Красота и стереотипы красоты

Стереотипы красоты и их репрезентация в современной русской речи Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Е. В. Мякишева

Текст научной работы на тему «Стереотипы красоты и их репрезентация в современной русской речи»

В отличие от казахского языка в русской фразеологии часты случаи употребления религиозных имен: олух царя небесного ‘очень глупый человек; тупица, дурак, болванбог обидел ‘глуповатый, недалекий человек’, наобум Лазаря ‘не продумав, не рассчитав’ и другие; встречается пример употребления наименования металла: чугунные мозги ‘очень тупой человек, тугодум’; отличительной чертой является также употребление звукоподражательных слов: ни бум-бум, ни бе ни ме (ни кукареку) ‘совершенно ничего не знать, не понимать, не соображать’, с бухты-барахты ‘необдуманно’.

Как показали материалы ассоциативного эксперимента, большинство носителей казахского языка ассоциируют глупость с грубостью, ссорой, скандалом, безмозглостью, невежеством, неграмотностью.

Носители русского языка ассоциируют глупого человека, глупость с дураком, идиотом, ослом, незнанием, молодостью и т.д.

Таким образом, этнопсихолингвистический анализ показал специфичность фразеологического моделирования когнитивной сферы человека на фоне семантических фрагментов «Ум» и «Глупость», своеобразность мировидения двух тесно контактирующих этносов, идиоэтническую характеристику двух фразеологических микросистем (хотя речь шла об отражении в языке универсальных по своей сути процессах когнитивной сферы человека).

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ

1. Телия В. Н. Первоочередные задачи и методологические проблемы исследования фразеологического состава языка в контексте культуры // Фразеология в контексте культуры. – М.: Языки русской культуры, 1999. – С. 13-24.

2. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология. – М.: Аспект Пресс, 2007. – 368 с.

3. Сопоставительно-функциональное исследование лексико-фразеологических систем казахского и русского языков. – Алматы: РГП ПКО «Казснабобразования», 1999. – 183 с.

Е.В. Мякишева СТЕРЕОТИПЫ КРАСОТЫ И ИХ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ РЕЧИ

Междисциплинарное понятие стереотипа активно исследуется лингвистами, социологами, культурологами, этнографами,

психологами. Отмечаются такие свойства стереотипов, как упрощенность, схематизированность, устойчивость, статичность, гипертрофированность (тенденциозность), детерминированность культурой, поляризованность оценки, интенсивность ее эмоционального проявления, способность регулировать поведение социальной группы (У. Липпман, Ю. Д. Апресян, А. К. Байбурин, Е. Бартминский, И. С. Кон, В. В. Красных, В. А. Маслова, Ю. Е. Прохоров, Ю. А. Сорокин и др.). Когнитивный стереотип как феномен сознания отражается в языке и дискурсах его носителей [1; 2; 3; 4]. Часть вербализованных стереотипов сознания представляет собой клише, идиомы, паремии, расхожие фразы – то, что чаще всего называют речевыми стереотипами. Другая часть репрезентантов является свободными высказываниями. Они и станут предметом размышлений в данной статье. Материалом для наблюдений послужили высказывания о красивых / некрасивых людях, извлеченные из интернет-дискурса. Обработано 50 интернет-сайтов (форумы, статьи, рекламные тексты), некоторые из которых указаны в Списке источников (см.). Материал ограничен литературным языком в его диалогической (преимущественно) и монологической формах.

Одна из задач работы – выявление языковых / речевых маркеров, указывающих на стереотипный характер представлений о красоте носителей современной русской культуры. Насколько шаблонны представления о красоте в обществе? По мнению Н.Д. Арутюновой, «эстетическая оценка исключает строгую нормативность, эстетическое чувство не может быть удовлетворено стандартом» [5. С.76]. Как будто бы то же утверждает русская пословица: «На стан, на облик нет образца». Сказанное, как показывает материал, не исключает того факта, что стандарты красоты существуют.

Известно, что на наличие стереотипных представлений в языке / речи указывают специальные маркеры [2], «показатели стереотипизации описываемой ситуации» [6. С.93]. По-видимому, набор таких маркеров отчасти определяется референтной областью (см., например, маркер стереотипности «типичный», приложимый к этностереотипу (типичный прибалт) и неприложимый к эстетическому стереотипу (*типичная красавица). Анализ корпуса текстов о красоте, красивых / некрасивых людях позволяет назвать следующие маркеры стереотипности, «поддерживающие», дополняющие друг друга в конкретных высказываниях.

1) На уровне текста это генеритивный регистр речи, предполагающий общие суждения, нереферентно употребленные

имена, вневременной характер описываемой ситуации, отвлеченность предметных значений существительных: Стройная фигура – это всегда красиво. Правильная и красивая осанка – основа красоты любой женщины. Большие, выразительные глаза – признак юности и красоты.

2) На семантико-синтаксическом уровне выделяется несколько маркеров:

а) пропозиции, репрезентированные синтаксическими структурами N1 Copf N1/5, N1 Copf Adjf/1/5, указывающими на постоянный характер связи между предметом и его признаком: Самые красивые мужчины – спортсмены. Ухоженные красивые ногти – своеобразная «визитная карточка» человека. Красивые, пышные, длинные ресницы – мечта каждой женщины. Высокий рост – это красиво.

б) модусные показатели «считают / считается, говорят», указывающие на коллективное мнение: Красивая осанка издавна считалась признаком воспитанности и знатности рода. Почему маленьких женщин не считают красивыми? Красивой может считаться только высокая женщина. В эпоху Возрождения красивыми считались бледный цвет лица, стройная «лебединая шея» и высокий чистый лоб; Чтобы считаться красивым сегодня, не обязательно иметь правильные черты лица и идеальную фигуру.

в) предикаты «должен», «необходимо», «обязательно», в категорической форме приписывающие красивому человеку обязательные, неотъемлемые свойства, качества: Красивая девушка должна быть стройной. Красивая девушка не должна быть толстой. Парень должен быть с подтянутой, спортивной фигурой! Мужчина должен быть поджарым, с хорошо развитой мускулатурой. Для того, чтобы выглядеть хорошо и быть красивой, женщине обязательно нужно следить за своей фигурой. На каблуках вы или нет, нужно сохранять красивую осанку. На «сигнальный» характер подобных слов указывает О. В. Коротун: «Такие предикаты более категорично концептуализируют фрагмент действительности, что свидетельствует об устойчивости стереотипов; стереотипы, представленные «жесткой» формой, труднее опровергнуть» [6. С.96]. Данные маркеры координируют с отмеченной специалистами способностью стереотипа определять нормативные установки.

г) уступительные союзы «несмотря на; хотя. но». Несмотря на свои семьдесят, она выглядит прекрасно. Она была очень красива, несмотря на бритую голову и простую одежду. Несмотря на ее возраст, она выглядит великолепно. Он был весьма красив, несмотря на седые волосы на висках. Подобные высказывания отражают общую положительную эстетическую оценку вопреки факторам,

устойчиво ассоциируемым с образом некрасивого человека (объект оценивается положительно вопреки стереотипу). Отметим, что дистанцирование автора высказывания от стереотипного представления актуализирует уникальность объекта эстетической оценки.

3) На лексическом уровне значимы показатели множественности субъектов мнения (каждый, любой, всякий, многие, большинство и др.): Каждый человек хочет иметь красивую улыбку, которая невозможна без белых ровных зубов. Иметь длинные красивые ноги – о таком подарке судьбы мечтает любая девушка. Любую женщину украшает любовь и внутреннее ощущение счастья. Непременной чертой всякой привлекательной женщины всегда были красивые руки и ногти. Большинство мужчин любят высоких, красивых и стройных девушек. Некоторые лексические маркеры указывают на стереотипы, ограниченные временными рамками (всегда, сейчас, сегодня, в моде и др.). Тонкая талия является единственной чертой женского тела, которая всегда являлась стандартом красоты. Ухоженные руки и красивые ногти всегда смотрятся привлекательно. Достаточно посмотреть на первых голливудских красавиц и топ-моделей, чтобы понять, какой тип женской красоты сегодня в моде. Подобные маркеры отмечены в литературе по этнолингвистике и лингвокультурологии (см. [2]).

Читайте также:
Как справиться с послеродовой депрессией

Наличие одного или нескольких из указанных маркеров в высказывании рассматривалось как сигнал стереотипного характера заключенного в нем суждения. Таким образом, был выявлен корпус высказываний, репрезентирующих эстетические стереотипы. Следующим этапом работы было описание отдельных стереотипов и анализ соотношений между ними. Ниже будут представлены некоторые устойчивые представления о красивых и некрасивых людях.

Как известно, многие (но не все) стереотипы оценочны. Поляризованность оценки является значимой характеристикой эстетических стереотипов. Анализ речевой практики участников интернет-коммуникаций носителей русского языка позволяет утверждать, что многие стереотипы эстетической оценки человека образуют оппозиционные (антагонистические) пары: Быть худым – это красиво. – Быть худым – это некрасиво; Высокий рост -это красиво. – Высокий рост – это некрасиво; Красота -свойство молодости. –

У каждого возраста своя красота.

Положительная эстетическая оценка образа худого человека может репрезентироваться через синтагматическое сближение предикатов худой, стройный, красивый (соединительная

конъюнкция объединяет компоненты с одинаковым аксиологическим знаком): С завтрашнего дня сажусь на диету. Буду худой-худой и красивой!; Хотите ли вы узнать все секреты формирования красивой и стройной фигуры? (рекл.).

Известно, что некоторые стереотипы фиксирует идеальные представления ценностно-нормативной системы, что позволяет им выступать регуляторами поведения. Люди воспринимают их как образцы, которым надо соответствовать. Таков стереотип «Быть худым – это красиво». Именно поэтому репрезентирующие его высказывания зачастую содержат предикат со значением активного действия, направленного на достижение конкретной цели -похудеть: Миллионы женщин потеряли сон и покой, пытаясь втиснуть себя в размеры девочки-подростка. Многие толстушки с нескрываемой завистью смотрят на стройных женщин; несчастные толстушки готовы буквально на все, чтобы стать худенькими и миниатюрными. Всегда ли нужно бороться с весом, чтобы в угоду общепринятым стереотипам довести его до параметров известной формулы: рост минус 110?

Стереотипность положительной эстетической оценки худого человека регулярно выражается при помощи компонентов высказывания, реализующих значение объективной модальности при отсутствии / наличии компонентов, указывающих на несогласие автора высказывания с общим мнением: Сейчас в моде именно стройные женщины. Многие толстушки с нескрываемой завистью смотрят на худых женщин. Сегодня на дворе эпоха куклы Барби. Средства массовой информации постоянно показывают нам идеал современной женщины – 90-60-90.

Отражен в интернет-дискурсе и стереотип-антагонист: Быть худым – это некрасиво. См. высказывание с использованием приема обманутого ожидания: Представьте себя такой худенькой-худенькой. Насколько ваша внешность стала невзрачнее и скромнее! Вы стали одной из тех невзрачных худышек, которые тысячами ходят по улицам. Данный стереотип принадлежит традиционной культуре и многократно зафиксирован во фразеологических единицах: кожа да кости, мешок с костями, тощая как вобла, плоская как доска, одни кости, костями гремит, кости наружу, одни ребра остались, можно ребра пересчитать и т.п. [7].

В высказываниях, репрезентирующих стереотип Быть худым – это некрасиво, актуализируется значение «сверх меры», что напрямую передается обесценивающими наречиями слишком, чересчур: Слишком худое лицо, как у Марины, освежит широкая и пышная прическа, или косвенно, посредством ассоциативных связей концепта «худоба» с понятиями болезни, смерти, недоразвитости: Судя по вкусам современных мужчин – самыми красивыми были еврейские

девушки из концлагеря Бухенвальд. Порой противно смотреть на болезненно худых манекенщиц. Мужчины, особенно в зрелом возрасте, хотят видеть в женщине женщину, а не плоскую девицу с острыми плечиками и коленками подростка. Женское тело не должно быть слишком «костлявым», в противном случае оно теряет привлекательность.

Стереотип Высокий рост – это красиво находит свое вербальное выражение в высказываниях: В любом случае высокий рост считается одним из признаков красоты (как у мужчин, так и у женщин); Нетрудно понять поклонниц, которые бегают за двадцатишестилетним артистом из Астрахани. В нем есть все признаки мужской красоты – высокого роста, широкоплеч, голубоглаз и т.п. Стереотипные представления об эстетическом восприятии роста неодинаковы для мужчин и женщин, поэтому высказывания, включающие эстетическую интерпретацию роста, зачастую содержат компонент, указывающий на гендерную группу, для которой релевантно данное высказывание: Для мужчин высокий рост – это почти самое главное в их сексуальной привлекательности. Если у мужчины рост маленький – это проблема, а для женщины нет, если она хороша собой, это все равно заметят. Для маленькой женщины автоматом закрыты конкурсы красоты.

Существует и противоположный стереотип: Высокий рост -это некрасиво. Он находит свое выражение в типичном высказывании: Он (Она) стесняется своего высокого роста. В отличие от рослых мужчин, высокие женщины стесняются своего роста. В мужском представлении о прекрасной даме рост если и фигурирует, то скорее как недостаток. В подобных высказываниях так же, как в высказываниях о худых людях, употребляется наречие слишком, которое актуализирует значение «сверх меры». Мне казалось, что у меня некрасивая фигура, что я слишком высокая. Слишком высокие люди непропорциональны и некрасивы.

В языке закреплены стереотипные представления о связи эстетической оценки образа человека с его возрастной характеристикой. Здесь речь идет о двух противоположных друг другу стереотипах, которые могут быть сформулированы следующим образом. С одной стороны, Красота – свойство молодости, с другой стороны – В любом возрасте человек может быть красивым. Первый репрезентируется в высказываниях: Красота имеет свойство увядать со временем. Каждая женщина знает: красота и молодость – одни из самых быстротечных даров природы. Молодость сама по себе красива. В 30 и т.д. нельзя быть такой же красивой как в 20. Свойство объекта красота имеет точную локализацию на оси времени: оно относится строго к временному отрезку жизни человека, обозначенному как

Читайте также:
20 привычек, мешающих счастью и как начать новую жизнь

молодость. Ср. высказывание с выраженными противительными отношениями, имплицитно отсылающее к данному стереотипу: С годами ее красота и очарование не только не увядают, но и становятся все более привлекательными.

Рассматриваемый стереотип часто актуализирует в репрезентирующих его высказываниях смысл ‘чем старше человек становится, тем труднее ему оставаться красивым’: В 16 лет ты естественно прекрасен, а к 30 годам – это уже твой труд. С возрастом красота увядает и ускользает, но лишь в том случае, когда вы не прилагаете усилий, чтобы ее удержать. Красота в зрелом возрасте – это результат ежедневных усилий и грамотного подхода к своей внешности. . С возрастом практически каждая женщина задумывается над тем, как же сохранить красоту и молодость своей кожи. Следить за собой нужно, тогда будешь выглядеть и в 50 красивой.

Согласно противоположному представлению, каждый возраст имеет соотносимый с ним тип красоты. В каждом возрасте женщина по-своему красива. У каждого возраста своя красота. (рекл.). Каждый человек способен достичь достаточно высокого уровня физической красоты и крепости тела, соразмерных его возрасту и состоянию здоровья. Женщина бывает красива в любом возрасте. Каждая — по-своему. Ухоженная женщина, умеющая себя преподнести, красива в любом возрасте. Женщина красива и привлекательна в любом возрасте, только по-своему. В каждом возрасте женщина может быть красива, просто красота ее меняется от свежей и зеленой до зрелой и глубокой. В подобных высказываниях эстетические свойства / качества соотносятся с осью времени, признается, что они допускают изменение во времени без утраты эстетической оценки объекта как красивого. То есть красота человека является не вневременным качеством, а реализуется как красота1, красота 2, . красота п.

Итак, язык замечает и фиксирует стереотипные и эталонные представления о красивом / некрасивом человеке. Высказывания, репрезентирующие стереотипные ассоциации красивого / некрасивого человека (в человеке) с характеристиками худой -толстый, высокий – низкий, молодой – старый, содержат представление о красоте как свойстве внешнего облика.

Для стереотипных представлений об эстетической сфере человека характерна упрощенность, обобщенность (свойство всех стереотипов), поляризованность оценки (специфическая характеристика эстетических стереотипов). Главная особенность стереотипных представлений о красоте – возможность одновременного функционирования противоположных друг другу

(антагонистических) стереотипов в одном и того же национально-культурном сообществе, что подтверждается регулярностью их вербализации.

http://www. iwoman.ru/phpBB 14-index-action-viewtopic-topic-4154.html;

http:// dietmagic. ru/;

http: //www. domzv. ru/trenag. asp;

http: //www. j ustlady. ru/beauty/522/;

http://www.secur.ru/vitmib31 .htm и др.

ССЫЛКИ НА ЛИТЕРАТУРУ

1. Белова О. В. Этнические стереотипы (по данным языка и народной культуры славян: Автореф. дис. . д-ра филол. наук. – М., 2006. – 21 с.

2. Маслова В. А. Лингвокультурология: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 208 с.

3. Маслова В. А. Когнитивная лингвистика. – Мн.: ТетраСистемс. -2004. – 256 с.

4. Прохоров Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения. – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 224 с.

5. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. -М.: Наука, 1988. – 341 с.

6. Коротун О. В. Категоризация языкового образа «внешнего человека» в ЯКМ и дискурсивной практике носителей русского языка // Язык. Человек. Картина мира. Лингвоантропологические и философские очерки. Часть II. / Под ред. М. П. Одинцовой, Н. В. Орловой. – Омск: Вариант-Омск, 2006. – С. 87-105.

7. Фразеологический словарь русского языка /Под ред. А. И. Молоткова. Изд. 4-е. – М.: Рус. яз., 1987. – 544 с.

«Огонь внутри»: художницы о стереотипах и женской красоте #ЗаЮлю

Художницу Юлию Цветкову хотят осудить на шесть лет по статье о распространении порнографии из-за рисунков женского тела. Чтобы обратить внимание на проблему и выразить солидарность, мы попросили 26 современных художниц рассказать, что для них женская красота. И нарисовать.

Алина Дасаева,

студентка, иллюстратор, 21 год

Всегда старалась обходить стандарты красоты стороной. Не люблю это понятие. Все девушки по-своему прекрасны, кто дал нам право решать, что одна красива, а другая нет? Конечно, мода диктует правила, и если сейчас актуально быть «худой», не факт, что завтра это не изменится. Всегда был свой «идеал красоты», и журналы, телевидение, а теперь соцсети — прекрасное тому доказательство. Как же круто, что сейчас стереотипы рассыпаются и все чаще появляются сторонники бодипозитива и просто смелые люди, которые с гордостью заявляют о своей естественности.

Женская красота — что-то метаморфозное, неуловимое. Если женщина счастлива и уверена в себе, то она сияет и приковывает взгляды. Это не внешность, а состояние души.

Ася Киселева,

иллюстратор, 24 года

Любые стереотипы — полная фигня. Это то, что исключает осознанность и свободу.

Для меня женская красота — то, что внутри тебя, твои нематериальные богатства. Мудрость, любопытство, драйв, доброта. Это делает любого человека красивым, не только женщину.

Маша Бойнова,

иллюстраторка и тату-мастер, 26 лет

Я отрицательно отношусь к стереотипам, хотя бы потому что это застоявшаяся, окостеневшая мысль, мешающая мышлению. Они не дают развернуться и уловить именно свое мнение.

Для меня красота — естественность, радость нахождения в гармонии с собой. Это волнистые волосы, которые не распрямляют, а если и распрямляют, то осознанно (я хочу, могу и буду!), а не потому, что только так можно быть красивой, приемлемой. Само слово «приемлемый» символизирует неправду, будто это допустимое пересечение границ «общества», универсальность, которой надо подражать, вместо того чтобы любить себя настоящим, видеть других и их особенную красоту.

Ася Дыро,

29 лет, художница

Ко всем стереотипам я отношусь только как к механизму социальной адаптации. Они помогают нам проще ориентироваться в мире, но мешают увидеть его таким, какой он есть.

Красота — это смелость быть таким или такой, как тебе хочется.

Анна Саруханова,

иллюстраторка, 26 лет

Будучи подростком, я очень переживала, что толстая и недостаточно красивая. Из-за складок на животе, когда сядешь определенным образом, особенно переживала — лет в 11 прочитала у Лукьяненко, что женщины с ними достаются только лошкам всяким, и долгое время жила в уверенности, что со мной так и будет. Мне жаль, что в моей жизни были годы, когда я запрещала себе жить нормально, «пока не похудею».

Читайте также:
В каком возрасте приходит старость

Юля Цветкова работала именно с подростками, которые больше других подвержены влиянию стереотипов. Я сейчас смотрю на знакомых девочек, и они тоже все стесняются своего тела. Говоришь им, что красивые, но нет, не верят. Важно, что у каких-то подростков была возможность встретить такого человека, как Юля, и переосмыслить это все.

У меня как-то был спор с одной девушкой, которая утверждала, что все люди по-своему красивые. А я все-таки уверена: если есть красивые, должны быть и некрасивые — это такое восприятие мира от человека, который работает с графикой и контрастами. Другое дело, что это не совокупность критериев, в которую можно вписаться. Не то, что похудеешь, побреешь ноги, избавишься от прыщей и только это сделает тебя красивой, а более сложные механизмы.

Наташа Новикова,

художник и мультимедийный дизайнер, 21 год

Слова «стереотип», «стандарт» для меня уже подразумевают что-то негативное. Раньше они давили на самооценку через интернет, но сейчас я справилась со своими страхами. Очень радуюсь, когда популярные бренды и журналы показывают прекрасное многообразие человеческого тела. Надеюсь, они не потакают обществу и действительно устали от жестких рамок и ломают их.

Женская красота — уверенность и любовь к себе, чувство достоинства. Если внутри есть сила (наверное, это сравнимо даже с чем-то волшебным), то женщина способна на все. Это как внутренний огонь, который может менять цвета, создавать еще больше энергии. Тело никогда для меня не было олицетворением красоты — всегда можно похудеть, потолстеть, подрезать, подровнять, подкрасить. Тело — скорее отражение здоровья и той силы, которая есть внутри. Красота в осознании абсолютной силы женщины и бессмертия духа.

Настя Туровская,

иллюстраторка и художница, 25 лет

Как феминистка и любой адекватный человек, я отношусь к стереотипам негативно. Не должно быть никаких стандартов, определяющих, как женщина должна одеваться, выглядеть, краситься. Все, что она хочет делать со своим телом (без вреда для здоровья), — ее личное право.

Красота для меня — это ум, внутренняя и внешняя сила. К сожалению, сейчас еще существуют «идеалы», это и про макияж и пластические операции. Не могу сказать, сама ли женщина хочет выглядеть красиво, ее свободная воля, или это требование общества, в котором, например, кассиры и продавщицы обязательно должны следить за макияжем, волосами и ногтями. Если они это делают, то главное — комфорт и уверенность, ощущение, что они красивы. И я поддерживаю всех женщин, которые красятся для себя, если считают это нужным.

Аня Евдокимова,

23 года, художник-иллюстратор и графический дизайнер

Во мне еще есть ряд комплексов, надиктованных разного рода стандартами, но со временем становится меньше. Главное — осознать, тогда они постепенно отступают. Сейчас легче идти по пути принятия себя. Спасибо честным, смелым людям и проектам, которые делают все возможное для этого.

Скажу довольно популярную вещь, но красота бывает разная. Я никогда не влюблялась в определенную форму, это были всегда отличные фигуры и лица, все по-своему красивые.

Для меня красота всегда подсвечивается мелочами, что-то вроде неловких жестов, голоса, незнакомой ранее формы руки и загадки в глазах.

Таня Апейрон,

20 лет, художница

Стандарты красоты сделали мой (и не только) путь любви к себе долгим и болезненным. Но сейчас я просто с радостью закрываю на них глаза.

Я в восторге от женской красоты. Женщина — олицетворение природы, ее удивительное творение. Для меня, как для художницы, нагое женское тело — это искусство.

Лиза Плакса,

художница, участница коллектива «Наша Утопия», 26 лет

Мне очень не нравится, когда люди навязывают свое мнение, особенно если оно основано на дурацких стереотипах. Такое расстраивает и отвлекает от важных дел и мыслей. Именно об этом моя работа. Я совершенно не против всяких процедур и операций, но только если они в радость, а не потому что надо. Очень надеюсь, что застану время, когда все наконец перестанут лезть не в свое дело (ведь наше тело — только наше дело) и будут жить дружно.

Красота для меня — это счастливая улыбка и румяненькие щечки.

Марта Амбарцумян,

диджитал-художница, 20 лет

Стандартизировать все — странно. Когда у каждого свое представление о внешности, весе, образе, с которыми комфортно жить, то это супер.

Женская красота — вдохновение. Она бывает разной, у нее уникальная энергия, которую клево улавливать.

Лена Гордеева,

иллюстраторка, 29 лет

Стереотипы о красоте и женском теле — полная шляпа, они портят жизнь всем девчонкам без исключения. Рада, что сегодня установки вроде «надо воевать с целлюлитом» себя изживают.

Я рисую, поэтому моя оптика сильно распахнута: я вижу красивыми абсолютно все тела и не только. Обожаю складочки, шрамики, прыщики, для меня в них история и характер.

Алиса Йоффе,

художница, 32 года

Я живу в обществе, работаю с изображением и показываю работы другим людям, у которых есть свои представления, стереотипы и стандарты.

Запретов на творчество у меня нет, но допускаю, что они могут быть у зрителя. Поэтому необходимо бесплатное образование, свободное обсуждение и популяризация научного подхода к человеку и его телу. Мы не должны бояться инструментов своего же воспроизводства: вагины и пениса. Возможно, в будущем сношение потеряет смысл, но пока люди размножаются благодаря половым контактам, эта тема должна быть открытой.

Красота женская, мужская. Красота вируса или машины. Рождения и смерти. Красота — относительное понятие, повторю слова старого немецкого художника Альбрехта Дюрера: “ What beauty is, I know not ”.

Наташа Сорокина,

иллюстраторка и тату-мастерица, 23 года

Стереотипы формируют нездоровое восприятие своего и чужих тел. А красота — очень субъективная штука. Женская не отличается от человеческой. Все люди по-своему прекрасны, и в первую очередь это идет от сердца. Персона красива, когда он/а улыбается, счастлив/а и здоров/а, может заниматься любимыми вещами, самовыражается и заботится о себе. Такие штуки очень преображают человека.

Читайте также:
Как быстро похудеть в домашних условиях без диет и фитнеса

Ира Ленсберр,

графический дизайнер, 32 года

«Слово „ красиво “ не стоит употреблять, потому что никто не может объяснить, что это», — говорил мой преподаватель в университете. И можно было закончить этой цитатой, потому что я искренне считаю, что понятие красивости и красоты у каждого свое. Все, что я считаю таковым, — мое личное мнение, которое никак не должно влиять на кого-то.

Несмотря на то что я давно работаю в рекламе, к стандартам отношусь отрицательно и очень рада, что хотя бы небольшими шажками индустрия начинает от них отходить, появляются разные люди и ретушь становится все более человечной. Такие подвижки расширяют границы восприятия, меняют угол зрения, и это здорово. Да, как и все новое, это тоже сопровождается негативом. Но надо продолжать.

Единственное, что меня печалит, — то, что восприятие тела (и обнаженного особенно) начинает уходить в какое-то слишком консервативное русло. Надо воспитывать более спокойное и здоровое отношение.

В противном случае как-нибудь мы закроем плашками тела в книгах по искусству. На всякий случай.

Очень не хочется такой демонизации, особенно в искусстве.

Маша Сомик,

художница, 32 года

Порой я очень остро ощущаю влияние этих стандартов на себе, так что вижу среду со стереотипами опасной, агрессивной и высасывающей энергию. Мне нравится мир, где норма то, что все разные, где у красоты нет правил, люди ценят друг друга и уважают, а голое тело — это просто тело.

Мое тело — мой дом.
И я хочу чувствовать себя в нем безопасно.

Красота — это искренность, наслаждение и любовь к тому, чтобы быть собой. Сверкающая энергия.

#пронауку: что такое лукизм и как он влияет на оценку окружающих

Что такое лукизм

Лукизм — это дискриминация по внешности. Бодипозитив в последние годы стал важной частью жизни. Многие наконец научились любить себя и свое тело, принимать неисправимые недостатки и избавляться от комплексов, которые с ними связаны. На этой волне стало очевидно, что все люди разные и нельзя относиться к человеку с предрассудками, ориентируясь только на внешность. Тем не менее фраза «встречают по одежке» по-прежнему актуальна. Дискриминация по внешним признакам может быть неосознанной: у большинства людей красота с детства ассоциируется с чем-то правильным и хорошим, в то время как изъяны провоцируют негативные реакции.

Внешность ни на что не влияет

Если вам кажется, что от внешности в современном мире ничего не зависит и дискриминации не существует, ознакомьтесь с исследованиями доктора психологических наук Алана Файнгольда [1]. Он долгое время изучал, как привлекательность человека влияет на отношение окружающих. В целях эксперимента ученый организовывал постановочные судебные процессы с участием присяжных. Файнгольд представлял им двух ненастоящих обвиняемых, якобы совершивших одни и те же преступления при аналогичном семейном статусе и положении в обществе. Один из актеров был внешне привлекателен, другой отличался отталкивающей либо невыразительной внешностью. Выяснилось, что красивым людям выносили более мягкие приговоры.

Откуда берутся стереотипы

Ученые Даниэль Хамермеш и Джефф Биддл годами работали над изучением того, как стандарты красоты варьируются в зависимости от культуры [2]. Например, японские женщины стремятся сделать глаза большими, а представители племени убунгу — максимально растянуть нижнюю губу тяжелыми украшениями. Помимо территориальных критериев, представления о привлекательности меняются с годами. В 1891 году компания Ritter & Co. продавала добавку для набора веса Fat-Ten-U Foods, потому что худоба считалась некрасивой. В 2002 году американские маркетологи запустили продукт Slim Fast для борьбы с лишним весом.

Хамермеш и Биддл утверждают, что стандарты красоты в обществе меняются очень медленно, при этом они едины для всех. В одном из экспериментов ученые попросили людей в возрасте от 7 до 50 лет оценить привлекательность нескольких человек на фото. Ответы совпадали независимо от возраста и пола респондентов.

Почему нам нравится то, что красиво

Можно убеждать себя, что внешняя красота не имеет значения, но подсознательно мы испытываем больше позитивных эмоций при виде привлекательных людей. Антропологи считают, что положительная реакция на физическую красоту развилась в процессе эволюции [3]. Привлекательность во многом служит подтверждением здоровья. Сильное тело, упругая кожа, блестящие волосы, симметричные формы — такой партнер должен стать гарантом крепкого потомства. В течение веков развивался неосознанный вкус, который приносил пользу генофонду человечества. Сегодняшние представления о красоте выходят за рамки выбора партнера. По словам Файнгольда, красивым людям чаще приписывают положительные социальные качества [4]. Например, аудитория склонна считать симпатичного оратора более убедительным.

Красивый человек лучше во всем?

Исследователи отмечают, что привлекательные люди чаще получают отклик и помощь, если обращаются к незнакомцам [5]. Стереотипам подвержены не только взрослые, которые могут воспринимать красивого человека как потенциального партнера, но и дети. Учащиеся начальной школы оценивают привлекательных учителей как приятных и умных. В то же время менее симпатичные преподаватели им редко нравятся [6].

В общем красивые люди воспринимаются обществом как общительные, доминирующие, сексуальные и психически здоровые.

Красота помогает карьере

Основываясь на идее общекультурных стандартов красоты, исследователи изучили влияние физической привлекательности на уровень дохода людей [7]. Чтобы выделить красоту как определяющую экономическую переменную, в расчетах контролировались и другие факторы: семейное положение, образование и состояние здоровья. За четыре года исследователи собрали подробные демографические данные о трудоустройстве жителей Северной Америки. Выяснилось, что люди, которые лучше выглядят, в большинстве случаев получают более высокую зарплату, работая на аналогичных должностях с несимпатичными коллегами, которые зарабатывают меньше.

Финансы и привлекательность

В последующих исследованиях ученые сузили фокус экономического влияния красоты на конкретные области карьеры, которые требуют специальной подготовки и талантов. Они отслеживали заработки выпускников престижной юридической школы в течение 20 лет. Результаты показали, что красивые специалисты добивались больших высот, не боялись требовать высокую оплату работы и в основном занимались частной практикой [8]. Можно предположить, что есть обратная взаимосвязь: при наличии денег проще придерживаться здорового питания и пользоваться услугами фитнес-тренеров и салонов красоты. Но ученые утверждают, что выбирали людей с одинаковыми исходными данными с целью исключить финансовые факторы, которые изначально могли повлиять на возможности.

Читайте также:
Книга о знакомствах в интернете - Любовь - обманная страна

Смириться с разнообразием?

По итогам исследований можно воспринимать красоту как счастливый лотерейный билет: кому-то повезло, а кому-то не очень. Ведь люди рождаются в семьях с разным достатком, и финансовые возможности по аналогии с привлекательностью тоже дают преимущества на старте. Но если подключить логику, то становится очевидно: красота — не гарант интересной и умной личности, ответственного сотрудника или заботливого супруга. Когда людям удается не идти на поводу стереотипов и подсознательного восприятия, они могут получить идеального друга, коллегу или партнера, не соответствующего общепризнанным стандартам красоты.

Как добиться успеха в обход лукизма

Существует зависимость между самооценкой и возможностями человека. Это подтверждает исследование ученых Мэттью Малфолда из Лондонской школы экономических и политических наук и Джона Орбелла из Орегонского университета. По результатам их тестирования, женщины, которые считали себя красивыми, оказались более успешными, независимо от того, какими их видят окружающие. Исследователи уверены, что самовосприятие играет гораздо большую роль, нежели реальная физическая привлекательность [9].

Как искоренить лукизм

Раньше лукизм был обязательным для выживания рода, но теперь это чаще всего атавизм, когнитивное искажение, из-за которого привлекательные люди кажутся нам более надежными. Этот вопрос волнует ученых и руководителей; в некоторых западных компаниях принято вносить в административные документы поправки, запрещающие дискриминацию по внешнему виду. Исследователи приходят к выводу, что искоренить стереотипы всегда непросто, нужна постепенная работа с осознанием истинных ценностей и воспитание широты мышления. Чтобы человек сам мог избавиться от лукизма, ему стоит следить за ходом своих мыслей и критически подходить к оценке окружающих.

Феминизм и красота. Кто придумывает бьюти-стандарты и как они меняются?

Как меняются каноны красоты и могут ли они сочетаться с феминистическими взглядами?

Вероника Фонова – алматинская фем-активистка. Она не раз высказывалась в СМИ против патриархальных ценностей. Она же была в числе феминисток, которые 8 марта 2017 года прошлись маршем по Арбату в Алматы.

Также Вероника обладает яркой внешностью и любит экспериментировать с макияжем, её образы в Instagram часто получают положительные отзывы.

Бьюти-стандарты и красота как некая обязанность женщины – то, против чего традиционно выступает феминизм. Но во многих случаях борьба за права женщин вовсе не означает отказа от макияжа или желания хорошо выглядеть.

В третьей волне феминизма стало возможно направление lipstick feminism (lipstick — губная помада), призывающее женщин не отказываться от макияжа и не стесняться выглядеть сексуально, если это продиктовано личным желанием.

Читайте также:

Вероника Фонова считает, что эстетизация внешности вне патриархального общества возможна. К примеру, как одна из форм искусства. Вне зависимости от гендера люди могли бы примерять разные образы, текстуры и краски.

“Важно осознавать, что стандарты красоты – это адаптивные предпочтения, навязанные извне. Я не думаю, что делаю это (макияж –Авт.) только для себя, – говорит Вероника Фонова. – Я понимаю влияние медиа, патриархата и современной культуры. Но мне нравится экспериментировать с макияжем, создавать интересные образы, ведь я дизайнерка, моя работа связана с иллюстрацией, творчеством. Я пользуюсь макияжем не для того, чтобы скрыть свои мифические недостатки, а для того, чтобы сделать что-то творческое, что будет выглядеть ярко и необычно”.

Какой могла бы быть красота без гендерных стереотипов и что это вообще такое? Актуально ли сегодня воспринимать красоту как некий трансцендентый идеал по примеру Достоевского или это лишь социальный конструкт, который усиливает гендерное неравенство?

Бритые ноги и образ домохозяйки

Современная женщина становится всё более экономически независимой. Удачное замужество теперь не определяет её благосостояния, а значит, красота не является обязательным условием существования.

С другой стороны, понятие красоты стало близким к социальному статусу. Ухоженная внешность, спортивная фигура, молодость – индикаторы успешности человека.

Но требования к женской внешности всё ещё гораздо выше, чем к мужской. Что бы ни делала женщина, в первую очередь общество оценивает то, как она выглядит. Почему так сложилось?

До конца Промышленной революции (начало XIX века) стандарты женской красоты ещё не были универсализированы. Они распространялись лишь на аристократок и проституток. А женщин из остальных слоёв населения оценивали исключительно по их трудоспособности. Женские рабочие руки были востребованы и на ферме, и на городских фабриках.

Ситуация изменилась в начале 1900-х годов, когда начала развиваться киноиндустрия, а вместе с ней модный бизнес и косметология.

Затем в 1940-х из-за моды на укороченные платья женщины стали повсеместно брить ноги. Вскоре бритые ноги становятся стандартом.

Но домашний быт всегда оставался женской прерогативой, поэтому в 1950-х, в том числе и в СССР, зародился образ идеальной домохозяйки: приветливая стройная женщина, которая печёт пироги в нарядном платье и в макияже, симбиоз труженицы и красотки с большого экрана.

На 1960-1990 годы пришлась вторая волна эмансипации, во время которой женщины получили избирательные и имущественные права, и б о льший выбор профессий. Но несмотря на это, стандарты женской внешности с каждым годом становились всё более и более сложным конструктом.

Как постмодернизм повлиял на стандарты красоты

Красота – это социальный конструкт. Об этом говорят сотни исследований социологов, антропологов и культурологов. В 2015 году были популярны ролики ” 100 Years of Beauty” демонстрирующие то, как кардинально менялись представления о красоте каждое десятилетие. Как на эти представления влияли политическая (война), культурная (европеизация), экономическая ситуации и религия.

При этом стандарты красоты зависят не только от конкретной культуры, общества, сообществ, но и личности субъекта, смотрящего на красоту, его опыта и предпочтений.

Считается, что римляне считали красивыми женщин с крупными чертами лица, греки – светловолосых, в средневековой Европе идеалом были бледные женщины с удлиненными конечностями и выпуклым животом, символизирующим вечную беременность. Однако не всё так однозначно.

“Надо понимать, что в каждую эпоху существует мода на те или иные типажи, обычно даже одновременно несколько мод. Сегодня конвенционально красивой могут назвать и высокую блондинку с женственными формами и мальчикоподобную брюнетку. Мы никогда не найдем тот женский образ, который будут считать красивым абсолютно все в ту или иную эпоху, мы можем только выделять отдельные черты и пытаться найти им объяснение”, – говорит научный сотрудник лаборатории социологии, преподаватель антропологии религии Европейского университета в Санкт-Петербурге Елена Хитрова.

Читайте также:
Депрессия - как бороться и избавиться

Говоря преимущественно об европейской истории искусств и культуры, необходимо учитывать, что наша современность – эпоха постмодернизма – очень европоцентрична. Казахстанская культура не исключение. Доктор искусствоведения Молдияр Ергебеков объясняет это глобальной европейской колонизацией, частью которой были российская, а затем советская экспансии в Центральной Азии.

” Несмотря на то, что Советский Союз стремился сформировать собственное идеологическое искусство, такое, как соцреализм, он не смог отойти от западных канонов, особенно после Второй мировой войны, – говорит искусствовед Молдияр Ергебеков. – Та же импортная одежда, привозимая небольшими партиями в СССР из западно-социалистического блока, для советских людей считалась образцом красивой одежды на протяжении всего советского периода. В период модерна с Запада распространились такие конструкты, как индустриализация, понятие нации, национального государства, капиталистическая экономика и многие другие вещи. Поэтому, всё европейское приравнивается к идеальному”.

Тендеции: гендер, андрогинность и бодипозитив

Главная тема последних лет модной индустрии – это гендер. Все чаще дизайнеры экспериментируют с андрогинным стилем, надевая на мужчин платья, а женщинами в смокинге уже никого не удивишь. Впрочем, андрогинность как субкультура появилась ещё раньше. Дэвид Боуи, Принс, Энни Леннокс, Кейт Мосс, Тильда Суинтон подчёркивали свою внегендерность задолго до того, как стали популярными андрогинные модели начала 2010-х: Андреа Пежич, Саския де Брау, Агнесс Дейн.

В 2018 году транс-женщина, актриса и модель с андрогинной внешностью Хари Неф стала лицом L’Oréal, H&M и сыграла в сериале Netflix “You” не транс-персону, а цисгендерную женщину.

Несмотря на это, подч ё ркнуто женственный образ остается ещё актуальным. Тонкая талия, пышный бюст, пухлые губы – эти идеалы были заданы голливудскими актрисами в 1930-1950 годах. Именно тогда в Голливуде сложилось существующее сейчас кинопроизводство, и кино стало по-настоящему массовым искусством.

Кинокритик Олег Борецкий отмечает особый статус актрис той эпохи. Их красота оценивалась как нечто элитарное и недостижимое.

“Это были настоящие кинобогини, они являли собой самые разные стороны женской красоты: романтическая звезда Одри Хёпберн, Вивьен Ли – “красавица с лицом феи”, так её называли современники, та же Мерилин Монро и её сексапильный образ, – говорит Олег Борецкий. – Тогда не было интернета и пресловутых айфонов, люди ходили в кинотеатры и смотрели на звёзд снизу вверх. Это были богини, которые были выше тебя, законодательницы моды и красоты”.

В 1980-1990-ые годы эта эпоха кино закончилась, и по словам Борецкого, произошёл радикальный крен в культуру постмодерна. Оказалось, что можно смотреть на звёзд не только снизу вверх. В кино появилось понятие “девушка, живущая по соседству”: неважно, красива героиня или нет, её образ устроен таким образом, чтобы зрительница могла идентифицировать себя с ней.

“А ведь ни Грета Гарбо, ни Вивьен Ли, ни даже Одри Хёпберн никогда не были актрисами, с которыми себя ассоциировала зрительница”, –говорит Борецкий.

По словам кинокритика, кино является отражением того, что происходит в обществе. Телесные каноны в истории культуры особенно интенсивно менялись в последние десятилетия. Поэтому пышные формы, распущенные волосы, которые по словам кинокритика, являлись волшебным символом женского очарования, уходят с экранов. Один из признаков нового времени – начавшийся в своё время бум на одежду от Кельвина Кляйна, придумавшего джинсы унисекс. Джинсы стёрли границы между мужчинами и женщинами.

“Если в прошлом одежда женщины, её макияж были противоположны брутальному образу мужчины, то сейчас всё изменилось”, – говорит Борецкий,

Также в фильмах стала подниматься тема трансгендерности, это данность и отражение процессов, которые происходят в обществе, отмечает критик. Кроме того, сегодня кино реабилитировало нестандартное телосложение, став таким образом своеобразной терапией и носителем идеи боди-позитива.

“Спекуляции на внешности – это медленный яд”

Клинический психолог и психоаналитик Маргарита Спасская рассказывает, что давление на женщин в том, что касается внешности, за последние десятилетия увеличилось в разы.

“Многие женщины испытывают сложности с принятием своего тела. И обычно им об этом трудно говорить. Причем, условно объективные данные вообще не имеют значения, – говорит Маргарита Спасская. – Внешность и возраст часто становятся способом манипуляции со стороны партн ё ра или окружающих, что зачастую полностью не осозна ё тся женщиной. То есть это полностью бессознательный процесс. И когда ко мне приходит женщина, которой около тридцати, и говорит, что чувствует себя старой – я в первую очередь предполагаю наличие отношений с партнёром-мучителем. Спекуляции на внешности – это медленный яд, который сильно влияет на самооценку и самовосприятие, забирает у человека массу психической энергии, времени и денег, и способствует тому, что после определённого возраста женщины становятся невидимыми”.

Специалистка отмечает, что люди, считающие себя достаточно красивыми, встречаются очень редко. Психолог считает, что не последнюю роль в существующих стандартах красоты играют реклама и индустрия красоты:

“Фото и видео показывают нам “совершенных” людей, не имеющих изъянов во внешности. Каждая из этих ловушек – трудная борьба, которую большинство женщин ведут в одиночестве”.

При этом, даже понимая процессы формирования сверхценности внешности, женщина всё равно является заложницей среды, говорит психолог.

“Можно видеть как это устроено и одновременно быть травмированной этими процессами навязывания стандарта, поэтому важна не только индивидуальная работа психолога в кабинете, но и реальные изменения в самом обществе, – прокомментировала Маргарита Спасская”.

Рыночные отношения и красота

Индустрия красоты – серь ё зный рынок, который, по словам экспертов , с момента появления продолжает расти. Мировой оборот только косметических продуктов в 2017 году оценивался в $532,43 млрд. Для сравнения – примерно такую сумму в 2017 составил ВВП богатой Швеции. А в Казахстане объ ё м рынка косметических средств, парфюмерии и товаров для ухода за собой в 2017 году составил 222,1 млрд тенге. Кроме того, косметическую продукцию с разной степенью регулярности покупают около 80% населения .

Читайте также:
Настоящая и выдуманная жизнь в социальных сетях

Американская писательница и феминистка Наоми Вульф в своей культовой книге “Миф о красоте: Стереотипы против женщин” (The Beauty Myth: How Images of Beauty Are Used Against Women, 1991) описывает красоту как некий формировавшийся столетиями миф. Он включает в себя такие стандарты красоты, которые среднестатистической женщине сложно воплотить в реальной жизни.

Сами процедуры, приводящие к этой красоте сравниваются с сизифовым трудом: несмотря на трудоемкость и затратность, они ещё и заведомо малоэффективны.

Таким образом, женщины тратят много энергии на то, что в принципе недостижимо. Это влияет на их самооценку: они всегда недовольны собой и считают себя “недостаточно женщинами”. По мнению писательницы, идеалы красоты создаются конкретными институциями и имеют цели: напрямую с мифом о красоте связаны прибыли корпораций, которые контролируют бьюти-индустрию.

В свою очередь, эти корпорации платят за рекламу средствам массовой информации. СМИ, в свою очередь, транслируют в общество те самые стандарты красоты, которые прочно въедаются в наши представления о себе самих и окружающих.

Вульф также заявляет, что отстаивает право женщины самой выбирать, как она хочет выглядеть и кем хочет быть, а не подчиняться законам, диктуемым рыночной экономикой и индустрией рекламы. Поэтому её книга стала манифестом феминисток третьей волны, которые сфокусированы больше не на базовых потребностях и возможностях (право на голосование, на работу и учёбу), а на личных свободах.

Куда движутся стандарты женской красоты?

Мировые тенденции показывают, что бьюти-стандарты всё же движутся в сторону отказа от объективации и признания индивидуальности.

В 1968 году феминистки в Атлантик-сити провели одну из первых в истории громких акций протеста против конкурса красоты “Мисс Америка”. Протестующие женщины выбрасывали в символическое мусорное ведро бюстгальтеры, туфли на каблуках, косметику, сковородки и глянцевые журналы.

В 2018 году конкурс “Мисс Америка” отказался от дефиле в бикини, отправил в отставку прежних руководителей, обвинённых в сексизме и теперь декларирует бодипозитив, а глянцевый журнал Glamour возглавила политический репортёр из CNN Саманта Берри, и журнал впервые разместил на обложке актрису Мелиссу Маккарти, которую СМИ обычно критикует за лишний вес.

Красота и стереотипы красоты

Миф о красоте. Стереотипы против женщин

Книга издана при поддержке Фонда имени Генриха Бёлля

Переводчики Анастасия Графова, Татьяна Графова

Редактор Наталья Нарциссова

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректоры С. Мозалёва, Е. Аксенова

Компьютерная верстка А. Фоминов

Дизайнер обложки Ю. Буга

© Naomi Wolf, 1991, 2002

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Посвящается моим родителям – Деборе и Леонарду Вульф

Гораздо сложнее убить призрак, чем реальность.

Когда больше 10 лет назад эта книга была впервые опубликована, у меня появилась возможность познакомиться с тысячами реальных жизненных историй. В письмах и беседах женщины рассказывали мне о тех трудностях, через которые им пришлось пройти, чтобы в результате нелегкой внутренней борьбы избавиться от гнета того, что они называли «мифом о красоте». С точки зрения внешности между этими женщинами не было ничего общего. Молодые и не очень, они говорили о том, что боятся состариться; и худые, и полные рассказывали, сколько им пришлось пережить ради того, чтобы соответствовать идеалу стройности; представительницы разных рас, в том числе женщины с модельной внешностью, признавались, что всегда знали: идеал красоты – это высокая стройная блондинка с правильными чертами лица и безупречной кожей, иными словами, «совершенное» создание, которым, как они чувствовали, они не были.

Я благодарна судьбе за то, что мне посчастливилось написать книгу, которая обогатила мой жизненный опыт опытом других женщин, живущих в самых разных уголках нашей планеты, а точнее – в 17 странах мира. Но еще больше я признательна судьбе за то, что моя книга оказалась полезна читательницам. Я часто слышала от них: «Ваша книга помогла мне избавиться от расстройства пищевого поведения», «Теперь я совсем по-другому читаю женские журналы», «Я перестала ненавидеть свои ноги, которые раньше казались мне “гусиными лапками”». Многим женщинам моя книга помогла обрести внутреннюю силу и уверенность в себе, разглядеть и уничтожить свои собственные мифы о красоте.

Эта книга не только нашла отклик у широкого круга читательниц самого разного происхождения и социального статуса, но и вызвала большой общественный резонанс. Женщины-телеведущие ополчились на меня за слова о том, что их зарплаты напрямую зависят от их внешних данных. Радиоведущие, придерживающиеся правых взглядов, утверждали, что раз я не могу соответствовать представлениям о том, как должна выглядеть женщина, то, наверное, со мной что-то не так. А журналисты, бравшие у меня интервью, намекали на то, что моя озабоченность проблемой анорексии есть не что иное, как следствие психологической драмы белой девушки из привилегированной семьи, которая не нашла своего места в жизни. На какую бы передачу я ни пришла, адресованные мне вопросы звучали почти враждебно, и не исключено, что причиной тому было воздействие транслируемой после передачи рекламы, оплаченной многомиллиардной индустрией красоты. Нередко комментаторы преднамеренно или случайно, но всегда безосновательно обвиняли меня в том, что я якобы призываю женщин не брить ноги и не пользоваться губной помадой. В действительности это не так, поскольку то, что я действительно отстаиваю в своей книге, так это право женщины самой выбирать, как она хочет выглядеть и кем хочет быть, а не подчиняться законам, диктуемым рыночной экономикой и индустрией рекламы.

Складывалось впечатление, что радиослушатели и телезрители (правда, в бóльшей степени на публике, чем наедине с собой) считали: ставить под сомнение идеалы красоты не только неженственно, но и непатриотично, даже как-то не по-американски. В XXI в. читателю может быть трудно в это поверить, но тогда, в 1991 г., оспаривать идеал красоты казалось недопустимым. В те годы мы только приходили в себя после периода, который я назвала «жестокие восьмидесятые», когда в нашей культуре ярко выраженный консерватизм тесно переплетался с сильнейшим антифеминизмом, что делало обсуждение идеалов женственности признаком невоспитанности и даже эксцентричности. Только что закончился президентский срок Рональда Рейгана, поправка о равных правах так и не была ратифицирована, активность женского движения пошла на убыль, и женщинам открыто заявляли, что они не могут «получить все и сразу». Как очень точно подметила в своей книге «Обратная реакция» (Backlash) Сьюзен Фалуди, журнал Newsweek убеждал женщин в том, что у них значительно больше шансов погибнуть от рук террористов, чем выйти замуж на пике карьеры. Слово «феминизм» стало ругательством. Считалось, что женщины, недовольные представлениями о красоте, которые навязывались им обществом, сами далеки от совершенства: они толстые, некрасивые, неспособные удовлетворить мужчину, «нацисты в юбке» или даже – о ужас! – лесбиянки. Идеал того времени – стройная и при этом полногрудая женщина белой расы, что в природе встречается не часто, – воспринимался как вечный и неизменный не только средствами массовой информации, но и – нередко – читателями и телезрителями. И казалось бесспорно важным пытаться соответствовать этому идеалу.

Читайте также:
Осенняя депрессия у женщин – как избавиться самостоятельно

Когда в своих публичных выступлениях я говорила, например, об эпидемии расстройств пищевого поведения или об опасности силиконовых имплантатов груди, мне часто отвечали цитатами из «Пира» Платона, произнося что-нибудь вроде: «Женщины всегда страдали во имя красоты». Иными словами, в то время еще не сформировалось всеобщее понимание того, что идеалы красоты не просто падают с неба, что на самом деле они кем-то создаются, причем создаются с вполне определенной целью. Такой целью, как я пыталась объяснить, часто бывают деньги, а точнее – рост прибыли рекламодателей, которые платят деньги средствам массовой информации, а те, в свою очередь, и создают нужные идеалы. Я доказывала, что идеал красоты служит также и политическим целям. Чем более прочные позиции занимали женщины в политической жизни, тем сильнее давили на них идеалы красоты, главным образом для того, чтобы отвлечь их внимание и перенаправить их энергию в другое русло, остановив их движение вперед.

А как обстоит дело сейчас, 10 лет спустя? Что представляет собой миф о красоте сегодня? Он несколько видоизменился, и потому на него можно посмотреть свежим взглядом.

Радует то, что в наше время уже трудно найти 12-летнюю девочку, которая не понимала бы, что «идеалы» ложатся на девушек слишком тяжким бременем. Они противоестественны, и слепо, рабски следовать им не только вредно для здоровья, но и совсем не круто. Журнал American Girl, целевая аудитория которого – девятилетние девочки, учит относиться к своему телу с любовью и объясняет, что стремление выглядеть как Бритни Спирс не сделает счастливой. Средние школы приглашают специалистов читать лекции о расстройствах пищевого поведения и развешивают в коридорах плакаты на тему пагубного и разрушительного влияния мифов о красоте. Идеи, первоначально воспринимавшиеся как спорное мнение аутсайдеров, стали общепринятыми взглядами, и это, безусловно, признак эволюции сознания. Время пришло: девушки и женщины готовы сказать «нет» тому, что они расценивают как тиранию. Это явный прогресс.

Как это устроено: красота

  • Об авторе
  • Недавние публикации

  • Как это устроено: обучение и память – 26.10.2018 11:45
  • Как это устроено: световая терапия – 28.09.2018 10:04
  • Как это устроено: тестируем видеорегистратор/радар-детектор Neoline X-COP 9700s – 28.08.2018 15:10

Как формируется восприятие красоты? Как стереотипы и установки, связанные с красотой, влияют на нашу жизнь? С этими вопросами мы разобрались вместе с клиническим и аналитическим психологом, консультантом в гештальт-подходе Марией Долгополовой

Восприятие красоты: гены или среда?

Существуют базовые характеристики, связанные с красотой и вкусом. Любой художник скажет вам, что если на картине изображены желтое яблоко, коричневый стол и красные шторы, то для наибольшей сочетаемости цветов нужно добавить в желтый оттенки красного и коричневого. Некоторые люди умеют замечать тонкие сочетания оттенков, некоторые — нет. Чтобы развить такую способность, вероятно, нужно иметь к этому врожденную склонность — здесь дело обстоит примерно так же, как с музыкальным слухом.

До определенного возраста у детей нет восприятия красоты в нашем, взрослом понимании. Младенцы ассоциируют привлекательность с безопасностью и, соответственно, с образом матери. Когда человек начинает подрастать, все большую роль в формировании его вкусов начинает играть среда: родители, друзья, одноклассники — и то, что транслируют в СМИ, рекламе и кино.

Если брать ближайшее окружение, то наибольшую роль здесь играют родители. Есть два противоположных варианта поведения ребенка: он либо идентифицирует свой внешний вид и предпочтения с родительскими, либо делает все наоборот. Это зависит от условий воспитания и стиля привязанности. Когда в семье безопасный стиль привязанности, теплые и близкие отношения, ребенок скорее будет копировать своих родителей («хочу быть похожей на маму»). Есть другие, менее здоровые стили: например, тревожная привязанность, или избегающая — при таком раскладе человек может делать все наперекор родителям.

Разница во вкусах между поколениями может объясняться не только отношениями в семье, но и желанием ребенка постичь границы «неизведанного», найти собственные идеалы красоты. Классический пример: ребенок из богатой семьи растет в доме, где все вылизано, все чисто и сверкает, газон подстрижен идеально ровно. Вполне возможно, что, став взрослым, такой человек полюбит хаос, заведет квартиру, где ничего не будет сочетаться друг с другом, а на его участке будет расти густой лес.

Это абсолютно нормально: люди хотят узнать, что еще есть в мире за пределами родительского дома, попробовать жить по-другому — и к эстетическим нормам это тоже относится. В итоге человек может выбрать собственные установки, а может вернуться к родительским идеалам.

Журналы, интернет, реклама и кино — все это также существенно влияет на наши представления о красоте. Причем не случайным образом.

Психологи и маркетологи часто проводят исследования, чтобы понять, какие цвета, образы и фигуры ассоциируются с успехом, богатством и безопасностью. Именно их потом используют в рекламе, чтобы продвинуть определенный продукт или бренд.

Читайте также:
Психология и отношения между людьми в семье и обществе

Например, в 30-е годы прошлого века рекламщикам удалось сделать привлекательным образ курящей женщины. До этого женщина с сигаретой воспринималась негативно, однако благодаря рекламе такой образ стал символом независимости, сексуальности и раскрепощенности. До сих пор многие мужчины находят расслабленную, неспешно курящую женщину очень привлекательной. А ведь с точки зрения эволюции у курящей женщины точно нет никаких преимуществ. Чистая уловка маркетологов!

Конечно, в идеальном мире рекламщиков мы все одинаково реагируем на привлекательные стимулы — как собаки Павлова — и начинаем любить то, что продвигают по телевидению и в прочих медиа. К счастью, это не всегда так. Есть люди более конформные, поддающиеся трендам; а есть нонконформисты — они особенно критично оценивают то, что все вокруг считают привлекательным. В процессе воспитания очень важно развивать в ребенке критическое мышление, чтобы он мог оценивать красоту, исходя из своих внутренних оценок, а не слепо следуя трендам.

Можно ли развить у себя вкус?

Тонкий вкус отличается от обычного тем, что он более требователен. Среднестатистический человек оценивает красоту как «нравится/не нравится», на основе своих ощущений. Человек с изысканным вкусом учтет много факторов: насколько интересная форма у объекта, удачное ли в нем сочетание цветов, насколько оригинальны орнаменты и так далее. А значит, вкус можно натренировать, разглядывая большое количество произведений, изучая историю искусства.

Образование тоже влияет на восприятие красоты. Если вы знаете контекст, вы можете восхищаться картиной, хотя большинство посчитает ее «нелепой мазней, которую мог бы нарисовать и школьник». Но человек с широким кругозором увидит в ней часть диалога, который вели художники того времени, или влияние целой эпохи, и это позволит увидеть ее скрытую красоту.

Красота и секс: как формируется сексуальная привлекательность

В вопросах сексуальности важное значение имеет импринтинг. Это явление ученые сперва наблюдали у уток: птенцы считают мамой того, кого увидели в первые минуты жизни — сразу после того как вылупились из яйца. Это может быть чужая утка, кошка или даже человек. Похожий принцип действует на формирование восприятия привлекательности у людей.

Во взрослой жизни мы находим привлекательными тех, кто был рядом с нами, когда мы впервые почувствовали и осознали сексуальное возбуждение. Именно так может сформироваться определенный типаж — как внешний, так и поведенческий — который будет «преследовать» нас всю жизнь.

Но есть и некие общие «законы привлекательности», причем у мужчин и женщин они разные. Ученые провели исследование, в котором людям показывали разные лица и просили оценить их привлекательность. Мужчины предпочитали лица симметричные, пропорциональные, но с какой-нибудь «изюминкой». В этом контексте становится понятно, почему женскую привлекательность в глазах мужчин повышают броские элементы: яркая помада и тому подобное.

Женщины, в свою очередь, выбирали максимально «обычные» лица. Когда им показали «усредненное» лицо, созданное компьютерной программой из множества фотографий разных людей, женщины оценили его как очень привлекательное. Так что, видимо, слишком красивые мужчины не очень-то нравятся женщинам — им достаточно обыкновенных.

И, безусловно, всем людям больше нравятся молодые лица без видимых внешних дефектов. Такие «законы привлекательности» нам продиктовала эволюция. Именно по внешности наши предки оценивали здоровье сексуального партнера, а значит, и его/ее пригодность для размножения.

В вопросах сексуальной привлекательности женщин немалую роль играют СМИ и кино (в том числе порнофильмы). Именно они сформировали образ «идеальной женщины»: худой, с большой грудью и пухлыми губами, всегда с макияжем и укладкой, без лишней растительности на теле. Постоянно соответствовать этому образу очень тяжело, для многих — практически нереально. Женщины тратят на это много времени и денег, но все никак не могут приблизиться к идеалу. И неудивительно, ведь красота из глянцевых журналов изрядно приправлена фотошопом.

Такая погоня за стереотипной красотой и сексуальной привлекательностью опасна — она может приводить к неврозам, нервной анорексии и другим психическим расстройствам. Подробнее об этом можно прочитать в книге Наоми Вульф «Миф о красоте». Но радует одно: сегодня представления о красоте расширяются. На подиумах появляются нестандартные модели, в журналах публикуют фото с растяжками и целлюлитом, женщины выходят на вручение премии «Оскар» ненакрашенными.

По следам бодипозитива: все мы красивы?

Выходит, что объективные параметры — симметрия, гладкость кожи, правильное сочетание цветов — лишь отчасти определяют красоту человека. На восприятие внешности, в том числе собственной, все же в большой степени влияют общественные установки. И здесь опять на первый план выходит воспитание.

Маленький ребенок никак не воспринимает свою привлекательность, поэтому ориентируется на оценку родителей. Если те постоянно сравнивают его с другими, критикуют, выносят оценочные суждения, то человек вырастет зависимым от оценки других. То, насколько привлекательным он себя чувствует, будет зависеть от того, нравится ли он людям. Именно из тех девочек, которых постоянно с кем-то сравнивали, вырастают девушки, которые тратят на косметику невероятные суммы.

Своя собственная система оценки формируется у человека, если с детства родители направляли его внимание «вовнутрь», а не вовне. Ты нравишься себе сегодня? А что ты хочешь надеть — джинсы или юбку? Как тебе кажется, тебе красивее с распущенными волосами или с хвостиком?

Люди с адекватной внутренней самооценкой вырастают успешными и уверенными. Часто красавцы и красавицы бывают жутко неуверенными в себе, проводят кучу времени в спортзале и не выкладывают ни одно селфи в Instagram без обработки. В то же время люди с совершенно обычной внешностью чувствуют себя красивыми, и окружающие им верят. Все потому, что дело не в объективных внешних данных, а в восприятии и оценке себя.

Полюбить себя, свое тело и научиться чувствовать себя красивым человеком можно. И даже нужно — ведь негативное отношение к своей внешности будет вызывать постоянную фоновую неудовлетворенность.

Полностью «очиститься» от общественных установок нельзя, но стоит прислушаться к себе и попытаться узнать: а что конкретно нравится именно мне? Я делаю так, чтобы нравиться другим — или потому, что это доставляет мне радость? Только так можно создать свой собственный «миф о красоте» и достичь гармонии.

Читайте также:
Когда надо менять друзей

20 привычек, мешающих счастью

Я не слишком люблю статьи, ориентированные на успех. Все эти «15 способов, как добиться цели» или «25 причин, которые мешают быть успешным» – тексты, упрощающие восприятие реальности и сводящие цель жизни к идее материального благополучия.
Но есть списки мыслей и принципов, которые помогают быстро проверить жизненные установки и сделать выводы, а не мешают ли наши взгляды вести счастливую жизнь.

1. Поиск совершенства. В себе, в работе, в любимом. Погоня за идеалом это не воплощение в своей жизни рекламного слогана «вы достойны лучшего», а ненавязчивый способ сообщить себе, что вы все еще недостаточно хороши, чтобы заслужить повышение, найти любящего партнера или хотя бы достичь желаемого веса.

2. Сужение горизонтов. “Я простой человек”, “у меня это не получится”, “у меня никогда не было способностей в спорте/языках/выборе одежды” – это способ быстренько сдаться, упасть раньше выстрела. Расти над собой больно, но это всегда приносит результат.

3. Сокрытие реальных чувств и эмоций. Быть честным с собой и иметь смелость признать свои страхи, проблемы, сомнения – это как раз и есть проявление сильного характера.

4. Ожидание удачи. Вообще неплохо бы сесть под каким-нибудь деревом и ждать, когда что-то хорошее случится. Вот поговорка “Когда-нибудь грузовик с деньгами перевернется и на вашей улице” – наглядная иллюстрация к этой стратегии. Везение – вещь приятная, но даже она случается лишь с теми людьми, которые к ней готовятся: перебираются возможности и развивают способности.

5. Ожидание чего бы то ни было. Это уровень продвинутых “ожидальщиков”. Вычислить эту особенность в себе легко по фразе “я еще не готова к. “. Честно говоря, правильное место, время и человек могут так и не случиться в вашей жизни, потому что готовность наступает по времени только в кулинарии. В остальных случаях готовность – это процесс, а не результат.

6. Поиск одобрения. Хорошо, конечно, иметь надежный тыл, когда кто-нибудь похвалит и поддержит. Но зачастую признание приходит уже после того, как вы покажете результат, за попытку редко хвалят.

7. Попытка все сделать в одиночку. Даже если вам хватит сил самостоятельно потянуть какой-то жизненный долгострой, то куда лучше и быстрее это делать вдвоем: с единомышленником, другом, партнером или психологом.

8. Пустые обещания. Прежде чем говорить себе, что вы что-то сделаете (начнете по утрам бегать, через год поедете на стажировку, станете читать ежедневно по 20 страниц) – оцените вероятность того, что вы будете это делать регулярно хотя бы месяц по 100-балльной шкале. Если вы не уверены, что вложите силы, то нечего заниматься самообманом.

9. Размышления о своих слабых сторонах. Жалость к себе с опытом становится болезненно приятным ощущением (да-да. внутри что-то так щекочет и сжимается, когда думаешь “ай, какой я неудачливый человек, все-то у меня не так”). Попробуйте уделять столько же внимания своим сильным сторонам, сколько когда-то тратили на фиксацию на трудностях.

10. Обвинение других. Со времен Фрейда у каждого из нас появился источник самооправдания: во всем виноваты родители, неудачное детство, школа. В общем, на кого ни глянь – все травмированы и обижены. С момента совершеннолетия вы полностью несете ответственность за себя и вправе делать любой выбор. Да, думать так не совсем удобно. Но обвинять других – это, увы, проявление трусости перед жизнью.

11. Жизнь в прошлом. Почти у каждого из нас был свой “золотой век” – детство, студенчество, первая любовь. По правде говоря, тогда тоже были свои трудности, но вы о них забыли. Лучшее может быть впереди, но ради этого пора вспомнить о настоящем.

12. Сохранение обид. Проверьте, если мысли о чьем-то поступке спустя полгода после него все еще вызывает боль, то обида все еще с вами, даже если вы и не помните о ней круглосуточно.

13. Избегание изменений. Смена работы, места жительства, взглядов – стрессовые события. И тут либо стоит принимать безоговорочно то, что вы имеете, либо совершать поступки.

14. Желание сделать так, чтобы всем было хорошо. Не бывает таких решений, после которых всем удобно. Поэтому подумайте, не получается ли, что единственный человек, который регулярно проигрывает из-за ваших выборов, – это вы сами?

15. Приуменьшение себя. “Да нет во мне ничего особенного”, “я такая же, как и все”, “в этом деле не было ничего сложного” – это не проявление скромности, а способ дать другим понять, что вы не заслуживаете уважения.

16. Сплетни и поверхностные разговоры. С одной стороны, эволюционная теория утверждает, что человек стал человеком благодаря сплетням. Разговоры и знания о других помогали знать друзей и соперников, удерживали коммуну в единстве. Но с другой стороны, мы уже выросли и слезли с деревьев. Обсуждайте идеи, планы и знания, а не людей – это даст больше для развития.

17. Желание сдаться. Неудача состоит не в том, чтобы ошибиться, а в том, чтобы перестать прикладывать усилия в будущем.

18. Общение с негативно настроенными людьми. Конечно, у всех у нас бывают тяжелые времена. Но если кто-то из вашего окружения хронически грустен, агрессивен, подавлен, то помните: отрицательные эмоции заразны.

19. Сравнение себя с другими. Мы не просто все разные. Мы все неравны. У нас разные гены, воспитание, стартовый набор возможностей. Поэтому общего между вами и кем-то еще не больше, чем между тучей и деревом.

20. Уверенность, что вы ни на что не влияете. Тут я не буду рассыпаться прописными истинами, а посоветую фильм. До Рождества еще далеко, но есть один чудесный американский фильм “Эта замечательная жизнь” (1946), который о том, что даже если вы самый обычный человек, если бы вас не было, вокруг было бы гораздо хуже. Первые полтора часа довольно затянутого сюжета с лихвой окупаются последним получасом. Поищите раскрашенную версию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *