Мода и стиль в 1900-е годы – стиль модерн

Модерн в женском костюме

На Ярмарке Мастеров начинается неделя модерна. Предлагаю обсудить, что относится к модерну в одежде.

Рассмотрим наряды конца XIX — начала XX века по книгам «Волшебники парижской моды» Анни Латур (предисловие и фотографии А.А. Васильева), «История костюма 1200–2000» Джоан Нанн, «История моды 100 платьев, изменивших мир» Марни Фрогг.

В XIX веке происходило много событий общественной и политической жизни, менявших стили костюма много раз: классицизм (директория, ампир), бидермайер, второе рококо, позитивизм, модерн. Происходил рост промышленности и торговли, развитие технологий.

Появилась новая отрасль производства — пошив по типовым меркам. Склады тканей, мастерские, примерочные кабины, торговые залы — всё в одном месте. Два направления работы — шитьё по типовым меркам для избранных и создание моделей, предназначенных для неограниченного воспроизведения сформировали Высокую моду.

Во второй половине XIX века развернулось движение за эмансипацию женщин. Движение выдвигало требования о предоставлении женщинам прав на получение образования, участия в избирательных компаниях, равной с мужчинами оплаты труда, упрощения системы костюма.

Растущая популярность спорта дала новый толчок моделированию женской одежды в «мужском стиле». С XVII века женщины приспосабливали мужские предметы одежды для верховой езды, а теперь добавились гольф, парусный и велосипедный спорт.

Стиль модерн начал складываться в 80–90 годы XIX века. Создатели нового стиля мечтали о новом искусстве для всех, полагая, что искусство способно изменить общество. Протест против официальной моды вылился в «эстетское движение»: писатель Оскар Уальд, «принц эстетов», призывал своих современников к реформе в костюме.

Многие художники проявляли интерес к костюму, в том числе Михаил Врубель и Лев Бакс. Художники считали, что главная роль в создании моды должна принадлежать живописцам и скульпторам. В 1911 году в Париже они создали Лигу новой моды, которая пропагандировала независимость моды от влияния портных.

«Эстетическое» или «художественное» платье базировалось на пристрастии к греческой драпировке или другим костюмам прошлого с естественной мягкой линией, а также к японской и другим восточным культурам.

Символом модерна стали изящные переплетения стеблей цветов, изысканные формы цикламена, ириса, лилии. Часто используется орнамент со стилизованным изображением стрекоз, бабочек, павлинов и ласточек.

Фотографии конца XIX — начала XX века из архива историка моды Александра Васильева.

Силуэты женских платьев и шляп начала XX века.

Зарисовки Джоан Нанн по историческим источникам.

И немного цветных фотографий.

Дневное платье силуэта «принцесса», с вертикальными швами, Чарльз Фредерик Ворт, 1889 год. Юбку кроили из клиньев — треугольных деталей, которые сшивали по вертикали. Это позволяло получить пышный подол, сохраняя прилегание на бёдрах.

Блуза художника — платье без корсета, 1868 год. Фотограф Джон Роберт Парсон, на фотографии Джейн Берден. В 1881 году реформаторы из Общества рационального платья призывали отказаться от туго зашнурованных корсетов. Они писали о вреде корсета для здоровья, а также выступали против избытка украшений и вульгарной роскоши.

Картина Россетти «Дневная грёза», 1880 год. Джейн Берден позирует в объёмном платье, со свободно задрапированным лифом, напоминающим блузу художника.

«Хромая юбка» Поля Пуаре. В 1906 году Поль Пуаре создал трубообразный силуэт, используя восточные мотивы. Узкая юбка позволяла сделать шаг длиной 10–15 см. Чтобы не порвать юбку, ноги ниже колен обвязывались широкой тесьмой. В 1911 году художник Жорж Лепап проиллюстрировал его альбом модных набросков.

Вышитое павлиньими мотивами платье парижского дома Weeks, 1910 год. Вместо объёмных оборок использовались плоские аппликации. Павлиньи мотивы стали неотъемлемой частью универмага Liberty на протяжении всего следующего века. Они печатались на хлопке, шерсти, джерси и шёлковом атласе.

Кружевное платье модельера Мари Калло-Жарбер, 1915 год. Кружева ручной работы долгое время считались прерогативой знати, но со временем практически все виды ручного кружева получили машинные аналоги, что сделало их доступными для всех слоев общества.

Читайте также:
Мода для женщин 60 лет и старше – фото образов

Чайное платье из шёлковой тафты, тюля и шифона, без корсета. Британский модельер Люси Дафф-Гордон, 1915 год. Ранние чайные платья представляли собой перекроенную на европейский лад восточную одежду. Сейчас «чайное платье» — это платье мягких очертаний, разной длины, часто с цветочным рисунком.

Прошу прощения за качество снимков, фотографии сделаны мной из книг.

Самая важная идея, которую выдвинули художники модерна, — идея индивидуализации костюма. Сегодня мода очень разнообразна, нет строгих правил. Каждый человек может формировать свой стиль одежды в соответствии со своими потребностями и вкусами.

Мода и стиль в 1900-е годы – стиль модерн

Моде этой эпохи очень интересна своими трансформациями, которые явились предзнаменованием кардинальных перемен, произошедших чуть позже.

Конец 19-начало 20 веков знаменуется развитием науки и техники.
Электричество, телефон и автомобиль становится с каждым годом практической реальностью, а в 1903 году успешные полеты Братьев Райт продемонстрировали возможности воздушных перемещений.

Париж олицетворял в глазах женщин Европы моду, в нем они покупали одежду, или читали о последних веяниях моды в таких журналах, как «Хасперз базар».

90-ые годы 19 века явились этапными в становлении новых видов женского костюма. Прежде всего это связано с реформаторскими движениям, тщательно собиравшим все данные медицины о вреде современного костюма с корсетом.

1908 год- мода по гравюрам

Наука и общество не стояла на месте, и уже в конце 19 века уже диктовать стала научное сообщество, а именно самими медиками было точно установлено, что для нормального состояния и работы женского организма следует не только отказаться от корсета, но и от корсажа юбки, то есть сделать опорными участками ,на которых держится вся одежда, только плечи.

С учетом конкретных предложений ученых предлагался новый силуэт почти прямого длинного платья, который назвали «реформ».

Этот период убыстряются темпы жизни и смена моды.

Начинают обрисовываться четкие закономерности, которые дают повод ученым рассматривать ее уже не как проявление индивидуального вкуса и «инстинкта подражания», а как социальное явление, достойное изучения(Зиммель, Зомбарт и др..).

Мужской костюм эпохи модерн

В мужском костюме тип делового человека сохраняется неизменным, однако влияние спортивной направленности становится в нем более ощутимо, чем в 80-х годах 19 века.

Появляются укороченные брюки для велосипедной езды, куртки спортивные(английские с множеством карманов).
Вестон (пиджак) начинает вытеснять сюртук.
И только визитка по -прежнему в моде.

Цилиндр становится теперь в 1890-ые годы одним из атрибутов мужского изыскано-аристократичного костюма, а фетровая шляпа-обязательным аксессуаром мужского повседневного обычного костюма.
Для лета модна шляпа канотье из соломы.

Мужская одежда стала несколько свободнее, комфортабельнее с более низкими воротниками.
Но ,как и женщины, мужчины еще связаны жесткими условностями ,определяющими правильную одежду для каждого события.
В светском обществе требовалось, чтобы все меняли свои костюмы и платья несколько раз в день.

Туфли со шнурками стали носить с 1880-ых,особенно летом.
Иногда их носили с цветными носками. С середины 1890-ых носки поддерживались носочными подтяжками-эластичными полосками, которые носили под коленом, с висячим зажимом для захвата верха носка.

Нижние женские юбки эпохи модерн

Женская одежда эпохи модерн

У женщин в платьях и верхней одежде еще в первые пар улет 90-х годов сохраняются высокий пуф на рукавах,поддерживаемый специальными валиками или подкладами, и слабое выраженное подобие турнюра.

С 1893 года плечи неимоверно расширяются баллоноообразыми рукавами, украшенными воланами,оборками, плиссе.Талию уже слабее стягивают корсетом в процессе носки.

Читайте также:
Яркие африканские образы – фото

И только на модных гравюрах и рисунках создаются впечатление сильной утяжки в области талии.
Юбка без складок при помощи вытачек облегают бедра и расширяется к низу.

Эстетика модерна начинает все более влиять на моду.

Это период развития европейского искусства на рубеже XIX-XX вв, главным содержанием которого было стремление противопоставить свое творчество историзму и эклекизму искусства 2-ой половины XIX столетия.
Хронологические рамки стиля «модерн» очень узки — 30 лет(1886-1914).

Мерцалова 4 том.

Юбки, в большинстве своем, имели или основу какую-нибудь, или подкладку, внизу из-за клеша отторачивались подбоем вручную.

Платья эпохи модерн

Стиль «модерн» в одежде существовал совсем недолго, с 1890-х до 1910-х годов. Но за эти два десятилетия произошли такие кардинальные изменения в женском костюме, как ни в одно другое время. Именно благодаря этим изменениям во всем, столь короткий промежуток времени назван эпохой. Эпохой модерна.

После 1889 года, когда в Париже проходит всемирная выставка, начинаются изменения в женском костюме, складываемые из новых представлений о прекрасном. У платьев появляется более мягкие юбки, свободно облегающие фигуру и с расширением книзу. Их шьют из расклешенных полотнищ, делая встречные складки сзади. Корсеты не сдают своих позиций, и талии по-прежнему сильно стянуты. В моду входит новая форма рукава — очень пышные, с густой сборкой у плеч и облегающие руку у запястья. Но модными подобные рукава были не долго. Уже во второй половине 1890-х годов они становятся более узкими, остается только небольшое утолщение у плеча. Вечерние платья имеют чаще всего короткий пышный рукав, украшенный оборками, и очень открытое декольте. На всех других платьях присутствовал воротник — высокий и стоячий, поддерживаемый косточками. Даже на летних тонких платьях был подобный воротник из кружев.
В самом начале ХХ века изменяется форма корсета, он становиться похож на букву S, причудливо изгибая женскую фигуру согласно тогдашней моде. Юбка очень плотно облегала бедра, сильно расширяясь после колен. Одежду шьют из тканей пастельных цветов — бежевый, палевый, жемчужно-серый. Для сохранения формы платья используют очень многослойные нижние юбки. В оформлении платьев также используют многослойность, когда на основную ткань накладывали полупрозрачный шифон или кружево. И совсем не обязательно, чтобы ткани были одного цвета. Также модны обильные украшения платьев — рюши, вышивка, кружево и плиссе.

И, наконец, в 1910-х годах силуэты платьев снова меняются. Исчезают стягивающие корсеты и нижние юбки. Платье становится строгим и стройным с мягким лифом и чуть завышенной талией. Длина платья становится более короткой, без шлейфа, но до пола, а юбка — прямой. Наряду с пастельными тонами начинают появляться яркие цвета — малиновый, оранжевый, желтый или зеленый.

Закончится период модерна с началом Первой мировой войны, которая изменит все.










































Современные свадебные платья в стиле модерн

Стиль модерн в одежде 1900-е

Наступили 1900-е годы, век ХХ-ый начался. Ничто ещё не предвещало ужасов и нового катастроф века, трагедий двух мировых журналов. С войн и фотографий улыбались фарфоровые личики среди, красавиц которых можно было увидеть Гибсона девушек, рядом с ними появлялись и новые законодательницы – красавицы красоты и моды. К ним принадлежала Кавальери Лина – несравненная оперная певица, которой модницы все пытались подражать во всём, столичная рукоплескала публика французской танцовщице – Клео де Мерод, казалось, всё, будет вечным…

1900-е годы – стиля продолжение модерн, который существовал и в последнем XIX десятилетии –ого века, предлагая то рукав-окорок бараний, то S-образную форму фигуры с усталой походкой кривой, а под конец своего существования подошёл полностью к изгнанию корсетов. Стиль модерн во именовался Франции – «ар нуво», в Германии – «югенд стиль», в либерти – «Италии».

Читайте также:
Нежно розовый цвет – фото девушек и цветов

В начале 1900-х женские корсеты по-стягивали прежнему фигуру. Именно в эту яркую, короткую и хотя эпоху модерна, корсет занял место основополагающее в женском костюме. В конце XIX образный S-века изгиб тела был едва 1900, а в ощутим-е годы это было уже Корсет. серьёзно стиля модерн стал одним из совершенных самых образцов предметов прикладного искусства. его Все части не просто уникальны в смысле красивы, но и назначения сами по себе.

Корсет – создание заслуживает-х 1900 особого внимания и исследования каждого из функциональности, их элементов, расположения и сочетания друг с другом. расцвета Время модерн стало последним периодом корсета существования, который удерживал верхнюю часть выгнутой фигуры вперёд, а нижнюю – назад. Грудь пышной выглядела и объёмной, несколько смещённой книзу, талии объём – минимальный.

Корсет утягивал живот и переднюю удлинял часть торса так, что талии линия спереди располагалась ниже, а сзади – естественной выше линии. Поэтому S-образная форма ещё была более выразительна. Тем, кто рубенсовскими обладал формами, было проще, другим же идти приходилось на хитрость и выдумки, чтобы утяжелить на фигуре своей два «холма» – спереди и сзади. эти Иногда «холмы» были настолько возвышенные, обладательницам их что грозила потеря равновесия.

В это журналах в время не раз появлялась реклама об искусственных которые, бюстах могли увеличиваться в объёме по вашему Для. желанию придания пышности бёдрам использовались подушечки специальные, крепившиеся к корсету. Вообще вся корсета конструкция того времени заслуживает восхищения.

торс Удлиняя, получается возможным расположить на лифе накладных множество элементов: пышные жабо, драпировки кружевные, лифа кокетки, оборки, рюши и т.п. Юбка облегая плотно бёдра, расходилась вниз веером по Высокие. подолу воротники-стойки удерживались целлулоидными или пластинками выполнялись в виде многочисленных оборок.

В платьях вечерних был глубокий вырез – декольте, и такие носили платье обычно с украшением – «ошейник», это, например могли быть жемчужные бусы в рядов несколько. Воротники-стойки и форма шейных подчёркивали украшений длинную «лебединую» шею, на которой голова покоилась с пышной причёской, иногда и не из собственных подкладными, а с волос валиками.

Чтобы удержать все сооружения эти на голове, требовались всевозможные гребни, шпильки и заколки. Эти украшения для волос панциря из изготовлялись черепахи, перламутра, из ажурного плющеного многие, а рога ограничивались целлулоидными гребнями, имитирующими черепахи панцирь.

Непременными аксессуарами были шёлковые которых, о чулки можно было только догадываться и перчатки узкие, которые не оставляли даже тонкой обнажённой полоски руки. Дама в стиле модерн так была тщательно зашнурована и задрапирована, что часть небольшая обнажённой руки или шеи мужчин у вызывала восхищение и провоцировала на разгадку тайны особы данной.

Вся дама в полном собрании наряда своего представляла собой нечто невероятное, тонких из состоящее струящихся тканей, с бисерными узорами, кружев каскадами и страусовых перьев, драгоценных мехов и мерцающими с шёлка нитями. S-образную форму фигуры уравновешивать приходилось большими шляпами, которые украшались лентами, перьями, бантами. Такие шляпы продержались конца до почти 1900-х. А страусовые перья были дорогой самой отделкой и даже символом высокого обществе в положения.

В зимних нарядах были меховые шляпы и шапки, в России носили «боярские» шапки. шляпы Огромные, боа, муфты, аромат духов, кружева, рюши, веера, воздушное нарядное бельё – это всё обладало притягательной силой и вызывало взгляды восхищённые, ведь на рубеже веков они средствами были обольщения. К слову сказать, бельё, могли которое видеть лишь избранные, требовало к тот в себе период особенно повышенного внимания. посодействовали Этому многочисленные журналы, выходившие в Париже и моду освещавшие на эту тему.

Читайте также:
Одежда субкультуры хипстеров - фото девушек и парней

Во второй половине дамский-х в 1900 гардероб начинает проникать Восток – халаты появились и утренние накидки в стиле кимоно, запахом с кофточки, зонтики-парасоли из китайского шёлка, стиле в причёски гейш. Но ещё не было сочных и красок чётких Востока, преобладала пастельная гамма. именно Ведь с того момента, когда появился в Русский «Париже балет», когда с сенсационным успехом его прошли первые гастроли, для модниц Восток открылся с его великолепием ярких красок и Постепенно.

узоров пышные формы начали уступать тонким и изящным. В этот период в журналах много реформе о писалось одежды, которая должна быть просторной и удобной, не стеснявшей движений и дыхания, а корсеты быть должны полностью изгнаны из женского гардероба.

простые Появились платья, которые так и назывались – реформы «платья». Они ниспадали от плеча, были просторные достаточно, с едва намеченной завышенной талией. платья Такие некоторые дамы сначала позволяли носить себе дома, и принимали в них лишь близких только знакомых и родственников.

Другим примером наряда дамского из «реформ» была белая «американская» воротничком с блуза – стойкой, поверх которого повязан юбкой, и галстучек, расширенной книзу и зауженной в области живота и талии. Это был дневной наряд – «Был». двойка и наряд «тройка», в котором «двойка» приталенным дополнялась жакетом. Рукава были присборены у это, но плеча были остатки былого величия окорока – рукава, чуть выше локтя до кисти был рукав заужен и заканчивался у самых пальцев, благопристойная ведь дама должна быть задрапирована от пят до ушей.

Костюм – тройка назывался троттер. В нему к дополнение был зонтик-трость, с которым дамы многие не расставались. Такие костюмы любили весной носить и осенью. В зимний сезон носили сэки-пальто, манто, ротонды с мехом, шубы, а бархатные также пальто.

В моде были накидки-расшитые, пелерины вышивкой. Накидки, как правило, сочетании в надевали с широкополой шляпой.

Туфли чаще французский «имели каблук», их делали из мягчайшей кожи шкуры – шевро ягнёнка особо тонкой выработки. модели Все обуви имели удлинённые носы, пряжками декорировались или имели закрытый подъём – «моде», в язык были полусапожки и ботиночки со шнуровкой. На «каблук французский» прикреплялась металлическая накладка – «помпадур» из стали гравированной.

Но в это же десятилетие, когда дамы зашнурованными выглядели до ушей, близилась эпоха раскрепощения, новой эпоха женщины, под лёгким платьем скрывалась которой стройная фигура вместо великолепного пусть, корсета даже и шедевра конструкторской мысли.

alienordis

Зарисовки с натуры

С веками люди не меняются. Меняется только антураж.

  • Recent Entries
  • Friends
  • Archive
  • Profile
  • Add to friends
  • RSS
Мода рубежа 19-20 веков: от историзма к модерну.

Рубеж 19-20 веков – время смены эстетических ориентиров европейского общества, когда на смену господствовавшему всю вторую половину 19 века историзму приходит новый стиль, получивший в России название модерн. Костюм той эпохи как ничто другое отразил смену идеалов красоты: меняются пропорции платья, его конструкция и силуэт, что влечет за собой перемены и в используемых тканях, как в самом материале, так и в орнаментальном решении. Но все это происходит, разумеется, не за один день. Полюбуемся процессом?

1890-е годы.
После Всемирной выставки в Париже в 1889 году становится очевидным, что на смену историзму, господствовавшему в искусстве более полувека, приходит модерн. Под влиянием нового эстетического идеала появляется платье более удобное, функциональное, плавные изящные контуры строгого силуэта которого отражают тот новый идеал прекрасной женщины, о котором Анатоль Франс в 1894 году писла, сравнивая женскую фигуру в модном костюме тех лет с «прекрасным подобием амфоры».
Меняются крой и силуэт платья. На смену узким драпированным юбкам и тюнику (верхняя часть двойной женской юбки) приходят юбки, мягко облегавшие фигуру и расширяющиеся книзу. Новому силуэту соответствуют и изменения кроя, их шьют из расклешенных полотнищ, иногда закладывая мягкими встречными складками по центру спинки. Лиф и талия еще остаются очень сильно затянутыми. В моду входят огромные пышные рукава с густой сборкой у плеча, получившие название «жиго», явное заимствование из арсенала модного костюма Возрождения.

Читайте также:
Цвет фуксии – фото лучших образов

Однако во второй половине десятилетия ширина рукава уменьшается, сохраняется лишь небольшой буф у плеча, а в первые годы 20 в. появляется рукав с буфом между локтем и кистью.

На вечерних туалетах, как правило, рукав короткий, пышный, фасона «фонарик», иногда драпированный в виде бабочки. Вечерние платья шьют очень открытыми, с большим овальным декольте.

В качестве верхней одежды широко распространены ротонды и кроткие круглые накидки, широкие, без рукавов, с модным воротником «медичи». Это единственная верхняя одежда, которую удобно было носить на платьях с рукавом «жиго». Их делали обычно из сукна или плюша и урашали страусовыми перьями, вышивкой стеклярусом или аппликацией из ткани.

Одна из особенностей моды этого времени – высокий стоячий воротник на косточках, даже в летних костюмах, где его исполняют из кружева.

1900-е гг.
Начало 20-ого века – это уже период безраздельного господства стиля модерн в искусстве костюма. Изменяется конструкция корсета: теперь он должен был придавать фигуре своеобразный изгиб, напоминающий букву S.

Он и определял силуэт костюма, подчеркиваемый лифом с напуском спереди, часто с несколько заниженной талией, и юбкой, плотно охватывавшей бедра и лишь у колен расширявшейся и веером распускавшейся по полу. Для сохранения формы платья имели нижние юбки, часто многослойные, из тафты с воланами и плиссированными оборками, шуршащими при движении, за что они получили название «фру-фру». В силуэте этих костюмов нашел выражение эстетический идеал стиля модерн, с его тяготением к волнистым линиям и текучим формам.

В полной гармонии со стилем было и цветовое решение. Платья шьют из тканей неопределенных тонов, используя материи мягкие, пластичные. Излюбленные цвета: палевый, розовый жемчужно-серый, морской волны и т.п.

Получает свое дальнейшее развитие прием многослойности, когда полупрозрачные ткани – шифон, газ и тюль или кружево – накладываются на ткань в то основного цвета платья или контрастную, что значительно обогащает палитру художников-модельеров.

Отличает эти костюмы и обилие декора: воланы и рюши, плиссе, нончайшие кружева и вышивка, исполненная в самых разных техниках и с применением различных материалов, – все могло быть использовано даже в одном платье одновременно.

Особо модным в эти годы становится кружево. Из него исполнялись платья целиком, из кружева делались жабо, вставки-манишки, воротники, воланы, обрамляющие декольте, оборки на рукавах, всевозможные прошивки в летних платьях из батиста и легкого шелка.

1910-е годы.
С конца первого десятилетия 20 века костюм вступает в следующий этап своего развития. Все чаше в костюмах этого периода звучат отголоски неоклассицизма. Исчезает S-образная линия силуэта, а с нею и корсет, сильно стягивавший и деформировавший фигуру, и широкие нижние юбки. Платье укорачивается и приобретает строгий, стройный силуэт. Лиф его делается мягким, с небольшим напуском и завышенной талией.

В моде рукав покроя кимоно – дань увлечению искусством Японии.

Юбка становится прямой, узкой, часто украшается тюниками разной формы либо ассиметричными, плотно прилегающими к фигуре драпировками, завершающимися небольшим треном: остроугольным овальным или раздвоенным в виде русалочьего хвоста.

Читайте также:
Мода и стиль 1950 годов – фото платьев и модные тенденции

Одной из особенностей моды становятся соединение тяжелых тканей – бархата, парчи, атласа с полупрозрачным воздушным газом, шифоном, тюлем. Платье из тонких воздушных тканей может украшать тяжелая вышивка стеклярусом, бисером, блестками, металлической нитью, битью (тонкие винтовые спирали из золоченой серебряной, серебряной или мишурной проволоки).

Неоклассические веяния в костюме этих лет органически сочетаются с элементами модерна, чаще всего проявляющимися в характере орнаментально и цветового решения декора платья.

Одновременно с модными в предшествующий период светлыми тканями встречаются и яркие, часто контрастные тона: малиновый, зеленый, желтый.

А потом будет 1914 год и начнется война. И все изменится насвегда. Но это будет только потом.

Заметка подготовлена на основе изданий:
Костюм серебряного века в России, 1890-1914. – СПб.: Славия-Интербук, 1993
История костюма / Мерцалова Мария Николаевна. – М.: Искусство, 1972
Иконы стиля: история моды XX века / Ред. Буксбаум Герда. – Санкт-Петербург, 2009.
Все иллюстрации взяты оттуда же.

Про моду belle epoque я недавно уже писала здесь.

Осторожно, модерн! История дизайна, самое начало

Открываем серию статей о дизайне ХХ века рассказом о стиле, который перевернул отношение к визуальной культуре в Европе и дал первые громкие имена.

Дарья Сорокина

Историк искусства, исследователь авангардного искусства 1920–1930-х годов в России и Германии, магистрант программы «Дизайн-исследование» в школе Баухаус в Дессау, сотрудник Bauhaus Dessau Foundation.

Дизайн ― самая молодая дисциплина в контексте мировой истории искусства. До конца XIX века созданием предметов занимались ремесленники, оформляли — художники-любители, а изысканную архитектуру могли себе позволить только самые обеспеченные слои. XX век совершил революцию в графике, архитектуре, производстве и эргономике. Появился дизайн.

Исследуем его развитие с искусствоведом Дарьей Сорокиной. Наша первая
остановка ― начало века, модерн. Именно в этот период зарождается дизайн как самостоятельное направление в визуальной культуре.

Из материала вы узнаете:

  • к чему привела промышленная революция;
  • когда модерн стал доступным для каждого;
  • почему русская матрёшка ― модерн;
  • как понимали модерн хиппи;
  • где искать модерн в офисе Apple.

Модерн ― великая эпоха в культуре, искусстве и дизайне рубежа XIX–XX веков. Термин «модерн» дословно переводится с французского как «современный». Он вызывает разночтения даже у специалистов: историки определяют так временную эпоху, искусствоведы считают, что это художественный стиль, а для философов это один из этапов социального развития.

Модерн трудно «поймать за хвост»: у него разные лица и противоречивые формы. Он реалистичный и абстрактный, буйный и сдержанный, пластичный и геометричный. У него разные имена: «ар-нуво», «югендстиль», «сецессион», «либерти», стиль венских мастерских и, собственно, сам «модерн».

Бесспорно одно: вне зависимости от названия и географии модерн всегда свеж, экзальтирован, утончён и служит красоте. Это первое течение, которое за всю историю искусства проникало во все сферы жизни комплексно.

Модерн стремился к единому стилю во всём, от облика здания до мебели и посуды. Даже обои, дверные ручки разрабатывались под каждый конкретный проект. Художник этого времени становился универсалистом: он и живописец, и архитектор, и ремесленник.

Модерн породил универсальность и междисциплинарность, которые встречаются и в современной культуре и дизайне. Это был первый опыт осознанного единства стиля.

Ещё один из важных принципов модерна ― «изнутри ― наружу». В архитектуре теперь не здание диктует планировку, как это было раньше, а назначение и тип комнат формируют структуру и облик здания.

В визуальном языке модернисты отвергали классику и академизм, восхищаясь всем новым или хорошо забытым старым. Например, одним из источников вдохновения в модерне стали открывшиеся связи Европы с Дальним Востоком, а также народное искусство и фольклор.

Читайте также:
Фиолетовый цвет в одежде и психологии – фото образов

Становление модерна

На становление модерна повлияли несколько факторов:

  • рост массового машинного производства;
  • заново открытые для европейцев Япония и Китай;
  • развитие городов и городской культуры;
  • новые философские воззрения.

Именно в начале XX века растёт значение индивидуальности, личности человека, а философия Фридриха Ницше ставит под вопрос общепринятые нормы, мораль, этику, общественно-политические отношения. Также происходят важнейшие события в психологии — Зигмунд Фрейд разрабатывает теории психоанализа и сновидений, даря миру осознание сексуальности и, как следствие, ― декаданс.

Модерн берёт начало в Великобритании, куда промышленная революция пришла раньше всего. К середине XIX века многие товары стали производить машинным способом, что сказалось и на их дизайне. Это довольно сильно напугало рефлексирующих художников. Бездушные копии, лишённые тепла человеческого прикосновения, не должны были наводнить мир ― так считал Уильям Моррис, которого можно назвать одним из первых дизайнеров в современном понимании.

Моррис считал, что противостоять веку машин нужно, вернувшись к ручной работе и производству уникальных вещей. Ему импонировала эстетика Средневековья с её богатыми растительными орнаментами, заполняющими всё пространство. Пик популярности идей Морриса пришёлся на вторую половину XIX века, а основанное им движение «Искусства и ремёсла» в конце XIX века стало первым предвестником модерна. Его последователи стали создавать вещи в собственной обособленной эстетике, уравняв в правах ремесленные изделия и такие утончённые и привилегированные искусства, как живопись, скульптура и архитектура.

Один из ярких представителей этого движения ― Артур Макмердо. Его обложка для книги «Городские церкви Рена», выпущенной в 1881 году, признана первым произведением в стиле модерн. В таком же ключе, с использованием асимметричного и растительного орнамента, Макмердо оформляет мебель, обои — новый стиль начинает активно распространяться по Европе.

Модерн ― это не только пластичность растительных форм, с которыми работали Макмердо и Моррис. К конструктивному направлению модерна можно отнести мастерскую Чарльза Ренни Макинтоша в Глазго, вещи из которой были всегда геометричны и функциональны, имели стройные пропорции и не изобиловали излишним декором.

Модерн в архитектуре

Книга «Городские церкви Рена», оформленная Артуром Макмердо, предназначалась в первую очередь для архитекторов, поэтому неудивительно, что модерн начал распространяться именно в их среде.

Первым архитектором модерна был бельгиец Виктор Орта, спроектировавший в 1892 году особняк Тассель в Брюсселе. Здание произвело фурор, а Орта провозгласили создателем «нового стиля» в архитектуре. После того как Эктор Гимар, его последователь, представил новый стиль в Париже, модерн начал триумфальное шествие по Европе.

Гимар создавал не только проекты зданий, которые включали в себя интерьеры и мебель, но и спроектировал в 1900-м году входы в павильоны парижского метро, в результате чего жители начали называть модерн «стилем Гимар» или «стилем метро». Так модерн начал укореняться в повседневной жизни.

Модерн в Европе

4 января 1895 года на улицах Парижа появились афиши премьеры театральной постановки «Жисмонда», сделанные художником Альфонсом Мухой. Некоторые из этих плакатов висели недолго ― их забирали с собою впечатлённые горожане. Модерн перестал быть привилегированным стилем ― создаются такие предметы обихода, как вазы, гребни, броши, заколки и флаконы духов. Они доступны уже не только самым обеспеченным слоям населения, модерн начинает окружать людей повсюду.

Югендстиль

Модерн в графике стал набирать всё большую популярность, важнейшую роль в его распространении сыграли журналы. Их новый стиль сразу заинтересовал читателей и привлёк дизайнеров. Одним из самых популярных журналов в новом стиле стал « Югенд », издававшийся в Мюнхене с 1896 года. Благодаря его названию немецкий модерн стали называть югендстилем. Это же название стало использоваться в странах Балтии и Скандинавии.

Читайте также:
Как носить красивые женские носки

От франко-бельгийского модерна югендстиль отличался более сдержанным характером в графике, брутальностью форм и материалов в промышленном дизайне и архитектуре.

Национальный романтизм

Одновременно с расцветом югендстиля в Германии в Северной Европе, в частности в Финляндии и Норвегии, где шло становление политической независимости, появляется собственное направление модерна ― национальный романтизм. На него художников вдохновили фольклор, сказания и народное творчество этих стран. В Норвегии ярчайшим его представителем был художник Ханс Даль, а в Финляндии ― Аксели Галлен-Каллела.

Не обошел национальный романтизм стороной и Россию. Русский фольклор и сказки вдохновляли художественные объединения в Талашкино и Абрамцево , где на рубеже XIX–XX веков работали знаменитые русские художники, а на деньги меценатов были созданы деревянные терема в стиле русского модерна.

В графике яркий представитель русского модерна ― Иван Билибин, чьи иллюстрации к сказкам и былинам знакомы нам с детства.

Сегодня в это сложно поверить, но один из знаковых предметов модерна в русской культуре ― матрёшка. Принято считать, что это исконно русская игрушка, но появилась она лишь в самом конце XIX века. Фигурку выточил абрамцевский токарь Василий Звёздочкин, а расписал её художник Сергей Малютин. С модерном её объединяет Восток, которым вдохновлялись модернисты в Европе, ― прототип фигурки прибыл с японского острова Хонсю. Ещё одна общая черта ― тонкие чёрные линии контуров, к которым так тяготел модерн.

В южных странах Европы также можно найти отголоски национального романтизма и сказок. Так, например, делая проект реконструкции дома Бальо в Каталонии в 1904–1906 годах, Антонио Гауди вдохновлялся образом дракона, покрыв крышу его «чешуей».

Сецессион

В Центральной Европе модерн был представлен множеством разных мастерских и течений. Большую роль в его истории занимает столица Австро-Венгерской империи ― Вена, именно здесь в 1897 году возник Венский сецессион, который основал Густав Климт.

«Сецессион» (Sezession) переводится с немецкого как «обособление» ― художники этого стиля противопоставляли себя академизму. Они подарили миру огромное количество невероятно утончённых предметов в стиле модерн ― игрушек, украшений, кружев, посуды. Также сецессионисты проектировали здания и работали с городской инфраструктурой.

В 1903 году архитектор Йозеф Хоффман и живописец Коломан Мозер открывают Венские мастерские, а через два года ― торговые залы на Нойштифт-гассе. чтобы объединить художников и ремесленников, как когда-то это сделали «Искусства и ремёсла». Покупатели могли приобрести здесь авторские светильники, ткани, посуду из керамики и стекла, мебель. Всё это пользовалось невероятной популярностью, поэтому влияние венских мастерских на распространение дизайна модерна невозможно переоценить.

Закат модерна

Увы, эпоха модерна ― движения, завоевавшего практически всю Европу ― оказалась весьма скоротечна: уже к началу Первой мировой войны использование ярких орнаментов модерна стали считать моветоном, на смену им пришли более выдержанные ар-деко и модернизм. Несмотря на колоссальное влияние модерна на всю европейскую культуру начала XX века, о нём забыли на несколько десятилетий.

Возрождение модерна

Переосмысление модерна началось спустя полстолетия. Благодаря большой исторической дистанции появилась возможность взглянуть на модерн свежим взглядом. На плакаты 1960-х возвращаются образы с афиш и из журналов начала века.

Музыканты, конкурируя за внимание слушателя, используют эксцентричные формы, шрифты, узоры, женские образы. Психоделическая культура хиппи переосмысляет модерн ― главное отличие нового «модерна» от образцов прошлого в использовании насыщенных, контрастных цветов и образов, соответствующих духу нового времени.

Отголоски как оригинальных модерновых плакатов, так и переосмысленных
в 1960-е, можно встретить и в сегодняшнем графическим дизайне, который из-за «всеядности» нашей эпохи вбирает и использует практически всё.

Читайте также:
Императрица Евгения – стиль одежды и биография

Модерн в XXI веке

Одно из главных и глобальных достижений модерна ― принцип проектирования «изнутри ― наружу» сегодня плотно внедрён в саму суть архитектуры, где форма здания подчиняется его наполнению.

Также принципы модерна используют в современном интерьере ― часто офисы крупных компаний выдержаны в едином стиле, в котором нет места чужеродному предмету. Стены, мебель и даже фурнитура подчинены единому порядку, принципы которого были заложены более ста лет назад.

В современном интерьере модерн в почти первозданном виде сохранился в виде ламп «Тиффани» из разноцветного стекла, а на фабриках по-прежнему выпускают обои по эскизам Уильяма Морриса или с принтами, на которые дизайнеров вдохновило его творчество.

Главная область, где модерн существует с 1900-х почти без изменений ― это парфюмерия. Флаконы Lalique и Guerlain по сей день не теряют актуальности и служат объектом внимания коллекционеров.

Сегодня наследие модерна выделяется ярким пятном на картах городов. Восстанавливаются не только сами постройки, но и интерьеры, мебель. Зданиям придают новые смыслы ― некоторые из них превращаются в рестораны, отели или музеи. Так, в Самаре в особняке Курлиных находится Музей модерна. В московских особняках этой эпохи исторически располагаются культурные организации или посольства разных стран.

«Модерн» ― modern, современный. И пусть современность модерна осталась далеко позади, его шлейф мы ощущаем уже больше века. Именно модерн заложил основополагающие в современности принципы ― тотальность в архитектуре, искусстве, дизайне.

Что дальше? В новом материале мы расскажем о следующем десятилетии, в котором зародились радикальные идеи модернизма как основы современного дизайна.

обложка: Fatıma Betül Küçük / Pinterest / Hector Guimard / Confidence / Wikimedia / Freepik / Freepik / Meery Mary для Skillbox Media

Женский и мужской национальный костюм Мексики

Яркий и пестрый мексиканский костюм знают многие. Все, так или иначе, представляют, как выглядят огромные шляпы сомбреро и цветастые мексиканские пончо.

Не забывают о мексиканском стиле и дизайнеры одежды. Из года в год на подиумах Недель моды в Милане, Лондоне, Нью-Йорке и Париже появляются коллекции с элементами мексиканского национального костюма. Иногда вспоминают о мексиканском стиле и молодожены.

Мода на «мексиканские» свадьбы до сих пор актуальна. Такие свадьбы необычны и колоритны. Жених в сомбреро, невеста в ярком мексиканском платье, и, конечно же, мариачи – так в Мексике называют музыкантов. Само слово «мариачи» французского происхождения – от «mariage», что означает «брак», «свадьба». И это также не случайно, традиционно музыканты-мариачи играют на свадьбах.

Истоки традиционного мексиканского костюма стоит искать в переплетении традиций множества культур. Во-первых, это индейцы. На территории Мексики когда-то проживали племена майя и ацтеков.

Мужчины племени майя носили набедренную повязку, которая называлась эш и украшалась перьями и вышивкой. И по сей день вышивка является обязательным элементом мексиканского костюма, при этом ее узоры заимствованы у различных племен индейцев, которые когда-то проживали на территории Мексики. В том числе и у племени майя.

На одежде сегодня мексиканцы могут вышивать квадраты, линии, ромбы, пирамиды. В древние времена индейцы считали, что данные узоры могут защищать и оберегать от злых духов. Помимо геометрических фигур сегодня на одежде мексиканцев также можно увидеть изображения кактусов, а уж кактусы растут по всей Мексике, хризантем и черепов. Изображения черепов также связаны с еще дохристианской культурой коренного населения Мексики. А вот благодаря христианству на одежде мексиканцев можно увидеть изображения Девы Марии.

Помимо набедренной повязки мужчины племени майя также носили накидку пати, сделанную из прямоугольного куска ткани. Майя знатного происхождения могли носить длинную рубаху и еще одну набедренную повязку, чем-то напоминающую юбку.

Читайте также:
Стиль классицизм в одежде и история моды

Женщины племени майя носили куб – это длинное платье. Иногда с платьем могли носить и нижнюю юбку. Впрочем, юбку могли носить и отдельно. В таком случае грудь оставалась открытой. У племени майя, как и у многих древних племен, считалось, что женщины и мужчины должны закрывать лишь нижнюю половину туловища, в то время как верхняя часть тела могла быть обнажена.

Так же женщины майя, как и мужчины, могли носить накидку. Именно накидки индейских племен стали прообразом современного мексиканского пончо. Однако, считается, что прообразом пончо стала одежда племени мапуче, которое когда-то проживало на территории Чили. Данная одежда была позаимствована испанцами. И затем распространилась на все американские территории, которые когда-то являлись мексиканскими колониями. В том числе пончо стали носить и в Мексике.

Еще одно племя индейцев, оказавшее влияние на традиционный костюм Мексики, – это ацтеки.

Цивилизация ацтеков, оставившая после себя большое культурное наследие, существовала в XIV—XVI веках. Столицей ацтеков являлся город Теночтитлан. Сегодня на его месте находится Мехико – столица Мексики.

Одежда ацтеков, как и одежда майя, так же богато украшалась орнаментами. Именно на одежде ацтеков можно было увидеть изображения кактусов, которые и по сей день популярны в Мексике, геометрические узоры, рисунки животных – змей, бабочек, кроликов.

Мужчины племени ацтеков носили набедренную повязку – маштлатль и плащ в виде прямоугольного куска ткани – тильматли. Также мужчины могли носить облегающую стеганую рубаху, которая заменяла броню – ицкаупилли. Такую рубаху носили воины. И тунику с короткими рукавами шиколли.

Одежда представителей различных сословий различалась по своему цвету и узорам. Так, плащ (тильматли) жрецов был украшен изображениями черепов и окрашен в черный или же темно-зеленый цвета. Воины носили плащи красного цвета, а плащ императора был зелено-голубым.

Женщины племени ацтеков носили длинные юбки. Представительницы более знатных сословий также надевали длинные блузки с вышивкой около горловины – уипиль.

Также женщины племени ацтеков могли носить пелерину кечкемитль. Вся одежда была яркой и украшенной вышивкой.

В XVI веке на берега современной Мексики высадились испанцы. В те времена Испания считалась оплотом католической церкви в Европе. И влияние христианства на культуру Мексики также было велико.

Однако, в традиционном костюме Мексики влияние Испании проявилось в головных уборах. Национальный мексиканский головной убор – шляпа сомбреро.

Более дешевый вариант шляпы сомбреро – это шляпа, изготовленная из соломы. Более дорогой – шляпа из фетра.

В Испании сомбреро называли любой головной убор с широкими полями. Само название, скорее всего, произошло от испанского слова «sombra», что в переводе означает «тень».

Помимо сомбреро, пончо, пышных юбок и цветастых платьев к традиционному костюму Мексики еще можно отнести костюм чарро – костюм мексиканских музыкантов мариачи.

Элементы данного костюма были позаимствованы мексиканскими музыкантами из одежды богатых землевладельцев.

Цвета данного костюма – черный, как основной цвет, в сочетании с серебристым. Что касается мексиканских музыкантов, то в черном костюме, по традиции, зародившейся в XIX веке, они чаще всего выступали на торжественных мероприятиях, к примеру, на свадьбе или же на похоронах. А одетые в белые костюмы мариачи исполняли песни для дам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *