Женская и мужская одежда Древнего Рима – мода и история

История костюма и мода в Древнем Риме

«Владыки мира – народ, одетый в тоги»
Вергилий «Энеида»

Древний Рим в качестве фундамента для собственной культуры избрал культуру завоеванной им Древней Греции. У греков римляне переняли религию, лишь переименовав богов. Так, Афродита стала Венерой, а Зевс – Юпитером. У греков римляне научились строить храмы с колоннами и делать скульптуры из мрамора.

Главным же отличием римлян от греков была воинственность. Римляне еще во времена Римской Республики славились своими воинами, а Римская Империя включала в себя как территории Северной Африки, так и британские острова.

Статуя императора Августа
Одежда – туника, сверху доспехи и тога

Что касается одежды, то в основе традиционной одежды римлян лежали греческий хитон, преобразившийся в тунику, и греческий плащ-гиматий, ставший римской тогой.

Основными тканями, из которых была изготовлена одежда древних римлян, являлись шерсть и лен, также римлянам был известнее шелк, который привозили из другой империи – китайской.

Кадр из кинофильма «Цезарь и Клеопатра» 1945 года
Цезарь одет в тунику (белого цвета) и тогу

Одежду римляне шили дома, каких-либо ремесленников, занимавшихся пошивом одежды, в Римской Империи почти не было. Так, император Август, живший в I веке до н.э., гордился тем, что его туники и тоги были пошиты сначала его матерью, а затем и женой.

Туника – одежда прямоугольного покроя
из тонкой шерсти или льна,
надевалась под тогу как нижняя одежда
или использовалась в качестве домашнего платья.

Все мужчины римской империи носили туники. Туника сшивалась на плечах и надевалась через голову. Существовали различные виды туник. К примеру, туника колобиум имела короткие рукава и обязательно подпоясывалась.

Туника таларис имела длинные узкие рукава и ее носили люди знатного происхождения. Туника далматика была более длинной с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Первые христиане, жившие в Римской Империи, часто носили именно данный вид туник.

Тога – верхняя одежда граждан Рима,
представляющая собой кусок белого шерстяного полотна
в три раза превышающего рост человека и
сложно драпирующегося вокруг тела.

Поверх туники носили плащи. Одним из которых была тога. Однако тогу могли носить лишь мужчины и при этом римляне по происхождению. Недаром сами римляне величали себя народом, одетым в тоги.

Тога – это плащ из большого куска шерстяной ткани (6 на 1,8 метров), прямоугольной, а чуть позже эллипсообразной формы. Тога оборачивалась вокруг фигуры и укладывалась складками. Надевать и драпировать тогу своему хозяину помогали рабы.

Цезарь упрекает Корнелия Цинну в предательстве.
Изображенные на картине одеты в туники и тоги

Большую роль в костюме римлян играл цвет. Цвета одежды могли быть самыми разными, но чаще всего одежда была однотонной. Цвету одежды в Риме придавалось и определенное значение. Так, пурпурный цвет считался цветом власти. Одежду пурпурного цвета могли носить лишь императоры и полководцы-триумфаторы (полководцы-триумфаторы, к примеру, носили тогу под названием пикте – пурпурная и расшитая золотом).

Полоски пурпурного цвета могли появляться на одежде сенаторов. Позже пурпурный цвет, как символ власти, сохраниться в мантиях европейских королей и облачении кардиналов католической церкви.

Ассоциация пурпурного цвета в одежде с властью, возможно, была связана и с дороговизной самой одежды, окрашенной в пурпур. Пурпурную краску смогли получить жители Финикии – народ, живший на побережье Средиземного моря. Они вылавливали и толкли в порошок определенных моллюсков, таким образом, получая пурпурную краску для ткани. Ткань такого цвета стоила очень дорого.

Помимо пурпура определенное значение было и у белого цвета. Белая одежда считалась одежой праздничной. Что же касается плащей, то кроме тоги, римляне также носили палудаментум, лацерну и пенулу.

Палудаментум – плащ императора и высшей знати, его набрасывали на спину и левое плечо, а на правом скалывали пряжкой. Также палудаментом могли носить в виде шарфа – обмотав несколько раз вокруг левой руки.

Лацерна – это плащ в виде прямоугольного куска ткани, закрывающего спину и оба плеча, и закрепленного застежкой спереди.

Пенула – кожаный или шерстяной плащ, в форме полукруга, к нему мог быть пришит капюшон. Такой плащ часто носили путешественники и пастухи.

Скульптура императрицы Ливии

Что касается женщин, то нижней одеждой римлянок также была туника, всегда длинная, в отличие от мужской. Поверх туники замужние женщины надевали столу – длинная одежда с рукавами или без них, подпоясанная под грудью поясом (завышенная линия талии). Снизу стола украшалась широкой плиссированной оборкой, а также каймой по воротнику и проймам. Столу не могли носить рабыни.

Плащ, который носили римлянки, назывался палла. Палла была похожа на греческий гиматий, драпировалась различными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. К слову, в отличие от гречанок римлянки на улицы городов вполне могли выходить с непокрытой головой. Плащ палла скреплялся на плечах застежками, которые назывались аграфы.

Статуя молящейся Ливии
Одета в плащ паллу

Были известны римлянкам и купальники – это были тонкие полоски ткани, которые завязывались на груди и на бедрах. Также римлянки носили строфии – прообраз современных бюстгальтеров. Строфии (кожаные полоски) надевали под туники и их целью было поддерживать грудь снизу.

Читайте также:
2 признака того, что вам показана ринопластика

Древнеримская мозаика
Купальный костюм

Впрочем, костюм древних римлян разделялся не только на женский и мужской. Он также делился на гражданский и военный. Римские солдаты-легионеры имели надежную броню.

выражение «надеть сагум» у римлян означало «начать войну»

Кадр из фильма Астерикс и Обеликс против Цезаря, 2000 год

Так, в эпоху Империи солдаты носили сагум – короткий плащ из шерстяной ткани. Обязательным элементом была броня. Военоначальники носили чешуйчатые панцири. На ноги крепились кожаные или же металлические поножи. Также, после войн с племенами галлов, римские солдаты начнут носить шерстяные штаны длиной ниже колен – в основном для защиты ног.

Обувь легионеров – калиги – сапоги, которые удерживались на ногах прочными ремешками. Не могли обходиться солдаты и без шлемов. Римляне носили как кожаные, так и металлические шлемы самой разнообразной формы. Шлемы центурионов (командиры воинских подразделений) украшались посеребренным гребнем, а также султаном из конского волоса и перьев. Шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.

Одежда древнего Рима

Содержание:

Древний Рим, Римская империя – один из интереснейших периодов античной истории, да и в целом истории, ведь именно Рим во многом повлиял на дальнейшее развитие общеевропейской культуры и цивилизации. Поэтому особенно интересно исследовать о том, какой была жизнь в древнем Риме, и в частности, какую одежды носили римские граждане. Этой интересной теме и посвящена наша статья.

Прежде всего, нужно заметить, что за несколько веков существования древнеримского общества менялась и стилистика римской одежды и ее величество мода. Ведь было бы наивно думать, что на протяжении нескольких веков римские модники пользовались одной и той же одеждой, мы ведь не носим платья наших бабушек, хотя, разумеется, какие-то элементы древнеримской одежды оставались неизменными на протяжении веков. Изначально на крой и стилистику римской одежды оказала влияние мода древней Греции, но позднее римская одежда значительно трансформировалась и приобрела иной облик. На эту трансформацию повлияли и военизированный характер римского государства, и тесное соприкосновение с другими народами, к примеру, теми же кельтами.

Одежда римлян в древнем Риме изготавливалась из овечьей шерсти, льна, шелка, который привозили по шелковому пути из далекого Китая. Благодаря этим материалам для одежды создавались туники и тоги, напоминающие греческие, драпированные, с множеством складок. Позднее большую популярность приобрели плотные ткани, изменявшие силуэт и крой одежды. Менялись и цвета одежды, часто принято изображать римлян в туниках и тогах белого цвета, и он был действительно популярный в ранний период римской истории, но со временем в повседневной жизни римлян все больше стали преобладать яркие и сочные цвета. Белый цвет же стал торжественным, и облачались в него лишь по праздникам.

Интересный факт: в поздний римский период большой популярностью стала пользоваться одежда с разнообразными вышивками со сложными геометрическими узорами, правда позволить такую одежду могли лишь состоятельные люди.

Верхняя одежда

Именно верхняя одежда в ту далекую эпоху много могла рассказать о своем владельце, о его социальном статусе и этнической принадлежности. Повседневной верхней одеждой римских мужчин была тога из овечьей шерсти, но носить ее имели право лишь граждане Рима. Тога пурпурного цвета символизировала победу, тога серого или черного цвета была знаком траура. Особые тоги существовали для священнослужителей, кандидатов на государственные должности и для несовершеннолетних юношей.

Что же представляет собой римская тога. Это кусок материи полукруглой формы, которая оборачивается вокруг тела через левое плечо. Для ежедневного ношения тога была не совсем удобной, поэтому со временем ее стали одевать лишь для разных торжественных событий (допускаем, что для некоторых римских мужчин тога была столь же нелюбимой как костюм с галстуком для некоторых мужчин современных).

В повседневной жизни римские мужчины вместо тоги с большей охотой носили теплый плащ из плотной ткани, который одевался через голову, этот плащ называли пенулой. Любопытно, что часто пенула обладала и капюшоном, которым в случае непогоды можно было прикрыть голову. В частности это была любимая одежда у римских солдат.

Интересный факт: у соседей-кельтов римские мужчины приобрели обычай носить штаны, в которых (в отличие от туник и тог) было удобно ездить на коне, да и вообще было удобно (как видим, штаны в качестве элемента одежды не утратили своей популярности и по сегодняшний день). Хотя штаны не сразу вошли в обиход в римском обществе, так как считались варварской одеждой, поначалу их носили лишь римские легионеры, оценившие большое их удобство.

Что же касается римских женщин, то они в качестве верхней одежды носили плащ палла, который спускался до самых лодыжек. Причем спускалась, как свободно, так и закреплялась поясом на талии.

Мужская одежда

Одежда мужчин в древнем Риме состояла из туник различных покроев. Туники эти сильно напоминали греческие, изготавливались они изо льна либо шерсти. По длине они доходили до колен. Одевались туники через голову и своим видом представляли просторные рубахи, которые подпоясывались на талии.

Облик и цвет туники зависел от социального положения владельца. У крестьян, простолюдинов они были простые, черного или коричневого цвета. В то время как знатные римские патриции облачались в туники белого цвета, которые дополнительно украшали вышивками, драгоценными застежками, инкрустировали драгоценными камнями. По виду туники можно было сказать, кто стоит перед тобой, полководец или сенатор, рядовой солдат или жрец.

Читайте также:
Как выбрать цвет губной помады для дневного и вечернего макияжа

Также мужские туники делались без рукавов, которые считались признаком изнеженности. А некоторые римские юноши, желая шокировать публику своими эпатажными выходками порой появлялись на улице в женском варианте туники с рукавами.

Женская одежда

Сперва ежедневной женской одеждой римлянок была более длинная женская туника с рукавами. Затем ей на замену пришла более широкая туника с множеством складок и короткими рукавами. Доходила такая туника до ступней, на талии же она скреплялась поясом. К слову вполне возможно что такой привычные в наше время женский халат появился тоже благодаря римской тунике.

Основу женской одежды римлянок составляли изящные драпировки, спускавшиеся вниз. Одежда женщин в древнем Риме имела разнообразную цветовую гамму, которая отличалась яркостью и насыщенностью. К примеру, одежда римской невесты представляла собой длинную тунику ярко-красного цвета, на голову дополнительно одевалось оранжевое покрывало. В повседневной жизни женщины носили туники золотистых, голубых, зеленых и серых цветов.

В качестве нижнего белья использовалась нижняя туника с набедренной повязкой, на нее уже одевалась верхняя туника, а затем плащ палла.

Обувь

Главной обувью римлян были сандалии и башмаки из мягкой кожи. Порой они украшались вышивкой и металлическими деталями.

Какой была одежда в древнем Риме, что носили римские мужчины и женщины. Ответы на эти вопросы читайте в нашей статье.

Древний Рим: одежда для мира и одежда для войны

Культура одежды. Мы продолжаем цикл статей про одежду древних цивилизаций. Сегодня мы «отправимся» в Древний Рим и посмотрим, как с ней обстояло дело там. А начнем с того, что подумаем о том, чем Риму обязан наш современный мир? Римским правом? Да, безусловно! Всеми европейскими языками, основанными на испорченной варварами латыни? Разумеется! Плюс ко всему основой основ – христианской верой! Достижениями военного дела: то есть массовым распространением кольчуг, пластинчатых панцирей, конских доспехов, метательных машин и первой военной униформы! То есть римляне дали европейской цивилизации очень много — по сути, все. Но сама римская культура во многом вышла из культуры этрусков. Во всяком случае, одежда этрусков, цивилизация которых достигла своей вершины уже в IV в. до н.э., является базовой для римского костюма наряду с заимствованиями у греков. Так, у них была популярна отделка коротких плащей — тебенна с каймой контрастных цветов, и римляне тоже стали использовать кайму на одежде. Этруски носили мягкую кожаную обувь с длинными носами. И такую же носили и римляне, правда, «носы» они укоротили. Но был в римской моде и собственный, чисто римский элемент одежды, которым римляне гордились и тщательно оберегали от иноземных влияний. Римская тога — вот основной тип национальной одежды Древнего Рима, который развивался независимо от влияния соседних стран и широко распространяется ко II в. до н.э. Выражение «римляне — народ, носящий тоги» как раз и свидетельствует об уникальности этого вида одежды. Величественная тога сохраняется в Римской империи как парадный гражданский костюм, несмотря на сильнейшее влияние греческой культуры, костюм которой был и удобнее, и легче для повседневного использования. Причем римские туника и тога имеют много общих черт с греческими хитоном и гиматием, но отличаются конструктивными и художественными решениями.

Защищая свою национальную одежду от культурного воздействия моды соседних стран, они одновременно боролись с роскошью в одежде, поскольку римским идеалом являлся образ сурового и мужественного воина с характерной строгостью, простотой и умением приспосабливаться к любым условиям. Примером такой защиты может служить закон об одежде 215 г. до н.э. римского трибуна Гая Оппия, который был направлен против чрезмерной роскоши женских нарядов и даже соблюдается в течение 20 лет. Но женщины есть женщины, и в 195 г. под напором массовых демонстраций римских женщин-феминисток (а были в Риме и такие!) этот закон был отменен, и римлянки смогли вернуться к своему безудержному мотовству.

Мода всегда сильно зависит от ткани и ширины ткацкого станка. Последние у римлян позволяли ткать широкие ткани, поэтому и одежда у римлян долгое время была драпированной, позволявшей подчеркивать естественными линии тела и подчеркивать его красоту. Ткани в период Республики использовались шерстяные и льняные. В эпоху империи появилось много привозных тканей, вплоть до китайского шелка. Одежды стали более закрытыми, с роскошной отделкой, а использование парчи позволило сделать их складки крупнее, а расцветки живописнее, что впоследствии стало характерно и для восточно-римских, византийских одежд.

Нужно подчеркнуть, что тога была верхней одеждой римского мужчины, а вот в качестве одежды «под низом» использовалась туника, которых в Риме было великое множество. Обратимся к энциклопедии Брокгауза и Ефрона за 1891 год. И вот что мы из нее узнаем. Из отдельных видов туники были известны:

Разновидностью туники была рубашка стола, доходившая до ступней и коллобий – домашняя просторная одежда, подпоясывавшаяся на бедрах. Туника с узкими длинными рукавами (а римляне умели их кроить и вшивать) называлась таларис. Туники являлись своего паспортом, так как на них в качестве украшения наносились полосы — клавусы, и они были разными у разных сословий. У сенаторов такая полоса обычно была пурпурного цвета и широкая, а у всадников — узкая.

Читайте также:
Оливер Кресп, коллекция ароматов парфюмера

Что до римской тоги, обматывавшейся вокруг тела поверх туники, то это был кусок ткани огромных размеров — около 6×2 м, выкроенный по форме эллипса. Драпировка тоги давала представление об основных качествах человека: его образовании, культуре и общественном положении. Искусство ношения тоги изучалось римлянами наравне с ораторским искусством, настолько оно было «красноречивым»! Существовал даже специальный закон римского права, который устанавливал штрафы за нарушение складок тоги.

Драпировка тоги очень сложна и требует подготовительных мероприятий, в том числе с помощью специальных манекенов. Ткань предварительно пропитывали фиксирующим составом и оставляли на ночь в специальных фиксаторах. В нижний край тоги вшивали свинцовые грузики, чтобы они не болтались, но зато одетый в белоснежную тогу с пурпурной каймой (императорская тога была целиком пурпурной!) римский патриций производил на полуодетого раба или бедняка-плебея просто потрясающее впечатление.

В период империи в римском костюме появляются «варварские» элементы, прежде всего штаны «брака» (которые давно уже носили персы) и галльский плащ сагум, которые становятся одеждой легионеров.

Интересно, что именно в Риме возникают и первые элементы военной униформы. Это характерная унифицированная раскраска щитов, практиковавшаяся как в республиканской армии, так и в имперской. И одежда, вернее, ее цвета. Так, рядовые легионеры носили тунику из неотбеленного полотна или шерсти, «морская пехота» (легионеры, служившие на кораблях) имела туники небесно-голубого цвета, а вот центурионы и преторианская гвардия императоров носила туники ярко-красные, заметные издалека. Так что узнать начальника в толпе сражающихся можно было просто по цвету их туник, не говоря уже об украшенных доспехах и характерных только для центурионов поперечных гребнях на шлемах.

С принятием христианства возрастает роль накладных одежд, таких как далматика – туника с длинными рукавами, закрывающая тело от шеи до ступней. Но вера верой, а украшать те же далматики никто не запрещает, и их расшивают пестрыми орнаментами.

В Риме также имело место строгое разделение одежды на мужскую и женскую, однако именно римляне прославились изобретением женского нижнего белья, которого ни египтянки, ни гречанки в полном, так сказать, комплекте «верх и низ», не носили. Поскольку идеалом считалась маленькая грудь, применялись специальные тугие повязки — фаскии, кроме того, использовались повязки из мягкой кожи — мамилларе (их надевали на голое тело, в том числе гимнастки и акробатки) и строфиум, который надевался поверх нижней туники, но под верхнюю. Поверх туник римские женщины носили греческий плащ паллу с застежкой на плече, он же служил им головным убором, поскольку край его можно было накинуть на голову. Цвета паллы были самые разнообразные: пурпурный, лиловый, розовый, голубой, желтый, охряной…

Обувь была очень простой. Красная кожаная обувь знати называлась муллеус и представляла собой сандалии из сплетенных ремешков, иногда с задником, но обычно открытыми пальцами. Соцци, мягкие кожаные тапочки, носили обычно дома. Калигэ («башмаки») являлись обувью легионеров и представляли собой толстые кожаные подошвы, подбитые гвоздями, крепившиеся на ноге опять же при помощи множества кожаных ремешков, шедших до щиколотки, а то и до колен. Император Гай Калигула как раз и получил свое прозвище Башмачок из-за того, что уже в детском возрасте носил солдатские сандалии.

Лицо мужчины в Риме брили, во всяком случае в эпоху Республики. Брили лицо, судя по скульптурам, и Юлий Цезарь, и Октавиан Август, и Флавий Веспасиан, и Марк Траян. А вот император Адриан носил небольшую бородку с усами, и это он ввел в империи моду на бороды и усы.

В моде всегда были светлые золотистые волосы, подобные волосам у германцев, а также волосы металлического цвета. Для осветления волос использовались самые разные способы, от применения золы, смешанной с козьим молоком, и до осветления их на солнце.

Использовались также свинцовые гребни, так что римлянин или римлянка, причесываясь, еще одновременно волосы красили. Ну и, конечно, в ходы были украшения. Перстни, кольца, диадемы, геммы и камеи, серьги и всевозможные браслеты. Ах, чего только древние римляне тогда не носили! Особенно в последние века империи, когда все представления о суровом быте римляне отринули и всецело предались праздной роскоши и томной неге!

Древний Рим: одежда для мира и одежда для войны

Культура одежды. Мы продолжаем цикл статей про одежду древних цивилизаций. Сегодня мы «отправимся» в Древний Рим и посмотрим, как с ней обстояло дело там. А начнем с того, что подумаем о том, чем Риму обязан наш современный мир? Римским правом? Да, безусловно! Всеми европейскими языками, основанными на испорченной варварами латыни? Разумеется! Плюс ко всему основой основ – христианской верой! Достижениями военного дела: то есть массовым распространением кольчуг, пластинчатых панцирей, конских доспехов, метательных машин и первой военной униформы! То есть римляне дали европейской цивилизации очень много — по сути, все. Но сама римская культура во многом вышла из культуры этрусков. Во всяком случае, одежда этрусков, цивилизация которых достигла своей вершины уже в IV в. до н.э., является базовой для римского костюма наряду с заимствованиями у греков. Так, у них была популярна отделка коротких плащей — тебенна с каймой контрастных цветов, и римляне тоже стали использовать кайму на одежде.

Читайте также:
Духи Amouage – ароматы востока и селективная парфюмерия

Этруски носили мягкую кожаную обувь с длинными носами. И такую же носили и римляне, правда, «носы» они укоротили. Но был в римской моде и собственный, чисто римский элемент одежды, которым римляне гордились и тщательно оберегали от иноземных влияний. Римская тога — вот основной тип национальной одежды Древнего Рима, который развивался независимо от влияния соседних стран и широко распространяется ко II в. до н.э. Выражение «римляне — народ, носящий тоги» как раз и свидетельствует об уникальности этого вида одежды. Величественная тога сохраняется в Римской империи как парадный гражданский костюм, несмотря на сильнейшее влияние греческой культуры, костюм которой был и удобнее, и легче для повседневного использования. Причем римские туника и тога имеют много общих черт с греческими хитоном и гиматием, но отличаются конструктивными и художественными решениями.

Защищая свою национальную одежду от культурного воздействия моды соседних стран, они одновременно боролись с роскошью в одежде, поскольку римским идеалом являлся образ сурового и мужественного воина с характерной строгостью, простотой и умением приспосабливаться к любым условиям. Примером такой защиты может служить закон об одежде 215 г. до н.э. римского трибуна Гая Оппия, который был направлен против чрезмерной роскоши женских нарядов и даже соблюдается в течение 20 лет. Но женщины есть женщины, и в 195 г. под напором массовых демонстраций римских женщин-феминисток (а были в Риме и такие!) этот закон был отменен, и римлянки смогли вернуться к своему безудержному мотовству.

Мода всегда сильно зависит от ткани и ширины ткацкого станка. Последние у римлян позволяли ткать широкие ткани, поэтому и одежда у римлян долгое время была драпированной, позволявшей подчеркивать естественными линии тела и подчеркивать его красоту. Ткани в период Республики использовались шерстяные и льняные. В эпоху империи появилось много привозных тканей, вплоть до китайского шелка. Одежды стали более закрытыми, с роскошной отделкой, а использование парчи позволило сделать их складки крупнее, а расцветки живописнее, что впоследствии стало характерно и для восточно-римских, византийских одежд.

Нужно подчеркнуть, что тога была верхней одеждой римского мужчины, а вот в качестве одежды «под низом» использовалась туника, которых в Риме было великое множество. Обратимся к энциклопедии Брокгауза и Ефрона за 1891 год. И вот что мы из нее узнаем. Из отдельных видов туники были известны:

Разновидностью туники была рубашка стола, доходившая до ступней и коллобий – домашняя просторная одежда, подпоясывавшаяся на бедрах. Туника с узкими длинными рукавами (а римляне умели их кроить и вшивать) называлась таларис. Туники являлись своего паспортом, так как на них в качестве украшения наносились полосы — клавусы, и они были разными у разных сословий. У сенаторов такая полоса обычно была пурпурного цвета и широкая, а у всадников — узкая.

Что до римской тоги, обматывавшейся вокруг тела поверх туники, то это был кусок ткани огромных размеров — около 6×2 м, выкроенный по форме эллипса. Драпировка тоги давала представление об основных качествах человека: его образовании, культуре и общественном положении. Искусство ношения тоги изучалось римлянами наравне с ораторским искусством, настолько оно было «красноречивым»! Существовал даже специальный закон римского права, который устанавливал штрафы за нарушение складок тоги.

Драпировка тоги очень сложна и требует подготовительных мероприятий, в том числе с помощью специальных манекенов. Ткань предварительно пропитывали фиксирующим составом и оставляли на ночь в специальных фиксаторах. В нижний край тоги вшивали свинцовые грузики, чтобы они не болтались, но зато одетый в белоснежную тогу с пурпурной каймой (императорская тога была целиком пурпурной!) римский патриций производил на полуодетого раба или бедняка-плебея просто потрясающее впечатление.

В период империи в римском костюме появляются «варварские» элементы, прежде всего штаны «брака» (которые давно уже носили персы) и галльский плащ сагум, которые становятся одеждой легионеров.

Интересно, что именно в Риме возникают и первые элементы военной униформы. Это характерная унифицированная раскраска щитов, практиковавшаяся как в республиканской армии, так и в имперской. И одежда, вернее, ее цвета. Так, рядовые легионеры носили тунику из неотбеленного полотна или шерсти, «морская пехота» (легионеры, служившие на кораблях) имела туники небесно-голубого цвета, а вот центурионы и преторианская гвардия императоров носила туники ярко-красные, заметные издалека. Так что узнать начальника в толпе сражающихся можно было просто по цвету их туник, не говоря уже об украшенных доспехах и характерных только для центурионов поперечных гребнях на шлемах.

С принятием христианства возрастает роль накладных одежд, таких как далматика – туника с длинными рукавами, закрывающая тело от шеи до ступней. Но вера верой, а украшать те же далматики никто не запрещает, и их расшивают пестрыми орнаментами.

В Риме также имело место строгое разделение одежды на мужскую и женскую, однако именно римляне прославились изобретением женского нижнего белья, которого ни египтянки, ни гречанки в полном, так сказать, комплекте «верх и низ», не носили. Поскольку идеалом считалась маленькая грудь, применялись специальные тугие повязки — фаскии, кроме того, использовались повязки из мягкой кожи — мамилларе (их надевали на голое тело, в том числе гимнастки и акробатки) и строфиум, который надевался поверх нижней туники, но под верхнюю. Поверх туник римские женщины носили греческий плащ паллу с застежкой на плече, он же служил им головным убором, поскольку край его можно было накинуть на голову. Цвета паллы были самые разнообразные: пурпурный, лиловый, розовый, голубой, желтый, охряной…

Читайте также:
Пуховики - что нужно знать о наполнителях и материалах

Обувь была очень простой. Красная кожаная обувь знати называлась муллеус и представляла собой сандалии из сплетенных ремешков, иногда с задником, но обычно открытыми пальцами. Соцци, мягкие кожаные тапочки, носили обычно дома. Калигэ («башмаки») являлись обувью легионеров и представляли собой толстые кожаные подошвы, подбитые гвоздями, крепившиеся на ноге опять же при помощи множества кожаных ремешков, шедших до щиколотки, а то и до колен. Император Гай Калигула как раз и получил свое прозвище Башмачок из-за того, что уже в детском возрасте носил солдатские сандалии.

Лицо мужчины в Риме брили, во всяком случае в эпоху Республики. Брили лицо, судя по скульптурам, и Юлий Цезарь, и Октавиан Август, и Флавий Веспасиан, и Марк Траян. А вот император Адриан носил небольшую бородку с усами, и это он ввел в империи моду на бороды и усы.

В моде всегда были светлые золотистые волосы, подобные волосам у германцев, а также волосы металлического цвета. Для осветления волос использовались самые разные способы, от применения золы, смешанной с козьим молоком, и до осветления их на солнце.

Использовались также свинцовые гребни, так что римлянин или римлянка, причесываясь, еще одновременно волосы красили. Ну и, конечно, в ходы были украшения. Перстни, кольца, диадемы, геммы и камеи, серьги и всевозможные браслеты. Ах, чего только древние римляне тогда не носили! Особенно в последние века империи, когда все представления о суровом быте римляне отринули и всецело предались праздной роскоши и томной неге!

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

В какую одежду древние римляне одевались и в чем ее особенности

Древний Рим, обитель властных правителей и отважных военачальников. Все богатство древнеримской культуры не могло не отразиться в одежде этого народа. Выделяют два основных этапа развития римского костюма: республиканский и императорский. Одежда древних римлян республиканского этапа характеризуется строгостью и функциональностью, а императорского, напротив, делает упор на отношение владельца одежды к тому или иному классу. Императорский этап представлял собой большее разнообразие и пышность одеяний.

  1. Виды одежды
  2. Мужской
  3. Женский
  4. Ткани
  5. Цвета
  6. Орнамент
  7. Нижнее белье
  8. Головные уборы
  9. Обувь
  10. Видео
  11. Фото

Виды одежды

Костюм древних римлян не отличался большим разнообразием. Основные предметы одежды были одинаковы даже между слоями населения. И бедняк, и богач носили практически одно и тоже. Основное различие заключалось в материалах и дополнительных украшениях. Одежда мужчин и женщин также была похожа, однако имелось несколько отличительных особенностей.

Мужской

Первым и главным предметом одежды древнего римлянина являлась туника. В те времена она считалась нижней одеждой, поверх которой надевалась основная. Туника представляет собой предмет, надевающийся через голову.

Было три основных типа этого одеяния:

  • Колобиум;
  • Таларис;
  • Далматика.

Туника колобиум отличалась короткими рукавами и поясом в комплекте. Таларис, наоборот, была с длинными рукавами. Этот вид туники носился людьми высокого положения. Далматика считается одеждой первых римских христиан. Она представляет собой тунику с длинными широкими рукавами, в разложенном виде напоминающую крест.

Какая еще была одежда у древних римлян мужчин?

  1. Тога – она являлась главным представителем верхней одежды. Это крупная длинная накидка, надеваемая поверх туники. Размер этого предмета одежды был по-настоящему внушительным: примерно 6 м материала на 1,8 м. Тога представляла собой одеяние, олицетворяющее народное достоинство римлян. Себя они зачастую называли «народом, одетым в тоги». Носить тогу могли лишь истинные римляне, которые чисты перед законом. Иноземцы, рабы и преступники не имели права ее носить;
  2. Полудаментум – этот вид плаща могли носить только императоры и знатные люди. Он накидывался на спину и крепился специальной пряжкой на правом плече;
  3. Лацерна – плащ, покрывающий спину и плечи. Его надевали на торжественные мероприятия. Крепился он спереди посередине. Лацерна изготовлялась из дорогих и красивых материалов и была доступна лишь высшей знати;
  4. Пенула – считался плащом низшего класса. Был изготовлен из шерсти или кожи, очень часто дополненный капюшоном. Пользовались пенулой преимущественно путешественники и пастухи. Для знати была предусмотрена пенула из более дорогостоящих материалов.

Начиная с 3 века нашей эры в обиход римлян вошли штаны. Большой популярностью они не пользовались и носились только солдатами.

Одеяние военных обладало некоторыми специфическими чертами. Солдаты носили короткие шерстяные плащи, которые называли сагум. Обязательным элементом военного костюма являлась броня. Специальные защитные панцири состояли из двух частей — передней и задней — соединенных ремнями и застежками. Иногда руки также защищались специальными приспособлениями из металла или кожи. На ногах солдаты носили металлические поножи, закрепляемые ремнями.

Обувью легионеров являлись калиги – защищенные сапоги. Для защиты головы солдаты носили металлические или кожаные шлемы. В зависимости от положения воина и его звания, они украшались резьбой, а также перьями и конскими волосами.

Читайте также:
Коллекция одежды 2021 от начинающих российских дизайнеров

Полудаментум Лацерна Тога Пенула

Женский

Женская одежда Древнего Рима была похожа на мужскую. Под основную одежду женщины надевали туники. Встречались как безрукавные, так и одеяния с рукавами. Представительницы знати сверху надевали столу. Это очень похожая на тунику одежда, однако, отличающаяся различными украшениями и оборками. Стола являлась неотъемлемым предметом одежды женщин, которые были замужем. Появление в публичных местах без столы считалось дурным тоном.

Еще одним предметом верхней одежды являлся женский плащ – палла. На теле он закреплялся с помощью застежек в плечах, которые также называли аграфами. Некоторые разновидности этого плаща предусматривали покрытие головы.

Ткани

Для изготовления одежды римляне чаще всего использовали шерстяные ткани. Однако некоторые предметы могли быть сделаны и из кожи. Весьма распространенным материалом являлся также лен. Знатные персоны могли позволить себе и легкие шелковые одеяния. Знаменитый Косский шелк вызвал бурю эмоций у римлян. Кто-то порицал ношение одежды из этого материала, так как она казалась чересчур открытой. Кто-то, напротив, не жалел никаких денег на этот товар. Однако, как только в Империю был завезен китайский шелк, то он сразу же обошел всех конкурентов. Несмотря на свою дороговизну, этот материал был очень востребован. Долгое время из-за нехватки чистого шелка были распространены «полушелковые» материалы. Они получались при вплетении в шелк нитей льна или шерсти. Лишь к 3 веку нашей эры римлянам открылся практически неограниченный доступ к чистому шелку. Именно из него стали шить одежду для знатных и влиятельных лиц.

Цвета

Древнеримский стиль одежды предусматривал использование ярких цветов: красного, сиреневого, желтого. Цвету одежды присваивался особенный смысл. В частности, красный, будучи олицетворением власти, сопутствовал всем императорам и правителям. Также красные одеяния носили полководцы-триумфаторы. Ассоциирование красного цвета с властью не случайно. В то время окрашивание ткани в пурпурный цвет было процессом трудоемким и непростым. Соответственно и гардероб подобных цветов становился весьма недешевым. Белый цвет относился к праздничным, и белая одежда надевалась лишь в редких случаях.

Орнамент

Одежда Империи, в особенности у знати, зачастую украшалась различным орнаментом. Преимущественно изображались листья растений, таких как дуб, лавр или акант. Также излюбленными элементами являлись колосья, фигуры людей и животных, черепа и различная мифология. Нередко можно было заметить на одежде изображение военных трофеев и ваз.

Наряду с эстетическими функциями, орнаментика несла и определенный смысл. Одеяния древности скрывали информацию о божествах и духах, которых почитал владелец вещи. И если поначалу самобытность римской символики была ярко выражена, то впоследствии усилилось влияние востока.

Нижнее белье

Нижним бельем древних римлян считалась туника. Она обязательно надевалась как мужчинами, так и женщинами под основную одежду. В случае холодов, очень часто надевалось две или более туник одна на другую. Женщины под туникой могли носить строфии – прообраз бюстгальтеров. Они представляли собой кожаные полоски, целью которых было поддержание груди снизу. Известны римлянкам были и купальные костюмы. В те времена они представляли собой полоски ткани, повязываемые в районе груди и бедер.

Головные уборы

Несмотря на то, что римляне очень многое переняли у греков, привычка покрывать голову не прижилась. Головные уборы считались специфическим атрибутом жрецов и судей. От непогоды спасал капюшон или верхняя часть тоги, которую набрасывали на голову. Если же головные уборы и надевались, то они представляли собой шляпы, похожие на греческие. Крестьяне могли ходить в шляпах из соломы или кожи. Женщины покрывали голову повязками, сетками или круглыми шапками. Представительницы знати могли прикрепить к головному убору вуаль, ниспадающую на плечи. Эти головные уборы также взяты из греческой культуры.

Обувь

В бытовой обстановке римляне предпочитали легкую обувь – солеа. Это были сандалии, привязываемые к ноге специальными ремешками. Для публичных выходов солеа определенно не подходили. В силу этого распространение получила и другая обувь: сапоги, башмаки.

Выходя в свет, римлянин надевал полусапоги из кожи, которые назывались кальцеус. Эта обувь закрывала ногу владельца целиком. Цвет обуви тоже имел значение. Император мог носить кальцеус из кожи красного цвета, а сенатор – черного. Обувь украшалась различными бляшками и брошками. Низшие слои населения довольствовались деревянными башмаками, или обувью из грубой кожи. Женская обувь изготовлялась из мягкой кожи различных цветов. Знатные женщины ходили в светлой обуви, обрамленной жемчугом или камнями.

В одежде древних римлян очень четко прослеживается влияние греческой культуры. Многое было позаимствовано практически без изменений, однако и собственная самобытность присутствует. На то, какой была одежда древних римлян, повлияла сильная военная составляющая жизни этого народа. Вклад в культуру внесли не только завоеванные территории, но и соседние империи.

Видео

Женская и мужская одежда Древнего Рима – мода и история

Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. Первоначально это был город-государство, занимавший лишь небольшую часть Апеннинского полуострова (территорию современного Рима), надалеко от устья реки Тибр. Предки древних римлян — латины, обитавшие в Лации, расположенной в районе Тибра, отличались мужеством, выносливостью и суровостью.
Вся история римского народа, все этапы ее развития отразились и в одежде древних римлян. В далеком прошлом римляне отличались простотой нравов, и их простая одежда служила им лишь для защиты от жары или холода. Ее делали из шкур и шерсти животных, позже — из льна. Мужчины и женщины носили рубашки и плащи, обувались в сандалии и башмаки с ремешками.
В истории Римского государства выделяются два периода: республиканский и императорский. Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированным, но эстетическим идеалом древних римлян было не прекрасное человеческое тело, а суровые мужественные воины и величественные женщины. Поэтому сложный римский костюм, который первоначально изготовлялся из шерсти, а позже и из льняного полотна, придавал фигуре статичность, величественность, некую театральность. В императорский период одежды становятся богаче и пышнее. Появляются привозные шелковые ткани.
В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии и других стран. Рим стал огромной мировой державой, которая вела бесконечные войны и обширную торговлю. Награбленное богатство, множество рабов, выполнявших всю работу, вели к роскоши даже в обыденной жизни. Все это отразилось и в характере древнеримского костюма.
Римляне одевались в одежды ярких цветов: красные, пурпурные, фиолетовые, желтые, коричневые. Костюм белого цвета считался парадным, его надевали для торжественных выходов.
Изготовлением одежды у римлян занимались женщины. До времен империи римляне носили одежду домашнего изготовления. Даже император Август (I в. до н.э.) гордился тем, что его туника и тога были сделаны руками матери и жены. В отличие от греков, которые свои одежды ткали цельными на станке, римские одежды сшивались.

Читайте также:
Эффективные ингредиенты антицеллюлитных средств
Мужской костюм в Древнем Риме

Основой римского костюма являлась «туника», которая считалась нижней, домашней одеждой. Появляться в ней на улице без верхней одежды было неприличным для римского гражданина. Туника имела много общего с греческим хитоном, но, в отличие от него, была накладной одеждой: на плечах она сшивалась и надевалась через голову. Длина туники могла быть разной, но в основном она доходила до середины икр. Существовало несколько видов туник: «колобиум», «таларис» и «далматика». У колобиума были короткие рукава, и он подпоясывался. Таларис носила знать, у этой туники были длинные узкие рукава. Далматика была более длинной, с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Поэтому далматику носили римляне-христиане.
Туники представителей различных общественных слоев зависели от их знатности и богатства. Пурпурный цвет в Древнем Риме был символом власти. Лица, занимавшие высокие общественные должности, носили туники с нашитыми пурпурными полосами. Так, на тунике сенатора была нашита широкая вертикальная пурпурная полоса («клавус»), на тунике всадников — две узкие пурпурные полосы. Полководцы-триумфаторы носили туники пурпурного цвета, расшитые золотыми пальмовыми ветвями.
Иногда (особенно в холодное время года) римляне надевали сразу несколько туник. Известно, что император Август носил одновременно четыре туники.
Самой главной верхней одеждой древних римлян служила «тога» — плащ из большого прямоугольного или эллипсообразного куска шерстяной ткани. Размер тоги был приблизительно 6 метров на 1 метр 80 сантиметров, и обычно рабы драпировали в нее своего хозяина. Для римлян тога была их отличительным признаком, и они называли себя «gens togata» — «одетые в тогу». Тога являлась символом гражданского достоинства римлянина. Если он совершал преступление, то по закону лишался права носить эту одежду. Рабы, чужеземцы и ссыльные также не имели права носить тогу. Полководец-триумфатор появлялся в затканной золотом пурпурной тоге — пикте. Позже ее заменил пурпурный плащ — «палудаментум», родоначальник мантий европейских королей.
Существовали и другие виды плащей. Римские императоры и высшая знать носили «палудаментум», который накидывался на спину и левое плечо, а на правом скалывался пряжкой. Его можно было также носить, несколько раз обмотав в виде шарфа вокруг левой руки.
Парадным плащом была также «лацерна» — прямоугольный кусок ткани, который закрывал спину и оба плеча и скалывался впереди. Лацерну делали из очень дорогой, затканной золотом и серебром ткани, и доходила она до колен.
Бедняки носили «пенулу» — шерстяной или кожаный плащ в виде полукруга, часто с пришитым капюшоном. Пенула была одеждой пастухов и путешественников. Ее часто делали из плотной шерстяной ткани с «начёсом». Римские щеголи носили пенулу из драгоценных тканей.
Штаны в обиход римлян вошли с III в. н.э. — эта деталь костюма была также заимствована ими от варваров (до войны с галлами они не носили их). Но постоянно носили их только солдаты.

Женский костюм в Древнем Риме

Женский костюм древних римлянок во многом схож с мужским. Он должен был придавать монументальность и величественность фигуре римской матроны, подчеркивать неторопливую плавную походку. Изготовляли его вначале из шерстяных тканей, а позже, в период империи, — из легких шелковых разноцветных тканей — иногда полупрозрачных, затканных золотом и серебром, которые со II в. до н.э. стали во множестве привозиться из других стран.
Римские женщины отличались особой страстью к богатым нарядам и украшениям. Чтобы ограничить эту страсть к щегольству, в Риме даже был издан строгий закон, запрещавший излишнюю роскошь. Впрочем, это ни к чему не привело: после войн с Малой Азией в Рим стало поступать еще больше восточных товаров и драгоценностей, и стремление к роскоши только усилилось. Если в более ранние времена римские матроны одевались в белую одежду, украшенную всего лишь узкой пурпурной каймой, то позже они стали шить одежды из разноцветных, клетчатых или ярких однотонных (лиловых, пурпурных, зеленых, желтых, красных) тканей. И несмотря ни на какие запреты, римлянки одевались в полупрозрачные, золотые и драгоценные пурпуровые ткани.
Длинную и довольно широкую тунику римлянки носили в качестве нижней или домашней одежды. Обычно она была шерстяной и подпоясывалась. Туники изготовляли как без рукавов, так и с длинными рукавами; рукава могли также быть разрезными, с застежками по всей длине руки.
Знатные женщины надевали поверх туники «столу» — верхнюю одежду, похожую на тунику. Она была длинной, с рукавами или без них и подпоясывалась под грудью красивым поясом. Внизу пришивалась широкая плиссированная оборка («инсиста»), расшитая золотыми блестками и жемчугом или украшенная пурпурной оторочкой. Широкой каймой украшались также воротник и проймы. На тунику без рукавов надевалась стола с рукавами (и наоборот). Стола считалась одеждой замужних женщин. Ее обязательно надевали, появляясь в общественных местах. Рабыням носить столу запрещалось.
Верхней одеждой также служил плащ — «палла», похожий на греческий гиматий. Его драпировали разными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Палла скреплялась на плечах застежками («аграфами»).
Древние римлянки придавали фигуре стройность, стягивая под туникой куском плотной ткани или тонкой кожи талию и поддерживая ею грудь (что предвосхитило будущие женские корсеты).

Читайте также:
Усталость у женщин – что делать?

Костюм римских воинов

Завоевательные походы Рима привели к тому, что одежда воинов стала более удобной и не мешала при их передвижении.
В ранний период Римской республики воины носили короткую шерстяную тунику без рукавов, а поверх нее надевали «лорик» — кожаный панцирь, покрытый металлическими пластинками. Верхней одеждой был плотный шерстяной плащ — «трабея». В эпоху Империи верхней одеждой простых воинов стал «сагум» — короткий плащ из шерстяной ткани, заимствованный римлянами от галлов. Это была настолько типичная одежда римского воина, что выражение «надеть сагум» означало: «начать войну». Кожаные или полотняные панцири покрывались тонкими металлическими или костяными пластинками в виде чешуй или перьев. Чешуйчатые панцири носили римские военачальники.
На ноги воины надевали сандалии или сапоги и металлические или кожаные поножи. Позже они стали носить шерстяные штаны ниже колен, плотно облегающие ногу. Ноги до щиколотки и выше защищались сапогами («калигами»), которые удерживались прочными ремешками.
Металлические или кожаные шлемы римских воинов были самой разнообразной формы. В императорские времена шлемы центурионов украшались посеребренным гребнем и султаном из перьев или конского волоса. Особо искусной работой отличались шлемы полководцев и императоров. А шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.

На мжучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус

Обувь в Древнем Риме

У римлян не было привычки ходить босиком.
Свободные римляне в быту носили сандалии — «солеа». Они привязывались к ноге крест-накрест двумя ремнями. Носить солеа публично считалось неприличным. Римляне также носили полусапоги и сапоги, башмаки с ремнями и др. Отправляясь в общественные собрания, римляне надевали вместе с тогой высокие (закрывавшие ступню до лодыжек) кожаные полусапоги — «кальцеус». В отличие от греческих крепид, они полностью закрывали ногу. Высшие должностные лица (а также император во времена Империи) носили кальцеус из красной кожи, на высоких каблуках, с серебряными украшениями; сенатор — черные, со скрещенными впереди ремнями. Дорогая мужская обувь изготовлялась из кожи разных цветов и украшалась золотыми и серебряными бляшками. Бедняки и рабы обувались в простые деревянные башмаки. Обувь у римлян была необходимой частью туалета, снимать ее считалось неприличным даже в домашней обстановке. У полководцев-триумфаторов башмаки были пурпурные.
Крестьяне носили башмаки деревянные или из грубой невыделанной кожи.
Женщины надевали сандалии и башмаки из мягкой цветной кожи. Башмаки, которые носили знатные римлянки, были в основном из светлой тонкой кожи, расшитые жемчугом и золотом и очень плотно облегали ногу. Иногда римлянки носили мягкие полусапожки.

Прически и головные уборы в Древнем Риме

Древние римляне первоначально (до конца III в. до н.э.) носили длинные волосы и бороды, но затем стало модным стричься и гладко бриться или носить небольшие завитые бородки. Первые цирюльники появились в Риме из Сицилии в 290 г. до н.э.
Прически римлян были самыми разными: с челкой надо лбом, с гладко расчесанными или завитыми в локоны волосами. В императорские времена щеголи не только завивали свои волосы или носили парики, но и умащали их дорогими маслами, посыпали золотой пылью.
Обычая покрывать голову у римлян, как и у греков, не было. Головные уборы надевали только судьи и жрецы. Во время непогоды римляне защищали голову капюшоном, могли набрасывать на голову часть тоги. Но иногда они надевали шапки и шляпы, похожие на греческие (например, петас). Простой народ носил соломенные шляпы или кожаные шапки.
Прически знатных римлянок-патрицианок были сложными и очень разнообразными, а подчас и причудливыми. Они носили «греческие» прически, гладко расчесывая волосы и завязывая их узлом на затылке. Разделяли волосы на прямой пробор, заплетали их в косы, которыми обвивали голову. Завивали длинные локоны, обрамляя ими лицо, или взбивали впереди завитые волосы, гладко зачесывая остальные назад.
Типично римской женской прической была высокая прическа из локонов, укрепленных на каркасе, по форме напоминавшая русский кокошник. Часть локонов укреплялась рядами на каркасе, а остальные волосы заплетались в косу и укладывались на затылке или спускались в виде кос вдоль висков и на затылке.
Самыми модными считались белокурые и русые волосы, и римлянки пользовались различными средствами для осветления волос. Они также носили парики и накладные волосы, для чего использовались косы светловолосых германских женщин.
Головные уборы римских женщин были такими же, как и у гречанок: головные повязки, круглые шапочки, обтянутые золотыми или серебряными сеточками. Знатные патрицианки прикрепляли к головному убору тонкое покрывало в виде вуали, спускавшееся на плечи.

Читайте также:
Мохер и ангора

Украшения в Древнем Риме

Древние римляне носили венки из живых цветов. Во время пиров они возлагали на голову венки из плюща, мирта, роз и фиалок. Венками украшали головы полководцев, ораторов, жрецов, победителей спортивных состязаний, участников жертвоприношений. Знаменитых поэтов увенчивали лавровым венком (слово «лауреат» происходит от латинского названия лавра — «laurea»). Полководцу, который сумел спасти войско из опасного положения, солдаты подносили сплетенный ими самими венок из травы. Триумфатора увенчивали лавровым венком, который позже стал делаться из золота, а затем превратился в зубчатый венок, называвшийся «корона радиата».
Римлянки вплетали в волосы повязки, украшенные жемчугом, золотом, драгоценными камнями, носили золотые плетеные сетки, прикрепляя их к волосам красивыми шпильками из слоновой кости.
Мужскими украшениями были «буллы» — круглые медальоны-амулеты, охранявшие детство, которые юноши носили до гражданского совершеннолетия (до наступления 17 лет). На безымянном пальце левой руки римляне носили перстни — вначале они были железными, позже золотыми. Некоторые щеголи украшали свои руки сразу несколькими перстнями. В качестве украшений могли также служить пряжки.
Знатные римлянки отличались особым, доходящим до крайности пристрастием к украшениям. Большинство их они переняли у греческих женщин и украшали себя ювелирными изделиями тонкой работы из золота, индийского жемчуга, драгоценных камней. Они носили шейные цепочки и ожерелья, кольца и браслеты в форме свернувшейся змеи, головные обручи и диадемы, красивые пряжки. Нитками жемчуга украшали волосы. Золотые и серебряные серьги, которые носили римлянки, имели самую разнообразную форму. Самыми красивыми и самыми дорогими считались жемчужные, имеющие форму капель. Особой популярностью пользовались янтарные и хрустальные шары, которые римские матроны держали в руках: считалось, что они освежают руки.
Костюм знатной римлянки дополнялся очень дорогим опахалом из павлиньих перьев или зонтиком, который служил защитой от солнца или дождя.
Древние римлянки были искусны в употреблении косметики. Они заимствовали ее у греков и египтян. Римские женщины пользовались пудрой, душистыми маслами, мазями, румянами и притираниями, особыми средствами для осветления волос, для омолаживания кожи. Они научились искусству грима, употребляли различные лосьоны и помады для омоложения кожи лица, применяли свинцовые белила, зубной порошок из пемзы.
Римлянки также пользовались зеркалами, которые вначале делались из смеси олова и меди, а позже появились очень дорогие, из чистого серебра, с позолотой на оборотной стороне. Кроме ручных зеркал, у римлян были и большие стенные.
Туалетные принадлежности римлянки держали в несессерах: серебряные четырехугольные зеркала, подобно этрусским, украшенные на оборотной стороне; гребни из слоновой кости; щипцы для завивки волос; золотые и серебряные шпильки и булавки; ножницы; банки с румянами, помадами, белилами, флаконы с духами, ленты и пр.

Мода и тренды
Модные женские колготки весна-лето 2021

Колготки – неотъемлемая часть гардероба современной представительницы женского пола, которая заслуживает огромного внимания, как и другие элементы одежды. Любая мелочь в образе должна быть продумана, в противном случае он будет как минимум испорчен.

Сегодня обычными женскими капроновыми колготками никого не удивишь. Для создания запоминающегося образа модницы стали вносить в свой гардероб изделия ярких цветов с обилием разнообразных рисунков и узоров. Изменилось и качество колготок. Теперь не нужно мерзнуть в тонком капроне зимой, чтобы быть самой модной девчонкой, ведь даже теплые и плотные колготки сейчас выглядят поистине привлекательно и сексуально.

В трендах настоящего 2021 года все больше и больше мелькают образы, где ключевой элемент – капроновые колготки. Итак, какими же они – модные женские колготки весна-лето 2021.

Черные колготки

Нестареющая классика остается популярной до сих пор. Огромный выбор самых разных колготок в однотонной черной цветовой гамме представлен сейчас на витринах магазинов. В новых коллекциях 2021 года можно заметить некую игру дизайнеров с рисунком на полупрозрачных черных колготках – от незамысловатых фигур до сложных имитаций. Не смотря на разные вариации, изделие пользуется огромным спросом и подходит как дополнение образа на любое мероприятие.

Камуфляжные колготки

Не уступает по популярности стиль миллитари, который плотно вошел в повседневную жизнь современных модниц. Самые разнообразные сочетания полос и пятен представлены на ногах молодых красавиц. Почти каждая дизайнерская команда стремится разработать собственную коллекцию камуфляжных колготок, ведь это настоящий хит начала 2021 года.

Читайте также:
Что нужно знать об умных тканях из модных коллекций

Военная расцветка на женских ножках смотрится очень необычно и на первый взгляд кажется достаточно вульгарной и экстравагантной. Но модельеры спешат разорвать консервативные стереотипы и призвать девушек не боятся использовать камуфляжные колготки в своих повседневных образах.

Блестящие колготки

Тренд на колготки с люрексом внес настоящую панику среди многих ценителей современной моды. Они считают блестящие колготки порождением безвкусицы и засмеивают тех, кто использует их в своих образах.

Не смотря на большое негодование, блестящие колготки вновь врываются в дизайнерские коллекции 2021 года. Но уже с преобразованиями. Так, популярными украшениями являются стразы, жемчужины, пайетки и др. Дизайн мелкими стразами, напоминающий звездное небо, самый популярный среди девушек. Строгие и простые узоры давно остались в прошлом. Сейчас главное место отдается оригинальности идеи и креативности мысли.

Понятно, что в образе со стильными блестящими колготами на работе в офисе или на деловую встречу не отправишься. Но для вечеринок в ночных клубах это прекрасный вариант.

Цветные колготки

«Все новое – хорошо забытое старое» – именно этими словами можно описать сформировавшийся несколько лет тренд на колготки кричащих ярких оттенков. Бешенную популярность цветные колготки приобрели еще в СССР, где каждая девчонка мечтала пойти на вечеринку в модных вещах кислотного цвета. И с того времени слава не убавилась.

Сейчас, в 2021 году ведущие модельеры направлены на создание тренда на плотные цветные колготки. При этом будет несколько нюансов:

• Комбинация определенных цветов, представляющая собой плавный переход одного оттенка в другой. Например, сочетание классического красного и винного цветов. Такая особенность визуально удлиняет и стройнит женские ножки.
• Незамысловатый орнамент приветствуется в коллекциях 2021 года. Как правило, это рисунки геометрических фигур.

Такой вид колготок подойдет неординарным девушкам и женщинам, стремящимся и не стесняющимся показать свой необычный вкус.

Колготки в сетку

Неожиданное возвращение сетчатых колготок ожидается в 2021 году. Но теперь это не та привычная нам крупная или мелкая сетка, которая ассоциируется с вульгарными женщинами.

На сегодняшний день коллекции пестрят самыми разными цветовыми гаммами, своеобразными плетениями и размерами сеточки. Выбрать уникальный экземпляр по своему вкусу сможет каждая модница.

Колготки в сетку сочетаются со всеми стилями. Так, бежевые сетчатые колготки возможно надеть с деловым костюмом на работу в офис. А вот черный цвет сетки нужно выбирать с особой осторожность, чтобы не выглядеть дешево и по-деревенски. Тем не менее, в таких колготках невозможно остаться незамеченной.

Колготки с имитацией чулков

И, собственно, чулки, и их имитация на колготках выглядят очень сексуально и стильно. Многие мужчины имеют сексуальный фетиш и всевозможные эротические фантазии на женщин в чулочках. Поэтому неудивительно, что они возвращаются в тренды 2021 года.

Девушки, предпочитающие в своем стиле чулки, очень смелые модницы. Надеть такое на свои ножки решится не каждая. Колготки с имитацией раскрывается как более универсальный и удобный вариант. Помимо псевдочулок, некоторые дизайнеры дополняют колготки подтяжками пояса, что добавляет определенный шарм.

Колготки с имитацией чулков можно применить в любом образе. Их сочетание с шортами и грубой обувью на высокой подошве или же с трикотажным платьем сразит любого. Нередко такие колготки надевают и с классическими женскими костюмами на деловую встречу.

Ажурные колготки

Невиданная ранее популярность обрушилась в 2021 году на ажурные колготки. Но образ с ними нужно подбирать очень и очень осторожно. Не стоит использовать колготки с ажуром в повседневной обстановке или на деловой встрече, так как они раскрывают у обладательницы намного больше сексуальности, чем те же колготки в сеточку.

Золотое правило при сборе лука с ажурными колготками – скромность всех других элементов, вплоть до украшений. Иначе образ будет выглядеть ужасно и вульгарно.

Необъяснимую популярность дизайнеры предсказывают ажурным чулкам из плотной ткани, которые можно носить в зимнее время года. Великое множество цветов и узоров дополнит любой образ. Но подбор таких колготок подразумевает под собой особую тщательность.

Такой вид колготок подходит в первую очередь обладательницам ровных и длинных ног. В противном случае будут подчеркнуты визуальные изъяны, и образ будет испорчен. Но никто не останется обделен – дизайн с вертикальными линиями удлинит неидеальные женские ножки.

Образ с ажурными чулками возможен на выход вечером и совершенно неуместно использовать такие колготы в повседневной жизни и рабочей обстановке.

Мода 2021 года точно не будет похожа на тренды предыдущих годов, ведь обычно «писком» моды считалось 1-2 модели. Модные тенденции года гласят и предупреждают многообразием цветов, среди которых наибольшую популярность обретут пастельная классическая гамма, а также сочные и яркие оттенки для тех, кто не боится обратить на себя внимание и намерен доказать свою оригинальность и бесстрашие перед другими модницами.

Помимо этого, тренды на капроновые колготки заполнены обилием самых разных узоров и фактур. Благодаря этому, любая модница сможет подобрать себе образ на все случаи жизни или даже задать собственный стиль на зависть другим девчонкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *