелее.

Там, где это не мешает повествованию, Канонеро позволяет себе быть исторически точной. Например, голубое платье с розовыми бантами, в которое Мария-Антуанетта одета в начале фильма, практически скопировано с одного из ее ранних и самых известных портретов.

Мария-Антуанетта / Marie Antoinette (2006, фильм) – отзыв

Изысканные десертики, странности придворного этикета и рок-н-ролл 🍰 НЕисторический, бессодержательный, но зато очень красивый и гламурный фильм о французской королеве 👑

Привет всем заглянувшим!

Историю жизни французской королевы Марии- Антуанетты я в общих чертах знала давно. Периодически мне на глаза попадался и одноименный фильм 2006 года, но я его стабильно игнорировала. Постер с яркими розовыми надписями ассоциировался у меня с чем-то несерьезным и пародийным. Чутье меня не подводило.

И вот в очередной раз подыскивая какой-нибудь исторический фильм для просмотра, я снова наткнулась на него. Что ж, была не была, гляну.

Жанр: биография, драма

Страна: США, Франция, Япония

Длительность: 123 мин.

Хронометраж, на мой взгляд, излишне большой. Не скажу, что я прям зевала от скуки, но все события можно было бы спокойно уместить в час с небольшим.

Биографические фильмы вряд ли могут удивить неожиданностью сюжета и финалом, поэтому сами по себе являются спойлером. Однако есть в них и своя прелесть: минимум фантазии режиссера и максимум исторической достоверности, что для меня, поклонницы исторического жанра, большой плюс.

Как известно, жизнь королевских особ не подвластна им, союзы заключались не по любви, а только из политических соображений между странами.

Так 14-летнюю австрийскую принцессу Марию-Антуанетту выдали замуж за дофина Франции, который в будущем станет королем Людовиком XVI. Не склонная к обучению, легкомысленная Мария-Антуанетта, от неполноценности мужа стала еще больше времени проводить на балах, маскарадах и различных праздниках, иногда возвращаясь во дворец под утро.

Королева Франции прославилась тем, что была страстной любительницей моды, веселья и азартных игр, во время которых тратила большие состояния из королевской казны. Но она так же достойно встретила Великую Французскую Революцию, поддерживая своего короля Людовика XVI. Суд обвинил королеву в предательстве Франции, а так же шпионаже в пользу противников страны и приговорил Марию- Антуанетту к смертной казни.

Прочитав аннотацию, я рассчитывала на качественный фильм, который расширит мои скудные знания об этом периоде французской истории и ближе познакомит меня с такой нестандартной исторической личностью, как Мария-Антуанетта.

Но уже с заглавными титрами мои ожидания начали стремительно рассеиваться. Что за стиль комиксов? К чему этот звучащий рок-н-ролл?

Пережив это первое недоумение, в дальнейшем, надо признать, картина меня заинтересовала. История совсем молоденькой принцессы, которую из политических соображений выдали замуж за принца другого государства, которого она и в глаза никогда не видела, чисто по-человечески заставляет сочувствовать и сопереживать.

Сыграла Марию-Антуанетту милашка Кирстен Данст. Очень удачный выбор актрисы, смотрится весьма органично.

Другие актеры мне абсолютно не известны. Если честно, я даже половину персонажей не запомнила, что для меня совсем не характерно. Могу выделить разве что мужа главной героини – французского дофина, а затем и короля Людовика XVI (Джейсон Шварцман).

И быдловатую фаворитку старого короля – графиню Дюбарри (Азия Ардженто). Уж больно колоритная дамочка 😂

В начале фильма мои симпатии были однозначно на стороне Марии-Антуанетты. Все трудности и невзгоды она переносила стойко, к новым порядкам и правилам относилась с пониманием и покорностью.

А проблем у новоиспеченной дофины было действительно много: чудаковатый муж, не проявляющий никакого интереса к собственной жене, вытекающее из этого отсутствие детей, постоянные насмешки придворных и “промывка мозгов” матушкой-императрицей.

Мне было реально жаль бедную девушку. Ну что ей, в самом деле, собственноручно изнасиловать своего мужа-тюфяка. Она-то в чем виновата?

И все же потихоньку жизнь Марии-Антуанетты наладилась. Дальше мы лицезреем сплошные развлечения и маскарады. От обилия мелькающих в кадре причесок/платьев/туфелек/десертов аж рябит в глазах.

Рай для визуала и поклонниц гламура, но не для любителя исторического кино. Где сюжет, где смысл? О причинах революции сказано пару слов и то лишь вскользь. Откуда взялся бунт и недовольство народа? Чем все закончилось для королевской четы? Думайте сами, решайте сами.

Я всю голову сломала, но так и не поняла, почему Людовик столь долго сторонился жены. Гей? Импотент? Тайно влюблен в другую? Ответа в фильме нет. Я не поленилась и загуглила. Разгадка совсем простая, почему нельзя было это показать в картине?

Фильм скорее костюмный, нежели исторический. Помимо отсутствия в нем как такового сюжета, он пестрит ошибками и неточностями. Хотя, справедливости ради, стоит отметить и некоторые реальные факты, нашедшие отражение в картине.

Несколько высказываний, прозвучавших в фильме, являются дословным воспроизведением, различных моментов в жизни Марии-Антуанетты. Среди них:

– Комментарий Луи XV о груди Марии-Антуанетты.

– Комментарий Марии-Антуанетты о том, что у неё достаточно украшений в ответ на подарок от Мадам дю Барри;

– Фраза Марии о том, что в Версале слишком много людей, во время первого разговора между Марией и Мадам дю Барри.

– Комментарий Марии её мужу, Луи XVI, о том, что Луи разрешил ей устроить вечеринку, но не сказал, как долго она может продолжаться.

Крайне любопытно было узнать о некоторых традициях и правилах дворцового этикета. Сейчас многое из показанного просто немыслимо!

Впечатлила сцена “передачи” невесты, когда в специальной палатке на границе двух государств с девушки снимают всю одежду и забирают все, принадлежащее ей ранее. Затем ее переодевают и выходит она уже с другой стороны. Очень символично: зашла австрийской принцессой, вышла французской дофиной.

Да и вообще вся жизнь королевской особы выставлена напоказ. Завтрак при целой толпе придворных, проводы в спальню всем честным народом, а потом и роды в этой же компании. Мне даже представить это дико!

Но больше всего меня убил эпизод с утренним одеванием. С утра пораньше к тебе в спальню вваливается куча титулованных дамочек разных мастей. Подать сорочку дофине должна самая вышестоящая в иерархии.

И вот стоит бедная голая принцесса, а эти мадамы неспеша подтягиваются в её комнату. Только взяла эту проклятую сорочку какая-нибудь графиня, а тут герцогиня подошла. Теперь право одеть дофину переходит ей. И вот уже почти дело сделано, но в дверях показалась дама еще более высокого ранга. И так далее. Честно, я бы выматерилась там 😂

Понравилось внимание к красивым деталям и декорациям.

Антураж и атмосфера роскошного Версаля переданы великолепно. Словно в сказке побывала!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *