Российские школьницы начала XX века и школьная форма

Краткая история школьной формы в СССР (13 фото)

Внимание! При прочтении возможны неконтролируемые приступы ностальгии.

1 сентября — любимый праздник взрослых мальчиков и девочек. Любим мы его за непередаваемо прекрасное чувство, когда просыпаешься утром и понимаешь: тебе больше не надо в школу, ур-р-ра-а-а, отмучился! Наш праздничный подарок советским мальчикам и девочкам — краткая история школьной формы в СССР с рассказами выживших носителей (в том числе сотрудников редакции).

Первый кирпич в основание школьной формы на Руси был заложен в начале XIX века, а именно в 1804 году, когда тогдашнее Минобрнауки — Министерство народного просвещения — приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Согласно ему, империя была разбита на шесть учебных округов, во главе каждого — университет. Гимназической формы как таковой не было, но в крутых гимназиях, а также пансионах перенимали мундиры своих учебных округов.

Обязательную ученическую форму ввел Николай I «Положением о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года. Правда, касалось оно учащихся «мужескаго полу», им вменялось следующее: «Иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника».

Сын Николая I — Александр II — переодел в новое сперва чиновников и военных, а затем, им под стать, и гимназистов. Некоторое время он находился в творческом поиске, так и этак меняя ученическую форму, пока в 1888 году не устаканил набор из мундира, широких брюк и фуражки с кожаным козырьком, все — темно-синего колера (за что, кстати, гимназистов в соответствующих возрастных кругах обидно величали «синяя говядина»). Над козырьком значился набор из букв и цифр, обозначающий сокращенно название учебного заведения.

При Николае II гимназистам вышло послабление в смысле формы: она стала удобнее, добавились кители и гимнастерки — на северо-западе империи они были темно-синими, на юге — серыми. Летом носили блузы и рубахи, кои подпоясывали черными ремнями лаковыми с шифром гимназии на бляхе. Непременный элемент гимназического костюма в любое время года — черные суконные брюки.

Юницам повсеместную школьную форму даровали аж на 60 лет позже, соответствующее положение было утверждено в 1896 году. До этого форменная одежда имелась у воспитанниц Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге. В отличие от них, прочие гимназистки стали надевать не цветные платья из шелка, а коричневые из шерсти и вторым слоем повязывали фартук: в будни — черный, в праздники и торжественные случаи — белый.

Грянула революция 1917 года, и декрет «О единой трудовой школе» отменил деление на гимназии и училища, а также ученическую форму, заклеймив ее символом высшего сословия и пережитком буржуазного прошлого. В 1949-м в СССР стартовал переход к всеобщему семилетнему образованию, и обязательная школьная форма вернулась.

Мальчики облачились в серо-синие гимнастерки, перетянутые лакированным ремнем с пряжкой, однотонные брюки и фуражки с кожаным ремеш­ком.

Девочек обрядили все в те же коричневые платья с фартуками, но только существенно короче, не до пят и щиколоток.

Появились и требования к прическам: волосы надлежало заплетать в косички, банты и ленты приветствовалось выбирать под цвет фартука.

Однажды моя одноклассница пришла в школу с «хвостом». Так ее отправили с урока — заплетать волосы.

Людмила Холодова, 69 лет

С наступлением хрущевской оттепели начались послабления и для школьников в смысле формы. Курс на демилитаризацию сказался и на ней: в 1962-м на смену гимнастерке пришел серый полушерстяной костюм — брюки и однобортный пиджак. В 1973-м форма сменила цвет на темно-синий, место пиджака заняла курточка, покроем лестно смахивавшая на джинсовую заграничную.

Мелом на форме писали на спине разные изречения боевым впереди сидящим товарищам.

Егор Климов, военнослужащий, 48 лет

В 1984-м появилась форма для старшеклассников: с 8-го класса парням позволялось наряжаться в синий костюм-двойку, а барышням — в тройку из юбки, жилета и пиджака.

Всегда был на голову толще и выше всех одноклассников. В связи с этим раньше всех получил возможность носить взрослую форму, то есть уже в шестом классе я мог себя выдавать за человека, который старше сверстников на два года (это круто). А еще я, записной отличник, любил прикидываться двоечником-второгодником (круто вдвойне, на девочек производило впечатление).

В какой-то момент мне люто подгорело наглаживать стрелки на брюках, и я решил сделать из них чиносы. Тогда я этого слова не знал и знать не мог, опередил моду и время, видимо.

Получилось весьма коряво, но получилось же! Конечно, разведчика выдавали следы от стрелок и абсолютно штормовой шов (да, я их ушил), но горд я был невероятно. Не помню в деталях реакцию родителей, но поскольку обратного пути не было (ножницы я тоже нашел), то через некоторое время мое произведение искусства было облагорожено, насколько это было возможно. Из пионеров не выгнали, но в комсомольцы не взяли, а потом стало и не нужно. Хотя сейчас я в этом не очень уверен.

Денис Настин, руководитель проекта, 48 лет

Обязательным атрибутом к форме были значки: с дедушкой Лениным, где «был Володя маленьким, с кудрявой головой», — у младших школьников, октябрят, и пионерские с соответствующими галстуками — у школьников средних классов. Лучше было забыть дома голову, честь и совесть, но не пионерский галстук (а также сменку и дневник, но сейчас не об этом). Немедленно марш домой, и без кумачового треугольника не возвращаться! И в дневник еще запишут что-то нелестное про тебя — родителям почитать на ночь.

С галстуком проблемы чаще всего были: то завязан не так, то отсутствует. Одной девчонке в пионерлагере друзья на память на галстуке расписались, и кто-то увидел из преподов. Там вонь до небес поднялась: осквернение частицы знамени, орошенного пролитой кровью борцов за свободу человечества!

Егор Климов, военнослужащий, 48 лет

У девчонок школьная форма за 90 лет особо не поменялась. Так и ходили, бедные, все в тех же коричневых платьях и черных фартуках. Одна отрада: модели и тех и других выпускались разные. Так что можно было варьировать: в один год платье с плиссированной юбкой, в другой — с прямой или в складку, воротник мог быть отложной или стойка, пуговицы на спине или на груди и т.д. Если, конечно, удавалось достать: ассортимент в магазинах маленьких городков не баловал разнообразием, так что за нужным размером и симпатичном фасоном приходилось гонять в райцентр, а то и в советскую столицу Москву.

Не возбранялось носить форму других советских республик и соцстран — это считалось суперпупершиком.

У меня была рижская школьная форма синего цвета (родственники жили в Риге). Считалась более зачетной, чем коричневая.

Мне платье и фартуки шила бабушка. Она работала в ателье, и у меня всегда была красивая форма и, главное, не как у всех, вот!

Самое занимательное, что школьная форма роднила с армией девочек, а не мальчиков. Девицам приходилось пришивать манжеты и воротнички — минимум еженедельно. Особые аккуратистки могли делать это даже пару раз за неделю. И тут опять вставал вопрос дефицита: всю эту амуницию надо было доставать, в свободной продаже готовые, фабричные комплекты были не всегда. Приходилось выкручиваться — стряпать самодельные из кружев и тесьмы, которых в советской торговле тоже были не сады.

Я заканчивала школу в 1975-м году на Камчатке. На выпускной вечер мама сшила мне платье из белой парчовой ткани, которую достала неизвестно где всеми правдами и неправдами. Платье при этом получилось на редкость дурацкое, и я очень переживала, потому что мне нравился одноклассник и я хотела произвести на него впечатление.

А была у меня еще одноклассница, ее воспитывал один отец, военный. И вот на выпускной вечер она пришла в школьной форме и белом фартуке, скорее всего, потому, что о платье ей некому было позаботиться. Но она выглядела так эффектно и красиво на фоне остальных нас в платьях, что все мальчики класса смотрели только на нее.

Ирина Маршалкина, 63 года, риэлтор

После того как СССР не стало, не стало и школьной формы — ее отменили в 1992-м. Учителя дружно вознегодовали.


Вообще, зря ее убрали, ходят теперь все как бомжи, разношерстный сброд. А раньше мальчики все синенькие, девочки все коричнево-беленькие. Красота!

От гвардейских мундиров — к стильным костюмам: экскурс в историю школьной формы

Прародитель школьной формы

Некоторые исследователи считают первой школьной формой в России костюмы учеников Императорского воспитательного дома в Москве — крупнейшего в стране приюта для сирот, — введённые в конце XVIII века. Обязательной форма была и во многих сиротских школах для детей мещан и крестьян. Свою униформу получили и воспитанницы институтов благородных девиц и других женских закрытых учебных заведений.

Следующий шаг сделал император Александр I в начале XIX века, призвав чиновников унифицировать российское образование. 26 января 1803 года были опубликованы «Предварительные правила народного просвещения». Они не касались ученической одежды, но большинство отечественных гимназий вскоре ввели костюмы, в основном похожие на студенческую форму университетов. Так, пансионеры при Московском университете носили тёмно-синие мундиры с малиновыми воротниками, а воспитанники Одесской гимназии — однобортные синие мундиры [1].

XIX век: попытки унификации, постоянные нововведения

Общепринятой датой рождения школьной формы считается 27 февраля 1834 года, когда Николай I издал «Указ о гражданских мундирах». Параграф 88 гласил: «Студентам и воспитанникам всех учебных заведений, под ведомством министерства Народного просвещения состоящих, иметь мундир тёмно-зелёного сукна с тёмно-синим суконным же воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные тёмно-зелёные с околышком по цвету воротника» [2].

Впоследствии официальные фасоны неоднократно менялись: наиболее крупные обновления гимназической формы исследователи моды выделяют в 1855, 1864, 1868, 1871 и 1881 годах. До 1870-х годов доминирующим цветом школьных мундиров был тёмно-зелёный, затем — различные оттенки синего (за это гимназистов уничижительно звали «сизяками» или «синей говядиной»), изредка встречался серый. Изменения также касались кантов и выпушек (цветных вставок), арматуры (металлических значков с аббревиатурой учебного заведения или символами профессий; они обычно крепились на околыше фуражки и воротнике тужурки), пуговиц, поясов и других элементов костюма. Но общий принцип оставался незыблем: форма учащихся, как и чиновников, в значительной степени копировала современные военные мундиры.

Установленные «свыше» образцы чаще всего играли роль парадной формы; будничные костюмы учебные заведения могли определять самостоятельно. Особенно отличались в этом отношении негосударственные училища и гимназии. В качестве примера можно привести рапорт председателя совета Московской практической академии коммерческих наук генерал-губернатору П.А. Тучкову от 13 апреля 1861 года:

«С согласия бывшего попечителя академии графа Закревского, выраженного в предписании от 9 января 1856 года за № 169, установлена для воспитанников академии следующая форма обмундирования: однобортный полукафтан тёмно-зелёного цвета по образцу, назначенному для гражданских чиновников, с гладкими металлическими пуговицами, стоячим откошенным суконным тёмно-зелёного цвета воротником, с красной выпушкой по краям воротника и золотыми петлицами, с выпушкой на обшлагах и карманах, брюки тёмно-зелёные.

Между тем постоянно носить форменную одежду оказывается для воспитанников неудобным, а потому Совет академии входил с представлением в Общество любителей коммерческих знаний об установлении для воспитанников будничной одежды, а именно: для первых трёх классов куртку, для 4-х и 5-х — коротенький сюртук с серыми шароварами, а для воспитанников 6-х, 7-х и 8-х классов обыкновенный двубортный сюртук с чёрными брюками, на что Общество изъявило свое согласие с тем, чтобы означенная одежда для воспитанников была введена постепенно, нынешняя же форма оставлена праздничною.

Донося об этом Вашему Высокопревосходительству, Совет академии на основании п. 51 Устава академии имеет честь испрашивать разрешения Вашего на введение для воспитанников означенной будничной одежды» [3].

Форма как репутация

Гимназическую форму предписывалось носить практически постоянно — по ней учащихся узнавали на парадах, в театре и церкви, на праздничных и торжественных мероприятиях. Это помогало школьным инспекторам следить за поведением детей и подростков, которое должно было соответствовать строгим правилам учебных заведений. Например, многие из них ввели комендантский час, после которого гимназисты не имели права выходить из дома или появляться в общественных местах, зачастую даже в сопровождении взрослых. В повести Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» говорится: «На другой день на большой перемене в класс вошёл наш классный наставник. Он потребовал мой дневник и на кондуитной страничке написал: “Воспитанникам средних учебных заведений воспрещается посещать кафе, хотя бы и с родителями”».

Следили инспекторы и за опрятностью и аккуратностью подопечных. Дисциплинарное наказание могло последовать за любое нарушение — невыглаженные брюки, плохо пришитые пуговицы, грязные ботинки, сдвинутую на затылок фуражку и так далее. Впрочем, строго придерживались правил в основном младшие ученики. Старшие гимназисты, несмотря на возможные последствия, позволяли себе разные вольности: мяли фуражки, ломали козырьки, носили шинели «на плечо» (не вдевая руки в рукава) и даже выводили мелом или чернилами инициалы возлюбленных на гимнастёрках или куртках.

Женское образование развивалось в России медленнее, чем мужское, потому и соответствующие каноны появились гораздо позднее. Некоторые гимназии начали вводить уставные платья в 1880-х годах, но официальное положение о форме для девочек появилось только в 1896 году. Повседневные платья были самого простого покроя — глухие (закрытые), одноцветные, чаще всего коричневые. Шили их из камлота — мягкой шерстяной ткани с добавлением шёлка, в дополнение шёл чёрный шерстяной фартук. В парадной форме одежды его заменяли белым. Кроме того, разрешалось иметь отдельное платье любой модели и покроя, если позволяли средства родителей.

Из воспоминаний гимназисток можно узнать, что школьная форма отличалась по фасону и цвету не только в разных заведениях, но даже в разных классах. Младшие девочки носили тёмно-синие платья, ученицы средних классов (12–14 лет) — цвета морской волны, а выпускницы — коричневого. Общепринятым было лишь требование опрятности: следовало содержать платье в чистоте (особенно белый воротник), не носить его дома и ежедневно разглаживать.

XX век: отмены и повторы

В конце XIX — начале XX века школьная форма получает распространение не только в общеобразовательных, но и в профессиональных (технических) учебных заведениях. Подтверждение находим в циркуляре Министерства народного просвещения 1903 года:

«I. Для учащихся в средних технических училищах установлена следующая форменная одежда.

1) Полупальто (тужурка) чёрного сукна, двубортное, с 12 металлическими золотыми гладкими пуговицами, по шесть на каждом борту, с отложным воротником, плотно застёгивающимся около шеи на крючок, с петлицами из чёрного сукна с пуговицами и с установленными знаками технических училищ, с синим кантом по воротнику, обшлагам рукавов и петлицам. При тужурке обязателен галстук из чёрного сукна, военного образца.

Примечание. Кроме этой одежды, для классных чертёжных занятий вводятся блуза-куртка из чёрного сукна со стоячим воротником и со знаком училища на концах воротника и рабочая форма для мастерских — синяя блуза-рубаха с поясом из ремня.

2) Пальто чёрного сукна с клапанами, с такими же петлицами и кантами на воротнике и обшлагах, как в тужурке.

3) Шаровары из чёрного сукна на выпуск. При летних практических занятиях ученики носят шаровары в сапоги.

4) Фуражка (с козырьком) чёрного сукна с таким же околышем и синими кантами на тулье и околыше.

Примечание. На околыше фуражки помещается позолоченный металлический знак, составленный из циркуля, разводного ключа, молотка и треугольника. Такой же знак меньшего размера нашивается с двух сторон на воротник тужурки и блузы и на петлицы пальто.

В средних технических училищах смешанного типа тужурка полагается лишь ученикам четырёх высших классов (технических).

II. Форменная одежда учащихся в низших технических училищах устанавливается такого же образца, как и для учеников средних технических училищ, с заменою чёрного сукна чёрно-серым, без кантов на воротниках, обшлагах, петлицах и на фуражках» [4].

Уже в начале Первой мировой войны (1914–1918) многие семьи столкнулись с материальными трудностями: денег хватало только на повседневные нужды, и гимназическая форма стала едва ли не предметом роскоши. Вскоре появились циркуляры Министерства народного просвещения и подчинённого ему Московского учебного округа, которые фактически отменяли форменную одежду: «Министерство народного просвещения… признало необходимым подтвердить начальникам учебных заведений, что в виду вздорожания жизни не следует применять стеснительных мер к учащимся, кои по материальным обстоятельствам не могут в точности соблюдать установленную форму одежды.

Ныне, в виду наступления нового учебного года и ещё большего вздорожания всех предметов обихода, напоминая об этом распоряжении, Министерство народного просвещения циркулярным распоряжением от 4 августа сего года за № 5759 просит указать начальству учебных заведений, что учащиеся, как в стенах школы, так и вне оной, могут носить домашнее платье, лишь бы оно было скромное и опрятное.

Об изложенном сообщаю гг. начальникам средних учебных заведений Московского учебного округа для сведения и должного исполнения» [5].

После революции 1917 года школьную форму окончательно отменили в числе прочих «буржуазных пережитков» — вместе с гимназиями. Долгое время советские школьники носили одежду, которую могли обеспечить им родители. Кто-то донашивал форму, доставшуюся от старших братьев и сестёр, но уже без арматуры…

Большевики ввели новые знаки отличия по возрастам: ученики младших классов были октябрятами, средних — пионерами и старших — комсомольцами. Впрочем, новизну можно оспорить: пионеры пришли на смену запрещённым скаутам, даже галстук от них унаследовали, лишь «перекрасив» его в красный цвет. Главным элементом парадной формы стали белая рубашка у мальчиков и блузка у девочек.

Отдельные попытки возродить школьную форму принимались после Великой Отечественной войны. Соответствующее официальное постановление вышло в 1948 году. Но сложная экономическая ситуация ещё несколько лет не позволяла одеть всех школьников единообразно. Многие родители переделывали форму из старой одежды, в том числе из армейского обмундирования, благо покрой остался похожим на военный, как это было и до революции. Мальчиков обязали носить в школу серые гимнастёрки с воротником стойкой, пятью пуговицами и двумя прорезными карманами с клапанами на груди. Обязательным элементом школьной формы были ремень с пряжкой и фуражка с кожаным козырьком. Скромные наряды советских девочек также базировались на дореволюционных тёмных платьях и фартуках.

Постепенно школьная форма стала принимать гражданский вид. В 1960-х годах мальчики сменили гимнастёрку на пиджак, а фуражку — на берет. В следующее десятилетие первые окончательно утратили военный стиль и превратились в подобие модных тогда синих джинсовых курток. В начале 1980-х годов старшеклассники получили новую разновидность формы: юноши надели синие брючные костюмы, а девушки — тоже синие костюмы-тройки (юбки, жилеты и пиджаки). О востребованности школьной одежды можно судить по отчёту столичного универмага «Детский мир»: «В 1983 году была начата торговля новой школьной формой для девочек — учащихся 8–10-х классов. Продажа её была организована в Демонстрационном зале универмага на площади 500 квадратных метров по приглашениям, ранее розданным по РОНО. Реализована в июле — августе 71 тысяча комплектов. В августе дополнительно был организован салон для первоклассника на 10 рабочих мест по продаже школьной формы для мальчиков и девочек (размеры 30–34), школьно-письменных принадлежностей, ранцев и портфелей, где было продано товаров на сумму 201 тысяча рублей». [6].

Современность: строгость широкого диапазона

Политико-экономический кризис, который привёл к распаду СССР, отразился и на школьной форме. Уже в 1988 году её отменили в ряде учебных заведений — в качестве эксперимента. В 1991–1992 годах остановилось большинство швейных предприятий, производящих форму, и она начала выходить из употребления. Ещё через два года её отменили официально, и каждый ученик получил право одеваться по собственному вкусу и материальным возможностям родителей.

Интересно, что уже в конце 1990-х годов многие школы снова задумались о введении формы, мотивируя это повышением дисциплины. Нормативную базу для этого дал Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Он относит установление требований к одежде учащихся к компетенции образовательной организации, если иное не установлено законом или законодательством субъекта Российской Федерации.

Согласно внесённым в закон поправкам с 1 сентября 2013 года школьная форма стала обязательной, но в порядке общего правила: каждое образовательное учреждение само решает, как она должна выглядеть. В большинстве школ это понятие чаще всего подразумевает элегантную, удобную и практичную одежду — то, что ныне называют деловым стилем или дресс-кодом.

Российские школьницы начала XX века и школьная форма

Школьная форма — предмет бесконечных споров, к которому ученики (нынешние и бывшие) относятся очень по-разному: кто-то с ужасом, кто-то с нежностью. Ее то отменяли, то вводили снова. Сейчас единой формы в России нет: как именно должны одеваться учащиеся, каждая школа решает сама. Но так было не всегда. Модный журналист, стилист и историк моды Алена Исаева заглянула в архивы и вспомнила, как менялись представления о школьном дресс-коде.

Обязательную для всех гимназистов форму ввел император Николай I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта по новому стилю) 1834 года, все учащиеся подведомственных Министерству народного просвещения учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Детали парадных мундиров имели ту же цветовую гамму.

Реформатор Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Стандарты школьной формы менялись несколько раз. В 1860 году в моду вошла гимнастика, и с тех пор специальная рубашка, в которой гимназисты занимались спортом, называется «гимнастерка». Она и стала позднее частью повседневной школьной формы. Но с 1868 года стандартом был темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой. Принадлежность к учебному заведению теперь обозначал состоявший из букв и цифр шифр над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» — Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» — Ришельевская гимназия, и так далее. Из-за цвета школьной формы сверстники дразнили гимназистов «синей говядиной».

При Николае II униформа стала удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге — серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Но черные суконные брюки носили все.

Официальная женская школьная форма появилась намного позже, чем мужская — до конца XIX века девочки по большей части учились дома. Единственным исключением был основанный Екатериной II Смольный институт благородных девиц. Одним из орудий «облагораживания» было форменное платье, цвет которого становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых.

В XIX веке во множестве стали появляться и другие женские гимназии, но общая для всей страны гимназическая форма для девочек была утверждена только в 1896 году. За основу было взято коричневое платье с фартуком Смольного института, только теперь оно было не шелковым, а шерстяным. Именно это коричневое платье и просуществовало почти в неизменном виде практически до 80-х годов ХХ века и совсем недавно всплыло как навязчивое видение в осенне-зимней коллекции Vetements 2016 года.

Коллекция Vetements, осень-зима 2016

После революции школьную форму отменили как пережиток классового общества, и до самой войны школьники ходили в школу в своей одежде. Но дело было не только и не столько в «пережитках прошлого», сколько в том, что у государства на первых порах (32 года в общей сложности) просто не хватало ни сил, ни возможностей одеть огромное количество новых учеников в открывающихся по всей стране школах.

Только в 1949 году, когда, с одной стороны, государство укрепилось и промышленность заработала, а с другой — многие послевоенные семьи едва сводили концы с концами и не могли как следует одеть детей в школу, было принято решение школьную форму вернуть. Причем ровно в том виде, в каком ее отменили в 1917-м: коричневые платья с черным фартуком по будням и белым по праздникам, как для учениц Смольного, — для девочек и темно-серые гимнастерки, фуражки и брюки, как у гимназистов, — для мальчиков.

В 1954-м появились не только гимнастерки, но и настоящие кители. Впрочем, китель и фуражка — это был идеал, не всегда достижимый. Выпускник одной из центральных московских школ вспоминает, что китель был у них один на весь класс и друзья передавали его друг другу, когда в коридоре кого-то ловил завуч и требовал одеться по форме. Регламентировалась не только одежда, но и стрижки: в младших классах мальчиков часто стригли наголо, а начиная с пятого им разрешалось оставлять челку. И только в старших классах можно было стричься по-взрослому.

Девочкам в 1950-е было не легче. Никаких хвостиков, стрижек, а тем более распущенных волос — только две косы. В крайнем случае одна. Тут тоже был свой идеал — черные атласные ленты в волосах по будням и белые капроновые — по праздникам. Собственно, оттуда и пошла эта неистребимая советская мода на огромные белые банты. Но на самом деле обычно в косы заплетали ленты, которые просто удалось достать. Чулки только хлопковые и только в резинку. Никаких гладких фильдеперсовых и тем более капроновых даже в старших классах.

Выделиться старались с помощью белых воротничков — тут можно было дать себе волю. Самые простые были гладкими из белой ткани, но те, кто мог себе это позволить, носили вышитые и кружевные. Коричневые платья были довольно разнообразных, хотя и скучных фасонов — прямые или с юбками в складку, но самым шиком считалось сшитое на заказ платье с плиссированной юбкой. Это был предмет особой гордости, но часто и страданий: стоило эту юбку намочить, как складки расходились. За порчу дорогого платья многих родители страшно ругали, а иногда могли и побить.

К 1960-м требования к прическам и чулкам перестали быть такими строгими, вошли в моду короткие стрижки, появились гольфы и колготки, ну и конечно, в старших классах больше никому не приходило в голову носить хлопковые чулки. В остальном форма «института благородных девиц» оставалась неизменной до конца 1970-х.

А вот у мальчиков в 1962 году произошла революция — вместо практически военной формы — гимнастерки, ремня, кителя и фуражки их одели по английской моде 1960-х — в прямые серые пиджачки с маленькими лацканами, белые рубашки и брючки со стрелками. Главной идеей новой формы стала «демобилизация» — теперь это был не школьник-курсант, а школьник-гражданин. Разработал эту форму Сергей Бейкер из Общесоюзного дома моделей на Кузнецком. Проблема этой формы оказалась в том, что она была слишком модной и, как всякая модная вещь, через десять лет устарела.

В середине 1970-х там же, в Доме моделей, взялись за разработку новой школьной формы по европейскому образцу. В 1975 году появилась новая форма для мальчиков — синий пиджак-блейзер для старших классов или синяя куртка для младших и синие брюки. Когда первого сентября мальчики пришли не в унылых серых жакетиках, а в модных приталенных синих пиджаках с серебряными пуговицами, все просто открыли рты — они выглядели выше, стройнее, взрослее и даже сексуальнее.

Как за 200 лет изменилась школьная форма в России: От мундира с серебром до синего костюмчика

1811 год: высокие сапоги и красный воротник

Первым учебным заведением в России, где ввели форму, стал Царскосельский лицей. Он был открыт 19 октября 1811 года императором Александром I.

– Для лицеистов, мальчиков 10 – 14 лет, сшили парадную форму военного образца. Очень похожую, кстати, носили и царские дети, – делится Наталия Козлова. – Александр Пушкин и его однокашники носили мундиры из темно-синего сукна с красными стоячими воротниками, шитые серебром и золотом, с позолоченными пуговицами. И белые брюки-лосины с высокими сапожками. А еще у лицеистов была повседневная форма для учебы и прогулок.

1834 год: шинель и фуражка с козырьком

– Николай I в военизированную форму одел всех мужчин: от чиновников до учеников гимназий, – продолжает эксперт. Согласно «Табели о рангах» гимназисты носили двубортные шинели с серебряными пуговицами и темные однобортные мундиры с воротником, обшитым серебряным галуном. С 1862 года к фуражке с лаковым козырьком добавили башлык из верблюжьей шерсти, отделанный серой тесьмой. При Николае появился и ранец.

1860-е: гимнастерка и серебряная пряжка

– В 1860-е годы появилась гимнастерка.

1886 год: черный фартук и белая пелерина

– Школьная форма для девушек была введена в 1886 году, по примеру первой киевской женской гимназии, основанной в 1860 году. Гимназисткам полагалось носить глухое платье из коричневой шерсти и черный фартук. А к концу XIX века появился парадный вариант – с белым фартуком и белым кружевным воротничком, иногда с нарукавниками. По особым случаям надевали белые пелеринки.

Удивительно – женская мода явно разнообразнее мужской, а вот в школьной форме никакого полета фантазии: сто лет девочки носили коричневые платья! Почему?

– Первые женские учебные заведения в мире были религиозного толка. Учениц одевали подчеркнуто скромно, в темные, максимально закрытые платья. Традиция перешла и в светские школы, – ищет причины парадокса Наталия Козлова. – И фартук тоже выглядит как некий символ женского смирения – никакой функциональной роли у него нет.

1917 год: долой форму!

Октябрьская революция отменила форму. Но когда в 1922 году была создана пионерская организация, ее членов одели в «белый верх, темный низ». На шее – красный галстук.

1948 год: снова коричневые платья и гимнастерки

– Когда страна восстановилась после Великой Отечественной войны, в 1948 – 1949 годах, в СССР ввели единую школьную форму, – продолжает Наталия Козлова. – Девочки надели коричневые шерстяные платья гимназисток с черными передниками. Мальчикам полагалось носить напоминающие военную форму серые гимнастерки с отложным воротником, с планкой на груди. А ремень с пряжкой и фуражка с кожаным козырьком придавали советским школьникам послевоенной поры бравый вид.

1962 год: серый пиджачок

– В годы хрущевской оттепели военизированные гимнастерки сменили на серые цивильные фланелевые пиджачки. Ткани были плохими, и форма мгновенно теряла привлекательность.

1973 год: костюм под джинсу

– Семидесятые – эпоха хиппи и джинсов. Это отразилось и на школьной форме: в 1973 году мальчиков одели в синие костюмчики из полушерстяной ткани. Куртки напоминали джинсовые, с кокеткой на спинке, погонами на плечах, карманами на груди, на рукаве – эмблема в виде раскрытой книги. Девочки по-прежнему носили коричневые платья и фартуки, – напоминает историк.

1980-е: сарафан и юбка-трапеция

– В 1983 году формой для старшеклассников стал костюм с синим пиджаком. Годом позже для девочек придумали костюм-тройку синего цвета: жакет с накладными карманами, жилет, юбка-трапеция. А учениц младших классов одели в сарафаны и блузки.

1994 год: опять без формы

Обязательную школьную форму в России отменили.

ПРОГНОЗ

Все – в спортивном!

– В разные исторические эпохи в зависимости от настроений в государстве фасоны школьных костюмов походили на военную форму либо на гражданскую взрослую одежду. Конечно, раньше детскую одежду шили только из натуральных тканей – а других попросту и не было. Шерсть, лен, хлопок (он, кстати, в России стал массовым сравнительно поздно, во второй половине XIX века, когда в состав Российской империи вошли Узбекистан и Туркмения). Сейчас много новых материалов: нити тянутся, одежда держит форму, но при этом дышит, она гигроскопична. В скором будущем, думаю, детей оденут как спортсменов. Ведь дети любят носить футболки, поло, толстовки на молнии с капюшоном. Именно для спортивной одежды создают самые высокотехнологичные материалы, – дает свой прогноз Наталия Козлова.

МНЕНИЕ ЗВЕЗДНОЙ МАМЫ

Катя ЛЕЛЬ, певица:

– Моя дочка Эмилия в этом году идет в первый класс. В нашей школе требований к фасонам и производителям нет! Оговорен только цвет – синий. Мы купили не только сарафан-пиджак, но и разные юбки, жилетки. Будем по-разному все это сочетать со всякими блузками.

Такую форму я бы и сама носила! Дочь тоже не против: все-таки правила есть правила! Ранец у нас ортопедический – я считаю, это обязательно для ребенка!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

История школьной формы в России

Сейчас в России нет единых правил относительно школьной формы. Конкретные фасоны и сам факт ношения формы регулируют отдельные школы исходя из своих представлений о дисциплине и прекрасном. Но так было не всегда. Впервые обязательную школьную форму в Российской империи ввел Николай I, и с тех пор она неоднократно менялась в зависимости от предпочтений того или иного правителя.

Любая одежда — от стесняющей движения юбки-карандаша и строгого костюма до гавайских рубашек и вечерних платьев — влияет на поведение человека. Единообразную форму одежды для обозначения принадлежности к определенной группе впервые использовали члены монашеских орденов. С появлением в XVII веке постоянных армий носить униформу начали военные. Первый опыт введения школьной формы был предпринят в XVI веке в английской благотворительной школе для детей из бедных семей «Приют Христа», однако повсеместной эта практика стала лишь через 200 лет.

Школьная форма должна была оказывать дополнительное дисциплинарное воздействие на учеников, приучая детей к тому, что они находятся в особом социальном пространстве, где действуют свои правила и порядки. В странах с разной политической системой форма может иметь прямо противоположные функции: либо подчеркивать элитарность учащихся, либо, наоборот, уравнивать детей из семей с разным достатком. За два века существования школьной формы в России одна и та же одежда выполняла все функции.

Предпосылки введения школьной формы в Российской империи возникли в начале XIX века. Учрежденное Александром I Министерство народного просвещения (МНП) в 1804 году приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», который разделил страну на шесть учебных округов с университетом во главе. Гимназические платья официально регламентированы не были, однако воспитанники престижных гимназий и пансионов заимствовали мундиры у студентов своих учебных округов.

Обязательная для всех гимназистов форма была введена императором Николаем I. Согласно «Положению о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года, все учащиеся подведомственных МНП учебных заведений должны были «иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника». Пансионерам трех петербургских гимназий вместо сюртуков было положено носить синие однобортные куртки с красным стоячим воротником и позолоченными пуговицами. Парадные мундиры, детали которых имели ту же цветовую гамму, были украшены золотыми галунными петлицами. У каждого из этих учебных заведений был свой цвет выпушки на фуражке: у Первой Санкт-Петербургской гимназии — красный, у Второй — белый, у Третьей — голубой.

Сын императора Александр II, едва взойдя на престол, бросился переодевать военных и чиновников. Поменялись и стандарты школьной формы, во всем повторявшей военный стиль. С 1855 года гимназические сюртуки и куртки обзавелись скошенными стоячими воротниками, которые были отличительной чертой императорской гвардии. На торжественные приемы ученики надевали однобортные темно-зеленые полукафтаны, похожие на те, что носили чиновники.

Реформатор долго не мог определиться с тем, какую одежду следует носить гимназистам. Цвет мундиров, фурнитуры деталей и выпушек меняли несколько раз. В 1868 году стандартом стал темно-синий однобортный мундир с девятью посеребренными пуговицами и скошенным воротником с узким серебряным галуном. Вместе с мундиром носили широкие темно-синие брюки и такого же цвета фуражку с кожаным козырьком и белой выпушкой. Принадлежность к учебному заведению теперь обозначал состоявший из букв и цифр шифр над козырьком: «С. П. Б. 1Г.» — Санкт-Петербургская первая гимназия, «Р. Г.» — Ришельевская гимназия и так далее. Из-за цвета школьной формы сверстники дразнили гимназистов «синей говядиной».

При Николае II униформа стала несколько удобнее, гардероб школьников пополнился гимнастерками и кителями. Зимой гимназисты носили светло-серые двубортные пальто с синими клапанами и белой выпушкой на воротнике, а если становилось слишком холодно, надевали черные наушники. На северо-западе Российской империи цвет ученических гимнастерок был темно-синим, на юге — серым. Летом одевались в коломянковые блузы вроде тех, что носили кадеты. Рубашки и блузы подпоясывали черным лакированным ремнем с пряжкой, на которой был выгравирован шифр гимназии. Неизменным атрибутом костюма в любое время года оставались черные суконные брюки.

Воспитанники престижных школ — гимназий, реальных и коммерческих училищ — при Николае II продолжали носить парадный синий мундир. Учащиеся промышленных, городских и духовных училищ, а также сельскохозяйственных и ремеслен­ных школ на праздники наряжались в тужурки и куртки.

Школьная форма для девочек была закреплена на государственном уровне на 60 лет позже мальчишеской. Екатерина II основала первое в Российской империи учебное заведение для женщин — Смольный институт благородных девиц — в 1764 году. Помещенные в институт девочки на долгие годы оказывались изолированными от негативного, по мнению императрицы, влияния невежественного окружения. Одним из орудий «облагораживания» девушек была форменная одежда, цвет которой становился тем светлее, чем ближе институтка была к окончанию обучения: в начальных классах платья были коричневые, затем голубые, потом серые, а выпускницы ходили в белых.

В течение следующего века в Российской империи возникло множество образовательных учреждений для женщин, в том числе училища, школы и гимназии. По примеру Смольного в них вводилась школьная форма, однако ее внешний вид зависел только от пожеланий руководства учреждений. Гимназическая форма для девочек была утверждена в 1896 году. В отличие от воспитанниц Смольного, гимназистки носили не цветные шелковые, а коричневые шерстяные платья, поверх которых повязывался фартук: черный — по будним дням, и белый — по праздничным. У разных гимназий оттенки коричневого варьировались, некоторые ученицы приходили на занятия в платьях в клеточку.

После революции 1917 года ВЦИК принял декрет «О единой трудовой школе», который упразднил разделение школ на разного вида училища и гимназии. Старая униформа была отменена как символ принадлежности к высшему сословию и пережиток буржуазного прошлого. Кроме того, у государства не было средств для того, чтобы обеспечить формой всех детей РСФСР. Школьники ходили на учебу в том, что могли позволить себе их родители, некоторые донашивали одежду старших братьев и сестер.

С 1949 года в СССР начался переход ко всеобщему семилетнему образованию, вместе с которым вернулась и обязательная школьная форма. Для мальчиков это были серо-синие гимнастерки с однотонными брюками и фуражки с желтыми выпушками и кожаным ремеш­ком. Гимнастерки подпоясывали черным ла­кированным кожаным ремнем с пряжкой. Девочки вернулись все к тем же коричневым платьям, только их длина стала заметно короче. Новые правила коснулись и укладки волос: их следовало заплетать в косы и повязывать банты под цвет фартука, в будние дни — черные, в праздничные — белые. В целом «тоталитарная» советская школьная форма практически не отличалась от «элитарной» дореволюционной.

Начавшаяся во времена хрущевской оттепели демилитаризация отразилась и на одежде школьников. В 1962 году гимнастерки сменил серый полушерстяной костюм — брюки и однобортный пиджак с пластмассовыми пуговицами, под который требовалось надевать белую рубашку. Через 11 лет костюмы стали темно-синими — мальчики носили брюки с куртками, которые по крою были похожи на набиравшую популярность джинсу.

В начале 1980-х появилась форма для старшеклассников. С восьмого класса мальчикам можно было носить синий костюм-двойку, девочкам — костюм-тройку, состоявший из юбки, жилета и пиджака. С первого по седьмой класс школьницы продолжали носить коричневые платья с фартуком — за 90 лет в них практически ничего не изменилось.

С развалом Советского Союза школьная форма была отменена. Закон «Об образовании» 1992 года никак не регламентировал порядок введения школьной формы, оставляя этот вопрос на усмотрение самих образовательных учреждений. Если школа хотела установить требования к одежде учеников, эта норма должна была быть зафиксирована в уставе или соответствующем локальном акте.

Осенью 2012 года директор одной из школ Ставропольского края отказалась пускать на уроки нескольких учениц-мусульманок в хиджабах. Согласно уставу, посещать занятия можно было только в светской одежде. Несколько месяцев спустя президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». С 1 сентября 2013 года администрации образовательных учреждений могут устанавливать требования к одежде школьников «в соответствии с типовыми требованиями, утвержденными уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Российские школьницы начала XX века и школьная форма

Мундиры бывают не только военными, но и гражданскими. А школьная форма — это тоже своеобразный гражданский мундир. И первые попытки унифицировать одежду учеников предпринимали еще в начале XIX века. Например, воспитанники знаменитого Царскосельского лицея, основанного в 1811 году, носили однобортные мундиры из темно-синего сукна с красными обшлагами, стоячим воротником и золотым и серебряным шитьем. Позднее в похожую форму, однобортные синие куртки с красными воротниками и позолоченными пуговицами, одели учеников петербургских гимназий.

Однако по-настоящему историю формы можно отсчитывать со времен царствования Николая I, который любил строгость и порядок. В 1834 году было утверждено так называемое «Положение о гражданских мундирах». В мундиры и в форму оделись все без исключения государственные служащие, а также учащиеся: «Студентам и воспитанникам всех учебных заведений, под ведомством Министерства народного просвещения состоящих, иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий, и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника».

У первой школьной формы был отчетливо военный вид — вернее, полувоенный. Даже у верхней одежды: зимой ученики носили длинные серые шинели, довольно неудобные. Затем, правда, их сменили пальто.

На протяжении XIX века детали формы менялись — цвет мундиров, фурнитура, шитье и так далее. Так, в 1864 году стоячие воротники, придававшие школьным мундирам гвардейских шик, заменили отложными, а нарядные галунные петлицы сменились простыми суконными. Но вскоре стоячие воротники вернулись. До 1870-х гимназическая форма в основном была зеленой (с серыми брюками), а затем появились темно-синие мундиры, из-за которых гимназистов ехидно дразнили «синей говядиной».

Форму, впрочем, носили не только гимназисты, но и студенты реальных училищ, и ученики специализированных средних учебных заведений. Их формы отличались цветовыми решениями, кроем, количеством пуговиц — но общим для всех был военный вид. Из военной же формы в учебную попали и кепи с широким кожаным козырьком, и эмблемы, укрепленные на околыше, по которым сразу было понятно, где учится воспитанник. В 1880-х годах кепи сменили фуражки гвардейского образца.

Ближе к концу века мундиры стали надевать только в особых случаях — в праздничные дни, для важных визитов, а в повседневной жизни их заменили суконные гимнастерки, подпоясанные ремнем с металлической пряжкой.

Что касается женской формы, то девочки, пусть долгое время их форма и не регулировалась официальными указами, носили платья в одинаковом стиле (хотя бы в рамках одного учебного заведения). Основу девичьей формы составляли закрытые длинные платья очень простого кроя и неярких цветов и передники — черные в будние дни и белые в праздничные. Платья могли дополняться пелеринками и нарукавниками, кружевными воротничками. Кроме того, в отличие от формы мальчиков, цвета платьев зависели от возраста воспитанниц. Например, в Императорском воспитательном обществе благородных девиц (Смольном) еще с конца XVIII века самые младшие ученицы носили кофейные платья; чуть постарше — голубые, затем серые и белые. Традицию эту, с разными вариациями, подхватили и другие учреждения.

С 1886 года в гимназиях Министерства народного просвещения ученицы стали носить коричневые платья с фартуками. И этот скромный наряд, так же как и дореволюционная мужская форма, лег в основу уже советской школьной формы.

Мундиры бывают не только военными, но и гражданскими. А школьная форма — это тоже своеобразный гражданский мундир. И первые попытки унифицировать одежду учеников предпринимали еще в начале XIX века. Например, воспитанники знаменитого Царскосельского лицея, основанного в 1811 году, носили однобортные мундиры из темно-синего сукна с красными обшлагами, стоячим воротником и золотым и серебряным шитьем. Позднее в похожую форму, однобортные синие куртки с красными воротниками и позолоченными пуговицами, одели учеников петербургских гимназий.

Однако по-настоящему историю формы можно отсчитывать со времен царствования Николая I, который любил строгость и порядок. В 1834 году было утверждено так называемое «Положение о гражданских мундирах». В мундиры и в форму оделись все без исключения государственные служащие, а также учащиеся: «Студентам и воспитанникам всех учебных заведений, под ведомством Министерства народного просвещения состоящих, иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми и серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий, и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника».

У первой школьной формы был отчетливо военный вид — вернее, полувоенный. Даже у верхней одежды: зимой ученики носили длинные серые шинели, довольно неудобные. Затем, правда, их сменили пальто.

На протяжении XIX века детали формы менялись — цвет мундиров, фурнитура, шитье и так далее. Так, в 1864 году стоячие воротники, придававшие школьным мундирам гвардейских шик, заменили отложными, а нарядные галунные петлицы сменились простыми суконными. Но вскоре стоячие воротники вернулись. До 1870-х гимназическая форма в основном была зеленой (с серыми брюками), а затем появились темно-синие мундиры, из-за которых гимназистов ехидно дразнили «синей говядиной».

Форму, впрочем, носили не только гимназисты, но и студенты реальных училищ, и ученики специализированных средних учебных заведений. Их формы отличались цветовыми решениями, кроем, количеством пуговиц — но общим для всех был военный вид. Из военной же формы в учебную попали и кепи с широким кожаным козырьком, и эмблемы, укрепленные на околыше, по которым сразу было понятно, где учится воспитанник. В 1880-х годах кепи сменили фуражки гвардейского образца.

Ближе к концу века мундиры стали надевать только в особых случаях — в праздничные дни, для важных визитов, а в повседневной жизни их заменили суконные гимнастерки, подпоясанные ремнем с металлической пряжкой.

Что касается женской формы, то девочки, пусть долгое время их форма и не регулировалась официальными указами, носили платья в одинаковом стиле (хотя бы в рамках одного учебного заведения). Основу девичьей формы составляли закрытые длинные платья очень простого кроя и неярких цветов и передники — черные в будние дни и белые в праздничные. Платья могли дополняться пелеринками и нарукавниками, кружевными воротничками. Кроме того, в отличие от формы мальчиков, цвета платьев зависели от возраста воспитанниц. Например, в Императорском воспитательном обществе благородных девиц (Смольном) еще с конца XVIII века самые младшие ученицы носили кофейные платья; чуть постарше — голубые, затем серые и белые. Традицию эту, с разными вариациями, подхватили и другие учреждения.

С 1886 года в гимназиях Министерства народного просвещения ученицы стали носить коричневые платья с фартуками. И этот скромный наряд, так же как и дореволюционная мужская форма, лег в основу уже советской школьной формы.

Фотографии прекрасных женщин, сделанные более 100 лет назад

Фотографии прочно вошли в наш мир, они являются частью культуры и истории каждого человека. Эти застывшие кадры, запечатлёенные на бумаге, мониторе или на экране мобильного телефона способны сказать о многом. Особенно ценными сейчас являются самые первые фотографии, особенно сделанные в то время, когда фотоаппарат являлся большой редкостью. Поэтому мы решили сделать небольшую подборку фотографий, выполненным более 100 лет назад, где изображены прекрасные дамы прошлых лет.

Прекрасная филиппинка

Эта филиппинская женщина, жившая на острове Лузон, была очень модной дамой. Очевидно, её одежда была очень дорогой, как и её аксессуары. А о самых красивых современных филиппинках вы можете узнать в одной из наших статей на most-beauty.ru.

Анна Мэй Вонг (1905 — 1961)

Анна Мэй Вонг считается первой в мире актрисой китайского происхождения, которая добилась высоких успехов в Голливуде.

Лили Элси (1886 — 1962)

В начале XX века это была очень популярная английская актриса и певица Лили Эсли сделала головокружительную карьеру ещё в юном возрасте.

Анна Павлова (1881 — 1931)

Эта женщина для многих не нуждается в представлении. Прима-балерина, русская красавица, одна из самых известных балерин в мире.

Маргарет Мартин (1875 — 1958)

Маргарета Рита Мартин начала свою фотографическую карьеру в 1897 году, когда помогла старшей сестре Лалли Чарльз в открытии собственного фотографического салона. В 1906 году она уже владела собственной фотостудией, фотографируя предметы в светлых тонах на чистом белом фоне и сосредоточившись на таких актрисах, как Лили Элси и Лили Брайтон.

Глэдис Купер (1888 — 1971)

Английская актриса, которая проработала на сцене более 70 лет. Кроме того, снималась в фильмах и работала на телевидении.

Мари Доро (1882 — 1956)

Мария Доро — популярная актриса театра и кино. В 1915 году завершила театральную карьеру, ушла в кино. Снялась во множестве популярных картин немого кино. Являлась одной из самых известных киноактрис в Штатах. Позже разочаровалась в Голливуде и переехала в Европу. По возвращении в США вела скрытный образ жизни.

Минни Браун (1883 — 1970)

Минни Браун была актрисой и певицей, которая проводила долгие многолетние гастроли в Европе, и особенно в России. Она считалась одной из самых известных, красивых и популярных афро-американок континента.

Мод Фили (1883 — 1971)

Мод Фейли популярная актриса театра и кино начала XX века.

Этель Уорик (1882 — 1951)

А эта очаровательная женщина была популярна в Великобритании. Весь мир знал её как актрису, но до этого она работала моделью в стиле ню.

Айда Овертон Уолкер (1880 — 1914)

Второе имя этой афро-американки было «Королева какуэлл». Она была разноплановой талантливой творческой личностью, проявила себя в качестве певицы, актрисы, хореографа и танцовщицы.

Эвелин Несбит (1884 — 1967)

Красивая, сексуальная и популярная американская актриса, танцовщица кордебалета, натурщица. Стала известна благодаря скандальному делу об убийстве Стэнфорда Уайта, который был её любовником. А убил его первый муж Эвелин по Имени Гарри Тоу.

Неизвестная девушка с открытки 1920 года

Этель Клейтон (1882 — 1966)

Популярная артистка театра и кино, в копилке которой более сотни немых киноролей.

Женёвье Лёнтельм (1883 — 1911)

Женёвье Лёнтельм была актрисой французской сцены, светской стилистикой, моделью и куртизанкой.

Мата Хари (1876 — 1917)

Одна из самых загадочных, красивых и популярных личностей того времени. У неё было много лиц, ролей и имён. Являясь прекрасной танцовщицей, натурщицей и куртизанкой, скрывала от окружающих работу двойного агента-шпиона.

Это фото было выполнено в 1895 году во время свадьбы Маргареты Зелле — такое имя Мата Хари получила при рождении.

Девушка с книгой

К сожалению, имя этой сексуальной красотки начала прошлого века неизвестно, но по фотографии можно «прочитать» многое.

Как видим, книга была довольно частым атрибутом для фотосессии. Видимо, начитанные девушки в то время были в моде.

Ещё одна Мадам, которая не то читает, не то соблазняет.

Девушка в студии

Ещё одно старое фото с неизвестной заигрывающей девушкой, одетой только лишь в сексуальное нижнее бельё.

Цыганка с мандолиной

Открытки с юной и нежной цыганкой, позирующей камере с мандолиной, быть может, возбуждали сердца многих мужчин того времени.

Неизвестная японка

Япония в начале XX века встала на путь милитаризма и экспансии. Вероятно, этой красивой японской особе больше по нраву модные наряды и аксессуары, чем новости внешней политики.

Мария Александра Виктория (1875-1938)

На этом фото мы видим ещё юную королеву Румынии. Она была внучкой русского царя Александра II. Принимала активное участие в политике страны, вернув стране многие утраченные ранее территории.

Неизвестная непалка

Де-факто, являясь английской колонией, Непал сохранял культурную независимость от Англии. Женщины высокого статуса этой высокогорной страны выглядели довольно необычно.

Берберка с кувшином

Берберами называли людей, издавна проживающих на севере Африки, которые в VII веке приняли ислам.

Исабел Джей (1879 — 1927)

Изабель Эмили Джей была английской оперной певицей и актрисой. Во времена пика её карьеры, открытки с её фотографиями были очень популярны. Количество тиражей с различными её фото достигало до 400 экземпляров. Более 100 лет назад это были огромные цифры.

Агнес Эйрс (1898 — 1940)

Эта популярная актриса немого кино снималась даже с самим Чарли Чаплином.

Каролина Отеро (1868-1965)

Звезда целой эпохи. О ней было написано множество книг. Она родилась в бедной неблагополучной семье и сама добилась мировой славы в качестве танцовщицы и певицы.

Камерунские девчонки

Такая форма одежды для женщин Камеруна была абсолютно нормальной.

Неизвестная артистка кабаре

Фото было сделано в 1900 году.

Женщина из Судана

Это фото было сделано в 1890 году, в XIX веке!

Ещё фото

Ниже Вы увидите ещё несколько старых фотографий с прекрасными женщинами начала XX века:


Читайте на страницах most-beauty.ru статью о самых красивых темнокожих красотках.




Заключение

Как видим, несмотря на техническую и сексуальную революцию, мир остаётся прежним. Редакция most-beauty.ru надеется, что эта подборка фотографий, сделанных более 100 лет назад, пришлась Вам по душе.

Главный редактор сайта most-beauty.ru.

Автор статей, поэт-песенник, профессор эрудированных наук.

Люблю жизнь и интересуюсь всеми областями знаний, и по возможности делюсь ими со всеми.

Читайте также:
Дочь фараона - принцесса Аманет из фильма Мумия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *