Венецианские карнавальные маски – виды, фото и история

Венецианские карнавальные маски

Маска означает личина, это предмет, который надевают, чтобы быть неузнанным. На Венецианском карнавале маски были обязательны, а сами традиционные маски карнавала в Венеции делятся на две группы: маски комедии Дель Арте, что и означает комедия масок, и классические маски. Неудивительно, что в XV веке существовала целая профессия, профессия масочника.

Венецианские карнавальные маски – история.

Комедия Дель Арте – это уличный театр. Этот театр возник спонтанно. В средние века в Венеции было полно уличных лавок и торговцев, и так получилось, что в один прекрасный день около одного из торговцев появился очередной скандалист, которых было полно в Венеции. Но в этот день кто-то из торговцев заметил, что это «представление» одного актёра вызывало интерес толпы и привлекало покупателей. Так и появился театр комедии Дель Арте. Уличный театр, в котором существовали различные персонажи и общий сценарий, а вот отдельные роли прописаны не были, здесь была возможна импровизация.

Сначала в комедии Дель Арте был один персонаж, а затем их число увеличилось до сотни. Первым персонажем комедии Дель Арте считается Дзанни (от итальянского имени Джании), который в одиночку разыгрывал перед публикой не большие представления. Сегодня дзанни называют многочисленную группу персонажей-слуг из комедии Дель Арте. Костюм Дзанни состоял из двугорбой шапочки, полумаски с огромным длинным носом (практически птичьим клювом) и просторного «крестьянского» наряда.

По другой версии первого актёра, который играл роль слуги, звали Дзан Ганасса, отсюда и название дзанни.

Но не будем углубляться в дебри театра комедии Дель Арте. На Венецианском карнавале самыми популярными масками, взятыми из этого театра, являются маски Пульчинелла, Коломбина, Пьеро, Арлекин, Пьедролино, Бригелла.

Венецианские карнавальные маски – персонажи.

Бригелла (или как ещё называют этот персонаж Скапино, Буффетто), — первый дзанни, умный слуга; Арлекин (или Меццетино, Труффальдино, Табарино), — второй дзанни, глупый слуга. Они относятся к северному (венецианскому) квартету масок. Ковьелло, первый дзанни, умный слуга и Пульчинелла (Полишинель), второй дзанни, глупый слуга – это маски из южного (неаполитанского) квартета масок. Кроме слуг в квартет также входят маски скупого купца и псевдо-учёного или судьи-заики и хвастливого вояки.

Коломбина или же Фантеска, Фьяметта, Смеральдина — женская маска, служанки. По легенде эта маска была придумана для одной невероятно красивой актрисы, которая исполняла роль Коломбины, и которая не пожелала скрывать всё лицо. Поэтому её маска закрывает только часть лица. Эта маска украшается золотом, серебром, хрусталём и перьями.

К классическим венецианским маскам относятся маски Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто.

Баута. Название этой маски, скорее всего, происходит от названия выдуманного персонажа, которым пугали детей, наподобие русского Бабая или Буки. Эта маска всегда имеет только два цвета – белый и чёрный. Она состоит из белой атласной маски larva с резким треугольным профилем и глубокими впадинами для глаз и широкого чёрного плаща с чёрной кружевной пелериной. Также кусок чёрного шёлка надевался и на нижнюю часть лица, закрывая шею. С этой маской носили чёрную треугольную шляпу. Маска была очень популярна среди венецианцев. Она хорошо скрывала пол и возраст. Её любили аферисты и любовники. И, что выгодно, в этой маске было возможно есть и пить не открывая лица. Но вот сама маска означала смерть. При этом считалось, что человека в этой маске смерть не узнает и пройдёт стороной.

Кот. Эта маска венецианского карнавала появилась благодаря китайцам. По легенде один китаец приехал в Венецию со своим котом. В Венеции кошек не водилось, а вот мышей было достаточно. Кот отловил многих мышей и за это Дож (правитель Венеции) наградил китайца. Кот же остался жить во Дворце Дожей на случай появления мышей. Довольный китаец вернулся на родину, где и рассказывал о своих приключениях. Его историю услышал второй китаец, который решил собрать шелка и роскошные товары, отправиться с ними в Венецию и получить ещё большую награду, если там готовы платить и за обычного кота. Его путешествие было удачным, и свою награду от венецианцев он также получил, они отдали самое дорогое, что у них было – кота. Благодаря этой истории и появилась маска Кот.

Читайте также:
Как выглядеть моложе своих лет

Венецианская дама. Эта маска элегантна и изысканна. Существует несколько её вариантов – Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и другие.

Ещё одна женская маска – Моретта, смуглянка. Эта маска имеет круглую чёрную форму иногда с кружевной повязкой на глазах. У этой маски есть и ещё одно название – «отрада мужей», так как изнутри маски был небольшой шпенек, который приходилось зажимать зубами, чтобы маска держалась перед лицом. Таким образом, дамы были вынуждены молчать на протяжении всего карнавала.

Вольто. Наиболее нейтральная маска, она копировала форму человеческого лица и крепилась к голове лентами (или у некоторых масок Вольто на подбородке имелась ручка). У этой маски есть ещё одно название – Гражданин.

Доктор чумы. Эта маска обязана своим появлением страшным эпидемиям чумы, которые бушевали в средневековой Европе. В то время доктора, входя в помещения, где находились больные чумой, одевали маски с длинным носом (наподобие клюва), который имел вполне практическое значение, там находились разнообразные травы и ароматические вещества, задачей которых было, как тогда считалось, защитить доктора от заражения чумой. Доктора также носили длинные тёмные плащи, а в руки брали специальную палку, чтобы не прикасаться к больному.

Вот такая история происхождения венецианских карнавальных масок, которые можно приобрести в Венеции или в интернет магазинах.

Виды венецианских масок

Главный символ прославленного карнавала несколько веков назад был более аскетичным и утилитарным: в масках венецианцы могли безнаказанно играть в азартные игры, ходить на свидания, предаваться утехам, в обычной жизни недоступным, стирая границы между социальными слоями. Недаром масками стали прикрываться практически круглый год, а мастера-маскерери с 1436 года обладали цеховым уставом и причислялись к гильдии художников. Власти всячески пытались искоренить использование масок в отдельных ситуациях: в церквях, игорных домах, на балах вне карнавальных дней и так далее. Но венецианцы учились обходить запреты, ведь маска давала ощущение абсолютной свободы.

Bauta

Бауту носили представители обоих полов. Белая, c суженным книзу профилем и глубокими глазными прорезями, она удлиняла лицо и позволяла есть и пить, не снимая ее. Из-за своеобразной формы даже голос человека менялся, добавляя анонимности и способствуя безудержному флирту. Ее любили как вип-персоны того времени, стремившиеся сохранить свое инкогнито, так и обычные люди. Закон предписывал замужним дамам появляться в театрах в бауте, тогда как девушкам на выданье запрещал закрывать лицо. Маска дополнялась треуголкой (в таком виде ее предпочитал носить Казанова) и накидкой табарро, скрывающей фигуру. Летом накидка могла быть из черного или алого шелка, а промозглой венецианской зимой – из тяжелого сукна с оборками и бахромой.

Colombina

© Radu Razvan / Shutterstock

Коломбина, названная в честь одноименного женского персонажа уличного театра комедии дель арте, – это яркая, привлекающая внимание маска, скрывающая лишь часть лица вокруг глаз. Говорят, ее сделали для актрисы, которая не хотела прятать природную красоту даже во время карнавала. Маска закреплялась на голове с помощью шнурков и богато украшалась золотой и серебряной фольгой, кристаллами, мехом, перьями, бантами и кружевами.

Volto

© Saverio Lafronza / Shutterstock

Вольто переводится с итальянского как «лицо» – и действительно, эта маска, известная так же как «Гражданин», следовала форме человеческого лица, практически полностью скрывая его. Она либо привязывалась к голове тесемками, либо держалась на специальной ручке – и тогда нужно было следить за тем, чтобы не открыть свое лицо случайно в маскарадной толпе (или открыть – но только тому, кому было нужно). Простая лаконичная форма оказалась идеальным пространством для творчества нынешних маскерери, которые соревнуются в фантазийной росписи вольто в самых разных стилях и техниках.

Moretta

Моретта представляет собой черную бархатную маску овальной формы. Ее носили только женщины, причем удерживали, зажимая зубами специальный крепеж с внутренней стороны маски. Конечно, они уже не могли разговаривать, поэтому моретте дали еще одно название: немая служанка. Дамы были не против – считалось, что черный бархат подчеркивал красоту женских черт, они дополняли образ вуалью и широкополыми шляпами. Мужья были в восторге от бессловесных жен, а кавалеры, певшие им дифирамбы под защитой карнавального разгула, находили молчание таинственным и соблазнительным.

Medico della Peste

Чумной доктор – странная маска со стеклянными глазами и длинным полым клювом. За столетия до короновируса, Венеция нередко становилась безлюдной из-за чумы. В разгар эпидемий доктора надевали подобные маски для того, чтобы не заразиться от пациентов. Они предусмотрительно закладывали в клювообразный нос пряные травы и ароматические масла, которые, как тогда думали, могли защитить их от страшной болезни и трупных запахов. Прибавьте к этому длинный темный плащ и палку, чтобы не прикасаться к больному руками – картинка получалась довольно зловещей.

Читайте также:
Как повторить укладку волос по-французски, идеи для девушек

Gnaga

Еще одна необычная маска в виде кошачьей мордочки – Ньяга. Ее, в сочетании с нарядами простолюдинок или кормилиц, использовали гомосексуальные мужчины, которые своим нарочито вульгарным поведением, непристойными песнями, а также измененным, похожим на мяуканье голосом смущали даже повидавших многое венецианцев. Зачастую они носили с собой корзину с котятами и натягивали на руки перчатки с длинными когтями, а сопровождали их дети и подростки.

Где найти настоящие венецианские маски?

Маски на любой вкус и кошелек продаются на каждом углу, но за аутентичным изделием ручной работы стоит зайти в мастерские, где их делают так же, как во времена дожей и куртизанок. Вот полезные адреса:

  • La Bottega dei Mascareri – одна из самых известных лавочек (адрес: San Polo 80, рядом с мостом Риальто)
  • Ca’ Macana – здесь были созданы маски для фильма Кубрика «С широко открытыми глазами» (адрес: Via delle Botteghe, Dorsoduro 3172)
  • Ca’ del Sol – помимо покупки масок, тут можно поучиться их делать и украшать (адрес: Fondamenta dell’Osmarin, Castello 4964)
  • Laboratorio Artigiano Maschere – одна из самых старых мастерских (адрес: Barbaria delle Tole, Castello 6657)
  • Tragicomica – не только маски, но и карнавальные костюмы (адрес: Sestiere San Polo, 2874)

Венецианский карнавал: история, традиции, маски.

«Маска, маска, я тебя знаю…» Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка, где между гражданами никогда не было вассальных отношений.

«Ни в чем друг друга не зазирают и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякий делает по своей воле, кто что хочет. Та вольность в Венеции и всегда бывает, и живут венециане всегда во всяком покое, без страху и без обиды и без тягостных податей» , – писал П. Толстой, побывавший в Венеции в конце 17 века. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carne vale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели – венецианцы считали иначе. Они переводили “карнавал” следующим образом: carrus navelis – “потешная колесница, корабль праздничных процессий” и любили приурочить к Festa della Marie – старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.

Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы – мерия оплачивает им роскошный круиз.

Но, на самом деле, истоки венецианского карнавала уходят глубже – в древние римские Сатурналии – ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Рабов сажали за общий стол, и чтобы сгладить неловкость необычной ситуации, все надевавали маски.

Строго говоря, карнавал и родился из маскарада. В какой-то момент венецианцы настолько увлеклись, что начали “отрываться” в веселии с начала октября по февраль включительно с легкими перерывами на посты. А маска настолько прочно “приросла” к лицу, что стала просто частью экипировки.

П. Лонго. В игорном доме.

“Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться – разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».

Читайте также:
Глянцевые журналы – польза или вред?

П. Лонго. В игорном доме.

П. Лонго. У зубного лекаря.

П. Лонго. Бегемот.

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть – все были желанными гостями на этом блестящем празднике.

«Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя. », – писал о карнавале Джакомо Казанова.

Памятник Дж. Казанове в Венеции работы М. Шемякина.

Но все имеет свои пределы. И без того зыбкие, как вода в Большом канале, моральные границы абсолютно размывались в карнавальные дни. Мужчины в масках проникали в женские монастыри, должники скрывались от кредиторов, наемные убийцы “браво” бесприпятственно вершили свои черные дела.

«И так всегда в Венеции увеселяются и не хотят быть никогда без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много».

В конце концов Совет Десяти не выдержал и сказал:”Баста!” В 1608 году был издан декрет, который запрещал носить маски в течение длительного периода. С этого момента маски разрешалось использовать только во время карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчин приговаривали к двум годам тюрьмы и крупному денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан-Марко, после чего изгоняли с территории Венецианской республики на четыре года.
Карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.

Д.Б. Тьеполо. Карнавал

На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды играли в игру, напоминающую современный футбол – старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатаходцы. На этот же канат выпускали одного из заключенных: дойдет до конца – свободен, нет – его ждет веселая смерть “на миру”.

Дамы-зрительницы восхитительными, живописными “гроздьями свешивались” с балконов. «Женский пол и девицы всякого чину убираются зело изрядно особою модою Венецкаго убору и покрываются тафтами черными сверху головы даже до пояса, а иныя многия убираются по-французски. В женском употребляют цветных парчей травчатых больше, и народ женский в Венеции зело благообразен и строен и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не охоч, больше заживают в прохладах».

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, в знаменитом игорных домах – ридотто – играли по-крупному, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных рыжеволосых венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров.

Воздух был насыщен туманами , азартом, любовью, ревностью.

И кругом маски, маски, маски. Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Впрочем, любимая маска венецианцев – буата – как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета – черный и белый. К белой “личине” – черный плащ. Эту маску обожали все – и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными “раками-медведями”, пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой – ведь скоро Великий пост.

А странное название “баута” – вымышленное чудовище, сродни нашим “буке” и “бяке”.

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Вольто – “гражданин” – простая маска в чем-то похожая на бауту.

Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально “едва торчащем” из воды.

Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества – считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Читайте также:
Как японские ученые доказали, что тело человека состоит на 70 процентов из воды

Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани – парча, атлас, муар, изысканные благовония.

У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.

Моретта – “смуглянка” – самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.

Её обожал Казанова. Смуглая красавица – мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название – “Отрада мужей”. Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.

Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.

Но Коломбина – это уже другая песня, другая история. Дель арте – комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.

Панталоне – венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.

Доктор – юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.

Бригелла – умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.

Арлекин – глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете – Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.

Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.

С помощью этих масок разыгрывались великолепные спектакли, построенные во многом на импровизации. Карло Гоцци, автор знаменитой «Турандот» считал, что этот жанр – комедия масок – дар Венеции театральному искусству.

Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец – Карло Гольдони.

И вся эта компания – Арлекин, Панталоне, Бригелла, Доктор – по праву влилась в карнавальный хоровод, а Коломбина стала символом венецианского праздника.

Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.

Т. Готье. Перевод Н. Гумилева.

Но всему когда-нибудь приходит конец. Карнавал умер, когда умерла Венецианская республика. В конце 18 века, в огне наполеновских войн.

В 70-е годы прошлого столетия праздник решено было возродить. Он проводится обычно в конце февраля и продолжается 10 дней .Заранее объявляется тема праздника. В это году их было даже две – “19 век” и “Объединение Италии”. Но как говорят, в одну реку невозможно войти дважды. Традиции старательно соблюдаются. Начинается карнавал с Festa della Marie, с кампанеллы – 100-метровой колокольни собора святого Марка “слетает” Ангел, рассыпая вокруг себя конфетти, по улицам бродят все те же карнавальные маски.

Все так, но, как говорят очевидцы, исчез сам дух карнавала. Теперь это скорее великолепное зрелище для туристов, нежели образ жизни самих венецианцев.

Но Венеция, город непредсказуемый, здесь иногда случаются чудеса. Нашлись же в 11-м веке мощи Святого Марка, безвозвратно утраченные во время реставрации собора. Возможно, рано или поздно произойдет и еще одно чудо: вернется настоящий дух венецианского карнавала – дух веселого сумасшествия, любовных авантюр и артистических приключений.

Читайте также:
Быстрое восстановление кожи лица после зимы и праздников

Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Венецианские маски и их особенности

Золото , серебро , хрусталь и перья на лице. Именно на лице, а не около него, ведь речь идет об масках. Драгоценностями украшают образцы из Венеции. В частности, принято наносить позолоту на Коломбину, Даму, Смуглянку. Так называются разновидности венецианских масок.

Самые бюджетные варианты туристы приобретают за 15 евро. В эту сумму укладываются сувенирные образцы, то есть, совсем крохотные. Чтобы закрыть лицо, потребуется от 35 евро. Информация к месту, ведь карнавал стартует уже 15 февраля. Надо знать, к чему готовиться. Об истории праздника, масках и их особенностях, далее.

Венецианский карнавал — история в масках

Первый карнавал в Венеции состоялся в 1994-ом году. Цель празднества – на несколько дней стереть светские предрассудки. Глобальное расслоение общества на бедных и богатых мешало их непринужденному общению в обычной жизни.

Венецианские маски дали возможность не знать, кто именно пред тобой. Господа могли подносить вино слугам. Слуги получали возможность насладиться роскошной жизнью и общением с высшим обществом.

Изначально, маски венецианского карнавала копировали изображения языческих богов. Но, к 13-му веку их вытеснили с пантеона празднества. Люди стали использовать не отвлеченные образы, а реальные. Средневековье потрясали эпидемии чумы.

Дабы не заразиться от пациентов, доктора надевали во время приемов маски с закрытым, длинным носом. Вскоре, такие начали использовать и во время карнавала. Название атрибута – доктор Чума. Кроме него, существуют еще 3 реальных персонажа и несколько, взятых из литературы и карточный игр.

Основные виды венецианских масок

Венецианские маскифото Вольта Баутта и Кота. Животное попало в список из-за особой пользы для итальянского общества. Ему докучали мыши и крысы, но уничтожить их было некому. По легенде, когда путешественники завезли в город кота, на него, как говорится, молились. Усатого поселили во дворце, ухаживали за ним, как за вельможей.

Карнавальные венецианские маски Вольта нейтральны. Перевод названия – горожанин. Изделие имитирует обычное лицо, обычного итальянца. Этакий среднестатистический персонаж.

Венецианская маска «Вольта»

Его лик раньше делали из папье-маше. В современности используют так же акрил, пластик. При оформлении обходятся простыми красками, ведь человек, изображаемый маской, простой.

Баутта – маска закрывающая все лицо. Вид у изделия устрашающий, черты неказистые, острые. Такие венецианские маски купить предлагают на палочке. В этом случае аксессуар держится в руке. Есть образцы на вязках, крепящиеся к голове.

Прообраз Баутта – итальянский бабай, которым пугали детей, если те шалили. Позже, когда маской стали прикрываться преступники для свершения темных делишек, модель стали ассоциировать с реальными злодеями.

Венецианская маска «Баутта»

Из карточных игр в венецианские маски из папье-маше попал Джокер. Поверх бумажной основы, зачастую, наносили чистое сусальное золото . 24-каратный металл дополняли драгоценными камнями или их имитацией – стеклом . Использовались дорогие ткани и кружева.

Современный вариант с позолотой, стразами, тесьмой и блестками предлагают в интернете за 5 350 рублей. Товар выставлен на сайте «Mirano class». Поставки обещают прямо из Италии, но не предлагают венецианские маски заготовки из категории «комедия дель арте». Это произведения народного творчества. Персонажи во всех историях повторяются:

Коломбина – живая, любопытная служанка, посвященная во все дела госпожи. За верность покровительница награждает Коломбину красивыми нарядами и драгоценностями.

Венецианская маска «Коломбина»

Поэтому, маску девушки принято оформлять кружевами, стразами. Такие венецианские маски купить в Москве предлагают не только в классическом виде, но и в качестве, к примеру, светильников. В наличии так же постельное белье с комедийными ликами.

Пьеро – наивный парень. Он добр, часто оказывается в дураках из-за исключительной честности и доверчивости. Пьеро – венецианские маски, роспись на которых выполняется, обычно, глазурью. Добавляют в образ и стекло. Оно отлично имитирует слезинки, стекающие по щекам одураченного героя.

Венецианская маска «Пьеро»

Панталоне – пожилой, но похотливый мужчина. Он обеспечен и жаден. Герой любит поесть и насладиться женским обществом. Дабы привлечь дам, старик не жалеет позолоты и серебра на свою маску. Девушек влечет богатство, вот его демонстрирует аксессуар.

Читайте также:
Карл Лагерфельд фото без очков

Венецианская маска «Панталоне»

И в прошлом, и в современности, драгоценные металлы часто заменяют неблагородными двойниками. Так, образ богача становится доступен простым гражданам. На их лицах часто красуется венецианская маска своими руками сотворенная, а не купленная.

Дама – маска обеспеченной горожанки. У нее хорошие манеры, большие связи и, конечно, есть женские тайны. Аксессуар, как и у Коломбины, закрывает лишь глаза. Когда разрабатываются венецианские маски, мастер класс указывает, что атрибут дамы украшен максимально богато.

Венецианская маска «Дама-горожанка»

Крепятся жемчужины , драгоценные камни , кружева, перья, наносятся серебро и золото. Сейчас их заменяют металлическими красками, блестками, стеклом, бусинами. В старину маски часто просили у господ. Позволить себе жемчуга бедняки не могли, но в дни карнавала было принято делиться.

Арлекин – слуга, как и Коломбина, но парень. Как сделать венецианскую маску героя? Аксессуар раскрашивается в красный цвет. Еще одна отличительная черта – прыщ, чири на лбу. Такой декор затрат не требует. Наверное, поэтому, Арлекин стал одним из самых популярных персонажей не только в итальянских комедиях, но и в масках.

Говоря о ценах на аксессуары, учитываются истинные венецианские маски. В Москве и не только, продаются и стилизованные изделия , произведенные не в Италии. Такие образцы стоят от 200-от рублей. Средняя цена – около 500-от рублей.

Венецианская маска «Арлекин»

Венецианские маски в СПБ (Санкт-Петербурге) предлагает, к примеру, магазин «Mind-Art». За самое бюджетное изделие в подборке просят 320 рублей. Самая дорогая модель – 3 000 рублей. Венецианские маски купить в СПБ итальянского производства доступно минимум за 2 000 рублей.

Сделать венецианскую маску своими руками может не потребовать затрат вовсе, если исходные материалы под рукой. Основой может стать папье-маше, глина , гипс , акрил. Декор – любые краски, камни, блески, ткани, ленты. Картинки маски венецианские доступны в интернете. Они помогут, если в голове не складывается конечный образ изделия.

История и предназначение венецианских масок.

Автор: admin · 10 сентября, 2014

В изолированном, небольшом по территории городе слухи распространялись крайне быстро. Чтобы не подвергнуться всеобщему обсуждению, аристократы предпочитали прятать свои лица под вычурным украшением. Мотивы были разными, от не совсем законных до откровенно злонамеренных. Но главное преимущество заключалось в том, что в таком виде можно было без опасений прогуляться по борделям или игорным домам. Анонимность позволяла предаваться невинным забавам или порокам с одинаковой беспечностью, а наутро вновь выглядеть благочестивыми гражданами.

Неудивительно, что при таком раскладе не только знатные люди, но и простые горожане полюбили носить маски: для многих они стали ежедневным аксессуаром.

Скрывали лицо, в том числе, наемные убийцы, которым мода на анонимность пришлась как нельзя кстати.

А во времена эпидемии чумы доктора, идя к больному, надевали маску с длинным клювом, на кончик которой капали разные эфирные масла, надеясь таким образом защититься от чумы. К тому же образ дополнял длинный темный плащ и палка, которой они прикасались к больным. Руками никогда не трогали. В общем, выглядели такие доктора крайне ужасающе.

Кстати, именно эпидемия чумы и стала причиной появления, а потом и широкого распространения масок. Поначалу, маски, как я уже говорила, носили доктора, а потом эту идею переняла аристократия, так и началась долгая история венецианских масок.

В восемнадцатом веке венецианские маски обрели такую большую популярность у народа, что люди начали ими злоупотреблять, и ношение данного аксессуара пришлось строго регламентировать. Таким образом, маски снова можно было увидеть на лицах горожан только в определенные праздники. Эта традиция была бережно донесена до наших дней.

Неотъемлемой частью жизни города и сегодня остается Венецианский Карнавал – грандиозное ежегодное костюмированное шествие, история которого насчитывает уже 1000 лет.

Магазин масок в Венеции

Толпы туристов стремятся попасть сюда и вживую увидеть впечатляющее событие. Ведь жители Венеции знают толк в масках! К грядущему карнавалу их кропотливо изготавливают неделями, даже месяцами. Как и прежде, делают, раскрашивают и расшивают маски исключительно вручную, превращая аксессуар в уникальное произведение искусства.
А из чего же делают венецианские маски? Вы не поверите, но основой являются обыкновенные кусочки бумаги, которые мастер склеивается между собой, то есть, всем известное «папье маше».

Мастер закладывает в специальную форму листочки бумаги с клеем, разглаживает поверхность и оставляет засыхать. Потом он достает из формы получившуюся основу для маски, вырезает глаза, обрабатывает края.

Читайте также:
Эфирное масло апельсина для ванны и массажа

основа для будущей маски

А дальше начинается процесс украшения. Маска может быть покрыта фольгой из чистого золота, на ней могут быть приклеены бриллианты, другие различные украшения.

Венецианская маска может стоить баснословных денег! И это за бумажную конструкцию! Только вдумайтесь!

Известные венецианские маски

Венецианские маски за свою длинную историю приобрели разные виды. Все они очень отличаются друг от друга, одинаковых масок Вы не встретите, в первую очередь потому, что все они делаются вручную, а идеально повторить декор сложно, да и зачем? Но, все-таки, можно выделить некие группы масок, каждая из которых индивидуальна.

Одним из самых распространенных аксессуаров данного типа является «Баута». Эта маска имеет зловещий вид за счет того что нижняя ее часть остроконечно вытянута вперед. Однако как раз благодаря этой особенности человеку в ней можно свободно есть и пить, а также разговаривать, не боясь быть узнанным – специфическая форма искажает звуки голоса.

Мастерская и магазин масок в Венеции

Баута была очень любима представителями всех сословий, ее охотно носили как на многочисленных карнавалах, так и в повседневной жизни. Известно, что такие венецианские маски часто выбирали принцы и короли для тайных прогулок по городу. Знаменитый Казанова также предпочитал надевать Бауту. С ней носили треугольную шляпу и длинный атласный плащ.

«Жоли» и «Шут» — женская и мужская вариации шутовской маски. Внешне они напоминают о средневековье, смешных колпаках и бубенчиках, хотя могут выглядеть даже более впечатляюще, чем другие разновидности масок. С таким своеобразным аксессуаром носили соответствующий яркий костюм, а иногда еще и «бабуле» – фальшивый шутовской скипетр.

«Дама» наглядно показывает, какими бывают маски на карнавале: сложными, снабженными множеством мелких деталей, сделанными из лучших материалов. Этот изящный аксессуар носили представительницы слабого пола. Маска дополнялась красивыми прическами и дорогими украшениями, и была одной из самых роскошных среди существовавших в то время. «Дама» обрела широкое распространение на праздничных шествиях, но для повседневных прогулок подходила мало.

«Моретта» первоначально появилась во Франции, а затем перекочевала в Италию, где быстро обрела популярность. Эту овальную черную маску было принято носить в повседневной жизни, хотя более сложные варианты вполне подошли бы и для карнавала. Также ее надевали при посещении монастыря. Маска, как правило, дополнялась вуалью. Особенность «Моретты» в том, что она закрывает лишь часть лица, не скрывая всей красоты своей обладательницы.

«Гатто». Происхождение данного аксессуара тесно связано с легендой о бедном мужчине из Китая. Тут стоит напомнить, что первоначально в Венеции практически не было кошек, в связи с чем город сильно страдал от нашествия мышей. Не было спасения даже дворцу местного дожа. У бедняка был только старый кот, его единственное имущество. Но именно он сыграл в этой истории ключевую роль: маленький хищник, несмотря на почтенный возраст, сумел избавить дворец от мышей, за что его хозяин был щедро вознагражден. С тех пор в Венецию начали завозить кошек, а сами животные стали очень почитаемы. Классическая маска «Гатто» закрывает половину лица, имеет ушки и нос, напоминающий кошачий.

Сегодня я рассказала Вам немного об истории венецианских масок и их значениях. Поделитесь в комментариях, если Вы знаете еще что-то интересное об этом необычном аксессуаре.

Вам также может быть интересно:

Костюмы героев и маски Венецианского карнавала

О, да! С гондолами, с палаццо
И с маскарадами средь вод,
С тоской любви, с игрой паяца
Здесь вся Венеция живет.
Николай Гумилев, Вариации на тему венецианский карнавал

Одним из знаковых событий Венеции является её карнавал, который, разумеется, немыслим в отрыве от масок. Ведь карнавал — это перевоплощение, это празднество и игра, где каждый может почувствовать себя кем угодно. И это возможно именно благодаря маскам. Какова же их история?

Ношение в Венеции масок было зафиксировано уже в начале XIII века. При этом стоит сразу сказать, что в тот момент венецианцы носили маски гораздо более продолжительную часть года.

Согласно действовавшему в тот момент законодательству, маску можно было не снимать с середины осени вплоть до самого поста. В последний же день карнавала, Жирный вторник, жители города собирались на площади Сан-Марко, где в знак окончания праздника срывали с себя маски.

Читайте также:
Коллекция одежды 2021 от начинающих российских дизайнеров

Всего существует несколько классических видов венецианской маски:

  1. Баута (Bauta);
  2. Кот (Gatto);
  3. Вольто (Volto);
  4. Доктор Чумы (Dottore Peste);
  5. Моретта (Moretta);
  6. Венецианская Дама (Dama)
  7. Шут

Давайте поподробнее разберемся в видах венецианских карнавальных масок:

Баута

Одна из самых популярных масок, что связанно, в частности, с ее простотой и практичностью.

Она не только позволяет пить и есть, не снимая маски, но также искажает голос, что способствует максимальной анонимности, без которой все веселье, очевидно, невозможно.

Гатто (Кот)

По легенде один бедный человек из Китая, желая найти счастья, отправился в Венецию.

У никого и ничего не было, один лишь кот, которого он и решил взять в путешествие, чтобы было не так одиноко. И этот кот принес ему неимоверное счастье.
На тот момент в Венеции кошек не было, а вот мышей было столько, что несчастные венецианцы никак не могли найти от них спасения. Тут-то и возник наш герой, переловивший всех мышей во Дворце Дожей, чей подвиг был увековечен этой маской. Ну а хозяин, как и полагается, разбогател.
Маска Гатто

Вольто (Гражданин)

Нейтральная маска, копирующая по форме человеческое лицо.

Ivan Smuk/Shutterstock.com

Изначально она была полностью белой и носилась с плащом и треуголкой, к которой она и крепилась. Также в первый период своего существования эта маска закрывала лишь часть лица в отличии от ее современной вариации.

Доктор Чумы

На нем длинный черный халат и маска с крючковатым носом.

Эта маска с длинным искусственным носом была изобретена для защиты во время эпидемии чумы. В то время нос набивали ароматными травами, которые, как считалось, защищают от болезней.
Маска Доктор Чумы

Моретта

Это исключительно женская маска, пользовавшееся особой популярностью в XVIII века и пришедшая в Венецию из Франции.

Черная, округлой формы, она имеет одну исключительную особенность. Носили ее, зажимая зубами, небольшой выступ с внутренней стороны маски, что вынуждало несчастных женщин весь праздник не произносить ни слова.

Венецианская дама

Изысканная маска, которая постоянно видоизменялась под веянием моды и суммы, которую была готова отдать заказчица.

strenghtofframeITA / Shutterstock.com

Она украшалась тканью, перьями птиц, драгоценностями и красками – в общем-то, всеми теми богатствами, что можно было найти на тогдашнем рынке.

Образ шута занимает особую роль в Средневековой культуре.

gorillaimages/Shutterstock.com

За его, казалось бы, маловразумительными речами, наполненными байками и шутками, часто скрывались мудрые комментарии и пророческие советы.

С начала XX века вплоть до 1979 года мероприятие было запрещенным по политическим мотивам и только благодаря легендарному Федерико Феллини, который заручился поддержкой Папы Римского Иоанна Павла II, традиция маскарада была восстановлена. Поэтому праздник отмечают с невероятным размахом каждый год и в наше время.

В первых числах февраля и без того невероятно красивая Венеция погружается в атмосферу сказки: люди одевают костюмы, маски, на площадях города играет музыка и карнавал начинается.

Главный атрибут венецианского карнавала — это маска. Первые макси делали из кожи и папье-маше. Сегодня такие вещи ручной работы встречаются все реже — их заменили дешевые копии массового производства.

Но даже несмотря на это во время маскарада можно увидеть настоящих фанатов своего дела, которые готовятся к звездному часу целый год: продумывают образы, подбирают материалы, шьют костюмы, делают маски.

Luciano Mortula/Shutterstock.com

Как выглядят костюмы героев в реальности?

Мы подобрали для вас самые яркие варианты масок и костюмов героев Венецианского карнавала, чтобы вы успели вдохновиться идеями и подготовиться к этому уникальному событию.

Доктор Чумы и Баута в оригинальных черных костюмах.

Maria Uspenskaya/Shutterstock.com Luciano Mortula/Shutterstock.com lsantilli/Shutterstock.com Luciano Mortula/Shutterstock.com Anibal Trejo/Shutterstock.com Vadim Petrakov / Shutterstock.com Boris-B / Shutterstock.com VanderWolf Images / Shutterstock.com AMzPhoto / Shutterstock.com

  • Советуем почитать продостопримечательности Венеции

Многие из представленных масок имеют свои разновидности, связанные с тем, как интерпретируется персонаж, к которому маска отсылает. Ведь выбирая маску, вы выбираете и свой образ. Однако, если говорить о главных видах венецианских масок, то они перед вами.

Карнавал — это отличный повод посетить Венецию в феврале. Можно быть сторонним наблюдателем или активным участником праздника и костюмированного шоу. В любом случае удовольствие получают и те и другие. Чтобы память об этом событии осталась навсегда, мы рекомендуем вам воспользоваться услугами профессионального фотографа в Венеции.

Читайте также:
Весенняя мода

Как это устроено: феномен успеха бренда Zara

1. Создатель бренда не ставил цели заработать денег

Создатель величайшего современного бренда Zara — испанец Амансио Ортега, как и положено всем добросовестным миллионерам, выходец из бедной семьи. В книге «Феномер Zara» он вспоминает случай, который перевернул его жизнь:

Я помню, как однажды днем после школы я пошел с матерью за едой. Я был совсем маленьким, и она встречала меня у школы. Поэтому очень часто я вместе с ней ходил за покупками. Магазин, в который мы пришли, был одним из тех больших продовольственных магазинов с таким высоким прилавком, настолько высоким, что на самом деле я не видел, кто разговаривал с матерью, но слышал мужской голос, который произнес то, что я пронес в себе сквозь время и никогда не забываю: „Джозефа, мне очень жаль, но я больше не могу продавать тебе товары в долг“. Я был в шоке. Мне было всего 12».

Любой, кто берется за дело с целью лишь Zaraботать денег, — не настоящий бизнесмен.

Несмотря на это, Амансио утверждает, что смог добиться небывалых высот в индустрии только потому, что не имел цели заработать кучу денег.

Если это правда, что я Zaraботал много денег, то это потому, что они никогда не были моей целью, — сказал он мне совсем недавно. — Пойду дальше — на мой взгляд, любой, кто берется за дело с целью лишь Zaraботать денег, — не настоящий бизнесмен».

После случая в продуктовом магазине Амансио Ортега бросил школу и устроился работать ассистентом по продажам в магазин-ателье — все для того, чтобы та история больше никогда не повторилась с его мамой. Здесь он постигает азы кройки, шитья и ведения бизнеса:

Я не получил образования в школе. Но что имеет значение — это способность ставить перед собой цели и делать все ради их достижения».

Далее следовали годы упорного труда. В 17 лет будущий магнат уходит на должность ассистента в компанию La Maja, где уже работали его старшие брат и сестра. Талант юнца заметили и вскоре повысили до менеджера. Кстати, на его место пришла 16-летняя Розалиа Мера Гойенчев, на которой он женился через два года.

Во время своей работы в La Maja Амансио сгенерировал много свежих идей. Одну из них он решил воплотить в жизнь сам, а именно — шить одежду вручную, но из фабричной ткани. Он уволился и в 1963 году основал мастерскую домашнего пошива одежды вместе со своим братом Антонио. На их счету было меньше 20 евро, но это не испугало молодых людей. В небольшой мастерской семейство производило модные стеганые халаты, которые отшивали первая жена Амансио и его сводная сестра. У ребят была та самая коммерческая жилка, поэтому дела пошли в гору. Вскоре они выкупили и стали экспортировать одежду других испанских марок. А тут уже и до своего розничного магазина недалеко.

Хотя как сказать недалеко — 10 лет. Первый розничный магазин Zara был открыт в 1975 году на центральной улице в Ла-Корунье, родном городе Амансио.

2. Одна коллекция в 10 дней

Изначально Амансио хотел назвать компанию Zorba в честь персонажа любимого актера Энтони Куинна в фильме «Грек Зорба». Но авторское право на имя персонажа — вещь упрямая. Zara так Zara:

Названия сетей должны быть в одно слово, потому что так их легче запомнить. И хорошо, если они короткие и звучат нормально на других языках».

В первом бутике Zara были представлены копии одежды популярных модных домов, но за меньшие деньги. Это снискало славу у местного населения — а кто не хочет, например, платье Шанель за копейки? Так что бизнес пришлось расширять и открывать новые магазины.

Параллельно Амансио Ортега озаботился созданием новой бизнес-модели, которая позже стала прорывом. Его не устраивало, что между созданием дизайна и поступлением коллекции в продажу проходят целых полгода! Нужно было как-то ускорить этот процесс, потому что 2−3 коллекции в год — слишком мало для амбициозного парня. В этом деле большую роль сыграл Хосе Мария Кастеллано, который стал работать с Ортегой в 1984 году и взял на себя разработку компьютеризованной схемы распространения товара. И у него получилось! Теперь линия одежды поступала на полки в магазинах уже через 10−15 дней! Только вдумайтесь в эти цифры: 10 дней против полугода.

Читайте также:
Мода в Беларуси

3. Принцип работы Zara — это прорыв!

Все детали своего успеха компания, конечно, не разглашает, но известно, что только в конце XX века она набрала более 200 дизайнеров, которые разрабатывали коллекции на основе текущих трендов. Большой штат, модернизированное производство — и вот новые коллекции Zara расходятся как горячие пирожки. Уже к концу 1985 года компания насчитывала более 80 собственных магазинов в Испании, в которых ассортимент менялся каждые две недели. Это не оставляло модницам времени на раздумья — брать или не брать, а, наоборот, заставляло чаще заглядывать в любимый бутик.

Модники во всем мире любят Zara за то, что та позволяет носить то, что недавно было презентовано на модных подиумах. И не спустя год, когда тренды снизойдут до простого обывателя, а одновременно с теми, кто может себе позволить Gucci и Dior. И ведь разница почти не видна! Поэтому одежду, обувь и аксессуары Zara любят и селебрити, и мы с вами. Все хотят выглядеть хорошо и при этом экономить.

Zara не копирует, как предполагают некоторые, но вдохновляется тем, что видит.

Для того чтобы быть впереди всех, у Zara есть особый отдел, который изучает модные журналы, посещает показы, раскраивает одежду других марок, чтобы перенять, например, крутой крой для своих изделий. Также они путешествуют по миру, изучают, что носят люди в разных странах, каким цветам и крою отдают предпочтение, а с каких трендсеттеров берут пример.

фото: архив пресс-службы фото: архив пресс-службы фото: архив пресс-службы фото: архив пресс-службы фото: архив пресс-службы фото: архив пресс-службы фото: архив пресс-службы

Итак, когда определились с трендами, наступает пора создания прототипа коллекции. Эти вещи тестируют на реальных людях. Те, что прошли испытания успешно, попадают в руки модельеров, которые готовят выкройки. Далее — получение одобрения на производство вещи, поиск наиболее выгодных вариантов ее производства. Примерно 25% коллекции производится еще до начала сезона.

У нас есть возможность полностью отказаться от какой-то линии, если она не продается, мы можем наполнить коллекции новыми цветами и создать новый стиль всего за несколько дней.

Клиентоориентированность Амансио Ортеги не позволила ему остановиться только на Zara для женщин среднего класса. В 1991 году он основал бренд Pull & Bear для молодежи. Позже купил долю в более дорогом Massimo Dutti, но через пять лет уже полностью владел и этим брендом. В 1998-м открывается Bershka — тоже одежда для молодежи, но более праздничная, чем в Pull & Bear. В 1999 году в тинейджерском полку снова прибыло — бренд Stradivarius. В 2000-е годы у компании появился бренд аксессуаров Uterqüe. Все компании объединены под флагом Inditex.

4. 6 правил Zara

У компании есть шесть фундаментальных правил, которых придерживается весь персонал в любой стране:

сохраняйте приятное выражение лица;

держите в руках ручку, чтобы записать важную информацию;

менеджер должен быть более других заинтересован в клиентах;

примерочные — важная точка в процессе продаж;

во всем магазине важно проявлять терпение.

5. Zara сегодня

Сегодня у бренда более 1500 магазинов, расположенных в 68 странах мира. Обновление ассортимента происходит два раза в неделю. Вещи в магазинах сортируют для удобства потребителей по цвету, а не по фасону. Вы не встретите в бутиках продавцов, навязывающих ту или иную модель, ассортимент обновляется настолько быстро, что их цель — расширение продаж, а не реализация конкретной вещи. Лидером по количеству бутиков ZARA по-прежнему остается Испания — около 500 магазинов. Для сравнения: Франция — более 100, Италия — чуть больше 100, Россия — 84, США — 42, Канада — 15.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *