Стиль одежды древних первобытных людей и женская мода

Новое в блогах

Сообщество «Мир женщины»

Мода в древности

От звериной шкуры до мехового манто

Современная манекенщица в одеждах времен Нефертити.

Первобытный человек носил на плечах звериную шкуру, отчасти ради маскировки, отчасти – защищаясь от холода. Одежда как достижение культуры впервые предстает перед нами в шумерских изображениях. Возникла даже мода: длинноволокнистая шерсть с завитками имитировала звериную шкуру – в подражание шкурам неандертальцев. Может быть, какой-то первобытный инстинкт побуждает и современных женщин носить дорогие меховые манто? Из одежд разной длины, имитирующих звериную шкуру, у вавилонян, ассирийцев и арамеев возникли бахромчатые одеяния с завязками, доходившие до щиколоток, – модель, которую несколько тысячелетий носили и мужчины, и женщины. Между мужской и женской модой разницы не существовало.

Одна специалистка по археологии и текстилю в результате сравнительных исследований установила, что в областях Восточного Средиземноморья за тысячи лет, разделяющие передник из шкуры и одежду с рукавами, не происходило особых колебаний моды и существовало всего лишь сорок основных моделей. Медленное развитие моды соответствует истории развития человечества, которое лишь постепенно переходило от «животного сообщества» к «культуре».

«Область моды, – пишет австрийская исследовательница Верена Цинзерлинг, – находится между искусством и необходимостью, здесь творческая фантазия всего ближе к телу, здесь находят свое воплощение тончайшие колебания вкуса, присущего эпохе, здесь выносится на продажу само мировоззрение. Одежда делает человека. В сущности, она призвана выявить красоту и своеобразие человека».

Женщине издавна известно, что ее оценивают не только по природным качествам, достоинствам, характеру или уму, о ней судят и по ее туалету. Одежда есть зеркало ее сути.

Египетские женщины вначале носили легкие полотнища «без верха», просто обернутые вокруг бедер; в эпоху Древнего царства уже появилась полотняная одежда с глубоким вырезом и длинными бретельками, так что часть груди оставалась открытой. В эпоху Нового царства она превратилась в соблазнительное, с обилием складок верхнее платье из тонких тканей разнообразных пастельных тонов или ослепительно белое, которое скорее подчеркивало, чем скрывало женские формы. Легкое одеяние египтянки не только соответствовало жаркому климату, оно свидетельствовало также о свободном положении женщины.

Иначе обстояло дело в Месопотамии, где строгий обычай требовал от женщин надевать неуклюжие, похожие на мешок, платья до самых щиколоток и закутываться в покрывало.

Свободное положение женщины подчеркивали также одежды жительниц Крита и Спарты. На Крите женщины носили длинные узорчатые платья с узкой талией, которые оставляли грудь совершенно открытой. Одеяние спартанки было открыто с одной стороны, чтобы она могла свободно шагать.

Как происходило развитие моды со всеми ее колебаниями в Греции, стране, о которой до нас дошло больше всего сведений? Дождливое время года со снегопадами в горах заставляло греков и гречанок надевать шерстяные плащи, называемые «пеплосами». Это были плотные четырехугольные полотнища, которые ночью употреблялись как одеяла. Их просто накидывали на плечи и закалывали булавками или пряжками. Плотное полотнище ниспадало вдоль тела широкими складками, иногда вокруг талии его подвязывали поясом. Пеплос сохранился и в позднейшие времена, только приобрел более живую расцветку, и на нем появилась пестрая кайма.

Лишь после того, как греки познакомились с Востоком, застывшая местная мода пришла в движение. Из путешествий и походов в восточные земли купцы, сопровождающие войско, привозили домой новые утонченные и драгоценные изделия из ткани. На смену пеплосу пришел фарос, одежда того же покроя, который в результате дальнейшего развития, в свою очередь, превратился в хитон из тонкой ткани. Слово «хитон» происходит от восточного «кетон» и означает «из хлопка» (и сейчас хлопок по-английски называется «коттон»).

Со времен походов Александра Великого в Индию греки знали про хлопок – «древесную шерсть». Геродот рассказывает о деревьях, на которых растет шерсть, из коей индийцы делают свои одежды. Македонские воины привозили из Персии попавшие туда, в свою очередь, из Китая матово отблескивающие шелка, которые продавались по баснословным ценам. Но шелковые одежды считались греховной роскошью. В 16 году н.э. в Риме издали закон, запрещающий ношение шелковых одежд. Из Дамаска импортировали тончайший муслин, который в Риме называли «тканым воздухом».

Война нередко приводит к перемене мод. Против перемен в афинских нарядах после персидских войн протестовали в 420 году до н.э. и стратег Фукидид, и поэт Аристофан. Большая война оказала влияние почти на все области жизни. На моде сказалось воздействие восточно-ионийской чувственности: она стала элегантна, нарядна и утратила свою простоту, «старую» скромность.

Всякая революция в моде является следствием не только упадка нравов или морального одичания, но и общественных перемен после тяжелых политических кризисов. Это относится как к древним Афинам, так и к современному Каиру. Едва там после второй мировой войны сбросили покрывала, как девушки высших слоев общества стали носить самые смелые мини-юбки и облегающие джинсы, подобно парижанкам. Напротив, крестьянки в отдаленных деревнях остались верны традиционной арабской одежде.

Такие различия в одежде городского и сельского населения наблюдал и Иосиф Флавий. Зажиточные городские жители предпочитали греческую моду с восточными дополнениями. Иерусалимские дамы демонстрировали свои новые платья в цирках, и зрители смотрели больше на их великолепие, чем на борьбу, которая происходила на арене. Иосиф добавляет: «Галилейские крестьянки, напротив, носили длинные простые архаические одежды».

Моральное негодование, которое вызывает всякое обновление моды у консерваторов, не является чем-то новым; оно известно со времен фигового листка Евы. Так, римский философ Сенека (4 г. до н.э. 65 г. н. э.) пишет: «Конец пришел добрым нравам! Торжествует бесстыдство в одежде! Мертвы добродетель и приличие! Человечество становится все хуже! Так говорили во времена наших отцов, так говорим мы сегодня, и то же станут повторять наши дети».

Читайте также:
Готические фото и мода – лучшие образы

Во времена римских императоров крайне дешевая готовая одежда вытеснила всякий «домашний пошив» и всякую индивидуальность. Крупные мастерские, которые могли производить дешевую продукцию благодаря рабскому труду, наводнили рынки всего мира своего рода «унифицированной» одеждой. Желание быть как все превратилось для потребителей в необходимость быть как все.

Мода и нравственность

Строгая надпись на храме в Элевсине требовала от всех женщин, желавших принять участие в мистериях (своеобразных спектаклях на религиозные темы), сдерживать свою безнравственную страсть к франтовству и надевать на богослужение «лишь скромную верхнюю и нижнюю одежду, стоимостью не более чем в сто драхм, для девушек не дороже шестидесяти, а для рабынь не дороже пятидесяти драхм. Никому не дозволяется надевать золотые украшения, диадемы на голову, подкрашиваться или носить искусную прическу. Если женщина, участвующая в богослужении, носит недозволенное, то надзиратель должен ей это запретить, оштрафовать ее и забрать недозволенное; оно отдается богам».

Это требование, выражавшее протест против разложения греко-римского общества, чьей страсти к франтовству подражали во всем Восточном Средиземноморье, иногда даже превосходя самих законодателей мод, выдвинуло раннее христианство. В моде оно видело руку дьявола, который с помощью украшений и портновского искусства пытался совратить новообращенных с пути истинного. Ни одной женщине не дозволялось появляться в церкви без покрывала. Сегодня это – просто воздушный символ, которым украшают на свадьбу невесту. Возможно, юные девушки не стали бы его надевать, если бы они знали, что покрывало на древнем Востоке было знаком подчинения. Замужняя женщина носила покрывало, незамужняя – нет. В эпоху Хаммурапи (XVIII в. до н.э.) если помолвленная или замужняя женщина появлялась на людях с «непокрытой головой», ей лили на голову горячую смолу или отрезали уши. Еще в римскую эпоху женщин, которые осмеливались «бесстыдно» появиться на улице без накидки или покрывала, ожидало суровое наказание, вплоть до изгнания. К. Сульпиций Галл (69. 26 гг. до н.э.), политик, поэт и строгий моралист, прогнал свою жену, когда она осмелилась показаться на людях без покрывала.

Античные философы утверждали, что мораль и нравы у всех народов различные, что они связаны не только с человеческими чувствами, но и с местными обычаями, они меняются по мере того, как меняются времена и умонастроения. Нравы вавилонян и египтян, основанные на тамошних религиозных представлениях, грекам казались варварскими, и наоборот. В самой Греции существовали самые разные и противоположные друг другу обычаи. В Спарте женщины носили одежды с высоким разрезом, там позволяли девочкам нагими заниматься вместе с мальчиками спортом. Афиняне возмущенно отвергали это как безнравственность.

Украшения

Жена пальмирского купца носила на голове золотой обруч, над ним – чепец, а поверх еще покрывало. Хотя одежда у нее греческая, в головном уборе чувствуется восточное влияние. Пальмира – античный город, находившийся на территории современной Сирии и достигший расцвета в I. III веках новой эры.

С классических времен одежда и украшения дополняли друг друга, как красота и гармония, образуя единое совершенное целое. Это было известно уже Гомеру.

На Востоке Афродиту, богиню любви и красоты, звали Астартой, и всякий влюбленный мужчина видел в своей «божественной» возлюбленной Афродиту или Астарту, украшенную драгоценными камнями. В угаритском эпосе Данель просит у царя Пабила руку принцессы в таких выражениях: «Дай мне Хуррийю (твою дочь), она, как Астарта, прекрасна, волосы ее блестят, словно лазурный камень, веки ее подобны чашам, украшенным рубинами. Эль, отец людей, назначил ее мне (в невесты)». В Угарите, торговом городе, располагавшемся на территории современной Сирии, в приданое за принцессой давали во втором тысячелетии до н.э. обширный гардероб, включавший и украшения. В одном списке перечисляются 204 предмета одежды, а, кроме того, различные золотые украшения весом в сумме 15 килограммов!

К числу прекраснейших произведений древнего искусства относится ожерелье из крохотных косточек антилопы, найденное в пещере каменного века на горе Кармель (Палестина). Ему двадцать тысяч лет. Обработка драгоценных металлов, начавшаяся за два с половиной десятилетия до нашей эры, привела к значительному расцвету искусства украшений. В 1928 году английский археолог Ч.Л. Вулли обнаружил в царских погребениях Мугаджара (древний Ур) украшение царицы Шубад, шедевр ремесленного искусства. Изделие, созданное четыре с половиной тысячелетия тому назад, и сейчас очаровывает всякого, кто его видит. Египтяне, верившие в потустороннюю жизнь и в воскресение, клали в могилы своих дорогих покойников драгоценности из золота. Уже в древнейших пирамидах близ Саккары были найдены изделия редкостной красоты, поистине шедевры искусства и вкуса: браслеты, ожерелья, бусы, цепи, пояса, диадемы и заколки для волос, все из чистого золота, украшенного слоновой костью, аметистами и бирюзой. Ювелирам нашего времени, исследовавшим эти сокровища, пришлось выразить величайшее почтение своим древнеегипетским коллегам и признать, что, несмотря на весь технический прогресс, такое сейчас никому не под силу.

В Риме иные красавицы навешивали на себя все свое состояние в виде изделий из золота, благородных камней и привозных драгоценностей. Особенной роскошью, которой увлекались женщины и которая поэтому вызывала больше всего нарекании, считался жемчуг. Несомненно, жемчуг стоил очень дорого. Сенека, видимо, не преувеличивает, когда говорит, что женщины иногда носят в ушах два-три крупных состояния.

Косметика

Один древнеегипетский косметический рецепт начинается многообещающими словами: «Превратить старуху в молодую». Египтянки понимали это в буквальном смысле: красота означала для них вечную юность. Найденные в захоронениях горшочки с косметикой, притирания, алебастр, карандаши для глаз и ручные зеркальца однозначно свидетельствуют о желании женщин сохранить красоту даже в другом мире. Не исключено, что некоторые знаменитые косметические фирмы могли бы найти свои секретные рецепты в гробницах Нефертити или Клеопатры.

Читайте также:
Морской стиль в одежде и аксессуарах – фото образов

Впрочем, и без утонченной косметики египтянки имели репутацию самых красивых женщин в мире. Касситский царь Кадашман-Энхиль (1320 г. до н.э.) сватался к внучке Нефертити и, получив отказ, писал разочарованно: «Почему ты так со мной поступаешь? В Египте есть достаточно прекрасных дочерей. Найди мне красавицу по твоему вкусу. Здесь (в Вавилоне) никто не заметит, что она не царской крови».

Греческой косметике соприкосновение с Востоком дало новые импульсы, а также новые специальные знания и экзотическое сырье. Греческие женщины особенно заботились о красоте не только лица, но и фигуры, используя для этого купание и спорт. Изображения на вазах могут много рассказать о том, какие усилия употребляли для этого женщины. Красота в стране классического идеала красоты была знаком культуры: уродство, как и неухоженность, означали варварство. Для Платона косметика и уход за телом – существенные предпосылки достойного человеческого существования и потому должны пользоваться поддержкой государства.

Талмуд позволял женщине тратить десятую часть домашних денег на одежду и украшения. В позднюю эпоху античности у всех цивилизованных народов употребление косметики достигло уровня, который выдержит любое сравнение с современностью. Один фрагмент у Аристофана содержит целый каталог «средств красоты», среди прочего названы: красители для волос, парики, румяна, сульфид свинца, мирра, пемза, косметические средства из водорослей, краска для глаз, золотой порошок и золотые украшения для волос, золотые сетки для волос, заколки для волос, косметические мушки и многое другое, чему мы сегодня даже не знаем названия. Овидий (43 г. до н.э. 13 г. н. э.) называл дамам средства, которые могли бы освежить их увядающую красоту – лечение ослиным молоком, маски из теста, парики из настоящих белокурых германских волос, вставные зубы из слоновой кости или взятые у детей рабов, родосскую мазь, способную разгладить уродливые морщины и складки и пробудить на увядших щеках «розовую зарю».

Стиль одежды древних первобытных людей и женская мода

Одежда в древности – это интересная тема.

Многим из нас с детства известны имена изобретателей электрической лампочки, первого паровоза или самолета.

Доставая из гардероба свои джинсы, юбку или плащ, мы едва ли задумываемся над вопросом, кому должны быть благодарны за изобретение всего этого. Хотя ведь именно одежда, как никакое другое рукотворное «чудо», когда-то впервые кардинально изменило и до сих пор продолжает менять облик всего человечества.

Частенько на люди задают вопрос: а откуда все пошло?
Откуда? кто? и как?

Думаю, на эти вопросы точные ответы вряд ли мы найдем, хотя история сводится к тому, что сначала были шкуры, а потом уже постепенно человек придумал илу – сначала костяную, а затем и железную – и сшивал их, затем научился ткать и прочее. Ученые даже предлагают свою версию изобретения швейной иголки.

Мнения этого придерживаются сторонники или того же Дарвина, или те, кто до сих пор думает, что когда-то все люди был неодертальцами. И, естественно, все доводы ниже – это общеизвестные формулировки вида и кроя одежды.

Точно на все 100 или хотя бы 90% никто ничего сказать не может. Это всего лишь..предположения. Как говорится в пословице: науку придумывают люди, а люди могу ошибаться. 😉

Современный научный мир все чаще доказывает, что хотя и начиналось все со шкур, азам жизни научил человека кто-то свыше и сразу. Т.е. плавного перехода и доказательств точных КАК человечество научилось тому же ткачеству нет.

Эти вопросы аудентичны с вопросами кто и как научил людей строить, или делать какие-либо другие вещи.
Если Боги, пришедшие на Землю, были одеты в тканные одежды, то откуда они позаимствовали это ремесло?

Полагаю, что ремесло портного такое же древнее, как выпечка хлеба.
Ведь одежда для человека носила не только практичную сторону, но и сакральную. Тело – храм души, нужно было прикрыть, защитить, и не только просто пошивом одежды, но и заговорами-волшебными наговорами.

В древности люди верили в силу слова куда более серьезнее, чем мы сейчас. Не даром нижнюю/нательную одежду шили именно женщины.
Даже горловин у рубахи вырезалась не просто так, а с наговорами для оберёга носившего его в будущем хозяина. Причем это было у всех народов.

Кстати, обычай шить нижнее белье именно женщинами удерживался чуть ли не до начала ХХ века.
С 19 века подобные женщины назывались белошвейками. А с изобретением швейной машинки с приводом в 20 веке даже сами машинки, сшивающие только тонкие ткани стали называться – белошвейками.

Как распространялся вид одежды? почему в итоге у всех народов единый крой, а отличие порой только в отделке одежды, который и показывает принадлежность к тому или иному государству или племени?
Все очень просто – это или миграция населения, или торговля помогала обмениваться видами одежды, в последствии называемой – модными тенденциями или модой.

Одежда первобытного человека

С начала эпохи мезолита (десятое—восьмое тысячелетия до н.э.) на Земле начинают меняться климатические условия, и первобытные общины ищут новые источники пропитания и приспосабливаются к новым условиям.
В эту эпоху происходит переход человека от собирательства и охоты к производящему хозяйству — земледелию и скотоводству – «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира. В это время зарождается первая одежда.

О том, какой была одежда в первобытную эпоху, мы можем составить некоторое представление не только по археологическим данным, но и на основании сведений об одежде и образе жизни первобытных племен, до сих пор живущих на Земле в некоторых труднодоступных и далеких от современной цивилизации районах: в Африке, Центральной и Южной Америке, Полинезии.

Читайте также:
Почему стиль Oversize опасен для жизни

Виды одежды первобытного человека

Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Простейшая древняя обувь — сандалии, или кусок шкуры животного, обёрнутый вокруг ноги. Последний считается прототипом кожаных моршней (поршней) славян, чувяк кавказских народов, мокасин американских индейцев. Для обуви использовались также древесная кора (в Восточной Европе) и дерево (башмаки у некоторых народов Западной Европы).

Головные уборы, защищая голову, уже в древние времена играли и роль знака, указывавшего на социальное положение (головные уборы вождя, жреца и пр.), и были связаны с религиозно-магическими представлениями (например, изображали голову какого-либо животного).

Одежда обычно была приспособлена к условиям географической среды и в разных климатических зонах она различается по форме и материалу. Древнейшая одежда народов зоны тропического леса (в Африке, Южной Америке и т.д.) — набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (последняя — сплошь меховая).

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.). Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы.

Формы одежды тесно связаны с хозяйственной деятельностью человека. Так, в глубокой древности у народов, занимавшихся кочевым скотоводством, сложился особый тип одежды, удобной для верховой езды, — широкие штаны и халат у мужчин и женщин.

В процессе развития общества различия общественного и семейного положения усиливали влияние на одежду. Начали отличаться одежды мужчин и женщин, девушек и замужних женщин; возникла будничная, праздничная, свадебная, погребальная и другие одежды.

По мере разделения труда появились разнообразные виды профессиональной одежды, уже на ранних этапах истории одежда отражает этнические особенности (родовые, племенные), а в дальнейшем – и общенациональные.

из интернета:

Из истории кроя – кратко.

В древние времена одежду не кроили, она представляла собой кусок ткани, обернутый вокруг тела: набедренные повязки египтян, драпированная одежда древних греков и римлян. Затем одежду стали сшивать из прямоугольных кусков: так выполнены римская туника, рубахи древней Руси.

Первые попытки кроить, вследствие чего появились основные типы накладной и распашной одежды, были предприняты на Востоке, но не получили дальнейшего развития. В XII–XIV веках подобные идеи были реализованы в Западной Европе. В одежде тогда проектировали 3 шва – боковые и средний шов спинки.

Верхнюю часть лифа с помощью этих швов подгоняли по фигуре, нижнюю часть расширяли, вшивая от линии бедер треугольные клинья. По бокам на уровне талии делали овальные вырезы, соединяемые по краям шнуровкой.
Период готики можно считать эпохой зарождения искусства конструирования и моделирования одежды, расцвета портновского ремесла. Одежду тогда называли «порты» или «портище», а мастеров, изготавливающих одежду – портными.

Формы плоских деталей, соответствующих объемам отдельных частей фигуры были заимствованы у реконструированного в то время костюма рыцаря.
Монолитную кольчугу разобрали на отдельные части – латы, соединив их шарнирами и крючками на участках движения. Так появились спинка, перед, а также рукава и штаны, которые долгое время были самостоятельными предметами одежды и носились отдельно. Линии проймы и оката рукава подкраивались овально.

Соединение рукава с проймой осуществлялось шнуровкой только на верхнем участке, что не требовало подгонки по длине.
Для создания объема делались вытачки (особенно у женской, у мужской одежды вытачки стали появляться с третьей декады 19 века), одежду стали разрезать в поперечном направлении по линии талии.

Это обеспечивало максимальное прилегание, позволяло избегать заломов и поперечных складок, которые образовывались при шнуровке цельного платья.
На ткани детали кроя стали располагать с учетом растяжимости долевых и поперечных нитей.

В эпоху Возрождения преобладал сложный крой с обилием вертикальных разрезных линий, создающих прилегающий силуэт изделия. У полочки и спинки появился отрезной бочок.
В конце XVI века были изобретены отложные воротники, сначала небольшие, а затем, в XVII веке, широкие и распластанные по плечам, новым элементом одежды становится карман.

В 1672 году во Франции начало выходить первое периодическое издание Mercure galant («Галантный Меркурий») – основной источник информации о моде.

Великая Французская революция (1789–1794) явилась символом новой эпохи. Изменилась и мода. В мужской одежде постепенно вырабатываются универсальные формы, соответствующие образу жизни нового времени – рациональный английский стиль.

Индивидуальность и достоинство человека подчеркивались сдержанной цветовой гаммой, изысканным кроем, безукоризненной посадкой одежды на фигуре и отточенных деталях. В Англии появились первые денди, которые сделали свой костюм предметом собственной гордости и достоинства.

В период революции женщина завоевала себе право активного участия в жизни общества, право выбора модной одежды. В 1790 году появились женские костюмы, состоящие из юбки и короткого жакета, напоминающего мужской фрак. Впоследствии они станут одним из символов женской эмансипации.

С этого времени женская мода меняется чаще, чем мужская.
В XVIII веке Англия закрепляет за собой репутацию центра технического прогресса. Технический переворот произошел и в текстильной промышленности, когда были изобретены прядильная машина, механический ткацкий станок. Это позволило повысить производительность труда, снизить стоимость пряжи и тканей.

Настоящую революцию в пошиве одежды произвело изобретение в 1755 году швейной машины (Чарльз Вейзенталь/Англия). В производство швейная машинка попала только с 1850-х годов. Модные товары стали доступны массовому потребителю уже со второй половины 19 века.

Читайте также:
Мода и прически 1960-х годов

Из истории кроя XVII-XIX вв.

. Наряду с попытками реформировать внешний вид одежды возникает стремление теоретически обосновать ее покрой.
У нас нет достоверных данных о зарождении теории покроя в более ранние периоды, хотя чертежи корсетов на протяжении всего их существования были настолько точными и интересными, что впоследствии послужили материалом при разработке научной теории построения некоторых видов металлических конструкций.

Интерес к стройной системе покроев, основанной на определенных закономерностях, был вызван тем, что начало развиваться массовое производство одежды, хотя во второй половине 19 века оно еще было, в основном, кустарным.

Из практики снятия мерок портные знали о зависимости одних измерений фигуры от других. И тогда возникла мысль создать систему, основанную на пропорциональности человеческой фигуры. Идея эта не отличалась новизной. Она была широко известна в искусстве еще со времен древнегреческого скульптора Поликлета, изваявшего в 5 веке до н. э. статую молодого человека идеальных пропорций — Канон.

Пропорционально-мерочная система по-прежнему оставалась эмпирической и до научного обоснования чертежей покроя было еще далеко. Действительно, как только швейная промышленность стала обслуживать значительную часть населения городов, вся искусственность положения — фигуры большинства людей пропорциональны — быстро обнаружилась. Был предпринят ряд попыток выработать универсальные системы.

Все они стремились решить главную задачу — сделать покрой таким, чтобы на любой фигуре любая готовая одежда сидела бы хорошо. Но, несмотря на большую степень приближения, эта задача не была решена. Предлагались всего лишь различные варианты покроев, созданных в блестящую пору позднего средневековья.

Однако возможность научного обоснования покроя и приложения к нему математических методов уже в XIX веке интересовала ученых. Среди них особое место занимает один из крупнейших русских математиков П. Л. Чебышев. Блестящая научная интуиция подсказала ему, что покрой — поле для математических исследований и что в будущем производство одежды не сможет обойтись без научного обоснования.

Чебышеву по ряду причин не удалось довести свои изыскания до конца. Но ему было известно, что плечо и рука — сложнейшие объемы, и математические методы решения их покрытия дают сложнейшие уравнения.
Из практики мы знаем, что сделать удобный и красивый по посадке рукав не так-то легко. Это дает нам основание предполагать, что сложность применения математических методов к наиболее трудным участкам одежды — одна из главных причин сохранения старых систем построения чертежей кроя.

Их неточности исправляются примеркой, что допустимо лишь при индивидуальном изготовлении костюма. “

О моде каменного века

«Красота требует жертв» — любая женщина это подтвердит. С древности и до наших дней девушки не перестают стремиться к совершенству, подвергая своё тело разнообразным пыткам и лишениям. А вот в каменном веке понятия о красоте и моде ещё только зарождались.

Первое, дошедшее до нас изображение женского тела — скульптура Венеры из Виллендорфа, найденная в Австрии — было создано 20 тысяч лет до н.э. и представляло собой женщину с огромной обвисшей грудью, с большим животом и широкими округлыми бёдрами (но без лица!). Вероятно, только такая «красотка», по убеждению древних, и могла выкормить здорового малыша.

Лишний вес — это красиво

Более поздние находки также подтверждают подобные эстетические приоритеты у древних племён. Впрочем, почему только у древних? Например, у туарегов, обитающих в Сахаре, до сих пор сохранилась традиция откармливать девушек до веса 100-130 килограммов. Полнота там исстари считалась признаком богатства, и крупных красавиц берут в жены куда охотнее, чем худых.

Не подлежит никакому сомнению, что женщины и мужчины первобытных племён Азии, Африки, Северной и Южной Америки обожали экспериментировать со своим телом. Порой такие «Модницы» и «модники» совершали над собой весьма малоприятные вещи: растягивали губы в длину, «насекали» на коже шрамы и рубцы, протыкали носы и уши.

С древних времён племенные «красавицы» ставят опыты и над зубами, причём один страшнее другого. Например, в некоторых областях Анголы и Конго до сих пор считается особым шиком ходить с выбитыми резцами, а в Полинезии — затачивать зубы в виде треугольников, что делает обладателя такого рта похожим на акулу.

Ракушка на шнурке и ожерелье из когтей леопарда

Русский путешественник Миклухо-Маклай описывал самый простой женский костюм, который он видел, — большую раковину, подвешенную спереди на шнурке из кокосовых волокон. Не исключено, что так же просто могли «одеваться» и красавицы каменного века. Сейчас трудно сказать, что появилось раньше — одежда или украшения.

Судя по наскальным росписям в пещерах и орнаментам, обнаруженным в захоронениях, нам известно о широком разнообразии материалов, использовавшихся в «бижутерии» каменного века. Ожерелья и подвески в доисторическом мире делались из всевозможных природных материалов. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, яичная скорлупа, орехи и семена — использовалось все. Высоко ценились морские ракушки, так что некоторые экземпляры оказывались на большом расстоянии от места их добычи.

Позже стали делать бусы из янтаря, жадеита, агата и глины. Бусины нанизывали на тонкие полоски кожи или бечёвки, сплетённые из растительных волокон. Люди каменного века считали, что ношение ожерелья из когтей леопарда или медведя даёт воину магические силы. Среди других украшений были браслеты, сделанные из бивня слона или мамонта. Зубы хищников также шли в дело — женщины заплетали волосы в косы и закалывали их такими гребнями и булавками.

Раскраска и татуировка

Самые древние виды «одежды» — раскраска и татуировка. Они до сих пор распространены утех племён, которые и в наше время ходят нагими. Роспись на коже защищала человека от воздействия злых духов и от укусов насекомых и в бою должна была наводить ужас на противника. Грим (смесь жира с краской) применялся уже в каменном веке. В палеолите люди использовали около 17 различных красок, включая белила и чёрную сажу. А охра давала оттенки от светло-жёлтого до оранжевого и красного.

Читайте также:
Терракотовый цвет, это какой цвет – фото образов

Раскраска тела и лица была магическим ритуалом. Она отличала взрослого мужчину-воина от подростка и впервые наносилась во время обряда инициации. Несла раскраска и информационную функцию — сообщала о принадлежности к определённому роду и племени, об общественном положении, о личных качествах и заслугах человека.

Татуировка (наколотый или вырезанный на коже узор), в отличие от раскраски, — постоянное украшение, но она тоже обозначала племенную принадлежность и социальное положение человека и могла быть своеобразной летописью его индивидуальных достижений в течение жизни.

Возможно, наши предки делали себе и пирсинг, ведь делают же его до сих пор папуасы и прочие «жители джунглей».

Бедный Отци

В 1991 году в Альпах на леднике Симилаун на высоте 3210 метров был обнаружен труп человека, вмерзший в лёд, причём, как выяснилось, останки пролежали там более пяти тысяч лет! Отци (Эци) — такое прозвище получил «найдёныш» — умер примерно в 45 лет.

Состояние здоровья бедняги было плачевным: зубы «съеденные», позвоночник и суставы повреждены, нос и ребра сломаны, один палец на ноге отморожен. Видимо Отци убежал в горы, спасаясь от кого-то, возможно, от враждебно настроенных людей племени. Тело беглеца пестрело татуировками, лицо покрывала щетина, а вот что касается одежды, то она оказалась удобной и практичной.

На Отци была широкая набедренная повязка с поясом, рубаха, сшитая из тонких полос цветной кожи, шапка из медвежьего меха. А кожаную обувь изнутри устилала сухая трава. Поверх одежды на человеке была сплетённая из соломы накидка. Кроме того, у него имелся пояс с карманом из телячьей кожи, в котором находились разные мелочи.

Жил Отци в эпоху энеолита, или медно-каменного века, но нет никаких оснований считать, что всё то же самое люди не носили и ранее.

Первые «кожанки»

Скорее всего, именно охотники последнего ледникового периода первыми стали носить одежду. Она была нужна им для защиты от холода. Одежду делали из шкур, снятых с убитых животных. Шкуры обрабатывались женщинами с помощью специальных скребков из камня, костей и раковин. При этом остатки мяса и сухожилий соскребались с внутренней поверхности кожи, а потом с внешней. Удалялись волосы — самыми разными способами.

Например, шкуры закрепляли на колышках и выскабливали. Затем их мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не сжимались при высыхании. Жёсткую сухую кожу размягчали и шили из неё одежду.

Заготовки вырезали, а по краям остроконечным каменным шилом делали дырки. Благодаря этому было гораздо легче протыкать шкуры костяной иглой, используя сухожилия как нитки. Булавки и иголки изготовлялись из осколков кости и оленьего рога, затем они полировались — шлифовались о камень.

Выскобленные шкуры также шли на палатки, сумки и спальные принадлежности.
Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашеных камешков, зубов животных, ракушек. Подобный «прикид» уберегал от холода и дождя и позволял первобытным людям жить на далёком севере. Носили также меховую обувь, привязанную к ногам кожаными шнурками.

Защита от злых сил

С началом земледелия постепенно стали изготовлять ткань из шерсти, а затем для этого применяли уже и растительные волокна. Материал красили и декорировали природными красителями. Для их получения люди каменного века использовали соцветия, стебли, кору и листья растений.

Цветки дрока красильного и купавки красильной давали целый спектр цветов — от ярко-жёлтого до коричневато-зелёного. Индиго и вайда позволяли получить синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха — красновато-коричневый. Растения также использовались для выделки шкур. Кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

С древнейших времён человек стремился прикрыть своё обнажённое тело — как для защиты от холода, так и из чувства целомудрия и стыда. Однако до сих пор известны племена, которые обходились и обходятся без одежды даже в суровых климатических условиях.

Значит, одежда древних была, вероятно, не только прикрытием, но и символом защиты от угрозы извне, как реальной, так и (может быть, даже в большей степени) ирреальной. Даже амулет считался в своё время «одеждой», так как он был преградой для агрессии окружающего мира против голого, ранимого человеческого тела.

Костюм и образ в первобытном обществе

Разработка может быть полезна для учителей средней школы на уроках МХК, в системе СПО, ВПО для уроков по Истории стилей в костюме.

Содержимое разработки

Костюм и образ в первобытном обществе

Одежда, прическа, украшения

В 10-8 тысячелетии до н.э., в эпоху мезолита происходит переход человека от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству – «неолитической революции», ставшей началом истории цивилизации древнего мира. В это время зарождается первая одежда.

Одежда являлась средством защиты от неблагоприятного климата, от укусов насекомых, диких зверей на охоте, от ударов врагов в бою и, что не менее важно, как средство защиты от злых сил.

С похолоданием во многих регионах возникла необходимость защиты тела от холода, что привело к появлению одежды из шкур — древнейшего материала для изготовления одежды у племен, занимающихся охотой. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов.

Охотники последнего ледникового периода были первыми людьми, носившими одежду. Шитой одежде предшествовали ее прототипы: первобытный плащ (шкура) и набедренное прикрытие. От плаща берет начало разного рода плечевая одежда; впоследствии из нее возникли тога, туника, пончо, бурка, рубаха и т.п. От набедренного прикрытия произошла поясная одежда (передник, юбка, штаны).

Читайте также:
Как найти стиль одежды учителю и ученому

Одежду делали из шкур животных, сшитых вместе полосками кожи. Шкуры животных сперва закрепляли на колышках и выскабливали, затем мыли и туго натягивали на деревянную раму, чтобы они не стягивались при высыхании.

Жёсткую сухую кожу после этого размягчали и разрезали, чтобы сделать из нее одежду.

Первая одежда состояла из простых штанов, туник и плащей, украшенных бусами из крашенных камешков, зубов, ракушек. Носили также меховую обувь, привязанную кожаными шнурками. Животные давали шкуру – ткани, сухожилия – нитки и кости – иголки. Одежда, сделанная из шкур животных, уберегала от холода и дождя и позволяла первобытным людям жить на далёком севере.

Шкуры животных до сих пор являются важнейшим материалом для изготовления одежды, но великим изобретением стало использование состриженной (выщипанной, подобранной) шерсти животных. И кочевые скотоводческие, и оседлые земледельческие народы использовали шерсть. Самым древним способом обработки шерсти было валяние: древние шумеры в третьем тысячелетии до н.э. носили одежду из войлока.

Множество предметов из войлока (головные уборы, одежда, попоны, ковры, обувь, украшения повозок) найдено в скифских захоронениях в курганах Горного Алтая (VI—V вв. до н.э.). Войлок получали из овечьей, козьей, верблюжьей шерсти, шерсти яка, конского волоса и т.п. Валяние войлока особенно широко было распространено у кочевых народов Евразии, у которых он служил и материалом для изготовления жилищ (например, юрты у казахов).

Через какое-то время после начала земледелия на Ближнем Востоке из шерсти стали изготовлять ткань. Ткачество было делом женщин, и только с развитием товарного производства оно стало уделом мужчин-ремесленников. Ткацкий станок сформировался на основе рамы для плетения, на которую натягивали нити основы, сквозь которые с помощью челнока затем пропускали нити утка.

Древнейшая одежда народов зоны тропического леса— набедренная повязка, передник, покрывало на плечи. В умеренно холодных и арктических областях одежда закрывает всё тело. Северный тип одежды подразделяется на умеренно северный и одежды Крайнего Севера (сплошь меховая).

Одежда обычно была приспособлена к условиям географической среды и в разных климатических зонах она различается по форме и материалу.

Для народов Сибири характерны два вида меховой одежды: в приполярной зоне — глухая, т. е. без разреза, надеваемая через голову (у эскимосов, чукчей, ненцев и др.), в таёжной полосе — распашная, имеющая разрез спереди (у эвенков, якутов и др.).

Своеобразный комплекс одежды из замши или дублёной кожи сложился у индейцев лесной полосы Северной Америки: у женщин — длинная рубаха, у мужчин — рубаха и высокие ноговицы.

В других частях света для изготовления одежды использовали растительные волокна, как, например, лен, хлопчатник, луб и кактус. Ткань красили и декорировали растительными красителями.

Для получения красителей люди каменного века использовали цветки, стебли, кору и листья многочисленных растений. Одни цветки целый спектр цветов – от ярко-желтого до коричневато-зеленого.

Растения вроде индигоноски и вайды давали насыщенный синий цвет, тогда как кора, листья и скорлупа грецкого ореха обеспечивали красновато-коричневый цвет.

Растения также использовались для выделки шкур: кожу размягчали, вымачивая в воде с дубовой корой.

Доисторические люди делали булавки и иголки из осколков кости и оленьего рога, которые затем полировали, шлифуя их о камень.

И мужчины и женщины в каменном веке носили украшения. Ожерелья и подвески делались из всевозможных природных материалов – бивня слона или мамонта. Считалось, что ношение ожерелья из костей леопарда давало магическую силу. Ярко окрашенные камушки, раковины улиток, рыбьи кости, зубы животных, морские ракушки, яичная скорлупа, орехи и семена, бивни мамонтов и моржей, рыбьи кости и птичьи перья – использовалось все.

Первые в истории татуировки

Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Об этом свидетельствует тот факт, что раскраска и татуировка распространены у тех племен, которые и в наше время обходятся без любых других видов одежды.

Наносить на тело татуировки люди стали еще в каменном веке. Еще в ледниковый период люди наносили на лицо различные узоры при помощи глиняных штампов. Но эти узоры легко смывались водой. Другое дело татуировка, которая навечно остается на теле. Первобытные люди, заметили, что шрамы надолго остаются на теле. По шрамам можно было многое узнать о человеке. Это была своего рода история жизни человека.

Татуировка рассказывала к какому он племени принадлежит, какими достоинствами обладает, что сделал за свою жизнь. Некоторые татуировки имели магическое значение, оберегали человека от злых духов.

Самые древние татуировки наносились грубыми каменными инструментами. Чтобы сделать татуировку цветной, кожу посыпали различными красящими веществами.

Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых и должна была наводить ужас на противника в бою. Грим (смесь жира с краской) был известен уже в каменном веке: в палеолите людям было известно около 17 красок. Самые основные: белила (мел, известь), черная (древесный уголь, марганцевая руда), охра, которая позволяла получать оттенки от светло-желтого до оранжевого и красного.

Раскраска несла и информационную функцию — сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя.

Раскраска несла и информационную функцию — сообщала о принадлежности к определенному роду и племени, общественном положении, о личных качествах и заслугах своего обладателя.

Восхитительная голубая татуировка сохранилась на мумии «алтайской княжны» из древнего племени, жившего в долине Пазырык. Татуировка покрывала обе руки княжны — от плеча до запястья. На ней были изображены мифические и реальные животные.

Читайте также:
Что нужно знать о самых шикарных модных образах

Об истории прически

Установить, когда именно человеку пришла мысль собрать или как-то украсить собственные волосы, невозможно, ведь впервые прическа появляется у первобытных людей – на их наскальных живописных творениях уже можно наблюдать изображения людей с собранными пучками волос. Первобытный человек был далек от понятий эстетики и первая прическа возникла, вероятно, из необходимости укротить вечно мешавшие при охоте и других важных занятиях космы и волосы стали собирать в пучки и хвосты, перетягивая их с помощью узких полосок из шкурок зверей.

Особое значение имели прическа и головной убор, так как считалось, что волосы обладают магической силой, главным образом длинные волосы женщины (поэтому у многих народов существовал запрет для женщин показываться на людях с непокрытой головой).

Все манипуляции с волосами имели магический смысл, так как считалось, что в волосах сосредоточена жизненная сила. Изменение прически всегда означало изменение общественного положения, возраста и социально-половой роли.

Головной убор, возможно, появился как часть церемониального костюма при проведении ритуалов у правителей и жрецов.

У всех народов головной убор был знаком священного достоинства и высокого положения.

Древние люди научились расчесывать волосы. Гребни делали из жестких травяных стеблей или упругих тонких веток, которые связывали вместе. Встречались гребни, сделанные из костей некоторых животных.

Прически стали появляться у народов, ведущих оседлый образ жизни. У них появилась возможность следить и ухаживать за волосами. Для них прически стали иметь особый смысл. По мнению многих племен, именно в волосах была сосредоточена жизненная сила человека, которую необходимо было охранять от злых духов.

Современные прически в стиле древних причесок. Аналоги древних татуировок и пирсинга

Первобытный стиль: жажда ясности и простоты Текст научной статьи по специальности « История и археология»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сысоев Сергей Викторович

Версий происхождения одежды существует достаточно много. Они рассматриваются исключительно как основа дизайнерского вдохновения, трансформируемого в первобытный стиль. Первобытный стиль актуален вне времени и перманентно будоражит дизайнерское сознание, апеллируя к экологичности мышления, визуальной брутальности и прозрачной ясности гендерных ролей в обществе. Главный вывод: стилистика в динамике трендов отражает глубокие социальные и исторические процессы, происходящие в обществе. Владение навыками анализа этих процессов позволяет оперировать стилями на уровне трендов , разогревая или охлаждая градус социальной активности потребителя.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Сысоев Сергей Викторович

PRIMITIVE STYLE: THIRST FOR CLARITY AND SIMPLICITY

Versions of the origin of clothing there is quite a lot. They are considered exclusively as the basis of design inspiration, transformed into a primitive style. Primitive style is relevant at all times. It excites the designer consciousness. He refers to the ecological thinking, visual brutality and transparent clarity of gender roles in society. The main conclusion: the style in the dynamics of trends reflects the deep social and historical processes taking place in society. Knowledge of the skills of analysis of these processes allows you to operate styles at the level of trends , warming up or cooling the degree of social activity of the consumer.

Текст научной работы на тему «Первобытный стиль: жажда ясности и простоты»

Образец ссылки на эту статью: Сысоев С.В. Первобытный стиль: жажда ясности и простоты // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 2 (10). С. 11.

ПЕРВОБЫТНЫЙ СТИЛЬ: ЖАЖДА ЯСНОСТИ И ПРОСТОТЫ Сысоев Сергей Викторович

АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна», г. Москва, Россия (г. Москва, Протопоповский переулок, 9), доцент, руководитель профиля «Дизайн костюма», член Ассоциации Высокой Моды и прет-а-порте России, член Международной Ассоциации «Союз дизайнеров», лауреат премий Fashion TV, sergeysysoev@mail.ru, 8-916-620-29-93.

Версий происхождения одежды существует достаточно много. Они рассматриваются исключительно как основа дизайнерского вдохновения, трансформируемого в первобытный стиль. Первобытный стиль актуален вне времени и перманентно будоражит дизайнерское сознание, апеллируя к экологичности мышления, визуальной брутальности и прозрачной ясности гендерных ролей в обществе.

Главный вывод: стилистика в динамике трендов отражает глубокие социальные и исторические процессы, происходящие в обществе. Владение навыками анализа этих процессов позволяет оперировать стилями на уровне трендов, разогревая или охлаждая градус социальной активности потребителя.

Ключевые слова: микростили; инвестиции; тренды; тенденции; гендерные роли; принты; идентификация; аксессуары; экологичность.

PRIMITIVE STYLE: THIRST FOR CLARITY AND SIMPLICITY Sysoyev Sergey Viktorovich

Institute of Business and Design (B&D), Moscow, Russia (129010, Moscow, Protopopovskiy lane, 9/1), Associate Professor, head of the profile “costume design”, a member of the Association of Haute Couture and pret-a-Porter of Russia, Member of International Association «Union of designers “, winner Fashion TV Awards, sergeysysoev@mail.ru, 8-916-620-29-93.

Versions of the origin of clothing there is quite a lot. They are considered exclusively as the basis of design inspiration, transformed into a primitive style. Primitive style is relevant at all times. It excites the designer consciousness. He refers to the ecological thinking, visual brutality and transparent clarity of gender roles in society.

The main conclusion: the style in the dynamics of trends reflects the deep social and historical processes taking place in society. Knowledge of the skills of analysis of these processes allows you to operate styles at the level of trends, warming up or cooling the degree of social activity of the consumer.

Keywords: mikrostili; investment trends; trends; gender roles; prints; identification; accessories; eco-friendliness.

Библейская версия происхождения одежды. Когда женщина была женщиной. Из этой версии вытекает целый ряд микростилей.

Читайте также:
Борсетка и стиль - разберем плюсы и минусы этой сумочки

Принцип фрагментарной скрытости или открытости тела является константой модной индустрии и индикатором социальной и гендерной активности [3, 8]. Корни этого принципа адресуют нас в библейскую историю, знакомую всем с детства.

Книга Бытия Ветхого Завета повествует нам о том, что первая одежда возникла после грехопадения Адама и Евы, которые познали стыд и опоясали себя листьями смоковницы (фигового дерева): «И открылись глаза у них, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания» (Бытие, гл. 3, ст. 7).

В 1994 г. в Париже Вивьен Вествуд выводит на подиум Карлу Бруни в меховых бикини. Первобытная фактура меха ассоциативно уводит сознание потребителя в палеолитную эпоху, когда охота была основным промыслом населения. Такая ассоциация, безусловно, шокирует: ведь 1990-е гг. для Европы – это время активной экспансии, когда 80% посвящено работе и наращиванию капитала. Дизайнер напоминает о первоначальных, практически первобытных ценностях общества – семье, природе и любви. Этот прием вписан в историю мировой моды.

Wesfwpc Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ioffe I.I. Sinteticheskaya istoriya iskusstv. M.: OOO «RAO Govoryaschaya Kniga», 2010. 655 p.

8. Komissarzhevskiy F.F. Istoriya kostyuma. M.: Literatura, 1998. 336 p.

9. Kon-Viner E. Istoriya stiley izobrazitelnykh iskusstv / Per. s nemetskogo. M.: Svarog i K, 2000. 217 p.

10. URL: http://shopogolik-nusy.livejournal.com).

Соркин М.М. – член Московского союза художников, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Уваров В.Д. – доктор искусствоведения, заслуженный художник России, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет дизайна и технологии».

Характер одежды древних народов

Естественное (даже врожденное) стремление к красоте и творчеству побуждает даже первобытного человека украсить каждую вещь в своем окружении, будь то какое-то орудие к труду, миска или кувшин в хозяйстве. А собственное тело человек старается не только защитить от холода или жара, но и украсить его, как предмет достойный внимания и художественного творчества. Индеец, житель теплого климата не нуждается в одежде, но и он расписывает свое тело фантастической татуировкой, а голову украшает перьями различных птиц. Не зря народное искусство очень большое внимание посвящает именно одежде, ведь одежда – это нерв времени, это понимание красоты данного периода. В конце концов, это краткое содержание быта и переживаний определенной эпохи. Скажем, нельзя представить себе античного мира без туники и тоги, а XVIII в. без шнуровки и парика и наших времен без коротких юбок и джинсов. (Интересно, а спортивные костюмы гопников конца XX в. также войдут в историю?). Разные времена требуют разного одеяния, различной прически, разного ботинка.

Чем культурнее был народ и эпоха, тем лучше умел человек сохранить равновесие в своей одежде и соединить свои сиюминутные прихоти с требованиями красоты. А в эпохи мало-культурные или просто периоды культурного упадка царит всегда пустая амбиция с ущербом для красоты. Амбиция, стремление любой ценой стать выше другого, желание обратить на себя внимание – не раз играла особую роль в способе нарядов.

В древних временах одежда не менялся так быстро, как в наши времена, характер одежды древних народов продолжался долгими веками, изменяясь только в незначительных мелочах. Жизнь народов в древности была куда более замкнутой на себе, чужие влияния были слишком слабыми. Тогда отношения между народами были тяжелыми, поэтому не было оснований для переменчивой моды, а только медленный процесс развития одежды самой в себе. Однако как только начинались активные взаимоотношения с другими народами, открылась широкая дорога иностранным влияниям. Одежда потихоньку стала денационализироватся, и начала формироваться «интернациональная» ноша. Высшие и состоятельные версты общества скорее покидали свою национальную одежду, а народ, как правило, в далеких закоулках края, всегда бережно ее хранил и верно берег, и где-то продолжает сохранять и до наших дней. Поэтому народная одежда всегда является прежде национальной одеждой какого-то конкретного народа.

Богатая народная украинская одежда – свидетельница и памятник очень древней собственной высокой культуры. Было бы очень смело с нашей стороны говорить об источниках происхождения украинской культуры и украинской одежды, но смело можно признать украинскую одежду одной из старейших европейских народных одежд. Живое движение некоторых европейских народов вызвало изменения не только в одежде высших слоев общества (там всякой аристократии), но и в одежде простого люда. Когда народная одежда большинства европейских народов может насчитывать за собой максимум 2 – 3 века, то украинская вышитая сорочка, мелко-собираемая юбочка имеют за собой длинную цепь веков, а наши вышиванки уходят вглубь времен древнего мира.

Украинский ноша, украинская орнаментика вышивок не относится к европейскому происхождению, а связана с какой-то другой, значительно более старшой культурой, которую народ, возможно принес с собой в путешествии с другой очага цивилизации. Только обособленность жизни народа от чужеродного влияния, экономическая и национальная обособленность деревни от города могли сохранить такую далекую традицию.

Чем дальше мы погружаемся в глубину веков, тем более единодушный характер одежды можем наблюдать у тамошних жителей. Нет большой разницы между женским и мужским платьем, между одеждой выдающегося человека и одеждой простонародья. Для удобства при выполнении военных и гимнастических упражнений все мужчины имели одежду более короткую, нежели женщины. Но, скажем, спартанки, которые воспитывались наравне с парнями, и при гимнастических упражнениях также нуждались в свободных движениях, тоже носили короткую одежду с открытым правым ремнем. Простой народ при своем физическом труде так же нуждался в коротком одеянии. А еще между высшими классами и простым народом древних временах не было той психологической разницы, которая существует теперь и одежда отличалась не столько своей формой, как дорогой материей и драгоценными украшениями.

Читайте также:
Иллюстрации в стиле Арт Деко – художник Андре Эдуард Марти

Произведения старинного искусства – скульптура, живопись, рисунки на вазах и т. д. показывают нам одежду древних народов: египтян, греков, римлян. Уже 6 тысяч лет назад в древнем Египте расцвела богатая культура, наука и искусство. Положение женщины египтянки значительно отличалось от положения женщин других народов. Когда женщина азиатских народов слыла существом второсортным по отношению к мужчине, и ее образ не воплотился даже в искусстве, египтянка пользовалась правовым и общественным признанием, хотя бы в высших классах. Там была она тоже «дамой», которой служили мужчины. Высокая культура египтян отражалась на их быту, и они осуждали грубость нравов других менее культурных народов, а к своим женщинам умели относиться с нежностью.

Женщина могла занять высшую власть в Египте, и как глава государства она порой принимала участие даже в войне. Интересно, что египетская царица – когда она была главой государства, носила бороду, очевидно привязанную, потому как борода в Египте не была признаком мужского достоинства, но царской власти.

Маска египетской царицы с бородой.

В произведениях египетского искусства образ женщины увековечился наравне с мужчиной. Правда, в египетском искусстве не раз трудно отличить женскую фигуру от мужской, потому что между мужской и женской одеждой нет большой разницы. На стенописи египетский художник просто показывает женский пол постоянно ясной краской тела, просвечивающейся сквозь прозрачную ткань одежды, а мужскую – темной краской.

Египетская одежда развилась из примитивной запаски, обвитой через бедра. Запаска подтягивалась вверх, к груди, пояс на две перекладины через мышцы поддерживает ее. Со временем из перекладин выросли короткие рукава. Грудь – как у мужчин, так и у женщин, часто открыта. Женская одежда узкая и длинная. Эту одежду иногда заключали в мелкие, заглаженные складки, как правило, когда материя была белой и одноцветной, – или расписывали в какой-то простой орнамент, разными красками, которые им были уже известны. Обычно для одежды употребляли льняные полотна, позднее прозрачные, тонкие, хлопчатобумажные ткани, (что-то похожее на муслин), через которые отличался цвет тела. Особенностью египетской национальной одежды является большой круглый воротничок, прикрывавший верхнюю часть груди и падавший на плечи. Богатые люди расшивали его золотом и жемчугом, украшали разноцветным стеклом, эмалью, самоцветами. Бедные употребляли на эти воротники яркие, разноцветные ткани.

Египтяне, даже цари и царицы, обычно ходили босые, только иногда встречаем у них сандалии. У древних народов большим искусством было причесывание. Азиатские народы, всевозможные персы, ассирийцы – очень умело и разнообразно закручивали волосы не только на голове, но и на бороде и усах, так что еврейские ортодоксальные “пейсы” должны быть какими-то остатками этих древних восточных обычаев.

Египтяне умели делать парики, которые в важных случаях надевали на голые головы. Женщины лелеяли длинные волосы и знали тайны его быстрого роста. Красота прически египтянки заключалась в разнообразии действительно искусного плетения волос. Потоки черных кос всплывали из женской головки. Как мужская, так и женская голова часто была прикрыта разноцветным газом (газ – легкая прозрачная ткань), который спадал на плечи, а во главе являлся поддерживаемый обручем. Змея на обруче – символ власти над жизнью и смертью, указывает, на высокое царское происхождение лица, носящего его.

Известная египетская царевна Клеопатра.

Лотос, любимый цвет египтян, часто украшает голову женщины. Кольца, браслеты, серьги – различные амулеты завершают одежду древней египтянки. Внешний вид египтянки очень привлекательный. С тонкими, большими очаровательными глазами, небольшим носом, слегка вытянутыми устами. Фигурой напоминает она современную женщину – стройная, с едва намеченной грудью, узкими бедрами, тонкими ногами газели. Египетская женщина заботилась о своей красоте. Любила она часто купаться, натираться благовониями. Тело рисовала белой краской, уста красной, под глаза поддает зеленой или черной краски, на руках синей краской выписывает тонкие жилки в доказательство нежности и прозрачности кожи. Любит цветы… Всегда свежее соцветие в руках, всегда свежий венок на голове. Появление такой нежной женской фигуры должно быть очень волновало сердца мужчин.

Автор: А. Свенцицка.

P. S. Древние летописи рассказывают: А еще практически всегда на одежду тех или иных народов оказывают большое влияние те климатические условия, в которых эти самые народы обитают. Разумеется, одежда папуасских аборигенов была бы совершено не практичной в нашем климате (или наша в их). Более того, даже одеяние в одном климатическом поясе частенько меняется и зависит от ее величества погоды, скажем погода в одной области, например, погода в Харькове может быть одной, а погода где то во Львове совсем другой и от этого будет многое зависеть, даже не только одежда.

От чего зависит цвет глаз человека?

Цвет глаз имеет большое значение в жизни девушки, даже если мы и не задумываемся об этом. Очень часто одежда, аксессуары и макияж подбираются непосредственно под цвет глаз, не говоря уже о том, что благодаря существующим стереотипам, мы, в некоторой степени, составляем свое первоначальное мнение о человеке с учетом цвета его глаз.

Поэтому когда появились специальные линзы, меняющие цвет глаз, многие девушки кинулись их приобретать, дабы создавать образы с разным цветом глаз. А кроме линз, нам помогает Фотошоп, с его помощью можно добиться любого цвета, но к сожалению это отображается лишь на экране монитора и фотографии.

От чего зависит реальный цвет глаз человека? Почему у одних глаза голубые, у других зеленые, а кто-то может похвастаться даже фиолетовыми?

Цвет глаз человека, а точнее цвет радужной оболочки глаз, зависит от 2-ух факторов:

1. Плотность волокон радужной оболочки.
2. Распределение пигмента меланина в слоях радужной оболочки.

Читайте также:
Уличный стиль и модные девушки в Казахстане

Меланин – пигмент, определяющий цвет кожи и волос человека. Чем больше меланина, тем темнее кожа и волосы. В радужной оболочке глаза, меланин варьируется от желтого до коричневого и черного цветов. При этом задний слой радужной оболочки всегда черный, за исключением альбиносов.

Желтый, коричневый, черный, откуда же тогда голубые, зеленые глазки? Давайте разберемся в этом явлении…

Синие глаза
Синий цвет получается в связи с малой плотностью волокон внешнего слоя радужки и малым содержанием меланина. В этом случае низкочастотный свет поглощается задним слоем, а высокочастотный отражается от него, поэтому глаза получаются синие. Чем меньше плотность волокон внешнего слоя, тем насыщеннее синий цвет глаз.

Голубые глаза
Голубой цвет получается, если волокна внешнего слоя радужки более плотные, чем в случае с синими глазами, и имеют белесый или сероватый цвет. Чем больше плотность волокон, тем светлее цвет.

Голубые и синие глаза наиболее распространены среди населения северной Европы. К примеру, в Эстонии такой цвет глаз имели до 99 % населения, а в Германии 75 %. Только учитывая современные реалии, данный расклад сохранится недолго, ведь в Европу стремятся переехать все больше и больше жителей из азиатских и африканских стран.

Голубой цвет глаз у младенцев
Существует мнение, будто все дети рождаются голубоглазыми, а потом цвет меняется. Это неверное мнение. На самом деле многие младенцы действительно рождаются светлоглазыми, а впоследствии по мере активной выработки меланина их глаза становятся темнее и окончательный цвет глаз устанавливается к двум-трем годам.

Серый цвет получается подобно голубому, только при этом плотность волокон внешнего слоя ещё выше и их оттенок ближе к серому. Если же плотность волокон не так велика, то цвет глаз будет серо-голубой. К тому же наличие меланина или других веществ даёт небольшую жёлтую или коричневатую примесь.

Зеленые глаза
Данный цвет глаз, чаще всего приписывается ведьмам и колдуньям, а посему к зеленоглазым девушкам иногда относятся с подозрением. Только зеленые глаза получены не благодаря колдовским дарованиям, а в связи с небольшим количеством меланина.

У зеленоглазых девушек во внешнем слое радужки распределён жёлтый или светло-коричневый пигмент. А в результате рассеяния синим или голубым цветом получается зелёный. Окраска радужной оболочки обычно неравномерная, существует большое количество разнообразных оттенков зеленого.

Чисто зелёный цвет глаз встречается крайне редко, не более двух процентов людей могут похвастаться зелеными глазками. Их можно встретить у людей в Северной и Центральной Европе, а иногда и в Южной Европе. У женщин зеленые глаза встречаются гораздо чаще, чем у мужчин, что и сыграло определенную роль в приписывании этого цвета глаз колдуньям.

Янтарный цвет
Янтарные глаза имеют монотонную светло-коричневую окраску, иногда в них присутствует желтовато-зелёный или красноватый оттенок. Их цвет также может быть близок к болотному или золотистому, что обусловлено наличием пигмента липофусцина.

Болотный цвет глаз (он же ореховый или пивной) является смешанным цветом. В зависимости от освещения, он может казаться золотистым, коричнево-зелёным, коричневым, светло-коричневым с жёлто-зелёным оттенком. Во внешнем слое радужки содержание меланина довольно умеренное, поэтому болотный цвет получается в результате комбинации коричневого и синего или голубого цветов. Могут присутствовать и жёлтые пигменты. В отличие от янтарного цвета глаз, в данном случае окраска не монотонна, а довольно разнородна.

Карие глаза
Карий цвет глаз получается в результате того, что внешний слой радужки содержит много меланина, поэтому на нём происходит поглощение как высокочастотного, так и низкочастотного света, а отражённый свет в сумме даёт коричневый. Чем больше меланина, тем темнее и насыщеннее цвет глаз.

Карий цвет глаз является самым распространенным в мире. А в нашей жизни так – чего много – меньше ценится, поэтому кареглазые девушки порой завидуют тем, кому природа подарила зеленые или голубые глазки. Только не торопитесь обижаться на природу, карие глаза – одни из самых приспособленных к солнцу!

Черные глаза
Черный цвет глаз по своей сути является темно-коричневым, но концентрация меланина в радужной оболочке настолько велика, что падающий на неё свет практически полностью поглощается.

Глаза красного цвета
Да бывают и такие глаза и не только в кино у вампиров и вурдалаков, но и в реальности! Красный или розоватый цвет глаз встречается только у альбиносов. Такой цвет связан с отсутствием в радужной оболочке меланина, поэтому цвет формируется на основе крови, циркулирующей в сосудах радужной оболочки. В некоторых редких случаях красный цвет крови, смешиваясь с синим, дает легкий фиолетовый оттенок.

Фиолетовые глаза!
Самый необычный и редкий цвет глаз, это насыщенные фиолетовые. Встречается это крайне редко, возможно всего несколько человек на земле обладают подобным цветом глаз, поэтому данное явление мало изучено, и на этот счет существуют разные версии и мифы, которые уходят далеко в глубь веков. Но скорее всего, фиолетовые глаза не дают своей обладательнице никаких сверхспособностей.

Глаза разного цвета
Данное явление носит название гетерохромия, что в переводе с греческого обозначает «разный цвет». Причина такой особенности в разном количестве меланина в радужных оболочках глаза. Бывает полная гетерохромия – когда один глаз одного цвета, второй – иного, и частичная – когда части радужки одного глаза разных цветов.

Может ли цвет глаз меняться в течение жизни?
В пределах одной цветовой группы цвет может меняться в зависимости от освещения, одежды, макияжа, даже настроения. А вообще с возрастом глаза у большинства людей светлеют, теряя первоначальный яркий цвет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *