Жемчужные ожерелья и кокошники с жемчугом – фото украшений и история

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Глядя на старинные полотна и фотографии порой удивляешься, как дорого одеты жительницы «немытой России».

Невероятной красоты украшения и головные уборы из жемчуга, на которые уходило огромное количество этого драгоценного материала, были, конечно, семейным достоянием и передавались из поколения в поколение, но, тем не менее, странно, что они были доступны не только знати, но и зажиточным крестьянам.

Жемчужный промысел

С древности почитался на Руси жемчуг и высоко ценился. Он был признаком высоко положения в обществе, достатка и благополучия. В летописях есть упоминания, что у князя Святослава была серьга с двумя жемчужинами, а у Ивана Калиты был пояс с жемчугами. Ответ на вопрос, откуда у крестьян раньше было столько жемчуга, очень прост – они его сами добывали. Европейская жемчужница в огромных количествах водилась в северных реках, особенно – в Архангельской губернии, по берегам Белого моря. Около 200 жемчугоносных рек было известно в XVII веке в России. Для добычи драгоценных перлов строили специальные плоты. В центре была дыра, в которую просматривали дно, и, если натыкались на скопление раковин, вытаскивали их специальными длинными щипцами. На мелководье жемчужниц просто нащупывали ногами и доставали – такой промысел был под силу даже детям.

Интересно, что, найдя крупную жемчужину, ее на пару часов засовывали в рот, «замаривали», а потом еще некоторое время держали на груди в мокрой тряпице – считалось, что так жемчужина укрепляется.

Промыслом занимались ныряльщики за жемчугом. Для того чтобы получить 3-4 качественные жемчужины, требовалось открыть раковины до тонны моллюсков.

Лов жемчуга преимущественно начинался 15 июня, когда вода в реках убывает, и продолжался до 15 августа, пока вода в реке не становилась холодной. Раковины изымались обычно руками и выбрасывались на землю.

Иногда использовали сачок из сетки с крупной ячеей или драгу. В отдельных случаях употребляли раму – приспособление из четырех кольев, которыми собирали раковины со дна. В глубоких местах применялся деревянный шест с расщепленным концом – щипец.

Для ловли на глубоких местах сооружали плот, в котором делали отверстие для берестяной трубы, в неё ловцы высматривали скопления жемчужниц. Лёжа на плоту, ловец двигался по течению реки, вода в которой была чиста и прозрачна. На быстрой и чистой, в те времена, реке Варгузе, в Архангельской убернии, добывали жемчуг, именуемый варгужским или новгородским. Карельский город Кемь славился своими жемчужными промыслами, недаром на его гербе изобразили жемчужное ожерелье. Добыча жемчуга велась в Псковской, Тверской, Новгородской губерниях. В старину жемчужный промысел был доступен абсолютно всем

Конечно, речной жемчуг отличается от морского, но зато его было очень много, да иногда среди неправильных и мелких попадались настоящие «перлы» – крупные и абсолютно ровные, такие, что, если положить на блюдечко, жемчужина сама не будет стоять на месте. Такой жемчуг назывался «скатным» и, кстати, именно так определяли его стоимость – чем дольше катится сам, тем дороже.

Русские красавицы в жемчугах на портретах Маковского

Объемы добычи были такими, что жемчуг был действительно доступен даже небогатым людям. Им украшали не только одежду, но и оклады икон, фрески и предметы культа, книги, седла, оружие. До конца XIX Россия была после Индии вторым поставщиком жемчуга в Европу.

Промысел процветал и приносил немалый доход, пока в 1721 году Пётр I не взялся за дело. Он издал указ, преводящий весь жемчуг в собственность государства. Отныне всё добытое должно было сдаваться в государственную казну.

Местные крестьяне в глубинке особо не стремились исполнять такой указ и лет десять спустя стало очевидно, что завладеть всем жемчугом государству не удастся. Тогда был издан другой указ, разрешающий добычу, но с условием, что самый крупный, лучший жемчуг будет всё же сдаваться в коммерц-коллегию, за что выплачивалось вознаграждение.

Читайте также:
Украшения и поделки из морских ракушек

Государство несколько раз пыталось взять выгодную добычу под контроль, но это не получалось. Например, указ Петра I с запретом ловли от 1721 года пришлось отменить через десять лет. А Елизавета Петровна запрещать добычу не стала, но привлекла к этому делу армию, которая в 1746 и 1749 годах принимала участие в специальных экспедициях. Хотя жемчуга в царских сокровищницах хватало всегда. Особенно это было заметно во время разгромов: в 1611 году, взяв Кремль, поляки от безделья стреляли крупными жемчужинами из мушкетов, а во время Соляного бунта 1648 года бунтовщики-грабители жемчуг мерили пригоршнями и продавали желающим полными шапками.

Богатство на голове

Жемчуг, как природный материал, да еще и выращенный внутри раковины, всегда наделялся магическими свойствами. Белизна, переливчатость блеска делали его символом чистоты и праведности, поэтому особенно любили его девушки и молодые женщины. В каждой области наряды и головные уборы имели свои особенности, поэтому неудивительно, что наиболее богатыми жемчужными украшениями отличались северные губернии. Для изготовления некоторых головных уборов уходило огромное количество этого драгоценного материала. Торопецкий кокошник – особый вид женского головного убора отличался множеством жемчужных шишечек. Считался символом плодородия: «Сколько шишек, столько детишек». Кокошник с жемчужными шишечками – женское украшение псковской области, особенно славились в его изготовлении мастерицы Торопецкого уезда

Северная поднизь – волнообразная нижняя часть головного убора девушек Заонежья. На изготовление этой сеточки уходило 3 до 20 золотников жемчуга (1 золотник — 4,26 г), так что стоило такое украшение недешево даже в старину. Фотографии девушек северных регионов России. Богатая северная поднизь – богатая и очень красивая часть головного убора. Девушка-карелка в национальном головном уборе и Необычный кокошник Псковской губернии

Псковский кокошник – необычный вид этого украшения представлял собой картонную «шляпу», обтянутую богато расшитой тканью, и сеточку-поднизь, которую еще называли «ряской». Особенно интересными были эти головные уборы в Верхних Луках. Такие украшения были семейной гордостью. В старину считалось, что жемчуг, как «живой» материал, любит молодых, а на стариках он со временем тускнеет и сохнет. Поэтому пожилые женщины передавали свои сокровища девушкам и молодухам, чтобы восстановить их блеск. Кроме такого «щадящего» способа были еще народные рецепты для восстановления красоты потускневших жемчужин. Правда, не все они годились для готовых сложнейших изделий. Самым простым способом считалась очистка солью: жемчуг в полотняном мешочке нужно было пересыпать ею и полоскать в воде, пока соль не растворится, вымыв чужеродные частицы. Еще хорошим средством для очистки слыла майская роса. Ну, а если ничего не помогало, давали склевать жемчужину самому яркому петуху. Через несколько часов ее доставали из птичьего желудка, сияющей первозданным блеском, а заодно и суп варили.

От избы до дворца

Понятно, что многовековая добыча в таких массовых масштабах постепенно привела к истощению этого природного ресурса. Со временем жемчуга в России становилось все меньше, а цены на него возрастали. Однако высший свет, разумеется, не отказывал себе в этом, теперь уже дорогом, удовольствии. Понятно, что только местным жемчугом они никогда не ограничивались. Сохранилось огромное количество портретов XVIII-XIX веков, на которых русская знать щеголяет своими драгоценностями. Дело, наверное, еще в том, что жемчуг, очень красив, но при этом скромен. Он оттеняет женскую красоту, не перетягивая внимания на себя, поэтому жемчужные украшения во все времена очень любили писать художники. Ф.К. Винтерхальтен, портрет императрицы Марии Александровны Портрет императрицы Марии Федоровны в жемчужном уборе работы Ивана Крамского, 1880-е гг. (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж)

Одной их красивейших дам своей эпохи была Зинаида Николаевна Юсупова. От княгини Татьяны Васильевны, племянницы Потемкина, она унаследовала богатейшую коллекцию украшений. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях писал о прапрабабушке:

Читайте также:
Оникс – свойства камня и фото украшений

«Она была страстной ценительницей драгоценностей и основала коллекцию, ставшую знаменитой. Она купила алмаз «Полярная звезда» и множество украшений с французской короны, украшения неполитанской королевы и, наконец, уникальную и великолепную «Перегрину», знаменитую жемчужину, принадлежавшую Филиппу II Испанскому и, говорят, в древности — царице Клеопатре. Жемчужина была парной той, которую царица Египта растворила в уксусе, чтобы превзойти Антония в застольных безумствах». Франсуа Фламенг, портрет Зинаиды Юсуповой с фамильной жемчужиной «Пелегрина»

Разные были времена и законы относительно жемчужного промысла. Незадолго до революции на Русском Севере, по местам промысла ходили целовальники и отбирали десятину от добытого. Целовальники отбирают у поморов десятину жемчуга в царскую казну, 1906

Промысел жемчуга в России почти непрерывно угасал, начиная с Петровских времён. Был небольшой подъём в 1912 году, а затем, в после Революции 1917 года, промысел признали нерентабельным и он практически прекратился. Реки загрязнились, рыбы, необходимой для размножения моллюсков, стало меньше, жемчужницы стали исчезать. Сейчас стали появляться фермы по искуственному выращиванию жемчуга. Они создаются на чистых озёрах, в экологически благополучных уголках России, в основном, как и прежде, в Северных районах.

К сожалению, сегодня жемчуг перестал быть общедоступным украшением, хотя многочисленные фермы по выращиванию жемчужниц и насыщают рынок своей продукцией.

Жемчужные украшения: история и современность

Комментировать

Все комментарии (28)

комментирует материал 11.06.2017 #

Для любителей красоты и искусства


В пучину капля с вышины упала.
Ходили волны; ветер выл.
Но Бог, узрев смиренной веры пыл,
Дал капле твердость высшего закала.
Ее в себя ракушка приняла,
И вот в венце властителя державы,
Признаньем доблести и славы,
Блестит жемчужина, прекрасна и светла.
Гёте

Константин Дмитриевич Бальмонт

Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 – 1942 гг.)

– Ты где была, Жемчужина,
когда я ждал тебя?
– Я в раковине пряталась,
и там ждала — любя.
– О чем же ты, Жемчужина,
там думала в тиши?
– О радости, о сладости
о счастии души.
– И в чем же ты, Жемчужина,
то счастие нашла?
– В дрожании сознания,
что ввысь взойду — светла.
– А знала ль ты, Жемчужина,
что терем твой сломлю?
– Он темен был, я светлая,
я только свет люблю.
– А знала ль ты, Жемчужина,
что после ждет тебя?
– Я отсвет Лун, я отблеск Солнц,
мой путь — светить любя.
(с)

В коралловом лесу жемчужина живёт,
Похожая на капельку тумана.
Баюкает её столетья напролёт
Жужжанье голубого океана.

Занятно, что её когда-нибудь найдёт
Ловец жемчужин: цепкий, как лиана,
Цейлонец или сын чужих широт.
Могучий, точно хвост Левиафана.

Кто скажет? — велика ль, мала ль её цена
Там, под водой, где цен не назначают?
В сияние своё, как в сон, погружена,
Опасности она не замечает.

Но цену ей дадут. И сны её — ценой –
Спугнут. А эти сны — ценней её самой.
Н Матвеева

Матвеева была талантлива

комментирует материал 11.06.2017 #

может климат изменился и речной промысел жемчуга и сошел на нет

Скорее – экология рек:))

комментирует материал 11.06.2017 #

тоже вот, обвешался бриллиантами, эксплуататор. интересно, почему Путин не носит подобного? легко мог бы позволить себе цацки и покруче

комментирует материал 11.06.2017 #

Познавательно, сколько интересного, а про искусственный жемчуг почему ничего?
-“Искусственное выращивание жемчуга практикуется еще с XIII века, когда китайцы обнаружили, что инородные тела, помещенные внутрь раковины пресноводных моллюсков, покрываются слоем перламутра. Специальной лопаточкой они слегка приоткрывали створки раковины и с помощью бамбуковой палочки помещали избранный предмет между мантией и раковиной моллюска. Затем раковину возвращали обратно в водоем, где она зрела несколько месяцев за это время предмет обрастал перламутром и прирастал к раковине. Для затравки использовались глиняные шарики, кусочки кости, дерева или меди. Это искусство процветало в Китае на протяжении семи столетий. Приблизительно в середине XVIII в. этот способ независимо предложил великий шведский натуралист Линней, и некоторые выращенные им жемчужины хранятся в коллекции лондонского Общества Линнея. Линней не совершенствовал сам свой способ, но раскрыл его секрет в 1762 г.

Читайте также:
Камень александрит – фото и свойства

Его метод заключался, по-видимому, в том, что в створке раковины сверлилось отверстие, в которое на конце серебряной проволочки вводился известняковый шарик. Проволочка позволяла время от времени передвигать шарик, с тем чтобы он не прирастал к раковине.”
Мне в устрицах жемчуг не попадался, рапаны их пожрали. А в мидиях полно мелкого жемчуга, зубы можно поломать.

Тайны жемчуга Романовых. Русская красавица.

Жемчуг с древних времен считается камнем знати и аристократии. Его носили королевы и придворные, деятельницы культуры и вершительницы истории. В России любовь к жемчужным украшениям достигла своего пика в 19 веке. Любой иностранец, появляющийся при дворе русских императоров в то время, был поражен тем количеством жемчуга, которым осыпали себя знатные русские дамы. Перламутровый камень вставляли в серьги, кольца и бусы, им обшивали платья и головные уборы, некоторые особо рьяные любительницы роскоши украшали россыпями жемчуга даже обувь, носовые платочки и веера.

Если сегодня законодательницами моды являются актрисы, дизайнеры, медийные красавицы и инста-дивы, то в далеком 19 веке тренды диктовали представители императорской семьи. Модницы того времени собирали жемчуг в тяжелые массивные ожерелья так, как это делала императрица Александра Федоровна.

Грозди жемчужных бус вплетали в волосы по примеру Марии Александровны Романовой. Страшно представить, сколько времени и сил тратилось на создание такой драгоценной прически.

Известно, что мода циклична. Доказательством этого служит пример супруги Александра 3 – Марии Федоровны, которая ввела среди русской знати моду на драгоценные жемчужные ошейники, прообразы современных чокеров, которую радостно переняли многие модницы того времени.

Глядя на все эти портреты, волей-неволей возникают мысли о кладовых, полных сокровищ, таинственных кладах и несметных богатствах императорской семьи. Где сейчас эти исторические реликвии? Кто сейчас держит в руках творения великих старых ювелиров?

Судьба драгоценного наследия великого императорского дома Романовых сложна и неоднозначна. Часть царских украшений была утеряна безвозвратно во время революции, часть разлетелась по частным коллекциям в разных уголках мира, а часть до сих пор можно увидеть, посетив Алмазный Фонд в Кремле.

1920 год. Оценка советскими специалистами сокровищницы Романовых.

Об одной из прекрасных драгоценностей семьи Романовых мы расскажем Вам сегодня.

«Русская красавица» – тонкой работы платиновая тиара с бриллиантам и подвесными молочно-белыми каплевидными натуральными жемчужинами, колыхающимися от любого движения воздуха. Красивейшая легкая тиара является воплощением грации, нежности и утонченной женственности, но имеет долгую и запутанную судьбу.

Небольшая предыстория. Император Николай 1 Романов славился любовью к русскому колориту. В один прекрасный момент он решил привести придворную моду к единообразию и повелел знати появляться в свет в исконно русских нарядах. При чем, император не поленился регламентировать внешний вид своих подданных согласно их чинам и рангам. Кокошники и сарафаны вновь появились в шкафах знатных дам.

Один из самых страшных кошмаров современной девушки – придти на вечеринку и встретить там женщину в таком же наряде. Аристократки 19 века, в сущности, мало чем отличались от нас, им тоже не хотелось попадать в подобные казусные ситуации и они начали украшать свои, в сущности однотипные, предметы обязательного русского народного гардероба кто во что горазд. Дорогостоящие ткани и меха, драгоценные камни и металлы – все шло на попытку преобразовать обязательную придворную униформу.

Читайте также:
Турмалин параиба – все о драгоценном камне

То ли Александра Федоровна – жена Николая 1 хотела утереть нос знатным завистникам, то император Николай 1 сам решил выделить свою супругу, но в 1841 году самодержец заказал у придворного ювелира Карла Болина роскошную диадему-кокошник в русском стиле. Так «русская красавица» увидела свет.

Россыпь бриллиантов и 25 крупных свободно закрепленных жемчужин поразили воображение не только русской знати, но даже искушенных иностранных ювелиров. Диадема Болина стала излюбленным украшением русских цариц. Некоторые искусствоведы утверждают, что дизайнеры модного дома Cartier, создавая в начале 20 века свою знаменитую диадему вдохновлялись именно «русской красавицей» – уж очень у них схожая форма и выделка.

Но наступил 20 век. В 1919 году Мария Федоровна Романова – тогдашняя владелица драгоценной тиары, бежит из объятой огнем революции России. Жемчужная диадема, попавшая в руки большевикам вместе с другими сокровищами Романовых, была продана с аукциона. По слухам, ей завладела компания Holmes & Co., в последствии перепродавшая ее герцогу Мальборо. Герцог подарил русскую драгоценность своей второй жене Глэдис Мэри Дикон.

Но на этом история «русской красавицы» не кончилась. Уже в 1970-х годах драгоценное наследие Романовых вновь выставили на торги. На сей раз, покупательницей стала сама Имельда Маркос, вдова президента Филиппин и известный политический деятель. Тут след тиары теряется. Ходят слухи, что Имельда, не зная истории купленной ею драгоценности, просто приказала разобрать «русскую красавицу» и продать по частям. Но, есть мнение, что тиара до сих пор лежит в банке Филиппин и может еще появится на каком-нибудь престижном закрытом аукционе.

«Стоп, а как же тиара «русская красавица», которая лежит в русском Алмазном фонде?!» – спросите Вы. Действительно, в Оружейной палате Московского Кремля лежит жемчужный кокошник «русская красавица» – реплика знаменитого украшения, созданная в советские времена ювелирами В.Николаевым, Г. Алексахиным и В. Ситниковым. Авторы украшения старались в своей работе полностью воссоздать оригинал и даже закрепили жемчужины точно так же, как и на царском украшении – подвижно.

Стоит заметить, что в утерянной тиаре Романовых использовалось 25 натуральных жемчужин, тогда как в украшении, лежащем в Алмазном фонде – 25 искусственно выращенных камней.

Русский жемчуг

жемчуг
«Женщина в торопецком жемчужном кокошнике и платке»
Неизвестный художник.

В ХVII веке Россия ещё не добывала в своих недрах ни золота, ни серебра. Но каждая русская женщина была в жемчуге: жемчуг на платье, жемчуг на головных уборах, на чоботах, на носовых платках. Россия была жемчужной страной.

Журавлев Фирс Сергеевич. «Боярышня»

В ХVII веке за жемчугом ходили почти, как за рыбой.

На Руси было известно более 150 жемчугоносных рек. «Есть губернии, как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин».

Ф.Солнцев. Одежда тверских женщин и девицы

Корзухин Алексей Иванович. «Боярышня»

Иногда на картинах классиков 19 века можно увидеть самых обычных русских женщин – крестьянок, мещанок, в красивейших кокошниках, украшенных жемчугами, в жемчужных ожерелиях. Жемчуг на картинах крупный, белый, очень красивый. и прекрасно оттеняет красоту женщин Русского Севера.

Олешкевич Иосиф Иванович. «Портрет молодой женщины»

Богаты жемчугом были: Волга до Симбирска, река Бирюч, Онежское озеро, реки Валбужа, Галмужа, ручей Вичай, озера Водла, Вичи. Здесь встречался черный жемчуг.
Белого же жемчуга было много в новгородском озере Ильмень, в реках Зелейка, Вадула, в Онеге, Иксе, Варзуге, Вайге; в Вории – в губе Белого моря; в реках Ветлуге, Мсте, в притоках Мсты, в Пселе, в Умбе; в озерах Прорва, Селигер. реки Терского берега Кольского полуострова, а река Муна дала много жемчуга высокого качества.

Озеро Селигер

Иностранцев ошеломляло обилие жемчуга в России.

Читайте также:
Серьги 2021 – фото и модные тенденции

В ХIХ веке барон Гакстгаузен, осмотревший сокровищницу Троице-Сергиевой Лавры, воскликнул: «Трудно сосчитать жемчуг на образах и утвари у Троицы, легче было бы мерить его четвериками.» В четверике 36 литров с четвертью.

Потому и рядились в жемчуг крестьянки. Чего проще! Сделал плот с дырой посредине, накрыл себя, чтобы свет не мешал, и по мелкой воде сгребай со дна ракушки.
Бездумная эта ловля в конце концов полностью исчерпала жемчужницу.

Тимофеев Василий Тимофеевич. «Портрет молодой женщины»

Добытый жемчуг клали в рот на два часа – “замаривали”. Потом – в мокрую тряпицу и держали на груди. Все это делалось ради цвета. Ценились зерна окатные, круглые. Неровный жемчуг называли рогатым, угольчатым, уродцем, зубоватым, половинчатым.

Соколов Александр Петрович. «Портрет М.К.Тенишевой»

Стоил речной жемчуг недорого: за 60 зерен мелкого просили 13 алтын.
Когда женщина была в жемчуге, о ней былины складывали. Иссяк жемчуг – верх взяла частушка.

«На образах богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Наиболее уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными камнями. Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе». (Барон Гакстгаузен)

«Всех скорбящих Радость» (список царевны в драгоценной окладе)

Риза, в которой царь Федор Иоаннович венчался на царство, была сплошь из жемчуга и драгоценных камней и весила более 80 килограммов. Жемчужными были саккосы патриарха Никона и других владык Русской Церкви.

Митра. 1626 г. (с переделками XVIII в.).

Лучший русский жемчуг назывался «скатным», то есть круглым, скатывающимся. О нем говорили, что он есть не что иное, как скатившиеся с зеркала слезы радости или печали. Правильный сферический жемчуг с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который «на блюдечке не стоит на месте» — чем дольше катился, тем выше была его стоимость. Жемчужины неправильной формы называли “рогатыми” или “угольчатыми”.


В.Шилов. Шестой Патриарх Московский и всея Руси Ником (1652-1658)

В первой половине 17 века в Москве существовал специальный рынок – жемчужный ряд, на котором торговали жемчугом.

Невероятно, но ещё каких-нибудь 150 лет назад в небольших речках, таких как Охта, под Санкт-Петербургом крестьяне занимались жемчужным промыслом. Занятие это было весьма доходным делом. В 1917 году они рассказывали, что за одну качественную жемчужину в Петербурге платят по 50 рублей и больше, при учёте, что за 10 рублей тогда можно было корову купить.


Жена Николая I – Александра Фёдоровна (1798-1860) – урождённая принцесса Фридерика Шарлотта Вильгельмина, известная также как Шарлотта Прусская. Художник Франц Крюгер

Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы религиозного культа. В 1562 году Иван Грозный дарит Соловецкому монастырю крест, украшенный драгоценными камнями, разноцветной филигранной эмалью и обрамленный жемчугом. Мантия и шапка этого царя были сплошь усыпаны алмазами, рубинами, изумрудами и другими камнями, в том числе жемчужинами величиной с орех, а шапку царя украшали узоры из мелкого речного жемчуга.


Кокошник жемчужный. XIX в.
Галун, речной и искусственный жемчуг, перламутр, бисер, золот-ные нити.
Золотное шитье и низание.

В истории России описан такой случай: у Ивана Грозного был посох, обшитый прекрасным северным жемчугом. И вот однажды этот жемчуг внезапно “потух”. Для суеверного царя посох был едва ли не символом его власти, поэтому он решительно приказал восстановить его первоначальный блеск. Во исполнение приказа жемчуг был спорот с посоха, нанизан на вощеную нитку и незамедлительно отослан в село Кереть, в Карелию, где знахарь, умевший возвращать “потухшему” жемчугу блеск и сверкание. Для выполнения этой нелегкой задачи одна из молодых девушек должна была надеть присланное ожерелье на шею и купаться с ним в реке сто и одну ночь. Согласно другой трактовке этого предания, дабы вернуть блеск потухшему жемчугу, посох Ивана Грозного 101 раз опускали в воду северных рек. Точно ли так совершалась эта операция, неизвестно, однако жемчуг был возвращен царю “ожившим”.

Читайте также:
Флюорит, камень который светится в темноте


Константин Егорович Маковский (1839-1915) «Русская красавица

В России добычей жемчуга занимались в основном монастыри, а также частные лица. Но в 1712 году был издан указ о запрещении добычи жемчуга частными лицами. Правда, ожидаемого результата это не принесло, и добычу вновь разрешили, но ввели правило — сдавать в казну наиболее крупные и чистые жемчужины.

Одна из многолетних традиций царственного дома Романовых также была связана с жемчугом. Каждая из великих княжон Романовых получала на свое шестнадцатилетие два особенных подарка — жемчужное и бриллиантовое ожерелья. На именины, Рождество и Пасху дочери царственной четы Романовых получали в подарок по жемчужине. К совершеннолетию каждая девушка становилась обладательницей нитки прекрасного жемчуга.


Русская Императрица Александра Федоровна, урожденная принцесса Алиса Гессен. Генрих фон Ангели

Особенной роскошью считались круглые, грушевидные и каплевидные морские жемчужины. На портрете известного русского художника Ивана Николаевича Крамского запечатлена императрица Мария Федоровна, жена Александра III, шею которой обвивают жемчужные бусы, а грудь украшает брошь с подвесками из четырех крупных грушевидных жемчужин.

Крамской Иван Николаевич «Императрица Мария Федоровна, супруга императора Александра III»

Жена уральского заводчика Т.Н. Демидова была обладательницей четырехрядного ожерелья из жемчужин размеров с лесной орех. Жемчуг был излюбленным украшением императрицы Александры Федоровны. Самое роскошное ожерелье Ее величества ниспадало до самых колен.


Александр Брюллов. Александра Федоровна.

В сокровищницах Алмазного фонда и Оружейной палаты Кремля сохранились шитые жемчугом царские уборы: шапка Мономаха, шапка Казанская и шапка Алмазная, а также оклады икон Богоматерь Одигитрия, Владимирская Богоматерь и жемчужный крест искусной работы — аксамит. Созданные с мастерством и любовью, ризы дополняют и оттеняют образ, несут в себе богатую символику, становятся украшением дома или храма. Золото символизирует Божественную благодать, серебро – чистоту, жемчуг – святость, непорочность.

Риза иконы «Богоматерь Владимирская» 1657 г. Золото, драгоценные камни, жемчуг; чеканка, скань, эмаль

История жемчуга началась давно-давно, что еще раз доказывает универсальность этого ювелирного украшения: им расшивали камзолы и платья царственных дам, делали браслеты и кольца, вправляли в диадемы и короны. Жемчуг постепенно стал признаком принадлежности к аристократическому обществу. Так даже существовало правило придворного этикета: дамы не могли появиться в свете с голой шеей: цепочка с кулоном, колье – что-либо должно было быть надето обязательно.

Макаров Иван Кузьмич. «Великая княгиня Мария Александровна»

В наши дни родители могут возродить красивую традицию дарить своим детям жемчужины — символ любви и преданности, с детства прививая вкус к прекрасному. Украшения с жемчугом часто упоминаются на страницах мировой и русской классической литературы. Так, в романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир» на первом балу Наташи Ростовой кавалеры галантно ухаживали за «дамами в белых, голубых, розовых платьях, с жемчугами на открытых руках и шеях».


Маковский К.Е.
Портрет княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой в русском костюме. 1900-е

Tiara «The Russian beauty» или диадема «Русская красавица» — одно из тех ювелирных украшений, которое стало материальным выражением самого светлого чувства — любви. Роскошное произведение искусства было создано по заказу императора Николая I. Монарх подарил уникальную диадему, сделанную в виде кокошника, своей супруге. «Русская красавица» была изготовлена в 1841 году.

Именно Николай I повелел, чтобы кокошники носили все придворные дамы. Эта деталь стала элементом парадного туалета.

Княгиня З.Н. Юсупова На костюмированном балу 1903 года.

Ну а история русского жемчуга — неотъемлемая страница истории народа, его духовной культуры и хотелось бы, чтобы эта история Русского жемчуга продолжалась и сегодня…..

Читайте также:
Какие ювелирные Украшения и бижутерию купить мужчине

В нашей стране есть еще несколько десятков рек, где Margaritifera margaritifera живет и размножается. Более того, в нескольких из них численность популяций этих моллюсков измеряется миллионами особей. Это одни из самых больших из сохранившихся популяций на планете.


Жан Марк Наттье
Портрет императрицы Екатерины I. 1717
Государственный Эрмитаж

Франсуа Фламан.
Портрет Зинаиды Юсуповой с фамильной жемчужиной «Пелегрина».

Императрица Александра Федоровна с двумя старшими детьми, Александр и Мария Николаевна.
Дж. Доу, ок. 1820 г

Рейхель Карл Яковлевич.
Портрет императрицы Александры Федоровны

Кристина Робертсон
Портрет княгини Зинаиды Юсуповой. 1840г.

Кристина Робертсон
Портрет Великой Княгини Марии Александровны

Кристина Робертсон
Портрет великой княгини Марии Николаевны. 1841г.

Соломко Сергей Сергеевич (1867-1928) ?
Молодая женщина в головном уборе

Грибков Сергей Иванович 1893
Боярыня у водоёма

Прятки
Грибков Сергей Иванович 1893

Franz Xavier Winterhalter (1805-1873)
Countess Varvara Alekseyevna Musina-Pushkina 1857

Franz Xavier Winterhalter (1805-1873)
The Empress Maria Alexandrovna of Russia 1857

В.Боровиковский
Портрет Е.Г. Тёмкино

Василий Тропинин
Портрет П.И.Сапожниковой. 1826 г.

Нефф Т.А. Портрет сестер Вольф 1861

Цитата сообщения Bo4kaMeda
Прочитать целиком

Как на Руси жемчуг добывали и одежду им украшали

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Жемчужный промысел

Ответ на вопрос, откуда у крестьян раньше было столько жемчуга, очень прост – они его сами добывали. Европейская жемчужница в огромных количествах водилась в северных реках, особенно – в Архангельской губернии, по берегам Белого моря. Около 200 жемчугоносных рек было известно в XVII веке в России. Для добычи драгоценных перлов строили специальные плоты. В центре была дыра, в которую просматривали дно, и, если натыкались на скопление раковин, вытаскивали их специальными длинными щипцами. На мелководье жемчужниц просто нащупывали ногами и доставали – такой промысел был под силу даже детям.

Интересно, что, найдя крупную жемчужину, ее на пару часов засовывали в рот, «замаривали», а потом еще некоторое время держали на груди в мокрой тряпице – считалось, что так жемчужина укрепляется.

Конечно, речной жемчуг отличается от морского, но зато его было очень много, да иногда среди неправильных и мелких попадались настоящие «перлы» – крупные и абсолютно ровные, такие, что, если положить на блюдечко, жемчужина сама не будет стоять на месте. Такой жемчуг назывался «скатным» и, кстати, именно так определяли его стоимость – чем дольше катится сам, тем дороже.

Объемы добычи были такими, что жемчуг был действительно доступен даже небогатым людям. Им украшали не только одежду, но и оклады икон, фрески и предметы культа, книги, седла, оружие. До конца XIX Россия была после Индии вторым поставщиком жемчуга в Европу. Государство несколько раз пыталось взять выгодную добычу под контроль, но это не получалось. Например, указ Петра I с запретом ловли от 1721 года пришлось отменить через десять лет. А Елизавета Петровна запрещать добычу не стала, но привлекла к этому делу армию, которая в 1746 и 1749 годах принимала участие в специальных экспедициях. Хотя жемчуга в царских сокровищницах хватало всегда. Особенно это было заметно во время разгромов: в 1611 году, взяв Кремль, поляки от безделья стреляли крупными жемчужинами из мушкетов, а во время Соляного бунта 1648 года бунтовщики-грабители жемчуг мерили пригоршнями и продавали желающим полными шапками.

Богатство на голове

Жемчуг, как природный материал, да еще и выращенный внутри раковины, всегда наделялся магическими свойствами. Белизна, переливчатость блеска делали его символом чистоты и праведности, поэтому особенно любили его девушки и молодые женщины. В каждой области наряды и головные уборы имели свои особенности, поэтому неудивительно, что наиболее богатыми жемчужными украшениями отличались северные губернии. Для изготовления некоторых головных уборов уходило огромное количество этого драгоценного материала.

Читайте также:
Бант склаваж и модные Украшения ошейники на шею

Торопецкий кокошник – особый вид женского головного убора отличался множеством жемчужных шишечек. Считался символом плодородия: «Сколько шишек, столько детишек» .

Северная поднизь – волнообразная нижняя часть головного убора девушек Заонежья. На изготовление этой сеточки уходило 3 до 20 золотников жемчуга (1 золотник — 4,26 г), так что стоило такое украшение недешево даже в старину.

Псковский кокошник – необычный вид этого украшения представлял собой картонную «шляпу», обтянутую богато расшитой тканью, и сеточку-поднизь, которую еще называли «ряской». Особенно интересными были эти головные уборы в Верхних Луках.

Такие украшения были семейной гордостью. В старину считалось, что жемчуг, как «живой» материал, любит молодых, а на стариках он со временем тускнеет и сохнет. Поэтому пожилые женщины передавали свои сокровища девушкам и молодухам, чтобы восстановить их блеск. Кроме такого «щадящего» способа были еще народные рецепты для восстановления красоты потускневших жемчужин. Правда, не все они годились для готовых сложнейших изделий. Самым простым способом считалась очистка солью: жемчуг в полотняном мешочке нужно было пересыпать ею и полоскать в воде, пока соль не растворится, вымыв чужеродные частицы. Еще хорошим средством для очистки слыла майская роса. Ну, а если ничего не помогало, давали склевать жемчужину самому яркому петуху. Через несколько часов ее доставали из птичьего желудка, сияющей первозданным блеском, а заодно и суп варили.

От избы до дворца

Понятно, что многовековая добыча в таких массовых масштабах постепенно привела к истощению этого природного ресурса. Со временем жемчуга в России становилось все меньше, а цены на него возрастали. Однако высший свет, разумеется, не отказывал себе в этом, теперь уже дорогом, удовольствии. Понятно, что только местным жемчугом они никогда не ограничивались. Сохранилось огромное количество портретов XVIII-XIX веков, на которых русская знать щеголяет своими драгоценностями. Дело, наверное, еще в том, что жемчуг, очень красив, но при этом скромен. Он оттеняет женскую красоту, не перетягивая внимания на себя, поэтому жемчужные украшения во все времена очень любили писать художники.

Одной их красивейших дам своей эпохи была Зинаида Николаевна Юсупова. От княгини Татьяны Васильевны, племянницы Потемкина, она унаследовала богатейшую коллекцию украшений. Феликс Юсупов в своих воспоминаниях писал о прапрабабушке:

«Она была страстной ценительницей драгоценностей и основала коллекцию, ставшую знаменитой. Она купила алмаз «Полярная звезда» и множество украшений с французской короны, украшения неполитанской королевы и, наконец, уникальную и великолепную «Перегрину», знаменитую жемчужину, принадлежавшую Филиппу II Испанскому и, говорят, в древности — царице Клеопатре. Жемчужина была парной той, которую царица Египта растворила в уксусе, чтобы превзойти Антония в застольных безумствах».

К сожалению, сегодня жемчуг перестал быть общедоступным украшением, хотя многочисленные фермы по выращиванию жемчужниц и насыщают рынок своей продукцией.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Славянские, русские традиции. Вечно живая старина.

Для тех, кто неравнодушен к прошлому и настоящему!

Поиск по этому блогу

среда, 23 декабря 2015 г.

Жемчуг в женском народном костюме.

Лучшие друзья девушек – это . жемчуга

На Руси было известно более 150 жемчугоносных рек. «Есть губернии, как, например, Нижегородская, в которых каждая крестьянка носит на шее, на головном уборе от 200 до 300, а иногда и до тысячи настоящих жемчужин».

Начиная с XI века, жемчугом стали украшать фрески, иконы, мозаики и предметы религиозного культа. Примером тому может служить крест, украшенный драгоценными камнями, разноцветной филигранной эмалью и обрамленный жемчугом, дарованный в 1562 году Иваном Грозным Соловецкому монастырю. Кстати, мантия и шапка этого царя были сплошь усыпаны алмазами, рубинами, изумрудами и другими камнями, в том числе жемчужинами величиной с орех.

Читайте также:
Камень Кунцит – свойства и фото лучших украшений

Ф.Солнцев. Одежда тверских женщин и девицы

Лучший русский жемчуг назывался «скатным», то есть круглым, скатывающимся. О нем говорили, что он есть не что иное, как скатившиеся с зеркала слезы радости или печали. Правильный сферический жемчуг с толстым перламутровым слоем белого и серебристого цвета, который «на блюдечке не стоит на месте» — чем дольше катился, тем выше была его стоимость. Жемчужины неправильной формы называли “рогатыми” или “угольчатыми”.

В первой половине 17 века в Москве существовал специальный рынок – жемчужный ряд, на котором торговали жемчугом.

Корзухин Алексей Иванович. «Боярышня»

Иногда на картинах классиков 19 века можно увидеть самых обычных русских женщин – крестьянок, мещанок, в красивейших кокошниках, украшенных жемчугами, в жемчужных ожерелиях. Жемчуг на картинах крупный, белый, очень красивый. и прекрасно оттеняет красоту женщин Русского Севера.

Богаты жемчугом были: Волга до Симбирска, река Бирюч, Онежское озеро, реки Валбужа, Галмужа, ручей Вичай, озера Водла, Вичи. Здесь встречался черный жемчуг.
Белого же жемчуга было много в новгородском озере Ильмень, в реках Зелейка, Вадула, в Онеге, Иксе, Варзуге, Вайге; в Вории – в губе Белого моря; в реках Ветлуге, Мсте, в притоках Мсты, в Пселе, в Умбе; в озерах Прорва, Селигер. реки Терского берега Кольского полуострова, а река Муна дала много жемчуга высокого качества.

Тимофеев Василий Тимофеевич. «Портрет молодой женщины»

Одна из многолетних традиций царственного дома Романовых также была связана с жемчугом. Каждая из великих княжон Романовых получала на свое шестнадцатилетие два особенных подарка — жемчужное и бриллиантовое ожерелья. На именины, Рождество и Пасху дочери царственной четы Романовых получали в подарок по жемчужине. К совершеннолетию каждая девушка становилась обладательницей нитки прекрасного жемчуга.

Особенной роскошью считались круглые, грушевидные и каплевидные морские жемчужины. На портрете известного русского художника Ивана Николаевича Крамского запечатлена императрица Мария Федоровна, жена Александра III, шею которой обвивают жемчужные бусы, а грудь украшает брошь с подвесками из четырех крупных грушевидных жемчужин.

Жена уральского заводчика Т.Н. Демидова была обладательницей четырехрядного ожерелья из жемчужин размеров с лесной орех. Жемчуг был излюбленным украшением императрицы Александры Федоровны. Самое роскошное ожерелье Ее величества ниспадало до самых колен.

Украшения из янтаря

Янтарь – ископаемая смола. Янтарь – золотистый, матовый и прозрачный, горючий, способен электризоваться при трении. Но это далеко не всё сказано о янтаре. Он прекрасный, восхитительный, он символ счастья и здоровья.

Различают до 350 оттенков янтаря – почти от белого и светло-жёлтого до красно-коричневого и почти чёрного.

Первые упоминания о янтаре относятся к Х веку до н.э. – в захоронениях и на стоянках древних людей не раз находили амулеты, бусы, пластинки и куски необработанного янтаря. Поэтические описания янтаря встречаются у Гомера, Платона, Гиппократа, Софокла, Эсхила.

Мастерские по обработке янтаря известны с начала бронзового века. Мастерская XII – XIII века была обнаружена при раскопках на территории Михайловского монастыря в Киеве. По-видимому, и здесь на Днепре встречались месторождения этой удивительной смолы. Обработка янтаря достигла самого высокого уровня в XVII – XVIIIвв. Именно в это время был изготовлен посох патриарха Филарета и знаменитая Янтарная комната Екатерининского дворца в Царском Селе.

Янтарная комната

В Москве в Оружейной палате хранятся замечательные изделия из янтаря: кубки, подсвечники, вазочки, чаши, кружки, рюмки и т.д. Крупнейшая коллекция необработанного янтаря разных цветов и изделий из него хранится в комнате-музее Калининградского янтарного комбината.

Самый крупный музей янтаря открыт в 1979 году в г. Калининграде. Здесь представлены уникальные изделия из янтаря и копии изделий, хранящихся в Оружейной палате, Эрмитаже, в Екатерининском дворце в г. Пушкине (Царское Село), в Берлине, Гданьске, Стокгольме.

Янтарь образовался в процессе эволюции растительного покрова Земли. Поэтому неудивительно будет услышать такие названия, как сосновый, кипарисовый и другие генетические типы янтаря. Как предполагают учёные – резкое потепление на Земле вызвало повышенное смолоотделение янтареносных хвойных деревьев. Отвердевание живицы (смолы) происходило сотни лет, изменялись свойства, окраска, формировались месторождения. Форма и текстура янтаря зависит от условий выделения живицы из деревьев. Наиболее часто встречаются размеры янтаря от 1мм до размера гусиного яйца. Однако есть и уникальные размеры, массой более 1кг.

Читайте также:
Как покупать винтажные золотые Украшения

В музее Калининградского янтарного комбината хранятся образцы массой более 4 кг. В Львовской области были найдены куски, достигающие 6 кг. На основании различных физических и физико-химических свойств янтарь разделяют на виды. Например, балтийский янтарь разделён на шесть видов, среди которых наиболее часто встречаемый сукцинит, остальные редкие или даже очень редкие виды.

Разделяют янтарь и по степени прозрачности: прозрачный, полупрозрачный и непрозрачный. Конечно же, цвет янтаря различных видов отличается. Например, прибалтийский янтарь-сукцинит может быть золотистым, медово-жёлтым, оранжевым, красновато-коричневым, иногда даже почти чёрным, белым (костяной и пенистый).

Часто в янтаре встречаются включения различных насекомых, пёрышки птиц, газовые и газово-жидкие включения. Янтарь с включениями пузырьков воздуха и воды ценится невысоко.

Добавляя красители под особым режимом давления, можно получить различные по структуре и оттенкам продукты. Только небольшая часть добываемого янтаря, используется в ювелирных изделиях. Обычно это крупные находки. Остальная часть, которая составляет около 90% от добычи, идёт на прессование и химическую переработку. Прессованный янтарь, наряду с натуральным также используют в ювелирном производстве.

Встречаются имитации янтаря – бакелит, бернат и т.д. Янтарь отличается от них более низкой плотностью и голубой люминесценцией в ультрафиолетовых лучах.

Крупнейший в мире центр добычи и обработки янтаря – Калининградский янтарный комбинат. Мастера комбината создают неповторимые изделия, сочетая янтарь с серебром, золотом, слоновой костью, эмалью, деревом, драгоценными камнями. Для украшений используют разный янтарь – полированный и необработанный, правильной и причудливой формы.

Современные украшения с янтарём чаще выполняют в сочетании с серебром. Особенно роскошно смотрятся янтарные украшения летом и осенью. Он как раз подходит своими оттенками к багряным узорам, которые в это время полыхают в природе. Золотые тона янтаря хорошо смотрятся на фоне коричневых, зелёных, синих, оранжевых и серых тонах.

Янтарь прекрасно сочетается с леопардовым принтом, с изделиями из черепахового панциря и бакелита. Попробуйте такую комбинацию – бирюзовое шёлковое или атласное платье, янтарные серьги и браслет, золотая цепочка, светло-бежевые босоножки и бронзовая вечерняя сумочка.

О лечебных свойствах янтаря известно с древности. И это не удивительно. Смола содержит вкрапления различных минералов и их соединения. Эти свойства известны не только в народной медицине, но и в современной медицине, где янтарь активно используется при лечении различных заболеваний. Примеров множество. Приведём хотя бы несколько из них.

Янтарь помогает при головной боли, смягчает воздействие перепадов давления, магнитных бурь. Он благотворно влияет на кровь, лимфу, тканевую жидкость, помогает при варикозном расширении вен, болезнях суставов. Янтарь способствует торможению патологического деления клеток, а это в свою очередь приводит к отмиранию вредных клеток и рассасыванию опухолей.

Янтарь содержит йод, а потому янтарные бусы следует носить для профилактики и даже лечения заболеваний щитовидной железы, которые возникают при недостатке йода. В янтаре содержатся такие элементы как железо, кальций, магний, цинк, соли янтарной кислоты и т.д., активизирующие обмен веществ. Янтарная крошка используется для изготовления некоторых ценных препаратов.

Янтарь является источником творческих сил, приносит удачу, радость и покой. Носите янтарные украшения и будьте счастливы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *