Стиль, биография и фото актрисы Марлен Дитрих

Биография и стиль актрисы Марлен Дитрих

Марлен Дитрих была и кошмаром, и праздником, – вспоминали ее портные и стилисты.

Что такое элегантность? Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно вспомнить о ней, об этой неотразимой повелительницы моды. Да, да, именно повелительницы. Её стремление диктовать моду не учитывало время и чужие достижения. Она любила бросить вызов, обожала строгий стиль, который смягчала мехами. В 1931 году бургомистр Парижа потребовал от Марлен Дитрих немедленно покинуть город, так как она отважилась появиться на улице в мужском костюме. Дитрих, с ее пристрастием к мужским костюмам, стала образцом для многих женщин, которые не хотели, чтобы им что-либо предписывали – как в одежде, так и в том, как им жить и любить

Ее костюмы в кино часто имели характер фетишей, начиная от фрака и цилиндра и кончая боа из перьев и вуалью. И в последующие годы, выступая в качестве певицы на эстраде, Марлен Дитрих, упаковав свое тело в палетовый футляр, демонстрировала свой неподражаемый дар очарования.

Снявшись в 52 фильмах, она ни разу не удостоилась Оскара. Когда ее попросили вручить золотую статуэтку, она расспросила портных, кто, в чем будет одет, и сразила всех наповал. Среди модных оборок и кисеи она явилась в строго обтянутом платье, как наконечник стрелы. Она продумала все – откуда выйти, какой походкой идти, какой разрез сделать, чтобы ее знаменитые ноги смотрелись в самом выгодном ракурсе. Результат: она стала воплощением Оскара, не имея его!

Еще в юности она поражала всех изысканными чулками и великолепными туфлями на высоченных каблуках, достать которые в Берлине двадцатых было не так-то просто. Туфли носила только ручной работы и никогда не надевала босоножек: открытые пальцы ног – вульгарность, так считала Марлен.

Уже тогда в семь утра она могла появиться в боа, с моноклем и в мехах рыжей лисицы.

– Что значит для вас быть “элегантной”?

– “Элегантность” – несколько затертое слово. Прежде всего, это образ жизни. Если человек отвечает такому пониманию, да к тому же умеет носить одежду, тогда с ним все в порядке.

У нее было философское понятие о красоте – « Я никогда не считала красоту своей профессией, в отличие от многих других актрис. Требовалось быть красивой, чтобы сыграть роли, которые мне предлагали, и я была такой… Красота идет изнутри…»

Она была одной из великих актрис, для которых модели Трейвиса Бэнтона стали своего рода визитной карточкой. Марлен Дитрих он с головы до ног одел в кружево, красивые перья и роскошные меха. Тело Марлен, как и ее акцент, должно было оставаться тайной.

Платья от Баленсьяги были прекрасны для больших выходов – короткие накидки, гигантские воланы, шлейфы и драпировки создавали обрамление для хозяйки. Все женщины, имена которых входили в ежегодно появлявшийся тогда список женщин, одевающихся лучше всех, стали его клиентками – Мона фон Бисмарк, Барбара Хьютон, Глория Гиннесс, Полин де Ротшильд, герцогиня Виндзорская, и актрисы, такие как Марлен Дитрих и Ингрид Бергман.

Кого вы считаете великими мастерами?

– А кто нравится больше лично вам?

– Баленсиага, без сомнения. Одна примерка у него стоит пяти у любого другого. Он необычайный закройщик. Знаешь, во всех великих творениях Баленсиаги есть нечто отчаянное. Очень испанское.

Ее примерки длились по восемь – десять часов, на протяжении которых она стояла неподвижно, лишь меняя в мундштуке сигареты, и отрывисто командовала, куда передвинуть блестку. В конце она еще раз придирчиво оглядывала работу нескольких швей, заворачивала платье в папиросную бумагу и уносилась за новой порцией славы.

Марлен знала силу детали и, даже если ворчала по поводу туфель, которых не видно в кадре, не ленилась придумывать их фасоны и примерять часами. Перчатки для Марлен делались по слепку рук, а туфли – только по индивидуальной мерке. Марлен могла перебрать сто вуалей, чтобы свет идеально ложился на щеки и нос.

А ее сумасшедшее “голое платье” от Жана Луи! Создавалось впечатление, что блестки нашиты прямо на кожу! На самом деле платьев было три – и Марлен умело преподносила их, придумав вентилятор на рампе, который заставлял трепетать тонкую ткань, длинную лестницу, по ступеням которой шла, небрежно волоча роскошные меха. Одно из платьев, переливчатое, из черного стекляруса, она метко окрестила “угрем”. Платье сопровождалось шубой и шлейфом длинной три метра, на который использовался пух двух тысяч лебедей. Багаж Марлен, мог составлять сорок четыре чемодана плюс одну маленькую коробочку. Это ваши драгоценности? – спрашивали репортеры. – Это мой сценический костюм! Марлен дорожила им, потому что платье от Жана Луи работало на легенду.

– Знаю, что у тебя нет денег, – сказала однажды Марлен своему другу. – Но, видишь ли, деньги не имеют ничего общего с хорошим вкусом.

Элегантность – это часть тебя, это приходит изнутри – вот и ответ на выше поставленный вопрос.

– А что вы думаете о сегодняшней моде?

– Кошмар, просто кошмар! Женщин теперь никто не одевает. Их маскируют. Это симптоматично для нашей эпохи. Все так убого.

– Выходит, не осталось Haute Couture?

– Есть немного кутюрье из старой школы, которые продолжают исповедовать определенную идею, которую они копируют снова и снова до бесконечности. В данный момент ничего нет. Но все скоро вернется.

– Почему вы так думаете?

– Потому что это просто необходимо! Нельзя жить окружая себя уродливыми вещами!

– Это потрясающе – то, что вы говорите.

– Но я и есть потрясающая дама! Не забывайте об этом!

Марлен Дитрих

Биография

Существуют актрисы, которые прекрасно вживаются в роли. Есть такие, кто радует глаз не одного поколения зрителей. А бывают редкостные личности, меняющие само представление об экранном образе и заставляющие женщин во всем мире подражать их стилю, манерам, походке, жестам… Одним из таких феноменов была немецкая и американская актриса Марлен Дитрих. Но эта удивительная женщина оказала сильнейшее влияние еще и на мир моды, а самое главное – на женское самосознание. Дитрих представала перед публикой как коктейль из противоположных качеств: была одновременно и неприступна, и соблазнительна; невинна и порочна; подчеркнуто женственна и при этом проявляла мужской характер. И всё это – без грамма вульгарности.

Икона стиля 30-50х годов | Правда

Марлен родилась в пригороде Берлина под названием Шёнеберг. Ее отцом был лейтенант полиции Луи Эрих Отто Дитрих, а мама Вильгельмин Йозефин Фельзинг хотя и происходила из очень богатой семьи бюргеров, была вынуждена устроиться экономкой в зажиточный дом. Девочка появилась на свет ровно через год после старшей сестры Элизабет. Важным событием в биографии Марлен Дитрих стал уход отца из семьи. Это случилось, когда девочке едва исполнилось шесть лет, а еще через год он погиб. Отца Мари совершенно не помнила, но именно с ним связано ее первое проявление актерства: маленькая Марлен стала «играть в папу», изображая одновременно и дочь, и главу семейства. Мать, хотя и славилась своей жесткостью, этой выдумке потворствовала.

Читайте также:
Эми Уайнхаус и Джиа Каранджи

Марлен (справа) с родителями и сестрой | Русская Женщина

В начальной школе Дитрих увлеклась музыкой. Она научилась играть на лютне, а позднее взялась за скрипку и в 1917 году впервые выступила на публике. После Первой мировой войны Германия лежала разрушенная и опустошенная. Мама Марлен решила, что для юной дочери близость столицы при таких условиях может оказаться опасной, поэтому отправила ее в закрытый пансион в Веймаре. Там будущая кинозвезда провела четыре года, продолжая совершенствовать игру на скрипке. В 21 год Мари Дитрих устраивается на свою первую работу: ее приняли в оркестр при кинотеатре. Она с другими музыкантами должна была во время показа немых фильмов их «озвучивать». Но на этой работе Марлен продержалась всего месяц: музыканты гораздо больше глазели на нее, чем в ноты, поэтому часто сбивались. Но именно в кинотеатре, посмотрев различные кинокартины, девушка захотела стать актрисой.

Детское фото Марлен Дитрих | Сплетник

Она устраивается танцовщицей и певицей в кабаре, а также идет учиться в актерскую школу. Сначала в студию ее не приняли, но упорная молодая женщина отправилась к известной актрисе и по ее рекомендации все же была зачислена. После освоения курса Дитрих участвует во множестве спектаклей, а также начинает успешную кинематографическую карьеру. После первого же успеха Марлен уезжает в Америку и получает гражданство США.

Не только актриса, но и скрипачка | Vmuzike

Интересно, что когда в Германии к власти приходит партия Адольфа Гитлера, правительство просит актрису вернуться и даже предлагает феноменальные по тем временам гонорары за каждый фильм Марлен Дитрих, снятый на родине. Но звезда не только отказывается, но и во время Второй мировой войны поддерживает войска противников Германии. Она на несколько лет прервала съемки и ездила с концертами по гарнизонам и госпиталям, дав около полутысячи представлений. Как вспоминали очевидцы, Марлен, как и простые солдаты, спала в окопах, умывалась растопленным снегом, переболела пневмонией и регулярно мучилась от надоедавших вшей. Такой поступок актрисы и певицы был воспринят как подвиг, поэтому в конце войны ее наградили орденом Почетного легиона и американской Медалью Свободы.

Фильмы

Фильмография Марлен Дитрих насчитывала уже два десятка картин, когда она появилась в ревю «Два галстука». Сама по себе эта работа не была примечательной, но именно ее посмотрел режиссер Джозеф фон Штернберг и позвал актрису сыграть главную роль в мюзикле «Голубой ангел». И эта картина в мгновение ока превратила Марлен в мировую звезду. Фильм создал тот самый образ, который десятилетия спустя будет ассоциироваться у зрителей с именем Дитрих. После феноменального успеха немецкой киноленты актриса подписывает долгосрочный контракт с голливудской компанией «Парамаунт» и уезжает в Америку.

В роли Лолы в фильме “Голубой ангел” | Кино-Театр

Следующие шесть проектов в фильмографии Марлен Дитрих снимал тот же режиссер Штернберг. Из них выделяются мелодрама «Песнь песней» и семейная история «Белокурая Венера». Но некоторые фильмы Штернберга получили плохую критику, его обвиняли в дешевых декорациях для драмы «Шанхайский экспресс» и нелепых идеях для шпионской картины «Обесчещенная». И только игра главной актрисы собирала полные залы кинотеатров. Поэтому после трагикомедии «Дьявол – это женщина» Дитрих перестала сотрудничать с режиссером, прославившим ее на весь мир.

В роли Олтар Кин в фильме “Пресловутое ранчо” | Кино-Театр

Тем не менее, Марлен продолжает очень много сниматься. Выходит один из первых цветных фильмов «Сады Аллаха», триллер «Рыцарь без лат», вестерн «Дестри снова в седле», комедия «Так хочет леди» и многие другие. В большинстве из них Дитрих пытается отойти от созданного ею образа на заре карьеры. Не всегда получается удачно, иногда зрители не хотят принимать «новую» икону стиля.

В роли Кристин Хэм Воул в фильме “Свидетель обвинения” | Кино-Театр

Из более поздних работ актрисы имела большой успех экранизация романа Агаты Кристи «Свидетель обвинения», номинированная на «Оскар» сразу в нескольких категориях. И это была последняя главная роль Марлен Дитрих. Затем она снялась еще в нескольких проектах, но после эпизода в драме «Прекрасный жиголо, бедный жиголо» с Дэвидом Боуи, где Марлен еще и исполняет вокальную партию, на экранах больше не появлялась.

Песни

Учиться пению девушка начала еще в актерской школе у одного из лучших преподавателей в Берлине. Она исполняла шлягеры с эстрады в кабаре, а первые студийные записи сделала в 1928 году. Песни Марлен Дитрих имели определенный успех, хотя голос певицы был не очень сильным, но ей была присуща музыкальность, а жестковатое контральто актрисы завораживало слушателей. Большинство людей отмечало искренность в голосе Дитрих.

Самые популярные песни Марлен Дитрих попадали в альбомы и издавались полноформатными пластинками. Много раз ее хиты признавались лучшими песнями года, например «Lili Marleen», «Falling in love again», «Song of Songs», «Laziest Gal In Town» и многие другие.

Личная жизнь

В фильме «Трагедия любви» у актрисы была эпизодическая роль любовницы председателя суда, но именно эта картина поменяла личную жизнь Марлен Дитрих. На съемочной площадке она сблизилась с администратором Рудольфом Зибером и, несмотря на то, что мужчина уже был помолвлен, закрутила с ним роман. Вскоре они поженились, а в 1924 году у супругов родилась дочь Мария, единственный ребенок Дитрих. Кстати, позднее мир узнал о дочери Марлен как об одаренной актрисе под именем Мария Рива.

По воспоминаниям Дитрих, ее брак с Зибером напоминал скорее смешной анекдот, чем семейную жизнь. После рождения дочери между ними больше не было интимной близости, а еще через пару лет супруги разъехались и стали жить каждый своей жизнью. При этом они не оформляли развод и вплоть до 1976 года, то есть до смерти Рудольфа, актриса считалась замужней фрау. Тем не менее, хорошо известно, что личная жизнь Марлен Дитрих всегда была бурной.

Читайте также:
Мужская мода и модная журналистика

С Эрихом Марией Ремарком | MediaSpy

По ней сходили с ума такие знаменитости, как актеры Жан Габен, Джон Уэйн, Джимми Стюарт и Джон Гилберт, продюсер Дуглас Фэрбенкс-младший, певец Морис Шевалье, режиссер Джозеф фон Штернберг, бизнесмен Джозеф Кеннеди – отец президента Джона Кеннеди. Весьма громкими были романы Марлен с писателями Эрихом Марией Ремарком и Эрнестом Хемингуэем. Первый из них вывел образ актрисы в персонаже Жоан Маду из романа «Триумфальная арка», а второй знаменит тем, что был единственной любовью актрисы, оставшейся платонической. Их многолетняя переписка позднее была опубликована в виде книги.

С Жаном Габеном | Феми

Дитрих воспитывалась в очень религиозной семье, но утратила веру во время Второй мировой войны. Когда она ездила по гарнизонам и насмотрелась на боль, страх и ужас, она произнесла фразу, ставшую крылатой: «Если бог существует, он должен пересмотреть свои планы». Марлен не только любила кино само по себе, но и весьма гордилась своим вкладом в искусство. Она бережно хранила сценические костюмы, нарисованные с нее картины и снятые фотографии. Для этого в банке у нее была арендована специальная ячейка, где находилось около 25 тысяч предметов и почти 20 тысяч фотокарточек. Сегодня эти вещи являются экспонатами Берлинского музея кино.

Смерть

В 1975 году с актрисой случился несчастный случай, после которого она завершила карьеру. Дитрих уединилась в собственных парижских апартаментах и прекратила всяческое общение с внешним миром. К Марлен допускалось лишь малое количество избранных посетителей. Женщина посвятила себя написанию книги воспоминаний «Азбука моей жизни», которая увидела свет в 1979 году.

Одно из последних фото великой актрисы | Helenga

Последние 13 лет легендарная актриса была прикована к постели из-за сломанной шейки бедра. Травма не была серьезной, но Дитрих отказалась от госпитализации и помощи врачей. Из-за лежачего положения и злоупотребления алкоголем у нее стали отказывать почки, что и стало причиной смерти Марлен Дитрих 6 мая 1992 года. Дань уважения великой актрисе пришли отдать многие тысячи поклонников. Ее гроб накрыли американским и французским флагами и переправили в родной городок Марлен – Шёнеберг. Упокоилась Дитрих рядом с могилой своей матери.

Но в памяти поклонников она хотела остаться такой | Кино-театр

В память об одной из величайших звезд кино написано немало книг и снято множество документальных фильмов. Но наибольшую ценность имеет лента «Марлен», вышедшая еще при жизни актрисы, в 1982 году. Эта работа представляет собой аудио-интервью, которое дает Дитрих режиссёру фильма. Звук наложен на видеохронику ранних лет Дитрих, так как она отказалась показываться на экране в том виде, в котором пребывала последние годы.

50 лет славы и 20 лет одиночества: Почему Марлен Дитрих на склоне лет стала затворницей

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Мария Магдалена Дитрих родилась в 1901 г. в пригороде Берлина в семье военного. Своего отца она почти не помнила – когда ей было 6 лет, он ушел из семьи, а еще спустя год погиб. И это стало стимулом для ее первого увлечения актерством – в детстве она часто «играла в папу», примеряя на себя образы одновременно и главы семейства, и его дочери. В начальной школе Мария увлеклась музыкой, научилась играть на лютне и на скрипке, и после учебы в закрытом пансионе в Веймаре устроилась в оркестр при кинотеатре. Именно тогда, играя во время показа немых фильмов, она и увлеклась кинематографом.

Дитрих решила поступить в актерскую школу, а параллельно она работала танцовщицей и певицей в кабаре. Тогда же она начала выступать на сцене и сниматься в кино, правда, поначалу ей доставались незначительные роли. Первый успех пришел к ней после съемок в фильме «Голубой ангел», ей предложили контракт в Голливуде, и она переехала в США. Сложив два своих имени – Мария Магдалена – она придумала себе новое – Марлен.

После переезда в США имидж актрисы существенно изменился – в Голливуде из нее сделали настоящую богиню. В книге «Звезды Голливуда» о ней писали: « Прежде чем выпустить Дитрих на съемочную площадку, американские специалисты произвели серьезную коррекцию ее внешности. Новый облик актрисы, появившейся в фильме «Марокко», поразил всех, кто знал ее раньше. Тщательно уложенная волна платиновых волос, тонкие полукружья взметнувшихся вверх бровей, мерцающий блеск глаз, впалые щеки придали лицу Дитрих выражение скорбного и загадочного удивления. В этом новом облике актрисы было трудно разглядеть прежнюю пухленькую немочку. И хотя в Голливуде Марлен продолжала создавать образы певичек, падших женщин, они были вылеплены из другой – более утонченной и хрупкой материи, представляя новую вариацию на тему загадочной роковой женщины, страдающей от любви и заставляющей страдать других. Американская публика по достоинству оценила новую звезду. За роль в «Марокко» она была выдвинута на соискание премии «Оскар ».

В нацистской Германии ее не раз пытались убедить вернуться на родину – Геббельс даже предлагал ей 200 тысяч рейхсмарок за каждый фильм, снятый с ее участием, но Дитрих не захотела становиться частью пропагандистской машины нацистов и в 1939 г. получила американское гражданство. В 1943 г. она на время перестала сниматься в кино и выступала с концертами в войсках союзников в Италии, Франции и Северной Америке. В гарнизонах и госпиталях актриса дала около 500 представлений, при этом так же, как солдаты, спала в окопах и умывалась растопленным снегом. Такая гражданская позиция немецкой актрисы вызывала восхищение, и в конце войны ее наградили орденом Почетного легиона и американской медалью Свободы.

С первых же ролей в кино за Марлен Дитрих закрепилось амплуа роковой красавицы, и как она ни пыталась от него избавиться, большинство режиссеров видели ее именно в этом образе. И для этого были основания и в жизни – актриса без труда покоряла сердца и мужчин, и женщин, у нее было огромное количество романов. От нее сходили с ума актеры Жан Габен, Джон Уэйн, Брайан Эхерн, Джимми Стюарт и Джон Гилберт, продюсер Дуглас Фэрбенкс-младший, певец Морис Шевалье, режиссер Джозеф фон Штернберг, бизнесмен Джозеф Кеннеди – отец президента США Джона Кеннеди. Эрих Мария Ремарк после романа с Марлен Дитрих воссоздал ее образ в романе «Триумфальная арка».

Читайте также:
Княгиня Зинаида Юсупова и род Юсуповых

Несмотря на бесчисленные романы, актриса была замужем всего один раз – в 22 года она стала женой продюсера Рудольфа Зибера, спустя год у них родилась дочь Мария. Он стал ее первым импресарио, подсказав ей идею нового имиджа – цилиндр, монокль и брюки, что стало впоследствии ее визитной карточкой. Супруги прожили вместе всего несколько лет, но официально так и не развелись – в статусе замужней женщины Дитрих оставалась до самой смерти супруга в 1976 г. Однажды у нее спросили, почему она ушла от Жана Габена, которого очень любила. Актриса ответила: « Он хотел на мне жениться. Я ненавижу браки и считаю их в высшей степени аморальным явлением ». Одному из знакомых она заявила: « Я так боюсь одиночества! Но это единственное доказательство моей независимости ».

В 1950-х гг. она снималась в кино все реже и реже, выступая как ведущая шоу и певица в Лас-Вегасе и исполняя знаменитые песни из своих фильмов. Ее звездный час остался позади. Последней главной ролью Марлен Дитрих была роль Кристин в экранизации романа Агаты Кристи «Свидетель обвинения» (1957), номинированной на «Оскар». После этого она сыграла всего в 4-х фильмах, и это были эпизодические роли. К 1970 г. о ней как об актрисе постепенно начали забывать. В 1966 г. она переехала в свою парижскую квартиру. В 1975 г. артистка совершила свой последний гастрольный тур. И с этого момента ее начали преследовать неприятности. Сначала она сломала ногу во время спектакля и несколько месяцев провела в больнице. Затем последовал перелом шейки бедра, из-за чего актриса оказалась прикована к постели. В 1976 г. ушли из жизни ее муж Рудольф Зибер и мужчина, которого она очень любила, – Жан Габен. Такой одинокой Марлен Дитрих не чувствовала себя никогда.

Расплатой за невероятную славу, которая сопровождала ее всю жизнь, стали почти 20 лет, проведенных в полном уединении. Остаток жизни Марлен Дитрих провела в своей парижской квартире, общаясь с внешним миром лишь по телефону. Даже самым близким людям актриса запретила ее навещать – не хотела, чтобы хоть кто-то стал свидетелем ее старости и немощности. Ее могли видеть только дочь Мария, внук Пьер, секретарша и горничная. Она занималась работой над книгой воспоминаний «Азбука моей жизни», изданной в 1979 г., а в 1982 г. согласилась дать большое аудиоинтервью, ставшее основой фильма «Марлен».

Последние 13 лет актриса не могла подниматься с постели – после полученной травмы она отказалась от госпитализации и врачебной помощи. В этот период она стала зависимой от обезболивающих и алкоголя, что еще больше усугубило ее состояние. Из-за того, что Марлен не появлялась на публике и не пускала к себе журналистов, не раз возникали слухи о ее смерти. Однажды она даже позвонила в редакцию одного издания и заявила о том, что это неправда. После этого на обложке журнала напечатали заголовок: « Дитрих звонит и предупреждает, что она еще жива ». Из-за лежачего положения и злоупотребления алкоголем у Марлен Дитрих отказали почки, что и стало причиной ее смерти в 1992 г. На тот момент ей было 90 лет. С ней рядом не было никого, только огромное количество фотографий ее друзей…

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Марлен Дитрих — легендарная звезда кино и стиля, символ новой женственности

О Марлен Дитрих на страницах уважаемой Ярмарки Мастеро можно говорить бесконечно. И, не смотря на затёртое от бесчисленных повторений выражение: «икона стиля», рядом с именем М. Дитрих оно более чем уместно. Я не хочу выносить его в заглавие, чтобы не тиражировать банальность. Ведь творческая личность такого масштаба многогранна, интересна и своим творчеством, и судьбой, и человеческими связями, отношениями с современниками.

Нет, о Битлз здесь речь не пойдёт. Это просто иллюстрация к последней фразе.

А вот о следующем фото уже можно повести разговор в контексте Ярмарки Мастеров. Даже на единственном фото невозможно не заметить её особенный стиль, её чувство стиля, который прослеживается во всём: во взгляде холодном, спокойном и уверенном, в изысканной, явно демонстративной позе, в затянутой тёмным атласом фигуре, в идеально подобранных украшениях.

Мы не много знаем об актрисе Марлен Дитрих, фильмы прошли давно, сюжет Виталия Вульфа (тв «Культура») давно не повторяют. Но вот повторили (тв «Культура») легендарный концерт в Москве 1972-го года! Наверное, кто-то послушал-посмотрел. Не знаю, как вы, а я — с большой радостью!

Может быть, это фото с другого концерта, но на московском у неё был этот самый наряд, восхищавший Михаила Козакова (актер театра «Современник» и режиссер), побывавшего на концерте и оставившего восторженные отзывы.

Наряд — фантастический! В далёкие уже 70-е гг. советские журналы писали о количестве нашитых на платье страз, о манто из лебяжьего пуха со шлейфом, о том, как молодо выглядит актриса (год рождения 1901-й)! Успех был грандиозный! Наряд — умопомрачительный! К этому наряду, точнее, к этому платью, мы ещё вернёмся.

Но сначала познакомимся с первой значимой киноролью Марлен Дитрих в знаменитом фильме Дж. фон Штернберга «Голубой ангел» (Германия, 1930 г.). Ко времени его выхода Дитрих уже имела опыт работы в кинематографе.( Первый фильм с её участием вышел в 1922-м). Фильм снят известным режиссером, в нём был занят великий актёр Германии Эмиль Янингс, это была экранизация романа Г.Манна. Речь шла о печальной судьбе учителя гимназии, женившегося на певичке из кабаре.

Историк кино, Жорж Садуль, написал о роли М.Дитрих в этом фильме так: «Тип «сверхженщины», поражавшей своей, чисто животной сексуальностью, которую Штернберг подчеркивает ещё откровенным костюмом. Вместе с тем, он даёт услышать миру её хрипловатый, влекущий голос. Надо сказать, что по мнению многих кинокритиков, М. Дитрих «переиграла» Эмиля Янингса! В дальнейшем, совершенствуя этот новый тип женщины-вампира, режиссёр увозит Марлен Дитрих в Америку.»

Образ роковой женщины, красивой, обострённо-чувственной и аморальной в дальнейшем обыгрывался в Голливуде. Актриса стремилась разнообразить драматические краски, ведь в 1930-м г. она покинула Германию на пике успеха.

Этому успеху предшествовали годы серьёзной учебы, работа в театре. Семью Дитрих можно было отнести к среднему классу. Не всё складывалось легко и плавно в этой семье, воспитывающей двух дочек. Рано умер отец, мать отдала Марлен в пансион на 4 года. Девочка с детства занималась музыкой (игра на скрипке), учила иностранные языки (французский и английский, который ей особенно пригодился), пела, участвовала в спектаклях. Затем окончила Музыкальную академию и Школу драматического искусства у великого М.Рейнхарда. Была и работа в кабаре, затем – в театре, а с 1923-го г. — в кино. В 1928-м г. вышел её первый муз. альбом. И всё же кино было в те 20-30-е гг. главным в её жизни.

Читайте также:
Крылатые выражения и цитаты Коко Шанель на русском

Марлен Дитрих вышла замуж довольно рано и брак длился почти до конца 70-х гг. Впрочем, после рождения дочери, они с мужем жили каждый своей жизнью, оставаясь друзьями. Режиссёр Штернберг был для Марлен Дитрих не только режиссером, совместное творчество сопровождалось романом.

В Голливуде 30-х нашлось немало работы для Дитрих. Вышли и имели успех фильмы: «Марокко», «Обесчещенная», «Белокурая Венера», «Шанхайский экспресс». Фильмы «Распутная императрица» и «Рыцарь без доспехов» были о России (голливудские версии). В первом она сыграла Екатерину II, во втором — русскую графиню, спасаемую от большевиков.

В родной Германии, тем временем, события принимали трагический оборот. Марлен Дитрих получала приглашения от идеолога фашизма, Гиммлера, с самыми соблазнительными обещаниями, ей прочили карьеру национальной кинодивы.

Но у Марлен Дитрих не было иллюзий на счет «нового порядка», она твердо знала, какое зло — фашизм и резко, открыто осуждала его, выступая на радио (в США), участвуя в концертах в казармах и госпиталях.

За выступления перед войсками и на радио Марлен Дитрих удостоена правительственных наград США.

Все пишут о романе Марлен Дитрих и Жана Габена. В 1939-м г. они встретились в Голливуде, где после оккупации Франции оказались многие мастера французского кино. Жан Габен до этой встречи уже был состоявшимся, большим актёром. За плечами были роли в фильмах, навсегда вписанных в историю мирового кинематографа: «Великая иллюзия» Ж.Ренуара (1937) и «Набережная туманов» М.Карне (1938).

Но Жан Габен «не прижился» в Голливуде, он воевал вместе с Шарлем де Голлем, участвовал в нормандской операции, освобождении Парижа, имел боевые награды. Марлен Дитрих встречала Габена, въезжавшего на танке в Париж, встреча запечатлена в документальном фильме тех времён.

Габен мечтал о фильмах, в которых его партнёршей была бы Дитрих, но известен только один «фильм вдвоём», не имевший зрительского успеха: «Martin Roumagnac» (1946 г.). Жан Габен вернулся во Францию.

Всем, кто читал «Триумфальную арку» Э.М.Ремарка, запомнилась его героиня, Жоан Маду, навеянная образом реальной Марлен.

Роман Ремарка и Дитрих тоже широко известен. Издана (и в русском переводе) их переписка. Встреча с Марлен Дитрих была очень значительной в жизни и судьбе Ремарка, автора очень популярного и любимого в нашей стране.

Марлен Дитрих была знакома и дружна с интересными и талантливыми мужчинами из России, упомяну Юла Бриннера и Александра Вертинского. Конечно, Марлен Дитрих вдохновляла мужчин. Но вот об актёрах Голливуда она была очень невысокого мнения, считала их глуповатыми, а порой её характеристики бывали и пожестче.

Рискую «перегрузить» ваше внимание, но не могу удержаться от цитирования замечательной песни Вертинского, полагаю, автор только слегка преувеличил обстоятельства.

Вас не трудно полюбить,
Нужно только храбрым быть,
Все сносить, не рваться в бой
И не плакать над судьбой.
Надо розы приносить,
И всегда влюбленным быть,
Не грустить, не ревновать,
Улыбаться и вздыхать.
Надо вас боготворить,
Ваши фильмы вслух хвалить
И смотреть по двадцать раз,
Как актер целует вас,
Прижимая невзначай…
Гудбай! .
На ночь надо вам попеть,
С поцелуями раздеть,
Притушить кругом огни…
«Завтра съемка, ни-ни-ни».
И сказать, сваривши чай:
«Гудбай!»
Всю песенку (точнее, ариетку), легко найти в интернете. Ариетка слегка приглушила пафос. Поговорим о впечатлениях женщин, кинозрительниц.

Как и сказано у Ж.Садуля, Марлен Дитрих создала новый образ женщины своего времени. Она оказала большое влияние на моду, стиль, самоощущение женщин. Конечно, многие её киногероини воспринимались зрительницами весьма неоднозначно, даже скандально. Сексуальная провокация — часть её образа. Но миллионы женщин ей подражали, перенимали её манеру одеваться, её манеру держаться, восхищались её элегантностью. И всё это вполне заслуженно. Конечно, во многом её стиль и образ определяло не простое время: канун великой войны — война — послевоенные трудности.

Она впервые примерила на себя почти мужской брючный костюм и произвела фурор! И до наших дней её уникальный стиль остаётся в арсенале моды.

Свой стиль Марлен Дитрих создавала сама и довела его до совершенства.

Ещё в «Голубом ангеле» Марлен круглолица и вполне «упитана», брови — дугой, что не соответствует стилю «вамп». Для утонченного образа «femina fatale» понадобилось удалить коренные зубы, подчеркнуть скулы, щеки утратили пухлость, брови приподнялись.

Годы шли, но время было не властно над нею, Марлен Дитрих выглядела превосходно, об этом тоже писали в советских журналах, приводили фото с дочерью, где они выглядели ровесницами. Марлен Дитрих прекрасно справлялась с возрастом.

На фото появляются вуали, шляпки с вуалями, шею и мочки ушей прикрывают тщательно подобранные украшения. Кстати, эти маленькие хитрости переняла и Любовь Орлова.

На этих фото справа и слева на актрисе надеты её уникальные платья, знатоки определили их, как «иллюзорные», «голые» платья. Кстати, помните подобное на Мерилин Монро в фильме «В джазе только девушки»? Возможно, сшиты эти платья по эскизам художницы Айрин, которая одевала Дитрих для фильма «Семь грехов». Первые платья предназначались для концертных выступлений.

Спустя годы подобные платья для Марлен Дитрих делал Жан Луи (я писала о его платьях для Риты Хейворт здесь>> ).

Вот эскизы платьев Жана Луи.

А вот те же платья на модели.

Марлен Дитрих очень внимательно отслеживала процесс шитья, стразы и блёстки точно занимали отведённое им место, очерчивая границы дозволенного. Шили платья из шифона, ткани лёгкой и прозрачной. Досужие репортёры спрашивали звезду о деталях туалета и она отвечала, что под платьем только пояс с чулками. На самом деле, под платье надевалось специальное трико, корректирующее фигуру. Были и другие романтичные платья, украшавшие диву.

Открытые платья, тонкая, прозрачная ткань. Марлен Дитрих выглядит в них поистине дивно! Прекрасная и недоступная, фантастичная, почти нереальная!

Идея шифоновых полупрозрачных платьев жива. Но как безнадёжно тускло, а порой и вульгарно выглядят в них некоторые современные кинозвёзды, как готовы показать всё, что так элегантно скрывала Дитрих! Увы, выглядят они не только проще, но и доступнее.

Читайте также:
Принцесса Норвегии Метте-Марит – фото и биография

На концерте в Москве в 1972-м году (ей 71 год. ) Марлен вышла (а хочется сказать предстала, явилась!) в шифоновом платье и лебяжьем манто со шлейфом.

Она всегда была разборчива, выбирала у кого сниматься, выбирала сценарии, достойных мужчин, что надеть, что петь. Может быть и это часть её знаменитого стиля?

На концерте звучали любимые песни миллионов: «Лили Марлен», «Жизнь в розовом цвете», «Джони». и другие.

Песня «Лили Марлен», написанная в годы войны, была популярна по обе стороны фронта, она говорила о главном: о жизни, о любви и о смерти на войне. Есть несколько оригинальных переводов на русский язык, но я процитирую отрывок из И.Бродского:

Возле казармы, в свете фонаря
кружатся попарно листья сентября,
Ах как давно у этих стен
я сам стоял,
стоял и ждал
тебя, Лили Марлен.

Песня Эдит Пиаф «Жизнь в розовом свете» была и остаётся хитом на двух континентах. Дтирих и Пиаф были дружны и хорошо понимали друг друга. Краткий перевод текста песни принадлежит Наталье Кончаловской:

Когда меня обнимет он, всю жизнь я розовою вижу!

Когда он скажет, что влюблён, то нету слов, что сердцу ближе!

Слова, обычные слова, их все друг другу повторяют.

От них кружится голова, дыханье замирает!

Зачем я в рассказ об актрисе и её нарядах впутываю стихи? Для меня — не вопрос. Марлен Дитрих никогда не была просто экранной красоткой, за имиджем стоял интеллект, знание трёх языков, серьёзные занятия музыкой и работа в театре, и убеждения, которые она отстаивала и которым следовала.

Закончу словами Жана Кокто:

«. секрет твоей красоты заключен в глубине твоего сердца. Эта сердечная теплота выделяет тебя больше, чем элегантность, вкус и стиль, больше, чем твоя слава, твое мужество, твоя стойкость, твои фильмы, твои песни. Твоя красота не нуждается в восхвалении. Она сама поет о себе.

. я хочу приветствовать не столько твою красоту, сколько твою душу. Она светится в тебе, как луч света в морской волне.

От блесток «Голубого ангела» до смокинга «Марокко», от неказистого черного платья “Обесчещенной” до пышных перьев «Шанхайского экспресса», от бриллиантов «Желания» до американской военной формы. Жар-птица, легенда-чудо — Марлен Дитрих!»

Марлен Дитрих

Фото Все

Видео Все

Марлен Дитрих и Грета Гарбо – Ангел и Божество.

Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих. Больше, чем любовь

Паустовский и Марлен Дитрих. 13 июня в истории – Москва 24

Марлен Дитрих — биография

Марлен Дитрих – известная актриса, певица, секс-символ. В 1999 году занесена в список величайших актрис Голливуда. В этом престижном перечне ей отвели девятую строчку. Мировую славу получила после выхода на экраны мюзикла «Голубой ангел».

Она была не просто актрисой и не просто певицей с легендарным голосом и прекрасными ножками. Она была и остается женщиной-легендой, обаятельной и непревзойденной. В ней как-то сочетались порок и невинность, сексуальность и неприступность, она пользовалась невероятной популярностью при жизни, и остается такой же любимой зрителем и спустя много лет после смерти. Она – Марлен Дитрих, стальная орхидея, женщина-вамп, от любви к которой сходили с ума миллионы мужчин, включая писателей и режиссеров, актеров, политиков и миллионеров.

Детство

Родилась Марлен Дитрих в Шёнеберге, предместье Берлина 27 декабря 1901 года. Отца звали Луи Эрих Отто Дитрих, он имел звание лейтенанта полиции. Мама – Вильгельмин Йозефин Фельзинг, родилась в зажиточной семье торговцев-часовщиков, работала экономкой в богатом доме. На момент рождения Марлен, родители уже воспитывали годовалую дочь Элизабет. Когда Мари было всего шесть лет, отец бросил семью, а потом погиб буквально через год. Поэтому девочка его почти не помнила, но это не помешало ей придумать своеобразную игру «в папу». Причем она сама играла и отца и дочку. Мама не запрещала дочери лицедействовать на эту тему, несмотря на жесткость ее характера.

Марлен Дитрих в детстве

Музыка вошла в жизнь девочки с ранних лет, она увлеклась ею еще в начальных классах. Сразу Марлен осилила лютню, потом переключилась на скрипку. Ее первое выступление перед публикой датируется 1917 годом. После окончания Первой мировой войны в Германии царили разруха и опустошение. Мама подумала, что дочери не следует находиться рядом со столицей в это смутное время, поэтому продолжать обучение Марлен пришлось в закрытом пансионе Веймара. Там она жила на протяжении четырех лет, совершенствуя мастерство игры на скрипке. Творческая биография девушки началась в 1922 году, ее взяли в состав оркестра в кинотеатре. Дитрих и другие музыканты озвучивали немое кино. Но спустя месяц Мари ушла, так как вместо того, чтобы смотреть в ноты, музыканты не сводили с нее глаз, постоянно сбивались и путались. Но именно тогда, после просмотра множества фильмов, у Марлен появилось настойчивое желание сделать актерскую карьеру.

Дитрих находит новую работу в кабаре, куда ее взяли в качестве певицы и актрисы. Параллельно с этим девушка посещает занятия в актерской школе. Сначала ее не хотели принимать, но она заручилась рекомендацией популярной актрисы и добилась зачисления. После окончания обучения Марлен начала свою театральную карьеру, ставшую более, чем успешной. Таким же успехом увенчалось и ее сотрудничество с кинематографом. Когда ее имя уже было достаточно известным, Дитрих эмигрирует в США и даже получает гражданство этой страны.

Марлен Дитрих в юности

В 1933 году, когда к власти в Германии пришли нацисты, правительство страны предложило Марлен вернуться на родину. Ее пытались заинтересовать материально, обещая просто заоблачные суммы гонораров за каждую ленту, снятую в Германии. Но Дитрих ответила отказом, мало того, в годы Второй мировой войны она активно поддерживала борьбу против нацистов. На протяжении нескольких лет актриса не снималась, дала множество концертов в госпиталях и гарнизонах. Марлен старалась ничем не выделяться среди простых солдат, вместе с ними ночевала в окопах, водой для умывания ей служил растопленный снег. Дитрих перенесла тяжелую пневмонию и никак не могла вывести надоевших вшей. Ее считали героиней, и перед самым концом войны актриса получила орден Почетного легиона и Медаль Свободы США.

Фильмы

Актриса уже успела сняться примерно в двадцати картинах, когда ее позвали на съемки ленты «Два галстука». Этот фильм не был шедевром киноискусства, но зато сумел сыграть в биографии актрисы решающую роль. Дело в том, что его увидел Джозеф фон Штернберг, известный немецкий режиссер, которому очень понравилась Марлен и ее игра. Он пригласил ее на съемки мюзикла «Голубой ангел», причем в главной роли. Именно после премьеры этой ленты Дитрих проснулась мировой звездой. В этой ленте Марлен предстала именно в том образе, который стал ассоциацией ее имени. Успех фильма был феноменальный, после него голливудская компания «Парамаунт» предложила актрисе долгосрочный контракт. Дитрих согласилась, и уехала в Америку навсегда.

Читайте также:
Сказочные Принцессы, реальная жизнь Принцесс, фото

Марлен Дитрих в мюзикле «Голубой ангел»

Марлен продолжала сниматься у Штернберга, их сотрудничество вылилось в рождение еще шести картин. Среди них успешнее всего получились «Песнь песней» и «Белокурая Венера». Некоторые ленты критики разбили в пух и прах. Режиссера обвинили в использовании дешевых декораций для фильма «Шанхайский экспресс», в том, что шпионская картина «Обесчещенная» содержит какие-то нелепые идеи. Критики выказали уверенность в том, что аншлаги в кинотеатрах во время трансляции этих картин, были исключительно заслугой Марлен. После того, как завершились съемки трагикомической ленты «Дьявол – это женщина», актриса разорвала контракт с Штернбергом, несмотря на то, что именно он сделал из нее звезду мирового масштаба.

Однако карьера актрисы продолжает активно развиваться. Она снимается в первой цветной ленте под названием «Сады Аллаха», потом в вестерне «Дестри снова в седле», триллере «Рыцарь без лат», комедии «Так хочет леди» и других. Актриса много раз пыталась сменить созданный для нее образ, в котором ее привыкли видеть. Зачастую ее старания не приветствуются, зрителю полюбилось ее определенное амплуа, и новая икона стиля ему не по душе.

Марлен Дитрих в фильме «Так хочет леди»

Большим успехом пользовалась лента «Свидетель обвинения» по роману Агаты Кристи. Ее выдвинули на «Оскар», причем в нескольких номинациях. В этом фильме Дитрих сыграла свою последнюю главную роль. После этого фильмография актрисы пополнилась еще несколькими картинами, но эпизодическая роль в фильме «Прекрасный жиголо, бедный жиголо», стала завершающей в ее карьере. В этой ленте актриса исполнила вокальную партию.

Песни

Петь Марлен начала еще в годы обучения в актерской школе Берлина, под руководством одного из лучших преподавателей города. Потом продолжила петь в кабаре, где каждая ее песня становилась шлягером. Первую запись в студии актриса сделала только в 1928-м. Выступления Дитрих пользовались несомненным успехом, хотя она и не обладала сильным голосом. Врожденная музыкальность в сочетании с жестковатым контральто буквально притягивала слушателей. Многие отмечали, что певица поет очень искренне, от души.

Выступает Марлен Дитрих

Самые лучшие композиции Дитрих составлялись в альбомы и выходили в виде полноформатных пластинок. Ее песни часто становились лучшими хитами года, к примеру, такие, как «Falling in love again», «Lili Marleen», «Laziest Gal in Town», «Song of Song».

Личная жизнь

Своего мужа – администратора картины «Трагедия любви» Рудольфа Зибера, Марлен встретила на съемочной площадке этой ленты. Актриса играла там роль в эпизоде – любовницу председателя суда. На тот момент он был помолвлен с другой девушкой, но это не помешало Дитрих закрутить с ним романтические отношения. Период ухаживаний длился недолго, влюбленные быстро поженились. А уже в 1924-м стали родителями дочери Марии, единственного ребенка актрисы. Девушка пошла по маминому пути и тоже прославилась как актриса. Ее имя – Мария Рива.

Марлен Дитрих и Рудольф Зибер с ребенком

Позже Марлен вспоминала, что ее замужество с Рудольфом больше смахивало на анекдот, чем на супружество. После того, как родилась дочь, между супругами прекратилась интимная близость. Через два года они тихо разъехались, и каждый устраивал свою личную жизнь по собственному усмотрению. Но официально они не разводились, так и считались мужем и женой до тех пор, пока в 1976 году не умер Рудольф. Несмотря на наличие штампа в паспорте, Марлен вела бурный образ жизни, у нее была масса романов и поклонников.

Она сводила с ума самых богатых и знаменитых. Среди ее воздыхателей были талантливые и известные люди – актеры Джон Уэйн, Жан Габен, Джон Гилберт, Джимми Стюарт, певец Морис Шевалье, продюсер Дуглас Фэрбенкс-младший, бизнесмен Джозеф Кеннеди, отец президента США Джона Кеннеди, режиссер, прославивший Дитрих на весь мир – Джозеф фон Штернберг. Ее внимания добивались писатели Эрнест Хемингуэй и Эрих Мария Ремарк, отобразивший ее образ в романе «Триумфальная арка». А вот роман с Хемингуэем так и остался платоническим, они писали друг другу письма, которые впоследствии вышли отдельной книгой.

Родители Марлен были очень религиозными, дочерей тоже воспитывали в атмосфере любви к Богу. Но вера актрисы пошатнулась в годы Второй мировой войны, когда она воочию столкнулась с болью и ужасом. Именно тогда она сказала слова, ставшее крылатой фразой о том, что если Бог есть, он обязан пересмотреть свои планы. Дитрих обожала кино и понимала, какой вклад она внесла в его развитие. Актриса никогда не расставалась со сценическими костюмами, бережно хранила все фото и картины с ее изображением. Чтобы все это уместить, Марлен снимала в банке специальную ячейку, в которую поместилось примерно 25 000 различных предметов и 20000 тысяч фотоснимков. В настоящее время это хранится в Берлинском музее кино.

Смерть

После несчастного случая, который произошел с Дитрих в 1975 году, она перестала показываться на экранах. Артистка вела уединенный образ жизни в своих апартаментах в Париже, ни с кем не общалась, только избранные могли переступить порог ее дома. В это время она писала автобиографическую книгу под названием «Азбука моей жизни», которую напечатали в 1979-м.

На протяжении последних тринадцати лет актриса не вставала с постели, у нее была сломана шейка бедра. Сама по себе травма не представляла большой опасности, но Марлен не захотела ложиться в больницу и отвергла помощь медиков. Постоянное лежачее положение и увлечение спиртными напитками привели к тому, что начались проблемы с почками. Именно по этой причине актриса и умерла 6 мая 1992 года, на 91-м году жизни. Проститься с великой актрисой пришли тысячи поклонников. На гроб Дитрих положили французский и американский флаг и отправили на родину, в Шёнеберг. Знаменитую актрису похоронили на кладбище III Штубенраухштрассе, рядом с матерью.

Могила Марлен Дитрих

Память об одной из величайших киноактрис осталась в книгах и документальных проектах. Самой большой популярностью пользуется фильм «Марлен», который вышел еще в 1982-м, при жизни Дитрих. Он снят в жанре аудио-интервью, которое актриса давала режиссеру ленты. Марлен не хотела, чтобы поклонники видели ее в таком печальном виде, поэтому звук пришлось накладывать на кадры видеохроники ранних лет актрисы.

Читайте также:
Платья Первой Леди Франции Карлы Бруни, фото

Избранная фильмография

  • 1922 Таковы мужчины
  • 1923 Трагедия любви
  • 1929 Целую вашу руку, мадам
  • 1929 Женщина, которая желанна
  • 1930 Голубой ангел
  • 1930 Марокко
  • 1931 Обесчещенная
  • 1932 Белокурая Венера
  • 1932 Шанхайский экспресс
  • 1933 Песнь песней
  • 1934 Распутная императрица
  • 1935 Дьявол — это женщина
  • 1936 Желание
  • 1937 Ангел
  • 1939 Дестри снова в седле
  • 1940 Семь грешников
  • 1941 Энергия
  • 1942 Так хочет леди
  • 1942 Негодяи
  • 1942 Нью-орлеанский огонёк
  • 1944 Кисмет
  • 1946 Мартен Руманьяк
  • 1947 Золотые серьги
  • 1950 Страх сцены
  • 1951 Пресловутое ранчо
  • 1957 Свидетель обвинения
  • 1961 Нюрнбергский процесс
  • 1964 Париж, когда там жара
  • 1984 Марлен
Ссылки

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Марлен (Мария Магдалена) Дитрих — биография, личная жизнь и фильмография немецкой актрисы

Биография и личная жизнь Марлен Дитрих полны сюрпризов и неожиданных поворотов. Внешность актрисы и стиль её одежды, напоминающий мужской, оказали огромное влияние на моду и вкус современников. В этой женщине одновременно сочетались сексуальность и неприступность, завораживающая красота и пугающая холодность. Актриса еще при жизни стала легендой мирового кинематографа и одним из символов XX века.

Детство и молодость

Дата рождения немецкой и американской актрисы Марии Магдалены (Марлен) Дитрих — 27 декабря 1901 г. Семья жила в одном из предместий Берлина. Отец актрисы служил в полиции. Мать росла в богатой семье и вышла замуж, несмотря на то, что ее родители были недовольны простым происхождением ее мужа. У Дитрих была старшая сестра Элизабет, которая родилась 5 февраля 1900 г.

Спустя годы актриса вспоминала, что получила дома прекрасное образование. С самого раннего детства ее учили английскому и французскому языкам. Когда ей было 5 лет, ее родители поссорились, а годом позднее отец умер. Мать была прагматичной и жесткой женщиной с железным характером, грозным голосом и твердыми принципами. Свою дочь она хотела видеть такой же «настоящей фрау».

С 1907 г. Марлен учится в школе. В это время она увлекалась музыкой и мечтала стать артисткой. В 1917 г. будущая звезда впервые выступила на публике. Она участвовала в концерте Красного Креста, где играла на скрипке «Голубку».

Желая уберечь дочерей от соблазнов столичной жизни и какой-либо опасности, мать отправила Марлен и ее сестру Элизабет в пансион закрытого типа, находившийся в Веймаре. Актриса поселилась в пансионате и продолжила обучение игре на скрипке.

Спустя 4 года Марлен возвращается в Берлин. Она пытается поступить в Высшую музыкальную школу, но не проходит по конкурсу. Ей пришлось устроиться в оркестр при кинотеатре. Здесь она открыла себя как певица и поняла, что ее призвание — кино. Карьера музыканта у Марлен не сложилась из-за воспаления сухожилия на левой руке.

Карьера в Германии

После безуспешной попытки поступить в актерскую школу Марлен посещала частные уроки танцев и вокала. После этого она работала в кабаре танцовщицей и певицей. Зимой 1922 г. Марлен впервые играет в спектакле. Ей досталась небольшая роль в пьесе «Ящик Пандоры».

Благодаря связям дяди Дитрих участвует в кинопробах, и через год впервые снимается в кино. Это был художественный фильм режиссера Георга Якоби «Таковы мужчины». Марлен играла служанку.

Во время съемок фильма «Трагедия любви», в котором актриса исполняла одну из небольших ролей, она познакомилась со своим будущим мужем Рудольфом Зибером. Весной 1923 г. они поженились, а в декабре у них родилась дочь Мария. Через 5 лет после свадьбы супруги расстались.

Личная жизнь

Упорно работая над собой, актриса добилась больших успехов в профессии и стала воплощением идеала для многих мужчин, в том числе очень известных. В 1937 г. в Италии Дитрих встретила Эриха Марию Ремарка, с которым была знакома еще в Германии. Вскоре между ними вспыхнули чувства, и завязался роман. Писатель был влюблен в Марлен, он вывел ее в своей книге «Триумфальная арка» в образе Жоан Маду.

Очарование Дитрих привлекало многих. Актер Джон Гилберт, любовник греты Гарбо, расторг помолвку и долго преследовал Марлен. Всемирно известный шансонье Морис Шевалье ради нее отказался от выгодных контрактов и расстался с женой, но оказалось, что актриса уже увлечена другим.

Самой большой любовью Марлен Дитрих был Жан Габен. Их роман был продолжительным и страстным. Также актрисе приписывали отношения с Эрнестом Хемингуэем. Что на самом деле происходило между ними, остается загадкой.

Официально актриса была замужем только раз. Дети Марлен Дитрих, точнее, ее единственная дочь появилась на свет в 1924 г. в результате брачного союза с Рудольфом Зибертом. Девочка была безумно обожаемым ребенком. С самого детства Мария Рива стремилась стать актрисой. Она снималась вместе с матерью в фильмах «Марокко» и «Кровавая императрица». Во время войны она окончила актерскую школу в Голливуде. В 1947 г. девушка вышла замуж и в скором времени родила одного за другим четверых мальчиков.

Фильмография и лучшие роли

Участие Дитрих в ревю «Два галстука» помогло ей привлечь внимание режиссера Джозефа фон Штернберга и получить ведущую роль в мюзикле «Голубой ангел». Для участия в съемках актрисе пришлось вырвать коренные зубы, чтобы щеки стали впалыми, а лицо более вытянутым. Этот фильм имел огромное значение для актрисы и превратил ее в звезду с мировым именем. Образ, созданный Марлен в фильме, ассоциировался у зрителей с ее именем спустя десятилетия. Лента имела огромный успех. Вскоре звезда заключает контракт с компанией «Парамаунт» и переезжает в Америку.

С этих пор фильмография Марлен Дитрих каждый год пополнялась несколькими картинами. В своей первой американской картине «Марокко», снятой в 1930 г., актриса предстала перед зрителями в образе певицы в мужском костюме. Перед съемками она похудела на 15 кг. Впалые щеки, тонкие брови, волна светлых волос и загадочный блеск глаз придавали ей необычный и таинственный вид. Вместо низенькой полной шатенки зрители увидели фатальную женщину.

Ее наряд в стиле унисекс и поведение еще больше шокировали публику. Артистка во фраке и с тростью исполняла легкомысленную французскую песенку от мужского имени и целовала женщину за столиком. Ее облик вызвал возмущение и в то же время привел к революции в женской моде. За эту роль Марлен была номинирована на премию «Оскар».

Читайте также:
Стиль одежды и фото английской королевы Елизаветы II

Дитрих продолжала сниматься в картинах Штернберга. Наиболее удачными из фильмов были семейная драма «Белокурая Венера» и мелодрама «Песнь песней». О других фильмах критики отзывались негативно, отмечая странный сюжет шпионской картины «Обесчещенная» и низкобюджетные декорации для драмы «Шанхайский экспресс». Сотрудничество актрисы с прославившим ее на весь мир режиссером закончилось после съемок в трагикомедии «Дьявол — это женщина».

Марлен много работала и продолжала сниматься в кино. С ее участием выходят:

  • вестерн «Дестри снова в седле»;
  • триллер «Рыцарь без лат»;
  • комедия «Так хочет леди»;
  • одна из первых цветных картин «Сады Аллаха».

В этих и многих других фильмах актриса пыталась разрушить привычный образ, созданный на старте карьеры. Поиск не всегда был удачным. Публика и критики иногда не принимали «обновленную» Марлен.

Попав на первый показ от Кристиана Диора, актриса была удивлена элегантностью представленной коллекции и решила изменить образ на более женственный. По отзывам современников, ее преображение походило на чудо. С этого момента она снималась только в нарядах от французского кутюрье.

Песни и книга

Первые студийные записи певица сделала в 1928 г. Ее непривычно грубоватое контральто было не очень сильным, но тем не менее завораживало слушателей. Кроме того, в голосе Дитрих их привлекала искренность. Ее лучшие песни выходили на больших пластинках, попадали в альбомы и становились необыкновенно популярными: Lili Marleen, Song of Songs, Laziest Gal In Town.

Песня «Лили Марлен» была написана в 1938 г. Норбертом Шульце на стихотворение Ханса Ляйпа «Песня молодого солдата на посту». В СССР с огромным успехом прошли концерты Дитрих в Москве и Ленинграде. Они состоялись в 1964 г.

Книга знаменитости «Азбука моей жизни» вышла в 1962 г. Она стала настоящим словарём от А до Я, сборником житейских афоризмов, бытовых советов и небольших зарисовок.

Последние годы

Из актерских работ более позднего периода успех у зрителей имела детективная лента «Свидетель обвинения», снятая по роману Агаты Кристи. В этом фильме Дитрих последний раз снималась в главной роли. Затем был эпизод в драме «Последний жиголо, бедный жиголо». Здесь Марлен исполнила вокальную партию, после чего больше не снималась в кино.

Карьера Дитрих закончилась после травмы шейки бедра. В старости артистка была прикована к постели и не пускала к себе никого, кроме самых близких людей. Она умерла в Париже в 1992 г., прожив удивительную жизнь. Муж Марлен Дитрих, Рудольф Зибер, умер от рака в 1976 г.

Любопытные факты

Актриса была склонна к полноте. Ей приходилось периодически сидеть на диете, чтобы сохранить стройность и красоту. Даже в наше время такое соотношение роста и веса считается идеальным. Параметры фигуры актрисы:

  • рост 165 см;
  • вес 56 кг;
  • обхват груди 89 см;
  • окружность талии 61 см;
  • обхват бедер 84 см.

Актриса любила сводить с ума и кружить головы. Список ее поклонников был длиннее списка ролей, но представителей сильного пола, заставивших ее сердце биться чаще, не так уж много. Любимые мужчины:

  • Рудольф Зибер;
  • Эрнест Хемингуэй;
  • Эрих Мария Ремарк.

В Германии с 2000-х годов проводилось несколько акций в память о прославленной землячке. В ее честь была названа площадь и открыта выставка предметов из личной коллекции актрисы. В 2002 г. соотечественники посмертно присвоили ей титул почетной гражданки Берлина. Также были выпущены марки с изображением Марлен.

Княгиня Зинаида Юсупова и род Юсуповых

Род Юсуповых. Родовое проклятие князей Юсуповых

Накануне ХХ века княгиня Зинаида Николаевна Юсупова заказала у модного художника Серова портреты всех членов семьи. Обычно Валентин Александрович « чванливых и богатых» не писал, но Юсуповой отказывать не стал: «Если бы все богатые люди, княгиня, были похожи на вас, то не осталось бы места несправедливости».

Ответ художника удивил: «Несправедливости не искоренить, и тем более деньгами, Валентин Александрович».

Вряд ли Зинаида Николаевна имела в виду социальную справедливость. Для неё, воспитанной в роскоши, любое безденежье было следствием бездумья и безделья, а значит, и вполне справедливым. Юсупова говорила о высшей справедливости, которой, по её мнению, её семья была лишена.

Предание о родовом проклятии Юсуповых существует в нескольких вариантах. Даже в семье пересказывали его по-разному. Сама Зинаида Николаевна придерживалась варианта бабки — Зинаиды Ивановны Нарышкиной-Юсуповой-де Шаво-де Серр.

Основателем рода считается хан Ногайской Орды Юсуф-Мурза. Желая вопреки воле большинства соплеменников замириться с Москвой и боясь за жизнь своих сыновей, он отослал их ко двору Ивана Грозного. В русской летописи сказано: «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими сёлами и деревнями в Романовской округе, и поселённые там служилые татары и казаки подчинены им. С того времени Россия сделалась отечеством для потомков Юсуфа».

Старый хан не ошибся: ещё не успели его сыновья добраться до Москвы, как его вероломно заколол родной брат. Когда же до Орды дошла весть, что сыновья Мурзы отказались от магометанства и приняли православие, одна из колдуний наложили на них проклятие. Согласно которому, из всех рожденных в одном поколении Юсуповых до двадцати шести лет доживать будет лишь один, и продолжится это вплоть до полного изничтожения рода.

Сами Юсуповы из поколения в поколение передавали слова проклятия: «И пусть из рода всего до 26 лет доживает только один. И да будет так, пока весь род не изведётся под корень». Суеверия суевериями, но вот сбывались слова столь витиеватого заклятия неукоснительно. Сколько бы ни рожали женщины из этой семьи детей, до злосчастных 26 лет и более преклонного возраста всегда доживал лишь один из них

При этом на благополучии семьи подобная зыбкость рода никак не сказывалась. К 1917 году Юсуповы были вторыми по богатству после Романовых. Им принадлежало 250 тыс. десятин земли, они были владельцами сахарных, кирпичных, лесопильных заводов, фабрик и рудников, ежегодный доход от которых составлял более 15 миллиона золотых рублей. А роскоши Юсуповских дворцов могли позавидовать великие князья. К примеру, комнаты Зинаиды Николаевны в Архангельском и во дворце в Санкт-Петербурге были обставлены мебелью казнённой французской королевы Марии-Антуанетты. Картинная галерея по своему подбору соперничала с Эрмитажем. А драгоценности Зинаиды Николаевны включали сокровища, ранее принадлежавшие чуть ли ни всем королевским дворам Европы. Так, великолепная жемчужина « Пелегрина», с которой княгиня никогда не расставалась и изображена на всех портретах, принадлежала когда-то Филиппу II и считалась главным украшением испанской Короны.

Читайте также:
Грейс Келли – фото в высоком качестве

Впрочем, Зинаида Николаевна богатство счастьем не считала, а несчастными Юсуповых делало проклятье татарской колдуньи.

Бабушка де Шово

Из всех Юсуповых, пожалуй, только бабке Зинаиды Николаевны — графине де Шово — удалось избежать больших страданий из-за безвременной гибели своих детей.

Урождённая Нарышкина, Зинаида Ивановна вышла замуж за Бориса Николаевича Юсупова ещё совсем юной девушкой, родила ему сына, затем умершую при родах дочь и только после этого узнала о фамильном проклятье.

Будучи женщиной рассудительной, она заявила мужу, что « рожать мертвецов» впредь не собирается, но если тот не нагулялся, «пусть брюхатит дворовых девок», а она возражать не будет. Так продолжалось до 1849 года, когда старый князь умер.

Зинаиде Ивановне не было сорока, и она, как бы сейчас сказали, пустилась во все тяжкие. О её головокружительных романах ходили легенды, но наибольшего шума наделало её увлечение юным народовольцем. Когда того заточили в Шлиссельбургскую крепость, княгиня отказалась от светских увеселений, последовала за ним и подкупами и посулами добилась, что того отпускали к ней по ночам.

Эта история была хорошо известна, о ней судачили, но как ни странно Зинаиду Ивановну не осуждали, признавая право величавой княгини на сумасбродства a la de Balzak.

Потом внезапно всё закончилось, какое-то время она жила затворницей на Литейном, но затем, выйдя замуж за разорённого, но родовитого француза, покинула Россию, отказалась от титула княгини Юсуповой и стала именоваться графиней де Шово, маркизой де Серр.

Об истории с юным народовольцем Юсуповым напомнили после революции. Одна из эмигрантских газет напечатала сообщение, что, пытаясь найти Юсуповские сокровища, большевики простучали все стены дворца на Литейном проспекте. Драгоценностей не нашли, но обнаружили примыкающую к спальне потайную комнату, в которой стоял гроб с забальзамированным мужчиной. Скорее всего, это и был тот, приговоренный к смерти, народоволец, тело которого бабушка выкупила и перевезла в Петербург.

Чудеса Святого Старца

Впрочем, при всей драматургии жизни Зинаиды Нарышкиной-Юсуповой-де Шово-де Серр, в семье её почитали счастливой. Все мужья умирали по старости, дочь потеряла при родах, когда привыкнуть к ней ещё не успела, много любила, ни в чём себе не отказывала, да и скончалась в окружении родных. У остальных, несмотря на их несметные богатства, жизнь складывалась куда драматичней.

У сына Зинаиды Ивановны, Николая Борисовича Юсупова, было трое детей — сын Борис и дочери Зинаида и Татьяна. Борис умер в младенчестве от скарлатины, зато дочери выросли не только очень красивыми, но главное — здоровыми девушками. Родители были счастливы, пока в 1878 году с Зинаидой не случилось несчастья.

Осень того года семья проводила в Архангельском. Князь Николай Борисович, почётный опекун, гофмейстер двора, будучи занятым на службе, приезжал редко и коротко. Княгиня же знакомила дочерей с московскими родными и устраивала музыкальные вечера. В свободное время Татьяна читала, а старшая Зинаида совершала конные прогулки. Во время одной из них девушка поранила ногу. Поначалу ранка показалась незначительной, но уже скоро поднялась температура, и вызванный в поместье доктор Боткин поставил безнадёжный диагноз — заражение крови. Скоро девушка впала в беспамятство, и семья приготовилась к худшему.

Потом Зинаида Николаевна рассказывала, что в беспамятстве ей пригрезился знакомый с их семьей отец Иоанн Кронштадский. Придя в себя, она попросила позвать его, а после того, как приехавший старец за неё помолился, стала выздоравливать. При этом княгиня всегда добавляла, что о семейном предании тогда не слышала и не знала, что своим выздоровлением обрекает на смерть младшую сестру.

Танечка умерла от тифа в двадцать два года.

От некогда богатых Юсуповских архивов в России мало чего осталось. «Пьяная матросня» — как описывал её в своих воспоминаниях Феликс Юсупов — искала, прежде всего, драгоценности, а попадавшиеся ей непонятные бумаги сжигала. Так погибла бесценная библиотека и архив Александра Блока, сгорели в пожарах архивы почти всех дворянских семей России. Теперь восстанавливать родовые хроники приходится по актам сохранившимся в государственных архивах.

Юсуповы не исключение. Полностью доверяться вышедшим за рубежом воспоминаниям Феликса Юсупова нельзя — он приукрашивает свою роль в убийстве Распутина, довольно субъективно подаёт революционные события. Но из-за близости к императорской фамилии семейную хронику Юсуповых восстановить не трудно.

После болезни старшей дочери Николай Борисович Юсупов стал особенно настойчив в вопросе её замужества. Как вспоминала потом Зинаида Николаевна, много хворавший князь боялся, что не увидит внуков.

И вскоре не желавшая огорчать отца княжна согласилась познакомиться с очередным претендентом на её руку — родственником императора, болгарским князем Баттенбергом. Претендента на Болгарский трон сопровождал скромный офицер Феликс Эльстон, в обязанности которого входило представить принца будущей невесте и откланяться. Зинаида Николаевна отказала будущему монарху и приняла предложение Феликса, которое сделал ей на следующий день после знакомства. Это была любовь с первого взгляда, а для Зинаиды Николаевны, что отмечали все, первая и единственная.

Николай Борисович, как бы ни смутило его решение дочери, перечить ей не стал, и весной 1882 года Феликс Эльстон и Зинаида Юсупова обвенчались. А через год у молодых родился первенец — Николай, названный так в честь деда.

Юсуповы по прямой

Мальчик рос молчаливым и замкнутым, и как ни старалась Зинаида Николаевна его приблизить, у неё это не получалось. Она всю жизнь помнила тот ужас, что охватил её, когда под Рождество 1887 года, на вопрос, обращённый к сыну, какой бы подарок он пожелал, получила недетский и ледяной ответ: «Я не хочу, чтобы у тебя были другие дети».

Тогда Зинаида Николаевна растерялась, но вскоре выяснилось, что одна из мамок, приставленных к молодому князю, рассказала мальчику о нагайском проклятии. Её уволили, но ожидавшегося ребёнка княгиня стала ждать с чувством гонимого и острого страха.

И поначалу опасения оказались не напрасными. Николай не скрывал своей нелюбви к Феликсу, и только когда тому исполнилось десять лет, между ними появилось чувство, походившее скорее на дружбу, нежели на любовь двух родных людей.

В 1891 году умер Николай Борисович Юсупов. Незадолго до смерти он обратился за высочайшей милостью на сохранение прославленной фамилии, и по прошествии траура мужу Зинаиды Николаевны графу Сумарокову-Эльстону было дано разрешение именоваться князем Юсуповым.

Семейный рок напомнил о себе в 1908 году.

Читайте также:
Как стать настоящей звездой - знаменитостью

В воспоминаниях Феликса Юсупова нетрудно заметить, что всю свою жизнь он ревновал мать к старшему брату. Тот, хотя и был внешне больше похож на отца, нежели на Зинаиду Николаевну, своим внутренним миром был схож с ней необычайно. Увлекался театром, музицировал, писал картины. Его рассказы печатались под псевдонимом Роков, и даже скупой на похвалу Лев Николаевич Толстой отметил однажды несомненную одарённость автора.

Окончив Петербургский университет, он получил диплом юриста. В семье заговорили о предстоящей женитьбе, но Николай неожиданно влюбился в Марию Гейден, которая уже была помолвлена с графом Арвидом Мантейфелем, и вскоре эта свадьба состоялась.

Молодые уехали в путешествие по Европе, Николай Юсупов последовал за ними, дуэли было не избежать. И она состоялась

22 июня 1908 года в имении князя Белосельского на Крестовском острове Санкт-Петербурга граф Мантейфель не промахнулся. Николаю Юсупову через полгода должно было исполниться двадцать шесть лет.

« Раздирающие крики раздавались из комнаты отца, — спустя годы, вспоминал Феликс Юсупов. — Я вошёл и увидел его, очень бледного, перед носилками, где было распростёрто тело Николая. Мать, стоявшая перед ним на коленях, казалась лишившейся рассудка. Мы с большим трудом оторвали её от тела сына и уложили в постель. Немного успокоившись, она позвала меня, но, увидев, приняла за брата. Это была невыносимая сцена. Затем мать впала в прострацию, а когда пришла в себя, то не отпускала меня ни на секунду».

Когда на дуэли погиб Николай, Зинаиде Николаевне было под пятьдесят. Теперь все её надежды оказались связаны с младшим сыном.

Внешне Феликс походил на мать необычайно — правильные черты лица, большие глаза, тонкий нос, припухлые губы, изящная фигура. Но, если черты Зинаиды Николаевны современники называли ангельскими, то её младшего сына никто иначе как с падшим ангелом не сравнивал. Во всем его облике херувима чувствовалась некоторая порочность.

Он не был склонен, как его старший брат или мать, к искусствам. Не питал интереса к военной и государственной службе, как его отец или родные по материнской линии. Прожигатель жизни, золотой мальчик, завидный жених. Но и с женитьбой всё обстояло не так-то просто.

Зинаида Николаевна пыталась повлиять на сына, писала ему: «Не играй в карты, ограничь весёлое времяпрепровождение, работай мозгами!». Но Феликс Юсупов, хотя и обожал мать, побороть себя был не в состоянии. Только лукавое заявление Зинаиды Николаевны о том, что она больна, но не желает умирать, пока не увидит внуков, подвигло его согласиться на женитьбу и пообещать остепениться. Оказия представилась довольно скоро.

В 1913 году на декабрьские вечера в Архангельском приехал великий князь Александр Михайлович. Он сам завёл разговор о женитьбе своей дочери Ирины и Феликса, а Юсуповы с радостью откликнулись. Ирина Александровна была не только одной из самых завидных невест страны, но и потрясающе красива. К слову, в начале ХХ века в России было три признанные красавицы: императрица Мария Фёдоровна, Зинаида Николаевна Юсупова и Ирина Александровна Романова.

Венчание состоялось в феврале 1914 года в церкви Аничкова дворца. Поскольку теперь Юсуповы находились в родстве с царствующей династией, поздравить молодых прибыла вся императорская семья. Через год у них родилась дочь Ирина.

О роли Феликса Юсупова в убийстве Распутина известно почти всё. Заманили сластолюбивого старца под предлогом встречи с Ириной Александровной во дворец на Мойке. Сначала травили, потом стреляли и, в конце концов, утопили Распутина в реке.

В своих воспоминаниях Юсупов уверяет, что таким образом пытался освободить Россию от «тёмной силы, ведущей её к пропасти». Несколько раз ссылается на мать, поссорившуюся из-за своей неприязни к Распутину с императрицей. Но разве достойно заманивать жертву под предлогом близости с собственной женой? Да и Григорий Распутин вряд ли бы поверил подобному поведению благородного князя.

Уже тогда в объяснениях Юсупова современники подозревали некоторую лукавость и предполагали, что Распутин согласился приехать, чтобы погасить ссору между супругами, вызванную гомосексуальными наклонностями Феликса.

Императрица настаивала, чтобы заговорщиков расстреляли, но поскольку среди них был великий князь Дмитрий Романов, наказание ограничили ссылкой. Феликса сослали в курское имение Ракитное.

Узнав о событиях в Петербурге, Зинаида Николаевна, находившаяся в Крыму, нанесла визит вдовствующей императрице.

« Мы всегда с вами понимали друг друга, — медленно, чуть растягивая слова, произнесла Мария Федоровна. — Но боюсь, что наши молитвы были услышаны слишком поздно. Господь давно наказал моего сына, лишив его головы. Собирайте семью. Если у нас и есть время, то его немного».

В начале войны почти все состоятельные семьи страны перевели свои зарубежные сбережения в Россию. Не явились исключением и Юсуповы. Вызвано это было не только и не столько патриотизмом, сколько желанием сохранить имущество — в победе России никто не сомневался.

Когда грянула революция, Феликс попытался спасти фамильные драгоценности, перевезя их в Москву. Но забрать их оттуда не удалось, и драгоценности были случайно найдены через восемь лет.

Когда 13 апреля 1919 года Юсуповы отплывали из Крыма на миноносце « Мальборо», в России у них оставались: 4 дворца и 6 доходных домов в Петербурге, дворец и 8 доходных домов в Москве, 30 усадеб и поместий по всей стране, Ракитянский сахарный завод, Милятинский мясной завод, Должанские антрацитные рудники, несколько кирпичных заводов и много чего другого.

Но и в эмиграции Юсуповы оказались не среди бедных. Хотя мы уже упомянули, что зарубежные сбережения с началом войны были переведены в Россию, за границей оставалась недвижимость, да и наиболее ценные драгоценности княгини постоянно возили с собой и увезли в эмиграцию.

После того, как Феликс за несколько бриллиантов купил паспорта и визы, Юсуповы обосновались в Париже. Они купили дом в Булонском лесу, где и прожили долгие годы.

Старый князь скончался в 1928 году, Зинаида Николаевна в 1939-ом.

Похоронили ее на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Феликс Юсупов от праздной жизни не отказался, и, в конце концов, всё вывезенное и имевшееся за границей имущество оказалось растрачено. Его самого, жену и дочь Ирину похоронили в могиле матери. .Денег на похороны не было.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *