Исторические красавицы: какими были на самом деле и какими их показали в кино
Клеопатра фото: Science Society Picture Library/Contributor/SSPL/Getty Images
Известно, что женщины — народ дотошный, въедливый и всегда докопаются до истины. Салли Энн Эштон, египтолог из Кембриджа, не была исключением. Она бросила вызов истории, напрочь отбросив мифы и легенды о Клеопатре — царице Египта. С помощью компьютерных исследований и анализа уцелевших монет с изображением роковой правительницы, репродукции барельефов храма в городе Дендера она неожиданно пришла к нелестному выводу. Оказывается, воспетая придворными поэтами царица совсем не красавица! Наука позволила воспроизвести ее настоящий образ. И вот он какой. Полноватая, даже коренастая, небольшого росточка, с крупным носом и тонкими губами — где тот идеал женского совершенства, о котором все так долго говорили? Но не спешите хоронить легенду и язвить по этому поводу. Прислушаемся к словам великого греческого историка Плутарха, человека мудрого и одаренного многими талантами. “Говорят, внешняя красота ее была вовсе не бесподобной… однако беседовала она с неотразимым очарованием. С одной стороны, ее внешность в сочетании с обольстительной речью, а с другой — ее характер, необъяснимым образом проявлявшийся во всех поступках, в высшей степени покоряли окружающих. Голос ее звучал нежно”, — писал он в своих трудах, давая ей исчерпывающую характеристику. Умная, образованная, знающая несколько языков, прекрасно разбирающаяся в политике и стратегии войны, невероятно сексуальная — разве этого мало, чтобы прославленный Юлий Цезарь покорился ее чарам и до конца жизни страстно любил египетскую царицу?
Вивьен Ли, фото: Кадр из фильма “Цезарь и Клеопатра”, режиссер Гэбриел Паскаль, kinopoisk.ru
Софи Лорен, фото: Кадр из фильма “Две ночи с Клеопатрой”, режиссер Марио Маттоли, kinopoisk.ru
Элизабет Тейлор, фото: Кадр из фильма “Клеопатра”, режиссер Джозеф Лео Манкевич, kinopoisk.ru
Моника Беллуччи, фото: Кадр из фильма “Астерикс и Обелиск: Миссия “Клеопатра”, режиссер Ален Шаба, kinopoisk.ru
Образ Клеопатры стал благодатным материалом для писателей и особенно мастеров кино. И не всегда им сопутствовала удача. К примеру, звезда “Унесенных ветром” Вивьен Ли сыграла египетскую царицу не столь убедительно, как ожидалось. Она была красива, картинно величественна, но явно не вписывалась в образ коварной и умной правительницы. Понятно, что фильм “Цезарь и Клеопатра” с участием Вивьен Ли не вошел в число лучших в ее творческой карьере. Бернард Шоу, по чьей пьесе была снята картина, воскликнул в сердцах: “Она совершенно не подходит!” Гораздо меньше претензий было к Софи Лорен. Она сыграла образ египетской царицы в комедии “Две ночи с Клеопатрой”, в которой, разумеется, не требовалось драматического таланта. И нам теперь несколько забавно представить высокую сочную итальянку рядом с настоящей маленькой Клеопатрой, не обладающей такими соблазнительными формами, как у Софи. То же самое можно сказать и о Монике Беллуччи, которая примерила на себя образ знаменитой египтянки во французском комедийном фильме “Астерикс и Обелиск: Миссия “Клеопатра”. Зато Элизабет Тейлор, можно сказать, вытянула счастливый билет. Фильм “Клеопатра” принес ей мировую славу. И было за что. Казалось, что на экране любит, страдает, плетет интриги настоящая Клеопатра — египетская царица, чей нетленный образ вновь воскрес. Элизабет была великолепна, и все было при ней: яркая, неземная красота, сильный, поистине царский характер, который чувствовался в каждом ее движении.
Елена Троянская фото: Tristan Fewings/Stringer/Getty Images Entertainment/Getty Images
Елена Троянская, женщина неописуемой красоты, которая привела два государства к кровопролитной войне (так, по крайней мере, считали древние греки), возможно, не существовала в реальной жизни. Правда, до сих пор историки и археологи ведут на эту тему ожесточенные споры. И ссылаясь на Гомера, автора “Илиады” и “Одиссеи”, раскопки Генриха Шлимана, задаются вопросом: если Троя была, о чем свидетельствуют найденные руины города, то должны быть и следы существования красавицы Елены? Но никаких изображений ее на монетах, бюстах и барельефах нет. Елена по-прежнему остается для нас прекрасной незнакомкой, воспетой лишь в древнегреческих мифах и легендах. Зато современные режиссеры очень благодарны истории страстной пламенной любви Елены и Париса. Они-то уж дали волю своей творческой фантазии, в художественной форме воссоздав события давних-давних лет. Если верить мифам, Елена была дочерью Зевса и, естественно, своей красотой затмила всех земных женщин.
Диана Крюгер, фото: Кадр из фильма “Троя”, режиссер Вольфганг Петерсен, kinopoisk.ru
Сиенна Гиллори , фото: Кадр из фильма “Елена Троянская”, режиссер Джон Кент Харрисон, kinopoisk.ru
Режиссер фильма “Троя” Вольфганг Петерсен еще до съемок долго ломал голову, кого же из известных актрис впихнуть в образ прекрасной богини, белокожей, с роскошными русыми волосами до плеч. И не нашел ничего лучшего, как пригласить в картину немецкую модель Диану Крюгер. В своем выборе режиссер не ошибся: неизвестная ранее актриса справилась с ролью и выглядела на экране очень сексапильно. Но ей пришлось немного набрать вес: античные статуи богинь обычно имеют округлые формы тела. А вот американский сериал “Елена Троянская” принес Сиенне Гиллори определенную известность, именно с этого фильма началась ее успешная карьера. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но образ холодной роковой красотки, который был ранее присущ Сиенне, все-таки был здесь не к месту.
Елизавета I фото: Culture Club/Contributor/Hulton Archive/Getty Images
Елизавета I, королева-дева, долгое время считалась иконой стиля в Средневековье. Придворные живописцы донесли до нас образ строгой и надменной красавицы, в которой не найти даже мелкого изъяна. Мастера кисти постарались на славу, не зная, что современный коллега, британский художник Мэтт Коллишоу с помощью созданной арт-инсталляции спроецировал альтернативный образ Елизаветы. И все пришли в ужас от настоящего лица королевы, испещренного оспинами, с волосками на щеках и запуганным взглядом. Последнее, видимо, было связано с тяжелым правлением.
Кейт Бланшетт, фото: Кадр из фильма “Елизавета”, режиссер Шекхар Капур, kinopoisk.ru
Кейт Бланшетт, фото: Кадр из фильма “Золотой век”, режиссер Шекхар Капур, kinopoisk.ru
Марго Робби, фото: Кадр из фильма “Две королевы”, режиссер Джози Рурк, kinopoisk.ru
Австралийская актриса Кейт Бланшетт дважды блестяще сыграла роль английской королевы в фильмах “Елизавета” и “Золотой век”. Даже бросив мимолетный взгляд на нее, можно было утвердительно сказать, что эта яркая, рыжеволосая красавица — настоящая правительница, властная и ослепительная. Соотечественнице Кейт актрисе Марго Робби также повезло. Она сыграла роль Елизаветы I в фильме “Мария — королева Шотландии”. Только на сей раз сексапильная Марго предстала в образе рябой женщины с горбатым носом. Ничего не поделаешь, творческое перевоплощение требует жертв.
Мария-Антуанетта фото: GraphicaArtis/Contributor/Archive Photos/Getty Images
Королева Мария-Антуанетта, которая попала под безжалостные жернова французской революции, была невероятно привлекательна, остроумна и любила праздную жизнь. Ее томную красоту не испортили даже четыре беременности. Королева с соблазнительными формами тела проводила все время в балах и удовольствиях, была всегда окружена мужским вниманием.
Кирстен Данст, фото: Кадр из фильма “Мария-Антуанетта”, режиссер София Коппола, kinopoisk.ru
В фильме Софии Копполы “Мария-Антуанетта” ничего подобного мы не увидели. Роль французской королевы не очень-то удачно исполнила худышка Кирстен Данст, пытающаяся придать своему личику выражение философского раздумья.
Нефертити фото: Culture Club/Contributor/Hulton Archive/Getty Images
Величественная и спокойная красота царицы Египта Нефертити, увековеченная в камне, до сих пор является символом женственности и обаяния. Ученые, далекие от наших романтических представлений, не раз пытались показать настоящее, без прикрас, лицо этой необычной женщины. Британские исследователи, к примеру, неожиданно обнаружили, что Нефертити была светлокожей. Среди научного сообщества тут же поднялся невероятный шум.
Джинн Крей, фото: Кадр из фильма “Нефертити, королева Нила”, режиссер Фернандо Черкио, kinopoisk.ru
Голливудская актриса Джинн Крей, сыгравшая образ египетской царицы в фильме “Нефертити, королева Нила”, мало походила на красавицу из далекого прошлого. Милое европейское лицо Джин, ее полноватая, не лишенная прелести фигура были симпатичны зрителю. Но не более.
Екатерина Великая фото: Photo Josse/Leemage /Contributor/Corbis Historical/Getty Images
Екатерина Великая, немка с русской душой, считалась одной из красивейших женщин Европы. Портреты императрицы, дошедшие до наших дней, вроде бы подтверждают это мнение. Хотя при дворе было хорошо известно, что Екатерина II не жаловала тех живописцев, которые допускали мелкие ошибки. Скажем, не успевали вовремя замазать краской морщинку на ее художественном образе. В реальной жизни она была, по воспоминаниям современником, полной женщиной небольшого роста, с орлиным носом, с живым пытливым взглядом синих глаз. До самой старости она сохранила густые каштановые волосы.
Марина Александрова, фото: Кадр из фильма “Екатерина”, режиссер Рамиль Сабитов, kinopoisk.ru
Юлия Снигирь, фото: Кадр из фильма “Великая”, режиссер Игорь Зайцев, kinopoisk.ru
Портретное сходство с молоденькой немкой Софией Августой, будущей Екатериной Великой, сыграло решающую роль для российской актрисы Марины Александровой. В сериале “Екатерина” она сыграла образ молодой императрицы. Юлии Снигирь досталась роль Екатерины Алексеевны, великой княгини и будущей императрицы, в историческом сериале “Великая”. Надо отметить, что в чем-то она внешне также похожа на русскую царицу, описание которой можно встретить в исторических документах.
Клеопатра: 9 самых неправдоподобных образов в кино
Режиссеры, желающие воплотить Клеопатру на экране, имели весьма смутное представление о том, как она выглядела на самом деле. Предлагаем тебе побольше узнать о царице Египта и внимательно рассмотреть образы, двигаясь от более реальных к совершенно неисторичным.
Что мы знаем о Клеопатре? Большинство людей на этот вопрос ответят примерно следующее: она была бесконечно прекрасной правительницей Египта и крутила роман с Марком Антонием. Клеопатра действительно правила Египтом до его завоевания Римом и была последней его правительницей. И про Антония правда.
Но что касается ее «прекрасности»… Историки на этот счет не столь оптимистичны. Судя по монетам и сохранившимся бюстам царицы, женщина она была «на любителя». Но благодаря художникам и скульпторам последующих эпох, которые решили, что к славе коварной соблазнительницы непременно должна прилагаться сногсшибательная внешность, в сознании масс укрепился образ высокой статной брюнетки с правильными чертами лица.
Эту же тенденцию подхватили и кинорежиссеры. При этом последние в своем стремлении сделать «продукт» еще более привлекательным продали всю историческую правду с потрохами. Сложно найти фильм, в котором гардероб царицы Египта не заставляет историков тяжело вздыхать.
Линдсей Маршал
Фильм: сериал «Рим», 2005—2007.
Внешность: и лицо, и фигура соответствуют.
Линдсей Маршал божественной красотой не блещет, и это в данном случае прекрасно. По свидетельствам древнегреческого историка Плутарха, Клеопатра «не обладала внешностью, которая пленяет с первого взгляда, а брала обаянием и умом». В лице актрисы есть что-то греческое, скажете вы, а ведь она была египтянкой! Но нужно знать, что Клеопатра являлась потомком македонской династии и ничто греческое, в том числе и профиль, было ей не чуждо. Достаточно взглянуть на монеты с изображением царицы.
Одежда: крой — да, аксессуары — нет.
С костюмами художники постарались. Кажется, будто они даже заглянули в учебник истории и кое-что оттуда перерисовали. На актрисе мы видим платья, по крою очень напоминающие традиционный женский костюм Древнего Египта — калазирис. Он представлял собой что-то вроде передника прямого кроя на лямках. Грудь чаще всего сильно открыта. Но минус к заслуженным пяти баллам все-таки добавить придется. Критики не выдерживают странные украшения царицы. Не оставляет ощущение, что колье для Клеопатры купили в бутике дешевой бижутерии.
Леонор Варела
Фильм: мини-сериал «Клеопатра», 1999 год.
Внешность: черты слишком изящные, зато грим делает их ближе к оригиналу.
Второй по «похожести» на настоящую Клеопатру можно назвать Леонор Варелу. По чертам лица она, как и все остальные актрисы в нашем рейтинге, слишком хороша. Однако к чести режиссера нужно отнести тот факт, что он не побоялся использовать грим. Леонор совершенно не идут густые стрелки, синие тени, да и традиционные головные уборы явно не украшают. Во всем этом боевом раскрасе она даже начинает быть похожей на свою героиню.
Одежда: в гардеробе царицы есть что-то похожее на правду, но встречаются и нереальные наряды.
Традиционный калазирис для Леонор тоже потрудились сшить. В некоторых кадрах она предстает в платье, которое кроем напоминает сарафан. Прозрачность этого наряда полностью укладывается в исторические реалии, ведь в Египте одежду шили из очень легких, вуалевых тканей. Причем никакой эротики в это не вкладывалось, просто в стране фараонов очень жарко. В общем, все бы ничего, если бы не кадр, где Варела обжимается с Марком Антонием, облаченная в халат. Не умели в Египте сшивать одежду, соответственно, и рукавов она иметь не могла.
Анна Валле
Фильм: «Римская империя. Август», 2003 год.
Внешность: прически царицы Египта греческие, а макияж не в меру естественный.
Анна Валле получилась очень уж «греческой» Клеопатрой. Причем вовсе не по чертам лица. Как мы уже говорили, нос с горбинкой был бы вполне уместен, ведь царица имела в предках греков. Актрисе сделали «прогреческий» образ, в частности, ее прически явно напоминают «укладки» античных статуй — волны, кудри, мягкость линий. А между тем в области причесок в Египте царила геометрия. Этот факт знает даже школьник.
Одежда: драпировки тоже больше напоминают Рим, но все же тянутся к Египту.
При взгляде на наряды Клео кажется, что она хочет быть похожей на Цезаря. По крайней мере, по манере драпировать одежду, которая очень напоминает римские тоги. А Клеопатра славилась тем, что хотела сохранить традиционную египетскую самобытность и в одежде тоже. Но все-таки художники попытались нам намекнуть на сохранение историчного кроя. За это им спасибо.
Теда Бара
Фильм: «Клеопатра», 1917 год.
Внешность: актриса явно берет экспрессией.
Звезда немого кино Теда Бара была одной из первых, кто сыграл Клеопатру в кино. Конечно, о сходстве внешности и макияже за давностью лет говорить сложно. Да и фильм считается утраченным, поэтому судить мы можем только по архивным фото. К фотографическому сходству режиссер явно не стремился, однако, как ни странно, образ в целом даже ближе к реальности, чем многие современные.
Одежда: есть схематичное сходство с оригиналом.
Своим образом Клеопатры актриса совершила сексуальную революцию. Ее наряды даже на взгляд сегодняшнего обывателя выглядят откровенно, а уж в 1917 году что было! При этом жертвы-то не напрасными были. Художники сохранили черты исторического кроя и необходимую прозрачность. За это мы такую смешную, на наш современный взгляд, Клеопатру начала XX века оставляем в числе более-менее реальных образов.
Клодетт Кольбер
Фильм: «Клеопатра», 1934 год.
Внешность: трудно выделить, что коробит больше — рязанское лицо или макияж в стиле 30-х.
Фильм был снят в 30-е годы прошлого века. Скидку на это, безусловно, делать нужно. Тогда законы Голливуда были еще более строгими, чем сейчас. Если уж Клодетт Кольбер звезда, то Клеопатру должна играть именно она. Создатели этой картины смогли в угоду моде на актрису принести в жертву даже сформированные клише о царице Египта. Круглолицая, розовощекая Клео с бровями-ниточками… Ну что же, зато с фигурой попали. Актриса всю жизнь комплексовала, что у нее слишком широкие плечи и нет талии, а в Египте такие женщины как раз были в моде. Вот такое нечаянное попадание.
Одежда: намек на традиции Древнего Египта есть, но уж очень этот намек тонкий.
Платья для дивы проектировал великий голливудский художник по костюмам Трэвис Бентон. Наряды созданы по мотивам Древнего Египта. У некоторых костюмов мы видим традиционный крой — лямки на груди, прямой силуэт. Учитывая тот факт, что фильм изначально задуман как стилизация под Египет, эти исторические отсылки очень радуют.
Вивьен Ли
Фильм: «Цезарь и Клеопатра», 1954 год.
Внешность: Вивьен Ли открывает плеяду самых красивых кино-Клеопатр. Именно благодаря таким вот красоткам в нашем сознании укоренился образ суперэффектной царицы Египта.
Вивьен Ли в этой роли не очень хороша, так как играет она здесь все ту же Скарлетт: губки дует, бровки домиком поднимает и часто делает глупенькое лицо. Такая немного наивная вышла Клеопатра.
Одежда: Египтом тут не пахнет почти совсем.
Вивьен носит платья прямого кроя, подпоясанные аккурат на талии. Талию в Египте не подчеркивали, ведь тогда идеалы красоты были иными. Красивой женщиной считалась та, у которой были широкие плечи и плоская грудь. Наряды на актрисе явно цельнокроеные. Стоит еще раз напомнить, что в Египте, да и в Греции с Римом одежду еще сшивать не умели. Отсюда примитивность силуэтов и роль драпировок. На голову царице правда водружают что-то напоминающее традиционную корону, но ни на один из существовавших в те времена вариантов это сооружение не похоже.
Элизабет Тейлор
Фильм: «Клеопатра», 1963 год.
Внешность: Элизабет Тейлор продолжила укреплять в нас веру в сногсшибательность Клеопатры. Теперь уже кажется, что никакой другой та быть и не могла.
Наверное, у большинства тех, кто сейчас это читает, случился шок. Как это так, Элизабет Тейлор не похожа на Клеопатру? Этот кинообраз действительно получился настолько ярким, что после выхода фильма отпечатался в нашем мозгу как эталонный. Хороша Тейлор, не спорим. Но давайте-ка вспомним слова историка Плутарха о Клеопатре: «Красота этой женщины была не той, что зовется несравненною и поражает с первого взгляда, зато обращение ее отличалось неотразимою прелестью, и потому ее облик накрепко врезался в душу». Иными словами, дурнушка, но умеет себя подать. Прости, Лиз, но ты не Клеопатра.
Клеопатра: биография царицы Египта, легенды и мифы
Клеопатра — одна из самых популярных и известных женщин в истории древнего мира. Ей посвящены многочисленные произведения искусства. Ее образ на экране воплотили самые красивые актрисы разных эпох. Легенды о египетской царице до сих пор тиражируют СМИ и различные ресурсы в интернете. Расскажем подробнее о самой популярной правительнице Египта.
Клеопатра: биография царицы
Египетская царица была седьмой в династии Птолемеев. По традиции все представительницы династии носили имя Клеопатра. В переводе с латинского kleos — означало ‘слава’, а pater — ‘отец’.
Это имя, по преданию, носила сестра Александра Великого. Оно же стало родовым для женщин из династии Птолемеев. Интересно, что предыдущих шесть обладательниц имени история не запомнила.
Вот основные факты из биографии царицы:
Клеопатра — первая из Птолемеев, говорившая с подданными на их языке
Древний Египет был страной мультикультурной. После походов Александра Великого он попал под влияние его империи. Правили страной военачальники из рода Птолемеев, которые вели свой род от Птолемея І. Он, согласно легенде, был незаконным сыном Филиппа Македонского и братом Александра.
После смерти Александра его военачальники разделили завоеванные территории. Птолемею достался Египет. Он провозгласил себя царем. Его потомки правили страной много десятилетий, но говорили на греческом.
Клеопатра — первая царица Египта, которая удосужилась выучить язык подданных. Более того, она, согласно сообщениям источников, владела восемью или девятью языками, на которых говорили жители Египта и прилегающих стран.
Клеопатра родилась в эпоху римской экспансии
Клеопатра — дочь египетского правителя Птолемея XII и неизвестной женщины. Согласно источникам, она родилась в 69 году до н. э.
Получила образование в Александрийском мусейоне — учебном центре, в состав которого входила знаменитая Александрийская библиотека. Различным языкам будущую царицу обучали не в случайном порядке. Она знала языки тех территорий, которые когда-то входили в состав государства Птолемеев.
Клеопатра жила в период, когда Рим еще не стал империей, но уже был могущественным государством. За четыре года до рождения Клеопатры Марк Лициний Красс, выступая в Сенате, предложил аннексировать Египет. Тогда его остановил знаменитый оратор Цицерон.
Птолемей XII решил уменьшить угрозу и послал щедрые дары влиятельным политическим деятелям республики — Гнею Помпею и Юлию Цезарю. Они оценили его подношения и добились того, что Птолемей XII получил статус «друга и союзника римского народа».
Клеопатра получила власть благодаря долгам отца
В 58 году до н. э. римляне обвинили брата Птолемея XII в пиратстве и захватили Кипр. Правитель не сообщил об этом подданным, что стало причиной смуты. Власть захватила его дочь Береника IV. Птолемей и Клеопатра вынуждены были бежать на остров Родос.
Обращения к римскому Сенату за помощью не возымели эффекта. Римские политики отказались посылать легионы, чтобы восстановить на троне свергнутого правителя. Но в дело вступили римские финансисты, которым Птолемей был изрядно должен. Они надавили на политиков, и те помогли Птолемею XII вернуться в Египет.
Фото: ru.wikipedia.org: UGC
Приход к власти и встреча с Цезарем
Птолемей XII умер в марте 51 года до н. э. Своими наследниками он оставил Клеопатру и сына Птолемея XIII. Последнему было лишь девять лет. Поэтому Клеопатра, которой к тому времени уже исполнилось 18, стала регентом. По традиции Птолемеев она вышла замуж за брата. Но к августу 51 года до н. э. источники писали о ней как о единственном правителе. Ей сразу пришлось столкнуться с проблемами голода и смуты в государстве.
В 49 году до н. э. источники упоминают войну между войсками Клеопатры и Птолемея XIII. Она пришлась на период, когда Гай Юлий Цезарь вел борьбу за влияние в Риме. Помпей — противник Цезаря — решил использовать Египет как свою базу в борьбе за Рим.
Птолемей XIII решил поддержать Цезаря и приказал убить Помпея. Цезарь возмутился. Он приказал Клеопатре и Птолемею XIII распустить войска и ждать его появления.
Цезарь прибыл в Александрию и захотел пообщаться с Клеопатрой. Поскольку столица была занята сторонниками Птолемея XIII, будущей царице пришлось пробираться тайно. Цезарь и Клеопатра нашли общий язык. Вскоре соперник царицы погиб при переправе через Нил.
Клеопатра отправилась с Цезарем в Рим. Вероятно, там она родила от Цезаря ребенка, которого назвали Цезарион. Формально он был ребенком Клеопатры и ее соправителя Птолемея XIV, которого Цезарь назначил править Египтом, опасаясь усиления женского влияния и повторения истории с Береникой IV. Сама Клеопатра утверждала, что это сын Цезаря. На момент его рождения она состояла в отношениях с правителем Рима.
Через месяц после смерти Цезаря Клеопатра вернулась в Александрию. Вскоре при загадочных обстоятельствах погиб Птолемей XIV, и она стала единственной правительницей.
Отношения с Антонием
После смерти Цезаря в Риме началась борьба между сторонниками и противниками республики. К 42 году до нашей эры Октавиан и Антоний разделили владения. Последнему достался Восток. В 41 году 28-летняя Клеопатра и 40-летний Антоний встретились. Это стало началом одного из самых известных романов в истории.
41–40 годы до н. э. Антоний провел с возлюбленной. Его мало интересовала политическая борьба в Риме. В 40 году Антоний отправился в военную кампанию в Парфию. За годы отсутствия полководец успел жениться и завести двоих детей.
В 37 году до н. э. влюбленные снова встретились. Антоний воевал на востоке и жил с Клеопатрой. К 32 году его поведение вызвало возмущение в Риме. Началась очередная гражданская война, в которой Антонию противостоял Октавиан. В сентябре 31 года до нашей эры в битве при мысе Акций флот Антония и Клеопатры был разгромлен. Парочка отправилась в Александрию ждать появления Октавиана.
В 30 году до н. э. Октавиан прибыл в Египет. По сообщениям источников, Антоний покончил с собой. Клеопатра должна была стать трофеем и предстать пред римлянами во время триумфа победителя, но ей также удалось покончить с собой.
Клеопатра, фото скульптур и барельефов которой легко найти в Сети, вошла в историю как последняя правительница Египта, пытавшаяся сохранить независимость страны.
Фото: en.wikipedia.org: UGC
Клеопатра: легенды и мифы
Клеопатра стала легендой мировой культуры, поэтому представления о ней сформировали фильмы о Египте, произведения античных и средневековых авторов, а также популярная культура.
Вот наиболее распространенные легенды о том, кто такая Клеопатра:
Легендарная красавица
Миф о том, как выглядела Клеопатра, для нескольких поколений людей, живших в ХХ веке, сформировала Элизабет Тейлор. Благодаря ее великолепной игре «Клеопатра» (фильм, 1963) стал эталоном изображения египетской царицы.
Античные источники не столь категоричны в отображении красоты Клеопатры. Авторы подчеркивали ее харизму и обаяние, но никак не исключительную красоту. Она единственная царица, чеканившая монеты. Поэтому изображения Клеопатры можно найти в многочисленных музеях мира.
Сохранившиеся монеты периода с 51 по 30 гг. до н. э. изображают царицу как женщину с выдающимся подбородком и орлиным носом. Историки предполагают, что подобные изображения не отражали реальность, но должны были подчеркнуть внешнее сходство царицы с Антонием — претендентом на римский престол.
Изображения царицы с орлиным носом можно увидеть в Британском музее, «Старом музее» Берлина и музеях Ватикана.
После фильма «Астерикс и Обеликс: Миссия “Клеопатра”», в котором блистала Моника Беллуччи, появилась легенда о том, что царица поддерживала красоту благодаря ваннам из молока. Для нее доили 700 ослиц ежедневно.
Античные источники впервые упоминают ванну спустя 50 лет после смерти Клеопатры, но воображение обывателя все равно приписывает необычную процедуру египетской царице.
Ее расточительство не знало границ
Фильм «Клеопатра» показал египетскую царицу роскошной женщиной, не беспокоившейся о бюджете. Алхимики верили, что благодаря философскому камню царица превращала любой металл в золото и не нуждалась в финансовой поддержке извне.
Сохранилась легенда о ее споре с Антонием. Царица заявила, что сможет поглотить 10 млн цестерциев (римских монет) за раз. Якобы Клеопатра сняла жемчужную серьгу, бросила ее в раствор уксуса и выпила.
Спустя несколько веков американский профессор Пруденс Джонс из университета Нью-Джерси попыталась проделать подобный эксперимент. Она выяснила, что растворение жемчужины в 1 г занимает около 24 часов в растворе уксуса, который человеческий организм способен выпить без последствий.
Еще одна легенда гласит, что Клеопатра, желая развлечь римлян, засыпала полметра пола лепестками роз. Сверху слуги натягивали сети, по которым шли гости. Таким образом, ароматный ковер производил неизгладимое впечатление на гостей.
Фото: ru.m.wikipedia.org: UGC
Попала к Цезарю в ковре
«Клеопатра» — фильм, который повлиял на многие представления о египетской царице. В нем есть эффектная сцена, в которой героиня Элизабет Тейлор попадает к Цезарю в узорчатом ковре. Интересно, что ковер появился лишь в переводах античных источников в XIX веке. В произведении античного автора Плутарха сказано, что слуга принес Клеопатру в мешке для постели.
Великий экспериментатор и чародейка
Во многих легендах Клеопатра не просто царица, но и великий алхимик. В Средневековье появилась легенда о том, что царица пыталась определить момент, когда в эмбрион вселяется душа. Для этого она якобы проводила эксперименты со служанками, приговоренными к смерти.
Согласно легендам, Клеопатра экспериментировала с многочисленными ядами. Жертвами становились заключенные в ее тюрьмах. Кроме того, царица якобы никогда не пьянела благодаря волшебному кольцу с аметистом.
Тайна смерти
Существует легенда, согласно которой Клеопатра пыталась соблазнить Октавиана так же, как она это сделала с Марком Антонием. Однако царице было 39 лет, и мать троих детей вряд ли смогла впечатлить Октавиана. Последний рассчитывал показать ее римлянам в качестве трофея. Тогда Клеопатра (по легенде) дала укусить себя кобре. Античные источники утверждали, что змею положили ей на грудь. Шекспир сделал историю более трагичной, рассказав, как царица сунула руку в корзину со змеями.
Современные историки сомневаются в правдивости легенды. Укус кобры становится смертельным после нескольких дней и оставляет пятна на коже. По сообщениям источников, Клеопатру похоронили красивой. Существует мнение, что царица, знакомая с многочисленными ядами, приняла смесь опиума и болиголова. Согласно другим источникам, царица использовала ядовитую мазь, находящуюся у нее в шпильке.
Некоторые современные историки утверждают, что самоубийство лишь легенда. Клеопатра была убита римскими властями по приказу Октавиана, а следы убийства были скрыты.
Также существуют историки, которые уверены, что Октавиан не убивал царицу, но позволил ей выбрать способ уйти из жизни, что сократило количество многих политических проблем, связанных с пребыванием царицы в Риме.
Согласно легенде, Антоний и Клеопатра были захоронены вместе в Египте. Место захоронения Клеопатры остается неизвестным.
В 2008 году египетские власти сообщили, что в районе поселка Абусир найден туннель, который, вероятно, является гробницей двух влюбленных. В нем найдены монеты и посмертные маски Антония и Клеопатры. По другой версии, гробница влюбленных находится на морском дне в затопленной морем части древней Александрии.
Фото: ru.wikipedia.org: UGC
Клеопатра стала самой известной женщиной-правителем древнего мира. Ее жизнь обросла легендами и мифами. Ей посвящали свои произведения великие художники и поэты.
Клеопатра стала символом женственности и беззаветной любви. Хотя многие легенды о ней не соответствуют действительности, образ Клеопатры продолжает быть частью популярной культуры.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Самая красивая Клеопатра из кино
С ролью Клеопатры чаще всего ассоциируется, конечно, великолепная Элизабет Тейлор. Да и весь фильм с ее участием – шедевр костюмированного киношоу, на шестьдесят костюмов одной только царицы египетской потратили баснословную в те годы сумму, сравнимую со стоимостью съемок любого другого фильма тех лет.
Но Тейлор, хоть и стала эталонной Клеопатрой, была лишь одной из многих и многих киноверсий, сюжет о любви царицы Египта и римского полководца – один из самых популярных среди экранизаций.
Учитывая немое кино, разные версии истории Клеопатры попадали на экраны больше трех десятков раз, и многие звезды попробовали себя в этой яркой роли.
“Клеопатра” 1917 года, в главной роли – Теда Бара. Для своего времени наряды царицы – невероятно откровенные, такое современники Теды могли увидеть, пожалуй, только на открытках для взрослых.
Самые первые Клеопатры выглядят, конечно, ужасно комично. Слишком уж они явно выдают стиль своего времени, во всем, от обуви до макияжа. В те годы у создателей первых игровых фильмов не было цели воссоздания историчности или хотя бы достоверности сюжета. Главным было шоу, развлечение зрителя модной новинкой, кино.
Еще одна из ранних Клеопатр – француженка Клодетт Кольбер, 1934 год. Эта Клеопатра стилем полностью родом из 30-х годов, разве что некоторые украшения напоминают, что речь о древнем мире.
Интересно, что очень многие известные фильмы про Клеопатру оказались проблемными для их создателей – не окупили себя, получили негативные отзывы критиков, провалились в прокате. Даже те киноленты, которые получили премии или номинации, совсем не сразу получили признание, несмотря на звездные составы.
В 1945 году вышел фильм «Цезарь и Клеопатра», где главную роль сыграла Вивьен Ли. Это была одна из первых цветных кинолент, и самый дорогой английский фильм 1940-х. Режиссер пошел на неоправданные траты ради достоверности антуража, даже песок для съемок везли прямо из Египта, и все зря – в прокате «Цезарь» провалился.
Вивьен Ли в роли Клеопатры (1945 год)
По сценарию, Клеопатра должна быть совсем юной царицей, но на момент выхода фильма Вивьен Ли было уже за тридцать, и местами это уже очень заметно.
Через несколько лет в фильме «Две ночи с Клеопатрой» снялась Софи Лорен, причем она играла в этой ленте сразу две роли, царицы и ее служанки и двойника. Фильм был очень далек от известных исторических фактов, но игривая и ловкая царица очень понравилась мужской аудитории фильма.
Такой легкой на флирт египетской царицы до Софи Лорен (1953 год), пожалуй, еще не видали.
Фильм с голубоглазой Элизабет Тейлор, вышедший в 1963 году, снимался больше четырех лет. На него потратили в общей сумме более сорока миллионов долларов, и это поставило компанию «20th Century Fox» на грань банкротства. Несмотря на то, что кинолента взяла четыре «Оскара», в финансовом плане она оказалась провалом – но зато интерес к этой версии не ослабевает и сейчас.
“Клеопатра” (1963 год) – одна из главных ролей Лиз Тейлор в кино
Макияж Элизабет Тейлор в роли Клеопатры стал эталонным для античных ролей на многие годы, и создал тренд на ярко подведенные глаза и тени в тон одежды.
В 1999-м году появился еще один очень масштабный по затратам на декорации и костюмы фильм, где Цезаря сыграл Тимоти Далтон, а Клеопатру – актриса чилийского происхождения Леонор Варела. Эта роль сделала актрису очень знаменитой и принесла личное счастье, девушка нашла на съемках мужа, актера, игравшего в фильме Марка Антония.
Хотя актрисе Леонор Вареле на момент съемок было почти 27 лет, она выглядит по-натоящему юной правительницей .
Кажется, это самая красивая и самая юная из всех Клеопатр, а еще в этом фильме потрясающие украшения, и вообще все очень красиво, по-царски и роскошно.
Нельзя пройти мимо Моники Белуччи, которая сыграла египетскую царицу в комедии 2002-го года «Астерикс и Обеликс. Миссия Клеопатра». Конечно, эта лента совершенно не историческая, и Клепатра в ней слишком уж гротескна и комична, но сорокалетняя Моника в этой роли выглядит потрясающе.
А вам, друзья, какая Клеопатра нравится больше всех?
6 самых ярких образов Клеопатры на экране
В ноябре 69 года до н.э. родилась Клеопатра, последняя царица Египта из македонской династии Птолемеев.
Клеопатра, пожалуй, самая известная женщина античности, прославившаяся в основном благодаря драматической истории любви к римскому полководцу Марку Антонию. Эта история вдохновила многих современных творцов на создание литературных произведений и кинофильмов. Сегодня мы выбрали лучшие образы Клеопатры, воплощенные на экране.
Клеопатре посвящено множество фильмов. Первый черно-белый немой фильм «Клеопатра» был снят еще в 1899 году режиссером Жоржем Мельесом. За ним последовало еще два. Ну а мы начнем свой рассказ с 1934 года.
Американский режиссер Сесил Демилль снял свою «Клеопатру» в 1934 году. Фильм номинировался на пять «Оскаров», в том числе за лучшую картину, и выиграл один — в номинации «Лучшая операторская работа». Француженка Клодетт Колбер постоянно задерживала съемки, потому что ей казалось, что наряды Клеопатры недостаточно хорошо на ней сидят, и актриса отправляла их на переделку.
2. Вивьен Ли
Вивьен Ли сыграла главную роль в британском фильме «Цезарь и Клеопатра» режиссера Гэбриела Паскаля в 1945 году. Фильм стал последней экранизацией пьесы Бернарда Шоу, снятой при его жизни. Образу, воплощенному на экране Ли, автор вынес строгий вердикт: «Она совершенно не подходит!»
3. Софи Лорен
Следующая экранизация — фильм итальянца Марио Маттоли 1954 года с неподражаемой Софи Лорен в главной роли под названием «Две ночи с Клеопатрой». Изначально эта роль предназначалась Джине Лоллобриджиде, но она в последний момент отказалась, и сыграть Клеопатру довелось Лорен.
4. Элизабет Тейлор
Фильм «Клеопатра» 1963 года с Элизабет Тейлор и Ричардом Бёртоном в главных ролях завоевал четыре «Оскара» и несколько других наград. Бюджет 65 костюмов Тейлор, включая платье из золотой парчи, составил 194 800 долларов — рекордная сумма, когда-либо потраченная на костюмы одного актера.
На съемках у Тейлор и Бёртона завязался бурный роман, и их отношения из разряда «от любви до ненависти» длились до самой его смерти. А сцена вхождения Клеопатры в Рим чуть не была сорвана по вине массовки, которая в восторге начала кричать «Лиз! Лиз!» вместо положенного «Клеопатра! Клеопатра!».
5. Елена Коренева
Мы не могли пройти мимо российской версии «Цезаря и Клеопатры» — телеспектакля режиссера Александра Белинского, снятого в 1979 году. Клеопатру в нем сыграла Елена Коренева, а пару ей составил Иннокентий Смоктуновский.
6. Моника Беллуччи
Красавице Монике Беллуччи досталась роль Клеопатры не в классическом байопике, а во французской семейной комедии «Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» 2002 года. Ко времени выхода на экраны эта картина стала самым дорогим французским фильмом и получила национальную французскую кинопремию «Сезар» в номинации «Лучший дизайн костюмов».
7. Анджелина Джоли
Последней, самой современной Клеопатрой должна стать любимица миллионов мужчин по всему миру Анджелина Джоли. Правда, получится ли это у нее в итоге, пока непонятно. Фильм с участием Джоли планировали начать снимать еще в 2010 году. В начале 2013-го студия вроде бы наконец-то нашла режиссера (четвертого по счету), готового взяться за картину, — им стал Энг Ли, но вот дальнейшая судьба фильма так и остается неизвестной.
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Клеопатра
Биография
Клеопатра VII Филопатор – египетская царица, биография которой обсуждается и по сей день. Не будучи привлекательной внешне, Клеопатре удалось заполучить внимание двух великих римских полководцев – Юлия Цезаря и Марка Антония. Этот любовный треугольник нашел свои отголоски во многих книгах и кинокартинах: режиссеры ставят фильмы, а писатели рассуждают об образе этой роковой женщины на страницах своих произведений.
Детство и юность
Клеопатра родилась 2 ноября 69 года до н.э. Истинное место рождения до сих пор остается загадкой, но принято считать, что ее родина – культурный центр античного мира Александрия. Вопреки всеобщему заблуждению, царица не имела ни капли египетской крови и происходила из династии Птолемея, которая основана диадохом Александра Македонского Птолемеем I, а следовательно, имела греческие корни.
О детстве и юности Клеопатры практически ничего не известно. Но стоит предположить, что будущая правительница запоем читала книги в Александрийской библиотеке и обучалась музыке, поскольку умела философски рассуждать, аргументированно мыслить, играла на различных инструментах и знала восемь иностранных языков.
Моника Беллуччи в роли Клеопатры в фильме «Астерикс и Обеликс: миссия «Клеопатра»
Это удивительно, потому что в те времена греки не заботились об образовании детей, в особенности девочек. Например, ее сестра Береника была совсем противоположной натурой: любила развлечения, была достаточно ленивой и несмышленой. В 58-55 годах до н.э. Клеопатре пришлось наблюдать, как ее отца Птолемея XII Авлета изгнали из страны, а власть сосредоточилась в руках его дочери Береники (древнегреческий историк Страбон заметил, что Береника – единственная законная дочь Птолемея XII Авлета, поэтому бытует мнение, что Клеопатра родилась от наложницы).
Портрет царицы Клеопатры
Позже силами римлян под руководством Авла Габиния царь вновь взошел на престол Египта. Однако он не мог умело пользоваться властью, поэтому при нем распространились репрессии, делинквентное поведение в обществе и жестокие убийства. Таким образом, впоследствии Птолемей превратился в марионетку, которой управляли римские наместники. Безусловно, эти события оставили отпечаток в сознании Клеопатры: в дальнейшем девушка вспоминала безрассудное правление отца, который остался в ее памяти тем человеком, на ошибках которого нужно учиться.
Правление Египтом
После того как Птолемей XII Авлет вернул то, что принадлежало ему по праву, наследница Береника была обезглавлена. После смерти царя, согласно традиции, которая призывала сохранить божественную кровь царских семей, 17 (18)-летняя Клеопатра вышла замуж за своего 9 (10)-летнего брата Птолемея XIII и стала править Египтом. Правда, формально, поскольку обладать полноправной властью она могла только циклично: в древние времена девушкам была уготована второстепенная роль. Она взошла на престол как Теа Филопатор, что означало «богиня, любящая отца».
Царица Клеопатра
Стоит сказать, что Египет был желанным для римлян, несмотря на то что в этой стране 96% территории занимают пустыни. Зато долины – кладези цивилизации Нила – славятся исключительным плодородием. Поэтому во времена правления Клеопатры одна их самых могущественных империй – Римская – претендовала на территорию Египта: некоторые внешние регионы Та-кемета принадлежали римлянам, однако сама страна не была завоевана полностью. Поэтому Египет (к тому же и из-за финансовых долгов) превратился в зависимое государство.
Клеопатра во главе Египта
Первые годы правления оказались сложными для Клеопатры, потому что в стране не хватало еды: недостаточный разлив Нила спровоцировал двухлетний неурожай. К тому же началась битва за трон – междоусобные войны брата и сестры. Первоначально царица отстранила своего супруга и правила страной одна, но, став старше, Птолемей XIII не смирился с произволом родственницы и, опираясь на своего воспитателя Потина, который также являлся регентом и фактическим правителем, организовал мятеж против Клеопатры. Народу объявили, что девушка перестала слушаться правящее трио в лице Потина, Теодата и Ахилла и хочет свергнуть своего младшего брата.
Изображение Клеопатры на монетах
Царица бежала в Сирию и таким образом осталась жива. Пребывая незваным гостем на Ближнем Востоке, девушка мечтала вернуть полноправную власть. Примерно в то же время диктатор и древнеримский полководец Гай Юлий Цезарь отправляется в Александрию, дабы настигнуть своего заклятого врага Помпея: разбитый в гражданской войне (битва при Фарсале) Гней бежал в Египет. Однако Юлий не сумел расквитаться со своим противником лично, поскольку, когда император прибыл в долину Нила, Помпея уже убили.
Клеопатра на египетском троне
Цезарю пришлось задержаться в Александрии из-за неблагоприятных для далекого пути погодных условий, поэтому правитель Рима не упустил возможность взыскать накопившиеся долги Птолемея XII Авлета с его преемника (десять миллионов динариев). Так Юлий поучаствовал в конфликте между соратниками Птолемея и Клеопатрой, надеясь извлечь выгоду как для себя, так и для римлян.
Царица Клеопатра
В свою очередь царице нужно было завоевать доверие Цезаря, поэтому, согласно красивой легенде, чтобы привлечь полководца на свою сторону, находчивая девушка тайно проникла в Александрийский дворец: она завернулась в ковер (или в мешок для постели) и велела своему верному рабу доставить щедрый подарок. Юлий, очарованный красотой юной царицы, принял ее сторону.
Пир Клеопатры. Художник Жерар Хоэ, 1700 год
Но стоит отметить, что полководец пришел в Египет с незначительным войском (3200 воинов и 800 всадников). Птолемей XIII воспользовался этим обстоятельством. Общество поддержало властителя, поэтому Юлию пришлось спрятаться в царском квартале, подвергая свою жизнь опасности. Зимой Юлий Цезарь вновь вторгся в Египет и разбил армию сторонников Птолемея XIII, который утонул в Ниле. Поэтому Клеопатра снова взошла на престол и правила вместе с малолетним Птолемеем XIV.
Личная жизнь
О личной жизни Клеопатры до сих пор слагают легенды. Благодаря кинематографу эту амбициозную девушку увидели в исполнении Элизабет Тейлор («Клеопатра» (1963)), Моники Беллуччи («Астерикс и Обеликс: Миссия Клеопатра» (2002)) и других актрис кино, которые играли правительницу. Поэтому многие считают, что Клеопатра – роковая красавица, которая обольщала мужчин одним только взглядом. Но, вопреки расхожему мнению, внешность египетской царицы была довольно посредственной.
Элизабет Тейлор в роли Клеопатры
Как выглядела Клеопатра – достоверно неизвестно. Но можно судить по некоторым статуям и по бюсту из Шершелл в Алжире (бытует мнение, что этот бюст принадлежит дочери Клеопатры Селене II), а также по лицу, изображенному на монетах, что у царицы был довольно-таки большой нос и узкий подбородок. Но женские чары и ум помогали Клеопатре делать из мужчин ее верных воздыхателей. Она не была благородной особой, иногда в ее нраве прослеживалась и жестокость. Например, царица часто испытывала яды на заключенных и наблюдала за их смертью, чтобы проверить действие опасного зелья на организм.
Бюст Клеопатры
Поговаривали, что Клеопатра была любвеобильной девушкой. В действительности неразборчивые связи между мужчиной и женщиной не порицались в Риме и Древнем Египте, у царей и цариц было по нескольку любовников и наложниц. По сказанию, безумцы платили своей жизнью, чтобы разделить ложе с нильской сиреной: после ночи с Клеопатрой их головы становились трофеями и выставлялись во дворце.
Об отношениях между египетской царицей и римским полководцем Юлием Цезарем до сих пор слагают красивые легенды. Действительно, это была любовь с первого взгляда. Ради 21-летней Клеопатры император позабыл свою любовницу Сервилию.
Клеопатра и Юлий Цезарь
После победы над Птолемеем XIII Клеопатра и Цезарь отправились в увеселительное путешествие по Нилу в сопровождении 400 кораблей. 23 июня 47 года до н.э. у возлюбленных родился сын Птолемей Цезарь (Цезарион). Можно сказать, что из-за союза с Клеопатрой Цезарь накликал на себя беду. Египетская царица, ее брат и сын прибыли в окружении большой свиты в Рим. Девушку невзлюбили из-за высокомерия, поэтому называли царицей без добавления имени («Ненавижу царицу», – писал Цицерон в своей рукописи).
Пир Антония и Клеопатры. Художник Ян де Бре, 1669 год
Приближенные к Цезарю были уверены, что диктатор хочет стать новым фараоном и сделать из Александрии столицу Рима. Такой расклад событий не нравился римлянам, по этой и по другим причинам против Юлия возник заговор. 15 марта 44 года до н.э. Цезарь был убит. После смерти Юлия между римлянами началась гражданская война, в которую не вмешивалась Клеопатра. Марка Антония провозгласили правителем восточной территории Рима.
Клеопатра и Марк Антоний
Полководец собирался обвинить царицу в содействии против Цезаря, но Клеопатра, зная о влюбчивости и тщеславии Марка, действовала женской хитростью. Она прибыла на полном сокровищ позолоченном судне в костюме Афродиты и очаровала древнеримского военачальника. Так начался роман, который продолжался около десяти лет. В 40 году до н.э. у влюбленных родились близнецы Александр Гелиос и Клеопатра Селена. Осенью 36 года до н.э. появился на свет третий ребенок Птолемей Филадельф.
Смерть
О смерти Клеопатры немало вымыслов, поэтому восстановить с наибольшей точностью это событие практически невозможно. Общепринятой версией считается история, которую изложил Плутарх. Правда, его версия в дальнейшем была интерпретирована на свой лад писателями, потому что биография Клеопатры давала подоплеку для романтических произведений. Так, стихи о царице писали Анна Ахматова, Александр Блок, Александр Пушкин и другие.
Смерть Клеопатры. Художник Ганс Макарт, 1875 год
Октавиан Август, законный наследник римского престола, весной прибыл в Рим. Местные жители радушно приняли молодого человека, однако действующая армия и почитатели Цезаря стояли на стороне Марка Антония. Вскоре последовала Мутинская война, из которой Октавиан вышел победителем. Когда Август двинулся в сторону Александрии, Марку Антонию сообщили ложную весть о гибели царицы. Марк не мог выдержать такой трагедии, поэтому кинулся на собственный меч. В тот момент Клеопатра вместе со служанками заперлась в гробнице; туда и доставили раненого возлюбленного египетской обольстительницы.
Смерть Клеопатры. Художник Реджинальд Артур, 1892 год
Марк умер на руках плачущей девушки. Царица хотела демонстративно вонзить в себя кинжал, однако начала переговоры с подданным Октавиана. У нильской сирены была надежда подкупить Августа своими чарами, чтобы восстановить государство, но все попытки оказались тщетными. После смерти любимого Клеопатра впала в депрессию, морила себя голодом и не вставала с постели. Корнелий Долабелла сообщил вдове, что она будет сослана в Рим для триумфа Октавиана.
Смерть Клеопатры. Художник Жан-Андрэ Риксенс, 1874 год
По древнеримскому обычаю Август в честь победы над Египтом собирался провести Клеопатру за триумфальной колесницей, закованную в цепи, словно рабыню. Но царице удалось избежать позора: в горшочке со смоквами, который доставили во дворец по велению Клеопатры, затаилась змея – ее укус подарил женщине тихую и безболезненную смерть. Где находится мумия Клеопатры, неизвестно до сих пор, но вероятнее всего, царица и ее возлюбленный Марк Антоний похоронены под храмом некрополя неподалеку от Тапосирис Магна (современный Абусир).
Интересные факты
- Древние алхимики считали, что Клеопатра была владелицей философского камня и могла превращать любой металл в золото.
- Согласно легенде, царица встречалась с Марком Антонием на Острове Клеопатры, известном благодаря золотистому песку, который доставили туда специально для египетской обольстительницы.
Остров Клеопатры
- Клеопатра увлекалась косметологией. По слухам, царица купалась в ванной с молоком и медом. Также она изготовляла крема из смеси трав и свиного сала.
- По другой версии, Клеопатру убил яд, который она хранила в полой головной шпильке.
Память
- Клеопатра (1934)
- Цезарь и Клеопатра (1945)
- Две ночи с Клеопатрой (1954)
- Легионы Клеопатры (1959)
- Клеопатра (1963)
- Discovery: Царицы Древнего Египта (ТВ) (2000)
- Клеопатра: Портрет убийцы (ТВ) (2009)
- Дневники Клеопатры. Книга 1. Восхождение царицы (Маргарет Джордж)
- Клеопатра (Карин Эссекс)
- Клеопатра. Последняя из Птолемеев (Майкл Грант)
- Последняя страсть Клеопатры. Новый роман о Царице любви (Наталья Павлищева)
Что такое японский стиль Лолита, его виды и популярность за пределами Японии
Стиль Лолита представляет собой популярную субкультуру Японии. Данное направление основано на одежде Викторианской эпохи и стиле Рококо. Существует большое количество подстилей, самым популярным считается готический. Это одна из наиболее распространенных субкультур, она оказала влияние на развитие японской культуры, музыки и моды. С помощью костюмов этого направления девушки подчеркивают свою яркую индивидуальность, женственность и утонченность. Здесь актуальны высокие каблуки, платформа, пышные юбки средней длины, изящные головные уборы, красивые блузы и платья.
Название и история стиля
Название происходит от характерных для направления костюмов, схожих с детским платьем, не делающим акцент на их жизни. Даже историки моды не могут точно определить дату рождения этого трендового течения. Принято считать его началом семидесятые годы ушедшего века, когда топовые бренды начали активно выпускать использующиеся в этом стиле вещи. 90-е значимы для тех, кто работает в модном направлении. Популярная группа Malice Mezer часто использовала такие наряды на своих выступлениях. За короткий период времени такие изделия распространились по всей Японии и стали самой популярной субкультурой, известной во всем мире.
Типы Лолит
Существует множество вариаций заявленного направления в моде. Правила стиля в каждом случае разные. Их нужно обязательно учитывать при составлении ансамбля, ведь некоторые вещи просто неуместны в том или ином подстиле.
Для образа уместно использовать нарядные фасоны платьев, изящные юбки, блузы. Одежда обязательно украшена обилием рюш, оборок. Встречаются варианты с пышными бантами, яркими лентами или элегантным кружевом.
Обувь может иметь детский вид, плоскую подошву, закрытый и округлый нос. Также актуальны ботинки, туфли на высоком ходу.
Аксессуары – это важная составляющая наряда. Их обязательно много, они женственные, девочковые. В аутфите обязательно присутствуют гольфы, чулки или колготки, панталоны. Актуально использование ажурных зонтов, элегантных головных уборов в виде миниатюрных шапочек, бантиков, короны. Помимо сумочек лук может быть украшен различными игрушками, куклами, книгами.
Прическа с макияжем играют важную роль. Здесь лучше придерживаться естественных, природный тонов. Каждая деталь должна соответствовать образу маленькой девочки.
Готическая
Стиль современной готической Лолиты – комбинация 2-х направлений одновременно. Здесь присутствуют вещи, находящиеся в использовании у обычных готов. Представленный вариант – настоящий протест бурных девяностых и того поколения против субкультуры Гяру. На ее развитие оказала влияние субкультура visual kei и рок музыкант, модельер Мана. Он является ведущим кутюрье, давшим толчок развитию готического стиля. Черная Лолита – его успешное творение на заре карьеры.
Этот подтип отличается темным мейкапом и одеждой. Подводка черная, помада красная. Многие ошибочно считают бледную кожу основой для этого образа. В действительности белая краска символизирует дурной тон. Традиционно одежда выполнена из черных материалов, иногда встречаются модели в бордовых, пурпурных тонах. Часто используются готические украшения из драгоценных камней.
В образе могут присутствовать сумочки с кошельками в виде черепа, летучей мыши.
Сладкая
Сладкая Лолита сочетает в себе элементы детского наряда. Она ассоциируется со сладким, беззаботным детством. Отличительная черта – использование ярких, позитивных тональностей. Макияж мало чем отличается от других подстилей. Основное внимание привлекается к естественной красоте, особо ценится вид детской юности. Здесь обязаны присутствовать инфантильные нотки.
Традиционно платье в стиле Лолита дополнено зонтиком, ажурными деталями, изящными ленточками. Обычно образы имеют отсылку к любимым десертам и прочим лакомствам. Украшения с аксессуарами обязательно соответствуют тематике наряда.
Классическая
Классическая Лолита – зрелый вариант трендового направления с классическими мотивами. Изучая такой ансамбль, легко заметить, что в нем есть нотки готического и сладкого направлений. Его считают намного сложнее, в нем есть недостающая многим зрелость. Здесь используется минимальное количество узоров, ткани становятся более спокойными, появляется приглушенная тональность.
Для классического ансамбля характерно использование максимально натурального мейкапа. Основная задача – подчеркнуть естественную привлекательность.
Панк Лолита – это комбинация фрагментов панк-моды и стиля Лолита. Это одновременно агрессивная и элегантная комбинация. Стиль одежды Лолита довольно прост, в нем преобладают удобные футболки, юбки, блузы. Женственные платья крайне редко разбавляют созданную атмосферу. В качестве обуви предпочтительны модели, имеющие высокую, двойную платформу. Это могут быть нежные сапожки или брутальные ботинки.
Гуро Лолита
Является интерпретацией куклы, которую грубо сломали или она стала настоящей жертвой. Образ традиционно украшают бинты с искусственной кровью и другими аксессуарами, создающими эффект травмы. На этот стиль Лолиты особое влияние оказывало направление в искусстве эрогуро.
Химэ Лолита
Это вариация настоящей принцессы. Внешний вид ансамбля по-королевски роскошен, наполнен аристократизмом, сдержанностью. Интерпретация появилась благодаря Тоётака Миямаэ, который открыл в Осаке магазин с одеждой, ставшей основой для подобных луков. Модниц в этом виде часто сравнивают с грациозностью и красотой бабочек. Прическа с одеждой ансамбля отличаются королевским лоском и роскошью.
Стиль Лолита за пределами Японии
Одежда в стиле Лолита не имеет большой популярности за пределами Японии. Трендовое течение сегодня все чаще встречается в качестве повседневных луков. В некоторых западных странах существуют магазины с такой одеждой, однако встречаются они крайне редко.
Стиль Лолита является отличным вариантом для неординарных личностей. Образы получаются максимально женственные с выраженным акцентом на изящных очертаниях фигуры. Направление подходит всем девушкам, независимо от телосложения, возраста или социального статуса.