Как делают серебряные и золотые Украшения эмалью

Выбираем ювелирные украшения с эмалью

Ювелирные украшения с эмалью завораживают своей изысканностью и красотой. Разнообразие цветов и оттенков, которыми могут быть расписаны такие украшения, позволяет создавать неповторимые изделия, подчеркивающие вашу индивидуальность. В этой статье мы расскажем, что такое ювелирная эмаль, как правильно выбрать украшения с эмалью и как о них заботиться?

Интересно, что эмаль использовалась для изделий еще в Древней Руси (тогда она называлась финифть). Техника росписи эмалью металлических изделий известна с давних времен. Она применялась не только для украшения ювелирных изделий, но и в декоративно-прикладном искусстве — при оформлении кубков, чашей, ларцов. Сегодня свойства эмали по-прежнему ценятся на вес золота, а технологии ее производства постоянно совершенствуются.

Что такое ювелирная эмаль и как выполняется покрытие ювелирных изделий эмалью

Ювелирная эмаль — это, по сути, стеклянный сплав. Он может быть более легкоплавным или менее, разных цветов и различного типа нанесения. В состав сплава входят раствор кремнезема и других оксидов, а для создания цвета используют никель, кобальт, оксид цинка. Эмаль во все времена славилась своей устойчивостью к воздействию окружающей среды и прочностью, поэтому и сегодня ее нередко используют в оформлении экстерьеров.

Для ювелирных украшений может применяться горячая и холодная эмаль. Горячая эмаль наносится на изделие в виде порошка, а затем сплавляется ровным слоем. Для этого украшение помещают в печь, разогретую до 600–800 градусов. Получается, что оно будто бы покрывается стеклянной пленкой, которая образуется уже после остывания.

Существует несколько разновидностей горячей эмали:

  • Перегородчатая эмаль, считающаяся одной из самых сложных техник, заливается в «ячейки» между перегородками, или «ленточками». Каждая такая ячейка имеет свой цвет. Эта техника пришла к нам из Византии.
  • Выемчатую эмаль заливают в углубления металла. В данном случае самое сложное — создать эти углубления, а вот заливка происходит намного проще.

Нередко мастера сочетают оба вида техники — и перегородчатую, и выемчатую — для создания еще более уникального и интересного рисунка.

  • Популярна прозрачная, или сквозная, эмаль, которой чаще всего покрывают золото и серебро для создания большего блеска и яркости.
  • А вот непрозрачная («глухая») эмаль обычно используется в качестве основы (например, на меди).

Холодная эмаль — это стеклопластик, она намного более проста в нанесении, для этого порой даже не требуется каких-то специальных ювелирных инструментов или навыков.

Двухкомпонентную эмаль смешивают и заливают (нередко это можно делать даже дома), теплоотверждаемую плавят при температуре 160 градусов (технология очень похожа на заливку горячей эмали, только температура плавления гораздо ниже), а светоотверждаемую холодную эмаль облучают ультрафиолетом, она широко используется при реставрации ювелирных украшений.

Существует еще финифть — это роспись изделия эмалью, которая также широко используется в ювелирном деле.

Какие ювелирные украшения с эмалью бывают

Работа с эмалью была и остается технически сложной, поэтому ювелирные изделия с эмалью всегда ценились очень высоко (а порой даже больше, чем украшения с драгоценными камнями!). Ведь то, как будет выглядеть украшение с эмалью, главным образом зависит от мастерства ювелира. Сегодня с эмалью изготавливают кольца, браслеты, серьги, подвески, колье, броши и даже запонки.

Эмаль выгодно подчеркивает красоту металла и используемых драгоценных камней, создавая интересные цветовые переливы и дополнительный блеск.

Как выбрать качественные украшения с эмалью

Как уже говорилось выше, нанесение эмали — сложный, кропотливый процесс, требующий от мастера особенного искусства. Поэтому украшения с эмалью (особенно золотые) просто не могут стоить дешево! Сегодня зачастую они относятся к изделиям премиум-класса.

При выборе украшения с эмалью обратите внимание, чтобы на эмалевом покрытии не было каких-либо дефектов (царапин, сколов, пузырей, трещин и т.д.). Помните, что лучшей основой для эмали считается золото, поскольку при нагревании оно не деформируется. Однако вполне можно использовать и серебро, и медь.

При ношении и хранении украшений с эмалью соблюдайте следующие правила:

  • Несмотря на то, что эмаль защищает изделие от повреждений, все-таки не стоит подвергать его ударам, трению о металлические предметы или поверхности. Носите украшение бережно, иначе эмаль может отколоться, ведь это, по сути, стекло.
  • Избегайте резких перепадов температур и прямого попадания солнечного света.
  • Наносите косметику до того, как наденете украшение, а при выполнении домашних работ обязательно снимайте его. Следите, чтобы не было контакта с бытовой химией.
  • Для ухода за украшением с эмалью используйте мягкую тряпочку, также его можно полоскать в теплой воде, если вы хотите удалить какие-либо загрязнения.
  • Длительный контакт с водой запрещен, поэтому перед посещением душа, бассейна, бани изделие с эмалью нужно обязательно снимать.
Читайте также:
Украшения Шанель фото

И конечно, если вы хотите быть уверенными на 100% в гарантии качества, обращайтесь за покупкой изделий с эмалью к известным ювелирным брендам, имеющим большой опыт работы.

Виды и технологии создания ювелирных украшений с эмалью

Ювелирные компании страны изучают, что любят и носят русские женщины. Украшения становятся частью образа. На международных выставках есть аксессуары, которые не выходят из моды — ювелирные украшения с эмалью. Такие модели всегда привлекают внимание.

Когда же впервые было использовано покрытие? Существует несколько версий. В одной говорится о Среднем Востоке, где украшали предметы утвари в Х–ХI веках нашей эры. Другая теория повествует о том, что искусство появилось в Византийской империи в V веке н. э.

Браслет, кулон и кольцо с эмалью

Техника декорирования пришла в Киевскую Русь в Х–ХI веках и получила название «финифть». Со временем она стала успешным промыслом в России. Производство изделий с финифтью началось в Вологде, а позднее в Ростове Великом. История финифти начиналась как религиозное искусство. Позже появились ювелирные украшения.

Виды эмалей

Эмаль — стекловидное покрытие, которое получается в результате обработки высокими температурами. Прозрачной глазурью покрывают золотые и серебряные изделия. «Глухую» — применяют для медной основы.

Существуют такие виды покрытия:

  • ювелирное;
  • расписная финифть;
  • перегородчатое;
  • выемчатое;
  • витражное;
  • художественное.

Техника нанесения шанлеве несложная. В пластине выпиливают углубления, которые заполняют цветной глазурью. Чем глубже выемка, тем темнее получается цвет в ювелирных изделиях. Мастера могут использовать готовые заготовки (в бижутерии).

Ручные технологии

Наиболее сложный способ нанесения стекловидного покрытия — перегородчатый. В мастерских, которые работают в этой технике, сначала создают эскиз аксессуара. По будущей модели выливают золотое или серебряное украшение. Затем уже припаивают полоски или проволоку.

Толщина перегородок зависит от эскиза, но не более одного мм. В полученные ячейки закладывают глазурь. После этого заготовку отправляют в печь. При обжиге покрытие опускается ниже перегородки, поэтому операцию повторяют пять–семь раз. На завершающем этапе аксессуар полируют и покрывают золотом или родием.

Браслет с эмалью ручной работы

Специалисты говорят о том, что сложно найти драгоценность с перегородчатым покрытием. Технология сложная, а производители применяют ее редко.

Техника «холодная эмаль» используется для аксессуаров из серебра 925 пробы. Чтобы заготовку отправить в печь, ее покрывают золотом или родием.

В ювелирных работах Ростовской фабрики отсутствуют «перегородки». Компания работает в технике финифти. Сначала готовят необходимую форму. Размолотым порошком покрывают ее с обеих сторон. Затем многократно расписывают, каждый раз отправляя заготовку в печь. Таким способом получают финифть, которая светится изнутри.

Художники создают медальоны, кольца, серьги, подвески. Продукция фабрики высоко ценится, так как производят ее с применением сложной техники. Она обладает такими достоинствами:

  • качеством;
  • долговечностью;
  • уникальностью.

В каталоге продукции завода есть такие коллекции:

  1. «Европа».
  2. «Калейдоскоп».
  3. «Русские сокровища».
  4. «Винтаж».

На фабрике также можно заказать украшение по эскизу.

Компания SOKOLOV создавала аксессуары под именем Diamant до 2012 года. В 2011 был основан в Швейцарии бренд SOKOLOV. Крупнейший в Европе комплекс находится в России. На сайте компании представлена следующая продукция со стекловидным покрытием:

  • подвески;
  • кольца;
  • серьги;
  • браслеты;
  • колье;
  • пирсы;
  • броши;
  • кресты;
  • зажимы для галстука;
  • запонки.

Среди коллекций компании SOKOLOV — серия с финифтью ROMANCE. В ней представлены золотые кольца с гранатами, сапфирами, топазами. Украшения выполнены в спокойной цветовой гамме. Аксессуары можно носить не только на выход, но и каждый день.

Компания KABAROVSKY выпустила коллекцию «Зимний лес». Серия аксессуаров с бриллиантами и эмалью лимитирована. В коллекции заключена гармония зимней природы.

Читайте также:
Сапфир – свойства драгоценного камня и красота ювелирных украшений

Дизайнеры работали, вдохновленные любимыми сказками. В украшениях есть такие персонажи, как белочка, снегири, сова. Мастера создавали кольца, серьги и подвески вручную. Техника исполнения — горячая эмаль.

Коллекции с глазурью «Зимний лес» и «Аристократка» победили в конкурсе «Лучшие украшения России». Они заняли второе место в престижном состязании. Есть уникальная возможность приобрести эти драгоценности.

Работа с холодной глазурью — менее трудоемкая, но при создании украшений требуется профессионализм. Компания KU & KU — молодой бренд на рынке России. Дизайнеры создали серию аксессуаров с глазурью:

  1. «Маруся».
  2. «Хохлома».
  3. «Алиса в Стране чудес».
  4. «Изящная простота».
  5. «Геометрия» и другие.

Студия «Филларт» создает ювелирные изделия с эмалью. Дизайнеры использовали традиции русских заговоров и молитв, которые отлиты на кольцах. Материал изделий — серебро 925 пробы. Компания выпускает тематические коллекции и оригинальные украшения с эмалью.

Уход за изделиями

Драгоценности, выполненные в технике горячей эмали, не боятся света и воды, но их нельзя ронять. Рекомендации по уходу за изделиями:

  1. Избегать перепадов температур.
  2. Очищать мягкой ветошью.
  3. Снимать при выполнении домашних работ.
  4. Не подвергать ударам.
  5. Избегать воздействия химических веществ.

Советы

При покупке аксессуаров обращают внимания на трещины, пузыри и прочие дефекты. Если выбирают перегородчатое покрытие, необходимо знать следующее:

  • перегородка (проволока) заметна;
  • слой покрытия, как правило, тонкий;
  • стоимость изделия высокая.

В 2017 в моде однотонные цвета. Женственность образу придадут аксессуары с белой эмалью. Если необходимо дополнить образ, используют одно изделие с насыщенным цветом. Серьги с эмалью бренда Sunlight украсят девушку.

В гипермаркете бренда — коллекция «Шарм». В ней много новинок, среди них есть подвески с эмалью. На серебряной модели символ наступающего года — петух. А также можно подобрать и другие подвески из этой серии.

Сейчас на рынке много товаров отечественного производителя. Российская ювелирная продукция с финифтью может конкурировать с брендами Италии.

Что такое ювелирная эмаль?

Что представляет собой ювелирная эмаль?

Ювелирная эмаль является тонким слоем сплава из легкоплавкого стекла . Этот ювелирный материал бывает различных цветов и оттенков. На поверхность металла эмаль наносится будучи в порошкообразном состоянии, после чего изделие помещают в печь и при температуре 700-800 градусов выдерживают 20-30 минут. Затем изделие остывает и отправляется в ювелирные магазины.

Данный материал предназначен не только для украшения ювелирных изделий, он также имеет антикоррозийные и защитные свойства. Эмаль помогает изделиям противостоять атмосферным воздействиям, а также влиянию химических реагентов( кислот, газов и щелочей).

Имея такую свойственность, эмаль также используют в архитектурных строениях, которые работают по части экстерьера. Пример такому использованию, медные черепицы, которыми покрывают купола церквей и храмов.

Состоит ювелирная эмаль из твёрдого, стекловидного раствора кремнезема, глинозема и разных других оксидов. Эти оксиды ещё называют плавнями. Плавни калия, свинца и натрия увеличивают легкость плавления эмали, но минусом этих оксидов является снижение стойкости материала к воздействиям внешних факторов.

А плавни алюминия, магния и кремния действуют наоборот. Они делают эмаль тугоплавкой и прочной. Для придания эмалям различных цветов добавляют пигменты, они являются оксидами металлов, таких как кобальт, никель , свинец и др.

Ювелиры древности производили эмаль самостоятельно, однако, с 17-го века этот материал стали покупать из стран Европы, она была более высокого качества, а также ассортимент цветов был разнообразнее.

В нынешнее время, ювелиры и художники вновь стали использовать эмаль и очень сильно вырос интерес изготовлять данный материал самостоятельно, так как трудностей технического плана сейчас не существует, которые присутствовали раньше. Мастера, использующие эмаль, стараются смешать разные цветовые оттенки и сплавить её для своих работ.

Разновидности эмали

Различают прозрачные эмали или сквозные, которыми покрывают изделия из золота и серебра. Эмаль дополняет гравированные или гладкие места изделий окраской, а также блеском и защищает их от повреждений при использовании. Хорошо блестят украшения, покрытые прозрачной эмалью, они переливаются и играют в лучах света.

Ещё бывают опаковые или глухие эмали. Они непрозрачны и поэтому используются обычно на меди, но на других металлах использование тоже допускается. Глухие эмали имеют очень яркие и насыщенные цвета, это главное их декоративное достоинство. В этом отношении они побеждают сквозные эмали.

Читайте также:
Ювелирные Украшения Tiffany&Co

Ювелирная эмаль является обыкновенным легкоплавким стеклом. Температура, при которой плавится этот материал ниже, чем температура, по достижению которой металл не только не плавится, но даже не размягчается и не деформируется.

Как правило, чтобы получить цветные прозрачные или глухие непрозрачные эмали, в первую очередь готовится основной сплав, который называется флюс , после чего к данному сплаву, не имеющему цвета подмешивают красители разных цветовых оттенков и полученную массу снова плавят.

Какие металлы используют для ювелирной эмали?

С глубокой древности эмалью покрывались такие металлы как золото , серебро , чистая медь или её сплавы, ну иногда покрывалась бронза, а в середине 19-го века начали покрывать чугун и сталь.

Основным параметром металла, при покрытии его эмалью, является температура его плавления, размягчения и деформации. Она должна превышать 800 градусов, так как эмаль плавится именно при этой температуре.

Также учитывается способность металлов сохранять свой блеск и стойкость цвета. Им обычно обладают драгоценные — платина , серебро и золото. При обжиге на их поверхности не появляется оксидных плёнок, а блеск хорошо сохраняется под слоем прозрачной эмали.

Все остальные металлы покрываются обычно глухими эмалями, так как при нагреве они становятся тусклыми, быстро окисляются и темнеют. Но если модель изделия требует наличие прозрачного участка, то эти места покрываются серебряной или золотой фольгой, тогда сохраняется блеск и светлость металла. Голубые, зелёные и синие цвета эмалей великолепно светятся на фольге из серебра .

Очень важным моментом при покрытии металла ювелирной эмалью является тепловой коэффициент, который показывает линейное расширение металла при его нагреве и дальнейшем охлаждении. От данного параметра зависит спайность этих двух компонентов.

Также стоит отметить, что на гладкой поверхности эмаль будет хуже держаться, чем на шероховатой. Коэффициенты металла и эмали должны совпадать, иначе при остывании эмаль быстро отслоится, тогда весь непростой процесс придётся осуществлять заново, предварительно исправив все ошибки.

Среди огромного количества технических способов обработки благородных металлов, эмалевое покрытие заняло особое место и считается вершиной в прикладном искусстве. Изделия, покрытые эмалью выглядят оригинально, красиво и эксклюзивно. Она помогает мастерам ювелирам и художникам воплотить самые необычные свои фантазии и замыслы.

Пошаговое изготовление украшений с горячей эмалью

Я думаю, что покупателям будет интересно увидеть, как рождались их украшения, поэтому отснял по этапам весь этот процесс. Тем, кто понятия не имеет, что такое «горячая эмаль», этот степ даст общее представление об этом виде прикладного искусства. А может и вдохновит, технически сложного тут ничего нет!

Нам нужны: муфельная печь, медь листовая, эмаль. Это главное и основное, еще понадобятся несколько инструментов, которые вы можете сделать сами. Лучше, даже необходимо, в помещении иметь вытяжку, прямо над печью. Не секрет, что горячая эмаль не только дорогое занятие, но и очень вредное, если пренебрегать простыми правилами.

Для обжига небольших работ у меня печка с камерой 14х12х7, старенькая немецкая EFCO на 900 в., которая выдает необходимые 850С. Удобно, когда печь с термореле, и автомат держит выставленную температуру, но я обхожусь без него, определяю подходящую температуру по цвету камеры.

Медь беру 0.2-0.3 мм, вполне подходит для колец и сережек, после придания им формы и чеканки приобретают жесткость, оставаясь легкими. Для больших брошей использую 0.4 мм, она подходит и для пластин до А5 размера. Опять же, надо учитывать предполагаемое количество отжигов — чем их больше, тем толще будет слой эмали и тем сильнее будет «вести» пластину. Да и в печи медь становится мягче, излишне тонкая пластина под большим слоем эмали провиснет на подставке как блин на вилке 🙂 Толстая же пластина в небольшой печке будет сильно забирать тепло, понадобится время, пока печь снова дойдет до нужной температуры.

Читайте также:
Ювелирные Украшения и бижутерия ручной работы Semiletova

Эмаль у меня в основном Дулевская, есть несколько любимых немецких, под золото. Хорошо, когда много цветов, есть из чего выбрать, но не стоит их все использовать в одной работе — сложно справиться. Часто бывало, одна еще не расплавилась, а другая уже начала выгорать, превращаясь в черную окалину 🙂 Первое, что нужно запомнить — поведение каждой эмали и ее свойства, эффекты, которые она дает при спекании с нижним слоем. Каждый следующий обжиг добавляет неожиданностей, меняет каждую эмаль, которая была нанесена, пусть даже в первом слое. Для начала рассчитывать работу на 1-2 обжига оптимально. Собственно, я так и делал — часть украшений на один обжиг, часть — на два.

Начинаю делать заготовки. Обычно режу ножницами, а тут использовал сварку. Идея не моя, прием понравился, и для украшений подходит. Перед тем, как нанести эмаль, медь надо отжечь — нагреть докрасна и опустить в воду, потом очистить от окалины. При резке сваркой заготовка сильно нагревается, остается просто бросить ее в воду, происходит отжиг. Вся сложность в получении красивых капелек, все это делается не за один раз, как может показаться.

Чистка от окалины — обязательный этап, если вы не хотите, чтобы эмаль отскочила от медной пластины прямо в печи или при остывании. А при нанесении порошка эмали кистью или стеком грязь обязательно попадет в баночку с эмалью, и будет краска с черным крапом. Есть исключения, где окалину можно использовать, но это не наш случай. Мне нравится чистить резинками с абразивами, гораздо удобнее шкурок, тем более для неровных поверхностей. Темные резинки с «советских» времен, а светлая называется «ластик для чистки замши и нубука», долго держится и отлично чистит. Зачистить нужно с обеих сторон, т.к. оставленная окалина с каждым обжигом будет становиться толще и прочнее.

Далее придал заготовкам форму, разбил сережки по парам, просверлил отверстия для крепления швенз. На некоторых сделал декоративную чеканку. Прикинул, какую эмаль куда и в каком порядке наносить, и примерно представляю, как должно получиться. Большую работу можно просчитать на три отжига, дальше я работаю уже с тем, что получилось, предвидеть дальше уже сложно 🙂 Я имею ввиду отжиги, где одна эмаль, наложенная на другую, изменяет ее, появляются эффекты, кракелюры, вплавления, и т.д.

Нанесение эмали. Сначала нужно обезжирить поверхность, что бы потом не мучиться, пытаясь положить краску на медь, заляпанную отпечатками. Надо просто смочить край тряпочки слюной и протереть поверхность. Я делаю это с мизерным количеством самой эмали. Она выступает в качестве абразива и хорошо очищает медь от следов жира. Теперь к поверхности не прикасаюсь, держу только за края. Наношу краску стеком — плоской металлической лопаткой. Кисть более удобна для больших площадей.

Здесь хочу сделать один отжиг. Нужно нанести все краски за один прием. Самый простой способ — насыпать, налить, смешать на пластине разных красок и может получиться красиво 🙂 Если нужен рисунок, то это не подходит. Перегородчатую эмаль делать кропотливо и сложно, и мне нравится японская перегородчатая, красива именно за счет их эмалей. Нашими эмалями и медной проволокой — мне не очень, хоть и трудоемко.

Можно оставлять небольшие расстояния между красками, и можно как тут, заполнять постепенно всю поверхность. Нужно следить, чтобы эмаль с кисти не утекла в другой цвет, а уже нанесенная эмаль не высохла. Это легче контролировать, когда работаешь стеком.

Вот это тот вариант, где оставляю расстояние между красками. Чтобы рисунок был четче и краски случайно не слились, сначала рисую «перегородки» маслом, тонкой кистью. Теперь можно спокойно заполнять обведенные участки. Всегда полезно делать памятки, даже когда хорошо знаешь все свои эмали. Когда идет не первый обжиг, эмали могут поменять свой цвет, появится неожиданный эффект. Бывает обидно, что его уже не повторить, потому что не помнишь, что же там было вначале 🙂

Здесь расчет на два отжига, ну, или больше, если понадобится. Рисунок формируется границами первого слоя эмали и участками чистой меди, которые после обжига снова придется чистить от окалины. Наиболее частый способ ведения большой работы. Никаких сложностей при нанесении эмали хоть кистью, хоть стеком. Стараюсь оставить больше чистых мест, на втором и последующих обжигах их можно покрыть прозрачными эмалями, будет красивое свечение, а лишние можно «убрать» непрозрачной эмалью.

Читайте также:
Камень халцедон, за какие свойства его любят ювелиры

Все высохло, сейчас надо быть очень аккуратным, краска держится не прочно, и ее легко смахнуть или свезти неловким движением. Если пластинка упадет с подставки или кочерги, порошок ссыпается и можно начитать рисовать заново. В то же время, по высохшей эмали хорошо делать графику — просто процарапать тонкой иглой рисунок, сдувая осыпавшийся порошок (очень неполезная операция). После обжига останется тонкая темная линия.

Ну вот и первый обжиг, вроде все прошло по плану. Кстати, чем отличается опытный эмальер от начинающего? Кто первый раз достает работу из печи, сразу сунет нос и будет смотреть, что же у него получилось 🙂 Да, зрелище завораживает, медь, остывая, меняет цвета, и на ней начинают проявляться эмали до полного ее остывания. Именно в это время происходит самое сильное отравление парами. Мы же себе не враги — под вытяжку, и дать спокойно остыть. Надо сказать о защите глаз, это важно. Я обжигаю в прозрачных пластиковых очках. Они нужны для защиты от теплового удара. Если без них — к концу дня как песка в глаза насыпали. При работе с большой печью лучше прозрачный щиток, который закрывает все лицо.

Чтобы окалина легче чистилась я опускаю в холодную воду еще теплую работу. Как утюг проверяем — не шипит — значит, можно в воду. Если бросить очень горячую, то эмаль просто отскочит от меди мелкими кусками. Вот еще одно свойство эмали — ее очень сложно фотографировать, она разная, но всегда красивая!

Откладываю в сторону «почти готовые», и берусь за те, которым нужен второй обжиг. Снова чистка резинками, кстати, они не корябают эмаль, что бывало со шкуркой. Снова до чистой меди, обезжириваю.

Легко и свободно закрываю подготовленные места прозрачными эмалями, можно, даже нужно, слегка залезать на края предыдущей, тем самым защищая стык от выгорания. После нанесения краски, нужно дождаться полного испарения влаги. В противном случае в печи ее остатки могут вскипеть, разбросав порошок вокруг или образовав каверны в виде пузырьков. Как вариант, сушат «сырую» работу под лампой накаливания, а когда пар уже не идет, кладут на саму печку, полминуты — и уже точно можно обжигать, ничего не вскипит.

Все, в принципе, как и ожидалось. Успел вовремя вынуть, на квадратных серьгах очень легкоплавкая эмаль, которая любит быстро выгорать из золота в темно-коричневые разводы, и потом с ними сложно что-то сделать. Вообще, в работе с эмалью, важно чувствовать, когда надо достать работу из муфеля. Кто-то следит по секундомеру, я считаю про себя, всегда, потому что счет идет на секунды. Особенно в маленькой печи с мелкими предметами. Тут обжиг – 40 сек., +10 сек. могут стать фатальными, а минута гарантировано «убьет» эту вещь.

Вот в общем-то и все, чистка и полировка «капелек» и обратной стороны уже не так интересна, особых секретов тут нет. Осталось сделать швензы, собрать кольца. Еще несколько украшений с горячей эмалью будут ждать своих хозяек у меня в магазине 🙂

Работа с эмалью на этом закончена, надеюсь, не слишком утомил вас описанием тонкостей работы с этим удивительным и материалом. Я рассказал только об основах, которые будут интересны человеку, только прикоснувшемуся к эмали, поэтому прошу Мастеров быть снисходительными к сегодняшним моим творениям 🙂

Ювелирные украшения с эмалью: как их получают?

Хотите быть обладателем уникального ювелирного изделия — покупайте украшение с цветной эмалью. Ведь даже при относительно «массовом» производстве украшения покрытые эмалью — это скорее ручная работа. На выходе изделия всегда немного отличаются друг от друга, поэтому точно такого же не будет ни у кого.

Читайте также:
Украшения из кости, изделия из кости фото

На профессиональном языке эмалирование — это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла (подробнее о технологии горячей и холодной эмалей). Цветными эмалями покрывают и ювелирные украшения, выполненные на металлической основе. Эмали различаются составом и способом нанесения на поверхность. Перегородчатая, сканная, выемчатая (обронная) — это разные способы достижения одной цели: закрепления горячей эмали на металле. Название каждого способа раскрывает суть и говорит само за себя.

Цветная эмаль на украшениях: способы нанесения

Перегородчатая эмальклуазоне») названа «в честь» золотых или серебряных перегородок. Их напаивают на поверхность ювелирного изделия (золотого или серебряного) по намеченному орнаменту. Именно в этих ячейках и плавился при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок, превращаясь в стекло. Этот вид эмалирования имеет разновидность на основе ювелирной техники «скань» (филигрань), где вместо перегородок-металлических ленточек – припаянная к поверхности украшения филигранная нить.

В орнаменте с выемчатой эмалью («шамплеве») резцом «вынимают» металл, заполняя углубления эмалевым составом. Техника выемчатой эмали — самая древняя, и самая простая по производству.

Техника расписной эмали (или финифть) представляет собой роспись цветной эмалью. Никаких перегородок или выемок в этой технике нет. Эмаль наносится на изделие слоями и обжигается до тех пор, пока не будет завершен запланированный ювелирным дизайнером сюжет. Именно в технике расписной эмали работает знаменитый австрийский бренд Frey Wille, хотя по термину «финифть» более известны изделия Ростовского финифтяного промысла.

По составу, ювелирные украшения с эмалями бывают прозрачными, полупрозрачными и, на ювелирном жаргоне «глухими» (непрозрачными).

Ювелирные изделия с эмалью по способу закрепления эмалей

Цветные эмали на украшениях делятся на горячие и холодные.

Горячие эмали для ювелирных украшений

Горячая эмаль безусловный фаворит. Её использовали ещё в старину. В чем заключается техника горячей эмали? В специальных муфельных печах ювелирное изделие нагревают до 600-800 градусов. Эмаль прочно припекается к металлу. Украшение охлаждают, очищают и полируют. И сегодня наличие именно горячей эмали в декоре украшения поднимает ювелирное изделие в высший разряд (взгляните только на цены изделий ювелирного завода 3R).

Женщины любят украшения с эмалью. Из эмалевых промыслов у нас известна ростовская финифть, — так называемая живописная (горячая) эмаль. На востоке изготовляют украшения минакари – пёстрая перегородчатая эмаль, щедро пересыпанная камнями и жемчугом.

Холодные эмали для ювелирных изделий

Холодная эмаль — по сути стеклопластик. Она бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.

Двухкомпонентная холодная эмаль смешивается в нужной пропорции и заливается на изделие. Все просто как маникюрном салоне. Теплоотверждаемая холодная эмаль схожа с горячей, но плавится она всего при 160 градусах. Любая домохозяйка у себя на кухне перекуёт оковы на браслеты. Правда, эта эмаль не допускает полировки — остаются матовые следы. Недостаток теплоотверждаемой эмали — малая прочность. При большом желании проминается ногтем .

Светоотверждаемая холодная эмаль схожа по свойствам со световыми зубными пломбами. Нанесённый на поверхность состав облучают ультрафиолетовой лампой, из-за чего эмаль твердеет. По твердости эта эмаль нечто среднее между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями. Именно такими эмалями реставрируют сколы. Подробнее о технике холодной эмали.

Ювелирные изделия с эмалью: рекомендации покупателям

В сущности, эмаль – это стекло. Ее полируют, чистят, она химически довольно стойкая. Однако, сколы – это неизбежность при активном ношении украшений с горячей или холодной эмалью. Ювелир может «запломбировать» скол, если украшение вам памятно и дорого. Носить эмаль на ювелирном изделии (особенно подвергаются риску кольца!) следует аккуратно, не стуча руками по столу, не роняя изделия на твёрдые поверхности (что бывает, когда украшение вам великовато или застёжка неисправна). Теперь понятна тяга арабов к мягким и пышным коврам.

Какой эмалью покрыты украшения?

Несколько слов о том, как отличить украшение с более дорогостоящей горячей эмалью от холодной.

Эмаль на изделии можно аккуратно пробовать ногтем на сопротивление: холодная – продавливается. Кроме того, холодную эмаль (160-градусную, теплоотверждаемую) нельзя полировать, поэтому поверхность эмалевых участков может сохранять неровности после обжига.

Читайте также:
Как купить настоящие швейцарские часы максимально выгодно

И в целом часто уровень украшения можно оценить «на глаз». Аккуратно выполненное больше к себе располагает. Если перегородки аккуратны и блестят, ячейки заполнены ровно и тоже блестят, ноготь эмаль не продавливает — то скорее всего перед вами украшение с качественно сделанной горячей эмалью. Горячую эмаль также иногда можно определить по наличию прозрачного финишного эмалевого покрытия.

Ювелирные эмали, перегородчатая эмаль – технологии, история, современное применение техник

Пусть это будет тоже мастер-класс, но только не визуальный, как обычно, а информационно-образовательный.

Я подробно в статье расскажу о технологиях и техниках ювелирных эмалей, о перегородчатой эмали, о ее истории в России и в мире, об основных течениях и применениях ювелирных эмалей в настоящее время.

Надеюсь, что Вам будет познавательно и интересно читать данную статью.

Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.

Существуют различные способы и технологии нанесения ювелирных эмалей.

ПЕРЕГОРОДЧАТАЯ ЭМАЛЬ ИЛИ КЛАУЗОНЕ

Золотые или серебряные перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком. Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло. Вместо перегородок иногда используют филигранную нить.

ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ ИЛИ ШАМПЛЕВЕ

Специальным резцом вынимают частицы металла из основы, получая углубления, которые заполняют эмалевым составом. Это одна из самых древних технологий.

ЭМАЛЕВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОКРЫТИЕ (ФИНИФТЬ)

Это роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера Ростовской Финифти, а также австрийский бренд Frey Wille.

ЭМАЛЬ-ГИЛЬОШЕ

Гильоширование заключается в нанесении на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора, в основном это геометрические линии. В современном ювелирном деле используют специальные установки с вращающимся барабаном и резцом (гильоше). В России эмаль-гильоше связана с именем Фаберже.


ВИТРАЖНАЯ ЭМАЛЬ

Это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.

Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Обжиг изделия производится после каждого нанесения очередного слоя эмали.

СЕЯНАЯ ЭМАЛЬ

Выпо няется распылением порошков эмалей на основу-трафарет, каждый слой закрепляется клеем.

Закрепление эмали на изделиях происходит разными способами – горячими и холодными.


ГОРЯЧИЕ ЭМАЛИ

Современные горячие эмали – фавориты в эмалевых украшениях.

Эмаль припекается к металлу в муфельных печах при температуре 600-800C. Затем изделие охлаждают и полируют.


На самом же деле всё сложнее – эмалевый порошок разводят водой до сметанообразной массы и наносят на нужные участки изделия. Прежде чем начать обжиг изделие надо подсушить, чтобы исчезли пузырьки воздуха – они испортят гладкость.

Во время обжига эмалевый порошок сплавляется в стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или непрозрачным. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи для идеальной гладкости.


Если в украшении эмаль многоцветная и перегородчатая, то необходимо соблюдать очерёдность нанесения и обжига эмалевого порошка в зависимости от жаростойкости. Первой наносят самую жаростойкую эмаль и помещают на обжиг, затем – менее жаростойкую, и вновь изделие отправляется в печь, но при меньшей температуре. И так далее. Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная, и наконец, красная.

Регулируя температуру и время изделие могут обжигать до 100 раз.

ХОЛОДНЫЕ ЭМАЛИ

Холодная эмаль бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.

❄️Двухкомпонентная холодная эмаль просто заливается на изделие. Жидкая эмаль в нужных пропорциях смешивается с катализатором, образуя кремообразную пасту, которую специальным инструментом наносят на металл.

Эмаль застывает при комнатной температуре в течение 48 часов, а при температуре 70C – в течение 20 часов.

В этой технике можно смешивать разные эмали и получать различные оттенки.

Читайте также:
Сотуар – история Украшения и фото образов

Теплоотверждаемая холодная эмаль схожа с горячей, но плавится при 160C. Не полируется и обладает значительно меньшей прочностью.

Светоотверждаемая холодная эмаль похожа на установку зубных пломб. Нанесённый на изделие состав эмали облучают ультрафиолетовой лампой, за счёт чего происходит затвердевание.

Используя эту технику, ювелиры “пломбируют” сколы на эмалевых украшениях.

Древние мастера Руси прекрасно владели всеми приёмами обработки металла, прежде всего драгоценных металлов — золота и се­ребра. Им были знакомы не только литьё, ковка, пайка, витьё, но и более совершенные приёмы — техника перего­родчатой эмали и чернь.

Техника перегородчатой эмали появилась еще в 11 веке в Киеве. Эта техника попала на Русь из Византии, но со временем мастера превратили ее в нечто весьма самобытное.



В качестве элементов в технике перегородчатой эмали среди изделий русских мастеров встречаются облики святых, сирины возле древа жизни и другие уникальные сюжеты.

Еще раз коротко о самой технике исполнения – для изготовления предмета на тонкой золотой пластине оттискивали углублённый контур будущего изображения. Внутри него напаивались тонкие золотые нити, образовывавшие перегородки. Лоток с пере­городками заполнялся стеклянными массами разных цветов и обжигался в печи. Помимо распространённых синей, красной, белой и зелёной эмалей, использовались также пурпурная, голубая и темно-жёлтая. Завершалась работа обжигом и тщательной полировкой готового изделия.



Технику перегородчатой эмали взяли на вооружение многие мастера ювелирного дела, многие из них стараются обогатить свои изделия не только красивым рисунком, но еще и некоторым национальным колоритом.

Древнее искусство Минанкари в Грузии – как раз тот самый случай.

В национальных музеях Грузии можно встретить старинные эмалевые артефакты, возраст которых – сотни лет. Но из-за войн и междоусобиц в XV веке техника минанкари была утеряна, и долгие годы после мастера ничего в ней не создавали. Искусство минанкари вернулось в середине 60-х годов прошлого века.



Технология создания украшений в технике перегородчатой эмали минанкари довольно проста, повторю ее еще раз:

  • Эмаль наносится на пластину из золота, серебра 999-й пробы или меди – с другими металлами она несовместима;
  • С помощью металлических перегородок, предварительно нагретых в печи для пластичности, создается основа будущего рисунка;
  • Пространство между перегородками заполняется эмалевым порошком. В сухом виде цвет порошка может существенно отличаться от цвета готово изделия- разница возникает из-за температурной обработки. Эмаль наносится послойно, несколько раз;
  • После каждого слоя изделие обжигается в печи при температуре 750-780 градусов Цельсия. Процесс повторяется до тех пор, пока эмаль целиком не заполнит собой все свободное пространство, а металлические перегородки не скроются;
  • Поверхность украшения шлифуется и полируется до блеска.



Изделия минанкари (как и все, собственно говоря, изделия в технике перегородчатой эмали, полученные горячим обжигом) долговечны. Для того, чтобы украшение всегда выглядело как новое, достаточно чистить металлическую основу.

В «столице» минанкари, городе Тбилиси, нет крупных ювелирных предприятий: все изделия изготавливаются вручную в небольших мастерских.



В технике минанкари изготавливаются не только ювелирные изделия: иконы, посуда, картины, даже на фасадах зданий в Грузии можно увидеть знакомые эмалевые переливы.

Художественные изделия с перегородчатой эмалью, известные в Европе как «клуазонне», в Китае называют «цзинтайлан». Этот вид декоративно-прикладного искусства возник в Китае в минскую эпоху в годы правления императора Цзиньтай (1450-1457 гг.). Во времена правления императоров Канси и Цяньлун династии Цин (1616-1911 гг.) перегородчатая эмаль достигла своего художественного пика.

В этот период при создании изделий с перегородчатой эмалью часто использовали красители с добавлением драгоценных камней – сапфиров. Таким образом изделия и получили свое название «цзинтайлань»: первые два слога обозначают годы, когда была изобретена техника перегородчатой эмали, а последний слог «лань» (蓝) переводится с китайского языка как «синий».



В технике перегородчатой эмали были выполнены вазы, ширмы, мебель, палочки для еды, чаши, блюдца. Ранние образцы Китайской перегородчатой эмали хранятся во Дворцовом музее в Китае.



До начала XX изделия из перегородчатой эмали производились исключительно для императорского двора, но в последние годы правления Цин их стали экспортировать в другие страны, где они высоко ценятся и по сей день.

Читайте также:
Серьги 2021 – фото и модные тенденции



В 1904 г. на Международной ярмарке в Чикаго пекинская перегородчатая эмаль была удостоена первого призового места.



Сегодня в технике клуазоне в Китае делают изделия из дерева, нефрита, слоновой кости.

И под конец этого большого обзора я расскажу о некоторых мировых брендах, которые сегодня работают в технике ювелирной эмали.



Начну с итальянского бренда NAMFLEG. Ювелирные украшения NAMFLEG, выполненные в технике горячей эмали, продолжают традиции египетских, византийских художников мастерской Карла Фаберже.



Австрийский ювелирный бренд FREYWILLE был основан в 1951 году художницей Микаэлой Фрай. Все предметы коллекции отдают дань уважения ювелирным традициям — элегантные и местами романтичные вещи выполнены из золота 750-й пробы, драгоценной эмали (в технике горячей эмали) и бриллиантов.

Благодаря своему идейному вдохновителю — президенту и владельцу марки FREYWILLE Фридриху Вилле — украшения этого бренда покорили мир и сегодня представлены более чем в 100 бутиках по всему миру.



Ювелирный дом Van Cleef & Arpels – филигранная техника позволяет создать пронизанные светом витражи из эмали. Тончайшие золотые перегородки формируют узор, делая его похожим на миниатюрный витраж. Данная техника лучше всего позволяет подчеркнуть кристальную прозрачность стекла и утонченность металлического каркаса.

Техника витражной эмали была специально разработана мастерами Van Cleef & Arpels и позволяет создавать трехмерные детали изображения.



Часовой бренд класса люкс Vacheron Constantin тоже использует в некоторых своих коллекциях техники горячей эмали и гильоше.



Мастера часового дома Jaeger-LeCoultre имитируют в эмали техники великих художников. Каждая эмалевая миниатюра воспроизводится художниками, следуя специфическим методам, которые автор использовал при создании оригинальной картины.

«Нам пришлось изучать искусство эмали заново, учитывая возможности современных материалов, – объясняет Стефан Бельмонт, директор по маркетингу «Jaeger-LeCoultre».



И еще один ювелирный часовой дом – Ulysse Nardin, который тоже создает свои творения в технике эмалирования циферблатов.



Безусловно, еще есть много ювелирных мастерских по миру, которые работают в технике ювелирных эмалей и создают потрясающие своей красотой и мастерством украшения и аксессуары.

Все изображения к данному обзору взяты из свободных источников сети Интернет и являются собственностью правообладателей.

В нашем магазине материалов для творчества можно приобрести эмалевые лаковые краски для имитации эмали, готовые творческие наборы для создания работ в технике Имитации перегородчатой эмали и готовые авторские работы Мастера Светланы Мартыновой в технике Имитации перегородчатой эмали.

С уважением и творческим настроем,

Космические украшения: ювелирные изделия из метеоритов

Для поколения миллениалов уникальность важнее роскоши. Поэтому все чаще традиционным драгоценностям молодежь предпочитает украшения из нестандартных материалов. Недавно в моду вошли ювелирные изделия, сделанные из настоящего метеорита. Ювелиры просто не смогли обойти космическую породу стороной: она и выглядит неповторимо, и репутацию имеет необычную.

Украшения из метеорита: правда или обман?

На земле встречаются три вида космических обломков: каменные, железные и железокаменные. Первая категория самая многочисленная – около 85% от общего количества. Оставшиеся 15% приходится на железные и железокаменные разновидности.

Наиболее редкими считаются камни, которые практически полностью состоят из чистого железа, таких всего 1,5%

Но в ювелирном деле обычно используют чуть менее редкие экземпляры, в которых присутствует никель и некоторые другие примеси:

  • сера;
  • алюминий;
  • кислород;
  • магний;
  • кальций.

Кроме земных веществ, в составе метеоритов присутствуют такие элементы, которые в природном виде на Земле не встречаются. Большинство из них названы в честь специалистов, работающих в области метеоритики: юриит, криновит, фаррингонит и т.д.

Некоторые минералы, обнаруженные в космических телах, могут существовать только при отсутствии кислорода, потому и не встречаются на Земле

Метеориты тяжело поддаются ювелирной обработке. Работа кропотливая, требующая точности, усидчивости и большого количества времени. Поэтому и цена на ювелирное изделие с небесным камнем вряд ли будет маленькой. Подобные украшения, как и любые дорогостоящие вещи, часто подделывают. Как убедиться, что вам предлагают настоящий космический камень, а не булыжник из огорода?

Для большинства людей единственный способ уберечься от подделки – довериться чужому мнению, зафиксированному на бумаге. Ювелирные украшения из метеорита должны продаваться в комплекте с сертификатом подлинности.

Читайте также:
Ювелирные Украшения и модная бижутерия с синтетическими рубинами

Серьги, подвески и обручальные кольца из метеорита

Железные метеориты могут служить как основой для украшения, так и вставкой в виде аналога драгоценных самоцветов. В ограненном виде космический камень похож на черный алмаз и тоже способен приятно удивлять блеском, цветовыми переливами. Бывают украшения, вытесанные из цельных кусков породы. Но чаще ювелиры отдают предпочтение работе с несколькими материалами. Метеоритные камни хорошо сочетаются с:

  • золотом – особенно белым;
  • серебром;
  • платиной;
  • драгоценными и полудрагоценными самоцветами;
  • природными минералами вроде кварца.

Естественная цветовая гамма метеоритов начинается темно-серыми оттенками и заканчивается совсем черными. Но при определенной обработке цвет камня можно изменить. В качестве ювелирного материала он ценится прежде всего за уникальность.

Каждый осколок имеет неповторимый рисунок, который невозможно точно повторить даже в лабораторных условиях

Из метеоритов делают такие украшения:

  • кольца;
  • серьги;
  • подвески;
  • кулоны;
  • браслеты;
  • бусы.

В последние годы появился модный тренд:заказывать обручальные кольца из космического камня. Молодожены добродушно иронизируют, что с такими украшениями брак поистине «заключен на небесах». Практичные доводы в пользу этого варианта тоже имеются: зачастую изделие из космического материала обходится дешевле аналогов из драгметаллов. А выглядит при этом не менее привлекательно и уж точно более эксклюзивно.

Заказать кольцо из метеорита можно во многих мастерских. Ювелир учтет особые пожелания по дизайну или сделает гравировку.

Свойства метеорита в украшениях

Спрос на метеоритную породу объясняется и ееинтересными свойствами. Материал древний: большинство образцов старше полутора миллиардов лет, а некоторые и вовсе ровесники Земли, так как их возраст достигает 4,6 млрд лет.

Ни мистические, ни целебные свойства метеорита официально не доказаны. Однако в народе считается, что камень обладает магической силой:

  • притягивает к владельцу внимание противоположного пола;
  • спасает от безбрачия;
  • активирует экстрасенсорные способности, заложенные в человеке;
  • лечит болезни: от мелких недугов до серьезных заболеваний, против которых бессильна официальная медицина.

Считается, что «небесные дары» оказывают благотворное влияние на жизнь и здоровье человека, отгоняют все плохое. Поэтому космические украшения часто используют в качестве оберегов и талисманов.

Некоторые люди сомневаются: можно ли постоянно носить украшения с метеоритом? Ведь они могут излучать радиацию! Хотя бы в этом вопросе ученые пришли к однозначному мнению: осколки астероидов безопасны для человеческого организма и радиации не содержат.

От чего зависит цена космических украшений?

Что такое метеорит? В большинстве случаев под этим словом подразумеваются осколки астероидов. Но иногда до Земли долетают кусочки Луны и Марса. Такие экземпляры крайне редки и ценятся больше всего. Их стоимость может превышать $1000 за 1 грамм. И это в необработанном виде! Очень немногие люди могут позволить себе кольцо с такой вставкой. Поэтому подобные экземпляры обычно оказываются в руках обеспеченных коллекционеров.

В 2009 году девятиграммовый кусочек Марса выставили на аукционе. Он ушел с молотка по цене $3790 за 1г

Декоративные предметы чаще всего делают из обычных астероидных метеоритов. Стоимость украшений варьируется в пределах 20-300 долларов и зависит от:

  • внешнего вида и химического состава камня;
  • длительности и сложности работы;
  • наличия дорогостоящих металлов, самоцветов;
  • персональной наценки бренда.

Ювелирные изделия с метеоритами могут стоить и больше. К примеру, если речь идет об эксклюзивных моделях с бриллиантами. Но средняя цена небольшая, если сравнивать с золотыми и платиновыми изделиями.

Ухаживать за метеоритными драгоценностями сложно, так как основной компонент состава – железо – поддается окислению. При регулярном уходе достаточно протирать вставку специальным средством WD-40. При сильной деформации изделие придется отнести на профессиональную чистку.

Недорогие украшения из метеорита могут сохранять красоту десятки лет. Поэтому они считаются не только модным, но и восходящим трендом, пик популярности которого еще впереди.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *