Пасхальные яйца Карла Фаберже – история и фото

Печальная история Карла Фаберже и самых дорогих в мире пасхальных яиц

На прошлой неделе стало известно, что на аукцион выставили пасхальное яйцо работы Карла Фаберже, созданное в далеком 1892 году. Начальная цена лота — около $390 тыс., что в десятки раз меньше стоимости других драгоценных яиц (и явно ниже его итоговой цены). Onlíner рассказывает о судьбе известного ювелира, который делал «киндер-сюрпризы» для царской семьи, и его самых дорогих произведениях.

Главный ювелир императорского дворца считал себя бездарностью

Карл Фаберже родился в 1846 году в Санкт-Петербурге в семье немца и датчанки. У отца была своя ювелирная мастерская, и по традиции тех лет сын должен был в итоге перенять его дела. Когда Карлу было 26 лет, он не только продолжил начатое отцом, но и превратил его ювелирную компанию в одну из самых известных в мире.

Карл любил старину и ездил по миру в поисках ранее неизвестных ювелирных техник (и таки воскресил позже моду на эмаль). Получивший престижное образование в Европе, на родине Фаберже бесплатно работал реставратором в Императорском Эрмитаже, чтобы познакомиться с русской стариной. О его личной жизни известно только то, что в это время он женился и обзавелся тремя сыновьями, но на этом подробности заканчиваются.

Впрочем, мастер не только придумывал витиеватые узоры и осыпал драгоценностями все вокруг — он любил и изделия из простого металла и полудрагоценных камней, серебра. Так в 1905 году появился «джентльменский набор»: кирпич, газета, окурок, граненый стакан с водкой и закуска, а вместо яйца — яичница с мухой (спустя 106 лет его продадут за $1,1 млн).

Однажды работу его ювелирного дома увидел на выставке император Александр III. Он был потрясен и решил заказать у ювелира пасхальный подарок жене Марии Федоровне. Так в 1885 году появилось первое драгоценное яйцо из коллекции, покрытое белой эмалью, внутри которого находились желток и курочка из золота, а в птице — ювелирные украшения. Это была не оригинальная идея: она основывалась на задумке самого царя, который хотел угодить жене и сделать подарок, напоминающий ей о родине (такое же яйцо хранилось в музее в Дании). Мария Федоровна была в таком восторге, что император решил сделать это традицией, а Фаберже — назначить ювелиром дворца.

Традицию продолжил его сын Николай II, который каждую Пасху дарил два яйца: своей овдовевшей матери и жене Александре Федоровне. Как будет выглядеть яйцо, заказчик никогда не знал: это оставляли на усмотрение ювелиров. На создание одного яйца в среднем уходил год.

При этом мсье Фаберже своими руками знаменитые на весь мир произведения искусства не создавал: на него трудился штат именитых мастеров. Он только рисовал эскизы и руководил работой, считая себя бездарным ювелиром. Когда однажды его спросили, как научиться ювелирному делу, он в шутку ответил: «Без битья мастерству не научиться. Меня не били — вот ничего и не вышло».

Революция, насильственная приватизация, побег и депрессия

За последующие 32 года ювелирный дом создал еще как минимум 71 яйцо по принципу матрешки (внутри непременно был какой-то сюрприз). Десяток яиц мастерской Фаберже сделали по заказу царя Александра, еще 40 — для семьи его сына.

Так как все представители русской знати в те годы были знакомы между собой, вести о мастерстве Фаберже распространялись со скоростью звука. Каждая богатая семья непременно хотела себе драгоценности от Фаберже. Заказы множились, а с ним ширился и бизнес — компания переехала в специально отстроенное здание на Большой Морской, 24, чтобы там поместилось 500 мастеров и художников. Впоследствии открылись также офисы в Лондоне и Киеве.

Читайте также:
Камень Муассанит - лучшая замена бриллианта

А затем начался кризис, и спрос на драгоценности упал. Дом Фаберже не растерялся и стал выпускать медную посуду.

В 1917 году случилась Октябрьская революция, перечеркнувшая все амбициозные планы ювелира. Пришедшие к власти большевики признали все мастерские и магазины Фаберже государственной собственностью (кое-что из драгоценностей его сын успел вывезти из страны). Часть находившихся там произведений прибрали к рукам, еще часть продали за бесценок через «Антиквариат». Потом был голод, и некоторые драгоценности перепродавались не один десяток раз, так что установить местоположение многих из них едва ли возможно.

Богач Фаберже стал классовым врагом и почти год скрывался от советской власти. Только в сентябре 1918-го ему удалось вместе с матерью нелегально выбраться из родного города под видом курьера иностранного посольства и уехать в Финляндию. За следующие два года ювелир исколесил десяток стран и городов, пока на старости лет окончательно не осел с семьей в Швейцарии. Все случившееся было для Карла слишком тяжелым потрясением. Два года после побега он находился в депрессии и умер от проблем с сердцем осенью 1920-го.

Впрочем, не умерло его имя. Сын Евгений решил возродить дело отца и открыл ювелирный дом Фаберже в Париже — сейчас там работает его правнучка. Чтобы купить драгоценность от Фаберже, необязательно продавать почку или быть императором: цены там бывают даже ниже, чем у заклятого конкурента на протяжении более чем сотни лет — Картье.

В России тоже помнят о мастере и в 2013 году даже открыли музей его имени, в коллекции которого представлено девять императорских пасхальных яиц, которые удалось выкупить из разных коллекций по всему миру.

«Дорого яичко ко Христову дню» — знаменитые императорские яйца Фаберже

Советские магазины не отличались особым разнообразием. Список тех ингридиентов, которые были насущно необходимы для превращения детских фантазий в реальность и которые можно было просто КУПИТЬ, легко умещался на листочке из блокнота. Всё остальное приходилось изобретать, следуя за мудрым Филеасом Фоггом: «Используй то, что под рукою, и не ищи себе другое!» Это обстоятельство меня совершенно не обескураживало, тем более, что родители и бабушки щедро делились секретами о том, как сделать классную ВЕЩЬ практически из ничего, пустив в ход подручные средства. Обрезки ткани, флакончики от старой маминой помады, фольга от шоколадки, деревянные катушки от ниток, жёлуди, битые ёлочные игрушки, старые пуговицы — всё имело свою ценность и, благодаря воображению, обретало второе рождение и новые смыслы и предназначения.

Последней каплей, окончательно убедившей меня в том, что в основе мира лежит непреложный закон о «нужности всего и вся», стала, не поверите — шелуха от лука. А было это так: как-то раз мама сказала, что мы будем красить яйца, «сняла шкурку» с нескольких луковиц и бросила добытое в кастрюлю. И, о чудо, луковая одёжка, которая обычно отправлялась прямиком в помойное ведро, оказалась не бесполезным мусором, а волшебным алхимическим веществом. Через некоторое время вода в кастрюле стала густым отваром насыщенного красно-коричневого цвета, превратившим обычные куриные яйца в сокровища пещеры Аладдина, в Lapis philosophorum. Это было настоящее чудо!

Хотя мои родители были агностиками, пасхальные застольные обычаи в нашей семье соблюдались. Поэтому каждую весну мы выходили на охоту за белыми яйцами (кто застал то время, тот поймёт :), а затем несколько вечеров подряд посвящались священнодействию — яйцеукрашению, дабы было чем обменяться с друзьями и родственниками в пасхальное воскресенье.Традиция, однако!

Я думаю, что знаменитый Карл Фаберже, а речь сегодня пойдёт именно о нём, в детстве тоже обожал раскрашивать яйца, иначе откуда у него такая страсть к изготовлению пасхальных яиц! Позволю себе такую маленькую, безобидную фантазию о знаменитом ювелире, ведь думать, что причиной всему была обычная конъюнктура рынка, скучно!

Читайте также:
Где купить или взять напрокат винтажные броши и другие Украшения

Началась история пасхальных яиц Фаберже с того, что русский Император Александр III решил подарить своей супруге Марие Федоровне яйцо, не уступающее по красоте и тонкости работы тому, что хранилось во дворце её родителя, короля Дании. И вот в 1855 году ювелирному дому Фаберже была заказана изысканнейшая вещица — белое яйцо, покрытое эмалью, размером 6,5 х 3,5 см, внутри которого должен был находиться золотой желток, прячущий золотую курочку, которая, в свою очередь, хранила малюсенькую корону из рубина с рубиновой же подвеской. Фаберже не ударил в грязь лицом и подарок пришёлся августейшей супруге настолько по душе, что она даровала мастеру титул ювелира царского двора и гарантировала ему пожизненные заказы.

С тех пор Александр III на каждую Пасху преподносил своей супруге новое драгоценное яйцо, однако теперь эскизы будущего подарка мастер разрабатывал сам и они держались в тайне, что привносило дополнительную интригу и подогревало интерес всего двора. Фаберже был волен делать что угодно при соблюдении трёх условий: форма — яйцо, содержание — из жизни царской семьи, креативность — не допускать самоповторов. После смерти Александра III традицию продолжил его сын Николай II, заказывавший у Фаберже подарки и для матери, и для супруги. Сегодня известно о 52 яйцах, изготовленных мастером для семьи императора и о 19, выполненных по заказам частных лиц. Каждое императорское яйцо Фаберже — со свои характером и своей судьбой.

1. Самой знаменитой «яичной» работой Фаберже считается яйцо «Коронационное», прячущее внутри точную копию кареты Николая II, выполненную из золота.

2. Самая необычная работа — яйцо, содержащее модель Транссибирского экспресса. Крошечный локомотив везёт пять золотых вагончиков, поезд можно привести в движение с помощью маленького золотого ключика. И это не всё! Вагонные окна выполнены из горного хрусталя и на них выгравированы надписи «прямое сибирское сообщение», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь». Уму непостижимо, какая тонкая работа!

3. Самая неожиданная — яйцо-несессер, созданный в мастерской Фаберже в 1889 году. Это чудо, к сожалению, было утеряно. Ходили слухи, что его видели в одном из лондонских магазинов в 1949 году и оно было продано неизвестному за $1250. Где оно находится сейчас, доподлинно неизвестно.

4. Яйцо с самой запутанной судьбой — пасхальное золотое яйцо высотой 8,2 см, украшенное бриллиантами и сапфирами, принадлежавшее императрице Марии Федоровне. В годы революции оно было конфисковано большевиками и последний раз его видели в Москве в 1922 году. Затем оно всплыло в 1964 году на аукционе в Нью-Йорке, но не как яйцо Фаберже, а как ювелирная вещица «часы в форме яйца», noname. Там оно и было куплено за $ 14 000 предприимчивым американцем, желавшим впоследствии его перепродать. Бизнес не складывался и незадачливый предприниматель решил спросить у Гугла Who is Who (на часах было выгравировано имя изготовителя). Каково же было его удивление, когда он выяснил, что за вещица столько лет пылилась на его кухонной полке!

5. Самое счастливое императорское яйцо Фаберже — то единственное, которое смогло остаться со своей законной владелицей, императрицей Марией Фёдоровной, и покинуло революционную Россию. Это яйцо называется «Георгиевское», оно было выполнено в 1915 году и названо так в честь получения Николаем II Ордена Святого Георгия.

6. Самое везучее императорское яйцо — яйцо «Павлин». Этой восхитительной малютке удалось уцелеть во время послереволюционного разгула, несмотря на то, что её уже занесли в список вещей, подлежащих переплавке в золотые слитки. Бог знает, что было причиной этой случайности — некомпетентность какого-нибудь большевицкого «товарища из народа» или наоборот, желание оставшегося на службе интеллигента спасти такую красоту, так или иначе, она попала в список малоценных вещей и благополучно дожила до наших дней. Внутри этого хрустального яйца спрятан механический павлин, расписанный эмалями. Птичка непростая — стоит снять её с золотой ветки, как она расправляет свой великолепный хвост и даже делает несколько шажков перед поражённым зрителем

Читайте также:
Почему колье-пластрон никогда не выйдет из моды

7. Самая «современная», иными словами идущая в ногу со временем, работа Фаберже — «Военное стальное» яйцо. История его создания такова: во время первой мировой многие мастера ювелирной фирмы Фаберже ушли на фронт, страна оказалась в тяжёлом военном положении и Николай II подарил жене яйцо минималистское с точки зрения использованных материалов и выполненное в духе военного времени.

Ему легко составит конкуренцию яйцо из карельской берёзы, изготовленное в 1917 для Марии Федоровны.

8. Самое дорогое яйцо Фаберже — «Зимнее». Оно выполнено из бриллиантов, хрусталя и опалов, а внутри прячется изумительная корзинка с анемонами. За эту вещицу Николай II заплатил 24 тысячи рублей и долгое время именно она была самым дорогим яйцом Фаберже, выставлявшимся на аукционе «Кристис» ($ 9,5 млн.), пока Ротшильд не решился продать гордость своей коллекции — «Ротшильдовское» яйцо, ушедшее с молотка за $ 18,5 млн.

9. Самое «знатное» яйцо Фаберже — это звание по праву принадлежит трём вещицам, ведь они не только были изготовлены в подарок августейшей особе, но и в настоящее время находятся во владении монархической династии. Императорскими пасхальными яйцами «Колоннада», «Корзина цветов» и «Мозаика» имеет честь любоваться британская королевская семья.

10. Самое большое императорское яйцо Фаберже называется «Московский Кремль» и изготовлено в подарок на Пасху 1903 года. Внутри яйца часы и музыкальная шкатулка, а декор навеян архитектурой Успенского собора. Работа очень тонкая — через одно из окошек можно разглядеть внутреннее убранство храма.

Ну, и напоследок, ещё несколько ювелирных шедевров, выполненных Фаберже для императорской семьи:
Херувим и колесница, Датские дворцы, Память Азова, 12 монограмм, Пеликан, Ландыши, Букет Лилий, Клевер.

История яиц Фаберже

Сегодня в самый важный христианский праздник, хотим вам рассказать кратко историю яиц Фаберже.

Изысканные произведения Фаберже пережили трагическую и залитую кровью историю, которая разбросала их по всему миру.

Что можно найти внутри пасхального яйца? Плитку шоколада? Пушистого, желтого Пасхального игрушечного цыпленка? На протяжении 30 лет императрицы царской России научились ожидать немного большего от пасхальных подарков. Внутри чисто белого, в натуральную величину яйца — вылепленного из эмали, не шоколад – подарок царя Александра III царице Марии Федоровне в 1885 году, был золотой желток, скрывающий золотую курицу. Внутри золотой курицы были алмаз и миниатюра императорской короны.

Это было только первое из 50 декоративных пасхальных яиц, сделанных для русской царской семьи Санкт-Петербургской студии Питера Карла Фаберже между 1885 и 1917 годами, когда Октябрьская революция привела к власти большевиков.
Яйца были изготовлены из золота, покрытого мелкими слоями лака и усыпанный драгоценными камнями.

Словосочетание «Яйца Фаберже» стало синонимом роскоши и эмблемой богатства императорского дома и дореволюционной России. А также названием вида ювелирных изделий в виде яиц с сюрпризами и одним из символов России.

Романовы

Одно из яиц Фаберже содержит модель Транссибирского экспресса — это праздник в честь железной дороги, его крошечный локомотив в комплекте с алмазной фарой тащит пять золотых вагонов, их окна из горного хрусталя и выгравированные с бесконечно маленькими надписями на вагонах «прямое сибирское сообщение», «для дам», «для курящих», «для некурящих», «церковь». С помощью маленького ключика поезд можно привести в движение.

Читайте также:
Самые модные сережки этого лета

Часто мастера фирмы Фаберже экспериментировали с нетрадиционными материалами — горный хрусталь, драгоценные сорта дерева, редкие минералы. Изготовление каждого яйца занимало практически год. Структура фирмы Фаберже опережала свое время: ювелирные фирмы, входящие в концерн, были достаточно самостоятельны в работе.

Многие ювелиры, работающие у Фаберже, владели собственными фирмами, но считали честью участвовать в исполнении императорского заказа. До наших дней дошло 62 яйца. Большинство из них хранится в государственных музеях. Императорских яиц известно 54: до нашего времени сохранились 46 штук, сделанных по царскому заказу; остальные известны по описаниям, счетам и старым фотографиям и считаются утерянными.

Карл Фаберже был потомственным ювелиром, путешествовал по Европе и обучался в Дрездене, после чего начал осваивать ювелирное дело у франкфуртского мастера Йозефа Фридмана. После этого он вернулся в Россию. В возрасте 24 лет в 1870 году он взял фирму отца в свои руки. В 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве изделия его фирмы привлекли внимание императора Александра III. Так Карл получил покровительство царской семьи и звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа».

Все яйца, сделанные фирмой Карла Фаберже для императорской семьи, хранились в специальной комнате в Аничковом дворце. В ходе революции 1917 года они были выкрадены большевиками и переданы в Оружейную палату Кремля. Тем не менее семь из яиц пропали без вести и по сей день не обнаружены.

Одно из яиц не было закончено из-за революции 1917 года. Яйцо «Созвездие» было уникальным в своем роде, так как для него были использованы редкоземельные минералы. Сейчас яйцо хранится в Минералогическом музее имени Ферсмана в Москве.

Хотя Дом Фаберже был национализирован большевиками после революции, сын Карла Питер покинул страну и умер в Швейцарии в 1920 году. Для приобретения иностранной валюты для молодого Советского Союза, Сталину пришлось продать около 14 яиц, которые осели в европейских коллекциях.

Девять яиц из оригинальной коллекции были проданы Малькольму Форбсу и долгое время находились в Нью-Йорке. Так было до тех пор, пока их не выкупил русский олигарх Виктор Вексельберг, который потратил на коллекцию более 100 миллионов долларов.

Яйцо Ротшильдов. В 2007 году яйцо из частной коллекции семьи Ротшильдов побило сразу два аукционных рекорда как самый дорогой хронограф и как самое дорогое из проданных яиц Фаберже. Сумма продажи составила 8,9 миллионов евро.

Невероятно, но в 2004 году одно из пропавших без вести яиц нашлось совершенно случайным образом. Анонимный счастливчик купил его на блошином рынке по ценре золотого лома. Каково же было его удивление, когда он узнал истинную стоимость яйца — около тридцати миллионов долларов.

Традиции продолжаются. Недавно Дом Фаберже возродил свою пасхальную традицию. В феврале 2015 года фирма создала яйцо для правящей династии Катара. Современное яйцо сделано из перламутра, серого жемчуга, бриллиантов и белого золота.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Не простое, золотое

Где искать яйца Фаберже

С конца XIX века и до 1917 года правители императорской России заказывали пасхальные подарки для близких самому крупному ювелиру в истории России. Сегодня яйца Фаберже, драгоценные свидетели былой роскоши, живут в крупнейших музеях и частных коллекциях по всему миру. Но найдены еще не все.

Пасхальное императорское яйцо “Царевич”, Виргинский музей изобразительных искусств, США

Пасхальное императорское “Яйцо с панелями”, 1899 год, Букингемский дворец

Пасхальное императорское яйцо “Колоннада”, 1910 год, Букингемский дворец

Пасхальное императорское яйцо “Петушок”, 1900 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Читайте также:
Камень демантоид – уральский изумруд

Пасхальное императорское яйцо “Орден святого Георгия”, 1916 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Лавровое дерево”, 1911 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Весенние цветы”, 1899 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Коронационное”, 1897 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Московский Кремль”, 1903 год, Оружейная палата, Москва, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Военное”, 1916 год, Оружейная палата, Москва, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Ренессанс”, 1894 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское “Яйцо с бутоном розы”, 1895 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “15-я годовщина царствования”, 1911 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Ландыши”, 1898 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Яблоневый цвет”, 1901 год, Национальный музей Лихтенштейна, собрание Адульфа Петера Гоопа

Пасхальное императорское яйцо “Царевич”, Виргинский музей изобразительных искусств, США

Пасхальное императорское “Яйцо с панелями”, 1899 год, Букингемский дворец

Пасхальное императорское яйцо “Колоннада”, 1910 год, Букингемский дворец

Пасхальное императорское яйцо “Петушок”, 1900 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Орден святого Георгия”, 1916 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Лавровое дерево”, 1911 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Весенние цветы”, 1899 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Коронационное”, 1897 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Московский Кремль”, 1903 год, Оружейная палата, Москва, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Военное”, 1916 год, Оружейная палата, Москва, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Ренессанс”, 1894 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское “Яйцо с бутоном розы”, 1895 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “15-я годовщина царствования”, 1911 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Ландыши”, 1898 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Яблоневый цвет”, 1901 год, Национальный музей Лихтенштейна, собрание Адульфа Петера Гоопа

В 1885 году царь Александр III заказал 38-летнему Карлу Фаберже, успешному российскому ювелиру с собственным ювелирным производством в Санкт-Петербурге, основанным в 1842 году, создать для его жены императрицы Марии Федоровны подарок, который бы ее приятно удивил. Фаберже придумал яйцо с золотой основой внутри, а снаружи покрытое белой эмалью. На манер русской матрешки, когда, открывая крышку куклы, обнаруживаешь внутри еще одну, мастер разместил внутри яйца миниатюрную золотую скульптуру курицы-наседки, а внутри курицы — бриллиантовую реплику императорской короны и подвеску в виде рубинового яйца.

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Эта работа получила название «Курочка» и стала первой из 50 императорских яиц, произведенных семейной фирмой Петера Карла Густавовича Фаберже за последующие 32 года. Конец экстравагантной традиции положила Великая Октябрьская революция 1917 года, когда семья ювелира была вынуждена покинуть Россию, а драгоценные яйца были конфискованы новым правительством и впоследствии проданы и вывезены на Запад.

Сегодня стоимость этих яиц начинается от миллиона долларов, евро, фунтов — в зависимости от местоположения. И большинство из них нашли свое место в крупнейших мировых музеях и богатых частных коллекциях. В частности, яйцо «Курочка» принадлежит к коллекции Виктора Вексельберга, как и восемь других, которые нефтяной магнат приобрел на аукционе Sotheby’s в 2004 году у семьи Форбс за $100 млн. Все девять яиц Вексельберга: «Курочка» (1885), «Ренессанс» (1894), «Яйцо с бутоном розы» (1895), «Коронационное» (1897), «Ландыши» (1898), «Петушок» (1900), «Лавровое дерево» и «15-я годовщина царствования» (1911), «Орден святого Георгия» (1916) — находятся на экспозиции в частном Музее Фаберже в Санкт-Петербурге, открытом в 2013 году. И это самое большое собрание яиц после коллекции Музеев Московского Кремля, где представлено десять штук.

Читайте также:
Голубой топаз - магические и лечебные свойства камня

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Пасхальное императорское яйцо “Курочка”, 1885 год, Музей Фаберже, Санкт-Петербург, Россия

Три императорских яйца находятся в коллекции королевы Великобритании Елизаветы II. В том числе яйцо «Мозаичное», приобретенное царем Николаем II для царицы Александры Федоровны в 1914 году, инкрустированное бриллиантами и рубинами с миниатюрным медальоном с портретами пяти царских детей внутри. Яйцо было куплено королем Великобритании Георгом V в 1933 году за 250 фунтов. В Букингемском дворце также находятся яйца «Корзинка цветов» (1901), «Колоннада» (1910), «Яйцо с панелями» (1899), одно из семи яиц, заказанных русским предпринимателем А. Ф. Кельхом в подарок своей жене Варваре Кельх-Базановой.

Пять яиц находятся в США на экспозиции Виргинского музея изобразительных искусств, их музею преподнес в дар американский бизнесмен Лилиан Томас Пратт.

Пасхальное императорское “Золотое яйцо с часами», механизм Vacheron Constantin, 1887 год, частная коллекция

До сих пор не все из 50 яиц найдены, что оставляет надежду для охотников за сокровищами. Так, одно из яиц в 2015 году внезапно для себя обнаружил торговец металлоломом на блошином рынке на западе Америки. Яйцо было золотое, на золотой подставке, с часовым механизмом внутри и инкрустированными бриллиантами стрелками. Продавец надеялся получить за него хотя бы несколько сотен долларов, то есть стоимость расплавленного металла в чистом виде, и заплатил $14 тыс. А когда, заинтересовавшись затейливой вещицей, решил проверить ювелирное клеймо Vacheron Constantin, наткнулся на обнаруженную в 2011 году фотографию этого яйца из аукционного каталога 1964 года и понял, что его находка стоит миллионы. Яйцо было выставлено на продажу в лондонской галерее Wartski за $33 млн и продано за 20 млн фунтов.

Пасхальные яйца Карла Фаберже – история и фото

Санкт-Петербург, 1904–1906 гг. Фирма К. Фаберже. Золото, серебро, оникс, стекло, эмаль.

Санкт-Петербург, 1904–1906 гг. Фирма К. Фаберже. Золото, серебро, оникс, стекло, эмаль.

Фирма К. Фаберже. Яйцо в 1930 г. было продано за рубеж. Фотография 1927–1930 гг.

Фирма К. Фаберже. Яйцо в 1930 г. было продано за рубеж. Фотография 1927–1930 гг.

Фирмы К.Фаберже. Яйца были проданы за рубеж в 1930 г. Фотография. 1927–1930 гг.

Фирмы К.Фаберже. Яйца были проданы за рубеж в 1930 г. Фотография. 1927–1930 гг.

Собрание ювелирных изделий прославленной фирмы Фаберже не принадлежит к числу основных, исконных кремлевских коллекций. Драгоценные произведения этой фирмы ведут историю своей «музейной жизни» лишь с 1920-х годов. Наиболее ценные и интересные предметы были вывезены из Санкт-Петербурга еще до октября 1917 года и, лишь чудом избежав уничтожения и продажи, оказались в Кремле.

Сохранившиеся десять пасхальных яиц фирмы К. Фаберже более семидесяти лет украшают экспозицию российской сокровищницы – Оружейной палаты. Пасхальные подарки неизменно вызывают восхищение и огромный интерес у российской и зарубежной публики, так как являются не только свидетельством таланта и непревзойденного мастерства русских ювелиров, но и своеобразной «драгоценной» летописью страны эпохи правления последних Романовых – императоров Александра III и Николая II. Некоторые из этих удивительных произведений отражали важные исторические события из жизни Российской империи, другие были просто трогательными семейными знаками любви и внимания.

В ночь с 16 на 17 сентября 1917 года в Москву прибыл поезд, состоявший из сорока вагонов «с особо ценным имуществом бывшего дворцового ведомства», эвакуированным Временным правительством из Петрограда в связи с событиями на театре военных действий – наступлением немецких войск на северную столицу. Ящики с драгоценностями, принадлежавшими раньше царской семье, были доставлены в Московский Кремль. Среди сокровищ находились пасхальные яйца, выполненные прославленной фирмой Карла Фаберже по императорскому заказу, которые разместили на хранение в залах Оружейной палаты. К сожалению, невозможно точно сказать, сколько пасхальных яиц находилось в ящиках, поскольку в наскоро составленных описях царского имущества содержалась лишь весьма краткая их характеристика.

Читайте также:
Главные модные аксессуары лета 2021

О хранившихся в Москве ценностях вспомнили через четыре года после октябрьских событий. Так началась полная драматизма история царских пасхальных шедевров, большая часть которых была вывезена из России в мрачные годы распродажи национальных ценностей. Новая власть нуждалась в средствах для борьбы с голодом и разрухой, для покупки тракторов, станков, машин и многого другого. Было решено создать запас художественных ценностей и «предметов роскоши и старины, могущих служить предметами вывоза за границу».

В период с 17 февраля по 24 марта 1922 года императорские пасхальный яйца и другие, находившиеся на временном хранении в музее ценности, были переданы Главным управлением по делам музеев в Гохран РСФСР. В 1927 году, когда схлынула первая волна антикварных распродаж, в Оружейную палату, тогда входившую в состав Объединенного музея декоративного искусства, были переданы двадцать четыре пасхальных яйца фирмы Фаберже. Полученные произведения стали экспонатами национальной сокровищницы и были включены в Опись Оружейной палаты.

В 1930 году над пасхальными подарками вновь нависла серьезная угроза. Так называемая Особая ударная бригада, состоявшая из членов экспертно-оценочной комиссии при Антиквариате (конторе по скупке и реализации антикварных вещей) выделила из экспозиции и хранилища музея одиннадцать пасхальных яиц. Среди них – шесть работ М. Перхина, главного мастера фирмы Фаберже, и пять – Г. Вингстрема, его преемника. Сотрудники музея как могли, задерживали выдачу Антиквариату пасхальных яиц и других экспонатов, но из Наркомпроса пришел документ, в котором говорилось, что ответственность за задержку музейных ценностей, выделенных для реализации на заграничных рынках, и, таким образом, за срыв финансового плана СССР полностью ляжет на сотрудников музея. На основании этого документа и специальной инструкции Совнарком 21 июня 1930 года из музея в Антиквариат было передано одиннадцать пасхальных яиц, пригодных для экспорта. Цена экспонатов, назначавшаяся советскими экспертами, варьировалась от нескольких сотен до нескольких тысяч рублей. Проданные пасхальные подарки в результате оказались в различных музеях и коллекциях США.

В 1933 году Антиквариат отобрал еще пять яиц из собрания Оружейной палаты. Сотрудники музея делали все возможное, чтобы не допустить их реализации на заграничных рынках. С большим трудом музею удалось отстоять яйцо «Клевер» и яйцо с моделью крейсера «Память Азова», но, к сожалению три других были переданы в Антиквариат. В результате всех этих событий в Оружейной палате остались десять принадлежавших императорской семье пасхальных яиц – ядро и гордость кремлевской коллекции произведений Карла Фаберже.

Бесценные яйца. Как русский немец Карл Фаберже прославил свой ювелирный бренд на весь мир

О Карле Фаберже часто говорят как об основателе одноимённого ювелирного дома. Однако основал компанию «Фаберже» вовсе не он, а его отец — Петер Густав Фаберже, выходец из балтийских немцев и французских гугенотов. Предки Карла изначально носили другую фамилию — Фаври, но в процессе переездов из страны в страну она изменилась сначала на Фабри, затем на Фабрьер и в конечном счёте на Фаберже.

Своё ювелирное дело Фаберже-старший открыл в 1842 году в Петербурге, куда в 1830-х переехал из Эстонии с женой Шарлоттой Юнгштедт. Звание ювелирного мастера он получил годом ранее, завершив обучение у известного в ту пору изготовителя золотых шкатулок Андреаса Фердинанда Шпигеля. Первый магазин Фаберже располагался на Большой Морской улице.

Читайте также:
Ювелирные Украшения для мужчин

Первый сын и наследник — Карл — появился в семье в 1846 году. Начальное образование мальчик получил в петербургской гимназии Святой Анны, где учились представители низших сословий дворянства. В 1860 году Густав Фаберже оставил своё дело в руках управляющих и уехал вместе с семьёй в Дрезден, где молодой Карл продолжил обучение.

Его отец понимал, что его преемник должен получить соответствующую подготовку. Поэтому, как было принято в те времена, окончив среднюю школу, Карл отправился в длительное путешествие по Европе — продолжать обучение и расширять кругозор. В 18 лет Фаберже повидал множество известных ювелиров Франции, Германии, Англии, посетил галереи и лучшие музеи Европы, где почерпнул множество идей для своей будущей работы.

За Карлом Фаберже в молодые годы закрепилась слава не столько ювелира, сколько учёного. Вернувшись в Петербург в 1864 году, он занимался исследовательской и реставрационной работой. В частности, с 1867 года юноша изучал и восстанавливал ювелирные произведения разных эпох из собрания Императорского Эрмитажа. Тем временем стареющий Густав окончательно удалился от дел и обосновался в Дрездене, передав управление фирмой, где числилось около 100 мастеров со всей Европы, управляющему Зайончковскому. Но уже в 1872 году Карл Фаберже вступил в должность главы семейного дела и взял бизнес в свои руки.

Расцвет дома Фаберже

Занимаясь ювелирным магазином и мастерской, Карл не прекратил оказывать услуги Эрмитажу. В хранилищах музея Фаберже порой находил образчики ювелирного искусства прошлых эпох, у которых было чему поучиться. Одним из них стали золотые украшения четвёртого века до нашей эры, найденные на раскопках в Керчи. Для ювелиров тогда было загадкой, как скифские умельцы смогли припаять к украшениям тонкую золотую нить и едва заметную мелкую зернь, не залив припоем весь декор.

Карл Фаберже совместно со своим братом Агафоном сумели разгадать эту технику и воспроизвести украшения древних мастеров с высокой точностью. На Всероссийской художественно-промышленной выставке 1882 года император Александр III обратил внимание на представленную домом Фаберже экспозицию копий скифского клада и признался, что не может отличить его творение от оригинала.

Эта выставка не только принесла до этого просто успешному ювелирному дому золотую медаль и известность, но и положила начало покровительству от царской семьи Романовых. Карл получил звание «ювелира Его Императорского Величества и ювелира Императорского Эрмитажа», что обеспечило ему поток заказов от российской знати и императорского дома и славу по всей Европе. Многие родственники Александра III в Великобритании, Дании, Греции и Болгарии получали изделия Фаберже в подарок.

Но история настоящего триумфа бизнеса Карла началась весной 1885 года. Тогда Россия готовилась к Пасхе — и кое-кому пришла в голову мысль отметить праздник совершенно особенным украшением.

Непростые яйца

Считается, что первое пасхальное яйцо заказал Александр III в подарок своей супруге, императрице Марии Фёдоровне. Однако, по другой версии, идея яйца изначально пришла к одному из работавших на Фаберже мастеров, Михаилу Перхину. Идея была не нова — похожие сувениры находились в датской королевской сокровищнице. Яйцо должно было стать вольной интерпретацией изделия начала XVIII века, которое должно было быть хорошо знакомым императрице (по происхождению датской принцессе).

Когда император узнал о новой поделке любимого ювелирного дома, оно уже было готово и даже выставлено на продажу. За выглядящее тогда довольно простым яйцо, покрытое белой эмалью, Фаберже запросил 4151 рубль. Сумма по тем временам солидная — примерно столько стоила квартира в Петербурге. Внутри яйца, получившего название «Курочка», находился «желток» из чистого золота, внутри которого был спрятан сюрприз — золотая курочка и в ней рубиновая корона.

Читайте также:
Как выбрать ювелирные Украшения под свой психотип

Александр III велел немедленно купить пасхальную безделицу в подарок императрице. Карлу Фаберже присвоили статус Поставщика Высочайшего Двора. Это позволяло ювелирному дому ставить российский герб (двуглавого орла) на свои изделия и вывески.

Дарить пасхальные сувениры в виде драгоценных яиц Фаберже с сюрпризом внутри на долгие годы стало традицией в царской семье. Каждый год ювелирный дом удивлял императора всё более искусной работой. После смерти императора Александра поток заказов не иссяк: его наследник, Николай II, продолжил заказывать у Карла теперь уже два подарка — для жены и матери.

За 30 лет Карл Фаберже и его мастера создали для царской семьи свыше 50 подарочных яиц. Кроме них известно только о пятнадцати яйцах, созданных по частному заказу. Не менее семи яиц изготовили для богатой купчихи Базановой и по одному-два — для княгини Юсуповой, герцогини Мальборо, племянника Альфреда Нобеля (изобретателя и филантропа, учредившего Нобелевскую премию) и одного из Ротшильдов. Эти яйца чаще всего не попадали в отчётность, так что подлинное их количество до сих пор остаётся загадкой.

Слава и потрясения

Изделия русского ювелира поражали современников неординарными решениями. Карл Фаберже не боялся экспериментов и часто работал с материалами, считавшимися «неювелирными»: деревом, костью, полудрагоценными камнями, смело сочетая их с золотом и бриллиантами. Его работа была настолько филигранной, что удивляла самых требовательных заказчиков.

Известно, что фирма выпускала не только дорогие «игрушки» для богатых, но и изделия для потребителей со средним достатком: простые кольца и украшения, портсигары и даже медную утварь. Сегодня известно о 250 000 предметов, созданных компанией за 45 лет. Её годовой оборот достигал 1–1,2 млн рублей, что по нынешнему курсу превышает $30 млн.

Камень Александрит – история и лучшие украшения

Александрит – драгоценный камень с переменчивым цветом, то яркой зеленью блестит, то фиолетово-красными оттенками, то сиреневыми бликами, то нежно-лиловыми… История его названия может рассказать нам о людях, которые оставили свой след в прошлом. Камень оказался не только совершенным в своей красоте, но и предсказателем судьбы ….

Удивительный камень привлекает к себе внимание, прежде всего, игрой цвета, необычным свойством – изменять цвет в зависимости от освещения.

Как пишет М.И. Пыляев в своей книге «Драгоценные камни» – «…Цвет александрита темно-зеленый, довольно сходный с цветом темного изумруда. При искусственном освещении камень теряет свою зеленую окраску и переходит в фиолетовый или малиновый цвет. Днем же, при сильном солнечном свете, камень принимает, в известных направлениях, приятный фиолетовый цвет с небольшими переливами в синевато-зеленый цвет…».

Кто дал название камню и чьим именем назван драгоценный Александрит?
Существует несколько предположений, о тех, кто, впервые увидев камень, дал ему название. А вот в честь кого назван драгоценный кристалл, тому множество подтверждений, в которых называется всего лишь имя одного человека – императора России Александра II.

Камень был назван 17 апреля 1834 года, в день совершеннолетия цесаревича – будущего государя Российской империи Александра II. Необычная судьба императора будто бы предсказана камнем…

А кто же нашёл этот камень, и кому принадлежит роль исследователя, кто назвал его Александритом, хотя трудно сказать, что камень мог называться как-то иначе.

На многих страницах популярных изданий о драгоценных камнях говорится, что александрит найден и изучен был финским минералогом Н. Норденшельдом. Однако есть и другие более вероятные версии.


В первой половине XIX века образцы всех минералов присылались для изучения с Урала в Петербург. Скорее всего, первым, кто взял в руки этот камень, был мастер Екатеринбургской гранильной фабрики, потомственный ювелир, Яков Коковин. Через его руки на Урале проходили все драгоценные минералы. Его отец и дед были крепостными камнерезами.

Читайте также:
Янтарь – все виды, свойства и самые ценные оттенки янтаря

С ранних лет у мальчика обнаружился талант в рисовании, что по счастливой случайности было замечено, и маленький Яков был принят в Петербургскую Академию художеств. Закончил Коковин курсы медальерного и скульптурного классов с золотой медалью, и получил вольную.

Именно он отослал найденный камень в Петербург, уж очень необычна была находка своей игрой цвета. А здесь камень попал в руки другого знатока и любителя минералов. Им оказался граф Лев Алексеевич Перовский (внебрачный сын графа Алексея Разумовского).

Лев Алексеевич был необыкновенно одарённым человеком. Он окончил Московский университет, участвовал в войне 1812 года, получил ранение, одно время был в обществе декабристов, но вскоре порвал с ними, выступал за отмену крепостного права в России, в течение всей своей жизни занимал высокие должности.

Он возглавил Комиссию по исследованию древностей, организовал многие древние раскопки – под Новгородом, в Суздале, в Крыму. А минералогия была его страстью. Наверное, привилась она ещё в доме своего отца Алексея Разумовского, у которого хранилась богатая коллекция минералов. Перовский имел официальное разрешение, чтобы все редкие минералы с Урала проходили через возглавляемый им в то время Департамент уделов.

И так, будущий александрит оказался в руках Перовского, который не замедлил преподнести необычный минерал будущему императору в день его совершеннолетия –17 апреля 1834 года. Эта дата в дальнейшем стала упоминаться, как дата «рождения» нового минерала, а имя его напрашивалось само собой – Александрит.


Об александрите также пишет в своей книге «Драгоценные камни» Генри Смит: «Ни одно явление, связанное с драгоценными камнями, не поражает больше, чем красные и зелёные блики, излучаемые огранённым александритом, когда свет проходит через камень в определённом направлении».

А что же Нильс Норденшельд? Он был профессионалом в области минералогии, инспектировал все шахты Финляндии, знал все подземные сокровища планеты, был избран иностранным корреспондентом Российской академии наук и изучал минералы, поставляемые с Урала. Нильс Норденшельд первый составил детальное описание александрита.

Поэтому, кому первому из этих, известных в истории людей, попал в руки Александрит, можно предполагать. А уж имя камень носит российского императора Александра II. Красавец камень с переменчивым цветом стали называть императорским камнем.

Александрит, названный именем русского царя, будто пророчески предрекал его судьбу – «…носил в сиянии своём судьбу этого государя: цветущие дни и кровавый закат…». Гибель царя произошла от рук террористов 1 (13) марта 1881 года – 135 лет назад.

После этого события александриты стали особенно популярны. Многие в России в знак памяти и уважения к русскому императору стремились сохранить или приобрести какие-то предметы, так или иначе напоминающие об Александре II.

Среди таких предметов были украшения с александритом. Особенно любимыми были перстни. Их носили многие женщины, которые затем, после Первой мировой войны, стали вдовами. И тогда, кроме названия – «императорский» камень или «русский камень», александрит получил ещё одно название – «вдовий камень».

Для многих показалось это не простым совпадением, поэтому пришли к выводу, что камень имеет негативное влияние, а чтобы его нейтрализовать, носить следует его в паре с другим самоцветом.

После победы России над фашистской Германией Свердловский ювелирный завод начал выпускать искусственные александриты, они стоили недорого и быстро раскупались. А женщин-вдов по всей Великой России тогда было много.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.