Фотограф Ян Саудек: жизнь, любовь, смерть и другие пустяки…
В жизни Яна Саудека неоднократно происходило Чудо. Он родился в 1935 году в Праге. Но «счастливое детство» пережить ему не пришлось: началась Вторая мировая война. В конце ее случилось первое чудо: маленький Ян и его брат-близнец Карл, ныне известный график, избежали экспериментов нацистского лагерного доктора и остались живы. Родители и другие члены семьи погибли в концлагере Терезиенштадт. Второе чудо: его не загребла чешская госбезопасность во времена «государственных ограничений», хотя на архив Яна несколько раз накладывали арест…
Текст: Наталья Ударцева; фото: Ян Саудек.
Благодарим Галерею классической фотографии за предоставленные для публикации снимки.
Жизнь
— До нашей «бархатной» революции меня часто допрашивали в чешской госбезопасности. Они разыскивали мои фотографии, интересовались ими, хотели знать, что они означают. Многие из них уже были опубликованы на Западе. А я утверждал, что эти фотографии делал мой дедушка в прошлом веке. Они действительно так выглядели, кроме той, где я стою с автоматом в руках. Наконец, госбезопасность оставила меня в покое. Но с тех пор я помечаю свои фотографии XIX веком.
Третье чудо: он стал знаменитым на весь мир фотографом.
— Ян, в какой момент Вы стали знаменитым? Как это произошло? — спрашиваю я Саудека.
— Случилось чудо. Просто чудо, — отвечает он.
Думаю, список чудесных событий жития Яна Саудека гораздо длиннее. К ним можно отнести и его успех в США в 1970-м, и открытие в 2007 году в Праге постоянной выставки его работ, и первую выставку в России в 2013-м, и то, что он сам смог на нее приехать.
Приезд Яна Саудека в Москву ждали. Открытие его выставки «Жизнь, любовь, смерть и другие пустяки» в Галерее классической фотографии стало ярким событием нынешней весны и собрало огромную толпу поклонников. Они хотели посмотреть на живого классика, на работы всех периодов его творчества: от начала до всемирного признания и художественного переосмысления.
Открытки и плакаты с его работами расходились быстро. Энергичный, темпераментный, Ян Саудек, действительно, был неуловимо похож на своего кумира — рок-музыканта Мика Джаггера: короткая стрижа, черные очки, красная рубаха, туфли на утолщенных каблуках. Та же независимость во всей фигуре, та же раскованность и чувство достоинства. Он мобильно перемещался по залу, шутил, раздавал автографы и охотно отвечал на вопросы.
— Вам приходилось снимать русских женщин?
— Нет. Но я скажу правду: русские женщины очень красивые. Очень-очень! По ошибке сюда попала фотография русской женщины, которая работает на бензоколонке Shell в Праге. Она где-то здесь висит. — Саудек показывает на выставочный зал, заполненный ста двадцатью его работами, составляющими ретроспективу его провокационного, завораживающего и шокирующего творчества:
— Она попала сюда случайно. Она очень красивая!
На самом деле все на грани: красивого и безобразного, эротичного и пошлого, вкусного и безвкусного. Удивляюсь, как художнику удается балансировать на столь тонкой грани. Среди выставленных в галерее работ — моя любимая фотография под названием «Пинок». На ней мужчина, похожий на Саудека, пинает ногой толстую кричащую тетку.
Королева тинейджеров
Отличная метафора, возможно, ключ к пониманию его творчества! Как будто художник демонстрирует свою независимость от общественного мнения и дает хороший пинок общественному вкусу и общепринятой морали. Чрезвычайно актуально! Так и сегодня творчество фотографа вызывает диаметрально противоположные мнения: от любви, обожания, почитания, преклонения до полного непонимания и неприятия.
— Для художника не может быть никаких ограничений, и границы стерты. Но во мне самом сидит автоцензор: я слежу за тем, чтобы не переступить границы, — говорит Ян о своих работах.
Ян Саудек третий раз в России. Впервые он приезжал в Советский Союз при Горбачеве. Это был 1985 год. Потом при Ельцине в 1993-м. И сейчас при Путине.
— Огромную! В 85-м окна для тепла заклеивали газетами. Люди боялись говорить с иностранцем, это было заметно. Сейчас все по-другому.
— Ваше творческое кредо? Что бы Вы рекомендовали молодым фотографам?
— Никогда не сдаваться!
На торжественном открытии представитель от посольства Чехии приветствовал всех, кто пришел на открытие выставки Яна Саудека:
— Нам приятно, что имя Саудека знают в России и любят его творчество, которое, безусловно, является визитной карточкой чешской фотографии. Это первая выставка Яна Саудека в Москве. Мы надеемся, что здесь, где так много красивых женщин, знаменитый художник Ян Саудек найдет новое вдохновение для своего творчества.
Павла Ходкова и Ян Саудек
Ян Саудек пошутил:
— Я бился об заклад, что на открытие выставки никто не придет. И я проиграл. Еще мне казалось, что я наизусть знаю, как открывать выставки и что говорить, но тут я слегка растерялся, и я вам желаю: «Приятного аппетита»!
Затем он взял черный маркер и оставил автограф на белой стене галереи.
— Победа! — это слово прокатилось по залу и утонуло в аплодисментах.
Андрей Безукладников, фотограф и продюсер:
— Я впервые увидел черно-белые фотографии Яна Саудека в чешском «Фоторевю» в начале восьмидесятых. До сих пор помню впечатление, которое они произвели: чувство простой незамысловатой свободы. Потом Ян начал их раскрашивать, и я подумал, что он закончился как фотограф, потому что начал работать на «потребу», что фотография стала вспомогательным материалом.
Но я люблю и его раскраски, так как они все равно сохраняют свободный дух, в них много иронического оптимизма и легкости. Очень простые образы. Но порой это смахивает на анекдот, а мне хочется от фотографии притчевости и философского осмысления жизни.
Анекдот я не люблю. Понятно, что пойман тренд, и он введен в эксплуатацию. Маленький «свечной заводик» Яна Саудека. Понятно, почему на выставке в галерее больше раскрашенных, чем черно-белых фотографий: покупают больше то, что понимают.
Владимир Вяткин, фотожурналист:
— Это не мое. Полное отторжение. Антиэстетика женского тела. Я смотрю на этих женщин — и смотреть на живых женщин уже не хочется. Первобытно-общинный строй. Женское тело как объект первобытности и дикости. Цивилизация до этих людей не дошла. Антиэстетика!
Игорь Верещагин, независимый фотограф:
— Знаю его творчество давно. Еще с советских времен и страшно дефицитного чешского журнала «Фоторевю». Когда я увидел в нем фотографии Саудека, они надолго вышибли меня из колеи. Я люблю черно-белые фотографии Саудека. Его первые работы. Я дважды был в Праге, в галерее, где висят его работы, — там они большего размера и производят сильное впечатление. Здесь они тоже есть, но их немного, больше арт-китча. Но Ян остроумный человек, и думаю, что он сам воспринимает все с юмором и не относится к своей работе со звериной серьезностью.
Алексей Ушаков, независимый фотограф:
— Он просто не ханжа. Какой он есть внутри, таким себя и показывает. Со всеми своими пороками и предпочтениями. Не стесняясь говорит об этом.
Вероника, позирующая для стеклянных изделий г-на Шипека
Михаил Крюков, независимый фотограф:
— Меня привлекает в фотографиях Саудека любовь к жизни. В них много жизни. И много любви. Это не порнография. Ни в коем случае! Пусть те, кому это кажется порнографией, четче сформулируют свою мысль. Я еще не один раз приду на выставку и буду смотреть все внимательно. Я впервые вижу живого Яна Саудека, я подписал у него плакат с женщиной, которая держит череп, я счастлив. Мне нравится, как он снимает женщин. Он делает это необычно.
— А мне кажется, что он относится к ним как к сексуальным рабыням…
— Но вы — женщина. А я — мужчина. Мне взгляд Саудека понятен.
— Он отказывает женщинам в интеллекте вообще…
— Вы преувеличиваете. Этого нет в его фотографиях. Я рад, что увидел его живьем. Мне это помогло лучше почувствовать его и понять. Он очень открытый, радостный, легкий, харизматичный. Ему 78 лет, а он любит жизнь, телок и все, что с этим связано. Хотел бы я в этом возрасте сохранить такую же мобильность, открытость и оптимизм!
— Он так похож на Мика Джаггера!
— Неудивительно: он примерно из того же времени и, кажется, его поклонник…
Из беседы зрителей на открытии выставки Яна Саудека в Москве 27 марта 2014 года.
Ян Саудек. Длиннопост о фотографе.
“Сегодня ему 80, но он не прекращает раздевать и пялится на голых женщин. Ему это нравится”
сейчас очень многие люди стали фотографами “из-за недостатка способностей”:D
Я не знаю что там происходит, но не останавливайтесь! 😀
@moderator, тег “клубничка”, пожалуйста
https://youtu.be/Ee6RggRlTuE
Лично мне понравилось – подборка его фотографий под Tiger Lillies.
Просто очередной уёбок который получил свою славу основываясь на человеческой похоти. Этакий vodkapivo, только из середины 20 века, когда ещё не было инета.
Я целенаправленно выкладываю мало фото и информации. Каждый кому интересно потратит немного времени и найдёт информацию о заинтересовавшем фотографе. Тем ценнее будут полученные знания. За рейтингами не гонюсь, хотя “бан за накрутку” от администрации поимел. Вот такой казус.
Красная шапочка
Женская дорожка
Такси
Работаю в такси в Москве. Недавно я сетовал в своём посте, что не хочу возить лиц нетрадиционной национальности. Один мой коллега посоветовал отключить заказы за наличный расчет, они мол не настолько развиты чтобы смочь привязать карту в приложении. И вы знаете, за 5 дней работы по безналу не одного ослолюба не попалось, количество заказов не упало мотивация 8.
Так надо
Нужен совет с работой
До этого,вроде бы люди помогали,может быть и мне помогут. Дорогие, пикабушники, есть у меня такая просьба, помогите пожалуйста с работой, а точнее вахтой. Готов на любую работу. Пусть это будет и рыбпромысел и что ещё. Я работал рыбообработчиком вахтой,т.е,знаю что это..Работал кладовщиком 3 года.. Положение тяжёлое. Не привязан к конкретному месту. Заранее всем спасибо. Прошу не минусуйте.
Лайфхаки
Смотря что за коллеги
Курс киндера
Антифа
Обратный РСП бывает?
РСП – Разведенка С Прицепом(расшифровка). Долгая и нудная тема со всевозможными примерами. Но суть такая что в основном это “Я приняла в свою семью а он должен полюбить нас”. А наоборот чет не у всех дам работает.
Как Юрий Ковальчук берег Ладоги захватил
Взываю к Силе Пикабу! Прошу помощи в распространении и огласке!
Путешествуя этой осенью по Карелии, у мыса Таруниеми близ поселка Тарулинна, расположенного неподалеку от Ладожских шхер, меня ждал неприятный сюрприз. Проход по берегу Ладоги был наглухо перекрыт забором. На заборе красовались угрожающие надписи «Проход запрещен! Охраняемая территория» и висели большие пучки видеокамер.
Это место расположено рядом с известной точкой притяжения Северного Приладожья — «Дачей Винтера». Ее первый владелец — Густав Винтер — был выдающимся врачом и заметным общественным деятелем, приложившим в начале XX века много усилий для развития этого района. На территории мыса Таруниеми Винтер собрал замечательный дендропарк, организовал общественную зону отдыха и сделал ее местом притяжения того времени.
В современной России подобная красота зачастую привлекает людей другого сорта. Фактически на данных землях обосновался Юрий Ковальчук. За этим человеком закреплено много ярлыков: «крупнейший акционер и бывший председатель банка «Россия», «медиа-магнат», «активный инвестор недвижимости». Но решающими и многое определяющими в современной России являются другие ярлыки — «близкий друг Путина» и «учредитель дачного кооператива Озеро». И тут, к сожалению, начинает работать правило: «Друзьям — всё, врагам — закон!»
Берегозахват блокирует проход по берегу Ладоги с двух сторон. Заборы, мешающие проходу, можно найти по координатам 61.651573, 30.687868 и 61.647938, 30.683533.
Этот захват береговой полосы Ладожского озера нагло нарушает Водный кодекс Российской Федерации:
ВК РФ Статья 6. Водные объекты общего пользования
.
2. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.
.
6. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров.
.
8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.
Располагается берегозахват на участке земли с кадастровым номером 10:07:0062205:161 (для его быстрого поиска можно воспользоваться публичной кадастровой картой).
На территории этого «особо охраняемого участка» расположены роскошные дома, пирс с шикарными яхтами и собственная вертолетная площадка. В общем, скромное обаяние буржуазии во всей красе.
При этом сам участок по периметру обнесен забором, исключающим попадание на территорию простых смертных.
Выписка из ЕГРН сообщает нам, что участок 10:07:0062205:161 принадлежит «Российской Федерации», но уже давно отдан в аренду ООО «Прайм» (ИНН 7801206670).
Эта фирма напрямую связана с Юрием Ковальчуком. Ее учредителем является НП «Поддержка предпринимательских инициатив» (ИНН 7801182115). У обоих юридических лиц генеральным директором значится Клявина Елена Тимофеевна, а юридическим адресом указан «г Санкт-Петербург, проспект Большой В.О., 9/6». В свою очередь учредителями НП «Поддержка предпринимательских инициатив» являются Юрий Ковальчук и его сын Борис Ковальчук.
Как бы внутри участка 10:07:0062205:161 расположен участок 10:07:0062205:227. Согласно выписке из ЕГРН его собственником уже напрямую является Юрий Ковальчук. Именно на этом участке и находятся «скромные домики».
Расположенный рядом отель «Дача Винтера» также связан с Юрием Ковальчуком. Это можно проследить по следующей цепочке: ООО «Дача Винтера» (ИНН 1007022598) → Учредитель: ООО «Норд Парк» (ИНН 7813263746) → Учредитель: ООО «Консалт» (ИНН 7801211486, юр.адрес: г Санкт-Петербург, проспект Большой В.О., 9/6) → Учредитель: ООО «Арконн» (ИНН 7801165134, гендир Клявина Елена Тимофеевна, юр.адрес: г Санкт-Петербург, проспект Большой В.О., 9/6) → Учредители: ООО «Онега» (ИНН 7801685415, гендир Клявина Елена Тимофеевна, юр.адрес: г Санкт-Петербург, проспект Большой В.О., 9/6) → Учредитель: НП «ПРЭС» (ИНН 7801684813, гендир Клявина Елена Тимофеевна, юр.адрес: г Санкт-Петербург, проспект Большой В.О., 9/6) → Учредители: Ковальчук Юрий Валентинович и Ковальчук Татьяна Александровна (жена Юрия Ковальчука).
К слову, адрес на Большом проспекте Васильевского острова, мелькающий у многих упомянутых юр.лиц, носит негласное название «Большой дом 9» и связан с начальными этапами становления банка «Россия». Он является адресом регистрации ключевых фирм Ковальчука.
Фирма «Прайм» — важный элемент в империи Ковальчука, связанный с официальными резиденциями и местами отдыха Путина. Ее усилиям кооператив Озеро пускает свои щупальца во многие заповедные уголки Карелии, Ленинградской области, Валдая и других регионов.
Как выяснилось, с этим берегозахватом уже давно сражаются местные жители и активисты движения «Против захвата озер»/«Открытый берег». О нем выпускал репортаж «Дождь». Но забор, как феникс, с завидным постоянством возрождается вновь и вновь.
Увы, на нарушения подобными лендлордами Водного и прочего законодательства, местная администрация зачастую закрывает глаза, а органы контроля и надзора, вроде Росприроднадзора и Природоохранной прокуратуры, нехотя выполняют свои обязанности, стараясь спустить на тормозах и замолчать имеющиеся нарушения.
Несмотря на это по факту данного берегозахвата были поданы жалобы.
Но в подобной ситуации гораздо более важную роль играет огласка и распространение. Так что взываю к Силе Пикабу! Давайте поднажмем и сделаем берега Ладоги доступными для всех 😉
The Photonews Post
• The Art of Photography • Contemporary Art • Historical events and not only •
18 января, 2016
Семейная драма Яна Саудека
13 мая в Чехии отмечают день рождения знаменитого фотографа Яна Саудека. Выходец из еврейской семьи, пострадавшей во время Холокоста, Ян Саудек начал заниматься фотографией в юности. В коммунистической Чехословакии он не мог выставлять свои фривольные работы, но на Западе они были хорошо известны.
Сегодня Ян Саудек – один из самых знаменитых пражан, и знают его не только как фотографа и художника, но и как героя бульварной хроники.
Ирена Павласкова рассказывает о том, как реальный Ян Саудек стал персонажем ее фильма – фотографом Яном.
– Обычно такие фильмы снимаются после того, как все герои уже умерли, а здесь абсолютно все живы. Как вы решились взяться за такой фильм, где об известных людях говорится такая правда, которую обычно не сообщают посторонним?
– Наша картина – не совсем биография Яна Саудека. Это скорее инспирация его жизнью, творчеством и его необычным характером. Ян Саудек участвовал в написании сценария, у него я познакомилась с его домочадцами и его фотомоделями, а, главное, постаралась понять его самого как личность.
– Сам Ян Саудек появляется в самом начале фильма и говорит, что всей правды все равно никто не узнает...
– Я хотела рассказать историю необыкновенного человека, жизнь и судьба которого выходят за рамки так называемого нормального, правильного образа жизни. Несмотря на то, что он человек очень глубокий, мудрый, умный. Но весь его образ жизни, его экстравагантное поведение были грандиозной провокацией, как и все его творчество, и его частная жизнь. Правду его жизни я хотела показать, именно пока он жив. Зачем ждать ухода человека, чтобы рассказать о нем? Мой фильм правдив.
– Вы ведь познакомились с ним еще в начале 1990-х годов…
– Да, в начале 1990-х годов после так называемой “бархатной революции” в Чехословакии, когда пал тоталитарный коммунистический режим, мне предложили снять первое документальное кино в нашей стране о Яне. При коммунистическом режиме Саудек был запрещен, он не нравился властям, им не нравился его образ жизни, его свободолюбие, его творчество и любовь к нему на Западе.
Нужно сказать, что в 1970–80-е годы Ян Саудек был признан в Америке и в Западной Европе. Всюду им восхищались, он выставлял свои фотографии в лучших музеях мира. Саудек получил французский орден искусств и литературы. А здесь почти никто его не знал.
Поэтому в 1992 году, когда я сняла про него документальный фильм, Саудек, как художник и из ряда вон выходящая личность, стал открытием для страны. Тогда мы с ним почувствовали какую-то общность. Нужно сказать еще одну вещь: он никогда не был не только обласкан властями, но тридцать лет был вынужден работать рабочим, чтобы не считаться тунеядцем. Его не хотели принимать в Союз художников и разрешить перейти на положение свободного художника. Поэтому он работал на фабрике техническим фотографом, но это только название, на самом деле это была довольно тяжелая физическая работа.
– В Чехии тоже было наказание за тунеядство, как в СССР – если ты не работаешь официально, тебя могли посадить в тюрьму?
– Да, точно так. Ты должен был быть или членом Союза художников, тогда ты мог заниматься творчеством, или иметь в документах печать, что где-то работаешь. Еще разрешалась категория “женщина-домохозяйка”, но при условии, что был работающий муж.
– Его не просто не любили власти, его посадили в тюрьму. В вашем фильме есть сцена его ареста. Ему инкриминировали в том числе пропаганду сионизма….
– Его сионизм заключался в том, что дома он держал израильский флаг. Его отец еврей во время войны был брошен в гитлеровский концлагерь. Так что семья пережила не одно потрясение во время нацистской оккупации Чехословакии и во времена так называемого социализма.
– Мы говорили уже тогда, 20 лет назад, что двадцатиминутный документальный фильм – это очень мало для того, чтобы рассказать о нем и его творчестве, и что надо бы снять художественную картину, полнометражную. Но время быстро пролетело, я снимала другие фильмы, и только через 18 лет я ему позвонила и поделилась своим замыслом. Вы правы: он сначала был чуть-чуть напуган, просил рассказать, как я это все собираюсь делать и какой будет резонанс у публики. Но когда я ему рассказала, какую картину хочу снять и что меня главным образом интересует, то он очень быстро вдохновился, его это увлекло, и мы вместе начали писать сценарий.
Работали мы почти два года. Каждую неделю я ходила к нему в мастерскую в его доме, узнавала, как он живет, знакомилась с его фотомоделями, с женщинами, подругами, друзьями. Он мне рассказывал о своей жизни, делился своими размышлениями. Я все это записывала, а дома читала его книги. И вот так все длилось два года, пока мы не написали сценарий.
– В центре фильма – его конфликт с женщиной, которую в фильме зовут Либка, а в Чехии ее знают как Сару Саудкову, она тоже фотограф, не такой знаменитый, но известный. В Чехии отношения Яна Саудека и Сары – это общеизвестная история, был очень громкий суд, об этом постоянно пишут таблоиды. Но наши российские слушатели вряд ли знают об этой истории.
– История в общих чертах такая, как изображена в фильме, но я не создавала документальный портрет этой женщины. Между прочим, Сара Саудкова – это полностью ее псевдоним. Я хотела представить этот случай, как некое явление в обществе. Нередко бывает такой сюжет: какая-то неизвестная, но раздираемая желанием изменить свою жизнь особа приходит к известному человеку или человеку, обладающему властью, старается лестью завоевать его доверие, пытается через него сделать карьеру, а потом, когда не удается полностью им овладеть, в какой-то момент вонзает ему нож в спину. Это происходит тогда, когда эта особа уже получила от него что хотела, сама стала достаточно сильной, но все же ее мечты полностью не сбылись. Она не стала, скажем, его женой или что-то другое недополучила, и вот приходит момент мести за прежние унижения. Вот такая история случилась с Яном.
В фильме показно, как в один прекрасный день к нему пришла молодая женщина, милая, тихая, красивая, которая ему сообщила, что его обожает, восхищается им и что для нее было бы огромной честью работать у него помощницей, ассистенткой. Она прекрасно знала, что слабое место у Яна – это женщины, и она ему, действительно, понравилась, и он ее приютил.
Со временем она стала его помощником, без которого он не мог уже обойтись. Она вела все его финансовые дела, сама стала фотомоделью, создавала непринужденную атмосферу при работе с натурщицами, она контролировала все его договоры, налоги и освободила Яна от всех неприятных забот. Но после нескольких лет, когда она увидела, что больше уже захватить не может, она нанесла ему удар.
– Это я вам рассказала про киногероиню. В жизни я с этой женщиной познакомилась двадцать лет назад у Саудека, когда я снимала о нем документальный фильм. Она была приторно сладкой, но и тогда мне показалось ее поведение странным. Но я еще раз хочу сказать, что героиня в нашем фильме – это не копия Сары.
В центре моего внимания в фильме была история о том, как художник мирового имени потерял свое творчество. Вот это было самое болезненное для Яна. То, что она забрала у него деньги, виллу – это, конечно, ужасно, но самое ужасное для него было то, что он не мог уже публиковать и выставлять свои фотографии. Не мог творить.
– Интересно, что он ставит там дату на сто лет раньше, как будто все эти фотографии или картины сделаны в XIX веке. У меня есть такая его работа, помеченная 1895 годом.
– Некоторые свои фотографии он делает в стиле начала прошлого века. Одевает своих фотомоделей в платья стиля “бель эпок”, и украшения, бижутерия в том же стиле. А некоторые его фотографии вполне современные.
– Вы думаете, с самого начала и у реальной Сары Саудковой, и у вашей героини был такой замысел паучихи, которая вцепляется в человека и высасывает все соки, или она поначалу любила его, была искренней девушкой, восхищенной великим художником, а потом постепенно стала такой циничной? Как вы свою героиню воспринимаете?
– Вся эта история была трагической. Суд длился 7 лет. Ян абсолютно не мог работать, денег не стало, выставлять и продавать свои фотографии он не имел права. Он писал картины, но и на них она накладывала лапу. И, наконец, он выиграл суд, который посчитал, что вся эта история “против добрых нравов”, потому что договор, по которому он лишился прав на свое творчество, настолько аморальный и для Яна невыгодный, что он не мог его подписать “по свободному волеизъявлению”.
Теперь он снова сам себе хозяин. У Яна новая семья и трое новых детей.
Читайте интересные статьи на Photonews Post.
Ян Саудек - Jan Saudek
Ян Саудек (родился 13 мая 1935 г.) – художественный фотограф и художник. Он и его брат-близнец Кая Саудек пережили холокост.
Работа Яна Саудека представляет собой уникальную технику, сочетающую фотографию и живопись. В своей стране происхождения, Чехословакии, Ян считался беспокойным художником и угнетался властями. Его искусство получило большую известность в 1990-е годы благодаря его сотрудничеству с издателем Taschen .
В течение 2000-х Саудек потерял все свои фотонегативы в брачном споре, и его фотографии теперь бесплатно размещаются в Интернете. Ян утверждает, что их у него украли.
Ян – автор множества « мизансцен », которые были переделаны и скопированы другими художниками. Клише обнаженного мужчины, с нежностью держащего обнаженного новорожденного ребенка, стало изображением, которое воспроизводилось столько раз, что композиция стала такой же банальной, как позирование для выпускного фото.
Во время своей жизни в коммунистической Чехословакии Ян метили тоталитарного режима в порнографом.
Он жил в бедности, используя единственную комнату в подвале в качестве студии. Распадающаяся стена и окно, из которого открывается вид на задний двор, стали свидетелями его фантазий и сотрудничества с моделями самых разных размеров и происхождения.
Содержание
- 1 Жизнь
- 2 Работа
- 3 публикации (выбрано)
- 4 Фильмы и радио
- 5 выставок
- 5.1 Персональные выставки
- 5.2 Групповые выставки (выбрано)
- 6 Коллекции
- 7 ссылки
- 8 Внешние ссылки
Жизнь
Ян Саудек и его брат-близнец Карел (также известный как Кая) родились у славянской (чешской) матери и еврейского отца в Праге в 1935 году. Семья их матери приехала в Прагу из Богемии , а их отец из города Дечин на северо-западе. часть этой области. Во время Второй мировой войны и после вторжения немецких нацистов обе стороны его семьи подвергались расовым преследованиям со стороны захватчиков. Многие из его еврейских родственников погибли в концлагере Терезиенштадт во время войны. Ян и его брат Карел были отправлены в детский концлагерь Мишлинге (по-немецки смешанный, поскольку нацисты классифицировали евреев как расу, отличную от « арийцев »), расположенный в Силезии, недалеко от нынешней польско- чешской границы. Их отец Густав был депортирован в концлагерь Терезиенштадт в феврале 1945 года. Хотя их мать и многие другие родственники погибли, и сыновья, и отец пережили войну. Правительство с доминированием коммунистов пришло к власти после войны, чтобы управлять страной, навязанное Советским Союзом и которое, как считается, находилось за железным занавесом .
Согласно биографии Саудека, он приобрел свою первую камеру, Kodak Baby Brownie , в 1950 году. Он поступил в ученики к фотографу, а в 1952 году начал работать в типографии; Коммунистическое правительство ограничивало его эту работу до 1983 года. В 1959 году он начал использовать более совершенную камеру Flexaret 6×6 , а также занялся живописью и рисунком. После прохождения военной службы он был вдохновлен в 1963 году каталогом выставки американского фотографа Эдварда Стейхена « Семья человека» и начал работать, чтобы стать серьезным арт-фотографом. В 1969 году Saudek отправился в Соединенные Штаты, где он был поощрен в его работе куратор Хью Эдвардс из Института искусств Чикаго .
Вернувшись в Прагу , Саудеку пришлось тайно работать над фотографией в подвале, чтобы избежать внимания тайной полиции. В своих работах, обращенных к темам личной эротической свободы, он косвенно использовал политические символы коррупции и невиновности. С конца 1970-х он стал признанным на Западе ведущим чешским фотографом, а также приобрел последователей среди фотографов в своей стране. В 1983 году первая книга работ Саудека была опубликована в англоязычном мире. В том же году он стал фотографом-фрилансером; Коммунистические власти Чехии разрешили ему прекратить работу в типографии и разрешили подать заявление о разрешении на работу в качестве художника. В 1987 году архивы его негативов были изъяты полицией, но позже были возвращены.
Саудек живет и работает в Праге. Его брат Кая Саудек также был художником, самым известным чешским писателем-графиком .
Работа
Его самая известная работа примечательна тем, что вручную окрашивает живописные миры снов, часто населенных обнаженными или полуобнаженными фигурами, окруженными голыми гипсовыми стенами или нарисованными задниками. Он часто повторно использует элементы (например, облачное небо или вид на Карлов мост в Праге ). В его фотографиях представлены студийные и графические работы эротических фотографов середины 19 века, а также работы художника 20 века Бальтуса и Бернара Фокона .
Ранняя художественная фотография Саудека известна своим воспоминанием о детстве. Его более поздние работы часто изображали эволюцию от ребенка к взрослому (повторно фотографируя ту же композицию / позу и с теми же предметами на протяжении многих лет). Религиозные мотивы и двусмысленность между мужчиной и женщиной также были одними из повторяющихся тем Саудека. В течение 1990-х его работы иногда вызывали попытки цензуры на Западе из-за своего провокационного сексуального содержания.
Изображения Саудека иногда вызывали неоднозначную реакцию на международном уровне. Он получил первые выступления в 1969 и 1970 годах в США и Австралии. В 1970 году его работы были показаны в Австралийском центре фотографии и приветствовались куратором Дженни Боддингтон в Национальной галерее Виктории . Десятилетия спустя, напротив, его фотография Black Sheep & White Crow, на которой изображена полуобнаженная девушка, не достигшая половой зрелости, была удалена с Международной фотобиеннале Балларата в Виктории, Австралия, незадолго до открытия 21 августа 2011 года; Были высказаны возражения в отношении обвинений в детской проституции в отношении его объекта.
Фотографии Саудека использовались в качестве обложек для альбомов Anorexia Nervosa ( New Obscurantis Order ), Soul Asylum ( Союз могильных танцоров ), Daniel Lanois ( For the Beauty of Wynona ), Rorschach ( Remain Sedate ) и Beautiful South ( Welcome to the Красивый Юг ).
Публикации (выбрано)
- Ян Саудек-Фото и Иржи Масин Милош Мацурек, Палата лордов Кунштата, Брно, Чешская Республика, 1970.
- Мир Яна Саудека: Фотографии. Галерея Жака Баруха, Чикаго, Иллинойс, 1979.
- Ян Саудек-Иль театр жизни. Джулиана SCIM, Selezione d’Imagini, Милан, Италия, 1981.
- Рассказ из Чехословакии, Моя страна и фотографии Яна Саудека. № диафрагмы 89, Нью-Йорк, 1982.
- Мир Яна Саудека. Анна Фарова, The Master Collection Book III, Rotovision, Женева, Швейцария, 1983.
- Изображения из Чехословакии.Музей искусств Университета Айовы , Айова-Сити, штат Айова, 1983.
- Сюжетное фото. Даниэла Мразкова, Млада Фронта, Прага, 1985.
- Ян Саудек-35 Jahre Photos / 35 лет фотографии. Манфред Хейтинг, Фотофорум Франкфурта, Франкфурт, Германия 1986.
- 50 Jahre moderne Farbfotografie. Манфред Хейтинг, Photokina , Кельн, Германия, 1986.
- Ян Саудек-200 Фотографии 1953-1986 гг.Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris , Париж, 1987.
- 20 лет чехословацкого искусства: 1968-1988. Энн Барух, Чикаго, штат Иллинойс, 1988 г.
- Вторая израильская биеннале фотографии , Художественный музей, Эйн-Харод, Израиль, 1988.
- Ян Саудек-100 Fotografías 1953-1986. Primavera Fotografica, Барселона, Испания, 1988.
- Ян Саудек-месье Николь (модный каталог “Мацуда”), Нью-Йорк 1989.1991 (?).
- Фотографии Tschechoslowakische der Gegenwart. Издание Брауса, Гейдельберг, Германия, 1990 г.
- Ян Саудек-Жизнь, любовь, смерть и прочие подобные мелочи. Искусство без границ, Амстердам, 1991.
- Ян Саудек - Театр жизни. Даниэла Мразкова, Панорама, Прага, 1991.
- Jan Saudek-l’amour. VIS & VIS Nr. 10, Париж, 1992.
- Ян Саудек, Galerie Municipale du Chateau d’Eau , Тулуза, Франция, 1992.
- Фотография La Collection de la FNAC, Calais des Estats de Bourgogne, Дижон, Франция, 1993.
- Ян Саудек - жизнь, любовь, смерть и прочие мелочи. Словарт, Прага, 1994.
- Ян Саудек-Ликования и навязчивые идеи. Росбек, Амстердам, 1995.
- Ян Саудек-Письмо. Сара Саудек, Прага, 1995 год.
- Мир Яна Саудека 1959–1995. Художественный музей, Оломоуц, Чехия, 1995.
- Ян Саудек 1895 Галерея Кришал, Женева, Швейцария, 1995.
- Photographie des 20. Jahrhunderts. Музей Людвига, Ташен, Кельн, Германия 1996.
- Охрана и поиск в Чехии. Фотография 90-х. Вл. Биргус / Мир Войтеховски, Кант, Прага, 1996.
- Книга фотографии.Phaidon Press , Лондон, 1997.
- Ян Саудек-Фотографии 1987–1997.Ташен , Кельн, Германия, 1997 г.
- Тело в современной фотографии Чехии. Вл. Галерея Биргус Макинтош, Глазго, Шотландия, 1997.
- Ян Саудек. Кристиан Фрике, Ташен, Кельн, Германия, 1998 г.
- От Судека до Саудека – Чешская фотография в 20 веке, Музей фотографии Эли Лембергера, Тель-Хай, Израиль, 1998.
- Шедевры эротической фотографии.Карлтон , Лондон, 1998.
- Ян Саудек три-Любовь. BB Art, Прага, 1998.
- Zärtliche Betrachtung schöner Damen-aus der Sammlung Photo Fritz Gruber. Wienand Verlag, Кельн, Германия, 1998 г.
- Absolut Originale, Коллекция Absolit Originale. Стокгольм, Швеция, 1999 г.
- Ян Саудек 1959–1999. Галерея Меннур, Париж, 1999.
- Ян Саудек Холост, разведенный вдовец. Словарт, Прага, Чешская Республика, 2000.
- Фотография ХХ века. Музей Людвига, Кельн, Германия 2001.
- Ян Саудек-Реалии. Arena Edition, Санта-Фе, Нью-Мексико, 2002 г.
- Чешская и словацкая фотография 80-х и 90-х годов 20 века. Художественный музей, Оломоуц, Чехия 2002.
- Absolut Generations. 50-я Венецианская биеннале , Венеция, Италия, 2003.
- Словарь художников Чешской Республики и словацких художников 1950–2004 гг. Центр искусств Шагала, Острава, Чехия 2004.
- Саудек. Даниэла Мразкова, Slovart, Прага, 2005.
- Лучшее от Яна Саудека. Saudek.com, Прага, 2005.
- Цепи любви. Saudek.com, Прага, 2007.
- Вечерами с фотографом. IDIF, Прага, 2007.
- ACP-научитесь творческой стрельбе. Zoner Press, Брно, Чешская Республика, 2007.
- 2006/2007 Национальный театр. Галерея, Прага, 2007.
- Ян Саудек (1998, Taschen ) ISBN3-8228-7916-9 .
- Пута ласки (Цепи любви). [Saudek.com] ISBN80-239-8225-7 .
- Саудек . Прага: Словарт. ISBN80-7209-727-X .
- Саудек, Ян: enatý, svobodný, rozvedený, vdovec . Прага: Slovart, 2000. ISBN80-7209-701-6 .
- Саудек, Ян: Národní divadlo 2006/07. Национальный театр Сезон 2006/07. Прага: Národní divadlo, 2007. ISBN9788072582716 .
Фильмы и радио
- Ян Саудек: Прага Printemps (1990). (26-минутный фильм Жерома де Миссольца о Саудеке ).
- Ян Саудек: Связанные страстью (2008). (полнометражный фильм Адольфа Зика о Саудеке).
- Документальный фильм братьев Саудек , Чешское радио , 2001
Выставки
Персональные выставки
2015 Валерия Rabbit Hole Art Room, Варшава, Польша
- Камерная галерея U Schell, Будвайс, Чехия
- Художественная галерея Visio, Пльзень
- Галерея Mondo Bizzarro, Рим, Италия
- Фототеатрон, Афины, Греция
- Galerie Esther Woerdehoff (групповая выставка), Париж
- Ballarat Int. Фотобиеннале, Мельбурн, Австралия
- Галерея Fotografija, Любляна, Словения
- Фотофестиваль Nordic Light, Кристиансунд, Норвегия
- Галерея Кунстхандель, Грац, Австрия
- Nordic Light (международный фестиваль фотографии) Кристиансунд, Норвегия
- Fotografia Galerija, Любляна, Словения
- Галерея Velvet Kelly, Жилина, Словакия
- Монополи-Кастелло Карло V., Италия
- Velvet Gallery, Бойнице, Словакия
- Королевский дворец (вместе с JPWitkinem ( Joel-Peter Witkin ?)), Милан, Италия
- Galerie Jan Saudek, Прага, Чехия
- International fotobienále, 6-е издание, Москва, Россия
- Галерея IN FOCUS, Кельн, Германия
- Дом Белый Единорог, Прага, Чехия
- Галерея фотографий Past Rays, Япония
- Галерея К. Меннур, Париж
- Krišal Gallery, Женева, Швейцария
- Галерея Lattuada Studio, Милан, Италия
- Музей Бруля
- Биеннале Венеции, Италия
- FIAC, Галерея К. Меннур, Париж
- Krišal Gallery, Женева, Швейцария
- Музей Коменского, Наарден, Нидерланды
- Ноттингемский университет
- Карусель Лувра, Парижская художественная галерея Меннур, Париж
- Парижская фотогалерея Меннур, Париж
- VB Photographic Center, Куопио, Финляндия
- Bergamot Station Art Center BGH Gallery, Санта-Моника, Калифорния
- Муниципальный дом в Праге, Чехия
- Музей фотографии, Тель-Хай, Израиль
- Музей Кена Дами, Брешиа, Италия
- Фотография Парижа, Галерея Кришал, Париж
- Художественный музей, Оломоуц, Чехия
- Галерея прекрасной фотографии, Новый Орлеан, Лос-Анджелес
- Галерея Parco, Токио
- Месяц фотографии, Palffy Palace, Братислава, Словакия
- Galerie Municipale du Chateau d’Eau, Тулуза, Франция
- Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
- Галерея портфолио, Лондон
- Галерея Роберта Коха, Лос-Анджелес, Калифорния
- Галерея Иокогама, Иокогама, Япония
- RIP, Арль, Франция
- Фотография Форум Франкфурт, Франкфурт, Германия
- Галерея Яна Кеснера, Лос-Анджелес, Калифорния
- Musee d’Art Moderne de la Ville de Paris, Париж
- Национальный центр фотографии , Париж
- Фотография Форум Франкфурт, Франкфурт, Германия
- Münchner Stadtmuseum, Мюнхен, Германия
- Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
1981 Художественный музей Цинциннати, Цинциннати, Огайо Галерея Жака Баруха, Чикаго, Галерея Иллинойса Маркуза Пфайфера, Нью-Йорк
1980 FNAC – Монпарнас, Париж, фотокина , Кельн, Германия
1979 Галерея Г. Рэя Хокинса, Лос-Анджелес, Калифорния
- Художественный музей Цинциннати, Цинциннати, Огайо
- Международный музей фотографии в доме Джорджа Истмана, Рочестер, штат Нью-Йорк
- Австралийский центр фотографии , Сидней, Австралия
- Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия
- RIP, Арль, Франция
- Институт искусств Чикаго, Чикаго, Иллинойс
- Галерея Жака Баруха, Чикаго, Иллинойс
Групповые выставки (избранные)
- Камерная галерея U Schell, Ческе-Будейовице, Чехия
- Художественная галерея Visio, Пльзень, Чехия
- Галерея Mondo Bizzarro, Рим, Италия
- Фототеатрон, Афины
- Galerie Esther Woerdehoff (групповая выставка), Париж
- Ballarat Int. Фотобиеннале, Мельбурн, Австралия
- Галерея Fotografija, Любляна, Словения
- Галерея Кунстхандель, Грац, Австрия
- Nordic Light (международный фестиваль фотографии) Кристиансунд, Норвегия
- 2009 г.
- Münchner Stadt Museum – История обнаженной натуры в фотографии (собрание музея)
- Государственный музей Мюнхена, Мюнхен, Германия
- Absolut Generations, 50-я биеннале современного искусства, Венеция, Италия
- Обнаженная внутри, Фотография Чешской Республики , Художественный музей, Оломоуц, Чешская Республика
- Обнаженная в, Czech Republicech Photography , Пражский Град, Прага, Чешская Республика
- Типичные мужчины , Галерея современного искусства, Глазго, Шотландия
- Absolut Ego , Musee des Arts Decoratifs, Париж
- Zärtlicher Blick auf schöne Damen , Museum Ludwig, Кельн, Германия
- Месяц фотографии , Париж
- Тело в современном, Фотография Чешской Республики , Macintosh Gallery, Глазго, Шотландия
- Охрана и поиск в Чешской Республике фотография 90-х , Пражский Град, Прага, Чехия
- Fotofeis – Шотландский международный фестиваль фотографии, Шотландия
- Fotofeis – Шотландский международный фестиваль фотографии, Шотландия
- Tschechoslowakische Photos der Gegenward , Музей Людвига, Кельн, Германия
- Das Aktfoto , Münchener Stadtmuseum, Мюнхен, Германия
Коллекции
Работы Саудека хранятся в следующих постоянных коллекциях:
- Чикагский институт искусств, Чикаго, Иллинойс
- Бостонский музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс
- Центр Жоржа Помпиду, Париж
- Международный музей фотографии в доме Джорджа Истмана, Рочестер, штат Нью-Йорк
- Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Моравская галерея в Брно, Чехия
- Музей современного искусства де ла Виль де Пари, Париж
- Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния
- Музей Людвига, Кельн, Германия
- Национальная галерея Австралии, Канберра, Австралия
- Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия
Обнаженный прием
Ян Саудек на Московской фотобиеннале
выставка фотография
Один из главных и самых долгожданных персонажей нынешней Московской фотобиеннале — Ян Саудек, одна из главных поп-звезд фотоискусства и вообще личность, без сомнения, культовая. На ретроспективной выставке Яна Саудека в Манеже, сделанной при поддержке чешского культурного центра, можно увидеть все самые прославленные работы художника — от патетических аллегорий 60-х до эпатажных работ последних десятилетий. О подлинных источниках вдохновения чешского фотографа задумалась ИРИНА Ъ-КУЛИК.
Для того чтобы убедиться в том, что Ян Саудек — персонаж культовый и полностью отдает себе в этом отчет, достаточно хотя бы прочесть автобиографию мэтра, выложенную на официальном сайте художника: такое количество подробностей сообщают о себе только настоящие звезды, уверенные, что фанам интересно все, даже самые случайные или самые интимные подробности их жизни. Чешский фотограф, в прошлом году отметивший 70-летие, вспоминает, что в 1939 году вроде как видел Гитлера на одном из входивших в Прагу танков, рассказывает, как в 1945 году его потрясла смерть юного немецкого солдатика, повешенного на столбе толпой, и сообщает, что в восьмилетнем возрасте прочел “Путешествие на край ночи” Селина. Он скрупулезно записывает, в каком году услышал какую из знаковых рок-песен 60-х,— так, что даже может показаться, что перед нами автобиография не художника, но рок-звезды (в молодости Саудек и вправду подумывал о музыкальной карьере). И приводит подробный и весьма впечатляющий донжуанский список всех своих пассий. О своей творческой карьере художник говорит куда менее увлеченно, хотя сообщает, например, что еще в 1970 году он выставлялся в США, и приводит еще несколько вех своей success story.
Впрочем, понятно, что человек, представляющий себя таким образом, менее всего хочет казаться профессионалом,— Саудек явно желает быть этаким почти патриархально богемным артистом, равно экстремальным как в жизни, так и в искусстве, которые он принципиально не разделяет. Экстремальности в произведениях господина Саудека и вправду предостаточно. Можно предположить, что в социалистические времена самым радикальным было само обращение художника к обнаженной натуре (впрочем, не менее эпатажно выглядят и с рекламным смаком снятые американские джинсы, которыми модели Саудека частично свою наготу прикрывают), даже если Саудек выбирал для своих ню сюжеты в духе “пусть будет стыдно тому, кто плохо об этом подумает”, например, невинные и патетические композиции на тему отцовства-материнства, в которых нежные младенческие тела эффектно сочетаются с хорошо развитыми формами мам и атлетическими торсами отцов. Впрочем, на выставке в Манеже целомудренными можно назвать отнюдь не все снимки.
Статус “культового” Саудеку сегодня обеспечивают скорее откровенно эротические композиции, в которых художник показывает самые нетривиальные и двусмысленные аспекты сексуальности. Персонажи его произведений 1980-1990 годов уже не обнажены, а именно что бесстыдно раздеты: излюбленным приемом фотографа становятся диптихи, на которых одни и те же персонажи предстают одетыми и голыми. Причем обнаженное тело всегда предъявляется не как нечто естественное, но как некое скандальное откровение. Натурщики, которых фотограф выбирает для своих снимков, настолько далеки от классических идеалов, что о платоническом любовании красотой обнаженного тела здесь не может быть и речи. Да и фотографии построены так, что предполагают не созерцание, но подглядывание. Впрочем, назвать этот эротический фототеатр шокирующе откровенным нельзя. В работах Саудека нет физиологичности: для этого они слишком стилизованы, снимки окрашены в сепию или расцвечены нарочито неправдоподобными, анилиновыми цветами, персонажи загримированы и стилизованы под некое весьма расплывчатое ретро, сюжеты — нарочито постановочны и причудливы.
Источники вдохновения Яна Саудека не без основания принято видеть в сюрреализме или классической живописи — он и вправду делает все, чтобы его снимки выглядели не брутальным “мясом”, а изысканной цитатой из некоего романтического прошлого. Правда, кажется, что самым близким первоисточником этих цитаций может оказаться отнюдь не, скажем, Рубенс или Магритт, а старинные порнографические открытки — все эти пожелтевшие, чуть смазанные, забавно церемонные снимки с пышноволосыми и пышнотелыми дамами, раскрывающими свою наготу из-под корсетов, кружев и полосатых чулок. Сами по себе эти снимки давно являются объектом вполне эстетского и платонического культа. Наверное, порнография утрачивает свою прямую функцию и обретает эстетические достоинства отвлеченного искусства не только по мере того, как теряют свою актуальность и становятся достоянием истории былые представления о том, что является рискованным или возбуждающим (в конце концов вряд ли человеческая сексуальность способна претерпевать уж совсем революционные изменения), сколько по мере того, как представленные на них тела исчезают из реальности и остаются только на снимках.
Двусмысленность фотографий Яна Саудека — именно в том, что они прикидываются настолько старинными, чтобы казалось, что все, кто для них позировал, просто не могли дожить до наших дней и давно лежат в могиле, хотя, сверившись с реальными датировками, можно с большими основаниями надеяться, что модели пребывают в добром здравии.
- Газета «Коммерсантъ» №70 от 20.04.2006, стр. 21
- Ирина Кулик подписаться отписаться
Ян Саудек - Jan Saudek
Ян Саудек (родился 13 мая 1935 г.) – художественный фотограф и художник. Он и его брат-близнец Кая Саудек пережили холокост.
Работа Яна Саудека представляет собой уникальную технику, сочетающую фотографию и живопись. В своей стране происхождения, Чехословакии, Ян считался беспокойным художником и угнетался властями. Его искусство получило большую известность в 1990-е годы благодаря его сотрудничеству с издателем Taschen .
В течение 2000-х Саудек потерял все свои фотонегативы в брачном споре, и его фотографии теперь бесплатно размещаются в Интернете. Ян утверждает, что их у него украли.
Ян – автор множества « мизансцен », которые были переделаны и скопированы другими художниками. Клише обнаженного мужчины, с нежностью держащего обнаженного новорожденного ребенка, стало изображением, которое воспроизводилось столько раз, что композиция стала такой же банальной, как позирование для выпускного фото.
Во время своей жизни в коммунистической Чехословакии Ян метили тоталитарного режима в порнографом.
Он жил в бедности, используя единственную комнату в подвале в качестве студии. Распадающаяся стена и окно, из которого открывается вид на задний двор, стали свидетелями его фантазий и сотрудничества с моделями самых разных размеров и происхождения.
Содержание
- 1 Жизнь
- 2 Работа
- 3 публикации (выбрано)
- 4 Фильмы и радио
- 5 выставок
- 5.1 Персональные выставки
- 5.2 Групповые выставки (выбрано)
- 6 Коллекции
- 7 ссылки
- 8 Внешние ссылки
Жизнь
Ян Саудек и его брат-близнец Карел (также известный как Кая) родились у славянской (чешской) матери и еврейского отца в Праге в 1935 году. Семья их матери приехала в Прагу из Богемии , а их отец из города Дечин на северо-западе. часть этой области. Во время Второй мировой войны и после вторжения немецких нацистов обе стороны его семьи подвергались расовым преследованиям со стороны захватчиков. Многие из его еврейских родственников погибли в концлагере Терезиенштадт во время войны. Ян и его брат Карел были отправлены в детский концлагерь Мишлинге (по-немецки смешанный, поскольку нацисты классифицировали евреев как расу, отличную от « арийцев »), расположенный в Силезии, недалеко от нынешней польско- чешской границы. Их отец Густав был депортирован в концлагерь Терезиенштадт в феврале 1945 года. Хотя их мать и многие другие родственники погибли, и сыновья, и отец пережили войну. Правительство с доминированием коммунистов пришло к власти после войны, чтобы управлять страной, навязанное Советским Союзом и которое, как считается, находилось за железным занавесом .
Согласно биографии Саудека, он приобрел свою первую камеру, Kodak Baby Brownie , в 1950 году. Он поступил в ученики к фотографу, а в 1952 году начал работать в типографии; Коммунистическое правительство ограничивало его эту работу до 1983 года. В 1959 году он начал использовать более совершенную камеру Flexaret 6×6 , а также занялся живописью и рисунком. После прохождения военной службы он был вдохновлен в 1963 году каталогом выставки американского фотографа Эдварда Стейхена « Семья человека» и начал работать, чтобы стать серьезным арт-фотографом. В 1969 году Saudek отправился в Соединенные Штаты, где он был поощрен в его работе куратор Хью Эдвардс из Института искусств Чикаго .
Вернувшись в Прагу , Саудеку пришлось тайно работать над фотографией в подвале, чтобы избежать внимания тайной полиции. В своих работах, обращенных к темам личной эротической свободы, он косвенно использовал политические символы коррупции и невиновности. С конца 1970-х он стал признанным на Западе ведущим чешским фотографом, а также приобрел последователей среди фотографов в своей стране. В 1983 году первая книга работ Саудека была опубликована в англоязычном мире. В том же году он стал фотографом-фрилансером; Коммунистические власти Чехии разрешили ему прекратить работу в типографии и разрешили подать заявление о разрешении на работу в качестве художника. В 1987 году архивы его негативов были изъяты полицией, но позже были возвращены.
Саудек живет и работает в Праге. Его брат Кая Саудек также был художником, самым известным чешским писателем-графиком .
Работа
Его самая известная работа примечательна тем, что вручную окрашивает живописные миры снов, часто населенных обнаженными или полуобнаженными фигурами, окруженными голыми гипсовыми стенами или нарисованными задниками. Он часто повторно использует элементы (например, облачное небо или вид на Карлов мост в Праге ). В его фотографиях представлены студийные и графические работы эротических фотографов середины 19 века, а также работы художника 20 века Бальтуса и Бернара Фокона .
Ранняя художественная фотография Саудека известна своим воспоминанием о детстве. Его более поздние работы часто изображали эволюцию от ребенка к взрослому (повторно фотографируя ту же композицию / позу и с теми же предметами на протяжении многих лет). Религиозные мотивы и двусмысленность между мужчиной и женщиной также были одними из повторяющихся тем Саудека. В течение 1990-х его работы иногда вызывали попытки цензуры на Западе из-за своего провокационного сексуального содержания.
Изображения Саудека иногда вызывали неоднозначную реакцию на международном уровне. Он получил первые выступления в 1969 и 1970 годах в США и Австралии. В 1970 году его работы были показаны в Австралийском центре фотографии и приветствовались куратором Дженни Боддингтон в Национальной галерее Виктории . Десятилетия спустя, напротив, его фотография Black Sheep & White Crow, на которой изображена полуобнаженная девушка, не достигшая половой зрелости, была удалена с Международной фотобиеннале Балларата в Виктории, Австралия, незадолго до открытия 21 августа 2011 года; Были высказаны возражения в отношении обвинений в детской проституции в отношении его объекта.
Фотографии Саудека использовались в качестве обложек для альбомов Anorexia Nervosa ( New Obscurantis Order ), Soul Asylum ( Союз могильных танцоров ), Daniel Lanois ( For the Beauty of Wynona ), Rorschach ( Remain Sedate ) и Beautiful South ( Welcome to the Красивый Юг ).
Публикации (выбрано)
- Ян Саудек-Фото и Иржи Масин Милош Мацурек, Палата лордов Кунштата, Брно, Чешская Республика, 1970.
- Мир Яна Саудека: Фотографии. Галерея Жака Баруха, Чикаго, Иллинойс, 1979.
- Ян Саудек-Иль театр жизни. Джулиана SCIM, Selezione d’Imagini, Милан, Италия, 1981.
- Рассказ из Чехословакии, Моя страна и фотографии Яна Саудека. № диафрагмы 89, Нью-Йорк, 1982.
- Мир Яна Саудека. Анна Фарова, The Master Collection Book III, Rotovision, Женева, Швейцария, 1983.
- Изображения из Чехословакии.Музей искусств Университета Айовы , Айова-Сити, штат Айова, 1983.
- Сюжетное фото. Даниэла Мразкова, Млада Фронта, Прага, 1985.
- Ян Саудек-35 Jahre Photos / 35 лет фотографии. Манфред Хейтинг, Фотофорум Франкфурта, Франкфурт, Германия 1986.
- 50 Jahre moderne Farbfotografie. Манфред Хейтинг, Photokina , Кельн, Германия, 1986.
- Ян Саудек-200 Фотографии 1953-1986 гг.Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris , Париж, 1987.
- 20 лет чехословацкого искусства: 1968-1988. Энн Барух, Чикаго, штат Иллинойс, 1988 г.
- Вторая израильская биеннале фотографии , Художественный музей, Эйн-Харод, Израиль, 1988.
- Ян Саудек-100 Fotografías 1953-1986. Primavera Fotografica, Барселона, Испания, 1988.
- Ян Саудек-месье Николь (модный каталог “Мацуда”), Нью-Йорк 1989.1991 (?).
- Фотографии Tschechoslowakische der Gegenwart. Издание Брауса, Гейдельберг, Германия, 1990 г.
- Ян Саудек-Жизнь, любовь, смерть и прочие подобные мелочи. Искусство без границ, Амстердам, 1991.
- Ян Саудек - Театр жизни. Даниэла Мразкова, Панорама, Прага, 1991.
- Jan Saudek-l’amour. VIS & VIS Nr. 10, Париж, 1992.
- Ян Саудек, Galerie Municipale du Chateau d’Eau , Тулуза, Франция, 1992.
- Фотография La Collection de la FNAC, Calais des Estats de Bourgogne, Дижон, Франция, 1993.
- Ян Саудек - жизнь, любовь, смерть и прочие мелочи. Словарт, Прага, 1994.
- Ян Саудек-Ликования и навязчивые идеи. Росбек, Амстердам, 1995.
- Ян Саудек-Письмо. Сара Саудек, Прага, 1995 год.
- Мир Яна Саудека 1959–1995. Художественный музей, Оломоуц, Чехия, 1995.
- Ян Саудек 1895 Галерея Кришал, Женева, Швейцария, 1995.
- Photographie des 20. Jahrhunderts. Музей Людвига, Ташен, Кельн, Германия 1996.
- Охрана и поиск в Чехии. Фотография 90-х. Вл. Биргус / Мир Войтеховски, Кант, Прага, 1996.
- Книга фотографии.Phaidon Press , Лондон, 1997.
- Ян Саудек-Фотографии 1987–1997.Ташен , Кельн, Германия, 1997 г.
- Тело в современной фотографии Чехии. Вл. Галерея Биргус Макинтош, Глазго, Шотландия, 1997.
- Ян Саудек. Кристиан Фрике, Ташен, Кельн, Германия, 1998 г.
- От Судека до Саудека – Чешская фотография в 20 веке, Музей фотографии Эли Лембергера, Тель-Хай, Израиль, 1998.
- Шедевры эротической фотографии.Карлтон , Лондон, 1998.
- Ян Саудек три-Любовь. BB Art, Прага, 1998.
- Zärtliche Betrachtung schöner Damen-aus der Sammlung Photo Fritz Gruber. Wienand Verlag, Кельн, Германия, 1998 г.
- Absolut Originale, Коллекция Absolit Originale. Стокгольм, Швеция, 1999 г.
- Ян Саудек 1959–1999. Галерея Меннур, Париж, 1999.
- Ян Саудек Холост, разведенный вдовец. Словарт, Прага, Чешская Республика, 2000.
- Фотография ХХ века. Музей Людвига, Кельн, Германия 2001.
- Ян Саудек-Реалии. Arena Edition, Санта-Фе, Нью-Мексико, 2002 г.
- Чешская и словацкая фотография 80-х и 90-х годов 20 века. Художественный музей, Оломоуц, Чехия 2002.
- Absolut Generations. 50-я Венецианская биеннале , Венеция, Италия, 2003.
- Словарь художников Чешской Республики и словацких художников 1950–2004 гг. Центр искусств Шагала, Острава, Чехия 2004.
- Саудек. Даниэла Мразкова, Slovart, Прага, 2005.
- Лучшее от Яна Саудека. Saudek.com, Прага, 2005.
- Цепи любви. Saudek.com, Прага, 2007.
- Вечерами с фотографом. IDIF, Прага, 2007.
- ACP-научитесь творческой стрельбе. Zoner Press, Брно, Чешская Республика, 2007.
- 2006/2007 Национальный театр. Галерея, Прага, 2007.
- Ян Саудек (1998, Taschen ) ISBN3-8228-7916-9 .
- Пута ласки (Цепи любви). [Saudek.com] ISBN80-239-8225-7 .
- Саудек . Прага: Словарт. ISBN80-7209-727-X .
- Саудек, Ян: enatý, svobodný, rozvedený, vdovec . Прага: Slovart, 2000. ISBN80-7209-701-6 .
- Саудек, Ян: Národní divadlo 2006/07. Национальный театр Сезон 2006/07. Прага: Národní divadlo, 2007. ISBN9788072582716 .
Фильмы и радио
- Ян Саудек: Прага Printemps (1990). (26-минутный фильм Жерома де Миссольца о Саудеке ).
- Ян Саудек: Связанные страстью (2008). (полнометражный фильм Адольфа Зика о Саудеке).
- Документальный фильм братьев Саудек , Чешское радио , 2001
Выставки
Персональные выставки
2015 Валерия Rabbit Hole Art Room, Варшава, Польша
- Камерная галерея U Schell, Будвайс, Чехия
- Художественная галерея Visio, Пльзень
- Галерея Mondo Bizzarro, Рим, Италия
- Фототеатрон, Афины, Греция
- Galerie Esther Woerdehoff (групповая выставка), Париж
- Ballarat Int. Фотобиеннале, Мельбурн, Австралия
- Галерея Fotografija, Любляна, Словения
- Фотофестиваль Nordic Light, Кристиансунд, Норвегия
- Галерея Кунстхандель, Грац, Австрия
- Nordic Light (международный фестиваль фотографии) Кристиансунд, Норвегия
- Fotografia Galerija, Любляна, Словения
- Галерея Velvet Kelly, Жилина, Словакия
- Монополи-Кастелло Карло V., Италия
- Velvet Gallery, Бойнице, Словакия
- Королевский дворец (вместе с JPWitkinem ( Joel-Peter Witkin ?)), Милан, Италия
- Galerie Jan Saudek, Прага, Чехия
- International fotobienále, 6-е издание, Москва, Россия
- Галерея IN FOCUS, Кельн, Германия
- Дом Белый Единорог, Прага, Чехия
- Галерея фотографий Past Rays, Япония
- Галерея К. Меннур, Париж
- Krišal Gallery, Женева, Швейцария
- Галерея Lattuada Studio, Милан, Италия
- Музей Бруля
- Биеннале Венеции, Италия
- FIAC, Галерея К. Меннур, Париж
- Krišal Gallery, Женева, Швейцария
- Музей Коменского, Наарден, Нидерланды
- Ноттингемский университет
- Карусель Лувра, Парижская художественная галерея Меннур, Париж
- Парижская фотогалерея Меннур, Париж
- VB Photographic Center, Куопио, Финляндия
- Bergamot Station Art Center BGH Gallery, Санта-Моника, Калифорния
- Муниципальный дом в Праге, Чехия
- Музей фотографии, Тель-Хай, Израиль
- Музей Кена Дами, Брешиа, Италия
- Фотография Парижа, Галерея Кришал, Париж
- Художественный музей, Оломоуц, Чехия
- Галерея прекрасной фотографии, Новый Орлеан, Лос-Анджелес
- Галерея Parco, Токио
- Месяц фотографии, Palffy Palace, Братислава, Словакия
- Galerie Municipale du Chateau d’Eau, Тулуза, Франция
- Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
- Галерея портфолио, Лондон
- Галерея Роберта Коха, Лос-Анджелес, Калифорния
- Галерея Иокогама, Иокогама, Япония
- RIP, Арль, Франция
- Фотография Форум Франкфурт, Франкфурт, Германия
- Галерея Яна Кеснера, Лос-Анджелес, Калифорния
- Musee d’Art Moderne de la Ville de Paris, Париж
- Национальный центр фотографии , Париж
- Фотография Форум Франкфурт, Франкфурт, Германия
- Münchner Stadtmuseum, Мюнхен, Германия
- Национальный музей современного искусства, Центр Жоржа Помпиду, Париж
1981 Художественный музей Цинциннати, Цинциннати, Огайо Галерея Жака Баруха, Чикаго, Галерея Иллинойса Маркуза Пфайфера, Нью-Йорк
1980 FNAC – Монпарнас, Париж, фотокина , Кельн, Германия
1979 Галерея Г. Рэя Хокинса, Лос-Анджелес, Калифорния
- Художественный музей Цинциннати, Цинциннати, Огайо
- Международный музей фотографии в доме Джорджа Истмана, Рочестер, штат Нью-Йорк
- Австралийский центр фотографии , Сидней, Австралия
- Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия
- RIP, Арль, Франция
- Институт искусств Чикаго, Чикаго, Иллинойс
- Галерея Жака Баруха, Чикаго, Иллинойс
Групповые выставки (избранные)
- Камерная галерея U Schell, Ческе-Будейовице, Чехия
- Художественная галерея Visio, Пльзень, Чехия
- Галерея Mondo Bizzarro, Рим, Италия
- Фототеатрон, Афины
- Galerie Esther Woerdehoff (групповая выставка), Париж
- Ballarat Int. Фотобиеннале, Мельбурн, Австралия
- Галерея Fotografija, Любляна, Словения
- Галерея Кунстхандель, Грац, Австрия
- Nordic Light (международный фестиваль фотографии) Кристиансунд, Норвегия
- 2009 г.
- Münchner Stadt Museum – История обнаженной натуры в фотографии (собрание музея)
- Государственный музей Мюнхена, Мюнхен, Германия
- Absolut Generations, 50-я биеннале современного искусства, Венеция, Италия
- Обнаженная внутри, Фотография Чешской Республики , Художественный музей, Оломоуц, Чешская Республика
- Обнаженная в, Czech Republicech Photography , Пражский Град, Прага, Чешская Республика
- Типичные мужчины , Галерея современного искусства, Глазго, Шотландия
- Absolut Ego , Musee des Arts Decoratifs, Париж
- Zärtlicher Blick auf schöne Damen , Museum Ludwig, Кельн, Германия
- Месяц фотографии , Париж
- Тело в современном, Фотография Чешской Республики , Macintosh Gallery, Глазго, Шотландия
- Охрана и поиск в Чешской Республике фотография 90-х , Пражский Град, Прага, Чехия
- Fotofeis – Шотландский международный фестиваль фотографии, Шотландия
- Fotofeis – Шотландский международный фестиваль фотографии, Шотландия
- Tschechoslowakische Photos der Gegenward , Музей Людвига, Кельн, Германия
- Das Aktfoto , Münchener Stadtmuseum, Мюнхен, Германия
Коллекции
Работы Саудека хранятся в следующих постоянных коллекциях:
- Чикагский институт искусств, Чикаго, Иллинойс
- Бостонский музей изящных искусств, Бостон, Массачусетс
- Центр Жоржа Помпиду, Париж
- Международный музей фотографии в доме Джорджа Истмана, Рочестер, штат Нью-Йорк
- Метрополитен-музей, Нью-Йорк
- Моравская галерея в Брно, Чехия
- Музей современного искусства де ла Виль де Пари, Париж
- Музей Поля Гетти, Лос-Анджелес, Калифорния
- Музей Людвига, Кельн, Германия
- Национальная галерея Австралии, Канберра, Австралия
- Национальная галерея Виктории, Мельбурн, Австралия
Значение слова «смерть»
СМЕРТЬ, -и, род. мн. –е́й, ж.
1. Биол. Прекращение жизнедеятельности организма и гибель его. Физиологическая смерть. Смерть клетки. Смерть растения.
2. Прекращение существования человека, животного. Скоропостижная смерть. Ранняя смерть. □ Все сулит там [в Обломовке] покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть. И. Гончаров, Обломов. [Врач] удостоверил, что смерть произошла от разрыва сердца. Л. Толстой, Воскресение. || (обычно в сочетании с глаг.: „приговорить“, „присудить“ и т. п.). Смертная казнь. Приговорить к смерти. □ — [Ришар] убил какого-то старика и ограбил. Его схватили, судили и присудили к смерти. Достоевский, Братья Карамазовы. || перен. Гибель, уничтожение чего-л. С каких именно пор мысль приобрела свойства разрывной бомбы? Ужели, не шутя, от нее следует ожидать не обновления, а обветшания и смерти общества? Салтыков-Щедрин, Признаки времени.
3. в знач. сказ. Разг. Плохо, нехорошо; горе, беда. — Мечусь я, как угорелая, а больше двадцати копеек, да и то в счастливый день, достать не могу… Смерть моя… хоть руки на себя наложить. М. Горький, Колюша. — Только бы до весны дожить, — увлекается дед. — Солнышко я очень люблю. Смерть мне зимой — коченею. Неверов, Веселые ребята.
4. в знач. нареч. Прост. Очень, чрезвычайно. [Почтмейстер:] Смерть люблю узнать, что есть нового на свете. Гоголь, Ревизор. — А я вот ничего есть не могу третьи сутки: зуб смерть болит. Слепцов, Трудное время. | В сочетании со словом „как“: смерть как. — Очень поэтично, — сказал Пастухов. — Но ты смерть как скучно рассказываешь. Федин, Необыкновенное лето.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Смерть (ги́бель) — прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности организма. В медицине изучением смерти занимается танатология. Явления, чаще всего вызывающие смерть, — старение, недоедание, болезни, самоубийство, убийство и несчастные случаи. Вскоре после смерти тела умерших организмов начинают разлагаться.
Смерть всегда несла некий отпечаток таинственности и мистичности. Непредсказуемость, неизбежность, неожиданность и подчас незначительность причин, приводящих к смерти, выводили само понятие смерти за пределы человеческого восприятия, превращали смерть в божественную кару за греховное существование либо в божественный дар, после которого человека ожидает счастливая и вечная жизнь.
СМЕРТЬ, и, мн. и, е́й, ж. 1. Прекращение жизни, гибель и распад организма. Насильственная с. Естественная с. Легкая, тяжелая с. Скоропостижная с. Примешь ты смерть от коня своего. Пушкин. С рассветом глас раздастся мой, на славу иль на смерть зовущий. Рылеев. Двум смертям не бывать, а одной не миновать. Пословица. На миру и смерть красна. Пословица. || перен. Гибель, прекращение, уничтожение (книжн.). Социализм несет с. капиталистическому миру. 2. в знач. нареч., только ед., со словом «как» или без него. Очень, в высшей степени, чрезвычайно (разг. фам.). С. как хочется пить. ◊
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
смерть I
1. необратимое прекращение жизни, жизнедеятельности организма ◆ Одна пуля попала в спину Васо, другая размозжила ему голову… Смерть наступила мгновенно. Виктор Доценко, «Срок для Бешеного», 1993 г. (цитата из НКРЯ)
2. перен. полное прекращение деятельности или существования ◆ Эту идею ждёт быстрая смерть.
3. перен. мифол. воплощение смерти [1], обычно представляемое в виде скелета в длинном чёрном плаще c косой в руке ◆ Куда бы я ни пошёл теперь, я всюду увидел бы перед собой страшное жилище смерти. Чехов, «Страшная ночь», 1884 г.
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
- белая смерть
- бледный как смерть
- всем смертям назло
- голодная смерть
- группа смерти
- до смерти
- клиническая смерть
- на смерть
- найти свою смерть (или могилу, конец и т. п.)
- насильственная смерть
- образ смерти
- патологическая смерть
- по смерти (кого-либо)
- при́ смерти
- принять смерть / принимать смерть
- скоропостижная смерть
- смерть как
- смерть мозга
- смерть с косой
- собаке собачья смерть
- (умереть) своей смертью
- физиологическая смерть
- эскадроны смерти
смерть II
1. нар. прост. очень, очень сильно, в высшей степени
2. в знач. сказуемого оценка чего-либо как очень большого, бесчисленного
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова це (существительное):