История прялки, русские старинные прялки – фото

Историческое значение старинных прялок и их особенности

Раньше не продавали пряжу для вязания. Рукодельницы изготовляли ее со стриженой овечьей шерсти самостоятельно. Старинные прялки представляли собой простое устройство, состоящее всего из двух частей. Так как это был исконно женский труд, прялка сопровождала хозяйку на протяжении всей жизни.

Пряли как в одиночестве, так и в компании, проводя за этим занятием многие часы и часто засиживаясь до позднего вечера. Поэтому очень важно было для женщин, как эта самая прялка выглядит. Много внимания уделялось сначала ее внешнему виду.

Виды старинных прялок

А чуть позднее постоянно усовершенствовалась прялка для максимальной оптимизации и автоматизации процесса. Ее использовали во множестве народных обрядов. Прялка служила основой древней мифологии не только славян, но и остальных народов мира.

В антикварных магазинах сейчас можно купить огромное количество прялок. От самых простых, с необыкновенно красивой росписью, до сложных, содержащих колесо в качестве ручного привода. Цена зависит от множества факторов, таких как состояние прялки, роспись, история, с ней связанная, редкость и других.

История прялки

Чтобы полностью понять смысл этого орудия труда в истории нашего народа, необходимо проследить, как менялся внешний вид прялки у нас и во всем мире с течением времени. И то, как она постепенно трансформировалась, становясь полностью автоматизированной.

Как же выглядела прялка с самого начала? Поначалу пряжу просто скручивали, это считается наиболее ранним прообразом прядения. Потом было изобретено веретено, а чуть позже и прялка. Процесс изготовления пряжи стал непрерывным и значительно ускорился. Сначала прялки имели ручной привод, а вскоре они начали приводиться в действие ножным приводом.

С помощью такой прялки уже можно было контролировать качество пряжи и толщину нити, но эти параметры еще и зависели от самой овечьей шерсти. На качество пряжи влияло то, какая была овца и даже в какой период она была пострижена. Например, более мягкая шерсть получалась от овцы, постриженной зимой.

История трансформации прялки начинается именно с изобретения веретена. Несколько тысячелетий она просуществовала именно в таком виде. Процесс был сложным и трудоемким и состоял из большого количества однообразных движений. Это были вытягивание, скручивание и наматывание. При низкой производительности трудозатраты были очень велики и руки быстро уставали.

Такие прялки сохранились в большом количестве, и сейчас их можно найти практически во всех музеях истории и народного быта. Это связано с тем, что приспособления были максимально простыми, и их могли себе позволить даже самые бедные люди. А в Древнем Риме была изобретена прялка, которая и стала существенным прорывом.

Теперь это процесс выглядел несколько по-другому. Прялка имела большое колесо, которое в действие прядильщица приводила при помощи правой руки посредством специальной ручки. Второй рукой она вытягивала прядь из пучка волокон и направляла к веретену. При поднесении наклонно прядь скручивалась в нить, если это делалось под углом, то она наматывалась.

В 1530 году Юргенсом из Брауншвейга была изобретена самопрялка. Вместо ручки, она приводилась в действие ножным приводом. Для работы освобождались обе руки, что существенно ускорило и упростило весь процесс. Работа выглядела следующим образом. Наглухо были соединены веретено c рогулькой. Их в действие приводило нижнее большое колесо, которое было соединено с укрепленным на веретене блоком.

На одном из концов катушки, которая надевалась на веретено, был укреплен маленький блок. Оба блока запускались одним колесом, а из-за разницы в диаметрах имели и разную скорость вращения: катушка вращалась быстрее, чем рогулька и веретено. Это приводило к тому, что на катушку наматывалась нить со скоростью, равной разнице между скоростями веретена и катушки. Прядильщица вытягивала из пряслицы волокна и немного их закручивала, а после направляла на ось веретена. После прохождения рогульки нить наматывалась на катушку.

В сравнении с ручной прялкой самопрялка все три основных действия: скручивание, вытягивание и наматывание нити — позволила делать одновременно. С этого момента процесс прядения получил частичную механизацию. Один только этап его необходимо было делать вручную — несколько закручивать. В 1735 году Джоном Уайтом был изобретен вытяжной прибор. Он состоял из пары вращающихся валиков, и для него можно было использовать только подготовленный материал. Предварительно волокна хлопка укладывались один к одному и вытягивались.

Читайте также:
Натуральные краски для окрашивания волос

Последний процесс со временем также был механизирован. Была изобретена чесальная машина, которая состояла из цилиндра с крючками и желоба, а волокна хлопка пропускались между ними. В 1741 году Джон Уайт полностью собрал первую механизированную прядильную машину. Однако она имела значительные размеры и цену, поэтому широкого распространения не получила.

Свою нишу в истории прялки заняла изобретенная Харгвисом прядильная машина, которую он назвал в честь своей дочери «Дженни». Она имела восемь вертикальных веретен. Вытяжного валика в ней не было, а вместо него — пресс из двух деревянных брусков. Поэтому в ней был один важный недостаток: нить получалась довольно слабой, и чтобы ее как-то усилить, приходилось добавлять нить льна.

На основе этой машины была изобретена, как сейчас считается, самая удачная машина Аркрайта. Она имела некоторые части от предшественниц. Вытяжной механизм Уайта и наматывающе-крутильный Юргенса. Процесс прядения на этой машине был полностью автоматизированным. Прядильщику оставалось только следить за тем, чтобы материал подавался в машину.

Крепость нитей была достаточной, чтобы не нужно было добавлять лен. Машина Аркрайта получила название «ветромашина», так как имела высокую скорость и давала возможность непрерывной работы. Но нить, которую давала эта машина, была довольно грубой хоть и крепкой. В отличие от тонкой хрупкой нити, которую получали при помощи машины «Дженни».

Чтобы найти золотую середину, Кромптон создал свою мюль-машину. Она и внесла последнее слово в историю создания современной универсальной прядильной машины. Она включала вытяжное устройство в виде валиков и специальную каретку, которая ходила взад-вперед и с помощью которой переключались веретена.

Параллельно с развитием самой машины развивался и привод. В какой-то момент в качестве тяговой силы были использованы ослы. Им на смену пришли паровые двигатели, которые потом сменились электродвигателем. Электродвигателем были снабжены не только прядильные машины, используемые в промышленности, но и бытовые прялки.

Прялка как произведение искусства

Прялка была не только рабочим инструментом, никакое другое орудие труда так не украшалось. Они и до сих пор считаются произведениями искусства. Для украшения прялок применялась роспись, резьба по дереву, инкрустирование и другие методы декорирования.

Такой предмет стоял как украшение избы, использовался в народных обрядах, скрашивал монотонный труд прядильщицы. Кроме росписей, часто на прялках красовалась подпись мастера и дарственные надписи или пожелания. Почти все методы резьбы по дереву зародились именно при украшении прялок.

Поверхности прялки были довольно сложными. Можно сейчас увидеть на выставках, в музеях, а также на фотографиях резные бока, стояк с яблоком, башенки сверху и так далее. В этом случае судить о народном искусстве, как о примитивном, не стоит. Посещая разнообразные музеи, где выставлены старинные прялки, можно увидеть насколько многогранно, сложно и искусно они были украшены.

Конечно, говоря о росписи, имеют в виду прялки, которые были полностью ручными и состояли из двух основных частей: вертикальной, куда привязывается прядильная нить, и горизонтальной. Вертикальная часть, в свою очередь, состояла из лопати и шейки. Расписывали и раскрашивали в основном лопать.

Древние обычаи, связанные с прялкой

Прялка входила в народные обряды и традиции не только на Руси и в Российской империи, но и в других краях. Она чаще всего сопровождала женщину от рождения и до замужества и далее в замужней жизни. Например, у восточных славян на прялке или веретене перерезали пуповину, веретено клали в колыбель, а через прялку передавали новорожденного крестной матери.

Плохой приметой считалось дать чужому человеку пользоваться личной прялкой, которая имела подпись. Когда парень и девушка собирались пожениться на Русском Севере, жених дарил своей возлюбленной прялку, сделанную собственными руками и украшенную. На такой прялке помещалась его подпись и считалось, что после такого подарка он обязан был жениться.

Так пряли в старину

Пряли в основном зимой и осенью. Часто прялка участвовала и в праздничных традициях этого периода года. Например, с ней связана традиция кататься на Масленицу. Женщины в последний день перед Великим постом катались на донцах прялки с ледяной горы.

Считалось, что чем дальше они доедут, тем уродится длиннее лен. Плохим признаком было упасть с прялки, это означало, что потерпевшая женщина не доживет до осени. Участвовала прялка в этом празднике и у чехов. Ее возили по селу, украшенную лентами, и после этого продавали в трактире.

Читайте также:
Антитренды в маникюре 2021 года

На Рождество, чтобы избежать заплевывания духов, все прядильные инструменты прятались подальше в чулан. А у сербов хозяйка ходила к скоту и приносила с собой, кроме прялки, также немного пряла. Это делалось для того, чтобы скот не был голодным. Первая посетительница дома на Рождество в Словении должна была немного поработать прялкой для кур и урожая льна. Там же существовал и такой обычай: невеста должна была прячь после первой брачной ночи, а прялку ей подавала свекровь; считалось что это сулит молодоженам богатую жизнь.

Существовали также гадания и магические обряды, связанные с прялками:

  • Пряли две нити наоборот, одну для жениха, а другую для невесты, и пускали на воду; если нити сходились, значит, свадьбе быть, если нет — значит, не судьба.
  • На Троицу нить пускали по воде и смотрели, утонет она или поплывет; если поплывет — судьбой дана жизнь, если утонет — смерть.
  • Лучину втыкали между половиц и обвивали пряжей изо льна. Потом пряжу поджигали и смотрели: куда склонится — оттуда считалось и жених будет.
  • Пояс из пряжи клали у порога церкви; и как зовут человека, который первый переступит порог, так будут звать и жениха.
  • На свадьбах пряли нить, которой связывали молодых на долгую и счастливую жизнь.
  • На невесту в бане надевали пояс из пряжи. По числу узлов на поясе «программировали» число сыновей, которые у нее родятся.
  • По количеству узлов на нитке, которой перевязывали пуповину, определяли, сколько еще детей родится.
  • В колыбель новорожденного клали: для девочки пряльце, а для мальчика лучок для отбивки шерсти. В некоторых краях было принято подвешивать предмет, относящийся к прялке, например, веретено или ножницы, около колыбели младенца, чтобы отвлекать от ночных духов.
  • Клубок ниток бросали через порог нового дома, чтобы прочно связать его с судьбой новых владельцев. Входили в дом по старшинству, держась за нить.

Прядение также тесно связано и с мифологией. Прялка считалась связанной с тем светом, а прядение — функцией некоторых мифологических персонажей. Пряли или разматывали клубок с пряжей девы судьбы. Если прялка на ночь была оставлена без благословения или с неоконченной куделью, по верованиям восточных славян, пряла нечистая сила. Именно как заместитель или атрибут нечистой силы прялку чаще всего и воспринимали.

Девушки верили, что пряжу необходимо непременно закончить в канун Рождества, иначе прялка придет за ними на венчание. Ударенные прялкою ребенок должен был заболеть, девушка — неудачно выйти замуж, а увидеть во сне прялку в руках кикиморы на лавке было знаком к покойнику в избе.

Как видно, прялка занимала в жизни женщины тех времен практически ключевую роль. Именно поэтому они сейчас и настолько ценятся как антикварное произведение. Каждая прялка имела свою историю, которая длилась многие годы. Она была свидетелем рождений и свадеб, любви и ненависти, самых важных моментов в жизни каждого человека.

Моя статья о прялках в местную газету.

От веретена до электропрялки.

Уважаемые мои современники, хочу вам напомнить о подзабытом женском рукоделии –прядении и немного рассказать о инструментах и приспособлениях для изготовлении нитей. Сначала немного истории: с древних времен и посей день, человек носит одежду сотканную, связанную, сплетенные из нитей, что бы получить нить нужно скрутить-спрясть волокна животного, растительного или искусственного происхождения. Сейчас конечно на фабриках этот процесс полностью механизирован . Первобытные люди просто скручивали нить меж ладоней, намного позднее было изобретено веретено , что существенно облегчило изготовление нити. Что же происходило дальше? Не буду здесь описывать, что изобрели в Древнем Риме, Китае, в Германии и т.д. Хотя тема эта и интересна ,но слишком обширна. Посмотрим, что же использовали наши предки , в нашей местности, для прядения. И так, с помощью веретена скручивали и на него же наматывали нить. Нить вытягивалась из кудели , Кудель это расчесанные волокна, крепилась к прялке. Прялки были деревянные в виде гребней, лопаток , гребней –чесал….. гребни –чесала были распространенных в нашей местности, использовались они в основном для прядения льна.

На фото :и гребень –чесало с куделью из шерсти и веретена , одно с напряденной ниткой.

Читайте также:
Mercedes-Benz Fashion Week Russia 2021

Прялки богато украшались резьбой и росписью, крепилось к донцу –дощечке на которой сидела и работала пряха. Для утяжеления деревянного веретена и ускорения кручение использовали керамический , каменный или железы грузик виде кругляшка с дырочкой , крепящегося к веретено.

Время шло, а человеку свойственно ,что то изобретать и усовершенствовать и вот для быстроты и удобства уже изобретена самопрялка. Когда же появилась на Руси самопрялка и чем собственно она отлучается от прялки? Самопрялка это частично механизированный станок с ножным приводом –освобождающий две руки для вытягивания кудели и формирования нити. Есть разные мнения о времени появлении самопрялки на Руси, одни источники утверждают , что попала она к нам во времена Петра 1, но судя по археологическим находкам, в России самопрялка была известна еще в XIV в. Отдельные ее части обнаружены при раскопках в Новгороде.

В крестьянском же быту самопрялка прочно обосновалась в XIX в..

В зависимости от того как располагалось колесо , сбоку или снизу относительно прядильно-наматывающего узла , самопрялки были двух видов: горизонтальные –лежак, калаурот, чухонка б на территории России встречалась мало ,в основном в Скандинавии , Европе, Карелии.

И вертикальные –стояк, коловорот, русская была наиболее распространена в России.

1-2-стойки ,3-тяга,5-6-деревянная педаль с осью,7-ножки, 8-колесо, 9-перекладина, 10кожаный подшипник,11-верхняя стойка-опора, 12-рогулька, 13-винт ,14-котушка вьюшка.

Давайте посмотрим , насколько красивы и изящны самопрялки изготовленные простыми крестьянами , мастерами прошлых веков, Это был не просто бытовой предмет, это было еще и украшение крестьянского дома.

Кто же делал эту красоту в нашей местности ? Край наш богат лесом и много у нас было , да и сейчас есть , мастеров работающих с деревом. Были в нашем районе и мастера прялочники. Многие жители нашего района хранят самопрялки ,как помять о своих предках- бабушках и мамах. И не только хранят, но и используют самопрялки по назначению. Вот несколько фото самопрялок принадлежащим жителям г.Спас-Клепиков:

Самопрялка начала 20-в в рабочем состоянии , Владелица Капранова Ольга Петровна(наследство от бабушки Анастасии)

Самопрялка 50-х годов 20-в.в рабочем состоянии. Владелец Пашин Николай Александрович (мама Елизавета Петровна и бабушка Марфа Ивановна пряли на самопрялке шерсть аж до 70х. годов прошлого столетия)

фото7

Самопрялка после реставрации из одной из деревень около р-п. Тума. Предыдущая владелица не известна , настоящая Брякова Татьяна Владимировна.

И вот в середина 20века, начали появляться модели прялок с электроприводом, более мобильные и компактные с пластмассовыми деталями . Фото8

Электопрялка 1982г.выпуска , СССР, в рабочем состоянии, принадлежала жительнице Спас-Клепиков в конце прошлого века. Не так давно , согласитесь , но это тоже уже наша история.

Сейчас в век глобализации и передовых технологий не обязательно прясть и ткать самостоятельно, чтобы изготовить себе одежду и ручное прядение перешло из необходимости в разряд увлечения, которое как любое рукоделие дарит радость и делает мир вокруг нас уютнее.

Уважаемые читатели , спасибо что прочли мою кратко-обзорную статью , надеюсь она вам понравилась .

С уважением Татьяна..

Информация и фотографии частично собраны на территории Клепиковского района, частично взяты из интернета.

История старинной прялки.

История старинной прялки.

Русская прялка узором богата,
Формой красива, резьбой хороша.
Мастер создал её в прошлом когда-то,
В ней старина и живая душа.

Женские руки к ней прикасались,
Пряжу крутили, веретено.
Прабабушки наши пряли, старались,
Чтобы красивым соткать полотно.

Много столетий служила надёжно.
Людям каким? Где оставила след?
Даже представить себе невозможно-
Прялка жива, а хозяина нет.

Ей бы в избу, да на лавку к окошку,
К донцу куделку опять “примотнуть”.
Вспомнить, как было, хоть на немножко.
Прялку музейную к жизни вернуть.

Вот такие прялки хранятся в нашем музее.

В избушке, распевая дева,

Прядёт, и зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней.- писал А.С Пушкин.

Прядение из шерсти, льна, хлопка — одно из самых старых ремесел. Как же получали из коротких волокон непрерывную тонкую нить?

Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчесывания волокон и ручные веретена для их скручивания.

Нитки пряли из льняных волокон, а для теплой одежды — из овечьей шерсти. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку.

Что такое прялка?

Пря́лка — приспособление для ручного прядения одной нити пряжи.Пряха – женщина, занимающаяся ручным прядением.

Читайте также:
Роберто Кавалли – биография и коллекции

Прялки пришли к нам из далёкой древности. Это был исконно женский труд – прясть пряжу.

Прядением, как правило, занимались девушки. К моменту достижения совершеннолетия они полностью осваивали это мастерство и становились искусными пряхами, что, по народным представлениям, предсказывало счастливую любовь и замужество.

Ручное прядение известно давно.

«Не велико веретено, а всех одевает оно».

Веретёна изготавливали из сухого дерева, предпочтительно из берёзы. Длина веретена могла колебаться от 20 до 80 сантиметров. Один или оба конца его заострялись.

Чтобы нить не рвалась, была длинной, на веретено надевали пряслице – маленький грузик с отверстием. На верхнем конце иногда устраивалась «бородка» для завязывания петли.

Пряха, начиная прясть, вытягивает из приготовленной к работе шерсти несколько волокон, скручивает их и прикрепляет веретену. Равномерно вытягивая левой рукой волокна из пучка, она пальцами правой руки раскручивает веретено за верхний кончик. От этого пучок волокон скручивается и становится достаточно прочным.

Пряха вытягивает из пучка новые волокна и отводит руку с крутящимся веретеном все дальше и дальше. Когда длины руки уже не хватает, пряха наматывает спряденную нить вокруг нижнего конца веретена и закрепляет ее петлей на верхнем конце. Потом процесс повторяется. Как видите, прядение веретеном состоит из двух чередующихся операций: скручивания нити и наматывания ее.

Прялка появилась еще в Древнем Риме, придя на смену обычному веретену и кучке пряжи на коленках. Тогда это был прорыв, упростивший тяжелый и изнуряющий женский труд.

Русская прялка – это стоячок в виде лопастки, гребня или развилки, крепящийся под прямым углом к подставке-донцу, на которое садится пряха.

Первые прялки делали из единого куска дерева – пня с корнем. Из пня вырубали стоячок-лопастку, из корня – донце. Такие цельные прялки обычно отличались массивностью и крупными размерами. Их называли “копани”, “копылы”, “кокорицы”. О “прялице-кокорице” часто упоминается в северных русских песнях.

«Пряслице» – так называлась прялка в Древней Руси.

Состояла такая прялка из двух досок, прикрепленных под прямым углом друг к другу. На одну часть садилась пряха, на верхнюю часть второй крепили пряжу. Часть, предназначенная для сидения, именовалась донцем. Вертикальная же часть состояла из шейки и лопаски.

С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи.

Я пряду, пряду кудель,

Я качаю колыбель.

Прялка, прялка не гуди,

Мою Настеньку не буди.

Ты тянись, тянись мой лён,

Ты сойди на Настю, сон.

Баю, баю, баю, бай,

Сонных глаз не размыкай!

Вначале шерсть чесали щётками (чесалки), а потом скручивали куделю и привязывали к лопасти.

Слово «кудель» может быть неизвестно. Уловить смысл этого слова, легко запомнить его помогает выстроенный ряд однокоренных слов: кудри, кудрявый, кудлатый, кудель.

«Кудель» (кудель — как бы всклокоченный, кудлатый комочек шерсти или льна, из которого прядется нить, т. е. нечто организованное, упорядоченное).

Кроме своих прямых функций, прялка являлась участником различных примет и верований, ни один, даже богатый, дом невозможно было представить без этого устройства.

Прялки старинные имели огромное значение в быту наших предков, ведь они были не просто средством для создания одежды и способа заработать, но и играли важную роль в культуре.

Своя собственная прялка была у каждой девочки. Получала она ее при рождении, и меняла лишь выходя замуж. При крещении девочку передавали крестной через это приспособление. Даже спала девочка с прялкой – ее клали в колыбельку к ребенку.

Славянских детей начинали приучать к работам с 5-7 лет. Прялка была неразлучной спутницей женщины.

Прядение продолжалось весь осенне-зимний период, прерываясь лишь на рождественские праздники. В последний день масленицы женщины, празднуя окончание прядения, катались с ледяной горы на донцах прялок, при этом считалось, что чем дальше они проедут, тем длиннее уродится лён, а та, которая упадет с прялки, не доживет до осени.

Обычно жених дарил девушке новую, сделанную и украшенную своими руками прялку.

Часто ее дарил на память отец – дочери, муж – жене. Поэтому такой важный в крестьянском обиходе предмет украшали особенно тщательно. Красивую прялку-подарок берегли, передавали из поколения в поколение.

Читайте также:
Стиль Беби Долл, платья фото

В течение веков у разных народов складывались свои формы прялок и приемы их украшения.

Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую.

Вернее, конструкция-то была одна, но вот украшена каждая прялка была по-разному. Разумеется, изначально использовалась только прялка деревянная – для ее изготовления шли в ход клен, липа, осина и береза.

Украшали резьбой, по большей части, именно лопасть (как самую заметную часть инструмента).

Мотив солнца присутствует не только в украшении, но и в самой конструкции прялки (большое солнце в центре означает «белый свет», а сверху символы дневного солнца – «городки», и декоративные «серьги» снизу, а круглые розетки на ножке прялки означали «ночное солнце», «подземное»).

Этот пример, а также обращение к древнеславянской легенде о светозарном солнце, рассыпающем свои светлые кудри и прядущем из них золотые солнечные нити для чудесной ткани, которой богиня Заря украшает небо.

Кудель прикреплялась именно к той части лопасти, где находилось большое солнце.

Лопасти прялок украшались резьбой и раскрашивались.

Такие прялки представляют собой поистине произведение искусства. В старину в некоторых местностях прялки расписывались в той же технике, что и иконы. Доска покрывалась тонким грунтом из мела и клея.

В настоящее время у бабушек сохранились разъёмные прялки, но без украшений.

Они до сих пор прядут при помощи веретена и самопрялки.

Только в XVI веке был сделан первый шаг к усовершенствованию ручного веретена. Веретено и самопрялка встречаются и сейчас, и некоторые мастерицы еще владеют старинным ремеслом.

Самопрялка – прялка деревянная с колесом – появилась в Индии. Постепенно из этой страны она разошлась по всему миру, существенно облегчая жизнь прях.

Конструкция ее несложна, но гениальна: цилиндр, в котором веретено установлено горизонтально, установлен на доске.

Рукой вращается колесо, которое, благодаря ремню, крутит веретено. Левая рука пряхи подает волокна к острому концу веретена, тогда как правая вертит колесо. Едва нить “вырастает” до длины руки, она наматывается на веретено и процесс продолжается. Скорость прядения с появлением таких устройств значительно возросла.

Прядение на самопрялке гораздо быстрее, чем на веретене: в день прядут по 400 граммов шерсти, на веретене для этого требуется несколько дней.

В 19 веке значительно возросла потребность в пряже. По этой причине прялка деревянная с колесом, которое необходимо вращать одной рукой, перестала удовлетворять потребителя. К счастью, нашлись умельцы, которые смогли приладить к этой конструкции педаль, которая позволяла вращать колесо ногами. Обе руки могли заниматься пряжей, что сильно ускоряло работу. В остальном принцип работы оставался прежним: кудель все так же крепили к верхней перекладине донца, веретено вращалось благодаря кручению колеса, готовая нить наматывалась на рогульку, прикрепленную к свободному концу веретена – это была последняя механическая прялка.

С XVIII века получили распространение самопрялки с колесом. Они значительно убыстряли работу. Изготовление прялок продолжалось до 1930-х годов. Веретена в деревнях точат и сейчас.

А какие прялки сегодня? Сегодня прялки электрические, способные за одну секунду предоставить до 40 метров пряжи.

Этот вид электрических бытовых приборов предназначен для переработки очищенной и хорошо чесаной шерсти, собачьей шерсти пуха, искусственного волокна и для скручивания двух нитей.

Бытовая электрическая прялка нашла широкое применение для изготовления домашней пряжи в быту. Она легка и удобна в эксплуатации, не занимает много места ввиду своих небольших габаритов. Электромотор, небольших размеров, сделал ее легче, а наличие электропривода превратил процесс прядения в более автоматизированный, что значительно повысило производительность этой модели.

История прялки, русские старинные прялки – фото

Прялка деревянная — обязательный предмет крестьянского быта. Искусные мастера преподносили прялку в дар невесте, жене или дочери. Богато украшенная резьбой или росписью, она висела на видном месте, как символ благополучия семьи. Дорогие и особо ценные прялки передавались по наследству.

Точную дату появления прялок на Руси назвать невозможно. Это глубокая древность. Прялка — спутница женщины на протяжении всей жизни. Если в литературе или фольклоре требовалось показать трудолюбивую хозяйку, чаще всего она изображалась именно за прялкой.

Прядением и ткачеством занимались с октября по март, то есть всё время, когда нет полевых работ. Тяжёлый, монотонный труд пытались скрасить тем, что собирались вместе, на «супрядки». Приглашали парней, пели, слушали сказания. Иногда, после работы, заводили игры и танцы.

Читайте также:
Как выбрать купальник plus size по типу фигуры

Прялка на Руси

С прялкой связаны многие традиции и обряды, а также суеверия.

Первую нить, спряденную девочкой, сжигали, а пепел выпивали с водой, чтобы сохранить трудолюбие и терпение на всю жизнь. Своё веретено принято было оберегать от нечистой силы. Прялку нельзя было одалживать — это плохая примета. На веретене разрезали пуповину при родах. На свадьбу жених разбивал старую прялку невесты и взамен дарил свою, как символ новой жизни.

Русские слова «время» и «веретено» происходят от одного древнего глагола со значением «вращаться по кругу». Из женских ремёсел в наш язык вошли выражения «нить судьбы», «красной нитью». От глагола «сновать» (ткать) появились «основа», «основательный» и т.д.

Старинная русская прялка

Древнерусская прялка — простое устройство. Она состоит из подставки — «донца», где сидит пряха, и стояка, на котором закрепляется кудель — подготовленная шерсть, скатанная в валик. Самые древние прялки вырубались из пня с корнем, это был цельный кусок дерева. Позже прялки стали разборными, их части делали из разных пород дерева. Донце вырезали из липы или осины, стояк — из ясеня или клёна. В зависимости от региона, стояк мог быть в форме лопасти или гребня.

Главное орудие для пряжи — веретено — делали из берёзы. Это небольшая круглая палочка, заострённая с двух концов и утолщённая книзу. К веретену прикреплялся глиняный грузик в виде кольца — пряслице.

Технология производства нити

Прядение — это процесс, в результате которого из волокнистой массы получается нить. Самый древний и простой способ получить нить из волокон — сучение между ладонями или о поверхность. С изобретением веретена появились прялки.

В процессе прядения пряха аккуратно вытягивает из кудели волокна и, слегка скручивая их пальцами левой руки, формирует рыхлую ленту. Эта «ровница» привязана к веретену. Пряха задаёт вращение веретену пальцами правой руки и отпускает его. Вращаясь как маховик, подвешенное веретено закручивает нить.

Прядение вручную — очень трудоёмкий процесс. Даже опытная пряха делает не более трёхсот метров нити в день. Чтобы нить прялась тонко и ровно, требуется особое мастерство. Девочки начинали учиться этому ремеслу уже с 8—10 лет.

Самопрялка

В XVII веке на Руси появились завезённые из Европы механические прялки. Принцип работы самопрялки в следующем. Большое колесо-маховик пряха вращает ногой с помощью педали. Маховик отдельными ремнями приводит в движение катушку и рогульку, посаженные на одну ось. Сформированная из волокон «ровница» подаётся внутрь этой оси и через глазок выходит на крючки рогульки. Катушка и рогулька имеют разные диаметры шкивов, благодаря чему рогулька вращается быстрее. Это позволяет скручивать нить перед тем, как она будет наматываться на катушку.

В большинстве регионов России бытовала вертикальная разновидность самопрялки — стояк, когда катушка с рогулькой находится над колесом. Такие прялки называли русскими. У другого типа прялки, лежака (чухонки), прядильный механизм располагается сбоку от главного колеса.

Современная электрическая прялка на замену старинной

С середины XX века на смену механической, появилась прялка электрическая. Сам принцип скручивания и наматывания нити остался прежним, но на замену колеса и педали пришёл электродвигатель.

Современные бытовые электропрялки компактны и просты в использовании. Обладая высокой производительностью, они позволяют регулировать скорость подачи шерсти и контролировать ровность пряжи. Прялку можно использовать для ссучивания нескольких нитей в одну.

В XVIII веке в Англии была изобретена прядильная машина. Механизмы совершенствовались, на смену паровой тяге пришло электричество. Уже с начала XX века нити любого качества стало дешевле купить, чем делать самому.

Но, несмотря на технический прогресс, древние прялки используются до сих пор. Они популярны среди любителей традиционных ремёсел. Пряжа, сделанная вручную, незаменима для изысканных изделий, например, из козьего пуха, где требуется особая филигранность мастерства, недоступная механизму.

История русской прялки

Прялки знакомы человечеству со времен Древнего Рима, но такой глубокий и местами мифический смысл приобрели они только в России. Прялка стала не только орудием труда, но и очень дорогим и особенным подарком. Стоит обратить внимание на то, что ни в одном российском музее вы не найдете идентичных прялок. Каждая из них – это эксклюзивное изделие, украшенное различными узорами. К слову, большинство видов росписи появилось благодаря прялкам. Кроме орнаментов, их дополняли дарственными и поучительными надписями, а также картинами сельской жизни. Также в некоторых регионах России существовала свадебная традиция: жених разбивал прялку, подаренную родителями невесты, а вместо нее делал сам другую. Это было символом начала новой жизни, «рождение» новой семьи. Через прялку передавали крестной ее крестника, да и пуповину ребенка разрезали на прялке или веретене. Так что можно сказать, что она сопровождала девочку всю жизнь. Свое веретено необходимо было оберегать и прятать от «нечистой» силы.

Читайте также:
Стиль Эмо – фото и философия

Существовали прялки двух видов – с лопастью и с гребнем. Они отличались не только внешним видом и технологией производства нити, но и географическим распространением. На Урале, а также на Севере России в основном бытовали прялки с лопастью, в южной части – гребневые прялки. Для каждого региона были характерны свои украшения – резьба, роспись или совмещение одного и другого. На некоторых прялках были даже зеркала.

Изготавливали прялки из дерева. Существовали прялки из цельного дерева и такие, где каждая отдельная часть была выполнена из другого вида древесины. Например, веретено вырезалось из березового дерева, донца были осиновыми или липовыми, а гребни вырезались из твердых порода древесины.

Прядение и ткачество было исключительно женским делом. Когда заканчивался сезон полевых работ, женщины садились за прялки. Трудоемкая работа длилась около пяти месяцев. Зачастую пряхи работали до поздней ночи, поэтому для освещения использовали лучину. Интересным фактом является то, что рядом с прялкой стояла миска с клюквой. Кислая ягода способствовала слюноотделению, а слюну использовали для смачивания нитей.

Вообще процесс изготовления нити был крайне трудоемким и медленным, поэтому искусству прядения нитей девочки учились с детства. Чтоб это время не становилось мучительно долгим, пряхи собирались вместе. Такие вечера именовались «запрядами», на них девушки пели песни, общались и мечтали. На эти вечера допускались и юноши. Тут они присматривались к девушкам, знакомились и ухаживали за ними. Если девушка пряла наедине, то, создавая нить, она шептала пожелания, программируя пряжу.

Но не только созданием нитей известна прялка. Мистическая сторона этого важного бытового предмета передавалась из уст в уста. Существовали так называемые переходные моменты, в которые появлялись прядущие духи. Прядут в эти дни только «знающие», которые способны влиять на человеческую жизнь. Те пряхи, которые нарушали правила, были наказаны. К таким «запретным» в прядении дням относились пятницы, дни солнцеворота, а также время цветение ржи (русальная неделя). Нити, сотканные в канун Нового года и Чистый четверг, обладали целительными и защитными силами. Не зря ведь существуют высказывания «нити судьбы», «связанные судьбой».

С течением времени потребность в пуховых изделиях возрастала и на помощь пряхам пришли самопрялки. Впервые самопрялки на Руси появились в XV веке. За несколько веков самопрялки прошли много усовершенствований, широко используются в нашей жизни и являются незаменимыми помощницами для наших пуховязальщиц.

Дизайн интерьера и архитектура

Дизайн интерьера, ремонт и отделка своими руками.

Северные прялки

Прялка представляет собой приспособление, предназначенное для производства нитей ручным способом. Искусство прядения было известно с глубокой древности. Ручные прялки использовали в Индии еще в V веке до нашей эры.

И на Руси в старину в каждом крестьянском доме были прялки. На них женщины пряли нити, из которых ткали полотно. Затем из полотна шили разную одежду — сарафаны, рубахи, белье. Пряхи работали от зари до зари. Чтобы получить нити и соткать из них полотно хотя бы на одну рубаху, приходилось трудиться почти две недели.

Работа на прялке выглядела следующим образом. Прялку ставили на скамейку, а пряха садилась на доску — донце. Из кудели, которая прикреплялась к лопасти, мастерица осторожно вытягивала пряжу и постепенно скучивала ее в нитку с помощью веретена.

Прядение на ручной прялке ( начало XX века)

В деревенских домах прялка не только выполняла свои практические функции, но и играла роль важного декоративного элемента в оформлении интерьера . В ту пору в избах простых крестьян было немного предметов обстановки, и красивая расписная прялка выступала настоящим украшением.

Интерьер русской избы с прялкой

Мастера — умельцы декорировали свои прялки росписью и резьбой. И в каждой местности были свои излюбленные формы прялок и узоры для их украшения.

Читайте также:
Ароматы для мужчин, парфюмерия от Dior для настоящих мужчин

Нижнетоемская роспись ручной прялки ( XIX век)

Конструкция прялки

Конструкция ручной прялки несложная, но в то же время тщательно продуманная. В состав самых простых прялок входили следующие элементы:

  • Лопаска — широкая вертикальная часть приспособления, куда привязывается кудель ( исходное сырье для изготовления нити)
  • Донце — горизонтальная часть, на которую усаживается пряха ( или попросту скамейка).
  • Шейка ( или ножка) — тонкая вертикальная планка, соединяющая лопаску с донцем.

Красивое декоративное оформление чаще всего наносили на широкую лопаску. В вологодских и архангельских селах прялки были резные и ярко раскрашенные. В Пермогорье и в селе Борок любили рисовать на светлом фоне цветы, красные ягоды, сказочную птицу Сирин и коней, запряженных в сани.

Деталь пермогорской прялки ( 18 век, Северная Двина, Пермогорье).

В деревнях вокруг Каргополя на прялках изображали пышные букеты, а в селах у реки Мезень прялки украшали по — своему: по золотистому фону располагали орнаменты с рисунками бегущих оленей и коней.

Коллекция русских ручных прялок, украшенных росписью и резьбой

По конструктивным особенностям различают следующие типы прялок:

  • Цельная прялка — была сделана из цельного куска древесины . Приспособление вырезалось из корня и ствола ели или березы.
  • Составная прялка — конструкция состояла из двух или трех деталей — лопаски, шейки и донца.

Народные мастера делали прекрасные расписные приспособления, которые использовались нашими предками повсеместно. Но особенным искусство изготовления и декоративного оформления прялок прославились регионы русского севера, где в каждой местности были свои особенности их украшения.

Расписная пермогорская прялка ( середина XIX века).

Виды северных прялок

Для регионов русского северного края были характерными следующие виды прялок:

  • Вологодская прялка

Вологодская прялка

  • Олонецкая прялка

Детали олонецких прялок ( конец XVIII — начало XIX века, Архангельская оббласть).

  • Пермогорская прялка

Пермогорская прялка

Прялка с росписью А. Мишарина ( конец XIX века, Северная Двина, Пермогорье)

  • Борецкая ( борокская) прялка

Прялка с посвящением владелице ( вторая половина XVIII века, Северная Двина, Борок)

  • Ракуловская прялка

Ракуловская прялка

  • Мезенская прялка

Фрагмент художественной отделки мезенской прялки ( Мезень, село Палащелье, 70 — е годы XIX века).

  • Нижнетоемская прялка

Фрагмент прялки из Нижней Тоймы ( Архангельская область).

  • Каргопольская прялка

Каргопольская прялка

  • Архангельская прялка

Архангельские прялки

Прялку очень берегли, ведь она была важным инструментом для производства нитей. Прялка считалась дорогим подарком молодым на свадьбе. Часто прялки передавались из поколения в поколение.

На сегодняшний день старинные прялки сохранились только в музейных экспозициях и в коллекциях этнографов. Однако можно встретить отдельные немногочисленные образцы и в отдаленных северных селах.

Деталь прялки ( середина XIX века, Северная Двина, Пермогорье).

Винтажные куклы Bubble Cut Barbie (1961-1967)

…Помню, как я говорила с одним из российских дилеров антикварных кукол после общетематической выставки, где эта приятная женщина была единственной, кто выставлял на продажу кукольный антиквариат. Она рассказала: «Я долго не понимала, почему меня даже не спрашивают о цене. И только потом кто-то обмолвился, что такие красивые куклы в хорошем состоянии наверняка стоят запредельных денег, так зачем себя расстраивать?» Рынок антикварных кукол в нашей стране пока находится в зачаточном состоянии; в Интернете есть хоть какая-то информация о ценах на антик, но среднестатистический посетитель выставки-ярмарки для коллекционеров предметов старины попросту не знает, на что ему ориентироваться. И он вспоминает цифры аукциона Sotheby’s или ценники роскошных салонов антиквариата в обеих столицах, имеющие крайне мало общего с реальным эстимейтом конкретной куклы. Или витрины музеев Москвы и Петербурга. Поэтому ему даже не приходит в голову, что эта красавица в тончайших кружевах и шероховатых шелках ему вполне по карману и может поселиться у него. Вещь-то — музейная!

Похожая ситуация (хотя и не такая запущенная, учитывая популярность хобби в целом) складывается на российском рынке кукол Барби. Любимые информационные поводы русскоязычных новостных лент — скандалы вокруг Барби или головокружительные цены редких кукол и коллекций на аукционах. Поэтому на первый взгляд может показаться, что коллекционирование винтажных Барби — дорогое удовольствие. Но на самом деле экстремально высокие цены остаются прерогативой кукол Барби №1 NRFB и отдельных раритетов. Подходить к собиранию Барби-винтажа можно с тем же бюджетом, с каким собирают коллекционных кукол Барби в нижнем и среднем ценовом сегменте. Конечно, это касается кукол б/у — NRFB будет стоить в 5-10 раз дороже (в зависимости от редкости куклы).

Читайте также:
Вика Наумова фэшн блоггер – интервью и фото

Мы приступаем к рассказу о винтажных Барби, но начинаем с куклы Bubble Cut Barbie, миновав первых Ponytail Barbie по простой причине: с Bubble Cut Barbie легче начинать коллекционирование винтажа. Это одна из самых распространенных и недорогих (и при этом культовых) винтажных кукол Барби, которая поможет Вам присмотреться к винтажу Mattel в целом. Винтажные куклы ни на кого не похожи, и сформировать свое собственное мнение о них Вы сможете, только подержав их в руках и какое-то время «пообщавшись» с ними — ни репродукции, ни даже коллекционные куклы Silkstone Barbie не могут быть заменой подлинному винтажу Mattel.

Итак, кукла Bubble Cut Barbie (правилен и слитный вариант написания Bubblecut Barbie), как и первая Барби, получила свое имя по названию прически — «стрижка-шар». Так в 1961 году Барби впервые изменила конскому хвосту, прическе, унаследованной ею от немки Bild Lilli. Аккуратный упругий шарик Bubble Cut навряд ли давал больше простора для игр в парикмахера, чем конский хвост с залысиной под ним — но по крайней мере это была первая серьезная смена имиджа. Барби шла в ногу со временем; западные коллекционеры утверждают, что в выборе новой прически Барби подражала Джеки Кеннеди.

Все куклы Bubble Cut Barbie выходили под артикулом #850. Их можно условно подразделить на две основные «волны».

Первая волна Bubble Cut Barbie — это куклы Барби, произведенные в 1961 году (по некоторым данным, производились и в 1962). На одной ступне — маркировка JAPAN. Маркировка на правой ягодице:

BARBIE Pat’s Pend © MCMLVII by Mattel Inc

Тело: ноги не сгибаются, талия не проворачивается. Отличная детализация — отчетливая ложбинка на спине, рельефные щиколотки, рельефные пальцы ног с накрашенными ногтями (также обозначенными рельефно). На левой руке помимо большого пальца от кисти отделен мизинец, на правой — еще и указательный палец.

На голове маркировок нет, но присутствует рельефная линия роста волос (волосы прошиты выше этой линии). На затылке она образует острый «уголок»-хвостик, как у людей. Куклы Bubble Cut Barbie первой волны имеют черные, рыже-каштановые (titian) или светлые волосы, а иногда встречается редкий оттенок, так называемый brownette (темно-каштановый) и White Ginger («белый рыжий»). Для кукол первой волны характерна компактная, не очень пышная укладка, а волосы на ощупь жесткие, напоминают проволоку.

Редкий цвет волос — brownette. Даже голая кукла может стоить более полутысячи долларов! Автор фото

Серьги – гвоздики-жемчужинки, которые, впрочем, иногда отсутствуют даже на фото кукол из каталогов. Многие коллекционеры продают кукол Bubble Cut Barbie с серьгами, замененными на «гипоаллергенные» колечки на штифтах, напоминающие серьги первых кукол Барби.

Молд кукол первой волны аналогичен молду Ponytail Barbie — маленькая головка, узкое заостренное лицо. Глаза обычно голубые, губы красные, ноздри обозначены красными точечками. Регулярно встречаются проблемы с «жирной кожей», когда лицо куклы становится маслянистым. Умеренное выделение пластификатора иногда отмечается и у тех кукол, чье лицо не блестит, зато «кожа» может стать липкой под волосами на висках или затылке, некоторое количество маслянистых выделений присутствует в шейном шарнире.

Первые Bubble Cut Barbies были одеты в такой же полосатый купальник, как Ponytail Barbie, и обуты в маленькие черные босоножки на каблуке. Они продавались в узких «обувных коробках» с рисунками на крышке (идентичны коробкам первых Барби, в центре изображена Барби в аутфите Gay Parisienne), к ним прилагался каталог одежды с рисованными иллюстрациями.

На запястье куклы закреплен фирменный ярлык прямоугольной формы.

Отличия кукол второй волны (1962-1967):

Тело в целом аналогично телу кукол первой волны, но у него новые маркировки (теперь с этим телом выпускается еще и кукла Мидж): ©Midge T.M. © 1962 Barbie © 1958 by Mattel, Inc. Можно отметить легкую цветовую вариацию — пластик несколько более светлый, розоватый. Встречаются упоминания о редких куклах Bubble Cut Barbie со сгибающимися ногами, но таких почти невозможно найти.

Тело кукол Bubblecut Barbie второй волны практически не имеет отличий от первого — за исключением маркировки и легких цветовых вариаций. Автор фото

Волосы стали более пышными (но иногда встречаются и компактные укладки по типу 1-й волны), добавились новые цвета. Это Платиновая блондинка (Platinum blonde), Медная блондинка (Brassy blonde), Пепельная блондинка (Ash blonde). Существуют очень редкие куклы Bubblecut Barbie с прошитым пробором (side-part Bubblecut).

Читайте также:
Вдохновляющая парфюмерия от Бертрана Дюшофура

Куклы Sidepart Bubble Cut Barbie с пробором. Фото Mod-Girl

Кукла 1962 года в купальнике helenca / helanca, с новым молдом и в новой коробке. Фото

Кстати, термин helenca swimsuit, который встречается в специализированной литературе по Барби, не совсем корректен. В каталоге, прилагающемся к Bubble Cut Barbie 1961 года, красный купальник идентифицируется как helanca swimsuit. Хеланка — смесь нейлона и полиэстера, эластичная ткань, получившая распространение в 1950-х. Одежда из хеланки красиво облегала все выпуклости и изгибы женского тела, а еще она плохо впитывала воду, поэтому купальники из хеланки быстро стали популярными (как и другие всевозможные спорттовары). Хеланка используется и сейчас. На сайте http://www.glamoursplash.com мы нашли рекламу из журнала конца 1950-х с девочками, чьи купальники очень похожи на тот, в который Барби оделась несколькими годами позже публикации этой рекламы:

Реклама купальников из хеланки, 1958 год

Лицо укрупнилось, а челюсть стала более массивной. Этот молд в незначительно измененной форме в 1966 году унаследует Francie, кузина Барби. Также сменился материал, из которого делались кукольные головки, и у Bubble Cut Barbie после 1962 года практически не встречается «жирная кожа».

Брюнетка с новым молдом, 1963 год. Автор фото

– Разнообразие мейков благодаря варьированию цветов губной помады — от алого, кораллового и насыщенно-розового до бледно-розового («цвет жевательной резинки») и даже белого. Иногда розовые губы кукол выцветают до белых. Красные ноздри-точечки встречаются не у всех кукол.

Эффектный пример ash blonde Bubblecut Barbie с нежно-розовыми губами. Кукла произведена в 1963 году или позднее. Автор фото

У этой блондинки очень нежный коралловый оттенок помады. Фото

Брюнетка Барби, ок.1964 г. Фото orange-joule

– Изменился дизайн коробки — теперь на ней фигурируют другие аутфиты, в числе которых алое пальто с шляпкой-таблеткой Red Flare и бело-красный ансамбль Silken Flame (в нижнем ряду). Именно в Red Flare и Silken Flame одета первая репро-Барби 90-х, воспроизводящая Bubble Cut Barbie.

Шесть лет непрерывного производства одного и того же артикула Барби — случай буквально беспрецедентный. Поэтому на рынке до сих пор множество Bubble Cut Barbies, причем они очень разные: ни у одной модели вы не найдете такого разнообразия выражений лиц и вариаций «настроения».

Купить винтажную куклу Bubble Cut Barbie

Если Вы ориентируетесь на блиц-цену, то на Западе она может колебаться от 50$ (за куклу в удовлетворительном состоянии, без коробки и возможно без фирменной одежды) до 700$ (за куклу NRFB) без учета доставки и иных накладных расходов. Участие в аукционе может снизить эти цены на 20-30% при благоприятном стечении обстоятельств. В России винтажные куклы Барби практически не продаются в силу своей (пока) малой востребованности.

Увидев неестественно дешевый лот, внимательно изучите описание и рассмотрите куклу — скорее всего, Вам предлагают репро-Барби. Репродукции Bubble Cut Barbie выходили несколько раз — в 1998 году это были блондинка и брюнетка Silken Flame Barbie (в аутфите Silken Flame + Red Flare), в 2006 году блондинка Career Girl Barbie (в одноименном аутфите), в 2009 — две юбилейные репродукции: 50th Anniversary Brunette Bubblecut Reproduction с аутфитом Enchanted Evening и блондинка Barbie Sparkling Pink Gift Set с предметами гардероба из сета «собери-их-все» Vintage Barbie Fashion Pak Satin Mix and Match.

Silken Flame 1998. Фото Яны Юринсон для www.dollyshouse.ru

В этой статье мы не будем подробно останавливаться на воспроизведении дизайна Bubble Cut Barbie в других линейках кукол и сувениров Mattel (куклы Kelly и Mini B, брелоки, полиграфия, переноски и др) — отметим только, что чаще всего используется образ темноволосой Bubble Cut Barbie в красном купальнике или аутфите Red Flare.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *