Альфонс Муха – картины, Иллюстрации и стиль модерн

Альфонс Муха

Alfons Maria Mucha

Альфонс Муха

Alfons Maria Mucha
  • Дата рождения: 24 июля 1860 г. ; Ivančice, Czech Republic
  • Дата смерти: 14 июля 1939 г. ; Prague, Czech Republic
  • Годы активности: 1868 – 1938
  • Национальность:чех
  • Направление:Ар Нуво
  • Сфера:живопись , дизайн , иллюстрация
  • Оказал влияние:Джозеф Кристиан Лейендекер
  • Арт-институции:Академия Жюлиана , Мюнхенская академия художеств , Академия Коларосси , Pennsylvania Academy of the Fine Arts, Philadelphia, PA, US
  • Википедия:ru.wikipedia.org/wiki/Муха,_Альфонс

Заказать
репродукцию

Альфо́нс Мари́а Му́ха (чеш. Alfons Maria Mucha; 24 июля 1860, Иванчице[en], Моравия, Австро-Венгрия — 14 июля 1939, Прага, Протекторат Богемии и Моравии) — чешско-моравский живописец, театральный художник, иллюстратор, ювелирный дизайнер[en] и плакатист, один из наиболее известных представителей стиля «ар нуво».

Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц; чеш. Ivančice, нем. Eibenschütz) в Южной Моравии, недалеко от Брно, в семье небогатого судебного чиновника, мораванина Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна д’Арк»). По окончании гимназии он пытался поступить в пражскую Академию художеств, но не выдержал экзамены и некоторое время по протекции отца работал писарем в суде своего родного городка. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре — вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов.

В 1879 году Муха был замечен и приглашён в Вену в художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. Вскоре художник совершил, вместе с супругами Куэн-Беласси, путешествие в Северную Италию и в австрийский Тироль. Там Альфонс Муха некоторое время расписывал стены замка, принадлежавшего брату Куэн-Беласси. Восхищённый талантом юного мораванина, граф согласился оплатить расходы по его учёбе в Мюнхенской академии изящных искусств. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.

После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887 году переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Однако, в том же 1887 году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Муха остался без средств к существованию. Ему пришлось прервать системные занятия живописью и зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Его мастерская находится над рестораном мадам Шарлотты, в течение некоторого времени он делил её с Ван Гогом. Здесь же, у Шарлотты, Муха познакомился с художниками Выспяньским, Веркаде, Мехоффером, Подковиньским и Слевиньским.

Иногда случались серьёзные заказы. Так, в 1892 году Муха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историка Шарля Сеньобоса. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением — «Славянской эпопеей».

Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Восхищенная Сара Бернар пожелала познакомиться с неизвестным художником, и по её настоянию он получил место главного декоратора театра. За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Alfons Maria Mucha — волшебник ар-нуво

Сначала я увидела женщин Альфонса Мухи. Это было давно, но любовь к этому художнику будет со мной всегда. Много позже я узнала про прерафаэлитов, и тоже полюбила их всей душой, стала узнавать их почерк, немного разбираться в особенностях каждого. Потом, узнав, что в мире полно людей, которые даже и слова такого не слышали, захотелось «нести свои впечатления в массы» (кому интересно, у меня есть публикация об этих удивительных художниках). Ведь знание законов стиля помогает понять и лучше воспринимать то, что в этом стиле создано.

Так вот, на самом деле все было наоборот!

С начала 80-х годов 19 века в Европе восторжествовал модерн. Появилось направление, названное ар-нуво (или арт-нуво), это уже тонкости транскрипции и убеждений лично каждого, как произносить французское словосочетание L’Art Nouveau — новое искусство.

Живописцы решили отказаться от прямых линий, на полотнах зацвели фантастические лилии, нарциссы и орхидеи, по их картинам можно было проводить ботанические разборы. А образы. Героинями стали жертвы трагической или неразделённой любви, прекрасные дивы, царицы, наложницы. Британские художники-прерафаэлиты, следовавшие традициям флорентийских мастеров раннего Возрождения («прерафаэлиты», то есть «до Рафаэля») Уотерхауз (John William Waterhouse, 1849–1917), Милле (John Everett Millais, 1829–1896), Россетти (Dante Gabriel Rossetti, 1828–1882) прославили Англию.

Данте Габриэль Россетти

Эти линии и волшебные образы и очаровали молодого никому не известного чешского паренька — Альфонса Муху.

Правда, сам Муха главным делом своей жизни считал «Славянскую эпопею» (1910–1928). Но эти 20 огромных эпических полотен для людей практически недоступны. А вот «женщин Мухи» встречают посетителей не только в выставочных залах. Они и на посуде, и на шёлковых платках, и в ювелирных украшениях. В интерьерах висят репродукции его работ. На тему его картин разрабатываются схемы вышивок, эскизы деталей интерьеров, плафоны. В фильмах часто мелькают элементы его работ, но это — для тех, кто понимает. Почему он так популярен, что так цепляет? В чем суть его волшебного воздействия на нас?

Вообще, стиль ар-нуво был заимствован из японского искусства. Он включает использование отдельных элементов, японской живописи — изощренная форма цветка цикламена, «водяные» растения, ирисы, лилии, водоросли. Стилизованные растительные и животные формы с мягко изогнутыми, подвижными линиями, плоские и не дающие тени.

И вот приметой стиля ар-нуво стал орнамент. А приметой стиля Альфонса Мухи стала стилизованная фигура грациозной женщины, свободно вписанная в сложную раму из цветов, листьев, символов и арабесок. И постепенно «стиль Мухи» стал синонимом движения ар-нуво в целом.

Как сложилась карьера художника? Сложно представить, что если бы не случай, мы никогда бы не узнали о нем. И не получил бы развития этот красивый мир орнамента и свободных линий.

Чешский художник родился в 1860 году в городе Иванчице. Мальчик с детства хорошо рисовал и пытался поступить в Пражскую Академию художеств, но безуспешно. После гимназии он работал писарем, затем нашел работу помощника декоратора в венском театре, там же он посещал курсы рисования и делал первые иллюстрации к народным песням. После того, как театр сгорел, Альфонс вынужден был переехать в чешский город Микулов, где писал портреты местных дворян. Там он познакомился с графом Куэн-Беласи — человеком, сыгравшем в его жизни очень важную роль. Муха занимался декорированием графского замка, и аристократ был очарован его работами. Граф помог художнику материально и в 1888 году Муха переехал в Париж и там продолжил образование. Но вскоре он остался без средств к существованию, перебивался мелкими заказами, пока в его жизни не появилась блистательная Сара Бернар. Достиг бы художник успеха без нее, кто знает…

Однажды перед Рождеством молодому, бедствующему и неизвестному Мухе предложили «горящий» заказ — афишу спектакля «Жисмонда», главную роль в котором играла Сара Бернар . Художник изобразил приму на необычном по форме плакате — длинном и узком. Это подчеркнуло ее царственную осанку. Распущенные волосы актрисы Муха украсил шикарным венком из цветов, в тонкую руку вложил пальмовую ветвь, а взгляду придал томность, создав общее настроение нежности и неги. Ничего подобного до Мухи никто не делал.

Когда афиша была выполнена и развешена, она произвела фурор. Художник проснулся знаменитым. Тогда плакаты были очень модными. Коллекционеры перекупали плакаты у расклейщиков, а те срезали их по ночам со специальных тумб. Саре Бернар афиша тоже очень понравилась. Она привязала к себе художника эксклюзивным контрактом. Теперь Муха может рисовать театральные афиши только для нее, он обязуется также работать в ее театре «Renaissance» над декорациями и оформлением ее пьес.

В театре Бернар Альфонс Муха работал шесть лет. «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Лорензачио»

— все эти плакатные афиши, изображавшие Бернар, были популярны не меньше «Жисмонды». Их продают и перепродают как картины. Художник перестал нуждаться и стал знаменитым.

В год их знакомства Саре было пятьдесят, а Мухе — тридцать четыре. Несмотря на пересуды современников в высшем свете, художник и актриса сохраняли дружеские и деловые отношения. Скорее это было покровительство старшей знаменитой сестры к талантливому младшему брату.

Следующие серии работ принесли мировую славу художнику. Литографии «Цветы», «Сезоны», «Искусство», «Время суток», «Драгоценные камни», «Луна и звёзды» переиздавались в виде почтовых открыток, игральных карт и расходились мгновенно.

Эти панно имеют вытянутую форму — они узкие и высокие; их печатают как в дешевых вариантах, так и в дорогих, использующих последнее слово полиграфической техники. Они задуманы как настенные украшения, как массовое искусство для каждого, которое «будет прекрасно смотреться и в прихожей, и на лестничной клетке», так писали о его работах критики. Искусство впервые поступает в серийное производство.

Муха много работал с моделями, которых приглашал в свою студию, рисовал и фотографировал их в роскошных драпировках или обнажёнными. Фотографии моделей он снабжал комментариями — «красивые руки», «красивые бёдра», «красивый профиль»… а потом из отобранных «частей» складывал идеальную картинку. Нередко во время рисования Муха закрывал лица моделей платком, чтобы их несовершенство не разрушало идеальный придуманный им образ.

Параллельно он занимался созданием этикеток различных товаров и книжными иллюстрациями. Серия, созданная им для «Моет и Шандон», до сих пор копируется на всевозможных предметах — от ювелирных изделий до зажигалок. Он создает рекламные изображения для шоколада, сигарет, духов.

Работа в рекламе стала стратегическим маркетинговым ходом, превратившим его имя в бренд, гремевший по всей Франции, а впоследствии позволившим оставаться популярным занимаясь «подлинным» искусством.

Поздний Муха после переездов из Франции в США и из США в Чехию значительно меняет свою деятельность. Работает над циклом «Славянская эпопея»из 20 полотен, там уже нет и следа ар-нуво. На многих фотографиях и автопортретах художник одет в традиционную славянскую рубаху, он гордится своим происхождением.

В 1918 году Чехословакия провозглашает независимость. Художник разрабатывает эскизы первых банкнот, марок, вариант государственного герба. Он снова знаменит, и приносит пользу своей стране.

В тридцатые интерес к модерну стремительно уменьшается. Слава художника угасает.

Во времена захвата Чехословакии Муху несколько раз арестовывали и допрашивали, его патриотизм не устраивал гестапо. Испытания подкосили художника, он простудился, заболел пневмонией и умер 1939 году.

А сейчас даже кто не помнит имя художника, конечно, узнают его произведения, потому что они волшебно-красивые и понятные и по-прежнему популярны у дизайнеров всех направлений.
Муха выразил весь стиль модерн в легко запоминающихся формах, понятных даже неискушённому зрителю.

Альфонс Муха: биография, творчество, лучшие картины чешского художника

Альфонс Муха (Alfons Mucha; родился 24 июля 1860 — умер 14 июля 1939 гг.) был выдающимся художником эпохи Модерна XIX-XX вв., которого называют своим и Чехия, и Франция. Он прославился оригинальными плакатами с красивыми женщинами и изысканными цветочными орнаментами. Также Альфонс Муха создал цикл прославляющих родину монументальных картин. Он вписал свое имя и в историю дизайна: придумывал необыкновенные ювелирные украшения и проектировал интерьеры. Длившееся 600 лет строительство собора Святого Вита в Праге завершилось вскоре после установки грандиозного витража по эскизу этого мастера.

Биография Альфонса Мухи

Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года на юге Моравии. Это исторический регион Чехии, который в то время принадлежал Австрийской империи. Детство художника прошло в довольно бедной семье: отец служил мелким чиновником и растил шестерых детей. Школьное образование мальчик смог получить благодаря таланту к музыке: он пел в церковном хоре, что давало право учиться в гимназии. Но рисование привлекало его больше. После гимназии юноша решил поступить в пражскую Академию художеств, но не сумел сдать экзамен и даже получил совет выбрать другое занятие.

При помощи отца Муха устраивается работать писарем, а свободное время посвящает любительскому театру — исполняет роли, рисует декорации и афиши. Вскоре его художественный талант был замечен: 19-летнего художника позвали в Вену создавать декорации для столичных театров. К сожалению, эта карьера завершилась трагедией: в 1881 году в Рингтеатре произошел жуткий пожар, унесший жизни 500 человек. Среди погибших были и коллеги Мухи. Потрясенный художник возвращается в провинциальную Моравию почти без денег.

Вскоре судьба снова улыбнулась молодому человеку. Работая портретистом, он знакомится с графом Куэн-Беласи (Eduard Khuen-Belasi) и получает предложение заняться декорированием его фамильного замка. В дальнейшем граф несколько лет покровительствовал художнику и помогал получить профессиональное образование. Вместе с четой Куэн-Беласи Альфонс Муха побывал в Италии, потом два года учился в академии искусств Мюнхена и, наконец, прибыл в Париж в 1887 году.

Парижский период

Во Франции Альфонс Муха быстро остался без финансовой поддержки: его покровитель проиграл в карты огромную сумму и застрелился. Обучение на этом завершилось, и началась работа. Художник рисовал постеры и открытки, иллюстрировал журналы, а со временем и более серьезные книжные издания. В этот период он знакомится с Винсентом Ван Гогом (Vincent van Gogh) и Полем Гогеном (Paul Gauguin), а также серьезно увлекается фотографией.

Настоящая слава пришла к Альфонсу Мухе благодаря сотрудничеству с легендарной актрисой Сарой Бернар (Sarah Bernhardt). Однажды ей срочно понадобились новые афиши: заказанный заранее вариант не произвел впечатления. Перед новогодними праздниками работать никто не хотел. В типографию пришел один лишь Муха, и всего за одну ночь он сделал черновой вариант будущего шедевра. Когда афиша к пьесе «Жисмонда» появилась на улицах, Муха проснулся знаменитым.

Со временем художник стал настолько популярным, что в обществе появилось понятие «Женщина Мухи» — роскошная, грациозная и чувственная красавица. Помимо афиш, живописец создавал рекламные плакаты и сотрудничал со знаменитым ювелиром Жоржем Фуке. Последнего заинтересовал удивительный браслет, придуманный Мухой для афиши спектакля «Медея». Вскоре фантазия художника получила воплощение в золоте. Украшение назвали «Роза руки», и за ним последовали новые эскизы.

Венцом парижского периода стало участие во Всемирной выставке 1900 года, принесшее Мухе ордена от французского и австрийского правительств.

Американский период и возвращение на родину

В 1906 году Альфонс Муха женился на молодой художнице-землячке Марии Хитиловой, которую он сам называл Марушкой. Несмотря на большую разницу в возрасте, этот брак был счастливым. В семье родилось двое детей: дочь Ярослава стала художницей, а сын Иржи — писателем и сценаристом. Еще до свадьбы новые обстоятельства заставили Муху задуматься над двумя вопросами: как лучше обеспечить семью и где бы взять средства, чтобы тратить время не на рекламные постеры, а на настоящее искусство?

Ответом стали регулярные поездки в США, где художник проводил по несколько месяцев в году. Он преподавал, занимался интерьерами, писал портреты, и однажды нашел щедрого покровителя. Им стал богатый филантроп Чарльз Крейн (Charles Crane). Он согласился финансировать масштабный проект Мухи: цикл огромных картин, посвященных истории славянских народов. Заручившись такой поддержкой, художник возвращается Чехию.

Для работы над новым циклом пришлось арендовать комнаты в Хрустальном замке, ведь в обычных квартирах не было места для холстов размером шесть на восемь метров. Работа растянулась на 18 лет и была завершена к десятилетию провозглашения Чехословацкой Республики. Двадцать грандиозных произведений были пожертвованы Праге, в которой на тот момент не нашлось даже галереи, способной их вместить.

Благополучная жизнь 78-летнего художника завершилась после захвата Чехии гитлеровской Германией. Поскольку он был известен своим патриотизмом, его несколько раз допрашивали в Гестапо. Результатом стало воспаление легких и смерть 14 июля 1939 года. Когда Чехия стала социалистической, Муху на родине сочли буржуазным художником и надолго забыли о нем. Лишь в 1990-е стали проводиться первые выставки, а через некоторое время появился музей Альфонса Мухи. Сейчас произведениями мастера гордятся лучшие собрания мира.

Самые известные картины Альфонса Мухи

Картины Альфонса Мухи в наше время известны меньше его эффектных плакатов в стиле ар-нуво, хотя сам автор считал вершиной творчества «Славянский эпос». И то, и другое достойно внимания. Вот несколько самых известных произведений художника:

  • «Зодиак». Эта работа ярко демонстрирует мастерство Мухи в создании орнаментов, которые окружают профиль красивой девушки славянской внешности;
  • «Голова византийки (Блондинка и Брюнетка)». Два роскошных произведения в форме медальонов. Художник отдает дань великолепной византийской культуре через фантастические головные уборы;
  • «Природа». Скульптура из позолоченной бронзы и малахита была создана для Всемирной выставки 1900 года и сейчас считается шедевром эпохи модерна.

Если вам нравится искусство ар-нуво или других стилей, не забывайте заглядывать на сайт Very Important Lot. Здесь регулярно проходят аукционы, где можно приобрести картины русских и зарубежных мастеров. Также предоставляется возможность недорого купить картины современных художников.

Альфонс Муха — художник эпохи модерна

Приветствую вас, дорогие друзья!

Мы продолжаем наши виртуальные художественные туры по Европе, и на это раз мое внимание привлекла фигура весьма неординарная и интересная: сегодня наш герой – чешский живописец, выходец из Моравии – Альфонс Муха.

Этот человек стал в некотором смысле «творческим героем» Чехии – его работы и сегодня вызывают неподдельный интерес как у профессиональных критиков, так и у простых любителей искусства, а его имя занимает почетное место в мировой истории живописи.

Репродукции его работ продаются огромными тиражами в виде календарей, плакатов, сувенирной продукции (магниты, кружки, тарелки, вазы, зонтики, платки и т.д.).

Так почему же интерес к этой личности не угасает даже спустя почти 80 лет после его ухода из жизни?

Ответ очевиден – его талант, который во многом опередил свое время.

Некоторые факты из биографии Альфонса Мухи

Итак, начнем с того, что родился будущий великий живописец в 1860 году в Моравии (Австро-Венгрия) в совершенно «нетворческой» семье – отец его был простым чиновником в суде, мать – дочь фермера.

Творческая жилка Альфонса начала проявляться еще в раннем детстве – мальчик пел в церковном хоре. Кстати, именно это позволило ему посещать гимназию, а не простую школу. Примерно в этот же период он начинает рисовать – известна его первая акварель «Жанна Д-Арк”.

После учебы в гимназии Альфонс предпринимает попытку поступить в Академию художеств в Праге.

Стоит отметить, что Альфонс Муха был исключен из гимназии за систематические пропуски некоторых предметов. А в Академию художеств в Праге его не взяли, потому что в приемной комиссии посчитали его работы безвкусицей и «полным отсутствием таланта».

После провала с поступлением отец помог юноше устроиться на службу писарем в суде. В свободное от работы время Альфонс занимался в местном театре –вначале пробовал себя в актерском мастерстве, а после «переквалифицировался» в декоратора.

К счастью, это увлечение не осталось только лишь способом «убить время» – благодаря своей работе в театре Альфонс был приглашен в Вену (1879 год), где в профессиональной художественной мастерской стал работать над созданием театральных декораций.

Но после пожара в 1881 году мастерская была уничтожена, и Муха лишился работы. Следующие 4 года он провел, расписывая стены частных домов и замков, после чего, при поддержке графов Куэн-Беласси поступил в Мюнхенскую академию изящных искусств, где в скором времени возглавил Ассоциацию Славянских художников.

Настоящую славу Альфонс Муха обрел после выполнения заказа на изготовление афиш к представлению «Жисмонда» с Сарой Бернар.

С этого момента его популярность «зашкаливает» – его имя не сходит с уст у представителей парижского бомонда, ему достается должность главного декоратора театра «Ренессанс». Работы за этот период: «Дама с камелиями», «Тоска», «Медея», «Самаритянка».

С 1898 года художник начинает весьма плодотворное сотрудничество с ювелиром Жоржем Фуке, в ходе которого была создана великолепная коллекция изящных украшений. В это же время его посвящают в масоны.

«La Femme Muchas» и «Славянская эпопея»

Альфонс Муха был чувственным и верным поклонником женской красоты.

При этом ни в коем случае его нельзя назвать ветреным или непостоянным – свою истинную любовь он дарил всегда лишь одной, а вот восхищался всеми…

Дамы на полотнах художника роскошны, великолепны, полны чувств и внутренней энергии.

Это не просто изображения красивых лиц и тел – это целая история в одном моменте.

Его работы копировались и продавались сотнями и тысячами, репродукции картин украшали залы ресторанов, кабинеты светских эстетов, на каждом углу продавались панно, календари, эстампы работ Мухи.

Что уж говорить, французы так «влюбились» в его творчество и живопись, что даже попытались присвоить себе его происхождение, произнося фамилию Муха с ударением на последний слог – на французский манер.

Все картины мастера из серии «La Femme Muchas» построены особым образом: главная роль отводится женщине, причем обязательно славянке – красивой, стройной, но не худой, с копной пышных волос. На фоне – море цветов, восточные флористические орнаменты.

Дамы на холстах Мухи всегда грациозны, обаятельны и притягательны, некоторые из них наивны и милы, некоторые – неприступны и строги.

Наиболее известные серии картин: «Времена года», «Время суток», «Искусство», «Цветы», «Месяцы», «Звезды».

В 1912 годы Альфонс Муха приступает к созданию серии монументальных полотен, получившей название «Славянская эпопея».

В серию вошли 20 полотен 6*8 метров, каждый из которых показывает взгляд автора на историю славянского народа.

Несмотря на то, что творческая жизнь художника была насыщенной и яркой, в ней всегда было место семье.

В 1906 году он женился на Марии Хитиловой, с которой был до конца своих дней. В браке родились двое детей – дочь Ярослава и сын Иржи. Сохранилось немало портретов семьи, а также автопортреты художника.

Умер художник в 1939 году во время оккупации Праги нацистами. Его любимая жена Марушка до последнего вздоха была рядом…

Семья Альфонса Мухи до наших дней хранит наследие своего великого предка.

А теперь, по традиции, милости просим в нашу галерею репродукций – наслаждайтесь прекрасными работами мастера кисти!

В работах Альфонса Мухи стиль модерн в буквальном смысле этого слова заиграл новыми красками:

Плавные, текучие линии, прекрасные женщины, смешение мотивов Востока и Запада, витражность контуров, выразительные обрамления в виде арок и цветочных гирлянд.

Спасибо за внимание!

С уважением, Алла Макарова.

“Сады моей души всегда узорны. ” Чешский художник Alfons Maria Mucha

Мадонна лилий. Фрагмент

Альфонс Муха (1860 – 1939) – чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво.

В 1878 году Альфонс Муха послал свои документы в Пражскую академию изящных искусств, но они были ему возвращены с рекомендацией: «Найдите профессию, где вы принесете больше пользы». Страшно подумать, что, опусти тогда Муха руки, мир мог бы потерять великого художника.

Афиша к пьесе “Жисмонда” с Сарой Бернар

Афиша к пьесе Викторьена Сарду “Жисмонда” сделала Муху знаменитым. История создания афиши – уже легенда. Сам художник считал, что это был не иначе как перст Судьбы.

26 декабря 1894 года директору парижского издательства Лемерсье позвонила великая актриса Сара Бернар и попросила срочно изготовить афишу для ее новой роли. Все штатные художники праздновали Рождество. В типографии оказался только никому не известный график Альфонс Муха, который с печатником готовил оттиски карикатур для своих друзей. Пришлось срочно раздобывать для нищего художника фрак и цилиндр, ибо без них за кулисы театра тогда не пускали. Говорят, издатель поджидал Муху в соседнем кафе. Тот появился через пару часов и тут же, на мраморной плите одного из столов, сделал набросок будущего плаката.

Сара Бернар в роли Медеи

Луна. Серия “Луна и звёзды”

Утренняя звезда. Фрагмент

«В центре его творений всегда находится женщина. Она гипнотизирует нас некоторой отрешенностью, притягивает безмолвными обещаниями; она пленительна, возвышена и эротична. Ее взгляд затуманен, будто она только что появилась, неожиданно очнулась и находится между любовной грезой и неясными воспоминаниями о каком-то другом мире. Ее очарование зачастую подчеркнуто локонами, спадающими до плеч или вьющимися вокруг прелестного лица».

Портрет Яри (Ярославы, дочери художника)

Марушка. Портрет жены

Хорватская девушка с яблоками

Женщина с горящей свечой

«Альфонс Муха не был самым необычным из художников модерна. Он был самым характерным из них, но в этом и заключается его уникальность. Творчество Мухи – образцовый модерн, азбука стиля.
«Стиль Мухи» – это синоним ар-нуво с его мягкими естественными линиями. Все, к чему прикасалась рука чешского художника: плакаты, журнальные иллюстрации, реклама и даже упаковки с детским питанием, – превращалось в гимн женской красоте.

Причина невероятной популярности Мухи заключалась в том, что он уловил самую суть нового искусства и дополнил его своими неповторимыми чертами.

В модерне смешались стили Античности и Средневековья, Европы и Востока, христианства и язычества. Природные формы, перевоплощенные фантазией художников, деформировались, вытягивались в бесконечные вибрирующие линии и фантастические цветы и листья. Асимметрия и экзотика, парадоксальность и иррационализм – кредо модерна. Муха довел это разнообразие и утонченность форм до абсолюта. В его орнаментах переплетаются все мыслимые представители флоры и фауны – от полевых цветов до морских животных

Альфонс Муха: биография, картины и плакаты художника

Альфонс Мария Муха — это имя, высеченное на граните истории искусств несмываемыми буквами. Муха — легенда всего движения модерна в живописи, а его женщины, украшенные витиеватыми узорами, стали иконой стиля ар-нуво.

Альфонс — художник, достаточно легкий для восприятия. Можно сказать, что его картины и афиши — это искусство для всех, что никоим образом не умаляет их художественной ценности.

Содержание.

Первые шаги

Альфонс Муха родился 24 июля 1960 года в маленьком чешском городке Иванце в Моравии. Ничего не предвещало большого будущего. Отец — мелкий судебный чиновник, мать — дочь мельника. Обычное детство и юность: пение в церковном хоре, первые попытки рисования и первая неудачная попытка поступить в Пражскую академию художеств.

После провала Альфонсу приходится подрабатывать писарем в суде, куда его пристраивает по блату отец. Но ключевое влияние на судьбу художника оказал любительский театр, где юноша сначала актерствует, а затем занимается тем, что станет его визитной карточкой: декорациями и афишами.

Старания Альфонса не остаются без внимания и вскоре способного художника приглашают в художественные мастерские в Вене. Но его величеству случаю, очевидно, было неинтересно, чтобы Муха вот так сразу зажил как успешный художник — происходит пожар в театре, на котором погибает великое множество людей, мастерские уничтожены, фирма обанкротилась.

Грезы

Этапы большого пути

Альфонс, потрясенный трагедией, уезжает из Вены, чтобы в маленьком тихом моравском городке Микулове привести в порядок свои мысли и погрузиться в работу над росписью родового замка графа Куэна-Белсси.

Закончив роспись молодой художник приступает к оформлению парадного замка Эммакофф в Грушовани и путешествует с супругами по Италии и Австрии, где получает новый заказ от брата графа. Последний был настолько впечатлен талантом Мухи, что решил стать меценатом юного таланта. Наконец-то у Альфонса появляется возможность получить профессиональное образование.

Гадальщица.

В течение двух лет Муха обучается живописи в Мюнхене. В 1887 году переезжает в Париж, где продолжает образование в самых известных художественных школах Жюлиана и Коларосси.

К сожалению, этом же году 27-летнего художника ждет тяжелое потрясение. Граф-меценат трагически уходит из жизни, Альфонс остается без средств к существованию и возвращается к ремеслу — изготовлению плакатов, визиток, афиш, меню, визиток. И в этих, казалось бы тривиальных вещах, проявляется безукоризненный вкус, утонченность стиля, индивидуальность, уникальная способность настоящего творца привносить новые идеи во все, чего касается его рука.

Альфонс Мария Муха станет символом “в квадрате” стиля модерн. Ар нуво во Франции, югендштиль в Германии, сецессион в Австрии… Плавные, гибкие линии, органичное соединение стилей (Античность и Средневековье, Япония и Западное искусство), естественные, мягкие цвета, мозаичность, неповторимость, неуемность фантазии. Все эти проявления ар нуво в полной мере присутствует в творчестве Мухи. При этом созерцательность и нега, очарование, поэтичность, “танцующие” линии”, истинная красота особенных женских образов делает произведения художника одними из самых узнаваемых в мире искусства.

Голова византийки — блондинка.

О, Париж!

А пока Альфонс снимает мастерскую над знаменитым кафе Шарлотты. Еще не очень известный Ван Гог какое-то время делит ее с Мухой. Интересно, что судьба сводит художников в достаточно сложный для обоих период жизни. Несомненно, такие неординарные личности не могут не оказать влияния друг на друга. Так в творчестве Ван Гога прослеживается явное влияние модерна.

В это время Альфонс вынужден выполнять самые разные заказы. Может быть, не все они были одинаково интересны художнику, но Муха отличался тем, что не мог подходить к их исполнению формально, прозаически.

Голова византийки — брюнетка.

Художнику попадалась и крупная работа, из тех, которые позволяют творцу реализовать свои многогранные способности. творческие идеи. Именно таким заказом были иллюстрации к Истории Германии. В процессе этой работы в голове художника возникнет масштабный проект произведения, в котором найдут отражение знаковые вехи славянской истории.

В этот период жизнь художника течет довольно буднично, но судьба после долгого затишья снова преподносит сюрприз. В канун Рождества в театре “Ренессанс” готовится премьера. Как это часто бывает, перед премьерой чего-то не учли, кого-то не предупредили и все художники разъехались. Афиша не готова, время поджимает, спектакль под угрозой срыва. А в главной роли, на минутку, сама великая Сара Бернар.

Времена дня

Признанные художники уже празднуют, их не найти, один Альфонс на месте. Организаторам спектакля приходится обратиться к нему. Прежде,чем приступать к работе над афишей, Альфонс идет на репетицию. Такое поведение очень точно описывает характер художника и его манеру работы — он хочет увидеть игру актрисы, составить свое собственное мнение прежде, чем перенести образ на афишу.

Сара Бернар на сцене потрясает, ошеломляет Альфонса, и впечатления художника находят отражение в его работе. Сара тоже не осталась равнодушной — афиша к спектаклю “Жисмонда” вызывает восторг примадонны. Таланты, как правило, “нутром” чувствуют другие таланты. После этого удачного стечения обстоятельств наступает совершенно новый период в жизни творца. Альфонс наконец-то становится востребован и знаменит В течение многих лет Муха будет творить для выдающейся Сары Бернар, придавая образу актрисы еще больше блеска, яркости и сияния.

Поэзия, Музыка, Танец, Живопись

Разумеется, не обошлось и без слухов. Поклонникам этих талантов, конечно же, хотелось бы понаблюдать за романтической историей любви. Но, увы, несмотря на все домыслы современников, этих незаурядных людей связывали лишь творчество и многолетние дружеские отношения. Неудивительно, что в возрасте 33 лет Муха становится главным декоратором театра по настоянию Сары Бернар.

“Дама с камелиями”, “Гамлет”, “Тоска”, “Медея” и другие театральные постановки немалой долей своего успеха обязаны тому, что их оформлением занимался Альфонс Муха. Декорации, костюмы, украшения, афиши — все это создавались великим мастером. К Альфонсу наконец приходит сумасшедшая популярность.

Саламмбо

Да здравствует успех!

Изображения Мухи украшают виньетки, плакаты, открытки, игральные карты, этикетки для самых разных товаров (например,спичек и шампанского), предметы интерьера (ковры, портьеры). Этим вещам рука мастера придает особый стиль, красоту, утонченность, изящество. Альфонс Муха становится модным художником.

Ювелирные украшения Мухи — это отдельная история. Знаменитому ювелиру Жоржу Фуке бросается в глаза афиша Мухи к спектаклю “Медея”, где ослепительная Сара Бернар изображена с необычным браслетом в виде змеи. Украшение настолько усиливает эмоциональное впечатление от изображенной сцены, что ювелиру приходит в голову замечательная идея воссоздать его в реальности.

Ар-нуво Мухи и мастерство Фуке, как нельзя лучше подходят Саре Бернар, которая стремится восхищать, ослеплять, изумлять. За последующие 3 года тесного сотрудничества Муха и Фуке создадут множество шедевров. Фантазия, удивительные творческие идеи художника и умелые руки ювелира Жоржа Фуке сделают из этих ювелирные украшений произведения искусства.

Оба автора сходились во мнении, что ценность украшения состоит не в стоимости материалов, а в уникальности художественного исполнения. Именно согласие мастеров в подходе к творчеству и привело к созданию потрясающей коллекции, которая будет вдохновлять ювелиров на протяжении веков.

Браслет в виде змеи на запястье божественной Сары Бернар поразил воображение зрителей, пришедших на “Медею” и “Клеопатру”. В постановке Ростана “Принцесса Греза” эпатажная дива ошеломила театралов в тиаре с лилиями и подвеске.

Ожерелье с фуксией, кулон “Водопад”, украшение для корсажа “Крылатый дракон”… Даже при одном взгляде на их изображение, сердца трепещут от восхищения истинной красотой, гармонией, изяществом, струящимся из них светом.

Мир был бы гораздо более серым и унылым, если бы эти три великих мастера не встретились.

Но труды Мухи того времени не ограничиваются ювелиркой — художник создает серии красочных графических работ — “Деревья”, “Месяцы”, “Цветы”, “Драгоценные камни”, “Звезды”, “Искусства”. Соблазнительный образ женщины Муха дополняет причудливыми природными и фантастическими узорами. Мягкие гибкие линии окутывают женскую фигуру волшебным облаком.

Времена года: зима, весна, лето, осень.

Упорный труд дает свои плоды — произведения художника производят все больший фурор и его имя приобретает уже всемирную известность. “Шампенуа” (одно из самых известных графических издательств) заключает с Мухой эксклюзивный контракт.

Цветы: лилия, гвоздика, роза, ирис.

В 35 лет художник входит “в Салон ста” — объединение художников стиля Ар Нуво, представлявших свои произведения в одноименной художественной галерее. Эскиз плаката, который готовил Муха к 20 -ой экспозиции салона, поразил владельца галереи Леона Дюшана. В следующем году Альфонс Муха получил от него заказ на работу уже для персональной выставки. Салон не только стремился донести творения в стиле модерн до разных слоев населения. Идеи продвижения искусства в широкие массы были близки Мухе и другим символистам — Боннару, поэтам Верлену и Малларме

Муха интересуется кинематографией, участвует в опытах братьев Люмьер. Персональные выставки с ошеломляющим успехом проходят в Париже, Праге и других городах Европы. Альфонсу Мухе поручают оформление павильонов Боснии Герцеговины на знаменитой Всемирной Выставке в Париже. Популярный французский журнал La Plume посвящает художнику отдельный номер.

Зодиак

Amerika ist wunderbar. We’re all living in Amerika, Amerika, Amerika!*

*Это цитата из песни группы Rammstein.

В возрасте 46 лет в жизни Альфонса Мухи происходят знаковые события. Мастер женится на своей ученице и становится отцом дочери Ярославы и сына Иржи. Художник получает предложение о работе от Американского общества иллюстраторов, и семья переезжает в США.

В США жизнь художника бьет ключом, он создает портреты, декорации, обложки лучших журналов. Талант Мухи покоряет прагматичную Америку. Мастер пользуется заслуженным успехом, у него есть и признание, и востребованность, и масса возможностей, как творческих, так и финансовых. Рядом жена и дети, которые во всем поддерживают мастера.

Фрукты

Америка — страна успеха, где Альфонс Муха получил все, о чем может мечтать художник. Но все это не для мастера. Американский образ жизни и система ценностей все больше тяготят Альфонса. После 15 лет жизни в США Муха рвется на родину и лелеет планы о создании принципиально нового масштабного эпического произведения.

Прощай, Америка!

На пике славы Альфонс Муха возвращается на родину, чтобы осуществить свою давнюю мечту — создать живописную историю славянства. Восемнадцать лет мастер изо дня в день работает над созданием “Славянской эпопеи” — произведения, которое отражает взгляды художника на историю народов, связь культур. 20 полотен, созданных в Хрустальном замке Збирог, автор дарит Праге и их размещают в Выставочном дворце Праги (никакая галлерея не могла принять эти работы из-за больших размеров полотен).

Деятельность творца не ограничивается работой над “Славянской эпопеей“ Интерьеры Муниципального дома, отелей “Европа” и “Империал” оформляются Мухой, что в будущем сделает их уникальными культурными памятниками. Собор Святого Вита также украшаются витражами по эскизам великого мастера.

Но дым отечества не сладок, не приятен

На смену 19-му приходит мятежный 20-ый век. Политические реалии того времени резко меняют жизнь художника. В период общественных катаклизмов высокое творчество Альфонса Мухи становится никому не нужным. Тем не менее, после образования независимой Чехословакии в 1918 году художник создает дизайн новых банкнот, почтовых марок, герба.

Но в социалистическую “функциональную” реальность творчество Мухи никак не вписывается, и о мастере забывают. Когда Прагу захватывают фашисты, Гестапо включает художника в список врагов и Муху вызывают на допросы. Издевательства немцев над художником не проходят бесследно и пневмония уносит жизнь мастера за 10 дней до его 79-летия 24 июля 1939 года, в начале самой страшной войны.

Вот вот, а сидел бы в Америке — еще бы сколько картин написал. Вот уж правду жизнь не любит, когда разбрасываются ее подарками. Прим. редактора.

Пройдут годы и творчество Альфонса Мариа Мухи займет достойное место в мировой культуре. Уникальный стиль и прекрасные женские образы, поэтичность и утонченность будут приносить в жизнь ощущение счастья от прикосновения к настоящему искусству.

Плакат Монако-Монте-Карло Рекламный плакат «Пиво из Мааса».

Белая королева Луиза де Водемон (с)

Луиза де Водемон происходила из младшей ветви Лотарингского дома. Она родилась 30 апреля 1553 года в замке Номени. Она была первым ребенком Николя Лотарингского, графа де Водемон и герцога де Меркера, и Маргариты д’Эгмон, происходившей из знатного нидерландского рода. Когда она была в возрасте одного года, умерла ее мать. Генрих III увидел ее осенью 1573 года при Лотарингском дворе герцога Карла III и его жены Клавдии Французской, еще будучи герцогом Анжуйским, на пути в Польшу. На него произвела большое впечатление трогательная
и нежная красота высокой белокурой девушки с прелестными светло-карими, чуть близорукими глазами.

Став королем Франции, Генрих III обязан был жениться, чтобы обеспечить продолжение королевского дома. Генрих рассматривал несколько кандидатур. Его мать, Екатерина Медичи, была очень удивлена, когда Генрих сообщил, что намерен жениться на Луизе де Водемон. Этот брак вначале не представлялся королеве-матери особенно выгодным, однако она решила не перечить сыну и вскоре увидела положительные
стороны этого союза.
Двор был удивлен выбором Генриха. В январе 1575 года Генрих посылает в Лотарингию Филиппа де Шеверни и Мишеля дю Гаста, маркиза де Монгоже, чтобы сделать Луизе официальное предложение от своего имени. Луиза в это время находилась в паломничестве в Сен-Николя-де-Пор, и отец дал согласие на
ее брак с королем Франции без ее ведома.

Луиза даже не предполагала возможности подобного брака. Король Франции оставил глубокий след в
ее сердце, когда она видела его еще герцогом Анжуйским. Лишь после подтверждения отца она наконец поверила в то, что судьба соединяет ее с тем, кого она уже успела полюбить всем сердцем.
11 февраля в Реймсе король наконец встретился со своей будущей супругой. 13 февраля, в воскресенье, он был коронован. 15 февраля состоялась церемония бракосочетания.
21 февраля король и королева покинули Реймс и 27 числа прибыли в Париж.

В марте 1576 года молодая королева заболела. Врачи давали ей лекарства, которые не помогали, и такое состояние продолжалось до августа. Скорее всего, королева была беременна, и лекарство, данное ей врачами, спровоцировало выкидыш. Вполне возможно, что выкидыш королевы сделал ее бесплодной.
Так как король был слабого здоровья, венценосная чета стала ездить на воды. Они посещали три
курорта- Бурбон-Ланси, Пуг и Спа в надежде, что их целебные свойства помогут им зачать ребенка.

Генрих III с завидным постоянством исполняет свой супружеский долг по отношению к королеве, но это не приносит никакого результата. Луиза винит во всем себя и тяжело переносит упреки короля, который говорит, что в бесплодии их пары виновна королева.
Несмотря на искреннюю любовь к Луизе, Генрих не мог отказаться от любви на стороне. Впрочем, он тщательно скрывал свои похождения от жены и никогда не имел официальной фаворитки. Однако королева сохранила до конца своих дней искреннюю любовь к мужу.

После трагедии, случившейся 1 августа 1589 года, когда Генрих III был убит, королева Луиза больше никогда не снимет траур, став «Белой Королевой».
В наследство от Екатерины Медичи она получила прекрасный замок Шенонсо, в котором прожила некоторое время, погруженная в глубокий траур.

29 января 1601 года Луиза де Водемон умерла в замке Мулен. Она была верной помощницей Генриха III, искренне любившей его и дарившей ему утешение.

Читайте также:
Женские образы на картинах художника Тропинина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *