История создания русской матрешки и лучшие фото матрешек

Матрёшка: история создания

История создания матрешки

Матрешка — это раскрашенная деревянная разъемная кукла, внутри которой находятся куклы меньшего размера. Эту игрушку по праву считают самым известным и популярным русским сувениром. История создания матрешки очень интересна и до сих пор вызывает вопросы. Существует версия, согласно которой русский мастер создал фигурку матрешки, увидев аналогичную фигурку, привезенную из Японии. Японская куколка, в которую вкладывались еще несколько куколок, символизировала местных богов счастья.

Разъемные куколки существовали и в других культурах, например, в Индии и в Китае. Истинное происхождение матрешки до сих пор остается загадкой. Однако, наиболее вероятно, русский мастер создал знаменитую игрушку, вдохновившись славянскими образами. Мастер из Подмосковного Подольска Василий Звездочкин изобрел форму матрёшки в 1890-х годах, утверждая что он не видел ранее японские деревянные игрушки. Вопрос о происхождении знаменитой игрушки требует дальнейшего изучения.

Какой была первая матрешка?

Какой же была самая первая матрешка? Автором эскиза игрушки, которую создал Василий Звездочкин называют Сергея Малютина, несмотря на то, что Василий Звездочкин в своих воспоминаниях никогда Малютина не упоминал. Сергей Малютин трудился в артели «Детское воспитание». Это была артель известного мецената Саввы Мамонтова. Первая матрешка изображала девушку с черным петухом в руках, внутри нее находились другие куклы, самой маленькой из которых оказывался младенец в пеленках.

Название новой игрушки, несомненно, происходило от очень популярного в то время имени Матрёна. В 1900 году матрешку отправили на всемирную Парижскую выставку, где она получила бронзовую награду. После этого это игрушку начали делать не только в «Детском воспитании». За изготовление матрешки взялись ремесленники из Сергиева Посада, они же усовершенствовали технологию изготовления матрешек. Чаще всего игрушки делали из липы, так это — мягкий древесный материал, который не трескается при сушке. Реже использовались древесина ольхи или березы.

Матрешка в современном мире

В начале XX-го века русская деревянная игрушка приобрела огромную популярность, побывав еще несколько раз на зарубежных выставках этого времени. Матрешка — это до сих пор первый и самый желанный сувенир для всех иностранцев, посещающих нашу страну. В настоящее время можно увидеть матрешек любых видов, типов, размеров и форм. Фантазия мастеров поистине безгранична. Теперь это не только традиционные девушки в платочках.

Матрешки могут изображать:

  • исторических личностей,
  • литературных персонажей,
  • героев народных сказок и басен.

Современные мастера могут отходить и от классической формы матрешки. В России постепенно появилось несколько центров изготовление матрешек. Широко известны:

  • Семеновская матрешка;
  • Загорская матрешка;
  • Тверская матрешка;
  • Вятская матрешка.

Каждая из них имеет свои ярко выраженные отличительные черты.

Матрешки различаются по технике, стиле росписи и материалу изготовления. Во многих городах России существуют музеи русской матрешки, в которых посетители могут увидеть замечательные образцы ручной работы с авторской росписью.

Такие музеи есть

  • в Сергиевом Посаде;
  • В Нижнем Новгороде;
  • В Ногинске;
  • В Вознесенском.

Создать матрешку совсем непросто. Изготовление проходит в несколько этапов. От бруска древесины до готового изделия матрешка проходит большой путь. Для приобретения прочности древесина должна два года выдерживаться на открытом воздухе! Матрешка — это не просто сувенир, недаром игрушка появилась в артели с названием «Детское воспитание». Это — прекрасный образец развивающей игрушки для детей.

Созданная чуть более века назад кукла до сих пор вдохновляет мастеров и восхищает своей красотой людей по всему миру.

Читайте также:

Русская матрёшка: народный промысел

Русская матрёшка – один из самых известных символов России. Это игрушка, популярность которой шагнула далеко за пределы самого государства. Родиной русской матрёшки является Сергиев Посад. Именно там впервые была изобретена деревянная барышня, из которой при раскрытии появлялись подобные игрушки разного размера.

В отличие от многих народных промыслов, популярность которых, в силу появления новых техник и материалов, была утрачена, русская матрёшка до сих пор пользуется большой популярностью во всем мире.

Содержание:

  • История промысла
  • Элементы промысла
  • Техника изготовления

История появления промысла

(Токарь Василий Петрович Звездочкин, создатель первой русской матрёшки)

Появление первой русской матрёшки датируется 1898 – 1900 годами. Именно в это время известный токарь, Василий Петрович Звездочкин, занимавшийся изготовлением деревянных игрушек, по просьбе Сергея Малютина изготовил из дерева болванку, в которую вкладывались такие же раскрывающиеся заготовки, но разного размера. Сюжетом для росписи самой первой игрушки стали повседневные дела, которыми занимались русские красавицы. Состояла матрёшка из восьми деревянных кукол.

Позже появлялись различные вариации матрёшек, число кукол в которых было разным. Так, вначале XX века состояли изделия из 24 элементов, а известный токарь Никита Булычев создал куклу, состоявшую из 48 деревянных барышень. В массовых масштабах матрёшки стали производиться в артели Мамонтова в Сергиевом Посаде.

Читайте также:
Гламурное Кисо – фото и необычный стиль девушек

Спустя несколько лет после изготовления, русская матрёшка была представлена на выставке в Париже. Игрушка настолько понравилась иностранцам, что заказы на нее мастерам русским поступали не только с просторов Родины, но и из других государств. Не прошло и десятка лет, как появились первые прецеденты изготовления матрёшек-подделок в других странах.

Элементы промысла

Русские матрёшки отличались не только по количеству кукол, которые вкладывались в одно изделие. Различными были изображаемые сюжеты и техники росписи.

(Матрёшечная семья из 8 куколок)

Самыми распространенными были куклы, состоящие из 3, 8 и 12 элементов. Также производили мастера матрёшки из 21, 24, 30 и 42 кукол.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода. Девушки изображались в традиционных нарядах с платками на головах. В руках они могли держать серпы для жатвы, кувшины с молоком, корзины с ягодами и т. д. Немногим позже на матрёшках стали изображать и другие сюжеты, например, персонажей сказок и басен, героев рассказов известных писателей.

Также вместо барышень могли быть изображены полководцы, политики и прочие видные деятели.

(Старые конца XIX начала XX веков и современные матрёшки XX-XXI веков)

В какой-то период времени меняли даже форму матрёшек, например, появлялись конусообразные куклы, вставляющиеся одна в другую. Подобные формы не снискали популярность у простого народа, и быстро канули в лету.

Традиционные матрёшки также отличались между собой по стилю росписи. На сегодняшний день выделяют:

  • загорский стиль с яркими и насыщенными цветами и множеством мелких, четко прорисованных элементов;
  • мериновскую матрёшку с росписью из крупных цветков;
  • семеновский стиль со строгой симметричной росписью;
  • полховскую с обязательным изображением цветка шиповника;
  • вятскую куклу, изображающую барышню-северянку, скромную и застенчивую.

(Виды матрёшек разных регионов России, а также Украины)

Традиционным материалом для изготовления матрёшек служат породы лиственных деревьев, поскольку они наиболее просты в обработке. Чаще всего мастера используют липу, в качестве красок для росписи берут цветную гуашь, тушь, а также анилиновые краски. Защищает уже готовое изделие воск для обработки дерева либо прозрачный лак на масляной основе.

Техника изготовления

Изготовлением матрёшки традиционно занимается токарь. Именно в его задачи входит подготовка болванок из липы. Для выточки берутся только выдержанные и основательно просушенные образцы деревьев.

Вначале мастером вытачивается самая маленькая цельная фигурка. После этого он переходит к следующей по размерам фигурке и изготавливает только нижнюю ее часть. После обработки, этот элемент хорошо высушивается, и только затем проводится подгонка верхней части фигурки. По этой схеме заготавливают все составные части матрёшки.

Высушенные детали в обязательном порядке обрабатываются крахмальным клеем. Он наносится в качестве грунтового слоя и служит основой для росписи. После того как грунтовка основательно просохнет, мастера приступают к росписи матрёшек. Для этого используют гусиные перья, кисти, губки и т. д.

(Роспись готовой матрёшки)

Техники росписи используются на сегодняшний день разные, но традиционные изображения весьма просты, так как изначально кукла предназначалась для игры детям. Мастерами рисуется простое лицо. Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписывают который в традиционных русских орнаментах. Из одежды чаще всего изображается сарафан, иногда его может дополнять передник. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

После высыхания краски наносится финишный слой, который защищает матрёшку от воздействия влаги и сколов.

Русская красавица- Матрешка! История игрушки. Часть первая

Матрешка — наиболее известный и наиболее популярный из всех российских сувениров. Традиционным дизайном матрешки поныне является образ молодой русской женщины, одетой в национальный костюм и с косынкой на голове. В классической матрешке все куклы набора выглядят практически идентично, а количество кукол в комплекте варьируется от 5 до 30.

Народный костюм наших предков был удивительно красив. Каждая его деталь являлась свидетельством жизненного уклада, той или иной волости. Одежда и праздничная, и повседневная соответствовала образу жизни, благосостоянию и семейному положению. Цветовая гамма была разнообразна – сочетания красных, синих, жёлтых и зелёных цветов, с ярким растительным миром, вышитом на передниках, платках, на рукавах и подоле рубах. Всё это придавало праздничный вид любой женщине, даже в хмурый зимний день.

Как-то гостивший у русского помещика иностранный путешественник, посмотрев в окно, увидел необыкновенное зрелище: «Что это?» — только и мог вымолвить он. Помещик несколько с недоумением воскликнул: «Да это же бабы из моей деревеньки в церковь на воскресную службу идут». Иностранный гость был изумлён красочным зрелищем, празднично разодетых крестьянских женщин. Он доселе не видывал, чтобы простая женщина была так нарядно одета.










Вот и знаменитая русская матрёшка видимо позаимствовала эти наряды у русских красавиц и умельцев – мастеров, которые с удовольствием фантазировали и раскрашивали разными узорами деревянных куколок.
А где же родина этой всеми любимой деревянной игрушки, которая стала одним из лучших сувениров из России. Именно Московский уезд является родиной знаменитой русской матрёшки.

Читайте также:
Парфюмерия Thierry Mugler - Les Parfums de Cuir с ароматом кожи

История имени

В провинциальной дореволюционной России имя Матрена было весьма популярный женским именем. Оно происходит от латинского слова matrona — в Древнем Риме название свободнорожденной замужней женщины, пользующейся хорошей репутацией и принадлежащей к высшему сословию. Позднее в русском языке слово матрона стало использоваться в значении уважаемая женщина, мать семейства. От термина «матрона» произошло христианское женское имя Матрона, трансформировавшееся в русском языке в Матрёна.Название связывалось с образом матери большого семейства, у которой к тому же была дородная фигура. Впоследствии имя Матрена приобрело символическое значение и использовалось специально для описания ярко раскрашенных деревянных кукол, сделанных таким образом, чтобы одна находилась внутри другой. Так мать-кукла с многочисленными дочерьми-куклами прекрасно выражает древнейший символ человеческой культуры и считается также символом материнства и плодородия.

По старинным технологиям

Еще до появления идеи делать матрешки, русские ремесленники имели значительный опыт работы в области обработки древесины на токарных станках. Задолго до появления матрешки мастера изготавливали пасхальные яйца и яблоки, вложенные одно в другое.
Сушка дерева происходила в естественных условиях на открытом воздухе и не менее двух лет; только опытный мастер мог решить, когда материал станет готовым к обработке. Затем бревна распиливали на заготовки.
Ручное изготовление куклы на токарном станке требует высокой квалификации, умения работать с ограниченным набором инструментов. Самые маленькие фигурки делались в первую очередь. По ней потом вытачивалась следующая кукла, и так далее. Операции изготовления форм не предполагали каких бы то ни было измерений; мастер полагался только на интуицию и свое мастерство.

История возникновения

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век начинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался «псевдорусским» или, даже, «петушиным» стилем — по резным и вышитым «петухам» — излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов — создатель Абрамцевского художественного кружка, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».
А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на «всё японское».

Именно поэтому существует одно из предположений о том, что русская матрёшка имеет японские корни и берет свое начало от деревянной статуэтки Фукурумы -лысого добродушного старика .(Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого мудреца Фукурума).Происхождение этой куклы доподлинно неизвестно; никто не знает, откуда она взялась. Однако существуют разные легенды, наиболее популярная из которых гласит, что первую куклу такого типа сделал русский монах на острове Хонсю в Японии. В действительности такой тип изделий, когда несколько предметов вкладываются один в другой, известен очень давно. По такой технологии русские ремесленники несколько столетий производили пасхальные сувениры и игрушки. Однако сама идея вкладывать одно изделие в другое достаточно древняя и уходит в прошлое Китая, причем какого из населяющих его народов — неизвестно, поскольку прослеживается задолго до объединения китайских народностей.


Семиместная матрешка «Фукурама», Япония, ок. 1890

Далее по этой же версии, которая считается официальной, первая русская матрешка родилась в 1890 году в мастерской усадьбы Абрамцево новой Москвы. Владельцем усадьбы был Савва Мамонтов — промышленник и меценат. Однажды субботним вечером кто-то принес в мастерскую смешную японскую куклу лысого старика Фукурамы. Кукла состояла из семи фигурок, вложенных одна в другую.Один из художников мастерской Мамонтова -Сергей Малютин был заинтригован Фукурамой и решил сделать нечто подобное, но с российской спецификой. Кукла должна иметь русский дух и представлять российские культурные и художественные традиции! Так Сергей Малютин сделал эскиз куклы и попросил сделать по нему деревянную форму Василия Звездочкина.

Читайте также:
Мода в Беларуси

Однако с историй возникновения матрешки не все так просто и однозначно.

По второй версии, которую выдвигают исследователи, изобретение формы русской матрёшки полностью приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, автором первой росписи по второй версии все также остается профессиональный художник С. В. Малютин.
Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.
Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.
Кукла состояла из семи фигурок, вложенных одна в другую.

«Родилась матрёшка в Москве в Леонтьевском переулке в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней – еще одна…».
Из исследования Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.
«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.
Являлся ли он на самом деле художник Малютин автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина».

Наверное, нам никогда не удастся абсолютно точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера».
Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени, популярного в то время — Матрёна. Вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.
Русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.
Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов – древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка – семеновская – высотой 1 метр, диаметром 0,5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка 1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.

Читайте также:
Косметика, которая реально помогает от отеков под глазами


Первая русская матрешка Сергея Малютина


Старик


Гетман


«Сказка про репку»

(Придерживаясь официальной версии исследователей)
Малютин раскрасил куклы в соответствии с собственным дизайном. Первая русская матрешка состояла из восьми кукол и описывала крестьянскую семью — мать и 7 дочерей. Этот комплект и некоторые другие наборы сейчас хранятся в музее игрушки Сергиева Посада. Там же в музее можно увидеть и другие старые матрешки: Старик, Гетман, «Сказка про репку».

Увы, абсолютно точно автор первой русской матрёшки нам неизвестен и по сей день, тем ни менее её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.
Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничал с А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Из биографии художника С.В.Малютина

Сергей Васильевич Малютин родился в Москве, в купеческой семье. В три года он остался круглой сиротой. Начал рисовать в раннем детстве, с 14-и лет сам заботился о своем заработке. В 1890-е годы Малютин писал портреты и пейзажи. Манера его картин в то время была очень далека от стиля модерн. В первой половине 1900-х годов художник увлекся народным искусством и русской стариной. Началась его дружба с Саввой Мамонтовым, хорошо известным другом и покровителем художников. По заказу Мамонтова Малютин писал картины — панно и оформлял спектакли.
На произведения Малютина обратил внимание Сергей Дягилев. Работы художника показались С. Дягилеву очень похожими на полотна каких-то дорогих и редких тканей, такими они были яркими и красивыми.
На 1900-е годы приходится расцвет искусства Малютина. Он работает в стиле модерн и создает множество предметов декоративно-прикладного искусства.
С конца 1900-х годов его творчество приняло другое направление. Он возвращается от декоративно-прикладного искусства к живописи, пишет портреты и пейзажи, сохранив свой собственный взгляд на мир.
В 1900 — 1903 годах художник работал в Талашкине. Княгиня М. К. Тенишева пригласила Малютина руководить столярной керамической мастерской, где по рисункам изготавливали мебель, сани, вышивки, расписывали балалайки. По проекту Малютина в Талашкине был построен «Теремок» — нарядное здание в нарядном стиле.
В керамической мастерской делали изразцы — расписные керамические плитки для облицовки печей или украшения для фасадов домов. Малютин делал эскизы рисунков, по которым затем изготавливались изразцы. В них художник соединял традиции народного искусства с характерными чертами стиля модерн.
Сергей Малютин был одним из создателей матрешки, любимой игрушки детей и взрослых. Матрешка так полюбилась в России, что многие считают ее народной русской игрушкой, придуманной много веков назад. Но это не так — Матрешку придумали в начале ХХ веке художники стиля модерн… В матрешке соединились черты русской «неваляшки», «Ваньки-встаньки» и японской игрушки «фукурума», это было слиянием традиционного и нового.

История появления русской матрешки

Первая матрешка на Руси

История появления матрешки на Руси началась в конце 19 века. В то время в России бурно развивался русский стиль. В центре внимания находилось народное творчество.

История появления русской матрешки началась в столице, в студии «Детское воспитание», где делали куклы с целью демонстрации одежды населения различных уголков страны. Задачей создания таких игрушек являлась пропаганда отечественной этнографии. Работающий в студии Сергей Малютин, взяв за основу японскую куклу Дарума в виде вложенных друг в друга шарообразных, ярко раскрашенных фигурок мифического старичка, придумал и сделал собственную разъемную куклу. Мастер раскрасил ее как крестьянскую женщину в ярком платке.

Матрешка Малютина держала в руках темного кочета, была одета в вышитую рубаху, сарафан и белый нагрудник, на голове – платок. Внутрь вкладывалось еще 8 фигурок, на которых женские изображения чередовались с мужскими. Последняя была выполнена в виде спеленутого младенца. Первую матрешку мастер раскрасил гуашевой краской. Сейчас это изделие находится в Сергиево-Посадском музее.

Имя кукле дали непроизвольно. В конце 19 века Матреша было самым распространенным женским именем.

Эволюция матрешки до наших дней

В самом начале своего возникновения традиционная матрешка разрисовывалась как женщина в головном плате и цветном сарафане. В последнем десятилетии XIX века студия, где работал Малютин, закрылась, но матрешки продолжали делать в Сергиевом Посаде.

Мировую известность русская игрушка получила в 1900 году на экспозиции в Париже. Ежегодно матрешки выставлялись на ярмарках в Лейпциге, Берлине и Лондоне. Матрешка в те времена была модной. Большой интерес вызывали декоративная роспись и оригинальная форма, которые для того времени были новинкой.

Матрешки тех времен тщательно прорисовывали и выполняли в теплом колорите. Их изготовлением часто занимались иконописцы, используя соответствующие художественные эффекты. В Сергиево-Посадском музее находятся изделия того времени, выполненные в виде семьи бояр, литературных персонажей из произведений Гоголя, исторических личностей. Выпускалось много изделий по мотивам народных сказок и басен.

Куклы стоили очень дорого. Стоимость одного комплекта было около 10 рублей, что по тем деньгам составляло приличную сумму.

Несколько раз мастера пытались отойти от традиционной формы, переходя на изготовление фигурок в виде конуса, но они не находили сбыта, и их производство прекратилось.

Виды матрешек

Постепенно в России сформировалось несколько центров изготовления матрешек. На каждом предприятии мастера старались придать игрушке узнаваемые черты.

Семеновская

История ее появления неразрывно связана со старинными стилями художественных росписей Нижегородской земли. Возникновение Семеновской матрешки приходится на 1929 год, когда в городе Семенов Нижегородской области, открылась артель по выпуску деревянных кукол. В нее входило несколько десятков надомников. На базе артели в 1932 году появилась фабрика «Семеновская роспись», которая работает до сих пор.

Мастера Нижегородской области создали матрешку, расписанную по мотивам хохломской, федосеевской и мериновской живописей. Семеновская кукла рисуется яркой, с черными волосами, платочком на голове. Руки обычно не закрашены. Передник покрыт бордовыми и красными розами, белыми ромашками, синими незабудками. В букете обязательно есть темно-зеленые листья. Низ часто окрашивается в желтый. На предприятии выпускают и авторские куклы с более сложной росписью.

Загорская (Сергиево-Посадская)

Загорская матрешка — это народный промысел, возникший на территории Сергиева Посада. В середине прошлого века в городе работало множество мастерских. Сейчас традиционную русскую матрешку делает акционерное общество «Художественные изделия и игрушки».

Загорская кукла отличается от остальных упрощенной росписью с использованием красного, желтого, зеленого и синего цветов. Контур лица и одежда обводятся черной линией или выжигаются. Одежда Загорской матрешки довольно скромная, на переднике нарисованы небольшие цветы, без мелких деталей. Цвет волос у девушек в основном светлый, но могут быть и брюнетки. Руки опущены вниз или согнуты – тогда кукла держит в руках балалайку, корзинку с фруктами, какое-нибудь домашнее животное или петуха.

При выполнении тверской куклы используют роспись под хохлому золотыми красками. Древнерусские девушки изображены в праздничных одеяниях с украшениями и золочеными головными уборами. Платок – красный, передник – черный с крупными розовыми цветами в окружении зеленых листьев.

Красно-черное сочетание – узнаваемая особенность тверских матрешек. Многие считают их самыми красивыми. Благодаря тщательной токарной работе и особенностям окрашивания эти куколки светятся, как крашеное пасхальное яйцо.

Полхов-Майданская

Изделия из Полхов-Майдана Нижегородской области изготавливаются с двадцатых годов прошлого века. Это яркие и праздничные куклы особой формы – сильно вытянутые в длину, с небольшой головой. Дерево раскрашивается анилиновыми красками синего, зеленого, красного и желтого цветов. Руки куклы опущены вниз или держат поднос с караваем.

Похожи на Полхов-Майданскую матрешку изделия из соседнего села, известные как Крутицкие матрешки. При их отделке наряду с анилиновыми красками используют масляные, под которые создана особая техника. По форме Крутицкие куклы высокие, стройные, статные. Их одежда богато расписана крупными яркими цветами.

Вятская

В Вятке делают самые северные матрешки. Они, как и девушки-северянки, имеют светлые волосы и голубые глаза. Выражение лица у куклы мягкое, улыбающееся, милое и приветливое.

Промысел появился в тридцатых годах прошлого века, полностью сформировался в шестидесятые. Изделия расписывают анилиновыми красками и инкрустируют соломкой, что является отличительной чертой вятской матрешки. Окрашенную и инкрустированную куклу покрывают лаком.

Платок и сарафан у вятской матрешки белый или светло-желтый. Одежда украшена рисунком из красных маков и голубых незабудок. В руках часто находится какой-либо предмет – обычно букет полевых цветов или поднос с караваем.

Матрешки в наше время

Сейчас в магазинах можно встретить кукол, расписанных как сказочные персонажи, семьи. Современные матрешки преимущественно авторские. Мастера часто обращаются к сказочной, литературной, исторической темам. Изобретение последнего времени – портретные матрешки, расписанные под известных персон.

Минимальное количество кукол – 3. Эксклюзивные матрешки могут вмещать в себя до 50 вкладышей. Самые популярные – 5 и 7 предметные изделия.

История возникновения матрешки для детей началась чуть более 100 лет назад, но за этот небольшой срок игрушка практически не изменилась. Яркая, праздничная, она стала одним из символов России.

Народное искусство: из истории русской матрёшки

Уже около века этой известнейшей в России игрушке, но и по сей день неизвестно, что было сначала – эскиз профессионального художника или удачное воплощение творческих поисков народного мастера, вовремя замеченное заинтересованным лицом.

По легенде в конце XIX века в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с “сюрпризом” – она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.
Предполагалось, что именно эта фигурка и натолкнула русских на создание своего варианта разъемной игрушки, воплощенного в образе крестьянской девочки, вскоре окрещенной в народе распространенным именем Матрешка (Матрена).

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период времени в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. Помимо земских учреждений, на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле. В качестве примера можно назвать мастерские Н.Д. Бартрама под Курском, графини Н.Д. Тенишевой в Талашкино.

Местом же рождения новой оригинальной игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская – магазин “Детское воспитание” А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Именно он предложил токарную форму игрушки.

Вероятнее всего массовое производство матрешек непосредственно в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки.

В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображавших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены “Кутузов” и “Наполеон” со штабами.
Не был обойден вниманием матрешечников и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.
В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков – “Сказка о царе Салтане ”, “Сказка о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина, “Конек – Горбунок ” П.П. Ершова, басня “Квартет” И.А. Крылова и многие другие…

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме.
100- летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году так же был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений.

Нередко создавались и этнографические образы, делавшиеся по эскизам художников – профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, крайнего Севера и других регионов.

Для иностранцев матрешка – загадка и символ России.

Но, тем не менее, эта деревянная фигурка остается игрушкой, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.

Существует поверье, что если внутрь матрёшки положить записку с желанием, то оно непременно исполнится, причем, чем больше труда вложено в матрёшку, т.е. чем больше в ней мест и чем качественней роспись матрёшки, тем быстрее желание исполнится. Матрёшка – это тепло и уют в доме.

Подлинная история Матрешки

Часть первая. Миф о японских корнях Матрешки

Кратко перечислим “аргументы” сторонников японского происхождения Матрешки:

Министерство Культуры РФ

Министерство Культуры Московской области

На что ссылается Википедия:

[1] В конце XIX в., когда шли поиски «русского народного стиля», Е.Г. Сапожникова-Мамонтова (жена купца С.И. Мамонтова) привезла из Японии вкладывающиеся друг в друга куколки, изображающие «семь богов счастья» (ситифукудзин), которые дали намек русским мастерам, придумавшим матрешку, за что на Парижской всемирной выставке 1900 г. она получила бронзовую медаль.

(Лекция Александра Мещерякова об истории культурных связей между Россией и Японией в XIX-XX вв.)

В сети есть и множество других вариаций на японскую тему. Одна другой нелепей. По этим материалам журналисты из года в год публикуют фейковые статьи, научные работники от них не отстают, а дети в России пишут сочинения. Вот пример книги для детей от издательского дома “Фома”, год выпуска 2014:

Итак, начнем развенчивать миф

1) Главный хранитель музея-заповедника “Абрамцево” Мохова Елена Филипповна утверждает, что Елизавета Григорьевна Мамонтова (Сапожникова) никогда не была в Японии. И, кстати, она не Сапожникова-Мамонтова, а Мамонтова.

Добавлю, матрешка была создана не под ее руководством. Но об этом позже.

2) По утверждению японского исследователя народных промыслов Нумата Гэнки, никакого японского божества Фукурума не существует. Как не существует и самого слова “Фукурума” в японском языке. В Японии не существовало игрушки Фукурума. Фукурума упоминается лишь в русскоязычном Интернете, и то только вместе с Матрешкой. Игрушка Фукурума (как она представлена в интернете) совсем не похожа на Даруму и открывается. Но она возникла позже Матрешки. Вспомним, например, что в 1911 году с Лейпцигской ярмарки была привезена японская подделка, которая представляла собой практически точную копию сергиевской Матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия.

Японцы издавна славятся мастерским копированием и присваиванием чужого.

Некоторую схожесть с Матрешкой имеет кукла Дарума. Дарума, заметим, не открывается как Матрешка.

При этом, по словам Нуматы, прототипом для русской Матрешки могла стать кукла “Кокэси”.

Первоначально, по его предположению, она выглядела так же, как и традиционная русская Матрешка – из одной большой можно было достать несколько маленьких. Со временем технология производства “одной куклы в другой” оказалась сложна для японских мастеров, они стали делать туловище простым, неразборным. Логика любопытная. То есть сначала японцы могли вытачивать полые фигурки, а потом вдруг разучились.

Интересно и отличие в технологии производства – болванка под Матрешку закрепляется с двух сторон, а Кокэси – с одной. Кокэси состоит из цельного, неразборного цилиндрического туловища и прикреплённой к нему головки. По наиболее достоверной версии Кокэси являлись своего рода поминальными куклами. Их ставили в крестьянских домах, когда приходилось избавляться от лишних новорожденных, так как родители не смогли бы их прокормить. Подтверждением этой теории служит значение слова “кокэси” – “вычеркнутое, забытое дитя”, и то, что традиционные Кокэси — всегда девочки, которые в крестьянских семьях были гораздо менее желанны, чем сыновья. Детоубийство было достаточно частым обычаем в сельских районах Японии.

Кокэси, как обобщенное название, было принято в 1940 году токийским клубом коллекционеров Кокэси, общее значение – маленькая деревянная кукла. Начиная с 1945 года в Японии производство Кокэси стало массовым. Как ни странно, древних Кокэси на сайтах японских музеев найти не удалось.

3) Буквально вчера пришел ответ от А. Н. Мещерякова (профессор РГГУ и ШАГИ РАНХиГС. Президент Российской ассоциации японоведов (2004-2008), в настоящее время – член президиума), на материал которого ссылается Википедия:

“Обычно я работаю с первоисточниками, но на сей раз воспользовался интернетовскими сведениями (японскими), без достаточной проверки. Возможно, они не соответствуют действительности, надо тщательно проверять. В любом случае, проблема чрезвычайно интересная, но по своей занятости у меня нет времени, чтобы заняться ей как следует.”

4) Мнение Николая Дмитриевича Бартрама (1873-1931), основателя и директора “Музея игрушки”. Скан из книги «Н. Д. Бартрам. Избранные статьи. Воспоминания о художнике»:

5) Мнение токаря Василия Петровича Звездочкина, единственного реального автора Матрешки.

Согласно его воспоминаниям, записанным Е. Н. Шульгиной в 1947 году, В. П. Звездочкину не приходилось видеть японских игрушек. Он сам придумал новую форму, увидев подходящую чурку в каком-то журнале. Василий Петрович выточил фигурку, которая первоначально имела «смехотворный вид», и не была полой внутри. Затем, по совету мастеров Белова и Коновалова, Звездочкин выточил её иначе,сделал полой, и отдал болванку на роспись художникам с Арбата.

К Звездочкину мы еще вернемся.

Итак, жена С. И. Мамонтова в Японии не была. Может Мамонтовым просто привезли японскую игрушку? Перед нами отрывок из письма, написанного в 1891 году Марией Александровной Мамонтовой художнику И. С. Остроухову:

“На днях Юра (видимо, сын М. А. Мамонтовой – ред.) привез из Петербурга старинную каменную (глиняную) фигуру – японского идола. Если б Вы видели как он хорош, я влюбилась в него, и, разумеется, мой милый друг мне подарит его. Хотя денег немало стоит”.

Это единственное упоминание из архива Мамонтовых, которое с сильной натяжкой можно отнести в плюс к японской версии. Ведь фигура каменная, неразборная, и явно мужского рода. Причем, как вы обратили внимание, автор письма – Мария Александровна, жена Анатолия Ивановича Мамонтова.

Является ли чем то удивительным то, что Мамонтовым привозили игрушки? Нет. Их коллекция постоянно пополнялась образцами из разных частей света. Можно ли говорить о том, что роспись по предмету быта, или по игрушке была чем-то удивительным? Конечно нет. Далеко не ходя, заметим, что в русских народных промыслах расписные разъёмные деревянные изделия издавна пользовались популярностью, например, всем известные пасхальные яйца, а также коробочки, яблоки, шары, ведерки. В 1664 году травщик (художник по растительным орнаментам) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов был вызван в Москву расписывать яйца. Два года спустя он представил 170 деревянных яиц, писанных по золоту “цветными красками разными добрыми травными образцы”. В 1677 году практически все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы.

Древнейшие игрушки, найденные археологами на территории России, относятся ко II тысячелетию до нашей эры. Исторические документы свидетельствуют, что деревянные игрушки были у нас еще в IX веке н.э. Но дерево, к сожалению, недолговечный материал, и образцы таких игрушек не сохранились. Зато сохранились расписные глиняные игрушки X-XVII вв., найденные в раскопках в Москве, Рязани.

Между тем, вкладывающиеся друг в друга изделия, в том числе и яйца, начали производить на курорте Хаконе в Японии примерно с середины XIX века (1844г.).

Если существовала японская кукла, послужившая прообразом для Матрешки, почему таковая отсутствует на выставках традиционной японской куклы? Виртуальные экскурсии по сайтам японских музеев игрушки тоже результатов не дают.

Возникает резонный вопрос – откуда вообще тянется японский след?

И тут начинается интересное. В 1969 году в издательстве “Советская Россия” вышла книга “Матрешка” авторов Е. Можаева и А. Хейфиц.

На первой же странице читаем:

“В 90-х годах прошлого века в Москву, в игрушечную мастерскую А. Мамонтова “Детское воспитание” привезли из Японии фигуру добродушного лысого старика. Изображала она мудреца Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался, в нем находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки эти понравились, и послужили прообразом нашей матрешки”.

Екатерина Михайловна Можаева начинала свою музейную карьеру в “Музее Игрушки” в Сергиевом Посаде с должности делопроизводителя в 1931 году. Затем она долго была директором этого музея. Музей был основан Н. Д. Бартрамом, мнение которого я привел выше, и не знать об этом мнении она не могла. Что же побудило директора “Музея Игрушки” безаппеляционно поддержать ничем не подкрепленную версию? Может быть у нее были доказательства? Специалисты “Музея Игрушки” утверждают, что никаких доказательств не было и нет. Они предполагают, что это было, говоря по-современному, маркетинговым ходом журналиста А. Хейфица. Возможно, в попытке добавить сенсационности уже привычному символу России, он и запустил в обиход версию, придав ей вид неоспоримого факта. Допустим. Но как же Е. Можаева могла согласиться на это? Специалисты лишь разводят руками, и, опять же, предполагают, что у него были хорошие связи с издательством. А издать книгу в то время было очень непросто. Соответственно, могла сложиться такая ситуация – либо книга выходит в этом варианте, либо не выходит вообще. Книга вышла тиражом 30 000 экземпляров. Причем с переводом на английский, немецкий и французский языки.

“Так пистолет, Володя, перевесит 100 тысяч других улик!”, – рассмеялся бы в таком случае Глеб Жеглов. Шах и мат, как говорится. Но Жеглов, как вы помните, ошибался.

Директор “Музея Игрушки”, где хранится первая Матрешка, заявляет о ее японском происхождении. С этого момента японская версия – но уже в качестве факта – начинает свой триумфальный путь по русскому сознанию.

И в любом материале, в любой книге по Матрешке об этом упоминается. Надо ли говорить, что сначала японцы были крайне удивлены таким неожиданным сюрпризом. Но затем вошли во вкус. И – как сами, так и совместно с некоторыми нашими музейными работниками – стали выпускать книги, посвященные народной японской игрушке Матрешке.

Не лишним будет отметить, что на этой волне пальму первенства у японцев стали оспаривать китайцы. Логика у них простая, поскольку вся культура японцев заимствованная, и многое пришло из Китая, то и Матрешка тоже китайская. Для застолбления сего непреложного “факта” китайцы воздвигли в Маньчжурии целый город Матрешки. С самой большой в мире 30-метровой Матрешкой. Вокруг “главной” Матрешки стоит 8 Матрешек поменьше, и 200 небольших Матрешек. Общая площадь этого туристического объекта составляет 540 000 м2.

Близ Харбина есть город Имяньпо. Еще в 2012 году в производстве Матрешки здесь участвовало около трети жителей. В Имяньпо находятся 62 фабрики Матрешек, включая: 17 заводов, 31 мастерскую по росписи, 14 фабрик по дереву. Годовой объём продаж – почти 15 миллионов единиц, доход – около 300 миллионов юаней (примерно 45 миллионов долларов). Они продаются по всему миру. На Старом Арбате в Москве почти 90% Матрешек – китайские. Но и это не все, в бывшем центре матрешечного производства, Сергиевом Посаде, действуют китайские производства Матрешки.

Наверное вам будет интересно знать, что же сегодня говорят посетителям музея Матрешки в Сергиевом Посаде?

Вот, пожалуйста. По мнению сотрудников музея, японский божок Ситифукурудзин был привезен Мамонтовыми (причем особо отмечают, что эта версия была раскручена самими сотрудниками музея), и принцип Матрешки (одна в одну) русские позаимствовали у японцев. Причем никаких доказательств этому нет: вроде как не сохранились, хотя и сами сотрудники таких документов никогда не видели. Наши же Малютин со Звездочкиным просто создали образ русской красавицы.

Невероятно! При полном отсутствии доказательств, людям до сих пор втолковывают версию, идущую вразрез со всеми доказательствами. Кому это выгодно? Включите дедукцию.

Интересно, что сотрудники “Музея Игрушки” в Сергиевом Посаде категорически не согласны с трактовкой “Музея Матрешки” в частности, и с японской версией в принципе.

Самые красивые подростки мира: 8 юных обладателей неповторимой внешности

Настя Безрукова, Кристина Пименова, Уильям-Франклин Миллер… Эти и другие юные модели носят негласные титулы самых красивых детей мира.

Подробнее узнать о будущих звездах модной индустрии и ознакомиться с их фотографиями вы можете ниже.

Анастасия Безрукова — 17 лет

Настя Безрукова попала в мир моды еще совсем ребенком. В возрасте 10 лет девочка уже считалась одной из самых востребованных моделей Европы и имела опыт работы с такими брендами, как Benet­ton, Pinko, Moschi­no, Incan­to и так далее.

Вопреки распространенному мнению, Анастасия не является дочерью знаменитого актера Сергей Безрукова. Ее родители — московский юрист Дмитрий Безруков и бизнес-вумен Светлана.

Первые фотографии Насти, сделанные фотографом Жанной Ромашкой, когда девочке было всего восемь лет, произвели такой фурор, что уже скоро Настю засыпали предложениями десятки модельных агентств.

Так Настя выглядит сейчас

Также Анастасия пробовала себя в роли актрисы. В 2016 году она дебютировала в фильме «Млечный путь» режиссера Анны Матисон. Партнером девочки по съемочной площадке стал Сергей Безруков. В октябре 2015 года Настя начала съемки в другой ленте Матисон под названием «После тебя». И снова ей довелось сотрудничать со своим однофамильцем.

Анна Павага — 11 лет

Анна Павага — талантливая девочка из Санкт-Петербурга, которая входит в список самых известных и красивых детей мира. Некоторые издания называют ее «новым чудом в мире моды», и с этим сложно не согласиться. Только посмотрите на это ангельское личико!

Свою модельную карьеру Анна начала благодаря счастливой случайности. Когда ей исполнилось 2 года, родители отправились в фотоателье, чтобы сделать снимок для семейного альбома. Фотограф попросила разрешения разместить полученные работы у себя в соцсети. Сразу же после того, как в профиле появилась фотография с удивительным ребенком, на маму и папу Анны обрушилась масса восхищенных комментариев. А вместе с ними предложения от модельных агентств, которые быстро рассмотрели потенциал будущей красотки.

За свою недолгую карьеру Аня успела сняться для многих рекламных компаний и получить несколько ролей в кино. Также на счету девочки сотрудничество с такими известными брендами, как Dolce & Gab­bana, Dsquared, DKNY, Givenchy и Lit­tle Marc Jacobs.

При этом девочка ведет обычный образ жизни — ходит в школу, любит бывать на природе и путешествовать, изучает языки, увлекается танцами. Мать Анны тщательно следит за режимом дочери. Даже в путешествиях девочка выполняет домашние задания и занимается позированием и работой на подиуме не больше трех часов в день.

Уильям-Франклин Миллер — 17 лет

Раньше мы уже рассказывали о самом красивом мальчике мира Уильяме-Франклине Миллере, но он настолько красив, что грех не упомянуть его еще раз. Карьера 15-летнего парня в свое время началась очень неожиданно и стремительно. Уильям однажды проснулся знаменитым, после того как одна японская школьница разместила его фотографию у себе в Twitter.

С тех пор Уильям регулярно получает предложения о съемках от различных модельных агентств. Все контракты тщательно изучает мать мальчика — бывшая модель Шеннон Франклин-Миллер. Именно от нее Уильям унаследовал свой ангельский взгляд, пухлые губы и утонченные черты лица.

Сейчас парень активно занимается моделингом, но не исключает, что в будущем может стать актером. Тем более, что у Уильяма уже есть опыт съемок. Красавчик сыграл роли в фильмах «Наблюдатель», «Возрождение», «Джек Айриш», а также сериалах «Соседи» и «Стрела».

Кристина Пименова — 15 лет

Еще одна россиянка в нашем списке! А еще говорят, что россияне — не самая красивая нация мира.

Кристина Пименова — дочь известного футболиста Руслана Пименова и его супруги Гликерии. Девочка начала модельную карьеру, когда ей было всего три годика. За это время она успела поработать со многими ведущими модными домами, в том числе Pra­da, Dolce & Gab­bana, Armani, Rober­to Cav­al­li и Burberry.

В 2014 году ряд изданий признали Кристину самой красивой девочкой мира.

Уже в 10-летнем возрасте девочка переехала в Калифорнию и подписала контракт с модельным агентством LA Mod­els. Многие опытные модели могут о таком только мечтать!

Ланея Грейс — 17 лет

Ланея Грейс — еще одно юное дарование из Сан-Франциско. Часто девушку сравнивают с юной Синди Кроуфорд, а все благодаря ее пронзительному взгляду и небольшой родинке над губой.

Своей запоминающейся внешностью девочка обязана смешанной крови — среди ее предков были испанцы, американцы и филиппинцы. Первой потенциал Ланеи заметила ее мать — она решила отвести дочь в модельное агентство, когда той было всего три года.

Несмотря на юный возраст, Ланея трудится как взрослая — постоянные съемки, показы, интервью. А недавно с ней заключила контракт компания Disney!

Эксперты уверены, что в будущем Ланея может занять место в списке самых легендарных моделей мира. Не жизнь, а сказка!

Лили Чи — 17 лет

Лили Чи — юная актриса, известная по сериалам «Сорвиголова» и «Другие двое». Когда Ли была маленькой, ее называли одной из самых красивых девочек в мире. Прошли года и… она все так же в этом почетном списке.

Теперь Чи выглядит даже еще краше и уже приковывает к себе внимание окружающих ее парней.

Девочка продолжает заниматься модельным бизнесом, играет в футбол и увлекается танцами.

В настоящее время Лили Чи является лицом спортивной марки Nike. Также у юной красотки подписаны контракты с брендами Vel­veteen, Lev­i’s и Ralph Lauren.

Элизабет Хайли — 16 лет

Эту канадскую модель часто называют «копией Кристины Пименовой». Действительно, девочки очень похожи, и обе они невероятные красотки!

Мать Элизабет признается, что долго сомневалась, стоит ли девочке начинать модельную карьеру в таком юном возрасте. Но когда она увидела в интернете фотографии Кристины и поразилась ее сходством с собственной дочерью, выбор стал очевиден.

Женщина тут же отвела Элизабет к профессиональному фотографу, чтобы сделать первое в ее жизни портфолио. Теперь съемки стали для девочки обыденным делом, но, несмотря на успехи в карьере, она лелеет мечту стать анестезиологом.

Айра Браун — 12 лет

Маленькую Айру Браун называли «живой Барби». Нет, это не про тех Барби, которые уродуют себя пластическими операциями ради мнимой красоты. Это про настоящее ангельское личико, огромные глаза, губки бантиком и бровки «домиком».

Еще с ранних лет Айра Браун является постоянной участницей детских конкурсов красоты.

Ее продвижением занимаются родители. Они уверяют, что девочка в восторге от своей жизни. Ей очень нравятся постоянные разъезды, съемки и показы.

А что вы думаете о детях в модельном бизнесе?

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *