Апартаменты Габриэль “Коко” Шанель
Думаю, большинство из вас согласится, что для того, чтобы творить красоту, необходимо, прежде всего, окружить себя ею. Нет, есть, конечно, гении от мира искусства, которые умудряются создать нечто великолепное и сидя в сыром тёмном подвале. Но это редкие исключения. Большинство же окружает себя красивыми, редкими и неповторимыми вещами, чтобы черпать в них вдохновение для создания своих шедевров.
Коко Шанель была именно такой. И её квартира, сама по себе, уже настоящее произведение искусства! В ней столько всего красивого и изысканного, столько мелочей, таящих в себе целые истории и легенды, способных рассказать о великой Мадемуазель намного больше, чем толстые книги с биографией Коко.
Давайте заглянем?
Квартира Габриэль Шанель расположена над бутиком на улице Камбон 31:
Подходя к бутику, можно представить, как великая Коко ежедневно толкала дверцы магазина:
Вообще – то говоря, в этой квартире она не жила. Здесь она работа, здесь принимала гостей, здесь встречалась с друзьями, здесь устраивала свои показы. Ночевала же Коко в отеле Ritz.
Эту лестницу, многие из вас, безусловно, уже видели:
Кто – то в фильме “Коко до Шанель” с Одри Тоту:
Кто-то у Виктории:
А кто – то на старых фотографиях с самой Коко:
Лестница эта не простая, а с секретом: её спроектировали особым образом, так, чтобы Коко, сидя на этой лестнице, могла наблюдать за происходящим во время показа, сама же при этом оставаясь никем не замеченной.
Для этого ей необходимо было сесть на 5ю ступеньку (цифра 5 была магическим числом для Шанель), и словно по мановению волшебной палочки, Габриэль исчезала из поля зрения клиенток, пришедших на показ.
В предметах, наполняющих квартиру Шанель зашифровано множество символов.
Например, в этой люстре. Её изготовили в 1920 году по заказу Габриэль. Посмотрите вниманительно, и вы увидите букву “G” – Gabrielle, двойное “C” – фирменный знак Шанель и цифру 5!
Знаменитый диван был также куплен Коко в 1920 году.
Такая мебель была новинкой в те времена: во – первых из – за своих огромных размеров, а во – вторых из – за бежевого цвета, который никогда не использовался для изготовления мебели из – за своей маркости.
Коко Шанель на этом диване:
Вот эта маленькая клеточка вдохновила Жан-Поль Гуда на съёмки рекламы Шанель в 1991 году, где Ванесса Паради летала уже в другой клетке, по больше, словно птичка.
Мадонна с младенцем отсылает нас к детству Габриэль, которое прошло в монастыре.
Львы, символизирующие защиту и, в то же время, являющиеся астрологичесикм знаком Шанель, присутствуют во многих уголках аппартаментов:
В апартаментах Шанель много книг. Мадемуазель Коко много читала, дабы пополнить своё скудное образование, полученное ею в детстве. Она собирала книги и черпала на их страницах своё вдохновение.
Обратите внимание на икону на самом верху:
Шанель приютила Игоря Стравинского, бежавшего из России без гроша в кармане. Эта икона, – единственная ценная вещь, которую он сумел увезти с собой.
Игорь подарил её Габриэль в благодарность за помощь, которую та оказала ему в тяжёлые для него времена. Шанель очень дорожила этим подарком и хранила при себе всю свою жизнь.
В 1921 году Коко Шанель создаёт свои знаменитые духи “Шанель №5”, а Игорь Стравинский пишет пьесу “Пять пальцев”.
Зеркала в форме восьмиугольника тоже символичны.
Восьмиугольник – одна из излюбленных форм Коко, которую она много использовала в своём творчестве.
Например, пробки её духов (всё тот же “Шанель №5” и другие) имели форму восьмиугольника. А окна сьюта Шанель в отеле Риц выходили на Вандомскую площадь, которая тоже имеет форму восьмиугольника.
Лягушка, – символ удачи в Азии, с открытым ртом она ещё и приносит богатство. Маленького кристалика изначально не было у неё во рту.
Он однажды отвалился от люстры, которую вы видели на фотографии выше. Юбер де Живанши, который в этот момент находился в комнате вместе с Коко, предложил той найти место для этого небольшого кристаллика. И она выбрала рот лягушки, – чтобы та приносила ей ещё больше удачи.
Бронзовая рука Диего Джакометти:
Шкатулки на этой фотографии тоже очень символичны. Они были подарены Коко герцогом Вестминстерским, с которым у неё была связь во второй половине 20х годов. Из этих отношений Коко вынесла две вещи: твид,- с которым она познакомилась в Англии, и который активно использовала в своих работах и тот факт, что настоящий люкс не бросается в глаза, но всегда спрятан внутри. Это, кстати, было визитной карточкой Шанель: изнанка её изделий была также красива, а зачастую и красивее, чем лицевая часть. Так и эти шкатулки: из скромного серебра снаружи, внутри они сделаны из золота высшей пробы.
Коко была очень суеверной, и в её квартире можно увидеть огромное количество изображений зерна.
Она также имела привычку выставлять пучки колосьев перед дверями апартаментов, в которых жила.
Ширма в этой комнате – самая старинная в коллекции Шанель:
Это кресло, на котором Коко была сфотографирована в 1937 году Хорстом (Horst P. Horst) ей не принадлежало.
Его случайно обнаружил Карл Лагерфельд на одном из блошиных рынков, выкупил его и нашёл почётное место в квартире Шанель.
Это Шалом Харлоу прилегла на знаменитое кресло.
Деталь одной из ширм в коллекции Шанель:
Это рабочий стул Габриэль. Сидя на нём она создавала свои шедевры прямо на моделях.
Как вам квартира Шанель? Хотели бы вы в такой жить или работать?
Напомню, что Виктории она понравилась настолько, что свое новое жилье, она намерена обустроить, основываясь на интерьере Коко. )
Коко Шанель и ее квартира в Париже – фото
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
- Recent Entries
- Archive
- Friends
- Profile
- Memories
Большая экскурсия по парижской квартире Шанель на Рю Камбон и ее сьюту отеля Ritz
Магия Габриэлль «Коко» Шанель (Gabrielle ‘Coco’ Chanel) не исчезает с годами, как не выветривается аромат дорогих французских духов, который бережно хранит флакон. Своеобразным «флаконом» стиля жизни великой женщины 20 века можно назвать и ее парижские апартаменты, сохраняющие уникальный «аромат», сотканный из встреч, бесед, раздумий, идей и всего того, что протекало в этих стенах, расположенных на Рю Камбон, 31.
Целебные кристаллы, спрятанные за ширмами двери, отсутствие спальни и страсть к восточному стилю с обилием прекрасных статуэток, античных ваз и фигурок индусских богов – все это составляет уникальный интерьер квартиры Коко Шанель.
Навестить хозяйку этой великолепной квартиры приходили такие мировые звезды, как Элизабет Тейлор (Elizabeth Taylor), Сальвадор Дали (Salvador Dali) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso). Многие драгоценные сокровища этого храма моды были подарены Коко ее знаменитыми друзьями. Так, например, композитор Игорь Стравинский подарил ее старинную русскую икону, герцог Вестминстерский преподнес ей золотые коробочки, а Сальвадор Дали – свои картины.
Коко свято верила в символы, поэтому в ее квартире можно увидеть множество фигурок, приносящих удачу – лягушка с открытым ртом, пара японских оленей, а также мотивы, где присутствует пшеница, как символ процветания. Она также верила в целебную силу кристаллов и украсила каждую комнату люстрами. Большое значение придавала она и своему знаку зодиаку Льву, который можно увидеть повсюду.
Салон, в котором Коко Шанель развлекала своих знаменитых гостей – Элизабет Тейлор, Пабло Пикассо и Сальвадора Дали. Поскольку она ненавидела двери, то чтобы закрыть дверные проемы использовала китайские ширмы. Ей казалось, что в этом случае гости забудут о том, что пора уходить.
Коко сама разработала дизайн дивана для гостиной на Рю Камбон, 31. Ей было важно, чтобы он был удобным, поэтому его обивка выполнена из замши, а не шелка или бархата.
Шанель подобрала для своей квартиры такую же цветовую гамму, как и для одежды: оттенки бежевого, черного и белого.
Переплеты книг в библиотеке Коко Шанель подбирались в красных тонах, напоминающих цвет губной помады и внутреннюю подкладку сумочек, которые она создала.
Стол, украшенный львами, пользовался особой любовью Коко, поскольку был отражением ее зодиакального знака. За этим столом собирались мировые звезды.
Встреча востока и запада с большим количеством элементов, символизирующих любовь, удачу и богатство
Украшения, которыми окружала себя Коко Шанель, настоящие произведения искусства
Некоторые причуды хозяйки в оформлении этой квартиры являются отражением ее стиля жизни и личности. Так, например, здесь нет спальни, поскольку эти апартаменты использовались исключительно для работы и развлечений. А вот спать Коко Шанель предпочитала в номере-люкс отеля «Ритц», рядом с Вандомской площадью, куда она и отправлялась каждый вечер.
Всюду символы – на китайских ширмах и стенных панелях хорошо видны экзотические птицы в стиле «коромандель» и цветы камелии, ставшей символом модного дома «Шанель», который используется и в настоящее время.
В предметах, наполняющих квартиру Шанель зашифровано множество символов.
Например, в этой люстре. Её изготовили в 1920 году по заказу Габриэль. Посмотрите вниманительно, и вы увидите букву “G” – Gabrielle, двойное “C” – фирменный знак Шанель и цифру 5!
Львы, символизирующие защиту и, в то же время, являющиеся астрологичесикм знаком Шанель, присутствуют во многих уголках аппартаментов:
Мадонна с младенцем отсылает нас к детству Габриэль, которое прошло в монастыре.
Зеркала в форме восьмиугольника тоже символичны.
Восьмиугольник – одна из излюбленных форм Коко, которую она много использовала в своём творчестве.
Например, пробки её духов (всё тот же “Шанель №5” и другие) имели форму восьмиугольника. А окна сьюта Шанель в отеле Риц выходили на Вандомскую площадь, которая тоже имеет форму восьмиугольника.
Лягушка, – символ удачи в Азии, с открытым ртом она ещё и приносит богатство. Маленького кристалика изначально не было у неё во рту.
Он однажды отвалился от люстры, которую вы видели на фотографии выше. Юбер де Живанши, который в этот момент находился в комнате вместе с Коко, предложил той найти место для этого небольшого кристаллика. И она выбрала рот лягушки, – чтобы та приносила ей ещё больше удачи.
Бронзовая рука Диего Джакометти:
Шкатулки на этой фотографии тоже очень символичны. Они были подарены Коко герцогом Вестминстерским, с которым у неё была связь во второй половине 20х годов. Из этих отношений Коко вынесла две вещи: твид,- с которым она познакомилась в Англии, и который активно использовала в своих работах и тот факт, что настоящий люкс не бросается в глаза, но всегда спрятан внутри. Это, кстати, было визитной карточкой Шанель: изнанка её изделий была также красива, а зачастую и красивее, чем лицевая часть. Так и эти шкатулки: из скромного серебра снаружи, внутри они сделаны из золота высшей пробы.
Коко была очень суеверной, и в её квартире можно увидеть огромное количество изображений зерна.
Она также имела привычку выставлять пучки колосьев перед дверями апартаментов, в которых жила.
комната отдыха
Квартира, расположенная над флагманским бутиком на Рю Камбон, остается точно в том состоянии, в котором ее оставила Коко. Сегодня вход сюда открыт только VIP-гостям модного дома «Chanel» и некоторым журналистам.
А это уникальная лестница: её спроектировали особым образом, так, чтобы Коко, сидя на этой лестнице, могла наблюдать за происходящим во время показа, сама же при этом оставаясь никем не замеченной.
Для этого ей необходимо было сесть на 5ю ступеньку (цифра 5 была магическим числом для Шанель), и словно по мановению волшебной палочки, Габриэль исчезала из поля зрения клиенток, пришедших на показ.
Бóльшая часть мебели в этой квартире была изготовлена по специальному заказу хозяйки, вносившей коррективы в эскизы дизайнеров, а иногда она придумывала что-то сама. Помимо замшевого дивана, она сделала «доводку» двух боковых столиков, в которых заменила мраморные столешницы на черные лакированные. Зеркала в квартире имеют символическую восьмиугольную форму, именно так спланирована Вандомская площадь, а также флакон для духов «Chanel No. 5».
Дом имеет четыре этажа. На первом – магазин Шанель, на втором располагались лучшие коллекции, ее квартира расположена на третьем этаже, а мастерская на четвертом.
А теперь о номере в отеле Риц (Ritz) , в котором была спальня Коко Шанель больше 25 лет.
Это сьют состоящий из номеров: 301, 302, 303.
В номере бережно хранят обстановка, которая была при Коко.
Рисунки одного из друзей Коко, Кристиана Берара (Christian Berard) в конце 1990-х помогли восстановить интерьер её номера. Работами руководил биограф и искусствовед Патрик Уркад (Patrick Hourcade). В своё время Патрик проработал в журнале Vogue 13 лет и консультировал Карла Лагерфельда при создании его первых коллекций для Дома мод Chanel.
. Габриэль Шанель, номера 301, 302, 303. Однажды знакомый Коко Шанель заметил: «Потребовалось шесть лет, чтобы уговорить ее сходить из мастерской через дорогу на ланч в Ritz. И три часа, чтобы увести ее из отеля, так ей там понравилось». В 1934 году Шанель переехала со своей мебелью в сьют из трех номеров с окнами на Вандомскую площадь.
Друзья шутили, что в новом «доме» ее привлекает главным образом то, что она там еще никогда не жила. Но великая Мадемуазель провела в Ritz почти сорок лет до своей смерти в 1971 году, демонстрируя небывалое постоянство, даже когда ее силой пытались заставить покинуть отель. В конце 30-х бастующие рабочие ее мастерской пришли со своими ультиматумами к ней в отель, но госпожа Шанель заявила, что выходит из «своего дома» только полностью готовой. Спустя час она предстала перед забастовщиками в темно-синем жакете, с ниткой крупного жемчуга на шее . Во время Второй мировой войны фашисты заняли Ritz и выставили из комнаты Мадемуазель всю обстановку. Вернувшись, Коко распорядилась перенести мебель и книги в маленькую комнату со стороны улицы Камбон, сказав: «Я никогда не стану беженкой, просто буду гораздо меньше тратить на жилье» .. Сохранились рассказы о том, как Мадемуазель, снова переехав в свои апартаменты после войны, принимала у себя Кокто, Пикассо, Стравинского, Дали .
В самом популярном номере Ritz соседствуют подлинные лаковые ширмы (Шанель повсюду возила их с собой), антикварные стулья в стиле Людовика XV, напоминавшие творения ее друга, декоратора Жана-Мишеля Франка, и современные диваны, обитые простроченной замшей цвета слоновой кости по мотивам знаменитых сумок.
Большинство предметов подобрано в барочном стиле: посеребренные венецианские светильники, лакированная консоль, люстра из горного хрусталя и гордость отеля, настенные часы XVIII века, изображающие пробуждение Венеры и Купидона, – вторые такие хранятся в музее Metropolitan в Нью-Йорке. Патрик Уркад не ставил перед собой цель в точности повторить то, что изображено на фотографиях из архива отеля, но Мадемуазель наверняка не отказалась бы вернуться в свой номер . В ее честь одну из трех комнат – салон – всегда украшают букетами ее любимых белых лилий и спелыми колосьями пшеницы.
Квартира Коко Шанель
Трудно представить себе, как это – ходить по следам легенды, видеть те же образы, дотрагиваться до тех же предметов, ощущать звуки и запахи, которые окружали великую личность на протяжении всей жизни… Одной из таких знаменитостей, жизнь и быт которой были окутанными дымкой тайны, была и Коко Шанель. Очень немногие из её современников удостоились чести быть приглашенными в роскошные апартаменты, вобравшие в себя часть души покровительницы моды. Даже сегодня, по прошествии 45 лет после смерти ее квартира сохраняет первозданный вид – эталон хорошего вкуса и умеренной роскоши. Обычному человеку попасть туда не так просто, для этого нужно быть либо постоянным клиентом дома Шанель, либо иметь хорошие знакомства среди парижского бомонда.
С чего все начиналось?
1954 год, столица Франции. В зеркальном зале дома мод активно идет подготовка к очередному показу. Мадам Шанель, неприметная, но властная и стильная, медленно проходит вдоль рядов молодых девушек, внимательно рассматривая каждую деталь из костюмов новой коллекции. Вдруг, она резко разворачивается, подбегает к ничему не подозревающей модели, и начинает ножницами кромсать её одежду: делает юбку короче, отрезает воротник и рукава. «Вот так-то лучше!» говорит она и продолжает ревизию одежды.
Габриель (Коко) Шанель относилась к личной жизни и биографии точно так же, как и к одежде своих коллекций – безжалостно избавлялась от всего лишнего, надоевшего и мрачного. Будущая покровительница мировой моды родилась в 1883 году, хотя позже она лихо перенесла дату своего рождения, став тем самым на 10 лет моложе. Её вряд ли можно винить в таком поступке: детство, юность и ранняя молодость Габриель прошла настолько неприметно и мрачно, что о них хотелось забыть, начав жизнь с нового листа.
Ранние годы Габриель Шанель провела в провинциальном городке Сомюр. Её мать, проживающая в браке, который с очень большой натяжкой можно было бы назвать счастливым, умерла, когда малышке едва исполнилось 11 лет. Отец, не отличавшийся ответственностью, отправил сыновей по близким и дальним родственникам, а дочерей отвез в приют, организованный при католическом монастыре, ни разу после этого не навестив их.
Следует отдать должное – в монастыре девочку хорошо обучили мастерству рукоделия, и после того, как Габриель покинула обитель, ей легко удалось найти первую работу. Вскоре у девушки появились друзья и поклонники, которые часто приглашали её в местное кафе с открытой сценой. Однажды после того, как местная певичка окончила выступление, Габриель сказала друзьям, что даже она могла бы спеть лучше. Долго ждать не пришлось: договорившись с хозяином, вскоре она начала выходить на сцену в качестве певицы. Одной из песен в её репертуаре была «Ko Ko Ri Ko», из-за которой молодая девушка получила довольно обидное, как она сама считала, прозвище «Коко».
Нельзя сказать, что карьера провинциальной певички в небольшом кабаре положительно отразилась на благосостоянии Габриель. В одно время судьба свела её с богатым поклонником Этьеном Бальсаном. Бравый молодой офицер не только стал первой серьезной влюбленностью, но и пригласил её жить с ним в огромном загородном поместье, больше напоминавшем замок. Вопреки юношеским мечтам Коко, её отношения с Бальсаном никак не складывались: он воспринимал её скорее как очередное развлечение, однако переезд позволил Габриель навсегда расстаться с прошлым певицы. Разговоры с Этьеном о будущем в сфере моды не воспринимались парнем всерьез, но именно он познакомил Коко с Артуром Кейпелом – человеком, который помог ей в 1910 году открыть первый собственный бутик, а затем – филиал дом моды «Шанель».
Невидимое совершенство
Квартира законодательницы французской и мировой моды находится в самом сердце Парижа – на улице Камбон, 31. На первом этаже дома расположен фирменный магазин Шанель, являющийся ровесником самого бренда. Двери магазина обращены к черному ходу всемирно известного отеля Ритз, ставшего для Коко Шанель вторым домом. Такое соседство оказалось неслучайным: если Коко хотела незаметно уйти из гущи событий, она просто ныряла в узкие задворки Ритза и уже через несколько минут выходила прямо возле своей квартиры, где могла уединиться на несколько часов и отдохнуть. Здесь же ею были разработаны лучшие достижения дома моды – маленькое черное платье и дамская сумочка, получившая название «2.55».
На второй этаж дома номер 31 ведет широкая винтовая лестница, стены вокруг которой покрыты десятками зеркал — такое оформление вызывает головокружительный, сюрреалистический эффект. Говорят, что Коко Шанель (Coco Chanel) каждый день, посещая апартаменты или покидая их, останавливалась на пятой ступеньке, и внимательно рассматривала себя в зеркало. Здесь она могла увидеть свой наряд под разными углами, а также посмотреть на реакцию встречающих её на первом этаже людей даже не выдавая своего присутствия.
Когда открываются зеркальные двери её квартиры, первое, что бросается в глаза – сильное влияние востока на оформление комнат. Главная парижская модница не очень любила европейский, и в частности – французский стиль, считая его скучным, и отдавала предпочтение убранству дворцов китайских императоров и индийских махараджей.
Особое место в интерьере занимают раскладные деревянные ширмы, изготовленные китайскими мастерами. С их помощью легко создать уютную обстановку в комнате, изменить её форму или размеры. Как известно, Коко Шанель ненавидела двери во всех их проявлениях, а посредством таких панелей можно было не только скрыть проемы в стенах, но и заставить гостей сконцентрироваться исключительно на обстановке комнаты, скрыв все лишнее.
Ни одна из вещей не попадали в квартиру Коко Шанель случайно. Даже у мелочей здесь имеется своя, непременно увлекательная история. Будучи львом по зодиаку, Шанель окружила себя символами этого хищника – статуэтки, столовые и письменные принадлежности, элементы зеркал и светильников – отовсюду на посетителя заинтересовано смотрят глаза царя зверей.
Посреди гостиной можно увидеть стол на шесть персон, но на самом деле в апартаментах редко собиралось такое количество гостей – Коко любила более интимные посиделки. Здесь она проводила вечера с Элизабет Тейлор, Сальвадором Дали, Пабло Пикассо и Марлен Дитрих.
На одном из столов возле стены стоит неприметная на первый взгляд статуэтка лягушки – традиционный восточный символ, привлекающий в дом богатство. Если внимательно присмотреться, то во рту можно обнаружить небольшой кристалл – он оказался здесь благодаря одному из самых известных гостей квартиры, имя которого, к сожалению, так и осталось неизвестным. Таинственный гость случайно отломал кристалл со старинного канделябра, и в надежде, что хозяйка дома ничего не заметит, оставил его в наиболее подходящем, по его мнению, месте. Однако внимательная к мелочам Коко обнаружила тайник и сказала гостю, что тот нашел для этого кристалла самое подходящее место.
Подарки от поклонников
Значительная часть оригинальных вещей, составляющей интерьер квартиры, были подарены мадам Шанель её поклонниками и просто гостями. Хотя Коко родилась в нищете, её более поздняя жизнь прошла в роскоши. Она могла позволить себе практически всё – от дорогих нарядов до хрустальных и позолоченных предметов интерьера, но больше всего она ценила внимание близких людей, и с трепетом относилась к вещам, подаренных ими.
В квартире можно увидеть много дорогих портсигаров, пепельниц и прочих курительных принадлежностей – великая Мадам очень много курила, редко на какой фотографии она запечатлена без любимой сигареты. Кроме того, апартаменты уставлены множеством фигурок лошадей, кошек и львов. Хозяйка так боялась одиночества, что непременно покупала их парами.
Важное место в жизни Коко Шанель занимал великий художник того времени – Сальвадор Дали. В квартире хранятся его рисунки, а центральное место в одной из комнат занимает позолоченный кофейный столик, подаренный Мастером.
Во время бурного романа с герцогом Вестминстерским квартира Коко пополнилась наиболее дорогими подарками. Одними из них являются серебряные, позолоченные изнутри шкатулки, которые показывают всю свою красоту только тому, кто решится открыть их – внутренние стенки красиво отражают солнечный свет, разбивая его на тысячи лучей. Именно такие подарки Шанель считала истинной роскошью – скрытой от постороннего взгляда, и доступной только для её владельца. Этот принцип вдохновлял Коко на создание своих лучших творений, в том числе меховых жакетов «наизнанку» — обращенных самой мягкой частью к вам.
На удивление постороннего посетителя, в огромной квартире Коко Шанель нет даже намека на спальню. Каждый вечер она уходила ночевать в свой роскошный номер в отеле Ритз, где прожила более 30 лет, а утром возвращалась обратно. Перед её выходом из отеля, служащие обязательно предупреждали работников бутика Шанель, чтобы они успели разбрызгать в магазине любимые духи Коко – Шанель №5.
Квартира на улице Камбон, 31, хранит в себе не только историю без преувеличения Великой Женщины. Как и флакон с духами, она носит в себе непередаваемый аромат и черты характера Коко Шанель – изменчивые, как её жизнь. Несмотря на все сложности, ей удалось вырасти от никому не известной провинциальной певицы, погрязшей в долгах и бедности, до владелицы огромного дома моды, сделавшего мир таким, каким мы его привыкли видеть. Жизнь Коко Шанель – отличный пример для подражания, она учит нас никогда не сдаваться, и постоянно идти к своей цели, несмотря на все преграды.
Школа красоты Chanel “Квартира Коко Шанель”
Добрый день, дорогие читательницы!
Сегодняшний пост будет посвящен рассказу о ” Школе красоты Chanel” — замечательном мероприятии, которое я посещаю уже второй раз.
В этом году я ждала этого события с особым нетерпением и удоводьствием, так как темой ” Школы” стала квартира Великой Мадемуазель на рю Камбон. В своем посте я постараюсь поделиться приятными впечатлениями от мероприятия и приглашаю вас совершить вместе со мной увлекательное путешествие в самое сердце вселенной Chanel.
Каждый год ” Школа красоты Chanel” посвящена определенной теме. В прошлом году темой стала линия ухода за кожей Sublimage. Занятие носило не только информационный, но и практический характер, так как участницы смогли лично попробовать средства гаммы. В этот раз марка подготовила для своих клиенток лекционный материал, но от этого занятие не стало менее интересным, пожалуй, даже наоборот.
Заветный конвертик с приглашением.
Зал перед началом мероприятия.
Сразу хочется отметить удивительно приятную атмосферу, в которой проводятся занятия «Школы». Организаторы всегда уделяют своим гостям максимум внимания, а преподаватели не только интересно и доходчиво рассказывают о своем бренде, но и всегда открыты к общению и отвечают на любые возникшие вопросы. Лекции всегда сопровождаются интересным видеорядом из истории бренда ( на французском языке, что для меня особенно приятно) и презентациями.
Очень сосредоточенно смотрю видеоряд на французском перед началом занятия.
Гости внимательно слушают лектора.
Лекцию для нас читал Андрей Волков -специалист по истории и символов бренда Chanel.
Дом Сhanel очень трепетно относится к своей истории, поэтому выбор темы занятия очень закономерный. Габриэль Шанель всю жизнь окружала себя символами, кодами и легендами, которые нашли отражение в ее творчестве и прочно вошли в ДНК ее бренда.
Пожалуй, самым главным символом для Габриэль Шанель стал приют при Обазинском аббатстве, где она провела свое детство.
Витраж в Обазинском аббатстве.
Прямоугольные окна приюта, лестница, по которой воспитанницы спускались к Мессе — все это сейчас превратилось в культовые для бренда символы. Достаточно вспомнить прямоугольную крышечку легендарного аромата Chanel No 5 или культовую для всех почитателей бренда зеркальную лестницу на улице Камбон, с которой Мадемуазель смотрела свои показы. Даже витражи в часовне аббатства таят в себе разгадку некоторых символов дома Chanel. О создании знакомого всем логотипа есть много историй и легенд. Кто-то увидит в них всего лишь переплетенные инициалы основательницы- Coco Chanel, кто-то вспомнит романтическую историю любви Габриэль Шанель и Артура Кейпела ( Coco +Capel), но если внимательно всмотреться в витражи часовни в Обазине, можно заметить знакомые переплетения.
Витраж в Обазинском аббатстве.
Обазинское аббатство и приют стали поистине переломным моментом в жизни Габриэль Шанель. Забыть его она так и не смогла, а возможно и не хотела. Даже любимое Коко Шанель сочетание белого и черного, по сути, не что иное как воспоминания об одеянии цистерцианских монахинь из приюта.
Бренд Шанель, как я уже упоминала, очень бережно и трепетно относится к наследию его основательницы и в современной истории бренда можно заметить прямые отсылки к обазинскому периоду жизни Мадемуазель. Например, в 2017 году в поддержку нового аромата Gabrielle бренд и Карл Лагерфельд организуют в Обазинском аббатстве красивую фотосессию с актрисой Кристен Стюарт, которая стала лицом этого аромата. Тем самым бренд почтил память Габриэль Шанель, представив посвященный ей аромат в значимом для ее месте.
В 2019 году креативный директор Chanel по макияжу Лючия Пика представила осенне-зимнюю коллекцию Noir et Blanc, в которой вновь напоминает о сочетании белого и черного, что вновь напоминает нам о приютском детстве Габриэль Шанель.
Совершенно невозможно рассматривать историю Габриэль Шанель в отрыве от рю Камбон. Здесь сосредоточено все, что составляло жизнь Шанель. Каждое утро Мадемуазель спускалась в бутик по знаменитой лестнице и давала сигнал к началу работы.
Знаменитая лестница, с пятой ступеньки которой Коко Шанель наблюдала за показами.
Именно здесь появились вещи, которые стали символами бренда: твидовые пиджаки с идеальным кроем и отделкой цепочкой, легендарные сумки с ручкой-цепью. Цепи, которые напоминали Мадемуазель о монахинях приюта, стали отличительной чертой модных луков дома. Шанель лично участвовала в создании коллекций. Говорят, что Коко Шанель приходилось работать в очках, особенно в последние годы, но она очень не любила, чтобы ее видели в очках, поэтому прятала их при первой возможности. Так в костюмах Chanel появились удобные накладные карманы, в которых можно что-нибудь спрятать.
Коко Шанель за работой.
Апартаменты, расположенные над флагманским бутиком марки на рю Камбон уникальны и могут очень много рассказать о своей хозяйке. В частности, в квартире можно заметить влияние двух стилей ( как и в бутике): романского и барокко. Романский стиль характерен для Обазинского аббатства, в барокко Габриэль Шанель влюбилась, посетив Венецию после смерти Артура Кейпела. Преобладает все же стиль барокко.
Приёмная в квартире Шанель. В центре любимое кресло Габриэль Шанель.
Шанель обожала ширмы, но всегда выбирала только одну сторону, поэтому ширмы просто прибиты к стенам апартаментов. Кстати, эту особенность квартиры оформители повторили при подготовке Гран Пале для показа Mètiеrs d’Art Cоco’s House Codes de Chanel.
Фото с показа Mètiers d’Art Coco’s House Codes de Chanel в Гран Пале от 4 декабря 2019 года.
В приемной квартиры Габриэль Шанель можно сразу заметить два интересных момента. Во-первых, это легендарное кресло, в котором Великая Мадемуазель любила принимать гостей. Это кресло запечатлено на нескольких фотографиях Коко Шанель.
Коко Шанель в любимом кресле, переделанном из старой деревянной ванны.
Во-вторых, парные статуи мавров, которые встречали и провожали хозяйку квартиры. Коко Шанель любила парные предметы и часто, покупая какой-то интересный предмет сразу заказывала для него пару.
Статуя мавра в приемной.
Таких примеров в апартаментах можно найти много, например, парные статуи оленей или клетка с птичками в кабинете хозяйки.
Изначально, в клетке была только одна птичка, но Коко Шанель попросила изготовить еще одну птичку и аккуратно посадить ее в клетку.
Драгоценная клетка с птичками.
Внимательные читатели, наверное, обратили внимание, что эта клеточка очень похожа на интересные сумочки, которые дополняли наряды на том же показе Mètiers d’Art от 4 декабря 2019 года.
Сумочки — клетки на показе Mètiers dArt Coco’s House Codes de Chanel
Еще одной одной страстью Габриэль Шанель был горный хрусталь и зеркала. Зеркал в квартире очень много. Они разные, но преобладает прямоугольная форма.
Зеркала в квартире Коко Шанель.
Эту форму мы встречаем во флаконах парфюмов бренда, особенно Chanel No5.
Люстры в квартире сделаны по заказу знаменитой хозяйки. .
Одна из люстр в квартире Габриэль Шанель.
Особенно она любила люстру из горного хрусталя, которая располагалась в кабинете. Среди подвесок этой люстры можно найти многие символы: цифру 5, переплетенные буквы «С» и любимый цветок Мадемуазель камелию. Одну из подвесок-тяжелый хрустальный шар-Коко Шанель сняла и, заказав к нему пару, разместила на столе в кабинете.
Хрустальные шары в кабинете мадемуазель Шанель.
Кабинет Коко Шанель -это, пожалуй, сейчас самая знаменитая и узнаваемая комната в квартире. Здесь много раз проводились фотосессии с амбассадорами бренда и здесь многие из них давали интервью.
Кабинет Габриэль Шанель. Если присмотреться в отражении в зеркале можно увидеть картину кисти Сальвадора Дали, которую он написал специально для Коко Шанель. На картине изображен золотой колос — символ плодородия и богатства.
При жизни Габриэль Шанель только самые близкие для нее люди могли оказаться в этом помещении. Впечатляет обилие деталей. Книги, разнообразные шкатулки, статуэтки и, конечно же, львы. Коко Шанель любила окружать себя статуэтками львов, так как по знаку Зодиака была Львом. Здесь можно найти статуэтки верблюдов и лягушек, которые олицетворяют собой финансовое благополучие и большой католический крест.
Секретер в кабинете Коко Шанель.
Статуэтка с изображением Льва и крест.
Примечательно, что в квартире Шанель нет спальни. Великая Мадемуазель, несмотря на свою независимость, не любила оставаться одна в опустевшем здании на рю Камбон и предпочитала перебираться в номер отеля Ритц, располагавшегося напротив бутика.
Квартира Габриэль Шанель, как и ее легендарная хозяйка хранит еще много загадок и остается одним из самых притягательных модных мест Парижа. Я очень рада, что благодаря «Школе Красоты» Chanel мне удалось пополнить и расширить свои знания относительно истории любимого бренда.
Фото, конечно же, не передают всей удивительной атмосферы апартаментов Шанель, поэтому в конце поста я разместила несколько сюжетов, в которых историк и биограф Габриэль Шанель Жюстин Пикарди вместе с посланницей бренда Кристен Стюарт проводят экскурсию по апартаментам Шанель для издания Harper’s Bazaar:
Спасибо, что прочли мой пост, надеюсь, вам было интересно.
Любимые места Коко Шанель в Париже
Мы подготовили для вас гид по главным местам Габриэль Шанель в столице Франции, в том числе расскажем и о тех из них, где снимался фильм «Коко до Шанель»
21 RUE CAMBON
Сегодня по этому адресу находится бутик сумок и аксессуаров Fauré le Page – компании, которая была основана в 1717 году и изначально занималась изготовлением оружия. А вот в 1910 году тут начали торговать шляпками в революционном для начала XX века минималистичном стиле, и на фасаде здания красовалась надпись Chanel Modes. Свой первый магазин в Париже Габриэль открыла, понятное дело, при посредничестве Артура Кейпела – главного мужчины своей жизни, известного всем нам под прозвищем «Бой».
Место для шляпного бутика выбрала отличное. Rue Cambon была и остается одной из главных модных улиц Парижа, а названа она в честь французского революционера Пьера Жозефа Камбона, к слову, его отец как раз владел текстильной мануфактурой.
Внешний вид Rue Cambon с ее зданиями в стиле классицизма – результат глобальной перестройки Парижа, случившийся после Французской революции. До этого здесь располагались постройки монастыря Couvent de la Conception, но все они за исключением церкви Notre Dame de l’Assomption были снесены. К слову, одним из соседей Габриэль Шанель на Rue Cambon был карикатурист Жорж Гурс, именно он позже придумает первое художественное оформление для флакона Chanel №5.
31 RUE CAMBON
Если первая локация – дань прошлому, то особняк XVIII века, расположенный по адресу 31 rue Cambon, который Габриэль приобрела в личную собственность в 1918 году, когда пришла пора расширять бизнес, про прошлое, настоящее и будущее модного Дома. Недаром же существуют сумка и аромат Chanel, посвященные этому месту.
Вообще называть особняк на 31 rue Cambon «флагманским бутиком» или «магазином с ателье» лично у меня язык не поворачивается. Сюда можно приходить, как в музей: вот знаменитая лестница, где великая мадмуазель любила сидеть во время показов, вот – первый этаж, где как и в прошлые времена открыт бутик, но раньше она устраивала здесь и свои показы.
Кадр из фильма «Коко до Шанель»
В примерочные ателье на втором этаже вас, к сожалению, не пустят, конечно, если только вы не прибыли на 31 rue Cambon с целью заказа платья или костюма из кутюрной коллекции.
Габриэль Шанель в своих апартаментах на 31 rue Cambon
На третьем этаже особняка располагались личные апартаменты Шанель. Их комнаты и по сей день декорированы известными всем символами модного Дома: изображением львов (знака зодиака Габриэль), камелий, раковин и, конечно, логотипа в виде двух перекрещенных букв C. Четвертый этаж здания сегодня отведен под мастерские и студию Карла Лагерфельда.
ОТЕЛЬ RITZ
Ritz Paris, 15 Place Vendôme
«Парижский Ritz – это мой дом», – любила говорить Габриэль Шанель. Она переехала в отель в 1937 году. Выкупила себе номер 302 и именно там останавливалась во время своего пребывания в столице Франции.
На фото: Габриэль Шанель в номере Ritz
Сегодня в Ritz открыты апартаменты The Coco Chanel Suite и к вящей радости многих поклонников Шанель там можно поселиться. Правда, стоит это удовольствие ого-го. От 18000 до 28000 евро за ночь. Тут даже миллионер задумается. Тем более, если уж совсем по-честному, то The Coco Chanel Suite – не настоящий номер Шанель. Габриэль жила в апартаментах на третьем этаже отеля, но после четырехлетней реновации, на которую парижский Ritz закрывался в 2012-м, его руководство приняло решение «переместить» сьют Шанель на второй этаж. Мол, тогда из его окон будет открываться лучший вид на Вандомскую площадь с ее знаменитой колонной.
Более того, часть обстановки исторического номера Шанель продали на аукционе, и, надо сказать, все лоты ушли с молотка по рекордно высокой стоимости. Однако личные вещи Габриэль и ее любимые предметы интерьера Ritz сохранил. Они и сегодня находятся в отеле, правда, уже в номере 202, над оформлением которого трудилась команда дизайнеров под руководством, само собой, Карла Лагерфельда.
Ну, теперь строго по делу. Общая площадь The Coco Chanel Suite – 188 кв. метров. Цветовая палитра, конечно, минималистичная: белый и черный цвета, оттенки бежевого. Состоит сьют из двух спален, двух ванных комнат, где даже на ручках выгравировано имя великой мадмуазель, да гостиной с мраморным камином и светлым замшевым диваном, края которого декорированы шляпками латунных гвоздей – в точности такой же был у Габриэль в ее квартире на 31 rue Cambon.
Подвесные хрустальные люстры номера – дань наследию дизайнера интерьеров Жану-Мишелю Франку, с которым Шанель была знакома, а минималистичные торшеры вдохновлены творчеством другого ее современника – швейцарского скульптора Альберто Джакометти. Стены украшают фотографии Габриэль, в шкафах – книги, посвященные ее жизни, но, главное, в The Coco Chanel Suite выставлены китайские антикварные ширмы коромандель, которые мадмуазель коллекционировала всю свою жизнь. Без узнаваемых символов Chanel, конечно, тоже не обошлось. На каминной полке стоит массивная фигурка золотого льва, в черных вазах – белые камелии, а на туалетном столике красуется флакон Chanel № 5.
РЕСТОРАН LE GRAND VÉFOUR
17 Rue De Beaujolais, 75001 Paris, France
Культовое место в среде гурманов. Ресторан, названный Véfour по фамилии своего второго владельца Жана Вефура, заслуженно считается одним из лучших в Париже аж с 1820 года. Впрочем, история заведения еще более длинная. Возник он на месте Café de Chartres, а оно открылось в Париже в 1784 году. Кто только не приходил сюда на обед или на ужин!
Сцена из фильма «Коко до Шанель» в ресторане Le Grand Véfour
Список клиентов ресторана Le Grand Véfour многим может напомнить каталог библиотеки, ведь в числе местных завсегдатаев значились и Сартр, и Гюго, и Жорж Санд. Мадмуазель Габриэль тоже любила проводить здесь время, что, к слову, отметили создатели фильма «Коко до Шанель» (Coco avant Chanel). Сцена первого совместного ужина Габриэль с Этьеном Бальсаном снималась как раз в Le Grand Véfour. Сегодня рестораном владеет Гай Мартин – один из лучших шефов Франции.
КАФЕ-КОНДИТЕРСКАЯ ANGELINA TEA ROOM
226 Rue de Rivoli
Чайный домик или кафе-кондитерская Angelina Tea Room – подлинный символ Belle Epoque. Открыл заведение в 1903 году австрийский кондитер Антуан Румпельмайер, в то время личность очень известная. Из родной Австрии он поначалу перебрался на юг Франции, там успешно основал несколько кафе, в которых продавал торты, пирожные и другие сладости по своим авторским рецептам. Вскоре слава о кондитерском искусстве Антуана дошла и до Парижа. Так появилась на улице Rivoli кондитерская Angelina Tea Room.
Надо сказать, к покорению столицы Франции Румпельмайер подошел с австрийской основательностью. Для оформления интерьеров он пригласил самого Эдуарда-Жан Ниермана – голландского архитектора, что совместно с Адольфом Виллеттом создал проект здания кабаре «Мулен Руж». Назвал же свое заведение Анутан в честь любимой жены своего сына – Анжелины. Парижская богемная публика молниеносно полюбила Angelina Tea Room, а Габриэль Шанель часто заглядывала сюда, чтобы выпить за столиком чашечку горячего шоколада. Ее примеру советую последовать всем, ведь шоколад в кафе-кондитерской до сих пор делают по любимому рецепту великой мадмуазель, да и интерьер тут со времен Belle Epoque совершенно не изменился.
БУТИК DIDIER LUDOT
Jardin du Palais Royal, 24 Galerie de Montpensier, 75001
Место напрямую с Габриэль Шанель никак не связано, но не упомянуть о нем не могу. Особенность бутика Didier Ludot в том, что здесь продаются винтажные вещи лучших модных домов Франции. Тут, словно в пещере Алладина, можно отыскать прижизненные творения Dior, Yves Saint Laurent, Balenciaga, Givenchy и, конечно, же Chanel.
Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук
По следам женщины-эпохи: 5 мест в Париже, ставших знаковыми для Коко Шанель
В разные времена Париж служил домом для многих выдающихся личностей — и для Коко Шанель в том числе. Хотя французская столица не была ее родным городом, жизнь прославленного модельера неразрывно связана с улочками, домами, бутиками и ресторанами Парижа. Хотите знать, в каких уголках города черпала вдохновение, где любила ужинать и коротать свободное время женщина-легенда? Мы знаем минимум 5 таких мест и спешим поделиться координатами!
Кафе Angelina
Популярная кофейня, знаменитая на весь Париж шикарной выпечкой и горячим шоколадом, расположена на одной из центральных улиц — Риволи. Ее создатель, некий Антуан Румпельмайер, назвал кафе в честь любимой невестки. Что примечательно, интерьер «Анжелины» сохранился в первозданном виде с самого открытия в 1903 году. В залах, как и много лет назад, царит атмосфера изысканности и гурманства, которая была по душе не только Коко Шанель, но и другим представителям парижской аристократии. Например, Марселю Прусту.
Фото: myartguides.com
21 Rue Cambon
На уютной улочке, проходящей в паре шагов от сада Тюильри, Елисейских Полей и Вандомской площади, в 1910 году Коко Шанель открыла свой первый бутик. Главным товаром в салоне были изящные шляпки, которые быстро пришлись по вкусу парижской публике. Уже вскоре Коко открыла фирменные магазины в Довиле и Биаррице.
На момент открытия первого шляпного магазина мечтающая о свободе и успехе Габриэль Шанель жила в крохотной квартирке на улице Сент-Оноре.
Фото: inside.chanel.com 3
Театр Елисейских Полей
Как и полагается творческой личности, Шанель была большой поклонницей искусства. Она обожала театр, часто посещала концерты и балетные постановки, а также участвовала в создании костюмов для труппы Сергея Дягилева, выступившей в 1924-м на сцене Théâtre des Champs-Élysées с премьерным показом «Голубого экспресса». Театр на Avenue Montaigne работает по сей день.
Фото: arkamys.com
Коко не жалела на творчество ни сил, ни денег. Однажды модельер повстречала своего друга, композитора Игоря Стравинского, и едва узнала, что тот нуждается в финансовой поддержке, как помогла организовать его выступление.
Le Grand Véfour
Le Grand Véfour — один из старейших и самых престижных ресторанов Парижа. В нем роскошно всё — от по-королевски выдержанного интерьера до изысканных блюд и расположения на площади Пале-Рояль. Коко Шанель любила заглядывать сюда на обед и вести увлеченные беседы с именитыми политиками, актерами и музыкантами.
Известен ресторан и тем, что здесь проходили съемки биографического фильма о Коко Шанель. В Le Grand Véfour отсняли эпизод, когда Габриэль встречает Этьена Бальцана.
Фото: grand-vefour.com 5
Вандомская площадь
Place Vendôme, она же «Площадь королей» — остров богатства, дорогих домов и роскошных магазинов. По словам Карла Лагерфельда, судьбы Вандомской площади и Шанель тесно связаны. Коко жила в отеле «Ритц», и даже флакон знаменитых Chanel №5 смоделирован в форме восьмиугольника.
Фото: pinterest.ca
К слову о «Ритце»: частыми гостями модного отеля были также Эрнест Хемингуэй и Фрэнсис Скотт Фицджеральд. А 188-метровый люкс Коко Шанель — сейчас второй по величине номер в Hôtel Ritz и стоит 25 000 евро за ночь.
Фото: ritzparis.com
На просторах Парижа нашлось место и для других фешенебельных отелей! Об одном из таких, «Георге V», мы рассказывали здесь .
Новогодние костюмы из советского детства: 55 ностальгических фото
В 1920-е годы советские власти запретили праздновать Новый год, объявив это праздник «буржуазным» и «религиозным». Однако отмечать его не перестали, люди старались сохранить семейные традиции и устраивали скромные домашние посиделки с подарками для детей. Нередко продолжали наряжать елку, однако тщательно это скрывая: плотно занавешивали окна или закрывали их ставнями.
Кремлевская елка (1938 год), фото: Музей истории Томска
Снова отмечать новый год стали только в 1935 году после статьи видного советского деятеля Павла Постышева в газете «Правда»: «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею.
Следует этому неправильному осуждению елки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец.
Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные елки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская елка! Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской елки для детей нашей великой социалистической родины».
Надеть к костюму маску считалось высшим шиком!, фото: Личные архивы
В Колонном зале в 37-м году была поставлена первая публичная советская елка, которую украшало 10 тысяч елочных игрушек.
Лишь спустя 20 лет праздник широко распространился. Только с 1947 года 1 января стало выходным днем. С возвращением праздника на улицах городов и в квартирах снова официально появились елки, а на производствах начали выпускать елочные новогодние игрушки и украшения. Вернулся праздник даже в школы и детские сады. Теперь Новый год стал всесоюзным праздником. Новогодняя елка стала символом нового строя, даже внешне она напоминала Кремль с его пятиконечной звездой.
Дом союзов (1941 год), фото: Музей истории Томска
Советская власть здорово потрудилась над тем, чтобы создать идеологически заданный образ советской новогодней елки. В конце 30-х годов выходили многочисленные инструкции Наркомпроса, где подробно было написано, как украшать образцовую советскую елку: что должно быть на макушке, какие игрушки куда класть и вешать, как оформлять подножие елки.
Даже в военное время люди не забывали о празднике. Лучшие продукты откладывали для праздничного ужина и готовили хоть что-нибудь, что можно было преподнести в качестве подарка близким.
Начало 50-х, каждый мечтал о космосе!, фото: Музей истории Томска
В 50-е годы традиции празднования нового года кардинально меняются — во многих советских семьях появляются телевизоры. Это чудо техники становится незаменимым праздничным атрибутом. Вскоре новогоднюю ночь уже нельзя было представить без боя курантов на кремлевской башне.
Именно в новогоднюю ночь транслировали и долгожданные кинопремьеры. Так, в 1956 году на экраны вышла вскоре полюбившаяся всем «Карнавальная ночь». С 1964 года ежегодной новогодней передачей стал «Голубой огонек», именно песни и шутки из этой телепередачи сопровождали советский новогодний праздник.
Новый год в одном из московских клубов. На дворе 1961 год, фото: Музей истории Томска
К 70-м годам все острее стал ощущаться дефицит. Продукты для праздничного стола и подарки достать становилось все сложнее. В этот период основным источником продуктов были «заказы», которые выдавались по месту работы. Традиционно в «заказ» входили одна или две баночки шпрот, коробка шоколадных конфет, бутылка «Советского шампанского», батон варено-копченой или сырокопченой колбасы, пачка индийского чая «со слоном», «Лимонные дольки» и иногда — баночка красной икры.
Тогда же как сугубо новогоднее лакомство стали восприниматься и мандарины: основную часть этих фруктов СССР получал в виде экспортных поставок из Марокко, где основной урожай созревает в ноябре-декабре.
В начале 70-х такой костюм считался шикарным!, фото: Личные архивы
1966 год. Фото сделано в Сибири, за спиной— шикарная сибирская ель!, фото: Личные архивы
Отмечали Новый год обычно в широком дружеском кругу. На столе обязательно стояла хотя бы пара бутылок «Советского шампанского», салат оливье, ингредиенты на который покупали за несколько месяцев и бережно хранили, также «заказные» шпроты и колбаса. Стол, как правило, собирали в складчину, часть угощений приносили гости.
Еще одной новогодней традицией стали детские новогодние елки и утренники.
Серый волк, Снежинка и Матрешка – главные образы детей и 40 лет назад, и сейчас, фото: личные архивы
На утренники детей всегда наряжали в самошитые костюмы. Мальчики обычно были зайчиками, а девочки – снежинками. В старших классах школы устраивались новогодние вечера с праздничными концертами.
С середины ноября по середину декабря в городских ДК проводились театрализованные представления для школьников. Самым приятным для детей на таких мероприятиях были подарки – кондитерские наборы, упакованные в нарядные картонные коробочки.
Такие групповые фото есть, пожалуй, у всех детей СССР, фото: личные архивы
Главной елкой считалась кремлевская, которую проводили во Дворце съездов. Билеты на нее в свободную продажу практически не поступали, а распределялись по предприятиям, доставаясь руководителям и передовикам производства. Спектакли на этой елке были лучшими, а подарки — самыми богатыми: каждый год для них делали новые уникальные пластиковые упаковки, зачастую представлявшие собой приблизительные копии кремлевских башен.
фото: личные архивы
Советские дети 80-х годов уже знали, что на утренниках у них будет не только елка, но и цветные фотографии на память. А значит, костюмы уже можно будет разглядеть во всей красе.
Красная Шапочка. Благодаря цветному фото шапочку видно отлично!, фото: личные архивы
Кстати, отдельного упоминания достойны лица на фото. Это сейчас дети чуть ли не с пеленок умеют позировать, тянут ножку, поворачивают головку и улыбаются в камеру. А тогда малыши так уставали глядеть в объектив в ожидании, когда же вылетит птичка, что личики получались унылыми, надутыми и совсем не праздничными. Но иногда случались и удачные кадры!
Давайте вместе вспомним, как это было — листайте фотогалерею!
Костюм космонавта – это же просто чудо какое-то!
, фото: музей истории томска
Воспоминания о войне еще сильны — мальчишки хотят быть солдатами
, фото: Личный архив
И никого не смущало, что костюмы – одинаковые.
, фото: Личный архив
Фото сохранились зачастую в очень потрепанном виде.
, фото: личный архив
Но сердцу они от этого не менее дороги.
, фото: личный архив
Шортики – едва ли не обязательный атрибут мальчишеского костюма в 60-е.
, фото: личный архив
Снежинки из фольги любое платье делали новогодним.
, фото: личный архив
1975 год. Костюм Снегурочки сшит заботливыми руками мамы
, фото: личный архив
Костюм Шахматной королевы было шить легче всего — на него требовалось всего два вида ткани
, фото: личный архив
Уникальный костюм: платье и передник – прабабушкины, из Вологодской губернии. Все самотканое и самошитое
, фото: личный архив
Костюм принцессы: в ход шло все – от бусин до блестящих пуговиц.
, фото: личный архив фото: личный архив
Мальчики – зайчики, девочки – белочки!
, фото: личный архив
Мастерили костюмы — кто во что горазд.
, фото: личный архив
Костюм клоуна был таким ярким!
, фото: личный архив фото: личный архив
фото: личный архив
Пингвиненок хорош и в черно-белом цвете.
, фото: личный архив фото: личный архив
А цветные фото тех лет быстро выцветали.
, фото: личный архив фото: личный архив
фото: личный архив
фото: личный архив
фото: личный архив
фото: личный архив
фото: личный архив
фото: личный архив
Костюм Бусинки – просто и мило.
, фото: личный архив фото: личный архив
Далекий 1985 год.
, фото: личный архив фото: личный архив
Платье, расшитое мишурой – уже праздник.
, фото: личный архив
Две сестры: бабочка и принцесса (1988 год).
, фото: личный архив
Вот они, суровые лица, измученные фотографом.
, фото: личный архив
Мамы старались придумать что-то оригинальное и необычное – 1986 год.
, фото: личный архив
На снимке хорошо видно, что все костюмы самошитые!
, фото: личный архив
Образ Шамаханской царицы (90-й год).
, фото: личный архив фото: личный архив
фото: личный архив
фото: личный архив
фото: личный архив
фото: личный архив
фото: личный архив