Бриллиантовые дороги: уникальный путь Bvlgari в ювелирной моде XX века
От небольшого римского магазина — к империи легендарных и узнаваемых драгоценностей
24 Декабря 2018 ОБНОВЛЕНО 20 Ноября 2019 Надя Менделевич
Уникальный художественный стиль Bvlgari сформировался более полувека назад
Этой осенью в музеях Московского Кремля открылась не имеющая аналогов
выставка-ретроспектива драгоценностей Bvlgari. Исторический Дом привез в Москву уникальную коллекцию выдающихся украшений, по которым сразу становится ясно,
как много ювелиры марки сделали за последние сто лет для становления высокого
ювелирного искусства.
XX век марка Bvlgari
встретила скромно, но со вкусом .
Уроженец греческого Эпира, потомственный ювелир Сотирио Булгари уже больше пяти лет держал в престижном районе Рима, на виа Кондотти магазин, который торговал антиквариатом, серебром и драгоценностями. В 1905 случился судьбоносный переезд — из дома номер 28 в дом номер 10, где сегодня находится сердце Дома, его штаб квартира и самый красивый бутик. Тогда же к делу приступили сыновья Сотирио — Константино и Джорджо. Первый отвечал за традиционное ювелирное дело, второй — много путешествовал. Его насмотренность и готовность к экспериментам стали главной движущей силой, которая определила первые успехи марки. 110 лет назад, будучи 18-летним юношей, он ознакомился с расстановкой сил на Вандомской площади и понял — как должно развиваться семейное дело.
Джорджо Булгари впервые сделал ставку на роскошь и моду и не прогадал. Уже через десять лет ювелирный магазин стал известным в Риме ателье, мастерам которого стали поступать заказы от именитой и интересной публики. Двадцатые годы Bvlgari встречают во всеоружии. Забавно, что именно тогда в истории Дома появляется первая яркая Тейлор — именно такую фамилию носила одна из легендарных «бедных богатых девочек» Америки, графиня Дороти ди Фрассо. Через 30 лет, когда к драгоценностям Bvlgari начнет присматриваться уже всем известная Тейлор (Элизабет, прославившая марку на добрые полвека вперед), Де Фрассо покинет этот мир. С шиком: в купе первого класса поезда, следующего из Лас-Вегаса в Лос-Анжелес.
Газеты сообщат: мадам ди Фрассо путешествовала в украшениях стоимостью
250 тысяч долларов.
В пересчете на сегодня — примерно 3.5 миллиона. Но это потом. В двадцатых же именно ее связи и авторитет обеспечили Bvlgari ряд солидных заказов. Например, создание из старинного венца Бурбонов-Баттенбергов роскошной аквамариновой диадемы. И несколько дюжин массивных и узорных бриллиантовых колье в стилистике позднего ар-деко.
Платиновое
колье-тиара с бриллиантами,
1930 год
Платиновая
тиара с бриллиантами и аквамаринами,
1935 год
Платиновое
колье с бриллиантами,
1935 год
В начале тридцатых Джорджо Булгари увлекся цветными камнями
Пока французы упражнялись с резными самоцветами и единичными яркими акцентами, вверенные ему ювелиры собирали на холодном бриллиантовом кружеве целые стаи кабошонов. Тогда и зародилась геммологическая база ДНК Bvlgari, ценностями которой навсегда остались яркие густые цвета, плавные линии и благородное атласное внутреннее свечение камней. К началу тревожных для всей Европы сороковых годов бриллиантовое кружево вышло из моды. Хорошим тоном стала роскошь суровая и строгая. Новая ювелирная геометрия красиво контрастировала с традиционной палитрой желтого золота. Клиентки ателье начали активно, не маскируя циферблаты, носить часы и демонстративно пользоваться другими типично мужскими аксессуарами. Например — портсигарами, которые тогда окончательно перестали маскироваться под пудренницы и кошельки, но все еще отличались богатым декором.
Золотой портсигар с редкой монетой, 1939 год
Романтизация эстетики мирного времени
Не без труда, как и страна вокруг, оправившись после военных лет, ювелиры Bvlgari тогда впервые начали искать вдохновение в прошлом. Подобные настроения витали в воздухе: пара мировых войн за полвека располагали к романтизации эстетики мирного времени. Вернулись кринолины и корсеты — вернулись и классические драгоценности. Например, браслеты в виде змей, реверанс викторианской эпохе. Тогда же, в пятидесятые, Джорджо Булгари в последний раз «оглянулся» на французскую ювелирную школу XIX века, запустив серию брошей Tremblant — бриллиантовых «букетов» с подвижными, подрагивающими от малейшего движения элементами. Затем патриотизм взял свое и появилось собственное прочтение цветочной темы Giardinetto — драгоценные миниатюрные «корзины» цветов, бутонами которых стали первосортные цветные камни.
В шестидесятые на Bvlgari обрушивается мировая слава
Ставка на цветные камни и оргинальность сработала: в шестидесятые на Bvlgari обрушивается мировая слава. Ей, в обмен на безупречный сервис и великолепную экспертизу, делятся с Домом кинодивы. Элизабет Тейлор и Джина Лоллобриджида соревнуются в размере изумрудов, Анна Маньяни возвращает в моду барочный жемчуг, изредка отвлекаясь на рубины, Анита Экберг подчеркивает свою холодную красоту шелковым сиянием синих сапфиров.
Умение носить великолепные драгоценности, перестает быть характеристикой отстраненной и холодной аристократки.
Теперь это — просто признание любви к себе и к жизни. Палитра сладкой жизни — dolce vita — обогащается оттенками первосортных самоцветов, а Bvlgari на долгие тридцать лет становятся законодателями ювелирной моды во всем ее многообразии, вплоть до бижутерии. Важным источником вдохновения становится феномен поп-арт — дизайнеры марки эффектно перевели на язык декоративно-прикладного искусства подходы художников, которые решились в то время искать масштаб и величие в повседневности и популярной культуре. Это достижение минувшим летом [переродилось в очень смелой коллекции. В шестидесятые же взошла звезда линии украшений Monete (популярность к ней пришла десятилетием позже), в которой золото и цепи окружали старинные монеты высокой археологической ценности.
Наведите курсор на активную точку,
чтобы увидеть украшение ближе
Эстетика хиппи — отличный источник вдохновения
Авторитет такого масштаба дарит художественную свободу, которой марка во всю пользуется в семидесятые. Эстетика хиппи — отличный источник вдохновения. Впервые за долгое время ведущие ювелирные дома смотрят на Восток, чтобы предложить клиенткам драгоценные интерпретации амулетов, новые узоры и оригинальные материалы.
Ключевыми драгоценностями декады для Bvlgari стали авангардные интерпретации наследных колье восточной знати.
Так появились легендарные сотуары из узорной цепи с цветной инкрустацией и кулоном, в центре которого сияет выдающийся с коллекционной точки зрения изумруд, сапфир или рубин. Параллельно марка работает над узнаваемостью готовых украшений ассортимента. Тогда же, в семидесятых «расцветают» коллекции Serpenti и Tubogas, созданные на основе инженерных находок ювелиров прошлого. С тех пор, от сезона к сезону эти вещи либо вторят актуальным трендам, либо нарочито контрастируют с ними.
Наведите курсор на активную точку,
чтобы увидеть украшение ближе
Восьмидесятые годы в ювелирной индустрии были отмечены становлением коммерческой геммологии.
Эксперты по всему миру наконец-то договорились о единой системе оценки бесцветных и цветных бриллиантов. Усложнились параметры экспертизы, определяющие редкость и коллекционную стоимость цветных драгоценных камней. Цены на сырье — необработанные еще кристаллы самоцветов — резко выросли. Огранщики стали бороться за каждую сотую карата. Даже калиброванные камни стали выше и объемнее, что повлияло на геометрию предметов высокого ювелирного искусства. Bvlgari тогда пришлось решать непростую художественную задачу и адаптировать дизайнерские достижения прошлых лет для создания новой узнаваемой тенденции.
Художники марки изменили объем у старинных мотивов. Особенно, если речь шла об узоре из отдельных сегментов: графичные контуры сделали плавными, а функциональные элементы — нарочито объемными. Успех не заставил себя ждать: в этой стилистике марка работала до конца ХХ века. В девяностые ювелиры Bvlgari просто щедро усыпали бриллиантами поверхности массивных золотых деталей. Самым ярким экспериментом на закате ХХ века стало обращение марки к фарфору в коллекции Chandra. Многие историки ювелирного искусства считают, что именно это дизайнерское решение повлекло за собой бум на керамику, который позже случился в ювелирно-часовой индустрии.
В целом, стоит отметить, что несмотря на яркий характер всех художественных находок Bvlgari, красота и желанность ключевых драгоценностей марки различного периода оставалась актуальной, как бы не менялась мода. Еще одна концептуальная шкала, на фоне которой особенно интересно наблюдать за развитием этого ювелирного Дома — идея женственности. Именно трансформация этого понятия стала важным моментом для кураторов уже упомянутой выставки, которая сейчас проходит в московском Кремле.
Если вы еще не успели полюбоваться на сокровища, которыми
Bvlgari ненадолго — лишь до 13 января — поделились с Москвой, постарайтесь успеть на выставку !
Дом Булгари – Bvlgari и Ювелирные украшения
Дом «Булгари» (Bvlgari). Дом берёт своё начало от старинного греческого рода, среди которого были потомственные серебряных дел мастера. Сотирио Булгари был младшим из девяти детей. С малолетнего возраста он помогал отцу-ремесленнику в нелёгком труде. А когда подрос, решил в 1884 году перебраться в Италию, где твёрдо обосновался, открыл свой магазин по продаже серебра и декоративных изделий из этого благородного металла. Вскоре Сотирио обзавёлся семьёй. Затем его подросшие сыновья, Джорджио и Константино, как и он когда-то, начали ему помогать. Именно они разработали тот самый стиль, который сейчас воспринимается в ювелирном деле как «Булгари». Джорджио с интересом работал часами над огранкой драгоценных камней и их оправой. Он добивался того, чтобы на фоне блеска золота красота камней была передана с пышной монументальностью. А Константино, наряду со страстным увлечением античными итальянскими традициями, провёл серьёзное исследование по клеймам итальянских золотых и серебряных дел мастеров. И вся проделанная им работа легла в основу книги о Bvlgari.
Булгари кольца, часы и другие ювелирные украшения, фото
В 50-е годы фирма стала известна во всём мире. Тогда мастера «Булгари» внесли свои интересные дизайнерские решения, которые покорили всех неожиданными, и даже, шокирующими цветовыми комбинациями. Например, сочетания розового и зелёного или розовые и голубые сапфиры с бриллиантами, а также необычные сочетания драгоценного изумруда со шпинелью или родолитом. А в 60-е годы прошлого столетия произошёл подлинный расцвет фирмы. Именно в этот период драгоценности «Булгари» оценили голливудские звёзды. Изделия фирмы появились не только на светских раутах, но и на улице, благодаря тому, что ювелиры Bvlgari внесли в свои творения не только роскошь, но и в какой-то степени элемент игры, отсутствие определённой серьёзности. Паоло и Николо – представители третьего поколения Булгари, руководившие фирмой в 70-е годы, начали открывать бутики один за другим за пределами Италии.
В 1960 году вышел фильм Федерико Феллини «Сладкая жизнь». Сцены из этого фильма впечатлили девятнадцатилетнего Николо Булгари. У него возникла идея – идея создания украшений из монет. Страстный нумизмат уговорил отца и дядю, которые в то время руководили фирмой, выпустить изделия с использованием античных монет. Так была создана коллекция Monete Bvlgari. На монетах были изображены профили нимф и жён римских императоров. Обрамление монет было из жёлтого и розового золота. Это были настоящие старинные серебряные монеты из личной коллекции Николо Булгари. Их было несколько десятков. Он собирал их с детства, его крёстный отец эксцентрик-ювелир Убальдо Крещенци частенько одаривал крестника, и таким образом, пристрастил его к коллекционированию.
Именно после этой коллекции начался расцвет и взлёт фирмы «Булгари». «Монетам, этим гостям из далекой античности, мы даем вторую жизнь». Часть своих монет Николо передал мастерам, и они стали элементами украшений.
Поддерживая связь времён в своём ремесле, фирма вносит новаторские идеи в свои классические изделия. Например, кольцо B. zero1, которое было создано ещё в начале прошлого века, теперь украшено разноцветными мраморными вставками.
По дизайну ювелирные украшения «Булгари» следуют традициям итальянской ювелирной школы. Мастера Дома создают кольца, серьги, часы и другие украшения по методике, придуманной ещё в XVI веке Бенвенуто Челлини. Поверхность драгоценных металлов сплошь покрывается драгоценными и полудрагоценными камнями, образующими геометрические фигуры, которые накладываются и переплетаются в многообразном танце линий и блеске камней. Ещё одним из аспектов творчества «Булгари» является использование цвета. Ювелирная палитра состоит из самых разнообразных камней – красные рубины, голубые сапфиры, зелёные изумруды. Их покупают повсюду: в Нью-Йорке, Женеве, Коломбо, Бангкоке, Колумбии, Замбии, на Шри-Ланке. Характерным признаком изделий «Булгари» являются такие детали как цепочки и античные монеты. Античность и новаторские идеи в дизайне сочетаются на самом высоком уровне.
Поклонниками Дома «Булгари» является аристократия Европы и королевские семьи, в ювелирных коллекциях которых всегда находятся драгоценные изделия Bvlgari.
Кроме обработки драгоценных камней, фирма продолжает работать с серебром – изготавливает необыкновенной красоты чайные сервизы, выпускает шедевры парфюмерии.
Клеймо «Bvlgari» гарантирует тонкий вкус и высокое качество.
Паоло Булгари в свои 80 лет принимает самое активное участие в создании ювелирных шедевров. Он уверен, что камни умеют говорить, надо только научиться их слушать. Каждое украшение Паоло Булгари берёт в руки и «рассматривает» его с закрытыми глазами, как бы прислушиваясь к тому, о чём говорят камни.
Ювелирные Украшения Булгари, история, дизайн, фото
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Ювелирное искусство от бренда BVLGARI
Изделия ювелиров ценятся во все времена и повсюду. Ювелирные украшения Bvlgari давно зарекомендовали себя во всем мире. Итальянская компания является третьей по величине в мире среди ювелирных компаний.
Стильные и уникальные подвески, колье, кольца, серьги, браслеты и другие роскошные аксессуары с каждой коллекцией становятся все удивительнее, не просто вызывают восхищение, а и диктуют моду на ювелирные украшения.
Bulgari S.p.A. (произносится Булгари) — итальянская компания, основанная в 1884 году, производящая предметы роскоши (ювелирные изделия, часы, духи, аксессуары из кожи) и владеющая отелями класса люкс. Bulgari входит в группу LVMH (Moët Hennessy Louis Vuitton)
Дом «Булгари» (Bvlgari)берёт своё начало от старинного греческого рода, среди которого были потомственные серебряных дел мастера. Сотирио Булгари был младшим из девяти детей.
С малолетнего возраста он помогал отцу-ремесленнику в нелёгком труде. А когда подрос, решил в 1884 году перебраться в Италию, где твёрдо обосновался, открыл свой магазин по продаже серебра и декоративных изделий из этого благородного металла.
По дизайну ювелирные украшения «Булгари» следуют традициям итальянской ювелирной школы. Мастера Дома создают кольца, серьги, часы и другие украшения по методике, придуманной ещё в XVI веке Бенвенуто Челлини. Поверхность драгоценных металлов сплошь покрывается драгоценными и полудрагоценными камнями, образующими геометрические фигуры, которые накладываются и переплетаются в многообразном танце линий и блеске камней.
Ещё одним из аспектов творчества «Булгари» является использование цвета. Ювелирная палитра состоит из самых разнообразных камней – красные рубины, голубые сапфиры, зелёные изумруды. Их покупают повсюду: в Нью-Йорке, Женеве, Коломбо, Бангкоке, Колумбии, Замбии, на Шри-Ланке. Характерным признаком изделий «Булгари» являются такие детали как цепочки и античные монеты. Античность и новаторские идеи в дизайне сочетаются на самом высоком уровне.
Стиль, присущий Bvlgari, оригинален и легко узнаваем, поэтому блеснуть вещью с логотипом фирмы считают за честь даже самые именитые особы мира.
С детских лет Сотириос постигал тайны отцовского мастерства, готовясь к тому, чтобы однажды возглавить семейное дело. Но в 1879 году двадцатилетний паренек вдруг решил уехать в Италию.
В 1884 году Сотириос открыл свой первый магазин в Риме, на Via Sistina, а через 6 лет еще один — на Via dei Condotti. Кстати, именно на этой улице расположен лучший современный бутик Bvlgari. Со временем греческая фамилия «Булгарис» приобрела итальянское звучание «Булгари», и так стали именовать себя даже сыновья Сотириоса — Джорджио и Константино.
Джорджио и Константино унаследовали от отца не только семейный бизнес, но и его невероятный вкус, деловое чутье и любовь к своему делу.
Цветочная брошь с желтыми, коричневыми и бесцветными бриллиантами, принадлежавшая Элизабет Тейлор, Bulgari, 1959 г. Вес наибольшего желтого бриллианта 3,38 карата
Сотирио с сыновьями работали не только с популярным тогда серебром, но стали делать золотые обручальные кольца, применять платину, золото, драгоценные и полудрагоценные камни.
Эксперименты дали свои плоды, помогли изменить сложившиеся традиции и создать собственный стиль. В 70-х годах 20 ст. были открыты магазины в Женеве, Монте-Карло, Париже и Нью-Йорке. Сейчас Bvlgari входит в группу LVMH, имеет официальный сайт и насчитывает около 200 собственных торговых точек по всему миру. Контрольный пакет акций и руководящие должности принадлежит внукам основателя Паоло и Никола.
На рубеже 20-21 столетий компания еще более расширила ассортимент, добавив к ювелирным украшениям часы мужские и женские, солнцезащитные очки, шелковые изделия, шарфы и галстуки, аксессуары из кожи, а также парфюмерию. Появились и одноименные отели класса люкс. Однако у аристократии Европы, включая членов королевских семей, звезд кино и шоу-бизнеса особо ценится именно ювелирная продукция. Подобная популярность привела к тому, что в СПБ нередко подделка может выдаваться за оригинал, а цена сохраняется как на настоящее брендовое изделие известных мастеров.
Коллекция духов Le Gemme от Bulgari, 6 ароматов, представляющих драгоценные камни.
Аромат Ashlemah, вдохновленный аметистом, символ идеального баланса, знак Весов.
Впрочем, более доступные по цене копии шедевров также популярны, так как и натуральные.
Мастера Bvlgari создают настоящие произведения искусства. В каждой вещи сочетаются стильность, красота и невероятное изящество, проглядывают дерзость, бросается в глаза роскошь и энергия, на которые и равняются создатели украшений. Изделия данного бренда уместны в самых различных случаях и могут дополнить разные стили одежды.
Все украшения, выпускаемые под маркой Bvlgari, отличались непревзойденной тонкостью исполнения, изяществом и красотой. Медленно, но уверенно эти изделия стали завоевывать популярность среди капризных римских модниц.
К 1920 году в плену роскоши под маркой Bvlgari оказалась половина Голливуда: Гэри Купер, Шелли Винтерс, Мэри Пикфорд, даже Грейс Келли, позднее ставшая супругой князя Монако. С каждым годом к списку звезд добавлялись все новые и новые громкие имена: Одри Хепберн, Джина Лоллобриджида, Софи Лорен, Урсула Андерс, Чарльз Бронсон, Клаус Кински, Джон Уэйн, Тони Кёртис, Кирк Дуглас. Считалось, что человек ничего не достиг, если в его шкатулке нет парочки дорогих «побрякушек» от Bvlgari.
После Второй мировой войны изделия Bvlgari стали заметно менять образ. Братья решили немного отойти от былой французской строгости и разработать свой собственный, неповторимый стиль, в котором переплетались бы традиции греческих и итальянских мастеров. Им это вполне удалось — смешав греко-римский классицизм с роскошью эпохи Возрождения, они произвели фурор в ювелирном деле.
Помимо украшений, Джорджио и Константино Булгари производили «роскошные мелочи», как они их называли: различные дамские аксессуары, милые безделушки, предметы для дизайна интерьера… Все, к чему прикасались их талантливые руки, становилось модным. В середине 70-х годов братья наладили выпуск часов, столь же шикарных, как и все остальные их изделия.
В конечном счете, популярность Bvlgari достигла таких высот, что настала пора расширять границы бизнеса. В 70-е годы новые магазины были открыты в Нью-Йорке, Париже, Женеве, Монте-Карло, а еще через 10 лет — в Лондоне, Милане, Токио, Осаке.
На сегодняшний день империя Bvlgari насчитывает более 100 магазинов в разных точках мира.
История Bvlgari
Компания Bvlgari, основанная в Риме в 1884 году талантливым ювелиром греческого происхождения Сотирио Булгари, быстро завоевала признание благодаря своему непревзойденному мастерству и прекрасным ювелирным украшениям в лучших итальянских традициях. За последующие несколько десятилетий представители разных поколений ювелиров Bvlgari культивировали особый стиль, который безошибочно узнается по ярким цветовым сочетаниям, искусно сбалансированным объемам и характерным мотивам, воздающим должное римскому наследию Дома. Почитание культурных традиций никоим образом не помешало Bvlgari закрепить за собой репутацию новатора, который постоянно переписывает каноны ювелирного дела, задавая новые тенденции современного дизайна украшений.
ОТ СЕРЕБРА К ЗОЛОТУ
Великолепные украшения из серебра, с которых начиналась история Bvlgari, пользовались особым спросом у клиентов из Англии, совершавших традиционный гран-тур по Европе. Постепенно дело Сотирио Булгари стало процветать. За первым магазином на виа Систина последовало открытие бутиков на виа Кондотти и в других популярных среди туристов местах. Присоединившись к семейному бизнесу, сыновья Сотирио – Джорджо и Костантино Булгари – приняли дальновидное решение сконцентрировать деятельность компании на создании украшений категории высокого ювелирного искусства, опираясь на богатый опыт их отца в изготовлении изделий из серебра.
В дизайне первых высокоювелирных творений 1920-х годов еще чувствовалось влияние традиционной французской школы: платина и бриллианты сочетались с геометрическими и стилизованными мотивами ар-деко. С 1940-х годов начал формироваться подлинно итальянский стиль Bvlgari, нашедший воплощение в лучезарном сиянии украшений из желтого золота и плавных изгибах восхитительных творений Serpenti.
Модель Аманда Уэлш в украшениях Bvlgari 1930-х гг. Фото: © Gian Paolo Barbieri, 2016
Колье / тиара из платины с бриллиантами, 1935 г., 1935.
Классический пример трансформируемых украшений 1930-х годов: колье также можно носить в качестве диадемы, надежно закрепив его на специальном ободке. Отличительной особенностью ювелирного почерка Bvlgari было применение крупных круглых бриллиантов классической огранки. В сочетании с бриллиантами багетной огранки они наполняли украшение ярким сиянием, предвосхищая роскошные творения последующих десятилетий.
Модель Аманда Уэлш в украшениях Bvlgari 1930-х гг. Фото: © Gian Paolo Barbieri, 2016
Трансформируемое колье из платины с бриллиантами, 1938 г., 1938.
Ослепительный образец трансформируемых колье 1930-х годов, эта модель состоит из небольших элементов, которые с помощью специальных креплений превращались в отдельные украшения: две боковые детали можно было носить как браслеты или клипсы для платьев, а центральную подвеску можно было зафиксировать на жестком браслете.
Модель в украшениях Bvlgari 1940-х и 1950-х гг. Фото: © Stefano Galuzzi, 2015.
Браслет из золота, 1942 г., 1942.
Из-за тяжелейшей экономической ситуации в период Второй мировой войны производство украшений с драгоценным камнями было крайне ограничено. В дизайне стали преобладать более мягкие линии, навеянные самой природой.
СМЕЛЫЕ ЦВЕТОВЫЕ РЕШЕНИЯ И ЭКЛЕКТИЧНЫЙ СТИЛЬ
В середине 1950-х годов ювелиры Bvlgari начали создавать неожиданные цветовые комбинации из драгоценных камней и самоцветов. Усилить яркий цвет камней позволила огранка кабошон, вызывавшая в памяти римские купола и ставшая новой визитной карточкой Дома.
В золотую эпоху Dolce Vita бутик на виа Кондотти стал излюбленным местом встреч кинозвезд и светской элиты, что способствовало росту популярности бренда во всем мире. В начале 1970-х годов, находясь на гребне успеха, компания Bvlgari вышла на европейские и американский рынки. Представители третьего поколения из семьи Булгари вдохнули в ювелирное искусство новую творческую энергию. Беспрецедентное разнообразие мотивов и тем – от Дальнего Востока до поп-арта – как нельзя лучше отвечало вкусам активных современных женщин. Ярким выражением авангардного подхода братьев Булгари стали часы BVLGARI BVLGARI, мгновенно превратившиеся в настоящую классику и подлинный манифест исключительного дизайна.
Колье из золота с изумрудом, рубинами и бриллиантами, 1969 г.
Съемная восьмиугольная подвеска, которую можно носить как брошь, инкрустирована изумрудом огранки кабошон весом 44,6 карата в окружении рубинов и бриллиантов классической огранки. Геометрические формы, навеянные архитектурными памятниками и декоративными мотивами Вечного города, стали визитной карточкой стиля Bvlgari.
Колье с аметистами, бриллиантами и зеленой эмалью, 1971 г.
Длинное колье разделено на 24 секции в форме стилизованных слонов, выложенных друг за другом в гармоничную симметричную линию. По бокам каждого слона с помощью ободковой закрепки зафиксированы два аметиста геометрической формы, а спина декорирована зеленой эмалью. Подвеску в виде слона можно носить отдельно как брошь. Это украшение отражает интерес к эзотеризму и популярность идей эскапизма в 1970-е, когда индийские мотивы получили широкое распространение в моде и дизайне.
Сотуар из золота с кораллом и бриллиантами, 1971 г.
Сотуар выполнен в форме цепи из золотых и коралловых звеньев, поддерживающей центральный диск из коралла с узором из золотых языков пламени, частично инкрустированных бриллиантами классической огранки. Преобладание округлых форм является отличительной чертой стиля Bvlgari, формировавшегося на протяжении десятилетий.
Сотуар из золота с желтыми и синими сапфирами, агатом, цитринами и бриллиантами, 1972 г.
Крупные изогнутые звенья цепочки в некоторых местах разделены овальными декоративными элементами, каждый из которых инкрустирован кабошоном из сапфира или цитрина. Подвеска украшена центральным желтым сапфиром формы «подушка» и четырьмя сапфирами огранки кабошон в обрамлении синего агата. Узоры в виде концентрических овалов перекликались с экспериментами оптического искусства 1970-х и отражали неизменную тягу Bvlgari к гармоничным округлым формам.
Сотуар из золота с родонитом, рубеллитами, сапфирами и бриллиантами, 1972 г.
Колье украшено съемной подвеской в виде стилизованного цветка с четырьмя лепестками, которую можно также носить в качестве броши. Длинные колье с роскошными подвесками идеально сочетались с популярной в 1970-х годах одеждой макси: разноцветными брюками в пижамном стиле и платьями с экзотическими орнаментами.
Ювелирные Украшения Булгари, история, дизайн, фото
«Элизабет знает одно слово по-итальянски, и это Bvlgari» — знаменитая цитата Ричарда Бартона, дважды женатого на Элизабет Тейлор. В ней про все сразу: и про страсть актрисы к украшениям этого ювелирного дома, и про его крепкие итальянские корни.
Имя Bvlgari сегодня у всех ассоциируется с величием Рима и культурным наследием Италии. При этом бренду удается создавать вполне современные изделия, ежегодно меняя представления о том, что такое настоящий итальянский стиль.
Элизабет Тейлор, Венецианский кинофестиваль (1967 год)
Самый римский из всех ювелирных брендов был основан Сотириосом Георгисом Вульгарисом — потомственным мастером серебряных дел греческого происхождения из маленькой деревни Эпирус. Переехав в Италию в 1879 году с — как гласит легенда — 18 центами в кармане, Сотириос сменил имя на Сотирио Булгари и уже спустя пять лет открыл первый магазин на виа Систина. Тогда украшения изготавливались из серебра, которое считалось благороднее других металлов. Через десять лет, в 1894 году, магазин переезжает на более престижную виа Кондотти в дом 28: к этому времени в семейном деле участвуют уже и сыновья Сотириоса — Константино и Джорджо.
серебряное колье, 1880
Семейный бизнес постепенно развивается, и спустя еще десятилетие, в 1904 году, магазин вновь меняет свое местоположение на более престижное: бутик переезжает в дом 10 на той же виа Кондотти, где привлекает больший поток туристов. Последним особенно нравилось название магазина — Old Curiosity Shop («Лавка древностей»): оно не только создавало ассоциацию с чем-то аутентичным и антикварным, но и совпадало с названием популярного романа Чарльза Диккенса, которым тогда восхищался весь англоязычный мир. Со временем бутик становится местом притяжения английских и американских туристов. В то время Париж был законодателем трендов в ювелирном искусстве, и в создаваемых семейством Булгари украшениях прослеживалось влияние французского стиля. Тем не менее уже тогда изделия мастерской отличались оригинальной средиземноморской эстетикой: она заметна в создаваемых в 1920-е годы украшениях в стиле ар-деко с платиновыми оправами.
Old Curiosity Shop, 1911
После смерти Сотирио в 1932 году бизнес переходит в руки его сыновей Константино и Джорджо, которые с энтузиазмом продолжают дело отца. Так, они инвестируют деньги и силы в расширение и перепланировку бутика на виа Кондотти: спустя два года после смерти отца, в апреле 1934 года, полностью обновленный магазин распахнул свои двери для посетителей. Именно на нем было впервые использовано написание Bvlgari, где буква U пишется как V. Такое написание принято в латыни, так что оно напоминает о римском происхождении бренда. В эти же годы формируется и фирменный стиль марки: один из братьев, Джорджо, увлекается цветными драгоценными камнями и часто использует их в крупных украшениях, уравновешивая многоцветность геометрическими мотивами.
сотирио, Джорджо и леонилда булгари, 1932
часы serpenti, 1940-е
Европейское общество стало отходить от ужасов войны и начало вновь интересоваться драгоценными камнями лишь в начале 1950-х годов. Особый спрос был на яркие, роскошные украшения: братья окончательно отказались от традиций французской ювелирной школы и стали использовать в дизайне изделий эстетику восточного символизма Древней Греции и Рима. Кроме того, послевоенный экономический кризис стимулировал рост популярности платины. Мастерство и стиль по достоинству оценили знаменитости и аристократия: говорят, что именно в эти годы герцогиня Виндзорская включила Bvlgari в список своих поставщиков.
К началу 1960-х годов у ювелирного дома Bvlgari был свой узнаваемый ювелирный дизайн: украшения отличались структурированными формами, симметричностью, компактностью, использованием смелых сочетаний цветных драгоценных камней и желтого золота. Например, важным новаторским шагом стало использование огранки кабошон (гладкая выпуклая отполированная поверхность без граней) для драгоценных камней: ранее она использовалась только для камней, не представлявших значительной ценности. Оригинальный стиль Bvlgari продолжил завоевывать поклонников, в числе которых появились и звезды Голливуда: Марлен Дитрих, Элизабет Тейлор, Одри Хепберн и многие другие знаменитости начали в эти годы появляться в бутиках бренда и на светских мероприятиях в украшениях Bvlgari.
Популярность позволила расширять географию. Так, первые международные точки продаж марки были открыты в 1970-х годах в Нью-Йорке, Париже, Женеве и Монте-Карло.
Спустя век после открытия первого магазина, в 1984 году, внуки Сотириоса Булгари — Паоло и Никола — были назначены на пост председателя и вице-председателя компании соответственно. Пост генерального директора занял племянник основателя — 27-летний Франческо Трапани, который с энтузиазмом занялся расширением и развитием бренда. Именно в эпоху Трапани ювелирный дом Bvlgari превратился в крупную компанию — производителя предметов роскоши с развитыми линиями аксессуаров и парфюмерии.
В марте 2011 года стало известно, что ювелирный дом Bvlgari утратит свою независимость и будет продан холдингу LVMH. В компании решили, что это единственно возможный путь сохранения бренда: никто в новом поколении семьи не был заинтересован в руководстве компанией, для качественного развития которой к тому же требовались глобальные инвестиции. Тем не менее потомки основателя получили места в списке миллиардеров Forbes благодаря рекордной стоимости продажи — 3,75 млрд евро (около $5,25 млрд). Часть этой крупнейшей в истории холдинга LVMH сделки была обеспечена акциями: семья Булгари обменяла свой контрольный пакет, равный доле в 50,4 %, на 3 % всего LVMH, что сделало их вторыми по величине акционерами холдинга.
Паоло и Никола булгари
Несмотря на то, что основатель Bvlgari был греком, назвать ювелирный дом можно исключительно римским. Причина не только в расположении первых магазинов и штаб-квартиры: ювелиры бренда находят вдохновение в буквальном смысле на улицах города. Так, форма популярного футуристического кольца B.Zero1 навеяна Колизеем, а декоративные элементы коллекции Parentesi — рисунком античной мостовой.
Геометрия в дизайне
Даже когда в дизайне украшений Bvlgari нет прямых отсылок к Вечному городу, все равно заметно его влияние. Большинству изделий марки присуща архитектурность, компактность, симметричность линий.
Опираясь на историю итальянского ювелирного искусства, Bvlgari сделал этот драгоценный металл с теплым солнечным блеском главным материалом украшений и внес значительный вклад в его популяризацию. Именно мастера Bvlgari, одни из родоначальников итальянской ювелирной школы, перестали прятать золото, как это было принято по французским эстетическим канонам.
Использование цветных драгоценных камней
Сегодня в одном украшении бренда можно встретить пять-шесть оттенков камней: сочетание сапфиров, изумрудов и рубинов — одна из стилистических особенностей Bvlgari. Создавать такие многоцветия компания начала еще в первой половине прошлого столетия, но популярным и востребованным этот прием стал в только в середине ХХ века. Именно тогда французская ювелирная школа, ставившая во главу угла аккуратный однотонный паваж и осторожные цветовые сочетания, наконец сдала позиции.
Несмотря на то что Bvlgari не были первыми, кто использовал образ змеи при создании украшений, именно они сделали его узнаваемым. На запуск линии Serpenti братьев Константино и Джорджо Булгари вдохновил образ Клеопатры с обвивающей ее змеей. С тех пор этот символ вечной молодости и бессмертия стал неотъемлемой частью художественной вселенной итальянского ювелирного дома, раз за разом он интерпретируется по-новому в коллекциях марки.
колье Bvlgari Bvlgari
Леди Китти Спенсер
Постоянный участник выставки Baselworld, Bvlgari контролирует процесс создания своих часов на всех этапах производства. За это отвечает отдельная компания — Bvlgari Time S.A., расположенная в швейцарском городе Невшателе. Работающие в ней сотрудники занимаются не только созданием дизайна, но и разработкой собственных деталей для часов и часовых механизмов. В компании уверены, что именно вертикальная интеграция — залог успеха, руководство готово инвестировать в нее деньги.
Bvlgari периодически приобретает компании для расширения своих производственных возможностей и компетенций. Так, с 2000 года группа в числе прочего купила акции Gérald Genta S.A., Daniel Roth S.A. и Haute Horlogerie S.A. — швейцарских лидеров в производстве высококачественных часов. Благодаря этой стратегии поглощений и сотрудничеству с другими выдающимися брендами Bvlgari удалось из ювелирного дома превратиться в важного игрока и на часовом рынке.
Парфюмерная линейка бренда Bvlgari появилась относительно недавно, в 1992 году, с композиции под названием Eau Parfumée au thé Vert. Аромат создавали лучшие парфюмеры мира — Анник Менардо, Альберто Морильяс и Жак Кавалье. Сотрудничество с ними на этом не закончилось: они создали еще несколько композиций. Сегодня под брендом Bvlgari представлено более 30 ароматов — женских, мужских и унисекс. Производство парфюмерной линии расположено в Швейцарии. Компания тщательно следит за каждой стадией создания и распространения ароматов.
BVLGARI Eau The Vert
BVLGARI Le Gemme Reali
Ювелирный дом Bvlgari может похвастать новаторством еще в одном вопросе: это первый люксовый бренд, который стал развивать отельный бизнес. Заключив в 2001 году соглашение с Marriott International, компания начала создавать собственную сеть шикарных курортов Bvlgari Hotels & Resorts. Первые отели были открыты в 2004 году в Риме и Милане, затем — на острове Бали (2006 год), в Лондоне (2012), Пекине и Дубае (в 2017 году), в июне этого года — в Шанхае. В 2020 году планируется открытие и в Москве: об этом представители компании заявили еще два года назад. Инвестором строительства гостиницы, расположенной в Среднем Кисловском переулке, в 300 метрах от Кремля, стал бизнесмен Алексей Богачев: он вкладывает в проект около $200 миллионов. Также в деле участвует девелоперская компания Storm Properties, в списке ключевых проектов которой «Балчуг Плаза» и «Фили Град». В Bvlgari Hotel Moscow будет 65 номеров, в их числе —президентский номер с террасой площадью 600 кв. м, 14 резиденций для аренды, а также спа-комплекс с бассейном.
Bulgari: история стиля
Просто произнесите название Bulgari – сразу на ум придут чувственные сексуальные женщины в украшениях с красочными переливающимися сапфирами. Элизабет Тейлор, Анита Экберг, Джина Лоллобриджида, Ингрид Бергман, София Лорен, Наоми Кэмпбелл и Джессика Честейн – вот лишь некоторые из знаменитых дам, которых привлекают драгоценности Bulgari. Сочные большие мерцающие камни, золотые чокеры, украшенные древнеримскими монетами и золотыми змеями, привлекают женщин с сильными личностными качествами.
Шведская кинозвезда Ингрид Бергман сфотографировалась в ожерелье, серьгах и украшении для волос Bulgari
Происхождение дома и его название
Сотириос Булгарис (1858-1932) родился в семье греческих мастеров по серебру. Сотириос эмигрировал в Италию, где сократил свою фамилию до Булгари. После ограбления его магазина в Неаполе он оказался с 80 центами в кармане и продавал серебряные изделия с прилавка перед зданием Французской академии в Риме. Отсутствие лицензии вскоре помешало ему торговать напрямую, но он выставил свои изделия в одной из витрин магазина греческого торговца губкой. К 1900 году он открыл свой первый магазин, торгующий серебром, антиквариатом и драгоценными камнями по адресу 28 via dei Condotti.
Предприятие процветало и расширялось, двое его сыновей взяли на себя ответственность и в 1905 году переехали в знаменитый ныне магазин 10 via dei Condotti. Магазин приобрел известность в качестве поставщиков изысканных ювелирных изделий. Внуки Сотириоса Джанни, Паоло и Никола укрепляли славу и доводили до совершенства стиль дома, который восхищал поколение dolce vita. Сегодня дом принадлежит LVMH Group, которой также принадлежат TAG Heuer, Dior и Chaumet.
Реклама Bulgari 1960-х годов
Что такое стиль Bulgari и когда он появился?
Послевоенное возрождение Италии произошло благодаря дизайнерскому мастерству, и нигде это не было так очевидно, как в драгоценностях Bulgari. Несмотря на то, что Bulgari производит драгоценности с 1920-х годов, стиль, который мы знаем сегодня, в основном относится к 1950-1960-м годам, когда Паоло, Джанни и Никола Булгари управляли своим единственным магазином и лично курировали дизайн-студию.
Три брата-красавца, воплотившие в себе олицетворение итальянской элегантности, начали разрабатывать новый стиль ювелирных изделий. Необыкновенные комбинации цветных камней, смелые объемы и гладкие простые формы – они предлагали захватывающий и экзотический альтернативный выбор в то время, когда на рынке доминировали более традиционные дизайны. Этот смелый новый образ вскоре был признан стилем Bulgari.
Ожерелье Bulgari Seven Wonders, созданное в 1961 г., украшено семью крупными колумбийскими изумрудами
Отбирая драгоценные камни по цвету, а не просто по ценности, ювелирные изделия Bulgari стали желанным отступлением от господства бриллиантов, рубинов, изумрудов и сапфиров. Дизайнеры Bulgari также сочетали драгоценные и полудрагоценные камни, обычно оправленные в желтое золото, для того чтобы создать новые комбинации.
«Годы dolce vita в 1950-х годах были одним из лучших периодов для Bulgari, так как именно тогда компания стала настолько популярной, – объясняет Лючия Сильвестри, креативный директор Bulgari, которая работает в доме с 18 лет. – С самого начала Bulgari была очень революционна в использовании кабошонов. Людей привлек новый захватывающий способ смелого смешения цветов. И, конечно же, размер драгоценных камней. Они были большими и смелыми, как и современное искусство. Энди Уорхол заходил в магазин, когда посещал Рим, потому что считал его лучшей выставкой современного искусства».
Какие знаковые дизайны Bulgari?
Serpenti – один из самых узнаваемых дизайнов Bulgari. Он восходит к 1940-м годам, когда мастера Bulgari решили вставить часы в модные браслеты в форме змеи эпохи арт-деко. Представленные на эргономичном золотом браслете Tubogas, часы Serpenti символизировали появление успешного часового триумфа Bulgari.
На сегодняшний день часы Serpenti являются наиболее узнаваемым украшением Bulgari.
Monete – еще одна драгоценность, созданная в 1960-х годах. Никола Булгари, заядлый коллекционер монет, решил установить древнюю римскую валюту в драгоценные камни, и так родилось украшение Monete. Драгоценности Monete наилучшим образом отражают сильные связи дома с Римом.
Кольцо B.zero1 в белом, розовом и желтом золоте.
В 1970-х годах, коллекция Parentesi с ее мягкими чистыми линиями привнесла стильную простоту в изысканные драгоценности. Совсем недавно представленная, в 2000 году, модель BZero1 уже вошла в историю культового ювелирного дизайна. Вдохновленные Колизеем в Риме, строгие линии коллекции поражают изяществом золота, украшенного мрамором и другими камнями.
Почему цвет так важен для Bulgari?
Дом Bulgari был среди первых в 1950-х годах, который по-новому использовал цвет, выбирая драгоценные камни за их хроматический эффект, а не только за их ценность, что открыло совершенно новую и захватывающую палитру цветов. Сапфир – это камень, наиболее ассоциирующийся с домом, но их драгоценности отражают всю радугу оттенков.
Наблюдать за Лючией Сильвестри в дизайн-студии на верхнем этаже Bulgari Palazzo с видом на реку Тибр – это увлекательное зрелище. Цветные камни являются сердцем творений Bulgari, и десятки из них выложены на большом столе, чтобы Сильвестри могла смешать и подобрать идеальные комбинации.
После принятия ею решения свободные камни фиксируются на досках, прежде чем перейти к следующему этапу в процессе проектирования. Сильвестри говорит: «Рим полон цветов, и это вдохновение для меня. Сейчас, глядя из окна, я вижу зеленые, желтые, розовые и светло-голубые здания и двери. В Риме мы любим играть с цветами, и это влияет на то, как мы одеваемся. Сегодня я одета в одежду теплого розового оттенка».
Почему Булгари иногда пишется с V?
Bulgari использует римскую букву «V» в своем логотипе – это напоминание о своей сильной привязанности к Вечному городу и о том влиянии, которое он оказал на дизайн.
Кто носит Bulgari?
Смелый внешний вид украшений Bulgari привлек внимание одной из самых гламурных женщин в мире – Элизабет Тейлор, чей бурный роман с Ричардом Бёртоном был усыпан драгоценными камнями Bulgari. Ричард Бёртон отметил, что в 1963 году он посетил магазин Condotti, чтобы купить Элизабет Тейлор кольцо: «Я познакомил ее с пивом, а она познакомила меня с Bulgari».
Пара познакомилась во время съемок «Клеопатры» в Чинечитта в 1962 году, тогда он купил ей первую из многих драгоценностей Bulgari. По словам Ричарда Бёртона, Bulgari было единственным словом, которое Элизабет Тейлор знала по-итальянски. Тейлор цитируется в The New York Times в 2001 году: «Раньше я… практически занималась с ним любовью в Bulgari».
Сегодня Bulgari владеет многими драгоценными камнями Элизабет Тейлор, купленными на аукционе Christie’s, включая изумрудное ожерелье и серьги, подаренные ей Бёртоном. Тейлор часто носила собственные драгоценности в фильмах, это означало, что многие из них так же известны, как и сама актриса.
Джина Лоллобриджида носит изумрудное ожерелье Bulgari Seven Wonders, Монако, 1966 год
Джина Лоллобриджида владела большой коллекцией драгоценностей Bulgari. На аукционе в Женеве в 2013 году компания Bulgari купила многие из них. Ее часто видели в эффектных серьгах с изумрудами и бриллиантами, изготовленными в 1962 году. Одна из лучших фотографий была сделана на вечеринке, где она непринужденно одета в величественное изумрудное ожерелье Seven Wonders, которым она не владела, и сосредоточена на поглощении мороженого. Она также владела золотыми часами Serpenti Tubogas.
Актриса Моника Витти также была поклонницей бренда, как и Анита Экберг, Ингрид Бергман, Анна Маганини и София Лорен.
На Каннском кинофестивале в 2013 году Джессика Честейн надела сапфировое ожерелье Элизабет Тейлор, подаренное ей Ричардом Бёртоном в 1972 году, и кольцо Trombino. Наоми Кэмпбелл тем временем была в ожерелье Serpenti. Наоми Уоттс, Николь Кидман, Алисия Викандер, Кейт Уинслет, Леди Гага, Кира Найтли и Карла Бруни-Саркози также остановили свой выбор для красной дорожки на Bulgari.
Русские украшения – Русское узорочье
Ничто наверное не заставит мгновенно обратить внимание на женщину, как украшения на ней – звенящие бусы или сверкающие серьги. Крупные или мелкие, роскошные или скромные, они меняют наш облик в лучшую сторону. Украшения могут превратить самый скромный наряд в выдающийся.
На Руси всегда украшения пользовались любовью. Об этом сохранилось немало исторических свидетельств. Носили их и женщины, и мужчины, независимо от занимаемого статуса в обществе. Конечно же у высокородных особ украшения отличались не только ценностью камней и металлов, но и богатым ювелирным оформлением. Эта роскошь драгоценностей не раз удивляла иностранцев.
Сохранились документы, в которых иноземные послы сообщали на свою родину, что царь и бояре одеваются «пышно без всякой меры». Поэтому многие современные русские девушки любят роскошь и чрезмерность в украшении своего образа.
Яркое ювелирное искусство русских мастеров отличается пышностью декора и богатством красок. Существует много различных стилей ювелирного искусства. А стиль русских мастеров XVI-XVII веков называется именно так – «Русское узорочье». В этих украшениях узоры созданы яркими самоцветами, камнями самого высокого достоинства – сапфирами, рубинами, изумрудами, шпинелью, бирюзой и, конечно, любимого всеми и во все времена речного жемчуга – сокровища русских северных рек.
Особенностью русских украшений является обилие растительного сканного орнамента, повторяющего морозные узоры на оконном стекле, применение многоцветной эмали, чаще белой и голубой, как небо Русского Севера, черни глубокого тона, гравировки и рельефных чеканных узоров. Украшения встречаются гладкие литые и ажурные сканные.
Жители Руси XVI-XVII веков украшали свои длинные и широкие одежды, многочисленными драгоценностями, одни из которых пристёгивались, нашивались, другие накладывались.
Важную роль в женском наряде играли рясны – длинные, спускавшиеся до плеч жемчужные нити, похожие на серьги, которые подвешивались к головным уборам по обеим сторонам лица. В женщине, надевавшей рясны, была особенная плавность и величавость в походке, она «выступала будто пава». Многие украшения требовали от неё царственной осанки, спокойных движений, достоинства.
Серьги «русского узорочья» были оригинальны и разнообразны по форме и являлись, как и сейчас, так и тогда, излюбленным украшением русских женщин. Некоторые из них были настолько массивны, что, судя по форме замка, носились не в ушах, а прикреплялись к головным уборам. Серьги были унизаны драгоценными камнями, жемчугом, перламутром, кораллами, бирюзой и цветными стеклышками, украшены затейливыми завитками из сканных жгутиков или серебряными цилиндриками, усыпанными зернью.
Особенностью являются серьги новгородские – «голубцы», которые не встречаются в таком варианте ни у каких других народов. Их форма напоминает фигурки двух птиц, обращенных друг к другу клювиками или спинками. Серьги из Сольвычегодска и Великого Устюга часто были декорированы жемчугом и расписной эмалью.
Московские мастера-умельцы украшали серьги сканью и эмалью, камнями и жемчугом, любили серьги с подвесками, которые были по-особенному нарядны и представляли собой образец художественного совершенства.
Мужчины тоже носили серьги, правда всего лишь одну серьгу. И это выражало в них не мягкость характера, а наоборот силу и власть. Автор первой истории русского костюма А.Н. Оленин так пишет: «…ношение в ушах серьги долгое время оставалось в обычае у князей Русских. Мы видим, что в 1356 году Великий Князь Иоанн Васильевич завещает двум своим сыновьям…по одной серьге…».
Мода на одну серьгу у мужчин вернулась в XVIII веке, а в XIX веке эта мода особенно процветала у военных в русских кавалерийских полках. Носили серьги не только офицеры, но и солдаты.
Кольца и перстни также пользовались всеобщей любовью. Иногда в особо торжественных случаях кольца надевали на все пальцы. Изумруды, рубины, сапфиры, бирюза, жемчуг в эффектном обрамлении выглядели, как цветы. Популярны были перстни-печати и перстни с восьмилепестковой розеткой, украшенной небольшими камнями и мелким растительным орнаментом.
Необходимым дополнением в качестве украшения были драгоценные пуговицы, пряжки, булавки и, конечно же, золотые и серебряные цепи, которые чаще собирались из плоских элементов или из завитков плющеной скани и украшались белой или голубой эмалью.
«Русское узорочье» – особый идеал красоты, яркий стиль русского искусства, в нём сочетаются мотивы искусства Византии, Востока и Запада.
Многие сокровища наших предков не дошли до нас, исчезли в огне войн и революций. Оставшиеся немногочисленные украшения мы можем увидеть в российских музеях, восхищаться их красотой в портретах русских живописцев. Но и то немногое, что сохранилось до наших дней, даёт представление о своеобразной красоте и характерных особенностях русского ювелирного искусства – «русского узорочья».
Российские ювелиры на протяжении многих столетий неоднократно обращались и обращаются к творчеству мастеров «русского узорочья», создавая шедевры русского стиля.