Советские ювелирные Украшения из золота и бриллиантов

Правда ли, что советские ювелирные украшения качественнее современных?

Мы часто слышим, что раньше золото было лучше. Так ли это на самом деле и чем украшения советской эпохи отличались от современных?

В советские времена ювелирные украшения были настоящей роскошью. У простых женщин их либо не было совсем, либо они бережно хранились в запертом серванте и надевались только по особым случаям, носить каждый день их было не принято. Бриллианты могли себе позволить вообще единицы, а знающие толк покупатели искали украшения по комиссионкам.

Золотые кольца, перстни и серьги представляли семейную ценность. Их дарили девушкам на свадьбу или на рождение детей, передавали по наследству от бабушек и хранили десятилетиями в заветной шкатулке. Ювелирная промышленность в советские времена была всенародной, а ассортимент довольно ограниченный. Сейчас на прилавках ювелирных магазинов полно драгоценностей, магазины завалены ювелиркой, но до сих пор бытует мнение, что качество самих украшений было лучше, и золото качественнее, и камни чище. Так ли это на самом деле?

Обязательная проба и клеймо

Стандарт пробы появился после Революции. Потом появилось клеймо с изображением рабочего с молотом и буквенным шифром, которое позднее сменила звезда с серпом и молотом. Клеймо проставлялось на всех ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб.

Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц сплава, из которого было изготовлено изделие.

В СССР проб было несколько: для платиновых украшений 950°, для золотых 375°, 500°, 583°, 750° и 958°.

Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сортом, допускался выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, но это обязательно указывали в документации.

Украшения делались на века. Прочные и увесистые перстни с большими камнями, которые удерживали толстенные лапки, можно было носить десятилетями и передавать детям и внукам. Чем толще металл, тем прочнее: не разогнешь, не сломаешь да и камень не выпадет. Все камни были надежно закреплены, а застежки изделий почти не ломались.

Что же касается качества самого золота, то существовал единый ГОСТ, где четко оговаривалось процентное количество всех металлов. Сейчас в российской ювелирной промышленности также существует ОСТ на содержание золота, его должно быть не менее 58,5%, но содержание других металлов уже строго не определяется. В составе современных изделий золота может быть и больше, но остальные металлы могут быть разными. Это иногда и сказывается на качестве и свойствах современных изделий. Для красоты дизайна металлу придают легкоплавкость, отчего он легче сжимается и истирается. Так что современные украшения гораздо тоньше и изящнее, они, действительно, могут сломаться или погнуться и требуют более аккуратного обращения.

Драгоценные камни: натуральные или синтетические?

Крупные перстни с ярко-красным рубином или более элегантным александритом стали символом эпохи. Но если говорить о подлинности и натуральности советских камней, то в большинстве украшений они были искусственно выращенными. Синтезировать камни научились уже очень давно, ещё до Революции, поэтому, к удивлению многих владельцев бабушкиных антикварных украшений, они часто оказываются искусственными.

Ещё с 70-х годов позапрошлого века ученые получили технологию синтеза корундов пурпурно-красного цвета. Такие камни размером в 1 и 2 карата, появившиеся на рынке в 1880-х годах называли «женевскими рубинами».

В 1980-е годы учеными из института ФИАН удалось вырастить искусственный бриллиант, фианит. Это стало настоящим прорывом в ювелирной индустрии. Советских граждан нисколько не смущало, что камень синтетический, и кольца, серьги и кулоны с фианитами произвели настоящий фурор среди модниц Советского Союза.

Что же касается знакомых всем советских рубинов, сапфиров, турмалинов и александритов, то они в большинстве своем тоже были искусственными. Чистые натуральные камни ювелирного качества всегда были редкостью и стоили порой дороже бриллиантов.

Популярные у советских женщин перстни и серьги с большими камнями выращены искусственно, но это не означает, что старые советские украшения не имеют никакой ценности. Синтетические советские камни имеют высочайшее качество и бывают очень красивыми.

Анна Залесская / журнал «Домашний очаг»

Советские золотые украшения

В 1966 году на очередном пленуме КПСС было решено создать массовое ювелирное производство в СССР, и постепенно золотые украшения стали доступны всем советским гражданам. Наверняка, и в вашей семье есть образцы «советского золота», которые сложно перепутать с современными моделями.

Читайте также:
Сборный браслет Delos от Hermès

На дизайн ювелирных изделий тех лет повлияло, во-первых, стремление уйти подальше от «буржуазных» эстетических канонов, во-вторых, успехи советских учёных в создании синтетических камней. На руках и в ушках советских женщин красовались гигантские искусственные рубины, изумруды, корунды, александриты, бесцветные и цветные фианиты.

Правда ли, что советское золото лучше

Самая распространенная проба советского золота – 583, цвет – красный. Ювелирные изделия СССР добротные, сделаны, что называется, на века: без лишнего изящества, зато по-настоящему крепкие, всегда довольно увесистые, с надёжными закрепками камней. В сравнении с пришедшими после них низкопробными украшениями из Турции, итальянскими «дутышами», они и впрямь кажутся монументальными. Правда ли советское золото лучше современного? Смотря, в каком пункте сравнивать!

Дизайн

Если говорить о дизайне – в СССР он был не слишком разнообразен. В 1983 году во всем Советском Союзе выпускалось около 500 моделей колец со вставками, а сегодня только ассортимент Дивы составляет 1000 моделей. Эксклюзивы создавались на заказ, каждая заводская модель тиражировалась многотысячными партиями.

Качество изготовления

Всё советское ассоциируется с высокой надёжностью, будь то серьги или танк. Сегодня же многие жалуются на то, что кольца гнутся, а серьги ломаются. Нужно отметить, что в этом есть и вина покупателя с его стремлением сэкономить. Вес советского обручального кольца 583 пробы шириной 5 мм составлял около 5 г, сегодня же предлагаются обручальные кольца с такой же шириной весом в 1,5 г, т.е. с очень тонкой стенкой. Выбирая легковесные ювелирные изделия, покупатель должен быть готов к тому, что они не предназначены для регулярного ношения!

Вставки

Украшения с натуральными камнями купить мог далеко не каждый человек из страны Советов. Конечно, советские кольца с бриллиантами выпускались, однако продавались «по блату». Почти все вставки в ювелирных изделиях времен СССР – это искусственные камни, поэтому назвать их фамильными драгоценностями в полном смысле этого слова язык не поворачивается.

Эргономика

Многие модели не отличались особым удобством. Посадка обручальных колец – прямая, для ободков шире 4 мм это означает врезание краев в кожу. Серьги тяжёлые, иногда с утолщенным для надёжности квадратным штифтом.

Проба советского золота

Процентное содержание драгоценного металла из СССР равно либо чуть ниже, чем в современном российском золоте. Состав легирующих добавок может чуть отличаться, но для красного золота это всё те же медь и серебро, подробнее об этом мы рассказывали в статье «Какие бывают пробы золота». Говорить о каком-то невероятном качестве золота советских времен в сравнении с современным российским – это, скорее, о ностальгии, чем о действительности.

Пробы, состав, вес и стоимость советского золота

Составы лигатур были закреплены в госстандартах, для каждого оттенка сплава свой. В этом плюс ювелирной промышленности СССР: сегодняшние ювелиры обязаны соблюдать процентное содержание драгоценного металла в изделии, но лигатуру добавляют «на свой вкус», что может влиять на износостойкость украшений.

  • 375. Советское золото 375 пробы (9-каратное) применялось для изготовления часов, портсигаров, зажигалок и других предметов обихода, а также самых недорогих обручальных колец и украшений. По постановлению 1918 года все ювелирные изделия могли изготавливаться исключительно из золота 36 пробы (которая потом поменялась на 375), и это требование соблюдалось долгие годы. На вид 375 металл блёклый, из-за высокого содержания меди и серебра со временем он покрывается налётом.
  • 583. Проба советского золота 583 – аналог современной 585 с чуть меньшим содержанием драгметалла, наиболее применимый золотой сплав в СССР. Замена на 585 была необходима для приведения к общемировым стандартам.
  • 750. Советское золото 750 пробы, как и сегодняшняя 750-ка, использовалось для изготовления ювелирных изделий более высокого уровня, в т.ч. с бриллиантами и другими натуральными драгоценными камнями. 750 проба на кольце – косвенное подтверждение того, что рубин в нём настоящий!
  • 875. Советское золото пробы 875 – иногда нас спрашивают и о таком. Если на ювелирном изделии стоит проба 875, а рядом есть советская звёздочка – это серебро 875 пробы, возможно, в сплошной позолоте.

Можно ли по клеймам и пробам определить «древность» ювелирного изделия? Например, когда сделано советское кольцо с клеймом 63К? Ошибочно думать, что 63 – это год выпуска. На самом деле, это цифра 6 и буквы ЗК. ЗК – означает «Костромской завод», «6» – это 1966 год (а если к цифре 6 добавлена точка, то 1976). Для того чтобы правильно определить место производства и год, нужно смотреть и на шифр пробирной палаты, и на именник ювелирного изделия.

Читайте также:
История о знаменитом бриллианте Тиффани Птица на скале

Современная стоимость советского золота

Несмотря на расхожее мнение о том, что драгоценный металл с пробой СССР лучше современного, это не повышает его цены. На то, сколько стоит советское золото 583 пробы, влияет вес изделия без вставок. При сдаче в ломбард можете ориентироваться на стоимость, предлагаемую для 585 пробы. Сдать своё «золото партии» можно по той же цене, что и любое другое той же пробы.

Винтажные украшения для создания оригинальных образов

Советские золотые украшения времен СССР – это ряд запоминающихся дизайнов, которые можно использовать и в современных образах! Такие модели наверняка найдутся почти в каждой семье, что не снижает их достоинств! Как носить советские украшения сегодня?

  • «Малинки» – это цветные камни, окружённые кругом бесцветных. Серьги и кольца «малинки» – вариант «гало», такое расположение вставок и по сей день остается хитом. Преимущества «малинок» – даже небольшой центральный камень в них выглядит роскошно за счёт окружения из мелких кристаллов. Носить советскую «малинку» вы можете в любом нарядном образе, такие модели смотрятся актуально и сегодня.
  • «Тюльпаны» – крупный или средних размеров камень зажат в золотом «тюльпане» лепестков-крапанов. «Тюльпаном» исполнялись серьги, кольца и даже часы. В них вставка как будто парит, она отлично видна со всех сторон, при этом и само крепление очень декоративно. Сегодня «тюльпаны» почти не делают, потому что, если использовать настоящий драгоценный камень, они будут стоить целое состояние. Вы же можете использовать лаконичные «тюльпаны», доставшиеся вам в наследство, в деловых образах с оттенком ретро.
  • «Сударушки» – это узорные (ажурные или чеканные) советские серьги из золота в виде перевернутого кокошника, обычно без вставок. В них читаются славянские мотивы, и это замечательная деталь к этно-образу.
  • Кольца «чалма» – это крупные кольца без вставок с расширяющейся передней частью, округлой формы. Отлично вписываются в тренд на оверсайз!
  • Перстень «шахиня» – настоящий хит СССР, мечта каждой советской женщины! Перстень украшался огромным продолговатым камнем, установленным в широчайшее ажурное основание, сужающееся к задней части изделия. Сейчас такое колечко могут носить девушки, которым не чужда самоирония, ведь тот факт, что камень искусственный, очевиден. «Шахиня» хорошо ложится в микс колец, становясь его акцентом.

Украшения на заказ по мотивам советских

Нравится стиль советских украшений, мучает ностальгия или вы потеряли серьгу из комплекта, доставшегося от бабушки? У нас вы можете заказать любые ювелирные изделия – по образцу, по фотографии. Мы подберем нужные камни и в сжатые сроки изготовим заказ любой сложности на нашем заводе в Санкт-Петербурге. Хотите заказать расчёт изготовления ювелирного изделия на заказ? Это быстро и бесплатно! Жмите здесь!

Советские золотые украшения

В 1990е годы все «думающие интеллигентные люди» принялись ругать абсолютно все советское. Поносили образ жизни советского народа и почти все сферы жизни, в том числе моду, индустрию красоты и ювелирные украшения. Мода и косметика в СССР на самом деле представляли собой печальное зрелище, а с золотыми и серебряными украшениями все обстояло намного лучше.

Даже сейчас на просторах интернета можно встретить немало публикаций, высмеивающих качество и стиль советских ювелирных украшений. Только прежде чем осуждать и высмеивать, надо вспомнить, что тогда была другая мода, иные представления о красоте ювелирных изделий и другие возможности. В советское время отличалось многое, но украшения были не такие плохие, и многие из них вполне актуальны в наше время.

Дизайн большинства советских украшений уступает качественным ювелирным изделиям нашего времени, но и зарубежные украшения тех лет отличаются от современных, ведь ювелиры обзавелись новыми технологиями и оборудованием, а кроме того изменились представления о дизайне украшений. При этом важно заметить, что советские украшения превосходят многие зарубежные изделия. Это легко узнать у старых ювелиров, кому пришлось иметь дело с самыми разнообразными ювелирными изделиями.

Читайте также:
12 великолепных украшений в морском стиле

Помимо качества изделий, многие скупки золота намного охотней покупают лом золотых изделий именно советского и российского происхождения, нежели турецкие и другие украшения, в силу различия лигатуры золотого сплава.

Поэтому ювелирные изделия советского времени могут стать прекрасными аксессуарами для тех, кто любит экспериментировать с образами и создавать образы с применением винтажных вещей. Только не думайте, что советские украшения скоро станут антикварными и будут цениться дороже, нежели простое современное золото. Этих украшений еще слишком много, а ценится только редкость.

В 1990е годы изменились представления о ювелирных изделиях. Признаком успеха стали являться массивные украшения из золота – тяжелые цепи, часы с золотыми браслетами, печатки и кресты. На создание этих изделий переплавлялось огромное количество тонких цепочек, обручальных колечек и других украшений советского и дореволюционного периода.

Помимо ювелирных изделий в переплавку пошли ордена. Чаще всего ювелиры плавили орден Ленина и Орден Отечественной войны 1й степени. Это не слухи и домыслы, а реальность. Мне лично известны ювелиры, которые за месяц переплавляли ордена десятками!

Прошли годы, массивные украшения стали признаком дурного вкуса. Сегодня мало кто наденет толстую золотую цепь и огромную печатку с пауками, у большинства тех крутых ребят из 1990-х теперь мраморные и гранитные украшения. Куда исчезли их золотые цепи и кресты? Многие изделия снова переплавили ювелиры, а что-то лежит в сейфах и банковских ячейках, другие вещи остались в тайниках, и ждут своего нового хозяина.

Золото может менять форму и тысячелетиями кочевать от одного хозяина к другому. Люди превращаются в прах, а золото, изменив форму, украшает нового хозяина или хозяйку.

Возможно, колечко на вашем пальце было когда-то переплавлено из золотого идола в средневековое украшение, а потом поступило на монетный двор, где из него сделали монету, в которой со временем пробили дырку и носили как подвеску. А уже в середине XX века монета попала в лом и слилась воедино с другими изделиями, став вашим кольцом. Выходит, многие из нас носят на себе частички древних украшений и монет.


В течение 1990-х было переплавлено великое множество советских украшений, но несмотря на это осталось еще очень много, поэтому не думайте, будто совсем скоро они станут редкостью и начнут цениться как истинный антиквариат. При нашей жизни этого не случится. Посему советские ювелирные изделия стоит рассматривать как винтажные украшения для создания оригинальных образов, и как память о сложном прошлом великой страны.

Все это не касается по-настоящему роскошных ювелирных изделий советского времени, ведь и тогда изготавливались настоящие шедевры ювелирного искусства, просто предназначались они не для простого народа, а для избранных, впрочем, как и сегодня. Роскошные ювелирные украшения всегда находят своего покупателя, ведь они редкие, а редкость намного больше ценится и, скорее всего, никогда не обнаружится в шкатулке простого человека.















Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Back to USSR: так ли хороши были советские ювелирные украшения?

Екатерина Истомина,
журналист

Ювелирные украшения, сделанные в СССР, сегодня вызывают смешанные чувства. С одной стороны, эти вещи негативно воспринимаются той частью публики, которая a priori считает «все советское» исключительно плохой продукцией. С другой стороны, многие носят советские драгоценности в качестве фамильных, семейных украшений. В этом случае можно услышать массу сентиментальных рассуждений и рассказов о драгоценном предмете: «Это память о маме», «Дедушка мне подарил на окончание школы», «Папа купил на поступление в институт», «Бабушка отдала на свадьбу». Таким образом, собственно, объективной экспертной оценки сегодня добиться довольно сложно, ведь советские украшения никого не оставляют равнодушным.

Советская ювелирная промышленность была не бизнесом, а именно всенародной промышленностью и работала на всех парах (все операции с драгоценными металлами и камнями для частных ювелиров были запрещены УК СССР).

Есть уникальные бренды, которые смогли пережить Октябрьскую революцию 1917 года. Например, «Русские самоцветы» из Санкт-Петербурга, основанные в 1912 году. Ювелирная мастерская в 1920-х была превращена в артель ювелирных художников, потом стала заводом, а после развала Советского Союза снова превратилась в частный бизнес (бизнес профессиональный; особенно хороши в «Самоцветах» ювелирные часы с корпусами из желтого золота).

Читайте также:
Как носить несколько колец на одном пальце

Конечно, не всем удалось, как это сделал великий Карл Густавович Фаберже, эмигрировать в Швейцарию, бросив на родине свое индивидуальное ювелирное производство (и дом Faberge появился на Западе только в начале 1950-х). Некоторые дореволюционные ювелирные фабрики – к примеру, поволжские или уральские компании, оставленные владельцами, – в первую десятилетку победившей советской власти были преобразованы во «всенародные» заводы. И сегодня многие из них работают, но уже снова находясь в частных руках. Это, в частности, отменный, умный, тонкий, стильный Костромской ювелирный завод. Одно из немногих российских ювелирных производств, где действительно следят за мировой драгоценной модой, выпуская fashion-украшения для головы и прически (в каталогах можно найти золотые заколки-невидимки, а также ободки из серебра).

Почти каждый крупный город Советского Союза имел свой ювелирный завод, и каждое изделие, которое сходило с конвейера, непременно имело знак ГОСТа – знак качества СССР. Наиболее известными считались заводы, расположенные в Москве, Ленинграде, Свердловске, Харькове, Киеве, Риге, Таллине, Ереване, Калининграде и городах Поволжья (Углич, Кострома, Ярославль). Все они имели специализацию, однако производство стандартных, классических вещей было нормой.

После Великой Отечественной войны, в период хрущевской оттепели власти, стали обращать внимание на народные промыслы. Так, в Ростове Великом возобновили выпуск ювелирных украшений со сканью и финифтью. В Дагестане, в небольшом городке Кубачи, заново «открыли» красоту замечательного кубачинского серебра. В крохотном Великом Устюге развернули производство драгоценностей из черненого серебра с позолотой, а в морозном Архангельске – холмогорскую резьбу по кости. Промыслы дожили и до наших дней: достаточно зайти на сайты тематических фабрик и сделать там заказ (причем его будут доставлять не из магазина в Москве, а непосредственно из «недр» выбранной вами фабрики).

Дизайн многих предметов – с финифтью или из серебра с чернью – не менялся десятилетиями, однако это не значит, что этот дизайн «плохой». Напротив, в сегодняшнем ассортименте остались только лучшие, действительно проверенные временем ювелирные вещи

Каждый советский ювелирный завод, как мы уже отметили выше, имел свою специализацию. К примеру, в Костроме почти не работали с настоящими камнями. Исторический «конек» КЮЗа – это камни синтетические, главным из которых был легендарный советский корунд, имитировавший настоящий рубин. Кстати, именно синтетический корунд считается важным символом советской драгоценной промышленности: у кого-то он вызывает интерес и уважение к достижениям советских геммологов и химиков, а у кого-то, напротив, отторжение, неприязнь.

Ювелирные заводы в Калининграде, Риге и Таллине занимались производством украшений с янтарем (около 85 % всей мировой добычи янтаря приходится на Прибалтику). В наши дни на антикварном рынке можно найти несметное количество янтарных «салонных» советских украшений 1960–1970-х годов – с мельхиором, серебром и даже с желтым золотом (на просторах российских социальных сетей есть очень много групп, где общаются поклонники советского ювелирного винтажа). В Калининграде и в наши дни довольно успешно занимаются янтарем: не только сохранен старый советский завод, но появились новые марки, и лучшие из них – это «Балтийская янтарная мануфактура» и «Балтийское золото».

В Свердловске (ныне Екатеринбург) традиционно производили ювелирные украшения с полудрагоценными и поделочными камнями. Лазурит, сердолик, малахит, яшма, нефрит, жадеит – именно по таким камням можно почти моментально опознать уральскую продукцию (в настоящий момент Уральский ювелирный завод выпускает спокойную бриллиантовую классику, добротную, но и довольно дорогую).

Ювелирный промышленный гигант в Ереване жив и здоров; в советскую эру в столице Армении выпускали изделия с цветными камнями, особенно ценились у знатоков ереванские аметисты. Львовский и Харьковский ювелирные заводы специализировались на горном хрустале (сегодня цена на винтажные львовские серьги с хрусталем в золоте 583 пробы может достигать 40 тысяч рублей).

Не будем забывать и об импортных драгоценностях. Так, из братской Чехословакии в ГУМ, ЦУМ, ДЛТ поступали великолепные парадные ювелирные украшения с темно-красными гранатами, а также изделия из цветного ювелирного стекла и цветного бисера. Из Афганистана, которому СССР оказывал «братскую» помощь, в Москву и другие города привозили не только легендарные афганские дубленки, но и харизматичные национальные украшения – с бирюзой и лапис-лазурью. И наконец, в валютных магазинах «Березка» за чеки можно было купить изделия исторической австрийской марки Swarovski: ее сверкающие кристаллы на черном рынке стоили почти столько же, сколько классические якутские бриллианты.

Читайте также:
Формы огранки бриллиантов – история огранки алмазов

А ювелирная промышленность в Якутии неплохо поживает и сегодня, ведь белые якутские бриллианты никогда не выйдут из моды. Российская компания «Алроса» является второй в мире после гиганта De Beers по объему добычи природных алмазов.

Советская ювелирная промышленность имела свои хиты, и за ними сегодня охотятся коллекционеры. Это серьги-самовары, серьги-калачи, серьги-малинки, кольцо-корзинка (с синтетическим корундом) и кольцо-роза (с бриллиантом в огранке «роза»), хит Московского ювелирного завода (МЮЗ), который сегодня принадлежит израильскому миллионеру Льву Левиеву.

Цены на советские антикварные ювелирные изделия могут достигать серьезной планки. Так, на дутые серьги-самовары из желтого золота 583 пробы цена стартует от 30 тысяч рублей. Кольцо-роза с небольшим белым бриллиантом оценивается в среднем в 50 тысяч, серьги-калачи из серебра с позолотой обойдутся в 15 тысяч рублей. Однако попадаются такие советские раритеты далеко не каждый день.

Заметим в скобках, что и в СССР было не так-то просто купить белые бриллианты, причем за хорошие деньги: как правило, нужен был блат в ювелирных магазинах. У меня до сих пор хранится маленькое изящное кольцо из платины с обычным белым бриллиантом, которое дедушка подарил маме на окончание школы. Моя мама, в свою очередь, подарила кольцо мне. Красивое. Простое. Просто идеальное кольцо: платина, белый бриллиант весом 0,28 карата, знак качества СССР.

Правда ли, что советские ювелирные украшения качественнее современных?

Мы часто слышим, что раньше золото было лучше. Так ли это на самом деле и чем украшения советской эпохи отличались от современных?

В советские времена ювелирные украшения были настоящей роскошью. У простых женщин их либо не было совсем, либо они бережно хранились в запертом серванте и надевались только по особым случаям, носить каждый день их было не принято. Бриллианты могли себе позволить вообще единицы, а знающие толк покупатели искали украшения по комиссионкам.

Золотые кольца, перстни и серьги представляли семейную ценность. Их дарили девушкам на свадьбу или на рождение детей, передавали по наследству от бабушек и хранили десятилетиями в заветной шкатулке. Ювелирная промышленность в советские времена была всенародной, а ассортимент довольно ограниченный. Сейчас на прилавках ювелирных магазинов полно драгоценностей, магазины завалены ювелиркой, но до сих пор бытует мнение, что качество самих украшений было лучше, и золото качественнее, и камни чище. Так ли это на самом деле?

Обязательная проба и клеймо

Стандарт пробы появился после Революции. Потом появилось клеймо с изображением рабочего с молотом и буквенным шифром, которое позднее сменила звезда с серпом и молотом. Клеймо проставлялось на всех ювелирных изделиях, отвечавших одной из указанных в СССР проб.

Проба показывала содержание драгоценного металла в тысяче весовых единиц сплава, из которого было изготовлено изделие.

В СССР проб было несколько: для платиновых украшений 950°, для золотых 375°, 500°, 583°, 750° и 958°.

Все ювелирные изделия выпускались только 1-м сортом, допускался выпуск 2-м сортом некоторых изделий из янтаря и цветных металлов, но это обязательно указывали в документации.

Украшения делались на века. Прочные и увесистые перстни с большими камнями, которые удерживали толстенные лапки, можно было носить десятилетями и передавать детям и внукам. Чем толще металл, тем прочнее: не разогнешь, не сломаешь да и камень не выпадет. Все камни были надежно закреплены, а застежки изделий почти не ломались.

Что же касается качества самого золота, то существовал единый ГОСТ, где четко оговаривалось процентное количество всех металлов. Сейчас в российской ювелирной промышленности также существует ОСТ на содержание золота, его должно быть не менее 58,5%, но содержание других металлов уже строго не определяется. В составе современных изделий золота может быть и больше, но остальные металлы могут быть разными. Это иногда и сказывается на качестве и свойствах современных изделий. Для красоты дизайна металлу придают легкоплавкость, отчего он легче сжимается и истирается. Так что современные украшения гораздо тоньше и изящнее, они, действительно, могут сломаться или погнуться и требуют более аккуратного обращения.

Читайте также:
Какие ювелирные изделия дарить на День влюбленных

Драгоценные камни: натуральные или синтетические?

Крупные перстни с ярко-красным рубином или более элегантным александритом стали символом эпохи. Но если говорить о подлинности и натуральности советских камней, то в большинстве украшений они были искусственно выращенными. Синтезировать камни научились уже очень давно, ещё до Революции, поэтому, к удивлению многих владельцев бабушкиных антикварных украшений, они часто оказываются искусственными.

Ещё с 70-х годов позапрошлого века ученые получили технологию синтеза корундов пурпурно-красного цвета. Такие камни размером в 1 и 2 карата, появившиеся на рынке в 1880-х годах называли «женевскими рубинами».

В 1980-е годы учеными из института ФИАН удалось вырастить искусственный бриллиант, фианит. Это стало настоящим прорывом в ювелирной индустрии. Советских граждан нисколько не смущало, что камень синтетический, и кольца, серьги и кулоны с фианитами произвели настоящий фурор среди модниц Советского Союза.

Что же касается знакомых всем советских рубинов, сапфиров, турмалинов и александритов, то они в большинстве своем тоже были искусственными. Чистые натуральные камни ювелирного качества всегда были редкостью и стоили порой дороже бриллиантов.

Популярные у советских женщин перстни и серьги с большими камнями выращены искусственно, но это не означает, что старые советские украшения не имеют никакой ценности. Синтетические советские камни имеют высочайшее качество и бывают очень красивыми.

Анна Залесская / журнал “Домашний очаг”

Функционирование камня. Советское золото

Функционирование камня. «Советское золото». Вставки

ВСТАВКИ в ювелирные изделия в эпоху СССР делали из натуральных камней, искусственных камней, а имитацию бриллиантов – из прозрачного бесцветного стекла. Синтетические камни – синтетические рубины, искусственные сапфиры и другие в большом количестве появились в 1970-х годах. Заменители драгоценных камней массово начали производить в СССР из различных материалов в те же годы.
В послевоенные годы для ювелирных украшений использовали вставки в основном из натуральных камней, которые находили на территории СССР, но в 1970-80-е годы синтетические и искусственные камни «вошли в моду», а их ассортимент расширился. Многие ювелирные изделия, которые мы сейчас называем «советское золото», имеют вставки не из натуральных камней.
Обратила внимание, что в интернете указывают название камня, забывая сказать о его происхождении (натур, искусст., синт.), т.к. само название камня – торговое название, маркетинговый ход или просто обозначение цвета вставки. Так, синий камень часто называют сапфир. Все логично, так как слово «сапфир» часто уже обозначает не название камня, а название цвета (ср.: аметист / рубин / изумруд и т.д.).
Постараюсь дать характеристику натуральных камней с учетом информации, которая имелась в литературе того времени.
Моя задача донести до читателей информацию о камнях в духе того времени, поэтому оставлю так, как это было представлено в учебниках товароведения. Сразу обращаешь внимание на своеобразный подход при описании камней. Нет системности, а присутствует просто описательность: красивый камень за счет цвета, прозрачности-непрозрачности, размера и т.д.
Это объясняется тем, что специалисты по драгоценным камням были редкостью. Хотя это было во все времена. Приходилось читать некоторые тонкости, которые использовали опытные ювелиры, но это очень напоминает заметки хозяйкам в наше время.
Во многом такое описание камней, скорее – описательное, а не научное, способствовало тому, что в дальнейшем появились недоразумения с реальной стоимостью ювелирного украшения. А стоимость эта определялась только стоимостью металла.
Это хорошо знают все, кто сдавал в скупку или на комиссию свои ювелирные изделия, выпущенные во времена СССР. На первых выставках, которые появились после Перестройки, оценивался камень (ведь появилась реальная возможность выбрать украшение именно из-за красоты камня). На этих выставках присутствовали эксперты – геммологи, которые могли определить даже происхождение камня, но не могли дать точной цены всего изделия.
У меня есть об этом материал и подход геммологов именно к этой теме. Но по большому счету, мы ,потенциальные покупатели, оплачиваем потребительскую стоимость ювелирного изделия: если оно нам нравится, и у нас есть возможность купить его. О меновой стоимости забываем, так как она представляет собой суммарную стоимость камня, металла, работы мастера и издержек торговли.
От автора: Все выписи ( слово некрасивое, но так говорят филологи, в идеале – курсив). На Прозе нет возможности выделить текст, поэтому буду использовать кавычки.
Для вставок в ювелирные украшения использовали натуральные камни.
« Драгоценные камни-самоцветы – минералы с высокой твёрдостью, красотой окраски, большой сопротивляемостью химическому воздействию, прозрачностью, сильной лучепреломляемостью, и светорассеиванием».
Сразу обращает на себя внимание эта обобщенность. Какой камень подходит под это описание в точности.
«Основной камень – алмаз. Существует более 1000 различных классов, на которые сортируют добытые алмазы в зависимости от размеров, формы, прозрачности, окраски, наличия пороков и т.д. Размер алмазов определяется весовыми единицами – каратами. Один карат равен 200 миллиграммам.
По весу бриллианты делят на 3 группы:
1. Мелкие («меле») – весом до полкарата;
2. Средние («меланж») – весом от полкарата до 1 карата;
3. Крупные – от 1 карата и выше.»
От себя добавлю, что алмаз стал основным камнем по многим причинам, об этом напишу в статье, посвященной именно алмазу.
«Рубины и сапфиры – разновидности минерала корунда, чистые, прозрачные камни, без изъянов, окрашенные в огненно-красный или синий цвет, встречаются редко и ценятся высоко. Камни корунда, окрашенные в красный цвет, называются рубинами. Натуральные рубины называются восточными (ориенталь)».
Сразу замечу, что в данном примере « восточный» означает именно натуральность и примерное место добычи камня. Иногда «восточный» имеет положительную коннотацию ( оценку). Например, в торговой классификации камней часто прил. восточный означает «камень более высокого качества», или указывает на натуральность камня.
«На рубин (по цвету) похожи многие камни, их называют западными рубинами. Альмандин называют капским рубином; шпинель – рубином-балэ. Красный турмалин, топаз, окрашенные в красный цвет, часто принимают за рубин. Настоящий (восточный) сапфир бывает различных цветов от темно-синего до бледно-голубого. Встречаются сапфиры красновато-синие, желто-зелёные. По стоимости выше ценятся камни индиго-синего, васильково-синего густого и чистого цвета, ниже – светло-синие, серые и желтовато-зелёные камни».
Стоит обратить внимание, что при характеристике сапфира идет указание именно на цвет. Кроме того, прилагательные «настоящий», «восточный» часто встречаются в литературе тех лет, обозначают натуральность камня.
«Камни фиолетового цвета (аметистового цвета) называются восточными аметистами или аметист – сапфирами. По стоимости они ниже синего сапфира, но дороже обычного аметиста (кварцевого аметиста)».
«Изумруд – драгоценный камень – самоцвет первого порядка. По цвету различают густо – зелёные, бархатистые, нормального зелёного цвета, средне-зелёного цвета, светлые. Чем гуще окрашен изумруд, тем он ценнее. Светло-зелёные изумруды считаются малоценными камнями.
«Хризоберилл (александрит) – ценится из-за способности менять цвет: при дневном цвете – изумрудно-зелёный, при искусственном – фиолетово-красный. Ценятся камни александрита чистые, прозрачные, без изъянов, хорошо ограненные бриллиантовой или ступенчатой огранкой».
Трудно сказать, описание синтетического или натурального камня имеют в виду, так как указаны и видовое, и родовое названия. Стоит заметить, что натуральные камни (александрит) хорошего ювелирного качества были редкостью ещё в конце 19 века. В 20 веке был достаточно популярен синтетический александрит для вставок в ювелирные украшения.
«Топаз – камень разнообразной окраски: светло- жёлтой, фиолетовой, синевато-зелёной; синий или бесцветный.
В торговле золотистый кварц, дымчатый кварц называют золотистым топазом / дымчатым топазом. Но настоящий топаз тяжелее и твёрже кварца. Сине-зелёный топаз по цвету похож на аквамарин, но тяжелее по удельному весу аквамарина. Уральское название топаза – тяжеловес.»
«Шпинель – прозрачные, чистого красного цвета кристаллы. По цвету шпинели бывают от ярко-красных до розовых, с лёгким фиолетовым оттенком. Шпинель часто называют рубином: тёмно-красные камни – рубиновая шпинель, бледно-красные – рубин-балэ. Красно-фиолетовые шпинели называют альмандиновой (цвет граната альмандина). Голубые шпинели – редко встречающийся вид, очень дорогой».
«Аквамарин входит в группу берилла; цвет камня от почти бесцветного, светлых желтовато-зелёных, голубовато-зелёных и синевато-зелёных до совершенно синих – цвет морской воды».
«Турмалин ценится за красивую окраску. Наиболее ценны – турмалины малинового цвета, наиболее распространены – розовые, зелёные и сине-зелёные турмалины. По цвету зелёный турмалин похож на изумруд – бразильский изумруд, синий турмалин называют индиголитом, или бразильским сапфиром. На Урале встречается турмалин красного цвета (похож на рубин) – сибирский рубин или рубеллит».
«Аметист – фиолетовый камень из группы кварца. По цвету бывает от светло-фиолетового до густо-фиолетового с красноватым оттенком. Чем гуще окрашен аметист, тем он дороже.
Уральские аметисты при вечернем освещении не теряют свою окраску: не становятся серо-фиолетовыми, а, наоборот, приобретают кроваво-красные отблески.»
Восточный аметист – на самом деле сапфир фиолетовой окраски.
«Хризолит (перидот) – прозрачный, со стекловидным блеском кристалл желтовато-зелёного цвета. Различают обычные хризолиты и восточный хризолит – хризоберилл (александрит) зелёной окраски. На Урале хризолитом называют зелёный гранат-демантоид».
«Гранат – название целой группы минералов. Ювелиры гранатом называют одну разновидность граната – пироп. Пироп – камень кроваво-красного цвета, по месту добычи (Чехословакия, Богемия) его называют богемским гранатом. Пиропы использовали для вставок и с просверленными насквозь отверстиями – для ожерелий.
Гранат – альмандин по цвету бывает красновато- коричневым, синевато-красным и фиолетовым. Камни синеватого цвета называются настоящими альмандинами, или восточными гранатами.»
«Нефрит – камень с большой вязкостью используется для вставок и для камнерезных изделий. Похож на нефрит ( по цвету) камень жадеит, но он имеет более высокий удельный вес.»
«Группа кварцевых камней представлена: горный хрусталь, опал, дымчатый хрусталь агат, яшма, аметист, кошачий глаз, сердолик, хризопраз (роговик), авантюрин.»
«Дымчатый хрусталь/дымчатый кварц неправильно называли дымчатым топазом. Золотистый топаз – неправильное название прозрачного кварца, окрашенного в лимонно-жёлтый, померанцево-жёлтый и светло-жёлтый цвет.»
«Роговик – кварц плотного строения, окрашенный в серый или желтоватый цвет. Края такого камня просвечивают наподобие рогового вещества. Роговик, окрашенный в зелёный цвет, называют хризопразом.»
Лучшей в те годы считалась бирюза, окрашенная в небесно-голубые тона, зеленоватые и бледно-окрашенные камни считались малопригодными для ювелирных украшений. Рекомендации по уходу за камнями тех лет: « Для частичного восстановления натурального цвета прожировавшуюся бирюзу кладут в горячую мыльную воду, а затем прополаскивают и протирают суконкой» [ Безпалый, 1951, 32 ]. Огранивали бирюзу для вставок только кабошоном.
Малахит ценился за красивый рисунок. Различали малахит ленто- струистых и радиально- лучистых сортов.
Лазурит (ляпис-лазурь) – лазуревый камень применяют в шлифованном виде для вставок в ювелирные изделия, для изготовления бус, для каменных изделий, для мозаичных работ.
Орлец (родонит) применялся для вставок , для брошей, бус.
Селенит, алебастр, ангидрит представляют собой мягкие камни, легко поддающиеся обработке для дешевых камнерезных изделий: пепельницы, письменные приборы, туалетные приборы, вазочки, статуэтки, малые скульптурные произведения.
Жемчуг по происхождению бывает морской (восточный ориенталь) и речной.»
При производстве ювелирных изделий использовали янтарь и кораллы.

Читайте также:
Модные золотые браслеты 2021

Заменители драгоценных камней изготавливали из различных материалов. Из пластмассы Акрилат делали бусы, по внешнему виду (прозрачности), напоминающую горный хрусталь. Пластмасса Резит по цвету напоминает янтарь, использовалась для мундштуков, бус, пуговиц. В некоторые ювелирные изделия, например, в кольца, вставляли маленькие ограненные кусочки из полированной нержавеющей стали или другого металла. Вместо натуральной бирюзы в ювелирные изделия вставляли цветную эмаль, кости животных. Искусственный жемчуг изготавливали из шариков стекла, покрывая их нитролаком. Вместо натурального, розового, коралла очень искусно изготавливали различные сплавы, которые в практике называют мастиками.
И напоследок, чтобы обобщить знания о камнях приведу классификацию камней по материалам диссертации экономиста, много написавшего по истории, экономике, особенностям производства ювелирных украшений/ ювелирных товаров (Селиванкин 1951, 60)
1. Драгоценные и цветные камни
Алмаз, рубин, сапфир, топаз («тяжеловес»), шпинель, александрит, изумруд, аквамарин, берилл, фенакит, гранат, гиацинт, турмалин.
Разновидности крупнокристаллического кварца – горный хрусталь, аметист, дымчатый кварц («топаз») и др. хризолит, халцедон, нефрит, бирюза, лунный камень, опал, лазурит, жемчуг, янтарь и т.д.
2. Искусственные камни
2.1. Имитация
2.1.1. Естественная имитация – один из видов подделки: за алмаз выдают горный хрусталь, белый сапфир, белый топаз; за бирюзу – лазурит; за изумруд-хризолит, демантоид, турмалин.
2.1.2. Искусственная имитация – окрашивание самоцветов и подбор стеклянных сплавов. Советские учёные разработали способ окраски бесцветного халцедона в чёрный цвет при помощи фенола и углеводородов. Бирюза подкрашивается анилиновыми красителями, прокаливанием. Аметисты превращаются в «золотистые топазы», а светлый сапфир полностью обесцвечивается. При применении лучей радия (иррадиация) желтые алмазы обесцвечиваются, бесцветные становятся зелёными.
2.2. Стеклянные сплавы – более или менее искусные подделки самоцветных камней от чрезвычайно грубой до очень хорошей. В качестве красителей стекла применяли золото, медь, селен (придают красную окраску, окись кобальта (синюю), окись меди (зелёную), окись урана (жёлтую), перекись марганца (фиолетовую).
От себя добавлю, что синтез самоцветов в те годы еще малоприменимый опыт. Синтезом камней – производством синтетических камней начали активно заниматься в конце 1970-х годов.
Рубины и сапфиры гранили в те годы в форме плоского бриллианта правильной круглой или вытянутой формы, в форме ступенчатой (лестничной) огранки. Верхнюю плоскость камня стремились сделать максимально большой, так как при такой огранке лучше виден цвет.
Для звёздчатых сапфиров применяли шлифовку кабошоном, чтобы выявить бархатистость поверхности камня и световые блики в виде шестилучевой звезды .
Изумруды часто гранили ступенчатой огранкой (изумрудной огранкой), так как изумруды не обладают сильной цветовой игрой, то бриллиантовая огранка для них менее подходящая.
Изумруды, отшлифованные и отполированные кабошоном, ценились ниже изумрудов, имеющих ступенчатую огранку или другую форму огранки.
Кабошоном гранили , а точнее шлифовали т. н. звездчатые камни, это самые дорогие камни из-за своей редкости. Хотя в 1980-е годы научились производить синтетические камни с эти эффектом.

Читайте также:
Камень Гранат-альмандин – фото и свойства

Натуральный изумруд и его искусственная копия

Изумруд обладает достоинствами, которые определили его первенство среди драгоценных камней. Красота минерала стала синонимом насыщенности цвета свежей зелени. Он не помутнеет от времени. Его популярность, высокая стоимость повлияли на широкое распространение имитаций.

Как выглядит настоящий камень

Драгоценный камень 1 класса, изумруд – разновидность берилла. Он отличается степенью прозрачности, неповторимой окраской. В составе минерала имеется примесь из Сг3+, с добавлением оксидов ванадия или железа. Она создает красивое сочетание всех оттенков зелёного, в отличие от агата, имеющего многоцветный рисунок.

Неравномерность окраски заметна при повороте камня. Интенсивность цвета изменяется вдоль продольных линий. Окраска характеризует натуральный изумруд среди других видов минералов. Природный камень встречается в виде кристаллов размером 2-5 мм или более крупных – от 5 до 20 мм. Отмечается их врастание в полевой шпат, кварц, слюдит (слюдяная порода). Камни весом более пяти карат, которые отличаются холодным густым тоном, имеют ценность более высокую, чем алмаз.

Вкрапления, которые всегда присутствуют в натуральном камне, хорошо различимы под солнечными лучами, ярким искусственным светом. В нем можно заметить природные дефекты, благодаря которым каждый минерал выглядит неповторимо, легко распознается ювелирами.

Важно знать: для изумруда характерна частичная прозрачность. Меньшую ценность представляют непрозрачные кристаллы. Самой высокой стоимостью обладают прозрачные камни. Это большая редкость. Они не продаются в ювелирных магазинах.

Имитации изумруда

Идея создавать камни, которые схожи с природными, возникла, как только знать научилась дорожить ювелирными изделиями. Для повседневного ношения стали изготавливать дубликаты из стекла, оправляя их в огранку из такого же металла, что и оригинал.

Имитацию изумруда можно встретить в виде:

  • натуральных минералов, но более низкой стоимости;
  • искусственных камней, полученных в лабораториях;
  • дуплетов и триплетов;
  • торговых брендов;
  • стекла.

Наиболее распространенной имитацией истинного изумруда признан желтый хризолит. Он меняет основной цвет на зеленый в условиях искусственного освещения. Внешнее сходство имеют: турмалин, диоптаз, флюорит, зеленый сапфир, везувиан, гранат светло-зеленый, демантоид.

Торговые бренды

Собственные торговые марки были присвоены синтетическим камням, которые выращиваются в промышленных условиях:

  1. Изумруды Чатема. Обладают безупречным качеством, эстетичны. Их берут в работу все мастерские мира.
  2. Изумруд Жильсона выпускается швейцарской фирмой Gilson – технологичны, не создают проблем с огранкой.
  3. Куинтесса – камни немецкой фирмы Линде имеют прекрасный цвет. Выпуск был прекращен.
  4. Синтетические камни Ридженси поставляются фирмой Вакуум Вентчерс Инк.
  5. Брайтонский изумруд – обычное зеленое стекло.
Читайте также:
История о драгоценном камне Александрит

Среди природных имитаций изумруда известны следующие торговые марки:

  1. Восточный – необычный сапфир зеленого цвета.
  2. Вечерний – хризолит, обладающий способностью менять оттенок с желтого на зеленый при искусственном освещении.
  3. Пакистанский, отличающийся светло-зеленым оттенком гранат.
  4. Ложный – зеленый флюорит или турмалин.
  5. Индийский. Соответствует зеленому кварцу.
  6. Вилюйский. Так ранее называли минерал везувиана.
  7. Уральский – зеленый гранат, уваровит, демантоид.

Дуплеты и триплеты

Более достоверно имитируют натуральный камень склейкой двух (дуплеты) или трех (триплеты) составных компонентов. Естественность поддельного образца достигается за счет технологии. Верхней частью имитации служит пластинка из изумруда. Снизу подклеивается дешевый материал – стекло, кварц. Цементация производится с помощью специальной зеленой пасты. Распознать имитацию после огранки, если склейка закрыта рундистом в оправе, очень сложно.

Увидеть тонкий зеленый ободок насыщенно-зеленого цвета на камне можно во время погружения последнего (без оправы) в жидкость, близкую по светопреломлению (пример, бромбензол).

Синтетические камни

Ряд фирм наладил производство синтетических камней, используя:

  • выращивание из раствора в расплаве;
  • изготовление по гидротермальному методу.

Выращивание из раствора в расплаве осуществляется путем кристаллизации берилла из расплава в соответствующем растворителе (например, молибдат свинца). Полученные камни характеризуются вуалеобразными включениями. Их слегка полируют, чтобы удалить следы кристаллизации.

От природного и необработанного изумруда синтетическая имитация отличается:

  1. Показателями преломления.
  2. Интенсивностью красной люминесценции при ультрафиолетовом свете, а также в скрещенных фильтрах.
  3. Удельным весом.
  4. Ярко-красной окраской под фильтром Челси.

Гидротермальный метод обеспечивает создание искусственных камней с улучшенными характеристиками. Они отличаются линиями роста в виде равномерных волн, а также ступенчатыми структурами, цветовой зональностью.

Стекло

Одной из первых имитаций изумруда была его замена стеклянным изделием, полностью похожим на оригинал. Стекло, имитирующее натуральный камень, получило название смарагдолин. Поверхность стекла фацетируются, чтобы добиться эффекта преломления света. Встречаются подделки крайне низкого качества, в которых легко узнать бутылочное стекло.

Как отличить изумруд от подделки

Отличить настоящий ювелирный изумруд от искусственного можно, если знать его основные характеристики, а именно:

  1. Цвет. Природный материал определяется по ровной, бархатной зелени, матовому мерцанию. Проверяется с помощью ультрафиолетовой лампы. Природный изумруд не реагирует, а стеклянные, синтетические материалы отливают голубоватым, красноватым, желтоватым оттенком.
  2. Прозрачность. Натуральный минерал всегда слегка мутный. Чрезмерная прозрачность – явный признак имитации.
  3. Прочность. Природные кристаллы выдерживают падение с высоты. Можно поцарапать металлом – у истинного минерала следа не останется.
  4. Линии роста, в отличие от искусственного материала, расположены хаотично.
  5. Дефекты. Каждый камешек имеет свой неповторимый рисунок из незначительных микроповреждений. При их отсутствии – это подделка. Проверяются минералы на наличие природных дефектов с помощью лупы.
  6. Отсутствие границ склейки. Камень положить в воду. Если это дуплет или триплет, то хорошо будет заметна склейка.
  7. Цена. Истинный изумруд приобрести по низким ценам невозможно. Натуральный камень не является предметом акций, дисконтов.

Обратите внимание: определяется истинная подлинность кристалла только с помощью профессиональной экспертизы. Специалистами оценивается наличие всех показателей, устанавливается точная стоимость, вес изумруда.

Косвенные способы проверки

Отличить изумруд от подделки можно по типу изделия и оправе. Натуральный минерал применяется для изготовления диадем, сережек, а также для зажимов на мужские галстуки. Никогда не используется для производства браслетов, ожерелья, колец, запонок. Камень имеет высокую стоимость и почти всегда оправлен в золото. Насторожить должно несоответствие оправы. Искусственный кристалл, который предлагается под видом природного, обрамляется металлами более низкой стоимости, чем золото (например, серебро, мельхиор, стальные сплавы).

Читайте также:
Какие ювелирные изделия дарить на День влюбленных

Особенности огранки и обработки изумрудов

Смарагды, в подавляющем большинстве, гранятся кабошоном, а также специальной огранкой под названием изумрудная (talla esmeralda). С их помощью максимально снижается внутреннее напряжение кристалла, сохраняется целостность уголков (отсутствуют сколы).

Talla esmeralda представляет собой ступенчатую огранку, когда при виде сверху камень приобретает восьмиугольную форму, заостренную книзу.

Грани изумруда четкие, рубленные, резкие. Если же грани выглядят сглаженными, имеют мягкие очертания, то это стекло.

Что влияет на цену изумруда

Стоимость натурального камня зависит от определенных факторов, среди которых можно выделить:

  1. Историю минерала. Давность происхождения, оригинальность огранки. Экземпляры старше 100 лет оцениваются очень дорого.
  2. Место добычи. Наиболее высокая стоимость принадлежит изумрудам из Колумбии, которые отличаются большим весом.
  3. Хромосодержание. Глубокий насыщенный зеленый цвет указывает на высокое содержание хрома, повышает стоимость минерала.
  4. Включения из компонентов (твердых, жидких, газовых) – определяется с помощью специальных приборов. Это позволяет проверить подлинность натуральных камней, в которых обязательно присутствует один из типов включений.

Ценность камня зависит от насыщенности цвета. В структуре натурального материала наблюдаются трещинки, вкрапления. Однако, если изумруд высококачественный, то дефекты заметны только после тщательного осмотра.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *