Елена Александровна Полевицкая

Елена Полевицкая

фотографии >>

биография

Полевицкая Елена Александровна

3 (16) июня 1881, Ташкент – 4 ноября 1973, Москва

Из семьи банковского служащего.
В 1900 году закончила с большой серебряной медалью Александровский институт и двухгодичные педагогические курсы в Петербурге. Четыре года училась в художественном училище Штиглица, откуда, несмотря на присуждение ей «высшей премии» за акварель, была отчислена в июне 1905 якобы «за неуспешность», а в действительности за участие в студенческом движении.

В декабре 1905 года поступила на курсы драматического искусства Е. Рапгофа, где занималась под руководством А. Петровского. Окончив в 1908 году курсы, впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем играла в Гельсингфорсе и Казани. Пыталась поступить в Александрийский и Малый театры, но безуспешно.

В 1909-10 годах – в петербургском театре В. Комиссаржевской, оказавшей, наряду с Ф. Шаляпиным, на молодую актрису особенно сильное влияние.
В 1914-16 – в московском драматическом театре Суходольских, вместе с режиссером И. Шмитом, за которого вышла замуж.
В 1910-14 и 1916-18 играла в труппе Н. Синельникова в Харькове и Киеве.
Приобрела всероссийскую известность воплощением женских образов русской классики: Лиза («Дворянское гнездо» И. Тургенева), Вера («Обрыв» И. Гончарова), Настасья Филипповна («Идиот» Ф. Достоевского), Катерина и Юлия («Гроза» и «Последняя жертва» А. 0стровского). Синельников отмечал ее богатейшую мимику, благородство движений, прекрасный голос.

В 1920 году уехала с мужем на гастроли в Болгарию, где ее выступления проходили с большим успехом; царь Борис наградил актрису высшим национальным орденом Болгарии.
Позднее играла у М. Рейнгардта в Германии.

В 1923 приезжала в СССР и играла в течение двух месяцев в составе труппы Малого театра, актеры которого благодарили ее «как одно из крупнейших дарований современного русского театра. за те многие часы радости», которые она подарила «своим талантом, давая возможность видеть его и наслаждаться так близко и непосредственно».
Отзывы критики, однако, были противоречивы и подчас отрицательны.
В 1924-25 снова гастролировала в СССР.

В 20-х – начале 30-х годов выступала с большим успехом в театрах Германии, Австрии, Чехословакии, государств Прибалтики на русском и немецком языках, прославилась как «русская Дузе», в частности, в роли Марии Стюарт (в драме Ф. Шиллера).

В 1934 году И. Шмит, заподозренный пришедшими к власти нацистами в «неарийском» происхождении, был изгнан из театра в Берлине, что вынудило его уехать вместе с Полевицкой в Эстонию. После смерти мужа и оккупации в 1941 гитлеровскими войсками Прибалтики Полевицкая была арестована и отправлена в концлагерь на Северном море; освобождена благодаря вмешательству друзей.

Осенью 1941 года Елена Александровна заключила годичный контракт со студией УФА на съемки в ролях второго плана. В марте 1943 г. актриса переехала в Вену и перестала работать в кино. Она преподавала в Высшей школе сценического искусства при Академии искусств в Вене, одновременно играла в «Бургтеатре», «Скала», «Народном театре».

В 1955 году получила разрешение вернуться в СССР. В Москве, Ленинграде, Киеве прошли ее творческие вечера. С 1961 преподавала в Театральном училище им. Б. Щукина, одной из ее учениц была Л. Чурсина.
Снималась в фильмах «Муму» (1959) и «Пиковая дама» (1960).

С 1963 работала над воспоминаниями, довела их до 1914.
Ю. Завадский считал Полевицкую актрисой «яркой, самобытной, но не сумевшей реализовать в полной мере свои большие артистические возможности».

Елена Полевицкая

Апогей славы этой русской актрисы падает на годы Первой мировой войны[27]. Молодая, талантливая, обольстительно красивая, она снискала лавры как у москвичей, так и у петербуржцев. Ей посвящали хвалебные рецензии и восторженные стихи, открытки с её портретом печатались большим тиражом, от поклонников и поклонниц не было отбою. Полевицкой восхищался Блок, Леонид Андреев специально для неё написал роль Консуэлло в пьесе «Тот, кто получает пощёчины».

Во всех лекциях по истории драматического искусства России упоминается знаменитая «семиминутная пауза Полевицкой»: играя свою коронную роль Лизы в инсценировке «Дворянского гнезда» Тургенева, актриса держала в напряжении зрительный зал целые семь минут, не произнося ни слова! Это сцена, когда Лиза перед уходом в монастырь прощается со своей комнатой. Семь минут молчания для театра – невероятно много, но зал не скучал, а заливался слезами. Впервые эту историю я узнал весной 1941 года на спектакле «Дворянское гнездо» в летнем здании театра ЦДКА, где Лизу весьма слабо и, разумеется, без единой минуты молчания играла Клавдия Половикова, мать ставшей потом известной Валентины Серовой.

…Но вот революция, Гражданская война. Полевицкая вместе с мужем – режиссёром В.Ф. Шмидтом, австрийцем по национальности и подданству, оказывается где-то на юге, у Деникина, а затем с разгромом белых армий оседает в чужой, далёкой Вене. Поначалу выступает в русских зарубежных труппах, затем и в немецких, для чего тщательно шлифует свой немецкий язык. Снимается во второстепенных ролях в немых фильмах, а постарев, делается чем-то вроде режиссёра, помогает ставить пьесы русских авторов. Болеет и умирает муж, Полевицкая остаётся одинокой, сдаёт комнаты, иногда подрабатывает даже стиркой и мытьём полов.

Начинается Вторая мировая война. Не Полевицкая возвращается в Россию, а Россия в лице Советской Армии приходит в Вену к Полевицкой. Кругом снова русская речь, русские лица. Она вступает в Австро-советское общество, деятельно содействует постановке на венской сцене произведений русских драматургов.

Читайте также:
Костюм и мода Италии эпохи Возрождения

Детей нет, чужбина надоела, Полевицкая жаждет вернуться на родину – её не пускают. За ней числятся грешки: работала «консультантом по русскому быту» в геббельсовских антисоветских фильмах. Об этом мне говорили сотрудники советской военной администрации в Австрии. Теперь же венские театры привлекали актрису в качестве такого же консультанта при постановке русских пьес. Но старый русский быт Полевицкая либо забыла, либо плохо знала. Я видел «Бесприданницу» в Бургтеатре: купцы ходили в каких-то немыслимых лапсердаках, слуги носили самовар краном к животу, черёмуха сильно смахивала на развесистую клюкву. Советского же быта Полевицкая, естественно, и не видела.

Старую актрису приглашали на посольские приемы, там я её впервые и увидел – крупная, респектабельная женщина с породистым лицом, вся в драгоценных или полудрагоценных камнях.

Только в 1956 году ей разрешили репатриироваться. Переезд, в её возрасте, при обилии вещей, оказался нелегким. В марте 1957 года она пришла ко мне в ВОКС «излить душу».

Квартиру ей пока не дали, плакалась она, временно поселилась у племянницы, с которой до того не была знакома. Поначалу, когда заграничная тётушка раздаривала московской родне зарубежные тряпки, к ней относились любезно. Когда запасы исчерпались, дали понять, что она весьма стесняет семью. А куда деваться – квартиру не снимешь.

Полевицкая привезла из-за границы большой и ценный, по её словам, архив, свой и мужа: фотографии, письма, афиши, разные театральные документы. В тесную квартиру племянницы ящики поместить было невозможно. Кафтанов, заместитель министра культуры, разрешил на время поместить архив в каком-то министерском складе. Там его промочили дожди, многое разворовали.

С работой тоже ничего не получалось. Хотели её направить в Малый театр, но там против неё восстали знаменитые «старухи», не желавшие уступать пришелице роли, – Яблочкина, Турчанинова, Рыжова. Попыталась устроиться в другой театр – та же история: «Ведь в Москве у вас пожилых актрис гораздо больше, чем молодых». Так в театр, даже на разовые выступления, не попала.

Зачем она мне всё это рассказывала, непонятно. Если не мог ей помочь Кафтанов, тем менее мог помочь я. Просто решила поплакаться. Но при этом сохраняла гордый, аристократический тон, характер выявлялся нелёгкий. Дважды поправила моё якобы неправильное произношение каких-то слов: «Вообще русский язык в России сильно испортился».

С тех пор я её не видел. Слышал как-то по радио, великолепно читала «Саламбо» Флобера. Квартиру наконец ей дали, где-то на Кутузовском проспекте. Приветливо её встретили только в ВТО, но от этого общества ветеранов сцены трудоустройства ожидать было нельзя.

Дважды ей удалось сняться в кино – в роли старой барыни в «Муму» Тургенева и в роли графини в «Пиковой даме». Давала уроки в Щукинском училище. Последние годы провела в Московском доме ветеранов сцены, где тихо и незаметно скончалась в возрасте 92 лет.

Останься Полевицкая после 1917 года в России, всё было бы, конечно, иначе. И в театре бы работала, и звание народной получила бы, и награды к юбилеям, и пользовалась бы всеобщим почётом. А тут, однажды выпав из обоймы, новую жизнь наладить на родине уже не смогла: никому она не нужна была, словно призрак, пришедший из другой эпохи.

Я видел её в роли графини в «Пиковой даме». Эта роль удалась ей. Неслучайно – она играла саму себя. Всё лучшее у неё осталось в молодости.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Елена ПРОКЛОВА

Елена ПРОКЛОВА Е. Проклова родилась 2 сентября 1953 года в Москве. Ее отец был офицером, преподавал в Военной академии программирование и кибернетику, мать – учительница. В роду у последней все были дворянами, актеров же среди них не было. Зато у отца наоборот – актерами были

Елена СОЛОВЕЙ

Елена СОЛОВЕЙ Е. Соловей родилась 24 февраля 1947 года в немецком городке Нойштрильц. Ее родители познакомились в конце войны в Берлине, где отец Елены служил в артиллерии, мать была медицинской сестрой. Через три года после рождения дочери отец получил распределение в

Елена ЯКОВЛЕВА

Елена ЯКОВЛЕВА Е. Яковлева родилась 5 марта 1961 года в городе Новограде Житомирской области. Ее отец Алексей Николаевич военнослужащий, мать Валерия Павловна работает в научно-исследовательском институте.Детство и отрочество Яковлева провела в Харькове. В школе училась

МАЙОРОВА ЕЛЕНА

МАЙОРОВА ЕЛЕНА МАЙОРОВА ЕЛЕНА (актриса театра, кино: «Вам и не снилось» (1980), «Парад планет» (1984), «Зина-Зинуля» (1986), «Бездна, круг седьмой» (1993) и др.; покончила с собой 23 августа 1997 года на 40-м году жизни).Говорят, Майорова была подвержена суицидным настроениям и однажды, в

МИРОШИНА ЕЛЕНА

МИРОШИНА ЕЛЕНА МИРОШИНА ЕЛЕНА (спортсменка – прыжки в воду, серебряная призерка Олимпиады-92; трагически погибла 2 января 1996 года на 21-м году жизни).Е. Мирошина стала «звездой» в 13 лет. К двадцати годам она уже была неоднократной чемпионкой Европы, серебряным призером

Читайте также:
Необычные истории со знаменитыми изумрудами

МОГУЧЕВА ЕЛЕНА

МОГУЧЕВА ЕЛЕНА МОГУЧЕВА ЕЛЕНА (бывшая солистка Большого детского хора Центрального телевидения и Всесоюзного радио (1977–1987); скончалась 29 августа 1999 года на 30-м году жизни).В конце 70-х Могучеву знала вся страна: ни один праздничный концерт не обходился без участия Детского

Елена МАЙОРОВА

Елена МАЙОРОВА Прежде чем найти свою главную любовь, актрисе Елене Майоровой («34-й скорый», «Один и без оружия», «Забытая мелодия для флейты» и др.) пришлось изрядно помучиться. Ее первый брак оказался неудачным и скоротечным. Она вышла замуж в конце 70-х во многом для того,

Елена ПРОКЛОВА

Елена ПРОКЛОВА В первый раз Проклова вышла замуж достаточно рано – в 17 лет. Причем не по большой любви, а скорее от скуки. Дело было в 1970 году. Тогда вокруг Елены, которая снималась в кино с 10 лет, увивалось много поклонников, но никого из них она не любила. Хотя их внимание

Елена САФОНОВА

Елена САФОНОВА В первый раз Сафонова вышла замуж в 20 лет. Со своим мужем, актером БДТ Виталием Юшковым, она познакомилась на съемках своего дебютного фильма «Семья Зацепиных». Однако любовь получилась односторонняя: Юшков влюбился страстно, а вот сама Елена ничего, кроме

Елена

Елена Fulvia Iulia HelenaБыла любовницей, или женой правившего в 293-306 гг. императора Констанция до его прихода к власти.Около 325 г. получила титул августы.Имела одного сына.Елена родилась чуть позже 250 г., скорее всего в городке Дрепанон в Малой Азии, в провинции Вифиния,

Елена

Елена Владимир Яковлевич Лакшин. Со слов Е.С. Булгаковой: Когда Булгаков соединился с Е. С., он сказал ей: «Против меня был целый мир — и я один. Теперь мы вдвоем, и мне ничего не страшно» [5; 414].Елена Сергеевна Булгакова:Мы познакомились очень неожиданно. Я интересовалась им

Елена

Елена Встреча Бальмонта с Еленой Цветковской, о которой я упомянула выше, имела очень большое значение в нашей жизни с Бальмонтом. А для Елены она была роковой. Он был с ранней юности ее любимым поэтом. Она знала его стихи наизусть, собирала его книги, все, что он писал и что

Булгаков и Елена

Булгаков и Елена Родилась Елена Сергеевна в 1893 году в Риге. Ее отец, Сергей Маркович Нюренберг, происходил из древнего немецкого рода. Родители дали дочери прекрасное образование: Елена в совершенстве владела тремя языками, была великолепно воспитана. В 1911 году она

ПОЛЕВИЦКАЯ, ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА

ПОЛЕВИЦКАЯ, ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА (1881–1973), русская драматическая актриса, педагог. Родилась 3 (15) июня 1881 в Ташкенте в семье банковского служащего. В 1893 была принята в Александровский институт в Петербурге, после продолжила учебу на двухгодичных педагогических курсах, окончив их с большой серебряной медалью. Участвовала в ученических спектаклях. В 1901 поступила в Художественное училище О.Л.Штиглица, после четырехлетнего пребывания в нем отчислена за участие в студенческом движении (с мотивировкой «за малоуспешность», несмотря на высшую премию за акварель). Одновременно брала уроки пения у З.И.Ивановой-Иваницкой. В 1906 была зачислена на Курсы драматического искусства Е.П.Рапгофа, занималась под руководством А.П.Петровского.

В 1908 впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем играла в Гельсингфорсе, Павловске, Казани. Играла в пьесах разных жанров и в разных амплуа. В 1909–1910 в Ново-Драматическом театре на Офицерской (в помещении бывшего театра В.Ф.Комиссаржевской) в антрепризе Леванта играла Далю (Верность Б.Зайцева), Наташу (На дне М.Горького), Ниночку (Анфиса Л.Андреева), Оль-Оль (Дни нашей жизни Андреева); преподавала в Школе сценического искусства на Почтамтской (школа Петровского).

Летом 1910 поступила в труппу Казенного театра под руководством Н.Д.Кручинина и М.Н.Мартова, игравшую в Тифлисе. С 1910 по 1914 – в труппе Н.Н.Синельникова в Харькове. Приобрела всероссийскую известность воплощением на сцене женских образов русской и мировой классики: Мария Стюарт (Мария Стюарт Фр.Шиллера), Катерина (Гроза) и Лариса (Бесприданница А.Н.Островского), Лиза (Живой труп Л.Н.Толстого), Софья (Горе от ума А.С.Грибоедова), Маша (Три сестры А.П.Чехова), Маша (Чайка Чехова), Порция (Венецианский купец) и Катарина (Укрощение строптивой У.Шекспира), Лиза Калитина (Дворянское гнездо по И.С.Тургеневу), Настасья Филипповна (Идиот по Ф.Достоевскому) и др. Синельников отмечал ее прекрасный голос, благородство движений и богатейшую мимику.

Сезон 1911–1912 Полевицкая играла в труппе петербургского театра Литературно-художественного общества (Суворинский театр), в 1914–1916 работала в Московском драматическом театре Суходольских (Вера в Нечистой силе А.Н.Толстого, Маргарита Готье в Даме с камелиями А.Дюма и др.). В 1916–1918 актриса вновь в труппе Синельникова в Харькове и Киеве (Гедда в Гедде Габлер Х.Ибсена, Ракел в Свыше наших сил Б.Бьернсона, Олимпиада в Савве Андреева). В 1918 с мужем, режиссером И.М.Шмидтом, перебирается в Одессу и вступает в труппу М.П.Ливского. В следующем году труппа переехала в Севастополь. Затем в составе случайной труппы Полевицкая и Шмидт отправились на гастроли в Симферополь и Ялту. 20 мая 1920 Полевицкая и Шмидт с Русским ансамблем Ю.И.Юровского отплыли на гастроли в Болгарию. Выступления проходили с большим успехом, царь Борис наградил Полевицкую орденом «Дамский крест III степени». Позднее Полевицкая в составе ансамбля Юровского выступала на сцене театра М.Рейнхардта в Берлине, гастролировала в Латвии, Чехословакии. В 1923 и 1924–1925 приезжала на гастроли в Советский Союз.

Читайте также:
Портрет Лопухиной и другие женские портреты художника Боровиковского

В 1917 состоялось первое выступление Полевицкой на немецком языке на сцене венского «Йозефштадттеатра» Рейнхардта в роли Маргариты Готье. С большим успехом выступала на русском и немецком языках в Болгарии, Румынии, Чехословакии, Латвии, Австрии, Югославии. В 1928 преподавала в венской Школе актерского мастерства и режиссуры («актерский и режиссерский семинар» Рейнхардта). В 1935 выступила в Берлине в роли Анны Карениной на немецком языке. Шмидт, заподозренный нацистами в «неарийском» происхождении, был изгнан из театра в Берлине, и супруги переехали в Эстонию. В декабре 1939 после смерти мужа Полевицкая была репатриирована в Германию и отправлена в концлагерь в Деппе на Северном море. Была освобождена благодаря вмешательству друзей, в частности Г.Грюндгенса. В октябре 1940 сыграла Гурмыжскую (Лес Островского) на сцене Государственного театра в Берлине. С 1945 преподавала актерское мастерство в театральной школе при Бургтеатре. После 1945 преподавала в Государственной академии музыки и искусства сцены в Вене, на семинаре им. М.Рейнхардта в Шенбрунне, работала на венском радиовещании, выступала в Бургтеатре (Вена).

В 1955 вернулась в Советский Союз. В Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове с большим успехом прошли ее творческие вечера, в 1958 на вечере в Театре им. Евг.Вахтангова Полевицкая выступила в одноактной пьесе Б.Брехта Винтовка Тересы Каррар. Читала на концертах и на радио русскую и советскую прозу и поэзию, преподавала в театральном училище им. Б.В.Щукина, снималась в кино: Ошибка сердца (реж. А.Ханжонков, 1916), Черная пантера (Берлин, 1929), Господин Пунтила и его слуга Матти (Вена, 1955), Муму (реж. А.Бобровский и Е.Тетерин, 1959), Пиковая дама (реж. Р.Тихомиров, 1960) и др.

Умерла Полевицкая в Московском доме ветеранов сцены им. А.А.Яблочкиной 4 ноября 1973.

Синельников Н. Шестьдесят лет на сцене. Харьков, 1935
Бронштейн С. Герои одного мгновения. М., 1964
Марков П. Полевицкая. – В кн.: Марков П. О театре, т. 3. Дневник театрального критика. М., 1976
Путинцева Т. Елена Полевицкая. М., 1980
Полевицкая Е. Роль актрисы. – В кн.: Встречи с прошлым, вып. 3. М., 1987

Иуда у микрофона. Как заслуженный артист РСФСР Гитлеру служил

Начало 1990-х годов — кошмарный период в отечественной истории. После падения СССР началась кампания, в рамках которой практически все, кто был осужден в годы советской власти за предательство, шпионаж, сотрудничество с гитлеровцами, реабилитировались как «невинно осужденные».

Реабилитированные списком

В общий поток умело встраивались даже уголовники. Так, один известный спортивный деятель советской поры, в начале войны пойманный на спекуляции и отсидевший за это срок, сумел при Борисе Ельцине добиться реабилитации.

а) антисоветскую агитацию и пропаганду;

б) распространение заведомо ложных измышлений, порочащих советский государственный или общественный строй».

Кем же был этот человек, которого сегодня причисляют к жертвам сталинизма?

Предатель из актерской династии

Он родился в 1881 году в театральной семье. Отец его — известный режиссёр и актёр Александр Эдуардович Блюменталь-Тамарин. Мать — Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина, дочь крепостного крестьянина, была гениальным самородком. Начав с любительской сцены, она блистала на театральных подмостках еще в дореволюционные годы. Но при большевиках Мария Михайловна стала звездой первой величины. Она вошла в число первых 13 человек, которым было присвоено звание «Народный артист СССР». На склоне лет она была удостоена высшей советской награды: ордена Ленина. Высокий статус матери не раз помогал и сыну. К счастью, Мария Михайловна не застала самых грязных страниц биографии своего отпрыска.

Всеволод Блюменталь-Тамарин пошел по стопам родителей и в 1901 году уже выступал на профессиональной сцене. Сам он в воспоминаниях писал, что играть в маленьких ролях начал еще в возрасте семи лет. Уже после революции Блюменталь-Тамарин будет рассказывать, что в царские годы участвовал в студенческих волнениях, за что был изгнан из театрального училища с «волчьим билетом». Было это или нет, но профессии он не лишился, будучи задействованным в театральных постановках отца.

В 1917-1918 годах Блюменталь-Тамарин играл на сцене Харьковского театра, выражая полную лояльность красным. Но стоило только в 1919 году войти в город армии Деникина, Блюменталь-Тамарин тут же заявил о готовности бороться с большевиками. В честь победы белых артист даже организовал представление на улицах Харькова.

Актер Московского Художественного театра Вадим Шверубович, оказавшийся в то время в Харькове, вспоминал: «Началось с того, что харьковское актёрство, которое возглавлял отдыхавший под Харьковом на своём хуторе, оставленном ему советской властью, В. А. Блюменталь-Тамарин, решило устроить большой праздник в честь прихода добровольческой армии. Затеяны были грандиозный концерт в цирке и ряд вечеров в других театральных помещениях. Блюменталь-Тамарин верхом на белом цирковом коне с огромным трёхцветным флагом на пике, с большой церковной кружкой у седла разъезжал по городу, собирая пожертвования на подарки „освободителям родины“».

Этот «перформанс» запомнился многим, поэтому после того, как военное счастье снова перешло на сторону большевиков, у актера возникли серьезные проблемы.

Но, возможно, дело было не только в поездках на коне. Актер Георгий Бахтаров вспоминал случай, происшедший в 1931 году во время гастролей в Харькове: «Всеволод Александрович был в ударе, увлечённо рассказывал о своей молодости, вспоминал театральные легенды, читал Блока и Лермонтова. В какой-то момент на пороге кабинета появился незнакомый человек средних лет в очках. Он внимательно слушал стихи. Блюменталь-Тамарин, уже захмелевший, пригласил его к нашему столу. Незнакомец приблизился и сказал: „Я вчера видел вас в „Кине“. Вы удивительный артист! И стихи читаете вдохновенно. А ведь в девятнадцатом году в Одессе по решению подпольного обкома партии я должен был вас застрелить! И только случай помешал мне сделать это. Вас обвиняли в том, что вы предали Лизу В. Она погибла в контрразведке“. Блюменталь мгновенно протрезвел. „Это клевета и ложь, — сказал он, — когда в город вошли красные, я был арестован и приговорён к расстрелу. Но приговор был обжалован, и дело прекращено за недоказанностью обвинения“. Хорошо начавшийся вечер был совершенно испорчен».

Читайте также:
Костюм белорусской шляхты – картины и история

От смертного приговора до заслуженного артиста и снова предательство

Действительно, красные собирались расстрелять Всеволода Александровича, что, учитывая реалии Гражданской войны, было бы неудивительно. Но мама «ездока с флагом», пользовавшаяся уважением большевиков, обратилась за помощью к наркому просвещения Анатолию Луначарскому.

Заступничество Марии Михайловны чудесным образом помогло: Всеволода не только простили, но и позволили продолжить актерскую карьеру в Стране Советов.

Шансом Блюменталь-Тамарин воспользовался вполне, влившись в ряды советской творческой интеллигенции. В 1926 году, когда он служил в Театре Корша, шумно было отмечено 25-летие его творческой деятельности. Артиста приветствовали титулованные коллеги, а нарком просвещения Луначарский со сцены зачитал постановление правительства о присвоении Блюменталю-Тамарину звания «Заслуженный артист РСФСР».

Мария Михайловна Блюменталь-Тамарина умерла в 1938 году. Несмотря на то, что в стране бушевал «Большой террор», актриса ушла из жизни по естественным причинам. Но ее репутация для сына оставалась настоящей броней: несмотря на сомнительные эпизоды его биографии, репрессии обошли Блюменталя-Тамарина стороной.

К своему 60-летию в 1941 году артист готовил программу, основанную на произведениях Лермонтова. С ней он и отправился на гастроли в начале лета. Начало войны застало его в Черновцах. Блюменталь-Тамарин вместе с женой и дочерью срочно вернулся в Москву. Ему за свою судьбу беспокоиться на приходилось: в числе других известных актеров он получил право на эвакуацию вместе с семьей.

Уезжать, однако, Всеволод Александрович не собирался. Много времени он проводил на своей даче под Новым Иерусалимом. Как потом выяснится, туда он свозил ценные вещи и архив. К нему не раз приезжали представители властей, вежливо интересуясь, когда артист собирается эвакуироваться. Каждый раз Блюменталь-Тамарин находил предлог для отсрочки. Когда закипели бои на ближних подступах к Москве, он и вовсе исчез. Вместе с семьей заслуженный артист РСФСР прятался в землянке, как и некоторые другие обитатели дачного поселка НИЛ (Наука. Искусство. Литература).

Когда территорию захватили гитлеровцы, он вышел к ним, сообщил, что является наполовину немцем и хочет помогать великой Германии. Уже в январе 1942 года он оказался в Берлине. А 2 февраля 1942 года он впервые выступил по радио, обращаясь с призывом к советским гражданам не защищать сталинский режим и подчиниться «немцам-освободителям». С этого момента его пропагандистские выступления стали регулярными. Иногда, имитируя голос Иосифа Сталина, он зачитывал несуществующие приказы и распоряжения советского командования. В общем, ведомство Геббельса было им очень довольно.

Оценили новую деятельность Блюменталя-Тамарина и в Москве, где ему заочно вынесли смертный приговор.

«Театральные студии руководились жидами»: откровения «невинно осужденного»

Помимо выступлений по радио, актер писал статьи для коллаборационистской прессы. Чтобы понять, что это были за статьи, достаточно привести отрывок из публикации в газете «Новое слово» за март 1942 года: «Театральные студии руководились жидами Любимовыми-Ланскими (бывшим провизором из Елизаветграда), Леонидовым, Таировым (Корнблит), Раппопортом (театр Вахтангова) и тысячью других евреев, создавших чуть ли не при каждом заводе театральные студии, школы и так называемые самодеятельные кружки. Сеть этих ловушек для русской молодежи выпускала десятки тысяч полуграмотных, с блатным одесским языком, бездарных и чудовищно наглых актеров, не знающих ни истории русского театра, ни русской литературы, ни русской драматургии. Эти волны жидовствующих наглецов, сильных только в „азбуке коммунизма“ и „политграмоте“, захлестывали русскую драму, громя чудесное наследие великих школ Мочалова и Каратыгина. Руководимые Мейерхольдом и его учениками, они роились как навозные мухи в весенний день. Кремлевские жиды Каменевы, Зиновьевы, Землячки, Диаманты, Шверники субсидировали из государственного кармана эти, с позволения сказать, школы и студии, которым не хватало только изучения Талмуда, чтобы вполне сделаться „хедером“».

Интересно, конечно, читали ли в 1993 году люди, принимавшие решение о реабилитации Блюменталя-Тамарина, эти его, с позволения сказать, работы?

Дядя и племянник

В 1943 году в Берлине появился племянник артиста, бывший боец Красной армии Игорь Миклашевский. В СССР он подрался с офицером и был приговорен к службе в штрафной роте. «Штрафник» Миклашевский перебежал к немцам. После проверки его поселили у дяди, который крайне обрадовался воссоединению с племянником.

Читайте также:
120 лет со дня рождения Сергея Есенина

Правда, Блюменталь-Тамарин не знал, что вся история о драке и штрафной роте — это легенда, придуманная органами советской разведки. Чемпион Ленинграда по боксу был послан в глубокий тыл с заданиями особой важности. Считается, что главным из них была ликвидация самого Адольфа Гитлера. Но этот план был отменен в связи с изменением обстановки на фронте.

Зато Миклашевский сумел собрать немало ценной информации о руководителях РОА. Сам Блюменталь-Тамарин входил в ближайшее окружение генерала Власова, что позволяло его племяннику получать важнейшую информацию о настроениях среди предателей и их планах.

Чем ближе был конец войны, тем мрачнее были мысли Блюменталя-Тамарина. Повторить трюк 1919 года с помилованием не представлялось возможным. Заслуженный артист РСФСР надеялся после окончания войны перебраться на Запад. Однако этого не произошло. Что именно случилось, неизвестно до сих пор. 10 мая 1945 года Всеволода Блюменталя-Тамарина нашли мертвым в Мюнзингене. Одни источники пишут, что ему проломили голову, другие утверждают, что он был застрелен, третьи настаивают на том, что труп висел на дереве. Смерть предателя приписывают Игорю Миклашевскому. Он вернулся на родину в 1947 году, был награжден орденом Красной Звезды. В дальнейшем Миклашевский стал тренером по боксу, воспитавшим нескольких чемпионов СССР.

Он умер в 1990 году, за три года до «формальной реабилитации» дяди. В отличие от многих других изменников Всеволод Блюменталь-Тамарин закончил жизнь так, как этого заслужил. А реабилитирующие бумаги начала 1990-х годятся лишь для растопки.

Исторический словарь

(3.6.1881, Ташкент – 1973, Москва) – актриса, Из семьи банковского служащего. В 1900 закончила с большой серебряной медалью Александровский институт и двухгодичные педагогические курсы в Петербурге. Четыре года училась в художественном училище Штиглица, откуда, несмотря на присуждение ей «высшей премии» за акварель, была отчислена в июне 1905 якобы «за неуспешность», а в действительности за участие в студенческом движении. В декабре 1905 поступила на курсы драматического искусства Е.Рапгофа, где занималась под руководством А.Петровского. Окончив в 1908 курсы, впервые выступила на профессиональной сцене в Пскове, затем играла в Гельсингфорсе и Казани. Пыталась поступить в Александрийский и Малый театры, но безуспешно. В 1909-10-в петербургском театре В.Комиссаржевской, оказавшей, наряду с Ф.Шаляпиным, особенно сильное влияние на П., в 1914-16-в московском драматическом театре Суходольских, вместе с режиссером И.Шмитом, за которого вышла замуж, в 191014 и 1916-18 -в труппе Н.Синельникова в Харькове и Киеве. Приобрела всероссийскую известность воплощением женских образов русской классики: Лиза («Дворянское гнездо» И.Тургенева), Вера («Обрыв» И.Гончарова), Настасья Филипповна («Идиот» Ф.Достоевского), Катерина и Юлия («Гроза» и «Последняя жертва» А.0стровского); Синельников отмечал ее богатейшую мимику, благородство движений, прекрасный голос. Уехала в 1920 с мужем на гастроли в Болгарию, ее выступления проходили с большим успехом; царь Борис наградил актрису высшим национальным орденом Болгарии. Позднее П. играла у М.Рейнгардта в Германии. В 1923 приезжала в СССР, играла в течение двух месяцев в составе труппы Малого театра, актеры которого благодарили ее «как одно из крупнейших дарований современного русского театра. за те многие часы радости», которые она подарила «своим талантом, давая возможность видеть его и наслаждаться так близко и непосредственно». Отзывы критики, однако, были противоречивы и подчас отрицательны. В 1924-25 снова гастролировала в СССР. В 20-х – начале 30-х выступала с большим успехом в театрах Германии, Австрии, Чехословакии, государств Прибалтики на русском и немецком языках, прославилась как «русская Дузе», в частности, в роли Марии Стюарт (в драме Ф.Шиллера), В 1934 И.Шмит, заподозренный пришедшими к власти нацистами в «неарийском» происхождении, был изгнан из театра в Берлине, что вынудило его уехать вместе с П. в Эстонию. После смерти мужа и оккупации в 1941 гитлеровскими войсками Прибалтики П. была арестована и отправлена в концлагерь на Северном море; освобождена благодаря вмешательству друзей. С 1943 преподавала в Высшей школе сценического искусства при Академии искусств в Вене, одновременно играла в «Бургтеатре», «Скала», «Народном театре». В 1955 получила разрешение вернуться в СССР. В Москве, Ленинграде, Киеве прошли ее творческие вечера. С 1961 преподавала в Театральном училище им. Б.Щукина, одной из ее учениц была Л.Чурсина. Снималась в фильмах «Муму» (1959) и «Пиковая дама» (1960). С 1963 работала над воспоминаниями, довела их до 1914. Ю.Завадский считал П. актрисой «яркой, самобытной, но не сумевшей реализовать в полной мере свои большие артистические возможности». Умерла в московском Доме ветеранов сцены.

Смотреть значение Полевицкая Елена Александровна в других словарях

Аверкиева Анна Александровна — (ок. 1894 – ?). Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. Образование среднее. В конце 1921 Жила в Саратовской губ., работала в Главлескоме счетоводом. Местными чекистами характеризовалась.
Политический словарь

Аверкиева Вера Александровна — (13.6.1884, Сургут Тобольской губ. – после 1934). Социалист-революционер. Окончила гимназию в Саратове. В 1901-05 член Саратовского комитета ПСР, занималась партийной работой в.
Политический словарь

Аверкиева Надежда Александровна [нелег. Фамилия И Имя – Прушакевич Надежда Ивановна] — (ок. 1898, по другим данным ок. 1891 – 1925, Чердынь Пермской губ.) Социалист-революционер. Член ПСР с 1917. Образование среднее. Состояла на оперативном учете Саргубчека и СО ГПУ.
Политический словарь

Читайте также:
История моды в Испании XVI - XVII века

Аверкиева Нина Александровна — (1892, Саратов – ?). Социалист-революционер. Член ПСР. По сведениям Политического Красного Креста, арестована 20.10.1920 в Москве, 20.12.1920 освобождена. По характеристике чекистов.
Политический словарь

Ашкинази Елена Самойловна — (ок. 1901 – ?). Социал-демократ. Служащая. Член РСДРП. В конце 1921 жила в Москве, работала в Межсовпрофе. В 1928 была в ссылке в Сургуте. Дальнейшая судьба неизвестна.
И. З.
Политический словарь

Будникова Зинаида Александровна (альфредовна) — (1900 – ?). Социал-демократ. Член Московского Союза социал-демократической рабочей молодежи. Арестована в 1921, заключена в Бутырскую тюрьму. 26.4.1921 переведена в Орловскую.
Политический словарь

Вишнепольская [вишнепольская-ханина] Елена Давыдовна — (? – ?). Член Сионистской социалистической партии. Арестована 2.9.1924 в Одессе. Приговорена к 3 годам ссылки. В январе и декабре 1925 находилась в Екатеринбурге. В июле 1925 в ссылке.
Политический словарь

Исупова Лидия Александровна — (ок. 1896 ? ?). Член ПЛСР. Из интеллигенции. Образование среднее. В конце 1921 жила в Архангельской губернии и работала инструктором Наробраза. Местными чекистами характеризовалась.
Политический словарь

Капельзон Елена Марковна — (ок. 1889 – ?). Член ПЛСР. Обыватель. Образование высшее медицинское. В конце 1921 жила в Екатеринбургской губернии и работала врачом. Местными чекистами характеризовалась.
Политический словарь

Китаева Лидия Александровна — (? – ?). Член ПЛСР с 1917. Из интеллигенции. Образование среднее. В конце 1921 жила в г. Яранск Вятской губернии и была школьным работником 1-й ступени. Местными чекистами характеризовалась.
Политический словарь

Орлова Антонина Александровна — (20.02.1900 – 1968, Ленинград). Социал-демократ. Студентка Ленинградского университета, в 1924 беспартийная. Арестована 10.4.1924 в Петрограде. 16.5.1924 получила приговор – 3 года концлагерей.
Политический словарь

Панфилова [панфидова] Ксения Александровна — (ок. 1896 – ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1913. Образование высшее. В 1921 жила в Петроградской губ., была студенткой исторического факультета (?). Местными чекистами характеризовалась.
Политический словарь

Спиридонова Мария Александровна — (16 октября 1884, Тамбов, – 11 сентября 1941, Медведевский лес, близ Орла). Из дворян. Родилась в семье коллежского советника. В Тамбовской гимназии в 6-м классе включилась в.
Политический словарь

Филиппова Нина Александровна — (ок. 1894 – ?). Социал-демократ. Член РСДРП. В 1921 жила в Московской губ., работала заведующей статистическим отделом Наркомтруда. Местными чекистами характеризовалась как.
Политический словарь

Хрусталева Вера Александровна — (ок. 1894 – ?). Социал-демократ. Член РСДРП с 1917. В конце 1921 жила в Москве, работала секретарем пищевого отдела ВСНХ. Местными чекистами характеризовалась как “активный” партийный.
Политический словарь

Елена — (1 в.) – христианская мученица, по преданию, дочь апостола от 70-тиАлфея. Память в Православной церкви 26 мая (8 июня).
Большой энциклопедический словарь

Полевицкая — Елена Александровна (1881-1973) – российская актриса. В 1910-18(с перерывами) в труппе Н. Н. Синельникова в Харькове и Киеве, наиболееизвестная роль – Лиза Калитина (“Дворянское.
Большой энциклопедический словарь

Абрамович, Елена Александровна — род. 4 июня 1933 в Одессе. Музыковед. Дочь А. В. Абрамовича. В 1956 окончила историко-теоретич. ф-т Кишиневской конс. по кл. Л. С. Гурова, в 1957 по кл. игры на арфе К. К. Баклановой.
Большая биографическая энциклопедия

Абульханова, Ксения Александровна — (Абульханова-Славская; р. 29.06.1932) — психолог и философ; канд. пед. наук (по психол.), д-р филос. наук, проф. Окончила отделение психол. филос. ф-та МГУ (1956). С 1956 по 1974 работала.
Большая биографическая энциклопедия

Агальцова, Валентина Александровна — Доцент Московского государственного университета леса на кафедре лесоустройства и охраны леса с 1992 г.; родилась 23 июля 1935 г.; окончила факультет озеленения городов.
Большая биографическая энциклопедия

Агриппина Александровна — урожд. Патрикеева, с 1403 г. жена князя Андрея Дмитриевича, сына Димитрия
Большая биографическая энциклопедия

Адлерберг, Доротея Елена Юлиана — — см. Баранова, Юлия Феодоровна.
Источники (общие для всех Адлербергов, о коих см. в соотв. статьях): Svenska adelns ättar-taflor utgifna af Gabriel Anrep, I. s, 12. D-r Arthur Kleinschmidt: Geschichte des russischen.
Большая биографическая энциклопедия

Азарова, Елена Юрьевна — (1973 г. р.) — выпускница Санкт-Петербургской государственной академии физической культуры им. П. Ф. Лесгафта.
Заслуженный мастер спорта (синхронное плавание).
Многократная.
Большая биографическая энциклопедия

Азовская, Валентина Александровна — Директор Малого зала Санкт-петербургской академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича с 1982 г.; родилась 2 марта 1942 г. в г. Ленинграде; окончила Ленинградский государственный.
Большая биографическая энциклопедия

Акаемова, Наталия Александровна — Монтажер, родился 30 августа 1939 г. в г. Киеве. Окончила Киевский государственный университет (1964). Работала над фильмами: “Хочу верить” (1965); “Вечер накануне Ивана.
Большая биографическая энциклопедия

Акелькина, Елена Алексеевна — (р. 30. 01. 1957)
Род. в г. Омск в семье врача и инженера. Окончила Омский пед. институт (1974). Доктор филол. наук, профессор. Преподает в Омском ун-те (с 1980).
Печатается как.
Большая биографическая энциклопедия

Аксакова, Наталия Александровна — (наст. фам. Окинчиц) [1884—?] — арт. оперы (меццо-сопрано) и оперетты. В 1906 окончила петерб. женский мед. ин-т. Пению обучалась у И. Прянишникова, в 1909—10 совершенствовалась.
Большая биографическая энциклопедия

Читайте также:
Гжель – роспись посуды вышивка и история

Аксенова, Елена Ивановна — (р. 3. 07. 1934)
Род. в г. Ростов-на-Дону в семье служащих. Окончила биол. ф-т Ростовского ун-та (1957). Кандидат биол. наук. Работала в Азовском НИИ рыбного хозяйства (с 1958): ст.
Большая биографическая энциклопедия

Аксенова, Лидия Александровна — род. 15 (28) февр. 1916 в Кишиневе. Музыковед. Засл. деят. иск. МССР (1972). Кандидат искусствоведения (1963). В 1939 окончила музыковедческий ф-т конс. в Яссах по кл. А. Зирра. С 1944 ст.
Большая биографическая энциклопедия

Александра Александровна — — Великая Княжна, старшая дочь Наследника Цесаревича Александра Николаевича; родилась в Царском Селе 18-го августа 1842 года, скончалась в С.-Петербурге 16 июня 1849
в.
Большая биографическая энциклопедия

Полевицкая, Елена Александровна

Еле́на Алекса́ндровна Полеви́цкая (3 июня (15 июня) 1881, Ташкент — 4 ноября 1973, Москва) — русская и советская актриса театра и кино, театральный педагог [1] .

Годы учения

Родилась в Ташкенте в семье управляющего Ташкентской конторой Государственного банка Александра Павловича Полевицкого. В 1888 году семья Полевицких переехала в Петербург. В 1893 была принята в Александровский институт в Петербурге, основанный в 1865 году по указу Екатерины II для девушек «мещанского происхождения», в отличие от расположенного рядом Смольного института благородных девиц, в который принимались девушки из дворянских семей. Учебная программа включала общеобразовательные предметы, французский и немецкий языки, занятия пением, танцами, живописью, посещение театров. По завершении 5 лет учёбы в институте её оставили на двухгодичные педагогические курсы, которые она окончила в мае 1900 года с большой серебряной медалью и дипломом, дающим право работать преподавателем и воспитателем. В 1901 году по настоянию отца, в юности получившего художественное образование, поступила в Художественное училище А. Л. Штиглица, одновременно брала уроки пения у З. П. Ивановой-Иваницкой. Обучение в училище шло успешно, она даже получила высшую премию за работы акварелью, а многие её рисунки были приобретены для музея училища. Тем не менее, после четырехлетнего пребывания в нём была отчислена в июне 1905 года с мотивировкой «за малоуспешность», а фактически за участие в студенческом движении, связанном с событиями 1905 года [1] .

Преподавала рисование в младших классах Александровской женской гимназии. В декабре 1905 года уволена без права заниматься педагогической деятельностью по представлению директора гимназии за участие в политической забастовке [1] . В 1906 зачислена на Курсы музыкально-драматического искусства Е. П. Рапгофа, занималась под руководством знаменитого актёра и режиссёра Александринского театра Андрея Петровского.

Начало профессиональной карьеры

Учёба на курсах Рапгофа закончилась досрочно — смерть отца в январе 1908 года вынуждала зарабатывать на жизнь самостоятельно. В марте 1908 года вместе с аттестатом Полевицкая получила назначение в театр Пскова, затем играла в Александровском театре в Гельсингфорсе, в театрах Павловска и Казани, в 1909–1910 в Петербурге, в Ново-Драматическом театре на Офицерской под руководством А. А. Санина. Преподавала в Школе сценического искусства А. П. Петровского на Почтамтской.

В октябре 1910 года вышла замуж за успешного адвоката, театрального мецената, пробовшего себя и в качестве режиссёра театральных постановок Ивана Фёдоровича Шмита. Их совместная личная и творческая жизнь продолжалась до смерти Шмита в 1939 году.

В труппе Синельникова

Весной 1910 года в Петербурге по рекомендации Петровского произошла знаменательная для Полевицкой встреча с известным провинциальным режиссёром и антрепренёром Николаем Синельниковым [2] , набирающим актёров для театра в Харькове [1] . С 1910 по 1918 год (с перерывами на недолгие выступления в других театрах) она служит в труппе Синельникова в Харькове и Киеве. Приобрела известность созданием женских образов русской и мировой классики: Мария Стюарт («Мария Стюарт» Фр. Шиллера), Катерина («Гроза») и Лариса («Бесприданница» А. Н. Островского), Лиза («Живой труп» Л. Н. Толстого), Софья («Горе от ума» А. С. Грибоедова), Маша («Три сестры» А. П .Чехова), Маша («Чайка» А. П. Чехова), Порция («Венецианский купец») и Катарина («Укрощение строптивой» У. Шекспира), Лиза Калитина («Дворянское гнездо» по И. С. Тургеневу), Настасья Филипповна («Идиот» по Ф. М. Достоевскому), Гедда в «Гедде Габлер» Г. Ибсена, Ракел в «Свыше наших сил» Б. Бьёрнсона, Олимпиада в «Савве» Л. Андреева и многих других. «Театральная энциклопедия» пишет:

«В искусстве Полевицкой, пользовавшейся большой популярностью у зрителя, эмоциональность, непосредственность сочетались с одухотворенной интеллектуальностью, психологической тонкостью, отточенностью формы, мастерством перевоплощения (преображалась в каждой роли до неузнаваемости). Лейтмотив образов актрисы — тема чистоты женской души» [3] .

Синельников отмечал в её игре «отсутствие штампа, по-новому звучавшие слова, фразы, сцены, богатейшую мимику, благородство движений, прекрасный голос, необыкновенную восприимчивость» [2] . В 1914—1916 гастролировала в Московском драматическом театре Суходольских. Играла Лизу в «Дворянском гнезде», Тугину в «Последней жертве», Мари Шарден в «Мечте любви» А. И. Косоротова, Веру Мирцеву в одноимённой пьесе Л. Н. Урванцева, Консуэллу («Тот, кто получает пощёчины») и Жанну («Король, закон и свобода») Л. Андреева. Выступления сопровождались многочисленными отзывами в печати [4] .

Весной 1919 года Синельников получил от А. В. Луначарского приглашение занять место директора и художественного руководителя Александринского театра и привезти с собой ряд актёров по своему выбору [1] . Осенью того же года Синельников и с ним ведущие актёры труппы Полевицкая, Шатрова, Радин, Тарханов и другие должны были выехать на работу в Петроград, однако в июле Харьков был занят частями Добровольческой армии генерала А. И. Деникина и путь в центр был отрезан боевыми действиями. Вместе с другими актёрами труппы Синельникова Полевицкая выступала в театрах Одессы, Симферополя, Ялты, Севастополя (труппа М. П. Ливского).

Читайте также:
Альфонс Муха – картины, Иллюстрации и стиль модерн

За рубежом

20 мая 1920 года Полевицкая и Шмит с Русским ансамблем Ю.И.Юровского отплыли на гастроли в Болгарию. Выступления проходили с большим успехом, царь Борис III наградил Полевицкую орденом «Дамский крест III степени» [1] . Позже Полевицкая в составе ансамбля Юровского выступала на сцене Немецкого театра М. Рейнхардта в Берлине, гастролировала в Латвии, Чехословакии. В 1923 и 1924–1925 годах приезжала на гастроли в Советский Союз, играла в течение двух месяцев в составе труппы Малого театра.

В 1927 году на сцене венского «Йозефштадттеатра» М. Рейнхардта состоялось первое выступление Полевицкой на немецком языке, которым владела свободно, в роли Маргариты Готье («Дама с камелиями» А. Дюма). В дальнейшем выступала на русском и немецком языках в Болгарии, Румынии, Чехословакии, Латвии, Австрии, Югославии. В 1928 преподавала в венской Школе актерского мастерства и режиссуры («Актерский и режиссерский семинар» М. Рейнхардта). Снялась фильме «Черная пантера» (Берлин, 1929). В 1935 году в Берлине исполняла на немецком языке роль Анны Карениной.

Когда в связи с якобы «неарийским» происхождением Шмит, работавший режиссёром в берлинском театре М. Рейнхардта, был уволен, супруги перебрались в Прибалтику. Сезон 1937 – 1938 годов Полевицкая работала в Таллине. В сентябре 1939 года во время пребывания в Риге Шмит получил тяжёлую травму и вскоре скончался. Полевицкая, имевшая германский паспорт, в декабре 1939 года была репатриирована немецкими властями в Германию и отправлена в концлагерь в Деппе на побережье Северного моря.

Через полгода была освобождена благодаря вмешательству влиятельных друзей, в частности, известного немецкого актёра и режиссёра Г. Грюндгенса, и смогла вернуться к работе в театре. В октябре 1940 года сыграла Гурмыжскую («Лес» Н. А. Островского) на сцене Государственного театра в Берлине. Спектакль шёл недолго — после нападения Германии на Советский Союз он был снят с репертуара, а Полевицкая уволена без права работы на сцене. Не остались незамеченными властями и её неоднократные посещения советского посольства. В результате она смогла устроиться лишь на киностудию «UFA» для участия в эпизодических ролях. С 1943 года жила и работала в Вене, преподавала в Высшей школе сценического искусства при Академии искусств, одновременно играла в венском Бургтеатре, театре «Скала», «Народном театре». После окончания войны Полевицкая неоднократно обращалась за разрешением вернуться на родину, но безрезультатно, несмотря на то, что её просьбы поддерживали ведущие театральные деятели: В. И. Качалов, А. А. Яблочкина, В. И. Рыжова, Н. И. Рыжов. Из письма В. И. Качалова в Верховный Совет СССР в мае 1946 года:

«Елену Александровну Полевицкую знаю как актрису много лет и всегда был её горячим поклонником. Интересный замысел, тонкий психологический рисунок роли, отточенная форма – вот что меня было особенно ценно в артистической личности Е. А. Полевицкой. И благодаря наличию этих артистических качеств для меня совершенно несомненно, что Е. А. Полевицкая могла бы стать интереснейшей и ценнейшей работницей в любом театре нашего Союза как характерная актриса и педагог» [5] .

С 1945 года преподавала актёрское мастерство в театральной школе при Бургтеатре. Затем преподавала в Государственной академии музыки и искусства сцены в Вене, давала уроки на семинаре М. Рейнхардта в Шенбрунне, работала на венском радиовещании. Вернулась к сценической деятельности — играла на немецком языке в пьесах Островского, Горького, Л. Толстого, Грибоедова и других: в 1946 году — «Лес» и «Горе от ума» в Бургтеатре, в 1947 — «На всякого мудреца довольно простоты», в 1948 сыграла Констанс в «Безумной из Шайо» Ж. Жироду, в 1954 — Антоновну в «Детях солнца» и в 1955 — Каренину в «Живом трупе» в театре «Скала». Снялась в фильме «Господин Пунтила и его слуга Матти» (реж. Альберто Каванкальди, «Венфильм», 1955) в роли Фрау Клинкман.

Возвращение

В 1955 году после неоднократных обращений Полевицкая получила разрешение вернуться в Советский Союз. Газета «Der Abend» в статье «Елена Полевицкая возврашается домой» писала:«Великая актриса, известная во всех городах мира, Елена Полевицкая всегда оставалась связанной с русским театральным искусством» [6] . Была зачислена в труппу Театра им. Е. Вахтангова, но к актёрской деятельности не приступила. Выступала на творческих вечерах в Москве, Ленинграде, Киеве, Харькове. В 1958 году на вечере в Театре имени Е. Вахтангова Полевицкая исполнила роль Тересы в одноактной пьесе Б. Брехта «Винтовка Тересы Каррари» и А. Д. Карениной в отрывке из «Живого трупа». Читала в концертах и на радио русскую и советскую прозу и поэзию, преподавала в театральном училище им. Б. Щукина. Снималась в кино: Барыня в «Муму» (реж. А. Бобровский и Е. Тетерин, 1959), Пелагея Ивановна в «Бессонной ночи» (реж. И. Анненский, 1960), Графиня в «Пиковой даме» (реж. Р. Тихомиров, 1960) [3] .

Читайте также:
Елизавета Федоровна – лучшие портреты и фотографии

Последний год жизни Полевицкая провела в московском Доме ветеранов сцены имени А. А. Яблочкиной, где и скончалась 4 ноября 1973 года. Похоронена в Москве на Введенском кладбище.

Полевицкая, Елена Александровна // Театральная энциклопедия (под ред. П. А. Маркова). — М. : Советская энциклопедия, 1961—1965. — Т. 4 .

Путинцева Т. А. Елена Полевицкая. — Москва: «Искусство», 1980. — 304 с. — 25 000 экз.

Марков П. А. Книга воспоминаний. — Москва: «Искусство», 1983. — С. 80, 88 – 92, 97, 109, 355 – 358, 463, 464, 474, 484, 532, 533. — 607 с. — 30 000 экз.

Синельников Н. Н. Шестьдесят лет на сцене (1874—1934). Записки. — Харьков: Харьковский государственный театр русской драмы, 1935. — С. 238, 256-258, 262, 273, 279. — 340 с. — 5200 экз.

Бронштейн С. Н. Герои одного мгновения. Воспоминания зрителя. — Москва: «Искусство», 1964. — С. 135—158. — 159 с. — 13 000 экз.

К 120-летию со дня рождения Сергея Есенина

3 октября. В своей автобиографии он пишет, что родился 21 сентября по старому стилю, в 19 в. разница между Юлианским и Григорианским календарями была в 12 дней, поэтому принято считать датой рождения Есенина 3 октября по новому стилю
Статья посвящена юбилейной дате 120 лет со дня рождения С. Есенина.

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 году в селе Константиново Рязанской губернии. В этом году (2015) ему исполнилось бы 120 лет со дня рождения. Цифра огромная почти не постижимая для простого смертного, но не для него… Потому как нельзя измерить временем то, что этот рязанский юноша смог и сделал для России, которую любил безмерно, и безоглядно…
Начиная делать «теле – эссе» о Сергее Александровиче Есенине мне и не думалось что я тем самым открою огромный пласт поэтической культуры России. Уже приступив к работе поняла, что просто рассказать о поэте невозможно не задев, огромный «кусище» российской действительности без включения в рассказ исторической правды начиная с «царской…» и заканчивая современной…
Мне было невдомек почему этот малый, «с небольшой, но ухватистой силою, желтоволосый с голубыми глазами…» так и просится под перо. Почему очень хочется сказать, что – де жил такой, но всего 30 лет. Но как жил?! Все его прижизненные грехи (а грехи ли это?) искупает некая сила, таящаяся в его поэтических строчках.
Знаете, что больше всего лично меня поражает в С. Есенине? Откуда в его возрасте такое зрелое понимание человеческой сущности, человеческой предназначенности, человеческой натуры?
В поэзии С. Есенина для людей любящих свою родину звучит не только мотив грусти о ней о людях, живущих в России, но и вера в ее нерушимость в ее будущность…
Что более всего подкупает лично меня в его поэзии? Это то как вроде из простых и известных слов этот юноша, начиная «с младых ногтей» складывает такие тонкие, такие образные вещи:
– Я покинул родимый дом,
Голубую, оставил Русь,
В три звезды, березняк над прудом,
Теплит матери, старой, грусть…
Слова – то все простенькие, но как они звучат! Как ложатся на сердце! И уже трудно остановится, не дочитав начатое и так с каждым его произведением…
Жил и писал Сергей Александрович Есенин в тяжелейшее для всей России время, время выбора: «за белых», или «за красных» … Очень многие «известные умы» сломались именно в это «переходное» для России время. И винить их мы, их потомки не имеем морального права. Потому как не жили и не страдали вместе с ними в тот тяжелейший момент российской действительности. Из уже давно известных исторических фактов мы знаем, что лозунг советского времени: «Кто не с нами, тот против нас» унес миллионы жизней людей честных порядочных, но не сумевших приспособиться к окружавшей действительности людей.
Каков же Сергей Есенин в этом хаосе политических страстей? Разный, скажу я вам. Он не смог принять революционные изменения в России 1917 года как поэт В. Маяковский и остался в когорте «сочувствующих». Но вот вопрос, а к кому и за что проявлял Есенин — это сочувствие?
А сочувствовал он людям простым без затей тем, о ком говорят: «Они, эти люди соль земли русской». То есть простым и понятным в своих желаниях людям которые хотели просто жить и трудиться на земле рожать и растить своих детей. Пусть без изысков, но в честности и справедливости, а главное в любви к своей родине: полям и лесам, речкам и озерам. В любви к ближнему своему.
Об этом сейчас говорят многие. Говорить – то не сложно, а вот сделать это гораздо труднее. Трудно было и Сергею Александровичу и не только из – за своих «нехарактерных замашек», а главное из – за того, что сделать это в нашей с вами стране очень и очень непросто. Мы научились критиковать и осуждать других, но вот о собственном реноме забываем. Ведь ставить определенные штампы на других гораздо легче чем спросить с самого себя.
А вот Есенин смог… Он не скрывается под маской «добренького» соглядатая, а проживает все невзгоды и перипетии своего народа вместе с ним, не чураясь неприглядности развороченной многострадальной страны. Поэт искренен в своих поэмах и стихах. Потому что они его «оружие» против насилия и мракобесия.
Видя сколько погибло совершенно безвинных людей С. Есенин в тоже время говорит: «Как прекрасна земля, а на ней человек…». Так может сказать только тот, кто горячо любит свою родину. Говорят, «что в своей стране пророков нет». Я с таким подходом, категорически, не согласна! Они есть и их не мало, но кто бы к ним прислушивался…
«Пока гром не грянет, мужик не перекрестится», а это – тысячу раз верно! Так что же нужно сделать такого, чтобы этот самый «мужик» задумался еще задолго до этого, «пресловутого грома», будущего катаклизма?
Есенин отвечает нам просто и понятно:
– И похабничал я, и скандалил,
Для того чтобы ярче гореть…
То есть привлекал внимание к определенному событию. А как еще «расшевелить» русского обывателя?
Сергей Есенин – Русич до мозга костей. Он любил свою Родину такой какой она была без лоска и политесов. Да он принял революцию, но опять же с оговоркой, то бишь с «крестьянским уклоном». А как же иначе? Ведь в то время Россия была практически аграрной страной. Хотя поэт хотел видеть и «стальную Русь». Он жаждал перемен, но не худшую, а в лучшую сторону.
Но что он увидел, возвратившись из Европы? Голодную, холодную поставленную на колени родину. Ему и страшно, и больно, но как помочь России он не знает. Страдает мучается и очень много пишет. При этом отчетливо осознавая, что выход из создавшегося положения надо искать, но где и как понять не может. Это не под силу молодому поэту хотя и признанному, но совершенно безвластному (аполитичному) и к тому же очень далекому от «власть придержавших». Ему чужда политика, и он из ряда «сочувствующих» переходит в стан «не верящих» новой власти.
Естественно этого не могли не заметить и С. Есенин автоматически «переносится» в стан врагов новой республики. Чем больше я узнавала о жизни русского поэта, тем отчетливее понимала жить Есенину в «новой» стране все равно бы не дали. Но не вписывался он в реалии молодой, советской власти. Не о том писал, не то хвалил, не то критиковал, да и вообще кто он есть – такой…?!
Как говорят: «Нет человека, нет проблемы». Вот тут и кроется разгадка «загадочной» гибели великого поэта. И сколько бы не звучало версий относительно его гибели по – моему лишь одна имеет право на существование. Великому русскому поэту Сергею Александровичу Есенину нужно было либо принимать «каверзную игру» существующего строя, либо уходить в никуда…
Странно это все, но лишь на первый взгляд. Ведь либо ты с нами, либо против нас. Другого выхода у поэта не было. Как показала жизнь за границей без своей любимой всей сердцем Руси жить бы Сергей Есенин не смог. Он был исконно русским человеком, а прозябание в эмиграции было не для него. Но не сможет истинно русский жить в эмиграции! Да и кто бы он там был?!
Есениным? плоть от плоти земли русской? … «Лелем» российской поэзии? Понятно, что нет! Ну не поют соловьи в клетках либо это не песнь, а так потуга на что – то стоящее. Всем, кто интересуется жизнью Сергея Александровича Есенина ясно что свое родное Константиново он бы не променял на все сокровища мира. Потому как истинным сокровенным и горячо любимым была лишь Родина- Россия!
Стихи, поэмы и песни великого поэта будут жить вечно! Как память народная и народная любовь…

Читайте также:
Костюм Московской Руси – история российской моды

В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне веселой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.

В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу, и надеюсь
На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чья-то невинность,
И кому-то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь,
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.

Пишет С. Есенин, но правда ли это? Наверно все – таки нет! Он – Поэт, Совесть народа, его Чаяния и Надежды! Вот это более ближе к ПРАВДЕ…
Гражданин своей пока такой неустойчивой такой противоречивой страны. Которым мы гордимся и счастливы что являемся его соплеменниками.
Или я не права?!

Ольга Дорохина Фролова
03.10.2015года, г. Таежный,
Красноярский край

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: