Одежда и аксессуары в русском стиле, и русское искусство

Русский народный костюм

Русский народный костюм — это бесценный памятник народного творчества, ярко подчёркивающий самобытность, самодостаточность и богатство национальной культуры.

Русская народная одежда отличается большим разнообразием, пёстрой расцветкой, красочной вышивкой и кроем, невероятно удобным в повседневной носке.

Магазин русской одежды FolkBerry рад предложить вам народные национальные костюмы, выполненные в точном соответствии традициям. Это не просто красивая одежда, а дыхание исторических эпох, что воплотилось в тканях и аксессуарах.

Вся продукция изготовлена на собственном швейном предприятии, где трудятся истинные волшебники — их талант, вдохновение и знание традиций современного и народного костюмов позволяют творить настоящие шедевры, в соответствии со старинными эскизами.

Для женщин мы приготовили разноцветные сарафаны, рубахи с вышивкой и узорчатой окантовкой, свободные, ниспадающие в пол, расшитые платья. Дополнить образ русской красавицы можно романтическим кокошником с бисерным очельем. Представителям сильного пола мы предлагаем фольклорные косоворотки, подпоясанные кушаком, мужские порты и молодецкие картузы с ярким цветком на околыше.

С особенным удовольствием мы предлагаем приобрести детские русские народные костюмы недорого и с доставкой по России. Их можно надеть на утренник в детском саду, на школьный праздник, а если ребёнок посещает танцевальный ансамбль или состоит в народном хоре, то подобный наряд становится необходимостью.

Особенности традиционного русского костюма

Национальная одежда русского народа формировалась на протяжении долгих веков — это отражение истории славян, их традиций, обычаев и обрядов. Отличительная черта народных костюмов Руси — красный цвет. Цвет, символизирующий плодородие, пламень и солнечный свет. Этот цвет присутствовал и в одежде крестьянина и боярина. До тридцати трёх тонов красного присутствует в славянских одеяниях — червонный, мясной, багрецовый, червчатый, кровавый.

В старину по цветовой гамме также можно было легко определить возраст владельца. Например, девушки до появления на свет первенца одевались гораздо колоритнее. А пожилые люди и дети облачались в одежды куда более скромной палитры.

Ещё одна особенность, характерная для традиционного русского наряда — обилие вышитых узоров. В узорные орнаменты искусным образом вплетались изображения птиц, животных, людей, растений и различных геометрических фигур.

Своеобразие русской народной одежды — это его многослойность, которая, согласно древним поверьям, хранила владельца от дурного глаза. В качестве примера: праздничные женские костюмы насчитывали около двадцати элементов, а будничный — всего семь.

Купить русский народный костюм в магазине FolkBerry

На сегодняшний день, русская национальная одежда вновь на пике популярности. В интернет-магазине FolkBerry представлен большой ассортимент, разумная цена и отменное качество продукции. Детские и взрослые костюмы в русском народном стиле органично и впечатляюще выглядят на народных гуляниях, праздновании дня рождения и участия в представлениях, созданных по мотивам русских народных сказаний.

На страницах нашего онлайн-каталога представлены как традиционные наряды, так и замысловатые эстрадные решения для танцевальных ансамблей и различного рода театрализованных действий. Все товары сопровождаются фотографическими изображениями и подробным описанием. Красивый костюм создаёт ни с чем несравнимую, сказочную атмосферу. Приобрести стилизованные народные костюмы можно как оптом, так и в розницу.

Помимо продажи, мы предлагаем индивидуальный пошив костюмов для народного танца на заказ.

Заказать дешевые народные костюмы в Москве на все случаи жизни — чтобы блистать в народном хоровом коллективе или танцевальном ансамбле, проще простого! Покупайте, чтобы радовать себя и своих близких незабываемыми подарками!

Чтобы совершить покупку, обращайтесь к нашим менеджерам по указанному номеру телефона или посредством электронного письма.

Современная одежда в русском стиле: этническое прошлое на европейских подиумах

Этнический стиль обычно связывают с историей развития государства, становления культуры и искусства. Самобытностью веет от длинных рубах и сарафанов, кушаков и полушубков, вышитых орнаментов и старинных украшений. Современная одежда в русском стиле соединяет традиционные мотивы с новейшими модными тенденциями. Дизайнеры предлагают интересные коллекции национального одеяния, приспособленные к требованиям комфорта и удобства. Теперь модницы примеряют укороченные варианты платьев, костюмов и шалей, демонстрируя утонченный вкус.

Особенности одежды в русском народном стиле

Национальный стилизованный русский костюм имел отличия в зависимости от региона проживания. Более глубокими корнями отличаются одеяния южан, украшающих наряды славянскими мотивами. Праздничные поневы, сарафаны и рубахи из расшитой ткани передавались по наследству, часто повседневные взрослые костюмы перешивались детям.

Общие черты этнического одеяния:

  • Костюмы отшивались из натуральных льняных или хлопковых тканей. Богатые крестьяне носили шелковые наряды, меховые душегрейки и кожаные дубленки. Позже стали пользоваться материей с включением синтетики, что упрощало уход за одеждой.
  • Придерживались прямого кроя при пошиве. Костюмы не стесняли движения при работе, поэтому оснащались специальными вставками.
  • В приоритете оставалась многослойность женского костюма. К длинной рубахе прилагалась шерстяная юбка понева, передник и фартук.
  • Обязательно наличие расшитого пояса. Элемент не только придерживал одежду, но и защищал от сглаза.
  • Сакральное значение вышивки. Как рабочая, так и праздничная одежда декорировалась вышивкой, кружевом, тесьмой, бисером. Такой тип украшений считается отзвуком дохристианской старославянской культуры, когда каждый символ оберегал от неприятностей, притягивал удачу.
  • Обилие ярких красок. Для повседневности подбирали наряды серого цвета, для торжественного случая наряжались в алые, синие или зеленые сарафаны. Для экономии верх рубахи отшивали из дорогого материала, а для низа использовали простую ткань.

Под запретом были вызывающие одеяния. Не носили декольтированные или короткие платья, хотя современный стиль не отличается строгостью. Женственные костюмы скрывали тело, что считалось признаком благопристойности и скромности.

Мужская одежда

Костюмы для мужчин не отличались буйством красок. Спокойная цветовая гамма и лаконичный покрой характеризовали древнерусские одеяния.

  • Основой мужского гардероба считалась рубашка из хлопка, льна или шелка. Зажиточные господа заменяли рубахой исподнее, простые крестьяне носили в качестве верхнего одеяния. У старорусских рубах вырез располагался спереди, у позднего варианта разрез находился сбоку, чем и объясняется название «косоворотка».
  • Холщовые или шерстяные штаны доходили длиной до щиколоток, подпоясывались гашником. В южных провинциях щеголяли в ярких шароварах с расшитыми поясами.
  • Бедняки носили рубаху с кожухом, свиткой, зипуном или опашнем. Купцы предпочитали ходить в епанче, корзно, кафтане, терлике или сермяге.

Зимой согреться помогала длинная шуба. Дешевыми были изделия на овчине, богатые аристократы носили шубы, подбитые чернобуркой или соболем. Для торжественных случаев наряжались в меха даже летом, продев руки в специальные прорези.

Женская одежда

На фото представлены народные стилизованные костюмы, поражающие красотой ткани и декорирования. Женские наряды в русском стиле состоят из нескольких элементов, дополняются традиционными головными уборами:

  • Сначала надевали просторную нижнюю рубаху, пошитую из натурального материала. Дополняли сорочку расшитым поясом.
  • Одеждой для аристократок считался длинный шелковый летник, расшитый жемчугом, камнями или золотом.
  • Поверх рубашки шла понева или юбка.
  • В летнее время носили просторные сарафаны, зимой – хлопковые или шерстяные платья.
  • Даже дома волосы прятали от посторонних глаз. Голову покрывали повойником и платком. Девушки вплетали ленты в косы, для торжества наряжались в кокошник. Были популярными бусы из стекла, ожерелья и височные кольца.
  • В качестве верхней одежды пользовались популярностью кафтаны с красной оторочкой, меховые телогреи, душегреи и шубы. Бедные крестьянки носили полушубки на овчине, знатные женщины предпочитали соболиные, куньи или горностаевые шубы.
Читайте также:
Какие кремы и масла использовать перед сном

О мастерстве и происхождении обладательницы судили по традиционной вышивке. Верх сарафана и рубахи украшали гладью, обшивали тесьмой, бисером.

Важные элементы стиля

Русский народный стиль одежды не остался в прошлом, как и другие этнические направления. Модельеры внедряют яркие элементы в современные костюмы, выпускают коллекции russian style. Не обязательно в точности повторять многослойное одеяние для создания образа, достаточно дополнить платком или поясом джинсовое платье или брюки.

Детали для воссоздания этнического образа:

  • Для лета подбирают просторные юбки-колокол, сарафаны или платья из натуральных тканей. Акцент на простых линиях и крое, лаконичности и скромности.
  • Украшения и вышивка. Одежду украшают старорусскими орнаментами, расшивают золотыми нитями, используют изображения языческих оберегов.
  • Мужчинам понравятся рубахи-косоворотки. Рекомендуют комбинировать верх с обычными джинсами или брюками, подчеркнув талию широким поясом.
  • Мастерицы отшивают дубленки и полушубки из павлопосадских платков, оторачивая их по краю мехом. Такая верхняя одежда привлекает внимание, согревает зимой. Для комплекта подбирают шапочку, платок, муфту или варежки.

Неординарно смотрятся холщовые сумки или наплечные мешки, украшенные символической вышивкой животных или растений. Любое платье или пальто легко обшить по воротнику или карманам кружевом или бисером, дополнив деревянными аксессуарами.

Элементы костюма

Одежду в русском стиле узнают по специфическим деталям, превращающим вещи в произведение искусства с национальным колоритом.

Славяне не терпели стянутости каждодневных одеяний, поэтому шили свободное белье, подчеркивали талию поясом. В женском варианте отсутствуют штаны, выбор делается в пользу многослойной юбки.

Обязательным элементом считаются сорочки или рубахи. Если мужчины носили рубашки навыпуск, то девушки прятали нижнюю часть под юбкой. Современная интерпретация костюма позволяет даже женщинам примерить укороченные брюки с сорочкой, украшенной вышивкой по манжетам и вороту.

Альтернативой верхней одежды станет приталенный кафтан на пуговицах, отороченный пуховой отделкой. Завершением броского образа послужат платки с набивными узорами в национальной расцветке. Можно подобрать алые сапоги в качестве единения с русским стилем.

Цветовая гамма

Национальные мужские костюмы представлены в спокойных тонах. Серые или белые рубахи украшали традиционной вышивкой синими или красными нитями. Женские костюмы предполагали обилие оттенков красного, бирюзового, василькового, стального, золотистого или янтарного цвета. Выгодно сочетание сочных тонов на белом фоне, но сейчас встречается вышивка на красной или черной ткани.

Орнаменты

Славянский стиль одежды характеризуется вышитыми узорами и орнаментами. Каждый элемент отличался сакральным значением, а вместе с другими представлял надежду русичей на урожай и счастливую жизнь:

  • квадраты или прямоугольники обозначали засеянное поле;
  • круг с перекрещенными линиями или крестом – символ солнца;
  • паук помогал в ремесле, развивал мастерство и трудолюбие;
  • животные притягивали изобилие и благополучие;
  • птицы считались изображением семейного единства, а пара птиц – воплощением рода;
  • ключ оберегал семью от плохого намерения со стороны, запирал в доме счастье;
  • дерево мира обозначало перетекание жизненной энергии;
  • символ бесконечности символизировал, удачу, любовь и богатство.

Вышивку «крестиком» сможет освоить даже начинающая рукодельница. Советуют украсить подол и манжеты рубахи простыми узорами в виде «иголок» — знаком защиты детей от болезней. Из сложных узоров осваивают «болгарский крест», обозначающий крепкие семейные узы.

Лоскутная одежда

К старорусскому стилю относится лоскутная одежда. Славянки бережно относились к ткани, не выбрасывали кусочки материала, которые остались после раскроя сарафанов и рубашек. Такие детали сшивали между собой, формируя целостное полотно. Из лоскутков получали не только яркие наволочки и покрывала, но детские платья, костюмы или платки. Сейчас техника «пэчворк» переживает пик популярности, поэтому даже взрослые женщины носят лоскутную одежду. Советуют не комбинировать в одном изделии больше трех цветов, чтобы не перегрузить образ.

Читайте также:
Как ухаживать за ногтями и кожей рук

Аксессуары под одежду в русском народном стиле

Славянки любили украшения вне зависимости от положения в обществе. Излюбленным аксессуаром считался кокошник на жестком основании, обтянутый драгоценной парчой, декорированный драгоценностями и жемчугом. Модельеры предлагают примерить современную версию кокошника, уместную на стилизованных вечеринках.

Заменой громоздкому головному убору послужит павлопосадский платок. Изделие красиво завязывают на голове, набрасывают на плечи вместо шали. Яркие платки дополняют норковые полушубки и шубы.

Летом русские барышни носили роскошные венки из луговых цветов. Сейчас рекомендуют вплетать в них ромашки или васильки, веточки с листьями, ягоды рябины или калины. После замужества вместо венка носили височные кольца, которые прикрепляли к головному убору или волосам. Простые крестьянки украшали себя проволочными украшениями, барыни предпочитали сложные бусинные кольца.

Славянский стиль предполагает обилие бижутерии. Советуют носить украшение из мелких бус вплотную к шее, пустив свободно свисать ожерелье из крупных камней. Браслеты называли наручами, носили до 8-ми штук одновременно. Женщины также украшали пальцы перстнями и кольцами, повязывали на талии вышитые пояса с народными мотивами.

Как подобрать одежду в русском стиле

На европейских подиумах широко представлена стилизованная одежда в русском стиле. Для пошива сарафанов и юбок применяют дорогие материалы, кафтаны отделывают соболиным или норковым мехом. Такие одеяния не относятся к бюджетным, при желании сэкономить лучше самостоятельно подобрать наряд под старину.

Предки носили просторные рубахи из натуральных тканей, комфортные при носке. Если отталкивает свойство льняных вещей изминаться, присматриваются к другому материалу, приятному на ощупь. Однотонные рубахи с вышитым воротом станут показателем принадлежности к этностилю, дополнение подбирают на усмотрение.

Длина летней летящей юбки варьируется до середины колена или в пол, главное требование – цветочная расцветка ткани.

Юбку заменяют свободным платьем или сарафаном. Приветствуется декорирование подола тесьмой, кружевом, вышивкой.

Свадебный вариант предполагает белоснежное платье, повторяющее по крою рубаху. Иногда допускается верх по типу корсета, богато украшенный вышивкой в народном стиле.

Рекомендуют отказаться от обуви на каблуке. Удачным решением считаются тканевые сапожки, балетки, босоножки с тонкими ремешками.

При похолодании утепляются посредством шапки-ушанки. Головной убор одинаково подходит как девушкам, так и мужчинам.

Рекомендуют комбинировать ушанки с яркими валенками или сапожками.

Как носить и правильно сочетать

Не стоит полностью придерживаться русского стиля, чтобы соответствовать народным традициям. Рекомендуют комбинировать броские элементы с современными юбками, куртками, брюками или лосинами. Придерживаются правила соединения народных пестрых мотивов с однотонными материалами.

Показателем этностиля станет цветастый сарафан в пол, декорированный по подолу и вырезу ажурными или лоскутными вставками.

Заменить сарафан советуют длинным платьем с рукавами-фонариками. К яркому одеянию подбирают рубашку, майку или футболку белого цвета. Завершением образа станут легкие сандалии или сумка под цвет платья. Из аксессуаров приобретают крупные бусы, деревянный браслет, ленты и платок.

Девушкам понравятся разноцветные многослойные юбки в пол, подходящие для летней прогулки. Юбки обшивают по подолу кружевами фабричного или ручного производства. Изделия чаще выпускают на кокетке, подчеркивающей талию. Также к цветным юбкам положены светлые футболки или рубашки, дополнением образа послужит соломенная шляпка и затемненные очки.

Если удалось присмотреть вышитую рубаху, поступают иначе. Красивый декор выставляют на обозрение, скомбинировав сорочку с льняными штанами или юбкой. В современном видении разрешается носить рубашки навыпуск, подвязав талию поясом.

Рекомендуют украсить вышивкой повседневную одежду для придания ей народного шарма. Вышивают понравившийся мотив на кармашке рубашки или джинсов, платье или юбке.

Русские мотивы переживают второе рождение как на родине, так и за границей. Вещи с оригинальными мотивами из натуральных материалов обрели массу поклонников. Национальная культура демонстрирует роскошь и простоту костюмов, соединяя невидимой нитью прошлое и будущее.

Русская одежда

Русская одежда, русский костюм, в частности как элемент национальной культуры, как знак и как символ, выражает конфессиональные, этические, художественные представления русского народа, его историю, менталитет, систему ценностей.

Общие сведения о русском народном костюме содержатся в классических работах известных историков, этнографов и фольклористов А.Н. Афанасьева, Ф.И. Буслаева, И.Е. Забелина, П.А. Киреевского, Н.И. Костомарова и др.

Читайте также:
Кружево в одежде очень красиво, особенно если это Елецкие кружева

История русского костюма

Историография русского костюма имеет давнюю традицию. Русский костюм рассматривается с точки зрения истории России, археологии, этнографии, гендерной, социальной истории и др. Исследователи русского костюма пришли к выводу, что в результате влияния природных факторов, а также условий быта и характера крестьянского труда, русский народный костюм в максимальной степени приспособлен к жизни народа [1]. Выделяют несколько особенностей русского народного костюма.

  • Функциональность. Русский костюм не сковывал движения, был легким, нежарким, но в то же время и достаточно теплым и долговечным, способным укрыть от непогоды.
  • Конструктивность. Удобная конструкция сарафана, рубахи, зипуна, понёвы практически не требовала разрезания ткани при крое изделия, при этом отходы ткани оставались минимальными. Минимальное количество швов не требовало от швеи высокого мастерства и сокращало время пошива.
  • Декоративность. Одежда была очень выразительная, яркая, украшенная элементами декора, с комбинациями тканей разного цвета и текстуры.

До XVII в. характерной костюмной формой были длинные неприталенные одежды. Соседство с кочевыми народами, уверенная политика Московского княжества после распада Золотой Орды, покорение Сибири, оживление контактов с Крымом и Северным Кавказом — эти события не могли не отразиться на материальной культуре русских. Одним из результатов стало сложение самобытного костюма, сочетающего глубокие местные традиции и черты, характерные для азиатов. На рубеже XVII-XVIII вв. русский костюм претерпел значительную трансформацию, обусловленную реформами Петра I и его предшественников [2].

К концу Московского царства Россия была страной с неоднородной культурой. Традиционная одежда подчеркивала этнические различия народов, населяющих Россию. Кроме того, были хорошо известны и европейский, и азиатский костюмы. Главной характеристикой русского костюма этого периода можно назвать многослойность. Надетые друг на друга одежды создавали величественный образ. О социальном статусе владельца одежды говорило обилие украшений. Одежда была украшена так называемыми «неподвижными» украшениями: вышивкой шелком, канителью (крученой золотой или серебряной нитью), битью (расплющенной серебряной проволочкой, прикрепленной на ткань). Также костюмы украшались жемчугом, жемчужными нитями, по виду напоминавшими кружево — поднизи.

Аргунов И. П. Портрет неизвестной в русском костюме. 1784 г. Кокошник украшен канителью и жемчужной нитью — поднизью

Одежда иноземцев — путешественников, купцов, военных, зодчих, бывавших на Руси, — зачастую становилась основой для новых форм, которые в дальнейшем становились русскими. К примеру, появление чуги (верхняя одежда наподобие плаща) среди русского мужского костюма. Ее связывают с женитьбой Ивана Грозного на Марии Темрюковне в 1561 г. Также тегиляи (стальные кафтаны, выполняли функцию доспехов), распространенные на Руси очень широко, имели монгольское происхождение. Эта одежда попала в Московию от тюркских народов. Известны и другие примеры заимствований восточной одежды.

Европейское платье («немецкое») было известно в допетровской России как парадное и как неформальное. Юпы, кабаты, курты, гусарские шубы, немецкие шляпы были в использовании придворных потешников и самих царевичей с 1630-х гг. Некоторые предметы европейской одежды имелись у царей, дворянства и придворных. Интерес к иноземному костюму был настолько велик, что в 1675 г. царь издал указ «О неношении платья и нестрижении волос по иноземскому обычаю… чтоб… тако ж и платья, кафтанов и шапок, с иноземских образцов не носили, и людям своим потому ж носить не велели» [2]. Указ Алексея Михайловича разграничил разрешенную «русскую» и запрещенную «иноземную» одежду. Преемник Алексея Михайловича, царь Федор, из-за практического неудобства не был сторонником принятых в третьей четверти XVII в. многослойных и долгополых одежд. В 1681 г. царь запретил ношение традиционной русской одежды — охабней и однорядок. Им на смену пришли другие формы, более практичные для жизни: «старые одежды были долги, прилично женскому платью, и к служилому и дорожному времени непотребны» [3]. На замену были предложены короткие кафтаны, образцом для которых послужило современное царю Федору польское платье.

Латный полукафтан

Далее, петровские реформы стали переломным моментом в развитии русского костюма. Россия насильно вовлекается в европейское культурное пространство, и как один из вспомогательных инструментов этого вводится инокультурная одежда. Часть населения, которая восприняла нововведения Петра как попытку искоренения русской самобытности, рассматривала традиционный русский костюм как значимую ее составляющую.

Впоследствии русский традиционный костюм почти полностью вытесняется из активного обращения. Из предметов быта он перемещается в сферу национального наследия, с этого момента он имеет больше символический, нежели практический смысл. Его замещает общероссийский костюм, обозначающий принадлежность носителя к империи.

Материалы для одежды

Для одежды материалом служили ткани домашнего производства: холст, полотно, шерсть. Холстом, холстиной назывались льняные и другие бумажные ткани. Крашеный холст назывался крашениной, более плотная крашеная пеньковая ткань — кежей или кежью.

Льняная домоткань. Современное производство

Широкое распространение имела шерстяная клетчатая ткань — понева. Для зимней одежды использовался мех — овчина, мерлушка; на обувь, пояса, ножны — кожи — козловые, бараньи, коровьи и лошадиные. Богатые одежды шили из дорогих тканей, в основном это привозные материи. Виды шелка: камка, тафта, китайка, атлас, паволока, объяр, сатын, хамъян. Бумажные материи — бязь, кумач, киндяк, миткаль, сарапат, сатын. Они привозились из Китая, Индии, Ирана, Средней Азии, Крыма, Турции, Закавказья. Шерстяные материи привозились в основном из Англии, Франции, Италии, Фландрии. Если ткани по преимуществу ввозились, то меха для утепления и украшения богатой одежды добывались в России и обильно вывозились.

Читайте также:
Вавилонская Богиня Милитта – мифология и реальность

Женская одежда

Нательной одеждой мужчин и женщин служила туникообразная рубаха — сорочка. У женщин сорочку дополняла набедренная одежда. В XIV в. это была понева — женская шерстяная юбка, как правило из цветной однотонной либо клетчатой ткани, с богато украшенным подолом.

Понева — женская шерстяная юбка

Постепенно понева вытесняется другой женской комнатной одеждой, которая начала распространяться с середины или конца XIV в. — сарафаном. Слово «сарафан» исконно персидского происхождения, достаточно раннее заимствование в русском языке. «Сарафан», «сарафанец» обозначало тогда длинную нарядную верхнюю одежду, но не женскую, а мужскую. В XV-XVI вв. сарафан становится излюбленной одеждой горожанок. Исследователи отмечают, что сарафан вошел в полный комплекс женской одежды именно в городах и далее распространился в сельской местности.

Россинский В. И. Девушка в русском сарафане, 1902 г.

Простые сарафаны шили из крашенины, богатые — из дорогих привозных тканей. Украшались они галуном (золототканая лента), кружевом, драгоценными пуговицами, вышивкой. Интересно замечание В.И. Даля, который, характеризуя сарафан как предмет женской русской одежды, приводит пример «сарафанница» в значении «женщина, которая носит сарафаны и вообще ходит в русском». Филологи сходятся во мнении, что уже к концу XVIII-XIX вв. сарафан прочно ассоциируется с русской национальной одеждой, а само слово, помимо предметного значения, имеет и символическое значение «сарафанница» — женщина, одевающаяся по-русски, и не обязательно в сарафан. В конце XIX века под влиянием городской моды в российских деревнях начинает свое распространение «парочка»: женский костюм, состоящий из юбки и кофты, изготовленных из одной ткани.

«Парочка» — комплект, сшитый из одной ткани. Считается традиционным костюмом казачек

Мужская одежда

Мужской комнатной одеждой был зипун. Слово «зипун» тюркского происхождения, оно могло попасть в Россию от турок или татар. Этот вид одежды представлял собой облегающую тело довольно короткую куртку. Поверх него надевался кафтан с высоким стоячим воротником, который прикреплялся сзади к кафтану, закрывал затылок и заставлял держать голову гордо.

Одежда XVII века на Руси. Кафтаны

Как верхнюю одежду надевали ферязь — длинный кафтан, без воротника, на пуговицах, с рукавами и без рукавов.

Одежда русских XVI-XVII вв. Кафтан, ферязь

Однорядка также относилась к верхней одежде — широкая и длинная распашная одежда, без воротника, с длинными рукавами. Охабень отличался от однорядки отложным воротником, спускавшимся до середины спины.

Охабень — это древняя русская верхняя мужская одежда. Слово «охабень» произошло от «охабить», что означает «охватить». Спереди были петлицы, а по бокам были длинные разрезы от пола и до рукава. Для рук были специальные разрезы в рукавах

Усилиями Петра I традиционные многослойные одежды сменил костюм, состоящий из рубашки, камзола, кафтана, коротких штанов и башмаков.

Русская одежда в современной моде

Мировые дома моды просто не могли оставить исконно русскую стилистику без внимания, что нашло свое отражение в коллекциях известных дизайнеров. Американские, европейские и русские модельеры с удовольствием возрождают забытые традиции славянской одежды и привносят в них современное звучание. Для примера обратимся к коллекции итальянского бренда Valentino весна-лето 2015. Однотонные рубашки, блузы с традиционной вышивкой, сарафаны с яркими узорами. На подолах некоторых сарафанов воспроизводятся вологодские коники. Из материалов используется льняная ткань крупного плетения, легкая органза и мягкий бархат. Эта коллекция полностью созвучна с русскими мотивами.

Русская коллекция Valentino, весна-лето 2015 г.

Типичные черты традиционного русского костюма. которые до сих пор используют современные модельеры: прямой, расширенный книзу силуэт, преобладание симметричных композиций костюма с округлыми линиями в деталях, отделке. Геометрическая форма костюма представлена в виде простых форм, таких как трапеция, квадрат, прямоугольник, отделка вышивкой, кружевом, мехом, шитьем.

Особую любовь у дизайнеров заслужили кружева и ручная вышивка. Причем сложность вышивки и тонкость кружева напрямую влияют на стоимость готового изделия. Среди кружевного плетения наибольшее уважение заслужила ручная работа.

Исконно русский стиль в одежде сегодня приветствует создание просторных сарафанов с длиной до пола. Широкие лямки и завышенная линия талии также отличают модные и стильные одеяния. Дизайнеры постарались сохранить основную цель славянской одежды — обеспечение комфорта для женщины. Поэтому в моде прямые фасоны, дышащие ткани и свободный крой. Очень популярны отложные воротники и рукавчики в форме фонариков.

Авторская одежда от Варвары Зениной. Платье и шушпан

1960-е гг. в модной индустрии ознаменовались популярностью русского косоклинного сарафана. Стройность и лаконизм русских сарафанов легли в основу моделирования одежды. Таким образом появился силуэт «трапеция», когда из верха следует очень пышная юбка, при этом хорошо обозначается линия талии. Распространение такой формы в мировой модной индустрии положило начало определению русского стиля — «стиль а ля русс».

Читайте также:
Когда появились первые молнии-застежки на одежде

Косоклинный распашной сарафан

Украшения и аксессуары для современного славянского стиля должны быть подобраны из соображений простоты и элегантности. Браслеты и серьги рационально делать своими руками из природных материалов, например, дерева, соломы или жемчуга. В качестве дополнений к платьям дизайнеры рекомендуют использовать яркие пояски с вышивкой. Придать образу русский колорит помогут всевозможные цветастые платки и оренбургские шали. Женщина в таком платке становится невероятно привлекательной и желанной. Варежки и жилетки из овчины позволяют сблизить современность и старину.

Автор: Маргарита Лапина

Литература:

1. Каршинова Л.В. Русский народный костюм. Универсальный подход. М.: Белые альвы, 2005.
2. Шапиро Б.Л. Русский костюм: между царством и империей // История: факты, символы. 3 (12) /2017. С. 132 — 139.
3. Шамин С.М. Мода в России последней четверти XVII столетия //Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2005. № 1. С. 23-38.
4. Черноед Н.Б. Этнический костюм: традиции vs глобализации (на примере русского народного костюма) // Вестник славянских культур. Т. 43. М., 2017. С. 261-265.

Русский стиль: как национальная мода стала товаром на экспорт

В моде интерес к российскому культурному наследию долгое время ярче проявлялся на Западе, чем у нас. А многие составляющие «русского стиля» были скорее товаром на экспорт. В России национальная традиция стала объектом дизайнерского интереса только в последние лет десять. Впрочем, некоторые дальновидные бренды делали на нее ставку уже в конце 1990-х — начале нулевых.

«Для меня обращение к теме нашего национального наследия было совершенно естественным, ведь я родилась в этой стране, я здесь выросла, изучала русскую историю, читала русские книги, — рассказывает Алена Ахмадуллина, создатель брендов Alena Akhmadullina и Akhmadullina Dreams. — Мы очень плотно работаем с темой русского исторического костюма разных эпох. При этом весь советский период мы исключили полностью, а из XVI-XIX веков, не обращаясь к конкретному узкому периоду, заимствуем лучшие формы, вышивки, фактуры, конструкции, цветосочетания».

Русское наследие в коллекциях первой линии Ахмадуллиной легко считываются теми, кто вырос на детских книжках с иллюстрациями Ивана Билибина и «сказочной живописи» Виктора Васнецова. Кому близка и понятна эстетика русского модерна и кто имеет хотя бы отдаленное представление о том, из каких слагаемых складывается русский национальный костюм. Вторая линия, Akhmadullina Dreams, не уходит в тему так же глубоко. В ее основе — упрощенные и легко считываемые коды: аппликации на свитере, вышивка на туфлях, не вызывающие вопросов принты и комбинации цветов. Что, в общем, объяснимо: это коммерческая история, рассчитанная на более широкую аудиторию. «Первая линия обладает четко читаемым ДНК, одной из составляющих которого является переосмысление русского костюма и традиционных техник. В ней мы больше экспериментируем, создаем новаторские и концептуальные вещи», — говорит Алена. Вторая линия Akhmadullina Dreams сконцентрирована на коммерческих вещах, которые «ближе к людям», более понятны, носибельны. В них меньше идеи «жизнь как искусство», больше практичности и функциональности.

Интересно, что под углом «жизнь как искусство» русскую традицию долго рассматривал Запад. В то же время в самой России она постепенно теряла очертания и размывалась — пока окончательно не трансформировалась в массовом сознании в набор штампов: кокошник-сарафан-матрешка.

Первый серьезный экспорт «русского стиля» осуществил в 1909 году Сергей Дягилев, который и познакомил европейскую публику с балетом и довольно кулуарной эстетикой дворянской культуры XVII-XIX веков. Париж рукоплескал дягилевским «Половецким пляскам» и «Шахеразаде», а на родине многие и не подозревали, что поразивший Европу «русский стиль» — это яркие шаровары и кафтаны. А когда очарованная русским балетом и князем Дмитрием Романовым Коко Шанель выпустила в начале 1920-х серию «русских коллекций» с шапками-кубанками и платьями, расшитыми русскими княгинями-эмигрантками, в постреволюционной России уже формировались другие культурные коды, в которых не было места ни вышивке, ни кафтанам.

Микс русского народного костюма и авангарда

Советский период, исключенный Аленой Ахмадуллиной, всегда был одной из опорных точек в коллекциях Nina Donis. По словам Нины Неретиной и Дониса Пуписа, российское и советское наследие так или иначе сознательно и бессознательно всегда отражалось в их работах. Дизайнеры не дают четких определений своему стилю, только резюмируют очевидное: в основе большинства их коллекций — микс русского народного костюма и авангарда.

Интересно, что именно такая комбинация — народный костюм и авангард — стала в начале XX века «ноу-хау» сразу нескольких российских художников и дизайнеров. В 1925 году Надежда Ламанова, бывший кутюрье императорской семьи, и скульптор Вера Мухина подготовили совместную коллекцию для Всемирной выставки в Париже. Работать пришлось с тем, что можно было раздобыть в постреволюционной России: солдатским сукном, грубым полотном и хлебными мякишами, которые пошли на изготовление бус. Коллекцию отличали простой внятный крой и лаконичные линии: это был густой замес конструктивизма и народного стиля.

Читайте также:
Кружево в одежде очень красиво, особенно если это Елецкие кружева

Париж, все еще находившийся под впечатлением от «русских сезонов», принял коллекцию на ура: представлявшая ее Вера Мухина, получила за себя и невыездную Ламанову Гран-при «за национальную самобытность в сочетании с современным модным направлением». Казалось, «продолжение следует». Рассчитывая на развитие истории, Ламанова и Мухина выпустили альбом «Искусство в быту» с теми же лаконичными моделями, сочетавшими элементы крестьянского костюма и авангард. Но проект так и остался дизайнерской бумажной утопией.

Все для советского ситца

Чуть больше повезло художнице-конструктивистке Варваре Степановой. В 1922 году в Москве на базе национализированной в 1918-м мануфактуры «Эмиль Циндель» заработала Первая ситценабивная фабрика. Новый «советский ситец» требовал соответствующих принтов — раньше на фабрике использовали рисунки из «буржуазных» каталогов. Руководство бросило клич среди современных художников — и так на производстве оказались авангардисты Александр Родченко, Любовь Попова и Варвара Степанова. Родченко задержался ненадолго, а Степанова с Поповой за несколько месяцев 1924 года создали сотни конструктивистских орнаментов.

Степанова разработала еще и концепцию костюма «нового времени» — невероятно авангардного по форме и идейного по содержанию: связанного с «производственной функцией». Но и эта история свернулась в короткие сроки: Любовь Попова скоропостижно скончалась в мае 1924-го, а от услуг Степановой фабрика отказалась в 1926 году – время экспериментов и авангарда в советской России подходило к концу.

«Это связано с тем, что долгие годы страна была закрыта, этой промышленности по большому счету не существовало. Но теперь она возрождается», — рассуждает Александра Калошина, основательница студии текстильного дизайна Solstudio Textile Design, одно из направлений которого — разработка принтов для тканей. — Но сейчас выросли молодые люди, которые могут видеть моду, — им по 25-30 лет. Пока что они вобрали в себя крупицы опыта, а в моде помимо опыта важна еще и насмотренность. Но сейчас получаем целые поколения молодых, сильных, хороших дизайнеров, соответствующих абсолютно мировому восприятию, включенных в мировую среду. И мы активно с ними работаем, проводим гигантскую обучающую работу: в Академии имени Строганова и в РГУ им. Косыгина».

До 1917 года с производством набивных тканей в России все было на редкость гладко: среди постоянных покупателей фигурировали многие европейские страны, арабский Восток и — во что сейчас верится с трудом — Китай. Другой вопрос, что до революции многие рисунки были покупными — они заказывались в итальянских, французских и даже немецких бюро. Впрочем, это не значит, что здесь не было собственных художников и достойных внимания работ. Как раз одно из направлений учебной программы Solstudio — изучение богатейшего орнаментального наследия России, которое можно интегрировать в современный текстильный язык.

«Недавно мы представили на Premiere Vision (крупнейшая международная выставка тканей, где определяются тенденции на несколько сезонов вперед) рисунок с российским корнями: он представляет собой что-то среднее между Востоком и Западом, — рассказывает Калошина. — Он не такой избыточный и сложный, как типичный восточный рисунок, но чуть более декоративный, чем западный. Нам говорили, что его никто не купит, но в результате мы попали в точку: нас стали покупать и выходящие на восточный рынок европейцы, и представители восточных стран. То есть мы заняли позицию своего рода посредника между Западом и Востоком».

Актуальный соц-арт

Дизайнеры Nina Donis Нина Неретина и Донис Пупис, чьи коллекции принято сразу и безоговорочно соотносить с русским авангардом и народным костюмом, признаются, что для них не менее важным является направление более позднего периода, соц-арт. Сложившийся в застойных 1970-х, соц-арт стал альтернативой официальному искусству и в дальнейшем повлиял на многих художников и дизайнеров.

Один из последних проектов Solstudio, связанный с архивными «раскопками» исторических орнаментов, — изучение и восстановление работ советского художника и большого знатока древнерусского искусства Ростана Тавасиева, который активно работал в 1970-1990-х и оставил после себя более 500 рисунков. В 2018-м совместно со Всероссийским музеем декоративно-прикладного искусства Solstudio представила проект «Орнаментальное наследие России. Ростан Тавасиев (1938-2006)» и выиграла Президентский грант. Полученные средства пойдут на восстановление архива, каталогизацию работ Тавасиева, разбросанных по 7 музеям и частным собраниям, и выпуск альбома на двух языках – «потому что это мировое наследие, не только российское».

«Это потрясающего качества работы, созданные с 1970-х по 1990-е годы. И они лишний раз демонстрируют, что наши художники — одни из лучших. Рисунки Тавасиева — это уровень самых сильных европейских модных домов. Его работы 1990-х нисколько не уступают орнаментам Versace того же периода. Только надо понимать, что Тавасиев создавал их в полном отрыве от мира. Он жил в Абрамцево, в замкнутом мире, и его творчество долгие годы — десятилетиями — оставалось невостребованным. Орнаменталистика — отдельный талант. Многие современные художники подолгу вымучивают каждый рисунок, пересматривают множество мудбордов в интернете. А он садился и за несколько часов рисовал уникальные вещи».

Читайте также:
Вавилонская Богиня Милитта – мифология и реальность

Продолжением этой истории станет выпуск Solstudio собственной коллекции платков и тканей по эскизам Тавасиева — она будет представлена на выставке в Музее декоративно-прикладного искусства: «То, что делал художник-восьмидесятник, переработали молодые современные художники. Это и есть преемственность поколений, новый взгляд на наше наследие, которое мы должны вернуть»

Покупатели

«Кто наша целевая аудитория? Во-первых, это люди, которые попадают под влияние периода самоидентификации в нашей стране, когда жители России начинают гордиться своей культурой и историей и готовы отдавать предпочтение российскому производителю, если он предлагает хорошее качество и современную красивую одежду, — говорит Алена Ахмадуллина. — Во-вторых, те, кому близок стиль артизан, в котором мы работаем, в его основе лежит понимание жизни и всех ее составляющих как искусства. Те, кому это близко, будут покупать и у Dries Van Noten, и у Prada, и у Alena Akhmadullina».

Коллекции Alena Akhmadullina помимо России представлены также в Риге, Баку, Лондоне, Женеве, Дубаи, Мехико, Шанхае и Эр-Рияде. Вторая, коммерческая линия Akhmadullina Dreams продается в 17 российских магазинах.

Каким образом эстетика Васнецова и элементы русского костюма XVII или XIX веков соотносятся с современными тенденциями и находят отклик в носителях совершенно других культурных кодов?

«Конечно, мы создаем современное прет-а-порте, которое учитывает тот факт, что на дворе 2019 год. Каждый дизайнер подвержен влиянию того, что происходит в мире. Работы других дизайнеров, уличная мода, политика, кино и музыка — все эти вещи заставляют — часто бессознательно — обращаться к той или иной теме. Поэтому в люксовом сегменте перед дизайнерами (особенно это относится к именным брендам) стоит задача самим создавать тренды, а не следовать им».

Традиционно хорошо продается на Западе русский авангард. Одежда Nina Donis помимо московского мультибренда КМ20 представлена в бутиках Нью-Йорка, Гонконга и Киева. А сами Нина Неретина и Донис Пупис, которые одними из первых вышли на европейский рынок в начале нулевых, не раз становились героями западной прессы и фигурировали в престижном списке i-D «самых влиятельных дизайнеров современности».

Модели Nina Donis часто становятся экспонатами выставок, посвященных русскому авангарду или искусству советского периода, и оказываются в гардеробах музейных сотрудников по всему миру. А в прошлом году случилась ожидаемая коллаборация: дизайнеры создали кимоно и сумку для Пушкинского музея, к открытию выставки «Шедевры живописи и гравюры эпохи Эдо». Одним из источников вдохновения стали работы Александра Родченко и Варвары Степановой.

Впрочем, как отмечают сами дизайнеры, если говорить о продажах, на них влияет не столько концепт, сколько экономическая ситуация и покупательская способность на тот или иной момент: основных рыночных факторов пока никто не отменял.

По словам Александры Калошиной, покупатели Radical Chic — собственного бренда аксессуаров Solstudio — те, кто способен заинтересоваться принтом или платком как арт-объектом, для кого ткани, аксессуары — часть современного дизайна. «Мы можем себе позволить то, что не под силу другим массовым брендам, — выпуск сопутствующей линии аксессуаров: в Radical Chic, помимо платков, есть зонты, одежда, мужские шарфы. И все это покупается в том числе в качестве объектов искусства».

По данным системы «СПАРК-Интерфакс», выручка Solstudio в 2018 году составила 36 млн рублей. Как постоянный фигурант Premiere Vision Paris и отчетов WGSN — авторитетнейшего бюро трендов, Solstudio имеет немало покупателей и на профессиональном рынке. «Мы сейчас, без ложной скромности, самая цитируемая студия текстиля в мире. В каталогах Premiere Vision из 50 рисунков, отобранных среди 270 студий со всего мира, семь — наших». Не меньше впечатляет статистика по WGSN: компания сотрудничает всего с 25 мировыми студиями, и в ее последних отчетах Solstudio — лидер по числу отобранных работ. «На мировом рынке большая востребованность именно в текстильных художниках, — уверена Александра Калошина. А у нас сильнейшая художественная школа, которая в сочетании с современными технологиями дает отличных профессионалов».

Русский стиль в одежде: что это такое

Совсем недавно на сайте 7days.ru вышла статья Аллы Вербер про русский стиль, который сейчас является источником вдохновения для многих дизайнеров. Статья вызвала интерес у читателей, поэтому мы попросили Полину Уханову, исследователя моды и руководителя выставочного отдела Музея Моды, рассказать подробнее, что же такое русский стиль.

Как все начиналось

О русском стиле за границей заговорили в начале ХХ века благодаря балетным сезонам Сергея Дягилева и художникам-авангардистам, открывшим Европе новую Россию — яркую, самобытную, откровенную и блистательную. Художница Наталья Гончарова (родственница той самой красавицы Натальи Гончаровой, супруги Александра Сергеевича Пушкина) оформила постановку «Золотого петушка» в ярких, сказочных красно-жёлто-золотых цветах и в откровенно лубочном стиле — больше в качестве иронии, чем ради желания показать Россию именно такой. Но сочный русский национальный колорит пришёлся по душе заскучавшей Европе, которая в начале ХХ столетия как никогда ранее жадно впитывала всё необычное, экзотическое, диковинное, а далёкая, огромная, богатая Россия казалась европейцем именно такой, огромным сундуком с сокровищами, который, как будто, им удалось немного приоткрыть.

Читайте также:
Acqua Di Parma – лучшые ароматы и история парфюмерного бренда

После знаменитого костюмированного бала 1903-го года, во время которого последняя царская фамилия Российской Империи и приближённые ко двору оделись в костюмы допетровского времени, интерес к национальному русскому костюму, как в нашей стране, так и за её пределами усилился, а после 1917-го года стал важной частью новой национальной идеи. Надежда Петровна Ламанова, до революции бывшая Поставщицей Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны, превратилась в первую моделистку новой эпохи. Вместе с Верой Мухиной (автором знаменитой скульптурной группы «Рабочий и колхозница») она создала модели льняных платьев с русскими мотивами, которые в 1925-м году на Международной выставке декоративных искусств в Париже удостоились целых шести призов, хотя выглядели очень лаконично, а единственным их украшением была самая простая вышивка крестом.

Успех всего русского было необычаен! «Русские балеты» Дягилева, выступления Шаляпина и Марии Кузнецовой, немые фильмы, снятые на студии «Альбатрос» с Натальей Кованько и Иваном Мозжухиным в главных ролях, спектакли Художественного театра, кабаре «Летучая мышь» Никиты Балиева и русские «кутюры» — дома моды, за которыми стояли самые громкие аристократические титулы от Романовых до Трубецких, правили модным балом в первой трети ХХ века и, безусловно, повлияли на формирование всей современной западной культуры.

Новые имена

Послереволюционная эмиграция также оказала огромное влияние на формирование европейской моды и стиля. Модный дом «Ирфе» принадлежал князю Феликсу Юсупову и его жене Ирине; дом «Китмир», специализировавшийся на модных в 1920-х вышивках, — великой княгине Марии Павловне; известный модельер Люсьен Лелонг был женат на русской княжне Наталье Полей — одной из признанных «икон стиля» своей эпохи; самый продаваемый аромат ХХ века — Chanel №5 — появился благодаря русскому парфюмеру Эрнесту Бо, с которым Коко Шанель познакомил ещё один эмигрант — великий князь Дмитрий, с которым у Великой Мадемуазель был страстный роман.

Русские князья и творческая интеллигенция привезли в Европу и США богатейшую историю и традиции России, и мировое искусство обогатилось и наполнилось новыми символами, сюжетами и смыслами. Девушки с русской статью и громкими фамилиями не только работали манекенщицами, но и прекрасно владели мастерством вышивки и шитья, так что вполне закономерно, что в 1921 — 1922 годах коллекции многих парижских домов мод наполнились восточноевропейскими мотивами, а в моду вошли прогулочные костюмы, платья, пальто и блузы, расшитые «a ‘la russe».

Благодаря русским эмигрантам в европейскую моду вошли дорогие меха, вышиванки, шляпки, похожие на кокошники, и яркие платки с набивным рисунком. Русский стиль и дух царил повсюду, а, учитывая, что главный художник-иллюстратор стиля Ар Деко Эрте был выходцем из России и звался Романом Петровичем Тыртовым, можно сказать, что и его изящные, теперь уже «канонические» произведения, во многом родственные стилистике русских балетов Дягилева, особенно, на восточную тематику, — это тоже, в определённом смысле, русский стиль.

Модный конструктивизм

Коммунисты, пришедшие к власти после октябрьской революции, определили русскую визуальную культуру, а именно живописное, графическое творчество и одежду национальным продуктом и первоначально отнеслись к ней как к способу пропаганды, благодаря чему в СССР зародился конструктивизм, который провозгласил, что деятели культуры не должны работать отдельно от общества.

Художницы Любовь Попова и Варвара Степанова объявили «войну мольбертам», в 1923 году занялись разработкой принтов для тканей на Первой Московской ситценабивной фабрике и за неполный год работы создали несколько сотен оригинальных, новаторских, не имеющих аналогов в мире орнаментов в конструктивистском духе. К сожалению, в производство большинство из них так и не пошло, но часть этих уникальных тканей сегодня хранится в собрании Музея Царицыно.

Славянская одежда

Славянская одежда с символикой – стиль души и защита духа

Как же замечательно, что сегодняшний день возвращает к жизни огромный пласт Родной культуры, некогда захороненной в обмен на чуждую, деструктивную. Нас искренне радует, что с течением времени современная молодежь, а также модельеры и дизайнеры всего мира, начинают вдохновляться русским бытом и проявлять неподдельный интерес к русской одежде в славянском стиле – с символикой, оберегами и орнаментальными мотивами.

С древнейших времен славянская одежда шилась старейшинами для молодых и подрастающих поколений, и в каждый её стежок рукодельницы вкладывали силу матушки Макоши – покровительницы семейных союзов и Пряхи Небесной. Ручная вышивка сакральной символики на славянской одежде: узоров и рез Богов наших и орнамента с содержанием рунной обережной записи славянскими знаками и с закреплением «сказанного и сделанного» наузами, помогала защитить и обезопасить носящих платье или русскую рубаху от юдоли, всевозможных бед, невзгод плачевных, нищеты худой, болезней и врагов в бою.

Читайте также:
Прототипы кукол будущего – куклы роботы

В своем большинстве славянская одежда с символикой обладает четким ритуальным значением: поиск второй половинки, благополучная женитьба, семейный лад, помощь в зачатии добродетельного потомства и родах, укрепление детского здоровья, следование праведному пути, привлечение Доли. Славянская одежда передавалась предками своим потомкам, из поколения в поколение, из Рода в Род и хранила в себе мощную энергетику силы родовых корней.

Надевая сшитую и сотканную с любовью русскую одежду с традиционной славянской символикой наших предков, сразу же чувствуешь теплые объятия многих поколений, гармонию с миром небесным и земным, лад, спокойствие и радость от осознания себя единым целым с Родом, сохранившим многовековые традиции.

Интернет-магазин славянской одежды: от Москвы до Новосибирска

К сожалению на сегодняшний день поиск по настоящему качественной и добротной славянской одежды является весьма трудным занятием, не говоря уже о грамотно подобранных, правильно вышитых и нанесенных на славянскую одежду обережных символах. Даже в Москве довольно трудно найти традиционную русскую одежду в славянском и этническом стиле, да еще и адаптированную под современный уклад, которую можно было бы носить ежедневно, как на работу, так и дома или на отдыхе.

Но к счастью мы позаботились о тех кому важно следование традициям своего Рода и создали целые коллекции качественной и правильно пошитой женской, мужской и детской славянской одежды с обережной символикой, резами, образами. Славянских Богов.

В нашем каталоге вы сможете найти славянскую одежду, выполненную как из льняных и хлопковых тканей, так и трикотаж из натуральной пряжи с символами и орнаментами, а так же многочисленные виды текстиля с надписями славящими Русь и Предков наших.

Многочисленные товары, включая славянскую одежду, благодаря своему качеству и современному стилю, пользуются хорошим спросом от Москвы и до Сибири, при этом наглядно доказывая что жить в ладу с Родной Верой наших Предков, одеваться в славянском стиле и выглядеть при этом модно – возможно и доступно каждому из нас уже сегодня.

Одежда в славянском стиле: значение символики и сила Рода

Но зачастую просто купить славянскую одежду не достаточно – нужно отнестись к этому вопросу более осознанно, с полным пониманием того, какое ритуальное значение несет изображенная на ней символика и какое влияние она способна на вас оказать. Специально для этого мы подробно описываем сакральное значение каждого орнамента, става или образа вышитого на славянской одежде.

Для более подробной информации вы всегда можете задать нам все интересующие вас вопросы о покупке понравившейся вам русской одежды в славянском стиле с символикой Родных Богов и матушки Руси, а так же в пространстве интернет-магазина «Велес», вам открыта уникальная возможность заказать индивидуальный пошив того или иного изделия, с требующимся вам ставом, свастикой, орнаментом или необходимого размера. Ведь самая лучшая славянская одежда это та, которая пошита с учетом всех индивидуальных особенностей и пропорций тела, для более правильной гармонизации личного пространства.

Магазин «Велес» – сайт русской национальной одежды

Неважно в каком городе или в каком уголке нашей необъятной страны вы живете, просто выбирайте понравившуюся вам славянскую одежду: русские рубахи, женские платья, свитера, пояса, головные уборы, ремни или одежду со славянской символикой, купите их и получите свой заказ по указанному адресу.

Нужно быть смелым показывая окружающим любовь к родной Природе и Корням – гордо носите одежду в славянском стиле и будьте примером для многих!

Ситец: описание ткани, состав, свойства, достоинства и недостатки

Ситец – это легкая ткань из хлопка, натуральная и приятная к телу. Бывает однотонной, то есть гладкоокрашенной, а также набивной – с напечатанным рисунком. Ситец изготавливают из суровой (необработанной) материи под названием миткаль.

Из хлопчатобумажной ткани шьют детскую, женскую и мужскую одежду, бытовой текстиль и постельные наборы.

История ситца

Ситец изобрели индийские мастера в XI веке. На санскрите ткань называли «ситрас», то есть «пестрый». Торговцы привозили ситцевую набойку в Египет и другие страны. В XVII веке ткань попала в Европу. Также из Индии вывозили пряжу и красители, однако настоящие восточные товары стоили очень дорого.

Вскоре во Франции открылись хлопчатобумажные мастерские, где местные умельцы копировали ориентальные узоры. Со временем из Индии переселились опытные работники, которые раскрыли европейцам секрет стойкого окрашивания ткани.

Узоры создавали при помощи деревянных форм, как при книгопечатании. Матрицу окрашивали и прижимали к чистой ткани. Миниатюрные детали рисовали дополнительно вручную, используя тонкие кисти. Со временем для нанесения рисунка стали использовать специальные валы.

Англичане также изготавливали ситец самостоятельно. Члены Королевского научного общества разрабатывали технологию, которая бы позволила уберечь материю от выцветания. Ввоз индийской набивной ткани неоднократно запрещали, потому что местные мануфактуры не выдерживали конкуренции, их доходы снижались, а страны пытались защитить отечественного производителя.

Читайте также:
Какие кремы и масла использовать перед сном

В России ситец производили с 1780-х годов в городе Иваново, который также называли ситцевым царством. Тут был основан музей ивановского ситца, посвященный истории ткани и моды. В коллекции музея хранятся тысячи текстильных образцов и домотканые полотна.

Ткань была необычайно популярна и доступна в Царской России, а позднее и в Советском Союзе. Из материи «веселой» расцветки шили легкие дамские платья и мужские «семейные» трусы.

Мастера изготавливали знаменитый кумачовый ситец — красное полотно с контрастным рисунком. Для создания орнамента использовали корень марены, который разрушал красный пигмент и образовывал контрастный узор.

Технология изготовления

В наши дни ситец изготавливают из специального тканевого полуфабриката, который называется миткаль. Этот материал получают из толстых хлопковых нитей. Пряжу не отбеливают, поэтому полотно имеет натуральный серый оттенок.

Из миткаля делают:

  • ситец – легкая ткань, часто с рисунком;
  • муслин – неотделанная тонкая ткань мелкого переплетения;
  • мадаполам – легкий материал родом из одноименного индийского города;
  • дерматин – искусственная кожа с нитроцеллюлозным покрытием и тканой основой.

Этапы производства ситца:

  • сбор волокон хлопка;
  • очистка от семян, сортировка;
  • прядение нитей из прочесанных и подготовленных волокон;
  • машинное ткачество;
  • окрашивание готового полотна.

Чтобы преобразовать миткаль в ситец, материал подвергают ряду отделочных и красильных операций. В итоге получается легкая материя с плотностью 80-100 г/м². Современные химические красители позволяют создать яркий, насыщенный цвет ткани.

Переплетение ситца – полотняное. Это значит, что нити основы и утка равномерно соединяются, огибая друг друга по схеме «один через один». Плетение образует двустороннее полотно. Лицевую сторону можно определить только тогда, когда на нее нанесен рисунок.

Чтобы определить, настоящий ли хлопок, нужно поджечь одну нитку – она образует пепел, который будет пахнуть жженой бумагой.

Свойства и применение ткани

Ситец – обладатель внушительного списка положительных качеств. Ткань считается надежной и безопасной, поэтому подходит для изготовления детской одежды и постельного белья. Это нежная и тонкая материя, в которой не жарко летом.

Среди достоинств ситца можно назвать:

  • экологичность – в состав ткани не добавляют синтетические волокна;
  • яркость цвета – не линяет, не мнется и не выцветает;
  • безопасность – не вызывает аллергии, зуда кожи, покраснений;
  • простота в уходе – не требуются специальные условия стирки или глажки;
  • гигроскопичность и воздухопроницаемость – ткань впитывает влагу, не позволяет ей оставаться на коже, хорошо пропускает воздух;
  • доступная цена, разнообразие изделий и сфер применения;
  • легкость в обработке.
  • недолговечность – натуральные волокна со временем истираются (достойный внешний вид сохраняется около двух сезонов);
  • некачественная краска может полинять (первый раз вещь из ситца стирают самостоятельно, не смешивая с другими тканями);
  • волокна ткани разрушаются при воздействии высоких температур;
  • материал садится и сминается (гладить ситец обязательно).

Благодаря легкости и воздухопроницаемости, ткань подходит для создания летних вещей. Экологичность волокон позволяет шить практичные постельные комплекты, которые не будут раздражать кожу и подарят здоровый сон.

  • женскую и детскую одежду (платья, сарафаны, юбки, блузки);
  • мужские рубашки;
  • домашнюю одежду, нательное белье и комплекты для сна (халаты, пижамы, сорочки);
  • скатерти и кухонные прихватки;
  • шторы;
  • пеленки;
  • чехлы на стулья;
  • постельное белье (наволочки, простыни, пододеяльники) и декоративные подушки.

Интересный факт – первую годовщину свадьбы называют ситцевой. Традиционно молодожены стараются отделиться от родителей и жить в своем доме. Для создания уюта требуется много домашнего текстиля – шторы, скатерти, постельное белье, полотенца. Чтобы помочь молодым, дарили ситец – отсюда и название.

Знаменитый мебельный гарнитур из романа «12 стульев» Ильфа и Петрова также был с обивкой из ситца. Ткань была английской, в цветочек.

Особенности ухода

Ситец прост в уходе: его стирают руками и при помощи стиральной машины. Обязательно гладят, потому что материя мнется, и вещи приобретают неряшливый вид.

Общие рекомендации по уходу за тканью:

  • перед первым использованием вещь стирают руками в холодной воде, чтобы смягчить полотно и защитить краску;
  • ситец стирают вместе с другими хлопковыми тканями — если постирать материал с синтетикой, ткань может стать жесткой;
  • вещи стирают вывернутыми наизнанку, при температуре до 50 градусов;
  • порошок выбирают щадящий, с минимальным количеством отбеливающих веществ, чтобы сохранить цвет;
  • перед тем как гладить вещь, ситец смачивают водой из пульверизатора или обрабатывают паром – складки разглаживаются намного быстрее;
  • ткань сушат в расправленном виде, желательно, на свежем воздухе, в тени.

Ситец – доступная, легкая и нарядная ткань. Благодаря разнообразному дизайну материал используют во многих сферах текстильной промышленности – от создания детских платьев до наволочек. Материал прост в уходе, обладает многими преимуществами. Недостатки сглаживаются бережным отношением к ткани. Пошить изделие из ситца в домашних условиях сможет даже начинающая мастерица.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *