Ткани советских времен начала СССР

Почему советские ткани и одежда были качественнее, чем сейчас

Эх, если бы из советских времен заглянуть в наши магазины! Ведь в них есть практически все! Расскажи жителям Советского Союза, что понятие дефицит исчезнет не только из речи, но и из жизни… Наверное, не поверили бы. Но не кажется ли вам, что, по сути, пресловутый дефицит есть и сегодня. Да, товаров много. Но качественную вещь нужно искать и искать! Поэтому все чаще приходится слышать, что в прежние, советские времена качество всех товаров было лучше! И тканей, и одежды, и бытовой техники, и продуктов! Давайте пока остановимся на одежде и тканях. Разберемся, действительно ли они в Советском Союзе были лучше, чем сейчас…

Советское качество одежды: реальность или миф?

Товары, выпускаемые промышленностью в советское время, действительно отличались высоким качеством. Да и как иначе! Ведь строго соблюдались все необходимые технологии. Производимая продукция обязательно должна была соответствовать государственным стандартам качества (ГОСТам).

Хотя приходится признать: не всегда и не всем потребителям удавалось приобрести модную одежду отечественного производства. Ее вообще в СССР обычно не покупали, а «доставали»!

Советская лёгкая промышленность не удовлетворяла запросы потенциальных покупателей, ожидавших изделия на уровне мировых стандартов.

СПРАВКА. Альтернативными путями для потребителей являлось приобретение импортных вещей и индивидуальный пошив одежды.

В чём преимущество советских тканей

Какой получится одежда, во многом зависит от материала, из которого она изготовлена. Посмотрим, как обстояли дела с производством тканей в СССР.

Качество

К неоспоримым преимуществам советских тканей относятся их прочность и износостойкость. Конечно, более высоким качеством отличались более дорогие материалы. К сожалению, случалось, что недорогие ткани линяли после стирки.

СПРАВКА! На промышленных предприятиях качество производимой продукции проверялось по государственным стандартам (ГОСТам).

Ткань, имевшая незначительные дефекты, относилась ко второму или к третьему сорту. Такой товар стоил дешевле. Продукция высшего сорта отличалась безупречным качеством.

Ассортимент

Однако, ассортимент изготавливаемых в СССР тканей был не слишком широк. Их расцветки и рисунки тоже не всегда отличались разнообразием и соответствием веяниям моды. Бывало, что рисунки на ткани отражали направление идеологии, господствующей в стране, и служили своеобразным средством пропаганды.

Когда продавали хороший материал, в магазине сразу же образовывалась очередь и его быстро раскупали.

Ценились ткани, произведённые в Великобритании и других капиталистических странах. Продукцию из Польши, Болгарии, Румынии и прочих социалистических государств тоже с удовольствием приобретали.

ВАЖНО! Новинки, как правило, привозились из зарубежных государств. Нынешние потребители ценят натуральные материалы из хлопка, льна и шерсти. В советскую эпоху были популярны нейлон, капрон и болонья заграничного происхождения.

Среди отечественных недорогих, повседневных материалов были популярны ситец, сатин и фланель. Ткани подороже (батист, штапель, жаккард, габардин) тоже пользовались устойчивым спросом.

Нарядные платья модницы тех времён шили из бархата, атласа, крепдешина и шёлковой ткани. Материалы производились на текстильных комбинатах и на ткацких фабриках.

Советская одежда: как добивались качества

А где брали качественную одежду? Было известно несколько путей к такой продукции.

  • Покупка отечественных вещей в магазине. В столице СССР, как и в столицах союзных республик вероятность такой покупки увеличивалась. Но если повезло, удавалось в обычном магазине купить то, что «выбросили» в продажу. Но большинство качественных вещей покупали «по блату» из-под прилавка.
  • Приобретение импортной одежды. Импорт в СССР отличался от сегодняшнего китайского ширпотреба. Вещи из-за рубежа были гарантированно качественными.
  • Индпошив. Попасть к хорошему мастеру в ателье или пошить обновку на дому было привычным делом. Мастера ценили своих клиентов, работали на совесть, обеспечивая высокий уровень своей продукции.

Ширпотреб

К готовой одежде применяли примерно такие же требования относительно её качества, как и к готовым тканям. Во время пошива соблюдались принятые в данной отрасли технологии. Вещи, произведённые на советских швейных фабриках, отличаются от нынешних изделий ровными строчками, прочными швами и накрепко пришитыми пуговицами.

СПРАВКА! Качество изделия проверяли по ГОСТу. Готовой продукции присваивали один из сортов, от которого напрямую зависела её стоимость: высший, первый, второй, третий.

Импорт

Несмотря на то что качество скрупулёзно контролировалось на нескольких уровнях, не всегда можно было купить качественные и модные предметы гардероба.

Читайте также:
Короткие и длинные юбки со шлейфом – выбираем лучшую модель

Одежда, привезённая из заграничных стран, была в явном приоритете у советских модниц. Многие из них прибегали к услугам «фарцовщиков», нелегально торгующим джинсами, куртками и прочей одеждой.

Индпошив

  • В советские годы большой популярностью пользовались отечественные и особенно импортные женские журналы мод с выкройками одежды. Многие женщины умели рукодельничать. Они искусно шили, вязали и вышивали. Мастерицы старались купить собственную швейную машинку. С её помощью можно было чинить, перешивать и перелицовывать одежду. Изделия, сшитые или связанные своими руками, резко отличались от стандартного ширпотреба.

  • Те советские граждане и гражданки, которым были по карману услуги ателье, заказывали индивидуальный пошив одежды. Была возможность выбирать: купить готовую одежду либо сшить себе вещь на заказ.

СПРАВКА. Шить в ателье было дороже, но гораздо качественнее.

  • Популярными были также услуги частных портних. Их работа стоила дешевле, чем услуги ателье. Однако, был риск, что портниха испортит дефицитный материал. Поэтому старались обращаться только к проверенным мастерицам.

Приходится признать: в Советском Союзе контролировалось качество одежды и тканей. Снижение требований, возможность использовать не ГОСТ, а ТУ для нас, потребителей, вышли боком. Особенно если учесть, что цены на все товары только растут… Остается только надеяться, что настанут времена, когда изобилие, которое мы получили, станет качественным.

Агитационный текстиль: забытые шедевры советского дизайна

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Агиттекстиль – необычное явление в советской промышленности 20-30-х годов, предмет изучения и коллекционирования. Это ткани, отражающие политическую и социальную жизнь Советской России – социализм, торжество технологий и техники, развитие сельского хозяйства, стройки, спорт и митинги. Печатные агитационные ткани производились методом набойки на ивановской текстильной фабрике. Просуществовал он недолго, а после был подвергнут осуждению и забыт на многие годы.

После революции художники, вдохновленные идеей создания нового советского человека, свободного от мещанского быта и деревенских предрассудков, задумались – как же должен выглядеть этот новый человек. Они считали, что новая одежда, одежда нового типа, позволит этой трансформации совершиться быстрее. Человек как бы надевал на себя свою новую личность – и у него появлялись новые, прежде незнакомые, мысли и чувства, которые позволят быстрее создать социалистическое общество.
Сперва возникла идея полного отказа от орнаментации тканей, но она не нашла поддержки. Общественные деятели того времени предполагали, что предметы быта могут стать средством политической пропаганды. Пусть на тканях, плакатах, посуде появляются лозунги, призывы, образы социалистического будущего – так советский человек поймет, к чему ему следует стремиться. Осип Брик считал, что классическая живопись – пережиток прошлого, и настоящие советские художники должны идти на производство: «Художественная культура будущего создается на фабриках и заводах, а не чердачных мастерских».

В статье «От картины к ситцу» он писал, что производственное искусство – это передовой путь развития художественного творчества, истинная цель художников. Деятели революционного искусства презирали «бессмысленный» цветочный орнамент, считали его вредным и даже опасным. Организатор московской текстильной секции Лия Райцер призывала к «войне с цветами» и созданию орнаментов-ребусов с использованием лозунгов и абрревиатур. В 20-х годах члены АХРР на текстильных фабриках уничтожили более 24 тысяч эскизов цветочных орнаментов для тканей.

После потрясений, выпавших на долю страны в те годы, производство находилось в упадке и просто не могло предоставить молодым художникам средств реализации их революционных стремлений. Однако две художницы-авангардистки, Варвара Степанова и Любовь Попова, сумели воплотить свои идеи на производстве. За два года работы на ивановской текстильной фабрике они создали несколько тысяч эскизов, и около пятидесяти все-таки пошло в производство. Они черпали вдохновение в беспредметной живописи и создавали геометрические орнаменты, чистые формы без цветов и птиц.

Строго говоря, их пригласили на фабрику как «креативных дизайнеров», создающих идеи, но они потребовали ознакомить их с производством, чтобы понять, как им следует работать. Фабрика требовала экономии средств, и обе художницы начинают работать в ограниченной цветовой гамме, используя два-три цвета.

Читайте также:
Духи Опиум Yves Saint Laurent аромат Opium

Работы Поповой и Степановой очень похожи – ведь они созданы из геометрических фигур. Однако каждая художница имела свой собственный художественный стиль. Варвара Степанова любила сложные оптические эффекты, наслоение цветов, в ее эскизах и тканях есть ощущение полета, динами, игры. Она свободно работает с композицией, переплетая, наслаивая, искажая фигуры. Одна из героинь фильма «Папиросница из Моссельпрома» носит платье из ткани с орнаментом Степановой, но образ на экране создается довольно странный.

Любовь Попова предпочитала ортогональные формы, ее эскизы похожи на чертежи, ткань словно расчерчена на равномерно залитые цветом фигуры. Это будто не ткань, а архитектурные строения – уравновешенные, четкие, структурированные, обычно круги, полосы, прямые углы. Ткань с таким рисунком выглядит жесткой.

К середине 20-х идеи конструктивистов изживают себя, а к 30-м их искусство уже считается идеологически чуждым. кроме того, конструктивисты общались с работниками и выпускниками БАУХАУЗа, а Германия быстро перестала быть дружеской страной). Страна существует в условиях индустриализации, а в искусстве развивается соцреализм – радость труда, техника, сельское хозяйство.

В текстиле усиливаются индустриальные мотивы. На смену минималистичным и абстрактным орнаментам приходят снопы и тракторы, марширующие толпы, электрификация, дымящие заводы, противопоставленные лошадям и верблюдам паровозы.

Художник В. Маслов создает рисунок ситца со сценами сельскохозяйственных работ среди крупных гирлянд из плодов и листьев, проработаны тени, все выглядит объемным и реалистичным – так ознаменовался переход к новому, более живописному агитационному текстилю.

Параллельно с изобразительными орнаментами развивались уже упомянутые паттерны с цифрами, аббревиатурами и символами. Несколько художников создают орнаменты на тему «пятилетку в четыре года», где переплетались цифры 5 и 4, или посвящают работы памятным датам истории СССР.

Впрочем, и сам агиттекстиль в 30-х годах подвергли жесткой критике. В 1931 году искусствовед А.А. Федоров-Давыдов ядовито писал, что художники «не пошли никуда дальше простой замены розы трактором». Пару лет спустя в газете «Правда» появился фельетон Г.Рыскина. Он высмеивал агиттекстиль и высказывал мнение, строго противоположное идеям Осипа Брика – «нет никакой надобности превращать советского человека в передвижную картинную галерею».

После кризиса, вызванного Второй мировой войной, текстильные фабрики вернулись к традиционным узорам, а агитационный текстиль с тракторами и марширующими массами хранится теперь в музеях (например, в Музее ситца в г.Иваново) и частных коллекциях.

Текст: Софья Егорова.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Искусство«Ткани Москвы»: Как мы потеряли наследие советских художниц

Текстильные принты как искусство

  • 22 января 2020
  • 8583
  • 7

Сейчас Россия не то чтобы славится передовым текстильным дизайном: пока одни фабрики еле сводят концы с концами, другие производят большие партии льна и ситца для ИКЕА или Zara Home или монетизируют ностальгию, воспроизводя традиционные узоры и кружева. Однако до перестройки ткани сначала дореволюционного российского, а затем советского производства ценились по всему миру — и были полноценными произведениями искусства, которые не только хорошо смотрелись и не рвались, но ещё и пропагандировали ценности нового государства. Текстильным дизайном — самым массовым из декоративно-прикладных искусств — занимались преимущественно женщины: свой вклад в подъём текстильной индустрии сделали и «амазонки авангарда» Варвара Степанова и Любовь Попова, и неизвестные работницы фабрик, которые по много часов в день обслуживали станки, позволяя советской промышленности процветать в невероятных масштабах. Сегодня большинство тканей, которые придумали и произвели советские женщины, нигде не демонстрируются и не используются — схемы и образцы лежат в архивах, дожидаясь лучших времён.

Мы сходили на выставку « Ткани Москвы » в Музее Москвы и рассказываем, как текстильные фабрики стали стартовой площадкой для нескольких поколений выдающихся художниц.

Братья Третьяковы и безымянные работницы фабрик

До революции с текстилем в России всё было неплохо: предприятия в Московской, Тверской, Владимирской, Петербургской губерниях делали масштабные заказы — в том числе для царского двора и европейских модных домов. К концу XIX века станки окончательно потеснили ручной труд, крепостных крестьян на фабриках заменили наёмные сотрудники, а управлением занялись профессиональные менеджеры — купцы. Например, Савва Морозов и братья Третьяковы построили настоящие корпорации, на которых трудились тысячи людей, а вокруг своих предприятий строили школы, общежития и больницы. Всё это дало результат: тканей производили много и они были отменного качества. Продукция российских фабрик регулярно получала золотые и серебряные медали на всемирных выставках. При этом оригинальными художественными решениями российский текстиль похвастаться не мог: почти все расцветки и узоры копировали с французских образцов — для этого фабрики выписывали «абонементы», то есть альбомы с готовыми схемами модных рисунков в разных стилях. Часто художниками на набивных фабриках тоже были французы. В итоге все предприятия делали похожие ткани в стиле ар-нуво.

Читайте также:
Фильмы про моду и моделей – список из 29 фильмов

На фабриках в основном трудились женщины, и условия их труда подозрительно напоминали то, за что в XXI веке ругают фабрики в Бангладеш или Индонезии. Вот что писал Лев Толстой, который жил напротив фабрики «К. О. Жиро Сыновья»: «Три тысячи женщин стоят на протяжении двенадцати часов за станками среди оглушительного шума и производят шёлковые материи. В продолжении двадцати лет, как я это знаю, десятки тысяч молодых, здоровых женщин-матерей губили и теперь продолжают губить свои жизни и жизни своих детей для того, чтобы изготавливать бархатные и шёлковые материи».

Революционный текстиль и советские ценности

Во время Первой мировой войны, двух революций и Гражданской войны модный текстиль никого особенно не волновал — национализированные фабрики несколько лет простаивали. Но в 1920-х советские власти резко занялись лёгкой промышленностью и быстро смогли восстановить прежние объёмы производства. Конечно, фабрики, которые отобрали (в редких случаях — выкупили) у бывших владельцев, сменили названия: «Даниловская мануфактура» стала «Московской хлопчатобумажной фабрикой имени М. В. Фрунзе», «Товарищество Прохоровской Трёхгорной мануфактуры» превратилось в «Трёхгорную мануфактуру имени Ф. Э. Дзержинского» и так далее. К тому же отношение к текстилю изменилось: советские власти видели искусство как способ пропаганды новых ценностей — и довольно скоро обратили внимание на текстильный дизайн как на самое массовое и доступное декоративно-прикладное искусство. Ткани и вещи, сшитые из них, могли представлять новое государство и рассказывать о нём миру — так появилась необходимость в собственных текстильных художниках, не выписанных из-за границы.

Выращиванием таких художников занялся текстильный факультет ВХУТЕМАСа (потом ВХУТЕИНа) — там преподавали «амазонки авангарда» Любовь Попова и Варвара Степанова, которые делали экспериментальный текстиль на Первой ситценабивной фабрике, и старшая сестра Владимира Маяковского Людмила, мастерица аэрографической росписи. Их усилиями 1920-е стали десятилеткой выдающегося агиттекстиля. Художники советского авангарда вообще были склонны пробовать себя в самых разных областях — промышленный дизайн увлекал их куда больше, чем «бесполезная» живопись и другие формы искусства, недоступные широкой аудитории. Текстиль 1920-х — это и эффектные геометричные композиции, которые выглядят вполне современно (только посмотрите на это платье Любови Поповой), и более предметные сюжеты: дирижабли, марширующие пионеры, тр акторы или самолёты. Например, С. Никитина прославилась тканью «Физкультура детей», чудесные сюжетные рисунки делали Мария Ануфриева и Вера Лотонина (впрочем, позже цветочные мотивы им удавались не хуже).

Цветочки и оттепель

В 1930-х новаторский дух ВХУТЕМАСа сошёл на нет из-за ограничений сверху. Агиттекстиль попал в немилость: теперь руководство страны считало, что тиражирование атрибутов индустриализации и социализма — это пошло и легкомысленно. В 1933-м даже появилось постановление о «недопустимости выработки рядом предприятий тканей с плохими и неуместными рисунками». Критике текстиля даже посвящали отдельные статьи в популярных газетах — так, в 1933 году «Правда» опубликовала фельетон «Спереди трактор, сзади комбайн», где журналист Рыклин назвал художников «кучкой халтурщиков, которая, прикрываясь революционной фразой, пачкает материю». Так что в текстильном дизайне наметился новый тренд — от сюжетных узоров художницы перешли к растительным, не нагруженным идеологически, но не менее эффектным.

После Великой Отечественной войны фабрики продолжили выпускать ткани в цветочек и горошек — это продолжалось вплоть до Всемирного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года, где Страну Советов нужно было представить максимально прогрессивной и современной. По такому случаю решили сделать красивые сувенирные платки и одежду — и заодно обновить всю текстильную промышленность. Вместе с новой техникой появилось и новое отношение к сотрудникам. С 1960-х текстильные художницы перестали быть анонимными: партийное руководство смекнуло, что это идеальные образцы советской женщины — не просто творческие единицы, но и общественницы, активистки и просто красавицы. Художницы воспользовались свободой: во время оттепели появляются и абстрактные сюжеты, и фольклорные мотивы (как у Елены Шумяцкой), и текстиль, посвящённый освоению космоса.

Читайте также:
Как с помощью одежды производить желанное впечатление

Советский поп-арт и конец всего

Власти не считали текстильный дизайн «высоким» искусством — поэтому и относились к нему менее строго. Благодаря этому художницы, занимавшиеся тканями, могли экспериментировать куда больше, чем их коллеги-живописцы или скульпторы, и под видом паттернов для детской одежды или интерьерного текстиля делать сильные абстрактные работы. В работах 1960–1980-х встречаются очень смелые художественные решения: например, ткани, которые придумывала Анна Андреева, — это чуть ли не пиксель-арт , и многие её работы больше напоминают картины Энди Уорхола или обложки психоделических рок-альбомов, чем что-то для простых советских людей. Впрочем, простым советским людям такие ткани и не доставались — как и все остальные товары, их периодически «выкидывали» в магазины небольшими партиями.

В эпоху застоя возможностей для творчества в текстиле становилось всё меньше — в 1970-е и в 1980-е художницам приходилось всё дольше биться за утверждение эскизов, и в процессе согласования они часто менялись до неузнаваемости (или просто теряли актуальность). Производства делали ставку на уже существующие образцы, которые хорошо продавались, поэтому многие новые эскизы так и остались на бумаге. Творческая лаборатория сохранилась лишь на шёлковой фабрике «Красная Роза», где работали Анна Андреева, Лидия Рубцова и Татьяна Тихомирова.

С началом перестройки многие производства стремительно пришли в упадок и закрылись — сейчас из московских предприятий осталась в живых «Трёхгорная мануфактура», но производство давно перенесли из исторического здания, которое теперь занимают офисы (в том числе редакция Wonderzine). Работы Андреевой хранятся в МoМА — однако большинство имён российских и советских текстильных художниц не знакомы никому, кроме узкого круга специалистов, а созданные ими ткани лежат в архивах музеев и профильных институтов.

ФОТОГРАФИИ: Предоставлено пресс-службой Музея Москвы

Ткани в рулонах с советских времен как оценить для продажи?

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Читайте также:
Капсульный гардероб – примеры по созданию

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. тема является закрытой.

Объявления на НН.РУ – Для детей

Футболка Disney Baby размер 86 в хорошем состояние. После одного ребенка. Возможна отправка по России
Цена: 300 руб.

Пальто носили только в школу, р.128, ткань с мембраной, утеплитель 300 гр термофайбер, до сталии флис.
Цена: 1 300 руб.

Стульчик для кормления — это комплект для кормления ребенка. Удобная столешница гарантирует абсолютную безопасность малышу. Ему.
Цена: 1 500 руб.

Туфельки для девочки р.35, очень симпатичные. По стельке 22см. Производитель Зебра. Орт.стелька. Мерить в 7 мкр-не или передам в любой.
Цена: 650 руб.

10 дефицитных вещей, о которых мечтали все женщины в СССР

В 1960-х годах в СССР пришла мода на настоящие американские джинсы, достать которые официальным путем было невозможно. Советские производители предлагали альтернативу в виде брюк из джинсовой ткани, а любители иностранной одежды отстаивали очереди за польскими и индийскими джинсами, однако и они не могли сравниться с оригиналом. У спекулянтов стоимость вожделенной вещи равнялась месячной зарплате рабочего на заводе. К тому же бывали случаи, когда фарцовщики продавали вместо джинсов одну брючину. Со временем советские граждане приноровились и стали варить отечественные джинсы, чтобы на них появлялись разводы — как на американских.

Читайте также:
Макияж на Новый год 2021 – фото и идеи

Первыми в СССР из французской парфюмерии появились духи Dior Diorissimo — в начале 70-х годов, однако больше всего советским женщинам запомнился аромат, продажи которого начались в конце 70-х, — Climat от Lancôme. Официальная цена флакона составляла 20 рублей, но достать их было крайне сложно — и женщины готовы были сильно переплачивать. Среди импортных ароматов в СССР также были относительно недорогие «Пани Валевска» (Польша), «Сигнатюр» (Болгария) и совсем дешевые польские «Быть может». Конечно, шансов соревноваться в популярности с французской парфюмерией у них не было.

Крупнейшие производители косметики в СССР — «Свобода» и «Новая заря» — создавались на базе фабрик, появившихся еще в царской России и имевших большой опыт в производстве самого необходимого для красоты. Тем не менее многие советские средства были ниже по качеству, чем иностранные, поэтому женщины в СССР мечтали о заграничной косметике. Достать французскую пудру или помаду было практически нереально, разве что по дипломатической линии или у спекулянтов. Законной альтернативой становились польские тени и помады, за которыми приходилось стоять в очередях. Среди советских средств хорошими, но дефицитными считались карандаши для век «Косметика» и матирующая пудра «Ленинград» с рисовой мукой.

Бренд «Чайка» Угличского часового завода появился благодаря первой женщине-космонавту Валентине Терешковой. Так звучал ее позывной, в честь которого с 1963 года и стали называть изделия фабрики. В 70-х годах завод выпустил часы, которые должны были быть у каждой уважающей себя советской женщины, — в позолоченном корпусе и с металлическим браслетом.

Когда в 1975 году на экраны вышел фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!», женщины всего СССР стали обсуждать роскошную лисью шапку героини Барбары Брыльски. Головной убор в тот момент был на пике моды. В начале 80-х предметом вожделения всех советских женщин стала норковая шапка, достать которую было очень сложно. Да стоила она крайне дорого — приходилось отдавать две или три среднестатистические месячные зарплаты.

В 1970-х в СССР появились высокие облегающие ногу сапоги из мягкой лакированной ткани. Обувь получила название сапоги-чулки. За ними сразу же выстроились очереди. Через некоторое время половина страны стала ходить в одинаковых черных сапогах-чулках, и только самым ловким удалось заполучить оригинальные модели из Польши и Югославии — они были различных расцветок и с декоративными украшениями.

Капроновые и нейлоновые колготки отечественного производства появились в 70-х годах. Их выпускала Брестская чулочная фабрика в единственном цвете — телесном. Между тем во всем мире в моду вошли черные и белые колготки, что вынуждало девушек в СССР отбеливать и красить «чулочные рейтузы» (именно такое название изначально было в ГОСТе). В итоге колготки чаще всего портились, нанося урон семейному бюджету. Настоящей мечтой советских женщин были немецкие и чехословацкие колготки, которые периодически появлялись в продаже, вызывая ажиотаж.

Плащ из болоньи

В 60-е годы на Западе появилось огромное разнообразие полиэстера, который вошел в моду благодаря своей носкости, цветовому разнообразию и низкой себестоимости. В итальянском городе Болонья началось производство плотной капроновой ткани с водоотталкивающей обработкой. На родине материал успехом не пользовался, однако его производство наладили в СССР — и тут же плащ-дождевик из ткани, названной в честь родного города, стал объектом охоты советских людей. Отечественные плащи были сшиты как под копирку и смотрелись на женской фигуре не особо привлекательно. Навевала скуку и палитра цветов — зеленый, синий и светло-коричневый. Дождевики из Чехословакии и Югославии, как правило, были гораздо лучше сшиты и раскрашены в яркие цвета, что обеспечило им популярность среди тех, кто хотел модно выглядеть.

Читайте также:
Как Скинорен помогает вылечить акне

Афганские дубленки прославились по всему миру в 1960-е благодаря хиппи, которые по достоинству оценили короткие пальто из овчины, расшитые узорами. Решающим фактором стало появление группы The Beatles в дубленках в 1966 году. До СССР мода дошла к середине 1970-х, и в очередь за пальто из овчины выстроились как мужчины, так и женщины. Дубленок на всех не хватало, к тому же девушки, как правило, охотились не за обычными бежевыми, а за цветными с красивыми узорами. Официальные цены на такие равнялись нескольким месячным зарплатам, а у спекулянтов были еще дороже.

До XX века женские сумки были привилегией богатых дам и изготавливались в основном из ткани. Настоящий «сумочный» бум случился в 1950-х, когда французские модные дома значительно расширили ассортимент и сделали красивые вместительные сумки модным аксессуаром. Советские женщины могли только мечтать о сумке от Dior или Chanel. В СССР было налажено производство сумок из холщовой ткани и натуральной кожи, однако к ним была все та же претензия — однообразный дизайн. Модные девушки охотились за импортными экземплярами из Чехословакии, шиком считалось заполучить цветную кожаную сумку из Вьетнама. Выглядели они не так эффектно, как французские, но зато выделяли свою владелицу из толпы.

Краткая история школьной формы в СССР (13 фото)

Внимание! При прочтении возможны неконтролируемые приступы ностальгии.

1 сентября — любимый праздник взрослых мальчиков и девочек. Любим мы его за непередаваемо прекрасное чувство, когда просыпаешься утром и понимаешь: тебе больше не надо в школу, ур-р-ра-а-а, отмучился! Наш праздничный подарок советским мальчикам и девочкам — краткая история школьной формы в СССР с рассказами выживших носителей (в том числе сотрудников редакции).

Первый кирпич в основание школьной формы на Руси был заложен в начале XIX века, а именно в 1804 году, когда тогдашнее Минобрнауки — Министерство народного просвещения — приняло «Устав учебных заведений, подведомственных университетам». Согласно ему, империя была разбита на шесть учебных округов, во главе каждого — университет. Гимназической формы как таковой не было, но в крутых гимназиях, а также пансионах перенимали мундиры своих учебных округов.

Обязательную ученическую форму ввел Николай I «Положением о гражданских мундирах» от 27 февраля (11 марта) 1834 года. Правда, касалось оно учащихся «мужескаго полу», им вменялось следующее: «Иметь мундир темно-зеленого сукна с темно-синим суконным же воротником с золотыми или серебряными петлицами из галуна по округам. Покрой как мундиров, так и положенных студентам и воспитанникам сюртуков иметь ныне существующий и носить им фуражки суконные темно-зеленые с околышком по цвету воротника».

Сын Николая I — Александр II — переодел в новое сперва чиновников и военных, а затем, им под стать, и гимназистов. Некоторое время он находился в творческом поиске, так и этак меняя ученическую форму, пока в 1888 году не устаканил набор из мундира, широких брюк и фуражки с кожаным козырьком, все — темно-синего колера (за что, кстати, гимназистов в соответствующих возрастных кругах обидно величали «синяя говядина»). Над козырьком значился набор из букв и цифр, обозначающий сокращенно название учебного заведения.

При Николае II гимназистам вышло послабление в смысле формы: она стала удобнее, добавились кители и гимнастерки — на северо-западе империи они были темно-синими, на юге — серыми. Летом носили блузы и рубахи, кои подпоясывали черными ремнями лаковыми с шифром гимназии на бляхе. Непременный элемент гимназического костюма в любое время года — черные суконные брюки.

Юницам повсеместную школьную форму даровали аж на 60 лет позже, соответствующее положение было утверждено в 1896 году. До этого форменная одежда имелась у воспитанниц Смольного института благородных девиц в Санкт-Петербурге. В отличие от них, прочие гимназистки стали надевать не цветные платья из шелка, а коричневые из шерсти и вторым слоем повязывали фартук: в будни — черный, в праздники и торжественные случаи — белый.

Грянула революция 1917 года, и декрет «О единой трудовой школе» отменил деление на гимназии и училища, а также ученическую форму, заклеймив ее символом высшего сословия и пережитком буржуазного прошлого. В 1949-м в СССР стартовал переход к всеобщему семилетнему образованию, и обязательная школьная форма вернулась.

Читайте также:
Полезное приложение, которое помогает экономить на покупках

Мальчики облачились в серо-синие гимнастерки, перетянутые лакированным ремнем с пряжкой, однотонные брюки и фуражки с кожаным ремеш­ком.

Девочек обрядили все в те же коричневые платья с фартуками, но только существенно короче, не до пят и щиколоток.

Появились и требования к прическам: волосы надлежало заплетать в косички, банты и ленты приветствовалось выбирать под цвет фартука.

Однажды моя одноклассница пришла в школу с «хвостом». Так ее отправили с урока — заплетать волосы.

Людмила Холодова, 69 лет

С наступлением хрущевской оттепели начались послабления и для школьников в смысле формы. Курс на демилитаризацию сказался и на ней: в 1962-м на смену гимнастерке пришел серый полушерстяной костюм — брюки и однобортный пиджак. В 1973-м форма сменила цвет на темно-синий, место пиджака заняла курточка, покроем лестно смахивавшая на джинсовую заграничную.

Мелом на форме писали на спине разные изречения боевым впереди сидящим товарищам.

Егор Климов, военнослужащий, 48 лет

В 1984-м появилась форма для старшеклассников: с 8-го класса парням позволялось наряжаться в синий костюм-двойку, а барышням — в тройку из юбки, жилета и пиджака.

Всегда был на голову толще и выше всех одноклассников. В связи с этим раньше всех получил возможность носить взрослую форму, то есть уже в шестом классе я мог себя выдавать за человека, который старше сверстников на два года (это круто). А еще я, записной отличник, любил прикидываться двоечником-второгодником (круто вдвойне, на девочек производило впечатление).

В какой-то момент мне люто подгорело наглаживать стрелки на брюках, и я решил сделать из них чиносы. Тогда я этого слова не знал и знать не мог, опередил моду и время, видимо.

Получилось весьма коряво, но получилось же! Конечно, разведчика выдавали следы от стрелок и абсолютно штормовой шов (да, я их ушил), но горд я был невероятно. Не помню в деталях реакцию родителей, но поскольку обратного пути не было (ножницы я тоже нашел), то через некоторое время мое произведение искусства было облагорожено, насколько это было возможно. Из пионеров не выгнали, но в комсомольцы не взяли, а потом стало и не нужно. Хотя сейчас я в этом не очень уверен.

Денис Настин, руководитель проекта, 48 лет

Обязательным атрибутом к форме были значки: с дедушкой Лениным, где «был Володя маленьким, с кудрявой головой», — у младших школьников, октябрят, и пионерские с соответствующими галстуками — у школьников средних классов. Лучше было забыть дома голову, честь и совесть, но не пионерский галстук (а также сменку и дневник, но сейчас не об этом). Немедленно марш домой, и без кумачового треугольника не возвращаться! И в дневник еще запишут что-то нелестное про тебя — родителям почитать на ночь.

С галстуком проблемы чаще всего были: то завязан не так, то отсутствует. Одной девчонке в пионерлагере друзья на память на галстуке расписались, и кто-то увидел из преподов. Там вонь до небес поднялась: осквернение частицы знамени, орошенного пролитой кровью борцов за свободу человечества!

Егор Климов, военнослужащий, 48 лет

У девчонок школьная форма за 90 лет особо не поменялась. Так и ходили, бедные, все в тех же коричневых платьях и черных фартуках. Одна отрада: модели и тех и других выпускались разные. Так что можно было варьировать: в один год платье с плиссированной юбкой, в другой — с прямой или в складку, воротник мог быть отложной или стойка, пуговицы на спине или на груди и т.д. Если, конечно, удавалось достать: ассортимент в магазинах маленьких городков не баловал разнообразием, так что за нужным размером и симпатичном фасоном приходилось гонять в райцентр, а то и в советскую столицу Москву.

Не возбранялось носить форму других советских республик и соцстран — это считалось суперпупершиком.

У меня была рижская школьная форма синего цвета (родственники жили в Риге). Считалась более зачетной, чем коричневая.

Мне платье и фартуки шила бабушка. Она работала в ателье, и у меня всегда была красивая форма и, главное, не как у всех, вот!

Самое занимательное, что школьная форма роднила с армией девочек, а не мальчиков. Девицам приходилось пришивать манжеты и воротнички — минимум еженедельно. Особые аккуратистки могли делать это даже пару раз за неделю. И тут опять вставал вопрос дефицита: всю эту амуницию надо было доставать, в свободной продаже готовые, фабричные комплекты были не всегда. Приходилось выкручиваться — стряпать самодельные из кружев и тесьмы, которых в советской торговле тоже были не сады.

Я заканчивала школу в 1975-м году на Камчатке. На выпускной вечер мама сшила мне платье из белой парчовой ткани, которую достала неизвестно где всеми правдами и неправдами. Платье при этом получилось на редкость дурацкое, и я очень переживала, потому что мне нравился одноклассник и я хотела произвести на него впечатление.

А была у меня еще одноклассница, ее воспитывал один отец, военный. И вот на выпускной вечер она пришла в школьной форме и белом фартуке, скорее всего, потому, что о платье ей некому было позаботиться. Но она выглядела так эффектно и красиво на фоне остальных нас в платьях, что все мальчики класса смотрели только на нее.

Ирина Маршалкина, 63 года, риэлтор

После того как СССР не стало, не стало и школьной формы — ее отменили в 1992-м. Учителя дружно вознегодовали.


Вообще, зря ее убрали, ходят теперь все как бомжи, разношерстный сброд. А раньше мальчики все синенькие, девочки все коричнево-беленькие. Красота!

Онлайн каталог Мери Кей

Мы гарантируем , что всегда дадим вам лучшую цену на косметику Мэри Кей! Если Вы обнаружите косметику Mаry Kay по более низкой цене в других интернет-магазинах Мери Кей в Москве, то мы обязуемся предоставить такую же цену и дать дополнительную скидку 5% от цены конкурента.

При оформлении заказа просто вставьте ссылку в графе “Комментарий” на сайт, где аналогичный товар имеет более низкую чем у нас цену. Или же просто позвоните нам по телефону 8(985) 509 43 09.

Если Вы хотите покупать продукцию со значительной скидкой становитесь VIP клиентом. Стать Консультантом Мэри Кэй это просто и интересно!

Печатный каталог Мери Кей с ценами!

Печатный каталог косметики Mаry Kay выпускается один раз в три месяца. Бывает, что в качестве бонуса к печатному каталогу прилагаются пробники новых косметических продуктов из этого сезона. Мэри Кей каталог представляет собой брошюру с фотографиями и полным описанием товаров и способом применения средств. Также при выходе новинок парфюмерной коллекции в каталоге присутствуют ароматизированные странички, благодаря которым вы можете подобрать себе аромат.

Если Вы не можете себе выбрать среди нескольких товаров или не знаете целесообразно ли брать то или иное косметическое средство, то не раздумывая звоните нам – мы обязательно вам поможем определиться с правильным выбором.

Ваш заказ будет собран и доставлен в максимально короткие сроки. Для особых случаев предусмотрена срочная доставка. Если Вас интересует Mary Kay каталог на бумажном носителе, то во время заказа пометьте в поле комментарий – и мы доставим его вместе с Вашим заказом.

Лидеры продаж
ОНЛАЙН КОНСУЛЬТАНТ МЕРИ КЕЙ

Косметика Мэри Кей еще не продается в вашем городе или от Вашего места жительства и работы представитель компании находится далеко? Больше это не будет для вас проблемой. Несмотря на то, что самым информативным способом приобретение продукции Мери Кей является личная встреча с консультантом, не всем подходит такой способ.

Лучшее решение в данном случае – это изучить Мэри Кей онлайн каталог. В нем представлены все косметические средства компании, в том числе самые последние новинки. Вы можете сделать покупку в любое удобное время, уютно устроившись в кресле или на диване, спокойно выбирая оттенки, изучая составы и отзывы по продукции.

На сайте интернет-магазина продукции Мэри Кей есть онлайн-консультант, который поможет разобраться в широком ассортименте косметических средств и выбрать наиболее подходящие Вам продукты.

Если же Вы не доверяете дипломам качества, мнениям опытных дерматологов и положительным отзывам других женщин, вы можете посетить бесплатный косметический мастер-класс, в рамках которого вам будет доступна любая косметика MaryKay, подобраны средства индивидуального ухода или аромат, который будет отражать именно Ваше состояние и ваш внутренний мир.

Посетив Мери Кей каталог с ценами, Вы можете быть приятно удивлены, так мы регулярно предлагаем различные скидочки на популярные товары. Более того, милые дамы, в разделе «Распродажа» Вы сможете обнаружить продукт, который мы отпускаем со скидкой до 20% лишь из-за незначительного дефекта упаковки.

Более того, мы уверены, что предложенная нами стоимость любого из средств Мари Кей является лучшим ценовым предложением.

Если же Вы найдете более выгодное предложение в другом интернет-магазине, мы продадим Вам данный товар еще на 5% дешевле от цены конкурента. В раздел «Распродажа» находится продукция, на которую распространяются дополнительные скидки по тем или иным причинам, остальная продукция находится в соответствующих разделах онлайн каталога Мере Кей.

Только у нас есть гарантия лучшей цены на Мэри Кэй. Вы должны знать, что если найдете лучше ценовое предложение на косметику Мэри Кэй в Москве, то мы Вам предложим дополнительную скидку в 5% от цены конкурента на продукцию компании.

Мы ценим своих клиентов и всегда очень рады новым и мы готовы предлагать гарантированно лучшую цену на косметику Мари кей, превосходный сервис, удобные условия доставки. На сайте mаrykay.tv (Мэри Кэй каталог), широкий выбор всей гаммы продукции на лучших условиях.

Мери Кей купить со скидкой Вы можете в разделе в разделе Распродажа.

Косметика компании Мэри Кэй является продукцией высокого качества, что обеспечивает не только ее безопасность, но и гипоаллергенность. В Европе продукция компании Мэри Кэй имеет бессрочный сертификат, что подчеркивает ее высочайшее качество.

Сотни тысяч женщин во всем мире отдают предпочтение именно косметике Мэри Кэй ввиду высочайшего качества продукции, соответствующей результатам новейших разработок в области науки. Компания работает по принципу безоговорочного доверия ко всем косметическим линиям, с которыми она сотрудничает.

MaryKay каждый год выделяет миллионы долларов для осуществления научных разработок. Благодаря которым можно с уверенностью утверждать, что продукция отличается высочайшим уровнем качества, полностью безопасна и дает высокий результат, который полностью соответствует ожидаемому. Во время тестирования эксперты подробно изучают каждый из компонентов, как отдельно, так и в его взаимодействии с другими составляющими косметического средства. Тестирование производится в независимых лабораториях и строго под контролем опытных дерматологов и офтальмологов.

Продукция Мэри Кей — это истинный эталон качества. В ассортименте компании вы найдете широкий спектр средств по уходу за кожей лица и тела, а также любые разновидности декоративной косметики, которая уже давно завоевала доверие у девушек во всем мире. А чтобы вам было еще спокойнее, производство всех косметических линий осуществляется под строгим государственным контролем. Сертификация косметики также производится в два этапа: первоначально в стране, где она производится и второй раз в стране, где продается.

Но все согласятся, что подтверждения качества косметики экспертами и контролирующими органами — это не главное. Самое важное — это доверие наших постоянных клиенток и увеличением их числа с каждым новым каталогом компании. А если нам доверяют свое лицо и тело женщины, то это дорого стоит и нацеливает на дальнейшую еще более качественную работу. Мы всегда с вниманием читаем отзывы и пожелания наших покупателей и благодарим их за то, что они позволяют сделать косметику Мэри Кей более совершенной. Производитель выступает в защиту окружающей среды, поэтому не тестирует свои товары на животных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *