Венецианский карнавал – костюмы, фото и история

Венецианский карнавал: история, традиции, маски.

«Маска, маска, я тебя знаю…» Оказывается, карнавал придумали в Венеции. И это не могло быть иначе. Такой демократичный праздник, когда все в масках и все равны, мог родиться только в демократичной Республике Святого Марка, где между гражданами никогда не было вассальных отношений.

«Ни в чем друг друга не зазирают и ни от кого ни в чем никакого страху никто не имеет: всякий делает по своей воле, кто что хочет. Та вольность в Венеции и всегда бывает, и живут венециане всегда во всяком покое, без страху и без обиды и без тягостных податей» , – писал П. Толстой, побывавший в Венеции в конце 17 века. Первое упоминание о карнавале относится к 1094 году. А в 1296 году венецианцы ещё и официально узаконили его: Сенат Венецианской республики провозгласил последний день перед великим постом праздничным днем. Считается, что и само слово «карнавал» произошло от латинского «carne vale», что означает «прощание с мясом». Это каноническая церковная версия. Обыватели – венецианцы считали иначе. Они переводили “карнавал” следующим образом: carrus navelis – “потешная колесница, корабль праздничных процессий” и любили приурочить к Festa della Marie – старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.

Современные карнавалы тоже начинаются с этого праздника. Двенадцать самых красивых девушек Венеции получают призы – мерия оплачивает им роскошный круиз.

Но, на самом деле, истоки венецианского карнавала уходят глубже – в древние римские Сатурналии – ежегодные праздники в честь бога Сатурна, которые справлялись в декабре после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляниями. Рабов сажали за общий стол, и чтобы сгладить неловкость необычной ситуации, все надевавали маски.

Строго говоря, карнавал и родился из маскарада. В какой-то момент венецианцы настолько увлеклись, что начали “отрываться” в веселии с начала октября по февраль включительно с легкими перерывами на посты. А маска настолько прочно “приросла” к лицу, что стала просто частью экипировки.

П. Лонго. В игорном доме.

“Пока длится карнавал все ходят в масках, начиная с дожа и кончая последней служанкой. В маске исполняют свои дела, защищают процессы, покупают рыбу, пишут, делают визиты. В маске можно сказать все и на все осмелиться – разрешенная Республикой маска находится под ее покровительством. Маскированным можно войти всюду: в салон, в канцелярию, в монастырь, на бал, во дворец, в казино. Никаких преград, никаких званий. Нет больше ни патриция в длинной мантии, ни носильщика, который целует ее край, ни шпиона, ни монахини, ни сбира, ни благородной дамы, ни инквизитора, ни фигляра, ни бедняка, ни иностранца».

П. Лонго. В игорном доме.

П. Лонго. У зубного лекаря.

П. Лонго. Бегемот.

Странный, мистический, похожий на великолепные декорации город диктовал свои правила. Он требовал особой живописной, насыщенной, драматичной жизни, вне обычных устоявшихся условий. Любовь, страсть, смерть – все были желанными гостями на этом блестящем празднике.

«Я скрылся под одеждой и маской клоуна. Мои мысли, намерения, действия неожиданны. Я умею постоянно перевоплощаться и со смехом делать то, что многим может показаться запрещенным или непристойным. Любить, не любя. », – писал о карнавале Джакомо Казанова.

Памятник Дж. Казанове в Венеции работы М. Шемякина.

Но все имеет свои пределы. И без того зыбкие, как вода в Большом канале, моральные границы абсолютно размывались в карнавальные дни. Мужчины в масках проникали в женские монастыри, должники скрывались от кредиторов, наемные убийцы “браво” бесприпятственно вершили свои черные дела.

«И так всегда в Венеции увеселяются и не хотят быть никогда без увеселения, в которых своих веселостях и грешат много».

В конце концов Совет Десяти не выдержал и сказал:”Баста!” В 1608 году был издан декрет, который запрещал носить маски в течение длительного периода. С этого момента маски разрешалось использовать только во время карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчин приговаривали к двум годам тюрьмы и крупному денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан-Марко, после чего изгоняли с территории Венецианской республики на четыре года.
Карнавал стал короче, но от этого еще ярче, стремительнее и колоритнее.

Д.Б. Тьеполо. Карнавал

На площади св. Марка комедианты разыгрывали кукольные комедии, бродячие астрологи предсказывали будущее, крутились акробаты, загробным голосом разговаривали чревовещатели, патриции, разделившись на две команды играли в игру, напоминающую современный футбол – старались перебросить кожаный мяч на сторону противника. Между окнами дворцов натягивались канаты, по которым ходили канатаходцы. На этот же канат выпускали одного из заключенных: дойдет до конца – свободен, нет – его ждет веселая смерть “на миру”.

Дамы-зрительницы восхитительными, живописными “гроздьями свешивались” с балконов. «Женский пол и девицы всякого чину убираются зело изрядно особою модою Венецкаго убору и покрываются тафтами черными сверху головы даже до пояса, а иныя многия убираются по-французски. В женском употребляют цветных парчей травчатых больше, и народ женский в Венеции зело благообразен и строен и политичен, высок, тонок и во всем изряден, а к ручному делу не охоч, больше заживают в прохладах».

Нельзя было терять времени, надо было наслаждаться каждым мгновением. Назначались свидания, в знаменитом игорных домах – ридотто – играли по-крупному, между соперниками вспыхивали ссоры, глаза прекрасных рыжеволосых венецианок таинственно мерцали в прорезях масок. Счастливые пары отплывали в остроносых гондолах. Над многочисленными каналами звучали песни гондольеров.

Читайте также:
Как выбрать цвет губной помады для дневного и вечернего макияжа

Воздух был насыщен туманами , азартом, любовью, ревностью.

И кругом маски, маски, маски. Кружили в бесконечном сверкающем хороводе.

Впрочем, любимая маска венецианцев – буата – как раз не по-венециански скромна. Здесь только два цвета – черный и белый. К белой “личине” – черный плащ. Эту маску обожали все – и патриции и простолюдины, и мужчины и женщины. За простоту и универсальность. Кстати, в ней не только было удобно разговаривать, не снимая маску можно было лакомится любимыми деликатесами: восхитительными “раками-медведями”, пожаренными в масле, лимонном соке и пряных травах, рулетом из лангустинов с икрой каракатиц, кальмарами со спаржей, морским угрем, которого подают жареным на решетке, замаринованным с томатами в итальянском вине марсала, уксусе и петрушке, баккалой, блюдом из трески, и, конечно, жареной уткой – ведь скоро Великий пост.

А странное название “баута” – вымышленное чудовище, сродни нашим “буке” и “бяке”.

К классическим маскам венецианского карнавала относятся кроме Бауты, Венецианская дама, Кот, Доктор Чума и Вольто.

Вольто – “гражданин” – простая маска в чем-то похожая на бауту.

Из животных выделен Кот, очевидно, в знак признания особых заслуг венецианских котов, которым приходится жить в горооде буквально “едва торчащем” из воды.

Доктор чумы. Маска, рожденная самой жизнью, а точнее смертью. Чума приходила в Венецию не однажды, унося сотни жизей. По обезлюдевшему городу ходили доктора, посещавщие пациентов. Чтобы не заразиться страшным недугом, надевали маску. В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества – считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач надевал темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, а в руку брал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Венецианцианская Дама. Этим все сказано. Драгоценные камни, дорогие восточные ткани – парча, атлас, муар, изысканные благовония.

У каждой знатной дамы должна быть служанка. Не обходилась без нее и Венецианская Дама.

Моретта – “смуглянка” – самая романтичная маска карнавала из черного бархата или атласа.

Её обожал Казанова. Смуглая красавица – мавританка всегда была загадочно, изысканно молчалива. То ли поэтому, то ли по каким-то другим причинам эта маска имела еще одно название – “Отрада мужей”. Секрет заключался в том, что удерживалась эта маска на лице с помощью шпенька, прикрепленного к внутренней стороне, который нужно держать в зубах.

Но все-таки поспорить красотой с Венецианской Дамой могла только Коломбина. Именно обладательнице этой маски позволено приоткрыть соблазнительные губы для восхищенных взглядов.

Но Коломбина – это уже другая песня, другая история. Дель арте – комедия масок, литературный, сценический жанр. Здесь своя компания.

Панталоне – венецианский купец, старик, скупой, расчетливый, но всегда одураченный.

Доктор – юрист из Болоньи, мнимый ученый, болтун и педант.

Бригелла – умный слуга, ловкий, изворотливый, бывший крестьянин, всегда против стариков, которые мешают молодым жить, любить и быть счастливыми.

Арлекин – глупый слуга, приехал из Бергамо искать счастие в лучший город на свете – Венецию, веселый, ленивый, обжора и бабник, но при этом учтив и скромен.

Коломбина- служанка, веселая и предприимчивая девушка, участвующая во всех интригах и перипетиях сюжета.

С помощью этих масок разыгрывались великолепные спектакли, построенные во многом на импровизации. Карло Гоцци, автор знаменитой «Турандот» считал, что этот жанр – комедия масок – дар Венеции театральному искусству.

Отдал должное этому жанру и другой знаменитый венецианец – Карло Гольдони.

И вся эта компания – Арлекин, Панталоне, Бригелла, Доктор – по праву влилась в карнавальный хоровод, а Коломбина стала символом венецианского праздника.

Столица дожей одевает
Все блёстки звёздные на бал,
Кипит, смеётся и болтает,
Сверкает пестрый карнавал.
Вот Арлекин под маской черной,
Как жар горит его тряпьё,
Кассандру нотою задорной
Он бьёт, посмешище своё.
Весь белый, словно большеротый
Пингвин над северной скалой,
Пьеро в просвете круглой ноты
Покачивает головой.
Болонский доктор обсуждает
В басах понятный всем вопрос,
Полишинель, сердясь сгибает
Осмушкой нотной длинный нос.
Отталкивая Тривелина,
Сморкающегося трубой,
У Скарамуша Коломбина
Берет с улыбкой веер свой.
Звучит каданс, и скоро, скоро
В толпе проходит домино,
Но в прорези лукавства взора
Прикрыть ресницам не дано.
О тонкая бородка кружев,
Что вздох колышет, легче сна,
Мне, тотчас тайну обнаружив,
Поет арпеджио: — она!
И я узнал влюбленным слухом
Под страшной маскою губу,
Как слива с золотистым пухом,
И мушку чёрную на лбу.

Т. Готье. Перевод Н. Гумилева.

Но всему когда-нибудь приходит конец. Карнавал умер, когда умерла Венецианская республика. В конце 18 века, в огне наполеновских войн.

В 70-е годы прошлого столетия праздник решено было возродить. Он проводится обычно в конце февраля и продолжается 10 дней .Заранее объявляется тема праздника. В это году их было даже две – “19 век” и “Объединение Италии”. Но как говорят, в одну реку невозможно войти дважды. Традиции старательно соблюдаются. Начинается карнавал с Festa della Marie, с кампанеллы – 100-метровой колокольни собора святого Марка “слетает” Ангел, рассыпая вокруг себя конфетти, по улицам бродят все те же карнавальные маски.

Все так, но, как говорят очевидцы, исчез сам дух карнавала. Теперь это скорее великолепное зрелище для туристов, нежели образ жизни самих венецианцев.

Но Венеция, город непредсказуемый, здесь иногда случаются чудеса. Нашлись же в 11-м веке мощи Святого Марка, безвозвратно утраченные во время реставрации собора. Возможно, рано или поздно произойдет и еще одно чудо: вернется настоящий дух венецианского карнавала – дух веселого сумасшествия, любовных авантюр и артистических приключений.

Читайте также:
Парфюмерная вода Jasmin Angelique от Atelier Cologne

Использованы материалы Википедии и других сайтов Сети.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Две недели волшебства: Венецианский карнавал

Таинственные дамы в роскошных нарядах и кружевных полумасках, кавалеры в баутах, шествия и парады, уличные представления и музыка… Сегодня карнавал в Венеции следует предписанным правилам и имеет определенную тематику, но несколькими веками ранее это был настоящий разгул азарта и флирта.

  • История маскарада
  • Карнавальные маски и костюмы, фото
  • Традиции и интересные факты о празднике в Венеции
  • Когда проходит мероприятие: дата празднования в 2017 году

История маскарада

История Carnevale di Venezia уносит нас еще к временам Древнего Рима, к ежегодным Сатурналиям – празднику в честь древнеримского бога Сатурна, покровителя земледелия. Праздновались Сатурналии в декабре, дни зимнего солнцестояния.

Только в период Сатурналий все становились равными друг другу – раб становился ровней своему господину и имел право сидеть с ним за одним столом. А чтобы социальное положение никого не смущало и не давало повода для появления предрассудков, все надевали специальные маски, полностью скрывающие лица. Таким образом никто не знал – раб перед ним или знатный господин. Можно было творить, что угодно, невзирая на чины и положение в обществе.

С приходом христианских традиций праздник немного видоизменился – теперь никто не тревожил древнеримский пантеон богов. Праздник уже не посвящался богам, люди просто хотели весело проводить время, в которое дозволялось практически все. Непременные атрибуты праздника – маска, а с нею и карнавальный костюм, – остались неизменными.

Дата первого Венецианского карнавала в разных источниках также упоминается разная. По одним данным, временем проведения первого карнавала стал 1094 год, когда Венецианская республика праздновала заключение удачного договора с Византией, дававшей ей преимущества для торговли на Средиземном море.

Другая версия сдвигает дату проведения карнавала до 1162 года, когда в противостоянии Венецианской республики и патриарха Ульрико первая вышла победительницей. В ознаменование этой победы горожане провели народные гуляния и пиршества на площади Святого Марка.

Расцвет карнавала в Венеции приходится на XVIII век – тогда во время гуляний разрешалось практически все. В казино и игорных домах спускались целые состояния, дамы изменяли мужьям, а мужья – женам. Воздух был просто насыщен азартом.

Все было довольно фривольно и просто – ведь лицо скрывала маска, а значит, никто не узнает – кто творит эти бесчинства. В конце XVIII века (1797), после захвата Италии французами, Наполеон Бонапарт, будучи ярым противником карнавалов и прилюдных игрищ, запретил эти бесчинства.

На страницах нашего сайта вы также узнаете, где находится в Венеции аэропорт Марко Поло, и как добраться из него до близлежащих городов.

Хотите взглянуть на знаменитую достопримечательность Венеции — мост Риальто? В нашей следующей статье подробная информация об этом сооружении.

А в этом материале расскажем о дворце Дожей в Венеции! Вы узнаете об истории величественного строения и посмотрите фото достопримечательности.

Карнавальные маски и костюмы, фото

Непременный атрибут праздника – карнавальная маска (баута) – тоже имеет свою историю. Если в Древнем Риме маска была безликой и была для всех одинакова, то со временем дизайн маски становился все шикарнее и вычурнее.

С XV века изготовлением масок занимались специальные мастера – «maschereri». Мастера эти имели особый статус в обществе – ведь они делали не просто маски, а маски для карнавала.

Каких только масок не делали! Некоторые горожане не желали расставаться с масками и после празднества, а некоторым предприимчивым венецианцам маска стала отличным прикрытием для совершения преступлений.

Некоторые носили маску по полгода, с октября по февраль-март, и маска давала людям право оставаться неузнанными. Но терпение властей лопнуло, и Церковь в 1608 году своим официальным указом запретила ношение масок вне карнавала, чтобы никто не посмел совершать под маской неблаговидные деяния.

Традиции и интересные факты о празднике в Венеции

Сама этимология слова «карнавал» различна. По одной версии, слово происходит от латинского «carne vale», что дословно означает «прощай, мясо», т.е. начало большого поста перед Пасхой, это подразумевает отказ от мяса. Согласно другой версии, слово «карнавал» происходит от сочетания «car val» или же «carrus navalis», означающее «корабль праздничной процессии», «праздничный корабль».

Иногда на веревку выпускали несколько заключенных, которые воспринимали канат как «русскую рулетку»: если заключенный пройдет по канату и не упадет, его могли помиловать. Ну а если не повезет…

Традиционные герои праздника – Пьеро, Коломбина, Арлекин. Собирательные образы из «Комедия дель арте» — наиболее популярные на карнавале.

Во времена правления венецианских дожей праздничное действо проходило в трех городских кварталах – Пьяцетта, Рива-дельи-Скьявони, а главные события разворачивались на площади Сан-Марко. Жонглеры, акробаты, танцовщики, фокусники, уличные музыканты – казалось, что по улицам Венеции течет разноцветная река.

Во время маскарада бойко шла торговля сухофруктами, жареными каштанами и сладостями, причем товары предлагали не только сами венецианцы, но и торговцы из заморских стран, которые специально съезжались в Венецию во время карнавала.

Сценарий современного Венецианского карнавала начинается традиционно с пролета карнавальной голубки над площадью.

Когда-то эту роль выполняла девушка: ее спускали на канатах с колокольни. Но однажды этот полет завершился трагически, поэтому голубку заменили на механическую. Голубка во время полета рассыпает конфетти – и это считается официальным открытием карнавала. Есть даже примета – если хоть одна блестящая бумажка-конфетти коснется вас – быть удаче.

На нашем сайте вы узнаете еще об одной популярной достопримечательности Венеции — церкви Санта Мария делла Салюте. Чем так знаменито величественное строение?

Читайте также:
Английские селективные духи Penhaligons – история и отзывы

Вы наверняка слышали о миланском оперном театре Ла Скала! В следующем обзоре вы найдете несколько фото знаменитого здания, и узнаете историю его строительства.

А знаете ли вы, что известный во всем мире фонтан 4 рек, находящийся в Риме, построен архитектором Джованни Бернини по заказу папы Римского? Подробности об этой достопримечательности ищите здесь: https://expertitaly.ru/dostoprimechatelnosti/rim/ploshhad-navona.html.

Когда проходит мероприятие: дата празднования в 2017 году

В настоящее время Carnevale di Venezia является тематическим – основная тема праздника устанавливается официально. Например, в течение 10 лет темой праздника было киноискусство, а именно – фильмы Федерико Феллини.

Были праздники, посвященные путешествиям в целом (тема – «Путешествия и путешественники») или же какой-то конкретной стране либо части света («Восток и его традиции»). Все представления Венецианского карнавала в Италии, а также костюмы главных действующих персонажей и героев выдерживались в теме праздника. Темой 2014 года была природа, 2015 года – вкусная еда, а 2016 – «Искусства и ремесла».

Прелесть Carnevale di Venezia заключается в том, что это открытое мероприятие, доступное туристу из любой страны. Любой желающий может примерить костюм XVIII или XIX века и присоединиться к шумной толпе празднующих. Обязательное условие – ношение бауты (специальной карнавальной маски), без нее праздник не считается праздником.

Правда, чтобы создать карнавальный образ, придется изрядно раскошелиться: роскошные и дорогие ткани, кружева, мех – такие шикарные наряды стоят немало. К счастью, есть конторы, готовые за определенную плату предложить прокат традиционных карнавальных костюмов.

Цена на самые дорогие и роскошные бауты доходит до 150 евро. Но не спешите их приобретать: порой маски за 5-10 евро гораздо удобнее, да и красотой не уступают.

Посмотрев это видео, вы сможете окунуться в атмосферу празднования Венецианского карнавала:

Туристам на заметку:

    Так как карнавал – действо практически анонимное, во время празднования запрещается знакомиться, называть реальные имена, общаться и обмениваться контактными данными. Все это можно сделать только по окончании праздника, когда все маски будут сняты.

Если вы хотите попасть в Венецию во время карнавала, бронируйте отели заранее.

Если вас не смущает финансовый вопрос, можете принять участие в закрытых вечеринках и балах (они устраиваются во дворцах на площади Сан-Марко). Условия – шикарный костюм для вечеринки и 400 евро за вход.

Костюмы героев и маски Венецианского карнавала

О, да! С гондолами, с палаццо
И с маскарадами средь вод,
С тоской любви, с игрой паяца
Здесь вся Венеция живет.
Николай Гумилев, Вариации на тему венецианский карнавал

Одним из знаковых событий Венеции является её карнавал, который, разумеется, немыслим в отрыве от масок. Ведь карнавал — это перевоплощение, это празднество и игра, где каждый может почувствовать себя кем угодно. И это возможно именно благодаря маскам. Какова же их история?

Ношение в Венеции масок было зафиксировано уже в начале XIII века. При этом стоит сразу сказать, что в тот момент венецианцы носили маски гораздо более продолжительную часть года.

Согласно действовавшему в тот момент законодательству, маску можно было не снимать с середины осени вплоть до самого поста. В последний же день карнавала, Жирный вторник, жители города собирались на площади Сан-Марко, где в знак окончания праздника срывали с себя маски.

Всего существует несколько классических видов венецианской маски:

  1. Баута (Bauta);
  2. Кот (Gatto);
  3. Вольто (Volto);
  4. Доктор Чумы (Dottore Peste);
  5. Моретта (Moretta);
  6. Венецианская Дама (Dama)
  7. Шут

Давайте поподробнее разберемся в видах венецианских карнавальных масок:

Баута

Одна из самых популярных масок, что связанно, в частности, с ее простотой и практичностью.

Она не только позволяет пить и есть, не снимая маски, но также искажает голос, что способствует максимальной анонимности, без которой все веселье, очевидно, невозможно.

Гатто (Кот)

По легенде один бедный человек из Китая, желая найти счастья, отправился в Венецию.

У никого и ничего не было, один лишь кот, которого он и решил взять в путешествие, чтобы было не так одиноко. И этот кот принес ему неимоверное счастье.
На тот момент в Венеции кошек не было, а вот мышей было столько, что несчастные венецианцы никак не могли найти от них спасения. Тут-то и возник наш герой, переловивший всех мышей во Дворце Дожей, чей подвиг был увековечен этой маской. Ну а хозяин, как и полагается, разбогател.
Маска Гатто

Вольто (Гражданин)

Нейтральная маска, копирующая по форме человеческое лицо.

Ivan Smuk/Shutterstock.com

Изначально она была полностью белой и носилась с плащом и треуголкой, к которой она и крепилась. Также в первый период своего существования эта маска закрывала лишь часть лица в отличии от ее современной вариации.

Доктор Чумы

На нем длинный черный халат и маска с крючковатым носом.

Эта маска с длинным искусственным носом была изобретена для защиты во время эпидемии чумы. В то время нос набивали ароматными травами, которые, как считалось, защищают от болезней.
Маска Доктор Чумы

Моретта

Это исключительно женская маска, пользовавшееся особой популярностью в XVIII века и пришедшая в Венецию из Франции.

Черная, округлой формы, она имеет одну исключительную особенность. Носили ее, зажимая зубами, небольшой выступ с внутренней стороны маски, что вынуждало несчастных женщин весь праздник не произносить ни слова.

Читайте также:
Дезодоранты антиперспиранты без запаха и алюминия

Венецианская дама

Изысканная маска, которая постоянно видоизменялась под веянием моды и суммы, которую была готова отдать заказчица.

strenghtofframeITA / Shutterstock.com

Она украшалась тканью, перьями птиц, драгоценностями и красками – в общем-то, всеми теми богатствами, что можно было найти на тогдашнем рынке.

Образ шута занимает особую роль в Средневековой культуре.

gorillaimages/Shutterstock.com

За его, казалось бы, маловразумительными речами, наполненными байками и шутками, часто скрывались мудрые комментарии и пророческие советы.

С начала XX века вплоть до 1979 года мероприятие было запрещенным по политическим мотивам и только благодаря легендарному Федерико Феллини, который заручился поддержкой Папы Римского Иоанна Павла II, традиция маскарада была восстановлена. Поэтому праздник отмечают с невероятным размахом каждый год и в наше время.

В первых числах февраля и без того невероятно красивая Венеция погружается в атмосферу сказки: люди одевают костюмы, маски, на площадях города играет музыка и карнавал начинается.

Главный атрибут венецианского карнавала — это маска. Первые макси делали из кожи и папье-маше. Сегодня такие вещи ручной работы встречаются все реже — их заменили дешевые копии массового производства.

Но даже несмотря на это во время маскарада можно увидеть настоящих фанатов своего дела, которые готовятся к звездному часу целый год: продумывают образы, подбирают материалы, шьют костюмы, делают маски.

Luciano Mortula/Shutterstock.com

Как выглядят костюмы героев в реальности?

Мы подобрали для вас самые яркие варианты масок и костюмов героев Венецианского карнавала, чтобы вы успели вдохновиться идеями и подготовиться к этому уникальному событию.

Доктор Чумы и Баута в оригинальных черных костюмах.

Maria Uspenskaya/Shutterstock.com Luciano Mortula/Shutterstock.com lsantilli/Shutterstock.com Luciano Mortula/Shutterstock.com Anibal Trejo/Shutterstock.com Vadim Petrakov / Shutterstock.com Boris-B / Shutterstock.com VanderWolf Images / Shutterstock.com AMzPhoto / Shutterstock.com

  • Советуем почитать продостопримечательности Венеции

Многие из представленных масок имеют свои разновидности, связанные с тем, как интерпретируется персонаж, к которому маска отсылает. Ведь выбирая маску, вы выбираете и свой образ. Однако, если говорить о главных видах венецианских масок, то они перед вами.

Карнавал — это отличный повод посетить Венецию в феврале. Можно быть сторонним наблюдателем или активным участником праздника и костюмированного шоу. В любом случае удовольствие получают и те и другие. Чтобы память об этом событии осталась навсегда, мы рекомендуем вам воспользоваться услугами профессионального фотографа в Венеции.

Венецианский карнавал – костюмы, фото и история

Они красивы, необычны, таинственны, изысканны, роскошны. Венецианские маски и костюмы – одно из самых ярких явлений итальянской действительности.

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии дель арте, особого вида уличного театрального представления (от итальянского commedia dell’arte) — вид театра, получивший свое развитие в Италии XVI — XVII веков.

Комедия дель арте строилась на импровизации. Каждый персонаж имел свою маску, характерную только для этого персонажа, и просто маску как часть костюма. Она-то и указывала на особые качества героя. Актер, выбрав себе какое-то амплуа, обычно, оставался верен ему на протяжении всей своей жизни на сцене.

Масок в комедии дель арте были десятки, но основными все же считались четыре — это так называемый квартет. Причем на севере и на юге Италии квартеты эти сложились разные.

В северный (венецианский) квартет традиционно входили такие персонажи, как Панталоне, Доктор, Бригелла и Арлекин.

В южном (неаполитанском) доминировали Тарталья, Ковьелло, Пульчинелла и Скарамучча.

Душой комедии дель арте были маски слуг, так называемые Дзанни (искаженное имя Джованни, крайне распространенное в Италии).

В северном квартете слугами были Бригелла — хитрый, злой, расчетливый и болтливый, и Арлекин — эдакий простак, не унывающий и периодически влюбленный. С течением времени этот характер несколько видоизменился и усложнился. К тому же у него появился соперник в любви — мечтательный Пьеро, которого изобретательный Арлекин всегда побеждал, отбивая у него служанку Коломбину.

АРЛЕКИН (Arlecchino) – дзанни богатого старика Панталоне. Костюм Арлекина отличается яркостью и пестротой: он составлен из ромбов красного, черного, синего и зеленого цветов. Такой рисунок символизирует крайнюю бедность Арлекина – его одежда как бы состоит из бесчисленного количества плохо подобранных заплат.

Этот персонаж не умеет ни читать, ни писать, а по происхождению он – крестьянин, который покинул нищую деревню Бергамо, чтобы отправиться на заработки в процветающую Венецию. По характеру Арлекин – акробат и клоун, поэтому его одежда не должна стеснять движений. С собой озорник носит палку, которой часто дубасит других персонажей.

Несмотря на склонность к мошенничеству, Арлекина нельзя считать негодяем – просто человеку надо как-то жить. Он не особенно умен и довольно прожорлив (любовь к еде оказывается порой сильнее, чем страсть к Коломбине, а глупость препятствует исполнению амурных планов Панталоне).

Маска у Арлекина была черного цвета, со зловещими чертами (по одной из версий само слово «Арлекин» происходит от имени одного из демонов дантовского «Ада» – Alichino). На голове красовалась белая фетровая шляпа, иногда с лисьим или кроличьим мехом.

Другие имена: Багаттино, Труфальдино, Табаррино, Тортеллино, Граделино, Польпеттино, Несполино, Бертольдино и проч.


КОЛОМБИНА (Columbina) – служанка Влюбленной(Inamorata). Она помогает своей хозяйке в сердечных делах, ловко манипулируя остальными персонажами, которые нередко к ней неравнодушны. Коломбина отличается кокетством, женской проницательностью, очарованием и сомнительной добродетелью.

Одета она, подобно своему неизменному ухажеру Арлекину, в стилизованные цветные заплатки, как и положено небогатой девушке из провинции. Головку Коломбины украшает белая шляпа, под цвет передника. Маски у нее нет, зато лицо сильно накрашено, особенно ярко подведены глаза.

ПАНТАЛОНЕ (Pantalone) — это ходячая мишень для насмешек, старикашка, заглядывающийся на девушек. Характерной чертой костюма Панталоне является огромных размеров гульфик, символизирующий его мнимую мужскую силу. Обычно старик был одет в темно-красный камзол и обтягивающие штаны того же цвета, черный плащ с короткими рукавами и маленькую черную шапочку, вроде фески.

На поясе у него висел кинжал или кошель, а обувью служили желтые турецкие туфли с острыми загнутыми носами.

Темно-коричневая маска имела выдающийся крючковатый нос, мохнатые седые брови и такие же усы (иногда еще и очки). Борода Панталоне торчала вверх, подчас почти касаясь кончика носа, что придавало профилю старика особую комичность.

Часто по сюжету Панталоне хотел жениться на девушке, в которую был влюблен его сын, и заигрывал с Коломбиной, служанкой своей дочери Изабеллы.

ДОКТОР (Dottore) — также персонаж комический. И хоть в далеком прошлом он человек ученый — юрист, но понемногу забывает все свои знания и, кроме насмешек, мало чего удостаивается.

Маски южного, неаполитанского, квартета были не столь распространены и популярны, как северного, за исключением разве что Пульчинеллы. Интересно, что ПУЛЬЧИНЕЛЛА (Pulcinella) – ( итальянский аналог русского Петрушки) – образ неоднозначный, он мог быть в пьесе и тупицей, и хитрецом, и слугой, и хозяином, и трусом, и задирой.

Имя этого персонажа переводится с итальянского как «цыпленок» и очевидно связано с его маской, самый заметный элемент которой – большой клювообразный нос.

Костюм Пульчинеллы состоит из длинной мешковатой белой блузы, перетянутой на талии кожаным ремешком, просторных бесформенных штанов и необычной продолговатой шапки. Он обычно носил черную маску и заметно гнусавил. Возраст его приближался к преклонному, что несколько роднило его с «северным» Панталоне.

ПЕДРОЛИНО или ПЬЕРИНО (Pedrolino, Pierino) – один из персонажей-слуг. Педролино одет в свободную белую тунику с огромными пуговицами и слишком длинными рукавами, на шее – круглый рифленый воротник, на голове – шляпа-колпак с неширокой круглой тульей.

Иногда в одежде имелись большие карманы, набитые сувенирами романтического характера. Лицо его всегда сильно набелено и раскрашено, поэтому носить маску нет необходимости.

Несмотря на то, что Педролино принадлежит к племени дзанни, его характер радикально отличается от характера Арлекина или Бригеллы. Он сентиментален, влюбчив, доверчив и предан хозяину. Бедняга обычно мучается от неразделенной любви к Коломбине и от насмешек остальных комедиантов, у которых душевная организация не столь тонка.

ШУТ (Jester, Jolly) – представлен в комедии дель арте, это классическая маска. Впервые Шут появился в итальянском театре, потом стал популярным по всей Европе. Костюм этого персонажа отличается пестротой и многоцветностью. На голове – колпак с тремя «ушами», к каждому из которых привязаны бубенцы.

Следует сказать, что сами маски как элемент костюма каждого персонажа обычно делались из папье-маше, кожи или материи и закрывали лицо актера лишь до половины.

Основой же всего театра, была импровизация. Именно поэтому актеры, представлявшие описываемых персонажей, были, как правило, настоящими виртуозами, обладавшими незаурядными способностями, с богатейшей фантазией и владевшими буквально балетной пластикой.

К классическим маскам, не связанным с театром, относятся Баута, Венецианская дама, Кот, Доктор Чумы и Вольто. Ниже даны краткие их описания.

БАУТА (bauta) – Самая известная и таинственная маска. По сути, это маска смерти, сошедшая со средневековых миниатюр, традиционно раскрашивается в черно-белых тонах. И нет другой такой маски, которая могла бы полностью скрыть личность человека, убить все опознавательные признаки.

Она появилась в 17 столетии и служила эффективным прикрытием для представителей любого сословия и пола. Несмотря на свой жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил ее в сочетании с длинным черным плащом, скрывающим фигуру, и треугольной шляпой – tricorno .

Происхождение названия неизвестно (по одной из версий, оно связано с итальянским словом ” bau ” или ” babau ”, обозначающим вымышленное чудище, которым пугали маленьких детей (что-то вроде нашего Бабая или Буки).

Баута считалась идеальной маской и для высокопоставленных особ, которые любили анонимно ходить «в народ». Нижняя часть маски-бауты, скрывающая рот, выдвинута вперед, и голос, ударившись изнутри о глиняную или кожаную преграду, становился поистине неузнаваемым, кроме того, устройство маски позволяет человеку есть и пить, не обнажая лица.

Баута не имеет ни пола, ни возраста, ни веры, ни сословия. Надеть бауту – это отречься от назойливой индивидуальности, отказаться от собственного лица, освободиться от норм морали. На вопрос «кто это сделал?» Баута отвечает: «Маска…»

ВЕНЕЦИАНСКАЯ ДАМА (Dama di Venezia) – очень элегантная и изысканная маска, изображающая знатную венецианскую красавицу эпохи Тициана – нарядную, увешанную драгоценностями, с замысловато уложенными волосами. У Дамы есть несколько разновидностей: Либерти, Валери, Саломея, Фантазия и др.

КОТ (Gatto) . Кошек в Венеции было мало, поэтому к ним относились уважительно, и даже посвятили одну из карнавальных масок.

Существовала легенда о том, как некий человек из Китая приехал сюда без гроша, но с котом. Кот, даром что был стар и дряхл, переловил всех дворцовых мышей, чем несказанно удивил и обрадовал дожа. Короче, животное осталось в Венеции, а китаец вернулся на родину богачом.

Один из его состоятельных соседей решил, что раз в Европе даже за никчемное животное платят такие деньги, то за драгоценные шелка отвалят вообще немеряно. Сказано – сделано. Когда купец прибыл с грузом в Венецию, дож пришел в такой восторг от тканей, что предложил отдать за них самое ценное, что у него есть. Торговец согласился. Так бедный старенький кот опять оказался в Китае.

ВОЛЬТО (Volto) . Также известна под названием Гражданин (Citizen), поскольку ее носили в дозволенные дни рядовые горожане. Вольто – наиболее нейтральная из всех масок, копирующая классическую форму человеческого лица. Она крепилась к голове лентами (у некоторых вольто вместо тесемок на подбородке имелась ручка).

ДОКТОР ЧУМЫ (Medico della Peste) . В старину одним из самых страшных бедствий для Венеции была чума, которая посещала город несколько раз и уничтожала огромное количество жизней. Маску Medico della Peste в обычное время не носили, но во время эпидемии ее надевали доктора, посещая пациентов.

В ее длинный клювообразный нос помещали различные ароматические масла и другие вещества – считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ из льняной или вощеной материи, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу, а в руке держал специальную палку – чтобы не прикасаться к зачумленному руками.

Процесс изготовления венецианской карнавальной маски внешне прост. Берется гипсовая форма, смазанная вазелином, и заполняется изнутри слоем папье-маше, приготовленного по особому рецепту. Полученная заготовка высушивается и отшлифовывается, затем в ней вырезают отверстия для глаз. После этого приступают к декору.

Маски нередко покрывают слоем специальной краски, чтобы они выглядели как старинные. Украшение поверхности – это зачастую медленный и кропотливый процесс, с использованием акриловых красок, золотой и серебряной фольги, эмали, лака, дорогих тканей, стразов, перьев, бисера… здесь все зависит от фантазии художника.

Некоторые экземпляры настолько красивы и искусно выполнены, что их боязно надевать. Цены на такие шедевры часто поражают воображение не меньше, чем их внешний вид.

Другие карнавальные, маскарадные, звездные, театральные, сценические, национальные, исторические, современные, тацевальные, спортивные, модные, киношные и т.д. многие многие другие костюмы – читайте и смотрите ТУТ на мой взгляд довольно интересно и очень красиво

Карнавал в Венеции

Ежегодно в Венецию стремятся попасть тысячи путешественников, чтобы поучаствовать в карнавальных празднествах, которые традиционно проходят накануне Великого Поста.

Венецианский карнавал — самый известный и наиболее древний в мире праздник масок и перевоплощений.

История венецианского карнавала

Маскарад уходит своими истоками в языческие традиции поклонения божествам и идолам. Само слово «карнавал» некоторые исследователи переводят с латинского как «церемониальная повозка». Это косвенно подтверждает зарождение традиции во времена идолопоклонничества и языческих обожествлений неодушевлённых предметов.

Именно на колесницах возили фигуры идолов, всячески вымаливая различные жизненные реалии: чтобы был урожайным год, люди не вымирали от эпидемий и на землю не обрушивались катаклизмы. При этом сопровождающие повозку язычники одевались как можно ярче и смешнее, чтобы у идола было хорошее настроение, и он снизошёл до их просьб.

Другие версии происхождения склоняют к тому, что слово «карнавал» означает прощание с животными продуктами, что относит праздник к религиозным гуляниям накануне Великого Поста. Так или иначе, карнавал сегодня имеет скользящий график проведения и напрямую зависит от дат, в которые начинаются семинедельные постные дни.

Ни дня без маски

Сами по себе маскарадные костюмы были придуманы ещё древними римлянами. И связано это не только с игрой в «угадайку». В дни поклонения богу плодородия Сатурну римские высокопоставленные особы устраивали масштабные гуляния, на которых присутствовала как элита, так и малоимущие жители. Считалось, что уравнивание в правах бедных с богатыми в такие дни положительно влияло на достижение цели, ради которой проводится празднование. А чтобы не смущались сами господа и не смущали рабов своих, были придуманы карнавальные костюмы.

Благодаря свободным расписным одеяниям и маскам, закрывающим лицо, жители древнего Рима кутили за одним столом и не разбирали, где богач, а где нищий. Карнавальные костюмы особенно были на руку «сливкам» общества, ибо настолько вольготно вести себя в обычной жизни у них не было возможности.

С тех пор, как в Венеции стали проводиться карнавалы, масочная идея римлян прочно вошла сначала в атрибутику праздника, а затем и в повседневный быт горожан. Посудите сами, Венеция и сегодня не такой уж крупный город, а в стародавние времена все знали друг друга в лицо. Маска служила неплохой защитой от посторонних взглядов и возможных сплетен. Ведь многим интересно, почему вы так поздно явились домой и с кем провели сегодняшний вечер. А маска делала своё дело, скрывая лицо и по-прежнему уравнивая бедных с богатыми, знаменитых с неизвестными.

Маски стали настолько популярны, что в городе постепенно стал царить хаос и разброд. Скрываясь под вымышленным образом, можно было легко и безнаказанно совершать противоправные действия и творить различные беззакония.

Когда городские власти и представители церкви спохватились, что дальнейшее поощрение маскарадной атрибутики до добра не доведёт, то издали закон. Указ этот предусматривал наказание за ношение масок вне карнавальных мероприятий.

Виды наказаний были весьма суровыми. Мужчин ждали денежный штраф и тюремная двухгодичная каторга. А женщин полагалось прилюдно сечь розгами, что тоже не доставляло особого удовольствия. В связи с введёнными репрессиями, повседневная традиция ношения масок постепенно себя изжила, оставаясь разрешённой только в карнавальные дни.

Разновидности масок

Если рассматривать старинные гравюры и репродукции с изображением участников карнавальных шествий, то можно обратить внимание, что наиболее популярной была широкая узконосая и удлинённая полумаска белого цвета, которая полностью скрывала лицо. Такая маска называлась Баута, она снискала популярность не только в дни карнавала, но и в быту, когда ношение масок горожанами ещё не возбранялось.

Учитывая то, что Баута часто дополнялась широкополой шляпой, а у женщин — прозрачной накидкой, спускавшейся до плеч, распознать её владельца практически не представлялось возможным.

Узкая конфигурация носовой части на маске bauta была сделана неспроста. Благодаря такому хитроумному ходу, сдавливались крылья носа хозяина. Это придавало его голосу особую искажённую «гнусавость» тембра, что увеличивало загадочность и неприступность образа.

Также часто на участниках можно увидеть круглую чёрную маску с такими же круглыми прорезями для глаз. Эта маска называлась Моретта, она была очень лёгкой, и носили её исключительно представительницы прекрасного пола. Особенность маски — полное отсутствие приспособлений для крепления на лице или голове. Как же она держалась, спросите вы? При помощи. пришитой к основанию пуговицы, которую владелица маски зажимала зубами. Именно поэтому Моретты делались из очень лёгкого материала, чтобы не уставали их хозяйки, обречённые весь день ходить со сжатыми зубами.

Сей довольно рискованный для здоровья метод ношения масок (ведь пуговицу можно было ненароком откусить, проглотить и невзначай ею подавиться) тем не менее придавал особую популярность дамам. Загадочное молчание в течение длительного времени игнорировало повисшие в воздухе вопросы и предложения со стороны мужчин. Такое поведение придавало женскому образу неприступность, раскалявшую страсти и желания.

Когда состоялся первый карнавал

О времени и месте проведения первого карнавала в Венеции идёт не меньше споров, чем по поводу толкования слова. Основных версий на сегодняшний день — три:

  1. Одна из них уносит события к началу второго тысячелетия, когда складывалось торговое сотрудничество Венецианской республики с Византийской. Взаимовыгодный «удар по рукам» вполне мог быть отмечен масштабными гуляниями с фейерверком костюмов и другой атрибутикой.
  2. Вторая зрит в корень событий, случившихся на целое столетие раньше. Тогда юных венецианок увезли с собой пираты, а женихи девушек сумели их вызволить и вернуть домой. Счастливое событие было отмечено массовыми городскими празднествами.
  3. Третья утверждает, что первый маскарад, ознаменовавший торжественную победу Венеции над патриархом Ульрико, сопровождался бурным весельем и был проведён именно на площади Сан-Марко.

Как бы там ни было, самый последний день накануне поста уже многие века в Венеции объявлен пожизненным выходным. А карнавал постепенно стал неотъемлемым звеном в жизни города. За пару столетий праздник оказался весьма популярным мероприятием, постепенно распространившимся по всему миру.

Но главным маскарадом всё равно оставался венецианский, поэтому власти даже создали его фонд, в котором аккумулировались благотворительные взносы. Эти деньги были призваны поддерживать популярное мероприятие и не дать ему угаснуть.

Карнавал и современность

В конце XVIII века указом Наполеона венецианские празднества были отменены. Для города это стало настоящей трагедией, ведь на протяжении многих веков праздник уже принял статус национального. Тем не менее, карнавалы были забыты на полтора столетия. Венецианцы уже так часто не вспоминали про них, когда в середине прошлого века, с развитием итальянского туристического бизнеса, появилась мысль возродить всенародно любимый праздник.

Венецианские достопримечательности были весьма востребованы летом, а в холодное время года увеселительные заведения города, кафе и рестораны терпели убытки. Помимо гондол и уникальной застройки требовалась ещё одна идея, которая бы привлекала в город большое количество туристов в зимний период. И этой идеей стало возрождение карнавала, которое состоялось в 80-х гг.

С тех пор ежегодно Венецию наводняют туристы, чтобы на десять дней стать участниками маскарадных событий. Если учитывать, что большинство гостей приезжает заблаговременно и покидает гостеприимный город не сразу, то шумные веселья растягиваются почти на месяц.

Первый день карнавала знаменуется праздником Festa delle Marie в честь памятных средневековых событий. Перед гостями разыгрывается целый спектакль с выходом семи Марий — самых красивых девушек города. Помимо этого, в один из дней фестиваля проводится красочный футбольный матч. Венецианцы очень любят футбол и готовы включить его даже в карнавальную программу.

В последний день, накануне Великого Поста, на площади Сан-Марко сжигается чучело и проводятся массовые шествия и гуляния.

Карнавал закрывается, чтобы через год вновь принять под своё крыло участников и гостей. Посетить Венецию для участия в праздничном мероприятии можно самостоятельно, но если вы хотите быть свободными от организации своего досуга — закажите карнавальную экскурсию по Венеции на нашем сайте.

Венецианский карнавал. Костюм – произведение искусства.

Раз в год Венеция погружается в поистине сказочную атмосферу. А все потому, что в феврале здесь проходит карнавал, который потрясает невероятными костюмами, в которые облачаются жители и гости города.

Идею карнавала подарили миру итальянцы и в первую очередь венецианцы. С давних времен карнавалы здесь праздновали шумно и весело.

На грандиозные театрализованные зрелища в города стекались толпы крестьян из близлежащих деревень. Да и сами горожане не сидели дома.

Именно из Италии этот вид празднества с веками распространился по другим странам, дав начало знаменитым ныне южноамериканским. Но в отличие от шумного бразильского карнавала, венецианцы более сдержаны и солидны.

Венецианский карнавал – Карнавал карнавалов Он самый известный и самый старинный, самый оригинальный и неожиданный: здесь царство масок и сама жизнь напоминает театральные подмостки среди каналов.

Истоки венецианского карнавала уходят в далекое прошлое. Ещё Доже Витале Фалиеро (властитель города) в 1094 году занёс его в официальные документы. Расцвета венецианские карнавалы достигли в 18 веке. Тогда они были не только главным событием года, но и смыслом существования.

По неписанным законам средневекового карнавала, в период его проведения отменялись все социальные условности и повседневные правила жизни: каждый мог делать всё, что ему вздумается. В те времена под масками строгих дам и благородных сеньоров часто скрывались простолюдины, а под видом простаков расхаживали знатные особы, что придавало карнавалу особенную интригу.

Так как богатство и бедность скрывались под масками, любой простолюдин мог рассчитывать на внимание принцессы, а патриций мог запросто соблазнить белошвейку, чего в обычной жизни не позволяли ему нормы приличия. Сапожник мог флиртовать с благородной дамой и наоборот. Маски тщательно хранили секреты своих хозяев…

Поэтому во время карнавала ничего не казалось слишком стыдным, слишком смелым, слишком безрассудным, слишком распутным. Открывались сотни игорных домов, где проигрывались огромные состояния и где изменяли законным мужьям и женам неизвестные “маски”.

Не совершить грехопадение в карнавальные дни и ночи, когда даже церковь становилась менее суровой, было просто неприличным.

Такое позволялось раз в году, перед строгим постом за 12 дней до пепельной среды. Мясо в Пост запрещалось, отсюда и название: Carni, Vale! – «Мясо, прощай»

Есть у венецианцев и своя легенда появления карнавала, полная приключений и благородства, вкратце она такова. Однажды в 998 году хорватскими пиратами были украдены местные девушки-невесты. Молодые венецианцы бросились в погоню и сумели отбить ценный груз. В честь успешного завершения спец. операции был организован большой праздник. Отсюда согласно легенде, и берёт своё начало карнавал, который ежегодно отмечается в начале февраля в течение нескольких недель.

В те времена многие венецианцы повсеместно носили небольшие маски – bautta, скрыв под ней своё настоящее имя. По законам Венецианской республики подобные маски были запрещены при входе в церковь, в ночной период и во время эпидемий чумы. Но их широко употребляли в различных злачных местах – игровых и публичных домах. Нередко под ними скрывались для совершения всевозможных проказ.

Так, например декрет от 1458 года запрещает мужчинам, переодевшимся в женские наряды входить в монастыри. В августе 1608 года “Совет десяти” издал декрет, в котором говорилось о неуместности ношения маски в течение длительного периода. С этого момента маски можно было использовать только во время Карнавала или на официальных банкетах. За нарушение закона мужчины приговаривались к двум годам тюремного заключения и денежному штрафу, а женщин публично секли на площади Сан Марко с последующим изгнанием на четыре года с территории Венецианской Республики.

Карнавал праздновали не только богатые венецианские вельможи, давая бал-маскарады в роскошных дворцах. Простой люд также веселился на улицах и площадях. Повсеместно выступали акробаты, жонглёры, дрессированные хищники, привезённые из далёких стран. В передвижных лавках можно было купить всевозможные сладости или просто подкрепиться.

В XVII веке на центральной площади устраивали бой быков. Среди знати была также популярна игра в футбол. Две команды, по 25 игроков с каждой стороны, должны были, во что бы то ни стало завладеть кожаным мячом и бросить его на территорию противника.

Период наивысшего расцвета венецианского карнавала пришелся на XYIII век – танцы на площадях, роскошные, шитые золотом и украшенные драгоценными камнями карнавальные костюмы, которые становятся образцами высокой моды. В те времена под покровом масок рождается и умирает страсть, а персонажи знаменитой итальянской “Комедии дель арте” выходили на улицы и становились действующими лицами карнавала

Здесь могла бы быть Ваша реклама

Русская девушка

“Девушка в русском костюме”. 2018. Холст, картон, масло. 40х30

Это этюд к исторической картине “Кремлёвские затворницы” (поиск образа, характера).

На экскурсиях по Большому театру в костюмерный цех не водят. А я попала!

Даже наш экскурсовод Анна не была там, где шьют балетные пачки, но моя страсть к театральному костюму творит чудеса. Я упросила экскурсовода договориться со швеями, чтобы мы одним глазком заглянули в помещения, где шьют костюмы, придуманные находчивым Симоном Вирсаладзе ) Мастера нас немного стеснялись, но было видно, что им приятно внимание.

Эффект “северного сияния” создают лоскутки, сеточки, стразы и блестки, нашитые с модным сейчас градиентом на более плотные ткани. И не забывайте, что в СССР интересные материалы для театра и кино добывали всеми правдами и неправдами, буквально по кусочкам! Боярские шубы в “Иване Грозном” были сделаны буквально из мешковины, покрашенной золотой краской. Но все эти фокусы сохраняли костюмам легкость, а танцовщикам – возможность летать.

В балете “Легенда о любви” меня каждый раз поражает, как не по-советски откровенно Вирсаладзе выделил. бюст ) Это же самый настоящий бурлеск! Может, у кого-то в СССР секса не было, у гениального грузина все было по-взрослому. Добавила еще пару фото с выставки в музее Бахрушина в честь 90-летия Юрия Григоровича.

Не показывайте это Киркорову, а то его удар хватит. Хотя, нет. Покажите!

Костюм участника венецианского карнавала.

Модный портрет, или как Бьянка родила толпу детей и осталась на стиле

Таких модных портретов по пальцам одной руки пересчитать можно.

Даму на картине зовут Бьянка, про нее известно совсем немного (тут могла бы быть ваша шутка про рэп-карьеру) – родилась во Флоренции, вышла замуж за римского кавалера Пьерино Мазелли и умерла в сентябре 1605 года в возрасте 37 лет после рождения девятнадцатого ребенка (просто оставлю это здесь).

Но главное на портрете не это. Какие же они стилевые!

Лавиния Фонтана – «Бьянка дели Утили Мазелли и её шестеро детей», 1605

Картина строится на асимметрии композиции. Слева дети смирно смотрят на зрителя, хорошо себя ведут и явно позируют художнице. А справа ребятишки явно озорные пацаны, переглядываются и в целом задают хитрое настроение.

Озорные и бритые под машинку пацаны делают портрет менее формальным, а заодно светят своими кольцами с камнями, все дорого-богато:

Деталей завались: и украшения, и специальный крой (у мальчиков он отличается от матери и девочки), и эти потрясающие манжеты, хочу себе такой. Женщина и девочка также носят сложные украшения – золотые серьги и жемчужные ожерелья. У всей группы очень похожие пышные воротники, и Фонтана особое внимание уделяет игре света и теней на них.

Внимательные читатели могут заметить, что почти у каждого ребенка есть свой предмет в руках: птица на цепочке, поднос с фруктами, медальон с фигурой рыцаря, перо и чернильница. Скорее всего, эти объекты указывают на род их будущих занятий. Собачка в руках Бьянки означает верность, как было принято в те времена.

Портрет отличается скрупулёзным вниманием к деталям – к цветочным украшениям в волосах Бьянки, вышитым костюмам и текстурам. Его можно сравнить с более ранним «Портретом дворянки» авторства все той же Лавинии.

Лавиния Фонтана – «Портрет дворянки», 1580

Несмотря на то, что Бьянка изображена с пятью сыновьями, особое внимание уделяется дочери. Она – единственный ребенок, которого обнимает мать, и единственная, чье имя начертано над головой. Вполне возможно, что портрет был написан специально для дочурки или в ее честь, тем более что позже он достался ее прямым наследникам, у которых хранился вплоть до недавнего времени. В 2012 году картина ушла с молотка за 602 тысячи долларов.

Но самое важное – перегруз деталями и символами не помешал Лавинии изобразить Семью. Модная, да еще и теплая по атмосфере картина.

“Моя мама (с бутылкой виски в руках) и её лучшая подруга отрываются на карнавале, Техас, начало 1980-х”

Туристы в 17 веке делали то же самое, что и мы

В 17-18 веках тоже путешествовали. Был даже такой термин — The Grand Tour.

Господа из Великобритании, Германии и Америки спешили сунуть нос в каждый уголок Франции и Италии. Люди того времени ничем не отличались от нас, они точно так же мечтали посетить Париж, Рим, Венецию и Флоренцию.

Мы сегодня делаем селфи. В 17 веке смартфонов ещё не было, поэтому путешественники заказывали изображения художникам, а те рисовали туристов на фоне достопримечательностей. Некоторые богатенькие господа брали с собой придворных художников.

Вот вам селфи эпохи Просвещения.

Этот портрет нарисовал Помпео Батони, один из самых успешных живописцев 18 века. Именно он создал моду на портреты гран-тура. Когда богачи приезжали в Рим, то обязательно заказывали себе портрет у Помпео. А тот был рад нарисовать их в окружении руин и памятников. Даже вельможи из Российской империи заказывали у Батони портреты.

Самолётов тоже не было, чтобы посмотреть на Париж и умереть приходилось ехать неделями.

Зачем же люди шли на такие сложности?

Путешествия были по карману не всем. Вернувшись домой можно было хвастаться друзьям: «Я видел картину Боттичелли – Рождение Венеры! А вы? Кстати, сейчас из кареты выгружают мои селфи».

Интернета тоже не было, блоги приходилось вести на бумаге. Путешественники также записывали свои впечатления и некоторые из них сохранились и по сей день.

А ещё, во время Большого Тура можно было сделать самое главное: выпить и поесть.

Путешественники уничтожали огромные пиццы и запивали их вином.

Ну а теперь скажите, чем же туристы 17 века отличались от нас сегодняшних?

Вдохновляясь комедиями Карло Гольдони

Мое знакомство с произведениями этого известного венецианского драматурга началось еще в детстве с кинокартины «Труффальдино из Бергамо». Тогда этот советский фильм-праздник произвёл на меня особое впечатление своей легкостью и озорством, такое послевкусие должны оставлять комедии, когда на душе становится светло и весело.

В дальнейшем комедии Карло Гольдони мы обсуждали в литературном кружке, и неизменно меня интересовал образ Клариче деи Бизоньози, возлюбленной Сильвио Ламбарди.

Отмечу, что пьеса построена на комизме положений, когда внимание, как автора, так и читателя в большей степени приковано к курьезности ситуации, нежели к проработке характеров персонажей. Традиционно, персонажи, зачастую лишены индивидуальных черт, обрисованы широкой кистью, имеют лишь несколько основных, главных отличительных особенностей, что позволяет переносить их из пьесы в пьесу.

Такие схематические персонажи называются в литературе масками, в данном случае масками Комедии дель арте. Конечно, маски в переносном смысле слова. Я же решила поиграть словами и надеть настоящую маску на свою Клариче.
Важно! Гольдони меняет психотипы персонажей в зависимости от сюжета и замысла. Он отклоняется от традиции. Это уже не закостенелые образы, а амплуа, которые выглядят гораздо живее, чем у его предшественников.

Потому я позволила некоторые вольности в трактовке внешности Клариче. Действие происходит в Венеции 18 века. В моде были пышные платья, под которые надевали фижмы, каркас , расширяющийся с боков в области бёдер, но плоский спереди и сзади. Особое внимание венецианцы уделяли рукавам, чем более интересными они были, тем большим вкусом, считалось, обладает хозяйка платья.

Снимали мы в Венеции ещё в докороновирусный период, потому никакие ограничения не омрачали нашу работу.
Образ сделан мною. В аренду ничего не брали. Парик я выбрала в цвет платью, конечно, такие цвета не носили тогда, а венецианские женщины традиционно высветляли волосы, нанося раствор лимона и уксуса на волосы, пока находились на солнце. В это время они носили широкополые соломенные шляпы без макушки. В результате, кожа лица и тела оставалась светлой, а на волосы попадали прямые солнечные лучи. Правда, стоит отметить, что солнечные удары тоже при таком подходе должны были быть делом нередким😂 Однако, учитывая, что это съёмка по мотивам произведения бунтовщика от литературы своего времени, своеобразного разрушителя канонов, я решила, что могу и должна использовать парик нестандартного оттенка.

Серьезное влияние на венецианские платья оказали купеческие успехи в торговле, сделавшие венецианцев по-настоящему богатыми людьми. Купцы в Венеции ценились и славились, так что они щедро тратили деньги налево и направо, даже больше, чем правители. Напомню, что Клариче дочь купца Панталоне деи Бизоньози. И она могла позволить себе обойти строгие правила дресс-кода, действовавшие в городе. К чему стремились и все остальные модники- венецианцы, тратившие в то время огромные деньги на яркие ткани и украшения.

Спасибо за внимание надеюсь, смогла погрузить Вас в атмосферу солнечной и жизнерадостной венецианской Комедии масок)
за сим позвольте откланяться)

История возрождения бренда Bottega Veneta

Томас Майер, креативный директор бренда, родился в 1956 году. Возможно мысль – стать дизайнером – возникла ещё в юности, когда он листал модные журналы своей матери, а может восхищение и даже преклонение перед талантом таких великих дизайнеров, как Ив Сен-Лоран, Баленсиага, Мадам Грэ, которых он боготворил. Он получил образование в школе при Парижском Синдикате высокой моды. Томас трудился в одних из лучших брендах мировой моды: Guy Laroche, Herm?s, Sonia Ryckiel. А в 2001 году Том Форд пригласил его возглавить компанию Bottega Veneta, в которой он и по сей день является креативным директором.

В это время компания Bottega Veneta находилась в не самом лучшем виде. Итальянский бренд переживал, мягко говоря, затишье. А когда-то он славился аристократическим стилем и необычайно тонкой работой с нежной кожей.

Томас Майер сначала ознакомился с мастерскими в Виченце. Именно здесь начиналась компания, и здесь зарождались её традиции, основанные первыми художниками марки. Каждый дизайнер знает, что традиции мастерства – это основа, но необходимо найти все точки соприкосновения старых традиций с современностью, соединить их с новыми разработками. Томас Майер понял, что не только возродить, но и сделать бренд одним из лучших – это реально. И Томасу Майеру это удалось. Продажи продукции компании выросли во много раз. Одежда, сумки и другие аксессуары бренда проникнуты эстетикой, чувственностью и в то же время благородством и сдержанностью.

Томас Майер любит искусство и поэтому именно здесь он черпает вдохновение. Особенно он увлечён работами художников Гольбейна и Дюрера.

Результаты показа коллекции Томас Майер обсуждает со своей командой, подводит итоги о проделанной работе и намечает планы для следующей коллекции. Всё происходит чётко и размеренно. Томас не любит суеты вокруг себя. Для него самое главное – работа, то, что он делает. «…Я интересен тем, что создаю…». Изделиям от компании Bottega Veneta гарантирована долгая жизнь, потому что их дизайн неподвластен времени, материалы используются высочайшего класса и, самое главное, уникальное ремесленное мастерство.




В конце 2012 года вышла книга, которая рассказывает об истории создания аксессуаров лучшими мастерами бренда, об исполнении самых мельчайших деталей, из которых складываются изделия. В создании книги принимали участие книжный иллюстратор Сэм Шахид, автор книги «Икона на каждый день: Мишель Обама и сила стиля» Кейт Беттс, продюсер и режиссёр фильма «Валентино – последний император» Мэтт Тирнаур и многие другие достойные и уважаемые журналисты и художники. Томас Майер, задумав проект о создании этой книги, преследовал цель рассказать всем, кто по-настоящему интересуется модой, причём, модой, как искусством, о том, насколько велик труд замечательных людей, которые изо дня в день создают своими руками шедевры. «…Книга посвящена неразрывной связи дизайнеров, которые придумывают образы, с теми, кто претворяет эти образы в жизнь…».

Знаменитое кожаное плетение intrecciato Bottega Veneta. Как это делается, можно увидеть в книге, в которой показан весь процесс изготовления плетения. Эта книга будто мастерские в Виченце. В ней есть всё – все виды изделий, всё на своих местах, в строгой последовательности.

Рассказывая в деталях об изготовлении каждой вещи, авторы книги завершили свой труд созданием уникальной обложки книги, которая является лицом Bottega Veneta. Да, именно плетение intrecciato.


Сосредоточенность и организованность, приверженность к чёткой дисциплине, упорядоченная жизнь – всё это позволяет запоминать и контролировать буквально все нюансы творческой деятельности бренда. Именно поэтому Томас Майер сумел достичь такого огромного успеха за достаточно короткое время. Его личные качества и характер полностью соответствуют эстетическим ценностям Bottega Veneta. Он привёл бренд к первоначальной идее сдержанной роскоши, элегантности, изяществу.


«Мы создаем вещи, чтобы их продавать. Я шью платье не потому, что надеюсь увидеть его на обложке журнала».


Коллекция одежды и сумки, клатчи от Bottega Veneta, к сезону осень-зима 2013-2014

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *