Какой была мода послевоенных лет, или Что носили женщины, когда страна голодала
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Начиная с 40-х годов, любая мировая тенденция в сфере моды была обусловлена исключительно войной и ограничениями, которые она ввела. Даже после окончания Второй мировой, женщины вынуждено продолжали носить то, что было, а модные веяния никак не приживались. Оно и не удивительно, тут, как говорится «не до жиру…» Женщины, в большинстве своем, оставшиеся без мужского внимания, и не видели особого интереса в нарядах и красоте, как бы не восклицали модницы, что это все «для себя», когда некому оборачиваться вслед, носить не хочется даже имеющиеся наряды.
Но подтверждая тот факт, что стремление к красоте и желание нравиться и есть сама сущность женщины, уже в 1947 году, предложенный Кристианом Диором новый формат женской красоты прижился и стал тиражироваться в массы, пусть и не так уверенно как раньше. До этого момента мода оставалась больше военной и весьма скудной, после – стала показательно женственной, ведь дамы так устали от военных форм, мужских силуэтов и жестких тканей.
Основные модные тенденции 1940-1945 годов
Война примерила на женщин мужской образ, силуэт стал более мужественным, с подчеркнутыми плечами и узкими бедрами. Именно в эту эпоху получили широкое распространение наплечники, которые активно носились вплоть до конца 50-х. Жесткие ткани, по образцу военной формы, отлично держали форму и делали фигуру четкой и подтянутой. Многие детали женской одежды, которые вошли в обиход именно в ту пору, погоны, накладные карманы и широкие ремни с квадратными пряжками и до сих пор активно носятся, ведь, как оказалось, они, играя на контрастах, делают фигуру женственной и изящной.
Юбки стали заметно короче, если раньше традиционная юбка доходила до пола или была как минимум ниже колен, то в описываемую эпоху, даже свадебные платья шили выше колена. И дело не в том, что изменились нравственные устои, очевидно, что на короткую юбку не только уходит гораздо меньше ткани, но и работать в них гораздо удобнее, чем в нарядах в пол. Но активнее юбок надевались и брюки, если раньше к дамам, одетым по мужскому подобию могли быть вопросы, то вынужденная работа на производстве и по хозяйству вместо мужчин, дала женщинам возможность полностью перенять эту деталь гардероба.
Что касается аксессуаров, то в военные годы они также претерпели изменения, дамы стали больше внимания обращать на головные уборы. Вероятно, это объясняется тем, что у них было мало возможности обновить наряд полностью, поэтому головные уборы вполне могли освежить образ без особых затрат. Если шляпка – это дорого, то тюрбан на голове можно соорудить практически из любого материала или вещи. Немудрено, что тюрбаны стали едва ли не самым модным и востребованным аксессуаром этого времени. К тому же ими можно было легко спрятать волосы, которые не всегда получали должный уход в военное время. Что касается обуви, то в обиход вошла деревянная подошва как практичная и дешевая замена привычной подошвы. Кожа стала слишком дефицитной, потому что из нее массово шились сапоги для военных.
Разве можно остановить женщину, которой понадобилось новое платье? В расход шли скатерти, шторы и даже …парашюты. Например, в Германии было запрещено использовать стратегические материалы, поэтому европейские модницы серьезно рисковали, изготавливая себе наряды из упавшего парашюта. Особенно хорошо из этого шелка получались свадебные и вечерние наряды.
Современный печворк также выручал, ведь лоскутки, разные по цвету и фактуре, так часто соединяли в одной вещи, что, в конце концов, это стало модным. В это же время придумывали обтягивать пуговички тканью, просто потому что найти одинаковые могло быть слишком сложно задачей, а вот придать им «одинаковости» с помощью лоскутков было куда проще практичнее.
Прически, которые были в почете в 30-е годы, вышли из моды, да и мягкие волны были слишком большой роскошью в военное время. Женщины стали собирать волосы в пучок, накрывать сеткой, к тому же многие парикмахерские закрылись, мастера не работали, это привело к тому, что все стали носить длинные волосы, которые проще было собрать или заколоть. Что касается макияжа, если он и был, то чаще всего сводился к ярко накрашенным губам, брови тонко выщипывались. Сигарета, нарисованные карандашом стрелки на несуществующих чулках, либо же белые носочки под босоножки – так выглядели модницы тех лет.
Послевоенная эпоха
Но стремление жить привычной жизнью берет вверх, и место строгого и мужественного силуэта занимает женственная фигура «песочные часы» и фасоны, которые ее подчеркивают. И этому тоже есть объяснение. Если в военные годы от женщины требовалась жесткость и сила, схожесть с мужчинами, то после окончания войны, на ее плечи ложится иная роль – продолжение рода. Причем для восполнения демографических потерь женщина должна была быть еще и плодовитой. Именно поэтому, мода послевоенных лет столь манящая и соблазнительная, подчеркивающая женственность форм.
Диор предложил new look, который подчеркивал талию, крутые бедра и пышный бюст, но этот образ прижился не сразу. Более того, когда состоялся первый показ, на дизайнера посыпались обвинения в отсутствии практичности и навязывании устаревших фасонов. Но и это было не самым главным, такие фасоны платьев подразумевали большой расход ткани, которая тогда все еще была в дефиците.
Но исторические факты явно были на стороне Диор, ведь женщины, в конце концов, поняли, что соблазнительность – это то, что им нужно. Оно и не удивительно, мужчин осталось мало, желающих их внимания женщин – много. В этой «войне» тонкая талия, декольте и аппетитные бедра точно не будут лишними. Остро стал вопрос с нижним бельем, если в пору Т-силуэтов женщины не особенно задумывались о форме груди, то когда стали носить декольте, стало понятно, что бюстгальтер, каким бы дефицитным он не был, нужно достать.
Черный и коричневый, пожалуй, все цвета, которые носили, в том числе и женщины, в военные годы. Практичный и немаркий, он настолько широко вошел в обиход, что приучить дам надевать яркие вещи оказалось сложнее, чем можно себе представить. Но Диор и здесь нашел выход, предложив роскошный и глубокий жемчужно-серый оттенок. Именно этот цвет был переходным, ведь уже спустя пять лет женщины примерят все великолепие оттенков, горох и полоску, а их платья будут напоминать скорее клумбу, полную цветов.
Советским женщинам, конечно же, диоровский new look не грозил, в 50-е они носили одежду, которая была в обиходе еще в военное время, но «стиляги» уже были готовы ворваться на модную эстраду страны и совершить там эстетический переворот. Окончательно этот стиль утвердился на советских подиумах, когда Людмила Гурченко в 1956 появилась в «Голубом огоньке» в соответствующем платье. Это ознаменовало новую эпоху, которая была открыта теперь уже официально.
Как война способствовала смешению фешн-культур
Во время финской войны советские войска уже успели убедиться в том, что буржуазный мир вовсе не так ужасен, как представлялся в Союзе. Финны, отступая, оставили Выборг в привычной обстановке. В квартирах была мебель и одежда и даже холодильники, работающие от электричества. Прежде чем впустить в город советские войска, город старательно лишали буржуазного лоска и блеска. Но даже в этом случае разница была слишком очевидной и, несмотря на все старания советского руководства, полностью исключить европейские веяния не удалось.
В СССР, в период второй мировой военная мода разделилась на два лагеря, некоторые территории жили под оккупацией 2 года, это вполне достаточный срок, чтобы перенять от немцев особенности их культуры. К тому же, солдаты рейхстага всегда охотно показывали советским жителями свои фильмы с женщинами, одетыми по европейской моде. Свою лепту вносили и США, присылая гуманитарную помощь в виде ношеной одежды. Этого было достаточно, чтобы на территорию Союза, столь тщательно оберегавшего умы своих граждан от тлетворного влияния западной культуры, эта самая культура ворвалась. Так советские граждане увидели новые фасоны, безумные цвета и ткани, которых в их стране было от слова «совсем».
Советские журналы мод стали печатать модели из немецких и европейских журналов. После окончания войны солдаты везли на родину трофеи со всей Европы, что породило еще одну волну интереса к европейской моде и культуре. В СССР эти вещи чаще всего распродались по рынкам и комиссионным магазинчикам. Порой женщины, не привыкшие к буржуазной роскоши, принимали ночные сорочки и пеньюары европейских домов моды за вечерние наряды и пытались надеть их для выхода в свет, хотя это, скорее, напоминает легенду, придуманную для того чтобы высмеять модную неосведомленность советских женщин. В это же время намечается всплеск интереса к меховым изделиям, ведь настоящая «трофейная красотка» не могла обойтись без горжетки или муфты.
Мужская мода военных и послевоенных лет
Что касается одежды для мужчин, то война оказала на нее не такое сильное влияние, ведь подавляющую часть времени едва ли не все мужское население провело в военной форме. Зато послевоенный период ознаменовался заметным ростом качества тканей и фасонов. Многие портные-евреи, бежали от фашистов и осели в СССР, именно от них и пошли новые фасоны и более изящный подход к пошиву мужской одежды.
Советское руководство заказывало костюмы именно у беглых евреев, которые мигрировали с Польши и Литвы. Трофейность на мужскую моду почти никак не повлияла, разве что внесла коррективы в покрой пиджаков, ткань стала мягче. С тех времен мужчины стали носить рубашки с мягкими воротниками, которые не предполагали галстуков.
Мода и стремление выглядеть привлекательно, несмотря на то, что не идут в сравнение с базовыми потребностями, всегда высоко ценятся представительницами прекрасного пола. Мировая мода позволяет иначе взглянуть на исторические факты, ведь женщины использовали любую возможность для того чтобы сделать военную жизнь хоть немного похожей на обычную. Даже если им приходилось носить военную форму и вместе с мужчинами переносить тяготы фронтовых будней, всегда оставалось место для любви и человеческих отношений .
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Послевоенная мода. Военная форма, женские шляпки, пиджаки стиляг
Какой была мода второй половины 1940‑х годов? Эпоха противоречива: с одной стороны, страна восстанавливается после войны и людям вроде бы не до красивых нарядов. С другой — когда, как не сейчас, свободно вздохнуть и вспомнить, что одежда может быть способом самовыражения: не только практичной, но и красивой. VATNIKSTAN рассказывает о модных тенденциях послевоенного периода, влиянии трофейного кино на массовую моду и стилягах.
Модные тенденции второй половины 1940‑х годов
После войны мода в СССР остаётся уделом «избранных», преимущественно женщин и горожан. Одежды не хватает, поэтому практичность и долговечность большинство людей ценят сильнее красоты.
Государство в этот период признаёт важность моды: она представляется партийцам одним из средств пропаганды и даже орудием борьбы в Холодной войне. Правительство хотело, чтобы в СССР шили современные наряды по собственным эскизам, а не копировали Запад. Для этого в 1944 году начал работу Московский дом моделей одежды. Под его руководством советская швейная промышленность должна была стать «синтезом лучшей мировой и отечественной практики».
Журнал Московского дома моделей
Пожалуй, главная тенденция массовой моды конца 1940‑х годов — подражание западным образам, которые советские граждане узнавали из кинематографа. Трофейные ленты показывали в кино без уточнения, в какой стране они сняты. Показу предшествовали титры наподобие таких:
«Этот фильм взят в качестве трофея после разгрома Советской Армией немецко-фашистских войск под Берлином в 1945 году».
Больше всего зрителей привлекали развлекательные, познавательные и музыкальные ленты: «Индийская гробница», «Охотники за каучуком», «Тоска», «Чио-Чио-сан», «Девушка моей мечты», а также биографии Рембрандта, Моцарта, Шиллера. Кино было не только вариантом времяпрепровождения, но и источником вдохновения. Так, советские модницы вдохновлялись образами немецких актрис, подражали их нарядам и причёскам.
Немецкая актриса Марика Рёкк в фильме «Девушка моей мечты» (1944)
Значение трофеев для моды упоминал и Эдуард Лимонов в книге «У нас была великая эпоха»:
«На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — „трофейное барахло“, вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды».
Одежду на заказ в этот период почти не шьют, для большинства это слишком дорого. Начинается массовый пошив готовой одежды, из многообразия которой предлагалось формировать собственный стиль.
Московский дом моделей одежды
Можно предположить, что в катастрофически трудные годы войны развитие моды в Советском Союзе остановилось. Однако это правда только отчасти. Возрождение отрасли ожидаемо стартовало в Москве. Уже в 1944‑м в столице начал работу Московский дом моделей одежды (МДМО).
Перед этим учреждением правительство ставило несколько задач: создание новых современных моделей, внедрение их в массовое швейное производство, а также контроль предприятий в сфере лёгкой промышленности. Если первые два направления давались учреждению относительно легко и вписывались в видение его руководителей, то для контроля у Дома моделей не было ни ресурсов, ни полномочий. Эти противоречия сохранятся на протяжении всех десятилетий работы МДМО.
Дом моделей создавали на базе ведущих столичных учреждений моды 1930‑х годов — художественного ателье на Кузнецком мосту и треста «Мосиндодежда».
Здание дома моделей на Кузнецком мосту
Сложилась двойственная ситуация: государство хотело развивать моду, но не имело для этого денег. У Дома моделей не было собственной машины, а за помещение на Кузнецком мосту пришлось побороться с военными учреждениями. Планировалось, что МДМО будет разрабатывать модели одежды для швейных фабрик, а те будут платить ему за новые выкройки. Учреждение должно было стать самоокупаемым и не требовать на свою деятельность денег из бюджета. На практике схема оказалась нерабочей, потому что швейные предприятия не хотели покупать новинки и шили по старым образцам 1920‑х и 1930‑х годов.
Источником дохода Дома моделей в годы войны стали заказы Главособторга. Работники МДМО не только разрабатывали эскизы новой одежды, но и сами шили её небольшими партиями. Хотя изначально такая задача перед ними не ставилась. В 1945–1947 годах МДМО перестроится на гражданскую одежду и снова будет производить её самостоятельно, а не только готовить выкройки.
Предполагалось, что после войны Дом моделей создаст концепцию «советской моды». Она должна была стать основой для планирования в лёгкой промышленности на годы вперёд. При этом МДМО настоятельно призывали «не брать иностранные журналы мод и копировать, а создавать своё». Мода рассматривалась как средство пропаганды и источник повышения культуры граждан. Так сформировался основной принцип советского моделирования нарядов — «нужно соединить мечту и фантазию художника с мастерством конструктора и современной техникой производства», как гласила формула искусствоведа-конструктора МДМО Наумовой.
Советскую моду, по мнению правительства, должен был отличать демократизм, массовость, «бессословность» и общедоступность. Таким образом она противопоставлялась «западной» моде, которая, по представлению партийцев, была «привилегированной» и «буржуазной». При этом не запрещалось заимствовать передовой мировой опыт. В общем, сплошные противоречия.
Для популяризации своей деятельности Дом моделей проводил выставки и показы мод, где представлял новые коллекции. Модные показы сопровождались рассказами искусствоведов, а посетители стационарных выставок могли заполнить анкету и поделиться мнением о представленной одежде. С 1951 года каждый посетитель мог получить консультацию для создания индивидуального стиля.
Дом моделей будет работать несколько десятилетий, а расцвет его деятельности придётся на 1960–1970‑е годы.
Как выглядели советские модницы
Женщины оставались основными заказчиками модной индустрии. Все, кто мог покупать новую одежду и избавиться от практичных мужеподобных нарядов, при первой же возможности делали это. Речь, конечно, о жительницах крупных городов, где уже работали дома мод — Москве, Ленинграде, Минске, Киеве, Риге, Львове.
Модница второй половины сороковых носила:
- подкладные плечи;
- расклешённые платья с узкой талией;
- юбки и платья длиной чуть ниже колена;
- блузки с рукавами-фонариками;
- тирольские шляпы;
- маленькие шляпки;
- туфли на платформе или танкетке.
Набор не случаен — мы уже рассказали о трофейных кинолентах, героини которых блистали именно в таких нарядах. В женскую моду прочно вошли наплечники, которые делали силуэт похожим на песочные часы. Их пришивали не только к пальто, но и к блузкам, и платьям. Некоторые историки моды предполагают, что эта тенденция связана с желанием женщин выглядеть сильнее, так это или нет — судить не берёмся. Например, брюки почти не носили, хотя, разумеется, никаких запретов на них не было.
Другой обязательный атрибут модницы — маленькая шляпка: «таблетка» (круглая шляпка, сдвинутая на макушку) и «арбузная корка» (полумесяц от уха до уха). Преимущество таких шляпок в том, что большая часть волос остаётся открытой, а значит, можно продемонстрировать и причёску, и новый головной убор. Иронично, что такие шляпки называли «менингитками», хотя их любительницы утверждали, что они отлично оберегают голову от мороза.
Параллельно с немецким стилем в моду вошёл испано-латиноамериканский. Для советских женщин он выражался в юбках и платьях в горошек, беретах и тюрбанах. Последние трудно было найти в продаже, потому их роль исполняла сложенная полоской косынка, которую заматывали на макушке концами вверх.
Если одежду ещё можно было найти в магазинах, то обувь и чулки в послевоенные годы были в остром дефиците. Достать капроновые чулки считалось большой удачей. Впрочем, эта проблема была характерна не только нашей страны, а для всей послевоенной Европы. Зарубежные модницы решали проблему творчески — рисовали швы и пятки на ногах или красили кожу в цвет чулок. Делали ли так в СССР, точно неизвестно — найти фотографии или другие источники не удалось. Советские женщины заменяли чулки белыми носочками и носили с туфлями и босоножками.
Мужская мода
Мужская мода развивалась не так бурно, как женская. Большинство мужчин продолжали носить военную форму: не только из-за недостатка новых костюмов, но и из-за популярности образа военного-защитника в целом.
Популярны свободные широкие силуэты, двубортные пиджаки, длинные кожаные пальто и куртки на молнии — их называли «москвички» или «хулиганки». Во второй половине 1940‑х годов носят рубашки с мягким воротником, укороченные пиджаки, брюки-гольф и вязаные свитера. Галстуки широкие и короткие (в противоположность узким галстукам стиляг), узор в горошек или в полоску. Тона преимущественно тёмные, достать костюм светлого оттенка или в полоску считается роскошью. Из головных уборов — фетровые шляпы и кепки-восьмиклинки, прозванные в народе «лондонками».
Стиляги
У большинства сейчас слово «стиляги» прочно ассоциируется с одноимённым фильмом Валерия Тодоровского. В этой музыкальной истории яркие молодые ребята-стиляги противопоставлены скучным и серым комсомольцам. Противостояние в фильме показано гротескно, хотя и в реальности стилягам приходилось убегать от комсомольских активистов.
Общественное мнение нередко видело в стилягах тунеядцев, прохиндеев, хулиганов и, конечно, «подражателей западу». Пожалуй, это стремление выделиться, модно одеться на западный манер и вызывало больше всего недовольства. Внешний вид стиляг высмеивали в карикатурах и фельетонах:
Иностранцы! Иностранки!
Нет! От пяток до бровей
Это местные поганки
Доморощенный Бродвей.
«Бродвеем» на сленге стиляг именовалась правая сторона улицы Горького, одного из главных мест сбора стиляг в столице.
Внешний вид стиляг эволюционировал. В самом начале их облик действительно был почти карикатурным: яркие широкие штаны, мешковатые пиджаки, носки кричащих цветов и широкополые шляпы.
Из воспоминаний Дмитрия Беляева, автора фельетона про стиляг «Типы, уходящие в прошлое»:
«В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…»
Ближе к 1950‑м годам образ «типичного стиляги» изменился. Стали носить узкие брюки-дудочки, более аккуратные пиджаки с широкими плечами, тонкие галстуки-селёдки, причёску «кок» и лаковые туфли на светлой каучуковой подошве. Девушкам стать «стилягой» было ещё проще — достаточно было ярко накраситься, завить волосы и надеть узкую юбку.
Чего хотели стиляги? Вопрос до сих пор остаётся дискуссионным. Пресса того времени и общественное мнение пытались представить их как лентяев и идейных врагов, которые стремятся подражать «буржуазному образу жизни». Их обвиняли в «низкопоклонстве перед западом» и в том, что они не разделяют коммунистические ценности. Историки видят причину появления такой субкультуры в активизации международных контактов СССР: дипломаты привозили одежду и музыку из зарубежных стран, поэтому их дети стремились вести другой образ жизни.
Можно предположить, что для молодёжи идейная сторона оставалась второстепенной. Стиляги вообще отличались нарочитой аполитичностью. Модная, непохожая на скучную школьную форму одежда, красивые танцы под заграничные ритмы и своя «тусовка» были способом самовыражения и дарили ощущение красивой жизни «как в кино».
Мода второй половины 1940‑х характеризуется противоречиями: стремление модно одеваться ограничивалось нехваткой денег, отсутствием товаров, а иногда и общественным мнением, как в случае со стилягами. Жители СССР в поиске новых образов нередко вдохновляются западным кинематографом. Правительство понимало значимость хорошей современной одежды и уже в 1944 году учредило Дом моделей, но нагрузило его дополнительными непосильными задачами — контролировать всю швейную промышленность. Дом моделей будет определять модные тенденции следующие несколько десятилетий.
Читайте другие статьи цикла «История советской моды Виктории Мокиной»:
Мода и стиль 1940-1946 – Вторая мировая война
Вторая мировая война тяжким бременем легла на плечи модной индустрии. Во многих странах были введены всеобщие нормы потребления, которые касались и одежды, которую зачастую можно было получить только по карточкам. Данные меры приводили к упрощению костюма и росту изобретательности модниц тех лет.
Острая нехватка материалов заставляла использовать всё, что попадалось под руку: пара мужских фланелевых брюк превращалась в прямую юбку, вязаный джемпер распускался и перевязывался в детскую одежду, из хорошо сохранившихся частей старых платьев создавалось новое, а одеяло можно было покрасить и переделать в зимнее пальто.
В дизайн одежды начала 1940-х годов прочно вошли военные мотивы. Даже знаменитая Эльза Скиапарелли создавала костюмы, в которых можно было находиться в бомбоубежищах[1].
Костюм для бомбоубежища. Источник: creativehead.blog.ru
Одежда становилась более практичной и постепенно теряла всё, что забирало на лишнюю ткань: манжеты с отворотами, брюки с манжетами, карманные отвороты и плиссировка.
Вопреки условиям военного времени женщины стремились к красоте и искали вдохновение у новых кумиров. Центр модного мира из оккупированного Парижа переместился в американский Голливуд. Несмотря на постоянные боевые действия, кино было одним из самых популярных мест для отдыха. Кинодивы 1940-х – Лорен Бэколл, Марлен Дитрих, Ава Гарднер, Рита Хейворт – были воплощением идеалов своего времени, к которым стремились многие женщины по другую сторону океана.
Марлен Дитрих. Источник: maskball.ru
Рита Хейворт. Источник: vigrali.narod.ru
Тем временем, силуэт женской одежды всё больше заимствует военную строгость. Гражданская одежда дополнялась военными деталями – поясами, пряжками, эполетами, накладными карманами. В моду входят широченные плечи, будто бы примеривающие на себя тяжесть погон; по-военному стянутая талия, чётко обозначенная под солдатский ремень, и короткая длина юбок[2].
Юбки не теряли своей популярности, несмотря на общую милитаризованность общества. Они могли кроиться со вставками из другого материала или цвета, чаще всего юбки имели одну или две встречные складки. Особым шиком считалось носить дефицитные плиссированные, гофрированные или юбки солнце-клёш.
Одной из основных тенденций в моде начала 1940-х является геометричность форм. Основной силуэт военного времени у платьев и костюмов был в виде буквы X. Также в одежде присутствовали формы прямоугольника, чаще она относилась к пальто; двух треугольников, вершины которых соединялись вместе на линии талии (пальто и платье); и квадрата (жакет квадратной формы с узкой короткой юбкой-карандаш).
Яркой особенностью 1940-х является возвращение талии на своё естественное место. Её стали четко обозначать, стягивая широким поясом или подчеркивая облегающей одеждой: благодаря этому не терялось впечатление хрупкости на фоне военных деталей костюма. Также для создания эффекта ярко выраженной талии женщины зрительно увеличивали верхнюю часть платья. К летним платьям пришивали крылышки из марли или органзы, которые укладывались в фалды и закреплялись, придавая им с помощью «плечиков» форму, подобную эполетам. Даже рукав кимоно, называемый в то время «летучая мышь», для сохранения объёма выполняли на подкладке. Из-за нехватки материалов, а также с целью разнообразить простой фасон, зачастую в одном платье могли использоваться несколько цветов и фактур, что также стало отличительной чертой военной эпохи.
Что касается костюмов, то их особенностью был довольно длинный жакет, часто похожий на мужской пиджак, конраститирующий с короткой юбкой. Примечательно, что впервые жакеты начинают надевать не только с юбками, но и с платьями, и с брюками.
Главной проблемой при изготовлении одежды было отсутствие качественных тканей. Шёлк, нейлон и шерсть были стратегическими материалами, так как из них шили военную форму и делали парашюты, поэтому в гражданских целях их использование было запрещено или ограничено.
Шёлк во время войны заменил его искусственный аналог и вискоза, а шерстяные ткани — связанные вручную трикотажные вещи. Использование парашютов привело к тому, что шёлковая ткань появилась в обиходе. Особым шиком считалось бельё, сшитое из парашюта сбитого вражеского летчика[3]
Острый дефицит особенно ярко наблюдался в производстве чулок и носков, в результате чего пришла мода на обнаженные ноги, удаление волос, тонирование кожи и рисование чулочного шва прямо на ногах.
По тем же причинам обувь стали носить на «босу ногу», прикрывая наготу длинными брюками, которые постепенно начали входить в женский гардероб. Ещё одним новшеством стали женские сумки на ремне через плечо, которые отличались своей практичностью. Их прототипами были военная планшетка и сумка для противогаза[4].
Вечерние туалеты, которые не покидали гардеробы вопреки военному положению, представляли собой длинные юбки в пол, обтягивающие бёдра и расклешённые внизу, узкие рукава из кружев, обнажённые плечи или рукав кимоно. Особую популярность приобрели платья из тюли, поскольку многие женщины жертвовали занавесками ради нового наряда.
Украшения для своей одежды женщины, как правило, мастерили своими руками. В ход шли бахрома из ниток, вышивка ангорской шерстью, искусственные цветы и сеточки для волос.
Пуговицы в 40-е годы тоже были особенные: из-за отсутствия возможности достать одинаковые экземпляры женщины обтягивали тканью более-менее похожие по форме пуговицы. Ещё одной находкой для выходного наряда были накладные воротнички и манжеты. Как правило, белые воротнички и манжеты сочетались с тёмными платьями и блузами, что делало их более торжественными [5].
Каждая женщина старалась преобразить свою одежду в силу своих возможностей, благодаря чему мы можем наблюдать такое разнообразие фасонов. Но одно оставалось неизменным – цветовая гамма. Война оставила свой отпечаток на моде 1940-х тёмной палитрой красок в женских гардеробах.
Не избежала влияния военного времени и обувь. Из-за нехватки кожи, которая тоже относилась к стратегическим материалам, росла популярность самодельной обуви на платформе из дерева и пробки, верх которой шили из ткани или вязали из ниток.
Особую нишу в моде военных лет занимают головные уборы. В Западной Европе и Северной Америке одним из символов военной моды стал тюрбан, который делали из самых разнообразных материалов ткани, платков и шарфов, повязывая разными способами.
Тюрбан был крайне прост в изготовлении и очень элегантен. Но основной его целью было скрыть отсутствие прически, так как из-за дефицита мыла и тяжёлых бытовых условий женщины не имели возможности должным образом ухаживать за волосами. Этой же цели служили также получившие популярность широкополые шляпы, а вуаль скрывала ещё и отсутствие макияжа[6].
Какие бы тяжёлые времена не переживало общество, мода не умирает. Женщины остаются женщинами, их наряды впитывают в себя дух времени и продолжают развиваться. Как говорил французский писател А. Франс: «Покажите мне одежду определённой страны, и я напишу её историю»[7].
Автор: Екатерина Дадыкина
[1] 40-ые годы. Мода во времена II мировой войны (1939-1945). MelinaDesignStudio // http://www.melina-design.com/fashion_40.html
[4] 40 — ые годы. Мода во времена II мировой войны (1939-1945). MelinaDesignStudio // http://www.melina-design.com/fashion_40.html
[7] Мода и стиль времен Второй мировой войны. Журнал Милитта
Женское лицо Второй мировой: ретроспектива развития и состояния моды в годы войны
Можно ли утверждать, что мода — это зеркало состояния общества на каждом временном историческом отрезке времени? Безусловно, да.
За наглядным подтверждением можно оглянуться в относительно недалёкую ретроспективу развития и состояния моды в годы Второй мировой войны. Вспомнить, как влияли политические события на стиль одежды, сравнить одежду, которую предпочитали в то время женщины западной Европы, с тем, что могли позволить себе в одежде женщины в СССР.
Относительно небольшой временной промежуток между бурными революционными событиями в России в начале XX-го века и началом Великой Отечественной всё же позволил советским женщинам «перевести дух». К началу 40-х годов наши женщины уже успели сменить кожанки и красные косынки на женские платья и костюмы.
Важным фактором, повлиявшим на модные тенденции того времени в нашей стране, стало присоединение к СССР Западной Белоруссии, Западной Украины, входивших в состав Польши, возвращение Бессарабии, являющейся в тот момент частью Румынии, Выборга, являвшегося территорией Финляндии, стран Прибалтики. Политики боролись за сферы влияния и делили между собой мир, отнимая территории у одних государств и отдавая их другим, а мода… извлекала пользу из этого жестокого процесса. Советские люди получили больший доступ к информации о модных мировых тенденциях. Во Львове, славящемся отличными портными и обувщиками, в Вильно, и особенно в Риге, которую в то время даже сравнивали с западноевропейскими городами, называя «маленьким Парижем», можно было свободно купить хорошую модную одежду. В Риге было немало модных салонов, издавались качественные журналы мод, информирующие о модных мировых тенденциях. В Прибалтику приезжали за хорошей обувью, бельем, мехами и французскими духами. Советские актрисы везли с гастролей модные вещи. Львов также был наполнен товарами. Оттуда привозили великолепные ткани, меха, драгоценности, кожаные сумки и обувь.
В этот период советские модницы пытались шагать наравне с европейскими модами и носили подкладные плечи, сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено, блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами, высокие шляпы в тирольско-боварском стиле, а в подражании стилю испанскому и латиноамериканскому — безумно популярные платья и блузки в горошек, береты и тюрбаны.
Тюрбан настолько пришелся по вкусу советским женщинам, что те, кто не могли купить готовое изделие, просто-напросто подвязывали сложенную полоской косынку на особый манер, кончиками наверх, сооружая на темени крупный узел, таким образом, получалось нечто, имитирующее подобие вышеупомянутого головного убора.
Также в моде были разнообразные фетровые шляпы и шляпки с вуалями, миниатюрные кожаные или шелковые сумочки-конверты, в 40-е годы стали носить небольшие сумочки через плечо на длинном тонком ремешке.
Очень распространены белые кружевные воротнички. Главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из чернобурой лисы. Из украшений особенно популярны были бусы и крупные брошки.
Хорошая обувь была дефицитом, да и стоила недешево, поэтому на ногах у советских женщин часто можно было увидеть грубоватые модели, мало похожие на элегантные туфельки из журналов мод.
Фильдеперсовые чулки со швом, фетиш 40-х годов, достать было очень трудно, а цены на эти чулки были просто нереальными. Чулки являлись таким дефицитом, и таким объектом мечтаний, что женщины рисовали на ногах карандашом шов и пятку, имитируя чулок на голой ноге. Правда, во время Второй мировой войны, такие проблемы были во многих Европейских странах. В СССР альтернативой вожделенным чулкам стали белые носочки.
Девушка в платье с подкладными плечиками или рукавами-фонариками в белых носочках и лодочках на маленьком каблучке или босоножках — своеобразный символ эпохи 40-х.
1939-й. Европа.
Мода еще работала на мир, но… уже с явными элементами военизации. Лихо заломленные набок тирольские шляпы, широкие плечи, костюмы с накладными карманами, отрезные кокетки, хлястики — ни дать ни взять военный мундир. Обувь получила толстые массивные каблуки-«столбики» и круглые тупые носки.
Женщины Франции в мужских пальто, туго стянутых на талии ремнем, в обуви на деревянной толстой подошве и с шарфом или платком на голове. Нет, француженки не хотели показать врагу, что оккупированная немцами Франция потеряла себя. Вязаные мужские шарфы кокетливой чалмой обернули головы француженок.
Из дневника В. Сухомлина «Гитлеровцы в Париже» («Новый мир», 1965, № 11).
«…В сентябре (1941) появились в Париже зазу — молодые люди с изысканно небрежной прической, в клетчатых пиджаках, стянутых в талии и доходящих до колен, в узких мятых брюках. Девушки в свитерах, коротких юбках и в башмаках без каблуков, с высоко взбитым чубом и распущенными по плечам волосами… в костюмах, манерах и во всем поведении зазу чувствуется не столько вызов жителям буржуазных кварталов, сколько неосознанный протест против корректности завоевателей с их обритыми затылками и против военной выправки молодых французских фашистов в синих рубашках и высоких сапогах… »
В дни оккупации Дании гитлеровцы уничтожили датский национальный флаг. Тогда датчане в знак протеста стали носить вязаные шапочки из трех цветов в последовательности национального флага.
И всё же… жизнь продолжается (в Европе).
Вот фото Парижа тех лет:
И даже работают Парижские Дома моды.
Качественные материалы во время войны в странах Европы исчезли, производства перешли на изготовление стратегически важной продукции и, конечно же, оружия.
Шерсть, кожа, нейлон и шёлк в 40-е годы были стратегически важными материалами. Именно поэтому, когда в фашистской Италии не хватало кожи, появились пробковые каблуки на туфлях от Феррагамо.
Женщины научились быть бережливыми, становились каждая для себя дизайнером. В некоторых странах, особенно сильно пострадавших во время войны, пальто шили из шерстяных или даже хлопчатобумажных одеял.
Нарядные платья и даже бельё шили из парашютного шёлка. Упавшие парашюты были идеальной тканью для создания красивых платьев. И первыми, кто придумал их использовать, были французские и немецкие женщины, хотя за присвоение военного парашюта гитлеровцами было предусмотрено строгое наказание.
Свои наряды женщины украшали сами — кто бахромой из ниток, вытянутых трудно даже сказать из какого изделия, кто вышивал ангорской шерстью, а кто искусственными цветами. Цветы, цветы, сеточки для волос, связанные своими руками, именно они выручали женщин в те трудные военные годы. Сеточками украшали и волосы, и шляпки. Нарядные платья шили из тюля, пожертвовав занавесками…
Жертвование… .
Да, с точки зрения европейских модниц это можно было считать жертвованием.
Недавно смотрела британский детективный сериал «Война Фойла/Foyle’s War». Неплохой, в целом, фильм. Полицейский детектив Фойл (по возрасту не попавший под мобилизацию) раскручивает разные преступления в тылу — в небольшом городке Великобритании, уже вступившей во Вторую Мировую. Помимо непосредственно детективного сюжета, было очень интересно наблюдать за бытовыми картинками, фоном присутствовавшими в каждой серии. Более всего поразило («резануло») подчёркнуто корректное отношение британцев к пленным немцам. Лагерь военнопленных, показанный в одной из серий, показался… хм… «санаторием», в котором гитлеровские солдаты вполне комфортно жили, да — работали (часто в качестве «вольнонаёмных» у английских фермеров), но и культурно отдыхали, играли в разные игры…
«Впечатлила» героическая готовность британских домохозяек «затянуть пояса потуже и… обойтись без шоколадной помадки в именинном пироге»! Вот такая жертвенность с пониманием непростой обстановки в стране, участвующей в войне! (В Великобритании военных лет, как и во многих других европейских странах, действовала карточная система на продукты питания).
А что же наши женщины? Что думали о моде в те годы? Думали о моде.
С началом войны в СССР стали закрываться магазины, модные ателье и другие учреждения, связанные с индустрией моды и красоты. Вскоре на территории СССР вновь была введена карточная система распределения товаров, обусловленная военным временем. Масштабы разрушений и бедствий были такими, что казалось, зарождающаяся советская мода больше не возродится. Война быстро наложила отпечаток на внешний облик людей. Сотни тысяч девушек и юношей, попавших со школьной скамьи на фронт, просто не успели узнать, что такое мода, им пришлось облачиться в военную форму. Многие оставшиеся в тылу женщины выполняли тяжелую и грязную работу вместо ушедших на фронт мужчин — рыли окопы, работали в госпиталях, тушили зажигалки на крышах домов. Вместо модной одежды в женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги.
Несколько цитат из обсуждения:
Пишет женщина из Красноярского края: «к сожалению, мода в военные и послевоенные годы была только на экране кинотеатров и на страницах журналов. Ну может ещё в Москве кое-кто что-то мог добыть, а простому человеку было взять негде и не на что. Я это знаю из рассказов своей мамы, она как раз военный ребёнок и всё помнит. Денег не платили, работали за трудодни, поэтому купить было не на что. Кто что мог, шили сами, но из ситца, а нарядные платья даже из подкладочной ткани. Мама жила во Владимирской области, нищета была поголовно…»
«…и всю войну таскали за собой Zinger, чтоб хоть было во что одеться.»
«А моя успела только старшему (10 лет) сыну велеть ночью отвести корову в лес. Дом немцы сожгли.. всю деревню сожгли. Столешница у машинки (швейной) сгорела, но потом ей кто-то отремонтировал, сделал новый столик…»
Из чего же состоял гардероб советской женщины времён Великой Отечественной?
В основном были «телогрейки», гимнастёрки, короткие юбочки со встречными складочками, затянутые военным ремнём, платок на голове или шапка-ушанка, грубые сапоги и желание победить.
Единственное, что возможно было девочкам 40-х, это надеть своё любимое довоенное платьице и закрутить свои волосы в локоны, модные в то военное время.
После войны женщины были готовы к переменам, устав от плохо скроенных нарядов, которые они были вынуждены носить во время войны. В 1947 году Кристиан Диор представил публике коллекцию, которую журналисты тут же окрестили «New Look» — романтический, женственный и мягкий образ, воплощённый этой коллекцией, был создан при помощи длинных пышных юбок, множества драпировок, оборок, клиновидных вставок, кружева и вышивки.
Женщины лежащей в руинах Европы были столь недовольны этим расточительным новым стилем, что на модной съёмке в Париже в марте 1947 года с моделей были сорваны платья, а сами они избиты. Тем не менее, новая мода, позволявшая женщине быть женщиной, победила и в 1948 году уже шествовала по планете, а Париж вернул себе звание столицы мировой моды.
В это же время наши женщины только-только смогли позволить себе одеваться в стиле военных 40-х годов.
Но, конечно же, по большей части советским женщинам вновь приходилось самостоятельно решать вопрос пополнения и обновления своего гардероба.
После войны наши молодые бабушки доставали из шкафов всё, что у них осталось (если что-то осталось), перешивали, комбинировали, вышивали.
Особое явление послевоенного времени — трофейная мода. Советские солдаты, попавшие в европейские страны, увидели совершенно другую жизнь, другой быт, о котором они ничего не знали. С возвращением советских войск на родину в СССР хлынул поток трофеев. Везли все, что удалось добыть, — мебель, предметы быта и предметы искусства, технику, журналы мод, украшения, парфюмерию, меха, и, конечно же, одежду и обувь. Что-то из привезенных трофейных вещей оставалось в домах, а что-то шло на продажу. Поток привозных вещей заполнил комиссионные магазины и рыночные «толкучки».
Появились те комбинированные платья, которые практичные немки и австрийки шили в военные 40-е, горизонтальная линия плеч с «плечиками» или, как у нас они назывались, «липы» (липовые плечи).
Иностранные вещи были диковинкой для многих советских граждан. Ничего подобного большая часть людей, живущих в СССР никогда не видела. От неведения происходили курьезные ситуации, например, великолепное зарубежное нижнее бельё — пеньюары, комбинации, ночные сорочки и нижние юбки принимались за вечерние туалеты, поэтому нередкими были случаи, когда советские женщины приходили в публичные места в нижнем белья, считая его парадной одеждой.
И кстати, несмотря на все запреты и высмеивания, диоровский «нью лук» окольными путями все же проник в СССР, хотя и с большим опозданием. Окончательно этот стиль утвердился в СССР только в 1956 году, с выходом на экраны фильма «Карнавальная ночь», в котором Людмила Гурченко одета в модель Диора, предложенную им ещё в 1947-м.
Дорогие Мастера и гости Ярмарки Мастеров, от всей души поздравляю вас с самым светлым и самым важным нашим праздником!
С Днём Победы!
Стиль 1940х в жизни и кино
Мы не знаем, как бы эволюционировала мода тридцатых годов, если бы в 1939 не началась Вторая мировая война, повлиявшая на жизнь миллионов людей.
Еще до начала войны в Европе нарастали милитаристские настроения. Актуальный на протяжении всех тридцатых годов акцент на широкие плечи теперь стал комбинироваться с узкими юбками. Вместе такое сочетание напоминало униформу и фигуру военных. Дополняли такие пиджаки лацканы, манжеты и накладные карманы.
С приходом войны о моде думать не приходилось. Многие модные дома, например Chanel, закрылись, другие старались оставаться на плаву в условиях хаоса. Многие страны, в том числе Франция, Великобритания и США, выпустили указы об ограничении использования тканей в мирных целях. Некоторые страны разрешали к выпуску только строго оговоренные утилитарные модели.
В США правительство запретило использовать шелк для производства чулок, так как из него изготавливали парашюты. Вместо него производителям было приказано использовать нейлон. К 1942 году запасы шелка подходили к концу, поэтому нейлон тоже забрали на военные нужды. Женщины перешли на немодные чулки из хлопка и вискозы. Когда, спустя время, в 1945 нейлоновые чулки вернулись в продажу, клиентки магазинов в буквальном смысле дрались за возможность их купить, и в некоторых городах в наблюдались волнения.
В Британии в военный период женщины были вынуждены краской рисовать полоску на ноге, имитируя чулочный шов. Первые нейлоновые чулки вернулись в Европу вместе с американскими солдатами.
Зеленая и коричневая краска были в дефиците по понятным причинам, большинство гражданской одежды было окрашено в красный цвет.
Женщинам в целях удобства пришлось массово перейти на ношение брюк. Подол юбки поднялся до колена. Обычно ее носили с простой блузкой и пиджаком с поясом. А иногда на пиджаки просто нашивались воротнички и манжеты, так как целую блузку позволить себе не могли. Модные журналы учили женщин перешивать мужские пиджаки под себя, так как большинство мужчин в это время носили форму.
В это время в моду вошли платья-рубашки, которые были уместны практически в любом контексте. Рукава таких платьев могли быть как длинными, так и короткими, часто они были подпоясаны и носились вместе с подходящим пальто.
Упадок французской моды дал дорогу американским дизайнерам. Они сделали более понятную сетку размеров и стали нашивать ярлычки с составом ткани и рекомендациями по уходу.
Элегантные шляпки заменялись сетками для волос (они были особенно удобны для женщин, которые работали на заводе), тюрбанами, соломенными шляпами и лентами для волос.
Обувь часто изготавливалась из ткани или замши, так как кожа уходила на военные нужды. Появилась танкетка. Актуальными были удобные туфли на низком каблуке.
Косметики тоже почти не было, и в моду вынужденно вошел естественный макияж.
Нехватка ткани дала жизнь раздельному купальнику. Показывать пупок все еще считалось неприличным, но это был первый шаг к бикини.
В 1946 году его изобрел Луи Реар. Он назвал его в честь атолла Бикини, на котором было проведено испытание ядерной бомбы, ведь это изобретение в буквальном смысле разорвало и потрясло мир моды. До 1953 года, когда в нем появилась Бриджитт Бардо, мало кто рисковал его носить.
Но самое темное время перед рассветом. К 1947 году в Париже возобновили работу большинство модных домов. Людям хотелось забыть ужасы войны, лишения и дефицит, поэтому широкие плечи, военный налет и короткая юбка отошли в прошлое, как символ униформы.
На смену им пришел новый силуэт с узкими плечами, тонкой талией и длинной юбкой, расширяющейся к низу. 12 февраля 1947 года Кристиан Диор, которому на тот момент было 42 года, представил свою первую коллекцию по адресу авеню Монтень, 30. Кармель Сноу, главный редактор Harper’s Bazaar, в конце шоу сказала: «Это настоящая революция, дорогой Кристиан! У твоих платьев совершенно новый вид!». Стоявший рядом журналист Reuters записал этот комментарий и сразу же отправил сообщение в США. Так как во Франции в этом месяце бастовала пресса, американцы узнали о стиле new look первыми.
Женственные вещи, мягкие линии, перчатки, жемчуг – все это было так свежо и непохоже на строгость и сухость военной одежды. Женщины, освободившиеся от корсета, были рады снова в него затянуться. Юбки могли быть узкими или очень широкими с нижним слоем. Вечерние платья были ниже лодыжки. Этот стиль и определил моду следующего десятилетия.
Кстати, в конце 40х впервые дизайнеры стали уделять внимание тинейджерам, а сам этот возраст стали воспринимать как отдельный класс.
Чувствую, что после локдауна минимализм отойдет в сторону, и нас тоже ждут рюши, воланы и кружево.
Ну, а теперь 1940е глазами костюмеров (специально не стала брать жесткие военные фильмы).
Мода 40-х годов XX века: особенности, история и интересные факты
Исторические события, политика и экономика — это настоящие факторы развития моды. Не дизайнеры и личные предпочтения определяют то, как будут выглядеть современные модницы, а история. Ярким примером стала мода 40-х годов, когда недостаток тканей, снижение работы легкой промышленности и угроза жизни человечества отодвинула моду на самые последние ряды. Однако сегодня подобные наряды считаются одними из самых утонченных, как бы символизируя женственность, которую сохраняли представительницы прекрасного пола, жившие в ту непростую эпоху. Чем же так привлекательны практичные наряды, ставшие частью истории моды 40-х годов?
Вам будет интересно: Арабские платки: история, популярность, инструкция по завязыванию
Мода и история
Определяющим событием во всех сферах жизни в 1940–1946 годы стала Вторая мировая война. Она коренным образом изменила людей во всем мире, повлияла на их образ жизни, а соответственно на моду и отношение к ней. В эту эпоху важной была не красота одежды, а острая необходимость в практичности и минимализме. Именно в это время осознанно снижен расход тканей на изготавливаемую одежду. Продумываются детали, которые помогут действовать быстро и практично в любой ситуации. Война подтолкнула дизайнеров к новым линиям и силуэтам: юбкам-карандашам, маленьким шляпкам, позже уступившим еще более тонким платкам, как можно больше отвечавшим духу времени.
Нововведения
Вам будет интересно: Необычные мужские рубашки: обзор моделей, советы по выбору
Узнав об объявлении войны, многие ведущие дизайнеры создали модели, которые соответствовали образу жизни простых людей. Были сшиты пальто с капюшонами и пижамы «для убежищ», удобная обувь на низком ходу, объемные сумки, в которых можно было унести все необходимое, в том числе противогазы. Вместо кожи, обувь теперь изготавливают из соломы, войлока, конопли, дермантина, включают детали из целлофана и дерева. Именно эти составляющие, созданные в то непростое время, определили особенности истории моды 40-х годов XX века.
Модные изобретения эпохи
Вам будет интересно: Мужской сюртук: история и изменения
Одним из наиболее популярных и революционных материалов, созданных в тот период, стал нейлон. Поначалу из него создавали чулки, а позже и нижнее белье. Его широкому распространению способствовал дефицит крепких натуральных тканей, так как такие материалы легкой промышленности в больших масштабах использовали для нужд фронта.
С 1939 года был введен запрет на использование шелка, кожи и хлопка в невоенных нуждах. Натуральные ткани использовались для изготовления парашютной ткани, карт и чехлов для пуль и снарядов. Женская одежда теперь производилась в небольших количествах, а также отличалась минимализмом, ее шили без привычных для предыдущих эпох изысков и декоративных украшений.
Мода и стиль 1940–1946 годов была ознаменована тем, что в связи с политической и экономической ситуацией в мире роли законодателей мод были переиграны. После захвата Парижа нацистской армией некоторые дизайнеры эмигрировали в США, кто-то закрыл свои бутики и перестал работать. Одной из покинувших модную индустрию стала великая кутюрье Коко Шанель.
Несмотря на то что многие дизайнеры отказались от работы в новых условиях, часть модных домов осталась открытой. Lanvin, Balmain, Balenciaga, Rochas, Nina Ricci и многие другие теперь, согласно планам Гитлера, должны были воспевать немецкую красоту.
Стиль 40-х годов под действием нацистской Германии заметно изменился. Идеалом женской красоты теперь стали более крупные фигурой, атлетически сложенные женщины, которые могли взвалить на свои плечи не только работу по дому и воспитание детей, но и тяжелый труд во благо своей страны. Появились крестьянские и средневековые немецкие мотивы, соломенные шляпы, широкие плечи в жакетах и платьях и т. д.
Воздействие дефицита на моду
В условиях дефицита тканей и перепрофилирования производства излишеств не мог себе позволить практически никто. Людей стали снабжать купонами на одежду, по которым можно получить лишь необходимые вещи по одному или двум экземплярам: пальто, пара ботинок, две-три смены нижнего белья, свитер, юбку, блузку и так далее. Все выдавалось по минимальной необходимости.
Именно из моды 40-х годов стали появляться впоследствии широко распространившиеся в военное время секонд-хенды и магазины одежды ручной работы. Появились новые виды самодельного платья из лоскутков, представлявшие собой пошитые из заношенных старых вещей новые модели.
В условиях жесткой экономии женщины начинают избавляться от ненужных приобретений постоянно портящихся элементов гардероба. Теперь уже никто не носил чулки, которые было все труднее достать, однако очень просто порвать. Женщины начали брить ноги и рисовать аккуратную тоненькую черную стрелку по длине всей ноги. Модные журналы предлагали уникальные «рецепты» создания украшений из бутылочных крышек и пробок.
Особенности стиля
Двумя основными составляющими моды 40-х годов стали спортивный стиль и милитари. Появился цвет хаки. Помимо него, использовались довольно простые цвета, практически без узоров: черный, синий, серый, которые иногда могли использоваться в вариации принта в горошек или мелкий цветок.
Было очень сложно найти обувь вообще, промышленность предлагала дермантиновые ботинки и туфли на деревянных колодках и подошве. Но даже такие модели были в огромном дефиците.
Стали распространяться вязаные вещи и аксессуары, крупные карманы. Стремительно уменьшались головные уборы. Шляпки уступили место шарфам и платкам, тоненьким беретам. Стыдливость уходила на второй план, теперь каждый думал о практичности.
Косметика практически исчезла с прилавков, женщины не только все реже задумывались о макияже, но и не могли приобрести даже самые обычные вещи, такие как губная помада или румяна. США, не участвовавшие в войне, могли позволить себе излишества в модных элементах того времени. А также в этой стране стали выпускать пудру и губную помаду разнообразных ярких оттенков.
Смена ролей
Занятая немцами бывшая мировая столица моды теперь подчинялась немецким модным тенденциям. В связи с этим Париж перестал занимать безусловную позицию законодателя мод. Его экономический упадок, массовые эмиграции представителей сферы красоты и снижение интереса к тенденциям привело к тому, что начала расти сила американского стиля. Теперь от них зависело создание собственной модной индустрии. Наибольший интерес уделялся повседневным практичным нарядам.
Были созданы визитные карточки модной стороны американского уклада жизни: небрежный калифорнийский стиль, линии делового нью-йоркского наряда и новые детали функционального университетского костюма. Были сделаны смелые шаги американских дизайнеров в сторону повседневного, практичного и функционального стиля. Был создан легендарный шерстяной джерси, а также спортивные костюмы из натуральных тканей. США воспевали повседневность, ценность каждого дня и красоту функциональной удобной одежды.
После войны
Пока Франция и вся Европа отходили от длительного застоя, вызванного войной, США со всей силой и энергичностью начали развивать свою фэшн-индустрию. Американские дизайнеры внесли активный вклад в послевоенную моду, особенно сделав акцент на одежде для спорта и отдыха. Настоящий бум пришелся на купальник-бикини, побивший все рекорды смелости перед открытым телом и его красотой. Купальник был назван в честь атолла в США, где впервые были проведены испытания атомной бомбы.
Однако Америка недолго безраздельно правила балом. Уже в 1947 году появился Кристиан Диор, который вдохнул свежую порцию элегантности и утонченности в послевоенный мир. Он стал популярнейшим дизайнером 40–50-х годов, создав свою коллекцию в стиле new look.
В современной моде
Ретро-стиль 40-х с аскетизмом и одновременно женственностью остается ярким примером элегантности. Линии и силуэты нарядов того времени подчеркнуто просты, но необычайно изысканы и практичны. Используется минимум тканей, однако все элементы одежды тонки и воздушны. Глубокие вырезы, изящные линии юбки-карандаша, простые пуговицы на жакетах, тонкие ремешки, подчеркивающие линию талии и элегантность – все это детали моды военной эпохи.
Стиль 1940-х годов стал трендом, повторившим линии и модели в коллекциях многих именитых дизайнеров в сезоны осень/зима 2009–2010 и 2011–2012. К элегантности, стремившейся подчеркнуть хрупкость слабого пола, обратились Gucci, Prada, Jean Paul Gaultier, Donna Karan. Весна/лето 2013 ознаменовалась возрождением моды 40-х годов: вновь появились прямые линии и силуэты, высокие воротнички рубашек и жакетов, удлиненные юбки-карандаши и функциональные платья-рубашки.
Гламурный стиль
Гламурный стиль одежды, это умело подобранный модный гардероб, качественные аксессуары, и блестящие украшения. Гламур олицетворяет роскошь и богемный образ жизни.
История гламура
Шествие гламура начинается из эпохи барокко. При знаменитом Короле-Солнце Людовике XIV в моду вошли роскошные ткани, богатая отделка и множество аксессуаров.
Found on pinimg.com
В начале ХХ века звезды кино демонстрировали гламурный стиль с экранов, вызывая у многих женщин желание выглядеть так же шикарно.
Found on nowfashion.com
С развитием индустрии моды и телевидения гламур прочно закрепил свои позиции, и сейчас многие девушки стремятся быть стильной гламурной штучкой.
Found on babyonlinedress.com
Основы гламурного стиля
Рассматривая гламурный стиль фото можно понять основные тренды. Это блеск, сияние, качественные материалы, меха и стильные аксессуары.
- Необходимо следить за модой. Ведь только модные вещи создадут действительно гламурный образ.
- Нужно тщательно подбирать украшения. Недорогая бижутерия способна испортить весь ансамбль.
- Макияж должен быть аккуратным и подчеркивать элегантность и ухоженность.
- В любое время года следует выбирать обувь только на высоком каблуке.
Гардероб гламурной дивы
Самая эффектная вещь в гардеробе – это платье. Роскошное, длинное, из блестящих, переливающихся тканей. Часто украшенное стразами, перьями или мехом.
Found on promgirl.com
Достаточно посмотреть гламурный стиль одежды фото модных показов, чтобы понять – платье должно быть запоминающимся.
Found on luulla.com
Брендовые сумки, перчатки, модные шляпки, солнцезащитные очки, украшения с бриллиантами или качественными стразами дополняют гардероб и добавляют шика.
Found on thisnext.com
Не существует строгих рамок в подборе вещей для создания гламурного образа. Главное, они должны быть модными, сочетаться между собой и дополняться качественными аксессуарами. Женственность и роскошь – вот главные принципы гламурной дивы.
Found on tumblr.com
Гламур в повседневной одежде
Гламур – это не только платья в пол. Этот стиль можно использовать в повседневном, менее торжественном гардеробе.
Found on dustjacket-attic.com
Блестящие ткани сейчас на пике моды, поэтому если хотите выглядеть гламурно, используйте сияющие вещи. Вот несколько примеров.
Found on glamour.es
Found on chriselleinc.com
Found on blogspot.com
В погоне за гламурными образами нельзя забывать о том, какие женщины нравятся мужчинам. Можете почитать об этом здесь.
Found on tumblr.com
Не ограничивайте себя одним стилем. Любая девушка многогранна и гардероб должен это отражать. Другие стили одежды описаны в этом обзоре.
Узнавайте все самое новое, модное и полезное в моем блоге. Пишите свои вопросы и пожелания в комментариях. Подписывайтесь на мою группу ВКонтакте или Твиттер. Автор: TyttaYa
Оставить комментарий Отмена ответа
Выбирайте то, что интересно!
Самое интересное!
Какие бывают стили одежды? Задавались этим вопросом? Сегодня я их перечислю и покажу. Итак, давайте перенесемся в мир моды и… Читать дальше. →
Не секрет, что одни цвета нам подходят, а другие – нет. Как выбрать подходящий цвет мужчине? Определить цветотип и найти… Читать дальше. →
Капсульный гардероб – это отличное решение, которое позволяет рационально тратить деньги на одежду и выглядеть всегда по разному. Капсулу собрать… Читать дальше. →
Не секрет, что при встрече с мужчиной, ботинки – это то, на что смотрят в первую очередь. Их чистота, ухоженность… Читать дальше. →
На прическу обращают внимание абсолютно все. Она многое говорит о человеке. Правильная стрижка поможет в создании образа. Вы сможете подчеркнуть… Читать дальше. →
Капсульный гардероб – это самое выгодное и практичное решение. Девять вещей, две пары обуви, пара ремней и более 40 разных образов!… Читать дальше. →
Юбка карандаш уже была героем обзора, я рассматривала ее как часть повседневного гардероба. Сегодня мы поговорим о ней, как о… Читать дальше. →