История моды – что нужно знать о костюме Древней Греции

Мода Древней Греции. Одежда в греческом стиле

На протяжении многих тысячелетий древнегреческая одежда олицетворяла красоту и утонченность, а в истории античной моды отсутствовали экстравагантные фасоны и эпатажные принты, которые могли выйти за пределы сдержанного греческого стиля!

Одежда Древней Греции подчеркивала красоту женского тела и хорошо маскировала недостатки фигуры — полноту или не идеальную форму ног.

Древнегреческая одежда зрительно вытягивала силуэт и была похожа на мраморную колонну античных храмов: белоснежная однотонная ткань, задрапированная в большое количество вертикальных складок с акцентом на линии талии.

Классическая одежда Древней Греции подчинялась основным требованиям моды тех лет: использовались только определенные размеры ткани, в одежде отсутствовал крой и она искусно драпировалась древнегреческими мастерами.

Греческая обувь создавалась в таком же простом стиле — сандалии состояли только из плоской подошвы и тонких кожаных ремешков.

Кроме изящных и легких сандалий, женщины Эллады носили красные кожаные ботинки на шнуровке.

Золотые украшения и замысловатые прически древнего народа завершали этот совершенный и изысканный наряд.

Технический прогресс того времени позволял элитным гречанкам пользоваться шелковыми зонтиками, ювелирными украшениями и другими аксессуарами.

История моды Древней Греции

Основоположниками древнегреческой моды стали объемные наряды, созданные без кроя и шитья.

Первая одежда древних греков была тяжелой и массивной — население закутывалось в квадратные куски шерстяной ткани (мужской «хлен» или женский «пеплос»), который закреплялся на плечах.

Под влиянием египетской культуры и появлением новых материалов греческие наряды видоизменяются и становятся более нарядными!

На смену тяжелому хлену и пеплосу в скором времени пришел «хитон» , который представлял собой сшитую рубашку-футляр, украшенную небольшими складками.

Хитон носили на голое тело: короткий наряд был повседневной одеждой практически всего мужского населения Греции, а длинные рубашки оставались привилегией аристократов.

В женском гардеробе тоже произошли изменения и появились новые элементы верхней одежды с рукавами.

Доисторический пеплос тоже видоизменяется, становится наряднее и ярче: его разноцветные полотна расшиваются различными античными и геометрическими узорами.

Новые красители, завезенные с прилегающих государств, насыщают одежду греков яркими красками: одежда шафранового и пурпурного цвета становится модным трендом тех лет.

Расцветки нарядов древних греков начинают символизировать и о социальном статусе владельцев: аристократы предпочитают белоснежные оттенки, а зеленые и коричневые цвета носит остальное население античного государства.

В греческой моде появляются новые виды одежды: плащ средней длины «фарос» и накидка «хлаина», которые одевались поверх хитона.

Изящные и дорогие плащи-фаросы могли носить только богатейшие слои населения Эллады, и аристократы с удовольствием облачились в яркие пурпурные полотна из роскошных египетских материалов, а малообеспеченные греки довольствовались более скромными накидками из самых дешевых материалов.

Позднее фарос удлинился, приобрел большое количество складок и стал называться «гиматион»: он полюбился пожилым грекам, молодежи и женщинам, которые носили его в холодные сезоны.

Длинные плащи оставались привилегией свободных жительниц Эллады – рабыням запрещалось носить гиматион и они использовали короткие хитоны.

Продолжительные греко-римские войны побудили население к экономии и в моду вошли простые и сдержанные наряды.

После тончайших египетских полотен, в Греции начали появляться и другие восточные ткани — китайский шелк и индийский хлопок.

Свободные и легкие наряды с мягкими драпировками стали источниками традиционного греческого стиля, который стал популярен и в Древнем Мире.

Боковины хитона стали сшивать от линии бедер книзу и в истории моды появилось первое подобие юбки.

Через некоторое время хитон со швом на плечах становится одеждой в стиле «унисекс» для всех жителей Греции.

Мужчины носят рубашки без пояса и прикрепляют на левое плечо гимантий, а женщины драпируют хитон под грудью, создавая дополнительный объем, а так же носят накидку «диплах», которая крепится застежкой на правом плече.

Гимантий крестообразно закреплялся на груди, а его концы перебрасывались за спину — для лучшей посадки плаща в его свисающие углы портные зашивали небольшие железные пластины.

Воины и путешественники предпочитали носить короткие и легкие плащи «хламиды» («хламисы») в комбинации с плоскими шляпами «петасос» («пилос»), а так же разнообразные шапки из кожи.

Особое внимание в древнегреческой моде уделялось и женским прическам, которые придавали законченность всему античному образу.

Древнегреческие прически существовали в двух вариантах: завитые локоны, мягким шелком падающие на плечи, или высокие прически с косами и узлами, задекорированные разнообразными ювелирными украшениями.

Замысловатые и очень сложные прически с золотыми сетками на волосах носили древнегреческие «жрицы любви» гетеры, а все остальное добропорядочное женское население предпочитало простые и скромные укладки волос.

Кроме оригинальных причесок, женские головы украшали короткие прозрачные покрывала и соломенные шляпки.

В моду входит одежда с броским принтом в виде полос и геометрических фигур, а откровенные и яркие наряды из разноцветных полос становятся популярными у греческих «жриц любви».

Модными и стильными вещами тех времен становятся пестрые плащи и пурпурные хламиды, расшитые узорами и сценами из греческой жизни, а так же разноцветные женские пеплосы.

В желтые пеплосы греки облачаются во время пиров и других праздничных мероприятий, а алая одежда становится символом во время военных действий.

В дальнейшем самой популярной женской одеждой останется легкий плиссированный хитон из разноцветного льна с рукавами или без них, поверх которого греческие модницы носят «фарос» – шарф, который перекидывается через плечо.

Поверх хитона юные гречанки одевали приталенную накидку «паллулу», открывающую руки и шею.

Современная традиционная одежда греков состоит из белой рубашки с широкими рукавами, синих шаровар или белой плиссированной юбки, жилета и пояса синего или красного цвета.

Согласно традиции жители Крита носят на голове шапочку-феску с голубой кисточкой, черную фуражку или платок с бахромой.

Мужчины дополняют свой наряд декоративной цепью, свисающей с шеи, сапогами и кинжалом, заткнутым за пояс.

Наряды современных жительниц Эллады – это комбинация нижней одежды, юбки, фартука и коротких сапог.

Критчанки носят и традиционные головные уборы: платки или миниатюрные красные шапочки.

Современные греки наряжаются в эти костюмы только на праздники, и молодое поколение в настоящее время носит удобную и практичную одежду европейских дизайнеров.

Утонченная красота античных красавиц вдохновляет и многих современных дизайнеров, которые создают изящные и женственные коллекции одежды в греческом стиле!

Платье в греческом стиле остается модным трендом многих сезонов моды, и его предпочитают женщины, обладающие хорошим вкусом и чувством стиля.

Основные признаки платья в греческом стиле — это прямой силуэт, завышенная талия, многослойная прозрачная ткань, драпировки и обнаженные плечи.

К длинным и пышным платьям в греческом стиле дизайнеры рекомендуют носить обувь на высоком каблуке, а наряды с обнаженными плечами украшать броскими браслетами.

Греческий стиль — гармоничные пропорции и идеальный крой нарядов, олицетворяющих античную элегантность!

Свадебные платья в греческом стиле остаются фаворитами любой модной коллекции – женственность этих свадебных нарядов, а так же их бело-золотая гамма восхищают и околдовывают самых привередливых покупателей!

Модельеры продолжают создавать струящиеся наряды с вертикальными складками и яркой декоративной отделкой, а прозрачные шифоновые туники в комбинации с изящными кожаными сандалиями стали популярными хитами женского гардероба!

Читайте также:
17 теплых вещей из овчины

Модные новинки в греческом стиле — асимметричное платье, обнажающее только одно плечо или наряды с крестообразной драпировкой на груди.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

История костюма Древней Греции

Древняя Греция располагалась в южной части Балканского полуострова (ее материковая часть), на островах Эгейского и Ионического морей и на узкой полоске западного побережья Малой Азии.
Горные гряды и морские заливы делили территорию Древней Греции на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию достаточно самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении общин (впоследствии — городов-государств). Скудная почва была малопригодна для земледелия. Зато море, со всех сторон омывающее Грецию и связывающее ее с соседними восточными и южными странами, способствовало развитию мореплавания, а также ремесел, обмена и торговли.
Характерной чертой древнегреческого общества было отсутствие крупного рабовладения. Это, в основном, и обусловило возникновение и развитие античной демократии. Великая древнегреческая культура — это культура свободных граждан. Она нашла свое отражение и в их внешнем облике и в костюме.
Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Он изготовлялся из прямоугольных кусков ткани, одинаковых по форме и величине, но благодаря множеству драпировок, создававших свой особый ритм и динамику, каждый костюм отличался от другого.
Первоначально было два варианта греческого костюма: ионический и дорийский (ионийцами назывались малоазиатские греки, а дорийцами — обитатели материковой Греции).
Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.
Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща, или накидки. Хитон носили все: и мужчины, и женщины, и дети. Он не выкраивался и не шился, его изготавливали из цельного длинного прямоугольного куска ткани.
Хитоны могли быть из шерсти или льна — эти ткани изготавливали сами греки, или привозили из колоний. Ткани имели рыхлую структуру и легко драпировались. Позже, с развитием торговли, в Грецию стали привозить узорчатую персидскую материю, сирийский шелк, финикийские пурпурные ткани.
В начале ионийско-аттического периода носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета. Но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Одежда греков становится наряднее.
Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами. Но постепенно азиатский стиль орнамента приобрел иную форму и возник прекрасный, изящный греческий орнамент. Знатные греки, одевавшиеся в белые одежды, украшали им ворот, подол, рукава. Орнаменты вначале были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

Мужской костюм Древней Греции

В VII-VI вв. до н. э. мужчины еще ходили в набедренной повязке, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э.
Верхней одеждой древним грекам служил «гиматий» — плащ из прямоугольного куска ткани. Носили его по-разному: накидывали на плечи, обертывали вокруг бедер, перекидывая конец через руку или заворачивались в него полностью.
В древнегреческом демократическом обществе, которое сложилось в V в. до н.э., ценились сдержанность и умеренность — в том числе и в одежде. В классический период мужчины носили короткие хитоны без рукавов. Изготовлялись они следующим образом: прямоугольный кусок ткани складывался вдвое в долевом направлении, края сшивались, на плечах ткань закреплялась «фибулами» — специальными застежками. Хитон завязывали на талии одним или двумя поясами. Подол подшивали. Неподшитые хитоны носили только рабы или во время траура.
У хитона могли быть короткие рукава — такие носили свободные граждане. А у рабов он был с одним рукавом, который прикрывал только левое плечо.
Для путешествий у греков была особая одежда: плащ-хламида, украшенный орнаментом, сандалии или короткие сапожки с отогнутыми голенищами и шляпа-«петас» с широкими полями. В V в. до н.э. гиматий значительно увеличился, а способ его драпировки стал более совершенным.

Читайте также:
Прически средневековья – готика, история женских и мужских причесок
Женский костюм Древней Греции

Женская одежда периода архаики состояла из узкого хитона, длинной юбки и короткой кофточки без рукавов (в разделении костюма на две части — лиф и юбку — сказывалось влияние крито-микенской культуры). На смену этому костюму пришел плиссированный хитон, поверх которого накидывали через одно плечо драпированный шарф — «фарс». Эта одежда трансформировалась в ионийский хитон с длинными широкими рукавами.
Наиболее ранним дорийским костюмом был «пеплос». Делали его из прямоугольного куска ткани, который складывали в длину пополам, сверху отгибали приблизительно на 50 сантиметров, и даже длиннее, и застегивали на плечах фибулами. Отворот — «диплоидий», украшали каймой, драпировали. Диплоидий можно было накинуть на голову. Пеплос не сшивался и при ходьбе с правой стороны распахивался.
Были и «закрытые» пеплосы, состоявшие из хитона без рукавов с диплоидием. Все складки пеплоса располагались строго симметрично.
В V в. до н.э. костюм гречанки состоял из хитона, изготовленного из двух широких кусков ткани. Ткань скреплялась застежками от плеч до запястий. От талии до груди хитон крестообразно подвязывали поясом и драпировали, образуя напуск из глубоких складок — «колос».
Молодые дорийские девушки носили хитоны, в которых на сгибе делался разрез для руки, а верхние концы ткани закреплялись на другом плече застежкой. Края хитона не сшивались.
Длина одежды была различна. Хитон мог достигать колен, а у знатных ионянок и афинянок до самых пят с рукавами до локтя, а иногда и до кисти руки.
В качестве верхней одежды женщины использовали гиматий. Хитоны и гиматии дорийских женщин изготовлялись из шерстяных тканей голубых, желтых, пурпурных, лиловых цветов.
В особенно торжественных случаях женщины надевали длинный хитон и дорийский пеплос.
Молодые девушки наряжались в короткие хитоны без рукавов, удобные для гимнастических упражнений. Поверх них надевалась «паллула» и подвязывалась поясом.
Рабыни не имели права носить гиматии и длинные хитоны.

История костюма: Древняя Греция

Культ человеческого тела

В Древней Греции большое значение придавалось формам человеческого тела. Идеал красоты описан и в поэзии Гомера, в драматических произведениях, в работах философов, историков и летописцев.

Красоте придавалось такое большое значение, что она могла стать причиной вооруженных конфликтов (Троянская война). Помимо красоты образ жизни эллинов определялся также такими ценностями, как истина и добро, которые находились в тесном единстве.

Представление о красоте ассоциировалось с положительными нравственными качествами. Идеалом греков был гармонически развитый, свободный человек, прекрасный душой и телом. Формирование такого человека обеспечивала продуманная система образования и воспитания.

Драпировка — основа древнегреческого костюма

Древние греки создали совершенный тип драпированного костюма. Прямоугольный кусок ткани различной длины и ширины, драпируясь на теле, подчеркивал гармонию тренированного тела и одежды, динамизм и свободу движений, скрывал недостатки.

Пластика драпировки и осанка фигуры ценились гораздо выше стоимости ткани и красоты орнамента. Форма предмета доминировала над его декором.

Форма или отсутствие кроя одежды

Греческий хитон органично связан с архитектурой, особенно это касается эпохи классики, когда пропорции, масштабность, форма приобрели огромное значение. Ритм, расположение и форма складок, драпировок диктовались основной архитектурной формой эпохи — каннелированной колонной (ствол которой прорезан вертикальными желобками) дорического ордера.

Первоначально вариантов греческого костюма было два: ионический и дорический (по названию племен и их территориальной принадлежности). Греческий костюм состоял из нижней одежды и плаща или накидки.

Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только ее размеры, ткань, отделка, украшения.

Фактуры, цвет, орнамент

Греки использовали мягкие, эластичные, хорошо драпирующиеся ткани. Чаще всего лен и шерсть. Их ткали ручным способом. Изначально греки носили одежду только домашнего изготовления и в основном белого цвета, но с развитием ткацкого и красильного ремесла появились разноцветные ткани с узорами. Долгое время популярной тканью был ионийский лен, но позже он был потеснен шерстью, которую использовали дорийцы.

В период архаики и ранней классики (VII век до н. э.— начало V века до н. э.) предпочтительными были оттенки голубого, нежно-розового, лилового, желтого цветов. Носили также хитоны светлых натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом.

Самым престижным цветом, цветом аристократии, считался белый. Траурными считались серый и коричневый цвета. Зеленый, серый и коричневые цвета были цветами сельских жителей.

В некоторых полисах было не принято окрашивать ткани. Так, спартанцы не имели цветной одежды, кроме красного военного плаща.

По краю одежд пускали орнамент, а на поле вышивали цветы, звезды, сцены битв или изображения богов. Крупный рисунок преобладал вплоть до V–IV вв. до н. э., но позже предпочтения сместились к однотонной одежде белого цвета с орнаментом по краю.

Коллекция ювелирных украшений «Троя»

Орнамент был подчинен ритму, раппорт строился по горизонтали. Узоры орнамента, связанные с природой, носили стилизованный геометрический или растительный характер, самые распространенные — это меандр, критская волна, пальметта. Вначале орнаменты были узкими, но когда греки начали использовать тяжелые дорогие ткани и одежда стала объемнее, орнамент тоже стал шире и массивнее.

В классический период (V — IV вв. до н. э.) в Грецию через Афины и Коринф стали завозить готовую одежду из ценных тканей: хлопчатобумажных из Индии, шелковых — из Сирии, узорчатых — из Персии, пурпурных из Финикии. Клечатые пёстрые и яркие одежды, имевшие азиатское происхождение, быстро обрели популярность. Ионийцы носили длинные, ниспадающие пышными складками одежды с восточными мотивами.

При культивируемой тяге к простоте, одежда в древней Греции была практически единственным способом заявить о своем вкусе и выделиться на фоне остальных. Греческий костюм только на первый взгляд выглядит простым и естественным. На самом деле драпировка, скалывание и разнообразные манеры ношения одной и той же вещи были целым искусством, которое воспитывалось в семье и считалось частью хорошего тона.

Читайте также:
Стиль одежды и аксессуары хиппи

Мужская одежда

Самым древним видом греческой одежды, распространившейся от дорийцев, была хлайна. Она служила и верхней, и нижней одеждой и представляла собой узкий плащ из грубой шерсти. Под хлайну надевали хитон. Он служил нижней одеждой.

Хитон — это прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками — фибулами, подпоясанный ремешком с напуском (колпосом) и умело заложенный вертикальными складками.

Различали дорический хитон — он был коротким (достигающим колен) и узким (около метра). Такой хитон использовали как домашнюю одежду — выходить только в нем на улицу было не принято.

Ионический хитон, вошедший в моду в VI веке до н. э. у восточного племени ионийцев. Он был длинным и закрытым: свободную сторону хитона скрепляли с помощью шнурков или застежек, оставляя разрез для руки. Такой хитон чаще носили старики, женщины, государственные деятели, аристократы, участники священных игр. Выполнялся из двух кусков ткани иногда шириной до запястья и скалывался на каждом плече не одной, а несколькими заколками. При этом из складок получались рукава длиной иногда до локтя.

Довольно часто мужской хитон скреплялся фибулой только на одном плече и простейшим вариантом такой одежды был экзомис.

Экзомис — хитон с концами, связанными на одном плече, оставляющий открытой руку, вместе с половиной груди — был одеждой сельских жителей и рабов, также мог использоваться как спортивная одежда. Изготавливался из грубой ворсистой шерсти.

Верхней одеждой у древних греков был гиматий или гиматион. Гиматий — архаичный длинный плащ с большим количеством складок, который носили поверх хитона. По форме он также представлял собой большой прямоугольный кусок шерстяной ткани одинаковый как для женщин, так и для мужчин. Иногда его носили без хитона. Гиматий мог драпироваться разными способами вокруг тела, но чаще всего один его конец перекидывали через левое плечо, основное полотнище протягивали через спину под правую руку и закидывали второй конец на то же левое плечо. Дорический гиматий (аналог древней хлайны) сохранился до позднего времени лишь у спартанцев.

Верхней одеждой греческих аристократов и царей был вариант гиматия фарос — роскошный двойной плащ из египетского полотна, чаще всего пурпурного цвета. Помимо длинного плаща гиматия существовал короткий плащ — хламида, которую скрепляли застежкой на шее. Хламида также состояла из прямоугольного куска ткани. Её носили во время охоты, на войне, а также путешественники и пастухи. Еще её использовали для спортивных состязаний (в этом случае она была единственным одеянием). В Афинах хламиду носили только юноши, а в Спарте и взрослые граждане тоже. К хламиде полагалась шляпа петас, которая представляла собой войлочную круглую шапочку с полями и без.

В VII — VI вв. до н. э. мужчины носили набедренную повязку, но уже обретали популярность широкие хитоны с короткими рукавами. Изображения людей в этой одежде сохранились на аттических вазах VI в. до н.э. До войн с персами (IV вв. до н. э.) было принято тесно стягивать талию. Пояс служил, чтобы подобрать хитон и сделать его нужной длины.

В эпоху эллинизма (III — I вв. до н. э.) в Греции появились элементы восточной моды: более тонкие, легкие, часто прозрачные, полупрозрачные ткани с орнаментом, вышитом золотом. Модным стал пурпурный цвет.

Одежда Древней Греции – описание национальных нарядов

Ткани и цвета

Сначала древнегреческие портные изготавливали одежду из овечьей шерсти. Позже стали использовать лен, а хлопок позволяли себе только богатые люди, так как его привозили с Востока. Ткани производили в домашних условиях, а у вельмож шитьем и ткачеством занимались рабыни. Но даже знатные женщины до замужества обязаны были научиться этому мастерству.

Цветовая гамма одеяний была разнообразной, но выделялись несколько оттенков:

  • белый;
  • пурпурный;
  • коричневый;
  • зеленый;
  • серый;
  • черный.

Отбелить ткань было трудно, поэтому светлые наряды считались самыми дорогими. Пурпурная одежда также высоко ценилась, хотя часто ее красили дешевыми материалами — сафлором, мареной, лакмусовым лишайником. В селах носили серые, зеленые и коричневые цвета. А во время траура надевали черные ткани.

Наряды украшали вышитыми рисунками выполненной гладью или крестиком. Самые известные орнаменты древних греков:

  • меандр;
  • пальметта;
  • критская волна;
  • плетенка;
  • бусы.

Чаще всего вышивка украшала края одежды, но иногда рисунок покрывал всю поверхность ткани. А дорогие наряды отделывали аппликациями из золотой фольги.

Мужские костюмы

В античность мужчины предпочитали одеваться сразу в несколько предметов одежды. Обычно наряды не сшивали и даже не кроили. Хитон — так называется нижняя часть греческой одежды — состоял из прямоугольного холста, который складывали пополам и на плечах скрепляли пряжками.

Низ ткани подшивали, так как обтрепанные края указывали на низшее положение — так одевались рабы. На талии хитон подхватывали поясом, а его длина зависела от статуса. Жрецы носили длинные наряды, воины укорачивали их до бедер. В хитоне можно было ходить по дому, а на улицу нужно было надевать накидки или плащи — гиматий или хламис. Они покрывали спину и плечи, а руки оставались свободными.

Если человеку приходилось заниматься физическим трудом, то его тело развивалось неправильно — так считали греки. Именно поэтому такие люди носили экзомис — кусок грубого полотна. Его подпоясывали и скрепляли на левом плече. Он практически не образовывал складок, а только закрывал голое тело.

Читайте также:
Биография Эмилио Пуччи, история бренда Emilio Pucci, фото

Женские наряды

По стилю женские костюмы мало отличались от мужских. Но платья были более длинными, чтобы закрывать ноги. В учебниках по истории костюма часто можно встретить задание: «Укажите название нижней части греческой одежды у женщин». Следует ответить, что у девушек это также были хитоны. На груди их собирали драпировкой, скрепляли на плечах пряжками.

Мода отличалась в разных городах. Спартанские женщины часто носили хитон так, что оставались открытыми бедра. А афинянки надевали длинное платье, покрывающее даже руки до самого запястья. По бокам его сшивали, подпоясывали и украшали вышитыми картинками. Женщины в таких одеяниях походили на богинь.

В качестве верхней одежды использовался пеплос — большой отрез ткани, которым покрывали нижний хитон. Но он предназначался только для торжественных случаев.

На каждый день у женщин были прямоугольные плащи из тонкой ткани, их собирали пышными складками. В холодную погоду плечи покрывали диплаксом — сложенным пополам платком из шерсти.

Аксессуары и обувь

Если говорить кратко, одежда Древней Греции была несложной — отрезы полотна, собранные в красивые складки, облегали и подчеркивали тела мужчин и женщин. Но у каждого пола были свои аксессуары.

Люди, занимающиеся физическим трудом, надевали перчатки из кожи или грубой ткани. А также они использовались во время приема пищи, ведь еду брали с тарелок руками до тех пор, пока в Греции не появились вилки.

В жаркую погоду женщины обмахивались опахалами, по форме напоминающими листья. У них были костяные или деревянные ручки. Когда в Элладе появились павлины, из их перьев начали делать веера. Вскоре в моду вошли зонты, которые за своими хозяевами носили рабы. Их могли использовать только женщины. Если юноша выходил на улицу с зонтом, это считалось признаком чрезмерной изнеженности.

Дома греки ходили босиком, но на улицу выходили в обуви. Известно несколько разных видов:

  • иподиматы;
  • крепиды;
  • котурны;
  • персикаи;
  • эндромиды.

Иподиматами назывались сандалии из подошвы и ремешков, которыми их привязывали к ногам. Если у них были бортики, то они превращались в крепиды. Котурны носили актеры, это обувь на высокой подошве. Персикаи — полусапоги из мягкой кожи, а эндромиды изготавливали из войлока. Они закрывали ногу сзади, а спереди пальцы оставались голыми.

Мужчины и женщины носили одинаковую обувь. Но для дам изготавливали более яркие модели из мягких материалов.

Головные уборы

В небольшом докладе об одежде Древней Греции стоит рассказать и про головные уборы. Хотя жители Эллады использовали их редко, все же им приходилось защищать себя от зноя. Торговцы и работники сельского хозяйства носили пегас — низкую шляпу с широкими полями. Ее крепили под подбородком ремешками. Рыбаки и ремесленники надевали пилосы и кюне — колпаки из войлока и шапки из кожи. Рабы голову никогда не покрывали.

Особое место уделялось венкам, по которым можно было определить социальное положение и сан человека. Каждому событию соответствовали свои материалы:

  • ветви оливы вручали победителям Олимпийских игр;
  • лавр — для актеров, поэтов и драматургов;
  • мирт — выступающим в Народном собрании;
  • золотые лавровые или дубовые листья — символ царей;
  • сельдерей и сосновые побеги — участникам Истмийских игр.

Каждый венок олицетворял связь с определенным богом. Их обязательно надевали на праздники и пиры. Предпочитали также розы, фиалки и плющ — он предохранял человека от опьянения.

Женщины практически не использовали головные уборы, ведь они большую часть времени проводили дома. На улице они покрывали волосы шарфом, краем плаща или платком. А в жару надевали фолию — яркую плоскую шляпку из соломы.

Разнообразие причесок

В древности парикмахерское искусство достигло значительных вершин. Прически делали каламистры — специально обученные рабы. У каждого из них было свое занятие — завивка, окрашивание, украшение волос. А в первом веке до н. э. в моду вошли парики, изготавливаемые из натуральных женских волос.

До 4−5 столетий до н. э. мужчины носили длинные волосы. Они завивали их крупными локонами, надевали металлические обручи или собирали пряди в пучок. А также заплетали косы, соединяя их на затылке. Но позже волосы стригли, хотя все еще продолжали завивать их.

Золотистые пряди были главным достоинством свободнорожденного грека. Темная шевелюра указывала на низкое социальное положение. Бороды отпускали до начала царствования Александра Македонского. Он же заставлял своих воинов начисто брить лицо. Но спартанцы продолжали носить длинные волосы и бороды.

Женщины отращивали длинные пряди, собирая их в пучок на затылке. Локоны обвивали лоб и щеки, а за ушами их закалывали шпильками. Иногда волосы убирали под сетку из золотых нитей, а затем украшали прическу диадемой, стефаной (подобие кокошника) или своеобразными коронами. Если знатные женщины обязаны были отпускать волосы, рабыни коротко стригли их.

Ювелирные украшения

Ювелиры создавали множество украшений, которые стали национальным достоянием Греции. Женщины носили ожерелья из золоченых бусин или самоцветных камней. В моде были и серьги, состоящие из диска и подвески.

Практически на всех украшениях мастера стремились нарисовать интересные элементы — эротов, сфинксов, полумесяцев. А также изделия украшали резьбой, эмалью, цепочками и подвесками. На руках женщины носили витые браслеты, которые оканчивались изображениями сказочных существ или реальных животных. Иногда их надевали на предплечья и лодыжки.

Мужчины также пользовались услугами ювелиров. Они отдавали предпочтение перстням-печаткам и венкам из чистого золота. Драгоценные металлы под запретом были только у спартанских воинов.

Ювелирными украшениями греки подчеркивали свой статус. Золото они дарили на свадьбы и по случаю рождения детей. А также его оставляли в гробницах, чтобы после перерождения человек ни в чем не нуждался.

Читайте также:
Небрежный праздничный макияж с показа Tadashi Shoji

Парфюмерия и косметика

Косметика у греков считалась отраслью медицины. Уход за собой начинался с соблюдения личной гигиены. Женщины и мужчины посещали бани, где принимали горячие и холодные ванны. Рабы делали им массаж, умащали тела ароматическими маслами.

В Афинах производили духи, используя для этого местное и привозное сырье. Греки были знакомы с разными ароматами — шафраном, нарциссом, корицей, мускатным орехом, кардамоном, имбирем, мускусом и амброй.

В Спарте было запрещено разрисовывать тело и лицо. Но в Афинах женщины часто наносили макияж. Лицо они покрывали цинковыми или гипсовыми белилами, ресницы и брови красили сурьмой, а глаза подводили сажей. Были также специальные средства для сокрытия седины на волосах, устранения морщин на лице — кремы, масла и лосьоны, красящие составы.

Древние греки особое внимание уделяли своему телу, ведь они считали человека олицетворением красоты. Одежда, украшения и аксессуары умело использовались для подчеркивания прекрасных форм.

Разновидности одежды древних греков, что тогда было можно

Древняя Греция – страна, в которой зародились многие современные ценности. В ней впервые появился культ красоты и физических упражнений, которые способствовали не только здоровью, но и гармоничному развитию тела. Привлекательность фигур помогала подчеркнуть одежда, богатая украшениями и сложными драпировками. Ткачество в античной Греции приравнивалось к искусству. Несмотря на то, что одежда древних греков в основном создавалась из цельного куска ткани и была не скроена и часто даже не сшита, она поражает сложностью конструкций и разнообразием форм.

  1. Особенности и виды
  2. Для мужчин
  3. Для женщин
  4. Современные аналоги в греческом стиле
  5. Обувь
  6. Аксессуары и украшения
  7. Видео
  8. Фото

Особенности и виды

Одежду древние греки делали из шерстяных и льняных тканей. С развитием торговли с соседними государствами стали доступны шелк и хлопок. Украшали ткани традиционной вышивкой или рисунками. Чаще всего изображались растительные узоры:

  • Пальмы (рисунок «пальметта»);
  • Цветы;
  • Листья.

Распространены были рисунки из линий:

  • Меандр (непрерывная лента из прямых углов, до сих пор является самым узнаваемым орнаментом Греции);
  • Волна;
  • Бусы
  • Плетеный узор.

Греки любили яркие цвета – красный, желтый, голубой, зеленый. Но больше всего ценился белый цвет, т.к. лен и шерсть было сложно отбелить и одежду такого цвета могли позволить себе лишь богатые люди. После появления пурпурных красителей пурпур также стал цветом аристократии. Простые люди предпочитали зеленые, коричневые, желтые цвета. Коричневый, серый, темно-зеленый и черный носили в траур.

Фасон и стиль одежды греков не отличались большим разнообразием. Можно выделить 4 главных предмета одежды в Древней Греции:

  1. Хитон – основная древнегреческая одежда, которую носили и мужчины, и женщины. Он представлял собой удлиненную тунику без рукавов или с коротким рукавом, подпоясанную на талии (у мужчин) или под грудью (у женщин). Хитон состоял из сложенной вдвое ткани или из двух полотнищ, соединенных между собой. Наверху ткань скреплялась заколками с орнаментом – фибулами. Низ хитона подшивали. Неподшитая ткань была признаком траура. Короткие хитоны были частью мужского гардероба, а длинные носили женщины и старики;
  2. Пеплос – предмет женского гардероба, похожий на современное длинное просторное платье. Его создавали из большого куска шерстяной ткани, который оборачивали вокруг хитона. Как и хитон, он закалывался булавками на плечах; обычно в верхней части образовался напуск, свободно свисающий над талией (колпос). Левый бок у пеплоса был закрыт, а правый — открыт; плечи в пеплосе прикрывались. Пеплос был выходной одеждой; в повседневной жизни гречанки носили хитон и накидку – гиматий;
  3. Гиматий – накидка из льна или шерсти, предок сегодняшнего плаща. Большой отрезок ткани обвивали вокруг туловища, обычно закрывая левую сторону и оставляя открытой правую. Чтобы удержать ткань на месте, по краям могли вшивать маленькие свинцовые грузики. Женщины часто покрывали гиматием голову, как шарфом;
  4. Хламида – короткая накидка, которая скреплялась фибулой в центре или на правом плече. Чаще всего хламида была овальной или прямоугольной с округлыми краями. Обычно накидка украшалась орнаментом, по краям вшивались грузики для правильного положения на теле. Хламида использовалась для спортивных соревнований, в походах, а также путниками в странствиях.

Все виды одежды состояли из цельных отрезов ткани разных размеров, которые драпировались особым образом на теле. Драпировка была искусством, которому обучали в античных школах. Зачастую гражданам приходилось прибегать к помощи рабов, чтобы красиво задрапировать ткань.

Для мужчин

Мужская одежда состояла из хитона, гиматия или хламиды. Нижней одеждой был короткий хитон. Отдельно он носился дома; для выхода на улицу дополнительно надевалась накидка. Длина одеяния зависела от возраста – молодые люди носили более короткие хитоны (обычно до колена), а пожилые – длинные. Воины и ремесленники, а также рабы носили их до середины бедра. Хитон, закрепленный заколкой на одной стороне, был также признаком раба.

В качестве верхней одежды мужчины использовали гиматий. Обернуться в него можно было разными способами. Наиболее распространенный способ ношения – перекинутый через левое плечо, но гиматий могли носить и вокруг бедер, и накинутым на плечи. Ораторы заворачивались в него полностью, не оставляя на виду даже рук.

Молодые юноши, путники и воины чаще носили хламиды вместо гиматия. В путешествиях и войнах она служила и предметом одежды, и в качестве покрывала для сна. Древняя Греция имела особую форму снаряжения для воина – хитон, кираса (защита туловища), шлем, поножи (пластины, защищающие часть ноги от колена до щиколотки) и скрепленная под подбородком хламида. У военачальников она была пурпурной. Спартанцы в бою носили хламиды на голое тело, что символизировало бесстрашие перед ликом смерти.

Читайте также:
Биография Эмилио Пуччи, история бренда Emilio Pucci, фото

Для женщин

Костюмы женщин и мужчин-эллинов были схожи, но женщины должны были одеваться более скромно и закрыто. Короткие хитоны дозволялось носить лишь молодым девушкам. Обычная форма женской одежды в Древней Греции – длинный хитон, у которого часто был отворот, похожий на надетую сверху блузу (диплодий). Он мог доходить до талии, бедер или коленей. Отворот украшали вышивкой или аппликацией. По бокам хитон сшивали, чтобы он не распахивался при ходьбе. Пояс могли носить 2 способами: до замужества на талии, а после замужества – под грудью. Женские хитоны отличались от мужских богатством драпировок и орнаментов.

Сверху надевался либо гиматий, либо (в торжественных случаях) пеплос. Женский гиматий был меньше мужского, но он был красивее и богаче украшен. В ненастную погоду гречанки носили его в качестве головного убора. Гиматием могли укрываться только свободные гражданки. Рабыни носили короткие хитоны.

Пеплос был национальной торжественной одеждой Древней Греции. Он обычно был цветным – пестрым, ярко-желтым, красным или пурпурным. Часто одеяние украшалось вышивкой. При желании гречанки могли снять его и использовать как покрывало для сидений. Картинки гречанок того времени часто изображают знатных девушек в пеплосах на торжественных процессиях.

Вид одежды Женщины Мужчины
Нижняя Хитон (короткий — для молодых женщин и рабынь, длинный — для взрослых женщин). Хитон (до середины колена — для обычных граждан, короткий — для воинов, ремесленников и рабов, длинны — для стариков).
Верхняя Пеплос/гиматий. Гиматий — для повседневной жизни, хламид — для воинов и путешественников.

Современные аналоги в греческом стиле

Дизайнеры часто обращают внимание на античность при создании новых коллекций. Основными элементами греческого стиля в одежде считаются:

  • Драпировки, многослойность;
  • Асимметрия (открытое плечо, асимметричный подол);
  • Прямой свободный силуэт;
  • Натуральные ткани (лен, хлопок, шифон, шелк);
  • Завышенная линия талии.

Античная одежда Древней Греции является предком многих предметов современного гардероба. Наиболее известная версия хитона и пеплоса для женщин – платье или сарафан, чаще всего с талией под грудью, по примеру замужних дам античности. Плечи обычно остаются открытыми: ткань либо скрепляется на манер хитона на двух плечах, либо одно плечо полностью открывается, формируя так называемую «греческую бретельку». Платье в греческом стиле может быть коротким, но чаще встречаются длинные модели, украшенные драпировкой или плиссировкой.

Еще один предмет одежды в греческом стиле – туника. Она может быть как летней, легкой, так и утепленной. Греческие туники отличает завышенная талия, свободный крой, V-образный вырез или вырез лодочкой. Часто используется пояс в виде шнура или ремня. Так как туника обычно бывает укороченной, ее носят как блузу, а не как отдельный предмет гардероба. Туники могут носить и мужчины; для них она будет больше похожа на свободную рубаху или майку из натуральных материалов.

Гиматии и хламиды остались частью народного костюма Греции. В повседневной жизни их не носят, но они используются в качестве костюмов на праздники.

Обувь

В Древней Греции было развито искусство изготовления обуви. Самая простая обувь, появившаяся в Элладе, – сандалии с кожаной или пробковой подошвой, которые крепились к ноге с помощью ремешков, зашнуровывавшихся до щиколотки. Из кожи изготавливали башмаки для крестьян и ремесленников. Воины ходили в сапогах с высоким голенищем из кожи. Для спортивных состязаний или физических упражнений из кожи или войлока изготавливалась особая обувь с открытыми пальцами – эндромиды. Спартанские мальчики ходили босиком даже зимой для воспитания боевого духа.

Женщины носили сандалии из кожи, часто с высоким каблуком или пробковой платформой для увеличения роста. Обувь с высокой платформой называлась котурнами и получила широкое распространение в театре как часть сценического костюма. В холодное время года гречанки носили сапоги и башмаки из мягкой цветной кожи, которые украшали вышивкой, аппликациями и драгоценными камнями.

Обувь в греческом стиле очень популярна и сейчас. Чтобы выбрать правильную модель, стоит обращать внимание на сандалии с плоской подошвой и большим количеством ремешков из мягкой кожи нейтральных тонов. Эти сандалии хорошо сочетаются со свободными туниками и платьями в античном стиле.

Аксессуары и украшения

Из головных уборов древних греков наиболее известны войлочные шляпы:

  • Петас – головной убор путешественников с широкими полями;
  • Пилос – шапочка без полей, которую носили крестьяне и рабочие.

Шляпы были мужским аксессуаром; женщины могли надеть шляпу, лишь отправляясь в путешествие. Женщины уделяли большое внимание украшению прически. Основной женской прической был узел на шее из заплетенных кос или жгутов. Для закрепления заплетенных кос и узлов использовались гребни, заколки, ленты, венки. Волосы украшали позолоченными ремешками из кожи или шнурами, а также украшали обручами из золота, серебра, бронзы или кожи.

Из украшений мужчины использовали перстни, кольца, браслеты и амулеты из драгоценных камней. Количество украшений, которые мог позволить себе мужчина, было закреплено законом.

Женщины носили диадемы (налобные и затылочные), цепочки, серьги, ожерелья из золота, серебра и сплавов с вставками из жемчуга. Особенно любили гречанки браслеты – их носили на запястье, предплечье и даже на лодыжках. В отделке ювелирных изделий преобладали растительные узоры – листья, бутоны, цветы.

Благодаря литературе античности, скульптуре и изображениям на фресках из древности одежда греков дошла до наших дней и даже влияет на современную моду. Стилизации под хитоны, пеплосы, гиматии и хламиды, а также древнегреческую обувь и украшения можно встретить у многих дизайнеров 21 века. Популярность греческого стиля в одежде объясняется его простотой и комплиментарностью для любого типа фигуры.

Видео

Курсовая работа: История костюма Древней Греции

Министерство общего и профессионального образования РФ

Читайте также:
Серебряная помада Extrême Lip Spark от Tom Ford

Факультет Конструирования и Моделирования одежды

Курсовая работа

по дисциплине «История костюма»

Тема: «Исторический костюм – источник творчества современников»

Допущено к защите:_______________________2008 г.

1. Женский костюм Древней Греции………………………………………….4

1.3. Состав женского костюма………………………………………………. 7

4. Список используемой литературы………………………………………. 15

В общепринятом смысле костюм часто ассоциируют с модой. История моды неразрывно связана с историей костюма, однако между ними нельзя ставить знак равенства, поскольку история костюма началась вместе с историей первобытного общества, а мода, как социальное явление, появилась гораздо позже. Слово «мода» произошло от латинского «modis», что переводится как мера, образ. Способ, правило, предписание.

Костюм характеризует и дополняет картину общества на каждом этапе его развития. Почти каждый катаклизм в истории человечества вызывал значительные перемены в одежде.

В изучении истории костюма следует различать понятия «одежда» и «костюм», «исторический костюм» и «национальный костюм».

Одежда – искусственный покров тела человека, защищающий его от неблагоприятных внешних воздействий природы и являющийся некоторым проявлением индивидуальности человека.

Костюм – образно решенный ансамбль, который объединяет одежду, обувь, прическу, грим, аксессуары и несет определенную эстетическую функцию.

Исторический костюм – это «изменяющаяся одежда», которая более или менее – в особенности с конца средневековья – подчиняется моде.

В противоположность историческому костюму, национальный и народный костюмы перетерпели лишь незначительные изменения. Они представляют собой достаточно «стабильную» одежду, различающуюся в зависимости от государственных и географических границ и многих других факторов.

В данной работе описывается женский костюм Древней Греции, его состав, эстетический идеал. А так же предоставлена современная коллекция на основе моды Древней Греции.

1. Женский костюм Древней Греции.

1.1. Историческая справка.

Древняя Греция занимала южную часть Балканского полуострова и близлежащие острова Эгейского моря. Лучезарное море, омывавшее Грецию, мягкий, теплый климат создавали прекрасные условия для жизни людей, способствовали развитию торговли и мореплавания.

Горы и морские заливы делили территорию на изолированные друг от друга области. Такое географическое положение служило естественной защитой от вражеских набегов и способствовало созданию самостоятельных в культурном, экономическом и политическом отношении городов-государств.

Наивысшего расцвета Греция достигла в период Афинского государства в V в. до н.э. Основными занятиями греческого населения были мореплавание, торговля, земледелие, и разные ремесла. Характерной чертой древнегреческого общества являлось отсутствие крупного землевладения. Это обусловило возникновение и развитие греческой демократии. Главной обязанностью каждого свободного гражданина была защита своего города-государства в междоусобных стычках, возникавших между полисами, и от внешних врагов Греции. Этот период истории носит название классического, еще его называют «золотым веком» в истории Афинского государства.

Понятие о красоте Древние Греки связывали с нравственными качествами человека. Прекрасный мужчина должен был сочетать в себе разумную силу, патриотизм, образованность, любовь к искусству. Он являлся как бы олицетворением мужества и доблести.

Победа в греко-персидских войнах вызвала подъем национального самосознания.

В архаический период сформировались основные принципы греческого искусства. В области архитектуры сделано гениальное изобретение – ордерная система, которая на протяжении веков и тысячелетий будет основополагающей в архитектуре Нового времени, а также сложился наиболее популярный тип храма – периптер.

Наивысшего расцвета Греция достигла в классический период. В это время были созданы шедевры древнегреческой архитектуры: храм Зевса в Олимпии, храмы Парфенон и Эрехтейон, а также прекрасные и гармоничные скульптурные произведения: статуи Зевса Олимпийского, дискобола, Афины Парфенос. В этот период были созданы также замечательные произведения прикладного искусства: черно – и краснофигурные вазы; получили развитие театральное искусство и спорт.

Пять чудес света из семи создали греческие зодчие и скульпторы, три из которых – в период эллинизма. Недаром Греции принадлежит почетная роль цивилизации, заложившей основы для развития искусства и культуры в Европе.

Костюм в Древней Греции складывался в тесной связи с условиями жизни греков и под влиянием их эстетических представлений. Создание костюма, грима, аксессуаров было таким же творением, как и все виды искусства. Пять особенностей отличали древнегреческую одежду: организованность, закономерность, пропорциональность, целесообразность и симметричность.

1.2. Эстетический идеал.

Греческий костюм складывался в тесной связи с условиями жизни греков и под влиянием их эстетических представлений. Благодаря тому, что божества представлялись эллинам в образах людей с идеальными формами тела, у них развился культ человеческого тела. Люди стремились приблизиться к созданному художниками божественному идеалу.

Эллины считали тело лучшим украшением человека, и они заботились о нем. Греки более всего ценили здоровье и красоту и только на третье место ставили богатство. Эстетическим идеалом был образ мужественного человека, доблестный и прекрасный, – «калосс агатос», как говорили греки. Сильное и прекрасное, тренированное и гармонично сложенное и развитое тело являлось необходимым признаком красоты. Эстетическое отношение к человеческому телу и благоприятные климатические условия, предопределили легкость и гармоничность форм античного костюма.

Женщины были красивы и правильно сложены. Все было гармонично. Пропорции человека с красивой фигурой соответствовали пропорциям «золотого сечения». Именно такая фигура была у Афродиты Милосской. Именно такой была скульптура под названием «Венера Милосская» (рис. 1). Она обладала параметрами 86-69-93, при росте 164 см. На взгляд современного ценителя прекрасного – Венера была слегка полновата.

Душа должна быть прекрасна так же, как и тело. Что подразумевали под этим греки? Грек должен быть образован, воспитан, должен уметь владеть собой и не показывать на людях свои эмоции. Грек должен был уметь сострадать и уважать поверженного врага.

1.3. Состав женского костюма .

Женский облик имеет характер утонченный, нежный, изящный. В искусстве воспеваются женщины в образе богини и жрицы.

Эллины считали тело самым лучшим украшением человека, и они заботились о нем. Греки более всего ценили здоровье и красоту и только на третье место ставили богатство. Эстетическое отношение к человеческому телу и благоприятные климатические условия предопределили легкость и гармоничность форм античного костюма.

Читайте также:
Odessa Holiday Fashion Week - Одесская неделя моды

Эстетической основой костюма являлась драпировка, которая располагалась в самых разнообразных направлениях, подчёркивая форму тела, и изменялась в разных ракурсах при движении. Вся драпированная одежда основана на системе каскадных, трубчатых, лучевых и органных складок.

Драпировка прекрасно выявляла благородную простоту и достойную осанку, развитые формы тренированного тела, гармоничные пропорции, динамизм и свободу движение и в то же время скрадывала любые возможные недостатки тела. Только такая одежда с крупноволнистыми линиями тяжелых драпировок или легкая парящая, или с подвижными мягкими складками, всегда соответствующая обстоятельствам, давала дышащему под ней телу возможность жить собственной жизнью, являясь лишь «эхом человеческого тела», как и архитектура этого периода. Благодаря конструктивной логике, внешней простоте и изяществу параллельно падающих складок такой костюм напоминал стройные колонны храмов. Греки любили «прекрасное» без суеты и красоту без изнеженности». Основной интерес греков вызывала не конструктивная, а живописно-пластическая сторона костюма. Одежда древних греков на протяжении всего периода их истории по способу изготовления оставалась одинаковой, изменялись только её размеры, ткань, отделка, украшения.

Самые характерные греческие орнаменты – «пальметты», «бусы», «меандр», «набегающая волна», «ионики». Происхождение орнамента тесно связано с наблюдениями над окружавшей природой. Так, волны моря превратились в ритмически повторяющиеся завитки орнамента, извилистые берега реки – в сложный меандр, кроны пальм – в стилизованные пальметты (рис. 2)

Рис. 2. Греческий орнамент:

а – критская волна, б – меандр, в – пальметты.

Нижней одеждой служил хитон. Это был прямоугольный кусок ткани, сложенный по вертикали вдоль левого бока человеческого тела, скрепленный на плечах застежками – фибулами, подпоясанный ремешком с напуском (колпосом) и умело заложенный вертикальными складками.

Греческий лен был гораздо грубее (толще) египетского, но достаточно эластичный и удобный для драпирования. Однако долгое время греки использовали для одежды тонкую шерсть, которая тоже хорошо драпировалась, а также ткани из смеси шерсти и льна. Грекам нравились одежды голубого, нежно-розового, лилового, желтого цветов. По темному фону хитона располагался красивый орнамент и узор. Это было модно в период архаики и ранней классики. Носили также хитоны светлых натуральных оттенков, часто с ярким орнаментом.

Верхней одеждой был гиматий из шерстяного прямоугольного куска ткани, драпировавшийся разными способами вокруг тела. В эпоху эллинизма в Греции появились элементы восточной моды: более тонкие, легкие, часто прозрачные, полупрозрачные ткани с орнаментом, вышитом золотом. Модным стал пурпурный цвет.

Женщины носили длинный хитон. Женская фигура в дорическом, наиболее древнем, хитоне напоминала дорическую колонну (рис. 3). В эпоху архаики поверх хитона иногда надевали юбку. Возможно, это были отголоски крито-микенской моды. Но это было характерно лишь для костюма аттических гречанок. Ионический хитон опоясывался не только на талии и бедрах, но и на груди крест-накрест (рис. 4).

В эпоху классики дорический хитон вновь стал модным, но теперь он украшался орнаментом или был многоцветным (рис. 5). Однако белоснежный хитон всегда считался самым изысканным.

рис. 3 рис. 4 рис. 5

Самым древним хитоном был пеплос, но не из льна, а из шерсти. Часто дорический хитон носили с отворотом (диплоидием), низ которого обычно украшался орнаментом. В тех случаях, когда сзади диплоидий был намного длиннее, чем спереди, его край можно было набрасывать на голову со стороны спины. Этот очень оригинальный способ применения диплоидия в одежде гречанок встречается не часто. Диплоидий, разнообразный по форме и по длине, – очень важный декоративный элемент женского хитона. В сочетании разнообразными колпосами он обогащал, облагораживал хитон. Диплоидий из-за находящегося под ним колпоса мягко ложился на участке от груди до бедер, придавая фигуре плавность, лишая ее спортивности. Если диплоидий был короткий, он как бы отлетал при ходьбе от лифа, придавая фигуре легкость.

Женщины в качестве верхней одежды носили гиматий. Женщины имели также плащи, которые надевали через голову. Такой плащ имел разрез с одного бока до предплечья.

Обувь греков была из кожи, обычно ремешковая; парадная – из кожи ярких цветов с отделкой из золота и серебра. Кроме сандалий греки носили мягкие кожаные полусапожки персикаи и высокие ремешковые сапоги эндромис, а также крепиды и сапожки из мягкой кожи.

Греки, имевшие густые волосы, предпочитали ходить с непокрытой головой. Женщины довольно часто набрасывали на голову шарф калиптру, либо покрывало фарос, а также край гиматия. При необходимости надевали соломенные шляпы – фолии. Они напоминали зонтик крепившийся над головой. Популярны были мешочки, чехлы, которыми покрывали пучок волос, стянутый в узел в нижней затылочной зоне. Вуаль считалась нарядным элементом костюма гречанки.

Женские прически были очень разнообразными. Наиболее популярными были прически «греческий узел» и прически, на основе греческого узла – «лампадион», т.е. пламя и «каримбос» – узел расположенный очень низко, почти на шее. Популярны были и дынеобразные прически из волос, уложенных крупными вертикальными дольками ото лба до затылка и перевязанных двумя лентами. Женщины носили также «бант Аполлона». Девушки ходили с распущенными завитыми волосами. Темноволосым девушкам гречанкам очень нравились светлые волосы варварок. Поэтому модны были парики из светлых и пепельных натуральных волос.

Косметике уделяли особое внимание. Женщины пользовались специальными порошками для подводки бровей и глаз, отбеливали и омолаживали лицо по рецептам врачей Гиппократа, Диокрита и т.д.

Украшения для костюма были очень разнообразны и красивы: золотые и серебряные броши, пряжки, фибулы, пояски, ремешки, сеточки, деодемы для головы, стефаны – изысканное украшение для волос, серповидная надлобная часть соединялась с затылочной частью, которая не только украшала прическу, но и являлась поддержкой для «греческого узла», в неё и помещалась часть прически.

Читайте также:
Как продлить молодость кожи

2.2. Описание коллекции.

Прошлое нам кажется нередко наивным и смешным, когда мы сопоставляем его прогнозы на будущее и сегодняшний день. Но без прошлого нет будущего. И при создании современной коллекции мы довольно часто обращаемся к историческим источникам.

По словам К. Маркса, древнегреческое искусство продолжает «доставлять нам художественное наслаждение и в известном отношении служить нормой и недосягаемым образцом». Сегодня древнегреческий костюм является образцом удивительного мастерства драпирования тканей и высочайшего искусства в создании ансамбля в костюме.

Драпировка, чаще всего является основой для создания вечернего ансамбля, нарядов для выпускного бала, свадебных платьев. В поисках вдохновения, новых идей мы обращаемся к источникам, описывающим костюм Древней Греции, так как греки в полной мере познали искусство драпирования тканей. В данном случае нам есть, у кого учиться, чей опыт взять на вооружение. Драпировка в значительной мере может преобразить не очень привлекательную ткань. При помощи драпировки мы можем скрыть недостатки фигуры и выигрышно подчеркнуть достоинства. А в обстановке когда мы одеваем вечерний ансамбль выглядеть безупречно очень важно.

Поэтому при создании своей небольшой коллекции вечерних нарядов я постаралась на максимальном уровне показать множество вариантов драпировок. При работе над коллекцией я постаралась отразить искусство Древней Греции; передать их стиль и манеру драпирования, мастерство укладывания ткани разнообразными складками. А также передать это через свои модели вечерних платьев. Ведь в повседневной жизни мы можем быть кем угодно, но в торжественной обстановке женщина хочет быть царицей, хочет проявить свою индивидуальность.

Костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание, является его психологической, социальной, возрастной и исторической характеристикой.

3. Заключение.

Развитие моды, как и развитие истории, идёт по спирали. Каждый виток этой спирали обогащает её чем-то новым: даёт свежие идеи, формы, усовершенствованные материалы, а так же формирует новое отношение к одежде.

Постоянное стремление человека к новизне заставляет создателей одежды беспрерывно искать новые формы и конструкции.

Наряду с национальным костюмом, важнейшим источником творческой деятельности художника является исторический костюм. Костюм отражает внешний образ человека, выявляет его внутреннее содержание, является его психологической, социальной, возрастной и исторической характеристикой человека.

Изучение исторического и национального костюма является ключом знаний об изменении форм и конструкции. Изучение истории костюма необходимо для художников, поскольку костюм является не только историческим ходом, но и может быть средством атрибуции произведения искусств.

Изучая художественный стиль, сформировавшийся в Древней Греции можно увидеть значительное влияние на развитие современной культуры.

4. Список использованной литературы.

1. Киреева Е.В.История костюма. Европ. Костюм от античности до XX в. Учеб. пособие для среднего театр. Учеб. Заведений. Изд. 2-е, испр. М., Просвещение, 1976. – 174 с. с ил.

2. Кузищин В.И. История Древней Греции: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. Заведений / В.И. Кузищин, Т.Б. Гвоздева, В.М. Строгецкий, А.В. Стрелков; под ред. В.И. Кузищина. – М.: Издательский центр Академия, 2006. – 480 с.

3. Неклюдова Т.П. История костюма. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 336 с. (Серия Учебники для высшей школы)

4. Новосад Н.Г. Искусство одеваться. Свердловск. Средне-Уральское книжное издательство, 1989

5. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления: Учеб. пособие для студ. учрежд. сред. проф. образования / Э.Б. Плаксина, Л.А. Михайловская, В.П. Попов; Под ред. Э.Б. Плаксиной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр Академия, 2004. – 224 с., <8>л. цв. ил.:ил.

6. Сидоренко В.И. История стилей в искусстве и костюме / Серия Среднее профессиональное образование. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 480 с.

Что такое сукно: описание ткани, применение и виды

Сукно согревает и защищает человечество от холода уже тысячи лет. Его используют для пошива одежды и утепления жилья. Материал так и не получил равноценной замены и сейчас остается популярным и востребованным, особенно среди жителей районов с суровым климатом.

  1. История
  2. Как делают сукно
  3. Описание и характеристики
  4. Состав
  5. Разнообразие видов
  6. Применение
  7. Уход
  8. Отзывы

История

Археологические раскопки подтверждают, что приспособления для ручного производства сукна были еще у самых давних племен. Его ткали в Древней Греции и Риме. В эпоху Средневековья основные мануфактуры находились в Англии, Фландрии, Франции и Саксонии.

На территории Киевской Руси ткали грубую и плотную материю, которой княжество Владимира Красное Солнышко даже торговало с иноземцами. Тонкие виды все же завозились из-за границы. В России суконное производство появилось под конец XVII века по указу Петра I, который сам носил теплый, добротный и недорогой кафтан из отечественного материала. Спустя 100 лет обмундирование из практичной и универсальной ткани было уже у всей армии. В некоторых случаях полотно становилось валютой, им расплачивались за службу у царя.

Как делают сукно

Основным сырьем для получения служит верблюжья и овечья шерсть, реже смесовые волокна. Высокосортные виды производятся из пушистой пряжи мериносов, длина которой составляет 7-8 см.

Собранное руно проходит много этапов обработки. Предварительно его перебирают, сортируют, промывают и обезжиривают. Затем пропускают через трепальные машины и вычесывают. После этого волокно поступает на прядильный станок и проходит процедуру валяния. От полной готовности полотно еще отделяет промывание и окрашивание. Теперь его отправляют в ворсильную машину и подстригают, очищают щетками на бастовальной установке и спрессовывают. И только теперь сукно считается готовым для отправки на швейное производство.

Читайте также:
17 теплых вещей из овчины

Описание и характеристики

В классическом понимании сукно – это плотная и тяжелая ткань из шерстяных волокон с ворсистой поверхностью. При изготовлении используется полотняное либо саржевое плетение. Характерной особенностью является валяная верхняя прослойка, перекрывающая нити. Внешне материал ворсистый и матовый, с однородной структурой, шероховатой и цепкой. Производится в широкой цветовой гамме, одноцветный и меланжевый.

Валяные полотна обладают следующими характеристиками:

  • высокая настилающая способность благодаря цепкой, шероховатой поверхности;
  • теплосбережение и защита от холода;
  • прочность и плотность;
  • практичность и долговечность;
  • воздухопроницаемость и гигиеничность;
  • специальная пропитка придает огнестойкость;
  • ткань не перекашивается при крое, хорошо режется и не осыпается на краях;
  • суконные изделия, кроме очень плотных и синтетических, можно гладить.

К недостаткам сукна относится значительный вес, усадка и сминаемость при эксплуатации, а также запрет на стирку. В местах активного трения – на рукавах, бортах или возле карманов появляются катышки и потертости. Высокая цена изделий, связанная со сложностями производства и дороговизной сырья.

Состав

В соответствии с видом входящих в состав волокон суконные ткани бывают натуральные и искусственные. К первому типу относятся шерстяные и полушерстяные полотна с войлочным настилом, например, драм, бибер и драдедам. Они могут быть разной плотности и ворсистости.

Выше всего ценится чистошерстяное сукно из одинаковых по толщине волокон в основе и утке. А вот в дешевых вариантах используют хлопчатобумажную долевую нить и смешанную пряжу из шерсти и вискозы для утка. Процент натурального сырья в таких тканях в диапазоне 60-80 %.

Разнообразие видов

Суконный материал классифицируется по нескольким параметрам.

В зависимости от плотности ткань бывает:

  • Тонкая – с высокой степенью уваливания ворсового настила;
  • Полугрубая – со средней толщиной;
  • Грубая – производится из толстой пряжи, что вызывает сложности при пошиве.

Показатель относительной плотности по основе составляет 45-70 %, а по утку 75-80 %. Поверхностное расположение волокон в среднем 320-450 г/м 2 . У сукна для спецодежды и ткани специального назначения этот параметр достигает 555 г/м 2 , а иногда доходит до 873 г/м 2 .

Виды сукна по сфере использования:

  • Шляпное;
  • Пальтовое;
  • Костюмное;
  • Шинельное и матросское;
  • Офицерское и генеральское;
  • Портяночное;
  • Бильярдное;
  • Приборное;
  • Техническое.

Армейское сукно – это гладкокрашеный материал, который производится со строгим соблюдением технологического процесса. В зависимости от качества шерсти и ее свойств используется для мундиров, шинелей и военных брюк. Дорогой разновидностью считается сукно «кастор» с атласным напылением стального цвета. Оно идет на парадные генеральские шинели. Теплый, зимний вариант отличается от тонкого материала более рыхлой структурой.

Шинельное сукно получило второе применение для рабочей спецодежды и рукавиц. Оно способно выдерживать высокие температуры, попадание искр и опасных соединений. Его используют в металлургической, литейной, химической и машиностроительной промышленности.

Охотники и работники добывающей отрасли ценят шинельное сукно за способность согреть и защитить от ветра и дождя. Такая одежда не издает шума и не боится огня, в ней можно ближе подходить к зверю и без опаски сидеть у костра.

Городское сукно (драп, вигонь, драп-велюр) заметно мягче, пластичнее и тоньше армейского, что можно понять даже по фото. Применяется для костюмов и пальто, оригинальных накидок-пелерин со струящимися фалдами. Сукно для бильярда с односторонним, приглаженным ворсом мягкое и приятное по тактильным ощущениям.

Возможно, не все знают и интересуются приборное сукно что это. Этот вид материала является наиболее распространенным. Представляет собой безворсовую ткань из смеси мериносовой или метисной шерсти и синтетических волокон, полученную полотняным плетением с последующей валкой. Вхождение в состав натурального сырья 78-85 %.

Приборное сукно тонкое, ровное и стойкое к трению. При сшивании не образует плотного шва, а край среза не разлохмачивается. Узелки, утолщения и неоднородность структуры указывают на низкое качество. Материал обладает влагостойкостью, прочностью и практичностью. Варианты использования – форменная одежда сотрудников силовых ведомств, головные уборы, петлицы, нашивки и шевроны.

Применение

Суконная ткань является лучшим выбором для теплой одежды повседневной носки. Это могут быть пальто, куртки, жакеты для мужчин и женщин. Из материала изготавливают обувь и головные уборы. Отдельные виды используются для военного обмундирования, рабочей одежды и экипировки охотников.

Материал из искусственных волокон имеет техническое назначение, для производства бумаги и впитывающих влагу прокладок.

Для удаления загрязнений суконные изделия сдают в химчистку. Стирать их не рекомендуется, потому что после процедуры теряется привлекательный вид, материал сваливается и превращается в войлок. Сукно подвержено смятию и требует глажки. Тонкое полотно гладят теплым утюгом, а толстое нагретым до высокой температуры. Материал из натуральных волокон нуждается в защите от моли.

Отзывы

Моя работа связана с длительным пребыванием на улице, а в морозную и ветреную погоду спасает только бушлат из плотного сукна. По дому иногда приходится заниматься сварочными работами, то обзавелся еще и суконными рукавицами. Отличный материал!

Пошила себе осеннее пальто из сукна средней плотности. Получилось теплое и уютное. Легко кроится и шьется, а срезы не обсыпаются. Так что в качестве декора выпустила их на лицевую сторону и отстрочила. Смотрится оригинально.

Ткани это мое все! Я училась в Московском Государственном Текстильном институте имени А. Н. Косыгина, на кафедре материаловедения и товарной экспертизы. Работала на швейном производстве технологом и вот я в декрете, жду ребеночка:). Благодаря знакомству я стала автором статей о тканях и безумно этому рада! Надеюсь вам нравится мой труд!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *