Мода и стиль 1940-1946 – Вторая мировая война

Какой была мода послевоенных лет, или Что носили женщины, когда страна голодала

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Начиная с 40-х годов, любая мировая тенденция в сфере моды была обусловлена исключительно войной и ограничениями, которые она ввела. Даже после окончания Второй мировой, женщины вынуждено продолжали носить то, что было, а модные веяния никак не приживались. Оно и не удивительно, тут, как говорится «не до жиру…» Женщины, в большинстве своем, оставшиеся без мужского внимания, и не видели особого интереса в нарядах и красоте, как бы не восклицали модницы, что это все «для себя», когда некому оборачиваться вслед, носить не хочется даже имеющиеся наряды.

Но подтверждая тот факт, что стремление к красоте и желание нравиться и есть сама сущность женщины, уже в 1947 году, предложенный Кристианом Диором новый формат женской красоты прижился и стал тиражироваться в массы, пусть и не так уверенно как раньше. До этого момента мода оставалась больше военной и весьма скудной, после – стала показательно женственной, ведь дамы так устали от военных форм, мужских силуэтов и жестких тканей.

Основные модные тенденции 1940-1945 годов

Война примерила на женщин мужской образ, силуэт стал более мужественным, с подчеркнутыми плечами и узкими бедрами. Именно в эту эпоху получили широкое распространение наплечники, которые активно носились вплоть до конца 50-х. Жесткие ткани, по образцу военной формы, отлично держали форму и делали фигуру четкой и подтянутой. Многие детали женской одежды, которые вошли в обиход именно в ту пору, погоны, накладные карманы и широкие ремни с квадратными пряжками и до сих пор активно носятся, ведь, как оказалось, они, играя на контрастах, делают фигуру женственной и изящной.

Юбки стали заметно короче, если раньше традиционная юбка доходила до пола или была как минимум ниже колен, то в описываемую эпоху, даже свадебные платья шили выше колена. И дело не в том, что изменились нравственные устои, очевидно, что на короткую юбку не только уходит гораздо меньше ткани, но и работать в них гораздо удобнее, чем в нарядах в пол. Но активнее юбок надевались и брюки, если раньше к дамам, одетым по мужскому подобию могли быть вопросы, то вынужденная работа на производстве и по хозяйству вместо мужчин, дала женщинам возможность полностью перенять эту деталь гардероба.

Что касается аксессуаров, то в военные годы они также претерпели изменения, дамы стали больше внимания обращать на головные уборы. Вероятно, это объясняется тем, что у них было мало возможности обновить наряд полностью, поэтому головные уборы вполне могли освежить образ без особых затрат. Если шляпка – это дорого, то тюрбан на голове можно соорудить практически из любого материала или вещи. Немудрено, что тюрбаны стали едва ли не самым модным и востребованным аксессуаром этого времени. К тому же ими можно было легко спрятать волосы, которые не всегда получали должный уход в военное время. Что касается обуви, то в обиход вошла деревянная подошва как практичная и дешевая замена привычной подошвы. Кожа стала слишком дефицитной, потому что из нее массово шились сапоги для военных.

Разве можно остановить женщину, которой понадобилось новое платье? В расход шли скатерти, шторы и даже …парашюты. Например, в Германии было запрещено использовать стратегические материалы, поэтому европейские модницы серьезно рисковали, изготавливая себе наряды из упавшего парашюта. Особенно хорошо из этого шелка получались свадебные и вечерние наряды.

Современный печворк также выручал, ведь лоскутки, разные по цвету и фактуре, так часто соединяли в одной вещи, что, в конце концов, это стало модным. В это же время придумывали обтягивать пуговички тканью, просто потому что найти одинаковые могло быть слишком сложно задачей, а вот придать им «одинаковости» с помощью лоскутков было куда проще практичнее.

Прически, которые были в почете в 30-е годы, вышли из моды, да и мягкие волны были слишком большой роскошью в военное время. Женщины стали собирать волосы в пучок, накрывать сеткой, к тому же многие парикмахерские закрылись, мастера не работали, это привело к тому, что все стали носить длинные волосы, которые проще было собрать или заколоть. Что касается макияжа, если он и был, то чаще всего сводился к ярко накрашенным губам, брови тонко выщипывались. Сигарета, нарисованные карандашом стрелки на несуществующих чулках, либо же белые носочки под босоножки – так выглядели модницы тех лет.

Послевоенная эпоха

Но стремление жить привычной жизнью берет вверх, и место строгого и мужественного силуэта занимает женственная фигура «песочные часы» и фасоны, которые ее подчеркивают. И этому тоже есть объяснение. Если в военные годы от женщины требовалась жесткость и сила, схожесть с мужчинами, то после окончания войны, на ее плечи ложится иная роль – продолжение рода. Причем для восполнения демографических потерь женщина должна была быть еще и плодовитой. Именно поэтому, мода послевоенных лет столь манящая и соблазнительная, подчеркивающая женственность форм.

Диор предложил new look, который подчеркивал талию, крутые бедра и пышный бюст, но этот образ прижился не сразу. Более того, когда состоялся первый показ, на дизайнера посыпались обвинения в отсутствии практичности и навязывании устаревших фасонов. Но и это было не самым главным, такие фасоны платьев подразумевали большой расход ткани, которая тогда все еще была в дефиците.

Читайте также:
Красивая кукла с переменчивым настроением - Ellowyne Event 2021 Exclusive

Но исторические факты явно были на стороне Диор, ведь женщины, в конце концов, поняли, что соблазнительность – это то, что им нужно. Оно и не удивительно, мужчин осталось мало, желающих их внимания женщин – много. В этой «войне» тонкая талия, декольте и аппетитные бедра точно не будут лишними. Остро стал вопрос с нижним бельем, если в пору Т-силуэтов женщины не особенно задумывались о форме груди, то когда стали носить декольте, стало понятно, что бюстгальтер, каким бы дефицитным он не был, нужно достать.

Черный и коричневый, пожалуй, все цвета, которые носили, в том числе и женщины, в военные годы. Практичный и немаркий, он настолько широко вошел в обиход, что приучить дам надевать яркие вещи оказалось сложнее, чем можно себе представить. Но Диор и здесь нашел выход, предложив роскошный и глубокий жемчужно-серый оттенок. Именно этот цвет был переходным, ведь уже спустя пять лет женщины примерят все великолепие оттенков, горох и полоску, а их платья будут напоминать скорее клумбу, полную цветов.

Советским женщинам, конечно же, диоровский new look не грозил, в 50-е они носили одежду, которая была в обиходе еще в военное время, но «стиляги» уже были готовы ворваться на модную эстраду страны и совершить там эстетический переворот. Окончательно этот стиль утвердился на советских подиумах, когда Людмила Гурченко в 1956 появилась в «Голубом огоньке» в соответствующем платье. Это ознаменовало новую эпоху, которая была открыта теперь уже официально.

Как война способствовала смешению фешн-культур

Во время финской войны советские войска уже успели убедиться в том, что буржуазный мир вовсе не так ужасен, как представлялся в Союзе. Финны, отступая, оставили Выборг в привычной обстановке. В квартирах была мебель и одежда и даже холодильники, работающие от электричества. Прежде чем впустить в город советские войска, город старательно лишали буржуазного лоска и блеска. Но даже в этом случае разница была слишком очевидной и, несмотря на все старания советского руководства, полностью исключить европейские веяния не удалось.
В СССР, в период второй мировой военная мода разделилась на два лагеря, некоторые территории жили под оккупацией 2 года, это вполне достаточный срок, чтобы перенять от немцев особенности их культуры. К тому же, солдаты рейхстага всегда охотно показывали советским жителями свои фильмы с женщинами, одетыми по европейской моде. Свою лепту вносили и США, присылая гуманитарную помощь в виде ношеной одежды. Этого было достаточно, чтобы на территорию Союза, столь тщательно оберегавшего умы своих граждан от тлетворного влияния западной культуры, эта самая культура ворвалась. Так советские граждане увидели новые фасоны, безумные цвета и ткани, которых в их стране было от слова «совсем».

Советские журналы мод стали печатать модели из немецких и европейских журналов. После окончания войны солдаты везли на родину трофеи со всей Европы, что породило еще одну волну интереса к европейской моде и культуре. В СССР эти вещи чаще всего распродались по рынкам и комиссионным магазинчикам. Порой женщины, не привыкшие к буржуазной роскоши, принимали ночные сорочки и пеньюары европейских домов моды за вечерние наряды и пытались надеть их для выхода в свет, хотя это, скорее, напоминает легенду, придуманную для того чтобы высмеять модную неосведомленность советских женщин. В это же время намечается всплеск интереса к меховым изделиям, ведь настоящая «трофейная красотка» не могла обойтись без горжетки или муфты.

Мужская мода военных и послевоенных лет

Что касается одежды для мужчин, то война оказала на нее не такое сильное влияние, ведь подавляющую часть времени едва ли не все мужское население провело в военной форме. Зато послевоенный период ознаменовался заметным ростом качества тканей и фасонов. Многие портные-евреи, бежали от фашистов и осели в СССР, именно от них и пошли новые фасоны и более изящный подход к пошиву мужской одежды.
Советское руководство заказывало костюмы именно у беглых евреев, которые мигрировали с Польши и Литвы. Трофейность на мужскую моду почти никак не повлияла, разве что внесла коррективы в покрой пиджаков, ткань стала мягче. С тех времен мужчины стали носить рубашки с мягкими воротниками, которые не предполагали галстуков.
Мода и стремление выглядеть привлекательно, несмотря на то, что не идут в сравнение с базовыми потребностями, всегда высоко ценятся представительницами прекрасного пола. Мировая мода позволяет иначе взглянуть на исторические факты, ведь женщины использовали любую возможность для того чтобы сделать военную жизнь хоть немного похожей на обычную. Даже если им приходилось носить военную форму и вместе с мужчинами переносить тяготы фронтовых будней, всегда оставалось место для любви и человеческих отношений .

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Послевоенная мода. Военная форма, женские шляпки, пиджаки стиляг

Какой была мода вто­рой поло­ви­ны 1940‑х годов? Эпо­ха про­ти­во­ре­чи­ва: с одной сто­ро­ны, стра­на вос­ста­нав­ли­ва­ет­ся после вой­ны и людям вро­де бы не до кра­си­вых наря­дов. С дру­гой — когда, как не сей­час, сво­бод­но вздох­нуть и вспом­нить, что одеж­да может быть спо­со­бом само­вы­ра­же­ния: не толь­ко прак­тич­ной, но и кра­си­вой. VATNIKSTAN рас­ска­зы­ва­ет о мод­ных тен­ден­ци­ях после­во­ен­но­го пери­о­да, вли­я­нии тро­фей­но­го кино на мас­со­вую моду и стилягах.

Модные тенденции второй половины 1940‑х годов

После вой­ны мода в СССР оста­ёт­ся уде­лом «избран­ных», пре­иму­ще­ствен­но жен­щин и горо­жан. Одеж­ды не хва­та­ет, поэто­му прак­тич­ность и дол­го­веч­ность боль­шин­ство людей ценят силь­нее красоты.

Читайте также:
Маникюр в школу на короткие ногти

Госу­дар­ство в этот пери­од при­зна­ёт важ­ность моды: она пред­став­ля­ет­ся пар­тий­цам одним из средств про­па­ган­ды и даже ору­ди­ем борь­бы в Холод­ной войне. Пра­ви­тель­ство хоте­ло, что­бы в СССР шили совре­мен­ные наря­ды по соб­ствен­ным эски­зам, а не копи­ро­ва­ли Запад. Для это­го в 1944 году начал рабо­ту Мос­ков­ский дом моде­лей одеж­ды. Под его руко­вод­ством совет­ская швей­ная про­мыш­лен­ность долж­на была стать «син­те­зом луч­шей миро­вой и оте­че­ствен­ной практики».

Жур­нал Мос­ков­ско­го дома моделей

Пожа­луй, глав­ная тен­ден­ция мас­со­вой моды кон­ца 1940‑х годов — под­ра­жа­ние запад­ным обра­зам, кото­рые совет­ские граж­дане узна­ва­ли из кине­ма­то­гра­фа. Тро­фей­ные лен­ты пока­зы­ва­ли в кино без уточ­не­ния, в какой стране они сня­ты. Пока­зу пред­ше­ство­ва­ли тит­ры напо­до­бие таких:

«Этот фильм взят в каче­стве тро­фея после раз­гро­ма Совет­ской Арми­ей немец­ко-фашист­ских войск под Бер­ли­ном в 1945 году».

Боль­ше все­го зри­те­лей при­вле­ка­ли раз­вле­ка­тель­ные, позна­ва­тель­ные и музы­каль­ные лен­ты: «Индий­ская гроб­ни­ца», «Охот­ни­ки за кау­чу­ком», «Тос­ка», «Чио-Чио-сан», «Девуш­ка моей меч­ты», а так­же био­гра­фии Рем­бранд­та, Моцар­та, Шил­ле­ра. Кино было не толь­ко вари­ан­том вре­мя­пре­про­вож­де­ния, но и источ­ни­ком вдох­но­ве­ния. Так, совет­ские мод­ни­цы вдох­нов­ля­лись обра­за­ми немец­ких актрис, под­ра­жа­ли их наря­дам и причёскам.

Немец­кая актри­са Мари­ка Рёкк в филь­ме «Девуш­ка моей меч­ты» (1944)

Зна­че­ние тро­фе­ев для моды упо­ми­нал и Эду­ард Лимо­нов в кни­ге «У нас была вели­кая эпоха»:

«На бара­хол­ках стра­ны при­зем­ли­лись и пошли по рукам пла­тья, костю­мы, паль­то для всех полов и воз­рас­тов — „тро­фей­ное барах­ло“, выве­зен­ное сол­да­та­ми в веще­вых меш­ках из поко­рён­ной Гер­ма­нии… Ката­ло­гом и гидом для путе­ше­ствий по морю кожа­ных тироль­ских шорт, румын­ских, ита­льян­ских и вен­гер­ских воен­ных паль­то и дет­ских бер­лин­ских костюм­чи­ков слу­жи­ли аме­ри­кан­ские филь­мы… Гля­дя на гол­ли­вуд­ских деву­шек и суро­вых ганг­сте­ров в дву­борт­ных костю­мах и шля­пах, запо­ми­на­ла рус­ская моло­дёжь моде­ли одежды».

Одеж­ду на заказ в этот пери­од почти не шьют, для боль­шин­ства это слиш­ком доро­го. Начи­на­ет­ся мас­со­вый пошив гото­вой одеж­ды, из мно­го­об­ра­зия кото­рой пред­ла­га­лось фор­ми­ро­вать соб­ствен­ный стиль.

Московский дом моделей одежды

Мож­но пред­по­ло­жить, что в ката­стро­фи­че­ски труд­ные годы вой­ны раз­ви­тие моды в Совет­ском Сою­зе оста­но­ви­лось. Одна­ко это прав­да толь­ко отча­сти. Воз­рож­де­ние отрас­ли ожи­да­е­мо стар­то­ва­ло в Москве. Уже в 1944‑м в сто­ли­це начал рабо­ту Мос­ков­ский дом моде­лей одеж­ды (МДМО).

Перед этим учре­жде­ни­ем пра­ви­тель­ство ста­ви­ло несколь­ко задач: созда­ние новых совре­мен­ных моде­лей, внед­ре­ние их в мас­со­вое швей­ное про­из­вод­ство, а так­же кон­троль пред­при­я­тий в сфе­ре лёг­кой про­мыш­лен­но­сти. Если пер­вые два направ­ле­ния дава­лись учре­жде­нию отно­си­тель­но лег­ко и впи­сы­ва­лись в виде­ние его руко­во­ди­те­лей, то для кон­тро­ля у Дома моде­лей не было ни ресур­сов, ни пол­но­мо­чий. Эти про­ти­во­ре­чия сохра­нят­ся на про­тя­же­нии всех деся­ти­ле­тий рабо­ты МДМО.

Дом моде­лей созда­ва­ли на базе веду­щих сто­лич­ных учре­жде­ний моды 1930‑х годов — худо­же­ствен­но­го ате­лье на Куз­нец­ком мосту и тре­ста «Мосин­до­деж­да».

Зда­ние дома моде­лей на Куз­нец­ком мосту

Сло­жи­лась двой­ствен­ная ситу­а­ция: госу­дар­ство хоте­ло раз­ви­вать моду, но не име­ло для это­го денег. У Дома моде­лей не было соб­ствен­ной маши­ны, а за поме­ще­ние на Куз­нец­ком мосту при­шлось побо­роть­ся с воен­ны­ми учре­жде­ни­я­ми. Пла­ни­ро­ва­лось, что МДМО будет раз­ра­ба­ты­вать моде­ли одеж­ды для швей­ных фаб­рик, а те будут пла­тить ему за новые выкрой­ки. Учре­жде­ние долж­но было стать само­оку­па­е­мым и не тре­бо­вать на свою дея­тель­ность денег из бюд­же­та. На прак­ти­ке схе­ма ока­за­лась нера­бо­чей, пото­му что швей­ные пред­при­я­тия не хоте­ли поку­пать новин­ки и шили по ста­рым образ­цам 1920‑х и 1930‑х годов.

Источ­ни­ком дохо­да Дома моде­лей в годы вой­ны ста­ли зака­зы Гла­во­соб­тор­га. Работ­ни­ки МДМО не толь­ко раз­ра­ба­ты­ва­ли эски­зы новой одеж­ды, но и сами шили её неболь­ши­ми пар­ти­я­ми. Хотя изна­чаль­но такая зада­ча перед ними не ста­ви­лась. В 1945–1947 годах МДМО пере­стро­ит­ся на граж­дан­скую одеж­ду и сно­ва будет про­из­во­дить её само­сто­я­тель­но, а не толь­ко гото­вить выкройки.

Пред­по­ла­га­лось, что после вой­ны Дом моде­лей создаст кон­цеп­цию «совет­ской моды». Она долж­на была стать осно­вой для пла­ни­ро­ва­ния в лёг­кой про­мыш­лен­но­сти на годы впе­рёд. При этом МДМО насто­я­тель­но при­зы­ва­ли «не брать ино­стран­ные жур­на­лы мод и копи­ро­вать, а созда­вать своё». Мода рас­смат­ри­ва­лась как сред­ство про­па­ган­ды и источ­ник повы­ше­ния куль­ту­ры граж­дан. Так сфор­ми­ро­вал­ся основ­ной прин­цип совет­ско­го моде­ли­ро­ва­ния наря­дов — «нуж­но соеди­нить меч­ту и фан­та­зию худож­ни­ка с мастер­ством кон­струк­то­ра и совре­мен­ной тех­ни­кой про­из­вод­ства», как гла­си­ла фор­му­ла искус­ство­ве­да-кон­струк­то­ра МДМО Наумовой.

Совет­скую моду, по мне­нию пра­ви­тель­ства, дол­жен был отли­чать демо­кра­тизм, мас­со­вость, «бес­со­слов­ность» и обще­до­ступ­ность. Таким обра­зом она про­ти­во­по­став­ля­лась «запад­ной» моде, кото­рая, по пред­став­ле­нию пар­тий­цев, была «при­ви­ле­ги­ро­ван­ной» и «бур­жу­аз­ной». При этом не запре­ща­лось заим­ство­вать пере­до­вой миро­вой опыт. В общем, сплош­ные противоречия.

Для попу­ля­ри­за­ции сво­ей дея­тель­но­сти Дом моде­лей про­во­дил выстав­ки и пока­зы мод, где пред­став­лял новые кол­лек­ции. Мод­ные пока­зы сопро­вож­да­лись рас­ска­за­ми искус­ство­ве­дов, а посе­ти­те­ли ста­ци­о­нар­ных выста­вок мог­ли запол­нить анке­ту и поде­лить­ся мне­ни­ем о пред­став­лен­ной одеж­де. С 1951 года каж­дый посе­ти­тель мог полу­чить кон­суль­та­цию для созда­ния инди­ви­ду­аль­но­го стиля.

Дом моде­лей будет рабо­тать несколь­ко деся­ти­ле­тий, а рас­цвет его дея­тель­но­сти при­дёт­ся на 1960–1970‑е годы.

Читайте также:
Русская эмиграция и история модных домов Европы
Как выглядели советские модницы

Жен­щи­ны оста­ва­лись основ­ны­ми заказ­чи­ка­ми мод­ной инду­стрии. Все, кто мог поку­пать новую одеж­ду и изба­вить­ся от прак­тич­ных муже­по­доб­ных наря­дов, при пер­вой же воз­мож­но­сти дела­ли это. Речь, конеч­но, о житель­ни­цах круп­ных горо­дов, где уже рабо­та­ли дома мод — Москве, Ленин­гра­де, Мин­ске, Кие­ве, Риге, Львове.

Мод­ни­ца вто­рой поло­ви­ны соро­ко­вых носила:

  • под­клад­ные плечи;
  • рас­кле­шён­ные пла­тья с узкой талией;
  • юбки и пла­тья дли­ной чуть ниже колена;
  • блуз­ки с рукавами-фонариками;
  • тироль­ские шляпы;
  • малень­кие шляпки;
  • туфли на плат­фор­ме или танкетке.

Набор не слу­ча­ен — мы уже рас­ска­за­ли о тро­фей­ных кино­лен­тах, геро­и­ни кото­рых бли­ста­ли имен­но в таких наря­дах. В жен­скую моду проч­но вошли наплеч­ни­ки, кото­рые дела­ли силу­эт похо­жим на песоч­ные часы. Их при­ши­ва­ли не толь­ко к паль­то, но и к блуз­кам, и пла­тьям. Неко­то­рые исто­ри­ки моды пред­по­ла­га­ют, что эта тен­ден­ция свя­за­на с жела­ни­ем жен­щин выгля­деть силь­нее, так это или нет — судить не берём­ся. Напри­мер, брю­ки почти не носи­ли, хотя, разу­ме­ет­ся, ника­ких запре­тов на них не было.

Дру­гой обя­за­тель­ный атри­бут мод­ни­цы — малень­кая шляп­ка: «таб­лет­ка» (круг­лая шляп­ка, сдви­ну­тая на макуш­ку) и «арбуз­ная кор­ка» (полу­ме­сяц от уха до уха). Пре­иму­ще­ство таких шля­пок в том, что боль­шая часть волос оста­ёт­ся откры­той, а зна­чит, мож­но про­де­мон­стри­ро­вать и при­чёс­ку, и новый голов­ной убор. Иро­нич­но, что такие шляп­ки назы­ва­ли «менин­гит­ка­ми», хотя их люби­тель­ни­цы утвер­жда­ли, что они отлич­но обе­ре­га­ют голо­ву от мороза.

Парал­лель­но с немец­ким сти­лем в моду вошёл испа­но-лати­но­аме­ри­кан­ский. Для совет­ских жен­щин он выра­жал­ся в юбках и пла­тьях в горо­шек, бере­тах и тюр­ба­нах. Послед­ние труд­но было най­ти в про­да­же, пото­му их роль испол­ня­ла сло­жен­ная полос­кой косын­ка, кото­рую зама­ты­ва­ли на макуш­ке кон­ца­ми вверх.

Если одеж­ду ещё мож­но было най­ти в мага­зи­нах, то обувь и чул­ки в после­во­ен­ные годы были в остром дефи­ци­те. Достать капро­но­вые чул­ки счи­та­лось боль­шой уда­чей. Впро­чем, эта про­бле­ма была харак­тер­на не толь­ко нашей стра­ны, а для всей после­во­ен­ной Евро­пы. Зару­беж­ные мод­ни­цы реша­ли про­бле­му твор­че­ски — рисо­ва­ли швы и пят­ки на ногах или кра­си­ли кожу в цвет чулок. Дела­ли ли так в СССР, точ­но неиз­вест­но — най­ти фото­гра­фии или дру­гие источ­ни­ки не уда­лось. Совет­ские жен­щи­ны заме­ня­ли чул­ки белы­ми носоч­ка­ми и носи­ли с туф­ля­ми и босоножками.

Мужская мода

Муж­ская мода раз­ви­ва­лась не так бур­но, как жен­ская. Боль­шин­ство муж­чин про­дол­жа­ли носить воен­ную фор­му: не толь­ко из-за недо­стат­ка новых костю­мов, но и из-за попу­ляр­но­сти обра­за воен­но­го-защит­ни­ка в целом.

Попу­ляр­ны сво­бод­ные широ­кие силу­эты, дву­борт­ные пиджа­ки, длин­ные кожа­ные паль­то и курт­ки на мол­нии — их назы­ва­ли «моск­вич­ки» или «хули­ган­ки». Во вто­рой поло­вине 1940‑х годов носят рубаш­ки с мяг­ким ворот­ни­ком, уко­ро­чен­ные пиджа­ки, брю­ки-гольф и вяза­ные сви­те­ра. Гал­сту­ки широ­кие и корот­кие (в про­ти­во­по­лож­ность узким гал­сту­кам сти­ляг), узор в горо­шек или в полос­ку. Тона пре­иму­ще­ствен­но тём­ные, достать костюм свет­ло­го оттен­ка или в полос­ку счи­та­ет­ся рос­ко­шью. Из голов­ных убо­ров — фет­ро­вые шля­пы и кеп­ки-вось­ми­клин­ки, про­зван­ные в наро­де «лон­дон­ка­ми».

Стиляги

У боль­шин­ства сей­час сло­во «сти­ля­ги» проч­но ассо­ци­и­ру­ет­ся с одно­имён­ным филь­мом Вале­рия Тодо­ров­ско­го. В этой музы­каль­ной исто­рии яркие моло­дые ребя­та-сти­ля­ги про­ти­во­по­став­ле­ны скуч­ным и серым ком­со­моль­цам. Про­ти­во­сто­я­ние в филь­ме пока­за­но гро­теск­но, хотя и в реаль­но­сти сти­ля­гам при­хо­ди­лось убе­гать от ком­со­моль­ских активистов.

Обще­ствен­ное мне­ние неред­ко виде­ло в сти­ля­гах туне­яд­цев, про­хин­де­ев, хули­га­нов и, конеч­но, «под­ра­жа­те­лей запа­ду». Пожа­луй, это стрем­ле­ние выде­лить­ся, мод­но одеть­ся на запад­ный манер и вызы­ва­ло боль­ше все­го недо­воль­ства. Внеш­ний вид сти­ляг высме­и­ва­ли в кари­ка­ту­рах и фельетонах:

Ино­стран­цы! Иностранки!
Нет! От пяток до бровей
Это мест­ные поганки
Домо­ро­щен­ный Бродвей.

«Бро­д­ве­ем» на слен­ге сти­ляг име­но­ва­лась пра­вая сто­ро­на ули­цы Горь­ко­го, одно­го из глав­ных мест сбо­ра сти­ляг в столице.

Внеш­ний вид сти­ляг эво­лю­ци­о­ни­ро­вал. В самом нача­ле их облик дей­стви­тель­но был почти кари­ка­тур­ным: яркие широ­кие шта­ны, меш­ко­ва­тые пиджа­ки, нос­ки кри­ча­щих цве­тов и широ­ко­по­лые шляпы.

Из вос­по­ми­на­ний Дмит­рия Беля­е­ва, авто­ра фелье­то­на про сти­ляг «Типы, ухо­дя­щие в прошлое»:

«В две­рях зала пока­зал­ся юно­ша. Он имел изу­ми­тель­но неле­пый вид: спи­на курт­ки ярко-оран­же­вая, а рука­ва и полы зелё­ные; таких широ­чен­ных шта­нов кана­ре­еч­но-горо­хо­во­го цве­та я не видел даже в годы зна­ме­ни­то­го клё­ша; ботин­ки на нем пред­став­ля­ли собой хит­ро­ум­ную ком­би­на­цию из чёр­но­го лака и крас­ной зам­ши. Юно­ша опёр­ся о косяк две­ри и каким-то на ред­кость раз­вяз­ным дви­же­ни­ем заки­нул пра­вую ногу на левую. Обна­ру­жи­лись нос­ки, кото­рые сле­пи­ли гла­за, до того они были ярки…»

Бли­же к 1950‑м годам образ «типич­но­го сти­ля­ги» изме­нил­ся. Ста­ли носить узкие брю­ки-дудоч­ки, более акку­рат­ные пиджа­ки с широ­ки­ми пле­ча­ми, тон­кие гал­сту­ки-селёд­ки, при­чёс­ку «кок» и лако­вые туфли на свет­лой кау­чу­ко­вой подош­ве. Девуш­кам стать «сти­ля­гой» было ещё про­ще — доста­точ­но было ярко накра­сить­ся, завить воло­сы и надеть узкую юбку.

Чего хоте­ли сти­ля­ги? Вопрос до сих пор оста­ёт­ся дис­кус­си­он­ным. Прес­са того вре­ме­ни и обще­ствен­ное мне­ние пыта­лись пред­ста­вить их как лен­тя­ев и идей­ных вра­гов, кото­рые стре­мят­ся под­ра­жать «бур­жу­аз­но­му обра­зу жиз­ни». Их обви­ня­ли в «низ­ко­по­клон­стве перед запа­дом» и в том, что они не раз­де­ля­ют ком­му­ни­сти­че­ские цен­но­сти. Исто­ри­ки видят при­чи­ну появ­ле­ния такой суб­куль­ту­ры в акти­ви­за­ции меж­ду­на­род­ных кон­так­тов СССР: дипло­ма­ты при­во­зи­ли одеж­ду и музы­ку из зару­беж­ных стран, поэто­му их дети стре­ми­лись вести дру­гой образ жизни.

Читайте также:
Духи и ароматы Сальвадор Дали - отзывы, история

Мож­но пред­по­ло­жить, что для моло­дё­жи идей­ная сто­ро­на оста­ва­лась вто­ро­сте­пен­ной. Сти­ля­ги вооб­ще отли­ча­лись наро­чи­той апо­ли­тич­но­стью. Мод­ная, непо­хо­жая на скуч­ную школь­ную фор­му одеж­да, кра­си­вые тан­цы под загра­нич­ные рит­мы и своя «тусов­ка» были спо­со­бом само­вы­ра­же­ния и дари­ли ощу­ще­ние кра­си­вой жиз­ни «как в кино».

Мода вто­рой поло­ви­ны 1940‑х харак­те­ри­зу­ет­ся про­ти­во­ре­чи­я­ми: стрем­ле­ние мод­но оде­вать­ся огра­ни­чи­ва­лось нехват­кой денег, отсут­стви­ем това­ров, а ино­гда и обще­ствен­ным мне­ни­ем, как в слу­чае со сти­ля­га­ми. Жите­ли СССР в поис­ке новых обра­зов неред­ко вдох­нов­ля­ют­ся запад­ным кине­ма­то­гра­фом. Пра­ви­тель­ство пони­ма­ло зна­чи­мость хоро­шей совре­мен­ной одеж­ды и уже в 1944 году учре­ди­ло Дом моде­лей, но нагру­зи­ло его допол­ни­тель­ны­ми непо­силь­ны­ми зада­ча­ми — кон­тро­ли­ро­вать всю швей­ную про­мыш­лен­ность. Дом моде­лей будет опре­де­лять мод­ные тен­ден­ции сле­ду­ю­щие несколь­ко десятилетий.

Читай­те дру­гие ста­тьи цик­ла «Исто­рия совет­ской моды Вик­то­рии Мок­и­ной»:

Мода и стиль 1940-1946 – Вторая мировая война

Вторая мировая война тяжким бременем легла на плечи модной индустрии. Во многих странах были введены всеобщие нормы потребления, которые касались и одежды, которую зачастую можно было получить только по карточкам. Данные меры приводили к упрощению костюма и росту изобретательности модниц тех лет.

Острая нехватка материалов заставляла использовать всё, что попадалось под руку: пара мужских фланелевых брюк превращалась в прямую юбку, вязаный джемпер распускался и перевязывался в детскую одежду, из хорошо сохранившихся частей старых платьев создавалось новое, а одеяло можно было покрасить и переделать в зимнее пальто.

В дизайн одежды начала 1940-х годов прочно вошли военные мотивы. Даже знаменитая Эльза Скиапарелли создавала костюмы, в которых можно было находиться в бомбоубежищах[1].

Костюм для бомбоубежища. Источник: creativehead.blog.ru

Одежда становилась более практичной и постепенно теряла всё, что забирало на лишнюю ткань: манжеты с отворотами, брюки с манжетами, карманные отвороты и плиссировка.

Вопреки условиям военного времени женщины стремились к красоте и искали вдохновение у новых кумиров. Центр модного мира из оккупированного Парижа переместился в американский Голливуд. Несмотря на постоянные боевые действия, кино было одним из самых популярных мест для отдыха. Кинодивы 1940-х – Лорен Бэколл, Марлен Дитрих, Ава Гарднер, Рита Хейворт – были воплощением идеалов своего времени, к которым стремились многие женщины по другую сторону океана.

Марлен Дитрих. Источник: maskball.ru

Рита Хейворт. Источник: vigrali.narod.ru

Тем временем, силуэт женской одежды всё больше заимствует военную строгость. Гражданская одежда дополнялась военными деталями – поясами, пряжками, эполетами, накладными карманами. В моду входят широченные плечи, будто бы примеривающие на себя тяжесть погон; по-военному стянутая талия, чётко обозначенная под солдатский ремень, и короткая длина юбок[2].

Юбки не теряли своей популярности, несмотря на общую милитаризованность общества. Они могли кроиться со вставками из другого материала или цвета, чаще всего юбки имели одну или две встречные складки. Особым шиком считалось носить дефицитные плиссированные, гофрированные или юбки солнце-клёш.

Одной из основных тенденций в моде начала 1940-х является геометричность форм. Основной силуэт военного времени у платьев и костюмов был в виде буквы X. Также в одежде присутствовали формы прямоугольника, чаще она относилась к пальто; двух треугольников, вершины которых соединялись вместе на линии талии (пальто и платье); и квадрата (жакет квадратной формы с узкой короткой юбкой-карандаш).

Яркой особенностью 1940-х является возвращение талии на своё естественное место. Её стали четко обозначать, стягивая широким поясом или подчеркивая облегающей одеждой: благодаря этому не терялось впечатление хрупкости на фоне военных деталей костюма. Также для создания эффекта ярко выраженной талии женщины зрительно увеличивали верхнюю часть платья. К летним платьям пришивали крылышки из марли или органзы, которые укладывались в фалды и закреплялись, придавая им с помощью «плечиков» форму, подобную эполетам. Даже рукав кимоно, называемый в то время «летучая мышь», для сохранения объёма выполняли на подкладке. Из-за нехватки материалов, а также с целью разнообразить простой фасон, зачастую в одном платье могли использоваться несколько цветов и фактур, что также стало отличительной чертой военной эпохи.

Что касается костюмов, то их особенностью был довольно длинный жакет, часто похожий на мужской пиджак, конраститирующий с короткой юбкой. Примечательно, что впервые жакеты начинают надевать не только с юбками, но и с платьями, и с брюками.

Главной проблемой при изготовлении одежды было отсутствие качественных тканей. Шёлк, нейлон и шерсть были стратегическими материалами, так как из них шили военную форму и делали парашюты, поэтому в гражданских целях их использование было запрещено или ограничено.

Шёлк во время войны заменил его искусственный аналог и вискоза, а шерстяные ткани — связанные вручную трикотажные вещи. Использование парашютов привело к тому, что шёлковая ткань появилась в обиходе. Особым шиком считалось бельё, сшитое из парашюта сбитого вражеского летчика[3]

Острый дефицит особенно ярко наблюдался в производстве чулок и носков, в результате чего пришла мода на обнаженные ноги, удаление волос, тонирование кожи и рисование чулочного шва прямо на ногах.

По тем же причинам обувь стали носить на «босу ногу», прикрывая наготу длинными брюками, которые постепенно начали входить в женский гардероб. Ещё одним новшеством стали женские сумки на ремне через плечо, которые отличались своей практичностью. Их прототипами были военная планшетка и сумка для противогаза[4].

Вечерние туалеты, которые не покидали гардеробы вопреки военному положению, представляли собой длинные юбки в пол, обтягивающие бёдра и расклешённые внизу, узкие рукава из кружев, обнажённые плечи или рукав кимоно. Особую популярность приобрели платья из тюли, поскольку многие женщины жертвовали занавесками ради нового наряда.

Читайте также:
Стиль денди для женщин – фото образов и гардероб

Украшения для своей одежды женщины, как правило, мастерили своими руками. В ход шли бахрома из ниток, вышивка ангорской шерстью, искусственные цветы и сеточки для волос.

Пуговицы в 40-е годы тоже были особенные: из-за отсутствия возможности достать одинаковые экземпляры женщины обтягивали тканью более-менее похожие по форме пуговицы. Ещё одной находкой для выходного наряда были накладные воротнички и манжеты. Как правило, белые воротнички и манжеты сочетались с тёмными платьями и блузами, что делало их более торжественными [5].

Каждая женщина старалась преобразить свою одежду в силу своих возможностей, благодаря чему мы можем наблюдать такое разнообразие фасонов. Но одно оставалось неизменным – цветовая гамма. Война оставила свой отпечаток на моде 1940-х тёмной палитрой красок в женских гардеробах.

Не избежала влияния военного времени и обувь. Из-за нехватки кожи, которая тоже относилась к стратегическим материалам, росла популярность самодельной обуви на платформе из дерева и пробки, верх которой шили из ткани или вязали из ниток.

Особую нишу в моде военных лет занимают головные уборы. В Западной Европе и Северной Америке одним из символов военной моды стал тюрбан, который делали из самых разнообразных материалов ткани, платков и шарфов, повязывая разными способами.

Тюрбан был крайне прост в изготовлении и очень элегантен. Но основной его целью было скрыть отсутствие прически, так как из-за дефицита мыла и тяжёлых бытовых условий женщины не имели возможности должным образом ухаживать за волосами. Этой же цели служили также получившие популярность широкополые шляпы, а вуаль скрывала ещё и отсутствие макияжа[6].

Какие бы тяжёлые времена не переживало общество, мода не умирает. Женщины остаются женщинами, их наряды впитывают в себя дух времени и продолжают развиваться. Как говорил французский писател А. Франс: «Покажите мне одежду определённой страны, и я напишу её историю»[7].

Автор: Екатерина Дадыкина

[1] 40-ые годы. Мода во времена II мировой войны (1939-1945). MelinaDesignStudio // http://www.melina-design.com/fashion_40.html

[4] 40 — ые годы. Мода во времена II мировой войны (1939-1945). MelinaDesignStudio // http://www.melina-design.com/fashion_40.html

[7] Мода и стиль времен Второй мировой войны. Журнал Милитта

Женское лицо Второй мировой: ретроспектива развития и состояния моды в годы войны

Можно ли утверждать, что мода — это зеркало состояния общества на каждом временном историческом отрезке времени? Безусловно, да.

За наглядным подтверждением можно оглянуться в относительно недалёкую ретроспективу развития и состояния моды в годы Второй мировой войны. Вспомнить, как влияли политические события на стиль одежды, сравнить одежду, которую предпочитали в то время женщины западной Европы, с тем, что могли позволить себе в одежде женщины в СССР.

Относительно небольшой временной промежуток между бурными революционными событиями в России в начале XX-го века и началом Великой Отечественной всё же позволил советским женщинам «перевести дух». К началу 40-х годов наши женщины уже успели сменить кожанки и красные косынки на женские платья и костюмы.



Важным фактором, повлиявшим на модные тенденции того времени в нашей стране, стало присоединение к СССР Западной Белоруссии, Западной Украины, входивших в состав Польши, возвращение Бессарабии, являющейся в тот момент частью Румынии, Выборга, являвшегося территорией Финляндии, стран Прибалтики. Политики боролись за сферы влияния и делили между собой мир, отнимая территории у одних государств и отдавая их другим, а мода… извлекала пользу из этого жестокого процесса. Советские люди получили больший доступ к информации о модных мировых тенденциях. Во Львове, славящемся отличными портными и обувщиками, в Вильно, и особенно в Риге, которую в то время даже сравнивали с западноевропейскими городами, называя «маленьким Парижем», можно было свободно купить хорошую модную одежду. В Риге было немало модных салонов, издавались качественные журналы мод, информирующие о модных мировых тенденциях. В Прибалтику приезжали за хорошей обувью, бельем, мехами и французскими духами. Советские актрисы везли с гастролей модные вещи. Львов также был наполнен товарами. Оттуда привозили великолепные ткани, меха, драгоценности, кожаные сумки и обувь.

В этот период советские модницы пытались шагать наравне с европейскими модами и носили подкладные плечи, сильно расклешенные вещи в талию, длиной чуть за колено, блузки с рукавами-фонариками, надетые с сарафанами, высокие шляпы в тирольско-боварском стиле, а в подражании стилю испанскому и латиноамериканскому — безумно популярные платья и блузки в горошек, береты и тюрбаны.

Тюрбан настолько пришелся по вкусу советским женщинам, что те, кто не могли купить готовое изделие, просто-напросто подвязывали сложенную полоской косынку на особый манер, кончиками наверх, сооружая на темени крупный узел, таким образом, получалось нечто, имитирующее подобие вышеупомянутого головного убора.

Также в моде были разнообразные фетровые шляпы и шляпки с вуалями, миниатюрные кожаные или шелковые сумочки-конверты, в 40-е годы стали носить небольшие сумочки через плечо на длинном тонком ремешке.

Очень распространены белые кружевные воротнички. Главным дополнением выходного туалета считалась горжетка из чернобурой лисы. Из украшений особенно популярны были бусы и крупные брошки.

Читайте также:
Купальник и топ бандо – модные советы и фото

Хорошая обувь была дефицитом, да и стоила недешево, поэтому на ногах у советских женщин часто можно было увидеть грубоватые модели, мало похожие на элегантные туфельки из журналов мод.

Фильдеперсовые чулки со швом, фетиш 40-х годов, достать было очень трудно, а цены на эти чулки были просто нереальными. Чулки являлись таким дефицитом, и таким объектом мечтаний, что женщины рисовали на ногах карандашом шов и пятку, имитируя чулок на голой ноге. Правда, во время Второй мировой войны, такие проблемы были во многих Европейских странах. В СССР альтернативой вожделенным чулкам стали белые носочки.

Девушка в платье с подкладными плечиками или рукавами-фонариками в белых носочках и лодочках на маленьком каблучке или босоножках — своеобразный символ эпохи 40-х.

1939-й. Европа.

Мода еще работала на мир, но… уже с явными элементами военизации. Лихо заломленные набок тирольские шляпы, широкие плечи, костюмы с накладными карманами, отрезные кокетки, хлястики — ни дать ни взять военный мундир. Обувь получила толстые массивные каблуки-«столбики» и круглые тупые носки.

Женщины Франции в мужских пальто, туго стянутых на талии ремнем, в обуви на деревянной толстой подошве и с шарфом или платком на голове. Нет, француженки не хотели показать врагу, что оккупированная немцами Франция потеряла себя. Вязаные мужские шарфы кокетливой чалмой обернули головы француженок.

Из дневника В. Сухомлина «Гитлеровцы в Париже» («Новый мир», 1965, № 11).

«…В сентябре (1941) появились в Париже зазу — молодые люди с изысканно небрежной прической, в клетчатых пиджаках, стянутых в талии и доходящих до колен, в узких мятых брюках. Девушки в свитерах, коротких юбках и в башмаках без каблуков, с высоко взбитым чубом и распущенными по плечам волосами… в костюмах, манерах и во всем поведении зазу чувствуется не столько вызов жителям буржуазных кварталов, сколько неосознанный протест против корректности завоевателей с их обритыми затылками и против военной выправки молодых французских фашистов в синих рубашках и высоких сапогах… »

В дни оккупации Дании гитлеровцы уничтожили датский национальный флаг. Тогда датчане в знак протеста стали носить вязаные шапочки из трех цветов в последовательности национального флага.

И всё же… жизнь продолжается (в Европе).

Вот фото Парижа тех лет:

И даже работают Парижские Дома моды.

Качественные материалы во время войны в странах Европы исчезли, производства перешли на изготовление стратегически важной продукции и, конечно же, оружия.

Шерсть, кожа, нейлон и шёлк в 40-е годы были стратегически важными материалами. Именно поэтому, когда в фашистской Италии не хватало кожи, появились пробковые каблуки на туфлях от Феррагамо.

Женщины научились быть бережливыми, становились каждая для себя дизайнером. В некоторых странах, особенно сильно пострадавших во время войны, пальто шили из шерстяных или даже хлопчатобумажных одеял.

Нарядные платья и даже бельё шили из парашютного шёлка. Упавшие парашюты были идеальной тканью для создания красивых платьев. И первыми, кто придумал их использовать, были французские и немецкие женщины, хотя за присвоение военного парашюта гитлеровцами было предусмотрено строгое наказание.

Свои наряды женщины украшали сами — кто бахромой из ниток, вытянутых трудно даже сказать из какого изделия, кто вышивал ангорской шерстью, а кто искусственными цветами. Цветы, цветы, сеточки для волос, связанные своими руками, именно они выручали женщин в те трудные военные годы. Сеточками украшали и волосы, и шляпки. Нарядные платья шили из тюля, пожертвовав занавесками…

Жертвование… .
Да, с точки зрения европейских модниц это можно было считать жертвованием.
Недавно смотрела британский детективный сериал «Война Фойла/Foyle’s War». Неплохой, в целом, фильм. Полицейский детектив Фойл (по возрасту не попавший под мобилизацию) раскручивает разные преступления в тылу — в небольшом городке Великобритании, уже вступившей во Вторую Мировую. Помимо непосредственно детективного сюжета, было очень интересно наблюдать за бытовыми картинками, фоном присутствовавшими в каждой серии. Более всего поразило («резануло») подчёркнуто корректное отношение британцев к пленным немцам. Лагерь военнопленных, показанный в одной из серий, показался… хм… «санаторием», в котором гитлеровские солдаты вполне комфортно жили, да — работали (часто в качестве «вольнонаёмных» у английских фермеров), но и культурно отдыхали, играли в разные игры…
«Впечатлила» героическая готовность британских домохозяек «затянуть пояса потуже и… обойтись без шоколадной помадки в именинном пироге»! Вот такая жертвенность с пониманием непростой обстановки в стране, участвующей в войне! (В Великобритании военных лет, как и во многих других европейских странах, действовала карточная система на продукты питания).

А что же наши женщины? Что думали о моде в те годы? Думали о моде.

С началом войны в СССР стали закрываться магазины, модные ателье и другие учреждения, связанные с индустрией моды и красоты. Вскоре на территории СССР вновь была введена карточная система распределения товаров, обусловленная военным временем. Масштабы разрушений и бедствий были такими, что казалось, зарождающаяся советская мода больше не возродится. Война быстро наложила отпечаток на внешний облик людей. Сотни тысяч девушек и юношей, попавших со школьной скамьи на фронт, просто не успели узнать, что такое мода, им пришлось облачиться в военную форму. Многие оставшиеся в тылу женщины выполняли тяжелую и грязную работу вместо ушедших на фронт мужчин — рыли окопы, работали в госпиталях, тушили зажигалки на крышах домов. Вместо модной одежды в женскую жизнь вошли брюки, телогрейки и кирзовые сапоги.

Читайте также:
Мода Осень-зима 2021 Милан, фото

Несколько цитат из обсуждения:

Пишет женщина из Красноярского края: «к сожалению, мода в военные и послевоенные годы была только на экране кинотеатров и на страницах журналов. Ну может ещё в Москве кое-кто что-то мог добыть, а простому человеку было взять негде и не на что. Я это знаю из рассказов своей мамы, она как раз военный ребёнок и всё помнит. Денег не платили, работали за трудодни, поэтому купить было не на что. Кто что мог, шили сами, но из ситца, а нарядные платья даже из подкладочной ткани. Мама жила во Владимирской области, нищета была поголовно…»

«…и всю войну таскали за собой Zinger, чтоб хоть было во что одеться

«А моя успела только старшему (10 лет) сыну велеть ночью отвести корову в лес. Дом немцы сожгли.. всю деревню сожгли. Столешница у машинки (швейной) сгорела, но потом ей кто-то отремонтировал, сделал новый столик…»

Из чего же состоял гардероб советской женщины времён Великой Отечественной?

В основном были «телогрейки», гимнастёрки, короткие юбочки со встречными складочками, затянутые военным ремнём, платок на голове или шапка-ушанка, грубые сапоги и желание победить.

Единственное, что возможно было девочкам 40-х, это надеть своё любимое довоенное платьице и закрутить свои волосы в локоны, модные в то военное время.

После войны женщины были готовы к переменам, устав от плохо скроенных нарядов, которые они были вынуждены носить во время войны. В 1947 году Кристиан Диор представил публике коллекцию, которую журналисты тут же окрестили «New Look» — романтический, женственный и мягкий образ, воплощённый этой коллекцией, был создан при помощи длинных пышных юбок, множества драпировок, оборок, клиновидных вставок, кружева и вышивки.

Женщины лежащей в руинах Европы были столь недовольны этим расточительным новым стилем, что на модной съёмке в Париже в марте 1947 года с моделей были сорваны платья, а сами они избиты. Тем не менее, новая мода, позволявшая женщине быть женщиной, победила и в 1948 году уже шествовала по планете, а Париж вернул себе звание столицы мировой моды.

В это же время наши женщины только-только смогли позволить себе одеваться в стиле военных 40-х годов.

Но, конечно же, по большей части советским женщинам вновь приходилось самостоятельно решать вопрос пополнения и обновления своего гардероба.

После войны наши молодые бабушки доставали из шкафов всё, что у них осталось (если что-то осталось), перешивали, комбинировали, вышивали.

Особое явление послевоенного времени — трофейная мода. Советские солдаты, попавшие в европейские страны, увидели совершенно другую жизнь, другой быт, о котором они ничего не знали. С возвращением советских войск на родину в СССР хлынул поток трофеев. Везли все, что удалось добыть, — мебель, предметы быта и предметы искусства, технику, журналы мод, украшения, парфюмерию, меха, и, конечно же, одежду и обувь. Что-то из привезенных трофейных вещей оставалось в домах, а что-то шло на продажу. Поток привозных вещей заполнил комиссионные магазины и рыночные «толкучки».

Появились те комбинированные платья, которые практичные немки и австрийки шили в военные 40-е, горизонтальная линия плеч с «плечиками» или, как у нас они назывались, «липы» (липовые плечи).

Иностранные вещи были диковинкой для многих советских граждан. Ничего подобного большая часть людей, живущих в СССР никогда не видела. От неведения происходили курьезные ситуации, например, великолепное зарубежное нижнее бельё — пеньюары, комбинации, ночные сорочки и нижние юбки принимались за вечерние туалеты, поэтому нередкими были случаи, когда советские женщины приходили в публичные места в нижнем белья, считая его парадной одеждой.

И кстати, несмотря на все запреты и высмеивания, диоровский «нью лук» окольными путями все же проник в СССР, хотя и с большим опозданием. Окончательно этот стиль утвердился в СССР только в 1956 году, с выходом на экраны фильма «Карнавальная ночь», в котором Людмила Гурченко одета в модель Диора, предложенную им ещё в 1947-м.


Дорогие Мастера и гости Ярмарки Мастеров, от всей души поздравляю вас с самым светлым и самым важным нашим праздником!
С Днём Победы!

Стиль 1940х в жизни и кино

Мы не знаем, как бы эволюционировала мода тридцатых годов, если бы в 1939 не началась Вторая мировая война, повлиявшая на жизнь миллионов людей.

Еще до начала войны в Европе нарастали милитаристские настроения. Актуальный на протяжении всех тридцатых годов акцент на широкие плечи теперь стал комбинироваться с узкими юбками. Вместе такое сочетание напоминало униформу и фигуру военных. Дополняли такие пиджаки лацканы, манжеты и накладные карманы.

С приходом войны о моде думать не приходилось. Многие модные дома, например Chanel, закрылись, другие старались оставаться на плаву в условиях хаоса. Многие страны, в том числе Франция, Великобритания и США, выпустили указы об ограничении использования тканей в мирных целях. Некоторые страны разрешали к выпуску только строго оговоренные утилитарные модели.

В США правительство запретило использовать шелк для производства чулок, так как из него изготавливали парашюты. Вместо него производителям было приказано использовать нейлон. К 1942 году запасы шелка подходили к концу, поэтому нейлон тоже забрали на военные нужды. Женщины перешли на немодные чулки из хлопка и вискозы. Когда, спустя время, в 1945 нейлоновые чулки вернулись в продажу, клиентки магазинов в буквальном смысле дрались за возможность их купить, и в некоторых городах в наблюдались волнения.

Читайте также:
Аромат весеннего настроения Eaudemoiselle de Givenchy

В Британии в военный период женщины были вынуждены краской рисовать полоску на ноге, имитируя чулочный шов. Первые нейлоновые чулки вернулись в Европу вместе с американскими солдатами.

Зеленая и коричневая краска были в дефиците по понятным причинам, большинство гражданской одежды было окрашено в красный цвет.

Женщинам в целях удобства пришлось массово перейти на ношение брюк. Подол юбки поднялся до колена. Обычно ее носили с простой блузкой и пиджаком с поясом. А иногда на пиджаки просто нашивались воротнички и манжеты, так как целую блузку позволить себе не могли. Модные журналы учили женщин перешивать мужские пиджаки под себя, так как большинство мужчин в это время носили форму.

В это время в моду вошли платья-рубашки, которые были уместны практически в любом контексте. Рукава таких платьев могли быть как длинными, так и короткими, часто они были подпоясаны и носились вместе с подходящим пальто.

Упадок французской моды дал дорогу американским дизайнерам. Они сделали более понятную сетку размеров и стали нашивать ярлычки с составом ткани и рекомендациями по уходу.

Элегантные шляпки заменялись сетками для волос (они были особенно удобны для женщин, которые работали на заводе), тюрбанами, соломенными шляпами и лентами для волос.

Обувь часто изготавливалась из ткани или замши, так как кожа уходила на военные нужды. Появилась танкетка. Актуальными были удобные туфли на низком каблуке.

Косметики тоже почти не было, и в моду вынужденно вошел естественный макияж.

Нехватка ткани дала жизнь раздельному купальнику. Показывать пупок все еще считалось неприличным, но это был первый шаг к бикини.

В 1946 году его изобрел Луи Реар. Он назвал его в честь атолла Бикини, на котором было проведено испытание ядерной бомбы, ведь это изобретение в буквальном смысле разорвало и потрясло мир моды. До 1953 года, когда в нем появилась Бриджитт Бардо, мало кто рисковал его носить.

Но самое темное время перед рассветом. К 1947 году в Париже возобновили работу большинство модных домов. Людям хотелось забыть ужасы войны, лишения и дефицит, поэтому широкие плечи, военный налет и короткая юбка отошли в прошлое, как символ униформы.

На смену им пришел новый силуэт с узкими плечами, тонкой талией и длинной юбкой, расширяющейся к низу. 12 февраля 1947 года Кристиан Диор, которому на тот момент было 42 года, представил свою первую коллекцию по адресу авеню Монтень, 30. Кармель Сноу, главный редактор Harper’s Bazaar, в конце шоу сказала: «Это настоящая революция, дорогой Кристиан! У твоих платьев совершенно новый вид!». Стоявший рядом журналист Reuters записал этот комментарий и сразу же отправил сообщение в США. Так как во Франции в этом месяце бастовала пресса, американцы узнали о стиле new look первыми.

Женственные вещи, мягкие линии, перчатки, жемчуг – все это было так свежо и непохоже на строгость и сухость военной одежды. Женщины, освободившиеся от корсета, были рады снова в него затянуться. Юбки могли быть узкими или очень широкими с нижним слоем. Вечерние платья были ниже лодыжки. Этот стиль и определил моду следующего десятилетия.

Кстати, в конце 40х впервые дизайнеры стали уделять внимание тинейджерам, а сам этот возраст стали воспринимать как отдельный класс.

Чувствую, что после локдауна минимализм отойдет в сторону, и нас тоже ждут рюши, воланы и кружево.

Ну, а теперь 1940е глазами костюмеров (специально не стала брать жесткие военные фильмы).

Мода 40-х годов XX века: особенности, история и интересные факты

Исторические события, политика и экономика — это настоящие факторы развития моды. Не дизайнеры и личные предпочтения определяют то, как будут выглядеть современные модницы, а история. Ярким примером стала мода 40-х годов, когда недостаток тканей, снижение работы легкой промышленности и угроза жизни человечества отодвинула моду на самые последние ряды. Однако сегодня подобные наряды считаются одними из самых утонченных, как бы символизируя женственность, которую сохраняли представительницы прекрасного пола, жившие в ту непростую эпоху. Чем же так привлекательны практичные наряды, ставшие частью истории моды 40-х годов?

Вам будет интересно: Арабские платки: история, популярность, инструкция по завязыванию

Мода и история

Определяющим событием во всех сферах жизни в 1940–1946 годы стала Вторая мировая война. Она коренным образом изменила людей во всем мире, повлияла на их образ жизни, а соответственно на моду и отношение к ней. В эту эпоху важной была не красота одежды, а острая необходимость в практичности и минимализме. Именно в это время осознанно снижен расход тканей на изготавливаемую одежду. Продумываются детали, которые помогут действовать быстро и практично в любой ситуации. Война подтолкнула дизайнеров к новым линиям и силуэтам: юбкам-карандашам, маленьким шляпкам, позже уступившим еще более тонким платкам, как можно больше отвечавшим духу времени.

Нововведения

Вам будет интересно: Необычные мужские рубашки: обзор моделей, советы по выбору

Читайте также:
Книги о красоте и секреты красоты

Узнав об объявлении войны, многие ведущие дизайнеры создали модели, которые соответствовали образу жизни простых людей. Были сшиты пальто с капюшонами и пижамы «для убежищ», удобная обувь на низком ходу, объемные сумки, в которых можно было унести все необходимое, в том числе противогазы. Вместо кожи, обувь теперь изготавливают из соломы, войлока, конопли, дермантина, включают детали из целлофана и дерева. Именно эти составляющие, созданные в то непростое время, определили особенности истории моды 40-х годов XX века.

Модные изобретения эпохи

Вам будет интересно: Мужской сюртук: история и изменения

Одним из наиболее популярных и революционных материалов, созданных в тот период, стал нейлон. Поначалу из него создавали чулки, а позже и нижнее белье. Его широкому распространению способствовал дефицит крепких натуральных тканей, так как такие материалы легкой промышленности в больших масштабах использовали для нужд фронта.

С 1939 года был введен запрет на использование шелка, кожи и хлопка в невоенных нуждах. Натуральные ткани использовались для изготовления парашютной ткани, карт и чехлов для пуль и снарядов. Женская одежда теперь производилась в небольших количествах, а также отличалась минимализмом, ее шили без привычных для предыдущих эпох изысков и декоративных украшений.

Мода и стиль 1940–1946 годов была ознаменована тем, что в связи с политической и экономической ситуацией в мире роли законодателей мод были переиграны. После захвата Парижа нацистской армией некоторые дизайнеры эмигрировали в США, кто-то закрыл свои бутики и перестал работать. Одной из покинувших модную индустрию стала великая кутюрье Коко Шанель.

Несмотря на то что многие дизайнеры отказались от работы в новых условиях, часть модных домов осталась открытой. Lanvin, Balmain, Balenciaga, Rochas, Nina Ricci и многие другие теперь, согласно планам Гитлера, должны были воспевать немецкую красоту.

Стиль 40-х годов под действием нацистской Германии заметно изменился. Идеалом женской красоты теперь стали более крупные фигурой, атлетически сложенные женщины, которые могли взвалить на свои плечи не только работу по дому и воспитание детей, но и тяжелый труд во благо своей страны. Появились крестьянские и средневековые немецкие мотивы, соломенные шляпы, широкие плечи в жакетах и платьях и т. д.

Воздействие дефицита на моду

В условиях дефицита тканей и перепрофилирования производства излишеств не мог себе позволить практически никто. Людей стали снабжать купонами на одежду, по которым можно получить лишь необходимые вещи по одному или двум экземплярам: пальто, пара ботинок, две-три смены нижнего белья, свитер, юбку, блузку и так далее. Все выдавалось по минимальной необходимости.

Именно из моды 40-х годов стали появляться впоследствии широко распространившиеся в военное время секонд-хенды и магазины одежды ручной работы. Появились новые виды самодельного платья из лоскутков, представлявшие собой пошитые из заношенных старых вещей новые модели.

В условиях жесткой экономии женщины начинают избавляться от ненужных приобретений постоянно портящихся элементов гардероба. Теперь уже никто не носил чулки, которые было все труднее достать, однако очень просто порвать. Женщины начали брить ноги и рисовать аккуратную тоненькую черную стрелку по длине всей ноги. Модные журналы предлагали уникальные «рецепты» создания украшений из бутылочных крышек и пробок.

Особенности стиля

Двумя основными составляющими моды 40-х годов стали спортивный стиль и милитари. Появился цвет хаки. Помимо него, использовались довольно простые цвета, практически без узоров: черный, синий, серый, которые иногда могли использоваться в вариации принта в горошек или мелкий цветок.

Было очень сложно найти обувь вообще, промышленность предлагала дермантиновые ботинки и туфли на деревянных колодках и подошве. Но даже такие модели были в огромном дефиците.

Стали распространяться вязаные вещи и аксессуары, крупные карманы. Стремительно уменьшались головные уборы. Шляпки уступили место шарфам и платкам, тоненьким беретам. Стыдливость уходила на второй план, теперь каждый думал о практичности.

Косметика практически исчезла с прилавков, женщины не только все реже задумывались о макияже, но и не могли приобрести даже самые обычные вещи, такие как губная помада или румяна. США, не участвовавшие в войне, могли позволить себе излишества в модных элементах того времени. А также в этой стране стали выпускать пудру и губную помаду разнообразных ярких оттенков.

Смена ролей

Занятая немцами бывшая мировая столица моды теперь подчинялась немецким модным тенденциям. В связи с этим Париж перестал занимать безусловную позицию законодателя мод. Его экономический упадок, массовые эмиграции представителей сферы красоты и снижение интереса к тенденциям привело к тому, что начала расти сила американского стиля. Теперь от них зависело создание собственной модной индустрии. Наибольший интерес уделялся повседневным практичным нарядам.

Были созданы визитные карточки модной стороны американского уклада жизни: небрежный калифорнийский стиль, линии делового нью-йоркского наряда и новые детали функционального университетского костюма. Были сделаны смелые шаги американских дизайнеров в сторону повседневного, практичного и функционального стиля. Был создан легендарный шерстяной джерси, а также спортивные костюмы из натуральных тканей. США воспевали повседневность, ценность каждого дня и красоту функциональной удобной одежды.

После войны

Пока Франция и вся Европа отходили от длительного застоя, вызванного войной, США со всей силой и энергичностью начали развивать свою фэшн-индустрию. Американские дизайнеры внесли активный вклад в послевоенную моду, особенно сделав акцент на одежде для спорта и отдыха. Настоящий бум пришелся на купальник-бикини, побивший все рекорды смелости перед открытым телом и его красотой. Купальник был назван в честь атолла в США, где впервые были проведены испытания атомной бомбы.

Читайте также:
Модница и суровый российский климат – плюсы и минусы

Однако Америка недолго безраздельно правила балом. Уже в 1947 году появился Кристиан Диор, который вдохнул свежую порцию элегантности и утонченности в послевоенный мир. Он стал популярнейшим дизайнером 40–50-х годов, создав свою коллекцию в стиле new look.

В современной моде

Ретро-стиль 40-х с аскетизмом и одновременно женственностью остается ярким примером элегантности. Линии и силуэты нарядов того времени подчеркнуто просты, но необычайно изысканы и практичны. Используется минимум тканей, однако все элементы одежды тонки и воздушны. Глубокие вырезы, изящные линии юбки-карандаша, простые пуговицы на жакетах, тонкие ремешки, подчеркивающие линию талии и элегантность – все это детали моды военной эпохи.

Стиль 1940-х годов стал трендом, повторившим линии и модели в коллекциях многих именитых дизайнеров в сезоны осень/зима 2009–2010 и 2011–2012. К элегантности, стремившейся подчеркнуть хрупкость слабого пола, обратились Gucci, Prada, Jean Paul Gaultier, Donna Karan. Весна/лето 2013 ознаменовалась возрождением моды 40-х годов: вновь появились прямые линии и силуэты, высокие воротнички рубашек и жакетов, удлиненные юбки-карандаши и функциональные платья-рубашки.

Гламурный стиль

Гламурный стиль одежды, это умело подобранный модный гардероб, качественные аксессуары, и блестящие украшения. Гламур олицетворяет роскошь и богемный образ жизни.

История гламура

Шествие гламура начинается из эпохи барокко. При знаменитом Короле-Солнце Людовике XIV в моду вошли роскошные ткани, богатая отделка и множество аксессуаров.

Found on pinimg.com

В начале ХХ века звезды кино демонстрировали гламурный стиль с экранов, вызывая у многих женщин желание выглядеть так же шикарно.

Found on nowfashion.com

С развитием индустрии моды и телевидения гламур прочно закрепил свои позиции, и сейчас многие девушки стремятся быть стильной гламурной штучкой.

Found on babyonlinedress.com

Основы гламурного стиля

Рассматривая гламурный стиль фото можно понять основные тренды. Это блеск, сияние, качественные материалы, меха и стильные аксессуары.

  • Необходимо следить за модой. Ведь только модные вещи создадут действительно гламурный образ.
  • Нужно тщательно подбирать украшения. Недорогая бижутерия способна испортить весь ансамбль.
  • Макияж должен быть аккуратным и подчеркивать элегантность и ухоженность.
  • В любое время года следует выбирать обувь только на высоком каблуке.

Гардероб гламурной дивы

Самая эффектная вещь в гардеробе – это платье. Роскошное, длинное, из блестящих, переливающихся тканей. Часто украшенное стразами, перьями или мехом.

Found on promgirl.com

Достаточно посмотреть гламурный стиль одежды фото модных показов, чтобы понять – платье должно быть запоминающимся.

Found on luulla.com

Брендовые сумки, перчатки, модные шляпки, солнцезащитные очки, украшения с бриллиантами или качественными стразами дополняют гардероб и добавляют шика.

Found on thisnext.com

Не существует строгих рамок в подборе вещей для создания гламурного образа. Главное, они должны быть модными, сочетаться между собой и дополняться качественными аксессуарами. Женственность и роскошь – вот главные принципы гламурной дивы.

Found on tumblr.com

Гламур в повседневной одежде

Гламур – это не только платья в пол. Этот стиль можно использовать в повседневном, менее торжественном гардеробе.

Found on dustjacket-attic.com

Блестящие ткани сейчас на пике моды, поэтому если хотите выглядеть гламурно, используйте сияющие вещи. Вот несколько примеров.

Found on glamour.es

Found on chriselleinc.com

Found on blogspot.com

В погоне за гламурными образами нельзя забывать о том, какие женщины нравятся мужчинам. Можете почитать об этом здесь.

Found on tumblr.com

Не ограничивайте себя одним стилем. Любая девушка многогранна и гардероб должен это отражать. Другие стили одежды описаны в этом обзоре.
Узнавайте все самое новое, модное и полезное в моем блоге. Пишите свои вопросы и пожелания в комментариях. Подписывайтесь на мою группу ВКонтакте или Твиттер. Автор: TyttaYa

Оставить комментарий Отмена ответа

Выбирайте то, что интересно!

Самое интересное!

Какие бывают стили одежды? Задавались этим вопросом? Сегодня я их перечислю и покажу. Итак, давайте перенесемся в мир моды и… Читать дальше. →

Не секрет, что одни цвета нам подходят, а другие – нет. Как выбрать подходящий цвет мужчине? Определить цветотип и найти… Читать дальше. →

Капсульный гардероб – это отличное решение, которое позволяет рационально тратить деньги на одежду и выглядеть всегда по разному. Капсулу собрать… Читать дальше. →

Не секрет, что при встрече с мужчиной, ботинки – это то, на что смотрят в первую очередь. Их чистота, ухоженность… Читать дальше. →

На прическу обращают внимание абсолютно все. Она многое говорит о человеке. Правильная стрижка поможет в создании образа. Вы сможете подчеркнуть… Читать дальше. →

Капсульный гардероб – это самое выгодное и практичное решение. Девять вещей, две пары обуви, пара ремней и более 40 разных образов!… Читать дальше. →

Юбка карандаш уже была героем обзора, я рассматривала ее как часть повседневного гардероба. Сегодня мы поговорим о ней, как о… Читать дальше. →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *