БРИЛЛИАНТЫ В РЯД
КОЛЬЕ-РИВЬЕРЫ
Колье, называющиеся ривьерами, представляют собой небольшие украшения, колье “под горло”, созданные из бриллиантов или других драгоценных камней одинакового размера и огранки. Это произведения ювелирного искусства, изготовленные таким образом, чтобы между камнями не было заметно даже маленьких промежутков. Именно такой сплошной бриллиантовый (или иной) ряд и дал украшению запоминающееся название — ривьера; эти драгоценности должны напоминать зрителю непрерывно бегущий сверкающий ручей.
Классическое колье-ривьера действительно (как, к примеру, в случае с бриллиантовым колье-трансформером американского ювелирного дома Tiffany & Co. из прошлогодней линии Tiffany T) обязано состоять из непрерывного бриллиантового ряда, камни в котором имеют одинаковую огранку и ничем не отличаются друг от друга. Однако в последние годы в консервативном классе ривьер появились колье с заметными фигуративными элементами: различными арабесками, “кружевными” деталями и небольшими романтическими цветами, сложенными из белых бриллиантов. Кстати, тот же трансформер Tiffany T — это не стопроцентно классическое украшение: колье легко разбирается на две равные по длине части, и каждая из них может носиться отдельно как браслет-дорожка.
Американский ювелирный дом Harry Winston представляет колье-ривьеры из белого золота или платины, с белыми бриллиантами, часть которых имеет эффектную и запоминающуюся цветочную форму. В швейцарской компании Chopard, чьи главные ювелирные коллекции high jewellery — парадные линейки Red Carpet и Green Carpet, также показывают бриллиантовые вариации на тему эталонного колье-ривьеры. Бриллиантовый ряд может состоять не только из ограненных драгоценных камней, но и из небольших композиционных звеньев-арабесок: полученная в итоге бриллиантовая “ткань” напоминает тонкую полоску французского кружева. В Chopard также есть трехчастное колье с белыми бриллиантами: по сути, это три классические ривьеры, скрепленные вместе драгоценной застежкой.
Вариации ривьер, как и их исторические образцы,— это классические ювелирные украшения, и даже их аристократические, кутюрные или флористические, версии остаются изящными драгоценными вещами.
- “Стиль часы”. Приложение №12 от 23.04.2015, стр. 65
- Екатерина Истомина подписаться отписаться
Обсудить
Колье
Колье (франц. collier) – это ожерелье, имеющее ярко выраженную центральную часть в виде одного и нескольких декоративных элементов. Испокон веков колье является утонченным, истинно женским украшением. Колье символизирует нежность и красоту, оно способно добавить изюминку, как в повседневный образ, так и парадно-выходной.
Содержание
- 1 История
- 2 Колье-ривьера
- 3 Колье-склаваж
- 4 Ссылки
История
История украшений уходит своими корнями в глубокую древность. Еще в каменном веке люди украшали шею изделиями, собранными вручную из зубов и когтей животных, убитых на охоте. Слово «колье» появилось в середине XVІІІ века в России, часто его употребляли как синоним ожерелья. Однако несколько сотен лет спустя между этими двумя понятиями определилось различие, заключавшееся в распределении декоративной нагрузки по длине всего украшения. Колье на протяжении длительного времени считалось исключительно парадным украшением, его надевали на балы и светские вечера в качестве завершающего образ элемента.
В конце XVІІІ века особой популярностью пользовались колье с бриллиантовыми подвесками в виде звезды и капли. В 1880 годах русские женщины дополняли пышные бальные платья колье, серьгами и брошами, выполненными в едином стиле. В начале XX века в моду вошли колье, декорированные полудрагоценными камнями и подвеской в виде пасхального яйца или подковы.
Историки моды, до сих пор не могут с точностью сказать, где именно появилось первое колье. Сравнительно недавно в Израиле во время археологических раскопок ученым посчастливилось обнаружить несколько экземпляров колье, которые пролежали в земле около 100 тысяч лет.
На протяжении своего существования, колье, оттеняющее женскую красоту, говорит о статусе каждой представительницы прекрасного пола. Если сегодня такое украшений изготавливают из самых разнообразных материалов, то раньше ценились колье из золота, серебра, бронзы и меди. Золотое же колье – вечное украшение. Если популярность других ювелирных украшений в разные периоды переживала падения и взлеты, то роскошные, неописуемой красоты золотые колье, инкрустированные драгоценными и полудрагоценными камнями, существуют вне времени и вне моды. Удивительно, но еще пару веков назад девушкам из высшего общества дарили золотые колье, такой подарок символизировал социальное положение и страстные чувства ее поклонника.
В настоящие дни приобрести золотое колье, инкрустированное бриллиантами, могут позволить себе намного больше людей, чем, например, во времена Средневековья. Не утратились и магические свойства колье, оно по-прежнему завораживает своим великолепием и красотой, заставляя взглянуть на человека, носящего его, со стороны успеха и благополучия.
Колье-ривьера
Колье-ривьера – это разновидность колье, в котором однородные камни соединены и закреплены так, что мест соединения оправы практически не видно. Блестящий водопад сапфиров или бриллиантов кажется настоящим сверкающим потоком, что соответствует образу реки, которое заложено в названии (от франц. riviere – река).
Колье-ривьера является французской аналогией классического колье, которая появилась приблизительно в начале XVІІІ века. Современные варианты ривьер практически не отличаются от тех, что женщины носили раньше. Они также состояли из драгоценных камней, места стыка между которыми были надежно спаяны и незаметны, что и создавало целостный образ всего украшения.
Когда-то колье-ривьера считалось атрибутом роскоши, его могли позволить себе только состоятельные и титулованные французы. Чаще всего такие колье декорировали сапфирами, диамантами и рубинами. Сегодня одним из наиболее распространенных украшений такого вида является колье, изготовленное из хризопраза. Этот камень отлично сочетается с серебром, золотом, платиной и другими металлами. Кроме того, хризопраз имеет положительную энергетику, располагая к себе людей, а также способствует улучшению зрения.
В отличие от классического колье, ривьера не может быть длинной и свисающей несколькими низками. Такое украшение имеет внушительный вес. Колье-ривьеру принято носить с коктейльными платьями, особенно хорошо оно сочетается с облегающими платьями темных оттенков. Очень выгодно такое украшение смотрится с глубоким декольте, делая акцент и подчеркивая эту зону.
Колье-склаваж
Склаваж – это лентообразная полоска, плотно облегающая шею и украшенная драгоценными и полудрагоценными камнями. Склаваж имеет подвеску, которая залегает в ямочку шеи. Название этого украшения происходит от французского слова «esclavage», что в переводе на русский означает «ошейник раба». Основная часть колье может быть изготовлена как из ткани, так и из большого количества цепочек.
Широкое распространение склаваж получил в конце XVІІІ века, носили его с достаточно откровенными нарядами. Подвески для склаважа выполняли в виде крестиков, бантиков, пасхальных яиц и ярких жемчужных нитей. Кстати, в эпоху Возрождения такие украшения носили не только женщины, но и мужчины. Среди представителей сильной половины человечества пользовались популярностью склаважи с подвеской в виде медальона.
Сегодня многие европейские Дома Моды предлагают в своих ювелирных коллекциях эксклюзивные и эффектные склаважи. Их декорируют драгоценными камнями – бриллиантами, сапфирами, изумрудами и рубинами. Подобного рода украшения стилисты рекомендуют носить в сочетании с вечерними платьями.
Ривьера, принцесс, мартинэ: разбираемся в видах украшений
Сегодня я хотела бы поговорить об украшениях на шею. Вернее, об их типах (видах) и основных правилах ношения. Хотя, наверняка найдется кто-нибудь, кто скажет, что можно носить, как угодно. И будет прав. Но…
Я хочу все-таки поговорить об изначальных типах и правилах, а уж применение-это личное дело каждого. Основа всегда важна, тогда и вариации на тему применения будут упрощены.
Сначала определимся с принятыми терминами основных типов украшений и разберемся, что они означают (сразу оговорюсь, что естественно терминологию я взяла из словарей, размещенных в интернете и в этом ничего нового не привнесла):
«Ожерелье» (по англ. «necklace») происходит от старославянского «gerlo», что означало переднюю часть шеи — горло. Таким образом, «ожерелье» — это то, что расположено вокруг горла. И изначально этим термином обозначались отнюдь не украшения, а более тривиальные вещи- воротник металлической кольчуги, ошейник животного, а также в просторечии шею крупного рогатого скота. В допетровской Руси ожерельем назывались расшитые золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями воротники. Их носили и мужчины и женщины. Такие воротники чаще всего были съемными. После 1700 года указами Петра была введена одежда европейского образца и появились ожерелья, которые стали называть Колье. Существовали и другие разновидности ожерелий — так называемые «тур ля горжи», оборка из кружев, бархотка, ленточка, которые дамы носили в 18 веке.
«Колье» (по англ. «collier») происходит от французского «collier» — ошейник. Исторически отмечено, что первой женщиной, которая стала носить такой тип украшений была жена принца Уэльского Эдуарда датская принцесса Александра в конце 19 века. Ее жемчужное колье, плотно облегающее шею получило название « душащих» драгоценностей.
«Бусы» (по англ. beaded necklace) происходит от арабского слова «busr», что означает «бисер», украшения из которого были очень распространены на Востоке.Что касается терминологии слова «Бусы» тут словари упиваются разнообразием. Отмечу самое распространенное — это украшение в виде нанизанных на нитку шариков или мелких предметов иной формы.
Таким образом я отметила три крупных основных группы украшений. Между этими группами есть определенная разница, но последнее время разгораются споры, что ожерелье и колье это практически одно и тоже. Позволю себе усомниться. И вот почему:
Ожерелье — это украшение из одинаковых или похожих по размеру повторяющихся элементов, соединённых друг с другом. Элементы ожерелья могут быть украшены различными вставками из драгоценных, полудрагоценных, бижутерийных камней с оправами из металла, могут применяться другие природные или искусственные материалы, главное, что в ожерелье выдержан принцип однотипности и повторяемости элементов, примерно однинаковых или близких по размеру.
Колье — имеет более сложную, чем в ожерелье конструкцию. В колье явно выделяется центральная часть, она, как правило, больше по размерам, чем другие элементы колье, выполнена из более дорогих и бросающихся в глаза материалов. Именно этот притягивающий взгляд центральный элемент – и есть «изюминка» колье, его часто украшают крупными камнями или другими украшениями, используют медальоны, амулеты, сложные формы и пытаются создать из центрального элемента самостоятельное ювелирное произведение искусства.
И в ожерельях и в колье элементы имеют оправы, как правило из металла, и не имеют сквозных отверстий для соединения частей (не забываем, что сейчас речь идет о классической терминологии).
Бусы — состоят из чередования или череды одинаковых бусин, нанизанных на несущий элемент. В качестве бусин могут выступать драгоценные, недрагоценные камни, металлы, кораллы, жемчуг, стекло (в общем, практически все, что подойдет). Несущий элемент (основа) также может быть различный, гибкий или жёсткий, составной или цельный, из драгоценного металла или из простой нити, бусы могут иметь один ряд или несколько рядов — главное чтобы соблюдался основной принцип создания бус: на несущие элементы нанизываются бусины без оправы и со сквозным отверстием внутри.
ТИПЫ ОЖЕРЕЛИЙ, КОЛЬЕ И БУС ПО ДЛИНЕ:
Я совсем утомила вас терминологией, но все-таки не могу написать о второй ступени классификации. Она позволяет четче использовать термины. Классификация по длине:
30-35 см — коллар;
35-40 см — чокер;
40-50 см — принцесс;
50-60 см — матинэ;
60-90 см — опера;
свыше 90 см — роуп (сотуар)
Нам необходимо запомнить:
По типу коллар и чокер изготавливают как колье, так и ожерелья, и бусы.
Колье по типу принцесса изготовляется очень редко.
Что же касается матинэ, то колье в этой длине не бывает, а ожерелья иногда изготавливаются.
В длине опера или роуп (сотуар) изготавливаются только бусы.
ТИПЫ ОЖЕРЕЛИЙ, КОЛЬЕ И БУС ПО ВНЕШНЕМУ ВИДУ:
Кроме деления на типы украшений и их длину, ожерелья, колье и бусы делятся на несколько видов. Самые распространенные внешние виды это — ривьера, фермуар, склаваж, пластрон.
Ривьера (англ. Riviera collier, necklace) — разновидность колье, в котором одинаковые или однородные камни соединены таким образом, что вы не увидите мест скрепления, из-за чего создается иллюзия струящегося потока реки. Это исключительно красивое украшение уместно только с вечерним нарядом.
Фермуар (от фр. fermoir — «застежка», англ. clasp collier, necklace) — колье, в котором застежка расположена впереди и является центральной частью украшения ( по сути акцент украшения).
Склаваж (от фр. esclavage — «рабство», англ. esclavage collier, necklace). Ожерелье-склаваж состоит из цепочек, образующих полосу, в которую закреплены вставки из драгоценных камней или бусин. А колье-склаваж состоит из полоски ткани, на которой закреплены драгоценные камни. Полоска с камнями достаточно плотно обхватывает шею, а в ложбинку ниспадает красивая подвеска. Особенно популярными были банты-склаваж в эпоху барокко и рококо.
Пластрон (от фр. plastron — «нагрудник», англ. bib necklace) — это объемное украшение, закрывающее шею и большую часть груди.
И, напоследок немного о правилах ношения украшений. То, что до обеда не носят ярких украшений знают наверное многие. А вот с каким типом выреза одежды носить украшения многие знают лишь понаслышке или совсем не знают.
Честно говоря, я взялась за эту публикацию, чтобы самой получше разобраться в типах украшений 🙂 Это не значит, что все мы сейчас кинемся изменять названия в своих магазинчиках. Но знания — великое дело, а дальше каждый решает сам…
Какие бывают шейные украшения и как их носить.
Существуют разные виды шейных украшений: по технике производства, используемым материалам, длине… Несмотря на то, что для простоты восприятия многие называют шейные украшения одним словом «колье», мы поговорим от том какие они есть на самом деле и чем отличаются друг от друга.
Ожерелье
Ожерелье — это украшение из примерно одинаковых или похожих по размеру повторяющихся элементов, соединённых друг с другом. Они могут быть украшены различными вставками камней в оправе или другими природными или искусственными материалами.
Серебристое ожерелье со стразами ASOS DESIGN
Колье
Колье — украшение, которое имеет более сложную конструкцию, чем ожерелье. В колье обычно выделяется центральная часть — ювелирное произведение искусства, богато украшенное и привлекающее взгляд.
Колье из золота с гранатами. SOKOLOV
И в ожерельях и в колье элементы имеют оправы, как правило из металла, и не имеют сквозных отверстий для соединения частей.
Ривьера
Колье-ривьера (фр. riviere — река) представляет собой ожерелье из однородных камней, соединенных таким образом, чтобы не было видно места креплений. Сверкающие драгоценные камни образуют сплошной поток блеска, света и великолепия.
Ожерелье с отделкой стразами ASOS DESIGN
Пластрон (plastron — нагрудник).
Массивное украшение, которое закрывает не только шею, но и часть груди.
Бусы состоят из ряда бусин (со сквозным отверстием внутри), нанизанных на несущий элемент (гибкий или жёсткий, составной или цельный, из драгоценного металла или из простой нити). В качестве бусин могут выступать драгоценные и не драгоценные камни, металлы, кораллы, жемчуг, стекло (в общем, практически все, что можно нанизать на основу).
Колье из золота с жемчугом. SOKOLOV
Монисто
Ожерелье в восточном стиле, украшенное монетками или круглыми металлическими пластинками.
Золотистое ожерелье в два ряда с подвесками-монетками ASOS DESIGN
Подвеска
Подвески- декоративные элементы, подвешенные на шнуры или цепочки. Существуют много вариантов этого вида украшений: талисманы, подвески с секретом, подвески-знаки зодиака и т.п.
Ожерелье с Т-образными застежками и подвесками в виде луны и солнца ASOS DESIGN
Виды украшений в зависимости от длины
Длина украшений в описаниях указана приблизительно, и зависит от вашей комплекции, обхвата шеи и роста. Определяющими вид украшения свойствами являются только расположение аксессуара именно на вашей фигуре (на ключицах, линии груди, и т.п.).
Коллар (30-35 см.)
Самое короткое шейное украшение. Английское слово collar в переводе означает ошейник и он очень плотно прилегает к шее. Их так часто и называют – ошейник или воротничок.
Чокер из искусственного жемчуга ASOS DESIGN
Как носить коллар
- Надо учитывать, что как и любая поперечная линия, коллар визуально укорачивает шею, привлекает повышенное внимание к зоне шеи, подбородка и линии скул.
- Хорошо смотрится с вечерними платьями с открытыми плечами.
- Идеально подходит для V-образного выреза и выреза-«лодочка».
Чокер (36-41 см.)
В переводе choker – это «короткое ожерелье». В отличие от коллара, чокер располагается у основания шеи, не так плотно прилегает и в большинстве случаев может регулироваться по длине. Чокер должен плотно облегать шею у основания, но следите за тем, чтобы аксессуар не впивался вам в кожу и не доставлял неудобств.
Золотистое ожерелье-чокер с подвесками DesignB London
Как носить чокер
- Чокер удлиняет шею, делает ее женственнее и изящней, но, как и коллар, привлекает к ней повышенное внимание. Поэтому, если у вас складки на шее или второй подбородок, носите его с осторожностью.
- Носите на голую шею, не надевайте чокер поверх одежды.
- Сочетайте этот аксессуар с одеждой, имеющей декольте, и не прикрывающей шею: блузки и платья с открытыми плечами, майки на тонких бретелях, топы, рубашки с расстёгнутыми верхними пуговицами.
Золотистое массивное ожерелье-цепочка ASOS DESIGN
Принцесса (42-49 см.)
Самое универсальное из всех шейных украшений. Подходит для любого возраста, типа фигуры, размера груди и телосложения. Их легко использовать как в повседневном наряде, так и в вечернем.
Ожерелье с круглой розеткой и стразами Swarovski Krystal London
Матинэ (50-60 см.)
Украшение типа «матинэ» (в некоторых вариантах «матине») универсально, подходит для повседневных образов и офиса. В тренде многослойность, и именно «матинэ» часто миксуют с более короткими чокерами и «принцессами».
Maria Black цепочка на шею с подвеской ‘Grandma’
Опера ( до 85 см.)
Ожерелье-опера спускается ниже линии груди, но не достает до пояса. Часто представляет собой бусы или цепочку с декоративными вставками. Такое шейное украшение иногда превращают в ожерелье-чокер, обмотав в два ряда вокруг шеи.
Колье сотуар Swarovski 5516428 с искусственным жемчугом Swarovski, кристаллами Swarovski.
AllTime
Cотуар или роуп ( 90 см.+)
Самое длинное шейное украшение, такие очень любила Коко Шанель. Можно встретить модели, которые состоят из нескольких частей, и с помощью специальных замков превращаются в несколько коротких ожерелий или браслетов.
Как подобрать идеальное колье
Одним из главных параметров при подборе колье и ожерелий является объем груди и комплекция.
Одним из главных инструментов — зеркало.
Если у вас большая, шикарная грудь — откажитесь от длинных колье (Роуп и Опера), если та их часть, что ниже груди, явно не укладывается в общий образ, а качается как качели. Нижний идеальный предел для вас в этом случае — Матине.
Если грудь не большая — вам подойдут любые колье, от коротких до экстремально длинных.
Кроме размера груди, нужно учитывать свою комплекцию в целом, а также черты лица, размер шеи. С учетом всех своих параметров, вы сможете подобрать для себя идеальное украшение.
Какие бывают украшения на шею и как их правильно носить
Реклама — Продолжение ниже
Первые колье появились очень давно. Прекрасно сохранились образцы времен Древнего Египта. В те времена это было не простое украшение, а знак отличия, принадлежности к определенной касте или сословию.
Сегодня для изготовления колье используются самые разнообразные материалы: металл, кожа, драгоценные и поделочные камни, стекло, стразы, пластик, текстиль. Элементами украшения могут быть бусины, цепи, подвески.
Современные и более ранние разновидности колье имеют свои названия в зависимости от длины.
Реклама — Продолжение ниже
Коллар
Начиная со средних веков коллар являлся мужским украшением, символом власти и принадлежности к рыцарскому ордену. Внешне коллар представлял собою цепь с крупными звеньями, которая заканчивается такой же крупной подвеской, которой мог служить орден, либо кулон с семейной эмблемой или геральдическими знаками.
Сегодня коллар — это плоский широкий «ошейник» длиной до 35 см. Иногда его ширина практически равна длине шеи обладательницы такого колье. Последнее время стала популярна разновидность колларов, повторяющих внешне воротничок рубашки, украшенный драгоценными, полудрагоценными камнями или просто бисером.
Реклама — Продолжение ниже
Колье «принцесса»
Классические бусы длиной примерно 42−48 сантиметров относят к разновидности колье «принцесса». Это украшение может быть достаточно сдержанным, однотонным или, наоборот, ярким, с крупными элементами. Основные материалы для изготовления: бусины, бисер, металлы, поделочные камни, стразы.
Реклама — Продолжение ниже
Как правильно носить украшения на шею
Советы по выбору аксессуаров для шеи можно свести к таким «золотым правилам»:
- подбирать длину аксессуара под тип выреза одежды. Например, с вырезом лодочка прекрасно сочетается длина бус «Принцесса»;
- комплектность. Это значит, что наиболее выигрышно смотрятся шейные украшения в комплекте с такого же типа другим изделием – сережками, браслетом или перстнем;
- цвета одежды и украшения должны отличаться хотя бы на несколько тонов. К примеру, если вы решили надеть водолазку верблюжьего цвета, то бижутерию лучше выбрать светло-коричневого цвета. Легкий контраст будет делать образ элегантным и заметным.
Красивые украшения на шею способны кардинально преобразить даже деловой look. Согласитесь, что строгий костюм без дополнительных аксессуаров может лишить свою владелицу индивидуальности. Но стоит в такой образ добавить тоненькие жемчужные бусы в комплекте с парой сережек – мы получим самый изящный деловой образ, который только можно придумать. Не пренебрегайте шейными аксессуарами и смело добавляйте их в свои образы!
Колье матинэ
Матинэ — это колье длиной порядка 50−60 сантиметров. Чаще всего это нитка жемчуга, которая дважды обвивается вокруг шеи. Один круг всегда длиннее другого. Матинэ может быть из бусин, камней, с металлическими вставками, небольшими подвесками. Идеальное украшение для повседневной носки и выхода в свет.
Виды шейных украшений: модный гид от SOKOLOV
Какая девушка не любит оригинальные шейные украшения? Не успели с утра подобрать подходящие серьги или кольцо — аккуратная цепочка с оригинальной подвеской способна внести ту самую «изюминку» в любой образ. Даже выход в любимом чёрном платье оборачивается комплиментами и вопросами «ой, а это что, новое?». Нет, старое, но любимые бусы, колье, ожерелья и подвески способны преобразить его до неузнаваемости!
Различия по виду
Колье (фр. collier, от латинского collare — «шейная цепь, ошейник»)— вид украшения на шею с выраженной центральной частью или декоративным элементом, с чаще всего регулируемой застёжкой. Обычно под названием «колье» подразумеваю изделия из драгоценных металлов.
Колье-пластрон (фр. plastron — «нагрудник») — название массивного шейного украшения, покрывающего часть зоны декольте.
Колье-ривьера (фр. riviere — «река») составляют «однородные» камни, соединённые таким образом, чтобы не были видны места креплений. Французское название очень точно передаёт идею украшения: сверкающие драгоценные камни образуют единый «речной поток» и сверкают подобно солнечным бликам на воде. Такое колье считается подчёркнуто вечерним вариантом.
Бусы — украшение, составленное из нанизанных на нить округлых декоративных элементов (бусин).
Ожерелье отличается от колье одинаковыми или близкими по размеру вставками — центральная часть у него не выделяется.
Монисто (по разным версиям — от праиндоевропейского moni — «шея» и/или латинского monile — «ожерелье») — название ожерелья в восточном стиле, украшенного цепочками, монетками или округлыми металлическими пластинками.
Подвеска (на цепочке) — это украшение, подвешенное на шнур, цепочку или ленту. В таком украшении подвешенными могут быть все декоративные предметы, имеющие отверстие или петельку. Различаются как просто подвески-украшения, так и тематические подвески-талисманы — с подходящими по гороскопу драгоценными камнями или символами знака зодиака. Существуют также подвески «с секретом» — с раскрывающимися деталями в конструкции, внутри которых «прячется» какой-нибудь декоративный элемент.
Кулон, в отличие от подвески, крепится только на шею. Подвеска может быть прикреплена — по желанию владелицы — к серьгам, браслету, броши, сумке и головным уборам.
Медальон — подвеска в виде небольшого футляра, внутри которого может находиться какое-то вложение — например, миниатюрная фотография. Существуют и аромамедальоны — маленькие ёмкости для душистого эфирного масла, закреплённые на шнурке. Их носят как с декоративной целью, так и с практической: многие масла обладают целебными свойствами.
Камея — украшение с выпуклой художественной резьбой. Для барельефа могут использоваться драгоценные или полудрагоценные камни, а также морские раковины.
Различия по длине
Коллар («ошейник») — плотно обхватывающее нашейное украшение длиной от 30 см до 32 см. Располагается обычно ровно посередине шеи.
Популярный сегодня чокер чуть длиннее — от 35 до 40 см; его надевают ближе к основанию шеи.
Колье «Принцесса» — название классического шейного украшения длиной от 42 до 48 см. Оно располагается на ключицах и не спускается ниже верхней части зоны декольте.
Колье «Матинэ», длина которого составляет от 50 до 60 см, нередко обвивают вокруг шеи таким образом, чтобы один его «полукруг» располагался выше другого. В большинстве случаев «матинэ» называют жемчужную нитку.
Колье «Опера» длиной до 85 см располагается намного ниже грудной клетки, но не достаёт до талии, и представляет собой бусы из жемчуга или цепочку с декоративными вставками.
«Сотуар», или «Роуп» — название самого длинного шейного украшения: его длина может превышать канонические для данного изделия 112 см, порой доходя до рекордных 1,8 м. Это украшение со строгой пометкой «для вечера» иногда бывает сборным: разные его части крепятся друг к другу миниатюрными невидимыми замочками, а по желанию владелицы могут открепляться и становиться… короткими ожерельями и даже браслетами! Классические варианты сотуара или «оперы» можно подсмотреть на фотографиях легендарной Коко Шанель — бренд её имени и сейчас выпускает эти элегантные украшения.
Какие шейные украшения из статьи вы бы немедленно забрали себе в коллекцию? Делитесь в комментариях!
Колье «опера»
Реклама — Продолжение ниже
«Опера» — украшение длиной до 85 сантиметров. Оно почти достает до линии талии. Может быть в виде бусин в несколько рядов, драгоценных камней на тонкой цепочке. Часто в колье «опера» используется натуральный жемчуг.
Такой тип колье, как и следующий в списке, прекрасно смотрятся на девушках и женщинах практически любой комплекции: стройную фигуру оно подчеркнет, а полную — зрительно вытянет. Больше о том, как подобрать украшения под разную внешность — читайте в статье.
Разновидности колье и ожерелий по дизайну
Рассмотрим лишь самые распространенные виды:
Колье ривьера
– это одно из самых красивых украшений для вечернего выхода. Оно состоит из одинаковых или однородных камней, закрепленных так, что мест крепления нельзя увидеть, и потому украшение выглядит, как река, струящаяся чуть ниже основания шеи красавицы. В переводе с французского слово riviere означает река. Так что название этого колье точно передает его суть.
Фермуар. Fermoir
– в переводе с французского – застежка. Украшение также лучше использовать в качестве вечернего. Потому что застежка играет здесь главную роль, и должна находиться не позади на шее, а, напротив, впереди, чтобы все могли увидеть красоту драгоценного камня. Хотя фермуар – это застежка, тем не менее, и колье, и ожерелье с драгоценной застежкой получили название фермуар. А как отличить одно от другого, вы уже знаете.
В переводе с французского означает – рабство и соответственно – ошейник. Колье-склаваж – это полоска ткани, на которой обычно в центре закрепляется бант, цветок или другие подобные элементы из драгоценных камней. Такое колье плотно прилегает к шее, а драгоценная подвеска лежит в ложбинке.
Ожерелье — склаваж может состоять из нескольких цепочек или жемчужных нитей, образующих полосу. Вставки из драгоценных камней или бусин закреплены в оправу.
Колье пластрон.
Это необыкновенной красоты украшение часто называют именно колье. Рlastron – в переводе с французского примерно означает «нагрудник». Это украшение закрывает часть шеи и часть груди. Колье-пластрон может быть роскошным дополнением, особенно, если вы в маленьком черном платье или в платье стиля минимализм, где ничто не затмевает красоту ювелирного изделия.
Теперь вы знаете отличие колье и ожерелья. Каждое из них способно преобразить ваш наряд до неузнаваемости. Даже выход в своем любимом маленьком черном платье станет совершенно новым образом, который удивит подружек.
Бижутерия стоит намного дешевле драгоценностей, поэтому свою «малахитовую шкатулку» вы можете заполнить различными видами колье и ожерелий. Женщинам, кому 40+, следует выбирать бижутерию с особой тщательностью, примеряя не только к лицу и наряду, но и обращая внимание на высокое качество изделия.
Сокровища алмазного фонда России
На выставке “Алмазный фонд”, открытой в 1967 году на территории Московского Кремля, являющейся структурным подразделением Гохрана России, экспонируются ценности Алмазного фонда Российской Федерации, представляющие собой собрание уникальных самородков драгоценных металлов и драгоценных камней, имеющих историческое и художественное значение, а также собрание уникальных ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней. Коллекция, которая, несомненно, относится к числу наиболее значимых и крупных собраний в мире, составляет самую известную часть сокровищницы Госфонда.
Алмазный фонд – уникальное собрание, прошедшее длинный путь, тесно связанный с историей Российского государства, состоит из шедевров ювелирного искусства XVIII-XX веков, редких драгоценных камней, орденских знаков, самородков благородных металлов, представляющих собой огромную историческую, художественную, научную и материальную ценность.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ АЛМАЗНОГО ФОНД А
Алмазный фонд – это уникальное собрание памятников истории, произведений ювелирного искусства, редких образцов драгоценных камней, самородков благородных металлов. Это одна из немногих сокровищниц в мире, хранящих коронные ценности. История его создания начинается с указа Петра I (1719), согласно которому для особого хранения “принадлежащих государству вещей” выделилось специальное помещение, получившее позднее название Бриллиантовой комнаты. Здесь сосредоточились государственные регалии, орденские знаки, парадные ювелирные украшения. Члены императорской семьи надевали их в торжественных случаях. На протяжении всего правления дома Романовых сокровищница пополнялась драгоценностями. Множество разнообразных предметов и ювелирных изделий, обильно украшенных драгоценными камнями, было выполнено в этот период. Пышность и великолепие отличал русский двор, особенно в царствование Елизаветы Петровны и Екатерины II. Он был одним из самых блестящих в Европе. Лучшие ювелиры работали при дворе, такие как И. Позье, отец и сыновья Дюваль, Л. Пфистерер, Г. Экарт. Они создавали произведения высокого ювелирного искусства, ныне демонстрируемые на выставке.
Первая половина XVIII века
Уникальное собрание шедевров ювелирного искусства XVIII-XX вв., драгоценных камней, орденских знаков, самородков золота и платины тесно связаны с историей Российского государства.
Официальное формирование коллекции началось в первой половине XVIII столетия, когда император Петр I решил создать Государственное хранилище коронных ценностей. В 1719 г. было организовано специальное ведомство Камер-коллегия, которое в своем Регламенте (уставе) точно перечислило существовавшие тогда регалии и установило порядок их хранения.
Мысль Петра I о символах власти, имеющих государственное значение, была позднее распространена и на другие ценности. Устав и штат камерального отделения, ведавшего коронными бриллиантами, менялся с каждым правлением.
Среди сокровищ Алмазного фонда, давших мировую известность собранию, находится особая группа предметов, которые использовались в коронациях и других особо торжественных случаях и были призваны воплощать величие и богатство империи. В коллекции Алмазного фонда хранятся две императорские короны – Большая и Малая, скипетр, держава, пряжка-аграф, большая цепь и звезда ордена Святого апостола Андрея Первозванного, с которыми Вы можете ознакомиться, посетив выставку.
Для коронации Императрицы Екатерины II в 1762 году была создана Большая Императорская корона придворным ювелиром Георгом Фридрихом Экартом и бриллиантовых дел мастером Иеремией Позье всего за два месяца. Корону Российской империи украшают 4936 бриллиантов общей массой 2858 каратов и 75 индийских крупных матовых жемчужин, и самый известный из драгоценных камней короны – шпинель массой 398,72 карата. Корона поражает совершенством исполнения и красотой.
В коллекции Алмазного фонда хранится держава, выполненная для коронации Екатерины IIпридворным ювелиром Г.-Ф. Экартом – гладко отполированный золотой шар, опоясанный бриллиантовыми поясками. Венчает державу цейлонский сапфир под крестом массой 195 каратов.
СЕРЕДИНА XVIII ВЕКА
На выставке представлены украшения середины XVIII века, созданные в годы правления императрицы Елизаветы Петровны. Это время явилось важным этапом в формировании коллекции Алмазного фонда. Ювелирные изделия середины XVIII века отличают жизнерадостный колорит, прихотливость асиметрично составленных композиций и виртуозное мастерство исполнения.
“Большой букет” – пример украшения для парадного платья императрицы. Бриллиантовые стилизованные цветы шиповника, ириса, нарцисса, незабудок и набранные из плоских изумрудов листья размещены на гибких золотых стеблях, приподняты на разную высоту и повернуты под разными углами, благодаря чему вся композиция приобретает объемность. Под тяжестью драгоценных камней упругие стебли при малейшем движении вздрагивают, цветы и листья чуть заметно покачиваются, передавая живую трепетность настоящего букета. В центре раскрытого бутона ириса в ажурной оправе помещен редчайший природный нежно-сиреневый бриллиант весом в 15,5 карата. Эффекта многоцветности остальных бриллиантов мастер добился, подложив под них тонкие пластинки разноцветной фольги.
ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XVIII ВЕКА
Господствующее положение в ювелирном искусстве этого времени занял бриллиант. Украшения второй половины XVIII века отличает стремление ювелиров использовать в своих работах лишь светлые камни, оправленные в неизменное серебро, чтобы сохранить их бесцветность и чистоту. Предпочтение, отдаваемое белым бриллиантам, объяснялось тем, помимо изменчивой моды, что мастера уже в совершенстве владели техникой огранки и могли подчеркнуть красоту алмаза. Не случайно этот период в истории русского ювелирного искусства принято называть “веком бриллианта”.
Любопытен своим назначением портбукет, выполненный около 1770 года из золотых, покрытых зеленой эмалью стеблей, с большим изяществом перевитый бриллиантовой лентой, завязанной наверху мягким бантом со свободно свисающими концами. Полый внутри, он служил миниатюрной вазочкой для живых цветов, и, наполненный водой, прикалывался к корсажу парадного платья при помощи специальной шпильки.
ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XIX ВЕКА
В начале XIX столетия мир был увлечен античным искусством. Наибольшее распространение в России получили диадемы – украшения для прически в стиле стилизованных кокошников. Эта форма на Западе имела название “русская тиара” и использовалась ведущими ювелирными домами Картье, Бушерон и другими. При русском дворе мода на диадемы сохранилась вплоть до начала XX века.
В собрании Алмазного фонда хранится диадема-кокошник, принадлежавшая императрице Марии Федоровне, супруге императора Павла I. Это украшение имеет характерную для стиля ампир форму треугольника, образованного бриллиантами разных форм, огранок и размеров. Бриолеты, удлиненные камни в форме слезы, закреплены подвижно. При малейшем повороте головы они вздрагивали и мерцали. Центральный камень композиции – редчайший по цвету нежно-розовый бриллиант в 13,35 карата.
К уникальным экспонатам Алмазного фонда относятся и семь всемирно известных драгоценных камней. Это три алмаза и четыре самоцвета с богатой и необычной историей. Самый крупный и знаменитый из них – бриллиант “Орлов”, украшающий императорский скипетр императрицы Екатерины II.
Еще один исторический камень собрания Алмазного фонда – уникальный густо-зеленый с легким голубоватым отливом колумбийский изумруд весом 136, 25 карата. Огранен таблицей и украшает бриллиантовую брошь второй четверти XIXвека из драгоценностей великой княгини Александры Иосифовны, супруги великого князя Константина Николаевича. Нарядная бриллиантовая оправа выполнена в виде гирлянды из стилизованных виноградных листьев, чередующихся с крупными круглыми бриллиантами. Вероятнее всего, камень был найден еще в Средние века и хранился в одном из храмов Колумбии, откуда был вывезен конкистадорами в Европу.
Кроме знаменитой коллекции семи исторических камней, в собрании Алмазного фонда хранится еще ряд необыкновенных драгоценных камней.
Среди редкостей Алмазного фонда можно выделить турмалин, имеющий форму ягоды или виноградной грозди. Родиной камня, по предположению ученых, была Бирма. Цвет и необычную форму турмалина оттеняют зеленые эмалевые листочки на золотом фоне. Масса самоцвета 260,86 карата, а размер 4x 2,7 x 2,3 см. Этот камень хранился в сокровищнице короля Богемии Рудольфа II, который получил его в наследство от своей сестры, вдовы французского короля Карла IX. Во время войны со шведами в 1648 году самоцвет был захвачен в Праге и вывезен в Скандинавию, где передан королеве Кристине. После смерти королевы камень был отвезен в Стокгольм. А в 1777 году шведский король Густав III преподнес турмалин в подарок Екатерине II при посещении Петербурга.
Во всем мире существует традиция присваивать индивидуальные названия ювелирным алмазам, масса которых более 20 каратов. Существует такая традиция и в России. Камни получают свои названия, как правило, в честь каких-либо исторических событий, юбилейных дат, совпадающих по времени с находками, им присваивают имена известных людей.
Коллекция крупных именных алмазов ювелирного качества Алмазного фонда уникальна и представляет огромную научную ценность. Крупные камни ценны как экземпляры редких природных образований, изучение которых может пролить свет и на условия их происхождения.
Крупнейший алмаз собрания массой 342, 57 карата был найден в 1980 году в кимберлитовой трубке “Мир” и получил название “XXVIсъезд КПСС” в честь съезда, который прошел в 1981 году.
Россия – одна из крупнейших стран в мире, добывающих драгоценные металлы. Золото находили на территории Российского государства еще до нашей эры, но разрабатывать месторождения золота стали сравнительно поздно. В 1745 году на Урале было открыто богатейшее коренное месторождение “Березовское”, а несколько десятилетий спустя здесь были обнаружены значительные золотые россыпи. Урал стал крупным центром золотодобычи. А в 1845 году русское золото составило половину мировой добычи этого редкого и ценного металла.
В коллекцию Алмазного фонда входит уникальное собрание золотых и платиновых самородков. Хранящиеся в коллекции Фонда сто один самородок золота из разных месторождений России представляют огромный научный интерес и материальную ценность.
Самородки благородных металлов редко сохраняют в целости, чаще всего в недельный срок с момента нахождения они отправляются на переплавку.
Из самородков необычной формы выделяют одногорбый «Верблюд» весом 9 кг 300 грамм, найденный на Колымском месторождении в 1947 году.
Представленные на выставке знаки орденов Российской империи выполнялись специально для награждения членов императорского дома. Как и все изделия из собрания коронных бриллиантов, они использовались в самых значимых церемониях и отличаются от всех аналогичных орденов государства обилием золота, серебра, редких драгоценных камней, бриллиантов и особой тщательностью исполнения.
Высшим орденом России до 1917 года, был “Орден святого апостола Андрея Первозванного”, учрежденный царем Петром I в конце XVII века. Знак ордена имеет вид косого креста голубого цвета с изображением фигуры распятого Святого Андрея, первого из последователей учения Христа. Сам крест помещен на изображение герба Российского государства – двуглавого орла под императорской короной с навершием в виде прямого креста. Святой Андрей издавна считался патроном государства, поскольку, по легенде, первым прошел с крестом по землям, на которых позже сложилось Русское государство. Орден Св. апостола Андрея Первозванного стал государственной регалией, одним из символов императорской власти.
РАБОТЫ МАСТЕРОВ XX-XXI ВЕКОВ
Брошь “Роза”, Москва, 1970
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, 1466 бриллиантов.
Непревзойденный шедевр “Алмазного фонда”. В практически не видимой платиновой оправе закреплены почти полторы тысячи мельчайших бриллиантов. Цветок розы прикреплен к стеблю при помощи скрытой пружинки-трясульки, и при малейшем движении воздуха роза вспыхивает мириадами бриллиантовых искр.
Брошь-бандо “Цветочная фантазия”, Москва, 1991 год
Авторы: В. Ситников, В. Жилин; ювелиры В. Жилин, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, рубины, жемчуг.
Брошь представляет собой пышную цветочную гирлянду из бриллиантовых и рубиновых цветов, состоящую из нескольких подвижно скрепленных между собой частей. Части гирлянды можно носить отдельно, используя их в качестве брошей, подвесок, а центральную часть – как колье.
Колье “Юбилейное”, Москва, 1981
Автор В. Ситников; ювелиры В. Жилин, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, рубины.
Колье “Юбилейное” посвящено 35-й годовщине Победы. Бриллианты и рубины составляют разновеликие розетки, соединенные подвижными звеньями и заканчивающимися каплевидными бриллиантовыми подвесками. Золотые вставки, добавленные к платиновой оправе, подчеркивают насыщенный красный цвет рубинов.
Ожерелье, Москва, 1993
Автор В. Ситников; ювелиры Б. Иванов, Г. Алексахин.
Платина, золото, бриллианты (бриолет 32,27 карата)
В классическом стиле создано ожерелье из миндалевидных золотых и платиновых бусин, украшенных продольными полосками мелких бриллиантов. Сегменты колье образуют обруч, из центра которого отходит гладкий золотой с бриллиантами стержень с подвижно закрепленным великолепным каплевидным бриллиантом теплого золотистого цвета массой 32,27 карата.
“Пластрон”, Москва, 1985
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин
Платина, золото, бриллианты, изумруды.
Оригинальное нагрудное украшение – пластрон – реплика произведения ювелирной фирмы К. Фаберже XIX в. Современные ювелиры в точности воспроизвели старинное украшение. Пластрон состоит из пяти подвижно закрепленных бантов, центром каждого из которых является кабошон уральского изумруда глубокого сочного тона.
Диадема “Русская красавица”, Москва, 1987
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, серебро, бриллианты, 25 культивированных жемчужин.
Прообразом диадемы “Русская красавица” явилась тиара К.Болина 1841 г. Повторив, в основном, рисунок украшения, автор создал совершенное, новое произведение. Оправа выполнена из благородной платины, прекрасно гармонирующей со сверкающими бриллиантами и матово-мерцающими жемчужинами.
Диадема “Русское поле”, Москва, 1980
Автор В. Николаев; ювелиры В. Николаев, Г. Алексахин.
Платина, золото, серебро, бриллианты.
Диадема “Русское поле” – одно из лучших произведений “Алмазного фонда”. Выполнена по мотивам рисунков XIX в. Золотые колосья ржи, платиновые коробочки льна, усыпанные мельчайшими бриллиантами и закрепленные подвижно, тянутся к солнцу. “Солнце” – крупный, золотистый бриллиант массой 35,52 кар.
Гарнитур “Весна”, Москва, 1974
Мастер В. Николаев; ювелиры Г. Алексахин, В. Николаев.
Платина, золото, бриллианты, изумруды.
Обращением к русским национальным традициям является колье “Весна”. Главный смысловой акцент – уральские изумруды чистого глубокого тона. Самый крупный изумруд массой 12,83 карата помещен в центр колье. Форма оплечья, украшенного 209 изумрудами, восходит к мотивам древнерусского костюма и широко используется современными художниками-ювелирами. Цветочный орнамент, выложенный бриллиантами, подчеркивает насыщенный колорит изумрудов.
Москва, Кремль – “Алмазный фонд” – бесценное сокровище России
Кликнув на это изображение, вы сможете осуществить виртуальный тур по экспозиции Алмазного фонда России
Серебряные и золотые украшения эмалью
В мире ювелирного искусства заметна тенденция к декорированию золотых и серебряных украшений эмалью. Изделия с эмалью, щедро пересыпанные драгоценными камнями, в золотых и серебряных кружевах, издавна ценились поклонниками ювелирного искусства. Ими восхищаются и сегодня.
Ювелирные украшения с эмалью или, как их ещё называют, финифтевые украшения – сережки, броши, кулоны, браслеты, кольца красивы и неповторимы. Они украсят вечерние платья и костюмы, сделают вас элегантнее и красивее. Однако большинство из нас не задумываются, что же такое – ювелирная эмаль, как она изготавливается и различается ли между собой? А ведь всё это определяет красоту изделия, его стоимость и долговечность.
Украшения с эмалью – техника выполнения
Эмалирование – это нанесение легкоплавкого стекла на поверхность металла. Современные эмали состоят из диоксида кремния, окиси титана, борного ангидрида, окиси алюминия, оксидов щелочных и щёлочноземельных металлов, свинца, цинка, различных фторидов.
Эмали различаются не только составом, но и способом нанесения на поверхность металлической основы. В ювелирном деле основой чаще всего является серебро и золото. Ювелирные украшения покрывают цветными эмалями. Они могут быть прозрачными и непрозрачными. Существуют разные способы и технологии нанесения эмали.
Перегородчатая эмаль. Это одна из самых нарядных техник исполнения. Золотые или серебряные ленточки-перегородки напаивают на поверхность основы по намеченному рисунку, образуются ячейки, которые заполняются эмалевым порошком. Далее при температуре 600-800 градусов эмалевый порошок плавят, превращая в стекло.
Вместо ленточек-перегородок иногда используют филигранную нить. Сама по себе эмаль красива, а тут ещё и золотые или серебряные кружева.
Выемчатая эмаль. Специальным резцом согласно рисунку вынимают частицы металла из основы, получая углубления, которые заполняют эмалевым составом. Это одна из самых древних технологий. Выемчатая эмаль может выполняться на металлической основе, которая изначально гравируется или чеканится в соответствии с выбранным узором. В бижутерии используют штампованные заготовки или заготовки, изготовленные литьем.
Техника эмалевого художественного покрытия, или финифть. Это роспись цветной эмалью. Здесь нет никаких перегородок или выемок. Эмаль наносят на изделие слоями и обжигают до тех пор, пока не завершится запланированный дизайнером сюжет. Именно в этой технике работают мастера финифтяного промысла Ростова Великого, а также австрийский бренд Frey Wille.
Финифть – древнерусское название эмали, которое произошло от греческого финифтис, что означает блестящий, а слово эмаль – от французского (email). Искусство украшения финифтью пришло в Россию из Византии еще в Х – ом веке и достигло совершенства в XVI – XVII веках. В те времена все виды художественных эмалей назывались «финифть», и только в XIX веке «финифть» сменилось на новый термин – «эмаль».
Изящная ростовская живопись по эмали прекрасно сочетается с тонкой филигранью. А филигрань (скань) – это один из древнейших видов художественной обработки металла или металлической нити. Термин филигрань происходит от латинских слов – «филюм» – нить и «гранум» – зерно. Слово скань означает свить или скрутить. Таким образом, скрученная проволока (скань) дополняется маленькими шариками, делающими изделие из эмали более нарядным, кружевным.
Интересны эмали-гильоше. Гильоширование заключается в нанесении на поверхность основы изделия тонкого гравированного узора, в основном это геометрические линии. В современном ювелирном деле используют специальные установки с вращающимся барабаном и резцом (гильоше).
Эмаль этой техники зародилась в XVIII веке во Франции, и всё выполнялось значительно труднее, однако, какие прекрасные изделия того времени нас удивляют и восхищают до сих пор. В России эмаль-гильоше стала применяться для украшения драгоценных изделий ювелирного искусства в конце XIX – начале ХХ века и связана она с именем Фаберже. Особенно роскошны были настольные предметы.
В технике эмали по гильоширу используют только прозрачные эмали различной цветовой гаммы. Именно благодаря этому металлический фон с нанесенным на него узором просвечивает под эмалью. Эмали-гильоше в ювелирных изделиях сегодня делают в основном на золоте или серебре.
Витражная эмаль – это разновидность перегородчатой эмали, но без металлической основы. Эта техника получила название из-за сходства с витражными стёклами. Просвечивающая цветная эмаль находится в гнёздах металлических перегородок и напоминает цветное витражное стекло.
Металлические перегородки выполняются из скрученной золотой, серебряной или медной проволоки. Ажурный орнамент делает изделие сказочно красивым. В производстве витражной эмали есть свои сложности – обжиг изделия производится не один раз, а после каждого нанесения очередного слоя эмали.
Сеяная эмаль выполняется распылением порошков разноцветных эмалей на основу-трафарет, где каждый слой закрепляется клеем.
Закрепление эмали происходит различными способами, их называют горячими и холодными.
Горячие эмали
Горячая эмаль используется с давних пор, хотя она и самая трудоёмкая. Современные горячие эмали являются безусловными фаворитами в эмалевых ювелирных украшениях. Эмаль прочно припекается к металлу в специальных муфельных печах, где температура доходит до 600-800 градусов. Затем изделие охлаждают, очищают и полируют. Кажется, всё очень просто. На самом же деле всё гораздо сложнее.
Эмалевый порошок разводят водой до сметанообразной массы, затем наносят на соответствующие участки изделия. После чего, прежде чем начать обжиг в печи, непременно надо подсушить, чтобы исчезли лопающиеся пузырьки воздуха, иначе они испортят гладкость эмалевого покрытия.
Во время обжига эмалевый порошок сплавляется в стекловидный слой и в зависимости от типа эмали становится прозрачным или непрозрачным (глухим). Но и это ещё не всё. После застывания изделие шлифуют и повторно обжигают в печи, так получают идеально гладкую поверхность.
Если в украшении эмаль многоцветная и перегородчатая, тогда необходимо соблюдать строгую очерёдность нанесения и обжига эмалевого порошка. А очерёдность устанавливается по жаростойкости эмали. Первой наносят самую жаростойкую эмаль и помещают на обжиг, затем наносят менее жаростойкую, и вновь изделие отправляется в печь, но при меньшей температуре. И так далее. Самая жаростойкая – белая эмаль, затем – розовая, синяя, зеленая, черная, и наконец, красная.
Эмаль необходимо заливать ровно, чтобы поверхность изделия была безупречной. Исходя из особенностей композиции, изделие может обжигаться от 5 до 100 раз. И при этом мастер регулирует температуру и время обжига, основываясь на своём опыте и интуиции. И именно это создаёт уникальные творения, которые и сам мастер иногда не в силах повторить во втором экземпляре. Согласитесь, что это не просто.
Холодные эмали
Холодная эмаль бывает двухкомпонентная, теплоотверждаемая и светоотверждаемая.
Двухкомпонентная холодная эмаль просто заливается на изделие. Жидкая эмаль в определённых пропорциях смешивается с катализатором, образуется кремообразная паста, которая с помощью специального инструмента наносится на поверхность металла.
После нанесения эмаль застывает при комнатной температуре примерно в течение 48 часов, а при температуре 70 градусов – в течение 20 часов. Изделия похожи на керамические покрытия. В этой технике мастер может смешивать разные эмали и получает различные цвета и оттенки.
Теплоотверждаемая холодная эмаль в некоторой степени схожа с горячей, но плавится она при 160 градусах. По сравнению с горячей эта эмаль не полируется, иначе на ней останутся матовые следы, и обладает она значительно меньшей прочностью. При небольшом нажатии ногтём на эмаль, она проминается.
Светоотверждаемая холодная эмаль. Техника выполнения этой эмали схожа с установкой зубных пломб. Нанесённый на поверхность изделия состав эмали облучают ультрафиолетовой лампой, за счёт чего происходит её затвердевание. Используя именно эту технику, ювелиры могут запломбировать сколы на эмалевых ювелирных украшениях. Светоотверждаемая холодная эмаль по твердости находится между горячей и холодной теплоотверждаемой эмалями.
В холодном эмалировании есть техника, при которой эмаль при нанесении растекается цветными узорами, как бензин на воде или как вулканическая лава. Вроде бы не соблюдают аккуратность, а получается красиво.
Следует дополнить, что горячая эмаль более дорогостоящая, чем холодная.
Как отличить более дорогостоящую горячую эмаль от холодной. Холодная эмаль мягче горячей. На изделиях с холодной эмалью видны неровности, так как полировать её нельзя. Поэтому горячая эмаль всегда выглядит блестящей, с ровной полированной поверхностью.
Однако холодные эмали не лишены достоинств. Они пластичны и неприхотливы в эксплуатации, просты в исполнении, практически не требуют специального оборудования, да и поверхность изделий не требует особой подготовки. Холодные эмали закладываются на любые сплавы.
Ювелирные изделия с эмалью – как ухаживать, носить и беречь
Эмаль, по сути – это стекло. Отсюда и её свойства. Эмаль можно полировать, чистить, но при активном, да ещё и неаккуратном ношении сколы неизбежны. Эмаль чувствительна к механическим воздействиям. Наибольшему риску подвержены кольца. Как уже было сказано, ювелир может запломбировать скол. Но лучше не ронять свои драгоценности, особенно на твёрдые поверхности, следить за исправностью застёжек.
Как сохранить первоначальную яркость эмалевых красок?
Украшения с эмалью следует беречь от воздействия прямых солнечных лучей, а также перепадов температур. Не надевайте их на пляж, в баню или сауну. Эмалевое покрытие может поблекнуть и потрескаться.
Не допускайте контакта эмали с любыми моющими средствами, порошками, кислотами, щелочами и хлором. Повреждение эмали может произойти и от взаимодействия с косметикой и морской водой.
Изделия с эмалью следует мыть в прохладной воде, с добавлением небольшого количества нашатырного спирта. Чистить эмаль можно мягкой щёточкой и зубным порошком, после чего промыть в чистой воде и протереть мягкой тканью. Однако не забывайте, что лучшей чисткой украшений с эмалью может быть чистка в ювелирной мастерской.
И последнее. Эмалевые украшения рекомендуется хранить отдельно от других изделий, пусть даже и драгоценных, чтобы их поверхность не соприкасалась с другими изделиями. Возможно, и в ваших шкатулках сохранились бабушкины серьги или броши с ярко-синими цветами на белом фоне, украшенные филигранью, изготовленные мастерами Ростова Великого. Поверьте, цены им нет, это шедевры.