Косметика в СССР – советская пудра и пудреницы

Какая была косметика в СССР – 23 фото

Мейкап по-советски. Кто-то застал его и успешно (или безуспешно) им пользовался, кто-то видел у бабушек и мамы, а кто-то знает о нем только по воспоминаниям взрослой части семьи.

То, без чего сложно представить себе макияж тех лет, — это тушь в брусочке. В нее плевали, а затем самые отчаянные разделяли ресницы иголками или булавками. Эффект получался сногсшибательный, особенно если предварительно прибегали еще к одной устрашающей процедуре — подкручиванию ресниц горячим ножом или ложкой. Я помню соседку по дому, которая выходила по утрам с ресницами, напоминавшими потрепанную жизнью обувную щетку.

Кстати, многие женщины уже тогда догадались до нынешнего модного среди визажистов приема — использовать в качестве румян помаду.

Зубной порошок vs. зубная паста. Помимо зубов, жестким абразивом порошка можно было еще столовые приборы почистить. Вот она — мультифункциональность того времени!

Шампунь «Кря-кря», пахнущий ирисками и карамелью. Волосы, легкие, как пух, — это про него.

Мода 80-х требовала совершенно гипертрофированного образа, часть которого составляла пышная прическа. Безумные начесы щедро заливались лаком для волос «Прелесть», так что прическа буквально становилась твердой на ощупь. Чем выше и тверже начес — тем краше.

В конце восьмидесятых добиться модного образа стало значительно проще — рынок завалили дешевые марки самой разнообразной косметики. Одни только наборы марки Ruby Rose гарантировали ультрамодный макияж.

Предметом особого вожделения были румяна Estée Lauder из фирменного магазина, куда можно было попасть только по специальным приглашениям. Вот бы сейчас завести человека из 80-х в какой-нибудь «Рив Гош» или «Л’Этуаль»…

Все женщины того времени мечтали о «золотых розочках» Lancôme и упакованных в сине-голубые коробочки пудрах и помадах Dior. У моей мамы была ланкомовская пудра — вещь, использующаяся по назначению только по особым случаям, а так она была предметом гордости и зависти приятельниц.

Ровный тон лица обеспечивал еще один легендарный косметический продукт тех лет — тональный крем «Балет» от фабрики «Свобода», ложащийся на кожу густым слоем, создавая эффект гладкой, хотя и неестественной маски. Этот крем, кстати, несколько лет назад пережил второе рождение, и теперь на рынке представлен «Балет 2000».

кстати тональник “Балет” был очень даже приличный по качеству
чтобы не создавалось
– достаточно было комбинировать его с нежирным увлажняющим кремом

а наборы Ruby Rose продаются до сих пор
я таким огромным “трёхэтажным” до сих пор иногда пользуюсь

ЗЫ – присоединяюсь к фанатам “Кря-кря”
такой вкусненький))

Порошковая пудра по степени измельчения и виду отдушки делилась на четыре группы:
высшего качества — «Восток», «Бархатистая», «Балет»;
группы А (хорошего качества) — «Красная Москва», «Кремль», «Эллада», «Сказка»;
группы Б (средняя) — «Маска», «Камелия», «Шипр»;
группы В (массовая) — «Кармен», «Сирень», «Фиалка».

Пудра «Ленинградская» для нормальной и жирной кожи. Любопытны рекомендации того времени по нанесению пудры: «Пудру можно накладывать в следующей последовательности: сначала припудрить подбородок, затем окружности рта, щеки, лоб, нос. Употреблять для этой цели пуховки негигиенично, так как они быстро загрязняются. Лучше пользоваться каждый раз чистым ватным тампоном».

Ну и конечно, парфюм. Выбор духов был значительно лучше, чем ассортимент декоративной косметики. Например, «Красная Москва», она же «Любимый букет императрицы». Эти духи были созданы на фабрике Брокара парфюмером Августом Мишелем в 1913 году в честь 300-летия Дома Романовых и специально для Александры Федоровны.

Дальнейшая история духов и их создателя обычна для Страны Советов. К 1917 году самого главы «Империи Брокара» уже не было в живых. Его наследники благополучно эмигрировали, а старый сподвижник Брокара Август Мишель остался. Поначалу фабрику хотели закрыть, но рабочие, привыкшие к своему делу, пошли к Ильичу, тот принял их в Кремле и фабрику приказал сохранить, назвав Москворецким мыловаренным заводом №2. Главным парфюмером остался сподвижник старого Брокара Август Мишель.

Мишель старательно обучал советских специалистов всему, что знал. В 1922 году он предложил заменить неблагозвучное мыловаренное название на «Новую зарю». В 1925-м Мишель переименовал свои духи в «Красную Москву», а новый флакон и коробку сделал художник Андрей Евсеев. Когда же «красный директор» решил, что Август Мишель больше не нужен, старого парфюмера, верой и правдой служившего новой власти, сослали в места отдаленные, где он и сгинул.

Советская косметика. Для тех, кто помнит, или тряхнем стариной

“Мы все из Чи-Чи-Чи-Пи”. Именно так говорил известный отечественный сатирик Михаил Задорнов. А там было много чего интересного.

Особенно это касается декоративной косметики и всех тех ухищрений, на которые шли советские красавицы в погоне за модой и за идеальной внешностью. Предлагаю совершить путешествие по волнам памяти и покопаться к косметичке советской модницы, поближе познакомиться с продуктами must-have того времени. Иногда мне кажется, что это воспоминания из какой-то другой жизни. Как будто это было, но не с нами.

Большинство представительниц прекрасного пола пользовались одной и той же косметикой, ибо выбора не было практически никакого. Да и из того скудного ассортимента, который был представлен на прилавках магазинов, не всегда удавалось что-то урвать. А если в продажу “выбрасывали” (именно это слово было в ходу) что-то действительно стоящее, что очереди ничуть не уступали очередям за колбасой, финскими сапогами или другими дефицитными товарами народного потребления. Настоящими местами паломничества стали магазины “Ванда” и “Лейпциг”, позднее к ним присоединился “Будапешт”. Относительно нормально могли себя чувствовать и выглядеть лишь те дамы, которые имели доступ в валютную “Березку” или финансовые ресурсы для покупок у спекулянтов. Самым известным местом их скопления был общественный туалет в Столешниковом переулке.

Читайте также:
Парфюмерия со сладким ароматом

Итак, переходим к подробному рассмотрению десяти бестселлеров советского косметического рынка.

Тушь для бровей и ресниц

Не было, наверное, в СССР женщины, которая бы не пользовалась тушью для бровей и ресниц “Невская косметика”. Представляла она собой черную твердую субстанцию (чем-то похожую на твердые детские краски, популярные в то же время), упакованную в небольшую коробочку. Прилагалась забавная плоская щеточка – своеобразная вариация на тему зубной щетки. Перед использованием тушь необходимо было слегка смочить водой. Но гораздо чаще макияж делали по принципу “дунул-плюнул-поехали”. Держалась такая тушь отвратительно, постоянно осыпалась. Возможно, что именно с этим связан утренний ритуал нанесения макияжа, который показан в популярном фильме Эльдара Рязанова “Служебный роман” (там же можно взглянуть и на чудо-щеточку). Если женщина рисковала накрасить ресницы и брови дома, а затем пройти по улице, то на работе она запросто могла появиться в роскошной маске енота или костюме панды. Капризы природы (дождь, снег, сильный ветер, повышенная влажность) сводили все усилия на нет.

И даже с такой вот капризной тушью советские женщины умудрялись создавать эффект нарощенных ресниц. Следовало нанести один слой туши, не дожидаясь его высыхания припорошить ресницы мукой или пудрой, подождать, пока это все подсохнет, и нанести еще один слой туши. Все это великолепие напоминало мохнатые паучьи лапки, которые требовалось еще аккуратно разделять иголочкой для придания более-менее нормального вида.

Тональный крем “Балет”

Тональный крем московской фабрики “Свобода” под названием “Балет” тоже был весьма популярен. Но почему-то выпускался он только в одном оттенке. На коже превращался в подобие резиновой маски, кожа совершенно не дышала. По консистенции крем напоминал оконную замазку или затирку для плитки. Но наши самые красивые и самые изобретательные женщины опять же находили применение и этому чуду (вернее, чудовищу) для того, чтобы скрывать недостатки кожи. Буквально на днях я видела в продаже тональный крем “Балет”. Надеюсь, что с советских времен его качество значительно улучшилось. Еще “Свобода” выпускала тональную крем-пудру “Жэмэ”. Но что-то я ее совершенно не помню и сказать о ней, соответственно, ничего не могу.

Лак для волос “Прелесть”

Нельзя не вспомнить и лак для волос “Прелесть”. Стоит отметить, что со своей прямой обязанностью – надежной фиксацией прически – он справлялся на ура. Но как он это делал! Огромные начесы, популярные в то время, превращались в подобие строительной каски и могли продержаться несколько дней, если спать аккуратно. Также лак служил прекрасной ловушкой для мелких насекомых и пыли при сильном ветре – он был очень липким. Средства под маркой “Прелесть” можно найти в продаже и сейчас, однако качество лучше не стало.

Не могу не упомянуть об альтернативе лака для волос, которую использовали в салонах красоты. В каждом из них была так называемая сестра-хозяйка (прямо как в больнице). Одной из ее обязанностей было приготовление в больших чанах отвара льняного семени. Эта субстанция, похожая на кисель, применялась для закрепления прически. Волосы при этом выглядели живыми и блестящими, локоны были упругими и легко поддавались укладке.

Советский блеск для губ и гигиеническая помада

Все, наверное, помнят вазелин в плоских металлических баночках. Создатели, видимо, позаимствовали идею упаковки у вьетнамцев с их знаменитым бальзамом “Звездочка”. Открыть вазелин легко и просто не представлялось и не представляется возможным (в некоторых аптеках его до сих пор можно найти в такой таре). Враги, как говорится, не пройдут. Надо иметь прямые и ловкие руки, чтобы баночку открыть, а маникюр не повредить. Применяли вазелин как блеск для губ и для приведения в порядок обветренной и сильно сухой кожи.

Пудра

Переходим к пудре, которая была исключительно порошковая (рассыпчатая). О компактной и речи не шло – ее просто не выпускали. Вся отечественная пудра делилась на несколько видов: высшее качество (“Балет”), хорошее (“Красная Москва”), среднее (“Маска”), массовая (“Сирень”, “Кармен”). Фасовали ее в довольно красивые картонные коробочки. Но вот инструмента для нанесения ее на лицо не прилагалось. Специальных кистей для макияжа и спонжей тогда не было. Хорошую пуховку достать было очень сложно. Что же делали наши женщины? Использовали обычную вату, которая хранилась внутри коробочки. Гигиеничность, конечно, сильно страдала. Цветовая палитра оставляла желать лучшего. Часто можно было увидеть макияж под названием “лицо отдельно – шея и все остальное отдельно”.

Некоторым счастливицам удавалось достать пудру заморскую. В основном это была французская Lancome из магазина “Березка”. Упаковка по современным меркам была самая обычная. Темный пластиковый корпус с большим зеркалом внутри и спонжем. Но тогда это было пределом мечтаний. После того, как пудра заканчивалась, упаковку не выбрасывали, а делали очень интересную вещь. Нашу отечественную пудру разводили нашими же отечественными духами, а затем эту адскую смесь высушивали. На выходе получали что? Компактную пудру! Ее как раз и помещали в освободившуюся иностранную тару. И пусть все умрут от зависти!

Румяна

Советские румяна представляли собой нечто шедевральное. Кто их изготавливал – сказать не могу. Но отлично помню, что они были жирной консистенции. И некоторые дамы использовали их в качестве помады. Современный тренд, который заключается в использовании помады в качестве румян, только наоборот. В большом почете были, конечно же, румяна заграничные. Самыми популярными были американские Estee Lauder. Красавицы были готовы отдать половину зарплаты спекулянтам, но стать обладательницами хорошей качественной косметики. Над цветом не задумывались, что досталось – тем и пользовались. Какого цвета макияж – не важно. Главное, чтобы его было видно.

Читайте также:
Парфюмерия в Древнем Египте

Косметические наборы

Что касается косметических наборов, то широкое распространение получили наборы отечественного производства под названием “Елена”. Был такой у моей бабули. Но, опять же, все мечтали иметь иностранную косметику. Самая желанная – итальянская, произведенная под брендом Pupa. У моей мамы был именно такой. В большой красной овальной упаковке, с маленьким зеркальцем внутри. Чего там только не было! Даже расческу производитель туда умудрился поместить. Мое детское сознание приходило в полный восторг. А уж когда мне передали остатки в единоличное пользование, то я была самым счастливым человеком на свете. В 80-х годах рынок наводнили польские тени Ruby Rose отвратительного качества. Но палитра заставляла быстро забыть об этом.

Губная помада

Помада в советские времена была на редкость уродская. Даже не хочу на ней подробно останавливаться. И нет ничего удивительного в том, что модницы устраивали настоящую охоту за помадами Pupa или Christian Dior. Фарцовщики, правда, очень быстро смекнули, что можно изготавливать хорошие подделки и “толкать” их по цене оригинала.

Лак для ногтей

Самое страшное в советской декоративной косметике – это лаки для ногтей. За 40 копеек можно было купит нечто непонятного цвета, портящее ногтевую пластику (о базовом покрытии тогда и не слышали) и быстро облезающее. Дамы мечтали заполучить арабский перламутровый лак (тогда такие оттенки были на пике моды) или лак Kiki жутких цветов. В некоторых салонах красоты хорошие мастера маникюра наносили лак на ногти не родными кисточками от лака, а колонковыми художественными. Тогда удавалось получить вполне приемлемый маникюр.

Парфюмерия

С парфюмерией дело обстояло значительно лучше. Можно было выбрать что-то достойное отечественного производства. “Красная Москва”для многих до сих пор является символом Совка. Однако это очень достойный аромат с интересной историей. Он был создан знаменитым парфюмером Августом Мишелем в честь трехсотлетнего юбилея Дома Романовых персонально для императрицы Александры Федоровны. Изначально духи получили иное название – “Букет императрицы”, а переименованы были девять лет спустя.

Из своего детства я помню такие популярные духи, как Climat и Magie Noire от Lancome, латвийские “Дзинтарс”, отечественные “Весенний ландыш” (продавались они, почему-то, в основном в Северной столице). А когда маме знакомый из-за границы привез и подарил на день рождения настоящие Estee Lauder, то это была просто сказка. Вся Москва пахла польскими духами “Пани Валевска” и “Быть может. “, которые добывались в магазине “Ванда”. Практически недостижимой мечтой были Chanel№5. Признаюсь, что сама до сих пор обожаю Opium от Yves Saint Laurent.

Иконы стиля в СССР

Напоследок хочу вспомнить несколько икон стиля времен СССР. Это утонченные Алиса Фрейндлих и Барбара Брыльска, роковые Наталья Кустинская и Светлана Светличная, неповторимая Эдита Пьеха и обаятельная Наталья Селезнёва. Интересно, что все они выглядят практически одинакова – голубые или зеленые тени, тоненькие брови-ниточки, перламутровая или красных оттенков помада.

А все ли знают, что такие тонюсенькие брови часто получали не с помощью обычного пинцета (его тоже достать было тогда ой как не простой), а с помощью рейсфедера – приспособления из набора циркулей для профессиональных чертежников.

Без сомнения наши женщины самые красивые в мире. А почему? Да они просто закаленные! И всякого безобразия и непотребства могут сделать конфетку. Вернее, шикарный дневной или вечерний макияж!

Бьюти-бокс по-советски: секреты макияжа в эпоху дефицита

Люди стремились быть красивыми во все времена — но в СССР это давалось им особенно тяжело. Рассказываем, во сколько обошлась бы советскому гражданину пластическая операция, какой была идеальная женщина по версии партии (спойлер: чистой) и зачем на голову лили пиво.

«Парикмахерские тоже переживают кризис. Во многих столичных парикмахерских нет ни одеколона, ни шведской воды, ни бриолина. После бритья лицо „освежают“ простой водой, а волосы мочат какой-то сомнительной помадой. Хорошо еще, что есть мыльный порошок для бритья и пудра. По-видимому, недалеко то время, когда каждому обывателю придется поневоле отпустить бороду. Бритые физиономии отойдут в область предания» — так писали петроградские газеты в августе 1917 года. После Октябрьской революции ситуация стала еще хуже. Горожанам пришлось изменить своим привычкам в области гигиены и красоты.

Английский писатель Герберт Уэллс посетил Петроград в 1920-е и был поражен тем, что произошло с городом. Опустел Невский проспект, где прежде шла оживленная торговля. Литературовед Виктор Шкловский рассказал Уэллсу о корабле, который незадолго до этого привез в Петроград немного еды и коробки с парфюмом из Парижа:

«Мы эти духи меняли на продукты, хорошие французские духи…»

Духи стали бесценной валютой — ведь после революции в России уцелело всего два предприятия, которые производили косметику. Первая — бывшая фабрика Товарищества Альфонса Ралле, а теперь фабрика «Свобода». Вторая — фабрика Брокара, ставшая «Новой зарей». Однако в первое время вместо духов, пудры и помады они стали производить тоннами обычное хозяйственное мыло. «Чистота — это лучшая красота», — заявляла новая власть и старалась убедить население: в новом мире нет времени думать о таких глупостях, как косметика.

Читайте также:
Фэшн блоггер Екатерина Царькова о российской моде

Сфера красоты очень быстро становится сферой политического влияния. Отныне нет просто женщин — есть рабочие и комсомолки, и их внешний вид должна регулировать линия партии. В журнале «Работница» появлялось много публикаций на эту тему. Так, сотрудницы одной из фабрик в 1924 году постановили: «Не пудриться и не мазаться. Лицо портится и нехорошо. Как будто обман какой». В другом номере «Работница» провозглашала:

«Мы, коммунисты и комсомольцы, стоим за красоту, за красивое тело, за изящную человеческую фигуру. За естественную красоту, а не подмалеванную». И годом позже: «При повышении культурного уровня женщины вся эта косметика сама по себе ликвидируется».

Духи, тени, помада, пудра преподносились как элементы мещанского, нэпманского образа жизни, враждебного нынешнему строю. В фильме Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом», который стал манифестом авангарда 1920-х, есть любопытная монтажная фраза: крупный план женских рук в маникюрном салоне сменяется крупным планом женщины, склеивающей пленку за монтажным столом. Труд монтажницы Вертов уравнивает с трудом рабочего. Оба они трудятся над созданием нового, лучшего мира, и оба противопоставлены прежнему укладу.

Белая ночь. Реклама. 1930-е. Источник

«Человек с киноаппаратом» — не только политическое и художественное высказывание, но и документ эпохи. Где еще современный человек может увидеть странные завивочные аппараты и ни на что не похожие тренажеры для похудения?

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Завивка. Источник Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Маникюр. Источник Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом». Женщина красит губы. Источник

Риторика о том, что искусственно приукрашивать внешний вид недостойно коммуниста, конечно, имела целью снизить социальное напряжение. Рабочие и крестьяне просто не могли позволить себе косметику — заботливая партия и успокаивала: приличные люди в ней и не нуждаются. В то же время представители власти и богемы могли если и не жить по-прежнему красиво, то по крайней мере стараться. Например, Лиля Брик не любила отказывать себе в новых нарядах и косметике. Когда Владимир Маяковский уезжал за границу, она давала ему записочки с тем, что нужно купить. Вот отрывок из одной такой записочки:

«…Чулки. Бусы (если еще носят, то голубые). Перчатки.
Очень модные мелочи. Носовые платки.
Сумку (можно в Берлине дешевую, в K.D.W.)
Духи: Rue de la Paix, Mon Boudoir и что Эля скажет [сестра, Эльза Триоле]
2 коробки пудры Arax. Карандаши Brun для глаз, карандаши Haubigant для глаз».

Тем, кто не мог позволить себе роскошь фирменной косметики, приходилось справляться подручными средствами. Пантелеймон Романов в рассказе «Актриса» пишет о хрупкой, утонченной женщине, доведенной до отчаяния лишениями революционного времени:

«В последнее время у нее не было пудры (лишение, которого она никогда себе не представляла возможным). Она, мучаясь от стыда перед самой собой, употребляла вместо нее зубной порошок».

Однако со временем и в экономике, и в политике партии происходят изменения. На смену бесполому трудящемуся существу приходит ухоженная женщина 1930-х. Баррикадный аскетизм сменяется сталинским ампиром. В культуре популяризируется образ женщины, которая занимается общественными делами, но при этом не забывает следить за собой. Именно в эти годы в столице появляются первые косметические кабинеты. Легко догадаться, что они были доступны только узкому кругу элиты.

«Красный мак». Реклама. 1930-е. Источник

В 1937-м открывается Институт косметики и гигиены. Это было первое заведение такого типа в Советском Союзе. Здесь делали массаж, депиляцию, педикюр, выводили татуировки. Журнал «Огонек» рассказывал:

«В приемной Института косметики и гигиены, открытого в Столешниковом переулке в Москве, можно встретить самых разных посетителей, и молодых красивых женщин, желающих стать еще красивее, и ветеранов гражданской войны, пришедших избавиться от шрамов, и молодого рабочего, решившего разделаться с одолевшими его угрями, и начинающего лысеть молодого инженера, и военного, собирающегося сгладить здесь свои оспенные рябины, и молодых и пожилых работниц с фабрик и заводов, и людей, специально приехавших из провинции для того, чтобы пройти здесь курс лечения».

Существует мнение, что институт был создан специально, чтобы поддерживать красоту актрисы Любови Орловой.

Это не совсем так. Институт был создан в 1930-е, а Орлова сделала первую пластическую операцию ближе к 1960-м. Благодаря этой операции пожилая Орлова смогла сыграть в фильме «Скворец и лира» 40-летнюю женщину.

Любовь Орлова в фильме «Скворец и лира». Источник

Любопытно, что именно Орлова на экране стала клиенткой настоящего советского визажиста. В фильме «Весна» (1947) героиня Рины Зеленой примеряет ей с помощью стекла разную форму губ, пока не останавливается на одной, наиболее подходящей. «Сексапил номер 4!» — радостно провозглашает она.

Фрагмент из фильма «Весна»

Послевоенное время возвращает в моду идеалы скромности и чистоты. Использование косметики клеймится как нечто неприличное.

Показателен эпизод из фильма «Большая семья» (1954). Пожилой рабочий заходит в гости к девушке-инженеру. Оглядывает ее комнату, туалетный столик: «Духи, значит? Может, у тебя и пудра есть?» Та поспешно оправдывается: «Что вы, Илья Матвеевич, я не крашусь».

Злоупотребление косметикой становится излюбленным объектом внимания советских сатириков. Карикатуры на эту тему появляются в журнале «Крокодил».

Карикатура из журнала «Крокодил». Источник

Тем же, кто все-таки хотел иногда выглядеть нарядно, приходилось идти на известные ухищрения. В 1950–1960-х советские женщины уже не пудрились мукой и не красили щеки свеклой, но косметическая индустрия всё еще не могла удовлетворить потребности всех желающих.

Читайте также:
Ароматы от Дома Шанель, духи Шанель 19
Тушь в СССР была только одна, она называлась «Ленинградская». В коробочку с тушью надо было плевать, а потом терпеливо разделять иголкой склеенные ресницы.

Как это делалось, можно увидеть в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», где любовница режиссера плюет в коробочку, чтобы сухой черный брусок начал отдавать цвет щеточке. При невозможности купить тушь в ход шли домашние рецепты: например, тушь можно было сварить в домашних условиях из пробки, свечки и мыла.

Ленинградская тушь. Фрагмент из фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Вместо привычных нам щипцов женщины использовали для завивки ресниц раскаленную вилку или обычный… столовый нож. В романе Андрея Битова «Пушкинский дом» лирический герой с удовольствием разглядывает, как прихорашивается его возлюбленная:

«…Его радовала закопченная железная вилка, которую Фаина уходила калить в кухню на газе и бегом возвращалась, отставив слегка руку в сторону с раскаленной вилкой и помахивая ею (на эту вилку она наматывала прядь, совершая последний и самый выразительный локон), и столовый нож, которым она с поразительной ловкостью загибала себе ресницы, и иголка, которой она разделяла по отдельности ресницы, уже накрашенные… Эта возня с колющими и режущими предметами (у самых глаз!) казалась Леве рискованной и опасной, а то спокойствие и деловитость, с каким Фаина это всё проделывала, и восхищали, и пугали его, как смелость артиста в цирке».

Пластическая хирургия в Советском Союзе была темой, о которой не принято распространяться, но встречались и исключения. В 1965 году выходит комедия «Дети Дон-Кихота» о многодетной семье врача-акушера, чья жена работает врачом-косметологом. В одном из эпизодов к ней в кабинет врывается бывший пациент по фамилии Сазонов, который требует вернуть ему обратно уши:

«Вера Петровна, умоляю, верните мне назад мои лопоухие уши… — Сазонов, голубчик, я же вас предупреждала. Вы же себе представить не можете, что такое повторная операция. — У меня семья распадается. Дети смеются, родная мать не узнает».

Следом врывается еще одна пациентка: «Скажите пожалуйста, вы можете сделать римский или греческий профиль? — Могу, девушка, только подождите минуточку».

Теоретически услуги пластических хирургов были доступными. Цены устанавливались государством, а поэтому стоило всё недорого. Пластика носа — около 40 рублей, пластика лица и шеи — около 50. Эта сумма равнялась примерно половине средней зарплаты.

Правда, чтобы сделать такую операцию, нужно было попасть на консультацию, затем встать в очередь, дальше дело могло затянуться на два-три года.

Хитом советского проката 1960-х становится фильм «Бабетта идет на войну». Подражая Бриджит Бардо, советские женщины делают эффектные начесы, которые моментально получают название «Бабетта».

Кадр из фильма «Бабетта идет на войну». Источник

Такая прическа обычно делалась в парикмахерской и не расчесывалась в течение недели. Для фиксации ее обильно поливали лаком, который можно было изготовить самостоятельно. Для этого мебельный лак разводили одеколоном, а потом разбрызгивали из пульверизатора. Использование пива для укладки тоже было обычным делом: им мыли волосы или мочили пряди, завивая их на бигуди.

Ирина Муравьева в фильме «Карнавал». Источник

Советская реклама. Помада

Помады в СССР производили несколько фабрик, из которых лучшими считались «Северное сияние», «Новая заря», «Свобода» и «Невская косметика». В 1970-е выпускалось уже примерно 5 млн тюбиков помады в год, но этого всё равно не хватало. Да и стоила помада недешево — около 5 рублей, поэтому к ней относились очень бережно.

После того как основная часть помады заканчивалась, остатки выковыривались спичкой. А еще можно было собрать остатки нескольких помад, переплавить на водяной бане и слить в баночку. Получался новый уникальный оттенок, который наносили на губы кисточкой — почти как сейчас.

В 1980-е всё большей популярностью начинает пользоваться косметика из братских стран, которая понемногу смягчает отечественный дефицит. В Москве и Петербурге пределом мечтаний модниц была польская косметика фирмы «Поллена»: духи Вус Moze («Быть может»), перламутровый лак для ногтей и помада с модным сливовым оттенком. Гэдээровский крем для бритья марки «Флорена» практически не имел альтернатив в Советском Союзе.

Но дефицит и очереди, стояние в которых не гарантировало покупки, были неотъемлемой частью повседневной жизни. Поэтому девушки продолжали выдумывать диковинные рецепты: тени для век делали из детских мелков, контур губ наводили карандашами для рисования, а пряди волос подкрашивали копиркой. Все эти лайфхаки женщины использовали вплоть до начала 1990-х.

Косметика в СССР: чего всегда не хватало в косметичке советской женщины?

title

Title

Title

Title

Title

В этой статье вы найдете информацию об истории косметической промышленности СССР, основных декоративных продуктах и парфюмерных средствах, которые использовались советскими женщинами.

Во все времена женщинам было присуще желание быть красивыми. Самый простой и доступный способ подчеркнуть свои достоинства и скрыть недостатки – использование декоративной косметики. Хотя представительницы прекрасного пола, юность которых припала на советский период, могли бы поспорить с этим утверждением. В СССР косметика, как и многие потребительские товары, была в жутком дефиците. Тем не менее, женщины выглядели привлекательно. Как же им это удавалось?

История советской косметической промышленности

«Столпы» косметической промышленности в СССР – московские фабрики «Свобода» и «Новая заря». Первая из них основана на базе парфюмерного предприятия французского подданного Альфонса Ралле. Вторая является «наследницей» мыловаренной лаборатории Генриха Брокара – российского предпринимателя с французскими корнями. Обе фабрики были открыты еще в царские времена в середине XIX века, а после революции их национализировали.

Читайте также:
Цветные колготки для девушек, колготки с рисунками фото


В самом начале активного строительства коммунизма женщины веди аскетичный образ жизни и работали наравне с мужчинами, поэтому на использование косметики у них просто не хватало времени. Но в 30-х годах руководство страны решило уделять больше внимания вопросам личной чистоты.

Был провозглашен лозунг, что гигиена является неотъемлемым атрибутом быта культурного человека. Разумеется, это сказалось на расширении производства мыла, шампуней и прочих подобных средств. Вслед за ними «подтянулись» и декоративные продукты.
В 1937 году был открыт Московский институт косметики и гигиены. Примерно в это же время начал свою деятельность Трест эфирно-жировых эссенций, возглавляемый Полиной Жемчужиной – супругой министра иностранных дел СССР Молотова. Загадочная аббревиатура «ТЭЖЭ» расшифровывалась модницами, как «тело» или «тайны женщины», им не хотелось вдумываться в ее реальное тривиальное значение.

«ТЭЖЭ» выпускал мыло, духи, тушь, помаду, пудру, крем и другую косметику. Причем ее было в избытке, а стоила она копейки. Некоторые товары выставлялись на прилавки по цене ниже себестоимости. Все служило одной цели – приучить людей ухаживать за телом. Косметика активно рекламировалась с помощью интересных плакатов в стиле соцреализма и арт-деко.

В 50-60-е годы было открыто еще несколько фабрик в крупных городах СССР – Ленинграде, Симферополе, Краснодаре, Харькове и прочих. Но в этот период уже ощущался дефицит декоративной косметики, который впоследствии только усугублялся.

Идеально ровный тон

И так, попытаемся пройти «путь красоты» гражданок СССР в создании макияжа. Прежде всего необходимо позаботиться о тоне лица. Стоит отметить, что тщательной маскировкой несовершенств кожи занимались по большей части актрисы. В повседневной жизни женщины не слишком активно пользовались тональными основами и пудрой, но все же в их арсенале были некоторые продукты.

С амое известное советское тональное средство – крем «Балет», выпускаемый фабрикой «Свобода». Он обладал очень плотной текстурой, напоминавшей оконную замазку, и создавал на лице эффект гладкой маски. Хуже всего было то, что кожа под ним не дышала. Производился «Балет» в одном оттенке. Модницы использовали его в основном для эффектных вечерних выходов, потому что при дневном освещении он смотрелся очень грубо.

Совместно с компанией L’Оreal «Свобода» выпускала тональное средство в тюбиках под названием «крем-пудра Жэмэ». Его качество было выше, чем у «Балета». Существовало три оттенка: бежевый, персиковый и натуральный. В магазинах чаще встречался последний вариант.

Кроме того, можно было найти жидкие тональные средства, помещенные в стеклянные флакончики, напоминавшие лекарственные.

В ыбор пудр был шире, чем ассортимент тональных средств. Все они относились к категории рассыпчатых и делились на группы в зависимости от величины частиц и наличия отдушки:

высшее качество – «Балет», «Бархатистая», «Восток»;
группа А (хорошее качество) – «Сказка», «Эллада», «Красная Москва», «Кремль»;
группа Б (среднее качество) – «Шипр», «Камелия», «Маска»;
группа В («масс-маркет») – «Фиалка», «Сирень», «Кармен».

К роме того, выпускалась пудра «Ленинградская» для жирной и нормальной кожи. Оттенки средств были стандартными – белый, желтый (рашель), телесный, розовый и персиковый. Составы тоже не отличались разнообразием. Как правило, формула включала тальк, мел, двуокись титана, окись цинка, белую глину и так далее. Больше всего модницы ценили пудру с рисовой мукой, поскольку она матировала кожу. Но в массовую продажу поступали товары, напоминающие по текстуре толченый мел. Они ничего особо не маскировали.

Отдельного внимания заслуживает упаковка пудр. В довоенный период изготавливались металлические пудреницы, в том числе серебряные, с изображениями достопримечательностей СССР.

После войны металл уступил место картону и пластику. На бумажных коробочках красовались цветы, соответствующие названию продукта. Особенностью упаковок было отсутствие пуховок. Они продавались отдельно, но в очень ограниченных количествах. Более того, производители рекомендовали использовать вместо них вату, утверждая, что это более гигиенично. Весьма интересен и совет, касающийся порядка нанесения пудры: сначала на подбородок, затем вокруг рта, на щеки, лоб и нос.

В ерхом шика в советское время была французская компактная пудра Lancome, которую можно было «достать» с большим трудом. Простой черный корпус из пластика с узнаваемой золотой розочкой содержал зеркальце и спонж.

Пудра неплохо матировала и не осыпалась. Использовали ее по особым случаям. После окончания корпус с зеркальцем надолго поселялся в сумочке женщины.

«Эти глаза напротив…»

С ледующий шаг в создании образа – макияж глаз.

Советские барышни делали на них особый акцент, стараясь подражать отечественным и зарубежным актрисам. О популярном сегодня стиле nude не было и речи. Яркие тени, выразительные стрелки и длинные ресницы – обязательные элементы и для дневного, и для вечернего выхода. Причем из-за дефицита косметической продукции, модницы часто прибегали к помощи художественных товаров – карандашей для рисования и пастельных мелков.

С тенями в СССР ситуация была крайне сложная. Московская фабрика «Рассвет» выпускала наборы под названием «Елена». Они состояли из двух оттенков в прямоугольной коробочке. Также были трехцветные тени в футляре в форме рыбки. Встречались и большие палетки. Все тени были перламутровыми и экстравагантными – фиолетовыми, изумрудными, голубыми, бирюзовыми, розовыми. Чуть позже стали появляться варианты с бежевыми, серыми и коричневыми оттенками.

Читайте также:
Как стать уверенной и популярной в школе и жизни

При определенных усилиях можно было приобрести польские тени Pollena Miraculum в коробочках в виде цветка с надписью «Тень для век» или в наборе с сухой тушью. Выпускались и палетки из трех оттенков. Палитра была такой же яркой, что и у отечественных теней, но держались они лучше.

В период перестройки рынок заполонили польские тени Ruby Rose. Большой ассортимент перламутровых оттенков перевешивал не очень высокое качество – они осыпались, скатывались и просто исчезали к концу дня.
Тайной мечтой многих модниц был набор итальянской косметики Pupa в элегантном красном корпусе овальной формы. В него входили тени, пудра и румяна.

П ри слове тушь все женщины, жившие в СССР, вспоминают удивительный по сегодняшним представлениям продукт под названием «Тушь для бровей и ресниц Ленинград» за 40 коп. Она представляла собой твердый брусок угольно-черного цвета, помещенный в коробочку из картона и пластмассы. В комплекте шла щеточка из жесткого пластика с несколькими рядами щетинок, забивавшимися после первого применения. Многие девушки заменяли ее зубными щетками. Состав средства: мыло, стеарин, пчелиный воск, церезин, вазелиновое масло, сажа и отдушка.

Производитель рекомендовал перед использованием смочить тушь водой. Но чтобы избавить себя от лишних хлопот, дамы попросту плевали на брусок, водили по нему щеточкой, а затем прокрашивали ресницы. Все манипуляции повторялись многократно.

Т ушь «Ленинград» позволяла создать поистине волшебный взгляд. Ресницы получались длинными и темными. Правда, со временем тушь коварным образом осыпалась. А еще средство не было водостойким. Слезы, дождь и просто повышенная влажность приводили к появлению черных потеков под глазами. А оно попадало на конъюнктиву, то неприятные ощущения были гарантированы.
Была и другая тушь – Louis Philippe. Она выпускалась в привычном для современных девушек формате. Этот иностранный продукт в голубом корпусе характеризовался насыщенным черным цветом, а еще он делал ресницы более пышными и длинными за счет ворсинок в составе.


Когда в 60-х годах в моду вошли стрелки, модницам пришлось проявлять чудеса изобретательности. В продаже были специальные карандаши «Косметика», но стоили они дорого (около 1 руб.), да и купить их было крайне сложно. Хотя многие женщины до сих пор вспоминают их мягкость и стойкость. Большинству же приходилось довольствоваться обычными художественными карандашами. А некоторые умудрялись рисовать стрелки тушью и заточенной спичкой или тонкой кистью.

Сочные губы и румяные щеки

П оследние штрихи при нанесении макияжа – окрашивание губ и создание румянца. Классическое правило, что акцент следует делать на чем-то одном – или на глазах, или на устах, некоторые советские женщины нарушали, сочетая красную помаду с яркими тенями. Но все же у многих девушек губы были бледными.

П омады в СССР производились фабриками «Северное сияние», «Новая Заря», «Свобода» и «Невская косметика». Ассортимент цветов был не очень большой, но все они были насыщенными. А вот качество и аромат оставляли желать лучшего. Мужчины, в свою очередь, вспоминают, не слишком приятный вкус «губнушек».

Среди взрослых дам были популярны красные оттенки. Причем из-за входящего в состав пигмента кармина, след от помады оставался на губах в течение нескольких дней. Разумеется, наносить ее следовало осторожно, чтобы не превратиться в клоуна.
В 60-х годах можно было купить косметику для губ кораллового, красного, морковного, вишневого, малинового и коричневого оттенков. В 80-е появились дерзкие сиреневые, фиолетовые и флуоресцентные помады. В этот же период стало модным сочетать коричневый контурный карандаш и розовый перламутровый тон.

В качестве гигиенического бальзама для губ и прозрачного блеска советские барышни использовали вазелин, которые выпускался в круглых жестяных коробочках. Открыть такую баночку, не повредив маникюр, было крайне сложно.

П Из иностранных продуктов в ходу были польские помады Pollena среднего уровня и хорошие по качеству средства рижской фабрики Dzintars. Юные девушки предпочитали польские блески для губ со вкусами и оттенками персика, сливы, клубники и, как это ни странно, ореха. Со священным благоговением женщины относились к французским помадам в сине-золотых футлярах от Christian Dior, но заполучить их могли только те, кто «имел выход» на дипломатических работников.
Кроме того, в косметичках многих модниц красовались средства Pupa в оригинальном красном тюбике с выдвижным зеркальцем. Правда, к итальянскому бренду большая часть из них не имела отношения. Помады подделывали в Польше, но оттенок у них был выразительным.

Р умяна в СССР были весьма специфическими. Они имели жирную кремообразную консистенцию и насыщенные цвета – сливовый, розовый, красный.

Довольно часто женщины красили ими губы, а также поступали наоборот – наносили на щеки помаду и растушевывали ее. Получался частично монохромный макияж. А еще вместо румян использовали розовые тени.
Писком моды были румяна Este Lauder. Их можно было купить в фирменном магазине, куда попадали только по приглашениям, а также у фарцовщиков за бешеные деньги. Самое интересное, что доступен был только розовый оттенок, который подходил далеко не всем, но это не останавливало девушек.

Ногтевой дизайн

Л аки для ногтей в СССР начала производить еще в 30-е годы фабрика «Северное сияние».

Позже появились товары Московской фабрики гримировальных товаров. Продукция имела ограниченный набор оттенков. Лаки с большим трудом наносились, но, что еще хуже, быстро слезали и портили ногтевую пластину. Стоили такие «шедевры» 40-44 копейки за флакончик.

Читайте также:
Женские брюки чиносы – что это такое и с чем носить

В 80-е годы особо везучим дамам удавалось заполучить арабский перламутровый лак. А еще были средства американского бренда KiKi. Они пестрили яркими оттенками и сверкали блестками.

Чарующие ароматы

В ажный элемент образа советской женщины – аромат духов. В отличие от декоративной косметики с отечественной парфюмерной продукцией в СССР особых проблем не было. А вот дорогие французские духи не просто покупали, а «доставали» с большим трудом, причем их цена была сравнима с месячным заработком рабочего.

П ожалуй, самый известный аромат того времени – «Красная Москва», флакон которого напоминает очертания Кремля. Эти духи были любимыми у Любови Орловой, Валентины Терешковой и практически у каждой женщины в СССР.

В композиции присутствуют цветочные и пряные ноты – роза, жасмин, гвоздика, ваниль, бергамот, кориандр. Духи фабрики Брокара впервые увидели свет в 1913 году под названием «Любимый букет императрицы». Парфюмер Август Мишель создал их для императрицы Александры Фёдоровны. Свое современное название «Красная Москва» получила уже после революции и национализации предприятия, на котором остался работать Август Мишель.

Д ругие популярные советские духи – «Наташа», «Ночная фиалка», «Красный мак», «Полевые цветы», «Белая сирень», «Ландыш серебристый», «Каменный цветок» и множество других цветочных вариаций. Им были присущи свежесть и невероятная стойкость.

Наиболее доступными из заграничных ароматов считались польские «Быть может» и «Пани Валевска», а также латвийские от фабрики Dzintars – «Рижская сирень», «Мираж», «Павасарис» и так далее.

Н е были обделены вниманием советских парфюмеров и мужчины. Им был предоставлен широкий выбор одеколонов – «Саша», «Консул», «Командор», «О’ Жен», «Шипр», «Барс», «Огни Москвы» и «Тройной». Последний содержал 64% спирта, поэтому нередко принимался мужчинами внутрь. По большей части представители сильного пола не душились парфюмом, а использовали его в качестве лосьона после бритья.

Ф ранцузские духи во времена СССР невероятно ценились. О них мечтали все девушки, а те, кому они доставались, использовали их очень экономно. Многие женщины, которым сегодня по 30-40 лет, помнят, как удивительно прекрасно пахли их мамы.

А помогали им в этом Climat, Chanel No.5, Magie Noire, Opium, J’ai Ose, L’Air du Temps, Anais, Estee и многие другие ароматы, являющиеся образцами парфюмерного искусства по сей день.

С оздание макияжа во времена СССР было сродни приключению. Сначала нужно было добыть косметику, а затем ухитриться с ее помощью подчеркнуть свою красоту. Но однозначно можно сказать, что большинству советских женщин удавалось успешно справиться с этими задачами. В ходе нанесения косметики они придумали множество интересных уловок, часть из которых используется современными стилистами. Как бы там ни было, красивые и уверенные в себе они каждый день отправлялись строить лучшее будущее.

Что дарили женщинам на Новый год во времена СССР

Под Новый год в очередях советских магазинов разгорался неравный бой с отечественным бьюти-дефицитом.

Коллаж: © L!FE. Фото: © East News Russia/ EAST NEWS

Самым желанным бьюти-подарком на Новый год в СССР была французская косметика: Lancôme, Dior, Louis Philippе. Купить легально её в столице было очень сложно, в регионах — почти невозможно. Поэтому, если муж преподносил жене французскую помаду, можно было не сомневаться: он не пожалел для любимой ни времени, ни денег.

Фото: © РИА Новости/ Ю. Багрянский

Пудра Lancôme

“Золотая розочка” — так ласково называли пудру французской марки Lancôme. В магазинах она продавалась редко и по талонам, а вот с рук товар купить было проще.

— В конце 70-х пудру Lancôme покупали преимущественно у цыган на барахолке. Стоила она рублей пятьдесят, при зарплате моей мамы в двести рублей, — рассказывает жительница Новосибирска Маргарита Коган. — Сама она дорогой пудрой пользовались редко, по праздникам. Многие женщины в то время умудрялись растягивать заветное бьюти-средство на несколько лет. А когда пудра заканчивалась, носили коробочку с собой в качестве зеркальца.

В Москве и Ленинграде парижская пудра продавалась в магазинах и стоила в разные годы от 4 до 10 рублей, но “выбрасывали” её редко и купить можно было только по талонам.

Также в СССР можно было найти помаду и тушь марки Lancôme. У перекупщиков они могли стоить по 100 рублей. В магазинах — значительно дешевле.

Тушь Louis Philippe

В эпоху дефицита тушь французской косметической фирмы Louis Philippe была лучшим бьюти-подарком.

В отличие от туши-брусочка, производимой в СССР, на неё не нужно было плевать и швейной иглой разделять реснички. Тушь имела привычный для нас формат тюбика и разделяющую щёточку.

В регионах её также добывали через перекупщиков, в Москве и Ленинграде — продавали в магазинах.

— Из тюбика брали всё до последней капли, тушь разводили водой и спиртом. Когда тюбик пустел окончательно, в него помещали отечественную тушь, потому что щёточка была удобной, — делится воспоминаниями жительница Иркутска Вера Спиридонова.

Кадр фильма: “Ирония судьбы, или С легким паром!”/kinopoisk.megogo.net Скриншот: © L!FE

Духи Climat Lancome

Эти духи в фильме “Ирония судьбы, или С лёгким паром” Ипполит подарил героине Барбары Брыльской Наде. После выхода картины о таком подарке стали мечтать все женщины СССР. Официально флакон с ароматом стоил около 20 рублей, но цены у перекупщиков доходили и до 100 рублей.

Читайте также:
Перья страуса для платьев шляпок и юбок

— Мне казалось, что эти духи пахнут заграницей и роскошью. Запах был настолько необычный, что отечественные духи по сравнению с ними напоминали тройной одеколон, — рассказала Вера Спиридонова.

В парфюмерную композицию входила фиалка, ландыш, бергамот, роза, нарцисс и сандаловое дерево.

Бьюти-бриллианты СССР и Прибалтики

Достать французскую косметику могли не все и не всегда, и тогда в поисках новогодних подарков обращались к отечественной продукции или к польской. Среди этих средств тоже были “бриллианты”, ради которых мужья стояли в очередях.

Фото: © РИА Новости/ Роман Денисов

Косметический набор “Тет-а-тет”

Как рассказала нам жительница Москвы Мирослава Новикова, в конце 70-х желанным и невероятно престижным подарком считался косметический набор “Тет-а-тет”. Он продавался в красочной коробке, туда входили духи этой марки, пудра и тени.

— Набор делали ограниченными партиями, и продавался он редко. Если “выбрасывали”, в магазине выстраивалась огромная очередь и через час товара уже не оставалось, — делится воспоминаниями жительница бывшего СССР.

Вторым способом получения заветного набора был тот, когда предприятие, где работал гражданин СССР, заказывало его напрямую с завода.

— Духи “Тет-а-Тет” были очень стойкие, с приятным, чуть терпким запахом. Конечно, не сравнятся с французскими, но тоже вполне достойные, — рассказала Мирослава Новикова. — За ними мужчины стояли в очередях.

Кадр видео: youtube/videoMAMM

Духи “Может быть”

Эти польские духи появились благодаря дружбе СССР и Польши. В 1955 году в Кракове выступал советский эстрадный оркестр под управлением Эдди Рознера. Его солистка Капиталина Лазаренко спела песню “Может быть”. Полякам так понравилась композиция, что они выпустили духи под одноимённым названием.

Стоили духи недорого — 1 руб. 50 коп. Но купить их было проблематично. Недоступность делала аромат с поэтическим названием не менее желанным подарком на Новый год.

— В магазинах, особенно перед праздниками, духи встречались редко. Если выбрасывали, разбирались моментально, — продолжает Мирослава Новикова.

Духи эти были самыми “новогодними” из всех: цветочно-шипровый запах напоминал аромат свежей хвои.

Фото: © РИА Новости/ Простяков

Рисовая пудра для идеальной кожи

Обнаружить под ёлочкой рисовую пудру также было большой удачей.

— Эта пудра считалась лучшей из отечественных. Она эффективнее других убирала блеск с лица, к тому же выпускалась не в порошке, а в удобной пудренице, — рассказывает Мирослава Новикова.

По словам Мирославы, эту пудру иногда можно было найти в свободной продаже в магазине, но чаще всего за ней выстраивалась привычная советская очередь.

Помада Pupa

Помада в симпатичной красной коробочке с выдвигающимся зеркалом была прекрасным подарком хоть на Новый год, хоть на Восьмое марта. На коробочке было написано Pupa, но к знаменитому итальянскому бренду Pupa Milano она не имела отношения. Её делали в Польше, пытаясь подделать итальянский бренд.

— Мне муж подарил её на новый 1980 год, помню, как сразу накрасила ею губы, — рассказывает Вера Спиридонова. — Она была более стойкая, чем советские помады: держалась на губах по несколько часов.

История советской косметики. Диковинные средства, которые делали наших бабушек и мам писаными красавицами

Негромкую, но очень важную дату чуть не пропустила страна. Точнее, ее прекрасная половина. 70 лет назад, в 1947-м, расположенная в Северной столице фабрика «Грим» наладила выпуск туши «Ленинградская», до боли знакомой многим из нас по маминой или бабушкиной косметичке. Плевалка, поплюйка, плевачка, самоплюйка, плюм-визаж – у нее было много названий, но эффект один: густые, смоляные ресницы чуть не до бровей и миллионы сраженных бархатным взглядом мужчин. Удивительное дело: тушь в заветной коробочке продается и сегодня, и у нее по-прежнему есть почитательницы.

Черный брусочек, который следует развести водой или хорошенько наслюнявить, и щеточка, напоминающая маленькую зубную, при ежедневном тренинге творили чудеса. Дабы ресницы не слипались, их разделяли иголкой или булавкой. Чтобы избежать эффекта паучьих лапок и получить кукольные реснички, нужно было, намочив щеточку, сразу же наносить краску на ресницы, пока не высохла. Придать соблазнительный изгиб помогали раскаленные нож или ложка. Для суперобъема реснички перед покрытием тушью припудривали или слегка присыпали тальком или зубным порошком. В состав чудо-средства входило мыло, поэтому плакать, чихать, зевать или хохотать было больно до слез. Но все остальные ингредиенты: стеарин, воск пчелиный, церезин, масло вазелиновое, сажа, отдушка – раздражения не вызывали и подходили абсолютно всем.

Ленинградская фабрика «Грим», основанная в 1935 году, поначалу выпускавшая профессиональную косметику для артистов театра, кино и телевидения, не прекращала производство даже во время войны. Помимо туши, «Грим» радовал потребительниц и другими полезными штуками – «Ланолиновым молочком», «Березовым кремом» и рассыпчатой пудрой в винтажных коробочках с чарующими названиями «Золушка», «Волшебная», «Вечерняя», «Фестиваль». Говорят, что, когда представители фабрики попросили поэта Михаила Дудина придумать стишок для рекламы одной из них, тот выдал: «Красавицей станет любая лахудра, ей в этом поможет «Волшебная» пудра». Мастера слова поблагодарили, но больше не звонили.

Чтобы стать «пергидрольной блондинкой» а-ля Мэрилин МОНРО, девушки нещадно жгли волосы перекисью водорода

Сегодня под маркой фабрики «Грим» работают производители, которые к легендарному предприятию отношения не имеют – несколько лет назад оно прекратило работу. Косметика, которая сейчас появляется на прилавках, по качеству мало чем отличается от прежней, но все-таки это не оригинальный продукт.

К сожалению – или к счастью, мало из того, чем наводили красоту советские женщины, дошло до наших времен. Но для каждой красавицы эти вещи были сакральными, потому заслуживают отдельного упоминания.

Читайте также:
Как произвести позитивное первое впечатление

Тени прошлого

Продолжая тему макияжа глаз, осветим вопрос с тенями. Самая распространенная – голубая, зеленая или серая гамма – шла абсолютно всем хотя бы потому, что другой не было. Вспомните праздничную растушевку над глазами у Нади из «Иронии судьбы». Чуть позже с аналогичной палитрой появилась преображенная Людмила Прокофьевна в «Служебном романе».

Тенями приторговывали цыганки, толкая в массы шашки, заполненные толчеными цветными мелками и зубным порошком.

Разнообразие началось с ввоза в страну иностранных образцов. В начале 90-х польскую косметику Ruby Rose с выдвигающимися ящичками распределяли на предприятиях по отделам. Те, кому красота не доставалась, распускали злобные слухи, что за границей этой косметикой мажут покойников.

Забить стрелку

Идеально ровные стрелки – удел виртуозов. Как ни странно, имея под рукой лишь карандаш из канцтоваров, который тоже следовало смочить слюной, «рисовать глаза» умели все. Некоторые умудрялись выводить стрелки тушью и заточенной спичкой или тонкой кисточкой.

Не в бровь, а в глаз

Карандашом рисовались и брови – непременно выщипанные в ниточку, для чего в ход шел чертежный рейсфедер. Для долговременной окраски использовался урзол, который прорисовывался на коже покруче, чем татуаж Анастасии Волочковой.

Губа не дура

Теперь о помадах. Цветового разнообразия, понятно, не было, а потому каждый тюбик вымазывался подчистую с помощью спички или кисточки для рисования. Благодаря входящему в состав пигменту кармину след от помады держался на губах несколько дней. У многих советских мам была такая фишка: дабы оградить дочурок от преждевременных соблазнов, они говорили, что помаду делают из спермы быков. Помадой рисовали и румяна – как делают нынешние продвинутые визажисты. В 80-е достойным приобретением считались прибалтийский Dzintars и сделанная в Польше итальянская Pupa. Польский же «Блеск на уста» придавал губам соблазнительное сияние и объем. Это функцию с успехом выполнял вазелин, о баночку которого при открытии было сломано немало ногтей.

Когда режиссёр театра «Современник» Галина ВОЛЧЕК сама играла на сцене, она пользовалась профессиональной косметикой ленинградской фабрики «Грим», позволяющей создавать эффектный макияж

Попасть в тон

Тональный крем – конечно, «Балет» московской фабрики «Свобода». Чтобы лицо не выглядело маской, «тон» смешивали с увлажняющим кремом. Или с тальком, и тогда он намертво прилипал к коже. Самые отчаянные в начале лета «Балетом» натирали ноги – «для загара».

Заговорили о кремах, и навеяло – из детства. Соседка-первокурсница Лена чем-то таким намазалась – и покрылась сыпью. Некоторое время она ходила, прикрывая лицо платочком, даже на свидания к жениху, курсанту военного училища, бегала, прихватив свой платочек. Но нам, малышне, взрослая Лена так нравилась, что даже ее временное несовершенство казалось очаровательным. Подражая ей, семилетние дурочки разгуливали по двору, манерно прижимая к пухлым щекам видавшие виды тряпочки.

Лаковая миниатюра

В советские лаки добавляли чернила из стержней, дабы получить интересный сиренево-лиловый тон. Зеленка тоже располагала к экспериментам. В 80-е, когда в моду вошел яркий маникюр, большой удачей считалось раздобыть американский лак KiKi с блестками, после которого ногти отчаянно желтели, слоились и ломались. Для снятия этого великолепия часто пользовались ацетоном – специальная жидкость была в дефиците.

Запудрить мозги

В 70 – 80-е годы на фабрике «Новая Заря» изготавливали довольно много видов пудры – причем из натуральных ингредиентов. Ее делили по сортам в зависимости от качества входящих в состав веществ и отдушек. «Красная Москва», например, относилась к высшему сорту. А «Ландыш», «Жасмин», «Фиалка» – к дешевому третьему. Пудра выпускалась по типу кожи – для сухой или жирной. Некоторые смешивали рассыпчатую пудру с детским кремом и получали вполне приличное тональное средство.

Просто «Прелесть»

Модные укладки требовали жертв – наши мамы каждый ночь спасли на железных бигуди. Зато все были с кудрями. Некоторые предпочитали электрические бигуди «Локон» или термобигуди, которые нагревали в кастрюльке с водой. Великолепие на голове закреплялось лаком «Прелесть». В пору начесов и челок колом это средство действовало безотказно. За неимением лака модницы обходились пивом и сахарным сиропом.

После таких испытаний локонам требовалась реабилитация. Самым крутым народным рецептом считалась кашица из натертого или мелко рубленного лука. В нее добавляли репейное масло, а смывали водой с добавлением уксуса. Отваром шелухи лука добивались золотистого отлива.

На дух переношу

Капельку советского парфюма, который завершал изысканный образ, достать была не проблема. «Белая сирень», «Лесной ландыш», «Роза», «Фиалка», «Красный мак», «Каменный цветок», легендарная «Красная Москва» украшали трюмо и комоды многих дам. «Ландыш серебристый» был особенно популярен: им эффективно лечили мигрени.

КСТАТИ

«Столпы» косметической промышленности в СССР – московские фабрики «Свобода» и «Новая заря». Первая основана на базе парфюмерного предприятия француза Альфонса Ралле. Вторая – «наследница» мыловаренной лаборатории Генриха Брокара, российского предпринимателя с французскими корнями. Обе фабрики были открыты в середине XIX века, а после Октябрьской революции национализированы.

ПРИКИНЬ!

Древние римляне считали, что ресницы выпадают из-за насыщенной сексуальной жизни. Длинные и черные ресницы подтверждали невинность и целомудрие женщины.

Как ухаживать за кожей в 20, 30, 45+ лет, чтобы сохранить молодость надолго: советы экспертов

Женщины в на протяжении всей жизни сталкиваются с определенными проблемами с кожей. Конечно, каждый случай по-своему уникален и требует индивидуального подхода и подбора уходовых средств и процедур, но существуют и общие закономерности возрастных изменений внешности. Так как же стареет наша кожа и какова самая эффективная стратегия замедления этого процесса? Редакция Passion.ru решила разобраться в том, как правильно ухаживать за кожей в 20, 30 и 40+ лет.

Читайте также:
Ваш эффективный гардероб в 4 шага

Общие рекомендации по уходу для тех, кто хочет замедлить старение

Евгения Иконникова Врач-дерматокосметолог Института пластической хирургии и косметологии на Ольховской улице, кандидат медицинских наук

Достаточное количества сна. Это обязательное условие для тех, кто хочет максимально долго выглядеть молодо. Недосып, особенно хронический, нарушает гормональный баланс, а это напрямую отражается на состоянии кожи.

Ограничение потребляемой перед сном жидкости Большинство славянских женщин склонно стареть по деформационно-отечному типу, поэтому привычка пить воду на ночь приводит к утренней одутловатости лица, а также формированию кругов и отеков под глазами.

Регулярный уход за кожей. Важно приучать себя к нему с юных лет: поэтапные процедуры ее очищения, тонизации, увлажнения и питания должны стать ежедневным ритуалом. В молодости поддержание кожи в увлажненном состоянии позволит предотвратить преждевременное и интенсивное возникновение морщин, а в более зрелом возрасте — значительно замедлит появление новых.

Посещать косметолога. В арсенале косметологии существует множество методов, направленных на профилактику и коррекцию возрастных изменений. Среди них — биоревитализация, инъекции ботокса, филлеры.

Дарья Якушевич Заведующая отделением эстетики лица и тела X-Clinic

Защита от повреждающего действия ультрафиолетовых лучей. Она необходима обладательницам любого типа кожи и актуальна в любом возрасте. Кроме того, нужно использовать средства, которые предотвращают увядание, и увлажняющие средства, направленные на профилактику возрастных изменений, такие как гиалуроновая кислота и алоэ вера.

Забота об организме в целом. Нельзя забывать, что сколько бы человек ни ухаживал за своим лицом и телом снаружи, если не поддерживать здоровье организма в целом, все эти усилия не увенчаются успехом.

Применение антиоксидантов. Они способствуют защите наших клеток от пагубного воздействия агрессивных агентов, уже начиная с 25-30 лет. Нужно помнить также, что вожделенным коллагену и эластину нужно из чего-то строиться, поэтому аминокислотная поддержка в рационе имеет немаловажное значение.

Правила ухода за кожей в зависимости от возраста

Ирина Арбатская Врач-дерматовенеролог, косметолог, управляющий партнер компании «АСТРАМЕД»

Девушкам возраста 20ти лет нужно учитывать индивидуальные особенности типа кожи. Если кожа жирная с блеском, высыпаниями или комедонами, то необходимо использовать гигиенические средства, оказывающие антикомедогенное, противовоспалительное и себорегулирующее действие. Например, AHA-кислоты и экстракт стенки дрожжей, которые содержат противовоспалительные ингредиенты, а также такие микроэлементы, как цинк и сера.

Если кожа стянутая и на ней есть шелушения, тогда используйте молочко, тоник, крем-эмульсию и крем, направленные на восстановление барьерной и влагосберегающей функций кожи. Обратите внимание на состав — в средствах должны быть витамины группы В и микроэлементы (кремний, магний). Также рекомендуется использовать увлажняющие вещества с аминокислотами, белками и фосфолипидами.

Если кожа нормальная, выглядит гладкой и матовой, то уход должен быть направлен на поддержание естественных процессов увлажнения и регенерации, а также профилактику возрастных изменений.

В 30 лет происходит изменение метаболических процессов в кож, поэтому нужно использовать те же препараты, что и в 20 лет, однако стоит помнить, что в 30 лет дерма нуждается в защите от окислительного стресса и в профилактике фотостарения. В препаратах должны содержаться антиоксиданты, например, астаксантин, и ангиопротекторы, такие как центелла азиатская, черника, конский каштан и листья красного винограда. Все эти ингредиенты способствуют улучшению крово- и лимфообращения, выводят продукты распада из межклеточного пространства, позволяют коже обновляться физиологично, участвуют в процессах регенерации и улучшают обмен веществ между клетками. Такие компоненты сохраняют красоту и молодость. В качестве ухода в косметологическом кабинете врач обычно назначает эпигенетическую, инъекционную, аппаратную и световую терапии — весь комплекс услуг, направленный на поддержание процессов регенерации.

После 40 лет у женщины меняются гормональный баланс и образ жизни. И в домашних условиях, и в кабинете у косметолога программы ухода должны быть направлены не на поддержание, а уже на регуляцию и восстановление клеточных ресурсов. Это поможет снизить симптомы биологического возраста: морщины, складки и потерю упругости. Используйте эпигенетическую терапию, направленную на правильную реализацию генетической информации. Например, субстанция генистеин препятствует образованию мутаций в клетках и накоплению дефектов. Эпигенетическая субстанция тепренон улучшает качество жизни клеток и способствует образованию здорового коллагена и эластина.

Задача косметолога — определить маркеры биологического старения и индивидуально выстроить план коррекции возрастных изменений. Это могут быть и инъекционная терапия, например, ботулинотерапия, и инъекционные методики, направленные на биоревитализацию кожи, и аппаратные технологии. В отдельных случаях может потребоваться хирургическая коррекция.

В любом возрасте нужно подходить к уходу за кожей индивидуально, не злоупотреблять агрессивными методиками. Химические пилинги, нарушающие барьерную функцию кожи, травмирующие кожу инъекции, световые процедуры, вызывающие ожог, — все эти манипуляции приводят к воспалительным процессам, поэтому кожу после них необходимо восстанавливать.

Подписаться на новости

В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.07.2006, отправляя любую форму на этом сайте, вы подтверждаете свое
согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *