Как появился наперсток для шитья и вышивки

Его Высочество Напёрсток

Поделитесь ссылкой на эту статью с друзьями в социальных сетях.

Очень давно жил портной, который работал днём и ночью не покладая рук, все его пальцы были исколоты в кровь. Уставший, он вышел в сад подышать перед сном воздухом. В его саду на цветочной поляне росли маленькие колокольчики, и вдруг портной увидел картину, как гномы срывают цветы и исчезают. Удивившись, этому он пошёл спать. Утром же, когда заглянул в сад, был удивлён не меньше — все бутоны были нетронуты. Следующей ночью он проследил за ними, и выяснил, что их дом — подземное царство. Маленькие эльфы там кроят и шьют одежду для гномов, а на среднем пальчике у них надет колокольчик. И тогда мастер вспомнил о своих исколотых пальцах. Утром, как обычно, портной принялся за работу. Что-то сверкнуло в окне, он повернул голову — на подоконнике лежал напёрсток из чистого серебра. Это был подарок-награда ему от гномов за молчание и за удивительные цветы в его саду. С тех пор работа стала ладиться намного быстрее.

Слева: стекло. Мурано.
Справа: три деревянных напёрстка, ручная роспись. Гора Арарат и монастыри в Ереване.

История напёрстка очень загадочна, она есть, и её нет.

Увы, утаивается о его создателе, но известно, что придуман он был в Китае более 2000 лет назад.
Самые первые напёрстки, ещё в первобытное время, изготавливались из кости, толстой кожи, дерева, чуть позднее из меди и бронзы, а знать заказывала себе из серебра и золота с украшениями.

Слева: заяц.
Справа: овечка играет на трубе.

В Индокитае же напёрсток служил обручальным кольцом, на него наносили метки с именем женщины и датой, когда она вышла замуж.

Слева: зайкин дом.
Справа: башмачок.

К XVII веку напёрстки стали настоящим произведением искусства: очень красивые и изящные, украшенные гравировкой и драгоценными камнями, эмалью, инкрустацией из перламутра.

Слева: коллекционный наперсток. ФРАНЦИЯ. ФАРФОР около 1955-60 годов.
Справа: Ростовская финифть с эмалью.

Появление ювелирных напёрстков родило ещё одну легенду.
Ювелирных дел мастер из Амстердама очень влюбился в девушку, которая по принуждению отца целыми сутками вышивала, её нежные пальчики были исколоты иглой. В день рождения своей возлюбленной он сделал подарок — маленький золотой колпачок, призванный защитить её искусные пальчики от уколов. Его изобретение и вошло в моду.

Слева: катушечка с ниточками и иголочкой. АНГЛИЯ.
Справа: прялка.

Первым напёрсток появился в Англии, во Франции, Германии.
В России распространился в начале XVIII века. Напёрстки стали украшением.

Очаровательные феи. Все фото напёрстков предоставлены коллекционером Еленой Подгорновой.

Благодаря русским ювелирам стало налаживаться производство в Санкт-Петербурге, Москве, Владикавказе, Великом Устюге. Самыми дорогостоящими были напёрстки фирмы К. Фаберже.

Слева: 1985 год.
Справа: Германия. Bareuther WALDSASSEN. BAVARIA

Вылитые из обычного металла предназначались для работы, расписные из слоновой кости, фарфора, перламутра были подарочными — на Руси по стоимости напёрстка, подаренного невесте, судили о семье жениха.

Слева: тигрёнок. АНГЛИЯ.
Справа: панда. АНГЛИЯ.

В Китае любили изготавливать напёрстки в виде голов птиц, наносить изображение рыб, панд, цветов.

Техника перегородчатой эмали похожа на французскую cloisonne.

Слева: наперсток «ТУФЕЛЬКА» автор: Саша Горбунова.
Справа: финифть с божьими коровками.

В Первую мировую войну жёны солдат сдали около полумиллиона напёрстков из чистейшего серебра на нужды фронта.
Со временем использование этого вышивального предмета изменилось, напёрстки утратили своё предназначение и стали предметом коллекционирования и хобби.

Слева: кошка и нитки. LENOX.
Справа: кошка пьёт молоко из чайника. LENOX.

В середине XX века во Франции учредили награду «Золотой напёрсток». Её вручают ежегодно в Париже за самую оригинальную одежду, созданную модельером.

Слева: бабка с дедом. Тайвань.
Справа: игольница. 1984г. Ten

И это ещё не всё!

Небольшие напёрстки (до двух унций) использовались для измерения духов.

Слева: лукошко с ягодами.
Справа: домик в снегу. Автор Елена Тарасова.

В XXI веке проститутки, чтобы привлечь клиентов, стучали ими в окна.
А в викторианскую эпоху их использовали учительницы — били нерадивых учеников по голове.

Читайте также:
Гламур и мода – фото и философия гламура

Слева: скоморох. Гжель.Фарфор.
Справа: скоморох. Фарфор. Гжель. Авторы работы — Елены и Юрия Пегушины.

С помощью напёрстков гадали, их использовали как оберег. Увидеть во сне напёрсток к удаче, потерять — к печали.

Анна Драновская специально для сайта Уроки Рукоделия.

Также Уроки Рукоделия выражает огромную благодарность коллекционеру Елене Подгорновой за предоставленные фотографии.

Отзывы, комментарии на статью

Очень интересно описана история наперстков. С удовольствием прочла, узнала много нового. очень красивые предоставлены фото наперстков!! Спасибо за предоставленное удовольствие. желаю Вам творческих успехов.

Оставить отзыв, комментарий Отменить ответ

Уроки-Рукоделия.РФ

Сайт посвящен всем видам рукоделия, у нас вы найдете мастер-классы по бисероплетению, декупажу, вязанию, вышивке, шитью, фоамирану, канзаши, рекомендации по воплощению идей своими руками, полезные советы!

Интересное на сайте

Вязаная юбка: создаём стильные образы

Очень многие останавливаются в магазине у манекена с вязаной Читать далее..

Лепестки канзаши — 4 мастер-класса

Канзаши – техника, пришедшая к нам из Японии, красивая и Читать далее..

Его Величество Наперсток. Из истории важного аксессуара

Казалось бы, что может быть проще, чем наперсток? Такая привычная и тривиальная вещица. Ан нет, товарищи, у наперстка богатая и интересная история жизни!

Не сразу русский наперсток стал таким, каким мы его знаем. Сначала так назывался кистень, который применяли в кулачном бою, затем — кольцо, которое надевали на большой палец правой руки при стрельбе из лука. C XVII века наперстки ввозили из-за границы, где их производство было механизированным, а также делали в России. Кроме своего прямого назначения — служить защитой пальца от укола иглой, наперстки стали использовать,как украшение. В XVIII веке вошли в моду несессеры — своеобразные контейнеры с набором предметов туалета или принадлежностей для шитья. Они могли быть большими и маленькими, маленькие являлись украшением костюма, их носили на цепочке (шатлене), прикрепленной к поясу. В таком несессере и хранился наперсток, зачастую из драгоценных металлов, искусно отделанный. В XIX веке русские ювелирные наперстки изготавливались в Великом Устюге, Санкт-Петербурге, Москве, а также во Владикавказе.

Существуют несколько видов наперстков: рабочие, сувенирные и ювелирные.

Рабочие наперстки — это наперстки, используемые при шитье, вязании или вышивании. Они наперстки известны с незапамятных времен. Самый старый рабочий наперсток в России (XIV века) был найден в Новгороде.

В словаре Ожегова наперстком называется металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой. И действительно, наперстки для шитья часто изготавливают из металла в форме колпачка. На его вершине и части тулова имеются углубления для того, чтобы не скользила игла.

Встречаются также наперстки сквозные. В словаре Даля сообщается, что у швей напёрсток глухой, а у портных — сквозной.

Кроме сквозных бывают наперстки в форме кольца. Такие наперстки удобно использовать в том случае, когда у швеи длинные ногти, хотя имеются и специальные наперстки с открытым участком в районе ногтя.

Рабочие наперстки выполняют из разных металлов и сплавов: алюминия, никеля, меди, стали, олова, латуни. Изготавливают их также из пластика и из кожи. Различаются наперстки для шитья и для вязания. Наперстки для вязания более длинные, изготовлены они в основном из пластика.

Самого великого К. Фаберже напёрстки также не оставили равнодушным. Наперсток Фаберже был сделан из золота, у него есть серебряный футляр, покрытый голубой эмалью. Изготовлен наперсток примерно в 1900 году Михаилом Перхиным, одним из самых известных мастеров фирмы Фаберже, он изготовил также многие пасхальные яйца, принадлежавшие царской семье. Наперсток очень маленький: 1 на 0,8 сантиметра, футляр 2 на 1,2 сантиметра. На изделиях есть пробы, на футляре имеется клеймо Фаберже.

Любовь к напёрстку в некоторых державах безгранична, памятник ему, расположенный в промышленном районе Торонто – наглядный тому пример. Городской совет задумал в этом месте увековечить память бывших швей памятником в виде гигантского бронзового наперстка, водруженного на цветные пуговицы-великаны. Экстравагантенько, однако 🙂

Читайте также:
Парфюмер София Гройсман, ароматы духов и биография

Но, на мой взгляд, не менее интересными являются сувенирные наперстки. Только посмотрите, какая безграничная фантазия у мастеров, занимающихся их изготовлением! Каждый – достоин восхищения!

Вот наперстки Ломоносовского фарфорового завода:

Ростовская финифть:

Наперстки ювелирного завода “Альфа”:

И еще несколько красивейших ювелирных наперстков:

И даже наперсток в стиле стимпанк!

Рада, если статья была вам интересна! Увидимся, всего доброго!

История создания иглы и напёрстка

Первобытные люди делали одежду из шкур животных. Да, это были элементарные повязки, но уже тогда лоскутки шкур каким-то образом скрепляли между собой. Возникает вопрос: что использовал первобытный человек, чтобы изготовить себе элементарную одежду? Была ли это игла? И когда люди догадались защищать пальцы от уколов остриём иголки? Ответы на эти вопросы — в статье.

История создания иглы и напёрстка

Мы пользуемся этими предметами практически ежедневно и не задумываемся о том, как их придумали. Между тем времена, когда люди не знали иголку и напёрсток, были. Правда, очень давно.

Что появилось раньше

Однозначно, игла. Первые образцы изделий, внешне похожие на неё, появились 15–20 тысяч лет назад на территории современных Азии и южной части Франции. Напёрсток появился гораздо позже, когда швейное ремесло активно развивалось.

История иглы

Инструменты для скрепления шкур у первобытных людей были мало чем похожи на современные иголки:

  • не было ушка;
  • иглы делали из костей пойманных рыб и животных, они были гораздо толще обычных.

Когда на смену каменному веку пришёл бронзовый, люди научились делать металлические иглы. Разумеется, сначала они были бронзовыми. Уже тогда это были тонкие инструменты с острым концом.

Первые железные иглы появились в III веке. Ушка пока не было, игла представляла собой инструмент, один конец которого был острым, а второй — загнутым в крюк.

Интересно! Древние египтяне умели вышивать. Они создавали сложные картины на тканях с помощью железных иголок.

Европейские страны узнали об этом инструменте для шитья в VIII веке н.э. благодаря торговцам из Азии. Постепенно иглы начали делать и местные умельцы. Производство сосредоточилось в Германии, Испании, а в XVI веке — в Англии.

Во времена промышленной революции, когда как на дрожжах росли новые фабрики и заводы, производство аксессуаров для шитья стало дешёвым и массовым. С 1850 года, когда в Англии придумали специальный станок, иглы начали делать с ушком. С тех пор они практически не изменились внешне.

История возникновения напёрстка

Считается, что первые изделия, внешне похожие на напёрсток, появились в России. Это были костяные и берестяные предметы, которые защищали пальцы от травм во время шитья острыми иглами.

Однако колпачок, похожий на современный напёрсток, появился в 80-х годах XVII века в Амстердаме. История была красивой: один ювелир захотел сделать для знакомой удивительный, но полезный подарок на день рождения. Дама много шила, как и все женщины тех времён, поэтому он решил создать предмет, защищающий её пальцы во время рукоделия. Он долго думал, что это может быть, и, наконец, сделал металлический напёрсток.

Изобретение оценила не только одаренная ювелиром женщина, но и другие европейцы. Идея быстро стала популярной, и в XVIII веке этот незамысловатый предмет стали изготавливать в Англии, Франции, Германии, а затем и в России.

Тогда он не был обычным бытовым инструментом. Напёрсток ассоциировался с роскошью и воспринимался как ювелирное украшение. Его делали вручную из драгоценных металлов и камней.

В 1824 году в Германии изобрели станок для производства напёрстка. С тех пор началось его массовое производство. Сначала оно было масштабным, но с появлением первых швейных машин заметно сократилось. Однако и сегодня напёрсток пользуется спросом среди рукодельниц, а делают его не только из металла, но из кожи, силикона или пластика.

Важно! Слово «напёрсток» произошло от русского «перст» — палец.

Интересные факты об игле и напёрстке

Есть немало легенд, интересных историй, необычных фактов, связанных как со швейным искусством, так и с иглой и напёрстком.

Читайте также:
Дизайнерские игрушки от модных брендов - Fashion dolls фото

Ниже несколько самых запоминающихся:

  1. До 1785 года иголки были чуть ли не предметом роскоши. Даже у профессиональных портных их было не больше 2–3, а у простых рукодельниц в лучшем случае одна. Их передавали по наследству.
  2. Только кажется, что иголка — стандартная металлическая палочка с ушком и остриём. На самом деле есть 12 размеров иголок. Также они делятся на швейные, вышивальные, скорняжные. Есть иглы с двумя ушками, для слабовидящих с ушком в виде карабина, с отверстием посередине. Сегодня их делают из стали, серебра, золота и платины.
  3. В Японии уже несколько сотен лет существует фестиваль сломанных иголок. Принять участие в нём могут все желающие. В дни фестиваля японцы благодарят сломанные иголки за работу, складывают в ящики, которые потом опускают на морское дно.
  4. Напёрстки в Индокитае использовали вместо обручальных колец. На них писали имя женщины и дату бракосочетания.
  5. На Руси в кулачных боях использовали кистень, внешне похожий на напёрсток. Он служил утяжелителем для руки.
  6. В современном Лондоне существует общество ценителей напёрстков. Во Франции престижный конкурс кутюрье называется «Золотой напёрсток». В России есть аналогичное мероприятие — «Серебряный напёрсток».

Удивительное рядом. Иногда история привычных предметов очень интересна. Иголка и напёрсток — прямое тому подтверждение.

Жил-был Напёрсток

Технологический проект “Жил-был Наперсток” о происхождении и истории наперстка.

Скачать:

Вложение Размер
Проект “Жил-был Наперсток” 61 КБ
Презентация к проекту “Жил-был Наперсток” 330.13 КБ

Предварительный просмотр:

Пятая региональная научно – практическая конференция

ЖИЛ – БЫЛ НАПЁРСТОК

Кутакова Александра Николаевна,

воспитанница объединения “Рукодельница

МОУ ЦДОД “Надежда”

Гапотченко Алла Фёдоровна,

педагог объединения “Рукодельница”

МОУ ЦДОД “Надежда

Жил – был напёрсток.

Кутакова Александра Юрьевна

Республика Саха (Якутия), Мирнинский район, п. Айхал

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

“ Центр дополнительного образования детей “Надежда”

Цель исследования: Роль напёрстка при безопасном шитье. Интерес к теме

исследования возник в результате изучения техники безопасности при ручных работах в

младшей возрастной группе.

Проблемой, послужившей темой для данного проекта , явилось следующее: у детей возникли

трудности при использовании напёрстка. Чтобы преодолеть их, детям было предложено

ознакомиться с дополнительной информацией о напёрстке и написать сказку о нём. Труд

одной из воспитанниц в дальнейшем оформился в проект. Проделанная работа помогает

всем знакомящимся с ней узнать много интересного о такой простой вещи, как напёрсток.

В ходе исследования Александра использовала следующие методы :

1.Изучение правил техники безопасности при работе с иглой.

2.Работа с источниками информации.

3.Работа со специальной литературой.

4.Формулировка выводов и обобщений.

5.Сказка о Напёрстке.

Вывод: Работа над проектом помогла преодолеть детям трудности в работе с напёрстком,

способствовала тому, что воспитанницы стали с уважением относиться к этому

приспособлению для безопасного труда, расширили свои знания в области техники

безопасности и получили много положительных эмоций и сплотили коллектив.

1.Закрепление изучения правил техники безопасности при работе с иглой.

2.Исследование семейных традиций.

3.Правда и вымысел о возникновении напёрстка. Работа с литературой.

4.Выводы и обобщения

Цель работы: определить роль напёрстка при безопасном шитье..в младшей возрастной группе объединения “Рукодельница”

Гипотеза: Простой напёрсток является самым надёжным средством для предохранения пальцев от травмирования их иглой при ручных работах.

На первом же занятии при шитье иглой я, не взирая на требования правил техники безопасности стала работать без напёрстка За что сразу поплатилась – травмировала палец . Поневоле пришлось задуматься о том, что такое приспособление, как напёрсток – вещь совсем не бесполезная, а очень даже нужная, помогающая сохранить здоровье. Далее, после повторной беседы о безопасном труде, я задумалась о том, что такое вообще напёрсток, когда люди начали им пользоваться, почему он так называется и всегда ли он выглядел так, как и сегодня.

Я спросила об этом маму, но она смогла рассказать мне только о том, для чего существует напёрсток. Зато вместе с ней мы обратились к помощи сети Интернет и узнали много интересного об интересующем меня предмете. Еще об истории напёрстка я встретила статью в журнале «Ателье» и узнала из неё немало интересного. А моя бабушка Надежда Николаевна, когда узнала, что я работаю над проектом, рассказала мне очень интересную историю о жизни нашей семьи.

Моя прабабушка, по рассказам моей мамы и бабушки, была портнихой. У неё была швейная машина Зингер, которую ей подарил прадедушка (привёз с войны). С этой машинкой попал к ней и напёрсток. Я его, конечно, не видела, но знаю, что прабабушка очень им дорожила, ведь это был подарок. А прадед скоро умер. Бабушка говорила, что на напёрстке были выгравированы буквы NF, наверное, это был именной напёрсток, принадлежавший какой-нибудь немецкой женщине. Когда я думаю об этом, мне всегда жаль её, может, она была какой-то великой портнихой. А может быть, у неё было много детей, и эта машинка была её кормилицей. Мы с бабушкой не раз об этом говорили, и я потом поняла, какая это страшная вещь — война. А бабушка моя тоже прекрасная портниха и моя мама говорит, что я пошла в неё.

Готовясь к проекту, в одной книжке я прочитала легенду о первом напёрстке. Она показалась мне интересной. Вот она. Жил да был один работящий портной, который часто прокалывал пальцы иглой. Однажды вечером он вышел в сад перед своим домом. Там росли колокольчики. Вдруг он увидел гномов, которые срывали колокольчики и уносили . Удивившись увиденному, портной пошел спать. Утром он заглянул в сад и увидел, что колокольчики целы и невредимы. На следующий вечер он подглядел за гномами и выследил, где они живут. Как оказалось, гномы обитали в подземном царстве. В этом подземелье за столом сидели эльфы, которые шили для гномов одежду, и у всех на пальцы были надеты колокольчики. Портной сообразил, что эта идея будет полезна и для его работы. И вскоре на его пальце красовался металлический напёрсток. Существуют еще легенды, посвященные появлению напёрстка, но мне больше других понравилась эта.

Считается, что первые наперстки, как и многое другое, придумали в Китае более 2000 тысяч лет назад. Но они, конечно же, не сохранились до наших дней. И мы даже точно не можем знать, из чего их делали и какую форму они имели. Древнейшие сохранившиеся напёрстки имеют плоские головки. Время появления их примерно IX-X век. Маленькие круглые напёрстки, привезенные в Европу из Азии, были распространены в средние века. Они имели желудеобразную форму и были кованными, литыми или чеканными. Период времени с XV по XVI век люди считают эпохой Возрождения. Именно этот период отмечен расцветом всех видов художественных ремёсел, поэтому очень важную роль в жизни человека стала играть одежда. Именно поэтому портной в это время становится важной фигурой в обществе, а орудия его труда , в том числе и напёрсток, привлекают внимание. Даже в пьесе Шекспира «Укрощение строптивой» есть слова, посвященные портняжным инструментам того времени: «Ты лжешь, напёрсток, нитка. Ты смеешь поносить меня, катушка!». А Ганс Христиан Андерсен, великий сказочник, написал сказку о горе-портных. Мы все её знаем, она называется “Голый король”.В этот период зарождается производство шитых иглой кружев, что так же становится причиной появления большего количества напёрстков, а лучшие из них были созданы в Венеции, где проживали наилучшие мастера.

Это время так же считается временем расцвета рукоделия и вышивки. Не чурался этого ремесла даже великий кардинал Ришелье, который всё свободное от политики время занимался вышиванием и даже придумал новую технику вышивания, которая носит его имя. Всё это способствовало тому, что такой предмет, как напёрсток, стал не только приспособлением для шитья, но и превратился в произведение искусства, которое изысканно украшали и которым любовались.

В это время напёрстки изготавливались из таких материалов, как бронза, золото и серебро. Позже, в XVI веке в Нюрнберге мастера стали использовать для изготовления напёрстков сплав меди и цинка, который назвали латунь. Благодаря появлению этого сплава поверхность напёрстков стала гладкой и блестящей, и они пользовались большим спросом. На некоторые из них наносили имя мастера и дату отливки. Благодаря этому, мы теперь можем определить временную принадлежность такого напёрстка.

Кроме своего прямого назначения – служить защитой от уколов пальцев иглой напёрстки стали использовать как украшения. В XVIII веке вошли в моду несессеры – небольшие контейнеры с предметами туалета или принадлежностями для шитья. Их носили на цепочке, прикреплённой к поясу. В таком несессере и хранился напёрсток, зачастую искусно отделанный драгоценными камнями.. Они стали не только предметом труда, но и украшением с картинками и орнаментом. Какие только изображения не наносили на них мастера! Это и сцены боя быков, и разных святых, и различных животных, картин великих художников, и цветов, и видов замков разных стран и многое, многое другое.

Первое письменное упоминание о напёрстках на Руси относится к 1669 году, а самый древний напёрсток на территории России был найден в XIV веке в Новгороде.

За все века существования напёрстка из чего только его не изготовляли, материалом для него служили камень, стекло, кожа, рога животных, кость, панцирь черепахи. Встречаются коллекционные экземпляры , изготовленные из янтаря, глины, фарфора, дерева. Существует пример удивительного напёрстка из Кореи, сделанного из специальной ткани, выполненной из нитей, с очень высокой круткой. Плотность переплетения их такова, что его не может проколоть даже тончайшая игла.

Через сотни лет, уже в XXI веке, напёрсток, столько лет верой и правдой служивший портным всех времён и народов, становится изысканным произведением искусства, оригинальной сувенирной продукцией, востребованной коллекционерами. Наверное, символично то, что напёрсток, с помощью которого было создано столько произведений искусства, будь то предметы одежды или аксессуары, сам стал произведением искусства. А история его создания отражает события из жизни народов многих стран мира, свидетелем которых он стал.

Самый дорогой на свете напёрсток попал в книгу рекордов Гиннеса. В1992 году он был продан за 31180 долларов. Считается, что он принадлежал королеве Елизавете, а ей в свою очередь он был подарен Великим Моголом, властелином Индии. Вся боковая поверхность его украшена рубинами и сапфирами. Вряд ли можно использовать его по назначению, скорее всего он указывал на статус владельца. В настоящее время во Франции существует награда для выдающихся портных – Золотой Напёрсток.

Интересуясь всем, что связано с напёрстком, я узнала, как произносятся слова “портной ” и “напёрсток” на языках народов мира .

Наперсток

Напёрсток — колпачок, который надевается на палец с целью его защиты от укола иголкой при шитье на руках и для проталкивания иглы сквозь толстый материал. Напёрстками начали пользоваться в древнейшие времена (например, более двух тысяч лет назад в Китае или даже ещё раньше в Египте). С появлением швейной машинки напёрстки стали менее популярны.

История

Древнейшие сохранившееся напёрстки сделаны из золота, бронзы и серебра. Напёрстки были не только предметом труда, но и украшением с картинками и орнаментом.

Промышленное производство началось в XIX веке. В 1824 году был зарегистрирован патент на фабричное изготовление напёрстков. На фабричных напёрстках гравировалось название изготовителя.

Легенда

Согласно средневековой легенде, жил да был один работящий портной, который часто прокалывал палец иглой. Однажды вечером он вышел в сад перед своим домом. Там росли колокольчики. Вдруг он увидел гномов, которые срывали колокольчики и уносили их в свое хозяйство. Удивившись увиденному, портной пошел спать. Утром он заглянул в сад и увидел, что колокольчики целы и невредимы. На следующую вечер он подглядел за гномами и выследил где они живут. Как оказалось, гномы обитали в подземном царстве. В этом подземелье за столом сидели эльфы, которые шили для гномов одежду, и у всех на пальцы были надеты колокольчики. Портной сообразил, что эта идея будет полезна и для его работы, и вскоре на его пальце красовался металлический напёрсток.

Жил XVII веке в Амстердаме мастер – ювелир Николай Бентотен. Он был влюблён в Аниту – дочь мрачного и известного своею скупостью соседа ван Ранема. С иголкой в руках Анита целыми днями сидела над пяльцами. Иголки больно кололи пальцы усталой девушки. И вот в дом к Аните принесли маленькую золотую шапочку с какими – то непонятными знаками. При ней было послание , написанное по правилам тогдашнего хорошего тона: “Уважаемую госпожу прошу принять в подарок это мое изобретение, чтобы оно защищало от уколов прекрасные и трудолюбивые пальцы”. И подпись: Николай Бентотен. (энциклопедические данные, данные в отрывном календаре за 1993 г., на страничке 7 февраля. Поправку внесла преподаватель Беляева В. В. )

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Наперстки
  • Наперсник

Полезное

Смотреть что такое “Наперсток” в других словарях:

НАПЕРСТОК — муж. наперстник новг. наперник новг уст, напалок для упора иглы при шитье; у швей, наперсток глухой, колпачком, весь в щедринках; у портных, обечайкою, сквозной. Парусный наперсток, наладонник, плоская бляха в ячейках, укрепленная в кожаной полу… … Толковый словарь Даля

наперсток — колпачок Словарь русских синонимов. наперсток сущ., кол во синонимов: 5 • гардаман (2) • игра … Словарь синонимов

Наперсток — Сон, в котором вы пользуетесь наперстком, означает, что скоро вам представится случай чем то порадовать других людей. Если вы увидели наперсток на пальце у женщины, то скоро совершите какой то серьезный поступок. Потеряли во сне… … Большой универсальный сонник

НАПЕРСТОК — Покупать во сне наперсток предвещает ложь, обман и сплетни. Найти золотой или серебряный наперсток означает, что вас будут окружать люди, общение с которыми доставит вам истинную радость и удовлетворение. Ржавый наперсток – знак того, что … Сонник Мельникова

Наперсток — Увиденный во сне наперсток является символом обособленности личной жизни. Вы не допускаете в свое сердце никого, за исключением самых близких людей. Многие люди хотели бы завести с вами знакомство, но вы не допускаете даже самого невинного флирта … Cонник Фрейда

Наперсток — Если во сне Вы пользуетесь наперстком – значит, скоро Вам представится случай обрадовать других людей. Если Вы видите наперсток на руке женщины – значит, скоро Вы совершите какой то серьезный поступок. Потеря во сне наперстка означает … Сонник Миллера

НАПЕРСТОК — ♥ Покупать наперсток, шить с помощью наперстка, даже играть в наперстки во сне хороший знак. Скоро вам представится случай порадовать своих друзей. ↑ Представьте, что вы наливаете в наперсток вино … Большой семейный сонник

Наперсток — название происходит от рус. «перст» палец. В Европе появился сравнительно недавно. В 80 х гг. 17 в. один ювелир в Амстердаме сделал первый наперсток, желая подарить своей знакомой на день рождения предмет, который защищал бы ее трудолюбивые… … Энциклопедия моды и одежды

Наперсток — Наперстокъ. Съ наперстокъ (иноск.) о малой величинѣ. Ср. Вотъ шпицъ прелестный шпицъ! не болѣе наперстка! Я гладила его: какъ шелковая шерстка. Грибоѣдовъ. Горе отъ ума. 3, 12. Молчалинъ. Ср. Ну, ужъ и посуду ты ставишь: наперстки. Какъ это… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Наперсток — напёрсток I м. Колпачок (из металла, кости, пластмассы и т.п.), надеваемый при шитье на палец для предохранения его от укола иголкой. II м. Азартная игра, в которой выигрывает тот, кто угадает, под каким сосудиком напёрстком, стаканчиком и т.п.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Зачем нужен наперсток

Наперсток представляет собой колпачок, который перед шитьем нужно надеть на палец. Конструкция наперстков позволяет сохранять пальцы целыми и невредимыми во время работы с разными тканями. Этот защитный аксессуар нужно обязательно одевать при работе с плотным материалом, когда приходится прикладывать усилие, чтобы протолкнуть иголку через ткань. Наперстки могут быть металлическими, пластмассовыми, кожаными, керамическими и резиновыми.

История наперстка

То, что при шитье иглой на указательный палец надевают наперсток, знали еще в Древнем Китае и Египте примерно две тысячи лет назад. Как и сегодня, назначение наперстка при шитье при помощи иголки сводилось к защите пальцев от возможных проколов. Отсюда и значение слова – «то, что надевается на перст», то есть на палец.

В разные времена использовались наперстки, изготовленные из разных материалов. При дворе были популярны золотые, серебряные и бронзовые колпачки. Со временем мастера начали наносить на них разные узоры и витиеватый орнамент. Хотя делали это, скорее, для красоты, чем для реальной пользы. Так как со стороны физики и механики орнамент никоим образом не влияет на предназначение данного аксессуара.

Сувенирный наперсток – это прекрасный подарок для фанатов швейного искусства (фото: rusvelikaia.ru)

В XIX столетии спрос на наперстки возрос, так как их стали изготавливать из металлов, доступных простым обывателям, а не только знати. Мастера ставили на аксессуары гравировку с названием производства.

Виды и модели

Какой наперсток выбрать. Сегодня в швейных магазинах представлен большой выбор аксессуаров, облегчающих работу швеи. Условно их можно разделить на декоративные и функциональные. Однако даже первые, выполненные из керамики и украшенные орнаментом и картинками, хорошо справляются с работой.

Кожаный наперсток позволяет пальцу дышать (фото: vsepugovki.prom.ua)

Выбор наперстка зависит от потребностей, умений мастера и сложности работы. Модели аксессуаров на палец могут быть такими:

  • без дна. Это обычный наперсток, вот только кончик пальца в нем не защищен. Такой аксессуар подходит для работы с тканями средней плотности, вышивания и обметывания материала;
  • со специальным кантом против скольжения. Благодаря ребристой поверхности аксессуар облегчает работу с шелком, атласом, плащевой и другими скользящими материалами;
  • из пластика в комбинации с металлом. Обычно корпус такого наперстка изготовлен из пластика, а дно – из металла. По функциональности такие аксессуары не уступают металлическим. Однако они менее надежны и износоустойчивы. При работе с очень плотными тканями их использовать не очень удобно, зато во время вышивания – запросто;
  • в виде кольца. Эта модель позволяет менять размеры в зависимости от размеров пальца. Дна у наперстка нет, зато есть подобие ремешка, который затягивается на пальце. Его предпочитают использовать те, кому нужна защита нескольких пальцев (размеры можно подогнать для указательного пальца и мизинца);
  • керамические. Их часто используют в качестве подарков, украшая картинками, узорами или именными надписями. Что касается функциональности, с самыми распространенными видами работы (обметывание краев, штопка, пришивание пуговиц, вышивание) такие аксессуары справятся. А вот для более сложных и рискованных, таких как прорубание кожи, лучше взять металлический;
  • кожаный. Он выглядит, скорее, не как наперсток, а как чехол на палец. Модель на любителя. Защищает неплохо, но слишком острая игла может задевать края наперстка, застревать в них. Поэтому металлические пользуются большим спросом, чем кожаные. На верхушке наперстка (то есть дне) есть металлическая пластина. Те, кто предпочитает данную модель, утверждают, что в ней палец больше дышит. Это важно при длительной работе;
  • резиновый. В упаковке продается два наперстка. Размеры могут отличаться. Главное преимущество над остальными – плотное прилегание к пальцам, поэтому работать в них удобнее. При необходимости можно надеть одновременно два аксессуара на один палец или использовать их на разных. Резиновые наперстки предотвращают скольжение иголки во время работы. В них предусмотрены отверстия для вентиляции. Можно применять даже для лоскутного шитья;
  • клеевой. Этот аксессуар сделан из нержавеющей стали и оснащен несколькими клеевыми стикерами. Подходит для лоскутного шитья и вышивания;
  • для квилтинга. Оснащен специальным кантом против скольжения и регулируемым механизмом;
  • для фелтинга (техника валяния натуральной шерсти). Пупырчатая поверхность аксессуара удобна при работе с мелкими деталями. Благодаря ей иголки не скользят;
  • для вязания. Внешне аксессуар похож на деталь из детского конструктора. Выступающие элементы (как у «кирпичиков» конструктора) позволяют направлять пряжу и разделять нитки разных оттенков. Такая модель используется для вывязывания сложных узоров, когда полотно во время выполнения одного ряда несколько раз переворачивается.
Функции наперстка

Для чего нужен наперсток при шитье иглой? Если коротко, то для защиты указательного пальца во время швейных операций. Преимущественно это наиболее важно при работе с плотными материалами, например, при шитье джинсов, пальтовой ткани, драпа. Несмотря на то, что для стачивания деталей используются специальные швейные машины, некоторые операции приходится делать вручную.

Наперсток эффективен при работе с плотными тканями и выполнении сложных операций (фото: evrotkani.ru)

Объясните назначение наперстка надеваемого на палец при шитье иголкой. Наперстки актуальны при таких операциях:

  • подгиб краев джинсов и брюк. Сначала край штанины обрезают до нужной длины и подгибают, затем выполняют потайной или обметочный шов. Для этого и нужен наперсток. Поскольку плотная джинсовая ткань тяжело прокалывается, игле приходится помогать вручную;
  • обметывание деталей при пошиве пальто и плотных костюмов. Драповая и костюмная ткань также плохо поддаются ручному шитью. Но и на них приходится делать обметочные стежки. Чтобы не пораниться, надевают наперсток;
  • создание лоскутных одеял в технике квилтинга или пэчворка. Эти операции считаются вершиной швейного искусства, так как требуют особых навыков работы с многослойными материалами. Причем средний слой – это синтепон или другая массивная ткань. Сложность работы заключается не только в необходимости одновременного стачивания трех слоев. К верхнему слою крепятся мелкие детали: лоскутки разноцветной ткани, тесьма, шнурки и др. Причем каждый лоскуток должен быть пришит строго на своем месте, иначе общий рисунок не получится. Вот почему приходится много шить вручную, и наперсток в этом очень помогает;
  • стачивание деталей из кожи, заменителя, нубука. Для работы с очень плотной кожей берут не иглу, а шило. Риск поранить пальцы возрастает. Объяснять назначение наперстка незачем. Поэтому мастера используют не один, а несколько металлических колпачков на палец.
Правила использования

Наперсток нужно выбирать в соответствии с размерами пальца, на который планируете его надевать. Обладательницам тонких или маленьких пальчиков лучше отдать предпочтение аксессуарам с регуляцией ширины, чтобы можно было подогнать его под себя. Главное правило использования – наперсток должен плотно прилегать, иначе шить будет неудобно. Он не должен соскальзывать, но в то же время сильного давления быть не должно.

Во время работы иголку держат большим и указательным пальцами. После прокола ткани иголку осторожно подталкивают при помощи наперстка. Чтобы инструмент не соскользнул, его ушко должно упираться в наперсток.

Выбор аксессуара зависит от индивидуальных предпочтений. Если приходится часто и много шить, можно купить несколько пар наперстков и менять их в зависимости от типа ткани. Учиться шить лучше в металлических наперстках. По отзывам, кожаные аксессуары используются нечасто. Обычно их надевают сразу на указательный и средний пальцы. А вот для шитья лоскутных одеял, декоративных картин и наволочек лучше приобрести специальный наперсток для квилтинга.

Больше информации о наперстках можно узнать из видео ниже.

Пальто Max Mara и 60 летний юбилей компании.

Знаменитая компания Max Mara отмечает свой 60 – летний юбилей в 2011 году. За прошедшие годы Max Mara было создано много коллекций, но особенно надо обратить внимание на пальто Max Mara.

Пальто – это именно тот предмет гардероба, который может подчеркнуть вашу женственность и элегантность, а пальто от Max Mara – это пальто, в котором вы будете выглядеть просто роскошно, оно станет неотъемлемой деталью вашего гардероба. Лаура Лусуарди – креативный директор бренда Max Mara, говорит, что, по её мнению, выглядеть модно, можно, надев пальто из любой коллекции бренда. А уж ей доверять можно, она проработала в компании 50 лет.

Лаура также как и компания Max Mara родом из Реджио Эмилиа. Она родилась и выросла в семье, которая с давних пор занималась продажей тканей. Родители имели там небольшой магазинчик, в котором Лаура с детства привыкла видеть роскошные ткани. И поэтому к ним у неё трепетное отношение, как, впрочем, и к моде. И нет ничего удивительного, что 18-летней девушкой Лаура пришла работать к Акилле Марамотти (Achille Maramotti). Мода для неё уже тогда имела притягательную силу. И посвятить свою жизнь в ней она твёрдо решила. Может быть, поэтому Маррамотти, не задумываясь, взял девушку к себе работать. Правда, в начале вся работа её заключалась в том, что она разносила кофе, попросту говоря, была на побегушках. (Вспомните фильм «Дьявол носит Прада»).

Компания Марамотти тогда тоже только что развивалась. Акилле Марамоти в 1951 году было 24 года. Он закончил юридический факультет Пармского университета. И как-то общаясь с одним из своих клиентов, который занимался производством плащей, подумал, не попробовать ли и ему открыть свой бизнес. Да и как не решиться на такой шаг, когда в семье до него уже многие занимались подобным ремеслом, т.е. шитьём. В семье бережно сохранялись традиции своего ремесленного наследства. Бабушка была владелицей ателье, а его мать Джулия Фонтанези Марамотти вела курсы кройки и шитья и заодно учила своих воспитанниц быть независимыми женщинами. В те далёкие 20-е годы это было весьма актуально. Недавно закончилась Первая мировая война, многие женщины остались в семье и за мать, и за отца, и за старших сестёр и братьев – мужчин катастрофически не хватало.

Пальто Max Mara – первая коллекция.

Основная цель Марамотти была, открыть фабричное производство одежды. Он реально оценил все свои возможности, разработал бизнес-план, выбрал целевую аудиторию – женщин со средним достатком. В то время, когда Марамотти начинал осуществлять свой бизнес-план, большинство итальянских мастеров шили одежду вручную и на заказ, что обходилось многим весьма не «по-карману». К слову сказать, его первая коллекция состояла всего из одного пальто и одного костюма. Где поместить такую скромную коллекцию? И здесь Акилле не растерялся. Он убедил владельцев магазинов тканей, разместить его коллекцию на витринах магазинов. И вдруг, неожиданность! Его пальто были признаны покупателями как самые лучшие. Хотя можно ли назвать это неожиданностью, когда за труд и терпение всегда следует награда, тем более что это был труд, который Акилле делал не только своими руками, но и с душой. Вскоре у него работали уже 200 человек, а в 1964 году он открыл первый магазин, за которым стали расти один за другим следующие… Да, его изделия стали популярны и узнаваемы.

Для управления сетью магазинов была образована компания Maxima. Вот так и получилось новое название бренда, которое сегодня известно как Max Mara. А вместе с компанией росла и овладевала знаниями Лаура, будущий креативный директор. Она наблюдала за всеми процессами, происходящими в компании, и когда ей была предложена дизайнерская работа, Лаура со всей тщательностью координировала все детали подготовки коллекции тогда новой марки Sportmax. Да, можно было с уверенностью сказать, что Акилле Марамотти не ошибся в ней, как впрочем, не ошибся в выборе всех своих сотрудников, всей своей команды, фанатически увлечённой работой. В компании нет случайных людей, все работают и живут как одна семья. Все здесь знают, что успех компании зависит от каждого из них, поэтому не принято расслабляться. Об этом говорит и сама Лаура. Возможно ли это? Основные принципы Марамотти – это дать возможность людям профессионально расти и развиваться, а кроме этого, сами владельцы компании из поколения в поколение усердно работают, и тем самым подают пример своим сотрудникам. Оказывается всё очень просто…. Многие работают здесь не менее 15 лет, а также и более. Компания продолжает подбирать молодых и талантливых дизайнеров, в которых воспитывает творческий подход, усердие, ценит в них креативное мышление и нестандартные идеи. Чтобы реализовать свои идеи, нужны терпение и знание истории моды – вот основные принципы, которые закладываются в подготовке молодых дизайнеров.

Компания Max Mara уже в середине 60-х имела несколько линий, в основном они были ориентированы на молодёжный спрос. Это линии: My Fair, Max Mara Pop и Sportmax. Затем родились идеи дифференциации моды по возрастам, и возникли такие линии как Marella, Persona, Pianoforte, Marina Rinaldi и другие. Сегодня в компании 23 автономные марки. В 70-е годы компания открывает бутики во Франции, Бельгии, Голландии, Великобритании. Вот только в Америке Max Mara открыла своё существование в 90-х годах. Газеты восторженно приветствовали «..гиганта итальянской моды..». Сегодня более 2000 бутиков в 105 странах и 5000 сотрудников по всему миру. В 2010 году оборот составил 1, 2 млрд. евро.

За годы существования компании собрана уникальная коллекция, которая представляет помимо моделей пальто из разных десятилетий и фотографии, и журналы, и эскизы. В архиве хранятся около 4500 винтажных моделей, собранных со всего мира с начала ХХ-го века до сегодняшних дней. Всё это доступно всем сотрудникам, но в основном часто пользуются архивом дизайнеры, которые черпают вдохновение, изучая историю моды, и как говорит Лаура Лусуарди – «… тем самым подтверждают философию Max Mara – мода – это история, мода – это культура». «Красоту трудно создавать, но ещё труднее её беречь и сохранять» – так говорил великий Леонардо да Винчи. Компании Max Mara удаётся и то, и другое. Модели Max Mara – это воплощение женственности. Наверное, поэтому Лаурой Лусуарди под впечатлением российской истории и культуры, под впечатлением работ великого ювелира Фаберже, создана новая модель под именем «Анна», которая посвящена героини романа Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Модель впервые названа женским именем. Это пальто – воплощение изящества и роскоши. Модель украшена воротником из норки, отделка из золотой парчи и подкладка – с принтом под мех каракуля.

Акилле Марамотти всегда и ко всему в работе подходил с новаторскими идеями. Он приглашал сотрудничать известных дизайнеров, поэтому коллекции компании Max Mara связаны с именами Карла Лагерфельда, Дольче и Габбана, Нарцисо Родригеса и многих других. Когда окружают такие профессионалы работать всем легко и, главное, в удовольствие. Именно Акилле Марамотти принадлежит открытие принципа демонстрации товаров (то, что сейчас совершенно очевидно) – все модели пальто демонстрировались вместе с аксессуарами: сумками, обувью и т.п. Такая демонстрация была притягательной силой. Слава и известность Max Mara продолжает расти и сейчас. «… У пальто нет возраста..» – как не согласится с Лаурой Лусуарди, если почти все пальто Max Mara из коллекций разных десятилетий актуальны и сейчас. Можно привести множество примеров в подтверждение сказанному, например, пальто 101801, оно и сегодня является культовой моделью компании. Это пальто каждый год во время демонстрации коллекции пользуется огромной популярностью, оно не бывает незамеченным, поэтому его повторяют снова и снова из сезона в сезон. Создано пальто в 1981 году из шерсти и кашемира, с большими рукавами – кимоно. Ему уже 30 лет, и его дизайн с тех пор не менялся.

Лаура Лусуарди говорит, что теперь дизайнерская задача компании – сделать таким же популярным пуховик на гусином сибирском пуху. К слову сказать, имя новому пальто – «Анна» и пуховик на сибирском пуху – это дань уважения России.

Думается, что прочитав о знаменитой компании, вы задумаетесь, и скажете, – «И у меня тоже должно быть пальто от Max Mara, потому что Max Mara сегодня – это стиль жизни».
Max Mara – семейный бизнес, и в 1989 году Акилле Марамотти передал управление компанией своим детям, которые бережно сохраняют своё ремесленное наследство.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *