Камея как ювелирное украшение и история камеи

Что такое камея? История камеи от древности до настоящего времени

История камеи

Камея – это украшение, вырезанное из драгоценных или полудрагоценных камней. В отличие от инталий, у которых изображение углублено, камеи всегда имеют выпуклые изображения. Искусство изготовления таких украшений называется глиптика.

Камеи получили распространение еще в античном мире. Для них выбирали специальные камни – яшму, агат, сардоникс – с ровными прямыми слоями. Из светлых слоев вырезали фигуры и портреты, а более темные оставляли как фон. На камеях изображали греческих, римских героев, богов и богинь, поэтов и философов. Носили камеи как женщины, так и мужчины. Ими награждали воинов за бесстрашие в сражениях.

В Эрмитаже в Санкт-Петербурге хранится всемирно известная “Камея Гонзага”, вырезанная на трехслойном ониксе (сардониксе). Ее по праву называют жемчужиной глиптики. Она изготовлена мастером III в. до н.э. в Александрии. На ней в профиль изображены царь Птолемей II Филадельф с женой-сестрой Арсиноей.

История этой камеи длинная и запутанная. Известно, что в середине XVI в. она находилась в сокровищнице герцогов Гонзага в Италии, и после неоднократной смены хозяев попала в руки Наполеона Бонапарта. В 1814 г. в Париже его жена Жозефина преподнесла камею в дар императору Александру II, по приказу которого ее передали на хранение в Эрмитаж.

С захватом Рима варварами искусство изготовления камей было надолго забыто. Интерес к ним возник снова в эпоху Возрождения. Популярными сделались изображения знаменитых современников, выполненные в стиле античных камей. Мастера часто вставляли камеи в оправы из золота, многоцветных эмалей, обрамляли драгоценными камнями. Королева Англии Елизавета любила дарить камеи со своим изображением, выполненные из сардоникса, причем некоторые были настолько малы, что их использовали для украшения колец, несколько большие часто служили медальонами. Да и сама королева любила носить камеи. Это было модно среди знатных дам того времени.

Камея с изображением Елизаветы I

Камеи вновь вошли в моду в конце XVIII в. Популярность камей способствовали завоевательные походы Наполеона в Италию и Египет, откуда император привез множество украшений в классическом стиле – гемм. Если верить портретам, знатные дамы украшали ими свои наряды, в частности, супруга Наполеона императрица Жозефина. (Обратите внимание, камеи есть в украшении на голову и украшении на платье).

Портрет императрицы Жозефины, жены Наполеона Бонапарта

Тогда же завоевали популярность камеи, вырезанные из перламутровых створок раковин.

Появились и новые материалы для изготовления камей: например, вулканическая лава различных оттенков – белого, бежевого, оливкового, серого, коричневого. Шотландец Джеймс Тассье предложил отливать камеи из разноцветного стекла и оправлять их в серебро и золото. На фарфоровой мануфактуре Веджвуд в Англии наладили производство камей из фаянса белого и синего цветов. Их делали круглой, овальной, восьмиугольной формы, обрамляли золотом и серебром.

Камея из перламутра

Камея из фарфора

Камея из вулканической породы

В России особенной популярностью камеи пользовались в начале XIX в. Их вставляли в броши, медальоны, кольца, осыпали бриллиантами, изумрудами. На них изображали античные сюжеты, а также русских императоров и императриц. При этом камни и сюжеты соответствовали назначению. Так, траурные камеи изготавливали из черных камней, на которых часто вырезали Персефону, похищенную богом мира умерших Аидом. Свадебные делали из сердолика, часто с изображением Амура и Психеи – символом верной любви. На аквамарине вырезали морские сюжеты или фигурки Нептуна и тритонов. На аметисте, который якобы предохранял от опьянения, – бога веселья и виноделия Бахуса. Юристы и судьи носили украшения из кроваво-красной яшмы.

Начало XX в. – время начала массового производства камей из раковин. Славилась этим Италия. Но многие из них были подделками – из раковин белого цвета вырезались головки, которые затем наклеивались на раковину розового тона или на агат. А вскоре придумали делать камеи, отлитые их пластмасс, – брошки и медальоны для бедных.

Читайте также:
Самые красивые Украшения из янтаря

Такие камеи – наиболее распространенные в настоящее время и наиболее бюджетные из всех.

Спасибо за внимание!

Если Вам понравилась статья, пишите комментарии. С удовольствием отвечу на все ваши вопросы.

Ювелирное украшение камея: что это такое, как и с чем носить, что означает

Если вы задумываетесь об идеальном подарке для девушки или взрослой женщины, то украшения всегда остаются отличным вариантом. Но серьги и кольца можно подарить не каждому, уникальное ювелирное изделие – это брошь. В статье мы расскажем про их разновидности – камеи, что это такое, из чего и как их делают.

Сейчас само название ассоциативно отсылает нас к античности и не такому далекому прошлому – XVIII – XIX века. Именно в эти периоды был расцвет искусства резьбы по камню, дереву и прочим материалам, используемых в качестве основы. Но сейчас мода возобновилась, теперь считается стильным украсить платье или блузу винтажной вещичкой. Она может быть старинной или изготовлена в современных мастерских – ювелиры с удовольствием берутся за интересную работу.

Это отличная идея для подарка, но нельзя преподносить ювелирное изделие без подходящей упаковки. Компания The Meshok предлагает стильные мешочки с оригинальными принтами из приятных на ощупь, крепких и износостойких тканей. В них можно будет в дальнейшем хранить кольца, браслеты и прочие драгоценности.

Украшения камея – что это такое

Это брошь или миниатюра, которая является произведением искусства и представляет собой портрет человека или нескольких, вырезанных в камне. Часто технику путают с инталиями, но они имеют углубленную картинку, в то время как у описываемой ценности образ всегда выпуклый.

Гравюра может использоваться отдельно, как самодостаточный объект восхищения, а может быть частью ювелирного изделия, тогда им инкрустируют брошку, вставляют в медальон. Иногда овальный портрет нашивают на одежду, украшая тесьму или другую часть платья.

Если инталии служили печатями, то камеи могли оставить только оттиск на мягкой поверхности. Поэтому в таких целях их не использовали.

И раньше и сейчас анфас или профиль в каменной оправе является символом любви, залогом, которым обмениваются влюбленные.

Искусство или мастерство, которое занимается созданием подобных вещиц, резьбой по камню, называется глиптика. Сегодня трудно найти настоящих специалистов, в то время как в 18 – 19 веках это считалось очень престижно и востребовано. Перейдем к историческим сведениям.

Откуда появились старинные камеи: история

Известны примеры изображений на камне еще за 4-5 веков до нашей эры. Именно такой возраст имеют первые геммы (второе название украшений). На них изображались не только портреты, но и жуки скарабеи, некоторые животные, то есть то, что окружало людей и почиталось ими.

Материал изготовления

Сперва для изделий использовались обычные одноцветные минералы с гладкой поверхностью и без цветовых изъянов.

Спустя несколько веков впервые был задействован агат. Особенность самородка в его многослойной структуре. Именно это и помогло создавать портреты с двухцветной перспективой – на верхнем слое, который обычно темнее, вырезается сам образ, а нижний остается светлым фоном.

Затем мастера научились работать с полутонами, вырезая объемные фигуры, задействуя каждый пласт самородка для создания эффекта теней. В античном мире к этому искусству приспособили еще несколько разновидностей камней – красноватую и зеленую яшму, оранжевый сардоникс.

Вера в целебную силу горных пород и магические способности наделяла украшения еще большей ценностью. Возлюбленные верили, что, подарив такой талисман мужчине, девушка взывает к тайным силам и сохраняет жизнь любимого. Также камни аккумулируют положительную энергию, защищают от дурного глаза, исцеляют многие болезни на энергетическом уровне.

Задача ювелира – выбрать оптимальный по размерам и свойствам самородок, чтобы в нем не было трещин и явных дефектов. Затем требуется обработать его до полной гладкости и после – приступать к резке.

Цветовая гамма зависит от горной породы, например, индийский сардоникс сочетает белый, желтый, красный и коричневый слои. В то время как арабский вид, менее распространенный, имеет всю палитру синего – от светло-голубого до темного, почти черного. Но все же самыми популярными являются камеи на агате. Это объясняется:

  • Твердостью минерала – просто выполнять резку, меньше вероятность нечаянного крушения структуры.
  • Его распространенностью в живой природе.
  • Наличием больших самородков – хорошая поверхность для гравюры.
  • Разнообразием окрасов, можно найти палитры – серую, красную и кирпичную, медную и песочную, бледно-зеленую, небесно-голубую и синюю, фиолетовую, розовую, оранжевую.
  • Многослойностью. Слои тонкие, каждый из них другого оттенка. Это объясняется поэтапным, неравномерным ростом горной породы. В процессе взросления делаются паузы, за этот промежуток меняется химический состав кристаллической решетки, результат – новый цвет. Пласты дают возможность мастеру делать объемные фигуры, играть со светотенью.
  • Доступной стоимостью – как в античные времена, так и сейчас.
Читайте также:
Мальтийский крест, как украшение и бижутерия

Камея — миниатюрное ювелирное украшение для роскошных дам

Камея (от итальянского chama — «морская раковина») — это разновидность ювелирных украшений (гемм) в виде вырезанного на драгоценном камне или раковине моллюска выпуклого барельефа. Камея чаще всего представляет собой миниатюрный портрет человека, который инкрустируют в брошь или вставляют в медальон. При изготовлении таких украшений художник обычно использует камни контрастных цветов.

Камея — это противоположность инталии, при создании которой ювелир вырезает углубленное изображение в камне. Технику инталии с древних времен мастера использовали для изготовления перстней-печатей представителей власти и служителей культа.

Особенности изготовления камей

Камеи в древности художники делали из мрамора, слоновой кости или полудрагоценных камней с многослойной структурой (оникса, агата, горного хрусталя или халцедона). Нижний темный слой служил фоном для светлого основного изображения. Гораздо позже мастера научились создавать более сложные ювелирные украшения из двух контрастных по цвету склеенных между собой минералов.

В современном декоративно-прикладном искусстве для изготовления камей ювелиры часто используют дешевое цветное стекло. Созданные с помощью специального ультразвукового оборудования изделия не имеют особой художественной ценности, в отличие от шедевров античной эпохи. А еще многие художники прибегают к нехитрой технической уловке — используют краски для усиления эффекта контрастности цветов.

История камеи

История камеи берет свое начало с античных времен. Уже в III веке до нашей эры в Древней Греции местные художники научились делать не только первоклассные ювелирные украшения, но и посуду с резными барельефными орнаментами.

Традиции греческих мастеров унаследовали ювелиры Древнего Рима. Особую популярность камеи приобрели во времена правления Августа и Клавдия. Но после краха Римской империи в конце V века старинное искусство обработки драгоценных камней пришло в упадок на многие столетия.

Только в эпоху Позднего Возрождения в начале XVIII века камея вновь стала востребованным ювелирным украшением среди знати. В Англии модная тенденция на ношение гемм установилась во времена правления Георга III в конце 1780-х. А в Викторианскую эпоху, вплоть до начала ХХ века, камеи находились на пике популярности на Британских островах. Помимо гемм из полудрагоценных камней, огромным спросом среди богаты англичан пользовались изделия, изготовленные из раковин экзотических морских моллюсков.

Ярым поклонником резных ювелирных украшений был Наполеон Бонапарт. Камея была важным элементом его торжественного одеяния на коронации в декабре 1804 года.

Привычный уклад жизни европейской элиты с роскошными балами и светскими приемами безвозвратно ушел в прошлое с окончанием Первой мировой войны. С этого времени камея перестала быть элитным ювелирным украшением знати и постепенно начала терять популярность среди модниц.

В наши дни искусные геммы нечасто можно встретить в убранстве роскошных женщин. Современные представительницы слабого пола, подбирая наряды на торжественные мероприятия, отдают предпочтение менее пафосным аксессуарам. Но великолепные камеи, созданные умелыми мастерами, до сих пор вызывают чувства искреннего восхищения у ценителей искусства.

Известные художники — мастера по изготовлению камей

Имена большинства старинных мастеров, которые создавали уникальные камеи, безвозвратно утеряны для потомков. К счастью, информация о малой части заслуживающих внимания художников остается доступной для широкого круга почитателей искусства. Среди них:

  • Томмазо Саулини (Tommaso Saulini) — самый знаменитый мастер камеи XIX века. Его заказчиками были даже королева Англии и члены российской царской семьи. Шедевры Саулини сегодня стоят огромных денег, а многочисленные подражатели безуспешно пытаются их подделать, чтобы заработать приличное состояние на имени мастера.
  • Луиджи Саулини (Luigi Saulini) — сын и продолжатель дела Томмазо. Вместе с отцом он был ярым популяризатором камеи и принимал участие в многочисленных Универсальных выставках. Луиджи долгие годы оттачивал свое мастерство, чтобы достичь уровня античных художников и ему это удалось.
  • Джованни Ното (Giovanni Noto) — самый известный художник-камеист ХХ века, получивший прозвище «Микеланджело резца». Ното долгие годы создавал уникальные шедевры по заказу правительства Италии, которые становились официальными подарками важным иностранным персонам. Великий мастер основал собственную школу при ювелирной фирме «Роберта» в Торре-дель-Греко и щедро делился своими знаниями с учениками.
Читайте также:
Изумруд – свойства и история камня, ювелирные Украшения с изумрудом

На портале Very Important Lot уникальные шедевры антиквариата любой желающий может приобрести на аукционах искусства в режиме онлайн. Наш сайт также предоставляет всем желающим уникальную возможность купить картины, графику, старинные и современные камеи ручной работы напрямую у современных живописцев.

Камея на шею

О самых доступных и древнейших ювелирных украшениях

Что такое камеи и чем они отличаются от инталий? Откуда и когда они появились? Почему интерес к ним не угасает до сих пор? Где найти антикварные камеи и современные украшения с ними? «Коммерсантъ Стиль» составил историческую справку с подборкой фотографий и картин разных эпох, которые показывают, как их носили раньше и как их можно носить сегодня. Потому что ювелирная камея в коллекции означает вкус ее владельца к нестандартным украшениям и уважение к истории. К тому же из самых древних видов ювелирного искусства камеи — один из наиболее доступных и самый сентиментальный. И то, и то во времена пандемии значит немало.

Портрет сестры Наполеона Паулины Бонапарт , Роберт Лефевр, 19 век

Фото: Getty Images

Галерея Simon Teakle, антикварное колье, золото, камеи на агате, около 1820 года

Галерея Simon Teakle, антикварное кольцо, золото, бриллианты, камеи на агате, около 1860 год

Галерея Simon Teakle, антикварные серьги, золото, бриллианты, рубины, камеи на агате

Галерея Siegelson, антикварная брошь Castellani, золото, камея на халцедоне, около 1880 года

Галерея FD-Gallery, антикварные серьги, золото, камеи на агате, около 1890 года

Галерея FD-Gallery, антикварная брошь, золото, бриллианты, камея на лазурите, конец XIX века

Галерея FD-Gallery, антикварные серьги, золото, камеи, конец XIX века

Галерея FD-Gallery, антикварное кольцо, золото, камея на агате, около 1890 года

Dolce & Gabbana, серьги, золото, сапфиры, камеи на агате

Mikimoto, серьги Classic, розовое золото, бриллианты, камеи на агате

Ana Katarina, браслет Eye Love, желтое золото, бриллианты, камея на агате

Ana Katarina, колье Friendship Love, желтое золото, камея на агате, сапфиры

Amedeo, браслет Queen Bee, медь, кристаллы, камея на агате

Amedeo, кольцо Skeleton, серебро, бриллианты, камея на агате

Портрет сестры Наполеона Паулины Бонапарт , Роберт Лефевр, 19 век

Фото: Getty Images

Галерея Simon Teakle, антикварное колье, золото, камеи на агате, около 1820 года

Галерея Simon Teakle, антикварное кольцо, золото, бриллианты, камеи на агате, около 1860 год

Галерея Simon Teakle, антикварные серьги, золото, бриллианты, рубины, камеи на агате

Галерея Siegelson, антикварная брошь Castellani, золото, камея на халцедоне, около 1880 года

Галерея FD-Gallery, антикварные серьги, золото, камеи на агате, около 1890 года

Галерея FD-Gallery, антикварная брошь, золото, бриллианты, камея на лазурите, конец XIX века

Галерея FD-Gallery, антикварные серьги, золото, камеи, конец XIX века

Галерея FD-Gallery, антикварное кольцо, золото, камея на агате, около 1890 года

Dolce & Gabbana, серьги, золото, сапфиры, камеи на агате

Mikimoto, серьги Classic, розовое золото, бриллианты, камеи на агате

Читайте также:
Флюорит, камень который светится в темноте

Ana Katarina, браслет Eye Love, желтое золото, бриллианты, камея на агате

Ana Katarina, колье Friendship Love, желтое золото, камея на агате, сапфиры

Amedeo, браслет Queen Bee, медь, кристаллы, камея на агате

Amedeo, кольцо Skeleton, серебро, бриллианты, камея на агате

Резные геммы делятся на две категории: инталии (с углубленным рельефом) и камеи (с выступающим рельефом). В античное времена их носили в виде колец. И, несмотря на маленький размер, они наследовали художественную традицию резьбы по монументальному мрамору, вазам или бронзе. Вырезали геммы на поделочном камне — карнелиан, агат, яшму, халцедон, горный хрусталь, аметист, гранат или сапфир — и затем оправляли в золото, серебро или бронзу часто простого дизайна, но иногда с легкой декоративной отделкой. Разумеется, размер геммы отражал социальный статус, вкус и благосостояние владельца.

Самые ранние геммы вырезали вручную при помощи железных инструментов, острого сверла, режущих колес и легкой абразивной пудры. Некоторые древнегреческие геммы имеют дырки по бокам, что позволяло устанавливать их крутящимися и носить резной стороной наружу или внутрь кольца.

Портрет молодой женщины. Сандро Боттичелли, 1480—1485

Дороти, Леди Дормер. Маркус Герартс Младший, 1596

Мира Холм, фотография из журнала The Theatre, A Monthly Review. Лондон, 1884

Фото: Getty Images

Эдит Бейкер в журнале Vanity Fair, 1920

Фото: Getty Images

Актриса Клэр Виндзор, 1925

Фото: Getty Images

Актриса Кэтрин Корнелл. Vogue 1925

Фото: Getty Images

Портрет молодой женщины. Сандро Боттичелли, 1480—1485

Дороти, Леди Дормер. Маркус Герартс Младший, 1596

Мира Холм, фотография из журнала The Theatre, A Monthly Review. Лондон, 1884

Фото: Getty Images

Эдит Бейкер в журнале Vanity Fair, 1920

Фото: Getty Images

Актриса Клэр Виндзор, 1925

Фото: Getty Images

Актриса Кэтрин Корнелл. Vogue 1925

Фото: Getty Images

Изначально резные геммы служили в качестве переносных печатей, которые использовали для нанесения выбранного владельцем рисунка на воск или глину на указе или документе, вместо подписей. Позже они стали модным аксессуаром в большей степени, чем утилитарным предметом, и их стали носить для обозначения своих интересов, связей, верований или убеждений.

Традиция возникла в Древней Месопотамии примерно 5000 лет назад, где печати-штампы или цилиндрические штампы вдавливались в сырую глину. Отсюда они попали в Грецию минойского и микенского периодов, Персию и Египет.

Около XVI в. до н. э. минойцы стали делать маленькие прямоугольные штампы-печати. Традиция была утеряна и возобновилась лишь в VI веке до н. э. в виде маленьких овальных инталий в виде жуков-скарабеев. В течение V века детали резных гемм стали изящнее, а в III веке вместе с походами Александра Македонского позволили резным экзотическим камням распространиться по территории всей эллинистической Греции.

Софи Лорен в фильме «Падение Римской Империи». США, 1964

Фото: Getty Images

Вивьен Ли в роли Скарлетт О’Хары в фильме «Унесенные ветром». США, 1939

Фото: Getty Images

Софи Марсо в фильме «Анна Каренина». США,1997

Фото: Getty Images

Джиллиан Андерсон в фильме «Война и Мир». BBC, 2016

Софи Лорен в фильме «Падение Римской Империи». США, 1964

Фото: Getty Images

Вивьен Ли в роли Скарлетт О’Хары в фильме «Унесенные ветром». США, 1939

Фото: Getty Images

Софи Марсо в фильме «Анна Каренина». США,1997

Фото: Getty Images

Джиллиан Андерсон в фильме «Война и Мир». BBC, 2016

Римляне переняли моду на инталии и камеи и даже начали делать цветное стекло для их изготовления. Самый известный пример этой традиции — Портлендская ваза, хранящаяся в Британском музее, которая вдохновила Джозайю Веджвуд на создание его знаменитой монохромной керамики.

В качестве сюжетов для резьбы выбирали мифологические фигуры, животных или портреты, иногда подписи владельца. Более крупные инталии и камеи носили вокруг шеи, а не на пальце, и размер, конечно, позволял сделать их более детально проработанными.

В Средние века античные геммы ценили коллекционеры королевских кровей и часто украшали ими предметы религиозного культа, например, обложки книг или кубки.

Читайте также:
Горный хрусталь и фото украшений с горным хрусталем

Кронпринцесса Швеции Виктория на банкете по случаю вручения Нобелевской Премии. Стокгольм, 2016

Фото: Getty Images

Кронпринцесса Швеции Виктория в день свадьбы. Стокгольм, 2010

Фото: Getty Images

Принцесса Швеции Дезире в день свадьбы. Стокгольм, 1964

Фото: Getty Images

Королева Швеции Сильвия на банкете по случаю вручения Нобелевской Премии. Стокгольм, 1996

Фото: Getty Images

Кронпринцесса Швеции Виктория на банкете по случаю вручения Нобелевской Премии. Стокгольм, 2016

Фото: Getty Images

Кронпринцесса Швеции Виктория в день свадьбы. Стокгольм, 2010

Фото: Getty Images

Принцесса Швеции Дезире в день свадьбы. Стокгольм, 1964

Фото: Getty Images

Королева Швеции Сильвия на банкете по случаю вручения Нобелевской Премии. Стокгольм, 1996

Фото: Getty Images

После эпохи Ренессанса возрожденный интерес к античности дал начало новому поколению коллекционеров. В XVII–XVIII веках великие путешественники устанавливали резные геммы в своих домах в качестве сувениров из путешествий. Так, четвертый герцог Мальборо Жорж Спенсер в XVIII веке обладал коллекцией в 780 гемм, многие из которых сегодня считаются утерянными. Камеи были чрезвычайно популярны в Викторианской Англии, где получили название «сентиментальных» украшений — в качестве портрета на них часто вырезали портреты дорогих и любимых людей. Из Англии камеи попали в Америку времен Гражданской войны, где стали статусным аксессуаром для самых состоятельных дам.

Тренд на коллекционирование и ношение античных и антикварных гемм оставался популярным в течение всех прошлых веков, и в результате многие образцы появились на рынке обрамленными в современные оправы. И эти антикварные камеи и инталии в некотором смысле представляют собой окно в древний мир, моду и ритуалы, одновременно доказывая, что традиции сентиментальных украшений тысячи лет от роду.

Сара Джессика Паркер на 59-ой церемонии вручения премии «Золотой глобус», 2002

Фото: Getty Images

Сара Джессика Паркер на ежегодном Балу Института Костюма в Метрополитен-музее, Нью Йорк,2016

Фото: Getty Images

Кейт Бланшетт на презентации Warner Bros. Лас Вегас, 2018

Фото: Getty Images

Сара Джессика Паркер на концерте Nobel Peace Prize Concert. Осло, 2012

Фото: Getty Images

Шала Монрок на презентации в бутике Ralph Lauren. New York, 2012

Фото: Getty Images

Сара Джессика Паркер на гала-вечере “Valentino 45th Anniversary Celebration”. Рим, 2007

Фото: Getty Images

Эль Фаннинг на премьере фильма «Трамбо». Беверли Хиллз, 2015

Фото: Getty Images

Мэрил Стрип на пресс-конференции «Prime» в отеле Regency. New York, 2005

Фото: Getty Images

Кэти Перри на ежегодной церемонии ARIA Awards. Сидней, 2014

Фото: Getty Images

Кейт Бланшетт на Венецианском Кинофестивале 2019

Сара Джессика Паркер на 59-ой церемонии вручения премии «Золотой глобус», 2002

Фото: Getty Images

Сара Джессика Паркер на ежегодном Балу Института Костюма в Метрополитен-музее, Нью Йорк,2016

Фото: Getty Images

Кейт Бланшетт на презентации Warner Bros. Лас Вегас, 2018

Фото: Getty Images

Сара Джессика Паркер на концерте Nobel Peace Prize Concert. Осло, 2012

Фото: Getty Images

Шала Монрок на презентации в бутике Ralph Lauren. New York, 2012

Фото: Getty Images

Сара Джессика Паркер на гала-вечере “Valentino 45th Anniversary Celebration”. Рим, 2007

Фото: Getty Images

Эль Фаннинг на премьере фильма «Трамбо». Беверли Хиллз, 2015

Фото: Getty Images

Мэрил Стрип на пресс-конференции «Prime» в отеле Regency. New York, 2005

Фото: Getty Images

Кэти Перри на ежегодной церемонии ARIA Awards. Сидней, 2014

Фото: Getty Images

Кейт Бланшетт на Венецианском Кинофестивале 2019

Камеи и инталии — восхитительные декоративные объекты ювелирного искусства. Благодаря твердости материала они остаются в хорошей сохранности долгие годы, а их большое количество на рынке означает, что приобрести их можно начиная с нескольких сотен рублей. И, да, по прошествии 5 тыс. лет камеи по-прежнему актуальны.

Камея — классика ювелирного искусства!

Камеи — классика ювелирного искусства. Изысканность и волшебство нежного профиля на камее приковывает взгляд. Больше всего мы знаем о камее, как о броши, но камеи вправляют и в кольца, кулоны, серьги, придавая неповторимую оригинальность изделию, и его хозяйке. Удивительные по своей красоте камеи, всегда кажутся какими-то отстраненными от всех прочих ювелирных изделий своей изысканностью.

Читайте также:
Как купить настоящие швейцарские часы максимально выгодно

Дуновенье моды не трогает камеи уже несколько тысячелетий. Принадлежность к классике не подвергается сомнению.

История возникновения камеи

Античная камея – эти два слова стали символом утонченной красоты. Ими часто характеризуют произведения искусства, в которых подчеркивается отточенность форм, или оценивают красоту человека, образно раскрывая соразмерную миниатюрность и тонкое изящество. Античные камеи достойны быть такого рода эталоном: они рождены классическим искусством древности, которое опоэтизировало и объявило эстетически прекрасным все лучшее, все достойное идеала гармоничного и совершенного Человека.

Камеями принято называть резные камни с изображением, исполненным в рельефе (в отличие от инталий – камней с углубленным изображением, с незапамятных времен, служивших печатями). Происхождение термина «камея» неясно. Вероятнее всего, появившееся в XIII в. во французском языке слово camaheu, camaieul, соответствующее греческому κειμήλιον – драгоценность, – было принесено с византийского Востока в Европу крестоносцами.

Мастера древней глиптики – искусства резьбы по камню – уже в IV тысячелетии до н.э., наряду с печатями-инталиями, вырезали в рельефе на одноцветных минералах жуков-скарабеев, львов, сфинксов. Но только в конце IV – начале III в. до н.э. появляются собственно камеирельефные многоцветные геммы, исполнявшиеся чаще всего на особой разновидности многослойного агатасардониксе. Полихромность была тем новым, что отличало этот вид резных камней от традиционных гемм. Используя различную окраску слоев сардоникса, мастера достигали чисто живописных колористических эффектов. Рельеф камей подчеркивался игрой ярких тонов и их нюансов: от черного через различные оттенки коричневого до голубовато-серого и белого. Варьируя толщину белого слоя агата так, чтобы сквозь него просвечивал темный нижний слой, мастер мог добиться иллюзии светотеневой моделировки. Резчики камей выбирали или индийский сардоникс, удачно сочетающий белый и желтый цвета с теплыми красновато-коричневыми, или арабский, в котором преобладали холодные сине-черные и голубоватые оттенки.

Родиной камей считается Александрия, город, основанный в 332 г. до н.э. в устье Нила Александром Македонским. Отсюда происходят самые ранние из известных нам, самые прославленные геммы древности: большие камеи с портретами Птолемея II и Арсинои, хранящиеся ныне в Петербурге и Вене, знаменитая «чаша Фарнезе» в Неаполе, «кубок Птолемея» в Париже. Исполнили их греческие мастера при александрийском дворе Птолемеев.

Жозефина; Корона Наполеона; Брошь Жозефины

После походов Александра Македонского новые, яркие, многоцветные минералы, широким потоком хлынувшие с Востока, вызвали к жизни и новый вид гемм. Если скромные инталии использовались как печати, то камеи чаще всего были предметами роскоши. Полихромные геммы из дорогих восточных минералов вставлялись в перстни, венцы, диадемы. Они украшали одежды царей, жрецов и знати. Резными камнями стали отделывать дорогую утварь, ларцы, мебель, музыкальные инструменты. Особенно славились сосуды из хрусталя, халцедона или оникса с рельефными изображениями, искусно вырезанными по тулову.

Изделия, созданные греческими мастерами по заказам могущественных монархов и знати, поражают тонким художественным вкусом. В них соединилась красочность экзотических восточных минералов с высоким гением Эллады.
Эллинистические цари покровительствовали мастерам глиптики. У Александра Македонского был особый придворный резчик Пирготель. Только ему разрешалось создавать портреты своего владыки. Большой известностью пользовалась коллекция резных камней – дактилиотека, – собранная царем Митридатом Евпатором.

Искусство резьбы камей требовало от художника необычайного мастерства и терпения. Почти каждая древняя камея – пример поистине самоотверженной, фанатичной любви к прекрасному. Для вырезания камей использовалось то же несложное оборудование, что и для изготовления печатей-инталий. Смычок, а позже – колесо с приводным ремнем заставляли быстро вращаться резцы различной конфигурации. Агат, как и большинство минералов, употреблявшихся в глиптике, тверже металла, поэтому камень резали не непосредственно металлическим резцом, а с помощью абразивов – «наксосского камня», порошка корунда, алмазной пыли. Изображение рождалось медленно. Мастер был вынужден работать почти вслепую, так как порошок абразива, смешанный с маслом или водой, полностью закрывал рисунок. Месяцы, а то и годы упорного труда тратил резчик на создание одной камеи. Один из лучших знатоков глиптики, французский исследователь начала XX в. Э. Баблон заметил, что для изготовления большой камеи требовалось столько же времени, сколько для постройки целого собора.

Читайте также:
Ювелирные изделия ANNAIVANOVA 2021 весна-лето 2021

Помимо твердости камня, существовала еще одна техническая сложность. Надо было заранее рассчитать чередование слоев агата, которые не всегда идут параллельно, а нередко меняют толщину и капризно изгибаются. Неудачный расчет приводил к тому, что не совпадавшие с рисунком пятна цвета разрушали силуэт изображения вместо того, чтобы его подчеркивать. В лучших камеях эти трудности преодолены с таким виртуозным мастерством, что материал кажется мягким и пластично послушным резцу художника, а слои агата как будто самой природой расположены так, чтобы подчеркнуть темным фоном светлый силуэт и белизну профиля или каштановыми кудрями увенчать лоб цвета слоновой кости.

Полихромность камей определила их особую роль среди других памятников прикладного искусства. Резчики могли воспроизводить в камне многие картины античных художников. В дактилиотеках собирателей гемм камеи составляли своеобразные галереи миниатюрных репродукций живописи. Наряду с помпейскими фресками, именно копии картин, сохранившиеся на камеях, оказываются незаменимыми при реконструкции утраченных навсегда станковых работ древних живописцев. Необычайная прочность материала обеспечила долговечность камей. Давно лежат в руинах античные храмы, многие шедевры пластики сохранились лишь в отдельных фрагментах, а картины греческих живописцев исчезли без следа. Но древние геммы предстают перед нами в такой удивительной сохранности, будто они только что вышли из-под резца мастера.

Коллекция античных камей Эрмитажа может выдержать сравнение с самыми прославленными собраниями Европы и Америки, уступая разве что венскому и парижскому. Первые геммы для Эрмитажа были приобретены Екатериной II в 1764 г. (собрание Л. Наттера). Но апогея это увлечение достигло в конце XVIII в. На берега Невы были переправлены коллекции де Бретейля, Байрса, Слейда, Менгса (1780-1782 гг.), лорда Беверлея (1786 г.), герцога Луи-Филиппа Орлеанского (1787 г.), герцога Сен-Мориса, директора Дрезденской Академии художеств Ж.-Б. Казановы (1792 г.). «Камейной болезнью» называет Екатерина охватившую ее в эти годы страсть к коллекционированию.

В письме к французскому просветителю Гримму она пишет: «Моя маленькая коллекция резных камней такова, что вчера четыре человека с трудом несли две корзины с ящичками, в которых заключалась едва половина собрания; во избежание недоразумения, знайте, что это были те корзины, в которых у нас зимой носят дрова«. Доступ к коллекции «антиков», как называли геммы в те годы, считался особой милостью. «Ее видели не более пяти или шести человек«, – сообщает Екатерина Гримму.

К концу царствования Екатерины II в Эрмитаже насчитывалось свыше 10 000 гемм. За год до смерти она с гордостью пишет своему доверенному корреспонденту: «Все собрания Европы, по сравнению с нашим, представляют лишь детские затеи«.

В коллекции Эрмитажа хранятся памятники, относящиеся ко всем периодам развития этого искусства.

Знаменитые камеи

1. Камея «Гонзага» (парный портрет Птолемея Филадельфа и Арсинои II; другое название – камея Мальмезон) относится к III веку до н. э. Сегодня эта камея находится в сокровищнице Эрмитажа.
Знаменитая камея из трёхслойного сардоникса, относящаяся к лучшим образцам античной глиптики. Названа в честь первого известного владельца — маркиза Франческо II Гонзага, ренессансного мецената, правителя итальянского города Мантуи.

2. Камея «Тиберия» или «Большая камея Франции» вырезана в пятислойном сардониксе (Париж, Кабинет медалей). В центре Тиберий с Ливией, перед ними Германик в доспехах полководца и его мать Антония. В верхней части в сонме богов Август с жезлом в руке и другие умершие к тому времени члены императорской семьи.

Читайте также:
Камень цитрин – фото украшений и полезные свойства

3. Камея «Александр Македонский». Родиной камей считается Александрия, город, основанный в 332 г. до н. э. в устье Нила Александром Македонским.

4. Камея на ониксе, принадлежащая семье Медичи.

5. Камея изображающая Юлию, дочь Тита. IХ век, Инталия.

6. Гемма «Птолемей II». Камея с изображением императора Августа. IХ-XII вв. Двухслойный оникс. Хранится в Парижском кабинете медалей.

7. Камея. Портрет императора Августа. ХVI век. Хранится в Британском музее.

8. Портлендская ваза известна в истории искусства как самое выдающееся из сохранившихся произведений античного художественного стекла.

9. «Наказание Тита«. Горный хрусталь. ХVI век, Инталия.

10. Камея I века до н.э. Поликсена на могиле Ахиллеса.

Камея — это не просто изысканный ювелирный аксессуар. Камея — это украшение, соединяющее века. Иначе, почему мы так заворожено, затаив дыхание, заглядываемся на эти «изящные безделушки», эти резные камни, и нам, по большому счету, все равно, кто сотворил это чудо — неизвестный александрийский мастер, живший две тысячи лет назад, или современный ювелир, живущий среди нас.

Брошь Камея. История и советы стилиста

Броши Камея — секрет стиля венценосных особ

Хотите почувствовать себя венценосной особой? Для этого не обязательно иметь родственные связи с королевской семьей. Каждая женщина достойна чувствовать себя по-королевски. Главное соответствующий настрой и детали…

Итак, расправьте плечи, поднимите повыше подбородок, оденьте элегантный костюм и не забудьте про такой маленький, но важный аксессуар, как стильная брошь камея.

Эта нестареющая классика не способна покинуть сердца модниц навсегда.

И пусть в наше время камея выглядит винтажно, но ведь как стильно…

Даже известная любительница брошек знаменитая Кэрри Бредшоу не упустила возможность дополнить свой наряд этим украшением!

История Камеи

Искусство создания камей возникло ещё в 4 веке до нашей эры. Тогда древнегреческие ремесленники впервые начали вырезать узоры на камнях и морских раковинах. В эпоху Ренессанса необычные броши и медальоны переживают настоящий расцвет — они становятся невероятно популярны среди знатных дам Европы. Сегодня же камеи снова стремительно возвращаются в женские шкатулки. В наш век сверхтехнологий люди всё больше ценят уникальные изделия ручной работы из редких и натуральных природных материалов.

Все итальянские камеи выгравированы исключительно на морских раковинах. Натуральная камея создаётся из сардониксовой ракушки. Сардониксовые ракушки состоят из естественных двухцветных слоёв: белого верха, на котором выполняется гравировка, и нижнего коричневого фона. Эти раковины добывают на Багамских островах, Кубе и в Гондурасе. Каждая из них отличается по форме, поэтому их нужно обрабатывать вручную и поочерёдно. Это продукт природы, поэтому даже если два образца выглядят схоже, то на самом деле они никогда не будут одинаковы на 100 процентов! Машинная обработка ракушек невозможна, поскольку для этого потребовалось бы перенастраивать оборудование под каждый образец, вследствие чего процесс был бы невозможно долгим.

На этом рынке существует не более 40 опытных резчиков, плюс некоторое количество резчиков-«ассистентов». За одну неделю резчик может сделать около 6 овальных камей диаметром 45 мм. Опытному мастеру требуется 9 лет специального обучения и более 10 лет непрерывной практики перед тем, как он сможет начать работать.

Камея стала одним из самых желанных ювелирных изделий ручной работы для «охотников» за итальянской красотой.

Как правильно носить Камеи

Придворные дамы щеголяли с изображениями женского профиля на контрастном фоне.

Барельеф обычно был нежного пастельного цвета, а вот овальный или круглый фон мог быть ярким или темным.

В наше время этот аксессуар может содержать любой сюжет, да и материалов для изготовления множество – от металла до полудрагоценных камней и слоновой кости.

Как дорогой камень требует качественной оправы, так и брошь камея — аксессуар с давней историей требует соответствующего к себе отношения и даже уважения.

Несколько важных советов:

  1. Найдите оптимальное место для ношения. Прикрепляя брошь в то или иное место, вы автоматически делаете на нем акцент. Поэтому, если у вас проблемная фигура, избегайте таких мест для ношения, как, например, пояс. Лучшее месторасположение безусловно возле лица (под горлом, на лацкане пиджака).
  2. Сделайте украшение акцентом наряда! Не стоит дополнять камеей слишком ярко украшенный или блестящий наряд. Изысканность этого аксессуара просто потеряется. Идеальное решение для использования камеи – офисный стиль: однотонная блузка. Если вы надели однотонное платье строго покроя или классического стиля — то использование этого аксессуара к подобному платью сделает вас иконой стиля!
  3. Эта брошь отлично сочетается с материалами разной фактуры: шерстью, замшей, шелком, мехом. Ею можно украсить не только одежду, но и головной убор, перчатку, шарф. Прекрасно дополнят ее жемчужные серьги, серьги из натуральных камней в тон или серьги из слоновой кости.
Читайте также:
Как купить настоящие швейцарские часы максимально выгодно

Купить ее для собственного удовольствия или в подарок?

При виде такой необычной красоты вам придется с трудом разрешать такую дилемму.

Впрочем, не проблема, если и у вас, и у ваших подруг появится по такой брошке.

Ваша сестра или мама будут заимствовать вашу любимицу, если вы не подарите им такую же!

Если вы хотите, чтобы ваш презент всегда напоминал о дарившем и вложили в него все теплые чувства, то камея – прекрасный памятный подарок.

Купить ее можно в нашем интернет-магазине, подобрав по цвету, размеру и фактуре идеальное украшение.

История огранки алмазов в бриллианты

В недрах земли рождается величественная архитектура кристаллов, которая существует по вечным законам геометрии. Они проходят суровые испытания, прежде чем появятся в благородном облике, который поражает чудесным изяществом форм, игрой света и волшебной силой, притягивающей взгляд и желание обладать ими. Ведь никто не сомневается в том, что владелец драгоценного камня обладает и его силой.

В чем же сила алмаза? Одно из наиболее характерных свойств алмаза – его твердость. Неслучайно его название происходит от греческого adamas – «несокрушимый». А по другой версии алмаз происходит от персидского слова elma – «твердейший». Как бы то ни было, а в том, что алмаз обладает свойством высокой твердости, признается всеми народами с древнейших времен.

В I в.н.э. его считали самым драгоценным из земных благ, но несмотря на это, среди драгоценных камней алмаз не всегда считался главным.

«Adamas» – «неукротимый или несокрушимый», так называли люди алмаз. Он и получил свое название благодаря необычайной прочности. Однако алмаз редко использовался в украшениях. В Древнем Риме его вставляли в оправу без огранки, иначе говоря, не было в то время такой возможности, чтобы выполнить огранку такому прочному камню.

Именно твердость камня явилась причиной того, что богатая история этого прекрасного создания природы началась достаточно поздно – не ранее XIV века. А, как известно, огранка направлена на максимальное выявление красоты камня. Совершенство огранки способно значительно повлиять на цену камня.


Все что могли сделать ювелиры, жившие много веков назад, это шлифовка естественных граней кристалла, для этого один алмаз терли о другой. Был и еще один более технологичный прием – камень шлифовали с помощью вращающегося металлического диска, на поверхность которого был нанесен алмазный порошок. Теперь подобные украшения можно только увидеть в музеях.

Виды огранки алмазов в бриллианты

Кроме неумения победить прочность алмаза, в некоторых странах, например, в Индии, существовало табу на изменение октаэдрической формы кристалла. Только в 1375 году ювелиры Нюрнберга начали делать камни «с площадкой», спиливая вершину кристалла. Своим внешним видом такие камни напоминали усеченную пирамидку. Это был первый шаг к огранке «непобедимого».

Следующим шагом стало подпиливание сначала нижней площадки кристалла, а затем и боковых граней. Кажется, что все это так малозначимо для огранки кристалла. Но именно эти шаги помогли ювелирам, да и всему миру узнать – что значит красота алмаза. Его кристаллическая структура такова, что свет, попадая на площадку, вызывает характерную игру лучей. Оказалось, что ограненные алмазы способны отражать свет гораздо выше, чем природные естественные кристаллы. И тогда «непобедимый» и «неукротимый» алмаз получил еще одно название – «сверкающий» (франц. brilliant).

Читайте также:
Самые красивые Украшения из янтаря

И наконец, на поверхности кристалла появились новые дополнительные грани – фасеты. Мастером, который осмелился донести красоту алмаза в более широком масштабе, оказался придворный ювелир бургундского герцога фламандец Лодевиг ван Беркем. В 1465 году он придал алмазу форму удлиненной капли. К слову сказать, знаменитый бледно-желтый бриллиант Санси также имеет форму капли, или груши.

В XVI веке итальянские мастера-ювелиры Джиакомо Тагликарне и Джованни Карниоле стали гранить алмазы в форме розы. Эта старинная огранка и по сей день служит алмазам, превращая их в бриллианты. В ней нет площадки наверху и нет спиленной нижней части, огранка имеет симметрично расположенные грани. «Розы» есть в различных исполнениях, и в зависимости от числа и формы фасет различали «голландскую», «антверпенскую» и т.д. разновидности.

Так из века в век улучшались алмазы, показывая свою красоту всему миру, очаровывая причудливыми формами и восхитительным сверканием. К дальнейшей истории огранки оказался причастен итальянец – кардинал Мазарини – тот самый, которого прославил на страницах своих романов Александр Дюма.

В отличие от бравых мушкетеров он был фигурой исторической и значимой. Он оказал влияние не только в огранке алмазов, но и в политике, проявил свои способности во многих областях. При его поддержке была основана Королевская академия живописи и скульптуры, ему принадлежали роскошные бриллианты, в том числе и знаменитый Санси. Ограненные «по способу Мазарини» алмазы сверкали своими 34 плоскостями-фасетами, многие из которых после кончины кардинала по завещанию попали в руки «Короля Солнце».

В конце XVII века итальянский ювелир Виченцо Перуцци разработал еще более сложную огранку, в 57 граней – 33 на верхней стороне и 24 на нижней. Ограненный кристалл приобрел округлую форму. Такую огранку впоследствии стали называть бриллиантовой. Именно такая огранка открывала необычайные сверкающие свойства камня.

Входящие через площадку лучи света дважды отражаются от внутренних граней на противоположных сторонах бриллианта и выходят наверх. Этот поток создает эффект вспышек света, чем и славится бриллиант. В основе игры цвета на гранях бриллианта лежит дисперсия света, или разложение света. Бриллиант, как прозрачная призма, разлагает поток белого света на цветные лучи. Вот это свойство бриллианта и радует, и притягивает взгляды, очаровывает и волнует, вызывает бурю эмоций.

В ХХ веке появились еще более сложные огранки алмаза, например, «королевская», которая содержит 86 граней, огранка магна – 102 фасеты, огранка принцессы – 146 фасет. И это еще не все. Далее пошли огранки уже вообще «потерявшие» счет фасетам. Это удивляет, восхищает, но дает ли большее количество граней и максимальную игру света? Об этом задумался и один молодой человек – математик Марсель Толковский. Родившийся в семье ювелиров, он с детских лет наблюдал бриллиантовые всполохи. К двадцати годам Марсель основательно изучил оптику и проанализировал ход лучей бриллианта.

Таким образом, был сделан вывод, что для полного отражения луча от второй грани, угол ее наклона должен быть не более 43°43? к горизонтальной плоскости. В этом случае происходит максимальное отражение света. Теперь камни, у которых пропорции и углы рассчитаны так, называют бриллиантами Толковского.

Кристаллы алмазов встречаются разной формы и величины, и не всегда возможно создавать огранку бриллианта по Толковскому. Ювелиры учитывают естественную форму камня, отсюда и происходят различные виды огранки. Но какая бы огранка ни была у алмаза, никто не сомневается в их волшебной силе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *