Куклы советских времен – фото кукол из СССР

Собирала советские куклы — одни по родственникам, других находила, но дом не резиновый: за какие давали от 1500 рублей

Я коллекционирую кукол эпохи СССР. Моя уже внушительная коллекция пополнялась из разных источников: что-то мне дарили родные и друзья, какие-то свои игрушки из далекого детства отдавали знакомые за ненадобностью, что-то я приобретала сама, прогуливаясь по барахолкам и интернет-площадкам.

А однажды, будучи подростком, я даже нашла куклу на улице!

Это история моей подписчицы Ксении, увлекавшейся продажей кукол.

Как меня посетила эта идея заработка, какая была цель

Как и у любого коллекционера, у меня были любимые экспонаты, а также такие, которые я хватала по принципу «бери, пока дают», но в силу разных причин ценности для себя в них не видела.

И дабы не занимать нерезиновое пространство впустую, я решила начать продавать тех кукол, которые не нашли своего места в моем сердце.

Кроме того, у меня набралось приличное количество игрушек СССР. Их я забирала из рук владельцев, которые собирались их выкинуть. Когда их набралось немало, появилась идея продавать их вместе с ненужными мне куклами.

У меня есть знакомые, которые неплохо зарабатывают на продаже кукол и игрушек времен СССР. Поэтому я совершенно точно знала, что спрос на такие вещи достаточно высок, цены на них тоже немаленькие и растут с каждым годом.

В мои смелые планы входило не просто освобождение места от ненужных кукол, но и стабильная подработка.

Подумать только, вот такую красавицу мне удалось найти. Прежний хозяин просто оставил ее у подъезда, чтобы кто-нибудь подобрал

Что я решила сделать, как просчитала идею

Первым делом надо было определиться с особенностями ценообразования. Знакомые эксперты подсказали, как оцениваются куклы. Цены на них складываются следующим образом:

  • Самые дешевые куклы – с резиновыми головами и/или руками. Это самые «молодые» экземпляры, приличное количество которых дошло и до наших дней. Средняя цена на такую куклу – 600-700 рублей. Наличие родной одежды, обуви, коробки может существенно повысить ценник.
  • Чуть дороже стоят куклы, сделанные полностью из пластмассы. Однако тут можно встретить как совсем раритетные образцы, так и не очень. Цена также начинается от 600-700 рублей и может расти до нескольких десятков тысяч.
  • Самые дорогие куклы сделаны из пресс-опилок (папье-маше) и из целлулоида. Цены на них начинаются от 1500 рублей.

Также надо учитывать производителя, дополнительные «плюшки» в виде более высокого роста, типа волос (паричковые, литые волосы и т.д.), наличия особых нарядов, умения ходить и прочее. Куклы ГДР могут стоить дороже, чем советские.

Игрушки же (не путать с куклами!) мне попадались исключительно пластиковые, ценовой диапазон на которые самый разнообразный: от 100 рублей и до нескольких тысяч.

Чем игрушка больше размером, чем она более редкая и чем лучше её состояние, тем выше цена.

Целлулоидные куклы – одни из самых ценных и дорогих. Цена на малышку была 3000 рублей. На мальчика – 6000.

Пластмассовые братцы-космонавты ушли по 1000 руб. каждый

Что делала и какой результат

Для продажи моих кукол и игрушек я использовала две площадки: Avito и интернет-аукцион meshok.net.

Преимущества «Мешка» в том, что на некоторые позиции можно ставить фиксированную плату, а можно устроить аукцион с начальной ставкой в 1 рубль, и благодаря азарту коллекционеров, цены естественным образом могут взлететь достаточно высоко.

Зачастую я ставила фиксированные цены. На кукол, в стоимости которых я сомневалась, открывала аукционы. В основном так удалось сбыть лоты, нуждающиеся в реставрации или имеющие какие-то дефекты.

Meshok.net – популярный Интернет-аукцион для коллекционеров

На Avito чаще всего покупателями оказывались коллекционеры из моего города. Через эту площадку ушло все, что не имело особой уникальности и было выставлено за небольшую сумму.

Более дорогие экземпляры ушли с «мешка». Через него удалось распродать даже «неликвидных» дам.

Неудачно подстриженная кем-то Мальвина была продана неизвестному Пьеро за 300 рублей

Выводы из этой истории

В настоящий момент моя коммерческая деятельность по реализации кукол приостановлена. Теперь люди реже избавляются от старых кукол и игрушек по бросовым ценам и тем более не бросают их у подъездов для всех желающих.

Читайте также:
Когда появились первые молнии-застежки на одежде

По крайней мере, мне уже практически не попадаются куклы, которые продаются ниже своей средней стоимости.

Хорошо зарабатывают на советских игрушках те, кто занимается этим делом серьезно: регулярно посещает все барахолки, даже катается в другие города (и страны!), чтобы найти ценный товар по смешной цене.

Если у вас в руках оказалась кукла или игрушка времен СССР, при необходимости её довольно легко и быстро можно продать на соответствующих ресурсах.

Спрос на предметы эпохи Советского Союза только растет, как и цены на них.

А вы когда-нибудь задумывались о том, чтобы продать игрушки или куклы из своего советского детства? Если у вас уже есть такой опыт, расскажите в комментариях, пожалуйста.

Куклы СССР

После гражданской войны и революции для кукол, как и для людей, наступили трудные времена. Производство игрушек прекратилось совсем, фабрики закрывались, а вместо них появлялись небольшие артели. Многие семьи сами придумывали и изобретали для детей забавы, вырезая из дерева лошадок, кораблики, паровозики или человечков. А когда игрушки вернулись, у них были уже совсем другие лица, типажи и герои.

Производители делали акцент на изготовлении игрушек в образе крестьян, работников, пионеров. Такая практика была продуманна как воспитательная и политическая составляющая. Были запрещены буржуазные куклы, также изображающие барышень с кавалерами и в виде духовенства.

Из чего изготавливали игрушки

Такие материалы, как фарфор и кружева, были роскошью, поэтому сначала известные игрушки изготавливали из ткани или дерева, наполняли стружкой и ватой в единичных экземплярах. Начиная с 1936 г. предприятиями была освоена новая технология – горячее прессование деталей, что очень ускорило процесс. Таким образом появилась кукла СССР. “8 марта” – так тогда называли одну из легендарный московских артелей по изготовлению детских игрушек, которая воспитала за годы работы не одно поколение.

Помимо излюбленных для девочек маленьких дочек, появляются также лётчики, красноармейцы в буденновках, рабочие разных специальностей. В кукольных образах большое значение придавалось индивидуальности, создаваемой художниками.

Деловые, серьезные с холодным взглядом, хоть отправляй в колхоз выполнять пятилетний план – такие поначалу были куклы СССР, которые изображали суровость эпохи. Позже Сталин распорядился все игрушечные изделия делать с улыбками. Фабрики также специализировались на изготовлении дополнений к любимой игрушке в виде посудки (маленькие тарелочки и чашечки), мебель и кроватки.

Постепенно, начиная с 1930-х годов, в советских магазинах стали появляться более дорогие куклы с деталями из настоящего фарфора. Деталям этих игрушек вторят слова Буратино, который обиженный на Мальвину кричал: “Голова фарфоровая, туловище ватой набитое, а еще учит”.

Чем отличались куклы в СССР от наших современниц

Куклы СССР разительно отличаются от современных аналогов. В те времена акцент в изготовлении делался на то, что через игру у ребенка формируется представление об окружающем мире. Человек, который разрабатывал игрушку, должен был доказать воспитательное значение для ребенка. Куклы в прошлом больше были похожи на маленьких девочек с соответствующими возрастным особенностями: пухлыми ножками, ручками и здоровым румянцем на лице.

От сегодняшней Барби кукла Маша отличалась пухленькими губками, щечками, детским телосложением, она в действительности напоминала маленькую дочурку для игры в дочки-матери. Западные куклы больше имеют тенденцию изображаться в образе взрослой девушки с накрашенными глазами и губами и соответствующими формами тела, готовой к отношениям с женихом Кеном.

Детские психологи утверждают, что наличие взрослых форм, большого дома и машины для Барби вызывает у детей желание хорошей жизни и преждевременных отношений с противоположным полом.

Большое внимание к качеству

Раньше, в советский период, для того чтобы выпустить игрушку, нужно было пройти около сорока различный инстанций и проверок. Ни о каких опасных красителях и наполнителях советский производитель не знал. То, к чему прикасались дети, не должно было вызывать аллергию, поломаться или развалиться в ближайшем времени, соответствовать стандартам и ГОСТам, быть утвержденной для определенной возрастной группы, иметь воспитательную функцию. В связи с этим родителям стоит уделять большое внимание тому, что они покупают ребенку.

Советские куклы отличались простотой: голова, ноги и руки делались из пластмассы розового цвета, туловище могло быть как тряпичным, так и пластмассовым, волосы жесткие различных оттенков, в зависимости от персонажа. Одеты маленькие дочки были в простые хлопковые летние платьица. В конце 1950-х годов появилась новинка – германская красавица с закрывающимися глазами, об этой кукле мечтала каждая девочка. Но классический вариант все же был более популярен из-за того, что лица германских кукол не отдавали такой же детской наивностью.

Читайте также:
Глянец Tatler – история создания журнала

Куклы в национальных костюмах и пупсики

В середине 20 века производители выпустили советские куклы в национальных одеяниях республик. Они были очень актуальны в 1957 году накануне всемирного московского фестиваля молодежи и студентов, также эти куклы использовали как выставочные экспонаты в разных странах.

Куклы СССР были представлены и маленькими пупсиками. Продавались эти малыши без одежды, что подразумевало развитие швейных навыков у маленьких девочек. В основном пупсы были бесполыми, поэтому обладательница такой игрушки сама решала, мальчик у нее или девочка. Куклы-пупсики умещались в кармане, некоторые производились с подвижными ручками и ножками на резинках.

Развитие магазинов игрушек и фабрик

Знаменитый “Детский мир” на Лубянской площади открылся в 1957 году. Этот универмаг должен был стимулировать послевоенную рождаемость – впервые после революции открылся магазин с таким богатым выбором для детей и их родителей.

Создавались конкурсы на лучшие изобретения игрушки, принесенные подделки оценивались и выставлялись в демонстрационном зале.

К 60-м годам уже не маленькие артели изготавливают куклы СССР, фабрики взялись за это вплотную, стараясь идти в ногу со временем и следить за тем, чем интересуется общество и дети. В пору космической эры заводы откликнулись массовым изготовлением ракет, самолетов, пилотов, космонавтов. Популярные мульт-герои тоже пользовались огромным спросом для создания новых персонажей. Гвоздем программы был крокодил Гена, а также Чебурашка, Буратино, Чиполино, Кот в сапогах.

Почему нужно ценить сегодняшнее разнообразие

Сегодня магазины детских игрушек предлагают огромный выбор, продавцы-консультанты в любой момент могут оказать помощь, но в советские времена такая забава для девочки, как кукла Маша, была дефицитом. Большинство детей довольствовалось деревянными или самодельными изделиями любящих родителей. Для того чтобы раздобыть дефицитную забаву для ребенка, в советские времена приходилось выстаивать в очереди целыми днями и заходить в магазин по талонам, и то не факт что в этот день очередь дойдет до желающего.

Куклы артели «Всекохудожник», 1930-е.

Категория: Чистый источник

| Опубликовал: svasti asta, посмотрело: 4 593, фото: 9

Такие куклы выпускались артелью “Всекохудожник” для магазинов “Торгсина” (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами) в 1930-е годы. По некоторым сведениям , куклы продавались исключительно за валюту, поэтому подавляющему большинству советских людей были недоступны. Коллекционирование этих советских кукол было очень распространено в США, где в 30-40-е годы были выпущены каталоги с описаниями и названиями этих торгсиновских кукол с указанием их аукционных цен. По высоте куклы изготавливали от 8-сантиметровых до 40 с лишним см.

Лица самых маленьких куколок выполнены из композита, больших кукол – из фильдеперса (шелковая чулочная ткань). Лица профессионально расписаны художниками. Лапти маленьких куколок связаны из ниток, у больших сплетены из лыка. Сапоги небольших кукол вырезаны из дерева, у больших сшиты из ткани и кожи. Ткани – ситец, фланель, мешковина, шелк, шерсть. Самые большие куклы имеют украшения в виде стразов, бус и сережек из искусственного жемчуга, рубки и бисера.

Детали костюмов тщательно проработаны, у больших кукол костюмы точно соответствуют национальным костюмам народов СССР. У каждой куколки пришит ярлык с номером, надписью “Made in USSR” или “Made in Russia”. Иногда на ярлыке писали название куклы. Считается, такие ярлыки на русском языке достаточно редки.

Примечательна история появления и деятельности “Всекохудожника”

Бурные события начала ХХ века нашли свое отражение не только в политике и общественной жизни. Среди многочисленных творческих групп, существовавших в Москве в 1920-е годы, выделялась группа художников, собиравшихся в районе Нижней Масловки. Это было что-то наподобие клуба по интересам — или, как сегодня принято говорить, мастер-классов. Именитые мастера, среди которых были и такие уже известные как Кустодиев, Васнецов — а позже и Дейнека — творили сами и охотно обучали основам искусства других.

В 1928 году этот своеобразный клуб получил формальный статус и стал именоваться «Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств» — или, как было модно в то время повального увлечения всевозможными аббревиатурами, «Всекохудожник».

Читайте также:
Дорогие духи в подарок

Постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 «О перестройке литературно-художественных организаций» происходит реконструкция художественных организаций — распущены мелкие объединения и создан единый Союз художников СССР (СХ СССР) — творческий союз, который, объединял советских художников и искусствоведов. Ведущие палехские мастера становятся членами СХ.

В 1933 году «Артель древней живописи» преобразуется в ТПО «Товарищество Палех» и вступает во Всероссийский кооперативный союз работников изобразительных искусств «Всекохудожник». (Ранее, 5 декабря 1924 года семь бывших художников-иконописцев: Голиков, Баканов, Маркичев, братья Зубковы, и братья Котухины образуют в Палехе «Артель древней живописи».)

Лозунг о том, что «искусство должно принадлежать народу», нашел во «Всекохудожнике» новое воплощение: предполагалось, что объединение станет массовой школой искусств для самых широких слоев населения, причем первоначально входящие в состав объединения артели могли свободно выставлять и продавать свои произведения. На Кузнецком мосту по такому случаю даже был создан выставочный зал в помещении бывшего пассажа, а позже — литературного кафе известного булочника Н.Д.Филиппова. Сегодня в этом помещении расположен Московский дом художника.

В состав “Всекохудожника” входила и фабрика «Лепка». Как правило, для изготовления бюстов и скульптур использовался гипс, который затем окрашивали — под золото, а чаще под бронзу. Однако, известно такое свидетельство оценки качества производимых «Лепкой» изделий – цитата из доклада правительственной комиссии по подготовке к 100-летию со дня смерти А.С.Пушкина в феврале 1936 года:

«Несколько месяцев назад при Всекохудожнике была учреждена пушкинская комиссия, которая должна наблюдать за качеством работы производственных мастерских, выпускающих бюсты, статуэтки поэта. В настоящее время из всех производственных мастерских Всекохудожника только одна „Лепка“ выпускает в продажу бюсты и статуэтки Пушкина.Однако качество этих вещей крайне низкое. Мастерская продолжает выпускать бюст поэта работы Мограчева и статуэтку работы Крандиевской, несмотря на то, что эти произведения забракованы пушкинской комиссией и осуждены всеми пушкинистами».

Наряду с бюстами и скульптурой, Всекохудожник занимался выпуском всевозможных агитационных и квалификационных знаков (например, знак парашютиста), в дизайне которых можно обнаружить влияние одного из главных мэтров объединения — художника А. Дейнеки.

В марте 1935 года «Всекохудожник» был передан в систему Наркомпроса РСФСР. Однако еще с 1932 года ведется разработка проекта собственного Изогородка «Всекохудожника». Городок должен был расположиться в районе Часовой улицы и включать в себя Скульптурный корпус, Изоучилище, бронзолитейную мастерскую, кузницу, многочисленные склады и выставочные площадки, а также общежитие для иногородних студентов.

Возведение Изогородка стало первым советским долгостроем и затянулось на все 30-е годы. В результате полностью были возведены лишь несколько зданий: общежитие, пятиэтажное здание Изоучилища (оно практически не успело поработать в полную силу из-за надвигающейся войны), а также Скульптурный корпус, который в те годы смотрелся весьма величественно.

Война положила конец истории Всекохудожника. Одно за другим у артели реквизировали помещения, да и самих художников разбросало по всей стране. В мастерских, по сведениям справочной книги «Москва» 1954 года, на четной стороне современной Часовой улицы, в том месте, где в 1930-х — 1940-х годах находились мастерские фабрики «Всекохудожник» заключенные отливали мины. Большинство московских и подмосковных заводов, на которых в 1942–1943 годах были созданы лагеря, производили корпуса минометных мин. Вероятно, и заключенные лагеря при заводе № 568 отливали мины в бывшей мастерской «Всекохудожника».

В начале 50-х годов “Всекохудожник” был распущен уже официально, а принадлежавшие ему учебные корпуса передали другим организациям — в частности, НПО «Радий» и Институту математического моделирования. От старых зданий Изогородка сохранились лишь части двух учебных корпусов по Балтийской улице, а также здание бывшего общежития, давно ставшее многоквартирным домом.

Как то неожиданно- зачем они иностранцам?

Ну кто ж их поймёт – иностранцев. А с другой стороны – почему бы и нет. Интересные такие куклы, их выпускали трех видов: собственно, кукол, кукол в национальных костюмах и кукол – грелки на чайник. Возможно, именно национальные костюмы привлекали некоторых. Но вот ведь и в прессе написали они в своей про них, вот перевод (текст с каталога 1944г., взяла с фото на выставке:

“Советские девочки – набор кукол, который почти невозможно найти. Это группа красивых девочек из разных регионов России. Эти маленькие голубоглазые красивые девочки были сделаны в стране коммунистического серпа и молота в те времена, когда у рабочих Советского Союза были задачи не менее мрачные, чем во всеобщей войне. Ольга из Украины носит мягкие помпоны на своём причудливом головном уборе и причудливые полоски, которыми восхищаются сельскохозяйственные угодья. Щеки Анны пылают красным, как зимние яблоки под завязанным бархатным колпаком. Они из далекого Севера, может быть, из Владивостока.

Ну и заметка, вырезка из газеты их заморской.

Ностальгия по прошлому: «Куклы советского детства»

В декабре 2014 года в Листвянке открылся частный музей « Куклы советского детства» . Журналист и фотокорреспондент ИА « БайкалПост » встретились с основателем музея – коллекционером из города Усолье-Сибирское Оксаной Токмаковой .

История коллекции

Оксана Токмакова собирает кукол уже 9 лет , сейчас её коллекция насчитывает около 2 тысяч экспонатов , а началось всё с куклы Андрюшки . « Как-то мне в руки попалась открытка с изображением мальчика в костюме Емели . Она мне очень понравилась и запомнилась . Я захотела найти эту куклу , попала на просторы сети Интернет и увидела , что там можно найти почти любую куклу , которая была у меня в детстве . Вот так постепенно начали появляться куклы , пока я искала именно ту , которую хотела – куклу Андрюшку», — отметила коллекционер .

В музее нам удалось увидеть и саму куклу Андрюшку , и его изображение на открытке . « Вот он , Андрюшка , с которого всё началось . Его автор – Маргарита Вильям , создана игрушка на московской фабрике « Имени 8 Марта » в начале 1950-х годов . Это его оригинальный костюм . Простой образ мальчика: глазки-бусинки , озорной , вроде и не красавец , но очень забавный», — рассказывает Оксана Токмакова .

Постоянная экспозиция

В постоянной экспозиции собраны наиболее яркие представители кукол , они разделены на две части: 20-60-е годы и 70-90-е .

Самыми ранние куклы – так называемые « дунаевские» , или « сергиево-посадские» . Терракотовые головы для них мастерил Сергей Дунаев , который жил в селе Хотьково Московской области . У этих кукол очень хорошо проработаны детали крестьянского костюма , например , вот этот деревянный гребешок , который висит у мальчика на поясе .

Вот они , целлулоидные куклы . Игрушки из целлулоида выпускал Охтинский химический комбинат Ленинграда . Куклы выпускались раздетыми и бесполыми , назывались они « пупсы-голыши» . Девочка могла сама определить , кем будет её кукла – мальчиком или девочкой , а также придумать и сшить для неё одежду.

Вся кукольная атрибутика тех времён , сопутствующая игре в куклы , делалась максимально приближенной к настоящей: вот мясорубка — она из тех же частей , что и настоящая; стиральная машинка , которая может постирать и отжать носовой платочек или небольшое платье . « Всё это делалось для того , чтобы девочка в простой и незатейливой форме игры могла спокойно овладеть навыками , которые пригодятся ей во взрослой жизни», — подчеркивает основатель музея.

Среди экспонатов мы также увидели деревянную каталку , которая была выпущена в самый разгар Великой Отечественной войны: « Эта игрушка датирована 1943 годом . Во время войны выпуск игрушек не останавливали . На их производство устанавливались планы . К продукции предъявляли жёсткие требования . То есть детская индустрия работала даже в тяжёлые времена . Всё это делалось для того , чтобы воспитать гармоничного , полноценного и здорового члена общества», — говорит Оксана Токмакова .

Основная масса кукол в отделе 70-90-х годов сделана из пластмассы . В том числе , и известная кукла Карлсон . Её автор – ленинградский скульптор Лев Разумовский . Такую же игрушку держала в руках Астрид Линдгрен . Карлсон был в семье почти каждого ленинградского ребёнка.

В экспозиции есть и именные куклы – это Юрий Никулин , Евгений Леонов и даже Юрий Куклачёв с кошкой на руках.

Здесь же среди игрушек живёт кукла Марина . Она интересна тем , что её глаза не просто открываются и закрываются , но и ещё и ходят слева-направо . Такие глазки у кукол официально называются флиртующими.

Коллекционер показала нам и мечту всех советских девочек – шагающую куклу Нину московской фабрики « Кругозор» . Если её взять за левую ручку , она идёт и на каждый шаг поворачивает голову .

Временная выставка

Во втором зале музея находится сменная выставка « Ребята , давайте жить дружно» . Здесь собрано около 250 этнических кукол и кукол в национальных костюмах бывшего СССР .

« Вот это – украинские куклы из древесно-опилочной массы . Этот материал пришёл на смену фарфору и папье-маше . Единственным и большим недостатком таких кукол было то , что девочки не могли их купать и мыть , ведь игрушки могли испортиться», — рассказывает коллекционер .

На другом стенде представлены куклы ведущего – самого крупного предприятия – московской фабрики игрушек « Имени 8 Марта» , которая была создана ещё в 1921 году . Последняя кукла здесь была выпущена в 2001 году .

На отдельном стенде представлены куклы в костюмах российских губерний . Их производитель – фабрика игрушек « Имени 8 Марта» . Здесь есть куклы в костюмах Тверской , Тамбовской , Московской губернии , а также Орловской и Воронежской областей.

Вот ранние куклы фабрики « Имени 8 Марта» — с обтяжными трикотажными головками . « Заранее лицо куклы не лепилось , оно формировалось тканью , и за счёт трикотажной фиксации лицу придавали форму . Само лицо чаще расписывалось вручную , реже — вышивалось», — отмечает автор выставки .

В экспозиции есть куклы советских республик – Узбекистана , Казахстана , Латвии , Эстонии , Литвы .

О своей коллекции и советской кукольной индустрии

По словам Оксаны Токмаковой , почти всё игрушечное производство СССР было сосредоточено на западе , в том числе в Москве и Ленинграде . « Я не помню , чтобы у меня много было в детстве кукол . Игрушки стоили дорого , покупались по праздникам , относились к ним советские дети бережно . Но , например , побывавшая в музее женщина из Санкт-Петербурга , с удивлением показывала на ленинградские игрушки и говорила , что почти все они у неё были в детстве . До нас же игрушки с запада доходили реже или вообще не доходили . Поэтому у нас тут был « игрушечный голод» . Может быть , я собираю куклы своего детства , потому что не наигралась ими в своё время», — смеясь говорит Оксана Токмакова .

Как рассказала Оксана Токмакова , в расцвет Советского Союза – с середины 70-х – ближе к 80-м — в 15 республиках СССР насчитывалось более 100 специализированных предприятий по выпуску игрушек . Кроме того , игрушки выпускали на каждом крупном предприятии химической или металлургической промышленности.

Сейчас куклы для коллекционера представляют интерес как музейные экспонаты , потому что уже нет фабрик , которые их выпускали . Основной своей работой наша собеседница считает атрибутирование каждой куклы: воссоздание первоначального вида , установление места и года выпуска , имени художника , оригинального имени куклы .

Сокровища на антресолях: самые ценные детские игрушки производства СССР

Ностальгия по Советскому Союзу сейчас в моде, поэтому спрос на предметы того времени переживает настоящий бум. Не стали исключением и детские игрушки. Редкие и интересные экземпляры можно продать за десятки, а то и за сотни тысяч рублей.

История производства детских игрушек в СССР

Перед молодой советской властью стояли не только экономические, но и идеологические задачи. В первые годы СССР было попросту не до того, чтобы заниматься детскими игрушками. А нарком просвещения Луначарский и вовсе считал их буржуазным пережитком. Поэтому игрушки делали только артельные производства, мастера-кустари и сами родители. Это были тряпичные или опилочные куклы, деревянные лошадки и другие животные, картонные или бумажные фигурки. Фиксированных цен тогда не существовало.

Советские игрушки 1920-х — это в основном кустарное, а не массовое производство

И только в 30-е годы дело встало на промышленные рельсы. В 1934 году был утверждён список игрушек, которые разрешались к производству. Они были призваны развивать личность нового типа с самого детства. Идеологически правильные игрушки должны были:

  • Быть классово правильными и готовить к трудовой жизни. Куклы — это представители разных профессий, рабочие и крестьяне. А упитанные и жизнерадостные пупсы говорили о благополучии советского народа.
  • Развивать смекалку и навыки сотрудничества в коллективе (настольные игры, снаряжение для командных развлечений).
  • Воспитывать патриотизм в советском духе. «Оборонные игрушки» — это моряки и красноармейцы, военная техника и оружие.
  • Быть реалистичными. Никаких драконов, синих птиц и животных в человеческой одежде.

Всё делалось добротно и из натуральных материалов — тканей, дерева, металла, смолы. Синтетики в те времена ещё не было. Но позволить себе покупать игрушки детям могли далеко не все семьи. Во-первых, их было мало, во-вторых — дорого.

Реалистичность и нацеленность на воспитание нового трудового поколения — вот основные признаки советской игрушки 1930-х годов

Война приостановила развитие производства, зато потом трофейное оборудование позволило наладить массовый выпуск велосипедов и механических игрушек. Требования к изделиям были высокие, а цена не всегда доступной. Поэтому дети играли чем придётся, особенно в деревнях.

С 50-х годов СССР берёт курс на повышение благосостояния населения. Массово выпускаются детские машинки, конструкторы, пупсы и куклы, в том числе в национальных костюмах. Игрушки становятся всё более яркими, разнообразными и доступными по цене. Постепенно начинают использоваться новые искусственные материалы: синтетические ткани, резина, пластмасса, полиэтилен.

В СССР экономика была плановой: стоимость игрушек, ассортимент и необходимое количество утверждались государством. От Калининграда до Владивостока одно и то же можно было купить за одинаковую цену. Но в столицах выбор был намного шире. Дефицитные игрушки покупали по знакомству или на чёрном рынке.

Самый большой специализированный магазин — московский «Детский мир» — был открыт в 1957 году и стал мечтой большинства советских детей

Удешевление производства привело к тому, что игрушек стало много, но их ассортимент сократился, а к качеству стали относиться менее требовательно. К 1956 году артели прекратили своё существование, а массовая штамповка стала приметой конца 1960 – 70-х годов. Однообразие разбавляли тематические серии, например, куклы-космонавты или выходцы из мультфильмов.

К 1980-м черты игрушек становились всё более условными, проявился творческий и свободный подход дизайнеров. А вот идеологическая сторона стала ослабевать. Недорогие игрушки — пластмассовые животные, пупсы, бумажные наборы — стоили буквально копейки. Куклы и машинки среднего размера можно было купить по цене от нескольких рублей. Серьёзными приобретениями были механическая железная дорога, педальные машины, электронные игры, наборы с микроскопом. Стоило такое удовольствие десятки рублей.

В позднем СССР игрушки становятся более условными

Как оценивают советские детские игрушки

Выбор цены всегда остаётся на усмотрение продавца. Другое дело, удастся ли найти покупателя. На рынке старых игрушек уже давно установились правила, по которым их оценивают и продают. Основных факторов три: год производства, степень сохранности и тираж. Решение о цене принимают по совокупности.

Казалось бы, чем старше вещь, тем дороже её можно продать. Такая закономерность есть, но работает она далеко не всегда. Дело в том, что очень старые и кустарные игрушки сложно датировать, особенно если они плохо сохранились. Клеймо или штамп производителя позволяют правильно идентифицировать предмет.

Со временем производства косвенно связан и материал. Металл, целлулоид и прессованные опилки ценятся выше пластмассы, тем более резины. Игрушки из хорошего материала можно продать дороже, даже если они выпущены в одно и то же время с менее качественными аналогами. Но как правило, это более ранняя дата производства.

Дороже ценятся игрушки в идеальном состоянии, особенно в оригинальной упаковке. А вот недостатки, которые снижают цену:

  • отломанные детали, сколы и трещины;
  • неработающая механика;
  • некомплектность (например, с куклами важно, чтобы у них была оригинальная, а не самодельная одежда);
  • ржавчина;
  • плесень;
  • несмываемые пятна;
  • запах затхлости или табака, что особенно актуально для опилочных и мягких игрушек.

Куклу-негритёнка без ноги можно продать по цене до 500 руб., а в полном комплекте — за 1 000

Насколько массовым было производство конкретной модели, имеет решающее значение для цены. Уникальные вещи покупают дорого даже в плохом состоянии. А дефицитные игрушки 80-х годов выпуска обставят по цене штамповку 70-х. Редкими считаются предметы, которые появляются в продаже раз в несколько лет. Если объявление с аналогом уже где-то висит, это не раритет. Цена на дубль автоматически снижается на 20 – 50%, хотя бывают и исключения.

Высокие цены на советские игрушки объясняются модой и ностальгией. Можно даже сказать — модой на ностальгию. Ещё несколько лет назад всё выбрасывали на помойку или продавали за бесценок. А сейчас легко находят покупателя даже самые простые пластмассовые фигурки.

Самые дорогие и редкие советские игрушки

Наиболее дорогими оказываются далеко не самые красивые вещи. Главное — ценность для коллекционеров и хорошая сохранность. Интересно, что мальчишеские игрушки традиционно ценятся выше девчачьих.

Начнём с педальных машин. Их можно продать по цене от 5 до 100 тысяч (в зависимости от состояния и модели). Рекордсмен в этой линии — Москвич-2141 (выпуск АЗЛК, 2-я половина 80-х). Модель так и не вышла в массовое производство, и коллекционеры считают, что таких машин осталось всего несколько штук. Одна из них находится в музее АО «Москвич», ещё одна была продана за 350 тысяч рублей. И это не предел цены.

На переднем плане — самая дорогая их советских педальных машин — Москвич-2141

Среди уменьшенных копий советских автомобилей самые ценные — номерные модели в заводской упаковке. Цена взлетает, если они были выпущены лимитированной серией или сняты с производства в короткий срок. Ещё важны качество, детализация, надёжный материал, а они наблюдаются у более старых моделей. Цена интересных для коллекционеров машинок начинается от 2 – 5 тысяч. Редкие, но не эксклюзивные можно продать за 10 тысяч и дороже.

Пионер среди уменьшенных моделей машин — цельнолитой «Москвич-412» — начали выпускать в 1971 году, а сейчас его можно продать по цене от 20 до 200 тысяч

А вот несколько примеров реально купленной очень дорогой детской техники:

    Электрическая железная дорога 1969 года выпуска в полной комплектации и хорошем состоянии — 100 021 руб.

Экскаватор продавался в хорошей сохранности, но без заводской упаковки

В кукольном мире тоже больше всего ценятся игрушки фабричного производства ограниченного тиража. Важно, чтобы у них было клеймо. Хорошо, если тело из целлулоида, ещё лучше — из прессованных опилок. Волосы — паричковые (приклеенные), а не прошитые. А аккуратная и красивая роспись лица повышает цену. За хорошие, но не эксклюзивные экземпляры можно запросить от 2 000 до 15 000 руб.

На старинную советскую куклу можно ставить ценник от 3 000, она не будет единственной в своём роде, но если понравится коллекционерам, вырастет в цене

Приведём подборку дорогих советских кукол, проданных за последний год:

    Шагающая и говорящая кукла Нина в скафандре — 120 000 руб. По этой модели на фабрике «Кругозор» выпускалось множество вариантов, в исправном состоянии они стоят до 5 000. А лимитированная серия была посвящена первому полёту в космос Валентины Терешковой.

Иришка интересна коллекционерам своей необычной и даже странной внешностью

Среди остальных игрушек больше ценятся механические, чем мягкие. Но и они не всегда пользуются стабильным спросом. Многое будет зависеть от тематики, эксклюзивности и удачного стечения обстоятельств.

Антикварная педальная лошадка выставлена на eBay за 2 000$, но пока не продана; в России аналоги покупают редко и намного дешевле

Где продают и покупают детские игрушки, произведённые в СССР

Варианты с местными барахолками лучше изначально не рассматривать. Щедрые покупатели туда не заглядывают, зато часто промышляют мошенники и перекупщики. Частично это верно и с бесплатными досками объявлений. Продать там можно, но не факт, что по хорошей цене.

Если игрушка не очень редкая, можно обратиться в антикварные салоны. Идти к скупщикам лично имеет смысл только жителям мегаполисов — в провинции выбор ограничен, поэтому и цена не будет высокой. Именитые организации могут оценить и выкупить игрушку удалённо. Главное — сделать достаточно подробные и качественные фотографии. Плюс такого способа в том, что сразу же можно договориться о продаже и получить деньги. Минус — цена, ведь салоны выступают посредниками, а конечному покупателю продадут вещь с наценкой.

Лучший способ продажи — интернет-аукционы, особенно если игрушка редкая и интересная. Там можно выставить твёрдую цену или надеяться на повышение ставок. Последний вариант оптимален для раритетов. Аукционные предложения часто просматривают коллекционеры, поэтому шансы на сделку выше, а цена может взлететь за считаные дни. Минус способа в том, что большинство площадок берёт плату за размещение лота — фиксированную или в процентах от стоимости.

Интернет-аукцион — игра с непредсказуемым результатом

Вот несколько популярных сайтов-аукционов:

Ошибки и сложности в купле-продаже советских игрушек

Новичку сложнее всего выставить правильную цену. Завышенная оттолкнёт покупателей, а слишком низкая заставит сожалеть об упущенном. Вот несколько советов, которые помогут сориентироваться:

  • Сходите в антикварный салон за консультацией. Даже если там захотят купить игрушку, соглашаться вы не обязаны.
  • Не соглашайтесь на предложение, если покупатель сбивает цену, убеждает, что дороже продать не получится, и торопит со сделкой. Все эти признаки одновременно выдают перекупщика.
  • Посоветуйтесь с коллекционерами, реставраторами и любителями старины в интернете.
  • Посмотрите цены на похожие товары.

Цены в объявлениях и на аукционах далеко не всегда могут быть надёжным ориентиром. Это то, сколько хочет получить владелец. Но не факт, что он найдёт покупателя. Поэтому лучше всего смотреть завершённые аукционы или хотя бы лоты со ставками.

Антиквары и специалисты по винтажу не советуют чинить игрушки самостоятельно — неумелые действия могут испортить ценный экземпляр. А переделки опытному оценщику всегда заметны. Результатом будет не повышение цены, риск отказа от сделки. Здесь есть два варианта — продавать как есть или заплатить профессиональному реставратору.

С винтажными и антикварными вещами не работает принцип нахваливания товара. Даже если сопроводить объявление пометкой «Редкость. », это не будет аргументом для покупателя. Гораздо важнее дать реальные характеристики игрушки: год выпуска, состояние, особенности, а иногда и историю. И всё это дополнить несколькими фотографиями с деталями и в разных ракурсах.

Видео: как определить, что игрушечную машинку можно дорого продать

Советские игрушки ценятся своей самобытностью, памятью о детстве и тем, что они отражают историю страны. Таких больше никогда не будет. Поэтому редкие и интересные вещи в цене не упадут. А вот ширпотреб родом из СССР обязан своей популярностью временной моде. Вполне возможно, что через несколько лет он будет интересовать только узкий круг специалистов.

Предприниматель, маркетолог, автор и владелец сайта “ХитёрБобёр.ru” (до 2019 г.)

Закончил социально-психологический и лингвистический факультет Северо-Кавказского социального института в Ставрополе. Создал и с нуля развил портал о бизнесе и личной эффективности «ХитёрБобёр.ru».

Бизнес-консультант, который профессионально занимается продвижением сайтов и контент-маркетингом. Проводит семинары от Министерства экономического развития Северного Кавказа на темы интернет-рекламы.

Лауреат конкурса «Молодой предприниматель России-2016» (номинация «Открытие года»), молодежного форума Северного Кавказа “Машук-2011”.

Что могут рассказать советские игрушки про историю великой страны

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Послереволюционный провал: картонные кубики и тряпичные куклы

После революции производителям было не до игрушек, к сожалению, их почти не делали. Построение новой жизни занимало умы людей, какие уж тут забавы. Детям же все равно хотелось играть, политические и экономические проблемы их мало интересовали. Потому везло тем, у кого остались старые игрушки, со времён царской России. Если таких запасов не находилось, приходилось мастерить самодельных куколок, машинки, тележки. Взрослые (да и сами дети) делали кубики из картона, пупсов из лоскутков. Из тряпок мамы шили мячи, а из дерева отцы выпиливали фигурки, машинки, коляски. Времена минимализма и революционных идей накладывали отпечаток и на детские игры.

Игрушки 30 годов, которые делали в артелях: идеологическая направленность и небольшое количество кукол

Время шло, в 30-е годы 20 века стали возникать артели, которые занимались производством игрушек для детей. Конечно, в основном это были варианты, выполненные в стиле нового времени: предлагались маленькие фигурки бойцов-красноармейцев и матросов, также можно было купить целый пионерский отряд, укомплектованный флагом, горном и барабанами. К счастью, не только «идеологические» игрушки можно было приобрести в магазинах. Можно было найти и обычных кукол (чаше всего у них были длинные волосы из пакли, а одеты они были в пионерскую форму или строгий костюм), медведей из плюша с опилками внутри, деревянных лошадок на колесах.

Послевоенные машинки, самосвалы и ружья, а также использование натуральных материалов

После окончания Великой отечественной войны большой популярностью пользовалась игрушечная военная техника, различные автомобили, самосвалы, а также пистолеты, сабли и ружья. Конечно, такой арсенал привлекал прежде всего мальчишек. Девочки же с удовольствием играли с алюминиевой посудой и куклами.
К сожалению, выбор был маленьким, да и денежных средств у людей было мало, потом у по-прежнему использовались самодельные игрушки, от мячей до машинок и кукол.

До начала 60-х годов в опале были народные игрушки. Такие вещи, как расписная матрешка или глиняная свистулька можно было достать, но не в магазине, а на рынке, где их продавали народные умельцы.

Зато для производства игрушек использовались только натуральные материалы: плюш, дерево, металл, каучук. Не очень большое утешение для ребенка, которому не досталось куклы, но все же.

В 50 годах в магазинах стали появляться механические медведи, у которых лапы были заняты бочонком меда, балалайкой или бутылкой молока. Чтобы привести игрушку в действие, нужно было завести ее ключом, и милый медвежонок начинал играть на музыкальном инструменте, качать головой или подносить к пасти бочонок, бутылочку. Такие медведи были очень популярны и в первое время считались дефицитом.

Нашествие медведей и влияние полета в космос: 50-60 годы

Медведи вообще были очень востребованной фигурой в производстве игрушек. Они были разные — мягкие и деревянные, механические и набитые опилками, в одежде и без. А когда прошла Олимпиада 1980 года, то игрушечные магазины заполонили олимпийские мишки из каучука, резины, пластмассы, меха, плюша, целлулоида. Почти у каждого ребенка, жившего в тот период, был такой мишутка с поясом из олимпийских колец.

После того как первый человек покорил космическое пространство, игрушки стали отражать это великое событие 60-х. В игрушечных магазинах появились спутники и ракеты, а также фигурки космонавтов с большой надписью СССР — вот на что делалась ставка в начальный период покорения космоса. Луноход или космическая станция стали мечтой советских мальчишек.

Игрушки на поток и появление героев из телевизора, 70-80 годы

С 60 годов изготовление детских игрушек в СССР было поставлено на поток. Артели постепенно уходили в прошлое, их место занимали фабрики игрушек. Стали использоваться новые материалы, уже было сложно удивить покупателя пластмассой, резиной, поролоном, целлулоидом, синтетическими тканями и искусственным мехом. В результате на прилавках стали появляться новые игрушки в большом количестве. К сожалению, это была тенденция увеличения количества, а не разнообразия ассортимента.

Одинаковые пупсы с голубыми глазами, в простых нарядах, радующие розовыми щеками м веселым выражением лица — этому никто не удивлялся. Набор был однообразен: детям предлагалась скакалка и машинка, волок и мяч, барабан и водяной пистолет, плюшевый мишка и кукольная мебель — в то время о большем и мечтать не приходилось. Если в магазине «выкидывали» кукол иностранного производства, то за ними немедленно вырастал хвост-очередь. А купить индейцев или ковбоев, или же вожделенную железную дорогу из ГДР — это было невероятное везение.

Очень яркой тенденцией было появление игрушек-героев мультиков. Например, Чебурашка, Винни-Пух, Буратино. Они были особенно востребованы, ведь, по сути, речь шла о своеобразных звездах их мультипликационного кино. Как здорово было посадить героя на паровозик из Ромашкино, и отвезти в страну, где живут любимые герои.

Каждый ребенок в СССР имел свою любимую игрушку. Неважно, что это было — странная кукла из пластика, самолетик или мяч, мишка или железная дорога, пупсик или солдатик — это была любимая игрушка, которую берегли и с которой были связаны любимые воспоминания.

Подростки советского времени сильно отличались от современных. Последним и в голову не пришло бы коллекционировать сегодняшним тинейджерам.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как почистить искусственную шубу в домашних условиях

Советы по уходу за шубой из искусственного меха

  • Искусственный мех: особенности материала
  • Основные тонкости чистки изделий из искусственного меха
  • чистка искусственного меха в домашних условиях
  • Белый искусственный мех: как правильно чистить?
  • Правила стирки искусственного меха
  • Заключение

Чистка изделий из искусственного меха имеет определенные отличия от процедур с натуральным материалом. Хозяйка подобной шубы должна внимательно относиться к соблюдению базовых правил, иначе сохранность вещи окажется под угрозой.

Искусственный мех: особенности материала

Чтобы знать, как почистить искусственный мех, необходимо иметь хотя бы минимальное представление о том, как его получают. Как правило, имеется ввиду закрепленный на трикотаже или кожзаме ворс. Полученные химическим путем ворсинки весьма достоверно имитируют натуральный аналог. Современные технологии добились того, что искусственный материал может быть похожим на мех бобра, кролика, песца или даже норки. Шубы могут быть длинношерстными, гладкошерстными и т.д.

Плюсы искусственного меха:

  • устранение угрозы в виде шубной моли, если только ворсинки не выполнены из натурального материала;
  • малый вес по сравнению с натуральным аналогом;
  • долгий срок эксплуатации при тех же условиях носки;
  • демократичная цена;
  • экологичность продукта. Имеется ввиду безвредный способ его получения, не требующий массового убийства пушных зверей.

Минусы искусственного меха:

  • теплоизоляционные свойства материала несколько ниже, чем у натурального меха;
  • линька как одно из свойств материала;
  • усадка, лохматость ворса после стирки, сокращение количества ворсинок.

Натуральный мех не является экологичным, однако при этом лишен вышеназванных недостатков. Поэтому владельцу искусственной шубы рекомендуется изучить основные моменты чистки искусственного меха, прежде чем что-либо с ней делать в домашних условиях. Только тогда она сможет сохранить свой внешний вид и эксплуатационные свойства.

Основные тонкости чистки изделий из искусственного меха

В частности, искусственный мех не следует подвергать высоким температурам, поскольку размягчение основы шубы может привести к деформации изделия. Также потеряют свой внешний лоск и прежде гладкие ворсинки. Для чистки материала обычно используется сухой метод. К стирке прибегают лишь в качестве крайней меры, к тому же основа должна быть выполнена из кожзама, а мех быть коротким и густым. И то, отнюдь не все химчистки могут дать гарантию на свою работу с таким материалом. То же самое можно сказать и про центрифугу, после которой шуба может просто помяться и потерять товарный вид. После стирки искусственный мех легко становится лохматым, поскольку ворсинки не имеют жесткого направления роста. Поэтому после чистки и высыхания изделие понадобится щепетильно разглаживать и расчесывать своими руками.

Искусственные меха панически боятся влаги и атмосферных осадков, поэтому во избежание потери формы, шубку нужно сначала просушить, а затем обработать. В качестве средства обработки может выступать обычное средство для волос, содержащее кератин (но не спирт!). После высыхания изделие нужно будет расчесать специальным гребнем. В противном случае материал потускнеет и может завиться. Что касается сушки, то здесь не следует ускорять события с помощью фена. Лучше просто подвесить возле солнечного окна и спокойно дождаться естественного высыхания.

чистка искусственного меха в домашних условиях

  • Изделие нужно повесить на плечики и равномерно обсыпать манной крупой (древесными опилками). Затем грубой длинноворсной щеткой вычесать вместе с грязью обратно.
  • Залить в пульверизатор слабый раствор моющего средства, деликатно намочить шубу и также вычесать, после чего дать просохнуть.
  • На постеленной белой простыне разложить шубу и выбить ее скалкой. Затем повторить процедуру чистки щеткой.
  • Раствор лимонной воды нанести с помощью губки, после чего расчесать гребнем с редкими тупыми зубьями.
  • С моющим средством смешать картофельный крахмал.
  • Использовать тряпку, смоченную в бензине.

Белый искусственный мех: как правильно чистить?

  1. В воде нужно растворить перекись водорода, после чего посредством пульверизатора намочить шубу. Мокрую шубу вынести на солнце и после высыхания пройтись по ней расческой.
  2. Вместо перекиси использовать синьку.
  3. Можно также восстановить с помощью манки или крахмала.

Правила стирки искусственного меха

Если все же понадобилась стирка шубы из искусственного меха, то изделие будет нужно предварительно замочить. В стиральной машинке следует использовать чистящее средство из разряда деликатных (для шелка) и выбирать щадящий режим – полоскание. После процедуры нужно позволить влаге естественно стечь с шубы, затем вынести ее на воздух и разложить на горизонтальной поверхности для сушки.

Описанный метод возможен при условии вертикальной загрузки в машинку автомат. При фронтальной же загрузке можно обойтись и без замачивания вещи. Все остальное нужно проделать точно так же, чтобы привести мокрую шубу в порядок.

Заключение

Уход за изделиями из искусственного меха увеличивает срок их эксплуатации, сохраняет товарный вид. Чтобы не подвергать шубу из искусственного меха влажной стирке, лучше регулярно чистить ее сухим методом дома, поскольку, в отличие от пальто, бушлата или дубленки, “пушной” материал плохо переносит воздействие воды.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: