Эдит Хэд – эскизы костюмов и биография

Эдит Хед: величайший костюмер Голливуда

Сотни голливудских фильмов , 8 Оскаров — Эдит Хед сделала то , чего не удавалось ни одной другой женщине в истории!

«Вы можете получить в жизни все, что захотите, если правильно оденетесь!» — говорила Эдит Хед, и сомневаться в ее словах не приходится. Эта великая женщина навсегда вошла в историю кино и моды, хотя у нее не было своего бренда, она не создавала подиумных коллекций и наряды от Эдит Хед нельзя было приобрести. И тем не менее, «Золотая эра» Голливуда едва ли была бы такой, какой мы ее знаем и любим, если бы не миссис Хед.

Говорят, позднее Эдит призналась ему в обмане, но к тому моменту она успела заслужить такую репутацию, что эта история легко сошла ей с рук.

Спустя пару лет Говард Грир ушёл с поста главного художника, а сменивший его Тревис Бентон, не менее знаменитый и талантливый, вполне доверял умениям Эдит. Все чаще она занималась целыми проектами самостоятельно, набираясь опыта и знакомясь с актерами, актрисами и режиссерами. Но вряд ли тогда еще кто-то мог предположить, что она проработает на «Парамаунт» 43 года, став одной из самых ярких звезд эпохи!

Восхождение

В 1932 году в отсутствие Бентона Эдит повезло — именно она должна была создавать костюмы для скандально известной Мэй Уэст в фильме «Она была неправа». Угодить актрисе было непросто, но Эдит это было по силам. В итоге фильм не только побил кассовые рекорды, но и спас «Парамаунт» от грозившего ему банкротства.

Кристобаль Баленсиага: великий кутюрье

Следующей непростой клиенткой стала актриса Барбара Стенвик, фигура которой, слишком вытянутая при почти полном отсутствии округлостей, нуждалась в коррекции с помощью одежды. Стенвик была не менее привередливой и разборчивой, чем Уэст, но достаточно сказать, что в дальнейшем она требовала, чтобы Эдит Хед следила не только за ее съемочным гардеробом, но и за личным!

Когда Бентон покинул студию, Эдит Хед заняла его место, став первой женщиной на подобной должности.

Золотая эра

Эта миниатюрная женщина, не красавица, всегда с одной и той же аккуратной прической с ровно подстриженной челкой, в крупных очках, говорила про себя, что ей приходится совмещать в себе «психиатра, художника, модельера, костюмера, подушечку для булавок, историка, няньку и агента по закупкам».

В отличие от костюмеров-мужчин, она уделяла ведущим актрисам много внимания, консультировалась с ними и прислушивалась к их мнению — не удивительно, что все они обожали ее!

Когда в 1948 году учредили номинацию премии «Оскар» за лучшие костюмы, Эдит не сомневалась, что именно она получит первую в истории статуэтку… Киноакадемия приготовила для нее одно из самых болезненных поражений в ее жизни! Награда ушла Барбаре Каринской за костюмы к фильму о Жанне д’Арк. Говорят, Эдит была расстроена до крайности, но жаловаться было не в ее характере. Впрочем, справедливость в итоге восторжествовала: за свою жизнь Хед номинировалась на «Оскар» 35 раз и 8 из них она получила желанную статуэтку!

Она работала с такими звездами, как Элизабет Тэйлор, Одри Хепберн, Грейс Келли, Бетт Дэвис, Ширли Маклейн, Натали Вуд и многими, многими другими. Вместе с великим Альфредом Хичкоком она создала 11 фильмов!

10 документальных фильмов о кутюрье

Еще одно достижение — Эдит Хед единственный художник по костюмам, у которого есть своя звезда на голливудской Аллее Славы. И, честно говоря, не так-то просто представить, кто мог бы занять место рядом с ней, ведь второго такого гения киноиндустрия пока еще не дождалась.

Женщина, одевавшая Голливуд: 8 фактов об Эдит Хед

Эдит Хед — самый титулованный и известный художник по костюмам в мире. За свою долгую жизнь она поработала почти со всеми голливудскими звездами, вела авторскую передачу о стиле на телевидении и радио, выпустила невероятно популярные книги, а также изменила отношение к профессии костюмера: на площадке она была таким же важным человеком, как режиссер или продюсер. Как-то Хед сказала, что она была «психологом, художником, модным дизайнером, костюмером, подушкой для булавок и няней в одном флаконе».

Читайте также:
Стиль рококо в одежде и мода эпохи рококо

Cамая титулованная женщина Голливуда

Эдит Хед — не только самый титулованный голливудский художник по костюмам, но и женщина, получившая больше всего наград от американской киноакадемии. О ее успехах можно разглагольствовать бесконечно, но здесь цифры скажут намного лучше слов. Эдит Хед номинировалась на «Оскар» 35 раз (часто ее выдвигали на номинацию сразу за несколько картин), она обладательница восьми «Оскаров» за лучшие костюмы к цветным и черно-белым фильмам, а за свою жизнь она стилизовала более 400 картин, среди которых «Птицы» Альфреда Хичкока, «Римские каникулы» Уильяма Уайлера, «Все о Еве» Джозефа Лео Манкевича.

«Украла» «Оскар» у Юбера де Живанши

Несмотря на авторитетность Хед в мире кино и моды, нельзя не вспомнить один неприятный момент ее насыщенной биографии. Речь идет о фильме «Сабрина», над которым Хед работала вместе с другом Одри Хепберн, кутюрье Юбером де Живанши. Самые знаменитые костюмы к фильму были созданы именно Живанши. Зрители влюбились и в пышное платье, в котором Сабрина наконец приходит на бал своей мечты, и в строгий костюм, в котором героиня возвращается из Парижа. Живанши ужасно огорчился, узнав, что «Оскар» за работу над костюмами получила Эдит Хед. При этом художница не упомянула его ни во время своей речи, ни во время интервью, да еще и не стала отказываться от авторства костюмов. После этой истории киноакадемия на протяжении нескольких лет не вручала ей почетную награду, хотя и продолжала выдвигать на «Оскар» ежегодно.

Жалела, что не довелось работать с Мэрилин Монро

В списке актрис, с которыми работала Эдит Хед, числятся такие звезды, как Одри Хепберн, Вероника Лэйк, Бетт Дэвис и Грейс Келли. Многих она консультировала не только на съемочной площадке, но и в обычной жизни, с какими-то дивами Голливуда у нее завязались теплые, дружеские отношения, но вот одну звезду она так и не заполучила. Как-то в интервью Хед сказала, что единственное, о чем она сожалеет в своей жизни, — упущенный шанс одеть Мэрилин Монро.

Носила необычные очки

Одна из важнейших составляющих образа Эдит Хед — ее легендарные, круглые очки, которые она почти никогда не снимала. Кто-то утверждает, что у Хед был ленивый глаз, и она скрывала этот недостаток, прячась за темными стеклами 24 часа в сутки. На самом деле очки художницы были необычными: в них были встроены специальные, сменные линзы голубого цвета, которые позволяли с точностью оценить костюм и понять — подходит он для черно-белого фильма или нет. Сегодня многие бренды, специализирующиеся на очках, продолжают воспроизводить эту легендарную модель, правда, вставляют простые стекла.

Написала две книги о стиле, ставшие бестселлерами

Эдит Хед была известна своим жестким нравом, требовательностью к окружающим и определенной отвагой. Начальники художницы часто отправляли к ней самых вздорных актрис Голливуда, потому что только Хед могла поставить их на место и убедить очередную взбешенную старлетку в том, что в перламутровом атласе бедра будут казаться намного шире. О своем опыте работы в кино она пишет и в «Гиде по стилю», и в автобиографии «The dress doctor». Обе книги стали бестселлерами и были переведены во многих странах. Сегодня многие советы Хед выглядят устаревшими (например, в каком именно платье стоит встречать мужа с работы), но что-то определенно стоит взять на заметку: как объективно оценить свою внешность, как составить базовый гардероб, какие материалы стоит носить в зависимости от типа фигуры.

Дала приют Элизабет Тейлор

Хед дружила со многими звездами Голливуда, но самые теплые отношения сложились у нее с Элизабет Тейлор. У актрисы, несомненно, было множество друзей, но примечательно, что зализывать сердечные раны во время развода с Ричардом Бертоном она предпочла в компании Эдит Хед и ее мужа Уирда Инена.

Задавала модные тренды

Костюмы, создаваемые Эдит Хед для фильмов, — яркий пример влияния кинематографа на моду эпохи. Ее платья не уходили в небытие с картиной, а продолжали будоражить умы американок на протяжении очень долгого времени. Будь то образ принцессы Анны в исполнении Одри Хепберн, или саронг, который носила Дороти Ламур в «Принцессе джунглей» — вещь тут же становилась остромодным трендом. Знаменитое белое платье из фильма «Место под солнцем», которое носила Элизабет Тейлор, и вовсе стало идеалом выпускного наряда на многие десятилетия вперед. Молодые девчонки по всей стране мечтали именно о таком пышном платье.

Читайте также:
Образ русской женщины в наряде Московской губернии

Стала прототипом мультипликационного персонажа

В 2004 году состоялась премьера мультфильма «Суперсемейка», рассказывающего о непростых буднях бывших супергероев. Один из персонажей мультика — эксцентричный дизайнер Эдна Мод, уставшая от мира высокой моды и мечтающая снова создавать костюмы для супергероев. Многие зрители увидели в персонаже японского дизайнера Реи Кавакубо, но на самом деле создатели мультфильма вдохновлялись образом Эдит Хед, взяв за основу не только внешность и стиль художницы, но и ее манеры.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Эдит Хэд: уроки создания привлекательного образа от лучшего стилиста Голливуда

Эдит Хэд — одна из лучших стилистов мировой киноиндустрии и символ голливудской моды.

Восемь премий «Оскар» и 35 номинаций, но это было только частью того, что сделало ее легендой. В течение почти 6 десятилетий, начиная с 1920-х до 1980-х, Хэд определяла кинематографический стиль всего Голливуда, одев многих звезд: Люсиль Болл, Грейс Келли, Бетт Дэвис, Оливию де Хеливант, Элизабет Тейлор, Одри Хепберн, Ширли Маклейн, Натали Вуд и других. Она единственный костюмер, у которого есть своя звезда на Аллее славы в Голливуде.

Золотое ожерелье на шее Эдит сделано по её эскизу.

После смерти она завещала его Элизабет Тейлор. Эдит Хэд о Лиз: «Когда Элизабет приехала, она выглядела как солнечный свет, движущийся над водой. Она была самой красивой женщиной, которую я когда-либо видела. »

Эдит Хэд родилась 28 октября 1897 в Калифорнии, в Сан-Бернардино. С самого детства Эдит любила мастерить одежду своими руками, но делала она в основном это для своих четвероногих друзей — кошек, собак и ослика.

В 1918 году, окончив университет на отлично, она поступила в Стэнфорд и после его окончания какое-то время работала учительницей в католической школе, позже — в одной из школ Голливуда для девочек. Именно там она начала преподавать уроки по рисованию. С 1924 года, поработав репетитором у дочерей известного режиссера, оказалась на съемках фильма. Говорят, именно это событие стало переломным в биографии Эдит — она решила стать костюмером.

История ее трудоустройства в главную кинокомпанию Америки – Paramount заслуживает особого внимания. Когда Эдит попросили принести портфолио, она схитрила и принесла не свои работы, а студентов колледжа художников. Позже ее обман раскрылся, однако именно этот случай настолько позабавил главного дизайнера Paramount, что он предложил ей работу художника по костюмам в самой знаменитой кинокомпании мира.

1956 год. Одри Хепберн и Мел Феррер отмечают день рождения Эдит.

Карьера Эдит Хэд — это работа художником по костюмам в более чем 1100 фильмах, среди которых 8 номинаций премии «Оскар», написанные книги, включая ту, которая имела ошеломительный успех: «Как одеться для успеха» (в русском варианте
«Гид по стилю или ключ к успеху» 1967 года) и стала символом стиля.

Эскизы Эдит Хэд.Они были не обезличены, а всегда рисовались под конкретного человека. На них всегда стоит её подпись и, как правило, надпись, для кого именно создан этот образ и для какого фильма.

Ее можно назвать настоящей законодательницей моды. Благодаря ее стилевым направлениям, звездам и ей удавалось выиграть рекордные 8 премий «Оскар».

Наверняка многих интересует, в чем секрет этой женщины и почему именно ей удавалось столько раз получать в качестве костюмера (художника по костюмам) премию «Оскар»?

Чтобы понять это, необходимо прочесть ее книгу «Как одеться для успеха». В ней она дает советы по выбору одежды и аксессуаров.

Вот только несколько секретов и уроков:

Урок первый: не надевайте вечерние платья в офис. Все это «дурновкусие». Модные вечерние платья, кружевные блузки с глубоким вырезом, свитера с блеском можно надеть только на вечер, свидание. В качестве дополнительных аксессуаров Эдит советовала выбирать невычурные, средней длины бусы, тонкие цепочки, а самые подходящие серьги — в виде гвоздиков с камнями.

Читайте также:
Портрет Лопухиной и другие женские портреты художника Боровиковского

Урок второй: не пытайтесь выделяться. Если вы не желаете одеваться как все, но при этом не хотите быть похожим на павлина во дворе, полном уток, следуйте основным правилам стиля. Одевайтесь эксклюзивно и индивидуально! Но помните: для этого обязательно должен быть вкус. Если его нет, обратитесь к стилисту или к тому, кто вам поможет.

Урок третий: не стоит надевать по каждому случаю вычурный наряд, гораздо удобнее и лучше — простое черное платье.

Урок четвертый: подбирайте одежду в соответствии со своими истинными желаниями. Так, каждый раз отправляясь в магазин или торговый центр за покупкой, старайтесь выбирать одежду, которая будет гармонировать с вашим стилем, цветотипом и подходить вам. Иногда в порыве «хочу» мы совершаем главную ошибку – подбираем то, что нам вовсе не нужно. Покупка тонны необычных вечерних платьев даже при том, что многие редко посещают официальные мероприятия; заполняете шкаф непрактичными шпильками, когда лучше выбрать удобную обувь. Эдит Хэд говорила так: «Многих бестактностей моды можно избежать, если Вы обуздываете свое инстинктивное желание покупать вещи сердцем, а не думая головой».

Урок пятый, самый важный: не бойтесь надевать наряд несколько раз, добавляя аксессуары, украшения и бижутерию. Вы подбираете наряд для каждого случая, будь то вечер или деловой ужин? Это старомодная идея. Если у вас есть деньги, чтобы покупать к каждому событию новый наряд, делать это необязательно. Современный подход — это возможность менять аксессуары, подбирая качественные украшения и бижутерию.

Она умела подбирать украшения и аксессуары так, что они гармонировали со всем образом, а иногда он менялся до неузнаваемости. Благодаря украшениям ей удалось создать незабываемые образы для самых талантливых красавиц Голливуда.

Звёздные модели в костюмах, созданных по эскизам Эдит.

Костюмы и весь образ к фильму «Сабрина» с неподражаемой Одри Хепберн разрабатывала также Эдит Хэд. Среди аксессуаров особенно стоит выделить удивительные ювелирные украшения из чешских кристаллов, которые как нельзя лучше дополняли образ актрисы. Уникальной красоты платье из этого фильма потрясло жюри и. за этот фильм была присуждена Эдит одна из наград премии «Оскар».

То самое оскароносное платье.

Реклама. Блузки по эскизу Э. Хэд.


Следуя советам Эдит Хэд, вы также можете создать стильный, необычный и эксклюзивный образ.

Пробуйте и экспериментируйте! Только так вы найдете свой собственный неповторимый стиль!

Как художница по костюмам выиграла 8 «Оскаров» и стала легендой Голливуда: история Эдит Хэд

Среди мужчин больше всего премий «Оскар» получил мультипликатор Уолт Дисней — 26 статуэток, четыре из которых он выиграл за один год. А вот среди женщин рекордсменкой стала не режиссёр и не актриса, а художница по костюмам Эдит Хэд. В её коллекции восемь «Оскаров»! Рассказываем, как учительница французского языка пробилась в Голливуд и стала одевать Элизабет Тейлор, Грейс Келли и Одри Хепбёрн.

Учительница и голливудский костюмер

Эдит Хэд родилась в 1897 году в городе Сан-Бернардино штата Калифорния. Её отец Макс Позенер эмигрировал в Штаты из Германии, мать Анна Леви родилась в Миссури в семье австрийца и баварки. Вскоре родители Хэд развелись, Леви второй раз вышла замуж за горного инженера Фрэнка Спейра. Из-за его работы семья часто переезжала.

В 1919 году Эдит окончила Калифорнийский университет в Беркли со степенью бакалавра гуманитарных наук. Через год она получила степень магистра по романским языкам в Стэндфордском университете. После учёбы Эдит Хэд преподавала французский язык в Голливудской школе для девочек. Её не устраивала зарплата, поэтому Хэд предложила вести также уроки искусства. Проблема была в том, что эту дисциплину сама Эдит лишь кратко изучала в старшей школе, да и рисовала девушка довольно посредственно. Чтобы исправить это, Эдит записалась на вечерние занятия в Художественный институт Отиса.

Вскоре Эдит надоело работать учителем. Она решила откликнуться на вакансию художника-эскизника для киностудии Para­mount Pictures.

Мастерство рисования всё ещё не поддавалось Эдит. Чтобы получить должность, она «позаимствовала» эскизы у однокурсников в классе рисования и выдала их за свои работы.

Главный художник по костюмам студии Говард Грир узнал об обмане, но всё равно взял Эдит на работу. Отчасти его впечатлила амбициозность Хэд. Но также ему оказались полезны её знания языка. «Мне кажется, единственная причина, по которой он нанял меня, заключалась в том, что я знала иностранные языки. Студия снимала свои версии зарубежных фильмов, и я оказалась единственной, кто мог легко разговаривать с иностранными звёздами» — говорила Хэд.

Читайте также:
Русские сезоны Дягилева и мода

Говард Грир стал не только начальником Эдит, но и наставником. Он научил её делать наброски, рассказал, как сюжет фильма влияет на одежду актёров. В 1927 году он ушёл из студии, чтобы открыть собственное дело. Место главного дизайнера по костюмам занял Трэвис Бэнтон. Эдит и у него многому научилась, наблюдая, как он работает с текстурами материалов. Тогда же ей дали небольшое повышение: вместо костюмов для массовки Эдит поручили второстепенных персонажей.

  • «Самсон и Далила» 1949 года
  • «Афера» 1973 года

За костюмы для этих фильмов Эдит Хэд получила две премии «Оскар»

Доктор платья

Обязанности Эдит Хэд постепенно расширялись. Причиной отчасти стал алкоголизм Трэвиса Бэнтона. Он часто опаздывал, а затем и вовсе начал прогуливать работу. В отсутствие начальника Эдит выполняла его часть работы. Тогда же она создала своё первое знаковое творение — платье-саронг из атласного крепа, которое носила актриса Дороти Ламур в фильме «Принцесса джунглей» 1936 года.

Здесь история расходится: сотрудники Para­mount говорили, что Эдит была верна Бэнтону и не раз прикрывала его прогулы. Но также ходили слухи, что она намеренно указывала руководству на алкоголизм дизайнера, чтобы занять его место. Так или иначе, Трэвис Бэнтон был досрочно освобождён от контракта в марте 1938 года. В Para­mount так впечатлились тем, как Эдит руководила отделом в отсутствие Бэнтона, что назначили её главным художником по костюмам. Эдит стала первой женщиной в Голливуде на столь высоком посту.

Эдит Хэд прославилась уникальным стилем работы. В отличие от многих художников-мужчин, она консультировалась со звёздами, для которых создавала костюмы. Актриса Мэй Уэст была известна в Голливуде взбалмошным характером. Она потребовала, чтобы её наряд для фильма «Она обошлась с ним нечестно» был свободным, но в то же время подчёркивал женственность. Хэд создала прекрасное сияющее вечернее платье с удлинённым шлейфом. Оно не только угодило актрисе, но и принесло успех фильму.

Эдит стала любимицей звёздных актрис 40‑х и 50‑х годов, таких как Бетт Дэвис, Грейс Келли, Элизабет Тейлор, Барбара Стэнвик. Из-за этого Para­mount часто приходилось «одалживать» Эдит другим студиям по просьбе актрис, с которыми они работали.

После саронга Дороти Ламур следующим звёздным творением Эдит Хэд стало красное платье с норковой отделкой, которое она создала для Джинджер Роджерс и фильма «Леди в ночи» 1944 года. Это был один из самых дорогих нарядов киноиндустрии на тот момент. Особенно учитывая экономию, к которой призывали американцев во время Второй мировой войны. Платье было отделано тысячами разноцветных пайеток и стоило 35 тысяч долларов.

Постер фильма «Леди в ночи», где Джинджер Роджерс позирует в платье Эдит Хэд

Хэд видела, какое оказывает влияние на моду, и старалась расширить его за пределы Голливуда. Она писала статьи для журнала Pho­to­play, где рассказывала о своих правилах стиля, создавала выкройки для Vogue. Эдит выпустила две книги: «Доктор платья» и «Как одеваться для успеха» (обе были переизданы в 2008 и 2011 годах). В 1948 году она стала постоянным гостем вечера Art Lin­klet­ter’s House Part, где давала посетительницам практические советы о том, как одеваться. В конце 70‑х Эдит Хэд даже попросили разработать женскую униформу для береговой охраны США. Эдит считала это назначение важным событием в своей карьере.

Сама Эдит Хэд всегда одевалась очень просто: костюм-двойка, очки в толстой черепаховой оправе и безукоризненно уложенная чёлка. За строгий внешний вид на студии её называли «доктор».

Женщина с рекордными 8 «Оскарами» за лучшие костюмы

Эдит проработала в Para­mount 43 года, после чего перешла в Uni­ver­sal Pic­tures. На тот момент Хэд уже исполнилось 70 лет, но она и не думала оставлять профессию, хотя Голливуд сильно изменился к этому моменту. Многие актрисы, с которыми работала Эдит, вышли на пенсию, менялось и студийное производство. Тогда Эдит обратила внимание на телевидение. Её последней работой стал фильм «Мертвецы не носят Pra­da» 1981 года. Хэд до последнего дня работала на студии и скончалась в 83 года от тяжёлого заболевания костного мозга — миелофиброза.

Читайте также:
Костюм и мода Италии эпохи Возрождения

Эдит Хэд стала единственной художницей по костюмам, удостоенной личной звезды на «Аллее славы». Она была номинирована на премию «Оскар» 35 раз. Восемь раз она выигрывала номинацию и до сих пор остаётся женщиной с самым большим количеством статуэток. Первую награду она получила в 1950 году за фильм «Наследница». А дальше в течение пяти лет она выигрывала номинацию с перерывом лишь в 1953 году. Оскароносными стали костюмы для фильмов «Всё о Еве», «Самсон и Далила», «Место под солнцем», «Римские каникулы», «Сабрина». Последние статуэтки Эдит Хэд получила в 1961 году за «Правду жизни» и в 1974‑м за фильм «Афера».

Даже спустя десятилетия со дня смерти Эдит Хэд остаётся легендой Голливуда, а роскошные наряды, которые она создавала для фильмов киностудий, — воплощением его золотой эпохи.

Мода за пределами Голливуда

Эдит Хэд — та, благодаря которой Голливуд попал на модную карту мира

Рубрика: личности, Люди, Ноябрь 25, 2016 – 11:39, Tags Альфред Хичкок, кино, костюмер, Эдит Хед

Миниатюрная девушка с герметичной укороченной челкой и большими круглыми очками, одетая в мужской брючный костюм, позирует на фоне собственной студии в западном Голливуде. На заднем фоне — кисти, лекала, выкройки, скомканные неудачные варианты эскизов будущих луков и аккуратно разложенные одобренные копии. Её имя Эдит Хэд, она — создатель экранного гламура, обладатель восьми премий Оскар и 35-ти кратный номинант на получение премии в категории «Лучший художник по костюмам». Ее имя возможно знакомо не каждому, но ее работа иконизирована в самых красивых и запоминающихся кинокадрах золотой эпохи Голливуда.

Ее прикосновение к миру искусства по истине дело случая. Устраиваясь на работу в школу для девочек в качестве преподавателя французского, она даже не подозревала, что руководство предложит ей также вести арт-класс. Чтобы углубить собственные знания и сделать уроки максимально интересным, она записалась в вечернюю школу Otis Art Institute, где чуть позже познакомилась с дочерьми голливудской дивы Сесиль Би Де Миль. По приглашению девушек Эдит попала на один из пятничных ужинов семьи и впервые столкнулась с главой департамента по костюмам студии Paramount Pictures, от которого узнала об открытой вакансии. Желание Хед было настолько велико, что даже тот факт, что она никогда не рисовала, не остановил ее. Одолжив эскизы у других студентов колледжа, она собрала портфолио, которое своим превосходством поразило Ховарда Грина — того самого «Mr. Dress of Hollywood». Эдит получила работу и тут же, практически на следующий день, призналась, что даже не держала карандаш в руках. Афера позабавила ее босса, и он снисходительно порекомендовал ей научится и желательно как можно быстрее. Благодаря упорству и трудолюбию, она в короткий срок прошла путь от подборки нарядов для массовки до своей первой серьезной самостоятельной работе над визуализацией картины «Она обошлась с ним нечестно». В главных ролях снялись актриса-энигма Мэй Уест и секс-символ 30-х Керри Грант. Вечернее платье с удлиненным шлейфом в форме хвоста русалки стал причиной штурма портных мастерских. Все девушки хотели быть как Мэй. В прессе не было ни строчки о создательнице силуэта, но французские модные журналы вдруг запели оду американскому стилю «Le style Mae West, c’est magnifique!». Свою первую победу Эдит смаковала в новой должности. После сокрушительного успеха Хорвард Грин сделал Хэд главным художником по костюмам для игровых полнометражных картин.

«Это о всех женщинах и их мужчинах» — под таким мотто в прокат вышла картина Джозефа Манкевича «Все о Еве». В главной роли стареющей звезды Бродвея — Бэтт Девис. Для нее Эдит создала вечернее платье с открытыми плечами. Кажется, что оно пережило такую же звездную жизнь, как и его обладательница — овации, софиты, бесконечные премьеры и головокружительный успех. В этой же картине дебютировала и Мэрилин Монро. В белоснежном вечернем платье от нее невозможно оторвать взгляд. Интригующее и одновременно очень нежное, такое же как и его героиня. Хэд умела создавать платья и образы, которые для актрис становились второй кожей, еще одной ролью.

Читайте также:
Жемчужное низание и вышивка жемчугом

В тот же 1950 год выходит еще одна работа Эдит — фильм «Бульвар Сансет» с Глорией Соунсон в главной роли. «Я и есть великая, это фильмы стали слабыми… Они умерли, они закончились». Потрясающая совместная работа костюмера и главной героини. Леопардовый принт, очки cat eye и соломенная шляпа с широкими полями — вот он, момент падения настоящей звезды в рисунке и силуэте.

На пути к американской мечте во время съемок фильма «Место под солнцем» пересеклись судьбы Эдит и Элизабет Тейлор. В платье идеальном для выпускного бала, так увидела Лиз «doctor dress» и пошила для актрисы такое воздушное, утонченное, практически невесомое платье, платье, которому с первых секунд появления на экране, был присужден статус иконы.

И именно с момента знакомства с Элизабет Тейлор для Эдит Хэд начинается профессиональный путь по голливудской аллее славы. Следующей музой костюмера становится актриса Одри Хепберн. Платья и аксессуары для фильма «Римские каникулы» были подобраны идеально, такое ощущение, что Хэд подглядела будущее и уже заранее знала о будущем Оскаре Одри. Для премии она же разработала первоначальный вариант платья, к которому затем добавил собственное прикосновение французский модельер Убер Живанши. Именно с этой трансформации начинается история между одноименным модным домом и актрисой.

Хэд же снова встречается с Одри на съемках фильма «Сабрина». Но отношения не залаживаются. Актриса возмущена, что в титрах ни строчки о создателе платьев французе Живанши, а лишь имя Эдит. И в следующем своем фильме «Завтрак у Тиффани» она дает право одевать себя лишь Уберу. Спорная ситуация, сложившаяся между актрисой и костюмером, конечно немного разбавила идеальную репутацию Эдит, но совершено не повлияла на ее работоспособность. В истории Хэд появляется новая героиня — принцесса Монако Грейс Келли, а вместе с ней — новый период в работе — сотрудничество с Альфредом Хичкоком. В фильме «Окно во двор» Келли показывается зрителю в утонченном платье и блейзере нежно-оливкового цвета. В «Поймать вора» невозможно забыть Грейс в голубом шифоновом платье в пол. Оно вроде бы легкое, несложное по крою, но кажется, что за ним такая же личная история, как и та, показанная через камеру Грейс. В этом же фильме Хэд оживляет каждый решающий кадр истории с помощью правильно подобранных нарядов. На сценах пикника Грейс в нежно коралловом расшитом топе и плиссированной юбке в тон. Одежда подчеркивает ее тонкую и чувственную натуру, ее женственность и хрупкость. Для пляжной сцены Эдит сначала выбрала черно-белую цветовую гамму и летнюю широкую шляпу, а затем одела актрису в ярко-лимонный купальный костюм. Образ, о котором Келли сказала «priceless», кадр, о котором написали все.

После Грейс у Эдит и Хичкока было еще два ярких образа. И оба они были специально разработаны для Ким Новак. В фильме «Головокружение» актриса появляется в сером костюме приталенного силуэта. Строгий бюрократический оutfit и холодный блонд Ким дают мощнейший эмоциональный эффект. Во второй части фильма Хэд уступает актрисе, и на смену серому «футляру» приходит черное обтягивающее платье, белое пальто и аккуратные лодочки — квинтэссенция гламура 50-х в одном кадре.

В 1967 художница по костюмам выпускает книгу-бестселлер. Среди историй о создании образов , в ней также перечислены дельные советы визуализатора. Их до сих пор читают, к ним прислушиваются, им говорят «спасибо».

Beatrice Magazine

YOU ARE MUSE

Beatrice
Magazine Photo
projects

Эдит Хэд: Голливудская звезда с золотыми руками

Эдит Хэд — это легендарный дизайнер костюмов для культовых Голливудских кинокартин, обладательница восьми «Оскаров» и настоящая икона стиля. Ее вклад в развитие моды и сценических нарядов сложно переоценить.

Поиск призвания

Путь Эдит Хэд к славе не был мгновенным и легким. Она родилась 28 октября 1897 года в Калифорнии. Ее настоящее имя при рождении — Эдит Клэр Познер.

Читайте также:
Оттенки оранжевого цвета в одежде и психологии

Вначале Эдит не планировала связывать свою жизнь с киноискусством. В 1918 году она получила высшее образование, окончив Калифорнийский университет, и продолжила обучение по романским языкам в Стэнфорде. Затем она начала вести курсы французского для молодежи, а по вечерам посещала занятия по рисованию в художественном колледже.

В это же время она вышла замуж за Чарльза Хэда, но брак оказался непродолжительным, и супруги развелись. Однако фамилия Хэд осталась у Эдит, и именно под ней мир узнал мастера лучших костюмов для кино. Ее вторым мужем стал дизайнер интерьеров Виард Айнен, с которым у нее сложился счастливый союз до самой его смерти.

По воле случая среди учениц Эдит оказались дочери режиссера ДеМилля, которые пригласили своего педагога понаблюдать за съемками одного из фильмов отца. Увидев со стороны процесс подготовки кинокартин на студии «Парамаунт», Хэд поняла свое призвание. Она решила устроиться костюмером, и ей даже пришлось прибегнуть к хитрости: вместо отсутствующего портфолио девушка принесла профессиональные рисунки своих более опытных приятелей с курсов рисования.

Трюк удался, и рисунки очень понравились главному модельеру Говарду Гриру: Эдит была принята на работу. Кстати, позже обман, конечно, раскрылся, но благодаря своему трудолюбию и врожденному таланту Эдит смогла быстро освоить рисование и успешно выполнять все свои обязанности.

Первые профессиональные работы

Вначале Эдит в основном просто помогала Гриру и другому художнику по костюмам Трэвису Бентону. Наконец ей поручили самостоятельную работу, и она стала одевать героев вестернов и второстепенных персонажей.

После увольнения Говарда девушка была назначена ассистентом Трэвиса Бентона. Первой значительной работой Хэд стало создание костюмов капризной актрисы Мэй Уэст для фильма «Она была неправа» 1932 года. Звезда потребовала свободный и в то же время узкий наряд, который подчеркивал бы ее женственность. Угодить актрисе было непросто, но Эдит блестяще справилась с задачей. Вечернее платье с удлиненным шлейфом в виде хвоста русалки смотрелось просто восхитительно. В итоге фильм побил все рекорды по прибыли и фактически спас киностудию от банкротства.

Затем Эдит работала с актрисой Барбарой Стэнвик, которая постоянно волновалась из-за своей фигуры и требовала особой тщательности при создании костюма. Хэд придумала для Барбары наряд из золотой парчи со стразами, который скрывал недостатки и превращал ее в роскошную женщину.

Фото из фильма «С огоньком»

Фото из фильма «Она была неправа»

Триумф и пик карьеры

Мастерство и талант модельера не остались незамеченными, и вскоре Эдит стала главным дизайнером студии «Парамаунт», где проработала целых 44 года. В год она придумывала костюмы примерно для 50 картин. В 1967 году Эдит Хэд перешла в другую студию «Юниверсал», в которой трудилась до последних дней жизни.

Помимо дара к разработке и воплощению эскизов одежды, Хэд обладала ценным навыком договариваться с самыми капризными клиентами, что не раз выручало дизайнера. Как она сама говорила: «Я знаю, что я не творческий гений. В дипломатии я сильнее эскизов».

Фото из фильма «Дурная слава»

Эдит успешно сотрудничала со знаменитым режиссером Альфредом Хичкоком. Их совместная работа началась с фильма «Дурная слава». Пригласить Эдит посоветовала актриса Ингрид Бергман, одна из муз легендарного киногения. В дальнейшем вместе с Хичкоком Хэд продумала костюмы для 11 фильмов, а наряды Грейс Келли для картины «Поймать вора» были номинированы на «Оскар».

Фото из фильма «Вертиго»

Именно Хэд сшила для Элизабет Тейлор белое платье из легкого шифона, усыпанное цветами, в котором актриса сыграла в «Месте под солнцем». А наряд для «Леди в ночи» в исполнении Джинджер Роджерс стал самым дорогим в истории Голливуда. Роскошный костюм, украшенный норкой и пайетками, стоил 35 тысяч долларов. Сейчас это платье хранится в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Фото из фильма «Римские каникулы»

Фото из фильма «Сабрина»

Фото из фильма «Забавная мордашка»

Наряды Эдит Хэд актрисы носили не только во время съемок картин, их с гордостью надевали на торжественные мероприятия и ковровые дорожки. Так, Одри Хепберн отправилась на церемонию награждения «Оскар» в платье своей героини из «Римских каникул».

Читайте также:
История XIX века в красивых женских портретах

Фото из фильма «Поймать вора»

Хэд одевала таких звезд, как Грейс Келли, Одри Хепберн, Элизабет Тейлор, Софи Лорен, Кэтрин Хепберн, Джоан Фонтейн, Мэй Уэст, Барбара Стэнвик.

Фото из фильма «Место под солнцем»

Иногда Эдит создавала вещи и для себя. Так, она разработала ожерелье из золота и слоновой кости с подвесками, которое позже стало ее визитной карточкой. После смерти она завещала его Элизабет Тейлор. В кино же Хэд сыграла лишь однажды в 1973 в сериале «Коломбо».

Восемь «Оскаров»

Всего Эдит Хэд была номинирована на «Оскар» 35 раз и выиграла 8 наград.

Первый Оскар Хэд выиграла в 1949 году за костюмы для черно-белого фильма «Наследница». Затем Оскары последовали буквально один за другим: за фильмы «Самсон и Далила», «Всё о Еве», «Место под солнцем» и «Римские каникулы».

Фото из фильма «Все о Еве»

В 1961 ей достался Оскар за лучший дизайн костюмов в киноленте «Факты из жизни», и в 1974 за наряды для «Аферы».

Последние годы

Слава Хэд все росла с годами, она стала известной персоной в кинобизнесе и моде и была выбрана президентом гильдии дизайнеров по костюмам для фильмов. Также она была ведущей передачи «Заметки о моде» на радио и написала две книги о стиле, одна из которых, «The Dress Doctor», стала бестселлером. В изданных работах Эдит делилась со всем миром историей создания своих культовых костюмов и раскрывала читательницам секреты женского стиля. Дизайнер всегда носила темно-голубые солнечные очки, так как линзы позволяли ей понять, как будет выглядеть костюм в условиях черно-белого фильма. Считается, что героиня Эдна Мод из мультфильма «Суперсемейка» была списана именно с Эдит.

Эдит Хэд скончалась 24 октября 1981 во сне в Калифорнии. После нее остался богатейший архив, включающий в себя 1800 эскизов и набросков, которые сейчас находятся в «Центре кино и телевидения» в Мэдисоне.

Помимо этого, Эдит Хэд стала единственным художником по костюмам, который был удостоен собственной звезды на «Аллее славы» в Голливуде.

Последним проектом с ее участием была комедия «Мертвые пледов не носят». Картина вышла на экраны уже после смерти дизайнера и была посвящена ее памяти.

Фотография Эдит Хэд была изображена на американской марке, выпущенной в 2003 году в честь американского кинопроизводства, а также целое здание отдела костюмов в «Парамаунт» названо в честь дизайнера.

Белоруски, вскружившие голову великим. Надежда Ходасевич-Леже

Часто великие мужчины влюбляются в женщин, которых тоже без преувеличения можно назвать если не великими, то выдающимися личностями своего времени. Эти женщины, являясь яркими звёздами на небосклоне искусства, оказали огромное влияние на судьбы гениальных писателей, поэтов и художников, влюблявшихся в них.

Мы начинаем цикл материалов об уникальных женщинах, которые были родом из Беларуси и прославили нашу землю далеко за ее пределами. Сегодня разговор о Надежде Ходасевич, музе Фернана Леже.

Фернан Леже

«Надька, даешь Париж!»

Когда однажды, набравшись храбрости, она объявила родителям, что решила перебраться в Париж, они хохотали до упаду. С тех пор что бы она ни делала, кто-нибудь непременно подкрадывался сзади и кричал ей в самое ухо: «Надька, даешь Париж!». Иногда она отмалчивалась, иногда дралась, но в душе повторяла как заклинание: «Еще увидите!».

…Надюша из деревни Осетище (Витебская губерния) обожала рисовать. Она это делала с утра до вечера, считая сие занятие смыслом всей ее жизни. Однако родиетли полагали, что это совершено бестолковое занятие, а дело женщины, как говаривал Наполеон, вязанье, а точнее – огород, грядки и лопата…

Надя Ходасевич в юности

Тогда Надя нашла выход. Дождавшись, когда родные улягутся спать, она зажигала коптилку, брала в руки карандаш и всецело погружалась в свой мир грез и фантазий. Правда, часто кто-нибудь из близких, подкравшись, шептал на ухо: «Не изводи зря огонь!»

Юная художница не могла спокойно проглотить обиду: она начинала демонстративно громко царапать карандашом по столу, сигнализируя о том, что все равно не намерена погружаться в царство Морфея!

Первая мировая война превратила семью Ходасевич в беженцев, кочующих из одной белорусской деревни в другую. Мелькали одинаково унылые хатки, и всюду Надя рисовала – наперекор нищете и серости – свои цветные фантазии.

Читайте также:
Женские образы на картинах художника Тропинина

Как-то волею судьбы она попала в городок Белев, где ее ожидал умопомрачительный сюрприз в виде… Дворца искусств. Она бежала туда, быстрее паровоза. Увидев весь список кружков, записалась сразу в два – художественный и балетный. Однако первые уроки рисования разочаровали романтическую натуру: дело в то, что здесь учили азам рисования, а она их уже давным-давно освоила. Ходасевич уже грезила не унылой красотой Белева, а яркими пейзажами далекого Парижа.

«Лента в каштановой косе, ветхие башмаки через плечо, кусок хлеба в узелке – иду в Париж, – вспоминала она много лет спустя. – Добралась до ближайшей станции, удачно нырнула в поезд, а там надеялась, что в другой пересяду. И всё дальше, дальше… Зайцем, конечно. А на пропитание? По дороге остановлюсь: где пол помою, где постираю, где станцую. Неужели до Парижа не доберусь? Доберусь! Не добралась. Со следующей станции вернули. Знакомый милиционер меня узнал. И досталось мне здорово».

Надя Леже. «Материнство. Миру мир»

Дома со сложным «пациентом» долго работали: выбивали дурь из головы, промывали мозг и даже изгоняли бесов, вызвав для этой процедуры знахарку. Но ничего не помогло! Надя все равно убежала. Правда, вначале в Смоленск. Почему именно туда? А просто она услышала, что в этом городе открылись Высшие государственные художественные мастерские.

Надя Ходасевич блестяще выдержала экзаменационные испытания. Несмотря на то, в музее она ни разу не была и не видела ни одной настоящей картины!

Взрослая жизнь

В Смоленске у нее не было рядом ни родни, ни друзей. Но бытовые трудности не пугали смелую белоруску. День начинался с того, что Надя искала себе на хлеб насущный. Она не брезговала ничем: ни мытьем окон, ни работой официантки или носильщицы.

Однако больше чем бытовые неурядицы больше всего на данном этапе ее беспокоили предстоящие экзамены. Желающих попасть в знаменитые мастерские было полным-полно, а у Нади имелся существенный «недостаток» – ей едва исполнилось пятнадцать. Да и в музее она ни разу не была и не видела ни одной настоящей картины!

С автопортретом

Видимо, Всевышний был к ней милостивым, и Надя Ходасевич блестяще выдержала экзаменационные испытания.

Прозорливые учителя сразу же заметили талантливую ученицу, которая ходила на занятия, как на праздник. А вскоре решился и вопрос заработка: Надю взяли в танцевальный ансамбль. Казалось бы, живи да радуйся! Но, как известно, птицу счастья так сложно удержать за вечно ускользающий хвост…

Дело в том, что в Художественных мастерских преподавал известный Казимир Малевич, которого Надя боготворила и прислушивалась к каждому его слову. Однажды мастер заявил о том, что живопись мертва. А на смену ей пришли кинематограф и архитектура. Кто знает как бы сложилась судьба талантливой девочки, если бы однажды ей не попалась в руки статья Фернана Леже, в которой он утверждал обратное: живопись бессмертна!

Надя Леже. Портрет Юрия Гагарина (мозаика)

Значит, все-таки Париж! Столица мировой моды и город ее мечты!

Встреча с мастером

Но прежде была Варшавская академия художеств, куда ее приняли сразу и без экзаменов. Здесь она, 16-летняя девочка, встречается и влюбляется в богатого юношу, польского художника по имени Стас. Последний вскоре делает ей предложение, и почти сразу же после свадьбы молодожены пишут письмо знаменитому Фернану Леже с просьбой принять их в ученики. Мастер отвечает согласием.

Фернан и Надя Леже

…Леже понравился Наде сразу, хотя оказался не таким, каким она его себе представляла. Широкоплечий, коренастый, с большими руками, он был похож скорее на мастерового, чем на художника. Надю подкупила его улыбка, лукавая и одновременно простодушная.
На Надю Леже вначале не обратил внимания. Похоже, она казалась ему немного странной: молчаливая скуластая девушка родом из забытого богом края, не реагировавшая на его шутки. На самом деле она не понимала юмор учителя: ее французского едва хватало на то, чтобы спросить дорогу у прохожего. Со временем, присмотревшись к работам Ходасевич, Леже поразился мастерству и таланту иностранной «немой» и стал уделять ей самое пристальное внимание. Семейная жизнь Нади разваливалась на глазах – вскоре они со Стасом расстались, не спасло даже рождение дочери.

Читайте также:
Елизавета Федоровна – лучшие портреты и фотографии

Леже, считавший Надю талантливой ученицей, предложил ей должность ассистентки и квартиру в академии. Но в день, когда она праздновала новоселье, началась Вторая мировая война.

Фернан Леже, отравленный газами под Верденом в Первую мировую, решил больше не испытывать судьбу и уехать в Америку. Он позвал Надю с собой. В Марселе Леже долго не садился на пароход, думая, что его подопечная опомнится и последует за ним. Но Надя не пришла…

Предложение руки и сердца

Четыре года отважная девушка ходила по лезвию ножа, участвуя в Сопротивления. Она меняла внешность, скрывалась, и ни разу не пожалела, что осталась во Франции.

После войны Леже возвращается на родину, и Надя снова расправила свои крылья.

Однажды молодая художница расслабилась и впустила в свое сердце любовь. Роман был недолгим.

Откуда-то из далекого прошлого шла ее непоколебимая вера в то, что любовь – это общая судьба, верность и единомыслие. А легковесный парижский вариант отношений ее не устраивал. Разрыв тяжело дался Наде, спасла – в который раз – живопись, ее работы и выставлялись, и покупались коллекционерами очень охотно.

Пикассо, высоко ценивший ее творения, часто приглашал ее к себе в гости и просил откровенно высказаться по поводу очередной своей работы.

Надя, всецело предавшись работе, не ждала каких-либо подарков судьбы.

Надя Леже. Портрет композитора Дмитрия Шостаковича

Овдовевший Леже сделал ей предложение. И она согласилась, приложив впоследствии все усилия, чтобы сделать свой брак счастливым. А с ее стороны это была не столько страсть, сколько уважение, преданность и дружба.

А Леже, между тем, признавался, что раньше для него существовало только искусство, а женщины были лишь для отдыха, а в свои семьдесят лет неожиданно для самого себя по-настоящему влюбился.

Пара поселилась в чудесном местечке под Парижем, в небольшом домике с садом. Огромная мастерская Леже располагалась на первом этаже, Надина, поменьше, – на втором.

Колдуя над своими шедеврами, молодая жена распевала белорусские песни, стоило ей умолкнуть, как Леже начинал стучать палкой в потолок, требуя продолжения.

Пабло Пикассо, Фернан Леже (второй справа) и Надя Леже

Верная супруга была неразлучна со второй половинкой до последнего вздоха мастера. А служение его таланту продолжалось и после его смерти. Мысль о том, что его картины разлетятся по всему свету, была невыносимой для вдовы. Преодолев много трудностей, она открыла на юге Франции Музей Фернана Леже.

Надя мечтала показать мужу свою далекую родину, но этому уже не суждено было сбыться: она собралась туда уже после его смерти.

Надя Леже, Екатерина Фурцева и Майя Плисецкая

О Советском Союзе известная художница практически ничего не знала, но, побывав здесь, всей душой полюбила эту страну. И всякую критику в адрес СССР воспринимала как клевету.

Она стала здесь частым гостем, привозила в Москву картины Леже и других французских художников, устраивала выставки советских художников в Париже. Общалась с родными и друзьями, дарила подарки, а потом улетала во Францию, прихватив буханку черного хлеба и банку селедки для Марка Шагала: поездка в Союз для престарелого художника была уже не по силам.

Знаменитые мозаики Нади Леже установлены в городе Дубна. Фото: fototerra.ru

Во Франции у нее тоже было полно дел. «Сколько раз я слышала: «Ну к чему это вам? Откажитесь от беспокойных затей, – вспоминала Надя. – А я с детства люблю «беспокойные затеи». Еще с той поры, в том бедном моем краю, тормошили меня несбыточные мечты. Несбыточные? А почему? Самое прекрасное – иметь цель, чтобы она сияла, тянула и чтоб изо всех сил, до последней селезенки, ее добиваться…»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *