Свадебные платья XIX века – фото невест

Как начиналась свадебная мода, или В каких нарядах шли под венец принцессы в XIX веке

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Шарлотта Августа Уэльская

В 1816 году принцесса вышла замуж за принца Леопольда Саксен-Кобургского. Можно сказать, что вся Британия с нетерпением ждала эту свадьбу. Дело в том, что замуж выходила не просто Шарлотта, принцесса Уэльская. Кроме нее у Георга III не было больше ни внуков, ни внучек. Поэтому именно с Шарлоттой были связаны надежды на продолжение династии. Свадьба отмечалась очень широко – гуляла вся страна.

« …Её платье представляло собой серебряное ламе на тонкой сетке, поверх густо расшитого серебром платья, с подолом, вышитым серебряными раковинами и цветами. Корсаж и рукава гармонировали друг с другом и были элегантно отделаны брюссельскими кружевами. Мантия была из серебряной ткани на подкладке из белого атласа, с вышитым кантом, гармонировавшим с вышивкой на платье, и застёгивалась впереди великолепной бриллиантовой застёжкой. Таким было платье невесты… ».

Но на совместное счастье молодоженам было отведено чуть больше года – Шарлотта скончалась при родах.
Не умри она в 21 год, то правила бы Англией после своего отца и деда (короля Георга III). Однако, история Британии пошла по другому пути — на престол взошла не королева Шарлотта, а королева Виктория…

Королева Англии Виктория

После печального события, смерти Шарлотты в 1817 году, неженатые сыновья Георга III срочно стали создавать семьи, главным образом, для продления рода. И 24 мая 1819 года, у Эдуарда, герцога Кентского, «по заказу» родилась девочка – принцесса Виктория Кентская, будущая королева.

В 1837 году она взошла на престол, а в 1840 вышла замуж за принца Альберта Саксен-Кобург-Готского. Прекрасная история их любви знакома многим.

Отказавшись от традиционной на то время свадебной одежды из серебристой парчи, Виктория появилась на торжестве в эффектном белом платье и белой фате. Наряд будущей королевы был сшит из атласа и украшен изысканным кружевом, над которым в течение полугода трудились более сотни кружевниц. После свадебной церемонии все образцы кружева были уничтожены.

Виктория так описала свой наряд: ” Я была одета в белое атласное платье с кружевами, имитирующими старые модели. Драгоценности были минимальными: мое турецкое бриллиантовое ожерелье и серьги, а также красивая сапфировая брошь, которую мне подарил мой дорогой Альберт “.

Это платье решительным образом повлияло на свадебную моду – с тех пор традиционным цветом платья невесты стал белый. Сегодня на это платье можно полюбоваться в Кенсингтонском дворце.

Свадьбы детей королевы Виктории и Альберта

Виктория Аделаида Мария Луиза, она же Викки, старшая дочь Виктории и Альберта

В 1858 году вышла замуж за прусского принца Фридриха, с которым неофициально и весьма романтически обручилась, когда ей было всего 14, а ему 21. Спустя некоторое время стала королевой Пруссии.

Принцесса Алиса Мод Мэри, дочь Виктории и Альберта

Великая герцогиня Гессенская и Рейнская, мать императрицы Александры Федоровны. В 1862 году вышла замуж за принца Людвига, впоследствии ставшего Людвигом IV, герцогом Гессенским и Рейнским.

Повеселиться на свадьбе не пришлось, поскольку при дворе еще соблюдали траур по принцу Альберту, скончавшемуся незадолго до свадьбы.

Сын королевы Виктории Эдуард и Александра Датская, королева Великобритании и Ирландии

Когда в 1863 году принцесса Александра Датская выходила замуж за старшего сына королевы Виктории Эдуарда, будущего Эдуарда VII, ее свадебный наряд поражал воображение своей роскошью. Говорят, невесту наследнику лично подбирала его мать, королева Виктория, и старшая сестра, кронпринцесса Виктория Прусская.

На невесте было атласное платье белого цвета. Оно было украшено « гирляндами из флёрдоранжа и мирта и оборками из тюля и хонитонских кружев ». Так же был украшен и шлейф из « серебряного муара ». Четыре пышных кружевных яруса почти закрывали всю юбку, из кружева была сшита и фата.
И свадьба тоже прошла пышно и помпезно.

Елена Августа Виктория, она же Ленхен

В 1866 году третья дочь королевы Виктории Елена сочеталась браком с обедневшим немецким принцем Кристианом Шлезвинг-Гольштейнским, который был старше ее на 15 лет. В браке они прожили долгую и спокойную жизнь.

Читайте также:
Свадебные платья Tadashi Shoji на осень 2021

Луиза Великобританская, герцогиня Аргайл

Самая красивая из дочерей Виктории. В 1871 году вышла замуж не за принца, а за представителя британской знати Джона Кэмпбелла, маркиза Лорна. Детей у Луизы и Джона не было. Насчет сексуальной ориентации Лорна ходили очень неприятные слухи.

Принцесса Великобритании Беатриса

Когда все старшие сестры вышли замуж и разъехались, с матерью осталась лишь ее младшая дочь Беатриса. Она с матерью была неразучна. Все были уверены, что Беатрисе уготовлена судьба так и остаться в родном доме с матерью. Рассчитывала на это и Виктория. Но в 27 лет Беатриса всех удивила, объявив, что выходит замуж за принца Генриха Баттенберга.

В 1885 году Виктория разрешила дочери надеть на свадьбу свое подвенечное платье.

Евгения Монтихо, последняя императрица Франции, супруга Наполеона III

Наполеон III не побоялся бросить вызов нации, сделав императрицей женщину не королевских кровей. Евгения была очень красива, хорошо одевалась. А после свадьбы она стала законодательницей мод для всех европейских модниц.

29 января 1853 года состоялась гражданская церемония бракосочетания. На Евгении было платье из розового атласа, отделанное драгоценными алансонскими кружевами.

Венчалась же она уже в полностью закрытом наряде. И выглядела при этом прекрасно!

Для венчания было сшито белое бархатное платье с пышной юбкой, украшенной кружевными воланами, и облегающим жакетом с баской и длинными рукавами. Рукава, баска и передняя часть жакета были также украшены кружевом.

И еще несколько свадебных нарядов принцесс:

И, наконец, – роскошное платье императрицы Александры Федоровны (1894 года)

У многих невест встаёт вопрос, что делать после бракосочетания со своим платьем. Существует, как минимум, 11 вариантов преображения подвенечного платья , и они стоят того, чтобы обратить на них внимание.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Старинные свадебные платья (39 фото)

Очень интересно посмотреть на свадебную моду конца 1870-х – начала 1880-х годов.
На самом деле, я бы с легкостью назвал их произведениями искусства того времени.

Свадебное платье из кремового шёлкового атласа, украшенное бисером. Конец 1870-х – начало 1880-х годов

Свадебное платье из шёлка, 1880 года


Свадебное платье из атласа, украшенное жемчугом и отделанное по краю шёлком, 1882 год


Свадебное платье из тончайшей вышитой тюли (верхняя часть, надеваемая на нижнее платье) и туфельки, украшенные бисером, 1900-х годов.



Свадебное платье из шёлка, конец 1870-х годов


Свадебное платье из китайского шёлка, украшенное кружевом, 1900 года



Свадебное платье из кружева, 1908 год


Свадебное платье из шёлка, украшенное ручной вышивкой, 1909-1910 года


Свадебное платье из парчи, украшенное кружевом и жемчугом, сентябрь 1913 года



Свадебное платье из крепа, 1930-х годов


Свадебное платье из кружевного гипюра с поясом из тафты, 1950-е года



Свадебное платье из шифона, украшенное кружевом и жемчугом, 1960-е года



Платье из тафты с декоративной юбкой из кружева и шляпка-таблетка, украшенная шёлковым шнурком и бусинками с фатой. 1960-е года



Свадебное платье из органзы, украшенное вышивкой, со съёмным шлейфом. 1974 год



Свадебное платье из шифона, украшенное вышивкой, 1976 год

Свадебное платье XVIII–XIV века, эпохи средневековья – какие модели подойдут для тематической свадьбы

Невесты всех времен желали быть на свадьбе самыми красивыми и стремились иметь неповторимый наряд. Мода столетий менялась, и каждый из её витков оставлял в памяти уникальные подвенечные платья. Но время идет как по спирали.

И уже в сегодня появляются черты моды средневековья и эпохи просвещения, а свадебное платье 19 века задает тон многим авторским коллекциям. И это не удивительно, ведь зная тенденции прошлого, можно создать уникальный образ и провести неповторимую свадебную церемонию, поэтому откроем страницы истории.

Наряды для невест в старинном стиле – модели из средневековья

Обращение девушек к историческим формам платьев основано на их представлении идеальной свадьбы прошлого, картинкой пышного торжества на лоне уникальной архитектуры, природы и неповторимой обстановки того времени.

Чем гармоничнее и ярче представляется им это торжество, тем конкретнее вырисовывается образ невесты. Свою роль играет и выбор места церемонии. Некоторые предпочитают праздники на природе с использованием тематического антуража, некоторые не прочь обвенчаться под сводами настоящих старинных замков или во дворце. Сегодня выбор практически безграничен.

Читайте также:
История свадебных платьев, фото и модели

Выбирая тот или иной исторический фасон, определенно важным остается знание его особенностей. Это позволит не только достоверно сшить свадебное платье под заказ, но и учесть исторические моменты организации тематического торжества, особенно это касается относительно далеких столетий.

Свадебные наряды XIV–XV веков отличает особая закрытость. Она обусловлена религиозным моментом: в то время непристойным считалось обнажать тело, и мода следовала этому завету. Платья также должны были показывать принадлежность девушки к определенному классу или даже роду. Отсюда сочетание конкретных цветов, взятых из гербов и фамильных флагов.

Причем это касалось не только богатых вельмож и королевских особ. В средние века в больших торговых и ремесленных городах существовала цветовая классификация улиц, простой люд во время свадеб по возможности обращался к ним.

Платья представителей знати имели следующие черты:

  • обязательная длина в пол, с возможным небольшим шлейфом;
  • расклешенные от локтей длинные рукава, иногда доходящие до линии колен;
  • зауженная корсетом талия;
  • наличие накидки, полностью покрывающей голову невесты;
  • дорогие, тяжелые ткани;
  • драгоценные камни и вышивка в качестве декоративных элементов (может покрывать платье целиком);
  • обязательное использование цветов рода.

Платье средневековых невест имели чуть опущенный ворот, шею девушки часто украшали драгоценные колье или россыпи бус.

Выбор камней не только зависел от цвета платья, но и был символом рода по женской линии.

Платье бюргеров и среднего класса:

  • пышное многослойное платье прямого кроя, длины макси;
  • несколько зауженный рукав;
  • закрытый верх, возможен воротник;
  • обязательная повязка-шапочка с отложными краями на голову, в Англии шапочка-колпачок;
  • небольшая вуаль или шлейф может отходить как от ворота, так и от головного убора;
  • мех и вышивка в качестве декорации.

Свадебная церемония в обязательном порядке содержала в себе два цвета – от рода жениха и от рода невесты.

В некоторых странах по обычаю невеста после церемонии обязана была сменить свое платье на наряд в цветовой гамме семейства жениха, тем самым показывая, что она стала частью новой семьи.

XVI век внес в моду свои коррективы. В странах Европы свадебные платья меняют форму рукавов, ворота, части корсета, появляются новые фасоны шляпок. Едиными общими межнациональными чертами являются:

  • узкие рукава до запястья с кружевными оборочками по периметру манжет (около плеч в некоторых странах использовался рукав-фонарик);
  • подчеркнутый V-образной линией переход от юбки к талии;
  • воротничок-грангола пышной округлой формы, максимально охватывающей шею девушки (возможно его совмещение с высоким расширенным воротом);
  • шапочки с сеткой для прически (в некоторых фасонах применялась лента, охватывающая подбородок);
  • в дополнение к старым декоративным элементам вводятся пышные перья и мягкий лебяжий пух.

Лишь королевские особы могли позволить себе носить немного приоткрытые фасоны платьем. Однако даже у них зона декольте могла быть легко скрыта вуалью или накидкой. XVII век – век новых взглядов на мир– открыл модницам возможность немного обнажить руки.

Позволительной стала длина ¾, с кружевными манжетами. V-образная линия талии закругляется. Пышный воротник круглой формы существует наряду с новым высоким отложным вариантом.

Во Франции, Италии и Нидерландах девушкам позволительно частично до затылка или полностью обнажить голову.

В моду входят витиеватые, сложные по плетению прически. Волосы нередко украшают живыми цветами, перьями, лентами, драгоценностями. Добавляются и новые декоративные элементы, например, цепочки и бантики.

Свадебные платья XVII века отличает особый колорит. В моду входят яркие цвета золота, слоновой кости, нередки розовые, голубые, синие и даже пестрые варианты. Обязательным элементом остается фата или вуаль. Ее крепление зависит от головного убора невесты.

Также меняется крой юбки. Пышность создается за счет специального подъюбника или каркаса. В зависимости от его формы, платье может менять фасон. Интересными становятся каскадные платья, в которых верхний материал спадает волнами. Неотъемлемой частью каждого образа невесты становится бумажный или тканевый веер. Платья XVII столетия – эталон шика и роскоши. Они объемны, величественны и очень дороги. Стоимость подвенечного платья могла достигать невероятных размеров.

Некоторые наряды стоили как поместье с землей, крестьянами и слугами в придачу.

Красивые платья в стиле XVIII–XIX века на свадьбу

В восемнадцатом веке модницы всего мира ощутили на себе веяния идей просвещения, романтизма, а далее – революционных настроений.

Читайте также:
Лучшие свадебные и белые вечерние платья для невесты 2021

За два столетия – XVIII и ХIX – фасоны видоизменялись в два раза чаще, чем в предыдущие времена. Вот лишь самые известные преображения свадебных платьев за все эти годы. После пышных дорогих платьев барокко фасоны XVIII века уходят в утонченную роскошь, являя собой подобие фарфоровых статуэток. В некоторой степени это было вызвано модой на китайскую керамику и живопись. На пике популярности продолжают оставаться корсеты и затянутые формы песочных часов, однако общий силуэт вместо помпезных деталей, золота и массивных складок, теперь украшают жеманные бантики и рюши.

В моду входят открытые прически, украшенные живыми цветами, их формы совершенно уникальны и очень сложны, но в сочетании с платьем они являют неповторимый образ. Основными тканями XVII–XIX столетий выступают сатин, атлас, шелк. Спадая мягкими волнами до самого пола, при движении они переливались популярными в то время бежевым, кремовым, серебристым цветами. В моде также был цвет слоновой кости, достаточно редкий и дорогой по тем временам. Изменяется и форма подъюбника: основная пышность теперь уходит назад, добавляя силуэту динамики и движения. Вслед за этим удлиняется подол, шлейф добавляется непосредственно к юбке. Его длина зависела от знатности девушки.

Существенным изменениям подверглась область ворота. Теперь он тонет в мелких кружевных складках и достаточно смело оголяет плечи и грудь красавицы. Его форма – либо мягкий овал, либо прямоугольник.

Неизменным элементом свадебного наряда остается веер. В то время это был не просто предмет гардероба, но настоящее средство для общения. Существовал целый язык жестов, передача которых происходила с помощью веера.

Конец восемнадцатого, начало девятнадцатого века стал временем археологических открытий. Были открыты Помпеи. Это событие коренным образом повлияло на моду, вернув эстетические ценности античности и преобразив наряды девушек всего мира.

Модными становятся длинные платья в стиле ампир – прямого кроя, с завышенной талией. Их отличала особая простота и элегантность. Материалом выступали легких шелк, сатин, использовались и другие легкие ткани. Помимо высокой талии, платья Ампир имели небольшие рукава-фонарики длинной чуть ниже плеча. В зимнее время свадебный наряд дополнялся белой меховой накидкой.

Именно с этого времени белый цвет становится доминирующим цветом платья невесты на свадьбе. Реже его заменяли на кремовый. К 20 годам XIX века линия талии на платьях вернулась в естественное положение. Юбка из прямой свободной линии, переходит в форму колокола. Объем в нее добавляет кринолин. Рукава, зауженные в области запястья, к плечам сильно расширяются. Эта деталь позже войдет и в моду 20 века. Объемность же юбки исчезнет, сменившись облегающей формой.

Некоторое время интерес модниц вызывают традиционные национальные платья. Именно в таком блистала в медовый месяц жена Александра III. Отделка такого платья могла выйти в приличную сумму.

Здесь вы увидите еще несколько вариантов красивых свадебных нарядов XVIII–XIX веков:

Интересной тенденцией на протяжении всего XIX века было использование свадебных платьев не единожды. Многие наряды девушка надевала еще несколько раз в жизни, в частности, на королевские и особо торжественные приемы.

Обращение к историческим фасонам и моделям свадебных платьев сегодня – достаточно интересное решение. Такая свадьба не может не запомниться и не оставить после себя уникальных фото и впечатлений. Многие ателье специально занимаются пошивом таких платьев. У них можно заказать и костюм для жениха, ведь соблюдать историзм необходимо во всем. А как вы думаете: имеет ли смысл историческая свадьба сейчас? Наряды какого времени показались вам наиболее интересными?

Как выглядела русская свадьба в XIX веке: исторический ликбез

Как девушка могла проявить заинтересованность, если общаться с молодым человеком было нельзя? Что она могла оставить избраннику в знак внимания? Почему свадьбу могли отменить, даже если жених был богат и нравился родителям? Специалист по экспозиционной и выставочной деятельности музея-заповедника «Коломенское» Ольга Воробьева раскрыла журналу WEDDING все свадебные секреты XIX века.

Знакомство

Обычно знакомство жениха и невесты происходило на балу. В первой половине XIX века законодательницей балов в Москве была Мария Ивановна Римская-Корсакова. Она устраивала вечера чуть ли не каждый день – их посещал каждый уважающий себя дворянин, у нее бывал даже Пушкин. Так Римская-Корсакова старалась найти подходящую партию для своих дочерей.

Читайте также:
Винтажные свадебные платья фото

И, конечно, девушкам нужно было модно одеваться (чтобы выйти замуж поудачнее). На балах были популярны белые платья. Обязательным аксессуаром были перчатки, в основном длинные – подать руку без перчатки считалось неприличным. Разговаривать с молодыми людьми было нельзя, поэтому девушки общались с помощью веера. Полностью раскрытый веер означал, что девушка в восторге от юноши, закрытый – что он ей безразличен. Кроме того, девушка могла оставить на память кавалеру платок, «случайно» его бросив.

Сватовство

После знакомства жених приходил в дом к невесте с подарками – свататься. Обычно это была шкатулка с ювелирными украшениями – золотыми браслетами, серьгами, шляпными булавками. Жених всячески старался показать своё расположение и свой статус.

Браслет: Россия. Последняя четверть XIX – начало XX века, золото, кварц, хризопраз; резьба (Государственный исторический музей) Кольцо: Западная Европа, Россия, Москва. Начало XX века, золото, изумруды, алмазы, бриллианты (Государственный исторический музей) Серьги: Россия. Начало XX века, Золото, бриллианты, жемчуг (Государственный исторический музей)

Еще одна важная часть подготовки к свадьбе – благословение родителей. На это событие приглашали гостей: друзей и родственников. Обычно благословение совершали иконой Спаса, Казанской Божией Матери или другим особо почитаемым в семье образом – считалось, что брак будет счастливым, а потомство здоровым.

«Сейчас родители чаще узнают о решении пожениться как о факте», — говорит Ольга.

Приданое

В день помолвки составляли документ «Роспись приданому», в котором описывали, что есть у невесты – образа, шубы, капоры, сундуки, украшения. Приданое готовили заранее и отправляли в дом жениха несколькими каретами.

Это интересно! Елизавета Ивановна Бенардаки из рода первых миллионеров в России, которые начинали в Таганроге, помогала некоторым невестам с приданым, чтобы они удачно вышли замуж. Историки пишут, что она завещала «внести в Государственный банк 10 тысяч рублей с тем, чтобы проценты с этого капитала выдавались один раз в год пяти бедным девицам-невестам в городе Таганроге, преимущественно из греков».

Россия. 1885 год, апрель. Роспись к приданому

Сватовство не всегда проходило гладко – жених или его статус мог не понравиться родителям. Были случаи, когда свадьба почти состоялась, но в последнюю минуту становилось известно, что жених – родственник невесты или уже женат.

«…первый ей самой не понравился, – другой был не в чинах и не понравился матери, третий было очень понравился и той и другой, уже сделано было и обручение, и день свадьбы был назначен, но накануне, к удивлению узнали, что он им в близкой родне, всё расстроилось…».

Владимир Одоевский, повесть «Княжна Мими»

Подготовка к свадьбе

Девичник

В XIX веке тоже устраивали мальчишники и девичники. Писательница Мария Каменская вспоминает, что накануне девичника девушки ходили с невестой в баню, а потом пели свадебные песни, пили, ели и плясали. Мальчишник проходил более сдержанно – жених собирал друзей, и они вели чинные разговоры. У крестьян девичник проходил по-другому: девушку оплакивали, символизируя её переход в новый статус замужней женщины.

Гравюра «Одевание невесты», Западная Европа. Конец XIX века
Из коллекции Г.В. Новиковой

Платье

До XIX века в Европе венчались в разноцветных платьях – красных, зелёных или голубых. В России для этого выбиралось самое нарядное платье, модное в дворянской среде. Но в 1840 году английская королева Виктория собралась замуж и вдруг решила выбрать для церемонии белое платье и украсить его фатой и кружевами, введя тем самым этот наряд в свадебную моду.

Портрет королевы Виктории в свадебном наряде

Платья заказывали в Западной Европе. Задавали моду царственные персоны, а дворянство, купечество и крестьянство подхватывали.

Свадебное платье, Западная Европа. 1914 год

Тогда не было массового производства, поэтому всё шили на заказ. Одно из платьев, которое можно увидеть на выставке, сшито в 1914 году в Нью-Йорке, туфли сделаны из похожего материала. Кстати, для этого платья сшили и чулки, причем хранились они в специальных конвертах из того же материала.

Читайте также:
Фото самых красивых свадебных платьев 2021 – коллекция Naeem Khan

Туфли к платью, Нью-Йорк. 1914 год (Из коллекции Г.В. Новиковой)

Это интересно! Традиция укутывать невесту плотным покрывалом появилась в Древней Греции и Риме. Считалось, что фата убережет невесту от недобрых взглядов завистников, сглаза и порчи. В дальнейшем покрывало трансформировалось в длинную фату. Считалось, что будущий супруг мог увидеть лицо избранницы только после свадьбы, а лицо невесты закрывали фатой, чтобы жених не передумал, увидев внешность будущей жены.

Накидка, Бельгия. XVIII век

Кроме фаты, в XIX веке были и другие свадебные аксессуары. Один из них — перламутровый веер, на котором вырезаны скачущие всадники. Подобный находится в собрании Эрмитажа – он был изготовлен к свадьбе великой княжны Марии Александровны с герцогом Эдинбургским, которая состоялась в 1874 году в Петербурге. На выставке в Коломенском представлен практически такой же веер, только на нем изображен один голубь вместо двух. Возможно, аксессуар был сделан к свадьбе кого-то из царственной семьи.

Веер plie` свадебный «Букеты роз». Франция. 1870-е годы

Кружева

В Англии есть примета, что в день свадьбы на невесте должно быть «Что-то старое, что-то новое, что-то взятое взаймы и что-то голубое» («Something old and something new, something borrowed and something blue»).

Что-то старое – это кружева, которые передавались по наследству от бабушек. Они стоили очень дорого – некоторые дороже золота. Свадебное платье американской актрисы Грейс Келли (она вышла замуж в 1956 году) было украшено кружевами, которым было более 100 лет. Кружева хорошо сохраняются, поэтому зачастую в антикварных лавках можно найти целые кружева с несохранившихся платьев.

Новое – это украшения, подаренные женихом. Королева Виктория спустя семь лет после свадьбы заказала портрет, на котором была изображена в свадебном платье и броши, которую ей подарил муж.

Что касается взятого взаймы – хорошей приметой считалось одолжить что-то у подруги, а что-то голубое – это дань прежней моде, когда были популярны платья этого цвета. Считалось, что голубой цвет – небесный, цвет Богородицы, и он обязательно должен принести счастье.

Кружева плели специальными приспособлениями — коклюшками. На портрете «Кружевницы» Тропинина изображены французские коклюшки, поскольку, скорее всего, кружевница работала у дворян. Из российских кружев мы знаем только вологодское, хотя было много центров кружевоплетения. Даже если наши кружевницы делали тонкое красивое кружево, его все равно клали в коробку из-под французского и выдавали за зарубежное — считалось, что оно лучше российского.

Тропинин А.В. «Кружевница»

Костюм жениха

Мужчины надевали на свадьбу черный фрак, белую манишку и галстук-бабочку. Фрак считался допустимым на все случаи, поэтому если молодой человек был небогат, то в первую очередь он покупал фрак.

Фрак с жилетом, начало XX века. Сукно, шёлк (МГОМЗ)

Венчание

Главный предсвадебный момент XIX века – это венчание, то есть соединение двух любящих сердец небесным благословением. В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями – фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками. Получив подарок, тетка невесты начинала одевать молодую к венцу.

Перед вступлением в брак составляли «Брачный обыск». Собирали свидетельства, которые подтверждали, что жених и невеста не состоят в родстве, в браке и находятся «в добром уме и трезвой памяти». Самыми счастливыми считали свадьбы, которые играли на Покров.

Украшения свадебные. Российская империя. Начало XX века

Свадебный пир

После венчания все ехали на свадебный пир в дом жениха, где родители уже ждали с хлебом-солью. На столе были десерты и свадебный торт, украшенный цветами, лебедем, рогом изобилия и подковой. За здоровье гостей пили в строгой очередности – по родству и старшинству.

Увидеть свадебные наряды XIX века можно на выставке «Узоры свадьбы кружевной» до 23 сентября в музее-заповеднике «Коломенское»

35 самых красивых свадебных платьев всех времён

Силуэты подвенечных нарядов меняются, подчиняясь моде, но кое-что остается неизменным: свадебное платье всегда вызывает восхищение. В разные времена оно были пышным или изящным, длинным или коротким, но всегда вдохновляюще прекрасным. Глядя на эти образы, каждая женщина представит свое идеальное платье. Те, для кого торжество осталось позади, точно захотят пересмотреть свадебные фотографии, а будущие невесты начнут усиленно строить модные планы.

Предлагаем увидеть знаковые свадебные платья, принадлежавшие королевам, принцессам и кинодивам, а потом полюбоваться не менее восхитительными модными аналогами разных лет.

Платье королевы Виктории

Самым первым знаковым свадебным платьем стал кринолин королевы Виктории. В 1840 году она надела его на венчание с принцем Альбертом. До того момента свадьба не требовала пошива какого-то специального платья, обычно женщины выходили замуж в лучшем из имеющихся нарядов. Также не входил в «обязательную программу» и белый цвет. Хотя у Виктории платье было скорее молочным, а не белоснежным, идея светлой ткани, говорящей о непорочности, с тех пор крепко засела в представлениях об идеальном свадебном образе. Невесты начали подражать королеве Англии и делают это до сих пор.

Читайте также:
Свадебные платья знаменитостей 1950х годов

Платье Александры Датской

Тот факт, что королева Виктория сформировала свадебные тренды на много лет вперед, подтверждает подвенечный образ ее невестки — принцессы Александры Датской. Она выходила замуж за сына Виктории, будущего короля Эдуарда VII, в 1863 году. С даты свадьбы монаршей свекрови на тот момент прошло уже более 20 лет, но платье Александры выглядит копией наряда самой Виктории. Отличия прослеживаются лишь в более обильном цветочном декоре.

Платье Марии Текской

На фото мы видим бабушку и дедушку современной королевы Великобритании Елизаветы II. Принцесса Мария Текская вышла замуж за будущего короля Георга V в 1893 году. Это был конец XIX века, и силуэт платья, разумеется, подчинялся общим модным тенденциям: выраженная талия, пышная (но без фанатизма) юбка и весьма деликатное декольте. Отличительной чертой этого подвенечного платья стала изысканная вышивка. Было подготовлено 15 эскизов рисунка. Невеста выбрала вариант, в котором переплетались изображения розы, чертополоха, трилистника, ландыша и флердоранжа. Вышивка была сделана шелковыми и серебряными нитями по белоснежному шелку. Платье играло на свету и переливалось при движении.

Платье Елизаветы Боуз-Лайон

Елизавета Боуз-Лайон — это мама Елизаветы II. В таком подвенечном наряде она выходила замуж за будущего короля Георга VI. Времена изменились, на дворе стояли «ревущие двадцатые», которые даже королевскую невесту смогли заставить нарушить сложившиеся модно-свадебные традиции. Платье Елизаветы было прямым и имело слегка заниженную талию. Из традиционных примет платья королевы Виктории остались только белый цвет, шелковая вышивка и длинная фата.

Платье Уоллис Симпсон

Уоллис Симпсон была для британцев скорее антигероиней, ведь она лишила их законного короля, но втайне каждая женщина Англии хотела быть на нее похожей. Простая американка смогла настолько влюбить в себя британского короля, что он отказался от престола. Конечно, с отречением Эдурада VII не все так однозначно, но факт остается фактом: женившись на Уоллис, он лишился короны. Свадебные фото пары, которая после церемонии отправилась в изгнание, облетели все газеты. Стильный и лаконичный образ Уоллис Симпсон стал отражением новой свадебной моды изящных 1930-х.

Платье Клодетт Кольбер

В 1930-е годы на статус законодателей трендов свадебной моды, который до сих пор был закреплен за принцессами, появились новые претендентки — актрисы Голливуда. Именно в этот период кинематограф начал активно развиваться, а звезды приобрели статус модных икон. Теперь невесты брали пример с киногероинь. Один из самых показательных примеров гламурного свадебного платья 1930-х — модель, которую показала в фильме «Это случилось однажды ночью» голливудская дива Клодетт Кольбер.

Платье принцессы Елизаветы

В 1940-е годы были сложным временем: сначала военные лишения, потом долгий период восстановления. Однако даже в этот период свадебная мода существовала. Подробно о свадебных платьях военных лет можно узнать ЗДЕСЬ. После окончания войны первой свадебной церемонией, проведенной с размахом, было венчание принцессы Елизаветы и принца Филлипа. Речь о свадьбе королевы Елизаветы II. Она состоялась в 1947 году. Платье было изготовлено из сатина цвета слоновой кости, расшитого цветами из серебряных нитей, и украшено аппликациями. В декоре использовались кристаллы и жемчуг, специально привезенный из США.

Платье Элизабет Тейлор

В 1950-е голливудские дивы полностью перетянули на себя все модное внимание обывателей. Теперь за ними можно было следить не только на экране, но и в жизни: женщины могли оценить не киношные, а реальные подвенечные образы своих кумиров. Ярким отражением тенденций 1950-х годов стало платье Элизабет Тейлор, которое она надела на свою первую свадьбу — с Конрадом Хилтоном. Оно имело узкую талию, типичную для актуального стиля new look, и пышную юбку. В целом образ очень напоминал образцы XIX века: актрисы захотели почувствовать себя настоящими принцессами.

Читайте также:
Сколько свадебных платьев можно надеть на свое торжество?

Платье Одри Хепберн

Одри Хепберн дважды была замужем, всякий раз ее образ выглядел очень стильно и в духе времени, но самым запоминающимся стал «киношный» вариант: миди-кринолин из фильма «Забавная мордашка». Этот образ дал старт череде модных подражаний. В конце 1950-х невесты все чаще стали выбирать укороченные версии свадебных платьев, снабжая их по-девичьи деликатными аксессуарами: стилизованный под капюшон фатой, миниатюрным букетом, изящными балетками.

Платье Грейс Келли

Культовое свадебное платье 1950-х было сшито для Грейс Келли. Оно было обречено на подражание, ведь Грейс была и актрисой, и принцессой одновременно! Художница по костюмам Хелен Роуз, которой невеста доверила пошив наряда, просто не имела права на ошибку. По просьбе Грейс она разработала модель платья, которая была одновременно и традиционной, и новаторской. Над воплощением под руководством Хелен трудились 30 работников, а процесс занял шесть недель.

Платье принцессы Маргарет

В 1960 году принцесса Маргарет попыталась затмить свою старшую сестру. Разработку эскиза доверили тому же портному, который трудился над платьем Елизаветы, Норману Хартнеллу. Он посоветовал принцессе отказаться от привычной королевской вычурности. Платье Маргарет было простым и элегантным. Наряд не привлекал повышенное внимание к себе, а заставлял смотреть на невесту. В этом и была задумка Хартнелла. Младшая сестра Елизаветы выглядела хрупкой и беззащитной. Ее образ доказывал, что красота — это не обязательно километры кружева.

Платье принцессы Дианы

Самая громкая свадебная церемония и самое известное подвенечное платья связаны с именем Дианы Спенсер. Она выходила замуж за принца Чарльза 29 июля 1981 года. Наряд принцессы считается культовым для своего десятилетия: Диане начале подражать все невесты. Эскиз кринолина с пышными рукавами в духе XIX века разработали дизайнеры Дэвид и Элизабет Эмануэль. На воплощение задумки ушло 137 метров ткани! Также у Дианы был самый длинный шлейф за всю историю свадебной моды — 4 метра.

Платье Кэрри Брэдшоу

XXI век богат на культовые свадебные образы, и теперь мы имеем право выбора: подражать можно и принцессам, и актрисам, и любимым киногероиням. Одним из самых цитируемых образов первого десятилетия 2000-х стал подвенечный наряд главной героини фильма «Секс в большом городе», который был логическим продолжением легендарного сериала конца 1990-х. Эпатажная модница Кэрри Брэдшоу, роль который исполнила Сара Джесика Паркер, выбрала для свадебной церемонии роскошное платье от Vivienne Westwood. В год выхода фильма на большие экраны эта модель стала самой популярной, ее реплики можно было найти даже на китайских сайтах.

Платье Кейт Миддлтон

Из «реальных» свадебных платьев самым цитируемым на сегодняшний день считается выбор Кейт Миддлтон. Ее свадьба с принцем Уильямом состоялась 29 апреля 2011 года. Создание платья герцогиня Кембриджская доверила марке Alexander McQueen, а проект лично курировала его креативный директор Сара Бертон. Дизайнеру удалось умело сочетать традиционные элементы королевских туалетов и актуальные тенденции современной моды. Платье было сшито из атласа молочного цвета и отделано кружевом, изготовленным мастерами Королевской школы рукоделия. Элементы кружева включали розу, чертополох, клевер и нарцисс — цветочные символы Великобритании.

Платье Меган Маркл

18 мая 2020 года принц Гарри и его супруга Меган Маркл отметили два года совместной жизни. Их свадьба была культовым событием. Разумеется, с модной точки зрения тоже. Все с замиранием сердца гадали, сможет ли Меган перещеголять Кейт. Изготовление своего платья будущая герцогиня доверила марке Givenchy. Оно получилось весьма скромным и лаконичным. Кажется, в простоте Меган удалось перещеголять даже принцессу Маргарет. Элегантный образ, лишенный помпезности и лишнего декора, стал эталоном новой свадебной моды.

И манящий аромат флердоранжа.

И почти тогда же “униформа” появилась у женихов. Ее главный элемент, строгий черный фрак, прекрасно оттенял наряд невесты.

Читайте также:
Свадебное платье Jenny Packham

Царские невесты

Свадебную тенденцию, введенную королевой Викторией, поддержала принцесса Мария Гессенская (в православии Мария Александровна). 16 апреля 1841 года она венчалась с цесаревичем Александром Николаевичем в белом платье-сарафане. Камер-юнгфера Яковлева вспоминала: “Белый сарафан был богато вышит серебром и разукрашен бриллиантами. Через плечо лежала красная лента; пунцовая бархатная мантия, подбитая белым атласом и обшитая горностаем, была прикреплена на плечах. На голове бриллиантовая диадема, серьги, ожерелье, браслеты – бриллиантовые” 1 . Мария Александровна, следуя европейской традиции, украсила свою бриллиантовую корону веточкой флердоранжа, а другую приколола к груди. Жених-цесаревич был неотразим в казачьем мундире.

Не менее тщательно готовили венчальный наряд и приданое для Марии Софии Фредерики Дагмар, ставшей в 1866 году супругой цесаревича Александра Александровича. Приданое было богатым – парча, меха, кружева, золотые нити, постельные принадлежности, нижнее белье, блузы, сорочки, а также несчетное количество обуви, к которой Мария Федоровна всегда испытывала слабость. Часть платьев для высоконареченной невесты выполнил знаменитый парижский портной Чарльз Фредерик Ворт. Его произведения стоили дорого, но были вполне по карману русскому двору. Кутюрье вскоре стал любимым закройщиком Дагмар и сочинял ей наряды целых тридцать лет.

В приданое невесты включили и роскошный придворный комплект для будущих Больших выходов, выполненный русскими мастерами и золотошвейками. Он состоял из трех нарядов – белого муарового сарафана и шлейфа, густо покрытых вышивками стоимостью 2300 рублей, расшитых золотом сарафана и шлейфа из синего бархата стоимостью 450 рублей и еще одного дополнительного бархатного шлейфа бутылочного оттенка, расшитого золотом. За него отдали 500 рублей. Ее весьма тяжелый венчальный наряд включал в себя серебряный сарафан, мантию малинового бархата, подбитую горностаем, и малую бриллиантовую корону. На венчании цесаревич Александр был в мундире атамана всех казачьих войск.

Среди законодательниц русской свадебной моды тех лет была и светлейшая княжна Мария Максимилиановна Романовская герцогиня Лейхтенбергская. В 1863 году она вышла замуж за принца Баденского. Светский Петербург не переставал восхищаться ее подвенечным платьем, украшениями, а также по-русски щедрым белошвейным приданым, составленным из десятков пеньюаров, чепчиков, рукавов и подрукавников, наколок на волосы и галстучков, тюлевых косынок и нежнейших носовых платков с монограммами.

И, наконец, свадьба цесаревича Николая Александровича с принцессой Викторией Алисой Гессен-Дармштадтской состоялась в ноябре 1894 года. В присутствии родственников и близкого круга придворных августейшая пара дала клятву вечной любви и верности. Николай Александрович был одет в красный доломан и синие чикчиры лейб-гвардии Гусарского полка, шефом которого недавно стал. Александра Федоровна произносила священные слова в золотопарчовой мантии, отороченной и подбитой мехом горностая, ее голову украшала корона с кружевной фатой.

Это была последняя свадьба в истории правящей династии Романовых.

Невесты-аристократки

Какими бы великолепными ни были наряды царских невест, свадебную моду определяли не они. Законодателями являлись европейские аристократки и кутюрье. В 1860 годы бесспорной сенсацией стало подвенечное платье принцессы Александры, выполненное прославленным модельером Чарльзом Фредериком Вортом. “Оно вышито серебряными цветами: розы, трилистника и репейника, – национальными цветами Великобритании, платье производило необыкновенный эффект”, – сообщал светский хроникер 2 . Драгоценности, оттенявшие богатство наряда, сочинил для Александры британский придворный ювелир Гаррард: “Это целая масса богатства, вкуса и изящества отделки! Особенное внимание обращали на себя ожерелье с прибором, то есть брошем, браслетами, серьгами, диадемой, и кольцо из шести драгоценных камней” 3 .

И платье, и свадебные украшения были тут же скопированы русскими аристократками.

Ворт долгое время оставался законодателем свадебных мод. Среди его клиенток было немало русских – графиня Софья Петровна Шувалова, Надежда Михайловна Половцова и ее дочь Анна, княгини Щербатова, Барятинская, Юсупова. Во второй половине 1870-х в России узнали о лондонском модном доме Redfern & Sons, который потчевал щеголих приятными свадебными новинками. Но популярностью пользовался и петербургский Торговый дом Августа Бризака – он предлагал наряды превосходного качества и не такие дорогие, как у Ворта. В начале 20 века московские невесты заказывали платья у Надежды Петровны Ламановой-Каютовой, одной из лучших портних предреволюционной России. Кружева были традиционной отделкой подвенечных нарядов. Их покупали в петербургском магазине госпожи Шоазель на Малой Морской улице и в Лионском магазине на Михайловской улице.

Читайте также:
Простые свадебные платья и безупречный минимализм

В начале 20 века главным цветом свадебного платья оставался белый. Но силуэт и отделка менялись в угоду неоклассической моде. Теперь русские аристократки, повинуясь парижскому модельеру Полю Пуаре, выходили замуж в платьях-“ампир” с завышенной линией талии, узкой длинной юбкой с традиционным шлейфом. “Элегантный подвенечный туалет, – сообщал “Модный свет”, – делается из атласа или креп-де-шина и отделывается вставочкой из заложенного в складки шифона или нинона. Вставочка и нижние рукава делаются из кружевного тюля. Спереди блуза отделывается красивым жемчужным мотивом” 4 .

В пору Великой войны стали актуальны подвенечные платья в русском вкусе. В этом отчасти повинна петербургская красавица Надежда Торби. Весной 1917 года она сочеталась законным браком с принцем Георгом Баттенбергским. Ее платье было сшито из серебряной парчи, традиционного материала подвенечных и коронационных нарядов русских императриц. Оно стало сенсацией в Англии и Франции.

Ну, а пока невесты сверкали драгоценностями и шелестели парчой, женихи скромно держались в тени. Военные и чиновники венчались в парадной форме, оживленной лишь флердоранжем. Все прочие надевали черно-белую свадебную “униформу” – черный (реже темно-синий) фрак, панталоны с атласной лентой по боковому шву, белый пикейный жилет, белый галстук-бабочку, белые перчатки и черный цилиндр. В петлице – неизменный флердоранж. Этот костюм сформировался в середине 1850 годов и оставался правилом вплоть до революции 1917 года.

Невесты-купчихи

В первой половине 19 века социальные границы были еще не столь размыты. Купеческих невест можно было легко отличить от дворянских. Купчихи любили всего побольше – платья шили громоздкие, пышные, дорогие, напоказ. И часто перебарщивали с отделкой, кружевами и драгоценностями. Когда журналы сообщали, что нынче в моде “длинный трен, который ползет за женщиной в змеиных изгибах”, купеческие невесты заказывали шлейфы самой невообразимой длины.

Но уже в середине 19 века их нравы изменились.

Купеческие дочки теперь все больше напоминали благородных барышень. Красивые, статные, в эффектных парижских платьях и скромных драгоценностях, они украшали петербургские и московские балы. “Дворянство завидовало купечеству, купечество щеголяло своим стремлением к цивилизации и культуре, – писал Владимир Немирович-Данченко, – купеческие жены получали свои туалеты из Парижа, ездили на “зимнюю весну” на Французскую Ривьеру и, в то же самое время, по каким-то тайным психологическим причинам заискивали у высшего дворянства” 5 .

Это мнение разделяла писательница Екатерина Авдеева. Она отмечала: “Ныне все молодые женщины, купчихи, одеваются точно так же, как и в столице. Кто приедет прямо из Москвы или Петербурга, тот мало заметит разницы в одежде” 6 .

Столичные купеческие девы перенимали стиль дворянок. И следовали предписаниям уважаемых модных арбитров, которые призывали не злоупотреблять отделкой и шить скромные свадебные платья – никакого декольте и оголенных рук. Заказывали платья из белых тканей – пу-де-суа, муар-антика, тафты, и дополняли кисейными юбками и рукавами-воланами. Облик столичной купеческой невесты дополняли венок из флердоранжа и такой же букетик, приколотый к корсажу. Голову украшали вуалью из тюля illusion. В Петербурге такие покупали в магазине мод И. А. Александровой (Вознесенский проспект, N 20), у Елены Павловны Сиверс (Невский проспект, N 52). Те, кто хотел сэкономить, отправлялись в лавку к госпоже Рейзакер (Невский проспект, N 82), которая делала “хорошенькие, со вкусом и недорогие шляпы, вуали и фаты”.

В провинции тоже были свои звездные свадебные портные. К примеру, орловские купчихи заказывали венчальные наряды от “парижской кутюрьерки” мадам Леблан. Она владела также рестораном и кондитерской, так что у нее можно было заказать свадебный all-inclusive – наряды и зал с царским ужином.

Невесты-горожанки, в особенности из купеческих семейств, заказывали свадебные платья с русскими кружевами. Самые изящные создавали вологодские мастерицы Анны Григорьевны Надпорожской и Авдотьи Меликовой.

В конце 19 века поборницы национального стиля выходили замуж в платьях из драгоценной материи “московит” – толстого бледно-кремового или белого атласа, затканного крупными букетами из серебряных и золотых нитей. Купчихи его очень любили.

Невесты-мещанки

Мещанки от купчих не отставали – они тоже хотели венчаться в белых атласных или парчовых платьях, с кружевами, длинным шлейфом, в кружевной фате и в драгоценностях. Но позволить такую роскошь могли не все. И потому мещанки искали способы сшить платье достойное, но недорогое. На помощь приходили портнихи, работавшие на дому и ловко стрекотавшие на машинках “Зингер”.

Читайте также:
Винтажные свадебные платья фото

Другие обращались в швейные мастерские, в которых работали девушки из малообеспеченных семей. Одной из самых популярных в мещанской среде Петербурга была мастерская Общества дешевых квартир (в доме Тура на Невском проспекте). Ее организовала предприимчивая аристократка Анна Павловна Философова вместе с Надеждой Васильевной Стасовой и Марией Васильевной Трубниковой. Швеи жили здесь же, дешево снимая в доме Тура крохотные квартирки. Ежедневно в мастерской трудились 12-15 женщин. В начале 1870-х комитет Общества открыл вторую мастерскую в доме Реймерса в 1-й Измайловской роте. Аналогичные ателье организовали при школе Сергиевского братства и приюте святой Ксении.

Если денег не хватало, мещанки шили платья сами или перешивали наряды своих бабушек и мам. Дамские журналы часто предлагали выкройки и делились советами, как старые костюмы и платья “употребить в дело и сделать из них новые туалеты”.

В отличие от аристократов, мужчины из среды мещан и разночинцев часто нарушали свадебный регламент. Фракам предпочитали более дешевые и удобные сюртуки. Некоторые женились в повседневных пиджаках и рабочих куртках, отличаясь от гостей лишь белыми перчатками и флердоранжем. Впрочем, даже ими порой пренебрегали.

Революция 1917 года отменила имперские законы и уничтожила многие традиции, в том числе брачные. Показательно, что в те годы появился модный вид развлечения – шуточные травестийные свадьбы, разыгранные по всем “старорежимным” правилам – со священником, венчанием, посаженными родителями. При этом роль жениха и невесты играли люди одного пола. Впрочем, иногда эти вечеринки завершались милицейскими рейдами. Об одной такой “Родина” писала в №4 за 2016 год.

Но время шло. Многие из имперских свадебных традиций постепенно вернулись, а вместе с ними и свадебная “униформа” – белые платья, шлейфы, фата, флердоранж.

1. Яковлева А. И. Воспоминания бывшей камер-юнгферы императрицы Марии Александровны/ Исторический вестник, 1888, Т. 33, I-III. – С. 169.

2. “Где что делается”/ Модный магазин, 1863, N 6. – С. 75.

3. Модный магазин, 1863, N 7. – С. 86.

4. Модный свет, 1913, N 1. – С. 6.

5. Немирович-Данченко Вл. И. Из прошлого. – М.: Гос. Издательство Худ. литературы, 1938. – С. 24.

6. Гончаров Ю. М. Купеческая семья второй половины XIX – начала ХХ века. – Российская академия наук, Институт этнологии и антропологии РАН, Алтайский государственный университет, 1999. – С. 159.

Старинные свадебные платья (39 фото)

Очень интересно посмотреть на свадебную моду конца 1870-х – начала 1880-х годов.
На самом деле, я бы с легкостью назвал их произведениями искусства того времени.

Свадебное платье из кремового шёлкового атласа, украшенное бисером. Конец 1870-х – начало 1880-х годов

Свадебное платье из шёлка, 1880 года


Свадебное платье из атласа, украшенное жемчугом и отделанное по краю шёлком, 1882 год


Свадебное платье из тончайшей вышитой тюли (верхняя часть, надеваемая на нижнее платье) и туфельки, украшенные бисером, 1900-х годов.



Свадебное платье из шёлка, конец 1870-х годов


Свадебное платье из китайского шёлка, украшенное кружевом, 1900 года



Свадебное платье из кружева, 1908 год


Свадебное платье из шёлка, украшенное ручной вышивкой, 1909-1910 года


Свадебное платье из парчи, украшенное кружевом и жемчугом, сентябрь 1913 года



Свадебное платье из крепа, 1930-х годов


Свадебное платье из кружевного гипюра с поясом из тафты, 1950-е года



Свадебное платье из шифона, украшенное кружевом и жемчугом, 1960-е года



Платье из тафты с декоративной юбкой из кружева и шляпка-таблетка, украшенная шёлковым шнурком и бусинками с фатой. 1960-е года



Свадебное платье из органзы, украшенное вышивкой, со съёмным шлейфом. 1974 год



Свадебное платье из шифона, украшенное вышивкой, 1976 год

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *