Верочка Мамонтова и картины художника Васнецова

Судьба девочки с персиками

Верочка Мамонтова, конец 1880-х.

Персики были свои, выращенные в мамонтовской оранжерее садовником.
И девочка своя – самая живая, самая любимая.
“Абрамцевская богиня”, как называли потом Верочку все – и художники, и родители.
Ее портрет Валентин Серов писал целых три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево.

Вера Мамонтова в домашнем спектакле в костюме Иосифа. 1880 год.
Писал с трудом: сначала еле уговорил попозировать дочь Саввы, 11-летнюю Верочку Мамонтову, а потом с трудом удерживал ее за столом – сидеть часами в жару, не шевелясь, у той получалось плохо.
Но портрет удался.

Он стал не только одной из лучших картин Серова, но и одним из самых известных портретов в русской живописи.
Никто не верил, что этому, никому не известному художнику, всего 22 года.
“Девочка с персиками” – начало славы Валентина Серова, его точка отсчета.
А как сложилась судьба девочки?

“Девушка с кленовой веткой”. В.Васнецов, 1896 год
В этом же платье Вера венчалась с А.Д.Самариным

Через девять лет после “Девочки с персиками” еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского.

Вскоре подарок уже висел над письменным столом ее мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.
Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.

Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.

Венчались они в Москве на Поварской в церкви Бориса и Гл:) – это был приход Самариных, живших неподалеку. Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из метро “Арбатская”.

Радовались за них все – молодые давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой.
Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.

Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.

В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года – второй сын, Сергей.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…

Панихида по Вере Саввишне, 1908 год.

Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Вере было всего 32 года.

Все заботы о детях взяла на себя ее сестра Александра Саввишна. Вот она на фото, первая слева. Рядом Савва Мамонтов с детьми Веры – Сережей, Лизой и Юрием. Италия, 1910 год.

Читайте также:
Стильные образы и фото китаянки из Шанхая

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.
В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.

Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров.

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений. Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм почти восстановлен.

А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году.
Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.

nandzed

  • Add to friends
  • RSS

Нешёлковый путь

Квинтэссенция впечатлений, со временем потерявшая геометрию

Ко дню рождения Виктора Васнецова
«Девочку с персиками» Серов писал все три летних месяца 1887 года, пока гостил у Саввы Мамонтова в Абрамцево. Писал с трудом: во-первых, еле уговорил позировать дочь Саввы, 12-летнюю Верочку Мамонтову, во-вторых, у той плохо получалось часами сидеть за столом в жару, не шевелясь.
Но портрет удался. Можно сказать, он стал визитной карточкой художника.


Вера Мамонтова. Конец 1880-х.

Как сложилась судьба девочки дальше?

Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы. Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин.


Вера Саввишна и Александр Дмитриевич Самарины, 1903 год. Италия, Рим, свадебное путешествие.

Венчание состоялось 26 января 1903 года в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба – это был приход Самариных (они жили неподалеку на Поварской улице). Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня – прямо рядом с выходом из станции метро «Арбатская».
Радовались за них все – родители Самарина долгие годы не давали согласие на его брак с Верой и только после смерти отца Александра Дмитриевича они, наконец, смогли пожениться.
Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района.

В апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка.


Вера Саввишна Самарина (Мамонтова) с сыном Юрием, 1904 год.

В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года – второй сын, Сергей.
А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и…
Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного.
Ей было всего 32 года.
Все заботы о детях Веры взяла на себя ее сестра Александра Саввишна.

Читайте также:
Андрогинны и свадебное платье для жениха


А.С.Мамонтова (первая слева) и Савва Мамонтов с детьми Веры – Сережей, Лизой и Юрием в Италии. 1910 год.


Елизавета Григорьевна Мамонтова с внуками, детьми Верочки – Елизаветой, Сергеем, Юрием.

Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.
В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы.


Храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, архитектор Башкиров .

В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных хим. удобрений.
Сейчас усилиями прихожан, спонсоров и меценатов храм потихоньку восстанавливается.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза…


На первом фото – А.Д.Самарин с дочерью Лизой в якутской ссылке, 1926 год. на втором фото –
А.Д.Самарин с дочерью Лизой, 1905 год. (Фотографии из семейного архива).


«Девушка с кленовой веткой». В.Васнецов, 1896 год

Через девять лет после «Девочки с персиками» Серова еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского. ))
После смерти Веры эта картина всегда висела над письменным столом Александра Дмитриевича Самарина.


Верочка Мамонтова, 1880 год.


Вера Мамонтова в костюме Иосифа. 1880 год.


Вера Мамонтова. Абрамцево, 1890-е.


Живая картина. «Русская пляска». Вера и Иван Мамонтовы. 1892 год.


Сцена из спектакля «Снегурочка». Е.Д.Свербеева – Снегурочка, В.С.Мамонтова – Весна. 1897 год.

Детское счастье и короткая жизнь Веры Мамонтовой

Один из самых знаменитых женских портретов в русской живописи появился благодаря счастливому стечению обстоятельств: двенадцатилетняя Вера Мамонтова, разгорячённая уличной игрой, вдруг вбежала в дом и присела за стол, взяв в руки персик, а молодой художник Серов, гостивший в усадьбе её отца, предложил девочке позировать.

Персики были свои, выращенные в мамонтовской оранжерее садовником. И девочка своя — самая живая, самая любимая. «Абрамцевская богиня», как называли потом Верочку все — и художники, и родители.

Валентин Серов жил в Абрамцеве, как у себя дома, он был почти членом мамонтовской семьи. Его знали и любили здесь с самых ранних юношеских лет, он жил здесь веселой и привольной жизнью. Так и в этот раз быстро уехать отсюда ему не удалось, хотя он и стремился навестить своих родных.

Она по-прежнему любила пошалить, задирала своего друга-художника, любила с ним прокатиться верхом или на лодке, и В. Серов не раз заговаривал о ее портрете. Уж очень была красочной эта милая девочка-подросток: яркие губы, темные волосы, темные, как спелая смородина, глаза с синеватыми белками. А кожа нежная, чуть-чуть еще пушистая по-детски, и сейчас, под летним загаром, совсем персиковая.

И Серов, которого в Абрамцеве все называли Антоном, стал уговаривать Верочку: «Ну, посиди, сделай милость.

Читайте также:
Красивые школьницы и некрасивые школьницы – фото и образ жизни

.. Я такой портрет напишу, сама себя не узнаешь. Красавицей будешь!» А она, мило и лукаво капризничая, отвечала: «Ты же замучишь меня. Скучно сидеть, лето. »

Здесь, в Абрамцеве, В. Серов и написал один из самых молодых портретов в русской живописи. Не только потому, что на ней изображена 12-летняя девочка и что молодым был писавший ее художник. Главное заключалось в том, что детское счастье Верочки Мамонтовой и ее безоблачность совпали со счастьем самого художника. Писал он ежедневно, около трех месяцев, но его «муки творчества» зрителю незаметны, так и кажется, что картина создана в едином порыве счастливого вдохновения.

Нет, наверное, сейчас человека, который бы не знал этого живописного произведения. Портрет В. Мамонтовой стал чем-то гораздо большим, чем просто этюд с натуры, недаром за ним прочно закрепилось название «Девочка с персиками». Это была именно картина, а не портрет, так как полотно это переросло всякие представления о портрете.

«Все помнят, — пишет искусствовед В. Смирнова-Ракитина, — угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом. В руках у девочки персик, такой же смугло-розовый, как ее лицо. На ослепительно белой скатерти лежат вянущие листья клена, персики и серебряный нож. За окном светлый-светлый летний день, в стекла тянутся ветки деревьев, а солнце, пробравшись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева. »

Вот, казалось бы, и все, что изобразил на своей картине Валентин Серов. А вместе с тем это целый роман о людях, которым принадлежит дом, сад, все эти вещи; это история девочки, рассказ о ее характере, о ее переживаниях — чистых, ясных и юных. Внутренний мир героини интересовал художника не сложными противоречиями, не глубокими психологическими нюансами, а именно своей естественной простотой и целомудрием. В ее мягком, но умном и энергичном личике В. Серов предугадал прозрение в будущее. Может быть, сам того не сознавая, художник рассказал в этом полотне все, что он знал о Мамонтовых, показал все, что любил в них — в их семье и в их доме.

Портрет стал не только одной из лучших картин Серова, но и одним из самых известных портретов в русской живописи.

Никто не верил, что этому никому не известному художнику всего 22 года.«Девочка с персиками» — начало славы Валентина Серова, его точка отсчета. А как сложилась судьба девочки?

Через девять лет после «Девочки с персиками» еще один портрет Веры написал Виктор Васнецов, пообещав подарить ей его только в том случае, если она выйдет замуж за русского. Вскоре подарок уже висел над письменным столом ее мужа: Вера вышла замуж за Александра Дмитриевича Самарина, будущего обер-прокурора Святейшего Синода (министра по делам церкви) и предводителя дворянства города Москвы.

Читайте также:
Исламская мода в фотографиях – красивые девушки ислама

Популярность его среди православных москвичей была так велика, что когда летом 1917 года в Москве избирали митрополита, среди кандидатов были: архиепископ Тихон Ярославский (позже избранный Патриархом) и мирянин Александр Самарин. Венчались они в Москве на Поварской в церкви Бориса и Глеба — это был приход Самариных, живших неподалеку. Позже церковь уничтожили большевики, сейчас на этом месте часовня — прямо рядом с выходом из метро «Арбатская».

Радовались за них все — молодые давно любили друг друга, но пожениться смогли только после смерти отца Александра Дмитриевича, который долгие годы не давал согласие на его брак с Верой.

Поселились молодожены в своем имении неподалеку от села Аверкиево Павло-Посадского района. А в апреле 1904 года у Самариных появился первенец, Юрочка. В августе 1905 года родилась дочь Лиза, в мае 1907 года — второй сын, Сергей.

А 27 декабря 1907 года Вера Саввична внезапно умерла от скоротечного воспаления легких. Сгорела за три дня. Собирались на Рождество всей семьей в Абрамцево, остановились проездом в своем московском доме на Поварской и.

Похоронили ее в любимом Абрамцеве, около церкви Спаса Нерукотворного. Вере было всего 32 года.

Все заботы о детях взяла на себя ее сестра Александра Саввична. Александр Дмитриевич пережил Веру на 25 лет. Больше он никогда не женился.


В память о любимой жене Самарин построил храм Живоначальной Троицы в селе Аверкиево, недалеко от их усадьбы. В 30-е годы храм был закрыт и разграблен и все годы советской власти использовался как подсобное помещение, в том числе для хранения различных химических удобрений.

Сам Александр Дмитриевич погиб в ГУЛАГе в 1932 году. Все годы якутской ссылки с ним провела его дочь, Лиза.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как сложилась судьба «девочки с персиками»: 7 удивительных фактов о самой известной картине Серова

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Эту картину знают даже далекие от искусства люди. Речь идет о знаменитой «Девочке с персиками» Валентина Серова . Те, кто интересуется творчеством этого художника, знают еще и то, что ему позировала 11-летняя Вера Мамонтова – дочь известного мецената и богатого промышленника. Но мало кому известно, что случилось с героиней, когда она выросла, и какая трагическая судьба ждала ее семью.

Свою самую знаменитую работу Валентин Серов создал в молодом возрасте – ему на тот момент было всего 22 года. Весной 1887 г. он вернулся из Италии и остановился погостить в подмосковном имении Саввы Мамонтова Абрамцево. Художник работал вдохновенно и словно на одном дыхании, но при этом позировать девочке пришлось достаточно долго. Серов позже писал о том периоде: «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах. Писал я больше месяца и измучил ее, бедную, до смерти».

Читайте также:
Живые куклы – фото и философия

Усадьба в Абрамцево была настоящим домом творчества: здесь гостили Тургенев, Антокольский, Суриков, Коровин. Веру Мамонтову писали многие художники, гостившие в Абрамцево: Репин, Васнецов, Врубель также создали ее портреты. Врубель наделил ее чертами «Снегурочку», «Египтянку», Тамару на иллюстрациях к «Демону». В. Васнецов так объяснял желание художников писать ее: «Это был тип настоящей русской девушки по характеру, красоте лица, обаянию». Но самой известной стала картина Серова «Девочка с персиками».

Художник писал портрет Веры в столовой, за окном которой виднелся Абрамцевский парк с аллеей, названной Гоголевской в честь писателя, который когда-то любил здесь гулять. В соседней комнате – Красной гостиной – часто собирались писатели и художники.

Картину Серов подарил Елизавете Мамонтовой, матери Веры, и портрет долгое время висел в той комнате, в которой и был написан. Позже картина попала в Третьяковскую галерею, а в Абрамцево осталась копия. После «Девочки с персиками» о Серове заговорили, и вскоре он стал одним из самых модных портретистов. Но как же сложилась дальнейшая судьба самой Веры Мамонтовой?

Вера вышла замуж за Александра Самарина, предводителя московского дворянства, министра по делам церкви. Венчание состоялось в церкви Бориса и Глеба, разрушенной позже большевиками. Сейчас на ее месте, рядом с выходом из станции метро «Арбатская», стоит часовня.

Брак был очень счастливым, Вера родила троих детей, но в 32 года ее жизнь неожиданно оборвалась. За несколько дней она сгорела от сильного воспаления легких.

После ее смерти Александр Самарин так никогда и не женился, а в память о жене построил храм Живоначальной Троицы в Аверкиево, возле их усадьбы. В советское время храм был разорен и использовался как склад. Сейчас он вновь восстановлен. Муж Веры Мамонтовой был сослан в лагерь в 1920-х гг., с ним отправилась их дочь Лиза. А погиб он в 1932 г. в ГУЛАГе.

«За кадром» известных полотен до сих пор остается множество тайн: знаменитые картины Михаила Врубеля, созданные за шаг от безумия – яркий тому пример.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

«Девочка с персиками» Серова: как сложилась жизнь Веры Мамонтовой?

Портрет Верочки Мамонтовой кисти Валентина Серова — один из самых ярких образов в русской живописи. С картиной знакомы и те, кто не интересуется искусством. Художник часто и подолгу гостил в имении знаменитого мецената и промышленника Саввы Мамонтова. Портрет его 12-летней дочери он создал в 22 года. После о нем заговорили как о талантливом портретисте. А как сложилась жизнь самой Веры и смогла ли она найти счастье?

Детские годы

Вера Мамонтова — четвертая из 5 детей Мамонтова. У нее было трое братьев и младшая сестра. Имя Вера она получила не случайно. Во-первых, детям давали имена, чтобы из первых букв получилась аббревиатура САВВА: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Во-вторых, мать девочки была глубоко верующей. Детство у младших Мамонтовых было безоблачным. В их усадьбе Абрамцево царила атмосфера тепла, радости и творчества. Часто приезжали талантливые художники, скульпторы и музыканты. В двухлетнем возрасте девочка познакомилась с Иваном Тургеневым.

Читайте также:
Девушки велосипедистки – фото и правила поведения

В 12 лет Вера любила играть с другими детьми и участвовать в домашних спектаклях. Позировать она согласилась неохотно, ведь это скучное занятие. А Валентин Серов известен тем, что рисовал долго и проводил много сеансов. В данном случае работа заняла 3 месяца. Со слов самого художника, он «измучил её, бедную, до смерти». Но результат того стоил. Первое время подаренный Вериной маме портрет висел в той комнате, где был создан. Затем его сменила копия: оригинал отправился в Третьяковку.

Дальнейшая жизнь

Когда Вера Мамонтова стала старше, она, по примеру матери, стала заниматься общественной работой. Вместе они многое сделали для появления школ и мастерских, где могли учиться и работать крестьянские дети из окрестных сел. Входившие в круг ее общения художники создавали и другие портреты. Один из лучших — картина Васнецова «Девушка с кленовой веткой».

С будущим мужем девушка познакомилась благодаря курсам по истории и литературе, которые посещала в Москве. Там она подружилась с Софьей Самариной и стала бывать у нее дома. Брат Софьи Александр был пленен обаятельной Верой, и она ответила ему взаимностью. Но на пути влюбленных лежало препятствие. Род Самариных был старинным и знатным. Они были в родстве с Волконскими, Трубецкими, Голицыными и Оболенскими. Отец и слышать не хотел о женитьбе сына на купеческой дочке. Несколько раз Александр просил благословения на брак, но получал отказ. Лишь когда отец семейства умер, молодые смогли создать семью.

Обвенчались они в 1903 г. в московской церкви Бориса и Глеба. Сегодня на этом месте рядом с метро «Арбатская» стоит часовня. Портрет Васнецова молодожены получили в подарок.

Замужество и дети

Самарины были счастливы в семейной жизни. С 1904 по 1907 годы у пары родилось трое детей: Юрий, Лиза и Сергей. Молодая семья проживала в своем имении в Павло-Посадском районе и не знала бед. Но это благополучие продолжалось менее 5 лет. В декабре 1907 г. Вера заболела и за 3 дня умерла от скоротечной пневмонии. Молодой женщине было всего 32 года. Ее похоронили в родном имении Абрамцево, куда супруги как раз направлялись на Рождество.

Есть легенда, что несчастье принес еще один Верин портрет, написанный Михаилом Врубелем. На акварели «Тамара в гробу» героиня тоже умерла молодой. Но между созданием этой работы и смертью Веры Самариной прошло 16 лет, так что вряд ли стоит приписывать картине таинственную и мрачную силу.

Оставшихся без матери маленьких детей забрала младшая сестра Веры. Александр Самарин прожил еще 25 лет, но повторно не женился. В память о рано ушедшей супруге он построил храм Живоначальной Троицы неподалеку от семейной усадьбы. В 1920-е Александра сослали в Якутию, где он жил с дочерью Лизой. Умер муж Веры в 1932 г. в ГУЛАГе.

Читайте также:
Винтажные фото девушек и ретро-стиль в одежде и аксессуарах

Вера Мамонтова: трагическая судьба «Девочки с персиками» с картины Серова

Молодой художник и непоседливая модель

Валентин Серов написал «Девочку с персиками», когда ему было всего 22 года. Весной 1887 года он возвращался домой из Италии и остановился отдохнуть в имении Мамонтовых: художник давно дружил с семьёй мецената, дружил с дочками Саввы, особенно с Верой. Однажды Вера, разгорячённая играми на улице, вбежала в столовую, чтобы схватить со стола персик. Вдохновлённый юной свежестью 11-летней озорницы, Серов схватился за кисть. Правда, позировать Верочке пришлось много часов: как писал в воспоминаниях сам художник, ему хотелось передать именно ту свежесть, которая чувствуется в модели, но которая исчезает при переносе на холст. Вера была непоседливым ребёнком, ей трудно было усидеть на одном месте. Но Серов всегда умел найти нужные слова, чтобы уговорить девочку позировать: «Я тебя такой красавицей напишу, вот увидишь, ещё лучше будешь, чем в жизни!».

«Настоящая русская красота»

Серов, кстати, был не первым и не единственным, кто писал портрет Веры. Ведь имение Абрамцево привлекало творческих личностей: у семьи Мамоновых часто гостили Тургенев, Коровин, Суриков, Репин, и образ Веры остался на многих картинах. Например, если присмотреться к полотнам Врубеля «Снегурочка» и «Египтянка», можно обнаружить в их чертах много общего с лицом Веры. Писал её и Васнецов, считая, что внешность Веры передаёт красоту и обаяние настоящей русской девушки. И всё же серовская «Девочка с персиками» — самый известный портрет дочки мецената Мамонтова. Эта картина сделала молодого Серова знаменитым, о нём заговорили, он сделался модным портретистом.

«Девушка с кленовой веткой»

А что же его модель? Вера повзрослела. Через несколько лет после Серова её портрет написал Васнецов: она назвал свою картину «Девушка с кленовой веткой». Верочке она понравилась, и она очень просила художника, чтобы он подарил ей удачный портрет. Васнецов пообещал — при условии, что она выберет себе в мужья русского, ведь портрет получился настоящим гимном русской женской красоте, негромкой, неяркой, но такой душевной. И Вера, как обещала, вышла замуж за русского мужчину — предводителя московского дворянства Александра Дмитриевича Самарина, очень уважаемого и солидного человека.

Васнецов сдержал слово: подарил Верин портрет молодой семье, и «Девушка с кленовой веткой» заняла почётное место, над письменным столом Самарина.

Правда, пожениться влюблённым удалось не сразу: отец Самарина почему-то был против этой свадьбы, считая дочь предпринимателя недостойной партией для своего сына, потомка дворянского семейства. Так что Александр Дмитриевич, не желая огорчать отца, женился на Верочке только после его смерти.

Стремительный уход

В январе 1903 года они обвенчались и зажили в любви и согласии. Вера буквально светилась от счастья, и неудивительно: её муж был известен как очень благородный, добрый и образованный человек. У супругов сначала родился первенец Юра, потом дочь Лиза, а затем младший сын — Сергей. Казалось, впереди у семейства одно только счастье. Но через полгода после рождения Серёжи Вера внезапно заболела воспалением лёгких. И не успели родные оглянуться, как их Верочки не стало: она буквально сгорела за три дня. Горе их было огромным. Никто не ожидал, что молодая цветущая женщина так рано покинет этот мир: Верочке было всего 32 года. Они с Александром собирались приехать на Рождество в Абрамцево к Вериным родителям, привезти малышей, провести весёлые семейные праздники в круг самых близких. В окружении Мамонтова шептались: неспроста Верочка умерла так рано, не надо было Врубелю писать с неё иллюстрацию к лермонтовскому «Демону» под названием «Тамара в гробу».

Читайте также:
Красивая девушка-кукла – модный блогер Dominique Nghiem

Смерть жены стала огромным потрясением для Александра Самарина.

Молодую женщину похоронили в том самом Абрамцеве, которое она так любила, где прошли её детские годы, и где она девочкой позировала для знаменитого портрета с персиками. Заботы о троих маленьких детях Веры взяла на себя её сестра Александра: она стала для них ласковой матерью. Александр Дмитриевич так больше и не женился — ни одна женщина не могла для него сравниться с обожаемой Верочкой. В память о ней Самарин выстроил церковь неподалёку от Абрамцева. Правда, в 30-х годах, как и остальные церкви в нашей стране, этот храм был разграблен, в нём устроили склад химических удобрений.

Смерть в ГУЛАГе и «Погружение во тьму»

Предводителя дворянства Александра Самарина несколько раз арестовывали, но спустя некоторое время освобождали. Наконец, после очередного ареста его сослали в ГУЛАГ. В 1932 году 63-летнего Самарина не стало.

Дочь Александра и Веры, Лиза, всё это время была рядом с отцом, разделяя все тяготы его непростой жизни.

Олег Волков, многолетний узник ГУЛАГа, писал о ней в своей книге «Погружение во тьму»: «Эта удивительная русская девушка едва не с пятнадцати лет взялась за полные тягот и опасностей обязанности связной. С монашками из разогнанных монастырей и верующими женщинами стала ездить по России с одеждой и деньгами, тайно жертвуемыми заточённым и сосланным духовным лицам. И — по стопам воспетых русских женщин — последовала за отцом в якутскую ссылку. Вот только не было у неё заботливо снаряжавшей в путь состоятельной семьи, ни преданной горничной, ни терявшихся перед петербургской аристократкой смотрителей и комендантов. А были — езда в нетопленых вагонах, мешочники и озлобленный люд. Были заградительные отряды с хлебнувшими сладкой безнаказанности плохо говорящими по-русски стрелками. ».

Хранительница музея и памяти

Позднее Елизавета Самарина вышла замуж за художника Николая Сергеевича Чернышова. За первые пять лет брака родила троих детей. А в декабре 1941-го её мужа арестовали — за то, что писал иконы и дружил со священниками, а портреты советских «вождей» писать отказывался. Приговорили к 5 годам ссылки в Казахстан, но, не доезжая до места ссылки, художник Чернышов скончался. Елизавету долго не пускали в Москву из эвакуации, потом, когда она с детьми всё же вернулась, не давали работу: она ведь была «женой врага народа». Только спустя время ей удалось устроиться в Поленовский музей бухгалтером, а потом хранителем. Дочка «Девочки с персиками» буквально возродила музей из праха: после войны там всё было разрушено, экспонаты свалены в кучу, многие картины отсырели и испортились. Елизавета Самарина-Чернышова долго, упорно и кропотливо восстанавливала экспозицию, наводила порядок, реставрировала и ремонтировала. Она прожила 80 лет и умерла в 1985 году, оставив после себя книгу мемуаров, в которой подробно описана жизнь нескольких поколений семьи Самариных. А мы уже рассказывали о судьбе другого русского художника, Михаила Врубеля, и женщины, которую он всю жизнь изображал на своих картинах в образе Демона.

Читайте также:
50 летних образов азиатских девушек из Инстаграм

Девушки Гибсона

Девушки Гибсона — идеал женской красоты, созданный американским иллюстратором Чарльзом Дана Гибсоном на рубеже XIX и XX столетий.

О! Это были не просто рисунки – это была новая мода, новый символ женской красоты.

Существует утверждение, что «девушки Гибсона» были первым национальным стандартом женской красоты. Они были крайне популярны в течение двадцати лет, предшествующих Первой мировой войне. В магазинах продавались «блюдца, пепельницы, скатерти, наволочки, накидушки, сувенирные ложки, ширмы, веера и стойки для зонтиков», — все с изображениями красавиц в стиле Гибсона.

«Девушка Гибсона» была высокой, худой, с узкой талией, большой грудью и широкими бедрами. Силуэт, подобный песочным часам достигался за счёт корсета. Её образ отражал моду на величественную, юную и эфемерную красоту, доминирующую на Западе.

«Девушка Гибсона» имела длинную шею и большие глаза; её волосы были высоко зачёсаны и уложены в причёску буфант (bouffant), помпадур (pompadour) или шиньон «водопад локонов». Гибсон изображал своих героинь как модно одетых, открытых и разносторонне развитых женщин, равных по статусу мужчинам.

«Девушки Гибсона», несмотря на длинные платья, и силуэт повторявший форму песочных часов, были энергичными, независимыми и спортивными.

В дополнение к изысканной красоте девушки Гибсона, она была спокойна, уверена и искала личной самореализации (например, она могла быть изображена учащейся в колледже, но она никогда не участвовала в движении за избирательное право для женщин).

Она также доминировала над мужчинами, например, могла быть изображенной изучающей смешного маленького мужчину под лупой или раздавливающей его своей ногой.

Рядом с ней мужчины часто изображались как простаки и неумехи, и даже красиво сложенные или очень богатые мужчины сами по себе не могли её удовлетворить.

Эти девушки ходили на прогулки в горы без сопровождения мужчин.

Ездили верхом, носили брюки и КУРИЛИ. (Здесь феминистки стоя аплодируют)

Гибсон изображал, как мужчины пленяются красотой девушки, как они следуют за ней повсюду, исполняют все её самые абсурдные желания.

Существует рисунок, на котором пораженный мужчина все же выполняет приказ посадить молодое дерево кроной в землю, только потому, что ей того захотелось.

Читайте также:
Курящие девушки – фото знаменитостей с сигаретами

Девушки читали книги:

Веселились на девичниках.

Чаще всего девушка Гибсона одинокая и незамужняя, но романы всегда развевают её скуку.

Прекрасные девушки не только наслаждались свободой – они любили и были любимы.

Их любовь не всегда была взаимна:

Даже купидоны иногда бессильны

Но они всё же находили свою вторую половину:

После замужества они показаны глубоко разочарованными, в случае, если романтика ушла из их отношений:

Но компенсируют это общением с подругами, либо уходом за своим ребенком.

Но только в очень редких случаях, в рисунках Гибсона, любовь умирала.

Чаще всего любовь торжествовала!

Быть может потому, что “девушки Гибсона” любили и умели очаровывать?

И поистине они были очаровательны!

Какой мужчина устоит перед такой девушкой?

Для Гибсона позировали многие дамы, в том числе его жена, Ирэн Лэнгхорн, её сестра Нэнси Астор (Nancy Astor) и Эвелин Несбит.

Но самой известной моделью Гибсона была, пожалуй, бельгийско-американская актриса Камилл Клиффорд (Camille Clifford), чья высокая причёска и длинные элегантные платья, обёртывающие её затянутую в корсет фигуру служили эталоном стиля в тот период.

Когда в 1887 году молодой художник Чарльз Дана Гибсон заключил долгосрочный контракт с журналом “Лайф”, он изменил мир.

Появилось целое понятие “Gibson style” – печатались плакаты, рекламы, открытки в “стиле Гибсона”

Появилась даже почтовая марка “Девушка Гибсона”

По сей день выходят (и пользуются спросом) альбомы с рисунками художника.

Гибсону удалось нарисовать девушку столь соблазнительную, “что другие молодые парни захотели бы влезть внутрь картины и сесть подле неё”.

Интересно, что в честь Художника назвали даже коктейль.

Коктейль “Gibson”: 90 мл джин, 10 мл сухой мартини

При приготовлении коктейля Gibson (Гибсон), тщательно перемешать все ингридиенты в бокале для смешивания, наполненном на треть льдом, отфильтровать в cocktail glass. Украсить коктейль маринованной белой луковичкой.
Коктейль «Гибсон», был назван так потому, что впервые его смешали для художника Чарльза Дана Гибсона в баре «Клуба игроков» в Нью-Йорке, во времена «сухого закона». Большинство рецептов указывают, что для украшения хватит одной луковки для коктейлей, но как бы то ни было, одной никогда не бывает достаточно.

С началом Первой мировой войны Девушки Гибсона вышли из моды. Женщины новой эпохи предпочитали более практичные костюмы и платья, пригодные для работы в госпиталях и на фабриках.

Из Википедии и других статей инета

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *