Мода Испании XVI – XVII веке
Испания XVI века – морская колониальная Империя. В XVI веке Испания сильна и могущественна. При этом Испания остается католической страной, хотя по Европе уже вовсю распространяются идеи Реформации. Из-под власти Папы и Рима уходят Германия, Англия, Нидерланды.
В 1540 году в Испании был основан орден иезуитов и наступает период так называемой Контрреформации – борьбы католической церкви за свое влияние в Европе. Оплотом Контрреформации и католичества становится Испания.
Диего Веласкес. Портрет инфанты Маргариты. Около 1659 г.
Юбка на каркасе с фижмами (иногда диаметр каркаса мог достигать до трех метром). Это XVII в. и во многом испанская мода уже подвержена французскому влиянию
И именно религия, в первую очередь, влияет на испанскую моду. Вторым, не менее значительным фактором, повлиявшим на моду Испании данного периода, станет стремление испанских аристократов отразить в костюме свои привилегии и принадлежность к избранному сословию.
Испанская мода XVI века это также борьба с роскошью и в то же время за неё. Ведь, с одной стороны, истинные католики предпочитают скромный черный цвет и минимум украшений, все должно быть скромно, одежда также полностью должна скрывать грешное тело. С другой же стороны, Испания – это Империя, сильная и влиятельная, а значит, ее представители несомненно должны носить одежду соответствующую их далеко не скромному статусу.
Тициан. Портрет Карла V
Борьба идет с переменным успехом. Во времена правления Карла V, который вошел в историю как «величайший церемониймейстер всех времен», одежда преимущественно темных цветов, однако невиданной роскоши. И уже в 1534 предпринимается попытка запретить испанским придворным носить золотые вышивки и парчу, однако особого успеха она не имела.
Платья начинают украшать выстроченными и вырезанными украшениями. В итоге испанский король Филипп II в 1556 году вступается за роскошь – испанкам разрешается украшать платья серебряными и золотыми бордюрами и пуговицами, драгоценными камнями, жемчугом, а также носить ранее попавшие под запрет шелковые ткани.
Таким образом, испанскую моду можно охарактеризовать таким весьма противоречивым понятием как «роскошная скоромность».
Портрет английской королевы Елизаветы I
Веерообразный воротник, появившийся под влиянием Испании на европейскую моду
С конца XVI века и в начале XVII испанская мода будет оказывать влияние на моду Европы – Нидерланды, Германия, Англия (в Англии по испанской моде одевались Мария Тюдор и Елизавета I), Франция (влияние испанской моды на моду Франции можно проследить по туалетам французской королевы Екатерины Медичи).
Однако, в XVII веке влияние Испании, в том числе и в моде, постепенно сходит на нет. Новым центром развития европейской моды становится Версаль и двор французского короля Людовика XIV. Сами испанцы французскую моду перенимают неохотно. Им не нравятся парики и мужские брюки с бантиками, они по-прежнему не любят ярких цветов в одежде.
Эль Греко. Кабальеро, положивший руку на грудь. Около 1580
Черный испанский хубон с белым воротником фрезой и манжетами
Три главных правила испанской моды XVI века:
Правило первое – одежда должна быть похожа на броню. Массивные одежды скрывают все тело, при этом ткани плотные и тяжелые – бархат, парча. И что не менее важно с каркасами. У женщин это корсет и каркас для юбки. У мужчин кафтаны набитые ватой и картоном в областях груди и плеч для создания более мужественного, словно рыцарь в доспехах, силуэта.
Правило второе – цвета темные, желательно черный. Но при этом украшения позволительны и вышивки также, ведь ничто так прекрасно и дорого не смотрится как золото на черном фоне.
Правило третье – никогда не стоит забывать про воротник. Воротник обязателен. Воротник присутствовал как в мужском, так и в женском костюме. Головы, как замечали остряки, с испанскими воротниками выглядели словно их уложили на блюдо и вскоре подадут к столу. Воротники были неудобны – в них было очень трудно поворачивать шею, но зато осанке такие воротники придавали поистине царственный вид.
Корнелиус Джонсон. Портрет сэра Генри
Круглый воротник-фреза
Главное – воротник
В целом, воротники в испанском костюме XVI века это отдельная история. Изначально это был небольшой белый кружевной воротник в виде рюша. Воротник нижней рубашки, который выкладывался на верхнюю одежду. Однако со временем он трансформируется в воротник-фрезу или же «мельничные жернова» (также данный воротник называют «горгера» и «куэлло»).
Такой воротник имел круглую форму, делался из тонкого полотна и обшивался металлизированным серебряным и золотым кружевом. Крепился на металлическом каркасе.
В Англии воротник-фреза трансформировался в так называемый воротник Стюарт (названный в честь шотландской королевы). Воротник Стюарт не имел монолитную круглую форму, а раскрывался спереди. К началу XVII века появляется и такая разновидность испанского воротника как воротник Медичи – это был высокий кружевной веерообразный каркасный воротник.
Николас Хильярд. Портрет неизвестной женщины. 1602 г.
Английский вариант воротник с разрезом спереди – воротник Стюарт
О том, как одевались испанские аристократки, следуя придворному этикету XVI века:
Первое, что надевали испанки – это нижняя белая сорочка. Затем корсет. В XVI веке еще не знали такого материала для изготовления корсетов, как китовый ус. Испанкам, в отличие от француженок XVII века, приходилось носить достаточно грубые и тяжелые корсеты. Корсеты делались из металлической сетки или же лозы, покрытых с двух сторон тканью либо ватой.
Также с корсетом носили накладки из конского волоса, которые скрывали естественные формы груди. Считалось, что лиф платья должен быть плоским, таким, чтобы не было ни малейшего намека на существование у придворной дамы груди.
Крепились к корсету и пластины бюск – деревянные или металлические, предназначенные для уплощения живота и зрительного сужения талия. Корсеты девочки начинали носить с 10-12 лет. К слову, в те времена еще не существовало детской моды. И мальчики, и девочки носили взрослую одежду, лишь уменьшенную по размеру.
Портрет девочки в возрасте 10 лет
Детская мода в те времена ничем не отличалась от взрослой
Далее испанки надевали платья, а под юбку платья обязательным был каркас из металлических, уменьшающихся в диаметре кругов, закрепленных на кожаных ремнях.
Платья украшались вышивками, бантами и декоративными застежками. Обувь испанок была без каблука, чему в XVII веке удивлялись французские модницы. Также испанки носили обувь на высокой деревянной подошве, что-то вроде современной платформы.
Николас Хильярд. Юноша в розах. Около 1588 г.
Хубон с выпуклостями, воротник-фреза, белые чулки
О том, как одевались испанские аристократы, следуя придворному этикету XVI века:
Если женщинам религия и придворный этикет предписывали прятать все тело под платьями-футлярами и запрещали показывать носок туфли и шею. Шею скрывал тот самый воротник фреза. То мужчинам следовало демонстрировать свою принадлежность к рыцарскому сословию. И в этом им помогала одежда-доспехи.
Первое, что надевали на себя испанские аристократы XVI века, проснувшись утром, это нижние сорочки, пошитые из батиста либо полотна. Манжеты таких сорочек не прятались под одеждой и исполняли декоративную роль. Были они отделаны дорогим по тем временам кружевом.
Далее надевался хубон. Одежда длиной до талии или бедер, прилегающая по силуэту, с застежкой на пуговицы. По своему внешнему виду хубон был похож на панцирь или же рыцарские доспехи, так как изнутри его набивали пухом, сеном, конским волосом.
На ноги надевались короткие верхние штаны – кальсес. Они так же, как и хубон, состояли из двойной подкладки и набивались пухом или ватой, конским волосом, таким образом, создавая на бедрах шаровидную форму. Под штаны кальсес надевались чулки из шелка. В 1589 году была изобретена трикотажная машина и шелковые чулки стали вязаными.
Сверху на хубон могли надевать короткие плащи, а также ропу. Ропа – одежда как с длинными рукавами, так и без них, короткая, с широким воротником, пошитая из бархата, шелка или сукна и с контрастной по цвету подкладкой. Ропа в Испанию пришла из Италии. В Италии такую одежду называли симарра.
История костюма: Испанское придворное платье XVI века
Чтобы лучше понять облик испанца XVI в., нужно обратиться к героическому периоду в истории этого свободолюбивого и гордого народа Юго-Западной Европы.
Из всех западноевропейских народов и стран одна лишь Испания находилась под столь длительным иноземным игом, сумев в конце концов отстоять свою самостоятельность. Это и определило многие стороны национального характера испанца. На протяжении многовековой борьбы с маврами все испанцы были воинами: и крупные феодалы, и мелкие идальго (дворяне), и ремесленники, и крестьяне. Пятивековое состояние войны сделало испанцев профессиональными воинами В 1492 г. война с арабами закончилась, но память о былых ратных подвигах продолжала жить в народе, а идеал воина стал воплощаться во внешнем облике испанцев, в их костюмах.
Ярче всего это проявилось в 30-е годы XVI в., когда могущество Испании достигло своей вершины. Крупные завоевания в Америке, нескончаемый поток благородных металлов и драгоценных камней из-за океана, обширные территории в Европе — все это создает иллюзию вечного богатства, божественной роскоши и беспредельной силы.
Дань военной славе и могуществу Испании времен Карла V и его сына Филиппа II воплотилась в создании костюма на каркасе, костюма-брони, напоминавшего латы средневекового рыцаря. Это впечатление усиливалось тканью, ведь испанцы всячески старались придать ей видимость. металла. Человеку той многоликой эпохи было необходимо скрыть свой внутренний мир, скрывать формы тела – это позволял сделать именно костюм на каркасе.
Мужской костюм
Холодная аристократическая внешность и неприступность — вот что предписывали строгий испанский придворный этикет и регламент придворной жизни. Огромное влияние на характер моды оказывала и испанская католическая церковь. Она требовала аскетизма и предписывала скрывать формы тела плотными одеждами.Узкие, тесные и жесткие костюмы, полностью скрывающие очертания тела, и подчеркнутая монотонность красок — таков испанский стиль одежды. Мужская одежда стилизовалась под конус, основание которого помещено на бедрах, к плечам он сужается: получается, что конус «надет» на. ноги. Испанский костюм того времени был очень жестким, сковывавшим движения, неудобным. Он вырабатывал медленную походку, медленные повороты, скупые жесты и вместе с тем горделивую осанку, что считалось верхом хорошего тона. Чопорность, чванливость испанского гранда (дворянина), приученного этикетом сдерживать свои душевные порывы, находит в мужском костюме XVI в. законченное выражение. В конце XVI в. модными стали темные тона в одежде: серый, красный, фиолетовый, зеленый, коричневый; гладкие ткани, монохромное решение костюма. Черный цвет широко использовался в одежде без траурной символики. Тусклая цветовая гамма символизирует серьезный образ мыслей, чуждый еретическим отклонениям, является признаком благонадежности.
Существовала и другая причина, объясняющая пристрастие испанцев (особенно дворянства) к черному цвету. Испания долго находилась под владычеством арабов (мавров) и, чтобы подчеркнуть разницу между темнокожими маврами и испанцами, последние носили черные одежды, подчеркивающие белизну кожи.
Бархатные костюмы испанцев были в основном черными, коричневыми и серыми, то есть повторяли цвета главных монашеских орденов. В этом сказывалось возросшее влияние церкви (особенно при фанатичном католике Филиппе II Осторожном).
Рыцарь облаченный в латы, пользовался большим почетом. В XVI веке распространяется огнестрельное оружие, и латы постепенно утрачивают свою защитную роль. Но в костюме они остаются знаком благородного происхождения, древности рода. Дворяне позировали перед портретистами, иногда надев только одну какую-либо деталь-кирасу (часть доспехи, покрывающая грудь, плечи и спину) порою латы изображались отдельно от фигуры где-нибудь рядом на полу.
Под металлические латы надевали стеганную куртку. На ее основе сформировался новый тип распашной одежды-хубон. В мужской костюм начинают вышивать ватные прокладки, что бы придать телу идеальные, по представлениям той эпохи, пропорции-расширить линию плеч, создать выпуклую грудь. В XVI веке хубон более всего напоминает кирасу. Ему придавали жесткую форму с помощью пакли, конского волоса и даже опилок. В 70-х гг. на хубоне появляется “гусиное брюхо”: передня часть, набитая волосом или опилками, не только повторяла форму доспеха, но и почти так же надежно защищало в бою.
В штаны, между двумя подкладками тоже набивали пух, конский волос, вату или сено, чтобы они имели шарообразную форму. Подобный костюм нашел распространение во всех странах Западной Европы. В это время испанские короли играли ведущую роль в европейской политике и естественно, что испанский двор формировал общеевропейскую моду. Испанский придворный костюм можно считать образцом интернациональной моды, хотя в каждой из стран они получили свою интерпретацию и развитие.
Эта мода идеально выразила образ неприступного аристократа-закованного словно рыцарь в латы, в черный костюм, с конусовидным негнущимся верхом, весь покрытый как бы кованной вышивкой из металлических нитей, каменьев и золотых кружев. Верхней одеждой служил плащ, длина которого свидетельствовала о степени знатности его обладателя-чем короче плащ, те более высокороден человек. Плащ усиливал впечатление тяжелого верха на тонкие длинные ногах, обтянутые шелком чулок, в шарообразных коротких штанах. Смысловым центром костюма аристократа-католика стал огромный воротник-колесо, охватывавший голову так плотно, что она казалась головой Иоанна Крестителя на блюде Соломеи. Воротник, который стоил целое состояние, способствовал возвращению вилки ( изобретенной греками, но забытой) за обеденный стол.В это время вилка приобрела особенно длинный черенок. Что бы не испачкать огромный накрахмаленный воротник, блюдо резалось на кусочки и плавными движениями вилкой перемещалось в рот. Трапеза грандов производила впечатление торжественности и некоего пренебрежения к пище смертных.
Обувались испанцы в мягкие туфли, называемые “волчьи лапы”, с узкими носами, украшенными овальными разрезами, похожими на когти. К военному костюму надевали длинные сапоги из кожи с узкими голенищами.
Образ дополняли аскетическая бледность и горящие религиозным светом глаза. Воинственность испанцев связана с невероятной национальной гордостью присущей всем сословиям , что наложило отпечаток даже на христианство, которое в Испании приобрело иступленный мрачный характер.
Женский костюм
Поскольку христианская мораль полагала тело греховным, испанские придворные женские платья не имели ни декольте, ни распашных юбок. Костюм грандесс всеми возможными способами скрывал тело, оставляя открытыми только лицо и кисти рук.
Эталоном красоты считалась худая, стройная фигура, с совершенно плоской грудью. Грудь грандесс жестоко, пыточно стягивал металлический корсет с острым, твердым выступом на животе, благодаря чему лиф плавно переходил на юбку, придавая всему торсу вид треугольника или воронки. Он формировал фигуру соответсвующую представлениям высокородных испанцев о красоте знатной дамы: плоская грудь и тонкая талия (до 35см в обхвате). Изнутри такой корсет обшивалм кожей или бархатом. Его надевли на голое тело или поверх рубашки. девочки из дворянских семей начинали носить их с ранних лет.
Баллонообразные рукава, огромные круглые воротники, головные уборы-все делало верх женского костюма похожим на мужской. Костюм эстетически отрицал пол. При этом форма груди непременно обозначалась двумя полукружиями жемчужных нитей поверх гладкого лифа. Вторые рукава — отлетные, расширенные или разрезанные поперек по внутренней поверхности на уровне локтя, похожие на тяжелые парчовые крылья, напоминали об ангельской добродетели испанской аристократки.
Портреты испанских инфант. Дата портрета Изабеллы — 1584 г., Маргариты — 1664 г. Испанская мода сохраняет каркасное платье, изменяя его по горизонтали.
Испанская мода подарила миру на долгие годы жесткий каркас юбки, принятый с восторгом во всей Европе. Вердугос (каркас юбки) часто называли “хранителем добродетели”, потому, что он жестким конусом окружал фигуру от талии до пола так, что не видно было и кончиков башмака. “У королевы нет ног” — гласил этикет. Полностью прятала фигуру и распашная одежда-марлот. Верхнее платье шилось либо вообще без рукав, только с козырьками-эполетами или валиками на проймах, либо у него были откидные рукава, позволяющие видеть длинные узкие рукава кофты. Платья шили из шелка, парчи, тонкого сукна, бархата и расшивали золотом, золотыми галунами, жемчугом, ювелирными розетками, украшали шелковыми и парчовыми лентами с металлическими наконечниками (пунтасы).
В ХVI веке костюм как бы собирали из отдельных деталей: к лифу пристегивали или привязывали оборку-баску, рукава, воротник, манжеты. Лиф, рукава и юбка из одинаковой ткани составляли одно платье, но части одежды можно было комбинировать, получая различные варианты нарядов. Подобный костюм вместе с железным каркасом и корсетом весил много килограммов, благодаря чему походка знатной испанки приобретала величественность.
Костюм собирался из отдельных частей. Воротник и манжеты могли стоить целое состояние.
В XVI веке испанцы начали выращивать культуры, привезенные из Америки — кукурузу, помидоры, картофель. Из картофеля научились извлекать крахмал, который использовался не только в кулинарии, но и повлиял на форму воротников. В начале XVI века, стойку хубона украшал узкий складчатый рюш из белого полотна, называемый в Испании “гергера”, во Франции “фреза”, в Англии “рафф”.
Благодаря тому что воротник начали крахмалить, во второй половине столетия его размеры стремительно увеличились. В конце века он превратился в огромный “мельничный жернов”. Такой воротник тесно обтягивал шею, и голову нужно было держать высоко поднятой, что было органично для образа гордого аристократа испанца.
Жесткую складчатую форму воротникам придавали с помощью специальных щипцов — плоили. Плоеный воротник дополняли плоеные манжеты из белого полотна, отделанные по краю кружевом. Умение плоить воротник и манжеты очень ценили, этому обучались многие знатные дамы. Поскольку воротник обшивали драгоценным кружевом, стоил он целое состояние. Чтобы во время еды не запачкать соусом или подливом дорогую вещь, вспомнили о таком изобретении как вилка. С тех пор в высших слоях общества есть руками стало неприлично.
Костюм дополняли серьги, перстни, подвески, ожерелья и цепи, перчатки, веер из страусовых перьев и тончайший носовой платок, отделанный кружевом. Головные уборы были традиционные испанские чепцы кофья-де-папос из тонкой ткани, расшитые золотом, а так же напоминающие мужской ток. Испанки носили высокие прически из завитых или зачесанных наверх волос.
Длительное пребывание испанцев под (мавританской) мусульманской культурой объясняет распространение в Испании обычая для женщин накидывать на голову покрывало при выходе на улицу. В XVI веке оно напоминало чадру мусульманок-это была плотная ткань, часто черная. Впоследствии покрывало превратилось в знаменитую мантилью из черных кружев.
Мода 16-17 веков
Европейская мода также ощутила влияние географических открытий. Применение индийских красителей позволило придавать тканям необычные цвета. Использование восточных благовоний и пряностей открыло широкие возможности для создания новых парфюмерии и косметики. Употребление табака вызывало спрос на трубки и табакерки, форма и вид которых изменялись в соответствии с требованиями моды.
Уже на рассвете Нового времени европейские страны установили между собой более или менее постоянные торговые и дипломатические контакты: Европа начала жить единой жизнью. Возникла и общеевропейская мода, которую диктовали самые влиятельные с политической точки зрения государства. На рубеже XV-XVI вв. ее законодателями были итальянцы. На нижнюю сорочку они надевали узкий костюм, а на него — более просторную верхнюю одежду. Среди женщин распространился обычай ходить с непокрытой головой. Поэтому они уделяли большое внимание прическам и головным украшениям — диадемам, венкам и сеткам.
![]() |
Венецианские цокколи |
Венецианские модницы, чтобы выглядеть более высокими и стройными, обували цокколи — туфли-«копытца» на высокой платформе. Такая обувь усложняла и замедляла движение, но куда спешить в городе, где вся жизнь подчинена медленному течению вод в каналах?
В XVI в. ведущая роль в европейской политике перешла к Испании. Моду также диктовали испанцы. Они создали мужской строгий костюм темных тонов с застегнутым наглухо воротничком. За любовь к черной одежде испанцев в других странах презрительно называли «воронами». Правда, иногда о цвете в одежде знати можно было только догадываться, настолько густо она была украшена драгоценными камнями, золотой и серебряной нитью. По всей Европе приобрели популярность короткие испанские плащи и маленькая узкая бородка — эспаньолка. Обувались испанцы в мягкие узкие туфли, украшенные похожими на когти разрезами, — так называемые «волчьи лапы». Голову покрывала твердая шляпа с узкими краями.
Женская испанская мода на долгие годы подарила миру юбку на жестком металлическом каркасе. Такой костюм весил немало, и поступь знатной дамы приобретала особую величавость. Наряд дополняли сережки, перстни, ожерелья и цепочки, а также веер из страусовых перьев и тонкий носовой платок, отделанный изысканными кружевами. Со времен арабского господства женщины сохранили обычай при выходе на улицу набрасывать на голову темное покрывало. Впоследствии оно превратилось в знаменитую испанскую мантилью из черного кружева.
В XVI в. испанцы начали выращивать завезенный из Нового Света картофель. Из него научились получать крахмал, совершивший настоящий переворот в европейской моде. Подкрахмаленный воротник становился твердым, что позволяло увеличивать его размеры. Вскоре он уже напоминал настоящие «мельничьи жернова». Такой воротник тесно охватывал шею, поэтому голову приходилось держать высоко поднятой. Подобная осанка вполне соответствовала образу гордого аристократа-испанца.
Чтобы предоставить воротничку жесткую складчатую форму, его плоили специальными щипцами, а потом обшивали тонким узорчатым кружевом. Цена готового воротничка была очень высокой. Чтобы во время трапезы не испачкать и не испортить дорогую вещь, в конце XVI в. вспомнили о давнем изобретении античности — вилке. С тех пор среди знати стало неприличным кушать руками.
С XVII в. центр моды переместился во Францию. Взяв за основу испанский костюм, французы подошли к делу творчески. Они сделали одежду более изысканной и яркой, украсили ее россыпью драгоценностей. Тогда же приобрел популярность голландский стиль — шляпа с высокой тульей и отложной воротник. Материал с сайта http://worldofschool.ru
![]() |
Исаак Оливер Ричард Секвилл. Испанская мода в Англии. 1616 г. |
![]() |
Лоренцо Лотто. Портрет Лукреции Борджа. Ок. 1510 г. |
![]() |
Алонсо Санчес Коэльо. Инфанта (принцесса) Изабелла. 1579 г. |
В XVI в. научились вязать чулки. Карманов еще не придумали, поэтому все мелочи держали в кошельке, прикрепленном цепочкой к поясу. Свидетельством зажиточности была одежда, украшенная мехом. С XVII в. среди знати распространился обычай спать в ночных сорочках, но в широкое употребление исподнее белье вошло лишь с XVIII в. Только после этого начали отступать заболевания кожи.
Одежда простых людей не была столь роскошной, хотя некоторые могли позволить себе наряды из льна, тонкого сукна, шелка и стремились, особенно в городах, придерживаться моды. Беднота носила одежду из грубого полотна, вид которой мало менялся с течением времени.
Целые армии портных, сапожников и шляпников зарабатывали на хлеб благодаря капризам моды. Смена фасонов каждый раз давала новый толчок развитию производства и торговли. Погоня за модой не была напрасной прихотью, она двигала общество вперед.
Испанская мода
Испанский костюм, мода Испании — охватывает период самобытного существования моды Испании в XV-XIX веках. В более узком смысле испанская мода — стиль жестких каркасных костюмов, принятый при дворе испанских Габсбургов в XVI-XVII веке и оказавший чрезвычайное влияние на моду других европейских королевских дворов.
Содержание
Народный костюм
Испанский народный костюм, в том виде, который он стал фактом изобразительной культуры, сложился в XVIII-XIX веках. Его формированию способствовала культура махо (см.) — социального слоя испанских щёголей из простонародья, подчеркивавших свое происхождение.
Мужской костюм
Костюм махо включал следующие элементы:
- короткий пиджак (который позже французами будет назван «фигаро»)
- короткий жилет красочной расцветки
- плотно облегающие декорированные штаны до колен
- кушак, перехватывающий талию
- плащ
- за широким поясом спрятан нож — наваха
- сетка для волос
- шляпа — треуголка или монтера
- обувь — низко вырезанная, с пряжками
- чулки
В наши дни большинство элементов народного костюма сохранилось в костюме тореадора (см.).
Женский костюм
Женский вариант, костюм махи, использовал те же элементы:
- пиджак с широкими лацканами был притален, корсет не надевался
- мантилья — самый известный элемент испанского костюма до наших дней
- гребень для мантильи
- юбка
- веер
- шаль
В наши дни примером женского костюма может послужить одежда танцовщицы фламенко.
Регионы
Костюм баскского крестьянина в эпоху Возрождения:
- много средневековых черт: верхняя короткая одежда имела откидные рукава, капюшон заканчивался длинным хвостом. Ходили с голыми коленями. На ногах — чулки из ткани с кожаной обсоюзкой и сандалии.
Аристократический костюм
Эпоха Реконкисты
Ситуация, сложившаяся на Пиренеях в эпоху Реконкисты, является уникальной: в одном котле смешались наследники собственно средневековых испанцев-вестготов, влияние арабского костюма, а также, поскольку в борьбе принимали участие рыцари других стран, распространялись формы итальянского и французского костюма [1] :
Элементы готического костюма:
- обувь с длинными носками
- головные уборы, например, капирот (фр. шаперон)
- длинное сюрко без рукавов
- собреропа (букв. «на одежду») — мужская верхняя одежда, накидка
- абриго
- хубон — род куртки
- плащ — обычно одна сторона драпировалась на плече, длина зависит от социального положения
- боэмио — плащ, имевший форму круга, разрез располагался на правом плече и скреплялся пряжкой.
- касака — торжественная одежда, широкая, длинная, с длинными откидными рукавами.
- ропилья
Черты своеобразия в женском платье Испании появляются середине XV века. Оно имеет резко подчеркнутую тонкую талию, от которой вверх и вниз расходятся лучеобразные складки. Часто использовалась пелеринка. Волосы гладко причесывались с прямым пробором и одной косой.
Эпоха Возрождения
С наступлением XVI века происходит изменение в испанской одежды, и от струящихся готических тканей они переходят к «костюму-броне» на каркасе. «Естественности итальянской ренессансной одежды Испания противопоставляет свой идеал человеческой фигуры, стилизованный в духе маньеризма» [2] .
Социально-психологические факторы, влияющие на испанский костюм [3] :
- идеалы воинствующего рыцарства
- строгий этикет испанского королевского двора
- аскетизм католической церкви, отрицание грешной плоти
Форму для хубона и верхних кальсес создавали с помощью туго набитых прокладок (вата, конский волос, пух, мякина или сено). Линия плеча искусственно расширялась плечевыми валиками и посаженной головкой рукава, а голову заставлял держать надменно жесткий воротник [3] . В этом костюме имело место подчеркивание природных форм и пропорций фигуры, типичное для Ренессанса, но при этом с заменой пластичных мягких округлых контуров фигуры угловатыми жесткими линиями. Как пишут исследователи: «По сравнению с гармоничной модой итальянского Ренессанса, уважающего человеческое тело, испанская мода оказалась под сильным влиянием геометрических форм, которые искусственно изменяют естественные линии тела человека, деформируют их» [2] . Взаимоотношения между отдельными частями тела, подчеркиваемыми одеждой, оказались неуравновешенными: мужская одежда стилизуется под конус, основание « основание которого передвинуто на уровень бедер, к плечам конус сужается, ноги производят почти неестественное впечатление, на которые как бы надет конус» [2] . В мужском гардеробе окончательно исчезают длинные одеяния (сохраняясь только в форме) — поэтому происходит окончательное разграничение между мужской и женской одеждой [3] .
Отличительными чертами испанской моды являлось склонность к четким формам и простым поверхностям, от чего элементы живописности, например, итальянской, казались испанцем слишком перегруженными [1] .
Мужской костюм
- камиса — рубашка, сорочка. Была практически не видна. Имела брыжжевый воротник и высокие манжеты из полотна или батиста, отделанные кружевами.
- кальсес (исп.calzas ) — разъемные штаны-чулки. Мода изменяется от узких кальсес, в 1540-х гг. возникновения двух самостоятельных слоев — нижнего широкого и верхнего из отдельных широких полос, когда верхняя часть кальсес получает форму бочонка. Затем употребление каркаса, а в 1570-80-х гг. — двойные кальсес, состоящие из узких облегающих ногу штанов и круглых на толстой набивке грегескос, которые покрывали только ноги. В 1590-х появились свободные и широкие вверху кальсес. Часто их отделывали вертикальными полосами декоративной ткани, которые прикреплялись вверху и внизу и свободно свисали по всей длине.
- корпесуэло — узкий безрукавный жилет, к которому привязали чулки тесемками.
- верхняя одежда
- штаны (короткие)
- хубон (исп.jubón ) — род куртки, колет, в 1520-х гг. имеет черты сходства с итальянским джуббоне, но также и отличается от него. Стоячий воротник, лиф облегает фигуру, разрезов нет, застежка потайная, юбка заложена в складки. Имел кроме узких рукавов еще и фальшивые откидные рукава. Рукава можно было менять, так как они соединялись с хубоном шнуровкой, проймы вокруг них обшивали эполетами-козырьками. В 1540-х гг. изменяются пропорции — линия талии спереди опускается, и увеличивается выпуклость внизу лифа, хотя это еще не каркас. Позже хубону уже придавали форму доспехов — лат, для этого вставляя в них куски картона (особенно выпуклым хубон становится в 1570-80-х гг.). Такой хубон «с гусиным чревом» называется пансерон[3] .
- брагетт — короткие, набитые ватой штаны, с позднеготическим гульфиком
- воротник — кружевной накрахмаленный, по краю которого выпускают рюш, постепенно увеличивающийся в размере и к концу века вырастающий до 15-20 см.:
- грангола, горгера — знаменитый гофрированный испанский воротник. Воротник тоже уподобляют деталям лат, они созданы как бы из металлических нашейных пластин, которые защищали шею [2] .
- ропон — верхняя придворная одежда, полукороткая или короткая, на меху, с меховым или вышитым воротником. В 1540-е имеет меньший объем и менее пышную верхнюю часть рукавов.
- капита — маленький плащ, сменил ропон в посл. четверти XVI века.
- фиельтро — более длинный плащ
- капа — классический широкий и длинный плащ с капюшоном.
- ропа — распашная одежда с декоративными висячими рукавами и наплечниками. Ее носили расстегнутой или застегнутой высоко под шеей.
- головной убор:
- берет, мягкий, с жестким, опущенным книзу бортиком (1-я пол. XVI века)
- шляпа (ток), жесткая, в форме усечённого конуса с небольшими полями (2-я пол. XVI века)
- обувь — узкие туфли из бархата или атласа, украшенные разрезами.
- сапоги — только в военное время. Узкие голенища, мягкая подошва.
- чулки — первое упоминание о плетеных чулках в Испании относится к 1547 году
Простонародье
Костюм горожан XVI века сильно отличается от аристократического. Он более красочен, кроме того:
- капингот простого и удобного покроя вместо узкого хубона
- серый капотон с зелеными откидными рукавами, довольно длинной отрезной баской, заложенной кругом глубокими складками. Рукава хубона желтого цвета. Кальсес и берет — красного, белое перо на шляпе. Обувь — короткие башмаки темного цвета. Оружие — пика и меч, на поясе барабан. Также плащ.
Женский костюм
Также как и мужской, потерял плавность линий и приобрел каркасность. По преданию, такой костюм впервые изобрела королева Кастилии Хуана Португальская, в 1468 году пожелавшая скрыть свою беременность [1] .
Силуэт имеет ясные, четкие линии и своеобразную композиционную схему: два треугольника, малый (лиф) и большой (юбка), расположенные друг напротив друга, с вершинами, пересекающимися на талии. При этом линии, образующие вершину малого треугольника, заканчивают низ лифа. (Отношения ширины юбки к росту 1:1,5, длины лифа к длине юбки 1:2. Голова укладывается в фигуре 7 раз) [3] .
- вердугос, вертигадо — нижняя юбка из плотной ткани (вертюгаден, райфрок), в которую вшивали металлические обручи. В конце XVI века ширина вердугос внизу значительно увеличивалась.
- баскинья — юбка из черной тафты, которую надевали сверху предыдущей
- вестидо, сайо — верхнее платье, надевающееся поверх предыдущих юбок. Имело спереди треугольный разрез или застежку на петли и банты.
- вакэро — часть вестидо, лиф со съемными или откидными фальшивыми рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой, которая скрывалась под валиком или фистонами. Каркас лифа чаще всего был из металлических прорезных пластин на шарнирах, которые сгибались определённым образом и обтягивались тонкой замшей или бархатом. Лиф спереди заканчивался длинным острым мысом. Крой его был сложным: конструкция с отрезным бочком и выточками. С помощью накладки из конского волоса в лифе создавали плоский конус торса, пряча естественную выпуклость груди.
- a la jubon — узкий лиф с очень широкими рукавами-крыльями, покрывающими узкие съемные рукава. В 1570-80 гг. появляются изменения — жесткая форма изживает себя: верхние рукава-крылья хубона из жестких и неподвижных превращаются в мягкие «крылья», приобретая подвижность и нарушая жесткую геометричную форму.
- юбка-клеш — вторая часть вестидо
- вакэро — часть вестидо, лиф со съемными или откидными фальшивыми рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой, которая скрывалась под валиком или фистонами. Каркас лифа чаще всего был из металлических прорезных пластин на шарнирах, которые сгибались определённым образом и обтягивались тонкой замшей или бархатом. Лиф спереди заканчивался длинным острым мысом. Крой его был сложным: конструкция с отрезным бочком и выточками. С помощью накладки из конского волоса в лифе создавали плоский конус торса, пряча естественную выпуклость груди.
- бюска — узкая деревянная или металлическая пластинка, которую прикрепляли к корсету. С её помощью уплощался живот и зрительно зауживалась талия.
- грангола — воротник. В 1590-х гг. превратились в «воротники-блюда», «маленькие жернова».
- сорочка, так же как и мужская, почти не виднелась из-под платья.
- декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой.
- ропа — верхняя одежда с короткими или длинными рукавами. Возможно, заимствована у мавров.
Горожанки, в отличие от аристократок, не использовали вердугос, нося мягкие пластичные вещи. Они надевали рубашку, узкий (но не всегда облегающий фигуру) лиф со съемными рукавами, юбку (заложенную кругом крупными складками, либо сборенная по талии).
У регионов Испании:
- Севилья — костюм богатых женщин ближе к итальянскому.
Текстиль
Колористическая гамма тканей, по сравнению с красочной под влиянием арабов готики, блекнет — основными цветами становятся цвета монашеских орденов: черный и коричневый, серый и белый [1] , также красный, фиолетовый, зеленый. Любят гладкие ткани и монохромное решение костюма.
Наиболее распространенными в испанском костюме были узорчатые (тканые, вышитые, набивные) ткани. Характерный рисунок — это большие медальоны-клейма с изображением стилизованных животных, а также символов христианской религии и геральдические мотивы. «В узоре использовалось много золота и серебра на насыщенном цвете фона. Узорчатые ткани украшались и разнообразными нашивками, парчовыми лентами, золотыми шнурами, кружевами, которые нашивались по вертикали или диагонали» [3] .
Обувь
Мужская обувь
- в первой половине XVI века — мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками («медвежья лапа»).
- с середины XVI века — носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка. Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами. На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен, особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.
Женская обувь
- туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой.
- конце XVI века появляется каблук.
- считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны носки туфель, но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве — «чапинес». Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки. Дерево украшали орнаментом из блестящих шляпок медных гвоздей.
Волосы
Мужчины носили короткую стрижку, бороду и усы.
Женщины также причесывались скромно. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась «бандо». Также продолжали носить трансадо.
Украшения
Испания, хозяйка Нового света со всеми его сокровищами, активно использует в своем костюме множество броских и крупных украшений. Костюм подчас становится для него фоном. Это ожерелья, цепочки, пояса, веера, головные украшения, пряжки, аграфы, перстни, пуговицы, вышивка швов жемчугом и проч.
«Золотой век» (XVII век)
В моде продолжалась традиция прежнего века — костюма-брони. Только со второй половины XVII века в Испанию проникает влияние французской моды, например, декольте. [4]
Мужской костюм
- Поколенные пышные штаны, завязанные под коленями бантом (исчезают «бочонки»)
- хубон, зачастую с висячими откидными рукавами и наплечными валиками. С середины века удлиняется.
- крахмальный воротник
- чулки
- плащ. С середины века удлиняется
«К середине века форма мужского костюма немного упростилась, а некоторые модники начали носить французский «мушкетерский» костюм» [4] . Роскошный воротник грангола исчезает, сменившись небольшим отложным воротником (в частности, под влиянием законов о роскоши).
Женский костюм
Сохраняются традиции предыдущего века. Увеличиваются юбки.
«Простые женщины носили юбку яркого цвета, кофту-рубашку, рукава которой засучивали до локтя, и цветной корсаж на шнуровке. Прическа была простой: волосы носили длинные, расчесывали их на пробор, а косу укладывали на затылке «корзиночкой». Женщины из парода тоже носили мантилью, которая, как и веер, являлась обязательным дополнением костюма» [4] .
Волосы
Волосы стригли коротко; «французские» парики не носили, за исключением считанных щеголей [4] . С середины века волосы чуть удлиняются, но не ниже середины щеки.
Обувь
Носили туфли, часто из бархата, пряжки золотые или серебряные. «Особенной славой пользовались испанские сапоги из белой кожи, узкие и очень высокие, заходившие за колено» [4] .
XVIII век
В 1700 скончался последний король из династии Габсбургов и на престол был возведен внук Людовика XIV. В связи с этим произошло «офранцуживание» испанского костюма с полной переориентацией на актуальную тогда французскую моду, диктуемую Версалем, вернее, как говорят исследователи: «испанская мода слилась с общеевропейской».
Конец XVIII — начало XIX века
Выставляемая напоказ аморальность жизни простонародных щеголей махо, их песни и танцы (с тамбуринами, кастаньетами и гитарами) были чрезвычайно притягательными для высшего общества. Часто аристократы избирали из их среды себе любовниц и любовников. К 1770-м гг. «махаизм» превратился в повальное увлечение в высших кругах. Кроме того, в этот период истории Испании, характерный засильем офрансеадо («офранцуженных», сторонников правящей династии — Испанских Бурбонов, просто галломанов, а затем и Бонапарта), махо своим костюмом и поведением подчеркивали, помимо всего прочего, и национальную самоидентичность. Название этого идеологического феномена сопротивления Просвещению (которое, несмотря на все свои достоинства, пришло все-таки из Франции) — «махизм», «махаизм» (majismo).
Его можно проследить в сохранившихся портретах аристократии: благородные сеньоры с удовольствием использовали элементы национального костюма в своем гардеробе, и эта тенденция в эпоху, когда в остальной Европе царил ампир, имела достаточно массовый характер. Мода достигла даже королевского двора — например, сохранился ряд портретов королев, позирующих в мантильях.
Испанская мода: стиль одежды и мировые тенденции
Испанская мода много столетий удивляла мировые бренды свое необычностью и легкостью
Испанская мода получила свое начало еще в «золотом веке». Но по сравнению с многими странами свои дома моды и коллекции появились в Испании сравнительно недавно. Сегодня же изысканная мода этой страны процветает.
Чувство стиля: одежда и мировые тенденции
Испания и известные фижмы
В большинстве своего существования Испания в одежде придерживалась прагматизма в своей одежде, но был период, когда именно эта страна слыла законодательницей мод. Самое яркое время моды в Испании приходится на 16-17 век. В тот период стиль, которые преобладал на Пиренейских полуостровах, приветствовался во многих дворах Европы. Основоположником этого направления стал Хуан де Альсега, который в 1589 г. опубликовал свой тракт «Книга о размерах, их применении и выкройках» (Libro de Geometria, Practica y Traca). Но в общем испанская мода вносила свои тенденции в мировую моду от случая к случаю.
В 15 веке именно испанские портные создали «панцирь», который утягивал грудь и живот. Именно он стал прародителем корсета.
Коррида и фламенко
Канонический (облегающий и кричащий) костюм матадора считается символом Испании. Он был создан в 18 веке на основе андалусского народного костюма. Чтобы выглядеть, как матадор, потребуется пять вещей:
- Кожаные тапочки (sapatillas);
- Плащ (capote);
- Шляпа (montera);
- Мулета- плащ красного цвета, но меньшего размера (muleta);
- Шпага (estoque).
Для настоящего матадора на один сезон требовалось до шести парадных костюмов, причем они были достаточно замысловатого пошива. Сегодня любой атрибут из такого костюма стоит приличную сумму, а антикварные модели продаются, как антикварные.
Другим костюмом, который считается исключительно испанским, является фламенко. Традиционный испанский костюм состоит из шали, длинного яркого платья с многочисленными оборками и воланами (bata de cola), а также веера. Мужчины очень часто выступают в кордовских шляпах и черных брюках.
Самые яркие испанские модельеры
В 20 веке во многих странах появляются модные кутюрье, которые диктуют новые направления и тенденции. Испания также стремится не отставать от мира, предоставляя свои не менее талантливых модельеров. Особенно яркими и преуспевающими стали два модельера – Мариано Фортуни и Кристобаль Баленсиага. Они открыли дорогу будущим талантам, которые и сегодня процветают. Ниже будет представлено пять лучших имен испанской индустрии моды.
- Кристобаль Баленсын у баскского рыбака научился портняжному искусству у моей матери, а уже в 1915 году основал свою мастерскую под покровительством маркизы де Каса Торрес. В последствие он открыл три модных салона. Через двадцать лет он представал свою коллекцию одежду в Париже, куда сбежал во время Гражданской войны. Он в своих работах избегал вычурности. Создавая классические модели, что будут вечно оставаться актуальными. Его платье Baby Doll и сегодня копируется и видоизменяется, так как оно впервые позволяло своим женщинам скрывать недостатки.
- Мариано Фортуни. Сын художника с раннего детства жил во Франции, а затем в Венеции. Уже в 1906 году им был открыт в Париже Дом моды, что существовал 4 года. За время своей деятельности он успел прославиться благодаря моделям «Дельфос» и кносских шарфов.
- Мануэль Пертегас. Он набирался опыта и мастерства во время суровых лет гражданской войны. В 1942 году им был открыт первый салон в Барселоне в 1942 году. Затем он отправился в Северную Америку, где бы удостоен «Оскара» в сфере моды.
- Маноло Бланик. Дизайнера, который родился на Канарских островах, в большинстве интересовала только обувь. Первый магазин был открыт в Лондоне в 1973 году. Основной отличительной чертой большинства его моделей является большой каблук.
- Адольфо Домингес. Об этом галисийском дизайнере впервые стало слышно в 1979 году с выпуском коллекции La arruga es bella. Он представил свои коллекции авангардного характера, но при этом достаточно функциональные, которые импонировали вкусу большинству испанцев. Первая коллекция была показана в Париже в 1985 году.
Испанская уличная мода
Испания известна не только образцами высокой моды. Именно в этой стране огромное количество специалистов, которые занимаются созданием практичной повседневной одежды для людей различных возрастов и социальной группы. Наиболее востребованным является холдинг Inditex Group, в состав которого входят компании Zara, Massimo Dutti, Pull&Bear, Bershka, Stradivarius. Этой империи принадлежит более 3000 магазинов в 67 странах.
Еще двумя крупными гигантами своевременной испанской индустрии являются компании Punta Fa и Mango. Рекламой бренда Mango в последние годы занимались такие яркие личности, как Пенелопа Крус, Мила Йовович и так далее.
Более полные манекенщицы
На Неделе испанской моды в Мадриде в 2006 году организаторы начали оттеснять с подиума слишком худые модели. Многие посчитали, что это специальный ход, чтобы привлечь внимание к мероприятию. Но в реальности в последнее время правительство станы склоняет крупных производителей к тому, чтобы производить модные коллекции для женщин реальных размеров.
И владельцы крупных торговых точек согласились с таким моментом, надеясь, что такой поступок сократил женщин, которые изнуряют свой организм голоданием. В 2007 году в Испании началось длительное исследование (16 месяцев), чтобы определить размеры среднегабаритной испанки, чтобы женщинам не приходилось подстраиваться под коллекции модных модельеров.
Испанская мода XVI века
Аристократичность средневековой испанской моды, ее причудливость и гротескность. Влияние французского барокко, итальянского Ренессанса и католической церкви на стиль и моду Испании XVI—XVII столетия. Описание костюма, причесок и головных уборов, обуви.
Рубрика | Культура и искусство |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.06.2014 |
Размер файла | 18,1 K |
- посмотреть текст работы
- скачать работу можно здесь
- полная информация о работе
- весь список подобных работ
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Испанская мода 16 века
Испанская мода подчеркнуто аристократична. Ей соответствовала строгая, жесткая, как бы накрахмаленная одежда, стесняющая движения. Воротник-стойка заканчивался брыжами или плойкой. Грудь камзола, рукава, короткие штаны простегивались ватой. Плечи выкладывались ватными валиками. Брыжи со временем достигли таких размеров, что их язвительно называли жерновами. В эпоху Франциска II причудливая мода довела до гротеска форму камзола: с помощью ваты наращивались размеры живота. Таким путем как бы подчеркивались важность и значимость человека. Но острословы прозвали эту деталь одежды «гусиным брюхом». Характерную черту испанского костюма составляли короткий плащ-накидка, а также жесткие шляпки с узкими полями. В моду вошли маленькие клинообразные бородки. средневековый мода барокко ренесанс
Женская одежда во многом повторяла мужскую. Обширнейшие же юбки — без единой складки — сажались на жесткий каркас. На ноги надевались деревянные котурны, что вместе с конструкцией юбки еще больше стесняло движения. Поговаривали, что такую моду ввели враги танцев из религиозных кругов. Сохраняя свои основные особенности, испанская мода менялась в течение XVI — первой половины XVII в. Не счесть ее модификаций в одежде отдельных стран и регионов. Даже в народной, крестьянской одежде встречались ее отдельные черты. Хотя в целом крестьянский костюм в отличие от относительно космополитичного дворянского и даже бюргерского был более самобытен. И именно он как раз в этот период развился в национальный костюм.
С первых десятилетий XVII в. испанская мода постепенно начинает уступать свои позиции французской, утверждавшейся подобно другим сторонам быта уже в условиях новой культурной эпохи — барокко. Развитие гуманистической культуры в Испании проходило особенно сложно: с VIII в. эта страна находилась под властью мавров. Только в конце XV в, добилась освобождения. Длительная борьба с иноземцами сделала Испанию сильным государством. Особое политическое и экономическое значение страна приобрела после открытия Америки, которое вызвало целый поток награбленного золота. Испания создала мощную армию и флот. И уже в XVI в., при императоре Карле V, она превратилась в королевство, в котором «никогда не заходит солнце». Под ее властью находились Германия, Нидерланды, Италия, а также американские колонии.
В Испании большую роль играла католическая церковь. Испанский католицизм, поддерживавший борьбу против мавров, отличался особой фанатичностью. Культура испанского Возрождения была очень сложной: с одной стороны — влияние итальянского Ренессанса, с другой — религиозная догматичность и аскетизм, борьба «святой инквизиции» с «еретиками». На испанскую культуру также повлияло мавританское иго, что особенно сказалось в языке, архитектуре и костюме.
Испанский костюм был жестким, скрывал формы тела, подчинял их строгой схеме. Так, силуэт женской фигуры напоминал два равнобедренных треугольника, соединенных на линии талии вершинами. Это достигалось путем использования каркасов и искусственных подкладок. Испанская дама в таком костюме приобретала горделивую осанку.
У арабов испанцы научились производству роскошных шелковых тканей. Умели они изготовлять и шерстяные ткани. Простой народ шил одежду из недорогих, ярких одноцветных или полосатых материй.
Но с возникновением инквизиции (конец XV в.) основными тонами одежд становятся темные. Испанцы, в основном знатные, одеваются в костюмы черного, коричневого, серого, белого цветов (это цвета главных монашеских орденов). Это считалось признаком благонадежности, отсутствия каких-либо еретических мыслей.
Аристократы носили черные бархатные костюмы, украшенные вышивкой золотом и великолепными воротниками. Нарядность создавалась не цветом, а фактурой тканей и их сочетанием.
С конца XVI в. в Испании появились кружева, но уже в начале XVII в. их запретили законами о роскоши, так как стоили они очень дорого.
Испанский костюм не был таким демократичным, как итальянский, он подчеркивал классовую принадлежность.
1. Мужской костюм
В первой половине XVI в. мужской костюм состоял из рубашки (камиса); штанов-чулок, сшитых по форме ноги (кальсес), поверх которых надевались короткие штаны: узкого жилета — «корпесуэло», надевавшегося поверх рубашки, к которому привязывали тесемками кальсес.
Верхней одеждой был особый вид куртки — “хубон”, который в начале XVI в. походил на итальянский джуббоне. У хубона был облегающий лиф, стоячий воротник, пышные широкие рукава, украшенные разрезами. Поверхность ткани, покрытая прорезями, называлась «иссеченной». Этот прием вначале использовался в целях удобства: узкую одежду разрезали в местах сгибов локтей, плечей, колен. Но после иссеченная ткань стала декоративной отделкой дворянского костюма.
Обязательным аксессуаром мужского дворянского костюма были перчатки. На руки их надевали только во время охоты, в остальное время держали в руках. При входе в церковь и во время танцев перчатки закладывали за пояс. Слева на поясной портупее мужчины носили шпагу, а справа — кинжал, подвешенный на цепочке. К середине XVI в. мужской костюм изменился. Он превратился в костюм-броню, напоминающий рыцарские доспехи. Это была своеобразная дань памяти о героических подвигах времен реконкисты — борьбы с маврами. Испанский костюм воплощает идеал воина. Жесткий, на каркасе, скрывавший формы тела костюм, как бы защищал и внутренний мир человека в сложной исторической обстановке Испании.
Во второй половине XVI в. хубон стал основной частью мужского костюма. Для него, а также для верхних коротких штанов используют прокладки, которые туго набивают ватой, конским волосом, пухом и даже сеном. Хубон становится выпуклым на груди (для этого вставляли куски картона). Стоячий воротник достигал подбородка, а его край украшался рюшем, который постепенно увеличивался и превратился в знаменитый гофрированный испанский воротник — «горгеру». Чаще всего белого цвета. Этот воротник являлся первым признаком элегантности. Ему уделяли много внимания: крахмалили, подсинивали, плоили щипцами.
На узкие кальсес испанцы надевали вторые – короткие, до середины бедра (“грегескос”). Туго набитые, они были похожи на два шара. Эти кальсес могли быть двухслойными: поверх широкого верхнего слоя накладывался второй, из отдельных широких полос другого цвета, соединявшихся бейкой вверху и внизу. В самом конце XVI в. испанские солдаты, а затем и аристократы стали носить кальсес свободные и широкие вверху.
Парадной одеждой аристократов, а также короля был “ропон” – короткий распашной кафтан на меху с большим отложным меховым или вышитым воротником.
Плащ – основная верхняя одежда испанцев, мог иметь разные размеры и форму и позволял носить на боку шпагу. Плащи драпировали на одном плече, набрасывали на плечи, расправляя красивыми складками. Классический испанский плащ – широкий и длинный плащ с капюшоном. В конце XVI в. в моду вошли небольшой плащ “капита” и длинный – “фиельтро”, с воротником и капюшоном.
Шпага, кинжал и перчатки по-прежнему были необходимой принадлежностью мужского костюма. Из-за подушкообразных штанов шпагу приходилось прикреплять почти горизонтально.
Простые люди и небогатые горожане чаще носили цветную одежду. Их костюм “капингот” значительно отличался от аристократического – простая свободная одежда длиной до колен, с наплечными валиками, соединенная с мягким головным убором; мягкие полуштаны; плащ квадратной формы.
2. Женский костюм
Женский испанский костюм эпохи Возрождения значительно отличался от общеевропейского: использование каркаса делало его жестким и стесняющим движения.
Для женского платья XV в. характерна резко подчеркнутая талия. Расходящиеся от нее вверх и вниз лучеобразные складки делали фигуру особено стройной. Сверху у платья была пелеринка. XXVI в. женский костюм потерял свою пластичность, мягкие ткани заменились тяжелыми парчовыми, он стал похож на жесткий футляр.
Лиф женского платья XVI в. делался на плотном каркасе, был очень узким, плотно закрывал грудь и шею и заканчивался внизу мысом. Декольте (обычно квадратное) закрывалось вышитой вставкой. Металлические пластинки или пластины из китового уса, которые вставлялись в лиф, превратили его в стягивающий грудь корсет.
Нижняя юбка плотно натягивалась на каркас из металла или тростника, который представлял собой ряд обручей. Называлась она “вердугос” (французы толковали это слово как “хранитель добродетели”). Носили ее только аристократки. Сверху обтянутая черной парчой и украшенная драгоценностями, эта юбка представляла собой целое сооружение: установив ее на полу, в нее входили, а затем пристегивали к корсету. Сверху надевалось верхнее платье с узким лифом и съемными или откидными рукавами. Съемные рукава соединялись с проймами шнуровкой. Узкие откидные рукава могли покрываться очень широкими рукавами-крыльями. С середины XVI в. нижние рукава собирались в буфы. Платье дополнял воротник – вначале в виде узкого рюша, затем, к концу XVI в. гофрированный. Юбка доходила до самого пола: согласно этикету, женских ног не должно было быть видно.
Этот официальный придворный женский костюм имел необычайную четкость форм и линий. В XVI в, “испанская мода” женского каркасного платья распространилась во всей Европе.
Еще одним парадным женским костюмом была “ропа” – верхняя распашная одежда с короткими или длинными рукавами, которая надевалась поверх платья.
Богатые дамы, выходя на улицу, набрасывали на плечи шелковый или шерстяной плащ, чаще всего черного цвета на цветной подкладке.
Во второй половине XVI в. женская одежда стала однотонной, с мелким узором рисунка, лишилась жизнерадостности цвета. Однако появилось больше драгоценностей.
Женский костюм дополнялся веером и перчатками, а также носовыми платками, служившими украшением платья.
Мужской обувью в первой половине XVI в. были мягкие туфли из цветной кожи или бархата, без каблуков с широкими носками (“медвежья лапа”). С середины XVI в. носок туфель становится острым. На атласных или бархатных туфлях, закрывавших всю ступню, часто были прорези, из-под которых виднелась цветная подкладка.
Военные носили сапоги на мягкой подошве и с узкими мягкими голенищами.
На охоту мужчины надевали мягкие сапоги выше колен, Особенно модными считались белые сапоги с фестонами под коленом.
Испанские женщины носили туфли из мягкой кожи, бархата или атласа, украшенные вышивкой. В конце XVI в. у женской обуви появляется каблук. У испанок считалось недопустимым, чтобы из-под юбки были видны даже носки туфель. Но это не относилось к обуви на толстой деревянной подошве – “чапинес”. Чем знатнее была дама, тем толще подошвы, при этом нога могла быть видна почти до щиколотки.
4. Прически и головные уборы
Испанцы эпохи Возрождения носили короткую стрижку, бороду и усы. Головным убором до середины XVI в. у них был барет с жестким бортиком. Затем его постепенно сменила жесткая высокая шляпа с узкими полями. Вокруг тульи шляпу богато украшали.
Женские прически отличались простотой и строгостью. Чаще всего волосы расчесывали на прямой пробор, спускали пряди вдоль щек, а сзади скалывали их в шиньон. Такая прическа называлась “бандо”.
Вплоть до начала XVI в., и даже позже, испанки расчесывали волосы на прямой пробор и заплетали одну косу. Сверху донизу коса крестообразно перевивалась узкой черной лентой и заворачивалась в ткань, которой была повязана макушка головы. Такой головной убор назывался “трансадо”. Его носили и женщины, и девушки. Иногда он дополнялся небольшим тюрбаном, перевитым лентой. Еще один головной убор – “кофья-де-папос” – носили только женщины. Он делался из тонкого белого полотна и состоял из двух частей. Одна из них покрывала голову в виде наколки и была сделана из ткани, заложенной мелкими складками и натянутой на металлический каркас, другая представляла собой своеобразную драпировку в виде платка. Знатные испанки носили “веспайо” из тонкой прозрачной белой ткани, покрывавшей голову и лоб, а сзади спускавшейся на плечи. Это покрывало удерживалось на голове металлическим обручем с драгоценностями. Вуали из легкой ткани были распространенным головным убором женщин всех классов. Их накидывали на голову, и они покрывали плечи, окутывали всю фигуру, спускаясь почти до пола. Все замужние простые женщины, особенно пожилые, носили белые платки или чепцы.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Понятие моды и фазы ее развития. Начало французской моды. Вкус французского двора Людовика XIV и его влияние на европейскую моду. Костюм эпохи Барокко. Особенности мужского костюма и женского платья. Мужская и женская прически. Украшения и аксессуары.
реферат [30,7 K], добавлен 25.08.2012
Особенности Викторианской эпохи в истории Англии, появление новых стилей искусства и архитектуры. Описание видов, форм и элементов конструкции мужской и женской одежды, обуви, головных уборов, аксессуаров. Влияние викторианского стиля на современную моду.
курсовая работа [5,6 M], добавлен 05.12.2013
Характеристика развития костюма эпохи барокко, эстетический идеал красоты и особенности тканей, цветов, орнамента. Особые черты женского и мужского костюма, обуви и причесок. Характеристика системы кроя эпохи барокко, их отражение в современной моде.
курсовая работа [2,4 M], добавлен 07.12.2010
Модные тенденции мужской и женской одежды эпоха Ренессанса. Популярность пышных юбок и утягивающих корсетов, которые создавали тонкий силуэт, в женской моде XVII века. Влияние строгих церковных предписаний на стиль одежды и парфюмерию европейских стран.
презентация [339,2 K], добавлен 24.12.2014
Ознакомление с данными литературы и живописи эпохи ренессанса и барокко. Выявление характерных черт стиля барокко. Исследование женского костюма, опираясь на образ Марии Медичи как представительницы двух стран и двух культур; изготовление макета костюма.
курсовая работа [3,3 M], добавлен 07.06.2014
Исторический костюм белорусской шляхты
Шляхта – так называлось привилегированное сословие на территории Речи Посполитой. Речь Посполитая – это государство, существовавшее с XVI по XVIII века и объединившее Королевство Польское и Великое княжество Литовское. В состав Речи Посполитой входили и территории современной Беларуси.
Шляхту можно называть аристократами Речи Посполитой, а также в какой-то мере сравнивать с русским дворянством. Однако, в отличие от дворян Российской Империи, у шляхты были гораздо более широкие права. Так, именно шляхта на территории Речи Посполитой избирала короля. При этом само шляхетское сословие было весьма многочисленным и разнообразным. Среди шляхты встречались и весьма небогатые люди, которые, как и крестьяне, сами работали на земле. Но, все же, в отличие от крестьян, они были свободными людьми – имели шляхетские вольности.
Так как шляхта была многочисленна, сегодня многие белорусы, если начнут изучать свою родословную, смогут найти среди своих предков и представителей шляхетского сословия.
Богатые и влиятельные представители шляхетского сословия назывались магнатами. К примеру, князья Радзивиллы, чей родовой замок находился в Несвиже (город в Минской области Беларуси).
Одежда шляхты по европейской моде
Костюм белорусской шляхты в XVI-XVIII веках ничем не отличался от одежды европейских аристократов. Так, в XVI веке в Европе было Возрождение и, соответственно, представители и представительницы шляхетского сословия носили одежду по моде своего времени. Это могли быть как костюмы в стиле итальянского Возрождения, так и костюмы по немецкой моде – в стиле Северного Возрождения.
В XVI веке польской королевой являлась итальянка Бона Сфорца. Именно ей и приписывается введение итальянской моды при королевском дворе Речи Посполитой.
Бона Сфорца славилась своей красотой, а также любовью к ядам. Именно с именем Боны Сфорцы связана история с отравлением Барбары Радзивилл. Сын королевы Боны Сигизмунд Август влюбился в представительницу магнатского рода Радзивиллов Барбару. Его мать, королева Бона Сфорца, была против их брака. Возможно, из-за того, что опасалась усиления влияния князей Радзивиллов на своего сына. В итоге после свадьбы Барбара Радзивилл умерла от странной болезни. Скорее всего, она была отравлена. Сигизмунд Август до последнего оставался со своей возлюбленной. А после смерти Барбары Радзивилл его отношения с матерью были весьма напряженными.
Бона Сфорца в итоге вернулась в Италию, где и умерла. Существует версия, что умерла королева Бона не своей смертью. Ее отравил ее собственный врач Папагоди, которого некоторые историки считают агентом могущественного королевского рода Габсбургов.
В XVII веке в Европе господствует очередной стиль – барокко. И белорусская шляхта также носит костюм в данном стиле. При этом как по испанской, так, чуть позже, и по французской моде. В XVIII веке приходит время стиля рококо.
Однако костюм белорусской шляхты имел и свой местный колорит. Проявились местные особенности лишь в мужском костюме. Так, белорусский шляхтич XVI-XVIII веков мог одеться как по европейской моде, так и в шляхетский костюм.
В XVI веке представители шляхты, а также горожане поверх нижней рубахи могли носить жупан – одежда из сукна или шелка, расширяющаяся вниз от линии талии. Застегивался жупан на пуговицы или же крючки. Чаще всего носили жупаны красного, желтого и голубого цветов. Зимой могли носить жупан на меховой подкладке. До XVII века жупан подпоясывался.
C XVII века поверх жупана начинают носить кунтуш и пояс перемещается на кунтуш.
Кунтуш – это одежда, которая пришла на территорию Речи Посполитой из Венгрии. Возможно, во второй половине XVI века, в те времена, когда на польском престоле находился король родом из Венгрии – Стефан Баторий.
Венгры же в свою очередь позаимствовали кунтуш у турок. Однако те кунтуши, которые носили в XVII-XVIII веках на территории Речи Посполитой, по своему крою отличались от турецких.
Кунтуш в Речи Посполитой обязательно носили поверх жупана и подпоясывали. Застегивался кунтуш на талии на пуговицы или же крючки. Длинные откидные рукава кунтуша делались разрезными до плеча. Такие рукава могли носить закинутыми за плечи. Иногда кунтуш надевали только на один рукав. Шили кунтуши из сукна, шелка, бархата.
Еще одним видом одежды, которую носила белорусская шляхта, была делия. Делию чаще всего носили с жупаном в XVI-XVII веках. Делия – это своеобразный плащ, который набрасывался на плечи. Делия была одеждой, которую носили магнаты и король на парадных выездах, посольских приемах, во время заседания сейма. То есть делия – это парадная одежда, отражающая статус того человека, который ее носил. Делия также могла украшаться широким меховым воротником.
Обязательным элементом костюма белорусской шляхты, да и шляхты Речи Посполитой в целом, являлся пояс. Самые известные пояса того времени – слуцкие.
Слуцкие пояса
Производство поясов началось в 1750-е годы на мануфактуре, основанной в белорусском городе Слуцк. Отсюда и название – слуцкие пояса. Мануфактура принадлежала князьям Радзивиллам, а основателем мануфактуры считается князь Михаил Казимир Радзивилл.
Изначально пояса на территорию Речи Посполитой привозились из стран Востока, в том числе из Персии (современный Иран). Поэтому мануфактуры по производству поясов также стали называть «персиарнями». Помимо Слуцка мануфактуры были открыты и в некоторых других городах.
Слуцкие пояса ткались из тонких шелковых, серебряных и золотых нитей. В их рисунке сочетались восточные узоры с местными мотивами. К примеру, на слуцких поясах могли вышивать цветок василька. Ширина поясов была 30-50 см, а длина от 2 до 4,5 метров. Пояса были двухсторонними, то есть с двух сторон лицевыми. Таким образом, слуцкие пояса можно было носить на любую сторону. Концы поясов иногда обшивались бахромой.
Мануфактура в Слуцке просуществовала до 1848 года, то есть до первой половины XIX века. В XIX веке белорусские земли уже входили в состав Российской Империи. В этот период пояса вышли из моды. В прошлом остался и шляхетский костюм, а также и само шляхетское сословие.
В Российской Империи не могло быть так много дворян, как было шляхты в Речи Посполитой. Присоединив белорусские земли, Екатерина II начала так называемый процесс разбора шляхты. Самые бедные представители шляхетского сословия были приравнены к крестьянам и лишены своих вольностей. Что касается магнатов, то за ними все их права и владения были сохранены.