История парфюмерии древней Иудеи

История парфюмерии древней Иудеи

Земля Древней Иудеи была насыщена удивительными запахами деревьев и цветущих растений. В этом мире благоуханий и жил еврейский народ. Его любовь к благовониям проявлялась использованием их в быту, а также при проведении разнообразных ритуалов. Иудеи, по свидетельству Священного Писания, активно пользовались ароматическими веществами.

Из истории древнеиудейской парфюмерии

Благоухающие кустарники покрывали гористую местность Гилеад. Больше всего здесь было амириса, из которого добывалась ароматическая смола, иначе именуемая «гилеадским бальзамом». Гилеад благоуханный упомянут в поэзии. Рецепт миро для священного помазания, куда входят смирна самоточная, корица и тростник благовонные, кассия, масло оливковое, дан в Исходе Библии. Такие благовония применялись лишь для святых помазаний иудейских атрибутов, включая Ковчег Откровения, Жертвенник всесожжения и т.д. Использование благовонных масел и курений было запрещено для всех, кроме Аарона с сыновьями. Согласно закону Моисея строго наказывались те, кто применял их для личных нужд и самостоятельно изготавливал. Состав священных масел не был тайной, а вот каким образом их приготавливали, так никто и не разгадал. Кроме того, некоторые компоненты, названия которых пришли из древности, оказались неведомыми.

Ароматы древней Иудеи

Евреи, пребывая длительный период времени в египетском рабстве, переняли у египтян многие их ценности. Вместе с искусством парфюмерии еврейская нация смогла сберечь в собственной культуре египетские применения ароматных притираний, масел, использующихся в личной гигиене. Особенно активно благовония применялись представительницами прекрасной половины человечества. После обмывания водой женщины умащивали ими свое тело.

Природная красота и грациозность евреек с густыми волосами, смугловатым цветом кожи, огромными выразительными глазами, опушенными длинными ресницами сохранилась спустя столетия. Доныне красивые еврейки привлекают внимание, восхищая окружающих.

Не секрет, что многие женщины не довольствуются естественной красотой, а желают ее усовершенствовать. Древними еврейками для этих целей использовались не только благовония, притирания, но иные косметические средства декоративного характера.

Ароматические вещества в старину стоили дорого. Ценность благовоний была так велика, что их дарили властителям вместе с драгоценными металлами и камнями. Они упоминаются в древнееврейских поэтических творениях, старинных преданиях, что свидетельствует об их значимости для иудейского народа.

Самыми знаменитыми в библейский период считались ладан, мирра, шафран, корица, алоэ, кипер, нард, употребляемые для телесных притираний, курения и даже лечения определенных болезней.

Ладан – это пахучий древесный сок редкого вида дерева, известного как ливанский кедр. В Древнюю Иудею его привозили из Аравии, где он был распространен. Ладан продавался по высокой цене и применялся при обряде погребения. При обычной температуре он затвердевал, имея вид смолы.

Мирра – это камедистая смола деревьев семейства Burseraceae, обладающая приятным запахом и остропряным горьковатым вкусом. В древние времена данное ароматическое вещество, ввозимое из Аравии и Абиссинии, было весьма почитаемо. Его грамм стоил, как и такое же количество золотого песка. Добывали смолу из надрезов на стволах деревьев,. Именно мирру, как известно из Библии, среди прочих даров принесли волхвы младенцу Иисусу. Смола использовалась в косметических целях в качестве притираний, а также при проведении ритуальных обрядов. Особенный вкус и аромат мирры ценился древними кулинарами за пикантность, придаваемую ею блюдам.

Шафран – одна из самых дорогих пряностей в мире, получаемая из рылец цветов Crocus sativus. Само слово арабского происхождения переводится как «желтолиственный». Однако древние евреи именовали растение «качкот», в древнегреческом языке трансформировавшее в «крокос». В Песни Песней оно упоминается как душистая трава, которую применяли в качестве благовония и весьма ценного лекарственного средства. Его преподносили царствующим особам в знак особого уважения.

Корица – представитель семейства лавровых, одна из древнейших пряностей, применяемая уже несколько тысяч лет. Она представляет собой сухую размолотую кору невысокого раскидистого дерева, растущего на о. Цейлон и в Индии. Древние иудеи использовали ее для курения в храмах, чтобы создать мистическую атмосферу. С давних времен корицу применяли в кулинарии, в лечебных целях.

Алоэ, используемое в иудейской парфюмерии, является древесиной Aloexylum agallochum, которая обладает благовонным острым запахом. Именно такое дерево упоминается в Библии. В древние времена данное растение использовали для проведения процесса бальзамирования, курения в домах. Алоэ, как и корица, применялось для ароматизации постельных принадлежностей, предметов одежды. Об этом упоминается в Притчах Соломона.

Кипер – растение из семейства Lythraceae с темно-зелеными ветками, на которых кроме листьев находятся большие гроздья белых цветов, обладающих сильным приятным запахом. Из них делали венки и носили на шее. Цветами кипера украшали и ароматизировали жилища. В Египте использовались стебли и листья растения для получения хны.

Нард – название различных ароматных растений, упоминаемых в иудейских древних посланиях и Священном Писании. Одни произрастали в Гималаях, другие – в Альпийских горах. Из их корневищ изготавливали эфирное масло янтарного цвета, которое входило в состав миро. Также этим благовонием умащивали головы почетных гостей. Об этом, в частности, говорится в Евангелии от Марка.

А вот теперь следует объяснить, что слова «миро», «мирра», «смирна», часто употребляемые в Библии, различается между собой.

Священное миро – это смесь самых лучших масел. Сейчас миро изготавливают из оливкового масла, вина, добавляя сюда и несколько благовонных ароматов.

Смирна применялась в обряде погребения для помазания, в смеси с алоэ – для бальзамирования покойных, которое активно практиковалось в Иудее. В древние времена практически все благовония, включая мирру, привозились из города Смирны (Измира), расположенного в Малой Азии. Вероятно, поэтому мирру часто именовали смирной. Такое же название имеет камедь, которую получают из растения Smyrnium perforatum.

Восточные народы чтут нравы, традиции, которые берут свое начало в древности. Это касается и использования ароматических веществ.

Читайте также:
Как правильно ухаживать за кожей рук

История ПАРФЮМЕРИИ

Происхождение слова «парфюмерия» восходит к древним временам, когда жрецы воскуривали богам благовония — фимиам; само это слово произошло от «per fumum» — в переводе с латыни — «через дым»

Происхождение слова «парфюмерия» восходит к древним временам, когда жрецы воскуривали богам благовония — фимиам; само это слово произошло от «per fumum» — в переводе с латыни — «через дым»

Aроматный дым душистого кипариса, можжевельника, пахучих трав, смесь смол или масел: мирры, ладана, сандалового дерева от земных алтарей поднимался к небесам для услаждения богов.

Ароматы приобрели сакральную функцию: ублажая высшие силы, они, как свято верили наши далёкие предки, защищали от болезней и инфекций, призывали на землю дождь или хорошую погоду.

Более пяти тысяч лет назад в Древнем Египте, в честь Ра, бога солнца, сжигались различные ароматические смеси, соответствовавшие различному положению солнца на небе. Богатые благородные египтяне пользовались масляными духами (аттарами), в состав которых входили анис, кора кассии, перечная мята, розмарин, кипарис и лимон, а также такие смолы как бальзам из Мекки, жидкий стиракс, гальбан или росный ладан, которые делали запах духов устойчивым. Простолюдинки ограничивались использованием касторового масла с мятой, тимьяном и душицей. К этому времени относится и появление первой в истории туалетной воды — kyphi, в состав которой входили мед, вино, виноград, мирра, шафран и можжевельник.

Египтяне обучили искусству парфюмерии евреев. Покинув Египет, те взяли с собой формулы. В ветхом завете встречаются первые упоминания ароматов как инструментов соблазнения (Юдифь душится прежде, чем предстать перед Олоферном; Руфь обливает себя духами, чтобы понравиться Воозу).

В VII веке до нашей эры основными центрами производства ароматических веществ были Вавилон, Ниневия и Карфаген. Здесь продавались душистая смола из Аравии, камфара из Китая, корица из Индии. У более развитых цивилизаций в Малой Азии, Персеполе и Пальмире вызывали интерес более тонкие ароматы: кедр, мимоза, жасмин, роза и лилия.

В Библии сказано, что волхвы в дар родившемуся Богу-сыну преподнесли золото, ладан и мирру — тройной символ триединого Бога.

На Ближнем Востоке и в Индии ароматы первоначально использовались в религиозных целях, даже статуи богов обливали ароматной водой. Вскоре у ароматов появились и другие функции. В Индии женщины часами лежали в ванных с ароматическими маслами, а потом натирались маслами розового дерева или туберозы. В Китае элегантные женщины предпочитали экстракты цветов жасмина, настойки глицинии и фиалки. В Японии традиционно ароматы наносятся не на тело, пакетики с душистыми веществами, в том числе, пряностями, прикрепляют к кимоно. Благодаря чему движения японки приобретают уникальный аромат. Кроме того, японки носят ароматическую пасту в лакированных коробочках на поясе, а так же окуривают свои кимоно благовониями.

Именно древние греки стали добавлять к пряностям, растительным смолам и бальзамам душистые цветочные масла. Розы, лилии и фиалки вымачивали в масле или жидком жире. Традиция воскуривать ароматические вещества в честь павших героев, а также на торжествах оставалась неизменной. Кроме того, Гиппократ рекомендовал ароматизированные ванны и массажи, а так же использование ароматических веществ при лечении некоторых болезней.

Древние римлянки предпочитали сложные парфюмерные композиции. Император Нерон душился весь, с головы до подошв ботинок (в буквальном смысле), а на его пирах рабы освежали духами головы его гостей. По легенде, когда Клеопатра покидала Марка Антония, она приказала облить паруса своих кораблей пленительными духами, чтобы ветер донес их аромат до любовника. Духами обливались даже пороги домов, а так же знамена и военная атрибутика перед сражениями, считалось, что это приносит удачу.

В 16 веке в Грасе была изобретена дистилляция, благодаря чему в производстве парфюмерии стало возможным использовать спирт.

В начале средних веков в Европе снижается производство ароматических средств, особенно служащих религиозным целям, например, ладана. Но крестовые походы возрождают использование парфюмерных изделий для ухода за телом. Благодаря крестоносцам, восточные ароматы и пряности распространяются постепенно на Север.

В эпоху Возрождения использование ароматов становится традицией. В моде были ароматные четки, надушенные меховые воротники, подушки с лепестками роз и «ароматные яблочки», которые носили на цепочке или браслете. Кроме того, не потеряло свое значение использование парфюмерии в медицинских целях: окуривание розмарином или можжевельником в качестве борьбы с чумой или ароматизированный уксус в качестве лекарства от многих болезней.

Венеция раньше других начала крупномасштабную торговлю с Ближним Востоком, обеспечивая Европу бальзамами, растительными смолами, камфарой, мускатным орехом, корицей, сандалом и другими драгоценными ароматными веществами. Подъем торговли и зарождение центра культуры при дворе Франции способствовали производству собственных ароматических средств. Знаменитая «Eau de Hongrie» — «Вода Венгерской Королевы», созданная в 1370 году на основе флердоранжа, розы, мяты, мелиссы, лимона и розмарина, господствовала на рынке ароматов в течение нескольких столетий.

Вторым после Венеции поставщиком сырья для парфюмерии становится Испания. Испанские мастера по дублению кожи пропитывали её ароматными веществами, в результате чего создавалась знаменитая «испанская кожа» — верблюжья кожа, пропитанная розовой, сандаловой, лавандовой водой или водой с корицей, растертой с мускусом и амброй. Особенным успехом пользовались перчатки из такой кожи. В это время в парфюмерии начинает использоваться эссенция нероли (апельсиновых цветков), пользующаяся популярностью и сейчас. Еще одно изобретение того времени — аромат «a la frangipane», названный в честь итальянца Франжипани, использовавшего в парфюмерии горький миндаль, который до этого применялся только в кулинарии.

В Англии большим успехом пользуются stillrooms — некие собрания, клубы, где знатные дамы занимались дистилляцией цветочных эссенций, изготовлением «ароматных яблок», смесей и пакетиков с ароматическими средствами, используемых в интерьерах домов.

Читайте также:
Роберто Кавалли – биография и коллекции

17 век был эпохой сильных ароматов, тем более, что отсутствие гигиены не располагало к легким ароматам и тонким духам. Фаворитами были стойкие ароматы, усиленные с помощью амбры и туберозы, жасмина и флердоранжа. В век Людовика XIV жеманницы неумеренно используют флорентийские мази с ирисом, испанский воск с жасмином и «кипрскую воду», содержащую в больших количествах ваниль, амбру, мускус и ирис. Неистовство ароматов завладело эпохой: благоухают подушки, веера, бумага для писем, парики, мыло, медальоны с изображением святых, и даже пепел, которым посыпали голову в первый день поста. Под чистотой в эту эпоху подразумевалось пудриться, душиться, пользоваться мазями, натирать кожу ароматной водой, освежать дыхание с помощью амбры или гвоздики.

Людовик XV унаследовал от своего деда любовь к ароматическим средствам, а его любовницы питали к ним не менее пламенные чувства. Крепкие запахи уступали место более нежным, с выраженным цветочным оттенком. Популярными становятся гесперидные ароматы (семейство цитрусовых), травяные ароматы (например, запахи герани и мелиссы). В 18 веке в парфюмерии появляются звезды: Фаржон, Любен, Убиган. В середине 18 века создается одеколон.

Революция 1789 года нанесла серьезный удар по парфюмерному производству. Но во времена Директории в моду вернулись изощренные вкусы. В то время как Жозефина ввела в моду экзотические ароматы (ваниль, корицу и гвоздику), мадам Тальен (одна из выдающихся женщин времен революции) переняла у древних их любовь к ваннам, ароматизированным цветами и фруктами. Мужчины же предпочитали мускус и цивет (цибет) — секрет хищного животного цибетты — и пользовались им весьма обильно. Император пользовался только одеколоном. С этого времени собственно начинается разделение ароматов на женские и мужские.

В дальнейшем романтизм привил вкус к запахам нежным и легким, к флаконам из опалового стекла, к ароматной воде, которой смачивались тонкие носовые платки. Но Вторая империя (царствование Наполеона III), словно в отместку, будет предаваться настоящей оргии опьяняющих ароматов, в которой уже можно различить бодлеровскую одержимость «духами развращающими, роскошными и торжествующими». О Востоке напоминают амбра, сандал, мускус, пачули. Одновременно парфюмерное производство превращается в искусство.

Вплоть до конца XIX века в мире ароматов господствовали исключительно натуральные, животные или растительные компоненты. Но с течением времени все большую популярность приобретают искусственные ароматические вещества, существенно расширившие палитру парфюмеров. Кумарин позволил Убигану создать Fougere royale («Королевский папоротник»), гелиотропин становится основой амбровых духов, появляется хинолин, благодаря которому возникают «кожаные» ароматы, затем иононы, синтетический мускус, фруктовые ноты и огромный вклад альдегидов.

Гравюра XVII века работы Николаса Лармессина (Nicolas Larmessin), вдохновила скульптора, Томека Кавьяка (Tomek Kawiak), на создание бронзового парфюмера в городе Грасс. Город является общепризнанной мировой столицей парфюмерии, именно здесь в XVII веке производство того, что сейчас мы называем парфюмерией. Когда-то заводы Грасса снабжали сырьем и духами почти всю Европу.

На сегодняшний день в Грассе производится 60% мировой парфюмерной продукции, а также большая часть душистых масел, которые используются при производстве французских духов. Здесь цветут восемь из одиннадцати самых известных в мире ароматов.

При подготовке текста был использован материал из книги

«100 легендарных ароматов» Сильвии Жирар-Лагорс

История парфюмерного искусства

История парфюмерии насчитывает несколько тысяч лет.. С момента зарождения и до настоящего времени был пройден длительный путь, насыщенный множеством событий. Периоды активного применения природных ароматов сменялись эпохами забвения и упадка. Однако географические открытия или очередное изобретение в химии давали новый импульс к развитию парфюмерного искусства.

До наших дней дошло немало сведений о том, как делали духи в старину в странах Азии и Европы, а также как их использовали. Это сегодня мы применяем ароматические средства исключительно для придания собственному телу приятного запаха. В старину цветочные масла и духи на их основе использовали для ароматизации помещений, кожи, в качестве средств дезинфекции и даже лекарств.

Душистые масла, конечно, не могли лечить бактериальные инфекции, однако эффективно отпугивали насекомых-переносчиков. В разгар эпидемии чумы было замечено, что среди парфюмеров смертность от заболевания гораздо ниже, чем среди представителей иных профессий. Существует история ещё об одном весьма нестандартном использовании духов: мародёры, которые промышляли воровством драгоценностей с умерших от чумы, густо обрабатывали собственную кожу специальным ароматическим уксусом собственного производства, чем защищали себя от заражения.

Первое появление

Когда именно появились первые духи, сказать достаточно трудно, так же как и назвать страну происхождения. До недавнего времени считалось, что их родина Аравия или Месопотамия, а период появления – примерно II в. до н. э. Такой вывод был сделан благодаря найденному письменному источнику – глиняной табличке, на которой было зафиксировано даже имя парфюмера – Таппути (хотя так и не удалось установить, мужчина это или женщина).

Однако в 2005 году итальянские археологи раскопали на Кипре древнюю парфюмерную мастерскую, возраст которой не менее 4 тысяч лет. Найденные там перегонные кубы, трубки и ёмкости для смешивания жидкостей свидетельствуют о высоком уровне развития производства. В качестве сырья мастера использовали не только травы и цветочное сырьё, но также смолы хвойных деревьев и всевозможные специи.

Античные времена: Египет, Греция

Ароматизация во все времена являлась частью культуры Древнего Египта. Ещё 5000 лет назад египетские мастера умели извлекать ароматические вещества из природного сырья. Процесс был длительным и сложным: растения измельчали, прессовали, отжимали, смешивали с водой и ожидали, пока маслянистые вещества всплывут на поверхность. На их основе и готовились всевозможные снадобья. Это не были духи в современном понятии (поскольку спирт ещё не открыли), но это была основа для производства обрядовых окуривательных смесей, средств по уходу за кожей, а также создания составов для знати, которая, в том числе и таким способом, обозначала свой высокий социальный статус.

Читайте также:
Как бороться с ранней сединой волос

Знать применяла масла-атары на основе мяты, аниса, розмарина, лимона, кипариса, лилии. Для стойкости в благовония добавляли бальзамические смолы, росный ладан и стиракс. Простолюдины использовали более простые ароматы, приготовленные на основе трав тимьяна, душицы, мяты. Египтянам мир обязан появлением парфюмированной воды, она была сделана на основе вина, масел и мёда и называлась kyphi (кифи).

Для ухода за телом мастера изготавливали смеси с добавлением животных жиров, так появилось понятие массажных масел. Специальные благоухающие вещества добавляли в лекарства, вино, еду.

В Древнем Египте считалось, что, применяя окуривания с приятными запахами, можно умилостивить богов, а с неприятными – отпугнуть силы зла. Когда человека хоронили, его обязательно снабжали сосудом с благовонием, чтобы он имел возможность задобрить богов. В саркофаге Тутанхамона было найдено 3000 подобных сосудов.

К тому времени, когда на престол Египта взошла династия Птолемеев, производство духов и благовоний уже носило промышленный размах: сырьё доставляли из стран Азии (Индии, Китая, Аравии), а их производством занимались целые мануфактуры с сотнями работников.

Древние греки увлекались благовониями не меньше египтян. Они изобрели множество собственных способов получения душистых компонентов из природного сырья и приготовления на их основе разнообразных составов. Грекам принадлежит изобретение дистилляции, что позволило получать настоящую парфюмерную жидкость.

Каждый запах в Греции ассоциировался с именем того или иного бога. Так, например, запахом Афродиты считались ароматы фиалки и розы, а саму богиню считали покровительницей парфюмеров. Греки очень любили принимать ароматические ванны, умащивали тела маслами, так же как и египтяне широко использовали запахи для привлечения противоположного пола и в интимной жизни.

Времена Римской Империи

Римляне переняли у древних греков и египтян парфюмерные традиции и привнесли в отрасль много своего. Знатные граждане применяли духи везде, где только могли: для ароматизации помещений, одежды, мебели, при приёме ванн и уходе за кожей после них.

Это стали широко применять в медицине и назвали приём ароматерапией. Римляне наладили производство первых флаконов для духов. Сначала их изготавливали из алебастра и расписывали, а затем европейцы познакомились с ближневосточным ремеслом выдувания стекла, переняли его и очень быстро научились делать флаконы самых разнообразных форм – кубов, бутонов, пирамидок, а ещё позже появилось и цветное стекловыдувание.

Производство масел, духов, прочих благовоний было поставлено на широкий поток и очень быстро привело к истреблению собственного сырья. Особенно сильно пострадали розы. Тогда были налажены поставки трав, специй и цветов из стран Ближнего и Дальнего Востока.

Всё завершилось с падением Римской Империи. Усиление господства церкви и насаждение нового образа жизни и мышления привело парфюмерию в упадок. Прежде всего церковь крайне негативно относилась к баням и вообще ритуалу купания, считая это поводом для разврата. Люди со временем утратили тягу к частым купаниям, мытью рук и необходимости ухаживать за телом. Торговые связи с Востоком были прерваны. Европа погрузилась во мрак и зловоние.

Вклад арабских стран

Древние арабы понимали толк в благовониях и научились составлять удивительные композиции из растений, произрастающих на и территориях. С развитием парфюмерного искусства в Египте и странах Европы для многих восточных государств специализацией хозяйства стало выращивание, заготовка и торговля сырьём для производства духов и масел. В отличие от Европы, которая на протяжении почти 10 столетий находилась во тьме средневекового мракобесия, арабы не прекращали производство парфюмерных изделий.

Использование ароматных даров природы всегда было частью исламской культуры. Уже в IX веке н. э. духи получали путём процесса перегонки, который почти ничем не отличался от современного. Известный арабский химик Аль-Кинди (Алкиндус) оставил после себя целое руководство по производству духов под названием «Книга химии духов и дистилляции». В ней содержатся сведения об устройстве оборудования, правилах обработки растительного материала, а также 107 конкретных рецептов духов, бальзамов и лекарств с подробным описанием технологического процесса.

Восточная традиция производства духов из натуральных масел жива по сей день: настоящие арабские духи производят без применения спирта. По этой причине восточные духи более тяжёлые, а их запах раскрывается постепенно.

Эпоха раннего Ренессанса

Возвращение парфюмерии в жизнь европейцев началось примерно в XII веке. Знать вновь открывает для себя пользу приятных запахов. Купание и мытьё рук по-прежнему было не в чести, поэтому с неприятными запахами тела надо было как-то бороться. Отчасти в этом деле помогало обильное использование сильных духов, а грязные руки прекрасно маскировали пропитанные ароматами перчатки.

В 1370 году некий вельможа преподнёс венгерской королеве Елизавете жидкий ароматический состав, предназначавшийся для борьбы с простудой. Королева использовала подарок по назначению и не только вылечилась от кашля, но по преданию настолько помолодела, что вышла замуж. А было ей 70 лет. После этого случая популярность жидких духов, приготовленных на основе спирта (а именно такую жидкость и употребила Елизавета), взлетела до небес.

В XIV-XV вв. парфюмированные жидкости широко применяли для нейтрализации запаха изделий из кожи и даже пытались улучшить запах на улицах, залитых нечистотами.

Центром производства духов на многие века становится Венеция, наладившая прямые связи с Востоком. В 1608 году во Флоренции появляется первый завод по производству духов, организованный при одном из монастырей.

В этот же период мир вошел в эпоху Великих Географических открытий: в Европу хлынули потоки невиданных до сих пор растений, что стало очередным витком в развитии отрасли, а её центр переместился в Испанию и Португалию.

Читайте также:
Как и куда правильно наносить парфюмерные ароматы

От эпохи Просвещения до наших дней

Начиная с времен Людовика XV Франция постепенно превращается в мировой центр парфюмерной промышленности, коим и остаётся по сей день. Двор короля по праву получил прозвище «ароматного», поскольку ароматизаторы использовали абсолютно для всего: для кoжи, вeepoв, пapикoв, пepчaтoк и дaжe мeбeли. На юге в районе города Грасс были разбиты плантации по выращиванию цветов – мимозы, лаванды, иланг-иланга, розы, жасмина. Эти плантации и сегодня существуют и поставляют сырьё на специализированные фабрики. Кстати, как и триста лет назад, сбор лепестков ведётся вручную.

В XIX веке палитра ароматов увеличилась в разы благодаря открытию синтетических веществ. Теперь запахи стали разделяться по направлениям: ванильные, цветочные, морские, амбровые и т. д. Следующим знаковым для отрасли стало применение в производстве альдегидов, что удешевило духи в несколько раз и сделало их доступными практически для всех слоёв населения.

XX век ознаменовался появлением моды на ароматы. Это произошло с лёгкой руки Коко Шанель, выпустившей знаменитый на весь мир флакон Chanel № 5, и модельера П. Пуаре, снабдившего свои линии одежды подходящими ароматами. Немного позже Франсуа Коти создаёт удивительную композицию, положившую начало целой линии цветочных ароматических оттенков под единым названием «Шипровые».

В прошлое ушли тяжёлые приторные запахи, и им на смену пришли лёгкие цветочные. 60-е годы ознаменовались широким распространением мужских одеколонов. В 80-е ненадолго вернулись в моду духи с тяжёлыми сладкими восточными мотивами, но 90-е вернули лёгкую цветочную палитру. В последние десятилетия на авансцену вышли фруктовые композиции.

История возникновения парфюмерии и первых духов в России

Как и многие другие отрасли экономики, собственная парфюмерная промышленность в России начала развиваться намного веков позже, чем в Европе – только в XVIII веке. Духи продавали в аптеках, а изготавливали их иностранные аптекари. Справедливости ради следует отметить, что отечественные знахари быстро освоили ремесло и российская косметика по качеству практически не отличалась от зарубежной.

К концу XIX века в стране было построено 30 специализированных отраслевых предприятий и налажено активное сотрудничество со специалистами из Франции. В 1872 году в Москве открылась первая лавка парфюмерных благовоний, в которой можно было приобрести одеколон «Цветочный», доступный для широких народных масс.

После Октябрьской революции все предприятия парфюмерной промышленности были национализированы и сконцентрировались в основном на производстве мыла и несложных косметических средств.

Нынешние технологии значительно отличаются от того, как делали духи в старину. Современная палитра насчитывает тысячи ароматов и с каждым годом их появляется всё больше. Но самые лучшие и дорогие из них по-прежнему производят из растений, открытых для парфюмерии несколько тысяч лет назад.

Эволюция парфюмерии: от благовоний до селективов

Эволюция парфюмерии: от благовоний до селективов

Что и кому мы хотим сказать, выбирая тот или иной аромат? А чего хотели сказать наши дальние предки, втирая в кожу масла и эссенции? Покопаемся в прошлом и попробуем заглянуть в будущее: где и когда зародились первые духи, для чего их использовали, кого считают первым настоящим парфюмером и чего ждать от ароматного мира завтра.

Древний Египет

Родиной парфюма считают Древний Египет, а самой большой ценительницей ароматов — царицу Клеопатру. Там же появились и первые парфюмерные лаборатории: в них древние египтяне научились делать ароматические масла. Ноты для таких парфюмов добывали методом прессования, а в качестве основы использовались оливковое, кунжутное и миндальное масла. В качестве флаконов использовались миниатюрные цилиндрические сосуды из слоновой кости или рога носорога.

Древняя Месопотамия

Следующими новаторами в парфюмерии стали жители древней Месопотамии: именно они освоили процесс паровой дистилляции — метод, который до сих пор используют при создании духов. Они же открывают новые ингредиенты для создания ароматов: мускус, амбра, жасмин и роза.

Древняя Греция

Греческий флакон для духов в форме сирены

Древние греки первыми стали классифицировать запахи и использовать для создания ароматов разные части трав и цветов. Изначально греческое парфюмерное искусство было крепко связано с мифологией — каждый бог ассоциировался с определенным ароматом: Афродита — с розами и фиалками, Гермес — с гиацинтом и майораном. Но поскольку древние греки были буквально помешаны на красоте и гигиене тела, в скором времени ароматы пошли в народ. В городах стали появляться парфюмерные лавки: здесь можно было купить как готовые ароматические масла, так и все ингредиенты для их приготовления. Именно с легкой руки греков появились первые жидкие духи: цветы и травы перетирались в порошок, смешивались с оливковым маслом, после чего конденсировались на водяной бане до получения ароматной эссенции. В качестве флаконов греки использовали сферические сосуды, украшенные античными рисунками.

Древний Рим

Но самыми предприимчивыми в области парфюмерии стали древние римляне. Переняв у сирийцев технику выдувания стекла, римляне первыми стали разливать духи в стеклянные сосуды и поставлять их в Индию, Африку и на Аравийский полуостров, тем самым получив новую статью дохода для государства. Но с упадком империи и зарождением христианства развитие отрасли застопорилось, и пальма первенства снова перешла к арабам.

Благоухающий Восток

Перегонный куб Джабира ибн Хайяна

После падения Древнего Рима преградой на пути развития парфюмерии в Европе стало христианство: духи были объявлены вне закона, как предмет бесполезный и противоречащий истиной вере. В это же время Восток благоухает, продолжая постигать искусство изготовления ароматов: арабы открывают новые цветы и пряности, изобретают перегонный куб, улучшают технику дистилляции и, наконец, получают спирт, необходимый для создания настоящих духов. Главный компонент духов того времени — эфирное масло розы, а центром выращивания роз становится Дамаск (дамасская роза по сей день остается одним из популярных ингредиентов парфюмерии).

Читайте также:
Как продлить молодость кожи
Первый опыт дистилляции Авиценны

В начале одиннадцатого века нашей эры ученый и мыслитель Авиценна проводит свой первый опыт дистилляции с розой, результатом которого становится розовая вода. Именно она стала прототипом первых спиртовых духов, ее производят в огромных количествах и используют во всех сферах жизни.

XII век и возвращение парфюмерии в Европу

Торговая ярмарка в средневековой Европе

К XII веку укрепление торговых отношений, развитие алхимии и рост университетов приводят к тому, что религиозный запрет на духи в Европе постепенно сходит на нет. Вместе с этим средневековое общество начинает больше внимания уделять гигиене: людям нравится принимать душистые ванны и ароматизировать одежду. Европа заново открывает для себя парфюмерию.

XIII век и первые помандры для духов

Портрет мужчины с помандром

В XIII веке появляется новый сосуд для хранения ароматических смесей — помандер (от французского pomme d’ambre). Первые помандеры довольно громоздкие и напоминают металлические шары с отверстиями, из которых просачивается запах. Со временем они становятся миниатюрнее и изготавливаются из благородных металлов с использованием эмали и драгоценных камней.

Новые земли — новые ароматы

Процесс дистиляции ароматических масел

Огромное влияние на парфюмерную индустрию оказали путешествия и географические открытия. В XIII веке итальянский купец и путешественник Марко Поло привозит из Азии новые ингредиенты — перец, гвоздику и мускатный орех — которые быстро находят применение в производстве ароматов. Центром парфюмерии становится Венеция, куда везут цветы, травы и пряности из разных стран. Позже Европа начинает выращивать свои ингредиенты, среди которых — анис, базилик и шалфей. Тайны венецианских парфюмеров доходят до французских умельцев, и Франция быстро становится главным косметическим центром Европы. Выращивание цветов и трав для производства ароматов доходит до промышленных масштабов. А столицей парфюмерии становится Грасс — маленький город на юге Франции. Здесь среди многочисленных цветочных полей производят драгоценные ароматы розы, лаванды, жасмина, дикой мимозы и флердоранжа. ! Nota Bene: К званию главной парфюмерной столицы мира Грасс пришел не сразу. Есть версия, что в XII веке этот маленький город был прибежищем кожевенников, скорняков и торговцев кожей. Ремесленники занимались производством перчаток, но дубленая кожа имела довольно резкий неприятный запах. Чтобы хоть как-то его заглушить, в ход пошли ароматические масла. Надушенные перчатки понравились Екатерине Медичи, и она распространила эту моду по всей Франции.

Венгерская вода — прообраз современного одеколона

Святая Елизавета Венгерская

Во второй половине XIV века Европа начинает производить первые «ароматические воды» — жидкие духи на основе спирта и эфирных масел. В большинстве парфюмерных книг фигурирует так называемая «вода венгерской королевы» или «венгерская вода» — первые духи с содержанием спирта. По легенде, в середине XIV века венгерская королева Елизавета получила в подарок ароматную жидкость с чудесным запахом и омолаживающими свойствами. Главным ароматическим компонентом воды был розмарин, а в качестве дополнительных ингредиентов использовали эфирные масла лимона, розы, нероли, мяты и мелиссы. По концентрации Hungarian Queen Water была сродни современным одеколонам — аромат был свежим, нестойким и быстро исчезающим.

XVIII век и изобретение первого одеколона

Eau de Cologne Original 1811

В 1709 году итальянец Иоганн Мария Фарина создает первый одеколон. Названный в честь немецкого Кельна Eau de Cologne Original состоял из смеси цитрусовых масел и чистого спирта. Несмотря на то что Фарина много лет жил в Германии, вдохновением для его ароматов всегда была родная Италия. По сравнению с насыщенными и строгими духами, которыми в то время пахла Европа, композиции Фарины были свежими, чистыми и новаторскими. Что неудивительно: пряным и густым нотам мускуса, корицы и сандала Фарина предпочитал свежие и чистые ноты лайма, апельсина, грейпфрута и бергамота.

Ароматный двор короля Людовика XV

В эпоху просвещения популярность ароматических вод достигает своего пика. Дворец короля Людовика XV называется не иначе как «ароматный двор»: духи — обязательный аксессуар придворных и вельмож. Ароматические воды наносят не только на тело, но и на предметы обихода — от вееров до мебели. В это же время у ароматических вод появляются конкуренты — туалетные уксусы. Самый популярный — «Уксус четырех воров» — обладал мощными дезинфицирующими свойствами и, по легенде, защищал от свирепствующей в это время в Европе чумы. Рецепт чудо-уксуса получили от мародеров, которые грабили пораженные чумой города и при этом умудрились остаться живыми и здоровыми.

Паскаль Герлен начинает историю дома Guerlain

Пьер Франсуа Паскаль Герлен

В конце XVIII века центром парфюмерии становится Париж. Насыщенные ароматы уходят на второй план, уступая место свежим и легким запахам. В 1828 году химик Пьер Франсуа Паскаль Герлен открывает в Париже маленький аптекарский магазинчик, в подвале которого занимается смешиванием ароматов. Именно здесь будущий основатель империи Guerlain создает Esprit de Fleurs. Необычный для того времени цветочный аромат нравится французским модникам, и магазинчик Паскаля становится популярным. Судьбоносным для парфюмера стал первый мужской одеколон Imperiale, созданный Герленом специально для французского императора Наполеона III. С этого момента Герлен становится не только официальным парфюмером императора, но и создает ароматы для испанских, австрийских и российских монархов.

Генрих Брокар дарит миру «Красную Москву»

В 1864 году с легкой руки французского предпринимателя и парфюмера Генриха Брокара в России открывается первая фабрика по производству мыла и духов «Новая заря». Самым знаменитым детищем француза стали духи «Любимый букет Императрицы», известные сегодня под названием «Красная Москва».

Читайте также:
Духи для деловой женщины – отзывы и советы
Органическая химия открывает новые ингредиенты в парфюмерии

Развитие химической промышленности в XIX веке выводит производство парфюмерии на принципиально новый уровень. Органическая химия позволила синтезировать запахи, то есть получать их искусственным путем. Первым парфюмером, смешавшим натуральные и синтетические компоненты, стал Франсуа Коти. В это же время появляется новый парфюмерный ингредиент — кумарин. Это синтетическое вещество с ароматом свежескошенной травы ложится в основу нового семейства ароматов: фужерные или папоротниковые.

Альдегиды в парфюмерии и бум на Chanel № 5

В 1921 году парфюмерный мир взрывает новый во всех смыслах слова Chanel № 5. Габриэль Шанель попросила пионера парфюмерии Эрнеста Бо создать «искусственный аромат женщины, которая пахнет женщиной». Как раз в это время Бо исследовал альдегиды (высоко-летучие соединения, благодаря которым цветочные ноты становятся более легкими и воздушными). Результатом трудов стал революционный для своего времени Chanel № 5. Аромат без главных нот базировался на 80 различных ингредиентах, усиленных нотами альдегидов, которые впервые использовались в таких пропорциях. Дизайн флакона был разработан лично Мадемуазель: простой, элегантный и утонченный, он сохранил свой первоначальный вид и в наши дни.

Середина XX века — эпоха ароматов от кутюрье

Юбер де Живанши и Одри Хэпберн

Вслед за Габриэль Шанель свои ароматы начинают выпускать Кристиан Диор, Нина Ричи, Юбер де Живанши и другие. В 1956 выходит легкий и нежный Diorissimo от Dior, годом позже — звездный L’Interdit от Givenchy (результат сотрудничества Юбера де Живанши с Одри Хэпберн). Главный хит 60-х — свежие цветочные ароматы, бестселлерами становятся Fidji от Guy Laroche, Climat от Lancome и Estee от Estee Lauder.

Винтаж 70-х: мода на восточные ароматы

В 70-е парфюмерия будто возвращается к истокам — в моде терпкие восточные ароматы. Первопроходец — Opium от Yves Saint Laurent, вслед за ним выходят Magie Noire от Lancome и Cinnabar от Estee Lauder. Но увлечение Востоком быстро сходит на нет, и к концу 70-х на арене снова чистые цветочные композиции, такие как White Linen от Estee Lauder и Anais Anais от Cacharel.

Модные 80-е: парфюмерия haute couture

80-е по праву можно назвать эпохой парфюмерии haute couture. На первый план выходят чувственные и сексуальные композиции. Главный аромат десятилетия — тяжелый, сладкий и дурманящий Poison от Dior. У аромата столько же поклонников, сколько и ненавистников — таблички в европейских кафе «No smoke, no Poison» были нормой.

Эпоха гранжа и унисекс-ароматы 90-х

В эпоху гранжа бал правит унисекс, не только в моде, но и в парфюмерии. Пионером тренда становится Кельвин Кляйн, выпустивший первый единый аромат для мужчин и женщин Calvin Klein СK One. Задумку дизайнера идеально воплотила андрогинная Кейт Мосс, ставшая лицом парфюма.

Золотой век парфюмерии: ниша и селективы

Новый век вполне можно назвать началом золотой эпохи современной парфюмерии. Удивить потребителя все сложнее: каждый год в мире выпускается около тысячи новых ароматов. На вопрос «Что за аромат» — редко услышишь в ответ название популярного бренда. Нишевая парфюмерия стала мастхэвом, а парфюмеры больше не боятся отходить от классических канонов, потому что знают — на каждый неожиданный и даже откровенно странный аромат найдется свой ценитель.

Взгляд в будущее

Чего ждать от парфюмерной индустрии в ближайшем будущем? Своими мыслями на этот счет с Salt Mag поделился креативный директор и сооснователь бренда EX NIHILO Бенуа Вердье: «Самая главная тенденция — это строгий контроль ингредиентов (неважно, натуральных или синтетических) на предмет аллергенности и вреда для окружающей среды. Уверен, ученые будут изобретать все новые и новые молекулы, сублимировать живую природу. Отчасти этот прогресс будет связан как раз с жесткими запретами. Нас ждет очень интересное развитие парфюмерных технологий — в этом я уверен на сто процентов!».

История парфюмерного искусства

История парфюмерного искусства

Само слово «парфюмерия» обязано своим происхождением латинскому сочетанию «perfumum» — «через дым», применявшемуся к жертвоприношениям и воскуриванию благовоний, посвященных божествам. Чтобы умилостивить
небесных покровителей, римские жрецы возжигали на алтарях ладан, мирру, сандал и другие приятно пахнущие субстанции. Однако пользоваться природными дарами для создания ароматов, используемых в качестве духов, люди начали намного раньше.

Древний Египет: искусство с пятитысячелетним стажем
По заверениям археологов, первые ароматные подношения богам возжигались в Древнем Египте более пяти тысяч лет назад. Духов в современном понимании этого слова еще не существовало, так как не было спирта, составляющего основу современных формул. Началась парфюмерная история Египта с окуривания и применения ароматных веществ при изготовлении лекарственных средств и косметики.

Вскоре египтяне поняли: ароматы — это не только божественная субстанция, но и способ сделать привлекательным земное тело. Большое распространение среди знатных египтян получили масляные духи-аттары с ароматом аниса, мяты, розмарина, экстрактов кассии, лимона и кипариса. Для придания им устойчивости применяли бальзамические смолы, росный ладан и стиракс. Простым же людям приходилось довольствоваться гораздо более дешевыми парфюмами на основе касторового масла, ароматизированного душицей, тимьяном и мятой. Первая ароматическая вода, названная kyphi (кифи), производилась из вина, мирры, меда, шафрана и ягод можжевельника.

Для изготовления ароматной косметики применяли жиры (как растительные, так и животные) с целью поглощения и сохранения аромата. Эти мази и жидкие масляные духи хранили в небольших красивых сосудах, напоминающих современные флаконы для духов: им придавали причудливые формы, покрывали росписью и эмалью. С тех пор парфюмерия стала искусством не только душистым, но и радующим глаз.

Читайте также:
Ягодные маски для лица из малины, клубники и смородины

Богатые египтяне постоянно окружали себя ароматами, причем разнообразными средствами пользовались как женщины, так и мужчины. Специальные добавки делали особо душистыми не только косметику и лекарства, но и пищу, вино: появились массажные масла и притирания. У египтян также был в ходу оригинальный обычай: они часто использовали небольшие благоухающие пирамидки и шарики из масел, которые водружались на прическу и таяли в горячем африканском воздухе, распространяя вокруг нежные ароматы. Применялись они во времена признанной красавицы Нефертити. Жена фараона часто пользовалась жасминовыми ваннами вкупе с сандаловыми притираниями и амбру. Образ прекрасной Нефертити сохранился в веках благодаря фрескам и скульптурным изображением, запечатлевшим жизнь при дворе.

К моменту воцарения в Египте династии Птолемеев, в столице Александрии были организованы целые мануфактуры по изготовлению духов. Лучшее сырье для производства свозилось из Персии, Аравии, Китая, Индии. Последняя представительница династии, царица Египта Клеопатра активно использовала благовония, духи и ароматические косметические средства в искусстве соблазнения, стремясь укрепить собственную власть. Одним из любимых благовоний царицы был индийский нард — экстракт травянистого растения с терпким, чувственным ароматом. Но для привлечения мужчин царица выбирала запахи на основе умиротворяющей мирры и ладана.

Порой египетская чаровница совершала настоящие безумства, благодаря которым ее запомнили в веках. Например, путешествуя к Марку Антонию, Клеопатра приказала надушить паруса, чтобы полководец мог издалека почувствовать знакомый аромат.

У египтян переняли искусство составления ароматических композиций их рабы —евреи. В Библии имеется упоминание о том, что Юдифь, соблазняя Олоферна, применяла духи, да и Руфь привлекла Вооза чувственным ароматом искусственного происхождения.

Античность: культ аромата

Унаследовав опыт и рецепты египтян, греки увеличили число известных ароматических веществ и расширили их применение от религиозной до повседневной сферы. Парфюмированные мази и масла теперь применяются для гигиенических и косметических целей не только во время принятия ванны, но также до и после еды.

Древняя Греция придерживалась мнения, что ароматы — это дар богов. Широко применялись ароматные смолы при похоронном обряде, каждый усопший уносил с собой в могилу сосуд с благовониями для того, чтобы умилостивить богов загробного мира. Так же, как в Египте, большое внимание уделялось внешнему виду флаконов: многие изготавливались из популярного в то время коринфского алебастра и расписывались сценками охоты, игр, повседневной жизни, и др. Оригинальные сосуды в форме мифических существ, животных, человеческих ступней в обуви были найдены при раскопках на острове Родос.

Римляне, подхватив эстафету от греков и под сильным влиянием восточных традиций, также уделяли парфюмерии много внимания. Хотя Юлий Цезарь активно восставал против внедрения в жизнь подданных экзотики, повседневное применение ароматных продуктов сильно расширилось. Поддерживалась активная торговля сырьем для духов с Индией, Африкой и Аравией. Римляне заложили основы ароматерапии, связывая воздействие ароматов с исцелением различных болезней, а также ввели в обиход стеклянные флаконы для духов.

Исламский же мир в эпоху христианизации Запада, отрекшегося от старых обрядов и устроившего гонения на все плотское, в том числе и на парфюмерное искусство, напротив, активно сохранял наследие предыдущих цивилизаций. Арабы продолжили торговлю с Востоком ароматическими веществами, а также изобрели перегонный куб и усовершенствовали технологию дистилляции, ранее слабо применявшуюся при изготовлении экстрактов из-за низкой эффективности.

Арабы использовали ароматическое мыло, духи, благовония не меньше, чем египтяне и представители античных цивилизаций. Огромную благодарность потомков должен вызвать тот факт, что они сохранили и уберегли от утраты все тайны парфюмерно-косметического искусства, чтобы впоследствии рыцари-участники крестовых походов вер- нули Европе драгоценные ароматы.

От Средневековья к классике: новое рождение

После падения Римской империи и воцарения варваров, завершивших развитие античного мира, говорить о сохранении парфюмерии не было никакого смысла. Лишь к XII веку искусство создания ароматов вернулось с Востока вместе с укреплением торговых отношений. В крупных европейских городах открывались учебные заведения, в которых начали изучать основы химии и алхимии.

В то время Венеция, связанная торговыми путями со многими странами Востока, быстро стала настоящей парфюмерной столицей. Путешественники и торговцы привозили раз- ные пряности — гвоздику, корицу, мускатный орех, шафран, имбирь, кардамон и они стали активно использоваться при изготовлении ароматов.

Ароматические воды на основе спирта и эфирных масел, появившиеся ближе к концу XIV века, по уверениям летописцев того времени, творили настоящие чудеса. Эти средства применялись внутрь и были очень популярны.

Легенда о первой ароматической «Воде королевы Венгрии» гласит, что венгерская королева Елизавета, которой было на тот момент 70 лет, после применения ароматической воды на основе розмарина, изготовленной искусным монахом, настолько помолодела, что смогла в своем возрасте выйти замуж за короля Польши.

После открытия Нового Света оттуда хлынули всевозможные экзотические растения, которые также стали применяться в парфюмерии. В отличие от португальцев и испанцев, делавших ставку на торговлю пряностями, голландцы развивали селекцию и сельскохозяйственное производство. Начали появляться самые разнообразные парфюмированные воды (розовая, лавандовая, флердоранжевая) с добавлением мускуса и амбры. Они оказывали целебное воздействие и маскировали неприятные запахи (вы, дорогие читательницы, конечно же, помните, что ванны в то время принимали довольно неохотно). Эпоха Возрождения вознесла ароматы на пьедестал как верное средство в борьбе с миазмами и болезнями. Для оздоровления атмосферы и борьбы с инфекциями была изобретена шаровидная курительницапоман- дер, наполняющая дом волшебными ароматами.

XVII век стал эпохой настоящего расцвета парфюмерии. При дворе Людовика XIV духами, ароматизированными пастилками для приятного дыхания и парфюмированными пудрами, пользовались абсолютно все — от мала до велика. Спустя некоторое время разразилась настоящая война между аптекарями-алхимиками и производителями перчаток. Чтобы замаскировать тошнотворный запах дубленой кожи, перчаточники монополизировали производство парфюмерии. В это же время линейка ароматов расширяется и к уже знакомым запахам присоединяются розовое масло, экстракты туберозы и жасмина. Искусство же создания флаконов оттачивается до совершенства и становится сферой интересов не только стеклодувов, но и ювелиров: прекрасные сосуды для благовоний и духов стали предметами роскоши и символами богатства владельца.

Читайте также:
Парфюмерная вода Tom Ford аромат Velvet Orchid

Эпоха Просвещения и XIX век

При дворе французского короля Людовика XV, прозванного «парфюмированным» двором, было принято пропитывать ароматами и одежду, и парики, и предметы интерьера. Причем ароматические воды и туалетные уксусы служили не только в своем обычном качестве, но и как защита от инфекций.

Известнейший туалетный уксус XVIII века носил название «Уксуса четырех воров». С ним связана леденящая душу история о мародерах, грабящих дома жертв эпидемии чумы в Марселе в 1720 г. Якобы, благодаря его свойствам, лихая четверка не заразилась, и за рецепт чудодейственного средства они были помилованы. Современные ученые объясняют волшебный эффект уксуса тем, что резкий запах отпугивал насекомых — основных переносчиков инфекции.

XVIII век — время настоящей парфюмерной революции. Eau de Cologne, «кельнская вода» или одеколон — вот главное ароматное событие века. Ароматизированная запахами нероли, лимона, бергамота и розмарина, вода использовалась в качестве добавки в воду для купания, стирки одежды, инъекций медикаментов, для полоска- ния рта и многого другого. Итальянские семьи Фемини и Фарина до сих пор спорят за право первенства в изо- бретении этого шедевра парфюмерного искусства.

А вот XIX век ознаменовался развитием химии в современном её виде. Практически все нынешние сочетания запахов были открыты именно в то время. При Наполеоне был особенно популярен одеколон: великий император использовал по 60 флаконов кельнской воды в месяц! Основные запахи той эпохи — это сильные, насыщенные ароматы амбры и мускуса. По словам очевидцев, будуар Жозефины спустя 70 лет после её смерти благоухал духами прежней хозяйки. А вот Реставрация сменила предпочтения двора с сильных животных ароматов на цветочные и нежные. Парфюмерные композиции становятся более изысканными и тонкими, а город Грасс стал настоящей Меккой парфюмеров. Здесь открылось несколько крупных фабрик, производящих духи. Позже к нему присоединился и законодатель мод — Париж. Известными тогда были имена парфюмеров Пивера, Лантье, Убигана, Любена, Роже и Галле. В 1828 году открыл лавку молодой химик Герлен — изобретатель парфюмерной композиции «L’Eau de Cologne imperiale» и основатель легендарной фирмы Guerlain. Парфюмер за свое открытие был возведен в ранг поставщика императорского двора.

Но главный толчок развитию парфюмерии в мире дала органическая химия. Синтез определенных соединений позволил выделять запахи, которые представляли интерес для покупателей. Не существующие ранее в природе запахи потрясли мир и зародили профессию парфюмера. Не отставало и производство флаконов для духов: наиболее ценились хрусталь и богемское стекло. А изобретение пульверизатора в 1870 году французом Брийя-Савареном, положило начало совершенно новой ступени в парфюмерной промышленности.

XX век: дух современности

К 1900 году значение парфюмерии в развитых странах стало столь велико, что была открыта всемирная выставка в Париже. Компании-производители в то время все больше внимания уделяли оформлению флаконов, привлекая для их совершенствования извест- ных художников, например, Гектора Гимара или Альфонса Муху. Стекольщики также принимали активное участие в создании тары для духов. Фирмы Баккара, Лалик и Броссе сотрудничали с известными парфюмерами: Коти, Герлен, Д’Орсей, Убиган, Карон и Шанель.

Духи же отныне становятся все более сложносоставными. Впервые натуральные и синтетические запахи были смешаны в аро- мате Франсуа Коти L’Origan и Chypre (Шипр). Впоследствии Шипр с ароматами мха, бергамота, пачули и ладанника стал прародителем целого семейства ароматов с одноименным названием. Популярность приобрели восточные и амбровые запахи с нотами пудры, ванили, мускуса, амбры. Известнейший кутюрье Поль Пуаре в 1911 году впервые выпустил духи к линейке одежды. Но первым настоящим законодателем этой сферы стала великая Габриэль Шанель.

Легендарные духи Chanel No 5, автором композиции которых является Эрнест Во, стали не только самым известным парфюмерным продуктом фирмы Chanel, но и первыми духами, содержащими инновационные синтетические вещества альдегиды, запах которых чрезвычайно интенсивен.

Франция продолжала дарить миру самых известных волшебников ароматов. Мужскую парфюмерию буквально взорвал использованием гедионапарфюмер Эдмон Рудницка со своим ароматом L’Eau sauvage. Парфюм для мужчин стал набирать популярность. В это же время ужесточилось противостояние французов и американцев, чья парфюмерная промышленность начала набирать силу. Американская парфюмерная традиция обрела самостоятельность и избавилась от влияния Франции только к середине XX века, когда на рынок вышли Elizabeth Arden и Estee Lauder. Американские духи имеют главное отличие: они не разделяются на ноты и за счет этого
практически не меняют своего аромата в зависимости от владельца. С одной стороны, в этом их сильная сторона: приобретая американские духи, Вы точно знаете, что не получите неприятного сюрприза. Поэтому в последнее время американская традиция приобрела большой вес на рынке. Некоторые французские духи стали выпускаться в американской традиции, к примеру, Organza Indecence от Givenchy или Angel от Thierry Mugler. Однако, с другой стороны, любители изысканных французских запахов считают американскую парфюмерию примитивной. Она, по их мнению, сильно отражает образ жизни и мышления жителей США. Их любимый парфюм — стойкий, удоб- ный, а в применении — яркий. Примерами таких ароматов можно считать Romance от Ralph Lauren, Tommy Girl от Tommy Hil nger, 5th Avenue от Elizabeth Arden.

Читайте также:
Яркие свадебные, вечерние платья и короткие платья ярких цветов

На сегодняшний день парфюмерия — одна из элитных сфер косметической промышленности. К сожалению, как и все остальные сферы, она переживает некоторые трудности. Сегодня парфюмер обязан считаться с мнением клиентов и, создавая новые ароматы, постоянно внедрять инновации. Возможно, парфюмерия следующего века будет использовать открытия генетики или нанотехнологии. Естественно, что главным в этом направлении должен оставаться креатив и поиск новых горизонтов.

Кто придумал парфюм, и как духи спасли средневековую Европу от эпидемии

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кто и когда придумал духи

Духи были изобретены не французами. Благовония для тела и помещений использовались еще в древнем мире. Искусно владели мастерством создания ароматов египтяне, греки, римляне. Также смеси смол и эфирных масел применяли в Древнем Китае и на Аравийском полуострове. Тогда запах не был самоцелью, а скорее дополнительным приятным бонусом.

Масляные смеси предназначались для лечения, улучшения самочувствия, ухода за кожей. Ароматы применялись для стимуляции сексуального влечения, соблазнения, способствовали зачатию детей. Кроме того, благовония широко использовались в религиозной сфере. С помощью запаха древние жрецы управляли духовным состоянием посетителей храмов, настраивались на аскетизм.

Для создания ароматических продуктов применяли исключительно растительное сырье — пряности (корни и семена), масла, лепестки цветов, смолы хвойных деревьев. Аромат был частью культа здорового тела и духа.

Почему же первенство в индустрии ароматов принадлежит французам?

Гигиена и изысканные ароматы были чужды для средневековых европейцев. Духи, технология дистилляции, а вместе с ней цветочные воды и эфирные масла попали в западный мир, когда крестоносцы вернулись из походов. Теперь запах был самоцелью, у него была лишь одна задача — перебить смрад, источаемый грязными телами и отходами человеческой жизнедеятельности, наполняющими средневековые города. Гигиенические процедуры там еще не практиковались, канализация не действовала.

Европейские парфюмеры начали включать в композиции ингредиенты животного происхождения — мускус и амбру. Эти компоненты существенно увеличивали стойкость духов. Также считалось, что они усиливают сексуальную привлекательность носителя запаха. Эта перемена стала переломной, животные ингредиенты дали новый виток развития искусству создания ароматов. Вещества, добытые из желудков кашалотов и половых желез оленей, широко используются и в современной нишевой парфюмерии.

Требований к духам тех времен было немного — стойкость и резкость. Именно такой парфюм мог перебить неприятные запахи тела и пространства тесных улиц.

Причина того, что именно Франция стала лидером парфюмерного искусства — в непредвзятости и отсутствии преемственности. Такие факторы сдерживают развитие новаторских идей. Конкурирующая Италия все же имела наследие, которое досталось от древних римлян. И это обстоятельство сковывало творческие порывы и дерзость итальянских парфюмеров.

Нота кожи, или как парфюмерия противостояла чуме

Еще один способ внести в образ изящный штрих — надеть кожаные перчатки, которые подвергались щедрой ароматизации. Это позволяло достичь двух целей — спрятать немытые руки, а также преобразить запах плохо обработанной кожи. Эта практика обрела огромную популярность, знатные дамы обзаводились десятками, а то и сотнями пар ароматных перчаток. Их обрабатывали составами с присутствием сандала, розы, жасмина — на выбор или в различных комбинациях. Обязательным ингредиентом служила амбра или мускус, благодаря которым аромат сохранялся на протяжении длительного времени.

Если прежде запах телячьей кожи был нежелательным, то в современной индустрии моды ноту добавляют в композицию намеренно. Парфюм с таким компонентом обретает интимность, провокационное звучание, животный магнетизм. Таковы традиции французского парфюмерного искусства.

Русский химик К. Веригин, автор книги «Благоуханность: воспоминание парфюмера» утверждает, что среди мастеров ароматов процент гибели от чумы был намного меньшим, чем среди остального населения. Это объясняется постоянным пребыванием среди запахов трав и эфирных масел, уксусов. Многие из таких продуктов отпугивали насекомых, в том числе блох, наиболее зловещих переносчиков инфекции.

Существует история о марсельских грабителях-безумцах, которые промышляли мародерством. Они искали ценные вещи и деньги на трупах тех, кто умер от чумы. Их неуязвимость для грозной инфекции кроется в регулярном применении туалетного уксуса собственного производства. Такое средство предназначалось для дезинфекции и ароматизации. Патогенных микробов оно убить не в состоянии, зато предотвращало укусы насекомых, что и было главной профилактической мерой наряду с карантином.

Трансформация этики ароматов от эпохи Просвещения до наших дней

В XVIII веке пользоваться парфюмерной продукцией массово начинают мужчины. Благоухающие составы наносят на предметы интерьера, аксессуары, белье. Считается престижным обзавестись личным парфюмером, который разрабатывает персональный уникальный аромат для заказчика.

В этот период популярными становятся свежие легкие ингредиенты, такие как розмарин, бергамот, лимон. Гигиенические процедуры уже не заменяются ароматизацией, а совмещаются с ней. Продукты парфюмерии добавляют в ванны, воду для полоскания рта и для стирки одежды.

В начале XIX столетия появляется новое требование к использованию ароматов — умеренность. Приветствуется нанесение духов на платок, перчатки и веер, соприкосновение духов с телом считается нежелательным.

В конце XIX века духи обретают гендерную специфику — дамские ароматы состоят в основном из фруктово-цветочных компонентов, мужские содержат ноты хвои, древесины, много цитрусовых.

В XX веке начинают выпускать ароматы для определенной погоды или времени суток. Зимние духи характеризуются большим содержанием пряных теплых нот, высокой концентрацией смол. В летние композиции включены такие ноты, как огурец, арбуз, а также синтетические альдегидные составляющие, напоминающие морской бриз или свежий горный воздух. Гендерная специфика существует, но ее строгость растворяется в современном обществе, где люди сами любят решать, кем быть.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Читайте также:
Восточный аромат Arabie Serge Lutens – отзывы

Как правильно ухаживать за кожей весной

После затяжных холодов и снежных морозов коже как никогда нужны солнце, тепло и хороший уход. Хочешь прослыть красавицей и принимать восхищенные комплименты? Начинай свой день с витаминных добавок. Хорошие биокомплексы можно присмотреть в аптеке, а можно сделать ставку на «витамины красоты» — А и С. Они стимулируют выработку в коже коллагена, выравнивают цвет лица и добавляют ему ярких красок. А еще способствуют здоровью кожи, оказывая мощное омолаживающее воздействие.

Но одних витаминов мало, чтобы задобрить капризную кожу весной. Нужно научиться предугадывать ее желания и вовремя удовлетворять потребности. Чего ждет от тебя кожа, читай по своему же лицу!

Тусклый цвет

Твоя кожа, похоже, устала, ей недостаточно обычного увлажнения. Она желает, чтобы влага к ней поступала не только в виде косметических средств, но и шла «изнутри».

Что делать? Вспомни о правильном питьевом режиме. Выпивай в сутки не меньше 1,5 литров чистой воды. Дополнительно организуй коже прохладные орошения. Принимая душ, сделай температуру воды не такой теплой, как ты привыкла, и стой под «благодатным источником» около 5 минут. Это позволит коже лица и тела дольше оставаться увлажненной, а значит — молодой и красивой.

Шелушение

Холодный ветер и крепкие морозы прошедшего сезона успели сделать свое «черное дело». Кожа истончилась, стала менее эластичной и более чувствительной. Шелушение — типичная реакция на внешние раздражители, и хотя большая их часть уже позади, последствия еще дают о себе знать.

Что делать? Верни коже свежесть и сияние, помогая ей обновиться. Сейчас эффективны такие процедуры, как скрабирование и пилинг. Скрабы лучше покупать с искусственными абразивными компонентами, они бережны к коже, а значит, работают на ура. А вот пилинги действеннее всего с энзимами — веществами, изначально присутствующими в твоей коже, но которых, в силу обстоятельств, в ней стало меньше. Помни, жирный и комбинированный типы кожи глубоко очищать нужно раз в неделю, а сухой – только 2-3 раза в месяц.

Аллергические реакции

При смене холодного сезона теплым косметологи призывают нас навести порядок в косметичке. Плотные текстуры средств заменить легкими, воздушными, дышащими. Но нужно учитывать, что кожа в этот период очень чувствительна и уязвима, потому возможно появление красных пятен, раздражений, воспалений.

Что делать? Доверяй только известным, заслужившим доверие производителям, пользуйся проверенной косметикой. Новые продукты красоты вводи постепенно, внимательно отслеживая реакцию своей кожи. При возникновении неприятных ощущений сразу обращайся к врачу. Не занимайся самолечением!

Потеря тургора

Кожа рук, декольте и внутренней поверхности бедер стала болезненной и дряблой? Все ясно: на лицо снижение тургора. Так происходит, если в холодные месяцы ты забывала «удобрять» кожу тела увлажняющими и питательными составами — кремами, эмульсиями, молочком.

Что делать? Нужно восполнить истощившиеся запасы кожи витаминами, микроэлементами и прочими полезностями. Выбирай крем по содержанию активных веществ: ищи в составе гиалуроновую кислоту, растительные экстракты, масла и антиоксиданты. Отдавай предпочтение кремам, повышающим иммунитет кожи и включающим защиту от ультрафиолета. Смуглой коже, не склонной к появлению пигментных «клякс» подойдет SPF 6, а белолицым красавицам лучше остановить свой выбор на креме с SPF 15.

Весной в коже активизируются все обменные процессы, работа сальных желез не исключение. После зимы поры сужены и не могут самостоятельно освободиться от лишнего секрета. Если им не помочь, они закупориваются и появляются комедоны.

Что делать? Очищай кожу лица дважды в сутки – утром и вечером. Откажись от спиртовых лосьонов, прижигающих прыщи. Они удаляют следствие проблемы, а не ее саму, а значит, появление новой россыпи прыщей неизбежно. Комплексный уход за кожей с акне должен выглядеть так: очищение молочком, тонизация — тоником или сывороткой, а в конце — увлажнение дневным (ночным) кремом для лица.

Жирный блеск

Появление жирного блеска, как и сухости кожи – частая проблема в начале весны. Коже нужно время, чтобы настроиться на новый ритм и привыкнуть к интенсивному солнечному свету. Как только это произойдет, проблема решится сама собой. Но страдать в ожидании этого не обязательно.

Что делать? Улучшить тон лица и минимизировать потери привлекательности кожи можно специальными матирующими салфетками. Просто протирай ими время от времени проблемные области, после чего наноси на лицо рассыпчатую пудру. Предотвратить в дальнейшем появление блеска на коже поможет комплексный подход. Утром и вечером очищай кожу лосьоном для жирного типа, двигаясь строго по массажным линиям. Затем балуй лицо кремом с коллагеном, стимулирующим обновление клеток.

Повышенная пигментация

Некрасивые коричневые «кляксы» появляются часто на лице, шее и в области декольте. Всему виной УФ-излучение и возможное содержание в косметике бергаптена. Это один из компонентов эфирного масла бергамота. Недобросовестные производители могут добавлять его в солнцезащитную косметику для усиления эффекта загара. Еще бергаптен может присутствовать в кремах для лица с отдушками и в парфюмированных составах.

Что делать? Для начала пересмотри содержимое своей косметички на предмет выявления продуктов с бергаптеном. Избавляйся от всех средств, вызывающих малейшее подозрение. Далее — замени дневной крем составом с ретинолом, это вещество широкого спектра действия. Нам оно интересно тем, что регулирует все процессы в коже, добавляя ей здоровья и красоты. И последнее – повысь степень защиты кожи от ультрафиолета. Теперь твой крем должен содержать SPF не менее 25.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *