Кожанка красных комиссаров – фото и история

Как «красные комиссарши» определяли моду и нравы социалистического общества

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Какую роль при становлении большевицкой власти сыграли женщины-комиссарши?

После свержения монархии в феврале 1917 года, в России появились активные и напористые представительницы слабого пола, которые с жарким энтузиазмом принялись агитировать кто за большевиков, кто за левых эсеров. Объясняясь с солдатами и рабочими на «народном языке», они часто находили поддержку и одобрение своим пылким речам. Одетые в мужские кожанки поверх суконного платья и красные платки на голове, с красноречивым маузером в реке – такие дамы быстро получили название «комиссарши».

Бойкие барышни, превратившиеся в товарищей, действительно были не промах – стреляли не хуже мужчин, обладали завидной самоуверенностью и успешно заставляли всех подчиняться своей воле. Так товарищ Яковлева, в кожанке и галифе, с юношеским задором конфисковала оружие у унтеров и околоточных Петербурга. Другой товарищ – работница «Красной Звезды» Лагутина, разоружила солдат, ворвавшись в казарму в дни февральских событий. Произнеся пламенную речь, она потребовала поддержать революцию и сдать ей оружие. Мужчины далеко не робкого десятка, безоговорочно подчинились без всяких попыток оказать сопротивление.

Многие комиссарши вооружившись винтовками, занимались охраной заводов и патрулированием Смольного. Часть из них принимала участие в боевых стычках с преданными Временному правительству юнкерами. Как писали в революционных газетах того времени: «Женщины там же, где и мужчины, – для них нет больше преград».

Когда женщинам официально предоставили право обучаться военному искусству и что из этого получилось

Кроме отчаянных комиссарш после Октябрьской революции появились и командирши – прозванные так в народе за подчёркнуто мужественную внешность, крутой нрав и самоотверженность. Дамы в военной форме появились благодаря Троцкому: нарком выступал за то, чтобы женщины могли иметь военное образование и наравне с мужчинами служить в армии.

Такое право у женщин появилось уже в 1918 году: 15 января был подписан Декрет об организации Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА), который открывал доступ на службу всем совершеннолетним гражданам страны. Через три месяца, в апреле в свет вышел декрет «Об обязательном обучении военному искусству» – в нем отдельной строкой прописывалось, что «гражданки обучаются, по их согласию, на общих основаниях».

Воспользоваться законным равноправием поспешили не только бывшие крестьянки и работницы заводов – «командиршами» становились и некогда хорошо воспитанные барышни, получившие в царские времена отличное образование. Одной из них, например, стала Лариса Михайловна Рейснер: дочь профессора, окончившая гимназию с золотой медалью, успела побывать и разведчицей, и поучаствовать в Гражданской войне в роли комиссара разведывательного отряда штаба 5-й армии в составе Волжско-Камской флотилии.

Как прославились «Красные амазонки» в России

И все же большинство «командирш» были из простого народа. Коротко подстриженные, в черкесках и рубахах, с суконными шлемами и папахами на голове – представительницы слабого пола мало походили на женщин. Чтобы совсем не отличаться от мужчин-красноармейцев, некоторые командирши брали себе соответствующие имена и фамилии, при этом проявляли себя на поле боя, как настоящие герои.

Показательный пример образа командирши – пулемётчица Пинькова, которая вступила в ряды Красной Армии под именем Иван Пиньков. Бывшая крестьянка неоднократно участвовала в сражениях и погибла от казацких клинков, прикрывая из пулемёта отход родной части.

Ещё одна участница Гражданской войны редактор революционной газеты Татьяна Солодовникова, присвоила себе имя Тимофей, когда поступила на службу в Петроградский запасный полк. Правда о том, что она женщина, довольно быстро всплыла наружу, однако это не помешало воевать ей сначала на Польском фронте, а затем бороться с бандитизмом в составе частей Тамбовской армии.

«Красная амазонка» Павлина Кузнецова была наводчицей пулемёта одного из кавалеристских полков дивизии Будённого. Как-то раз её полковая команда, столкнувшись с белогвардейцами, завязала неравный бой. В тот момент лишь стойкость Кузнецовой, которая, не беспокоясь о собственной жизни расстреливала врага, помогла выйти из трудного положения. Под нескончаемым огнём враги отступили, а отчаянную пулемётчицу представили к награде – в 1923 году Павлине вручили орден Боевого Красного Знамени.

Читайте также:
Духи для женщин Iris Fragonard

Кого в России называли «маркитантками Революции»

Российская революция дала женщинам свободу не только социального, но и морального плана. Семейные узы перестали считаться священными, так как при наступившем равноправии брак заменился товарищеским союзом. Жить друг с другом, не венчаясь и не регистрируя отношений, стало нормой, как и свободная любовь без обязательств. Некоторые, особо раскрепощённые женщины, раньше боявшиеся критики за неприличное поведение, начали вести ничем не прикрытую распутную жизнь. За это в народе они получили прозвище «маркитантки революции».

В архиве академика Бехтерева описан довольно показательный для того времени случай, произошедший с семейной парой. Супруг жаловался и просил вылечить от блуда неверную жену, обвиняя её, что та постоянно находится среди солдат и чекистов. Женщина, пребывая на службе сначала в Красной Армии, а затем в ЧК, проявляла не только воинский пыл в бою, но и отличалась высокой любвеобильностью, находясь в мужском коллективе. С претензиями мужа «маркитантка революции» не соглашалась, отвечая на них: «Раз мужчинам можно, то и женщинам тоже!». Этот, почти, что лозунг для постреволюционных времён, поддерживался слабым полом вплоть до середины двадцатых годов.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Кожанка красных комиссаров – фото и история

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Записи
  • Архив
  • Друзья
  • Инфо
  • November 2014
    1
    2 3 4 5 6 7 8
    9 10 11 12 13 14 15
    16 17 18 19 20 21 22
    23 24 25 26 27 28 29
    30
  • На странице
  • yadocent — (no subject) [+3]
  • socialistyouth — (no subject) [+2]
  • Метки
  • “Единая Россия”
  • CCCР
  • Брянск
  • ВМФ
  • ВОВ
  • ВПК
  • ВТО
  • Вадим Бериашвили
  • Вадим Потомский
  • Великий Новгород
  • Великобритания
  • Витославлицы
  • Владимир Путин
  • ГКЧП
  • Гайдар
  • Геннадий Гудков
  • Геннадий Зюганов
  • Губернатор
  • День Знаний
  • Дмитрий Медведев
  • Донорство
  • Дума
  • Ельцин
  • И.В.Сталин
  • Игорь Кваша
  • Иосиф Сталин
  • КПРФ
  • КПСС
  • Кавказ
  • Левый Фронт
  • Маршал Соколов
  • Митинг
  • Москва
  • Никита Хрущев
  • Новгородская область
  • ОГПУ
  • Обращение
  • Олимпиада
  • Ольга Ефимова
  • РЖД
  • РККА
  • Россия
  • С.Митин
  • СМИ
  • СССР
  • США
  • Сергей Удальцов
  • Справедливая Россия
  • Сурков
  • Чубайс
  • абсурд
  • аварии
  • авиация
  • автопром
  • администрация
  • антинародная политика
  • антитеррор
  • армия
  • беспорядки
  • беспредел
  • блогосфера
  • бюджет
  • бюрократия
  • власть
  • военная реформа
  • возрождение
  • воспитание
  • вредительство
  • выборы
  • выдающиеся деятели
  • выживание
  • геноцид
  • герои
  • голодовка
  • город
  • государство
  • грязные технологии
  • губернатор
  • двойные стандарты
  • деградация
  • демография
  • дети
  • дикий капитализм
  • дипломатия
  • дискуссия
  • дороги
  • доступное жилье
  • здравоохранение
  • идеология
  • имидж
  • индустриализация
  • информация
  • искусство
  • история
  • комсомол
  • коррупция
  • космос
  • кризис
  • критика
  • культура
  • лицемерие
  • личность
  • манипуляция
  • медицина
  • международная политика
  • мигранты
  • митинг
  • мода
  • модернизация
  • мошенничество
  • мультикультура
  • наука
  • национальная идея
  • национальный вопрос
  • некролог
  • ностальгия
  • оборона
  • образование
  • общественный транспорт
  • общество
  • объединенная оппозиция
  • олигархи
  • оппозиция
  • оружие
  • память
  • пенсия
  • политика
  • правительство
  • преступность
  • приватизация
  • прогресс
  • произвол
  • промышленность
  • пропаганда
  • протест
  • публицистика
  • рабочий класс
  • радикализм
  • развитие
  • распад СССР
  • растраты
  • революция
  • рейтинги
  • реклама
  • религия
  • реформы
  • рынок
  • сельское хозяйство
  • скандал
  • советская торговля
  • советский автопром
  • советский отдых
  • советский управленец
  • социализм
  • социальный расизм
  • спецназ
  • спецслужбы
  • спорт
  • сталинизм
  • статистика
  • суд
  • телепроект
  • технологии
  • фальсификация
  • фашизм
  • философия
  • фотохроника
  • футуризм
  • ходоки
  • цены
  • человек
  • чиновники
  • шантаж
  • школа
  • экономика
  • юмор

Если говорить о вещах связанных с революцией 1917 года, наверняка среди ассоциаций прочное место займет дуэт маузер и черная комиссарская кожанка.
Практически во всех советских фильмах посвященных революционной тематике, положительные персонажи носят знаменитые комиссарские куртки.
Наверное, мало кто задавал себе вопрос: а откуда в нищей стране, раздираемой гражданской войной и разрухой – взялись в большом количестве кожаные куртки весьма неплохого качества?
На самом деле знаменитые кожаные куртки были сшиты еще до революции, во время Первой мировой войны для авиационных батальонов. Но сформировать запланированное количество авиационных войск так и не удалось, а непопулярная война вызвала брожение в воинских частях. А куртки остались на складах. Кожаные, хорошие, практичные. Нельзя сказать, кто из революционных деятелей предложил одеть в летную кожу ответственных комиссаров – но это было сделано. Революционная кожанка и ее “потомки” более позднего времени достоверно ведут свою родословную от авиационных частей Российской Империи.

Читайте также:
Рождественские Барби в дизайнерской одежде Haute couture

Кожанка красных комиссаров – фото и история

Неправильно. ФЭД начали выпускать в 1933 году

в Харьковской детской колонии, руководимой Макаренко.

Лейка – немецкий фотоаппарат, не американский.

Его копия в СССР – ФЭД, выпускался с 1933 г. детской колонией в Харькове под управлением знаменитого педагога Макаренко. Зенит выпускался с 1952 на базе дальномерного фотоаппарата Сокол.

это называется мода, один одел все повторили

это как в 1945-м погоны поверх ватников

еще была байка про кожаные куртки

Короче, первые лендлизовские авто шли в комплектации с кожаными куртками, так как в США это была типа спецодежды для водил. Но наши решили, что не гоже будет простым шоферам в кожанках щеголять, когда как их и для старших,бывалых партийцев не хватает, изьяли со складов и распределили по партийным шишкам.
И вот как то, прилетает какая то делегация из США по вопросам лендлиза. Самолет садиться,местные партийные шишки вышли на взлетную полосу встречать гостей,естественно все поголовно в модных, халявных кожанках. а американцы в непонятках: “Че за дела?Почему это нас одни шофера встречают?!”:-)

С кожаных кровь проще смыть

кожанки кроме комиссаров полагалось и сотрудникам ЧК

Кожанка стала своеобразным модным трендом революции, как бы неуместно на первый взгляд здесь и не звучало это слово. Пик популярности кожанки приходится на 1917 – первую половину 1920-ых годов. В 30-е годы кожанка уже не была столь популярна. Кожанка стала символом антибуржуазности, символом новой власти. «Кожанка-это вторая, «дубленая» кожа революционера». Кожанка элитарна, и молодёжь того времени также стремится приобрести кожанку. Кожанка атрибут и символ «пролетарской культуры». И надеть кожанку это будто получить новый статус, стать частью нового мира и не просто его самого, но его верхушки, тех, кто создаёт этот новый мир.
Но кожанка не просто одежда, она пропуск и допуск. Так в романе Н.Островского «Как закалялась сталь» только облачившись в кожанку, главный герой смог сесть в поезд. Да, он ещё угрожал пистолетом, но и кожанка сыграла свою роль, она уже накрепко стала ассоциироваться с «комиссарским статусом» её владельца.

Кожанки носили и чекистки. Вспомните Ксанку из фильма «Неуловимые мстители. Корона Российской Империи», на ней была кожанка и красная косынка (косынка, которую завязывали на затылке, а не под подбородком, как раньше), а также короткая стрижка. Резкий образ. Девушка-борец. Аналогично выглядит и девушка на картине «Декрет о мире», автор М.М.Божий. Красная косынка, кожанка, солдатские ботинки, чёрная прямая юбка чуть ниже колена, винтовка. Впрочем, такой женский образ может дополнять и маузер в кожаной кобуре. Революционерка, она выглядит именно так. Но при этом не подходи, убьёт. «Ну, кто еще хочет попробовать комиссарского тела?» фраза из известного фильма «Оптимистическая трагедия», фильма 60-ых годов. Не смей видеть в ней женщину, не смей считать её слабой, она играет наравне.
Но когда же появились кожанки, не пришли же они из неоткуда в годы революции и гражданской войны? Нет, они существовали и до этого. Они появляются в начале ХХ века. Кожанки это бывшее армейское обмундирование. В основе их кроя лежала французская двубортная куртка. Их носили военные инженеры, механики, авиаторы. В начале ХХ века кожанка будет одеждой шофёров и лётчиков. Кожанки, которые носили красные комиссары были пошиты ещё в годы Первой мировой войны для авиационного батальона, но их так и не успели поносить, в революцию эти кожанки были обнаружены на каком-то складе и выданы чекистам в качестве униформы. С тех пор и начинается история кожанки, как символа революции и не меньшего символа, ассоциации с чекистами. Ассоциации прочной и устойчивой. Ведь на вопрос, что же носили чекисты в первые годы советской власти ответ будет однозначен – кожанки.

в начале революции кожанку носили все революционеры иногда и псевдо

но потом большевики быстро восстановили порядок, если не сдавали кожанку или носили тем кому не положено ставили к стенке.

Читайте также:
Косметический лед для лица в домашних условиях

Крутые поцаны одевали кожанки

и носили маузер

Сейчас наша блатота носит куртки из спецодежды нефтяников Канада Гус.

Самолет прилетит,а наши руководители встречают в блатных куртках Канада Гус. И они спросят-“Почему нас встречают работники нефтяных платформ? Где руководство Республики?”

Так на заметку абы как:

Кожанка как и шинель в ту пору была плотной, шинель плотной была что бы шашкой, ножом или штыком трудно было зарубить или заколоть, то же касалось и кожанок – но в отличее от шинели с кожанкии легче было грязь и кровь смывать. Поскольку кожанок было гораздо меньше и дороже чем шинелей ими комплектовались исключительно только коммисары и чекисты (своего рода бренда) – поскольку чекисты всегда купались в грязи и в мирное время и в военное время. В 30-е годы был пик на кожанки – их носили как и чекисты так и гкстапо. В 90-е годы в основном бандосы носили (бандитки – если кто помнит). Кожа просто практичный материал своего рода (особенно полусыромят) их ныне не зря обажают байкеры. Если кто знает в древности из кожи еще и щиты делали. А все что касается остальных гражданских кожанок – то это просто фасон и мода идущая в ногу со временем.

Редиска Троцкого: кто такие красные комиссары

Шел второй год войны. Красная армия упорно билась за каждую пядь родной земли. Катастрофическое отступление закончилось, наши войска перешли к активной обороне и все активнее наносили удары по врагу. Причем не только на военном, но и на организационном фронте.

9 октября 1942 г. в Рабоче-крестьянской Красной Армии произошло чрезвычайно важное событие, ныне почти забытое. А ведь именно благодаря ему советские вооруженные силы перестали напоминать воспетый большевиками «вооруженный народ» и стали похожи на современную армию. В этот день РККА было введено полное единоначалие, и как следствие, упразднено комиссарство.

Мы смело в бой пойдем…

Просуществовавший без малого четверть века, этот весьма своеобразный институт возник не на пустом месте. Как резонно утверждал Владимир Ленин, «Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, когда она умеет обороняться!». После многолетнего разложения императорской армии и травли офицерства во времена безмозглого Временного правительства стоимость революции по формуле, предложенной Владимиром Ильичом, была катастрофически низкой. Солдаты не желали воевать ни за что, кроме собственной земли, да и то, по большей части, только на этой самой земле. Офицеры, воспитанные на том, что армия существует для борьбы с внешним врагом, участвовать в гражданской войне желали еще менее, чем солдаты.

Белое движение, которое зачастую считают оплотом отжившего мира, собрало под свои знамена крайне незначительную часть российского офицерства. Однако это были профессионалы, и они прекрасно умели воевать. У красных же таких профессионалов было раз два и обчелся, при этом большая часть офицеров, искренне принявших революцию, состояла в младших чинах. Это давало им определенные военные познания и навыки, однако больше, чем на командование заводским отрядом красногвардейцев, их опыта и умения категорически не хватало.

В 1918г. наркомвоенмор Лев Троцкий, осознав глубину пропасти, зиявшей перед молодой республикой, объявил мобилизацию бывших царских офицеров. Крайне рискованный шаг – любить советскую власть офицерам было явно не за что. Но сам Троцкий ставил перед собой четкую цель. По его словам, «новая армия должна напоминать редиску – снаружи красная, а внутри – белая». То есть на прежний костяк российской военной машины предполагалось нарастить принципиально новую оболочку.

Чтобы заставить офицерство верой и правдой служить новой власти, а солдат – не разбегаться при виде противника и не уходить с оружием по домам, 8 апреля 1918 года в Красной Армии появилась прежде не виданная организация – Всероссийское бюро военных комиссаров.

Полномочия комиссара были чрезвычайно широки. Он надзирал за военспецами, имея право при малейшем подозрении в саботаже или измене отстранить командира от руководства и арестовать его. Он должен был принимать деятельное участие в разработке и принятии всех планов боевых действий, а если необходимо, то лично возглавить оставшуюся без командира воинскую часть. Благодаря инициативам Троцкого на стороне красных оказалось больше генералов и офицеров, в том числе и уровня Генерального штаба, чем на стороне белых. Учитывая, что многие из них занимали высшие командные должности РККА и одновременно были тесно связаны родственными и дружескими узами с руководством Белого движения, работы у красных комиссаров было непочатый край. К концу Гражданской войны в стране имелось порядка трех тысяч вполне боевых обстрелянных комиссаров.

Читайте также:
29 женских комбинезонов 2021 – фото из модных коллекций

Контра засела в штабах!

После целенаправленного отстранения Троцкого от всех постов бóльшая часть старого офицерства покинула армию. С 1924 до 1935 года из армии по разным причинам было уволено 47 тысяч бывших офицеров и генералов, из них 3 тысячи попали под «чистки». Но за это время выросла новая плеяда красных командиров, получивших образование под руководством все тех же старых военспецов. Прежний бдительный надзор партии оказался неактуальным. Эти люди и без подвешенного над головой карающего меча революции были своими.

В 1935 году в СССР был сделан большой шаг к созданию регулярной армии — восстановлена система воинских званий. Представители бдительного ока партии теперь получили новые звания и новые должностные обязанности. Вместо прежнего всеобъемлющего «комиссара» появились политические руководители, политруки (младший политрук, политрук и старший политрук, соответствовавшие лейтенанту, старшему лейтенанту и капитану). Сохранились и комиссары, но уже как часть наименования старших политработников от майора и выше, (соответственно батальонный комиссар, полковой и т.д.). Однако эти комиссары уже были лишь помощниками командиров по политической части.

Политрук Аркадий Ендальцев

Родина–мать зовет!

В первые полгода Великой Отечественной войны ВКП(б) направила в действующую армию более 100 тысяч политбойцов, основной задачей которых была «мобилизация личного состава армии и флота на решительную и самоотверженную борьбу против немецко-фашистских захватчиков». Однако нахождение на фронте десятков тысяч солдат и офицеров, не имеющих иной воинской специальности, кроме проведения в жизнь линии партии, было чрезвычайно обременительно для армии и крайне опасно для них самих. Исходя из этого, 9 октября 1942 года Президиум Верховного Совета СССР и издал указ «Об установлении полного единоначалия и упразднении института военных комиссаров в Красной Армии». Отныне солдаты партии становились заместителями по политической части, замполитами, задачей которых была не только политическая работа с личным составом воинских частей, но и демонстрация личного примера в самых опасных ситуациях.

Чтобы замполиты действительно были полезны командиру на поле боя, для них были организованы краткосрочные командные курсы, куда направили более ста тысяч вчерашних политруков и комиссаров. При кузнице советских командных кадров – курсах «Выстрел» – была организована подготовка членов военных советов и начальников политотделов армий. Около 40 тысяч, почти треть всех имевшихся политработников, сразу были назначены на командные должности. Ну а красное комиссарство, надстройка над командным составом армии, приказала долго жить. Комиссары уступили место политическим офицерам новой формации, которая почти без изменений дожила до падения Советского Союза. И это политическое воинство не смогло – да и не пыталось – спасти державу от краха.

Комиссарши в советских плакатах и живописи

Колоритное описание бесполой комиссарши из «Собачьего сердца», разумеется, все помнят.

Любопытно, что в произведениях изобразительного искусства настолько андрогинных, мужеподобных образов, мы все-таки не найдем. Хотя единый типаж, очень четкий и узнаваемый явно прослеживается — и в картинах, и в плакатах.

Кстати, из истории создания блоковского стихотворения про обольстительную кретинку видно, что современники четко разделяли, какого вида женщины водятся в новой стране. Что есть бывшие проститутки, а ныне «барышни» в учреждениях, стучащие на пишущих машинках и гуляющие с видными людьми Советов.

Из плакатов же видно, что четко разделялись горожанки (рабочие) и крестьянки, хотя и те и те, повязывали голову платками. И виден отдельный типаж «комиссарши», женщины, которая позиционирует себя как равная мужчине, как такой же советский товарищ, способная на такие же революционные свершения. Вот на него и взглянем, собрала коллекцию.

Читайте также:
Самые красивые шубы Haute Couture – фото лучших моделей

Вот это нетипичное: у девушки длинная юбка, такого больше у революционерок не рисуют. Понятно, зачем это понадобилось художнику: чтобы также красиво струилось, как и шинель. Но вообще не понятно — розовое дорогое платье «интеллигентки», но при этом странный платочек на голове не в кассу, кацавейка какая-то. Интересно, что историки моды могут сказать.

Виктор Цыплаков. «Великая ночь», между 1968—1982.

О! Забыла написать.

Полагаю, что тот факт, что проф. Преображенский (и Булгаков) отказывали подобным комиссаршам в чертах женственности, связано и с тем, что их вкусы сформировались в предыдущую эпоху, когда женственность была действительно «дамской».

Так что для сравнения, чтобы хоть немного помочь представить культурный шок, ставлю вот рекламные плакаты 1908−1915 годов европейские, на которых виден этот чудесный силуэт, беспомощный имидж прекрасной дамы в вуалетках, корсетах, с семенящей походкой.

Советские плакаты 1918−1930-х годов, с типом женщины-товарища.

Адольф Страхов-Браславский. Раскрепощенная женщина — строй социализм! 1926

Иорданский Борис, 1930

Валерианов Н., 1925 год

Кулагина В, 1931 год

Клуцис Г. Г. 1932

«У меня с Советской властью чисто эстетические разногласия» диссидент Синявский написал, как известно, уже сильно во второй половине ХХ века. Насколько же сильнее именно ЭСТЕТИЧЕСКИ подобные женщины должны были действовать на психику дореволюционной интеллигенции…

А. Головин. «Портрет Е. Носовой», 1916 год

Но несмотря на то, что советская эмансипе казалась старорежимным людям уродливой, противоречащей Природе, довольно быстро сложился канон ее внешности, который мы, практически век спустя, уже оцениваем как красивый и, да-да, весьма себе женственный.

Короткая темная юбка, кожаная куртка, красный платок на голове, мужской ремень (можно с маузером) — это стало «униформой» для нашего сознания.

Божий Михаил Михайлович. Декрет о мире, 1955

Автора не нашла С Великим Октябрем, с пролетарской победой! Открытка. 1927 г. Изд-во АХРР

Фомин В. Портрет Ларисы Рейснер, 1960. akcia-antique.ru

Вот это — уникальный кадр.

Алексеев-Гай Григорий. Фото художника на фоне его картины «Комиссар» (Портрет Ларисы Рейснер, или «Песнь о красной девице-соколице»). 1920-е. Украден из Псковского музея.

Но, если мы взглянем на масляную живопись (в которой больше деталей, чем в плакатах), видно, что вариации были разные.

Сюда складываю в кучу не только «комиссарш», но и чуть более поздних «физкультурниц» и «студенток», примерно в том же имидже.

Куликов Иван Семёнович. Международный Юношеский день. 1929

Не нагуглилось Доронин В. Н.

Самохвалов А. Работница, 1930-е

Ряжский Г. Г. Рабфаковка (Вузовка). 1927

Еще в условиях военного коммунизма достать мужскую одежду было проще, чем женскую, она была прочнее и теплее.

Ряжский Г. Г. Председательница, 1928

Вахрамеев Александр. Из цикла Типы революции. 1920-е. via timur0

Борис Зворыкин. Female Agent of the Cheka Secret Police. Интересно было бы всю серию типажей от этого эмигранта посмотреть

Короткова Н. Красногвардейка (эта же иконография с партизанками Великой Отечественной повторится, что логично).

Ряжский Г. Г. За книгой. 1927

Ряжский Г. Г. Делегатка 1927

Соколенко Алексей Егорович. Комсомолка 20-х годов. 1968 (Видите — поздняя и неудачная картина)

Пименов Юрий Иванович — Мы построим город. 1929.

«Образ „комиссарши“ быстро проник в светскую моду. Им увлекались эмансипированные барышни-интеллектуалки в Москве и Петрограде». (Вот здесь по ссылке большая статья в «Российской газете» с обзором некоторых типажей и персон).

Шарж 1920-х годов

Петров-Водкин К. Девушка в красном платке (Работница). 1925

В коротком было проще работать.

Куликов Иван Семёнович. «Юнгштурм». 1929

Куликов Иван Семёнович. Физкультурница. 1929

Вот это интересно сравнить: Слева знаменитый плакат 1941 года работы Нины Ватолиной, справа ее автопортрет 1934 года.

Вот я выбрала из цикла «шаржей» маслом Ивана Владимирова несколько картин с женщинами в платочках и с цигарками. И в принципе можете поразвлекаться, поугадывать, к какому типу постреволюционных женщин они принадлежат, как их маркирует одежда.

А вот как бы «современное искусство».

Плакат 1988 года, худ. Майстровский И. Сделан для наконец снятого с полки фильма 1967 года, где играет молодая Нонна Мордюкова (классный, подробно тут).

Читайте также:
Макияж Шанель весна-лето 2021

Не знаю что, но кажется, современное

Фотосессий в этом образе, который не только сразу узнаваемый, но и такой садомазо эротичный и при этом патриотичный — в интернете вагон. Вот взяла парочку самых ярких.

Варлей в фильме «Черные сухари» (1972)

Ольга Дроздова в проекте Екатерины Рождественской

Себя б тоже показала, но у меня косплей немного неправильный, не в платочке, а в папахе.

А вот из забавного цикла Виктора Серова, 1989 год, «12 половых заповедей революционного пролетариата», энджой.

А под катом еще плакаты, для полноты впечатлений, кому не хватило (но на самом деле больше мне в копилку просто).(отсюда, там больше в комментах):

Шегаль Г. Долой кухонное рабство! Даешь новый быт, 1931

Христофоров С., 1931 год

Макарычев B., 1925 год

Реальные фотографии рабочих в коллаже.

Неизвестный художник, 1926 год

Неизв. худ. 1921−5

Вот здесь модный силуэт европейской женщины уже поменялся.

Неизв худ. Стой! Ночная панель — стих. Д. Бедного М., 1920-е

Клинч Б., 1931 год

Бри-Бейн М., 1932 год

Вот такая вот новая жизнь, новый быт, новая мобильность, унаследованная современными женщинами.

Кожаные куртки как униформа бойцов Русской императорской армии и НКВД

Кожаная куртка и плащ – такой же культурный символ бойцов органов государственной безопасности послереволюционного периода, как наган и массовые расстрелы. Действительно ли кожаная куртка была официальной одеждой и только ли в НКВД такие носили? Судя по всему, все было не совсем так, как кажется сначала.

Кожаная куртка и плащ – такой же культурный символ бойцов органов государственной безопасности послереволюционного периода, как наган и массовые расстрелы. Действительно ли кожаная куртка была официальной одеждой и только ли в НКВД такие носили? Судя по всему, все было не совсем так, как кажется сначала.

Наверняка при произношении слов боец (или лучше палач) НКВД перед глазами большинства современных людей появляется человек с бандитским лицом в фуражке и кожаной куртке или плаще. Совершенно очевидно, что кожаная одежда была некой униформой. Известно, что кожаные куртки были уже в царской России, где их в основном использовали водители и летчики ВВС. Известно, что в октябре 1917 года чекисты истребили всех обладателей кожаных курток. А потом вырезали их семьи до седьмого колена.

Форма военнослужащих Русской императорской армии без знаков различия

В ВЧК одевались во что попало.

Ладно, шутки в сторону. Сначала об одежде. Если говорить совсем кратко, то после революции над формой военнослужащих и бойцов органов государственной безопасности никто сильно не заморачивался. Например, для армии обмундирование начали разрабатывать только 7 мая 1918 года после приказа номер 326. При этом 30 сентября 1918 года приказом 929 было разрешено носить форму военнослужащих Русской императорской армии без знаков различия.

Куртки, фуражки, галифе, шинели, кожаные куртки и даже буденовки – все это донашивалось с царских времен. |Фото: pda.nakanune.ru.

В годы Гражданской войны в ВЧК не было какой-то специальной униформы, что (в том числе) объясняется задачами и реалиями, в которых приходилось работать сотрудникам госбезопасности. Когда части РККА поступали в распоряжение ВЧК, они просто сохраняли свою форму. После его упразднения и создания ГПУ при НКВД РСФСР форма была весьма скромной: темно-синяя гимнастерка без окантовки и фуражка. Одежда была установлена приказом ГПУ номер 280 от 3 ноября 1922 года.

Как таковая форма НКВД появилась только в 1935 году. |Фото: ktoyou.mirtesen.ru.

На официальном уровне ни о каких кожаных куртках речи вообще не шло. Серьезно занялись формой войск и органов НКВД только в 1935 году. И даже тогда в приказах (номер 396 по ГУГБ, номер 399 по ГУПВО от 27 декабря 1935 года) никакой кожаной одежды на официальном уровне нет. Однако, она и не запрещалась, относясь к категории «неуставной разрешенной».

Модно, стильно, революционно

Не только выглядит модно, но и вшей не переносит. |Фото: paraparabellum.ru.

Кожаная куртка в послереволюционной России набрала большую популярность, начиная с 1919 года. Носили ее не только в ВЧК. Кожаные куртки носил командный состав РККА, а так же работники партийного аппарата. Очевидно, что послереволюционная Россия в первые годы не имела возможностей (в том числе промышленных) и времени поставить производство кожаных курток на поток и одеть в них всех бойцов ВЧК. Люди просто «донашивали» то, что осталось с царских времен.

Читайте также:
Белый и жемчужный маникюр на свадьбу и каждый день

Почему носили куртки? Это хороший вопрос. Отчасти потому же, почему в США носили в свое время пальто и фетровые шляпы. Это было модно. Куда важнее, что кожаная одежда очень практичная, удобная, а самое главное, в ней не заводятся вши. Наконец, кожаные куртки и плащи были редкостью, а потому представляли определенную ценность, более того работали «формальной униформой» позволяя сразу же определить принадлежность человека к определенной организации. Но, даже при этом не стоит забывать, что сотрудника госбезопасности определяла в первую очередь не одежда, а знаки различия на ней.

  • 4193 просмотра

Материалы по теме

А вот ещё:

Происхождение бранных слов в русском языке

Язык неизбежно меняется во времени, поэтому одни и те же корни слов неоднократно приобретают новые смыслы. Современная русская речь полна старейшей лексики, дошедшей до нас со времен дальних предков. Часть абсолютно нейтральных когда-то слов сегодня превратились в бранные.

А некоторые привычные нам оскорбления и вовсе раньше считались комплиментами. Кстати, и само слово «брань» произошло от «бороться» и не несло негативного смысла.

Шаромыжник, шваль и шантрапа – оскорбления с французскими корнями

Происхождению некоторых слов русский язык обязан отступающим наполеоновцам. /Фото: itd0.mycdn.me

Когда после разгрома в 1812-м некогда непобедимое наполеоновское войско отступало с русских земель, ситуацию усугубляли непривычные французам холода и настойчивые атаки партизан. Пресловутые «завоеватели Европы» стали походить на изголодавшихся и замерзших оборванцев.

Отсутствующие в сложившемся положении полномочия требовать вылились в смиренную мольбу. Иностранцы просили у русского крестьянина хотя бы краюху хлеба, уважительно обращаясь к людям «сher ami». Не знавшие их языка жители деревень прозвали наполеоновских попрошаек по слуховой аналогии «шаромыжниками». Предполагают лингвисты и то, что не последнюю роль в таких смысловых соединениях сыграли лексемы «шарить» и «мыкать».

Что касается современного ругательства «шваль», то и его появление связывают с французами. В тяжелые фронтовые времена оккупантам нередко приходилось употреблять в пищу конину, и павшую в том числе. «Лошадь» по-французски звучит как cheval. И русские, считавшие поедание лошадей не лучшим занятием, окрестили французов «швалью» в значении «отребье».

Не все отступавшие французы добирались до Франции. Угодившие в плен оказались на службе у русских дворян. Они становились гувернерами, учителями, организаторами крепостных театров. Когда претенденты на сценические роли не соответствовали уровню минимального таланта, французы исключали их из кастинга с фразой «Сhantra pas», что переводится как «к пению не годен».

Зараза – значит умница и красавица

Зарази на Руси выглядели примерно так.

Когда представительнице Руси говорили «вы зараза», женщина краснела от смущения и удовольствия. Давным-давно этой фразой подчеркивались красота и ум. В порыве пылких чувств любимую девушку также звали “моей заразой”. Комплимент, граничащий по смыслу с прелестным очарованием, сегодня известен как негативно окрашенный. Во-первых, заразой, в прямом значении, называют попадающую в организм инфекцию. Ну а в переносной трактовке «зараза» выступает оскорблением. Так принято обзывать чрезмерно назойливого человека с неприятным характером и вредными манерами.

Языковеды полагают, что смысловые трансформации случились в царствование Петра Великого. В ту эпоху реформ новые возможности появились даже у женщин. Слабая половина больше не просиживала жизнь за тремя замками и веретеном. Дамы теперь путешествовали по миру, променяв объемные мешковатые платья на открытые летящие наряды. Завязав с затворническим образом жизни, женщины указом царя посещали ассамблеи.

Такой поворот моральных ориентиров общественной жизни, мягко говоря, не поощрялся церковью. Модные тенденции, свободные танцы и открытые разговоры с посторонними мужчинами обрастали в глазах священников бесовской подоплекой. Священнослужители резко осуждали “заразы” в проявлениях красоты и очарования. Так и начали этим словом характеризовать всё нелицеприятное, докучающее и поражающее.

Читайте также:
Самый ужасный маникюр – фото

Сволочь и подонок – изначально о мусоре и напитках

Есть и такая версия. /Фото: cf.ppt-online.org

Древнерусское «сволочати» — примерно то же, что «сволакивать» или «сгребать». Поэтому изначально сволочью именовался мусор, который сгребался в кучи. Наряду с другими лингвистами такое значение зафиксировал и Даль: «Сволочь — все, что сволочено … в одно место: трава, коренья, сор…» Со временем словом «сволочь» определяли даже собравшуюся в одном месте толпу людей. И уже впоследствии лексема получила крайне негативный окрас, характеризуя презренный люд — алкоголиков, хулиганов, бродяг, воров и прочих представителей неблагонадежного элемента.

А вот современное ругательство «подонок» раньше имело только форму множественного числа. Все объясняется тем, что «подонками» назывались остатки жидкости на дне, как правило, с осадком. Скитавшиеся по забегаловкам и кабакам нищие высматривали недопитый алкоголь на дне стаканов других посетителей, довольствуясь мутными остатками. Так слово «подонки» и переросло в обозначение всякого сброда. В этом же ассоциативном ряду и «подонки общества» – опустившиеся на дно люди или довольствующиеся донными отходами.

Болван и мымра: причем здесь соседи и языческие идолы

«Мымра» из «Служебного романа».

Слово «болван» недалеко отошло от своей исконной смысловой передачи. Так на Руси называли фигурки языческих идолов из камня или дерева. В другом значении этим словом обозначался и сам исходный материал – заготовка. Считается, что в славянские языки «болван» пришел из тюркского. В такой связи понятен сегодняшний смысл выражений «болван для шляп», «болванка снарядов» и «болванка» в смысле чистого компакт-диска для последующей записи информации.

Интересна и семантика ругательного существительного «мымра», воспринимаемого сегодня как синоним одинокой, непривлекательной, неряшливой и тщедушной женщины. Истоки современной экспрессии уходят корнями в 19 век, когда слово было усвоено разговорным русским из коми-пермяцкого говора («мыныра» т.е. “угрюмый”).

Звукоподражательно перекочевав в русскую речь, «мымра» прежде всего стала характеризовать малообщительного, замкнутого домоседа. Именно в таком разрезе производный глагол и трактуется в словаре Даля: мымрить – значит безвылазно сидеть дома. Со временем “мымрами” стали обзывать нелюдимих, скучных, бесцветных и неулыбчивых людей. Именно в такой интерпретации и адресовал «комплимент» своей начальнице Новосельцев в “Служебном романе”.

Венецианская маска – 26 фото красивых современных масок венецианского карнавала

Ежегодный карнавал в Венеции привлекает в этот город толпы туристов. Многие хотят не только посмотреть, но и поучаствовать в этом зрелище, слиться с толпой и стать ее частью, словно перенесшись во времени на много веков назад. Затеряться и стать неузнанным помогают костюмы эпохи Возрождения, и такой элемент как венецианская маска.

История происхождения венецианских масок

Карнавал – явление захватывающее, оно знаменито на весь мир и является визитной карточкой города точно так же, как каналы и красно-черные гондолы. Его непременным атрибутом являются яркие, непохожие одна на другую маски, за которыми удобно на несколько часов скрыть свою личность и притвориться кем-то другим, таинственным и неузнанным. Многим интересно погрузиться в историю этого многоголосого и многоликого города на воде.

История венецианских масок уходит своими корнями в эпоху становления Венеции, как крупного экономического центра средневековой Европы.

  1. Богатые жители Венеции всегда были на виду из-за небольших размеров городка. Поэтому маски были призваны сохранять инкогнито их владельца в передвижениях по городу, для сокрытия тайных и запретных любовных увлечений.
  2. С помощью этой детали скрывались множество воришек и аферистов в большом количестве промышлявших в Венеции.
  3. Третьей причиной была возможность хотя бы на короткий миг сменить личность, превратившись из слуги в богатого горожанина и наоборот. Традиция надевать такой предмет как венецианская маска, богато украшенная мехом, лентами, шелком и перьями, драгоценными камнями и сияющими красками во время ежегодного карнавала настолько пришлась по душе венецианцам, что на протяжении многих столетий он – самое узнаваемое зрелище в Европе.

Венецианские маски – виды и значение

Настоящие оригинальные предметы в отличие от дешевых полумасок – настоящие шедевры и стоят они не дешево. Но, приобретая такую деталь в Венеции и участвуя в ней в карнавальном шествии, можно полностью погрузиться в атмосферу праздника и словно перенестись о времени. Можно обозначить отдельные виды венецианских масок, которые различаются по типам или образам. Каждый из них имеет свое значение и изготавливается мастерами по строгим канонам, разработанным многие столетия назад.

Читайте также:
Детская мода в Беларуси

Отличается только декор и украшения, мелкие индивидуальные детали, характерные для работ каждого определенного вида. Среди них можно выделить следующие:

  • самой популярной считается Баута. Этот образ выбирали как аристократы, так и простолюдины;
  • Вольто – это венецианская маска, представляющая собой ничем не примечательный образ человека, желающего затеряться в толпе;
  • Дама и Коломбина – аксессуары, любимые среди женщин разных возрастов;
  • интересна маска Шута, надев которую можно перенять и повадки этого образа;
  • Гатто или Кошка представляет собой стилизованную кошачью мордочку;
  • Моретта – еще одна женская деталь с интересной историей;
  • к классическим образам относится зловещий аксессуар под названием Доктор Чума;
  • Бабочка – часто представляет собой ажурную полумаску.

Маска Венецианская Дама

Одной из самых ярких и роскошных является карнавальная маска венецианской дамы. Уже по названию видно, что она олицетворяла собой образ знатной венецианки. Для нее характерны такие отличительные черты:

  • обильно украшенная драгоценными камнями, жемчугом, перьями и кружевом, расписанная золотом и покрытая перламутром, Дама олицетворяла собой роскошь и шик;
  • зачастую сверху нее была стилизация под высокую прическу, уложенную локонами или ободок из пушистых страусиных перьев;
  • вокруг глаз, губ или по щекам венецианская женская маска обильно инкрустировалась драгоценными сияющими камнями, крупными натуральными жемчужинами;
  • самые дорогие детали пропитывались восточными благовониями, которые в Европе средних веков ценились дороже золота;
  • существуют разновидности по именам: Фантазия, Валери, Либерта, Реджина, Ольга и Саломея.

Венецианская маска Коломбина

Из комедий дель арте пришли маски венецианского карнавала, известные под названием Коломбина или Служанка. Для нее свойственны такие особенности:

  • это полумаска, закрывающая только верхнюю часть лица;
  • образ Коломбины – это образ хитрой, ловкой и привлекательной девушки-служанки, которая помогает своей госпоже в ее любовных похождениях, ловко манипулирует Арлекином;
  • полумаска Коломбины украшается либо контрастными ромбами, символизирующими заплатки на костюмах Арлекина и Коломбины, либо украшается побогаче, перьями, бусинами, кружевом и росписью;
  • крепится такая венецианская женская маска на широких завязках, но она может иметь и ручку, за которую ее нужно подносить к лицу.

Венецианская маска Вольто

Одними из самых популярных считаются венецианские карнавальные маски Вольто или гражданин – это простой и распространенный образ карнавала. Она имеет такие отличительные черты:

  • повторяет контуры человеческого лица, часто выполнена в белом цвете, но возможны и вариации других цветов;
  • украшена она умеренно либо золотой росписью и инкрустацией, либо минимально прописанной линией глаз и губ;
  • Вольто разрешали носить обычным горожанам и в другие праздники, а не только во время главного карнавала;
  • имеет либо ручку, закрепленную на подбородке, либо крепится на завязках;
  • Вольто – канонический вариант, ее использовали для сохранения инкогнито.

Венецианская маска Моретта

Если рассматривать венецианские маски, значение одной из них соответствует переводу ее названия. Моретта переводится как «смуглянка», среди ее особенностей можно отметить следующие:

  • имеет черный цвет и покрыта либо черным бархатом, либо черным атласом;
  • она отличается небольшим размером, не имеет завязок и губ;
  • крепится эта венецианская маска благодаря небольшому штырьку, который берется в рот и держится зубами. Отсюда и еще один вариант названия – «немая служанка»;
  • считается, что она была любимой у Джакомо Казанова, поскольку молчание и таинственный язык жестов он считал очень соблазнительным;
  • в настоящее время Моретта – одна из самых редких из-за неудобства ее крепления, ее изготавливают исключительно на заказ.

Венецианская маска Баута

Одним из мужских вариантов, в которых представлены традиционные венецианские маски, является Баута или Призрак. Это единственный образ, в котором можно было есть и пить, сохраняя инкогнито и без лишних неудобств. К ее характеристикам относятся следующие:

  • неузнанность человека сохранялась благодаря особым акустическим особенностям Баута;
  • она расширена снизу и слегка выдвинута вперед, голос, ударяясь о внутреннюю поверхность, становился глухим;
  • классическая Баута красилась в черный цвет, затем ее стали выкрашивать в белый, и только недавно Баута стали делать стальными, серебряными и золотыми;
  • образ Баута дополнялся широким черным плащом и черной аристократической треуголкой;
  • Баута исторически считалась аристократической, в ней знатные горожане могли прогуливаться по городу в любой день, а простолюдинам надлежало приветствовать каждого прохожего в такой детали.
Читайте также:
Самые красивые шубы из искусственного меха

Венецианская маска Кошка

Единственной, изображающей животное на карнавале, является венецианская маска кота. Издревле венецианцы очень тепло относились к кошкам, которые спасали зернохранилища от мышей. «Кошка» имеет такие отличия:

  • закрывает верхнюю часть лица, оставляя открытыми губы и подбородок;
  • часто в нижней части существует оборка их тонких кружев;
  • полностью повторяет мордочку кота, на ней имеется кошачий нос, щеки, разрез глаз и ушки;
  • принято обильно украшать кружевные венецианские маски узорами, сусальным золотом, сверкающими элементами, лентами;
  • ее выбирают себе как мужчины, так и женщины. Крепится она на голове, благодаря завязкам.

Венецианская маска Доктор Чумы

Самый зловещий образ карнавала – это венецианская маска с длинным носом Доктор Чумы. К ее особенностям относятся следующие:

  • олицетворяет собой что-то потустороннее, неотвратимость смерти;
  • представляет собой однотонный лик с большим птичьим клювом;
  • ее надевали чумные доктора во время вспышки этой смертельной болезни в Италии. В клюв закладывались ароматные и антисептические травы, снадобья, которыми дышали доктора, чтобы избежать заражения этим страшным недугом;
  • на врачах были надеты длинные черные плащи с восковой пропиткой, а в руках они держали длинный посох, чтобы не прикасаться к больному человеку. Увидеть чумного доктора, ходившего из дома в дом, считалось зловещим признаком болезни и неотвратимой смерти. В настоящее время все атрибуты этого образа сохранились.

Венецианская маска Шута

Из комедии дель арте пришли красивые венецианские маски Коломбины и Шута. Последние были при дворах правителей. Они единственные могли сказать королю всю правду и остаться безнаказанными. Это яркий, веселый, дурашливый образ, который отличают такие характеристики:

  • представляет собой хитро улыбающуюся гримасу, с длинным подбородком и носом;
  • украшается узорами, золочеными элементами, на голове – стилизованный колпак с бубенцами;
  • костюм дополняется плащом, сшитым из ромбовидных лоскутов;
  • еще одна вариация Шута – маска Маттачино. Это дерзкий и агрессивный вариант. Во время карнавала ему позволялось многое: выкрикивать оскорбления в адрес прохожих, кидаться в них яйцами и тухлыми овощами. Маттачино имеет один или два рожка с бубенцами.

Венецианская маска Бабочка

Одним из самых популярных вариантов, в которых представлены женские венецианские маски, является Бабочка. Она представляет собой мини-полумаску, закрывающую одни только глаза. Сохранить инкогнито в ней трудно, но она придает образу таинственность и очарование. Деталь прикрывает линию глаз, выполняется из ажурного материала либо покрывается красивым узором или кружевом. Ее можно завязывать лентами, либо она имеет длинную ручку сбоку, за которую ее можно держать в руке.

Венецианская маска с перьями

Варианты Дамы, Коломбины, Бабочки – это женские венецианские маски с перьями, которые занимают особое место в украшении. Исторически страусиные перья считались атрибутом костюмов богатых людей, ими декорировали шляпы и делали из них дорогие веера, поэтому позволить себе такую роскошь на карнавале могли далеко не все. По наличию перьев можно было определить статус того, кто прятался под ней.

Выставка венецианских масок

В разных городах мира проводятся ежегодные выставки, на которых представлены современные венецианские маски. В них принимают участие много частных коллекционеров, которые не могут устоять перед красотой, роскошью и богатой историей атрибутики карнавала. На крупных выставках можно увидеть полные коллекции образов, их исторические прототипы и роскошное современное воплощение. Ведь каждая деталь – это небольшое произведение искусства, которое хочется примерить на себя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *