История моды и костюм в Древнем Египте – как одевались фараоны

Костюм Древнего Египта

Древнее царство (2900—2400 гг. до н.э.)

Древнее царство — это молодость Египта. Именно в этот период начали создавать пирамиды. Столицей Древнего царства был Мемфис.
Египтяне уже с глубокой древности умели производить хорошие, прочные ткани из льна и хлопка и шить из них удобную одежду. Для изготовления одежд египтяне также использовали шкуры животных.
В сущности, у всех сословий одежда была одинаковой по фасону, различалась она только качеством материала.
Красители, которые изобрели только в конце эпохи Древнего царства, стоили дорого. Позднее ткани стали красить в разные цвета, появилась одежда с пестрыми узорами. Но за весь период существования египетского царства любимым цветом египтян оставался белый.

Мужской костюм

Основной одеждой мужчин с древности был передник — «схенти». Схенти носили все — от рабов до вельмож. Различались они только размерами и качеством ткани. Передники рабов и бедняков представляли собой узкую полоску кожи или бумажной ткани, которая придерживалась поясом. Схенти вельмож и жрецов изготовляли из большого куска ткани, средняя часть которого драпировалась впереди в складки, остальное же обертывалось вокруг бедер и подпоясывалось на талии. Средней части схенти придавали разную форму: трапециевидную, треугольную, веерообразную.
Помимо передников, знатные египтяне Древнего царства носили узкие плащи, тигровые или леопардовые шкуры, которые накидывали на плечи.

Женский костюм

Женская одежда гораздо больше закрывала тело.
Египтянки Древнего царства всех сословий носили «калазирис» — длинную полотняную, тесно прилегающую к телу рубашку на бретелях, доходившую до самых ступней и оставляющую грудь открытой. Были также и закрытые калазирисы с круглым вырезом горловины, с короткими и узкими рукавами или с клиновидным вырезом и длинными рукавами. Носили египтянки и пестрые рубахи-передники с широкими бретелями белого цвета. Одежда знатных женщин украшалась вышивкой и плиссировкой. В их гардероб входил и плащ.
Рабыни ходили практически нагими.
Обувь

Обувь древние египтяне не носили, даже жена фараона ходила босой. В сандалии обувались только фараоны и высшая знать. Делали их из коры, папируса и волокон пальмы. К ноге они прикреплялись двумя ремешками. Обувь египтяне берегли. Знатные египтяне, отправляясь по делам, часто несли сандалии в руках, а надевали их только на месте. К своей обуви они прикрепляли золотые или позолоченные украшения, а на подошвах нередко изображали врагов, чтобы при ходьбе топтать их ногами.

Среднее царство (2000— 1700 гг. до н.э.)

Расцвет Среднего царства пришелся на правление XII династии. Столицей в это время стали Фивы. Египет постоянно воевал с соседними племенами, покорил Северную Нубию. В самом конце Среднего Царства Египет захватило племя гиксосов, которые и стали править страной.
Одежда значительно усложнилась. Появились новые ткани и фасоны.

Мужской костюм

Схенти знатных египтян-мужчин удлинился, изменилась его форма, все чаще применялась плиссировка. Для простолюдинов передник по-прежнему оставался повседневной одеждой, а знать использовала его как обрядовый костюм. Поверх передника иногда надевали полотняный треугольник, а на шею воротник с подвесками.

Женский костюм

Калазирис остался прежнего покроя, но у богатых египтянок он становится более нарядным и украшается различными отделками, узорами. К началу Нового царства у знатных женщин вошли в моду тонкие прозрачные одежды — легкие драпированные покрывала, которые завязывались узлом под обнаженной грудью.

Костюм фараона

Одежду фараона определял старинный придворный церемониал.
Фараон надевал два схенти. Второй представлял собой передник из золотой парчи или позолоченной кожи, который подвязывался широким поясом, расписанным узорами, с золотыми украшениями и цветной эмалью. Во время некоторых церемониалов фараон надевал еще длинную одежду из дорогой прозрачной ткани. Знаками царского достоинства фараона были скипетры в виде изогнутого жезла и бича, золотая подвязанная борода и корона.
Главным символом царской власти был урей — особый знак в виде змеи. Изготовленный из золота и эмали, он украшал царское убранство — корону и пояс. Урей символизировал власть фараона над жизнью и смертью. В некоторых особых случаях фараоны носили его даже на бороде.

Фараон никогда не появлялся с непокрытой головой. Головным убором царской особы был специальный платок — клафт. Полосатая ткань выкраивалась особым образом и закладывалась складками. Платок накладывали на лоб поперечной стороной, укрепляли лентой, а сверху — металлическим обручем, украшенным уреем. Сзади клафт собирали, стягивали и обматывали концами ленты, а по бокам ткань вырезали полукругами — так, чтобы она ровно лежала по обеим сторонам груди.
Парадным головным убором фараона была корона. До объединения Верхнего и Нижнего Египта, которое произошло примерно в 3200 г. до н.э., правители этих стран имели свои короны. В Верхнем Египте она была высокая, килеобразная, белого цвета, а в Нижнем Египте — в виде ступки красного цвета. После объединения, с началом эпохи Древнего царства египетские фараоны стали носить сдвоенную корону, в которой использовались элементы оформления этих обеих корон.
Важным элементом костюма был пояс из золотых пластинок с разноцветной эмалью. К нему спереди прикреплялось особое украшение — золотой треугольник с изображением восходящего солнца. Иногда к поясу подвешивали передник в форме трапеции, изготовленный из драгоценного металла или из нитей бус, натянутых на раму. Передник с обеих сторон украшали урей.
Когда фараон выступал в роли жреца, он надевал только широкий царский передник, пояс с украшениями, сдвоенную корону и ожерелье-ускх, оставаясь при этом босым.

Костюм царицы

Одежда царицы также определялась придворным церемониалом. Она носила длинный плиссированный калазирис из прозрачной ткани. А поверх надевала шитый золотом легкий плащ и драгоценное ожерелье.
Царица была наместницей богини Исиды на земле, поэтому, помимо урея, знаками ее достоинства были предметы, символизирующие Исиду: скипетр в форме лилии и золотая корона в виде ястреба. Форма короны могла меняться. Помимо короны, царица носила диадему.

Читайте также:
Искусственная и натуральная красота, фото и размышления

Костюм древнеегипетской царицы (калазирис с геометрическим орнаментом, воротник из фаянсовых бус, парик, украшенный цветком лососа) и костюм фараона (схенти и верхний передник, полосатый клафт, скарабей – символ плодородия):

Новое царство (1580—1085 гг. до н.э.)

В период Нового царства Египет занимает место в ряду мировых держав. Культура его достигает небывалого расцвета. Быт египтян стал богаче и утонченнее, что нашло свое отражение и в их костюмах.
Одна из самых характерных особенностей египетской одежды этого времени — сближение женского и мужского костюма. В одежде все более заметны сословные различия.

Мужской костюм

Одежда уже не только прикрывала тело, но и украшала его. Мужчины начали носить одежду из пестрых цветных тканей. Среди богатых людей становятся особенно модными легкие, тонкие прозрачные ткани, позволяющие делать драпировку и плиссировку. В это время широко распространился новый вид одежды — «сусх», который состоял из калазириса и «синдона», большого куска прямоугольной ткани. Плиссированный синдон обертывали вокруг бедер поверх калазириса и завязывали спереди.
К переднику постепенно добавлялись другие элементы одежды, прикрывающие верхнюю часть тела.
Фараон и знатные египтяне носили калазирис, а поверх него — плиссированный схенти, или же надевали на нижний схенти из плотной ткани второй, из прозрачной материи, ниспадающий складками. Пояса украшали драгоценными камнями и эмалью.

Женский костюм

В эпоху Нового царства калазирис по-прежнему в моде. Калазирисы знатных египтянок шились из дорогих прозрачных плиссированных тканей. Нередко их украшали чешуйчатым узором — рядами вышивки, имитирующей оперенье ястреба (кобчика) — символа Исиды. На плечи женщины набрасывали небольшие драпированные пелерины или большие покрывала, которыми окутывали всю фигуру, драпируя их особым образом. Плиссировку стали располагать в различных направлениях, и это создавало совершенно новую ритмическую структуру одежды.
Женщины низших сословий одевались в льняные или хлопчатобумажные калазирисы, у которых были рукава или бретели.
Знатные египтянки носили довольно узкую одежду, оставляющую открытым только одно плечо, и широкий, ниспадающий плащ, который завязывался спереди. На такой костюм шли прозрачные ткани.

Обувь

Если прежде египтяне ходили преимущественно босыми, то теперь и среди мужчин, и среди женщин обретают популярность сандалии, по-разному украшенные.
Египетские башмачники периода Нового царства стали пользоваться успехом. В Фивах им даже выделили для проживания особую часть города.
Именно египтяне изобрели прототип сапог: сандалии с голенищами.

Прически и головные уборы

Головные уборы и прически египтян Древнего и Среднего царства так же, как и обувь, служили более яркими признаками сословных отличий, чем одежда.
С древнейших времен египтяне брили головы: это было обусловлено жарким климатом. А отсутствие натуральных волос заменяли париком. Поверх парика иногда надевалась головная повязка.
Парики могли быть и двойные с воздушной прослойкой для вентиляции. Некоторые египтяне ограничивались короткой стрижкой и не покрывали голову ни париком, ни головным убором. Бороды, как правило, тоже брились. Форма бороды служила знаком сословного различия. Богатые люди и некоторые жрецы носили маленькие бородки, остриженные в форме куба. Знатные сановники подвязывали к ушам длинные искусственные бороды как знак высокого положения. Право иметь самую длинную бороду принадлежало фараону. Фараоны носили искусственные бороды особой формы или заплетенные в косичку.
Женщины тоже стали брить голову и носить парики, но гораздо позже мужчин. В эпоху Нового царства женские парики отличались особенным разнообразием.
Мужские парики были с короткими и более плотными завитками, а у женщин — с длинными и пышными спиральными локонами.
Женщины среднего и низшего сословий головы не брили. Они носили натуральные волосы — длинные и пышные. Во время празднеств прически украшали цветами и перьями. В период Нового царства среди мужчин распространился обычай покрывать голову. Они носили круглые, плотно прилегающие к голове шапки. Простолюдины изготовляли их из кожи, бумажной ткани или плели из стеблей растений. Египтяне высших сословий носили такие же головные уборы, но либо полосатые, либо однотонные.
Знатные сановники носили клафт, а особо приближенные к фараону придворные — блестящую, богато украшенную повязку, которая спускалась с темени до плеч.
Юные наследники фараона носили парик с «локоном юности» — небольшой косой, заплетенной сбоку из части волос, с завитком на конце.
Парики женщин Нового царства укреплялись металлическими венцами, а на темени помещались небольшие керамические сосуды в форме конуса, из которых медленно, по каплям сочились благовония. Эти сосуды прикреплялись к парику лентами.
Более пышные женские волосы удерживали головные повязки. Носили египтянки и большие головные платки, которые повязывали особым образом.

Древнеегипетский головной убор с ястребом:

Костюмы знатных египтян. На мужчине – схенти и верхняя прозрачная одежда с колоколообразной юбкой. На женщине – калазирис и прозрачная накидка, парик со множеством кос:

Украшения и косметика

Древние египтяне отличались чистоплотностью и были весьма искусны в изготовлении косметики. Они славились во всем античном мире умением изготовлять всевозможные мази, притирания, пудры, краски.
Египтянки подводили брови и ресницы черной краской, а веки — зеленой. Позже вместо зеленой они стали употреблять оранжевую краску, которой подкрашивали еще кисти рук и ступни. Ногти на руках красили в красный, зеленый или золотистый цвет. Еще в эпоху Древнего царства царица Шеш создала средство для ращения волос, а Клеопатра написала книгу «О лекарствах для лица». Сохранились древние папирусы с различными советами о том, как избавиться от морщин, покрасить волосы, удалить бородавки и др. Египтяне применяли компрессы, паровые маски, ванны, бани, массаж. Они изобрели рецепт для окраски седых волос в черный цвет и особые румяна и белила для осветления темного цвета лица, они умели придавать блеск глазам специальными каплями и знали, как защитить кожу от лучей палящего солнца.
Ароматические масла, благовония, мази и другие косметические средства хранились в красивых амфорах и флаконах.
Косметикой в Египте пользовались и мужчины, и женщины всех сословий.
Любили египтяне носить разнообразные украшения и драгоценности. Запястья и плечи украшали золотыми с эмалью браслетами, женщины надевали такие же браслеты на ноги. Браслеты изготовляли из золотых пластинок, соединенных застежками, из нанизанных бусин или золотых шнуров. Мужские браслеты обычно представляли собой массивные кольца или обручи из золота и других металлов. Они могли быть также плоскими с узором из цветной эмали.
Женщины украшали все части тела, и даже бедра. В ушах у них были серьги в виде колец, на голове — золотые диадемы, украшенные лазуритом и бирюзой, узорные повязки, сетки.
Египтяне верили, что драгоценные камни и золото обладают таинственной силой и способны влиять на жизнь человека.
Особенно высокого уровня ювелирное искусство достигло в эпоху Нового царства. Украшения стали особенно изысканными и изящными.
В более древние времена египтяне украшали шею разноцветной тесьмой. Затем стали носить длинные ожерелья, составленные из цветных стеклянных шариков, металлических фигурок, камней (сердолика, яшмы и др.). К этим ожерельям подвешивали амулеты в богатых оправах. Особенно распространенным украшением были скарабеи из ляпис-лазури и других драгоценных камней. Эти жуки почитались как символ плодородия. На скарабеях вырезались иероглифы, и они становились амулетами, которые носили на шее. Скарабеев использовали еще в качестве печати.
Традиционным украшением египтян был ускх — широкое плоское ожерелье-воротник, изготовленное из множества рядов бус или разноцветного бисера. Ускх символизировал солнце, дающее жизнь. Особенно широкими и нарядными становятся такие ожерелья в эпоху Нового царства. Их стали делать из золота с украшениями из эмали; из сетки, по ячейкам которой нашивались бусы, золотые фигурки, имевшие символическое значение; из полотна, расшитого золотом. Ускх фараона состоял из нескольких рядов золотых пластинок и бусин и застежки в виде двух соколиных голов. Иногда к застежке крепилась золотая кисть из цепочек с цветами. Еще в эпоху Древнего царства египтяне научились делать крупный цветной бисер. Из него плели сетки, которыми украшали калазирисы, браслеты и др.
Украшения египтяне хранили в ларцах.
Простые люди тоже любили украшения, но у них они были совсем недорогими — из керамики и бронзы.

Читайте также:
Мех каракульча и каракуль

Одежда древнего Египта

Содержание:

Одежда способна рассказать много интересного о культуре и мировоззрении, как того или иного народа, так и целой исторической эпохи. Роскошные платья XVII века, строгая одежда Византии, античные туники и тоги, все это активно изучается историками. И сегодня в этой статье мы поговорим о том, как одевались древние египтяне, какой была у них мода и вкусы относительно внешнего вида.

История одежды

Одежда древнего Египта была, прежде всего, изящной и функциональной. Она отличалась своей практичностью, простым покроем и строгими геометрическими формами. Со временем древнеегипетский костюм из более простого становился все более многослойным и затейливым.

Египетская одежда делалась преимущественно изо льна и хлопковых тканей, порой применялась и кожа. Наиболее популярным цветом был белый, впрочем, учитывая законы физики, белый цвет и наиболее практичный в условиях жаркого египетского климата. Часто одежда была украшена различными узорами и орнаментами, которые помимо придания одежде большей красоты имели и определенный символический смысл. Обычно в качестве украшений были изображения различных животных и насекомых, которых египтяне почитали священными. Особенной популярностью пользовался жук-скарабей, бывший у египтян сильным оберегом и символом воскрешения.

Одежда древних египтян разных социальных групп отличалась качеством ткани.

Мужская одежда

В эпоху древнего египетского царства мужская одежда египтян была предельно простой, и представляла собой один лишь передник из плотной ткани. Передник этот был овальной, прямоугольной или квадратной формы. Чуть позднее мужской передник стал носиться вместе с повязкой из белой драпированной ткани, которую египтяне называли схенти. Несмотря на простоту, многочисленные драпировки делали подобный мужской наряд вполне себе изысканным.

Верхнюю часть тела древнеегипетские мужи украшали массивным ожерельем, чем-то похожим на воротник. Такое ожерелье называлось «ускх».

Постепенно длина, как передника, так и схенти увеличивалась, драпировки становились все более сложными и вычурными. Знатные египтяне украшали пояс орнаментом и золотыми нитками, в то время как одежда земледельца древнего Египта далее оставалась предельно простой.

В эпоху среднего царства мужская одежда египтян заметно усложняется, мужчины одевают несколько схенти друг на друга. Позднее они начинают носить несколько слоев одежды, а изначальный передник и схенти становятся чем-то вроде нижнего белья. Также появляются и новые предметы гардероба, заимствованные у соседних народов: накидка, к которой порой пришивали и рукава и головные уборы.

Женская одежда

Традиционная одежда женщин древнего Египта также отличалась своей лаконичностью и простотой. Изначально она представляла собой прямой облегающий сарафан, который держался на одной или двух лямках. Такой сарафан назывался калазирис. Длина его доходила до лодыжек, а вот грудь часто оставалась открытой. В целом женская нагота ничуть не смущала египтян.

Подтверждением этому могут служить многочисленные изображения практически обнаженных девушек, чья одежда состоит из одних лишь украшений и узкого пояса. Особенно такая «одежда» (вернее ее почти полное отсутствие) было характерно для рабынь и простолюдинок, которые занимались физических трудом. Так как одежда сковывала их движения, они обходились без нее.

В эпоху среднего царства женская одежда египтянок подобно мужской одежде также становится более сложной и вычурной. Женские плечи, как и мужские, начинает украшать массивное ожерелье на тканевой основе – ускх. В дополнение к одежде египетские женщины начинают активно использовать украшения и косметику. К слову о женской косметике, она появилась именно в древнем Египте, египтянки были первыми женщинами в истории, которые научились наносить макияж и красить губы. (Как видите, эта женская традиция прошла сквозь века и осталась актуальной в наше время).

Читайте также:
Женская и мужская одежда Древнего Рима – мода и история

Знатные египтянки поверх традиционного калазириса начинают носить красивые накидки из легких и прозрачных тканей. Эти накидки красиво и сложно драпировались, оставляя при этом одно плечо обнаженным. Их главной задачей было подчеркнуть красоту и изящество их прелестной обладательницы. А вот головные уборы египетские женщины практически не носили, за исключением жен фараонов. Те могли носить на голове корону, изображающую ястреба с расправленными крыльями.

Одежда фараонов

В древнем египетском царстве одежда фараонов была такой же, как и у простых египтян, она состояла из набедренной повязки схенти. Отличительными знаками фараона были головные уборы (корона или платок, одетый особенным образом) и золотой обруч посреди которого поднималась змея. Эти предметы были символом царской власти фараона.

Отличалось и ожерелье фараона – ускх, его носили и другие египтяне, но ускх фараона был другого цвета, в нем чередовались голубой цвет с узкими желтыми полосами, все это символизировало Небо и Солнце. Да и сам фараон считался сыном бога Солнца. Излишне говорить, что одежда фараонов делалась из материалов высшего качества и сама она была богато украшена различными символическими орнаментами, имеющими сакральный смысл.

В эпоху нового царства египетские фараоны начинают носить так званный нарамник, представляющий собой кусок материи, который продевается через голову и фиксируется поясом. Его делали из легкой дымчатой ткани, она позволяла видеть нарядный схенти под нарамником.

Одежда жрецов

Жрецы были элитой древнеегипетского общества и исполняли множество важных и полезных общественных функций. Они были не только священнослужителями, но и учеными, судьями, историками, врачами. Поэтому не удивительно, что жрецы выделялись и своей одеждой. Они носили исключительно полотняную одежду и плетенные из библуса сандалии. Эти сандалии были знаком различия жреческого сословия. Они прикреплялись к ноге при помощи двух ремней: широкого и узкого. При этом узкий ремень проходил между большим и вторым пальцем ног и пристегивался к большому ремню. Порой эти ремни связывались наглухо и сандаль можно было одевать словно башмак.

В остальном одежда жрецов была такой же как одежда других египтян, качество ее тем не менее было более высоким и она была, разумеется, также украшена различными орнаментами, несущими сакральный смысл.

Жрецы бога Анубиса в качестве особого привилегия могли носить шкуру леопарда, но только лишь они одни.

Древний Египет: костюм, головные уборы, украшения

Мне очень нравится египетский стиль, а вам?

Особенно очень люблю египетские украшения и часто работаю в этом стиле.

Данный материал посвящен костюму древних египтян и конечно же украшениям. Ранее уже была небольшая публикация на египетскую тему, но на сей раз материал более обширный, подробный и интересный.

Итак, начнем с костюма.

Одежды древних египтян были очень просты – изготовлялись они из льна, который по тонкости обработки не уступал натуральному шелку. Ткани окрашивали растительными красками в разные цвета, но преобладали голубые, красные и зеленые. В поздние периоды появляется тяготение к коричневому, желтому. Так же население носило одежды из кожи, хлопка.

Мужские одежды представляли собой небольшие передники — схенти, которые прикреплялись на талии при помощи пояса. Иногда их надевали два, а то и больше. Женщины носили прямые, плотно облегавшие фигуры рубашки — калазирис, которые крепились на одной или двух бретелях.

Сословные различия в одежде выражались только в качестве ткани. Крестьяне, воины надевали плащи из грубых тканей, предохранявшие от ветра и солнечных лучей.

Головной убор

Простейшим из них были шнурки из кожи и шелковых нитей; носили также повязки, обручи из металла и материи, которые надевались поверх прически как на парики, так и на собственные волосы.

Фараоны в торжественных случаях надевали специальные головные уборы из драгоценных металлов. Они плотно облегали голову, закрывая все волосы, но оставляли уши открытыми.

Древнейшим из них был пшенткорона, по форме напоминавшая бутылку, вставленную в кольцо. Такую сдвоенную корону красно-белого цвета стали носить фараоны после объединения Нижнего и Верхнего Египта в одно централизованное государство. Обычно пшент надевали на тонкие, полотняные или льняные, маленькие шапочки, платки или чепцы.

Другими парадными головными уборами были атеф — тростниковая корона, а также сдвоенная корона, украшенная изображениями коршуна и кобры. Разновидностью парадных головных уборов была диадема из золота или серебра, обруч — сешнем.

Все сословия носили платок — клафт. Разновидностью клафта был полосатый платок — немее.

Часто использовался растительный орнамент. Лепестками и листьями лотоса, заполненными цветной пастой, украшали плоские головные повязки, диадемы, ленты. Символом неограниченной власти и божественного происхождения фараона было изображение маленькой змейки, которое называли урей, или уреус.Змею изготовляли из золота, цветных эмалей, укрепляли надо лбом или у виска на парике, головном уборе или на бороде фараона. Иногда короны украшали не одной, а двумя змеиными головами. Воины носили шлемы, войлочные шляпы; служители культа—платки, шапочки с укрепленными на них тяжелыми масками животных.

Женщины редко носили головные уборы, за исключением цариц. На росписях жены фараонов часто изображаются в головном уборе в виде распростершего крылья ястреба, сделанного из золота, драгоценных камней и эмалей.

Были и другой формы головные уборы, например царицы Нефертити — цилиндрической формы.

Дамы высшего сословия надевали венки, цветы, диадемы, ленты, золотые цепочки с височными подвесками из стекла, смол, драгоценных камней.

Читайте также:
Черное и цветное кружевное нижнее белье для девушек, как носить и фото

Прическа.

Прически египтян походили на геометрическую фигуру — трапецию. Основным атрибутом прически был парик.

Парики изготовлялись из волос, шерсти животных, шелковых нитей, веревок, волокон растений, окрашенных в темные тона, так как темно-коричневый и черный цвета . Фараон и его приближенные носили большие по размеру парики. Воины, земледельцы, ремесленники — маленькие, круглой формы.

Парики также выполняли роль головных уборов, защищая от палящих лучей солнца.

Со временем прическа усложнилась, особенно на париках. Волосы стали заплетать в тугие многочисленные косички, а также завивать. По длине волосы стали достигать плеч. Челки над лбом были заменены продольными или поперечными проборами.

В торжественных случаях надевали длинные парики, завитые крупными параллельными локонами. Иногда завивка заменялась рядами плотно уложенных косичек. При этом иногда из-под парика выпускали собственные волосы. Прически обильно пропитывались ароматическими маслами, духами, эссенциями, клейкими составами.

Жрецы — служители культа обычно брили голову и лицо, надевали парики или громоздкие маски, изображавшие морду священного животного. Знатные придворные и землевладельцы носили парики или делали короткие стрижки из собственных волос.

Женские прически во все времена были значительно длиннее мужских и более замысловатые, особенно прически цариц и знатных дам. Характерной чертой всех причесок была строгость, четкость линий, за это они получили название «геометрических».

Украшения.

В Древнем Египте их носили все слои населения. Это были кольца, серьги, браслеты. Самые искусные ювелирные изделия были выполнены из лазурита, который очень ценился. Также носили воротники – ускх.

Для древних египтян ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким-то образом защищают от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений.

В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был скарабей. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности.

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках. На запястья и на плечи надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Уджат считался мощным амулетом.

Ювелиры использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум – самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину.

Железо также служило материалом для ювелиров и стоило значительно дороже золота. Из железа делали шпильки и гребни для причесок. Многие гребни сами по себе являлись произведениями искусства, особенно из слоновой кости: инкрустированные цветными эмалями, драгоценными камнями, они завершались изображением фигурок животных, птиц — страусов, жирафов, лошадей.

Серебро для древних египтян имело ценность большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу.

Статья подготовлена по материалам сайта История костюма, а также других сайтов и энциклопедий.

Древний Египет: одежда фараонов, воинов, крестьян

Древний Египет: одежда фараонов, воинов, крестьян

Для начала – иллюстративный ряд с картинками из учебника по истории Древнего мира для 5-го класса старой советской школы.

Как видите, одежда на египтянах в целом нарисована не очень-то понятно. Что-то белое, похожее на юбку, а отнюдь не на то, что вы в дальнейшем увидите на подлинных египетских фресках, но детям-то ведь больше и не нужно. А так и облик храма, и характер полевых работ – все передано очень тщательно. Я даже не берусь гадать, сколько бы сегодня запросил художник за подобную иллюстрацию, а главное, что мы бы получили в итоге…

Культура одежды. Итак, что мы знаем об одежде, украшениях и прическах древних египтян – людей, создавших уникальную цивилизацию и уделявших своей внешности большое внимание. Однако вначале уместно будет привести периодизацию древней египетской истории, чтобы потом, в самом тексте статьи, на это не отвлекаться.

Начнем с того, что люди на территории Египта появились более 40 тысяч лет назад, но первое государственное образование, Додинастический Древний Египет, появилось там около пяти тысяч лет до нашей эры. Затем последовала эпоха Раннего царства, за ней Древнего царства, время фараонов — строителей пирамид, Первый переходный период («эпоха смут»), Среднее царство и Второй переходный период, наконец, Новое царство и Третий переходный период.

Дальнейшая его история в связи с нашей темой неинтересна, потому как в Египет приходят ассирийцы, персы, потом Александр Македонский, и римляне, и исконно египетские моды претерпевают очень сильное иноземное влияние.И нужно отметить, что за все эти три продолжительные эпохи и промежуточные периоды одежда крестьян и простонародья была очень простой и обычно состояла всего лишь из одного льняного передника. Во время полевых работ нередко снимали и его. Считалось, что всякая одежда стесняет движения, и потому многие предпочитали работать в чем мать родила.

Изображение на стене одного из коридоров подземелья пирамиды Джосера

Знатные люди в эпоху Древнего царства повязывали передники на бедрах широкими кушаками. Кроме того, уже тогда в моде были широкие воротники из самых различных материалов: от разноцветного стекла, полудрагоценных и драгоценных камней и до золота.

Муж и жена, причем жену зовут Сенет. Первый переходный период. Каирский музей

Волосы на голове брили не только мужчины, но и женщины, а на бритую голову надевали парики — короткие, завитые и длинные с прямыми прядями и пробором. Парик из крученой овечьей шерсти был также головным убором и… шлемом для воина, который опять-таки носил всего лишь обычный передник и щит, обтянутый шкурой коровы шерстью наружу.

Читайте также:
Макияж Барби фото

Фигурка человека. Среднее царство. Каирский музей

Со временем, однако, вкусы становились изощреннее, а потребности людей все более обширными. И к Новому царству от прежней примитивной простоты мужской одежды не осталось даже и следа. На смену переднику пришел изысканный костюм, отдаленно напоминающий длинную юбку с мелкими складками.

Древнейшие остатки льняной ткани. Каирский музей

А это тоже редкость – остатки ткани коптов, наследников древних египтян. Каирский музей

По дошедшим до нас изображениям можно даже проследить изменения моды и вкусов египтян. Разумеется, все они относились лишь к зажиточным слоям населения, а бедняки довольствовался самой простой одеждой и не гнались за модой.

Так, во времена царицы Хатшепсут входит в обиход короткая, но широкая рубашка с кушаком. Вошло в обычай прикрывать ею верхнюю часть тела, хотя до тех пор египтяне ходили обнаженными до пояса. При Эхнатоне входят в моду длинные передники в складку. Носят их по две пары сразу, причем верхний был более коротким, чтобы из-под него выглядывали более крупные складки нижнего. Концы пояса должны были свисать в виде длинного банта.

На этой фреске представлены практически все виды одежд Нового царства. Каирский музей

В дальнейшем мужские одеяния становились все разнообразнее, хотя в основе их лежал все тот же простой передник. Причем одежда эта была очень демократичной. Ведь передник носил и последний из крестьян и первый из людей, сын божества – фараон! Но, комбинируя его длину и форму, делая то гладким, то собирая складками, то слегка прикрывающим бедра, то плотно облегающим ноги, то очень узким, то настолько широким, что им можно было трижды обернуть тело, египетские портные видоизменяли этот самый обычный передник до неузнаваемости. Так что со временем он стал напоминать модное дамское платье нашего века, нежели льняной передник эпохи Древнего царства.

В Египте у музыкантов и танцовщиц была своя профессиональная одежда. Репродукция 1910 г. с одной из древнеегипетских фресок. Каирский музей

Любопытно отметить, что мужская одежда древних египтян была значительно разнообразнее и изысканнее женской. Можно даже сказать, что задавали тон в одежде именно модники-мужчины, а никак не женщины. На всех изображениях, от самых древних до относящихся к XVIII династии, мы видим женщин в одинаковых, очень простых, плотно облегающих фигуру льняных платьях. Модельеры даже спорят, были они кроеные или вязаные. В любом случае, именно рубашечный покрой женского платья в Египте был основным, никаких пышных юбок и уж тем более кринолинов египтянки не знали.

Для египетских дам парик имел очень большое значение. Кадр из польского кинофильма «Фараон», 1963 г.)

Зато знатные дамы носили длинные пышные парики, завитые, в локонах из конского волоса или овечьей шерсти, и украшали себя дорогими ожерельями и браслетами, кольцами и серьгами.

И еще один кадр из этого же фильма. Повеса-фараон Рамзес XIII забросил свою любовницу Каму и решил заняться невестой своего приближенного Тутмоса по имени Хеброн… Обратите внимание на ее ожерелье. Такие украшение в Египте носили и женщины, и мужчины

Любимым цветом египтянок и египтян был белый, но встречались платья красного, желтого и зеленого цвета. Однообразие покроя и фасона частично возмещалось замысловатыми лямками, поддерживающими платье. Иногда они шли параллельно, через оба плеча, иногда же скрещивались или расходились под углом. Модницы украшали свои платья орнаментом в виде вертикальных или горизонтальных полос. Криком моды был орнамент, выполненный в виде пестрых перьев птицы или зигзагов.

Вот одно из них – ожерелье-воротник из лазурита. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

«Воротник» эпохи Среднего царства. Каирский музей

«Воротник» Третьего переходного периода. Каирский музей

Эпоха XVIII династии, когда в Египет хлынули огромные богатства покоренных стран, окончательно покончила с простотой и однообразием женских одеяний. Знатные египетские дамы пристрастились к пышным нарядам, а мода становится, как и сегодня, весьма быстротечной, изменчивой и капризной. На бесчисленных изображениях этой эпохи мы видим египетских модниц в красивых, ниспадающих до пола платьях с неизменно обнаженным правым плечом и закрытым левым.

К этой поре относится резкое разграничение покроя платья знатных людей и простого народа. Разумеется, для работы длинные и пышные одеяния, стесняющие движения, были непригодны, да и материала на такой наряд уходило в несколько раз больше, чем на обычное платье.

Обычные сандалии. Новое царство. Каирский музей

Относительно простой была обувь. Как у крестьян, так и у фараонов. И мужчины, и женщины носили сандалии, состоявшие из кожаной подошвы и нескольких обхватывающих ногу ремней. Впоследствии вошли в моду сандалии с загнутыми кверху носками.

Ложечка для благовоний. Каирский музей

Неизменной принадлежностью каждой богатой египтянки были изящные коробочки для румян, сосуды с мазями для натираний, ручные зеркальца, флаконы с духами, ложечки для косметических средств. Всем этим изделиям египетские ювелиры придавали изящные формы, украшали их изображениями людей, зверей и птиц.

Защитная одежда воинов Древнего, Среднего да и Нового царства была весьма примитивной, разве что только фараоны или самые известные полководцы носили металлические чешуйчатые доспехи

В глубокую древность уходит и обычай обводить глаза и красить веки жирной краской из тертого малахита. В Египте так делали и мужчины, и женщины, и в этом был определенный смысл: липкая, темная краска предохраняла глаза от пыли и частично — от слишком уж яркого африканского солнца.

Читайте также:
С чем и как правильно носить меховой жилет

«Прекрасная идет». Легендарный бюст царицы Нефертити из Нового музея в Берлине

Оригинален способ, которым египтяне предохраняли себя иногда от перегрева. Они прикрепляли к голове небольшой жировой конус, сделанный из особого густого и ароматического состава. По мере того как он таял от солнца, с головы стекали благовонные струйки, которые приятно освежали тело.

Обсудим? Вот реально (даже – шкурно, в свете своей “Атлантиды Сумрачного Солнца” и прочей Исторической Фантастики) интересно – что в статье правда, что . чисто профанско-журналистское фэнтази (первоисточник – https://nethistory.su/blog/43476254726/Drevniy-Egipet-odezhda-faraonov-voinov-krestyan, https://topwar.ru/169790-drevnij-egipet-odezhda-faraonov-voinov-krestjan.html) и “сова на глобус” в стиле Голливуда.

ПыСы: и да – у меня в ИФ-романеТетраксис мира Посейдона. Книга первая. Архонтодин из главных героев – Царь-Фараон Амферей одет как-то так (хотя там – протоДревний Египет):

“. В свою очередь, Евмел и Амферей сумели-таки обойтись “малой” кровью: первый достаточно расторопно натянул на свое сухощавое тело из дубленой кожи рубаху и закутался в волчью шкуру, второй – не стал утруждать себя надеванием красно-белой “короны” и золотой маски фараона, а просто взял их в руки. “

Костюм в Древнем Египте

Костюм в Древнем Египте Атон дневной, великий мощью, Ты творишь жизнь всех… земель Ты даровал Нил с неба…
Из гимна Атону

Древний Египет — это доарабская цивилизация, развивавшаяся вдоль берегов Нила. Первые оседлые поселенцы появились на берегах Нила еще в эпоху палеолита. Обилие рыбы и водоплавающей птицы, регулярные разливы реки способствовали быстрому развитию цивилизации.

I. Додинастический период (4 тыс. лет до н. э.).
II. Древнее царство (XXXII — XXIVвв. до н.э.).
III. Среднее царство (XXI —XIX вв. до н. э.).
IV. Новое царство (XVI—XII вв. до н.э.).
V. Поздний период (XI — IVвв. до н.э.).

В Додинастический период сложились основные каноны в искусстве, которые не изменялись на протяжении всей истории развития Древнего Египта. Каноны, которым следовали художники при изображении людей, можно проследить на росписях и рельефах. Фигура обычно изображалась по следующей схеме: голова в профиль, глаз в фас, плечи в фас, торс в три четверти разворота, ноги в профиль.

Скульпторы при создании статуй следовали иным канонам. Мужчина, например, изображался с выставленной вперед ногой и прижатыми к телу опущенными руками либо с посохом в руке. При этом соблюдались значительная обобщенность черт и отрешенность взгляда мерцающих глаз (из-за инкрустации полудрагоценными камнями). При раскраске тел на рельефах, росписях и статуях также следовали определенным канонам. Мужское тело окрашивалось красной охрой, женское — желтой. Одежды были, как правило, белые, волосы обычно черные. Сходства с оригиналом и некоторой отрешенности взгляда требовала религия. Именно так выглядят портреты фараонов Древнего царства.

Необычайного расцвета египетское искусство достигло в период Нового царства. Особенно интересно время правления фараонов Эхнатона и его преемника Тутанхамона. Для изобразительного искусства этого периода характерны небывалый реализм, светскость, манерность и утонченность в передаче образов. Таковы скульптурные и рельефные изображения Эхнатона, Нефертити, Тутанхамона.

Рис. II.1. Образцы рисунков на текстиле. Рис. II.2. Жрец периода Древнего царства в схенти и парике (а), фараон в схенти и кеглеобразной короне Южного Египта (б). Рис. II.З. Пояса для крепления схенти. Рис. II.4. Фараон в калазирисе и с жезлом (a); фараон в тесно облегающем калазирисе и красной короне Северного Египта (б)

Велико культурное наследие, оставленное Древним Египтом. Египетские науки (астрономия, геометрия, медицина, география, история) и литература (сказки, повести, любовная лирика) вызывали большой интерес в античном мире. В Египте были созданы грандиозные храмы, великолепные колонны и статуи, рельефы и росписи, богатейшие изделия художественного ремесла. Два чуда света созданы в Египте: комплекс грандиозных пирамид в Гизе (пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина), среди которых возлежит царственный сфинкс, и Фаросский маяк, поражавший современников своей красотой. Достижения Египта способствовали развитию науки и культуры всего античного мира.

Идеал красоты. Образ жизни, культура, быт, нравы сформировали определенные идеалы красоты человека. Мужчина считался красивым, если имел высокий рост, прямые широкие плечи, узкие талию и бедра, лицо с прямым носом, миндалевидными глазами и крупными, несколько оттопыренными ушами, смуглый цвет кожи (цв. вкл., рис. 1). Женщина считалась красивой, если у нее были прямые плечи, длинная шея, узкие торс, талия и бедра, лицо с прямым носом, миндалевидными глазами, крупными ушами, светло-смуглая кожа персикового оттенка. Идеалом женской красоты можно считать Нефертити («неферт» в переводе с египетского — прекрасная). Такая фигура и большая из-за парика голова делали силуэт человека похожим на вытянутый вершиной вниз треугольник — один из магических знаков египтян.

Виды и формы одежды. Текстиль. И мужская, и женская одежда была накладной и драпирующейся. Накладными были калазирис (плечевая одежда) и оплечье (круглый воротник), драпирующимися — схенти (набедренная одежда), а также различные покрывала и накидки, которые носили и мужчины, и женщины. Изготавливали такие одежды из тонкого льна, хорошо поддававшегося драпированию и шитью. В эпоху Нового царства появился тончайший лен («ткань воздуха», «царский лен») светлых натуральных оттенков и узорчатый. Цветную одежду носили только представители привилегированных сословий. Однако светлая нежная ткань была самой популярной, ведь именно она подчеркивала красоту смуглой кожи египтян. Одежда из прозрачной, тончайшей «ткани воздуха», «царского льна» была необычайно красивой. В эпоху Нового царства ткань представляет собой нежную сеточку из золотых нитей и жемчужин. Именно она составляла верхний слой в многослойных одеждах египтян. Ткани в эпоху Древнего царства украшались вышивкой, а позже тканым рисунком и были значительно толще, чем в эпоху Нового царства. Узоры своих тканей египтяне заимствовали у вышитых тканей из Вавилона, но ткали их паласным способом, при котором узор получается одинаковым с лицевой и изнаночной сторон. Египтяне изобретали и собственные узоры. Наиболее популярными были орнаменты из клеток и ромбов с точками и кружками (рис. П.1), а также чешуйчатый узор (перья кобчика — священной птицы богини Изиды и др.) (цв. вкл., рис. 2). Узоры на текстиле выполнялись шерстяными нитями ярких цветов. В эллинизированном (завоеванном греками) Египте славу приобретают александрийские узорчатые ткани (IV—I вв. до н.э.).

Читайте также:
Самые красивые блондинки, фото, картинки и история

Мужская одежда. В эпоху Древнего царства это была набедренная одежда схенти (рис. II.2), которая крепилась к поясу (рис. II.З), оплечье (ускх), красиво обрамлявшее шею. В эпоху Среднего царства мужчины начинают носить калазирис (рис. II.4). В эпоху Нового царства в мужскую одежду вошло длинное, от середины икры до щиколотки схенти с роскошно изукрашенным поясом (рис. II.5). В эпоху Нового царства носили калазирис из тончайшей ткани. Часто поверх него надевали схенти. Мужчины носили также синдон, представлявший собой прямоугольный
кусок ткани с поперечной плиссировкой. Это было видоизмененное схенти, которое завязывалось спереди, как кушак, полуузлом. Трапециевидные концы его спускались до подола или один из концов прятался внутрь. Пояс, к которому крепился синдон, был изнутри (под синдоном), а длинные концы его свисали по бокам и были богато декорированы (см. цв. вкл., рис. 1). Мужчины носили также ансамбль из калазириса и синдона. Он назывался сусх. В эпоху Нового царства синдон до щиколотки или середины икры почти всегда надевали на схенти. Тон в моде стали задавать мужчины, одежда которых стала разнообразнее и изысканнее женской. Манерность и утонченность, некоторая женственность характерны для мужской одежды особенно времен Эхнатона и Тутанхамона. Вот как описывал наряд Тутанхамона в период пребывания его на острове Крит в качестве посла Эхнатона Д.С. Мережковский в своем произведении «Рождение Богов» («Тутанкамон на Крите»): «Перед зеркалом из красной меди подводил ему глаза особый мастер. Власодел примеривал на бритую голову его парики различных образцов — сводчатый, лопастный, черепичатый. Брадобрей предложил ему два рода подвязных, на тесемочках, бородок: Амонов кубик из жесткого черного конского волоса и Озирисов жгутик из белокурого волоса ливийских жен. Ризохранитель принес белое платье из тончайшего «царского льна» — «тканного воздуха», все в струйчатых складках; широкие рукава в складках перистых похожи были на крылья, туго накрахмаленный передник выступал вперед многоскладчатой прозрачной, как бы стеклянной пирамидкой. Когда Тута оделся…, то сделался похож на облако: вот-вот вспорхнет и улетит».

Жрецы носили шкуру леопарда (рис. II.6). Рабы ходили в одежде своей родины.

Женская одежда. В эпоху Древнего царства египтянка носила льняной калазирис на одной или двух бретельках и оплечье (рис. II.7). Позднее калазирис выполнялся из тонкой ткани, часто с крылообразными рукавами (рис. П.8), а поверх него надевалось такое же прозрачное покрывало (рис. II.9). Часто калазирис выполнялся из плиссированной ткани. Через пять слоев ткани просвечивало обнаженное смуглое тело. Нежнейшая, светлая, прозрачная, как бы рифленая ткань эффектно обрисовывала смуглые стройные тела древних египтянок. Круглое оплечье вокруг шеи символизировало солнечный диск. Натуральные камни — сердолик, малахит, бирюза, лазурит, кораллы, нити из стекла, а также бисер, стеклярус и другие материалы богато украшали оплечья. Оплечье носило все свободное население Египта. В эпоху Нового царства в костюме появились различные виды плиссировок: поперечные, продольные, комбинированные. Некоторая скульптурность и статичность ощущались в стоящей фигуре женщины. Как только она начинала двигаться, одежда сразу становилась динамичной. Калазирис, плотно облегающий фигуру, ниже коленей расходился веером при ходьбе, а крылообразные рукава покрывала, колыхавшиеся, как перья, в позднем варианте костюма делали женщину похожей на изящную гонкую птицу.

Рис. II.5. Мужская одежда периода Нового царства. Рис. II.6. Одежда жреца.

Обувь. В эпоху Древнего царства обувь носила только высшая знать — фараон и его приближенные (рис. 11.10). В период Среднего царства она была признаком привилегированности и богатства, а в Новом царстве получила широкое распространение. Обувь украшали изображением лотоса, а изгиб ремней напоминал змею (урея).

Рис. 11.7. Разновидность женского калазириса. Рис. II. 8. Женский калазирис с крылообразными рукавами. Рис. II.9. Египтянки в прозрачных плиссированных покрывалах

Рис. II.10. Обувь Древнего Египта. Рис. II.11. Немес. Рис. II.12. Пшент. Рис. II.13. Прическа каплевидного силуэта. Рис. II.14. Парики до плеч (а) и длинный (б). Рис. II.15, Прически детей из длинных жгутов (а) и волокон (б)

Головные уборы, прически, украшения, косметика. Многие мужчины носили платок — клафт. В полосатых желто-синих платках — немее (рис. II.11) ходили фараоны: передние концы свисали на грудь, а задний был стянут в виде жгута (см. рис. II.5). Фараоны носили богато украшенные короны различной формы и размера. Двойная корона фараона — пшент (рис. 11.12) символизировала единство Северного и Южного Египта. Она представляла собой соединение белой кеглеобразной короны Южного (см. рис. II.2, б) и красной короны Северного Египта (см. рис. II.4, б). Под корону надевалась тонкая полотняная шапочка. Нефертити носила высокую корону — атеф. Известны варианты мужского атефа из тростника и растительных волокон. Фараон помимо короны носил накладную бородку, крепившуюся за ушами шнурками, как очки (см. рис. II.2, б, II.4, б, 11.11, 11.12). Она делалась из различных волокон и украшалась золотыми нитями. Корона, бородка, жезл и посох были знаками власти и привилегий. Все население носило парики из волокон растительного и животного происхождения. Они были геометрической формы, больших размеров. Длина париков и их цвет менялись в зависимости от моды. Их крепили на голове с помощью лент, венцов, диадем с уреем. Например, в эпоху Тутанхамона были модны синие парики. Уши обычно оставались открытыми и лишь иногда закрывались париком. У женщин была популярной прическа гаторическая или «три бриды» (см. рис. П.8), а в эпоху Древнего царства — прическа Нофрет (см. рис. II.9). Популярной была прическа каплевидного силуэта (рис. II.13). Обычно носили парики очень длинные или до плеч (рис.
11.14). Прически из более коротких волос не встречались. Детям стригли и брили головы независимо от пола, оставляя прядь или хохолок, которые заплетали косичкой (рис. 11.15, а) либо вставляли в Футляр-трубочку (рис. 11.15, б).

Читайте также:
Круизная коллекция Missoni 2021

Рис. II.16. Связь костюма с архитектурой Древнего Египта

Амулеты носили обычно на груди, голове (париках) и головных уборах. Наиболее популярными были урей (змея), скарабей (жук), коршун и др. Амулеты и украшения, как правило, выполняли из золота с эмалью (цв. вкл., рис. 3) и драгоценными камнями, в том числе в технике «перегородчатая эмаль». Браслеты носили на предплечьях, запястьях, щиколотках. Украшения выполнялись из золота, серебра, платины. При этом использовались кораллы, бирюза, сердолик, малахит, лазурит, которыми всегда был богат Египет. Уже в эпоху Нового царства изобрели бусы, серьги, амулеты, а также нити из цветного непрозрачного стекла голубого, зеленого, бирюзового цветов. Макияж был моден как среди женщин, так и среди мужчин. Брови подводили черным порошком «кохоль», глаза — красителем из малахита. Румянились, пользовались белилами и светящимися (фосфоресцирующими) красками. Благовония, косметические и парфюмерные средства изготавливались на растительных маслах (оливковом, миндальном, кунжутном и др.) с добавлением вытяжек из лилий, лотоса и других растений. Связь костюма с архитектурой. Египтяне стремились придать своей фигуре форму треугольника. Треугольник — воплощение завершенности — является самой лаконичной и жесткой геометрической фигурой. В Египте треугольник был положен в основу объемно-пространственной системы под названием «пирамида». И мужское, и женское тело ассоциировалось с перевернутым вершиной вниз равнобедренным треугольником. Кроме того, женская фигура в калазирисе, расходящемся от колен, идеально вписывается в перевернутую капителью вниз колонну, а также ассоциируется почти с любым видом египетских колонн, особенно с пальмовидной (рис. II.16).

masterok

Мастерок.жж.рф

Хочу все знать

На начальных этапах развития Древнего Египта правители носили схенти – набедренную повязку. Такая же повязка была у других членов общества. Отличительные знаки фараона – платок для головы либо корона. Также правители носили золотые обручи, выполненные в форме змеи. Головной убор назывался «урей» и являлся символом власти точно так же, как скипетр, накладная борода.

Клафт (либо немес) аналогично выполнял функции головного убора в виде платка, закрывающего голову, лоб. Кроме символического значения, он приносил пользу: оберегал от солнечных лучей, песка, пыли.

Характерным для фараона было наличие такого аксессуара, как ускх – массивное ожерелье в виде воротника. Его носили и другие представители знати. Однако аксессуар фараона выполнялся в определенных расцветках – череда желтых и голубых вставок.

Фараоны считались сыновьями солнца, соответственно их одежда отличалась не только высоким качеством исполнения, но и всегда несла определенный смысл. Схенти древнеегипетских фараонов имело широкий пояс, спереди украшенный красивой материей или пластиной из драгметаллов. Сзади набедренная повязка украшалась подобием хвоста.

Когда настала эпоха Нового царства, правители начали носить материю, которая одевалась через голову и закреплялась при помощи пояса. Ткань была полупрозрачной, чтобы сквозь нее просвечивался более нарядный схенти.

Из каких материалов шили одежду?

Несмотря на то, что в Древнем Египте активно разводили овец, их шерсть считалась нечистой, поэтому ее не использовали для производства одежды. Наряды делались, преимущественно, из льняной ткани. Источник:

Интересный факт: у древних египтян траурным цветом считался голубой, поэтому на погребения они старались надевать одежду именно такого оттенка.

Материю могли окрашивать разными цветами. Популярными были одежды синих, зеленых и красных расцветок. Когда египтяне научились добывать новые красители, добавились коричневый и желтый цвета. Белая одежда считалась будничной, и носили ее большинство древних египтян.

Ткань могла быть однотонной или украшенная узорами. Любимыми узорами считались цветы лотоса и перья, символизировавшие богиню Исиду. Наносили узоры при помощи специальных способов окрашивания, а также вышивки.

Прядильщицы Древнего Египта до сих пор поражают ученых уровнем своего мастерства. Египтолог Джон Уилкинсон во время раскопок обнаружил в царских усыпальницах уникальную ткань – виссон.

Интересный факт: чтобы понять, насколько виссон уникален, нужно представить скорлупу от грецкого ореха – туда свободно помещается пара перчаток из этого материала.

Это очень тонкая ткань белого или золотистого цвета. Без преувеличения драгоценный материал использовался для создания одежды фараонов. Свою популярность виссон обрел благодаря высокому качеству, прочности, легкости и минимальной толщине.

В такие ткани заворачивали мумии древнеегипетских фараонов. Наряды из виссона носили также цари, первосвященники. Воспроизвести ткань в настоящее время не удается, так как неизвестен ее полный состав. Считается, что виссон состоит изо льна либо нитей, которые выделяются особыми моллюсками – благородными пиннами. Эти нити представляют собой белковый секрет – биссус. Он быстро становится твердым и напоминает пучок шелковых ниток.

Моллюскам нити необходимы для прикрепления к подводным предметам, камням и т.п. Одежду для древнеегипетских фараонов шили преимущественно из льняных тканей, а также особого материала – виссона. Об этом свидетельствуют археологические находки, например, обнаруженные гробницы, в которых мумии были завернуты в виссон. Это очень прочная, легкая и тонкая ткань. Вероятнее всего, жители Средиземноморья изготавливали ее из натуральных нитей, которые вырабатывают моллюски.

Александр Маккуин. Дикарь высокой моды

Ли Александр Маккуин, командор Ордена Британской Империи, родился 17 марта 1969 г. Британский дизайнер и кутюрье, известный своими глубокими познаниями кроя, был склонен противопоставлять в своих провокационных показах силу и хрупкость, эмоциональный подъем и грубую природную энергию, красоту и насилие.

Читайте также:
Женские и мужские прически Византии – история причесок

Маккуин известен еще и тем, что работал в качестве главного дизайнера Givenchy в период с 1996 по 2001 год, а затем создал свой собственный неповторимый лейбл Alexander McQueen.
Его достижения в моде принесли ему четыре награды Дизайнер Года в Великобритании (1996, 1997, 2001 и 2003), а также награду Международный Дизайнер года-2003 по версии Council of Fashion Designers of America (CFDA).
Александр родился в городе Lewisham, Лондон, в семье таксиста шотландского происхождения Рональда и преподавателя социальных наук Джойс. Маккуин был самым младшим из шестерых детей. Он вырос в Стратфорде, в муниципальной квартире обычной многоэтажки, которые в Англии называются tower block, (что-то вроде наших хрущевок). Ли учился в Carpenters Road Primary School, и уже в раннем возрасте начал шить платья для трех своих сестер. Тогда же Александр объявил о своем намерении стать модельером.

Позже Маккуин обучался в школе Rokeby в Canning Town (район на востоке Лондона) и окончил ее в возрасте 16 лет в 1984 году с “O-уровнем” по искусству (средний показатель, достаточный для присвоения свидетельства об образовании). Он проходит обучение у портных на Сэвил-Роу (район, в котором размещаются мастерские портных, шьющих одежду на заказ и славящихся своим идеальным кроем) в мастерской Anderson & Sheppard, затем обучается у Gieves & Hawkes, а после работает театральным костюмером в Angels и Bermans. Навыки, которые Маккуин приобрел в качестве ученика на улице Сэвил-Роу помогли ему заработать репутацию в мире моды в качестве эксперта в создании безупречно скроенного костюма.
Во время работы Александра на улице Сэвил-Роу среди его клиентов значатся Михаил Горбачев и принц Чарльз.

Маккуин вернулся в Лондон в 1994 году и обратился в Central Saint Martins College на факультет искусства и дизайна в поисках работы в качестве учителя по крою. Благодаря внушительному портфолио юного Маккуина, Бобби Хиллсон, руководитель магистратуры, записывает его на курс в качестве студента. Вскоре Ли получил степень магистра в области дизайна моды, а его дипломная коллекция была куплена в полном объеме влиятельным стилистом Изабеллой Блоу, которая, как говорят, убедила Маккуина использовать его второе имя — Александр, когда он впоследствии начал свою карьеру в мире моды.

С Изабеллой Блоу

Именно в этот период Маккуин переехал в Хокстон, в котором обитали и другие молодые начинающие дизайнеры. Это произошло вскоре после создания второй коллекции под названием «Театр жестокости Маккуина». Там же он встретил Кэти Ингланд, которая вскоре стала его «правой рукой». Он немедленно попросил ее присоединиться к нему в создании своей третьей коллекции «Птицы» в качестве креативного директора. Кэти продолжала работать с Маккуином и значительно повлияла на его работы — она была своеобразным «вторым я» маэстро.
Маккуин создал костюмы для концертного тура Дэвида Боуи в 1996-1997 годах, а также пальто «Юнион Джек» в котором Боуи предстал на обложке своего альбома «Earthling» в 1997 году.

Дэвид Боуи в пальто “Юнион Джек”

Также исландская певица Бьорк на обложке своего альбома “Homogenic” в том же 1997 году одета в платье от Александра Маккуина.

Обложка альбома Бьорк “Homogenic”

Кутюрье стал продюсером ее клипа на песню “Alarm Call” из одноименного альбома, а позже внес существенный вклад в разработку знаменитого платья из видеоклипа певицы “Pagan Poetry”. Ранние коллекции Маккуина заработали ему спорную репутацию модельера, использующего шокирующую тактику (он получил прозвища “l’enfant terrible” (несносный ребенок), и “хулиган английской моды”): с его брюками, метко названными “bumsters” (те самые, что открывают на всеобщее обозрение добрую половину ваших ягодиц) и его знаменитой провокационной коллекцией “Highland Rape” (что можно перевести как “Изнасилование в Горной Стране”, подразумевающей Шотландию).

Маккуин был известен своими чрезмерными нетрадиционными шоу-постановками: фантастическая коллекция весна – лето 2003, человеческие игры в шахматы весной 2005 года, или осень 2006 года, когда на шоу “Widows of Culloden“, под чарующую музыку была показана голограмма супермодели Кейт Мосс в полный рост в потрясающем развевающемся на ветру платье.

“Бамстеры” Маккуина породили модную тенденцию носить джинсы с заниженной талией; своим дебютом они привлекли много комментариев и породили огромное количество дискуссий. Он также стал известен тем, что часто использовал изображение черепа при создании своих коллекций. Шарф с черепами стал обязательным аксессуаром в гардеробе знаменитостей и был скопирован по всему миру.

Маккуину приписывают возрождение драмы и экстравагантности на подиуме. Он использовал различные технологии и инновации, чтобы добавить что-то свежее в шоу и часто шокировал и удивлял аудиторию. Силуэты, которые он создавал – это чистая фантазия и восстание в моде.
Маккуин также разработал знаменитую сумку под названием “Манта”. Вдохновением к ее созданию послужил одноименный скат, которого кутюрье увидел во время отдыха на Мальдивах в 2009 году.

Назначение в Givenchy

Президент LVMH (LVMH Moët Hennessy – французская компания, известный производитель предметов роскоши под торговыми марками Louis Vuitton, Givenchy, Guerlain, Chaumet, Moët & Chandon, Hennessy) Бернар Арно вызвал немалый переполох, когда назначил Маккуина главным дизайнером дома Givenchy в 1996 году, заменив им самого Джона Гальяно.
Прибыв в Givenchy, Александр немедленно оскорбил основателя дома, назвав его “ничего не значащим”. Первая коллекция с Givenchy была неудачной, и даже сам Маккуин говорит в интервью Vogue в октябре 1997 года, что коллекция была “дерьмо”.
Он заметно смягчил наряды, созданные для Givenchy, но продолжал заниматься мятежным искусством, создавая новые шокирующие коллекции под своим именем. Осенью 1998 года в его шоу участвует спортсменка, актриса и модель Эйми Маллинз, у которой ампутированы обе ноги – она шагает по подиуму на резных деревянных протезах от Маккуина.

Читайте также:
Парфюмерная вода Christina Aguilera - Red Sin

В 1999 году Александр завершает одну из самых известных его коллекций и устраивает предварительный просмотр: на подиуме модель Шалом Харлоу в белом платье без бретелек медленно вращается вокруг своей оси в то время, как два робота, прицеливаясь, словно из ружей, распыляют по белоснежной ткани платья краску.

Из Givenchy Маккуин ушел в марте 2001 года, когда контракт, который, по словам кутюрье, “сдерживал его творчество” закончился.

Самой знаменитой и драматической коллекцией Маккуина стала коллекция Весна/Лето-2001, названная “VOSS“.

Центральной частью картины был огромный стеклянный куб с тремя зеркальными и одной прозрачной стенами. Свет горел только внутри этой стеклянной коробки, а зрители могли видеть отражение моделей в зеркалах. В центре самого куба стояла большая темная конструкция. По окончании шоу стены ее рухнули на пол, и перед зрителями предстала голая модель на шезлонге, практически героиня кустодиевских картин, в серебряной маске.
Моделью на шезлонге выступила британская писательница Мишель Оллей. В шоу также участвовали Кейт Мосс и Эрин О’Коннор.

Позже Маккуин рассказал, что вдохновился картиной Джоила Питера Уиткина “Sanitorium”.

В 2000 году Маккуин начинает сотрудничество с Gucci в качестве креативного директора. Открываются его магазины в Лондоне, Милане, Нью-Йорке, начинается выпуск духов от Александра Маккуина “Kingdom“, а немного позже – “My Queen“. В 2005 дизайнер сотрудничал с Puma и создал линию спортивной обуви для этого бренда. В 2006 году начинается выпуск молодежной одежды по демократичным ценам под маркой McQ.

Маккуин стал первым дизайнером, который участвовал в продвижении линии косметики от МАС. Коллекция дизайнера была выпущена 11 октября 2007 года и использовалась в показе McQueen Осень-Зима. Источником вдохновения для коллекции стал снятый в 1963 году фильм “Клеопатра” с Элизабет Тэйлор в главной роли, и, таким образом, модели носили интенсивный синий, зеленый и бирюзовый цвета с сильной черной подводкой в египетском стиле.

К концу 2007 года бутики McQueen были открыты в Лос-Анджелесе и Лас-Вегасе. Знаменитости, такие как Николь Кидман, Пенелопа Крус, Сара Джессика Паркер и Рианна довольно часто отдавали предпочтения нарядам от Alexander McQueen, появляясь в них на различных мероприятиях. Бьорк, Аюми Хамасаки и Леди Гага использовали творения Маккуина для съемок в своих клипах.

Личная жизнь

Маккуин был открытым геем и говорил, что осознал свою сексуальную ориентацию, когда ему было шесть лет. Он признался в этом своей семье, когда ему было 18. О своей ориентации Маккуин говорил: “Я был уверен в себе и своей сексуальности и мне нечего было скрывать. Я пошел прямо из чрева моей матери на гей-парад”.
Летом 2000 года состоялась церемония бракосочетания между Маккуином и Джорджем Форсайтом, режиссером-документалистом, на яхте на острове Ибица. Брак не был официальным, так как однополые браки в Испании тогда были запрещены. Отношения закончились через год, но Маккуин и Форсайт поддерживали тесную дружбу.
Александр был опытным аквалангистом и использовал эту свою страсть как источник вдохновения при создании потрясающих коллекций, в том числе весной 2010 года в “Plato’s Atlantis“.

Знаменитые туфли “Armadillo”

Коллекция “Атлантида Платона”, 2010 год

Смерть

О смерти Маккуина было объявлено во второй половине дня 11 февраля 2010 года. Утром его экономка нашла кутюрье повешенным в доме на Грин-стрит в Лондоне. Скорая, прибывшая на место происшествия, констатировала смерть. Маккуин умер за несколько дней до недели моды в Лондоне, после девяти дней после смерти своей матери Джойс, которой было 75 лет. Дэвид Лашапель, друг дизайнера, заявил, что Маккуин “употреблял много наркотиков и был очень несчастен”.
Кутюрье оставил записку, в которой говорилось: «Присмотрите за моими собаками, извините, я люблю вас, Ли».
Позже врачи сообщили об обнаружении “значительного уровня кокаина, снотворных и транквилизаторов в образцах крови, взятых после смерти дизайнера». Похороны Маккуина состоялись 25 февраля 2010 года. Его прах был развеян на острове Скай.

В соборе Св. Павла 20 сентября 2010 года дизайнеру был установлен памятник. В мероприятиии приняли участие Бьорк, Кейт Мосс, Сара Джессика Паркер, Наоми Кэмпбелл, Стелла Маккартни и Анна Винтур.

18 февраля 2010 года, Роберт Полет, президент и главный исполнительный директор группы Gucci , объявил о том, что бизнес Alexander McQueen будет продолжен без своего основателя и креативного директора.
Позже BBC сообщила, что Маккуин завещал £ 50,000 ($ 82,000) своего богатства для своих домашних собак, чтобы они могли жить в роскоши до конца своей жизни, а также £ 100,000 ($ 164315) четырем различным благотворительным организациям, среди которых приют для собак и кошек в южном Лондоне, и благотворительный приют для животных в Оксфордшире.

Сегодня

Сегодня модный дом Alexander McQueen возглавляет Сара Бертон, “правая рука” Александра в течение 13-ти лет, и та самая женщина, создавшая свадебное платье для Кейт Миддлтон.

По собственному признанию Сары, она даже не думает, что когда-нибудь сможет заменить великого гения, но считает своим долгом сохранить его виденье одежды от всемирно известного бренда Alexander McQueen.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *