Зелёный цвет в одежде и психологии
Зелёный цвет – цвет жизни, баланса и гармонии. Из миллионов цветовых тонов наши глаза различают более всего оттенков зелёного. Слово «зелёный» происходит от старославянского «зелъ», что означает «молодая зелень, трава». Зелёный классический – это цвет, в котором в равных пропорциях смешаны жёлтый и синий.
В эпоху Ренессанса невесты на свадьбу предпочитали надеть именно зелёные платья. Во всём мире зелёный цвет символизирует безопасность, поэтому его и используют для обозначения начала движения.
Психологи утверждают, что в жизни каждого человека бывает определённый период, когда он увлечён зелёным цветом. Наверное потому, что считают его связанным с духовными исканиями. Однако одни оттенки зелёного дарят нам ощущение покоя, равновесия и безопасности, другие, у особо эмоциональных личностей, могут вызывать даже страх, напоминая цвет некоторых насекомых, ящериц и змей.
Зелёный цвет в мире бизнеса символизирует финансы. Во многих государствах бумажные деньги имеют зелёный цвет. Однако в деловой одежде зелёный используется крайне редко. Самый простой способ внести свежую струю в деловой стиль – это использовать аксессуары или украшения зелёного цвета. Строгие деловые костюмы могут смотреться свежо и привлекательно, если надеть ярко-зелёную блузку.
Оттенки зелёного цвета
Зелёный цвет имеет большое количество оттенков, которые могут быть не только спокойными или скромными, но и динамичными. Светло-зелёные тона приводят на память весну и молодую зелень, с ощущением юности и счастья, символизируют о плодородии и новой жизни. Они популярны особенно летом, это именно те цвета, которые, как бы, созданы для спортивной или курортной одежды. Повседневная одежда в светло-зелёных тонах поднимает настроение и всегда остаётся акцентом, притягивающим взгляды.
Насыщенно-зелёный цвет – это цвет уже взрослой зелени, а оливковый ассоциируется с властью. Яркие оттенки зелёного восхитительно смотрятся в этническом стиле. Эти оттенки любит весь Восток. Национальные костюмы Индии, Африки, Азии буквально изобилуют ярко-зелёными цветами. Яркие зелёные тона можно часто встретить в украшениях, оправах, ремнях, сумках. Яркие оттенки эмоциональны и активны.
Тёмные и холодные зелёные оттенки сдержаны и основательны. Многие тёмные оттенки никогда не выйдут из моды, особенно приглушённые, такие как мох, бутылочное стекло. Роскошно сочетание таких оттенков с бежевым, коричневым, терракотовым, песочным. Жёлто-зелёные и коричнево-зелёные оттенки являются цветом камуфляжа. Они позволяют слиться с природой, поэтому эти оттенки так популярны в военной форме и туризме. А кроме этого, такие оттенки невольно заставляют чувствовать силу и власть.
Зелёная палитра достаточно разнообразна. В ней можно разделить оттенки на несколько групп:
1. Салатовый – виноградный и виридиан (сине-зелёный, в переводе с латинского – медная зелень).
2. Груша – зелёный чай, цвет капусты.
3. Лагунный – ментоловый, нефритовый, цвет полыни, аквамарин, селадон (серовато-зелёный оттенок), фисташковый.
4. Авокадо – зелёное яблоко, изумрудный, железный купорос, киви, лайм.
5. Липовый – цвет болгарского перца, оливковый, травяной, фосфор.
6. Цвет майской зелени – цвет морской волны, шартрез (яркий жёлто-зелёный цвет), болотный, бутылочного стекла.
7. Морская капуста – лесной, лавровый лист, цвет огурца.
8. Малахитовый – цвет хвои, драконья зелень (очень тёмный).
Темно-зеленый цвет
В этом тоне преимущество на стороне синего цвета. Этот цвет серьёзный и консервативный. Поэтому такой цветовой оттенок подходит для делового стиля, а более глубокий и насыщенный – для вечернего платья.
Тёмные оттенки зелёного помогают в тех ситуациях, когда необходимо склонить собеседника к принятию решения, выгодного для вас. Один из тёмных зелёных оттенков – малахитовый. Тёмные оттенки часто говорят о знании, опыте и сдержанности, поэтому деловые костюмы тёмного зелёного цвета в сочетании со светлыми и мягкими цветами блузок придают образу дипломатичность.
Тёмные цвета служат прекрасным фоном для светлых оттенков. Мягкие тёмные оттенки создают атмосферу покоя, а глубокие насыщенные, например, малахит, смотрятся богато и благородно. Тёмные цвета зелени, в которых преобладает синий, приемлемы для консервативного делового гардероба.
К зеленому цвету подходит
1. Белый – это классическое сочетание с зелёным. Сочетание белого и зелёного – идеальный летний вариант.
2. Чёрный. В сочетании чёрного и зелёного получается прекрасная гармония яркости и сдержанности.
3. Коричневый. Это сочетание тех цветов, которые создала сама природа. Зелень травы, листьев, оттенки земли и песка создают естественный образ.
4. Жёлтый. В зелёном уже присутствует часть жёлтого оттенка, и наверное, поэтому они всегда хорошо смотрятся друг с другом. Яркое солнце и молодая зелень – отличный вариант не только для прогулки на природе.
5. Оранжевый. Почти то же, что и зелёный с жёлтым, но ещё даже более эффектно.
6. Серый. Нельзя не заметить сочетание серого и зелёного, особенно светло-зелёного.
Оригинальны сочетания фиолетового и зелёного, синего и зелёного, сдержанное и немного консервативное – бордового и зелёного, провокационное – красного и зелёного. Но последние сочетания – для девушек достаточно смелых и уверенных.
В каждом из перечисленных вариантов можно добавлять оригинальные акценты иного цвета. Зелёный цвет достаточно дружелюбен ко многим цветам и оттенкам. Главное, постарайтесь правильно подобрать свой оттенок зелёного цвета.
Цвет волос для зеленых глаз
Какой цвет волос подойдёт к зелёным глазам? Одним из лучших цветов может быть рыжий. Изумруды глаз ярко будут смотреться на фоне рыжего цвета волос. Если вы решили стать рыжеволосой, воспользуйтесь сначала тоником или оттеночным бальзамом. Ваши каштановые волосы станут намного ярче и приобретут медный оттенок. То же сделает и природный краситель – хна, который к тому же и безвреден.
После таких экспериментов, можете приступать к серьёзному окрашиванию. Цвет волос подчеркнёт не только сияние зелёных глаз, но и кожу лица. Рыжий цвет тоже имеет тона, он может быть светлее или темнее. Светлый выбирайте для более бледной кожи. Вообще-то, для любого цвета, прежде всего, лучше бы иметь идеальную кожу.
Не останавливайтесь только на рыжем цвете. Каштановый цвет, пшеничный или русый могут стать прекрасным обрамлением лица с сияющими зелёными глазами.
Зелёные глаза, как у кошки, – большая редкость. А вот серо-зелёные глаза или глаза светлого нефрита, а может эвкалиптовые, встречаются чаще. Для таких глаз прекрасным обрамлением будут волосы медовые, светло-русые, кофе с молоком или же тёмный шоколад. Чем темнее цвет волос, тем старше вы можете выглядеть.
Если цвет ваших глаз каре-зелёный или болотный, подумайте над таким предложением – ореховый, русый, каштановый, шоколадный с медным отливом. Для глаз болотного цвета, как у лесной нимфы, может подойти ещё махагон, красное дерево, медь, приглушённый бургунд. Подбирать цвет волос к зелёным глазам – это ещё полдела. Не забудьте о цвете кожи, доведите её до наилучшего состояния, иначе и изумруды глаз не помогут.
История моды: почему зеленый цвет считался опасным?
Разговоры об экологичности индустрии моды возникли не только сейчас. Если углубиться в историю моды, можно обнаружить, что некоторые наряды в буквальном смысле отравляли тех, кто их носил, и заодно окружающих. Анастасия Комаровская, научный сотрудник музейно-выставочного центра «Музей Моды» и автор цикла лекций «Гадкая мода» рассказала, почему модницы раньше избегали зеленый цвет.
Этот цвет было сложно получить, легко потерять и практически невозможно сохранить до изобретения стойких красителей. Дурная слава не оставляла зелёный вплоть до конца XVIII – начала XIX века.
В 1778-м химик Карл Вильгельм Шееле (умерший от отравления токсическими веществами), получил необычный цвет «Зелень Шееле», сделав гремучую смесь из белого мышьяка, калия и медного купороса. Он знал, что краска, получившаяся на их основе, ядовита, но ему удалось первым получить яркий и стойкий оттенок зелёного. Именно он приобрел невероятную популярность в XIX веке, потому что прекрасно вписывался в концепцию романтизма (интерес к пейзажу), и помогал смириться с индустриализацией (напоминал о природе).
Слева направо полотна немецкого художника Георга Керстинга, на которых можно увидеть «Зелень Шееле»: Молодая женщина вышивает у окна. Вышивальщица у окна. Рабочий кабинет Рейнхарда.
В 1814 году в Швейнфурте (городок во Франконии, Германия) синтезировали ещё более яркий зелёный цвет оттенка «изумруд», который получил название «Швейнфуртская зелень», там же располагалось и крупное производство красителя. Новые красители были настолько востребованными, что ими в конечном итоге начали красить всё – от обоев до ликёров и конфет. А к 1870-му в Англии выяснили, что в 40 кв.см. зелёных обоев содержится столько мышьяка, что можно отравить двух взрослых и что с них регулярно испаряется 3,88 г. мышьяка… Обои успели отметиться и в искусстве: художник Георг Керстинг невольно запечатлел на многих своих полотнах комнаты с модными зелёными обоями, которые, скорее всего, были ядовиты.
Отголоски страха перед мышьяком можно найти и в модной прессе тех времен. Так, «Вестник моды» за 1885 год писал:
«Сначала нашли,что зеленые обои содержат мышьяк и бывают причиною медленного отравления. Теперь оказывается, что английские врачи осудили за то же самое и белые обои, обыкновенно употребляемые для оклейки зал. Обои эти, смотря по степени белизны, содержат от одного до двух сантиметров мышьяку на один квадратный фут. Нужно быть весьма осторожным в обращении с подобными обоями, так как при малейшем трении мышьяк отделяется и развеивается во вдыхаемом воздухе».
Ещё хуже обстояли дела с одеждой и некоторыми аксессуарами: в феврале 1862 года вышла статья Августа Вильгельма Гофмана «Пляска смерти» (по заказу Женской санитарной ассоциации), где он представил результаты исследования, связанные с мышьяком.
Согласно его расчётам, 18 метров зелёного тарлатана (по сути, 1 платье) содержали 900 гран мышьяка (58,3 г.), при этом за вечер с платья осыпалось 60 гран (3,8 г.). Одно украшение для волос содержало 40 гран мышьяка (2,6 г) и, учитывая то, что смертельной дозой считалось 4-5 гран (0,26 – 0,32 г.), могло отравить 10 человек.
В 1870-х годах ситуация стала только хуже. Некий F. Draper, сотрудник Массачусетсткого технологического института в Бостоне в 1872-м году обнаружил, что одно платье содержит уже от 85 до 114 г. мышьяка. Всеобщая истерия по этому поводу продолжалась и в 1880-х, в том числе и в русскоязычной прессе, что в дальнейшем привело к хромофобии конца XIX – начала XX веков.
Примечательно, что относительно безопасный краситель Vert Guignet (зелень Гинье) – минеральный пигмент виридиан, был запатентован ещё в 1859-м году. К счастью (или нет) со временем популярные зелёные тона «потеснила» радуга из анилиновых красителей – пурпурного Перкина, мовеина, коралина и др., не менее опасных, но ещё более ярких.
Тоска зеленая
Зеленый — цвет самой жизни, символ природы и экологии, гармонии и равновесия. Этот цвет ассоциируется с возрождением, как весна, когда все оживает и мир преображается. Он успокаивает нас на физическом уровне, так как именно зеленая часть спектра легче всего воспринимается глазом.
В Древнем Египте зеленый цвет был символом воскрешения, победы над смертью. Не зря возрожденный после смерти Осирис изображался с зеленым лицом и руками. “Делать зеленые вещи” в буквальном смысле означало творить добро, а имя богини-покровительницы Нижнего Египта Уаджет переводится как “зеленая”.
В Древней Греции зеленый и синий иногда были взаимозаменяемыми и одно и то же слово порой описывало и цвет моря и цвет деревьев. Зеленый цвет не входил в четверку классических цветов — красный, желтый, черный и белый — и редко использовался в греческом искусстве.
В Древнем Риме зеленый цвет считался исключительно женским, поэтому выражения “зеленый” и “зеленые нравы” относились к представителям нетрадиционной ориентации.
В христианской традиции Средних веков зеленый цвет имеет очень важное значение, он напоминает о земной жизни Христа, о его гуманной миссии. Зеленый служил символом воскресения и весеннего обновления. Но в то же время зеленый имел и негативные значения — коварство, искушение, дьявольский соблазн. Этот цвет считался цветом глаз дьявола и его чешуи.
В XVIII и XIX веках зеленый цвет был тесно связан с романтическим движением в литературе и искусстве. Во второй половине XIX века зеленый был призван создать особые эмоции в искусстве, а не только подражание природе. Также было проведено изучение теории цвета и, в частности, того, как дополнительные цвета — красный и зеленый — усиливают друг друга, находясь рядом.
В 1980-ых годах зеленый цвет стал политическим символом, его приняла Партия зеленых в Германии и других странах Европы. Сегодня он символизирует экологическое движение, а также новую политику левых, отвергающую традиционный социализм и коммунизм.
В психологии цвета зеленый является символом здоровья, свежести, природы, чистоты и роста. Есть и несколько негативных аспектов — скука, заторможенность, жертвенность и слабость.
Основные характеристики зеленого цвета в психологии следующие:
- Люди, которые предпочитают зеленый цвет, с точки зрения психологии являются дружелюбными и открытыми
- К положительным качествам любителей зеленого цвета можно отнести также обязательность, устойчивость, упорство и правдивость
- Люди, предпочитающие зеленый цвет, считаются объективными, так как он позволяет увидеть происходящее с обеих сторон
- Так как зеленый является символом роста, люди, у которых этот цвет любимый, всегда настроены на что-то новое, на карьерный и личностный рост
- Зеленый, однако, хранит свою тайну и любители этого цвета могут быть излишне скрытными даже во вред себе
- Этот цвет крайне не рекомендуется при нервном истощении, так как может спровоцировать полную потерю сил
Таким образом, зеленый в психологии считается положительным и даже полезным, но с ним, как и с любым другим активным цветом, нужно знать меру.
Также как с красным и синим давайте начнем с того, что вспомним как можно больше брендов, сервисов и сайтов зеленого цвета. Я, например, сразу вспоминаю 7Up — такой бодрящий и пузырящийся. А еще йогурты вроде Activia, которые активно претендуют на натуральность.
По статистике 14% мужчин и столько же женщин называют зеленый любимым цветом. 2% мужчин и аж 16% женщин его не любят, а 6% людей обоих полов считают его дешевым.
Зеленый цвет обладает успокаивающими свойствами синего и энергией желтого, в дизайне он балансирует и гармонизирует, создает ощущение стабильности.
Давайте рассмотрим несколько примеров использования зеленого цвета в дизайне:
Сайт фермерской компании Bowery использует зеленый очень дозированно на белом фоне, чтобы подчеркнуть природность, экологичность, свежесть и чистоту своей продукции.
На сайте дизайн студии Sequoia используется насыщенный зеленый, который символизирует новизну, готовность предложить своим клиентам что-то эксклюзивное, чего еще не было раньше.
На сайте концептуальной кофейни Cupping Room использован нежный холодный оттенок зеленого, близкий к мятному, что символизирует атмосферу покоя и отдыха, которую можно ощутить в заведении.
Где использовать зеленый цвет:
- Зеленый цвет уместен в дизайнах, связанных с процветанием и стабильностью
- Конечно, любая экологическая тематика — это отличный вариант для использования зеленого цвета
- Если вы хотите транслировать идею новизны, свежести, молодости и обновления, зеленый будет отличным выбором
- Не используйте зеленый, если не хотите, чтобы продукт или сервис сочли дешевым (помните статистику)
- Слишком много зеленого цвета в дизайне может показаться скучным, вводить пользователей в уныние и тоску
Зеленый цвет — это мост между теплыми и холодными оттенками, хотя он больше склоняется к последним.
Зеленый + розовый: такое сочетание часто встречается в природе, поэтому кажется приятным глазу. Рядом с зеленым хорошо воспринимаются как нежные пастельные тона розового, так и яркие оттенки вплоть до фуксии.
Зеленый + красный: так как эти цвета являются комплиментарными (дополнительными), они усиливают друг друга.Многие считают такое сочетание вульгарным, режущим глаз. Оно требует правильной пропорции обоих цветов, зачастую один из цветов в паре стараются притушить, сгладить или усложнить. Но вспомните, ведь это самое рождественское сочетание цветов.
Зеленый + оранжевый: создают привлекательную солнечную пару, особенно интересны сочетания с более сложными оттенками оранжевого, например, коралловым и персиковым.
Зеленый + желтый: такое сочетание построено на гармонии родственных оттенков, ведь зеленый состоит из синего и желтого. Оно веселое, радостное, сочное и легко воспринимается.
Зеленый + синий: это гармоничная, спокойная гамма, построенная на легком тепловом контрасте. Синий, также как и желтый, является родственным с зеленым, поэтому такое сочетание приятно глазу.
Зеленый + серый: практически нейтральная комбинация. Однако чтобы глаз не достраивал в таком сочетании красного оттенка, серый должен должен иметь примесь зелени или синевы.
Зеленый + другой зеленый: в сочетании с теплым оттенком зеленого образуется игра света и тени. В таком сочетании все внимание будет сосредоточено на основном цвете, а дополнительный придаст лоска и живого блеска. В паре с холодным оттенком зеленого основной цвет также углубляется, если основной цвет теплый, то на контрасте с холодным он станет еще теплее и наоборот.
Если вам очень хочется зеленого цвета, то знайте, что вам нужно обновление, перемены, возрождение. А, возможно, вы задыхаетесь в каменных джунглях и ваш организм таким образом посылает вам сигнал о том, что нужно срочно окунуть его в природную зелень и свежесть. Зная о психологических аспектах зеленого цвета, вы сможете правильно его интерпретировать и использовать в своей работе.
Из архивов: история зелёного цвета в моде
Кто не слышал старинную английскую песню “Greensleeves”, воспевающую “леди Зелёные рукава”. Романтическая версия гласит, что её написал когда-то английский король для своей возлюбленной, а менее романтические предполагают, что прекрасная дама – вовсе не будущая королева, а особа легкомысленная, и даже, возможно, лёгкого (слишком лёгкого) поведения. Почему? В песне упоминаются не какие-нибудь другие рукава, а именно зелёные. В английском же языке есть выражение “зелёное платье”, “сделать платье зелёным” – если оно таким стало, значит, его владелица лежала на траве, и, скорее всего, не одна.
Что ж, зелёный некогда считался “цветом любви”. Любовь не модна, она просто вечна, как сама природа. Вечен и зелёный цвет.
Окрасить в него одежду было легко, куда легче, чем, допустим, в красный или синий. Зелёный стал простым и повседневным, так что в него столетиями одевались и те, кто о ярких тонах мечтать не смел. Но разве это преуменьшило его красоту. Или сделало обыденным? И недаром в зелёное наряжаются сказочные существа и герои баллад, верные рыцари – уж они-то понимают, какой цвет самый волшебный, какой дарит надежду (или поможет укрыться в лесу, как Робин Гуду). А мы с вами, наверное, поймём, почему автор одной из книг, вышедшей ещё в самом начале XV века, писал, что “с наступлением мая не хочется видеть никаких иных цветов, кроме зелёного”.
В ярко-зелёном платье изображена молодая женщина на знаменитом “портрете четы Арнольфини” – помимо прочего, считается, что оно символизирует надежду, и, в частности, надежду на скорое материнство. Роскошное зелёное платье, уже не из сукна или шерсти, а из шёлкового дамаска (сохранившееся до сих пор!), носила век спустя Мария Австрийская, королева Венгрии.
В зелёное наряжались итальянские красавицы, и, говорят, даже властная королева Франции Катерина Медичи, заработавшая в веках не самую приятную репутацию, предпочитала в молодости именно зелёный.
В зелёном платье изображена на одном из своих многочисленных портретах мадам де Помпадур, фаворитка французского короля.
В “светло-зелёном шёлковом платье с коротким шлейфом” появлялась перед своими придворными русская императрица Екатерина II, а придворные не отставали.
Этот цвет никогда не норовил оттеснить другие. Он просто был.
Век за веком. Простолюдины, знать, зрелые люди и дети – все они отдали должное зелёному. Изумрудному или цвету мха, нежному, или, наоборот, тёмному оттенку.
Или яркому. Середина XIX века – важная веха в истории моды. Отныне искусственные красители позволят дамам наряжаться в самые яркие цвета. Писемский описывает в “Мещанах” соответствующий туалет:
“Платье Домна Осиповна надела ярко-зеленое со множеством дорогих вещей.
Когда Бегушев заехал за ней и увидел ее в полном наряде, то не мог удержаться и произнес:
– Что это какие вы сегодня зеленые!
– Это самый модный цвет! – объяснила ему Домна Осиповна.
Бегушев невольно потупился: всю молодость свою провел он в свете, кроме того, родился, вырос в очень достаточном семействе, но таких ярких цветов на платьях дам что-то не помнил”.
Впрочем, зелёный бывает таким разным. “Бисквитным” или “вердигри”– нежно-серовато зелёным; “вердепешевым” (с желтоватым или розоватым оттенком) или “вердепомовым” – “яблочным”; “осиновым” или “фисташковым”; “вердрагоновым” – то ли цвета дракона, то ли цвета формы драгун. Да что там драконы и драгуны – даже “цвета влюблённой лягушки”! В модных журналах первой трети XIX века упоминаются “зелёный-миртовый, ” зелёный-изумрудный”, ” цвет зелени молодых древесных побегов ” и “миртовый”, “цвет английской зелени” и даже “капустный”. На любой вкус.
Ну а сочетать зелёный можно было с. А вот тут уже смотря какой зелёный. “Светло-зеленый цвет в большой моде, его много употребляют для подкладки чёрных. кружевных мантилий и даже подбивают им маленькие чепцы. Этот цвет идет очень к лицу, особливо когда он соединен с чёрным”. “Цвета голубой и зелёный с удивительной прелестью соединяются вместе, хотя по непостижимому предрассудку сочетание оных считали до сих пор невозможным”. А можно соединить зелёный с фиолетовым – “к зелёному фраку приличие требует лиловый жилет”. С приличием разве поспоришь?
Литературная модница Скарлетт О’Хара, страстно любившая новые наряды (впрочем, это бы самый маленький из её недостатков), героиня “Унесённых ветром”, обожала зелёное. И неудивительно – поскольку была брюнеткой с зелёными глазами: “Клетчатое платье из зеленой тафты, все в мелких оборочках, обшитых по краю зеленой бархатной лентой, шло ей бесподобно, и вообще это было ее любимое платье – когда она его надевала, глаза ее приобретали совсем изумрудный оттенок”. В первых кадрах фильма она появляется в ставшем знаменитом белом платье в мелкий зелёный цветочек, тогда как в романе оно зелёное: “Новое зеленое в цветочек платье Скарлетт, на которое пошло двенадцать ярдов муслина, воздушными волнами лежало на обручах кринолина, находясь в полной гармонии с зелеными сафьяновыми туфельками без каблуков, только что привезенными ей отцом из Атланты”. Овдовевшая, вынужденная носить траур, который так претил её живому (ирландскому! зелёному!) характеру, Скарлетт радуется обновке: “Она так давно не видела и тем паче не держала в руках новых нарядов, так изголодалась по ним, что шляпка эта показалась ей самой прекрасной шляпкой на свете. Она была из темно-зеленой тафты, подбита бледно-зеленым муаром и завязывалась под подбородком такими же бледно-зелеными лентами шириной в ладонь. А вокруг полей этого творения моды кокетливейшими завитками были уложены зеленые страусовые перья”. А когда Скарлетт отправилась в очередной раз завоёвывать мир, и ей понадобилось новое платье, то. “Зелёный, как мох, бархат портьер ласкал и чуть покалывал ей щеку, и она, как кошка, блаженно потерлась о материю. И вдруг уставилась на портьеры”. Так появилось ещё одно знаменитое литературное платье, из зелёных бархатных штор: “Петушиные перья придавали ей этакий задорный вид, а тускло-зеленый бархат шляпки выгодно оттенял глаза, и они казались удивительно яркими, почти как изумруды. Платье было тоже несравненной красоты – оно выглядело на редкость богато и нарядно и в то же время благородно!”
Зелёный – не как цвет живой природы, а как самый живой цвет в моде – мелькает то тут, то там, выныривая из литературных волн (море, заметим, тоже бывает зелёным). От Бальзака, Золя и Драйзера до Фаулза. То “зелёное люстриновое платье” или “корсаж из зелёного бархата”, то изящные “ботинки из изумрудно-зелёной кожи” или “зелёные шагреневые туфли с серебряными пряжками”; “тёмно-зелёная мериносовая шаль с изумрудно-зеленой шелковой бахромой” или “зелёный шарф с длинной, светлеющей к краям бахромой”, “бледно жёлтая соломенная шляпка с зелёным волнистым пером” или “длинные шёлковые ленты, тускло-зелёные, как водоросли”; “тёмно-зелёная бархатная шубка, отороченная горностаем” или “шёлк цвета Зелёный Нил”.
Кто-то надевает “тёмно-зелёное шерстяное платье с большими пуговицами из ляпис-лазури, сходившимися углом на ее груди, от плеч к талии, котиковую шапочку с изумрудным пером” или “зелёное кружевное платье на золотисто-желтом шелковом чехле”; а кто-то, как Мария Фёдоровна, бывшая датская принцесса и будущая русская императрица, “светло-зеленое атласное платье, отделанное жемчугом”.
Даже Эллочка-Людоедка, наверное, самая примитивная модница, описанная в мировой литературе, не устояла перед зелёным. Сначала она жадно рассматривает очередной наряд соперницы-миллионерши – “тончайшая зеленая куртка испанской кожи и перчатки, раструбы которых были инкрустированы изумрудами средней величины”. А затем принимает меры: “Это мексиканский тушкан. – Быть этого не может. Вас обманули. Вам дали гораздо лучший мех. Это шанхайские барсы. Ну да! Барсы! Я узнаю их по оттенку. Видите, как мех играет на солнце. Изумруд! Изумруд! – Эллочка сама красила мексиканского тушкана зеленой акварелью и потому похвала утреннего посетителя была ей особенно приятна”.
Вот уже много лет, каждый год мы читаем: “В моде такой-то оттенок зелёного. “
В 1996 году, вдохновившись работами французского художника XVIII века Антуана Ватто, Вивьен Вествуд создаст роскошное вечернее платье из зелёного фая.
В 2007 женщины будут вздыхать, глядя на роскошное зелёное платье героини Киры Найтли в фильме “Искупление”, действие которого происходит в 1930-ых годах.
А мы до сих пор поём про “Зелёные рукава”.
Кто-нибудь ещё сомневается в том, что зелёный вне времени?
Зеленый цвет в одежде — цвет оптимистов и уверенных в себе людей
Цвет травы и листвы деревьев действует успокаивающе на нервную систему. Поэтому разные оттенки зеленого часто используются в одежде, тем более что этот цвет сегодня в моде.
Цвет в психологии
Зеленый цвет ассоциируется с летом и растительностью. Он считается наиболее благоприятным для человеческого зрения, так как не раздражает глаза и несет положительную энергетику. Зеленый считается цветом оптимистов, уверенных в себе людей.
Любители зеленных вещей стремятся при любых обстоятельствах сохранять душевное равновесие и стремятся к гармонии. Они, как правило, не склонны к опрометчивости и тщательно обдумывают свои действия и поступки.
Однако есть у зеленого и отрицательные черты. Ведь не зря есть устойчивое выражение «тоска зеленая». Иногда зеленый цвет может вызывать негативные ассоциации с застоем, отсутствием прогресса, движением вперед.
Психологи и цветотерапевты рекомендуют выбирать зеленые вещи людям, которые испытывают недостаток уверенности в себе. Поэтому на переговоры, экзамены и собеседования психологи рекомендуют подбирать элементы гардероба в темных и насыщенных зеленных тонах.
Цвет в истории
Отношение к зеленому в истории моды периодически менялось. Так, в Древнем мире этот цвет считался «женским». Мужчина в одежде зеленого цвета вызывал бы смех у окружающих.
В Средневековье в зеленые одежды одевались люди невысокого социального статуса, которые не могли позволить себе дорогие вещи. Кроме того, зеленый считался цветом куртизанок и девиц, ведущих не самый благочестивый образ жизни.
В эпоху рококо оттенки зеленого «проникли» в высшие слои общества. Особенно ценились светлые оттенки. Во времена королевы Виктории большую распространенность получили сложные оттенки зеленого, а также ткани с растительными орнаментами.
Первая половина двадцатого века запомнилась частыми и кровопролитными войнами, поэтому в это время был сильно распространен бледный оттенок зеленого, который мы привыкли называть «защитным». И только в 60-х люди снова стали носить вещи насыщенных зеленых оттенок. А с распространением идеологии хиппи появилась мода на кислотные оттенки цвета.
В наши дни на подиумах можно увидеть разнообразные оттенки зеленого, от светлых и нежных, до глубоких и насыщенных.
Кому подходит зеленый цвет
Зеленый имеет множество разнообразных оттенков. Некоторые из них теплые, другие – холодные. Это нужно учитывать, выбирая наряды. Для представительниц «прохладных» цветотипов «лето» и «зима» лучше всего подходят холодноватые оттенки зеленого. Если уж очень хочется носить теплые оттенки цвета, то их нужно использовать в нижней части костюма – в виде юбки, брюк, сумки, обуви. То есть, его рекомендуется «отодвинуть» от лица.
Для верхней части костюма лучше выбирать прохладный мятный или капустный, а также, светлые оттенки с примесью серого. Из ярких вариантов рекомендуются цвет сочной травы, хвои, бутылочно-зеленый. «Зимнему» цветотипу идеально подходит изумрудный, они могут сделать его базовым цветом. Для цветотипа «лето» изумрудный оттенок лучше использовать в виде аксессуаров.
«Летним» девушкам отлично подходят оливковые тона, оттенок мха. А вот цветотип «зима» является единственным, кому подходит черно-зеленый цвет, они могут использовать его для вечерних нарядов.
Имеющим «теплый» тип внешности девушкам, стоит выбирать аналогичные оттенки зеленого. Представительницы цветотипов «осень» и весна» будут очаровательно выглядеть в цвете молодой травы или фисташковом.
«Весенние» девушки смело могут выбирать такие яркие оттенки, как салатовый и цвет лайма. А «осенним» модницам больше к лицу затемненные тона – цвет сухого мха, болотный, зелено-коричневый.
Всем женщинам без исключения подойдут нейтральные оттенки зеленого, это чистый спектральный цвет, и оттенок зеленого яблока.
Комбинируем
Зеленый отлично комбинируется с разнообразными цветами. Каждая модница сможет подобрать для себя наиболее удачное сочетание, подходящее именно ей. Вот наиболее удачные композиции:
- С коричневым. Это сочетание часто используется в стиле кэжуал. Дуэт будет лучше смотреться, если выбрать неяркие оттенки зеленого, а коричневый использовать, как дополнение к образу.
- С бежевым. Правила комбинации зеленого с бежевым аналогичны. Чтобы сделать этот дуэт более интересным, стоит добавить в него яркий акцент. Например, к ансамблю из темно-зеленых брюк и бежевой блузки подобрать красную сумочку.
- С белым. Это вполне удачная композиция, с оттенками белого прекрасно смотрятся и бледные, и насыщенные тона зеленого.
- С желтым. Играя разными оттенками зеленого и желтого можно создавать романтические или яркие образы.
- С розовым. Невероятно эффектный тандем, при условии использования насыщенных оттенков обоих цветов.
- С фиолетовым. Весьма интригующая композиция. Яркие оттенки зеленого стилисты рекомендуют комбинировать с насыщенным фиолетовым, а светло-зеленые тона – с сиреневым.
- С красным. Классическое сочетание, которое всегда ценилось смелыми женщинами. Наиболее эффектно выглядит тандем из темно-красного с насыщенным зеленым.
- С серым. Данное сочетание часто используется в офисных луках.
Модные образы
Можно придумать самые разнообразные модные образы, используя базовые вещи зеленого цвета или зеленые аксессуары.
Только зеленый
Модный монохромный образ в зеленой гамме выглядит эффектно. Единственное ограничение – не рекомендуется использовать в одном ансамбле оттенки теплых и холодных тонов.
Спокойный монохромный образ можно создать, надев узкие брюки изумрудного оттенка, блузку цвета нефрита и туфли цвета молодой травы. В холодный день комплект можно дополнить серо-зеленым жакетом или кардиганом.
Базовой вещью может послужить зеленый костюм с юбкой или брюками. К нему стоит выбрать топ, более светлого оттенка, а туфли могут быть самым темным элементов образа.
Деловые образы
Классическое сочетание для офисного лука – это темно-зеленый низ (юбка ли брюки) и белый, кремовый или светло-бежевый верх (блузка или приталенная рубашка).
Вполне официально выглядит комплект из серо-зеленого жакета темного тона, светлой блузки мятного цвета и коричневых или серых брюк.
Интересный образ можно создать, взяв за основу темно-зеленое деловое платье. Его можно носить с бежевым или серым жакетом и черными туфлями.
Повседневные образы
В одежде на каждый день можно использовать самые разнообразные оттенки зеленого. Для теплого сезона рекомендуются разнообразные платья и юбки зеленых оттенков. Особенно хороши расклешенные юбки или модели в складку. Топы к такой юбке можно подбирать пастельных оттенков или, наоборот, яркие.
Для летнего гардероба не помешает приобрести и зеленые шорты. Их можно носить с майками и топами ярких оттенков и балетками.
Для весны или осени можно приобрести платье яркого или приглушенного оттенка. Носить его стоит с черной обувью и черным или темно-серым пальто.
Вечерние образы
Наряды зеленого цвета великолепно подходят для различных светских мероприятий. Длинное вечернее платье насыщенного или темного зеленного оттенка выглядит элегантно, скрывает недостатки фигуры, визуально вытягивая силуэт.
Короткие платья различных оттенков зеленого особенно выгодно смотрятся на фоне загорелой кожи, поэтому их стоит выбирать для летних вечеринок.
Для украшения платьев часто используются стразы, вышивка или вставки из кружева (кружево может быть в цвет наряда или контрастным). Богато декорированное платье следует носить без украшений, а к платьям простого покроя можно выбрать украшения из белого или желтого металла.
Стилисты советуют не использовать в ансамбле с зеленым платьем более двух дополнительных цветов. Так, достаточно будет надеть черные туфли и подобрать золотые украшения. Макияж должен быть естественным, рекомендуется использовать матовые средства без блеска. Следует избегать зеленых оттенков теней, так как они в сочетании с зеленым платьем придадут лицу нездоровый вид.
Выбор звезд
Зеленые платья часто выбирают звезды для самых торжественных событий. Так, в историю моды вошло знаменитое атласное платье Джоан Вудворд, в котором актриса получала в 1958 году Оскара за главную женскую роль. Запомнилось и пышное зеленое платье Кейт Уинслет на церемонии 1998 года после ошеломительного успеха фильма «Титаник».
Зеленый цвет в психологии: значение, что символизирует, о чём говорит
В психологии человека цветам, в том числе и зеленому, придается индивидуальное значение. Специалисты утверждают, что правильно подобранный спектр может воздействовать на физическое и эмоциональное состояние. Сегодня я расскажу, что обозначает этот тон, который является самым распространенным в природе, и как использовать эти знания, чтобы улучшить качество жизни.
Интересные факты о цветовосприятии
Эту теорию изобрел знаменитый немецкий писатель Иоганн Гете. Суть в том, что темная палитра оказывает успокоительный эффект, а светлая – бодрящий. Если вы посмотрите на холодный спектр, то сначала вам бросится в глаза синий, а на теплый – желтый. Именно они являются «фундаментом» для создания всех остальных оттенков.
Как уже было сказано выше, гамма влияет на людей как на физиологическом, так и на психическом уровне. В первом случае взаимодействие должно происходить в довольно короткий промежуток времени, а во втором – более продолжительный. Восприятие функционирует с помощью ассоциаций. Сначала мы улавливаем его органами зрения, а затем влияние осуществляется тактильно. Так, например, голубой относится к холодному комплексу.
Многие ученые считают, что он оказывает прямое воздействие на температуры тела или артериальное давление. Спектр от синего до зеленоватого способствует его повышению, а от желтого до красноватого – понижению.
Что значит зеленый цвет в психологии
Огромное количество этого тона в природе связано с наличием хлорофилла. Это специальный пигмент, содержащийся в листочках и стеблях многих представителей флоры. Он позволяет растениям самостоятельно вырабатывать питательные вещества для поддержания своей жизнедеятельности: эта частица является важным звеном в таком процессе, как фотосинтез.
Зелень получается при сочетании желтизны и синего, поэтому интерпретировать ее можно по-разному. С одной стороны, она признана самой безопасной в мире. Неспроста такой сигнал в светофоре разрешает переходить проезжую часть. С другой, это знак жизни, гармонии и умиротворенности. Каждый, кто посмотрит на этот тон, будет ассоциировать его с ростом и развитием.
Характеристика
Все культуры и национальности пришли к общему выводу, что это оттенок процветания. Такое значение в нашем подсознании связано с пробуждением природы весной, когда тают сугробы и на свет появляется молодая травка, распускаются листья деревьев и все вокруг будто оживает. Из этого представления берут свое начало многочисленные религиозные празднества и традиции.
Некоторые полагают, что это гамма жизненной силы. Она способна восполнять недостаток энергии на психоэмоциональном уровне. Разновидности с большой каплей синего оказывают успокаивающее действие. Такой холодный тип часто применяется в лечении фобий, например, боязни замкнутого пространства. Личности с клаустрофобией предлагают пробыть некоторое время в помещении, где стены окрашены в мягкий зеленоватый. Согласно экспериментам, подобная атмосфера помогает гораздо проще справиться с состоянием, возникающим в закрытой комнате.
Что символизирует зеленый цвет в психологии
Издавна он считается символом счастья и радости, гармонии и умиротворения, удачи и достатка, а также равновесия и мудрости. В прошедшие эпохи оттенок ассоциировался с такими занятиями, как земледелие и садоводство.
В православной религии палитра известна, как знак бессмертия, а в исламе – это воплощение рая и жизни. Тон очень важен для Ирландии. Всем известно, что это главный элемент дня святого Патрика. А лепрекон здесь всегда изображен в одежде, выполненной в зелени.
Я установила, что особенно благоприятно он воздействует на людей, находящихся в состоянии стресса или нервного напряжения. В таком случае он успокаивает ЦНС и помогает почувствовать себя в гармонии с действительностью. Но несмотря на все плюсы, несколько веков назад в некоторых регионах оттенок имел негативную символику. Например, женщины с зелеными глазами априори считались ведьмами. Также его связывали с различной нечистой силой: демонами, водяными.
Ассоциации
Главная трактовка, возникающая в голове у любого – это листва деревьев и цветков, ягоды, фрукты, растения. Часто можно встретить птиц, пресмыкающихся и земноводных, имеющих зеленоватый окрас: крокодилы, лягушки, попугаи, органисты.
К различным оттенкам психологи относятся по-разному. Например, салатовый ассоциируется не только с зеленью, но и с желтизной, поэтому интерпретироваться может и в ту и в другую сторону. Но если в нем не слишком много зеленого, то его относят к холодному спектру и приписывают успокаивающие свойства.
Обычно этот тон считается в большей степени положительным, в том числе и его темные разновидности. Ведь во всех проявлениях он тесно связан с природой, которую люди видят ежедневно.
Влияние на человека
Как уже отмечалось ранее, любая гамма, так или иначе, воздействует не только на эмоциональный фон, но даже на здоровье индивидов. Поэтому к выбору одежды и оформлению интерьера нужно подходить с большой ответственностью, так как все эти элементы будут бросаться в глаза каждый день.
На моей личной консультации я расскажу, как правильно использовать оттенки, чтобы избавиться от тревожности и обрести умиротворение. А пока рассмотрим основные аспекты этого воздействия.
Положительный эффект
Если говорить о любителях зелени, то они отличаются обаятельностью, устойчивой психикой, упорством, храбростью и правдивостью. Я считаю, что такие люди склонны к объективности, так как они видят не только хорошее, но и плохое. Этот навык позволяет им трезво посмотреть на вещи, оценить собственные возможности и последствия ситуации. Благодаря этому их решение имеет большой вес, а умение производить правильные расчеты делает их авторитетом среди окружающих.
Зеленоватый – знак роста и развития. Это означает, что индивиды, предпочитающие данный тон, постоянно стремятся узнать новое, совершенствоваться. Помимо прочего, поклонники отличаются стабильностью, добротой и способностью к состраданию.
Отрицательный эффект
Но в характере почитателей зелени есть и негативные качества. Зеленый цвет в психологии человека означает умиротворение, что может довести до апатии тех, кто долгое время пребывает в помещении с такой палитрой. Отсутствие желаний объясняется тем, что в подобной атмосфере индивидуум восполняет нехватку энергии и получает особенную энергетическую поддержку.
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Природный оттенок таит в себе все секреты мироздания, поэтому и людей наделяет скрытностью. Качество в большей степени плохое, чем хорошее. Я использую гамму в своих целях. С ее помощью они излечивают клаустрофобию, помещая того, кто страдает от боязни замкнутого пространства, в комнату, выполненную в зеленоватых тонах. Успокаивающая аура благотворно действует на организм, что способствует значительному снижению приступов.
Также не стоит прибегать к зелени при переутомлении или нервном истощении, так как это чревато полной потерей энергии. Но в целом, воздействие зависит от сбалансированности желтизны и синевы. Если преобладает синий, то оттенок станет более напряженным. А в случае с желтым – гармоничным и бодрящим.
Влияние на психическое состояние
В общем смысле, зеленый известен, как расслабляющий. Но если говорить о разновидностях, например, о салатовом, то он способен оказать легкое бодрящее действие.
Рассмотрим, как он влияет на самочувствие:
- Цвет оказывает благоприятный эффект на психику. Он позволяет побороть такие проблемы, как фобии, неврозы, меланхолию и тревогу. Особенно это важно для вспыльчивых личностей, так как зелень помогает их «остудить». А тем, кто чувствует себя разбитым и опустошенным, она придает сил, дарит хорошее настроение, а также повышает продуктивность и концентрацию внимания.
- Индивиды, долгое время пребывающие в комнате, где стены выкрашены в подобной гамме, чувствуют комфорт и уют. Даже маленькое число зеленого декора способно улучшить состояние организма.
- Людям с ментальными недугами и частыми перепадами настроя, тон позволяет избавиться от негатива.
- Цветотерапевты уверены, что он снижает боль, а также стимулирует быстрое лечение инфекционных и воспалительных заболеваний, стабилизирует артериальное давление и сердцебиение. Огромное воздействие оказывается на зрительные и дыхательные органы, кости, мышцы и ЖКТ.
- Считается, что он благоприятно действует на взаимоотношения, помогая влюбленным быть более заботливыми и внимательными.
Использование в рекламе
Так как палитра ассоциируется с безопасностью и свежестью, то ее зачастую можно встретить на упаковках с натуральными продуктами и органикой. Пометки «эко» или «био» тоже сопровождаются этим оттенком.
Способ применяется, если содержимое коробки имеет в своем составе фрукты или овощи, например, яблочки, киви, огурцы. Отлично подходит прием и для рекламирования медицинских препаратов, а также его можно увидеть в логотипах частных клиник, аптечных пунктов и других компаний, связанных со здоровьем.
О чем говорит зеленый цвет в одежде
Приоритет конкретной гаммы в нарядах также может многое рассказать о человеке. Ведь считается, что посредством таких предпочтений личность делится настроением, переживаниями или неосознанно указывает на черты характера.
- Любители нежной зелени характеризуются, как легкие и приятные в общении индивиды. Они склонны к коммуницированию и сотрудничеству с другими.
- Яркий вариант, особенно в сочетании с желтизной или оранжевым, символизирует физическую активность и позитив. Такой комплекс всегда поднимает настрой и дарит прилив бодрости на весь день. Именно поэтому наряд применяется для того, чтобы раскрыть свой потенциал.
- Значение темно-зеленого цвета в психологии сводится к успокоению и гармонии. Людям, предпочитающим этот вид, свойственна некоторая замкнутость и отстраненность. Они любят побыть в одиночестве, уединиться от остальных и погрузиться в собственный внутренний мир.
Интересный факт: известные императрицы Российской империи – Екатерина Медичи и Елизавета Петровна – были без ума от зелени. Их выбор указывает на мужественность характера. В любом случае такой гардероб могут позволить себе абсолютно все независимо от внешности. Он подойдет как для торжественных мероприятий, так и для повседневности.
Кто выбирает зеленый цвет
Предпочтение зеленоватым оттенкам отдают порядка 15% людей. И примерно такое же количество испытывают к нему неприязнь, связанную с суевериями. Существует связь между цветовым вкусом и характером. Но не стоит относиться к этому слишком серьезно. Ведь каждая личность уникальна, поэтому хорошо узнать ее можно только при близком общении, а не с помощью обобщенных описаний.
Тем не менее, мужчины-почитатели имеют такие качества, как:
- Доброта. Они доброжелательны, а их лицо часто украшает улыбка. Они всегда стараются помочь другим, даже если это будет им в ущерб. Это связано с тем, что уровень эмпатии у них довольно высок.
- Уравновешенность. Таких индивидов сложно спровоцировать на проявление негативных эмоций, так как они умеют держать себя в руках практически в любой ситуации. Вспыльчивость или агрессия им точно не свойственны.
- Настойчивость и аккуратность. Конечно, до перфекционистов им далеко, но они к этому стремятся. Проявляется это в излишнем внимании к деталям, упорстве в достижении целей и отличной продуктивности.
- Заботливость. Это превосходные супруги и отцы. Они стремятся к тому, чтобы их близкие были счастливы, и делают для этого все возможное.
- Общительность. Эта черта не такая сильная, как у тех, кто предпочитает желтый или красноватый, но хорошие беседы они любят.
Представительницы женского пола, любящие зеленоватые оттенки, зачастую ставят в приоритет именно семью, а не работу. Они любят расширять свой круг знакомств, обладают доброжелательностью, а также крепким здоровьем. Помимо этого, зеленый цвет в психологии женщины означает, что она:
- Терпелива. Подобно мужчинам, она знает, как контролировать собственные эмоции. Вряд ли такие девушки будут закатывать истерики и демонстрировать резкие перепады настроения.
- Эмпатична. Способность понимать чувства окружающих заставляет ее оказывать поддержку людям. Она умеет вовремя дать прекрасный совет, находить правильные слова.
- Интеллигентность. Она всегда улыбчива, уважает других людей и не станет причинять им дискомфорт, если на то нет веских поводов.
Кроме того, такие личности обладают рассудительностью и балансируют между эмоциональной составляющей и разумом.
Что обозначает зеленый цвет в психологии, если к нему присутствует неприязнь
Те, кому не нравится зелень, характеризуются такими качествами, как:
- склонность к тревожности, опасения перед возникающими сложностями;
- направленность в сторону внутреннего мира, замкнутость;
- стремление быть не таким, как все остальные.
Индивиды не очень любят находиться в центре внимания или в шумных компаниях. Для них отдых – это спокойная обстановка среди самых близких.
Кому подойдет
Это универсальный оттенок, который при грамотном сочетании будет уместен как на вечеринке, так в повседневном образе. Однако стилисты не рекомендуют надевать ярко-салатовые наряды на важные встречи или переговоры, так как есть риск произвести впечатление легкомысленной персоны.
Обозначение зеленого цвета в интерьере сводится к душевному комфорту. Он будет особенно приятен тем, кто ценит теплоту и хочет чувствовать дома максимальный уют. Поэтому гамма подойдет для дизайна спальной комнаты, что поспособствует глубокому расслаблению и отличному отдыху. Наиболее привлекательные сочетания получатся с черным, оранжевым, коричневатым, а также с желтизной.
Отрицательные характеристики
Но те, кто предпочитает данную палитру, обладают некоторыми негативными чертами. Например, неспроста этот тон часто применяется для передачи одного из семи смертных грехов – зависти. Также любителям присуща склонность к ревности, проявлению эгоизма. А темно-зеленый цвет означает, что личность любит стабильность, консерватизм.
Этот вариант помогает скрыть полноту, поэтому при выборе одежды данный факт можно использовать для собственной выгоды. На некоторых зелень оказывает чрезмерно успокаивающее воздействие. Это провоцирует пассивность, а их работоспособность стремительно падает. Но такое явление случается довольно редко.
В остальных ситуациях оттенки вызывают исключительно позитивные эмоции. Они помогают индивидам чувствовать себя лучше, заряжают бодростью и энергией. Ведь на вопрос: «Зеленый – это цвет чего?» многие ответят – гармонии и спокойствия.
В сложных жизненные ситуациях, возникает ощущение безысходности и отчаяния. Самым действенным способом является личная консультация.
Часовая встреча по вашему уникальному запросу в Москве.
Интенсивный ритм жизни?
Получите он-лайн консультацию из любого уголка мира.
Костюм Италии эпохи Возрождения (14-16 века)
Возрождение ознаменовалось появлением класса буржуазии и формированием наций, великими географическими открытиями и обширной торговлей между странами. Необычайного расцвета достигли искусства, в том числе ювелирное и прикладное, возродился интерес к античности. В этот период зарождается гуманистическая культура, независимая от церкви, утверждающая ценность человеческой личности и земной жизни. В центре внимания — интерес к внутреннему миру человека, духовным идеалом становится не христианское смирение, а всесторонне — физически и нравственно развитая личность.
Новый эстетический идеал выразился и в появлении новых форм одежды, новой моды, главным в которой было — создание пластичного гармоничного образа.
В различных странах культура Возрождения складывалась в разные периоды. Раньше всего она возникла в Италии: итальянское Возрождение охватывает период с XIV до середины XVI вв. Во Франции оно зародилось с конца XV — начала XVI вв., в Англии продлилось с XVI до начала XVII вв., в Испании — с XV по XVII вв.
Италия, игравшая роль посредницы в торговле между Востоком и Западом, в XV в. стала самой богатой страной Европы. Венеция, Генуя, Флоренция и другие итальянские города начали богатеть еще во времена крестовых походов.
Огромными средствами обладало семейство крупнейших флорентийских банкиров Медичи. В их руках была сосредоточена власть, и чтоб упрочить ее, Медичи создают свой двор, с которым по роскоши не могли соперничать даже королевские дворы Европы. Медичи сумели прославиться, привлекая к своему двору гениальных художников и музыкантов, знаменитых философов. Феодальная аристократия европейских стран интересовалась всем, что происходило во Флоренции при дворе Медичи, и многому подражала, в том числе и итальянскому костюму.
В XV в. главной законодательницей итальянской моды была Флоренция. В XVI в. она уступила место Венеции.
Хотя на итальянский костюм оказывала влияние французская готическая мода, в нем не было вычурности и экстравагантности. В силуэте костюма основными становятся не вертикальные линии, а горизонтальные; исчезают слишком длинные шлейфы и острые длинные носы обуви, свисающие рукава, глубокие декольте, высокие головные уборы. Детали костюма не удлиняют фигуру.
В итальянских одеждах этого периода заметны черты античности: простота и мягкая плавность, свободно падающие складки, нормальные «человеческие» пропорции.
Модные итальянские одежды изготовлялись из дорогих тканей: бархата, шелка, парчи с серебряными и золотыми нитями, украшенных вышитыми или вытканными цветочными орнаментами. Особенно славилась венецианская парча с декоративным рисунком. Королевские дворы Европы покупали ее за большие деньги для торжественных одежд. Самыми модными цветами тканей считались зеленый, изумрудно-зеленый и винно-красный.
В костюме эпохи Возрождения не было строгих сословных ограничений, он выражал скорее имущественное положение человека.
В XVI в. итальянский костюм изменился, исчезла его жизнерадостность, светлые или яркие тона сменились более темными, а затем и черными. Костюм как бы повзрослел, отражая новый идеал времени — зрелость и опыт. Это обусловили исторические события: не утихающая вражда между различными социальными слоями, борьба между городами, агрессия соседних государств. Окончательный крах Италия потерпела, когда в 1529 г. ее захватила Испания.
С этого времени итальянский костюм и внешний облик итальянцев подвергся сильному испанскому влиянию. Итальянская культура продолжает развиваться лишь в северных областях Италии, и особенно в Венеции, сохранивших самостоятельность.
Мужской костюм
Нижней одеждой итальянцев была рубашка — «камичи», узкие штаны-трико «кальцони», которые шились точно по ногe и привязывались тесемками к «соттовесте» — узкой куртке без рукавов или с рукавами.
На рукавах куртки, которую молодые итальянцы носили поверх рубашки, на месте сгиба делались разрезы. Они могли иметь форму овала, квадрата, морской звезды и др. Сквозь них виднелась роскошная нижняя рубашка из тонкой белой ткани. Рукава куртки могли быть съемными и прикрепляться с помощью шнурков. Таким образом с одной и той же курткой можно было носить разные рукава. Куртка украшалась вышивкой или меховой опушкой.
Узкие куртки имели также разрезы на боках и шнуровку на груди. Из-под глубокого выреза ворота проглядывала рубашка. Существовали и куртки со стоячим воротником, который застегивался сзади.
Мужская одежда была однотонной, но яркой. Под влиянием французской моды появились и двухцветные одежды ми-парти.
Верхней мужской одеждой служил плащ, который пристегивался к плечам куртки. Во время праздников и торжественных событий молодые итальянцы надевали «джорне». Лиф джорне красиво облегал фигуру, талию перетягивали поясом, а откидные рукава, заложеные складками по пройме или выкроенные в форме круга, ниспадали. Роскошные джорно шили из дорогих бархатных и парчовых тканей, низ рукавов отделывался мехом, рядами экревиссов, украшался бубенчиками, перьями. Такой костюм выглядел чрезвычайно эффектно.
Пожилые люди носили свободные кафтаны длиной до колен или до лодыжек, с длинными колоколообразными рукавами и глубоким квадратным вырезом — «каре». Из-за каре кафтаны носили с нагрудниками из очень тонкой белой ткани.
Длинными были костюмы для торжественных случаев, а также одежды ученых, должностных лиц, духовенства, монахов.
Простые люди носили короткую одежду.
В XVI в. мужской костюм изменился: он по-прежнему наряден, но все же становится строже по форме и цвету. Основные виды мужской одежды этого периода — кафтан с квадратным вырезом, который назывался «королевским зеркалом», и распашной кафтан с воротником-стойкой. Из-под выреза «королевского зеркала» виднелась украшенная богатой вышивкой белая рубашка. У модных рубашек ткань вокруг шеи стягивалась шнуром, образуя множество мелких складочек, а край ворота украшался вышивкой. Верхнюю часть рукавов кафтана выкраивали в виде буфа, но рукава могли быть и прямыми, с «крылышками» у плеч. Кафтаны шились из ткани глубоких, темных цветов и украшались золотой вышивкой.
Верхней мужской одеждой XVI в. был «джуббоне» (он соответствовал французскому пурпуэну). Вначале пышный и длинный, позже он стал гораздо уже. Венецианский джуббоне закрывал бедра.
Украшали джуббоне пышные рукава и очень большой шалевый, иногда меховой воротник.
Венецианские одежды по-прежнему оставались светлыми и яркими: голубыми, гранатово-красными, зелеными, золотистыми, синими, белыми. На плечи венецианцы накидывали короткий плащ, который мог быть с рукавами или без них.
В XVI в. мужской костюм украшается разрезами самой разной формы, обшитыми по краям кантом или цветными нитками. Сквозь них просвечивала подкладка другого цвета.
Народная итальянская одежда на протяжении XIV-XVI вв. изменялась медленно, но и она следовала за сравнительно функциональными формами модного костюма.
Мужчины носили чулки и штаны до колен.
Принадлежностью дворянского костюма была шпага, которую носили у левого бедра на поясной портупее. Справа к поясу на цепочке прикреплялся кинжал. Плоский кинжал — «стилет» носили за пазухой. Костюм дополнялся подвесным кошельком, перчатками, золотой цепью.
Женский костюм
Женский итальянский костюм эпохи Возрождения был еще богаче и разнообразней мужского.
Согласно флорентийской моде, в XV в. идеалом красоты являлась стройная женщина с утонченными чертами лица, высоким округлым лбом и длинной шеей. Одежда была свободная, мягко ниспадала, подчеркивая формы тела.
В XV в. итальянки носили платье — «гамурра». Нижнего белья в это время как такового не было. Дамы носили одновременно два верхних платья из дорогих парчовых и бархатных тканей. Они были отрезными по талии, с узким лифом и длинной, в складку или сборку юбкой. Декольте на груди делали квадратное, а на спине треугольное (что зрительно удлиняло шею). Часто лиф впереди был разрезным, со шнуровкой.
Рукава платья были прямыми, немного расширявшимися к плечу. У одного и того же платья рукава могли меняться: их меняли, пристегивая к лифу или приметывая к пройме. Узкие рукава разрезались вдоль и скреплялись шнуровкой или пуговицами. Разрезались рукава и поперек, при этом их половины у локтя соединялись лентами и шнурами. Важным новшеством в женском костюме стало то, что рукава доходили только до кистей рук, оставляя их открытыми (согласно средневековому этикету, кисти рук должны были быть скрыты).
Платья молодых девушек шились из более легких тканей, их часто подпоясывали на античный манер под грудью. Сверху набрасывали легкие дорогие накидки или прикрепляли к платью собранную в мелкую складку ткань, которая слегка волочилась по полу.
Верхней женской одеждой по-прежнему оставался длинный, яркого цвета плащ. Иногда с прорезями для рук.
Женский костюм дополнялся подвесными кошельками, перчатками и богато вышитыми носовыми платками, которые в это время стали входить в моду.
В XVI в. впервые появляется нижнее женское белье и чулки. Самыми модными считались флорентийские чулки, сшитые из белоснежной ткани.
В это же время (в конце XVI в.) появились и первые кружева. Их не вязали, а шили иглой. Это была очень трудоемкая работа, и стоили они баснословно дорого. Особенно славились венецианские кружева — рельефные, плотные, с четким геометрическим рисунком. Секрет их производства тщательно скрывался.
В начале XVI в. женский костюм еще мягкий, пластичный и легкий, постепенно утяжеляется, становясь более пышным и декоративным. Появилось глубокое декольте, прикрытое вставкой. Широкая юбка из тяжелой дорогой ткани собиралась в мягкие складки. Рукава нижнего платья были длинные и узкие, а верхнего — короткие, в виде буфов. Пышные широкие рукава собирались в складки, украшались разрезами, сквозь которые виднелась ткань белой рубашки.
В моду вошли черные полумаски, которые женщины надевали при выходе на улицу — отчасти, чтобы не быть узнанными. Это была привилегия дворянства.
Обязательной принадлежностью костюма знатной дамы стали перчатки и носовые платки. Перчатки шили из ткани, украшали вышивкой, драгоценными камнями. Носовые платки тоже были очень красивыми, с вышивкой и кружевами. К поясу итальянские дамы подвешивали небольшие сумочки для ключей и денег. Костюм дополнял веер — вначале это был прямоугольный проволочный каркас, обтянутый шелковой тканью, а во второй половине XVI в. появились складные веера. Вместо веера дама могла использовать опахало или пучок страусовых перьев.
Зимой итальянки грели руки в муфтах, которые шились из шелка и оторачивались мехом.
Венецианский женский костюм XV в. отличался маленьким лифом с глубоким декольте и высокой талией. На рукавах платья красовались фигурные разрезы. В XVI в. женская одежда также приобрела пышность и декоративность. Несмотря на влияние испанской моды (и испанский, и венецианский женские костюмы делались на каркасе), венецианский все же был гораздо свободней и женственней испанского с его строгим графическим силуэтом.
В гардеробе венецианок была верхняя распашная одежда «симара» (в Европе она известна как «марлотт»). Симара состояла из трех частей: длинной складчатой спинки, переходившей в шлейф, и двух более коротких полочек. По бокам симара сшивалась не полностью или могла подвязываться поясом. У нее был стоячий веерообразный воротник.
Женский народный костюм сохранил традиции костюма эпохи Возрождения и в более поздние времена. Типичной крестьянской женской одеждой была рубашка, отрезной лиф, который надевался поверх нее, и широкая недлинная юбка.