Мода Царской России в цветных фотографиях

Цветные фотографии Российской Империи (53 фото)

Автор этих снимков – Сергей Михайлович Прокудин-Горский.
Некоторые из них уже публиковались на Загонах, но большинство новые.
Не верится, что эти снимки сделаны век назад! Смотреть обязательно!

1) Вид на монастырь на берегу озера Селигер. 1910г.

2) Крестьянские девушки у избы недалеко от города Кириллов предлагают гостям ягоды. 1909г.

3) Транс-Сибирская железная дорога. Мост через реку Кама, недалеко от Перми. 1910г.

4) Фабрика по производству хлопчато-бумажной нити. Предположительно в Ташкенте. Снимок сделан в период 1905-1915г.

5) Верблюд, груженый баулами и начальник отдела логистики. Шутка 🙂 Просто фото, без подписи. 1905-1915г.

6) Три юрты. 1905-1915г.

7) Дмитриевский собор в г. Владимир. 1911 год.

8) Башкирский стрелочник. 1910г.

10) Австрийские военнопленные на фоне барака. 1915 год.

11) Церковь в деревне Шайдома. 1915 год.

12) А вот и сам автор этих фотографий – Сергей Михайлович Прокудин-Горский (первый справа, в шляпе)1915г.

13) Река Шуя 1915г.

14) Украинская крестьянка. 1905-1915г.

15) Алим Хан, Эмир Бухары. Позирует со своим мечом (саблей?) 1905-1915г.

16) Бревенчатые постройки среди уральских гор. 1905-1915г.

17) Угловая башня Троицкого Собора Соловецкого монастыря. Соловецкие острова, 1915г.

18) Мальчик (наверное, пастушонок) у деревянных ворот. 1910г.

19) Работа на Бакальском руднике. 1910г.

20) Двор в башкирской деревне Эхья. 1910г.

21) Шлиссельбург. Плоты на канале Петра Великого. 1909г.

22) Город Чердынь. 1910г.

23) Старая церковь Святого Николая Чудотворца в поселке Ныроб. 1910г.

24) Церковь в поселке Ветлуга 1910г.

25) 72-летний Андрей Петров Калганов. Бывший заводской мастер. Прослужил на заводе 55 лет. Имел честь подносить хлеб-соль Его Императорскому Величеству Государю Николаю II. г.Златоуст, 1910г.

26) Двинск. Римско-Католическая церковь. 1912г.

27) Мельницы в Тобольской губернии. 1912г.

28) Формовочный цех на заводе в г. Касли 1910г.

29) Фотограф Прокудин-Горский на горной речке Каролицхали. 1905-1915г.

30) Успенский собор в Горицком монастыре около Переславля-Залесского. 1911г.

31) Часовня на Ольгинском холме. 1909г.

32) Шлюз Св. Павла. 1909г.

33) 84-летний старик Пинхуз Карлинский. 66 лет на службе Российской Империи. Главный на Черниговском шлюзе. 1909г.

34) Экипаж парохода “Шексна”. 1909г.

35) Лесопилка на берегу Оки. 1912г.

36) Церковь Воскресения Христова. Кострома, 1910г.

37) Группа дагестанских женщин. 1905-1915г.

38) Галерея в церкви Воскресения Христова, Ростов Великий; 1911г.

39) Строительство железобетонных рам для стен замка в Белоомуте. 1912г

40) Мечеть во Владикавказе. 1905-1915г.

41) Вечерний вид на мечети Шах-и-Зинда в Самарканде. 1905-1915г.

42) Самаркандский пастух. 1905-1915г.

43) Грузинская женщина позирует стоя на ковре у дерева. 1905-1915г.

44) Мугани, семья поселенца. 1905-1915г.

45) Греческие женщины на уборке урожая чая. 1905-1915г.

46) Дагестанцы. 1905-1915г.

47) Общий вид от реки Кура на Ликанский дворец. 1905-1915г.

48) Часть входной двери с правой стороны Тилля-Кари. Самарканд. 1905-1915г.

49) На озере Сайма. 1905-1915г.

50) Караван верблюдов в Голодной Степи, груженый кормовыми колючками.

51) Продавец дынь на рынке в Самарканде. 1905-1915г.

52) Голодная степь. Четверо мужчин на телеге едут на работу вверх по течению реки Сырдарья.

53) Группа крестьян в поселке Надеждинский. 1905-1915г.

Дореволюционная Россия в цвете

В далеком 1905 году талантливый российский химик и страстный фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский впервые продемонстрировал публике серию цветных фотографий, сделанных в разных местах царской России. Сказать, что зрители были удивлены, значит ничего не сказать — публика просто ахнула, ведь никогда раньше она не видела ничего подобного. Зрители вставали с мест и устраивали автору бурные овации. В России началась эра цветной фотографии!

Цветные фотографии Российской империи начала XX века кажутся просто невозможными — мозг отказывается верить тому, что они сделаны сто лет назад, ведь качество снимков просто поражает. Кажется, что они сделаны в наши дни на хороший зеркальный фотоаппарат.

Читайте также:
Марио Сорренти и его откровенные фото

Группа детей. Белозерск (на заднем плане Пятницкая церковь), 1909

В первую очередь, при просмотре фотографий Прокудина-Горского возникает резонный вопрос: откуда взялся цвет на снимках, сделанных более ста лет назад? Ведь большинство фотографий в наших семейных архивах являются черно-белыми и не радуют отменным качеством, хотя сделаны вроде бы относительно недавно — в 1960—1980 годах.

Как делал фотографии Прокудин-Горский

Технология получения цветных фотографий, получившая название цветоделение, была изобретена еще в 1855 году Джеймсом Максвеллом (его теорию электромагнитного поля мы проходим в курсе школьной физики), а первая цветная фотографию была получена им уже в 1861 году. Суть данного метода заключалась в том, что съемка производилась три раза — последовательно через красный, зеленый и синий светофильтры, в результате которого получались три черно-белых негатива. Затем каждый негатив проецировался на экран, а их проекции (красная, синяя и зеленая) тщательно накладывались друг на друга, что в итоге давало цветное изображение. То есть первые цветные снимки можно было увидеть только как проекции на стене, а не как изображения на бумаге.

«Тартановая лента» — первая в мире цветная фотография, 1861 год

Но Максвелл был ученым, а не фотографом, поэтому он, просто описав технологию получения цветных изображений и продемонстрировав ее работоспособность, благополучно переключился на другие научные задачи. Да и до получения полноценных цветных фотографий было еще далеко, так как фотоэмульсия, использованная ученым, имела очень низкую чувствительность к цветам. Одним из первых, кто смог добиться более менее нормальной цветопередачи, был французский изобретатель Луи Артюр Дюко дю Орон. В 1877 году он сделал цветную фотографию панорамы Ажена, которая впоследствии стала одной из самых известных снимков в истории фотографии.

Л. А. Дюко дю Орон. Вид Ажена, 1877 год

К тому времени, когда С.М. Прокудин-Горский стал интересоваться цветной фотографией, наибольшего прогресса по методу цветоделения достиг немецкий ученый Адольф Мите и считался в то время главным специалистом в этой области. Он даже сконструировал в 1901 году фотокамеру для «трёхцветной естественной фотографии» и уже в начале 1902 года демонстрировал королевским особам свои цветные снимки.

Цветная фотография А. Мите, 1902 год

Неудивительно, что азы цветной фотографии Прокудин-Горский стал осваивать именно под руководством Адольфа Мите, и весь 1902 год трудился в его лаборатории в Шарлоттенбурге над улучшением свойств фотографической эмульсии для наиболее естественной цветопередачи. И как это часто бывало в истории, что ученик превосходил своего учителя, так и Прокудин-Горский за один год смог сделать то, чего не мог добиться Мите за всю свою жизнь — создать такой рецепт эмульсии, который обеспечивал бы наиболее совершенную на тот момент цветопередачу, т. е. полную натуральность красок. Возможно, немалую роль в данном событии сыграл тот факт, что Прокудин-Горский в период учебы в Петербургском университете был учеником самого Дмитрия Менделеева, который в это время как раз интересовался вопросами ортохроматизма, учения о правильной передаче цвета в черно-белой (!) фотографии. Как бы то ни было, но уже в 1903 году Прокудин-Горский получил свои первые цветные фотографии, которые по качеству цветопередачи намного превосходили снимки Мите.

С. М. Прокудин-Горский. Юстиля. Вход в Сайменский канал, 1903 год

Дальнейшие шаги

После успешных публичных показов цветных изображений в Москве и Санкт-Петербурге Прокудин-Горский думает над тем, как в дальнейшем использовать свое удивительное изобретение. Безусловно, оно должно приносить какой-то доход, тем более, что в России, кроме него никто пока этим не занимается и он является абсолютным монополистом.

Читайте также:
Винтажные фото – девушки украшают себя перед зеркалом

Магнитики на холодильник в то время еще не были изобретены по причине отсутствия самого предмета, на который они должны были крепиться (первый бытовой холодильник был создан только через десять лет, в 1913 году), поэтому единственной коммерчески успешной альтернативой им могло служить производство открыток, которые неплохо расходились довольно большими тиражами. В том же 1903 году фотограф освоил перенос цветного изображения на бумагу и наладил выпуск цветных открыток с видами Российской Империи, однако значительного коммерческого успеха это предприятие ему так и не принесло

Цветной снимок Киева на открытке Прокудина-Горского, 1905 год

Денег от продажи открыток хватает только на текущие издержки, а для увеличения ассортимента видов требуется совершить ряд затратных экспедиций по крупным городам, и Прокудин-Горский в 1905 году обращается к Общине Святой Евгении (Петербургский Красный Крест) с проектом сфотографировать пол-России для печати на открытках и получает аванс на это дело. Уже было отснято более 300 видов Петербурга, Киева, Курска, Севастополя (в т. ч. броненосец Потемкин!), почти весь Крым, Новороссийск, Сочи, Гагры, а на очереди были съемки Москвы, Одессы, Харькова, Риги, Ревеля и Пскова, как революционный хаос приводит экономику России в упадок, и Община Святой Евгении больше не может финансировать дальнейшие поездки. Договор расторгается, а весь отснятый материал бесследно исчезает.

Портрет Л. Н. Толстого. Ясная Поляна, 1908 год

В мае 1908 года Прокудин-Горский сфотографировал самого знаменитого соотечественника — писателя Льва Николаевича Толстого. Открытки и настенные портреты с изображением великого писателя расходятся по всей России, а слава «мастера натурального цвета» растет. Его все чаще приглашают для демонстрации своих фотографий на вечера, где собирается высшее общество, а в 1909 году получает приглашение на аудиенцию самого Государя Императора.

Вид с императорской виллы. Вблизи Копенгагена, 1908 год

Николай II был настолько впечатлен показанными цветными снимками, что предоставил Прокудину-Горскому необходимые транспортные средства и дал разрешение снимать в любых местах. Фотограф должен был запечатлеть «в натуральных красках» все основные достопримечательности Российской империи от Балтийского моря до Тихого океана. Всего запланировано было сделать 10.000 снимков за 10 лет.

Специальный вагон С.М. Прокудино-Горского на станции Бородино, 1911 год

Однако в виду нестабильного положения в стране в последующее десятилетие план не был осуществлен, а Прокудину-Горскому в 1919 году пришлось эмигрировать в Европу. Он сумел вывезти практически все результаты многолетних трудов — стеклянные пластины в 20 ящиках.

Лондон, 1919 год (Фотография Прокудина М.)

Необычна и дальнейшая судьба этих фотографических пластин. Его коллекцию, пролежавшая все годы оккупации в сырых парижских подвалах, была продана наследниками в 1948 г. Библиотеке Конгресса США. На несколько десятилетий о ней, казалось, совсем забыли. Лишь в 2001 г. все снимки были отсканированы, выложены в Интернет и стали культурным достоянием человечества. В начале 21 века состоялось триумфальное возвращение Прокудина-Горского на Родину.

Ещё несколько фотографий Прокудина Горского:

Цветные фотографии барынь-красавиц и крестьянок царской России

В дореволюционной России, как и в нынешней, было множество красавиц. Делить их на крестьянок и барынь я не собираюсь, просто хочу вам показать некую разницу. Безусловно, эта разница присутствует в нарядах, уходе за собой, да даже в руках, но при просмотре вы заметите, как она легко нивелируется и практически исчезает.

Крестьяне на жнитве

Кому-то придется по душе обычная девчушка в национальном костюме стоящая в поле пшеницы, а кому-то богатая барыня в роскошном платьице и с дорогими кольцами. Но везде вы увидите русскую душу, которую не скрыть нарядом и побрякушками. Наверное, это главная цель данного выпуска.

Читайте также:
Таинственная рекламная кампания от русского бренда аксессуаров Ante Kovac

Барыня из Сибири

Девушка-крестьянка с дарами

И да, друзья, не забывайте! В каждой барыне всегда жила хозяйка дома, которую так же беспокоили обычные заботы. Штопка белья, вязание, воспитание детей, управление хозяйством – всего не перечесть. Да, это не работа в поле, но фундаментальная составляющая любой женщины того времени. Женщины не боялись работать и каждая делала всё, конечно в силу своих возможностей.

Балерина Анна Павлова с питомцами

Крестьянка с серпом

Возможно поэтому наши бабушки стали мастерицами на все руки и прекрасно владели шитьем и многим другим, ведь у них были прекрасные, хоть и любяще строгие, учители.

Крестьянка мнет лён

Многие крестьянки представленные на фотографиях находятся за работой и лишь на мгновение отвлекаются, дабы их сфотографировали. Барыни же готовятся к своим фотосессиям, примеряя и подбирая наряды, сережки, прическу. Наверное, это главное отличие в данных фотографиях. Мы видим ту жизнь, как она есть, в образе крестьянок и напыщенную, несколько ненастоящую жизнь в образе барынь.

Наряды девушек из деревень выглядят очень красиво и гармонично, в них спокойно можно представить княгиню ниже. Если бы не положение, я думаю любая из представленных барынь с удовольствием сменила неудобный корсет на свободное, обычное платьице.

Княгиня Зинаида Юсупова

Крестьянки за уборкой сена

К сожалению, для некоторых к счастью, в наше время те фундаментальные качества уже не вернуть. Жизнь сильно упростилась и люди стали ленивы. Не знаю, что нас ждет дальше, но одно знаю точно – за прогрессом таится ещё множество потрясений, а человек в скором времени вновь поменяется до неузнаваемости.

Графиня София Вяземская

Крестьянка из Малороссии

  • Добавить в закладки
  • Пригласить к обсуждению

Комментировать

Все комментарии (29)

комментирует материал 12.03.2020 #

Очень даже симпатичные.

И ветер, и дождик, и мгла
Над холодной пустыней воды.
Здесь жизнь до весны умерла,
До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.

Вчера ты была у меня,
Но тебе уж тоскливо со мной.
Под вечер ненастного дня
Ты мне стала казаться женой.

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны
Проживу и один — без жены.

Сегодня идут без конца
Те же тучи — гряда за грядой.
Твой след под дождем у крыльца
Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному
В предвечернюю серую тьму.
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»

Но для женщины прошлого нет:
Разлюбила — и стал ей чужой.
Что ж! Камин затоплю, буду пить.
Хорошо бы собаку купить.

Комментарий удален его автором

комментирует материал 12.03.2020 #

комментирует материал 12.03.2020 #

комментирует материал 12.03.2020 #

Красивые и благородные русские фемины

Еврейские женщины красивее, лучше.
На еврейской библии воспитаны.

Угу,предприимчивые садистки типа Эсфирь ,кстати у их кажетси сёдни жуткий праздник Пурим с плясками по убиенным персам

Но то голову отрежут то яйцы любовнику.

Мнээээ. Одухотворенные там только барыньки. Потому что им (особенно привычной к заграничным гастролям Анне Павловой) фотокамера не кажется шайтан-машиной, из которой щас вылетит невесть что. Они не так напряжены. Публикатор выбрал только те крестьянские фотографии крупным планом, где те напряженно сидят и позируют. Создают контракт,такскыть.

Это не единственные выражения лиц. Даже если перелистать только Прокудина-Горского. Но автор постарался.

А Бунин всегда был блаародным барином – что видно и по тому как он поэтизировал помещичий быт, и как обзывал собратьев по писательскому цеху, и как ненавидел простолюдинов.

комментирует материал 12.03.2020 #

Москва в 1908 году

комментирует материал 12.03.2020 #

Читайте также:
Фотограф Ричард Аведон – биография и работы

Прекрасные, одухотворенные, умные лица женщин русской элиты.
Вся эта духовная красота под корень была уничтожена большевицкими головорезами. О ее существовании мы могли судить по ролям прекрасной актрисы, Любови Орловой, чудом пережившей ужасы большевицкий тирании.
А крестьянки да. Здоровые, сильные, многодетные русские женщины. Тянули лямку трудной народной жизни. На них держалась страна.
Ни тех ни других сейчас не найти.
Зато есть пошлые Бузовы, Милявкие, Собчачки и Семеновичи.

Ну и к чему эта глупость? Ты не Путина, а себя дураком выставил.

У них другие стандарты.

Страной правит карлик с шутками участкового.

Россией правят гопники

Да, Еврейские бандиты уничтожили в 1917 году русскую национальную культуру и навязали свою. Бандитскую. Практически уже 100 лет Россия находится под иудо-русофобным игом, от которого пытается избавиться.
Путин сделал очень многое на этом пути: Восстановил православие, восстановил армию, восстановил сельское хозяйство, бывшее убыточным всю историю СССР. Это реальные авгиевы конюшни, засраные правлением жидобольшевизма. Необходимо ещё много чего сделать: восстановить промышленность, науку, искусство. А кто сделает? Какой «карлик»?
Посмотрим. Если Мишустин сможет сдвинуть нашу экономику в нужном направлении – ему и Карты в руки. Станет президентом.
И на счёт карликов: неужели Зеленский ростом выше Путина?
Наполеон кстати был ниже Путина, но его никто не называл карликом.
Значение президента как бы определяется его умом, а не ростом.

“Путин” давно под анафемой с Гундяевым.

Рост Медведева-Менделя 152 см.

Рост Медведева 162 см, Наполеона 168 см, Путина 170 см, Зеленского 170 см

Первые красавицы царской России в цветных фотографиях

Прима-балерины, актрисы, поэтессы, писательницы, великие княжны – сегодня мы поговорим о разных женщинах. Но всех их объединяет одно безусловное качество – они были очень привлекательными и красивыми. Пускай и на короткий срок, эти женщины имели неограниченную власть в обществе.
До наших дней сохранилось много архивных черно-белых снимков с этими красавицами. Художница Ольга Ширнина чудесным образом оживила эти фотографии. Теперь эти красавицы обрели «кровь и плоть».

Анна Павлова
Анна Павлова мечтала стать балериной с самого детства. В 26 лет благодаря всем известной миниатюре «Лебедь» Павлова превратилась в настоящую звезду. Мир охватила «павломания»: в магазинах продавали духи «Pavlova», в цветочных лавках — розы, напоминающие ее балетную пачку, а в кондитерских – пирожные с ее именем. Женщины одевались и причесывались, подражая великой балерине.

Матильда Кшесинская
Скандально известная балерина. Матильда Кшесинская вошла в историю не только, как уникальная артистка и прима-балерина Мариинского театра, но и как любовница цесаревича Николая Александровича.

Александра Коллонтай
Пламенная революционерка, феминистка, дипломат. Александра Коллонтай активно внедряла в общество «концепцию новой женщины»: самодостаточной, независимой, свободной. Причем, не только материально, но и морально. У нее было множество мимолетных романов. Ее любовниками часто становились мужчины, значительно моложе ее.

Лариса Рейснер
Роковая красотка, валькирия революции, поэтесса, писательница, дипломат. Ее боготворили в своих стихах Блок, Пастернак, Гумилев. В годы революции Лариса Рейснер чувствовала себя, как рыба в воде. Вместе с мужем она моталась по фронтам Гражданской войны, ходила в разведку в занятую белочехами Казань. В 1920 году Лариса стала комиссаром Балтийского флота.

Вера Холодная
Она умерла в 25 лет. За столь короткую жизнь она сумела стать королевой русского немого кино. В разгар Первой мировой войны народ толпами шел в синематограф, чтобы на минутку отвлечься от ужасов войны и поддаться колдовским чарам Веры Холодной.

Тамара Карсавина
После ухода Павловой из труппы Дягилева, Тамара Карсавина стала главной примой-балериной русских сезонов в Париже. Пленительная Жар-птица, наивная Коломбина и обольстительная Армида – Карсавина создавала на сцене мощные художественные образы, вдохновляющие творцов и по сей день.

Читайте также:
Фотосессия с цветами для девушек и цветы в fashion фотографии

Вера Фокина
Жена выдающегося русского хореографа Михаила Фокина. Она исполняла главные партии в новаторских постановках своего мужа. Наибольшую славу ей принесло участие в сезонах русского балета Сергея Дягилева.

Вера Комиссаржевская
До того, как стать великой актрисой, Вера Комиссаржевская пережила немало личных драм: предательство отца (он оставил трех дочерей на попечение матери, сбежав с любовницей), неудачное замужество, нервный срыв и психиатрическая клиника. Но ей всегда было мало одной сцены. В 1904 году Вера Комиссаржевская организовала свой собственный театр, где ставила новаторские произведения Чехова, Ибсена и Горького.

Агриппина Ваганова
Легендарная русская балерина и выдающийся педагог. Путь Вагановой к успеху был долгим и тернистым. Обстоятельства не позволили ей в молодости реализовать все свои мечты на сцене. Но, безусловно, она воплотила их с помощью своих учениц – лучших балерин страны.

Мария Прокофьевна Эристова-Шервашидзе
Она была музой художников и поэтов Серебряного века. Благодаря своей красоте и аристократическим манерам Мэри, так ее называли в обществе, стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны. После революции она вместе с мужем бежала в Тбилиси, затем в Париж. Там княжна Мери превратилась в одну из самых успешных моделей модного дома Chanel.

Баронесса Грайвениц
Наследница старинного дворянского рода.

Княгиня Зинаида Юсупова
Наследница богатейшего приданого (говорят, состояние Юсуповых в разы превышало царское) Зинаида Николаевна славилась своей красотой, грацией и умом. Она любила устраивать грандиозные балы. Но, между тем, прославилась и как щедрая благотворительница. Княгиня жертвовала миллионы на строительство школ, приютов, больниц, церквей и музеев.

Анастасия Вяльцева
Исполнительница русских и цыганских романсов. Анастасию Вяльцеву называли «русской Золушкой». Из простой горничной она превратилась в одну из самых известных и богатых женщин России начала 20 века.

Графиня София Вяземская
Наследница старинного графского рода Воронцовых-Дашковых.

История дореволюционной России в цветных фотографиях

Ольга Ширнина, работающая в сети под ником Klim­bim, хороша знакома пользователям по колоризированным историческим снимкам. Талантливый колорист, она вдыхает жизнь в старые фото столетней давности, с помощью специализированных программ придавая им цвет. Посмотрите, как выглядели в жизни наши соотечественники, жившие в дореволюционной России!

Институт благородных девиц в Иркутске

Антон Чехов, 1901

Императрица Елизавета Федоровна

Дети семьи Романовых

Медсестра, I Мировая война

Академия художеств, Санкт-Петербург, 1913

Николай II открывает заседание I Государственной Думы, 1906

Великая княжна Ольга

Владимир Маяковский, 1910

Горький, Андреева, Норман-Северная, Репин. Куоккала, 1905

Сестры Романовы, 1916

Императрица Мария Федоровна с детьми

Великая княжна Ольга, 1906

Банный день в деревне

Николай II в Царском селе, июнь 1917

Цесаревич Алексей, 1917

Монахини за послушанием

Александра Федоровна, 1914

Храм Христа Спасителя

Прибытие Николая II на фронт, 1916

Великие княгини Ольга и Татьяна

Великая княгиня Мария

Василий Звездочкин — создатель русской матрешки

Атлет Иван Поддубный

Николай Родионов, старший лейтенант гвардейского морского экипажа

Тамара Карсавина в роли Коломбины

Великая княжна Анастасия

Сестра милосердия, I Мировая война

Николай II в традиционном русском костюме

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Цветные (. ) фотографии России 100 лет назад. Фотограф С. М. Прокудин-Горский

Категория: Старые фото

| Опубликовал: АлександрВ, посмотрело: 63 609, фото: 30

Содержание:

  • 1 Вот история фотографий Прокудина-Горского
  • 2 Цветные фотографии Прокудина-Горского
  • 3 Судьба коллекции цветных фотографий Прокудина-Горского
  • 4 Фильм о фотографе Прокудине-Горском: «Цвет времени»
  • 5 Полезные ссылки о Прокудине-Горском

Шикарные, сочные и абсолютно технически современно выглядящие фотографии дореволюционной России из библиотеки Американского Конгресса. Это свежий и до мурашек-по-спине реальный взгляд на Россию начала века. Как это все на самом деле выглядело. Люди и архитектура, предметы и виды. Как будто машина времени.

Читайте также:
Топ-модель Джиневра Ван Синус и коллекция осень 2021

↑ Вот история фотографий Прокудина-Горского

Некий человек по фамилии Прокудин-Горский в 1909-10 придумал такую вещь: фотографировать объекты 3 раза через 3 фильтра – красный, зеленый и синий. Получалось 3 черно-белых фотографии. Проекция трех пластинок должна была быть одновременной. Он использовал небольшую складную камеру типа той, что была разработана Адольфом Митом. Требовались три экспозиции одного и того же предмета, сделанные с интервалом приблизительно в одну секунду, на одну и ту же стеклянную пластинку шириной 84–88 мм и длиной 232 мм. Пластинка всякий раз меняла положение, и изображение схватывалось через три различных цветофильтра. Снимаемые объекты должны были быть неподвижными, что было большим ограничением. Тут показано, как это делалось, и здесь .

Проектор также претерпел изменения. Прокудин-Горский усовершенствовал модель Ф.Э. Ива, создал аппарат по собственным чертежам: три ромбовидные призмы были скреплены вместе, создавая одну комбинированную призму. Таким образом, можно было фокусировать все три цвета на экране.

Единственное, что он мог со всем этим делать в то время, это вставлять их в 3 разных проектора, с красным, зеленым, и синим цветом соответственно, и направлять проекторы на один экран. Получалось цветное изображение. Он начал активно работать над проблемами цветной кинематографии. Поддерживая связь с множеством научных обществ в стране и за рубежом, он ездил с докладами в Берлин, Лондон, Рим.

Не забывал он и о российской публике. Еще в 1900 году он получил Гран-при на международной выставке в Париже. В 1913 году он осуществил показ своих слайдов в крупнейшем парижском кинотеатре. Успех был настолько огромным, что крупные зарубежные компании засыпали его предложениями о работе. Но Россию он оставить не мог: слишком многое было с ней связано. Прокудин-Горский в 1909 г. через посредство Великого Князя Михаила Александровича, который был Почетным председателем Петербургского фотографического общества, получает аудиенцию у царя Николая II. Царь приглашает Прокудина–Горского выступить с показом диапозитивов перед Императорским двором в Царском Селе. При показе Сергей Михайлович должен был комментировать снимки, и делал это просто драматически.

К концу демонстрации в зале послышался восхищенный шепот. По окончании царь пожал ему руку, императрица и царские дети поздравили с успехом. Затем царь поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.

Хотя этот проект казался очень смелым, конечной целью Прокудина–Горского было ознакомление школьников России с огромной и разнообразной историей, культурой и модернизацией Империи при помощи его «оптических цветных проекций (скорее всего, также и для ознакомления со всем этим наследника престола). Для этого фотографу были выданы два специальных разрешения, В первом говорилось, что Его Императорское Величество высочайше дозволяет ему пребывать в любых местах, независимо от секретности, и фотографировать даже стратегически важные объекты.

Вторым был указ министра, где объявлялось, что Император считает миссию, возложенную на Прокудина- Горского, настолько важной, что все официальные лица должны ему содействовать “в любом месте и в любое время”. Для путешествия фотографу выделили в полное распоряжение помощника по оргвопросам и пульмановский вагон, который специально приспособили: там развернули прекрасно оснащенную лабораторию, включая темную комнату, чтобы проявление фотопластинок можно было осуществлять даже в пути. В вагоне поместился сам фотограф и его ассистенты, в том числе его 22-летний сын Дмитрий. Имелась горячая и холодная вода, ледник.

Для работы на Мариинской системе каналов предоставили специальное судно и небольшой шлюп с мотором. В период между 1909 и 1912 годами, а затем в 1915 году, Прокудин-Горский провел обзор одиннадцати регионов Российской Империи. Император настойчиво требовал, чтобы Прокудина-Горского обеспечивали всем необходимым, и даже выразил желание следовать с ним в одну из будущих поездок. Кроме фотографирования, Прокудин-Госрский прочитал много лекций, иллюстрируя свою работу

Читайте также:
Необычайные фото моделей девушек

Первый официальный просмотр царем фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала произошёл в марте 1910 года; последняя выставка фотографий была открыта в марте 1918 года в Николаевском зале Зимнего дворца. (С подробной биографией Сергея Михайловича Прокудина-Горского можно ознакомиться здесь ).

В революцию Прокудину-Горскому удалось уехать, и он ухитрился увезти с собой 20 ящиков фотопластинок, всего около тысячи снимков – за исключением изъятых у него фотографий стратегически важных объектов и фото царской семьи (он сумел забрать с собой лишь одно фото юного царевича). Цветные фотоснимки царской семьи, возможно, остались где-то в наших архивах. Оборудование и проектор забрать не удалось. В эмиграции цель Прокудина-Горского — раскрыть пользу цветной фотографии для просвещения и науки — осталась неизменной. В Англии он запатентовал разработку оптической системы для кинокамеры. Для ее испытаний он в 1922 году перебрался в Ниццу, где вместе с братьями Люмьер открыл фотолабораторию.

В 1948 году, уже после его смерти, его сын в Париже продал эти пластинки американской библиотеке Конгресса. Превратить их в обычные цветные снимки оказалось очень трудно из-за того, что большая часть из них имели нетривиальное пространственное расхождение между тремя цветными версиями. Так они и лежали тихо до недавнего времени. И вдруг какому-то библиотечному чиновнику пришло в голову: так их же надо отсканировать, загрузить в Adobe Photoshop и там совместить контуры трех цветных вариантов. Так и сделали, и поразились: мир, давно сгинувший, и известный только по плохим черно-белым снимкам, вдруг восстал во всех своих цветах.

Если вы захотите попытаться найти в этом архиве знакомые места или родной город, то удобнее всего пользоваться специальным поиском : вводишь в окошечке любое слово (например, Volga), и получаешь искомый результат. Для каждого фото есть несжатая tif-версия (объёмом до 50 mb). На ней можно рассмотреть самые мельчайшие детали. Для того, чтобы посмотреть увеличенную (примерно в 4 раза) версию данного фото, достаточно перед последней точкой скопированного адреса букву “r” заменить на “v”. Разрешение этих снимков таково, что качество изображения при этом не ухудшится. Для того, чтобы получить самую большую версию в формате .tif в адресе вместо “r.jpg” нужно подставить “u.tif”. Но грузиться будет очень долго:) Не знаю, как у вас, а у меня фотографии вызывают ощущение не только гармоничности и какой-то особой основательности ТОЙ русской жизни, но и невероятной мощи и жизненных сил у России того времени… Во всех городах и деревнях что-то ремонтируется, возводится, строится, повсюду уже построили электрические столбы, провели провода.


С. М. Прокудин-Горский. Общий вид Николаевского собора с запада. Можайск. 1911 год


С. М. Прокудин-Горский. Водяные врата и Архиерейские покои. Ипатьевский мон. Кострома. Вход в монастырь со стороны р. Костромы. 1911 год


С. М. Прокудин-Горский. Крестьянские девушки с ягодами. Река Шексна. 1909 год


С. М. Прокудин-Горский. Девушка с земляникой. Река Шексна. 1909 год


С. М. Прокудин-Горский. Витебск. Часть города с Западной Двиной. 1912 год


С. М. Прокудин-Горский. Бывший дворец великих князей, ныне архиерейский дом. Рязань. 1912 год


С. М. Прокудин-Горский. Гонки на Екатерининском устье канала Петра I, г. Шлиссельбург. 1909 года


С. М. Прокудин-Горский. Ж.д. мост через реку Шую у Петрозаводска. 1916 год


С. М. Прокудин-Горский. Малороссиянка. Близ Путивля. Курской губ.


С. М. Прокудин-Горский. Мельница-толчея. 1909 год


С. М. Прокудин-Горский. Можайский Николаевский собор. Вид сбоку. 1911 год

Читайте также:
Мрачные мистические образы с черным платьем и с черной юбкой


С. М. Прокудин-Горский. Набережная г. Тобольска с севера. 1912 год


С. М. Прокудин-Горский. Прессовка готовых хлопковых кип. Мургабское имение.


С. М. Прокудин-Горский. Сжатое поле 1912 год


С. М. Прокудин-Горский. Часовня для водоосвящения в селе Девятины. 1909 год


С. М. Прокудин-Горский. Крестьянка мнет лен. Пермской губ.

Вообще, задумка была блестящей. Интересно: все они понимали вполне, ЧТО они для нас делают.

Ещё тогда, три года назад, рассматривая эти фото, я поразился той цельности, умиротворённости и силы, которая там разлита. Чувствовалось, что вся русская жизнь того времени пронизана духом некоего единства. И вот, мне всё хотелось как-то выразить словами этот дух. И лишь теперь, вернувшись к этим фото, я понял, о чём говорит это спокойствие; что оно означает: “Хозяин дома”.

↑ Цветные фотографии Прокудина-Горского

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) внес значительный вклад в развитие фотографии. Выпускник Технологического института в Санкт-Петербурге, Сергей Михайлович продолжил свое обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Эдме-Жюлем Момене (Edme Jules Maumene, 1818-1898) и Адольфом Мите (Adolf Miethe, 1862-1927), совместно с которыми занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

С этого времени Прокудин-Горский делает цветные фотографии Л.Н. Толстого, Ф.И. Шаляпина, царской семьи и многих других людей. Его снимки древних ваз, экспонатов Эрмитажа, впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

В 1909 году Прокудин-Горский получает аудиенцию у царя Николая II, высказывает ему свою идею запечатлеть в цветных фотографиях современную ему Россию – ее культуру, историю, всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю.

Царь одобрил планы фотографа, выделил ему специально оборудованный железнодорожный вагон. Чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях и не препятствовать даже в фотографировании стратегических объектов, в том числе мостов и заводов.

В 1909—1915 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы и монастыри, виды городов, поля и леса, разнообразные бытовые сцены русской глубинки. В эти же годы в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретенный им киноаппарат для цветной киносьемки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным.

После Октябрьской революции Прокудин-Горский покинул Россию, увезя с собой почти все сделанные фотопластины (RGB-пластины), за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов.

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер (Lumière). В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского – Михаилом.

Скончался Прокудин-Горский в Париже 27 сентября 1944 года, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Genevieve-des-Bois).

↑ Судьба коллекции цветных фотографий Прокудина-Горского

Коллекция цветных фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США (Library of Congress) и долгое время лежала там в архивах. Только развитие компьютерных технологий позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды Российской империи в полном цвете.

В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку “Империя, которой была Россия”. Для нее стеклянные пластины были отсканированы, и с помощью компьютера воссозданы исходные цветные фотографии, отретушированные и подвергнутые цветокоррекции.

Всего коллекция Прокудина-Горского – “Коллекция достопримечательностей России в натуральных цветах” – насчитывает 1902 цветных и около 1000 черно-белых фотографий. Их реставрация и обработка продолжается по сей день.

Читайте также:
Аня Рубик для Next & Next Jeans весна-лето 2021

↑ Фильм о фотографе Прокудине-Горском: «Цвет времени»

Документальный фильм “Цвет времени” посвящен жизни и деятельности фотохудожника и химика С. М. Прокудина-Горского, внесшего значительный вклад в развитие цветной фотографии и кинематографии. В начале XX века под его руководством была создана коллекция цветных фотографических видов Российской империи. С. М. Прокудин-Горский является автором цветного портрета Л. Н. Толстого. В фильме принимает участие профессор С. П. Гаранина, ведущий специалист по творчеству С. М. Прокудина-Горского.

↑ Полезные ссылки о Прокудине-Горском

    Восстановление фотографий С.М. Прокудина-Горского в Ярославском Государственном Университете им. П.Г.Демидова (очень качественная реставрация).

Винтажная одежда — не слепое подражание историческим образам

Винтажная одежда или «хорошо забытое старое»

Эволюция стиля: подлинная винтажная одежда

Настоящая винтажная одежда: основные утверждения

Винтажная одежда и магазины с ней

Мода трансформируется, но некоторые вещи остаются неизменными — например, винтажная одежда. Еще столетие назад популярными были пышногрудые модели с pin-up плакатов, сегодня — хрупкие и стройные представительницы прекрасного пола. Но эти девушки все равно тайком проникают в бабушкины шифоньеры в поисках вещей в стиле винтаж, реставрируют фамильные кольца и ожерелья, ищут адреса антикварных магазинов, участвуют в онлайн аукционах. Винтажная одежда приобрела сумасшедшую популярность благодаря способности разглядеть глубину женской натуры.

Загадочный и немного пафосный, но по-своему сентиментальный — такой вот винтаж

Винтажная одежда или «хорошо забытое старое»

Слово «винтаж» заимствовано из винной терминологии с французским акцентом. Некогда оно определяло лишь класс вина, но модники быстренько «переселили» его в фешн-индустрию, определив глобальное направление моды, стиля и коллекционирования. Винтажная одежда, ее стиль и подача настаивают соблюдать временные и брендовые границы в одном луке. Винтажным гардеробом называют те вещи, возраст которых 20+.

У стиля есть возраст: вещи родом c 1920-х по 60-е года ХХ века. Все что раньше — ретро

Нельзя ассоциировать стиль винтаж с секонд-хендом и относить его к провинциалам. Истинная винтажная одежда представляет аутфиты, вещи которых дотягивают до звания «антиквариата». Каждый акцент стиля винтаж должен быть уникальным: от ретро-броши до платья, брюк, жакета или тренча.

В винтажном стиле акценты создают аксессуары: перчатки, сумки, платки, украшения

Найти нужную вещицу получится не только в бабушкином сундуке, но и специальных магазинах

Эволюция стиля: подлинная винтажная одежда

Одежду в стиле винтаж легко научится носить и сочетать с другими элементами гардероба, винтаж аксессуарами и обувью. Мы уже рассказывали подробно про бохо стиль, теперь же, проникнемся винтажными куплетами, рассмотрим стиль через призму прогресса и нанотехнологий в XXI веке. Вот она, «винтажная лестница», где на каждой ступеньке можно собрать интересный аутфит:

  • 1920-е — в моде геометрические платья с поясом на бедрах, платья-рубашки — вместе с длиной волос укорачиваются платья, а из-под подола шелковых, бархатных и атласных юбок видны лишь наполовину женские ножки
  • 1930-е — блеск, винтаж и гламур используют одежду для подчеркивания женской фигуры, зоны декольте и талии — в моде настоящий мех, ювелирные украшения, броская фурнитура
  • 1940-е — «мужские» твидовые пиджаки и свободные женские брюки палаццо темных расцветок — в военное время одежда предлагала комфорт, а не красоту, но все-таки сумела превратиться в винтаж
  • 1950–е — пышные юбки и платья фасона «колокол», жакеты с широкими плечами отражают аристократизм и энергетику роскоши — и снова здравствуй, женственность с мини-шляпками, ридикюлем в стиле винтаж
  • 1960–е — скандальное время, когда о себе заявляет благородное бохо — и если винтажная одежда обойдется без мини-юбки, то без криперсов на платформе и ботильонов — ни в коем случае
  • 1970–е — влияние хиппи в отдельных комплектах современной одежды тоже превратилось в стиль винтаж с брюками-клеш, клетчатыми рубашками, туниками и жилетами и свитерами с этно-узорами
Читайте также:
Наталья Водянова на обложках журнала

У большинства винтажный стиль ассоциируется с фотографиями бабушек в юности

Красивый винтаж — несколько причудливый, но точно привлекательный!

Скорее ретро, но все равно винтаж

Одежда vintage так изысканно смотрится на молодых девушках, будто из другого времени

Настоящая винтажная одежда: основные утверждения

Стиль винтаж ассоциируется с дорогими тканями, индивидуальным пошивом и понятием exclusive. А вот псевдо винтажная одежда предлагает look’и из искусственно состаренных тканей, слегка выбеленных, поношенных. В гардеробах найдется винтажная стилизованная коллекция, в которой повторяются фасоны, мотивы рисунков, отделки и декора. Винтажная одежда в новом времени — это:

  1. Вещи в единственном экземпляре.
  2. Модный винтаж, выпущенный с 20-х гг ХХ века или созданных нашими бабушками.
  3. Дизайнерская винтажная одежда, авторская одежда с нарядами горох, полоску, флоральные принты (прямо как у бохо, только с пышными силуэтами).
  4. Джинсы в стиле винтаж с высокой посадкой, кружевом и декором.
  5. Аксессуары винтаж, вроде очков в круглой леопардовой оправе, кокетливой шляпки котелка, кожаных перчаток. В руках обязательно — ридикюль с вышивкой, саквояж или портфель из состаренной кожи, винтажная сумочка Chanel.
  6. Обувь в виде туфель на устойчивом каблуке и закругленным носом, а также оксфорды, лодочки, броги.

Всегда получится собрать крутой винтажный аутфит из мелких деталей в одежде

Платье в винтажном стиле. Классический вариант для бохо образа

В винтажном стиле особое внимание уделите подбору обуви

Винтажный бохо образ от Roberto Cavalli

. А кое-где от хиппи — как раз эпоха 60-х гг.

Винтажная одежда — это интерес к внешней эстетике и внутренней красоте. Ткань должна быть приятна к телу, с аккуратными швами и изысканными деталями. Пока дизайнеры с «оглядкой назад» создают культовые стилизованные коллекции под винтаж, fashion-блоггеры и приверженцы street-style посещают блошиные рынки, а светские львицы замечены в винтажных украшениях, доставшихся им по наследству.

Вот такой псевдовинтаж обожает молодежь, особенно в азиатских странах

Огромную роль в составлении луков в стиле vintage играют эксклюзивные аксессуары

Меха, длинные платья в пол, экстравагантная брошь — винтаж нужно уметь преподносить

Винтажная одежда и магазины с ней

Даже если о fashion-предпочтениях не говорят вслух, стиль винтаж в тайне любит каждая женщина. Винтажная брошь, элементы богемии, легендарный жакет Chanel и аромат Dior — по миру рассредоточились «оазисы» модной винтажной одежды. В Лондоне расположена винтажная лавка The Old Curiosity Shop с удивительными аксессуарами из прошлого столетия. Именно она вдохновила Диккенса написать «Лавку древностей». Здесь же открыта винтажная мастерская I Dream of Wires store с одеждой как в 80-х гг. А его владелец — Лу Винвуд, стилист Эми Уайнхаус. На другом конце Лондона расположена винтажная студия антиквариата The Old Cinema.

Ну, как не влюбится в стиль винтаж? Хоть раз зайдите в подобный магазин

В Стамбуле находится самый огромный винтажный магазин Европы, прямо в подвале старинного Цветочного пассажа. Тут найдутся платья, костюмы и аксессуары родом из начала XX века. Самая первая винтажная лавка.для эстетов и богемы — «Biba», где модели буквально цитировали стиль 1930-х гг, которые кардинально поменяли соображения о моде.

Без покупок точно не уйдете — винтажный шоппинг расслабляет!

Сколько интересных луков можно сочинить из старых бабушкиных вещей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *