Золотые Украшения Аттилы – царя гуннов

Галерея драгоценностей. Часть 3: золото гуннов

Сегодня продолжаю серию публикаций “Галерея драгоценностей” экскурсом в Эпоху Великого переселения народов. Предыдущие статьи, посвященные истории ювелирного искусства, Вы можете найти здесь:

Эпоха Великого переселения народов ознаменовалась грандиозными передвижениями племен, населявших земли от маньчжурских степей до атлантического побережья будущей Франции. Его активными участниками стали гунны, завоевавшие в IV в. огромное пространство от Волги до Днестра, включая степной Крым.

В Эрмитаже хранится замечательная коллекция гуннских древностей: золотые украшения одежды и головного убора, богатое убранство конского снаряжения. Большинство этих предметов происходит из погребений степной полосы юга России, где в конце IV в. образовался союз племен, возглавляемый гуннами.

Здесь сложилась новая культура, влияние которой отразилось в возникновении в ювелирном искусстве своеобразного полихромного стиля. Его особенностями являются сочетание золотого фона с красными или оранжевыми вставками полудрагоценных камней (граната, альмандина, сердолика, реже янтаря и цветного стекла) в напаянных гнездах, орнаменты из зерни и филигранных или штампованных поясков в виде “плетенки”, “веревочки”, “рубчика”, а также использование в декоре изделий перегородчатой инкрустации.

В Галерее драгоценностей можно видеть многокрасочные диадемы с фигурным фризом, колты (височные подвески), наконечники гривен (шейных украшений) оригинальной формы, например, в виде стилизованной головы дракона, декоративные застежки-фибулы, а также богатое украшение конского убора.

Диадема

Конец IV – начало V в.

Волгоградская обл., хутор Верхне-Яблочный,
близ станицы Верхне-Куртоярской, Россия

Золото, бронза, гранаты; ковка, филигрань, инкрустация

Колт

Конец IV – начало V в.

Волгоградская обл., хутор Верхне-Яблочный,
близ станицы Верхне-Куртоярской, Россия

Наконечник гривны – голова волка-дракона

Конец IV – начало V в.

Ставропольский край, село Татарка, Россия

Золото, гранаты; пайка, инкрустация, зернь

Бляшка

Конец IV – начало V в.

Золото, бронза, сердолик, красный камень

Ставропольский край, село Татарка, Россия

Браслет

Конец IV – первая половина V в.

Тамань, станица Сенная

Фибула

Конец IV – начало V в.

Бывшая Черниговская губерния, с. Пашковка Россия (ныне Украина)

Серебро, золото, сердолик; ковка, пайка, инкрустация

Конский убор

Морской Чулек, Ростовская область, Россия

Золото, гранаты, стекло

Меч с кольцевым навершием в золотых ножнах

Эпоха Тюркского и Аварского Каганатов, VII в.

Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы, Россия (ныне Украина)

Золото, железо, стекло; ковка, вальцовка, зернь

Браслет с инкрустацией

Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы, Россия (ныне Украина)

Золото, инкрустация цветной пастой

Браслет с инкрустацией

Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы, Россия (ныне Украина)

Золото, инкрустация цветной пастой

Парные браслеты с вставками на щитке

Перещепинский комплекс, село Малая Перещепина, близ Полтавы
Россия (ныне Украина)

Золото, изумруды; ковка, огранка, шлифовка, полировка

Фибула

Конец IV – начало V в.

Серебро, золото, гранаты

Всех благодарю за внимание!

Моя следующая публикация будет посвящена ювелирному искусству Византии, Киевской Руси и Средневековой Европы.

Аттила, завоеватель Европы или божий бич с берегов Волги

Предводитель гуннов, прошедший в 5 веке кровавым походом от Поволжья до Рейна, не оставил после себя ничего, кроме страшной памяти.

Древний вождь гуннов Аттила — один из самых загадочных персонажей европейской истории. Про зловещего завоевателя слышали все, но никто не знает, когда и где он родился и от чего умер. По одной из версий, имя Аттила произошло от исковерканного «Итиль» — древнего названия Волги. То есть «Аттила» значит просто «Волжанин». На исторической сцене он появился в конце 440-х годов. Видевший его византиец Приск Панийский писал, что «его борода чуть тронута сединой». Из этого историки делают вывод, что будущий вождь гуннов родился в начале 5 века.

Гуннская орда появилась в восточной Европе во второй половине 4 века. Ученые считают, что местом изначального проживания этого народа были территории к северу от Китая, и отождествляют гуннов с упоминавшимся в китайских хрониках тюркским племенем хунну. Геополитические события в восточной Азии 3 века заставили хунну тронутся с обжитых мест и двинуться на запад. В пути племя покоряло и ассимилировало тибетские, сибирские и финские народы. Перевалив через Урал и Волгу, гунны подавили сопротивление причерноморских скифов и аланов. На несколько десятилетий нашествие остановилось у границ Восточной Римской империи.

Кочевое государство возглавлял царь Мундзук. Про него не известно практически ничего, кроме того, что он был отцом Аттилы и Бледы. В 434 году после смерти Мундзука и его братьев молодые царевичи пришли к власти. Для начала они по-братски разделили наследство: Бледа стал править восточной частью страны гуннов, а Аттила — западной. Затем они решили расширить свои владения и совместно напали на византийскую провинцию Иллирик. Захваченная добыча оказалась богатой. Но её делёж братьев не поссорил. Однако среди пленных оказался шут, кривляния которого очень нравились Бледе, а Аттилу страшно бесили. Из-за эстетических разногласий братья разругались, и Аттила убил Бледу, став в 445 году единоличным правителем гуннов.

Нашествие варваров, или кочевники против Византии

Присутствие неподалеку богатой Византии явно раздражало Аттилу, и в 447 году он вторгся в её балканские владения. Посланное против гуннов войско было разгромлено, и уже через несколько месяцев кочевой вождь смог диктовать свои условия гордым ромеям. Он потребовал от императора Феодосия две тонны золота в качестве контрибуции, плюс ежегодную дань в 700 килограммов драгоценного металла. Помимо этого гунны возвращали каждого пленного лишь за 12 золотых монет, а если кто-то убегал из плена домой без выкупа, то его полагалось вернуть назад в полон.

Чтобы выплатить контрибуцию, граждан Византии обложили дополнительными поборами. Начались распродажи имущества и обнищание народа, проклинавшего гуннов и их вождя. Константинопольские царедворцы попробовали прибегнуть к испытанному средству и под видом переводчика направили в стан Аттилы наемного убийцу. Заговор не удался. Его раскрыл один из приближенных вождя, которого пытались подкупить царьградцы. Практичный Аттила не стал казнить лжепереводчика, пытавшегося его отравить. Он потребовал за его жизнь большой выкуп, и, получив деньги, отпустил киллера домой.

Гунны, захватившие балканские владения Византии, потребовали прекратить на этих территориях земледелие. Для переговоров в ставку Аттилы в 448 году были направлены дипломаты, среди которых находился Приск Панийский. В своих донесениях он подробно описал вождя гуннов. Аттила был невелик ростом, но физически очень крепок. Его большое круглое лицо украшали маленькие глазки, приплюснутый нос и редкая бороденка. Цвет его кожи утонченный византиец назвал «отвратительным», зато подчеркнул, что Аттила был неприхотлив в быту, презирал богатые украшения, а на пирах, в отличие от своих приближенных, ел из простой деревянной миски.

Читайте также:
Российские женские часы – Победа

Переговоры между гуннами и византийцами длились больше двух лет. Упорство Аттилы не смягчила даже смерть императора Феодосия. Новый кесарь столкнулся с теми же требованиями завоевателей и был вынужден продолжать платить дань. Восточная Римская империя смогла вздохнуть чуть свободнее лишь в 451 году, когда Аттила обратил свой жадный взгляд на её Западную сестру.

Итальянский поход, чума и смерть Аттилы

Про вторжение гуннов в Галлию источники сообщают скупо. Известно, что кочевники быстро захватили Мец, Кёльн, Труа и осадили Орлеан. Гунны уже почти додолбили стены своими таранами, как вдруг на помощь орлеанцам подошло соединенное войско римлян и вестготов. Аттила снял осаду и дал противнику генеральное сражение на Каталаунских полях. Где именно находились эти поля и когда точно произошла битва, — неизвестно. Историки предполагают, что сражение случилось в начале июля где-то в Шампани. Обе стороны понесли тяжелые потери. Обескровленные гунны укрылись в своем лагере, окружив его повозками. От окончательного разгрома спасло их лишь то, что в битве погиб король вестготов, а сменивший его сын больше опасался не гуннов, а собственных братьев. Пока в Галлии шли междоусобные разборки, Аттила отвел остатки своей армии за Дунай зализывать раны.

Следующим летом Аттила двинулся в сторону Италии. Обойдя Альпы по побережью, гунны захватили всю провинцию Венетия и штурмом взяли Медиоланум (современный Милан). Этот город всего несколько десятилетий назад был столицей Западной Римской империи. В одном из роскошных дворцов Аттила увидел фреску, на которой у подножия императорского трона валялись поверженные скифские вожди. Завоеватель приказал найти автора и заставил его переписать картину. Новый вариант демонстрировал практичность гуннского вождя. Теперь на троне сидел он сам, а императоры и правители завоеванных им стран не лежали связанные, а ссыпали к его ногам груды золота.

Католическая церковь объявила нашествие гуннов наказанием христианам за их грехи, а самого Аттилу священники именовали не иначе как «Бич Божий». Предотвращение похода гуннов на Рим церковные хронисты приписали папе Льву. Якобы он в компании нескольких епископов встретился с Аттилой и уговорил того убраться из Италии подобру-поздорову. На самом деле несколько ощутимых поражений кочевникам нанесли высадившиеся на Апеннинском полуострове византийские войска. Но самый страшный удар нанесла гуннам чума, распространившаяся в их лагере. Испугавшиеся черной смерти завоеватели предпочли отступить за Дунай.

Летом 453 года гунны вновь вторглись в Галлию, стремительным броском добравшись до долины Луары. Здесь Аттила решил совместить полезное с приятным: дать отдых своим воинам и отпраздновать собственную свадьбу. Жен у него к тому времени имелось множество, но захотелось ещё одну. Завоевателю понравилась знатная германка Ильдико. Возможно, она была дочерью короля Бургундии. Никто не осмелился перечить Аттиле, и он забрал немецкую красавицу в свой гарем.

Свадебные торжества плавно перешли в похоронные: наутро после пира вождя гуннов нашли мёртвым. По одной из легенд, новобрачного зарезала Ильдико. Таким образом, она отомстила за смерть своих братьев, убитых гуннами. Согласно другой версии, Аттила страдал гипертонией. После обильных возлияний на свадьбе и бурной брачной ночи у него началось очередное носовое кровотечение. Пьяный вождь спал на спине и захлебнулся собственной кровью.

После пышной тризны тело Аттилы захоронили в трёх гробах — золотом, серебряном и железном. Чтобы охочие до драгоценных металлов осквернители могил не потревожили прах, всех рабов, участвовавших в погребении, убили. Сразу после смерти отца между многочисленными сыновьями Аттилы началась грызня за право управления созданным им государством. В результате этой междоусобицы всего через несколько лет огромная империя гуннов перестала существовать. В 469 году голову последнего короля гуннов, одного из сыновей Аттилы принесли императору Византии, страны, существованию которой всего 20 лет назад угрожал вождь кочевников. К концу 5 века остатки гуннов бесследно растворились среди некогда покоренных ими народов.

Тайны мира и человека

Гунны — загадки и тайны «Бича Божьего»


История гуннов до сих пор полна тайн. Почему лишь один из многих народов Азии двинул свои кибитки к далекому Риму? Почему другие варвары, завоевав многие земли Римской империи, отступили под натиском гуннской конницы? Куда исчезли гунны после смерти своего грозного вождя Аттилы? Наконец, где спрятаны сокровища, награбленные гуннами?

Предки гуннов — племя кочевников хунну — обитали в степях Центральной Азии в тысячах километров от Рима. Древние хроники сообщали, что «они не имеют домов и не обрабатывают земли, а живут в шатрах; уважают старших и в установленное время года собираются, чтобы упорядочивать свои дела». О том же писал римский историк Аммиан Марцеллин:

«Они кочуют по горам и лесам; никто у них не пашет и никогда не коснулся сохи… Питаются они кореньями диких трав и полусырым мясом всякого скота, которое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть».

Скорее всего, здесь Аммиан несколько преувеличивает. Хунну были скотоводами и вполне могли питаться вареным мясом, кониной и бараниной. Что же касается «прелого мяса», то историк мог не знать, что таким способом многие кочевые племена лечили спины лошадей, натертые седлом.

С конца III в. до н.э. хунны стали совершать регулярные набеги на северо-западные границы Китая. Энергичный и талантливый предводитель хуннов Модэ сплотил свое племя, покорил часть соседних народов и после побед вынудил императора Китая заключить с ним «договор мира и родства», по которому империя фактически была обязана платить хуннам дань! Но, как это часто случается в истории всех народов, после ухода сильного вождя «со сцены» на смену ему приходит череда незначительных деятелей. Так произошло и в стане хунну: междоусобица фактически разделила племя на два враждебных лагеря — северный и южный.

Читайте также:
Умные часы Samsung в золотом корпусе с бриллиантами

В 55 г. до н.э. южные племена перешли на сторону Китая, северные во главе с великим Чжи- Чжи откочевали к западу и основали новое царство в степях Восточного Казахстана.
В 434 г. гунны достигли Дуная, вторглись в пределы Римской империи и осадили Константинополь. В это время, как будто из преисподней, выполз на свет «сын Дьявола, посланный в наказание за грехи», — Аттила.

В Паннонии (Венгрия), где находилась ставка гуннского вождя Рутилы, после его смерти в 445 г. произошли драматические события. Два его племянника — Бледа и Аттила, ставшие предводителями гуннов, — не поделили трон, и вскоре Бледа был убит коварным братом.
Аттила внушал страх не только европейским народам, перед ним трепетали воины его собственной армии, в которой царили железная дисциплина и боевая выучка. К тому же гунны прекрасно владели тактикой: «В бой они бросаются, построившись клином, и издают при этом грозный завывающий крик. Легкие и подвижные, они вдруг специально рассеиваются и, не выстраиваясь в боевую линию, нападают то там, то здесь, производят страшное убийство…

Они заслуживают того, чтобы признать их отменными воителями, потому что издали ведут бой стрелами, снабженными искусно сработанными наконечниками из кости, а сойдясь врукопашную с неприятелем, бьются с беззаветной отвагой мечами и, уклоняясь сами от удара, набрасывают на врага аркан, чтобы лишить его возможности усидеть на коне или уйти пешком».

То есть современники, при всей своей неприязни к гуннам, не могли не отметить их отвагу и военное мастерство. Но христианские писатели и священники полагали, что вождь гуннов и его воинство сильны тем, что воплощают победу на земле самых темных сил. Готский историк Иордан утверждал:

«Может быть, они побеждали не столько войной, сколько внушая величайший ужас своим страшным видом; их образ пугал своей чернотой, походя не на лицо, а, если можно так сказать, на безобразный комок с дырами вместо глаз. Их свирепая наружность выдавала жестокость духа… Ростом они невелики, но быстры проворством своих движений и чрезвычайно склонны к верховой езде; они широки в плечах, ловки в стрельбе из лука и всегда горделиво выпрямлены благодаря крепости шеи. При человеческом обличье живут они в звериной дикости».

Сознательно ли северные хунны выбрали направление на запад? Вопрос, на который историки затрудняются ответить однозначно. Скорее всего, им было кое-что известно о богатых западных землях, ведь многие знатные и образованные китайцы, владевшие сведениями о соседних странах, жили среди самих хунну. Как бы то ни было, степняки двигались на запад и попутно смешивались с другими племенами, например с уграми, жившими на Урале и Нижней Волге. В 375 г. во главе с царем Баламиром они перешли Дон и заняли земли от Дона до Карпат, разбив готов и аланов, «произвели в их землях страшные истребления и опустошения». Тогда впервые хунну попали в анналы европейских хроник и стали именоваться гуннами — «бичом Божьим». Не пощадил Иордан и самого Аттилу:

«Низкорослый, с широкой грудью, с крупной головой и маленькими глазами, с редкой бородой, тронутой сединою, с приплюснутым носом, с отвратительным цветом кожи, он являл все признаки своего происхождения».

Гунны сумели подчинить своей власти весь варварский мир. Обе Римские империи — Восточная и Западная — содрогались под их ударами. После того как Византия откупилась, выплатив огромные суммы золотом, Аттила обратил свой взор и к Западной Римской империи, вознамерясь получать от нее дань тоже.

Аттила «Бич Божий»

В начале 451 г. гуннская армия двинулась вверх по Дунаю и дальше на север вдоль берегов Рейна, а затем вторглась в Галлию. Она разрушала все города на своем пути, зверски истребляя их население. Наконец римлянам удалось собрать достаточно сил, чтобы противостоять натиску дикого племени. Ранним утром 21 июня 451 г. в 150 км восточнее Парижа на Каталаунских полях сошлись в беспощадном поединке две силы — «света и тьмы» — воинство Аттилы и войско римлян под предводительством полководца Аэция Флавия. Вместе с римлянами против гуннов выступили многие варварские народы: готы, франки, аланы, вестготы, бургунды и другие. Битва длилась семь дней. Погибло 165 тысяч воинов.

Это была «битва лютая, переменная, зверская, упорная. О подобном бое никогда не рассказывала никакая древность». Впоследствии ее назвали «битвой народов».
Гунны были побеждены, но через год Аттила вновь собрал мощное войско, вторгся в Галлию и напал на Италию, произвел страшные разрушения в Венеции и подступил к Риму. В тот момент, когда гибель великого Рима казалась неизбежной, произошло непредвиденное событие. На очередном свадебном пиру Аттилы его новая жена, юная красавица Ильдека, дочь вождя германского племени бургундов, заколола повелителя половины мира, отомстив ему за гибель родного племени.

Гунны похоронили своего вождя на дне реки Тисы в тройном гробу -железном, серебряном и золотом. Так гласит предание.

Аэций Флавий, справедливо требовавший от римского императора Валентиниана III признания своих заслуг в виде руки императорской дочери Евдокии, обещанной его сыну, был тоже убит во время аудиенции 21 сентября 454 г. на Палатинском холме.

О сокровищах, награбленных гуннами в походах, ходило множество слухов. Согласно некоторым из них, они зарыты где-то в последней итальянской резиденции Аттиды — Бибионе. Однако город этот, прежде находившийся в прибрежной полосе Адриатического моря, как и ряд других древних морских портов, оказался затопленным в связи с подъемом уровня воды Средиземноморского бассейна. Найти и исследовать легендарный Бибион — мечта любого археолога-подводника.

Золотые украшения Аттилы

Профессор археологии Фонтани, казалось, был ближе всех к разгадке Бибиона. Он тщательно изучил путь гуннских завоевателей по древнеримской дороге из Равенны в Триест через Падую. Его поджидал сюрприз: древняя дорога обрывалась, упираясь в одну из лагун Венецианского залива. Выяснилась и такая любопытная деталь: камень для постройки своих домов жители здешней прибрежной деревеньки добывали из моря, причем им иногда удавалось достать со дна целые каменные блоки. Местные рыбаки поведали профессору, что не раз находили на морском дне древние монеты, которые за вознаграждение передавали в музей. Эти монеты датировались первой половиной V в. Все говорило о том, что именно здесь следует искать пропавший полтора тысячелетия назад Бибион.

Читайте также:
Почему бриллианты такие дорогие и как формируется их стоимость

Фонтани собрал группу опытных аквалангистов, которые обследовали довольно большой участок дна залива. Они нашли массивные стены и сторожевые башни древней крепости, остатки лестниц, различные постройки. Аквалангисты извлекли с морского дна много монет, античную домашнюю утварь и даже урны с прахом. Но никаких подтверждений тому, что найден именно Бибион, не было. Ничто не указывало и на то, что найденные монеты — часть клада Аттилы.

«Интересная газета. Тайны истории» №14 2007 г.

Гунны VI века. Снаряжение и вооружение

Предисловие

Продолжая цикл статей, посвящённых Византии, её союзникам и врагам в VI в., мы отчасти пытаемся заполнить эту лакуну, описав вооружение и снаряжение гуннов — кочевых племен, обитавших на территориях, прилегавших к границам Ромейской империи.

Также хотелось бы обратить внимание ещё на один важный аспект, вызывающий горячие споры в ненаучной литературе об этнической основе тех или иных племенных кочевых союзов. Как показывает сравнительно-исторических метод, во главе кочевого племенного союза стоит всегда моноэтническая группа, наличие других этнических групп, входящих в союз, носит всегда второстепенный, подчиненный характер. Все кочевые группы этого периода стоят на разных стадиях родоплеменного строя и представляют из себя народ-воин, спаянный железной дисциплиной, связанной с одной целью — выжить и победить. Излишнее обогащение, имущественная дифференциация и «обрастание жирком» моментально превращают доминирующее кочевое племя в объект атак со стороны более бедных, но жадных до успеха групп и племён. И такая ситуация касается как крупных кочевых союзов (авар, печенегов, половцев), так и «кочевых империй» (тюрские каганаты, хазары), только симбиоз кочевых обществ с земледельческими, и оседание первых на землю приводит к созданию государств (венгры, болгары, волжские булгары, турки).

Введение

Гунны — племена монгольского происхождения, в I—II вв. начавшие свой путь от границ Китая на Запад.

В IV в. они вторглись в степи Восточной Европы и разгромили «союз племен», или т. н. «государство» Германариха. Гунны создали свой «союз племен», в который вошли многие германские, аланские и сарматские (иранские) племена, а также славянские племена Восточной Европы. Гегемония в союзе была то у одной, то у другой племенной группы кочевников.

Пика своего могущества они достигли при Атилле в середине V в., когда гунны чуть не сокрушили Западную Римскую империю. После смерти вождя союз распался, но и в VI веке племена кочевников оставались могущественной военной силой. Ромеи на своих границах использовать подразделения «варваров»: из гуннов в VI в. состояли пограничные отряды Сакромантизиев и Фоссатизии (Sacromontisi, Fossatisii), о чём сообщал Иордан.

Гунны, как федераты, так и наемники, воевали на стороне империи в Италии и Африке, на Кавказе, а с другой стороны, их можно видеть и в составе войск шахиншаха Ирана. Боевое качество этих кочевников ценилось римлянами, и использовалось ими.

В сражении у крепости Дара (совр. деревня Огуз, Турция) летом 530 г. 1200 всадников гуннов сыграли важную роль в победе над иранцами.

Гунны под предводительством Суники, Эгажа, Симма и Аскана ударили с правого фланга по персам, разбив строй самых «бессмертных», а Симма лично убил знаменоносца полководца Варесмана, а затем и самого полководца.

В сражении при Дециме в Африке 13 сентября 533 г. федераты-гунны сыграли важную роль, начав его и убив полководца Гибамунда, уничтожив весь его отряд. Стоит отметить, что ромеи принудили гуннов отправиться в Африку.

А полководец Нарсес лично используя притворное гуннское бегство, во главе трехсот всадников заманил и уничтожил 900 франков.

В одном ночном сражении на Кавказе гунны-савиры в пешем строю (!), победили наёмников персов — дейлимитов.

Про воинов-гуннов, про их отличительные воинские черты, писал Прокопий:

В этот период племена гуннов, или так называемых гуннов, обитали на огромных пространствах от Панонии (Венгрии) до степей Северного Кавказа, вдоль всего побережья Черного моря. Поэтому, очевидно, они отличались и одеждой, и вооружением. Если Аммиан Марцеллин в IV в. изображал их „страшными дикарями“ в одежде из шкурок, с волосатыми голыми ногами в меховых сапогах, то Прииск, участник посольства к Атилле, в V в., рисует совершенно другой образ племен, подчинённых этому вождю.

Этнический состав

Следует понимать, что для византийских авторов „гунны“, обитавшие в степях Восточной Европы, в чем-то все на одно лицо. Хотя современные лингвистические и отчасти археологические данные помогают различить различные племена „гуннского круга“ как во временном, так и в этническом плане. Тем более что многие из них включали в себя как финно-угорские, так и индоевропейские племена. И это мы знаем по письменным источникам.

Поэтому все доводы по поводу конкретики в плане этнической принадлежности тех или иных племён, обитавших в степях, близких к границам государства ромеев, носят предположительный характер и окончательного решения иметь не могут.

Повторюсь, это связанно с краткими сообщениями письменных источников, немногочисленных византийских авторов, скудностью данных археологии.

Остановимся на тех этнических группах, которые зафиксировали византийские (ромейские) авторы по VI веку.

Акациры — в VI в. находились в припонтийских степях. В V веке они воевали с персами, но, подчиненные Атиллой, перекочевало в Европу.

Булгары, или протоболгары, — племенной союз, который, по всей видимости, обитал на территории припонтийских степей, восточнее акациров. Это, можно сказать, не „гуннское“ племя. Предположительно, они откочевали в эти районы в период падения гегемонии „государства“ Аттилы. Битвы ромеев с протоболгарами начались только с конца V в.

Следует отметить, что так называемые протоболгары или булгары занимали обширную территорию от Дуная до Предкавказья, их история в этих регионах получит дальнейшее развитие здесь. В VI же веке часть их орды будет кочевать в Придунавье, и вместе со славянами, совершать походы на Балканский полуостров.

Кутригуры, или кутургуры, — племя, в начале VI в. проживающее к западу от Дона. Они получали „подарки“ от империи, но, тем не менее, совершая походы в её пределы. Они были разгромлены утигурами: часть их, при поддержке гепидов, переселилась в 550-551 гг. в ромейские пределы, часть, позднее, попали под власть авар.

Читайте также:
12 великолепных украшений в морском стиле

Утигуры — они в начале VI в. обитали к востоку от Дона, подкупленные Юстинианом I в 551 г., разгромили кочевья кутургуров. С 60-х годов попали под власть пришедших в эти районы тюрков.

Альциагиры (Altziagiri) кочевали, по словам Иордана, в Крыму, у Херсона.

Савиры обитали в степях Северного Кавказа, выступали наёмниками ромеев и союзниками персов.

Хунугуры гуннское племя, близкое или сливающееся с савирами, возможно, составляющим это племени были финно-угорские этнические группы.

Следует отметить, что политическая ситуация в степи всегда отличалась крайней шаткостью: одно племя преобладала сегодня, другое завтра. Карта расселения кочевых племен не была статичной.

Появление же в середине VI века нового племенного союза, беспощадных степных воителей, авар, привело к тому, что остатки гуннских кочевых племен, обитавших здесь, или влились в состав аварского союза, или откочевали в Византию и Иран, или, по обычаю степной войны, были уничтожены.

Исторические памятники практически не донесли нам образ гуннов VI веке. Авторы этого периода не описывают их внешнего вида, зато сохранилось достаточно оружия и других материальных свидетельств с территорий, на которых они обитали. Но их значительно меньше, чем в V в. Можно сделать предположение, что т. н. гунны или кочевники степей, граничивших с Римом и Ираном, при множестве схожих предметов вооружения, поясных наборов и т. д. имели существенные отличия и особенности. Условно их можно разделить на кочевников, более близких к Европе и перенявших, или повлиявших на общеварварскую европейскую моду, ещё со времен Атиллы, такую как, например, стрижку в кружок, рубахи-туники, штаны, заправленные в мягкую обувь и т. п. Такую особенность в „моде“ можно видеть уже из описания Прииска. В тоже время, кочевники, обитавшие восточнее, сохраняли на себе в большей степени отпечаток степной моды. Археологические находки и немногие дошедшие изображения помогают проследить нам эту границу, на более очевидном материале алан: так находки из Крыма или мозаики Карфагена рисуют нам аланов, „подпавших“ под германскую моду, в тоже время аланы Кавказа придерживаются „восточной“ моды. Можно четко сказать, что эволюция в снаряжении гуннов, со времен их описания Аммианом Марцеллином, очевидна. Но, как отмечала археолог В. Б. Ковалевская: „Вычленение гуннских древностей — это попытка решения системы уравнений, где число неизвестных излишне велико“.

Об особой значимости ремней в армии Рима и Византии мы уже писали. Тоже самое можно сказать и о поясных наборов в кочевой среде, и если о значении ремней у кочевников раннего средневековья мы знаем детально из работ С. А. Плетнёвой, то о значении их в этот период мы можем лишь предполагать, используя ретроспективный метод.

По поводу геральдических поясов существует два мнения. Одни исследователи считают, что их занесли в европейские степи именно гунны, другие, что это чисто римская военная мода, и свидетельством тому является практически полное отсутствие их в евразийских степях до середины VI в., когда они начинают распространятся после контактов новых народов с римлянами.

Поясная гарнитура состояла из основного кожаного ремня, охватывающего талию воина и вспомогательного, спускающегося с права на лево, где по нему, по скобе-пронизе скользили ножны меча. С основного пояса свисали ремешки, оканчивающиеся наконечниками, подвески были шарнирными, а наконечники ремешков изготовлялись из металла и украшались различным орнаментом. Орнамент мог иметь и значение „тамги“, которая могла свидетельствовать о принадлежности воина к роду или племенной группе.

Количество свисавших ремешков, возможно, свидетельствовали о социальном статусе владельца. В тоже время ремешки имели и утилитарную функцию, к ним можно было прикрепить посредством пряжек нож, сумочку или „кошелёк“.

Но надо отметить, что в VI в. римляне владели этим искусством точно не хуже гуннов: „Разница в том, что почти все римляне и их союзники гунны являются хорошими стрелками из луков верхом“.

О значимости для гуннских племен лука говорит тот факт, что атрибутом их вождей, наряду с мечом, был лук. Такой лук отделывался золотой фольгой и носил символический характер: археологи обнаружили два таких лука с золотыми обкладками. Более того, у гуннов встречались и колчаны, обтянутые фольгой из цветных металлов.

О дальнобойном луке кочевников длиной около 1,60 см. принято говорить как о „революции“ в военном деле. Археологически же, „первые“ гуннские луки V в., идентичны сарматским. Сложный лук, на первоначальном этапе, мог и не иметь костяных обкладок. Накладки, охватывающие концы лука, состоят из четырех, позже двух несколько изогнутых пластин с вырезом на конце для крепления тетивы; средние костяные накладки широкие и тонкие с концами, срезанными углом. По сравнению с V в., в VI в. обкладки (в Восточноевропейской степи) стали более массивными (находки VI в. из г. Энгельса). Стрелы, встречающиеся в археологических памятниках: мелкие трехгранные, крупные трехлопастные и плоские ромбовидные с уступом при переходе к черешку, соответствующие силе „гуннского“ лука. Оружие переносилось как в едином комплекте типа греческой токсофаретры. Таких воинов с единой „токсофаретрой“, где налучье и колчан являются единой системой, можно видеть на изображении кенкольских воинов II–V вв. из Кыргыстана.

Переносились они и отдельно. Так мы имеем такой колчан VI–VII вв. из Кудырге, Алтайский край. Материал изготовления — береста. Параметры: 65 см. в длину, 10 см. — у устья, а у основания — 15 см. Колчаны из бересты могли обтягивались тканью или кожей. Налучье могло быть как жесткое, каркасное, так и мягкое, как у всадников с фресок из „синего“ зала, помещение 41 из Пенджикента.

Важно отметить, и это отчётливо нам показывают археологические данные, как бы не была скудна бытовая среда кочевника, украшению и снаряжению оружия уделялось особое внимание.

Оружие, безусловно свидетельствовало о статусе воина, но, прежде всего статус определялся местом и храбростью воина на войне: всадник-воин стремился обзавестись оружием, отличавшим его от других.

Оборонительное и наступательное вооружение

Меч. Это оружие, наряду с луком, для гуннских племён носило символический характер. Гунны, как воин-народ покланялись мечам как божествам, о чем писал Прииск в V в., и вторил ему Иордан в VI в.

Читайте также:
Серьги с бирюзой – фото образов

Наряду с мечами гунны использовали, по данным археологии, топоры, копья, хотя об этом мы не имеем письменных свидетельств, а вот Иешу Стилист писал о том, что гунны пользовали ещё и палицами.

Еще Аммиан Марцеллин писал о силе гуннов в битве на мечах. А вот в VI в. Улдах-гунн, возглавивший ромейские и гуннские отряды у города Пизавра (Пезаро) в Италии, изрубил мечами аламанских разведчиков.

И если от IV–V вв. у нас есть достаточное количество находок идентичного гуннского оружия, то в рассматриваемый период, такое оружие к гуннскому можно отнести гипотетически.

В степной зоне Восточной Европы мы имеем, условно, два вида мечей, отличающихся гардой. Мечи, с украшенным перекрестием в стиле перегородчатой инкрустации, ещё встречались в рассматриваемый нами период, хотя пик „моды“ на них был в V в. Мы имеем такие мечи конца V — начала VI в. с черноморского побережья Кавказа, и из Дмитриевки Донецкой области Украины. Некоторые исследователи считают, что этот меч следует относить к импорту из Византии, что, на наш взгляд, не исключает принадлежности данного оружия гуннам.

Другими были мече с ромбовидной гардой, как оружие VI в. из Арцыбашево Рязанской области и из Камута, Кавказ.

В начале века мы имеем дело с ножнами, украшенными так же, как в V в. Они были сделанны из дерева или металла, покрытые кожей, тканью или фольгой из цветных металлов. Ножны украшались полудрагоценными камнями. Яркий вид этого оружия — всего лишь имитация богатства, так как при его производстве использовали золотую фольгу и полудрагоценные камни. До первой половины VI в. мечи подвешены на скобы-пронизы или скобы, к которым они крепились вертикально. Чаще всего они делались из дерева, но встречались и из металла.

С середины VI в. технология изготовления ножен не изменилась, но их стали меньше украшать. Главное, что у мечей появляется иной способ крепления к поясному ремню, на ножнах появились плоские боковые выступы в виде буквы „р“ с петлями, с тыльной стороны, для прикрепления к ремешкам, идущим от пояса. Меч крепился к поясу на двух ремешках под углом 45 0 , что, наверное, облегчало посадку на коня. Можно лишь предположить, что такое крепление появилось в азиатской степи и проникло в Иран. Такое крепление имеется на сасанидских мечах из Лувра и Метрополитена. Оттуда оно проникает в степи Восточной Европы и далее, распространяется по Европе. Сакс с таким креплением был среди находок из лангобардского могильника Кастель Трозино.

Хотя авторы этого периода ничего не пишут о топорах, как оружие гуннов, а некоторые исследователи считают, что топор — это оружие только пехоты, но топор из Хасаута (Северный Кавказ) опровергает эти доводы. Он является эдаким прообраз клевреца: с одной стороны топорище, а с другой стороны, заостренный конец, который мог также использоваться как оружие для прорубания „брони“.

Что касается броней, то, как мы писали в статье „Защитное снаряжение всадника византийской армии VI века“ большинство защиты этого периода можно отнести к ламенарному доспеху, но встречаются и кольчатые. В ГИМе хранится „спекшаяся“ кольчуга этого времени, найденная в Керчи.

То же можно сказать и о шлемах степной зоны, наиболее характерный для VI в., это каркасный шлем своеобразной конструкции, найденный вместе с описанной выше кольчугой, с Боспора. А также, шлем, хранящейся в Археологическом музее Кельна, найденный, предположительно, на юге России. Что касается первого, его часто связывают с аварами, так как каркасные шлемы, позднее, встречаются в их могильниках и могильниках их соседей и союзников, лангобардов (Кастел Трозино. Могила 87), но скорее всего, всё же авары, „проходя“ эти районы, могли позаимствовать такой тип шлема у местных кочевых племён.

Аркан

Это оружие или орудие труда кочевников, как можно видеть из письменных источников, использовалось гуннами в VI в. Об этом пишет Малала и Феофан Византиец.

В 528 г. во время вторжения гуннов в провинции Скифию и Мезию, местные стратиги справились с одним отрядом, но нарвались на другой отряд всадников. Гунны применили против стратигов арканы: „Годила, обнажив свой меч, разрубил петлю и освободился. Константиол же был сброшен с лошади на землю. А Аскум был схвачен“.

Внешний вид.

Можно предположить, что гунны, обитавшие на границах империи одевались по общеварварской моде, как на реконструкции издательства „Оспрей“, художника Грехема Сумнера.

А вот племена, кочевавшие в степях Восточной Европы и Предкавказья скорее всего облачались в традиционный наряд кочевника, такой, который можно на фреске из Афрасиаба (Музей Истории. Самарканд. Узбекистан), т. е. это халат с запахом слева, широкие штаны и „валенные“ сапоги.

В современных изданиях принято изображать кочевников с усами, концы которых опущены вниз как у запорожцев. На самом деле, немногие дошедшие до нас памятники этого и близких к ним периодов показывают всадников-кочевников с усами, концы которых, или загнуты вверх, на манер знаменитых усов Чапаева, или просто торчат, но не ниспадают.

Подводя итоги вышесказанного, ещё раз отметим, что мы затронули ряд вопросов, связанных с племенами, обитавшими на границах Византийской империи в степях северного Причерноморье и Восточной Европе. В литературе они получили название „гунны“.

VI в. — это период, когда мы встречаемся с ними последний раз, далее, они были или поглощены, или включены в состав, новых волн кочевников, приходивших с востока (авары) или получили новое развитие в рамках новых кочевых образований (протоболгары).

Аттила: «Божья кара» для одних и «славный герой» для других

Украинский исследователь о том, как закончилась яркая история «малорослого, но отважного мужчины», наводившего ужас на всю Европу

Ярослав Пилипчук продолжает цикл статей, посвященных ключевым этапам тюркской истории. Сегодня «Реальное время» публикует третью, заключительную часть заметок украинского историка о кочевых гуннских племенах в Европе.

Восход Европы

Виктор Тоненский под 453 годом сообщал о смерти Аттилы. Указывалось, что борьба его сыновей за власть ослабила гуннов. Исидор Севильский сообщал, что гуннов остановили готы. Он говорил, что правитель вестготов Теодорид вместе с Аэцием воевал в битве на Каталаунских полях против гуннов, которые опустошали Галлию, грабя в ней города. Гунны были вырезаны готами почти до полного истребления и со своим королем Аттилой бежали в Италию, где осадили некоторые города. Их поразили голод и кара небесная. Император ромеев Маркиан послал против гуннов войско и поразил их стремительной атакой. Серьезно ослабленные гунны вернулись в свои земли. Вскоре Аттила умер, и сразу после этого его сыновья начали борьбу за наследство, уничтожая друг друга своими же мечами. Так гунны постепенно исчезли.

Читайте также:
Наручные женские часы 2021 – золото, платина, бриллианты

Похожими словами эти события описал Йордан. Он говорил, что гунны ослабли из-за своих усобиц. Распоряжаясь землями бывших сподвижников отца (в частности, правителя гепидов Ардариха), гунны привели свое государство к упадку. Ардарих восстал против них, его поддержали свевы, руги, герулы, аланы. В битве при реке Недао гунны были разбиты, там же погиб сын Аттилы, которого отец хотел сделать своим наследником. Сообщалось, что в битве погибло около 30 тысяч гуннов (это, естественно, преувеличение). Гунны были прогнаны к берегам моря. Однако Йордан далее сообщает, что гепиды овладели землями в Дакии, а остготы — в Паннонии. Сарматы и часть гуннов были поселены ромеями как федераты у Кастра Марис в Иллирике. Аланы, скиры, садагарии были поселены в Малой Скифии (Добрудже) и Нижней Мезии. Сообщалось, что Эрнак поселился в Малой Скифии, а его родственники Емнецур и Улциндур поселили своих людей в Утусе, Искусе, Алмусе в прибрежной Дакии. Много гуннов расселилось в Романии — от них происходили сакромонтисы и фосатисы. Паннонией управляли братья Валамир, Тиудимир и Видимир из остготской династии Амалов. Они разбили гуннов, которые хотели восстановить свою власть над остготами. Денгизих во главе племен ултинзуров, ангискиров, битугуров и бардоров вторгся в Нижнюю Паннонию. Германскими союзниками гуннов были ангискиры, скиры Эдекон и Хунульф и вождь свевов Хунимунд. На стороне гуннов выступили также сарматы Беука и Бабай. Гунны были разбиты остготами сначала у города Басианы, а потом на реке Болия. После этих поражений свевы перестали зависеть от гуннов, а сарматы были разбиты ромеями. С того времени остготы начали расширять свои владения на Македонию и Фракию. Теодорих Страбон был реальной угрозой для ромеев. Гуннов же после поражения на Болии Йордан не упоминает как реальную силу.

Сведения латинских источников хорошо дополняет греческий хронист Приск Панийский. Следующая волна переселенцев, которая была представлена огурскими племенами, открыла славянам путь к Дунаю. Под 463 годом Приск Панийский сообщал о переселении племен сарагур, огур, оногуров под давлением сабиров. Огурские племена вторглись в земли акациров. Под 466 годом сообщалось, что сарагуры вместе с акацирами вторглись в земли персов через земли Иберии и Армении, вероятно пройдя один из перевалов через Кавказ. В таком случае, аланы оказали им помощь. Под тем же годом говорилось, что вождь гуннов Денгизих поднял оружие против ромеев. Учитывая территорию расселения гуннских племен альциагиров и ултинзуров, они также были сокрушены огурами. По сведениям Приска Панийского, в 467 году остготы перебили находящихся у них гуннов, которыми руководил Хелхал. Землей, в которой происходили эти события, вероятно была Паннония или Мезия. Сын Аттилы Денгизих просил территории для поселения и, не получив ответа, вторгся в владения ромеев. Комес Марцеллин сообщал о набеге «Денцига», сына Аттилы, под 469 годом.

Гунны разоряют римскую виллу в Галлии. Иллюстрация худ. Ж. Рочегросса (1910 г.) Илл. wikipedia.org

А. Комар локализировал царских гуннов в районе Карпатской котловины. С их памятниками похожи курганы «с усами» на днепровском левобережье и в волго-донских степях. Украинский исследователь связывает их с гуннами Эрнака, мигрировавшими на восток после понесенных от готов поражений. Вероятно, после поражений Эллака и Денгизиха гунны были покорены огурами. К. Домбровский отмечал, что, вероятно, было две орды — Эрнака и Денгизиха. Польский историк отмечал существование племенных союзов акациров и кидаритов, которых также связывал с гуннами.

Гунны или венгры?

Интересен образ гуннов и Аттилы в исторических сочинениях и эпосах. В латиноязычных источниках этот образ, как правило, демонизировался. Почти повсеместно считалось, что Аттила — это божья кара («бич Божий») и наказание народам за грехи. Отмечалось, что гунны были настолько дики, что пили кровь, раня лошадей.

Однако несколько по-иному оценивают эти события в венгерских источниках, где гуннов было принято считать предками венгров. Гунны локализировались Шимоном Кезаи в Скифии. Сообщалось, что они пришли из района Рифейских гор и Этиля в район Дона. Упоминалось племя алпилдзуров, а также то, что гунны жили около реки Тисы. Отмечалось, что ими правил король Этель, говорилось о Каталаунской битве. Гуннам приписывалось покорение данов, норвежцев, пруссов, литовцев, фризов. Указывалось, что они вторглись в Италию. Были взяты Форум Юлия (Фриули), Таврисий (Тревизо), Бриксиа (Брешиа), Падуя, Кремона, Верона, Мантуя, Медиолан (Милан), Феррара. Жители Аквилеи бежали на острова и таким образом основали Венецию. Была запечатлена встреча Этеля с римским папой Львом. Потомком Аттилы назывался Чаба. Отмечалось, что он вторгся в Грецию и был разбит ромеями. Оставшиеся гунны переселились назад в Скифию и стали предками венгров. Если сопоставить данные Шимона Кезаи со сведениями Приска Панийского, Йордана и Комеса Марцеллина, то мифического Чабу возможно сопоставить с реальным Денгизихом. В хронике Ардарих ошибочно назван правителем готов, а Теодориху Великому (Веронскому) приписывалась борьба с гуннами.

Отождествление венгров с гуннами встречалось и в Венской Иллюстрированной хронике, где говорилось об избрании королем Аттилы. Отмечалось, что владения гуннов простирались от Тисы до Дона и что поселение Сикамбрия получила название Буда. Алпилдзуров хронист сопоставлял с пруссами. Сообщалось, что Аттила опустошил многие города в Галлии. У Шимона Кезаи заимствованы данные о взятии гуннами ряда городов в Италии и встрече с папой римским. От себя автор прибавил фантастическую деталь об опустошении Апулии. Чаба был назван отцом Эда и Эдемена, которые во главе своего народа вернулись в Скифию из Паннонии. Это было обусловлено поражением Чабы от германцев. Этим сведениям практически идентичны данные Дубницкой хроники.

Читайте также:
Золотые Украшения для волос – модная тенденция

Изображение Аттилы из Венгерской иллюстрированной хроники (1360). Илл. historia-cronologia.lapunk.hu

Янош Туроци сообщал, что в своем повествовании о гуннах ссылается на Йордана, и отмечал, что гунны — это иное название венгров, а акациры — иное название гелонов. Сообщалась легенда об олене, приведшем гуннов через Меотидское болото в Европу из азиатской Скифии. Вождями гуннов названы Хунор и Магор, которые никогда не существовали. Имена других правителей гуннов сознательно были сделаны венгерскими. Отмечалось, что древними алпидзурами были русины. Венгерский хронист, ссылаясь на древность и фальсифицируя ее, создавал национальный миф о тождестве гуннов и венгров. Как и в Венской Иллюстрированной хронике, говорилось о том, что Аттилу (или, как его называют венгры, Этеля) выбрали правителем гуннов. Отмечались победы над ромеями на Балканах. Среди подвластных правителей были названы гот Валамер, гепид Ардарих, маркоманы, квады, свевы, герулы, тюринги. Говорилось о походах в Галлию и Италию, битве на Каталаунских полях, опустошении Аквилеи, а также о происхождении от аквилейцев венецианцев и о встрече с папой римским. Сообщалось о смерти Аттилы. Отмечалось, что город Аттилы — это древний Сикамбрий, а в Венгрии он называется Будой. Сказано, что после Аттилы правил Чаба, отмечена борьба между потомками Аттилы. Необходимо сказать, что Янош Туроци писал о восстании Ардариха против гуннской власти и вторжении Чабы в Грецию. После гибели Чабы часть гуннов мигрировала на восток, а те гунны, которые остались, по мнению Яноша Туроци стали предками секеев.

В венгерских хрониках всячески подчеркивалась преемственность между гуннами и венграми, которой реально не было. Популярным героем венгерских хроник был Аттила, которого венгры считали одним из своих правителей. Это было характерно для венгров еще до появления у них историографии. Латиноязычный хронист Поп Дуклянин говорил о вожде венгров Аттиле.

Естественно, Аттила не был венгерским правителем или вождем венгерских племен. Однако важно отметить, что сами венгры относили себя к туранскому миру и что на наследство гуннов претендовали и дунайские булгары. В именнике булгарских ханов названы Автихол (Аттила) и Ирник (Эрнак). Для венгров и болгар Аттила был славным героем, и от него они выводили происхождение правящих династий.

Разные народы смотрят по-разному

Что касается взаимоотношений германцев с гуннами, то о них писали в сборнике древнеисландских песен «Старшая Эдда». В нем Атли персонифицирует собой всех гуннских правителей. По сюжету поэмы он желал выведать, где золото асов. Гуннар и Хёгни были погублены Атли, который заманил их к себе. За них отомстила Гудрун, убившая своих сыновей от Атли — Эйтиля и Эрпа. Она накормила его мясом сыновей и сказала ему об этом после приема пищи. Атли не противился Гудрун, когда она его убивала.

Атли был выбран как муж Гудрун ее матерью Гримхильдой, которая называла его самым славным из правителей. Атли обещал одарить Гудрун золотом и подарить ей гуннских девушек, ткущих золотом. В Песни о Нибелунгах Кримхильда, мечтая отомстить Хагену за Зигфрида, стала женой язычника правителя гуннов Этцеля. Местом свадьбы была Вена. От брака с Этцелем у нее был сын Ортлиб. Брат Этцеля Бледель нападает на людей бургундского короля Гюнтера, однако погибает от руки Данкварта. Однако потом гунны перебивают бургундов. От руки бургундов погибает и Ортлиб. Этцель рвался в бой, однако Кримхильда его отговаривала.

Аттила (Атли). Иллюстрация к изданию «Старшей Эдды» (1893 г.) Илл. britannica.com

Этцель рассматривался как завидный жених. Говорилось, что в его свите самые славные воины и что от Эльбы и до моря нет его сильней, а от Роны до Рейна — славней. Этцель был учтив и щедр без меры. Он вознаграждал и язычников, и христиан за службу. Его сокровища и владения велики. Однако в Песне о Нибелунгах он как бы на заднем плане. В англо-саксонском эпосе «Видсид» отмечено, что Этла правит гуннами. В Песне о Хлёде упомянут гуннский вождь Хлёде, который охарактеризован как могущественный правитель.

В общем, негативный образ Аттилы был сформулирован в германской эпической традиции, которая, однако, не умаляла величественного образа этого правителя. Образ же Аттилы как кары Божьей был сформирован римской латиноязычной традицией. У славян он не сохранился вовсе. В славянском эпосе, записанном Нестором, образ гуннов вытеснен обрами, то есть аварами. Также упоминались какие-то белые угры, которых, вероятно, можно отождествить с сарагурами. В скандинавских сагах степи Восточной Европы получили название Гуналанд.

И это все о нем

В отличие от эпосов, хронисты запечатлели более реальный образ Аттилы. Приск Панийский, побывавший в лагере гуннов, охарактеризовал его как великого правителя. Йордан пересказывал легенду о мече Арея (Марсов меч), которым пользовались давние скифские цари и вокруг которого строился культ личности Аттилы. Сообщалось, что гуннский пастух нашел меч, когда о него порезался скот, и гуннский вождь им воспользовался. Отмечалось, что перед боем на Каталаунских полях Аттила произнес вдохновенную речь перед своим войском (правда, стилистика и детали речи выдают, что она была вложена в его уста самим Йорданом).

Йордан характеризовал Аттилу как мужчину, рожденного на свет для потрясения народов, для ужаса всех стран, который неведомо по какому жребию наводил на всех трепет. У него была гордая поступь, своими движениями он демонстрировал могущество. Он любил воевать, был здравомыслящим человеком, доступен просящим и милостив к тем, кто ему доверился. Отмечалось, что он был малоросл, но отважен.

Приск Панийский сделал, пожалуй, наиболее яркое описание Аттилы. В одежде он предпочитал простоту, а когда посол ромеев Вигила пытался хитрить, заявляя, что нет гуннских беглецов во владениях ромеев, возмутился и начал его запугивать, грозя посадить на кол. Когда же тот прибыл со вторым посольством и с поручением от Хрисафия убить Аттилу, гуннский правитель угрожал смертью его сыну и вынудил его сознаться. Потом его послами были публично унижены Хрисафий и Феодосий. Тем не оставалось иного, как платить дань и выдать беглецов, а также уступить земли у Дуная и выдать за Аттилу аристократку.

Читайте также:
Украшения из янтаря – ювелирные изделия и бижутерия

Империя гуннов и подчиненных им племен во времена Аттилы. Илл. wikipedia.org

При дворе Аттилы находились люди разного происхождения. Так, например, Онигисий был греком, Эдекон и Скотта — германцами, Орест, Промут и Ромул — римлянами. Аттила предстает перед нами как искусный политик. Через Ромула он запугивал ромеев, что легко покорит Эраншахр Сасанидов. Сообщалось, что он без труда покорит мидян, персов и парфян. Вождь гуннов при нескольких контактах с ромеями ставил перед ними выбор — либо дань, либо война.

В Паннонии для Аттилы был построен дом из деревянных срубов. Послы принимались на пиру с прописанным церемониалом приема вина и еды. Аттила организовывал свой двор не хуже самых могущественных германских королей. При этом он всячески подчеркивал им, что выше не только германцев, но и римлян с ромеями.

Готский историк напрямую не связывал гибель Аттилы с Ильдико (последняя из его жен), однако высказывал удовлетворение, что столь опасный враг умер. Сюжет с убийством Аттилы его женой впервые появился у Комеса Марцеллина, который датировал это событие 454 годом и передавал также как слух, что Аттила захлебнулся кровью во сне.

По легенде, записанной Йорданом, гунны похоронили Аттилу в трех гробах — железном, серебряном и золотом. Вероятно, это не более чем легенда. Естественно, с ним должны были положить часть его сокровищ из серебра и золота, оружие и доспехи из железа.

Место погребения Аттилы остается неизвестным — гунны уничтожили людей, создавших его курган.

Таким образом, мы пришли к следующим выводам. Этнос гуннов сформировался в Центральной Азии. Вторжению в Европу предшествовала сарматизация гуннов и перенимание ими ряда местных традиций. В Восточной Европе они появились в IV веке. Сведения о гуннах II века в сочинениях Клавдия Птолемея и Дионисия Периегета были записаны со слухов и являются недостоверными. Появление гуннов в Паннонии как федератов можно датировать концом IV века. Реальными господами края они стали в первой половине V века.

При Руе и Аттиле основная масса гуннов жила в Алфёльде, причерноморские степи были заняты акацирами, а предкавказские степи — огурскими племенами. Временем наибольшего могущества гуннов было время правления Аттилы, а началом конца — период 50—60-х годов V века. Славяне были союзниками гуннов, поэтому негативный образ гуннов у них не сформировался. Сформировался он в германском эпосе, впрочем, там отображено и величие гуннов. Во второй половине VI века гунны сохранились на границах Византии в качестве федератов. Последнее достоверное упоминание о них датировано началом VI века.

Справка

Ярослав Пилипчук окончил Национальный педагогический университет им. М.П. Драгоманова в Киеве в 2006 году по специальности «История и право». В 2010 году в Институте востоковедения им. А.Ю. Крымского НАН Украины защитил диссертацию по специальности «Всемирная история. Монгольское завоевание Дешт-и-Кипчак в XIII веке».

lsvsx

Всё совершенно иначе!

Истина где-то посередине. Так давайте подгребать к ней не теряя достоинства.

Многие события древнего мира до сих пор привлекают внимание историков. Причиной такого внимания обычно являются спорные вопросы, ответы на которые до сих пор не получены. К ним относится и вопрос о происхождении гуннов — союза воинственных варварских племен, который сформировался путем смешения различных этнических групп во II — IV веках на территории Великой Евразийской степи, Приуралья и Приволжья.

Василий Никитич Татищев, русский историк, тоже пытался определить принадлежность гуннов к какому-либо народу. Он писал, что угры и обры, называемые иностранными историками аварами и гуннами широко известны. Славянский летописец Нестор считал угров славянами, а обров — сарматами. Но в историческом Лексиконе их считали одним родом. Лично Татищев полагал, что среди угров и обров было много славян, присоединившихся вследствие гуннских завоеваний. Угры — значит обитающие у Кавказских гор от рек Куме, Терку до Сулака, т.е. имя дано по месту обитания, что происходило в древности достаточно часто. Сами себя угры называли куманами. Птолемей же упоминал угров в качестве матер, коноплен, сабочей и других племен. Татищев подчеркивает, что сам Птолемей в тех местах не бывал, а лишь перевел славянские источники и выдал их за свои труды. Плиний называл славян есседонами (исседонами), а Страленберг называл племена, живущие от Волги до гор и по Дону, ойгурами (уграми).

Иордан, будучи неприятелем угров и гуннов, по мнению Татищева, «сложил весьма смешную и глупую басню». Филимер, король готов, пришедший в Паннонию, выгнал из своего войска несколько колдуний, которые, прелюбодействуя с фавнами и лешими, породили гуннов.

Многие историки по незнанию домысливали и придумывали исторические факты, что, по мнению Татищева, с честью историка не согласуется. А Библию «прямо как ковер Мелитриссы употребляют, и на все, что только хотят, натягивают». Греки и римляне же многие имена переводили до приятного звучания в своем языке.

Кочевое общество варваров было очень динамичным, но их социальный строй – загадка. Письменность в обществе гуннов отсутствовала. Песни, которые гунны слагали о своем предводителе Атилле, со временем затерялись бы в истории, если бы не свидетельства римских и греческих путешественников и историков, но и в песнях отсутствуют данные об их происхождении. Степная кочевая жизнь и постоянные набеги не способствовали увековечиванию побед в письменных источниках. Кочевники не занимались ручным трудом, ремеслами и земледелием. Греческие мастера обменивались с гуннами своими изделиями, за которые те платили золотом, мехами или захваченными трофеями. Поэтому археологические раскопки ничего не дали, а все, что археологи находили, с тем же успехом можно приписать и скифам до или после правления Атиллы, римским и греческим мастерам. Например, в начале 40-х гг. XX века профессор Альфеди описал, как минимум, четыре предмета явно гуннской принадлежности. Венгерский же археолог Золтан определил их как римские, так как в местах, где располагались стоянки кочевников, были найдены только римские монеты. Остатки погребений гуннов находили в Закарпатье, Ростовской, Архангельской, Одесской, Николаевской и Херсонской областях, в Крыму и Феодосии. Поверх захоронений клали чучело коня. Множество подобных захоронений находят в России и Казахстане.

Читайте также:
Где и как хранить бижутерию – фото и советы

Все государства, находящиеся на территории стоянок гуннов: Россия, Украина, Польша, Болгария, Хорватия, Венгрия, Турция, Германия, Чувашия, Казахстан и многие другие, претендуют на родство с Атиллой и гуннами. И, скорее всего, все имеют для этого достаточно оснований.

С гуннами связывают Великое переселение народов. Великое переселение – это и Великое смешение родов и национальностей, да и в войске гуннов были люди различных кровей, многие присоединялись к Атилле, чтобы все вместе продолжать набеги. Облик полководца Атиллы древними источниками изображается по-разному, не говоря уже о его дальнейшей исторической интерпретации. То он похож на монгола, то на араба, то на голубоглазого и светловолосого воина (киммериец, скандинав, склавянин). Даже один из самых главных исторических источников, воевода Приск Паннийский, создал, по всей видимости, собирательный образ. Там, где отсутствовали реальные данные, добавил уже существующие стереотипы.

Атилла собрал «наемников» со всех завоеванных территорий для дальнейшего захвата и грабежа. Имя его осталось в истории лишь благодаря серии удачных набегов на Византию и Древний Рим, где уже существовали письменность и историки, которые и запечатлели историю набегов. Но запечатлели только с одной стороны. Со стороны тех, кого изрядно потрепали набеги гуннов. Со стороны тех, кто был вынужден платить дань страшным варварам и вряд ли испытывал к ним симпатию.

По концепции Г. Вирта (первый руководитель Аненербе), Атилла намеревался создать свое политическое государство, но хаотичность набегов, отсутствие военной логики и тактики, а также странные отношения с Римской империей не позволяют принять данную концепцию.

Аммиан Марцелин описывал воинов, чья жизнь без набегов немыслима, настроение переменчиво, они легко отказываются от своих намерений, обещаний и союзников, с которыми заключили перемирие. Это может и свидетельствовать о наличии нескольких объединений, не связанных между собой.

В бой они бросаются, выстроившись клином, издавая воинственный клич: «Хурра!». Ненадежны в слове, не имеют религии и суеверий, ограничивающих их в действиях, жестоки по отношению к побежденным, включая детей и женщин. Практически неразделимы со своими лошадьми, живут на них: едят, спят и заключают торговые сделки.

А ведь подобное единение с лошадью в истории уже происходило. В начале VII в. до н.э. у границ Китая появились неизвестные воины. Сражения они вели, слившись воедино со своими лошадьми, не соскакивая на землю, как это было принято. Настолько стремительными были их действия, настолько воины и кони казались едиными существами, почти фантастическими, что они дали начало легенде о кентаврах. Тысячи светлокожих, голубоглазых и белокурых воинов, которых китайцы прозвали жуну (сюнну), в течение двух тысячелетий сражались с миллионами китайцев. До тех пор, пока не появилась китайская стена. Воины, как и гунны позднее, умело пользовались луком. Профессор Дегинь, живущий в 18 веке, выдвинул гипотезу об идентичности гунну с сюнну. Но доказательств тождественности так и не обнаружили.

Гуннами также назывались все нашествия варваров с северо-востока после смерти Бича Божьего. Так позднее стали называть Атиллу в ранней средневековой литературе, где ему отводили роль варвара-разрушителя. На примерах борьбы с Бичом Божьим прославлялись деяния святых и совершались чудеса на благо укрепления веры.

После смерти Великого Скифа похоронили, заключив его в три гроба: из золота, серебра и железа. В могилу также положили оружие и золотые украшения и монеты. По свидетельству Иордана, всех, кто принимал участие в захоронении, затем убили, дабы избежать разглашения точного места могилы. В свидетельстве Иордана о захоронении Атиллы также наблюдаются некоторые домыслы: отвели русло реки, похоронили, и затем снова вернули реку. Тяжелые воды сомкнулись над телом Великого гунна. Многие археологи занимаются поиском легендарной могилы, которая может приоткрыть тайну происхождения гуннов.

Степные варвары досаждали более развитым государствам, и именно тогда их начинали замечать. Прекращались нападения, и легендарные воины «внезапно исчезали». Может быть, причина внезапных появлений и исчезновений кроется именно в этом? И тогда необходимо признать, что гунны – причина и результат Великого переселения.

Форум о куклах DP

Коллекционные куклы, кукольная фотография, международные выставки и многое другое о кукольном мире для ВЗРОСЛЫХ

  • Сообщения без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Наша команда

Свежие статьи на сайте DollPlanet.ru
Forces of Destiny: Звездные Войны в кукольном формате
Shibajuku Girls, большие модницы из Австралии

****
ВАЖНО! В случае получения подозрительных ЛС (спам, попрошайничество и т.п.) высылайте на admin ЦИТАТУ и СКРИНШОТ.
Заметили, что у Вас cтало меньше сообщений ? Не переживайте! Из объемных тем удаляются сообщения старше 2-3 месяцев с неактуальной информацией (“где купили”, битые ссылки, оффтопы и др.)
Когда форум “тормозит”, получаются дубли сообщений . Мы будем благодарны вам за жалобы (кнопка !/ ) на дублях – так сможем удалить их быстрее!

Изменения ОБЩИХ правил форума (п.2.1): увеличен до 800 пкс предельный размер вставляемых изображений в посты. Подробнее.

Ювелирные украшения для кукол

Модератор: Divsha

  • Перейти на страницу:

Ювелирные украшения для кукол

Сообщение Дюкаша » 28 янв 2006, 14:12

Это, конечно, не одежда и не обувь, да и вообще этим занимаются не в ателье, а в ювелирной мастерской, но тем не менее.

Мы в свое время делали много всяких побрякушек из бисера, кусков тонких цепочек и других мелких деталей. А я еще и коробочки к этому любила сделать, чтобы наши мальчики могли дарить это нашим девочкам торжественно и красиво. Фоткать это все дело почти не фоткали, но в процессе разных кукольных съемок кое-что попало в кадр.

Такое вот колечко в коробочке, которое вообще-то было предназначено именно для дарения и последующего хранения, а не надевания, но при большом желании можно бы было и надеть.

Коробочка в закрытом виде:

В открытом виде:

Сторона ее выкройки была равна что-то типа 6 мм. Готовая коробочка должна быть чуть побольше, конечно, т.к. она еще и лаком покрыта.

А это коробочка чуть побольше, в ней торжественно дарился комплект из ожерелья и сережек.

Туфелька стоит рядом для сравнения масштаба.

Читайте также:
Украшения из кораллов

А это просто обычная обручалочка, не в коробочке, а на руке. Причем на мужской.

А это я уже где-то показывала, но может кто и не видел.
Фенечка на ногу, очень мной любимая:

Кулончик из подвески для ногтей:

Кто продолжит ювелирную выставку?

Сообщение Екатерина » 17 мар 2006, 13:19

Дюкаша , очень красивые украшения! Очень! крохотные колечки вообще вызывают абсолютное восхищение – недавно сама взяла тоненькую проволоку, стала пытаться что-то загнуть, и это оказалось очень трудно. Нужно ли использовать инструменты или такое великолепие творится пальцами при определенной сноровке.

сразу возникла куча вопросов – какие застежки брать для такой “мелочи”, как браслет на ногу? Где продаются подвески для нэйл-арта? (пока сама не узнала где – поручила подругам, если где-то увидят, брать сразу чуть ли не оптом ) Надо ли насквозь протыкать кеновскую руку, чтобы надеть такую “обручалочку”?

я тоже хочу сделать куклам что-нибудь ювелирное, но пока на эту тему в голове полный ступор – пока актуально вязание сделаю-ка пока что-нибудь простое и забавное в стиле этно из крупных деревянных бусин и стеклянных.

Сообщение Дюкаша » 28 мар 2006, 00:08

Ой, сто лет тут не была, а тут, оказывается, вопросов куча.

Пальцами такое колечко, конечно, не загнешь. Я обычно выполняю подобную мелкую работу чертежным рейсфедером. Застежки я все, конечно, делаю сама: просто загибаю крючочки из проволоки – тоже рейсфедером. Я и для кукольной одежды никогда не беру готовые крючки, только малюсенькие самодельные, а уж для украшений и подавно. Насчет подвесок, к сожалению, ничего определенного сказать не могу, т.к. сама давно не видела. Впрочем, я особо и не интересовалась этим в последние годы, так что неудивительно. А ту, которая у меня есть, купила когда-то весьма давно в палатке в переходе на м. Проспект Мира. Не знаю, существует ли эта палатка сейчас и что в ней продается, но тогда была всякая косметика, заколки, расчески и вот украшения для ногтей тоже. Их там было много разных, но стоили они что-то довольно дорого, так что оптом закупать желания не возникло, но вот насчет этой не удержалась. Кеновская рука, как и Барбейская, проткнута для надевания кольца насквозь, но не скажу, чтобы это доставило мне или моему Алексу большие проблемы.
А из крупных бусин (т.е. все же бисерин, но крупных) мы тоже делали кое-что, когда по сюжету наши герои ездили в племя к индейцам. Но предпочитаю я все-таки мелкий бисер.

Сообщение Kitty » 28 мар 2006, 11:27

Сообщение Дюкаша » 30 мар 2006, 05:04

Kitty, фото я бы, конечно, показала с большой радостью, но у меня с этим всегда проблемы, цифровика-то своего нет. Приходится урывками что-то фоткать, когда приходит подруга с цифровиком или когда я прихожу к ней, но это все не то. Не угадаешь ведь заранее, что может понадобиться, в итоге фоток довольно много, но все не те. Впрочем, фотки застежек из самодельных крючков у меня есть, но не очень крупные и не очень четкие, не знаю, помогут ли они Вам чем-нибудь.






Делаю я их, загибая проволоку плоскогубцами. Фоток изготовления крючка в процессе у меня нет, к сожалению.
Ну а красавице Вашей я бы, возможно, попробовала шнуровку сделать на самодельных проволочных петельках. Вот как здесь, примерно:


Хотя можно и просто на нитяных. А можно и крючочки, конечно.

Вообще, тема застежек к кукольным одежкам весьма актуальна, и ее бы, по-моему, стоило отделить от украшений и развить.

Сообщение Kitty » 30 мар 2006, 08:38

Сообщение Дюкаша » 30 мар 2006, 18:57

Сообщение Kitty » 30 мар 2006, 20:37

Сообщение Бегущая с волками » 09 апр 2006, 18:50

Сообщение Kitty » 09 апр 2006, 21:32

Сообщение Бегущая с волками » 10 апр 2006, 02:29

Сообщение Дюкаша » 10 апр 2006, 06:31

Эээ, я, честно говоря, вообще впервые слышу, что у проволоки бывает номер. Хотя, наверное, должен быть, это логично. Но я в жизни своей проволоки в магазинах не покупала, мы как еще в детстве добывали где попало такую проволоку в цветной изоляции, чтобы плести из нее какие-то тогдашние колечки и всякие прочие глупости, так я ей верна и осталась (только теперь она у меня идет в дело без цветной изоляции, конечно). У меня она вся из каких-то случайных источников, вроде найденных где-то кабелей или просто мотков. Я уж точно не помню, привыкла с детства, что это сокровище надо подбирать где ни найдешь, вот и подбирала всегда. Еще, правда, есть тонкая проволока, которая как раз идет на украшения. Ее тоже где-то находила прямо катушкой – это медную. А серебристую тонкую вытаскивала тоже из кабелей, из многожильных проводков, которые опять же где-то когда-то подобрала. Ну барахольщица я, что поделаешь.
Что касается фенечки, то это кусок тонкой цепочки, на которую через звено вышеупомянутой тонкой проволокой прицеплены очень мелкие металлические бисеринки. Бисер у меня тоже остался с детства, а вернее с еще гораздо более давних времен, просто он не всегда был мой. Это бабушкино наследство. Мне вообще повезло с родней в плане всяких наследств рукодельных: одна бабушка вязала и вышивала, меня этому делу учила (хотя вязать научить не смогла, только вышивать, вязать уж позже на кружке учили) и свои запасы ниток, спиц и крючков оставила, от другой вот мелкий-мелкий бисер, а отца – некоторые инструменты, ну и самое главное – ювелирные гены.

Kitty, у меня тоже бывают серые крючочки. Вернее, серебристые. Такая проволока у меня чуть потолще, я ее использую там, где крючки нужны покрепче. На толстых джинсах, например.

Сообщение Бегущая с волками » 10 апр 2006, 18:33

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *